Пытки плененных врагов

Анализ изученных автором материалов показывает, что во второй половине XIX века пытки пленников уже не были так широко распространены среди индейцев Дикого Запада, как это было в первой половине столетия. Рэндолф Мэрси отмечал существенное различие в обращении с пленниками между племенами восточных лесов и индейцами Равнин. Он писал: «Хотя восточные аборигены подвергают свои жертвы пыткам наиболее ужасного характера, они редко, если вообще когда-либо, лишают женщин целомудрия. Тогда как равнинные индейцы, напротив, не убивают пленников продолжительными пытками, но неизменно принуждают женщин подчиняться своим похотливым желаниям». Если индейцы были в бою победителями и не потеряли никого из своих, они могли оставить молодых пленников в живых. Но если победа стоила им крови, пленников ожидала смерть. Мэттьюз писал: «Я никогда не видел и не слышал, чтобы хидатсы захватывали в плен взрослых врагов с целью замучить их до смерти, как это было принято у восточных племен. Врагов они сразу же убивали». Преподобный Вильям Вэйлл писал в 1826 году по поводу осейджей, что никогда не слышал о том, чтобы они пытали врагов. Несмотря на его слова, свидетельств тому существует достаточно.


Длинный Солдат, вако (вичита). 1872 г.


Среди племен Южных равнин первой половины XIX века наиболее жестокими и бесчеловечными по отношению к пленникам считались липаны, вако, тавакони и тавехаши. Команчей и арапахов жестокими не считали. Дон Франсиско Руис поведал историю о захваченном индейцами тавакони липане. Известие о том, что его ждет смерть, он принял с хладнокровным безразличием и затянул песню смерти. Затем он стал оскорблять пленителей, не забыв ни одного грязного эпитета в их адрес. Женщины, с нетерпением ждавшие возможности поиздеваться над жертвой, развели огромный костер у подножья столба. Липану вывернули из суставов руки и привязали к столбу веревкой вокруг шеи, другой веревкой ему связали ноги. Танцующие вокруг смелого воина женщины периодически хватали за обвязанную вокруг ног веревку и тянули так, чтобы тело его оказывалось в огне. Другие в тот же момент хватали веревку на шее и ослабляли ее. Так продолжалось в течение трех дней и могло бы продолжаться дольше, поскольку тавакони проявляли особую заботу, чтобы не повредить жизненно важных органов пленника, если бы его случайно не убил команч. Надо отдать должное липану. Он несколько раз пел свою песню смерти и выносил жесточайшую пытку с величайшей храбростью. Другой пример изощренной жестокости тавакони показали, захватив в плен около десятка тонкавов. Они медленно и постепенно снимали с жертв кожу – сперва с рук и ног, потом с туловища. Все это время раненую плоть прижигали горящими углями. Энтони Гласе, побывавший среди тавехашей в 1808 году, писал: «(Они. – Авт.) единственны (среди остальных племен. – Авт.) в способе умерщвления своих пленников. Метрах в двухстах от деревни в землю врыт столб. Пленников раздевают догола и привязывают к нему. Они остаются там некоторое время, и все люди приходят посмотреть на них. После этого женщины и дети забивают их палками до смерти. Затем они срезают с костей мясо и развешивают его в двух разных концах деревни. Но они никогда не убивают пленников, не достигших половой зрелости. Их делают рабами или принимают в семьи, как это практикуется у большинства дикарей». Жестокое обращение с пленниками снискало вичитам (тавакони, тавехашам и др.) дурную славу. Один из евро-американцев писал: «Зверства, которым они подвергают пленников, так велики, что даже рассказ о них вызовет ужас и сделает рассказчика причастным к ним».

Пытки огнем применялись не только вичитами. Один весьма авторитетный источник сообщал, что ассинибойны однажды мучили пленных женщин и детей гровантров, насаживая их на кол, установленный у огромного костра, после чего зажаривали их живьем.

Хотя, по мнению Уоллеса, не в обычае команчей было пытать несчастных пленников, придя в гнев, они могли прибегнуть к крайне варварским способам мщения. Решение участи пленника по большей части зависело от того, кто его захватил. Известен воин, который постоянно кастрировал пленных мальчиков, распял одного из пленников и убил наваха только потому, что тот был болен. Однажды отряд команчей захватил врасплох небольшую группу тонкавов, жаривших воина-команча, готовясь к его ритуальному поеданию. Они скальпировали их, отрубили им руки и ноги, вырезали языки, после чего бросили изувеченные тела живых и мертвых в костер, подкинув туда дров. Когда жертвы застонали, моля о пощаде, а жир и кровь заструились с их лопающихся от жара тел, команчи устроили пляску вокруг огня. С другой стороны, отец Роды Грейфут освободил мальчика-мексиканца, которого держал для ухода за лошадьми, «потому что не хотел беспокоиться об обучении его языку». Позднее он всегда отпускал пленников или давал, им возможность бежать.



Группа скаутов осейджей – участников военной кампании на р. Вашита 1868–1869 гг.


Нельсон Ли, проведший три года в плену у команчей (с апреля 1855 года по ноябрь 1858-го), описал церемонию умерщвления пленников. В четверти мили от своего поселения команчи врыли высокие столбы, отстоявшие друг от друга приблизительно на метр. К ним привязали четверых нагих пленников – руки как можно выше (правую руку к правому, а левую к левому), а ноги у основания столбов. Недалеко от столбов расположились вождь и старики-мужчины. Затем появилась цепочка из двухсот воинов, возглавляемая военным вождем. Каждый воин нес в одной руке нож или томагавк, а в другой острый кремень, выточенный в виде наконечника стрелы. Все происходило в полной тишине. Когда колонна проходила вокруг пленников, из ее рядов выскочили два молодых воина и, схватив двух бедняг за волосы, с воплями срезали с их голов по крошечному скальпу, после чего все краснокожие остановились на полминуты и сообща издали военный клич. Затем колонна продолжила молчаливый ход по кругу, не обращая внимания на двух оставшихся пленников. Когда она приблизилась к двум жертвам во второй раз, в дело пошли кремневые наконечники – каждый воин, проходя мимо них, с диким визгом сотрясал перед их лицами томагавком, а затем кремнем наносил на тело несчастных неглубокий, но кровоточащий порез. Сколько кругов сделали воины, Ли не мог сказать, но тела жертв в итоге превратились в сплошную кровавую массу, из которой медленно уходила жизнь. По ходу действа воины даже устроили себе получасовую передышку – некоторые прилегли покурить, другие собрались небольшими группками. Все они смеялись и шутили, тыча пальцами в сторону обливающихся кровью пленников. Через пару часов на очередном круге колонна остановилась, от нее отделилось два воина. Они танцевали около десяти минут, издавая военные кличи, а затем томагавками размозжили обоим жертвам черепа. На этом все было закончено. Двоим другим пленникам сохранили жизнь.


Воины из племени ото.

Конец 1860-х гг.


Хантер, живший среди канзов, осейджей и пауни писал, что, когда военный отряд возвращался в селение с пленными вражескими воинами, их соплеменники выходили навстречу и, после первых приветствий и расспросов, накидывались на пленных с дубинками, хлыстами и камнями. Особенно жестоки были женщины, потерявшие в боях с этим племенем мужей или родственников. Женщин и детей сразу принимали в семьи захвативших их воинов или в семьи их друзей. В каждом селении около палатки совета стоял столб, который в случае войны был выкрашен в красный цвет. Именно здесь был «островок безопасности» для пленника. Неподалеку от него женщины и дети выстраивались в два ряда, вооруженные камнями, дубинками, поленьями и ветками колючих растений. Пленных воинов одного за другим заставляли бежать между ними к столбу. Некоторые гордые смельчаки шли медленно, и их забивали до смерти. С теми, кому удавалось добежать до столба, впоследствии хорошо обращались, хотя и держали под охраной. Позже их судьбу решал совет. Те, кому сохраняли жизнь, обычно находили себе в племени жену и оставались жить с ними. Когда между племенами вновь заключался мир, бывшие пленники-мужчины могли вернуться к своим, но поскольку это считалось неблагодарным, такие случаи были редкими. Те же бедняги, кого приговаривали к смерти, подвергались наиболее жестоким пыткам. Обычно их руки и ноги привязывали к одному или двум столбам или деревьям, после чего их жгли и резали, но так, чтобы мучения продолжались долго. Несчастные вели себя мужественно, оповещая мучителей о своих воинских подвигах, которые они совершали против членов захватившего их племени. Они называли пленителей бабами, которые не умеют ни сражаться, ни пытать по-настоящему и никогда не сравнятся с воинами их родного племени. О своей смерти они говорили как о чем-то незначительном – они отправятся в Страну Великой Охоты, где значительно лучше, чем на земле, а их племя не пострадает от потери, поскольку в нем достаточно бесстрашных воинов, способных отомстить за нанесенные обиды. Когда пленники ослабевали от пыток, то начинали петь свои песни смерти, а потом умирали, так и не выказав ни единого признака боли.


Бывали случаи, когда совет мог сохранить жизнь почти всем пленным воинам. Хантер был свидетелем кровавой битвы между канзами и объединенным отрядом ото и омахов. Обе стороны понесли огромные потери, но канзы вышли победителями, захватив в плен двадцать пять воинов противника. Всем им удалось пройти через ряды разгневанных женщин и, сильно израненными, добраться до спасительного столба. Спустя несколько дней совет вождей принял решение сохранить жизнь всем пленникам, кроме двух вождей омахов. Они были подвергнуты жесточайшим пыткам, но держались храбро и не проронили ни стона. Омахи знали, что особо тяжело канзы переживали потерю храброго воина по имени Кискемас. Один из них смеялся над женой погибшего: «Это я убил твоего мужа, взял его скальп и выпил его кровь. Я ничего не должен своему племени – я много раз сражался за него и убил множество врагов. Осталось достаточно воинов, чтобы отомстить за мою смерть и защитить охотничьи угодья, женщин и малышей. Я мужчина. Судьба сегодня не на моей стороне, и я умираю как воин».

Кокс был свидетелем того, как плоскоголовые пытали захваченного черноногого. Пленник не только стойко выдержал пытки, но и смеялся над мучителями и убеждал их, что они ничего не понимают в этом деле. Пока они отрезали ему пальцы по одному суставу за раз, он обратился к одноглазому плоскоголовому со словами: «Это моя стрела выбила тебе глаз». После чего разъяренный воин выколол ему глаз, порезав нос чуть ли не пополам. «Это я убил твоего брата и скальпировал твоего старого дурака отца», – сказал черноногий другому, и тот бросился к нему и скальпировал живьем. Он едва не ударил его ножом, но вмешался вождь и остановил несдержанного воина. Внимание черноногого перенеслось на вождя: «Это я захватил твою жену прошлой осенью. Мы ослепили ее, вырвали язык и обращались с ней как с собакой. Сорок наших молодых воинов…» Тут вождь плоскоголовых не выдержал и выстрелом в сердце убил храбреца.



История Джона Колтера, которому удалось спастись от черноногих, получила широкую известность на Западе. Художник Ч. Рассел


Иногда пленнику давали шанс на спасение, устраивая на него своеобразную охоту. Самый известный случай произошел в 1808 году с Колтером – знаменитым проводником и охотником. Он был захвачен огромным отрядом черноногих вместе с товарищем, который оказал сопротивление и был убит. Индейцы изрубили труп на куски, бросая в лицо пленнику внутренности погибшего. Разъяренные родственники убитого в схватке краснокожего пытались прикончить Колтера топорами, но их остановили. Вожди быстро провели совет и приказали раздетому догола Колтеру бежать прочь. Когда он удалился на некоторое расстояние, позади раздался военный клич, и, обернувшись, несчастный увидел, как большая группа молодых воинов с копьями в руках бросилась вслед за ним. Колтер побежал быстрее, подгоняемый страхом и надеждой на спасение. Через пару миль его ноги ослабели, он стал задыхаться, а перед глазами встала кровавая пелена. Один из преследователей вырвался вперед и быстро нагонял беглеца. Понимая, что скрыться не удастся, Колтер остановился и закричал, умоляя о пощаде. Но воин, казалось, не слышал его. Он сбросил на бегу одеяло и, схватив копье двумя руками, атаковал беззащитного бледнолицего. Индеец бил сверху. Колтер успел уклониться, перехватил копье у самой головы и, вложив в движение остатки сил, дернул врага на себя. Краснокожий растянулся на земле, а древко копья переломилось так, что железный наконечник остался в руках беглеца. Не теряя времени, Колтер вонзил наконечник в голову поверженного врага и, прихватив брошенное воином одеяло, бросился бежать с новыми силами. Позади раздался вой разъяренных дикарей – по словам Колтера, они визжали, словно легион демонов. Вскоре Колтеру удалось добежать до реки, находившейся в пяти милях от места старта. Он продрался через заросли и кинулся в воду, где заметил бобриную плотину. Поднырнув под нее, беглец всплыл на поверхность, скрытый от преследователей крышей бобриного домика. Там он просидел до ночи, дрожа от страха и слушая шум рыщущих в округе врагов. Лишь когда индейцы ушли, Колтер выбрался из укрытия и двинулся в путь. Его единственной одеждой было одеяло, захваченное у убитого краснокожего, а единственным оружием – наконечник копья. Он шел днем и ночью, питаясь кореньями, сбивая в кровь босые ноги и замерзая по ночам в изодранном одеяле. Ему приходилось быть крайне осторожным, избегая встреч с дикими животными и враждебными индейцами. Когда он добрался до ближайшего форта белых людей – грязный, худой, заросший и израненный, – его узнали лишь после того, как он назвал свое имя. Форт находился в трехстах милях от места, где его захватили черноногие! Несомненно, эта охота на пленника, устроенная краснокожими, была не единственным случаем в истории Дикого Запада, но, видимо, мало кому удавалось избежать гибели, подобно Колтеру.


Воин кроу Идущий Вперед в боевом убранстве


Взбешенные понесенными в бою потерями или упорным сопротивлением, индейцы не отказывали себе в удовольствии подвергнуть пленников пыткам прямо на месте. Захватив в бою у почтовой станции Даунера двух белых людей, шайены распяли одного из них на земле и, отрезав ему язык, «вставили на его место другую часть тела» несчастного, затем развели у него на животе костер и выли, словно демоны, пока тот не умер в агонии. Старый торговец Леонард рассказывал о битве кроу с черноногими, соорудившими укрепление из бревен, кустов и камней на хребте, где они героически защищались в течение долгого времени. Кроу выиграли тот бой и долго мучили беспомощных раненых, прежде чем добить их. В другой раз он видел, как кроу замучили попавшего к ним в руки черноногого. Его повесили на дереве за шею, после чего мужчины стреляли в него, а женщины кололи острыми палками. Весной 1853 года кроу нагнали пятерых черноногих и в последовавшем бою четверых убили. Пятого, раненного в ногу, они убивать не стали. Вместо этого кроу содрали с него скальп и отрезали ему руки, после чего отдали мальчишкам, которые стреляли в несчастного из ружей, заряженных только порохом, обжигавшим тело, хлестали по лицу его же скальпом, а затем забили до смерти ударами томагавков и камней по голове. После этого они притащили все пять трупов в свой лагерь, где отрезали им головы, руки, ноги и гениталии, привязали их к шестам и торжественно носили по лагерю. Порой безумная ярость краснокожих была столь велика, что они готовы были пойти на все, лишь бы заполучить в свои руки несчастного врага. Когда в бою с шайенами солдаты полковника Самнера пленили одного воина, скауты пауни отправились к полковнику и предложили отдать всех захваченных ими шайенских лошадей и всю свою плату за службу, если он передаст им пленника, которого намеревались предать пыткам до смерти. К большому сожалению скаутов, Самнер им отказал.

Сиу утверждали, что никогда не пытали пленников – их либо убивали, либо принимали в племя, либо отпускали. Гриннел также отмечал, что индейцы западной части Великих Равнин практически никогда не делали этого. Стэнли Вестал писал: «Белые люди привнесли с собой с Востока уже готовый образ индейцев, который вовсе не совпадал с образом равнинных племен». Беседуя с Белым Быком, хункпапа-сиу, и надеясь, что тот вспомнит какой-нибудь случай, Вестал рассказал ему, как белые люди иногда сжигали на кострах негров. «Вождь в ужасе взглянул на меня и воскликнул:

– Ты сжигал негров?

Я сразу же заверил его, что сам этого никогда не делал, но многие белые повинны в такой жестокости. Вождь был настолько поражен сказанным мной, что некоторое время молчал. Уверен, что, если бы я совершил подобное преступление, наша дружба с вождем закончилась бы в тот же момент».

Однако автору удалось обнаружить противоположные сведения о сиу, и, как ни странно, случай сожжения плененного врага был описан тем же Стэнли Весталом, но в другой его книге. В начале 1850-х годов хункпапа-сиу захватили женщину кроу. По обычаю, ее должны были принять в племя, но во время победных плясок каким-то образом выяснилось, что она витковин -

Усталость сморила Анну. Она повалилась на постель и уснула не раздеваясь. Хоня вернулась из госпиталя, и сестры упросили ее не ложиться спать, посторожить дом, пока они «сбегают на минутку» на курган: надо узнать, что сталось со Стрёмой, да и Веня пропал.

На кургане работы уже кончались, когда туда пришли сестры. Матросы, арестанты и народ занимались уборкой мусора, щебня, заравнивали ямы, вырытые снарядами, и утаптывали землю. Около подметенных пушечных платформ артиллеристы аккуратно укладывали в пирамиды ядра.

То место, где упал раненый Корнилов, кто-то догадался отметить крестом, сложенным из мелких ядер. Тщательно вычищенную покатую площадку все обходили стороной. Ее успели посыпать песком. Кругом стоял народ. Люди тихо говорили, глядя на этот крест, о разных случаях минувшего дня.

Поодаль от этого места, у подножия башни, на скамейке сидел Нахимов. По бокам его сидели Истомин и Тотлебен. Они отдыхали, перекидываясь изредка словами.

Музыка стихла. Оркестранты построились по два в ряд. Капельмейстер скомандовал: «Шагом марш!» Музыканты, поблескивая трубами при свете луны, пошли с батареи. Арестанты гасили в песке факелы, которыми светили музыкантам.

– Стой! Кто идет? – раздался внезапно тревожный оклик сигнальщика.

Народ кинулся к банкету, где стоял сигнальщик. На гребне вала появилось три человека, за ними четвертый, чем-то нагруженный.

Из толпы послышались крики и смех. Народ двинулся к тому месту, где сидели на скамье адмиралы и инженер-полковник. Перед скамьей толпа остановилась.

– Дайте факел! – крикнул кто-то.

Два факела осветили странную картину. Перед скамьей стоял с закрученными назад руками и широко раскрытым ртом человек исполинского роста. Светлые глаза его светились гневом. Шею великана охватывала петлей веревка. Один конец слегка натянутой веревки держал Стрёма, другой конец – юнга. За ними стоял Михаил Могученко со штуцером на правом плече и пестрым пледом под мышкой левой руки.

– Что такое?! – воскликнул изумленный Нахимов. – Снять петлю! Развязать руки!

– Есть снять петлю! – ответил Стрёма.

Веня чмокнул с сожалением, бросив свой конец веревки. Зато Михаил передал ему штуцер, а сам кинулся развязывать руки великана.

Освобожденный великан сорвал с шеи петлю и, вынув изо рта свернутую в тугой комок тряпку, с отвращением швырнул ее на землю.

– Стрёма, доложи! – приказал Нахимов.

– Был в секрете с Михаилом Могученко и юнгой, охотниками. Мы сговорились: братишкам живого англичанина показать. А то он нас целый день бьет, а какой он, мы еще не видали. Подползли. Стоит вот этот, зевает, на луну поглядывает: скоро ли рассвет будет? – видно, ему скучно. Штуцер под мышкой на весу держит. Как его взять? Сомнительно! Кругом тишина. У нас музыка. А он поглядел-поглядел, разостлал одеяло – вон оно у Миши под мышкой, – лег, отдохнуть вздумал. Мы тут его мигом и накрыли – пикнуть не успел! В рот кляп забили, руки скрутили. Я ему: «Гу! Гу!» – идти надо, показываю ему в нашу сторону. А он лежит себе. Знает, рыжий кот, что скоро придут его проверять. Что делать? Нести? Тяжело. Наладил я ему петлю. Конец я захватил на случай. «Веня, – говорю, – бери». Потянул я. Он захрипел. Я ему: «Будьте ласковы, вставайте. Гу! Гу! Только у меня ни гугу». Ведь понял! Встал, пошел. Вот он – можете полюбоваться!

– И есть чем! – улыбаясь, заметил Нахимов. – До чего хорош!

– Девушек-то вперед пропустите, братцы! – весело крикнули из толпы.

Поднялась возня. Женщин вытолкнули с веселым смехом в первый ряд.

– Ах, батюшки, стыд какой! – закричала Маринка. – Мужик, а в юбке!

Великан тряхнул рыжими кудрями и улыбнулся, взглянув в лицо Маринки.

Пестрая суконная в складку юбка едва достигала его колен, открывая голые волосатые икры. На ногах – клетчатые чулки и крепкие туфли из некрашеной кожи. Вся нижняя часть одежды пленного резко отличалась от верхней: он был в короткой куртке с узкими рукавами и большими пестрыми эполетами, вроде тех, что у русских барабанщиков. Под погон на правом плече подвернута широкая ременная перевязь для патронной сумки. С левого плеча свисал широкий шарф.

– Вы стрелок шотландской гвардии? – спросил Нахимов пленника по-английски.

– Да, сэр! – с готовностью ответил пленник.

– Какой части?

– Дивизии герцога Кембриджского, бригады генерала Бентинка, стрелок шотландской гвардии Малколм Дуглас, если вам угодно знать, сэр!

– Очень хорошо, мистер Дуглас. Я адмирал Нахимов.

Шотландец вытянулся и сказал:

– Ваше имя, господин адмирал, с почетом упоминается в английских газетах.

– Ну, это слишком лестно для меня… Вы лоулендер , насколько я вижу? – продолжал спрашивать Нахимов.

– Корабельный плотник из Гринока, господин адмирал.

– Почему вы воюете с нами? Вам ясны цели этой войны, мистер Дуглас?

– Воюет Англия. Англичанам русский флот – бельмо на глазу.

– Но ведь вы тоже англичанин…

– Горный поток не признает родства с ведром воды, зачерпнутым из него!

– Хорошо-с! Очень хорошо-с! – по-русски одобрил Нахимов и продолжал спрашивать по-английски: – Зачем же вы поступили в солдаты? Вас напоили в кабачке вербовщики?

– Нет, господин адмирал, я хотел уехать из дома как можно дальше. Это мое личное дело.

– Ну что же, надеются у вас овладеть Севастополем и русским флотом?

– Сегодня нам читали самый свежий номер «Таймс» , полученный из Лондона. В нем напечатано, что мы уже взяли Севастополь две недели тому назад и что русский император бежал в степи где-то между Москвой и Казанью.

Шотландец сказал это без тени улыбки.

– Что вы думаете об этом, мистер Дуглас? – спросил Нахимов тоже серьезно.

– Черт меня побери, клянусь святым Георгом – я-то в Севастополе! Меня привели сюда, как собаку, с веревкой на шее эти черти. Но, сказать по правде, я хотел бы быть подальше от вашего осиного гнезда.

Обратясь к народу, Нахимов перевел на русский язык слова пленника, что в Лондоне считают Севастополь уже взятым.

В толпе засмеялись.

Один из матросов крикнул:

– Павел Степанович, скажите ему подходящее по-нашему!

– Сказал бы, да он не поймет, – улыбаясь, ответил Нахимов и, обратясь по-английски к пленнику, что-то ему сказал.

Тот усмехнулся.

– Я сказал ему: «Мои матросы говорят, что они умрут все до одного, но не сдадут Севастополь!» – объяснил Нахимов.

Маринка хлопнула в ладоши и воскликнула:

– Девушки! Привели человека, как теля на веревке, а он еще смеется… Посмотрела бы я, как бы ты полез с ружьем к нам на штурм! Я б тебе показала!

Взгляд пленника встретился с горящим взглядом Маринки.

Нахимов поднялся со скамьи.

– Спасибо, молодцы, за службу! – обратился адмирал к Стрёме и Михаилу Могученко.

Веня высунулся вперед.

– И тебе, юнга, спасибо. Молодчина!.. Посмотрите, Малколм Дуглас, на этого мальчика. Вы перед ним – как Голиаф перед Давидом . А он вас не боится! Я должен бы вас отправить в палатки для пленных, но сегодня мы торжествуем. Ступайте, Дуглас, к своим и скажите им, что мы погибнем все до одного, но не отдадим Севастополь! Ступайте же, вы свободны… Пропустите его! – приказал Нахимов. – Я его отпускаю: пусть он уверит своих, что в Севастополе все от мала до велика – не только матросы и солдаты, но даже женщины и дети – готовы биться до последней капли крови…

Народ молча расступился, давая пленнику дорогу. Шотландец несколько мгновений простоял в нерешительности, потом повернулся и пошел к валу. Он с разбегу вскочил на насыпь, оглянулся, махнул рукой, спрыгнул в ров и пошел в сторону пятиглавой английской батареи.

Погасили факелы. Народ расходился.

Наташа кинулась на шею Стрёме, целовала его, плача и смеясь, бранила, что он не бережет себя. Маринка тормошила Веню. Хоня с улыбкой смотрела на братьев и сестер. К ней подошли Панфилов и Нефедов.

– Слава богу, все живы!.. – сказала Хоня, глубоко вздохнув.

Искаженное to go – идти (англ.).

Лоулендер – житель низменной части Шотландии.

«Таймс» («Времена») – ежедневная английская газета. Издается в Лондоне с 1785 г.

Голиаф перед Давидом. – Великан-филистимлянин Голиаф был убит в единоборстве пастухом Давидом, ставшим впоследствии царем (библ.).

Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии Бартошек Карел

Пленные враги

Пленные враги

СССР не ратифицировал международные конвенции, касавшиеся военнопленных (Женева, 1929 год). Теоретически военнопленные находились под зэщитой этих конвенций, даже если их страна конвенций не подписала. СССР совершенно не обращал на это внимания. Победив Германию, он держал у себя от трех до четырех миллионов немецких военнопленных. Среди них были немецкие солдаты, взятые в плен союзниками, но потом ими освобожденные. Вернувшись домой - в зону, контролируемую советской стороной, они были высланы в СССР.

В марте 1947 года Вячеслав Молотов объявил, что уже репатриирован один миллион немцев (в точности 1 003 974) и что в советских лагерях их остается еще 890 532. Эти цифры оспаривались. В марте 1950 года СССР объявил, что репатриации военнопленных окончены. Однако гуманитарные организации предупредили, что в СССР остается, по крайней мере еще 300 000 военнопленных и 100 000 гражданских лиц. 8 мая 1950 года правительство Люксембурга выступило против завершения операций по репатриациям, ибо в СССР оставалось еще 2000 люксембургских подданных. Была ли связана задержка информации со стремлением советской стороны скрыть печальную судьбу этих пленных? Вполне возможно, если учесть высокую смертность в лагерях.

По подсчетам специальной комиссии (комиссия Машке), один миллион немецких военнопленных умерли в советских лагерях. Так, из 100 000 солдат, захваченных в плен Красной Армией в Сталинграде, выжило лишь 6000.

Наряду с немцами к февралю 1947 года осталось в живых примерно 60 000 итальянских солдат (часто приводится цифра в 80 000 человек). Итальянское правительство сообщило, что только 12 513 из них вернулись к этому времени в Италию. Надо заметить, что румынские и венгерские военнопленные, которые сражались на русском фронте, находились в аналогичных ситуациях. D марте 1954 годэ было освобождено сто добровольцев испанской «Голубой дивизии». Наш обзор был бы не полон без упоминания о 900 000 японских солдат, попавших в плен в Маньчжурии в 1945 году.

Из книги Катынь. Ложь, ставшая историей автора Прудникова Елена Анатольевна

Пленные в СССР: сказки и быль Управление по делам военнопленных при НКВД было создано 19 сентября 1939 года. К тому времени первые колонны пленных уже шли по дорогам Польши. Формально их положено было конвоировать до границы, причём так, чтобы они не мешали движению войск, и

Из книги ВОСПЕВАЮЩИЕ БИТВУ автора Ветер Андрей

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Враги Великое княжество Рязанское.Великое княжество Тверское.Вот они Москву просто ненавидели. Москва постоянно с ними воевала, пытаясь захватить, поглотить, присоединить, аннексировать.Тверскому князю то давали ярлык на великое княжение, то после московских интриг

Из книги За Веру, Царя и Отечество автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

9. РОССИЯ И ЕЕ ВРАГИ А теперь стоит поподробнее взглянуть и на страны противоположного лагеря. Потому что именно это, к сожалению, оказывается "за кадром" большинства исследований о мировой войне, что и мешает понять ее настоящую суть. "Добрая старая Германия" являлась не

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

Корсары, вероотступники и пленные В 1580, спустя год после смерти Себастьяна и в год восшествия на португальский престол Филиппа II, другой воин такого же романтического склада, как и Стукли, французский гугенот Франсуа де ла Ну создал свои «Речения» («Discours»), один из

Из книги Испанские репортажи 1931-1939 автора Эренбург Илья Григорьевич

Из книги Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга вторая (1941-1991 г.г.) автора Сидоров Александр Анатольевич

«Deutsche soldaten und die offizieren»: немецкие пленные «за скобками» ГУЛАГа Не сыграли сколько-нибудь заметной роли в лагерных выступлениях «автоматчиков»-«вояк» и военнопленные немцы, хотя их в Советском Союзе насчитывалось несколько миллионов (одним только постановлением ГОКО

Из книги Повседневная жизнь на острове Святой Елены при Наполеоне автора Мартино Жильбер

Глава первая ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЛЕННЫЕ Покинув Англию 9 августа на борту «Нортумберленда» в сопровождении целой армады, состоявшей из бригов «Зефир», «Икар», «Редпол» и «Феррет» и транспортных судов «Буцефал», «Гаванна» и «Цейлон», Наполеон и те, кто согласился разделить

Из книги Германский вермахт в русских кандалах автора Литвинов Александр Максимович

Немцы пленные в городе - Ух ты! Вот это да-а!- Эсесовцы, наверно!- Эсесовцы черными были!- Черными и страшными!- И с черепками ходили!- С черепами, салага!- Солдаты СС были в сером, а в черном - офицеры СС!- И красивыми были, когда маршировали просто так!- Ага, когда

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

112. Лексическая история сталинизма. Пятая колонна, враги народа и народы-враги - Как менялось в тридцатые представление о социализме? Шло речевое оформление нового коллективного бессознательного. Разбуди меня мальчиком в двадцатые ночью и спроси: что такое социализм? Я

Из книги Советские партизаны [Мифы и реальность] автора Пинчук Михаил Николаевич

Пленные Бежавшие из лагерей военнопленные ничем не отличались от «окруженцев» - такие же чужаки на территории Украины, Беларуси или Летувы. Хочу напомнить в этой связи, что немцы летом 1941 года отпускали украинцев, прибалтов и беларусов по домам. Отпустили много, около 300

Из книги Городомля: Немецкие исследователи ракет в России автора Альбринг Вернер

«МЫ НАЗЫВАЛИ СЕБЯ - МИРНЫЕ ПЛЕННЫЕ» Интервью с Вернером Альбрингом, посвященное вопросу о его участии в разработке советских ракетных установок.Г.Финке (Гамбург) Дрезден, декабрь 1990 г.Финке. В начале нашего разговора я хотел бы спросить о том, как возникла рукопись

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Пленные В условиях военной и экономической блокады горцам ничего не оставалось, как использовать любые возможности, чтобы выжить и продолжать борьбу с сильным противником.Одним из самых ходовых товаров стали пленные, которых можно было обменять не только на своих

Из книги Зарубки на сердце автора Васильев Виктор Николаевич

ПЛЕННЫЕ По-соседски к нам на кухню зашел дядя Петя – пожилой бородатый мужчина (тогда все, кому было за пятьдесят, казались мне пожилыми). Он ходил с палкой, хромал с Гражданской войны. Жил со своей женой через два дома от нас. Он был то ли дворником, то ли сам по себе

Пишутся с нн суффиксы полных форм страдательных причастий прошедшего времени: -нн- и -ённ- (-енн-) . Соотносительные с ними по форме прилагательные пишутся в одних случаях тоже с нн в суффиксе, в других - с одним н .

1. Пишутся с нн причастия и прилагательные на -ованный, -ёванный, -еванный (образованные от глаголов на -овать, -евать ), напр.: балованный, корчёванный, линованный, малёванный, организованный; выкорчеванный, избалованный, намалёванный, разлинованный, реорганизованный. Ср.: всеми балованный ребёнок и балованное дитя; недавно выкорчеванные пни и корчёванный участок.

О написании тех же форм от глаголов жевать, клевать, ковать см. ниже, п. 3.

2. Пишутся также с нн причастия не на -ованный (-ёванный, -еванный) глаголов совершенного вида и соотносительные с ними прилагательные; подавляющее большинство таких глаголов содержит приставку.

а) Примеры форм, образованных от приставочных глаголов: выбеленный, выстиранный, довязанный, изжаренный, исписанный, окрашенный, очищенный, обруганный, покрашенный, подсчитанный, распутанный, сделанный. Ср.: зачитанная на собрании резолюция и зачитанная книга; усиленная новыми участниками группа и усиленное внимание.


б) Перечень форм исконно бесприставочных глаголов, а также некоторых глаголов, приставка в которых может быть выделена только этимологически: брошенный, данный, конченный, купленный, лишённый, пленённый, прощённый, пущенный, решённый, хваченный, явленный; встреченный, затеянный, обиженный, обретённый, обязанный, посещённый, снабжённый. Ср.: брошенный мальчиком камень и брошенные дети; купленный в кредит товар и купленные журналисты.

По этому правилу пишутся и формы двувидовых (имеющих значение и совершенного, и несовершенного вида) глаголов венчать, завещать, обещать, казнить, родить: венчанный, завещанный, обещанный, казнённый, рождённый. О написании форм двувидовых глаголов контузить, крестить и ранить см. п. 3.

Исключения. Пишутся с одним н соотносительные с причастными формами прилагательные в составе следующих устойчивых сочетаний: конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец, посажёная мать, Прощёное воскресенье.

3. Причастия не на -ованный (-ёванный, -еванный) глаголов несовершенного вида (они образуются Только от бесприставочных глаголов) и соотносительные с ними прилагательные пишутся по-разному: причастия с нн , прилагательные - с одним н , напр.: гружённые дровами повозки, жаренная на масле рыба, писанная маслом картина, стриженные парикмахером волосы и коротко стриженные волосы, крашенные зелёной краской скамейки, давно не метённый пол, ещё не белённые стены, уже не раз считанные деньги, деланное много раз предложение; но: гружёная баржа, жареная рыба, писаная красавица, стриженые волосы, крашеные скамейки, метёный пол, белёные стены, считаные минуты, деланое равнодушие; аналогично вязанный и вязаный, глаженный и глаженый, плетённый и плетёный, чищенный и чищеный; так же пишутся: жёванный и жёваный, клёванный и клёваный, кованный и кованый.


По этому правилу пишутся формы двувидовых глаголов контузить, крестить и ранить. Ср.: контуженный в голову боец, тяжело раненный солдат, раненный в ногу солдат, только что крещённый младенец, но: контуженый командир, раненый солдат, крещёный ребёнок.

Примечание. Как видно из примеров, причастие опознается по наличию зависимых слов. Бывают, однако, редкие случаи, когда зависимое слово не является признаком причастия. Напр., следует писать: у него усики явно крашеные (ср. явно искусственные, где слово явно употреблено при прилагательном); стены, раньше белёные, теперь покрыты зелёной краской (ср. стены, раньше белые ).

Исключения (к § 98 - 99). Пишутся с нн вместо н :

а) прилагательные желанный, жданный и (в составе устойчивых сочетаний) виданное ли дело?; слыханное ли дело? Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать.

Особые случаи: прилагательные надёванный и (в составе устойчивого сочетания) разливанное море ; они образованы от приставочных глаголов несовершенного вида надевать, разливать, т. е. от глаголов с суффиксом -ва-, которые закономерно не образуют страдательных причастий прошедшего времени;

б) прилагательные с приставкой не-: неведанный, невиданный, негаданный, нежеланный, нежданный, ненадёванный, неожиданный, неслыханный, нечаянный и (в составе устойчивого сочетания) недреманное око;

в) сложные прилагательные долгожданный, доморощенный и (в составе собственного имени) Андрей Первозванный.

Вторые части этих приставочных и сложных прилагательных также соотносятся с глаголами несовершенного вида.


Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу? Именно этот вопрос возникает при чтении текста Б. Л. Васильева.

Раскрывая проблему проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу, автор знакомит нас со своим героем – защитником Брестской крепости Николаем Плужниковым. Перед нами отрывок из повести Б. Васильева «В списках не значился». Лейтенант должен был расстрелять пленного немца.

Хорошо знавшая немецкий язык девушка Мирра сообщила Николаю, что пленный – рабочий, мобилизован в апреле, у него трое детей. Плужников понимал, что этот немец не хотел воевать, не по своей воле попал он в подземелье, но беспощадно вёл немца на расстрел. Но он не смог выстрелить в человека. А Мирра призналась, что очень боялась, что Николай застрелит «этого старика». Плужников объяснил девушке, что он не застрелил немца «для своей совести, которая хотела остаться чистой».

Проявить милосердие и сострадание к поверженному врагу могут только поистине великодушные люди.

В романе – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Петя Ростов, находясь в партизанском отряде Денисова, жалеет французского мальчика – барабанщика, попавшего в плен, и стесняется этого, так как ему хочется выглядеть взрослым, настоящим воином. За столом он беспокоится, накормлен ли пленный, не обидел ли его кто. Петя робко предложил накормить пленного, и Денисов согласился с этим: «Да, жалкий мальчишка». Петя видит, что и «взрослые» относятся к пленному с сочувствием и состраданием, а простые солдаты французское имя «Винсент» переименовали в «Весеннего». Есть в романе эпизод, где русские солдаты кормят голодных французов кашей, а звёзды ласково смотрят с высоты на сидящих у костра людей и словно одобряют их. После победы над врагом Кутузов предлагает пожалеть пленных, которые выглядят «хуже нищих», потому что они «тоже люди». Чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты лежало в душе каждого русского солдата.

В повести В. Кондратьева «Сашка» главный герой получил приказ расстрелять пленного немца, ничего не сказавшего на допросе. Командир только что потерял любимую и горел желанием мести. Но Сашка не может выполнить этот приказ, так как раньше он убеждал немца, что советские солдаты не расстреливают пленных, даже листовку показывал. К счастью, командир понял чувства Сашки и отменил приказ.

Мы доказали, что великодушно простить и пощадить пленного врага способны те, кто не утратил на войне человечность, способен на милосердие и сострадание.

Обновлено: 2018-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.