Акция добрых дел «Книжкина больница»

Акция проходила под девизом: «Дорогой друг! Ты продлеваешь жизнь книге, которая поможет тебе стать умным, грамотным и интересным человеком!»,

Цель: Создать условия для формирования у детей бережного отношения к книге.

Задачи:

Для педагогов:

Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы с книгами и литературными произведениями; активизация творческого потенциала педагогов.

Активизация волонтерского движения в ДОУ.

Для детей:

Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.

Продолжать развивать формы сотрудничества друг с другом в команде.

Воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережного отношения к ней.

Получение позитивной обратной связи от прошедшего мероприятия.

Формы и методы проведения:

Беседа с детьми на тему «Наши мамы»;

Просмотр презентации «История книги», «Книга твой друг»

Предварительная работа:

Выставка «Моя любимая книжка»

Проведена беседа с детьми на тему: “ Откуда пришла книга»;

закреплены правила обращения с книгами;

В совместной деятельности закреплены умения и навыки нарезания бумаги заданного размера, аккуратной работы с клеем и ножницами.

Консультация для родителей «Читаем вместе»

Организатор акции : воспитатели

Участники: дети подготовительной логопедической группы «Непоседы», воспитатель.

Дети младшей группы «Колокольчик», воспитатель.

Организация и проведение акции:

Оснащение: скотч, ножницы, бумага, клей, потрёпанные, нуждающиеся в ремонте книги из книжного уголка группы.


Этапы проведения акции:

1 этап – организационный:

Беседа с детьми «Зачем нужны книги»

Воспитатель: «Книга – лучший друг ребят, Все об этом говорят»

Рассказ воспитателя о значении книги для человека.

Предложить детям вспомнить пословицы и поговорки о книгах:

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».

«Книга – лучший друг»

Ребята, книги бывают не только со стихами и сказками. Из книг можно узнать много интересного о природе, о растениях и животных, о различных странах, морях, океанах, островах и обо всём, что вам интересно.

Воспитатель объяснил ребятам, что именно мы, читатели, отвечаем за «здоровье» книги. Именно мы должны беречь книгу, беспокоиться, чтобы продлить ее жизнь – подклеить страницы, обложку, наш долг относиться к книжкам с уважением и любовью.

Чтобы найти дорогу в книжную страну необходимо знать правила обращения с книгами. Кто из вас знает, как нужно обращаться с книгами? Давайте вспомним их сейчас.

Рассматривать книги только за столом

Брать их чистыми руками.

Не загибать листы.

Не перегибать обложку.

Воспитатель: Вы молодцы: не только знаете эти правила, но и выполняете их.

2 этап – практический:

Сегодня предлагаю вам, отправиться в гости к малышам и рассказать им, что книги сделаны из очень непрочного материала, любое неосторожное движение может нанести им вред. Проверим, нет ли в книжном уголке книг, которым требуется наша помощь.

Дети с большим интересом и ответственностью подошли к «лечению» книг. Даже малыши с пониманием отнеслись к этому мероприятию. Дети брали порванные книжки и шли в «Книжкину больницу» лечить их. Докторами были дети подготовительной группы.

Результат акции:

В ходе акции « Книжкина больница» ребята прочувствовали важность своей работы, и пришли к выводу, что к книге нужно относиться бережно и аккуратно, а если уж случилось ненароком ее порвать, то нужно обязательно оказать ей «первую медицинскую помощь»!

Литературный

Любовь Нарожная
Конспект занятия «Книжкина больница»

Цель : познакомить с основными элементами книги, учить находить основные элементы книги, формировать бережное отношение к книгам, учить их ремонтировать. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, мыслительные операции.

Дети стоят полукругом.

Ребята, послушайте и отгадайте загадку :

Что за добрые друзья живут в доме у меня?

Они стоят в шкафу на полках

В переплётах толстых, тонких,

Друзья рассказывают мне

Что происходит на земле.

О чём эта загадка?

А у вас дома есть книги?

Ребята, как вы думаете, зачем нам книги?

Из книг мы узнаём много нового, интересного, много полезного. В книгах можно найти ответ на любой вопрос, ведь не зря говорят : «Книга – источник знаний» .

Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о книгах?

Дети читают пословицы и поговорки.

Хорошая книга – лучший друг.

Кто много читает – тот много знает.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Книги – наши лучшие друзья.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Дом без книги – день без солнца.

Книга – окно в большой мир .

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Книга - твой друг, без неё как без рук.

Молодцы, ребята, много хороших пословиц и поговорок вспомнили.

Ребята, а где живут книги в нашей группе? Правильно, в книжном уголке . Давайте пройдём к нашим книгам.

Подходим к книжному уголку .

Посмотрите, по – моему, в книжном уголке не всё в порядке. Вас ничего не удивляет?

На столе лежат старые, рванные, исписанные книги.

Сегодня утром к нам в группу пришло вот такое письмо : «Здравствуйте, уважаемые ребята! Это письмо написали вам мы – книги. Так уж случилось, что когда-то мы были новыми, красивыми, просто загляденье! А сейчас посмотрите на нас! Что с нами стало? Мы стали старыми,не красивы-ми, рванными. Нам очень хочется быть прежними, красивыми. Надеемся, что вы нам поможете, сможете нас вылечить и привести нас в порядок. С уважением к вам – книги»

Ребята, как вы думаете, почему книги стали такими?

Как мы можем помочь заболевшим книгам?

Правильно, ребята.

У нас в группе для порванных книжек открыта больница .

Мы всех их в порядок должны привести,

От гибели бедные книги спасти.

Представьте, что с вами мы стали врачами (одеваю шапочки) .

Одна лишь задача стоит перед нами :

Больных исцелить , чтоб здоровыми стали,

Чтоб добрые дети их долго читали.

Но для того, чтобы лечить больные книжки , нужно знать, что у них болит. Давайте, познакомимся с тем, как устроена книга. Хороший читатель должен знать, как называются части книги.

Показываю детям карточки.

Ребята, вот на этих табличках написаны основные элементы книги. Давайте прочитаем и покажем элементы книги.

Дети читают таблички, я показываю и объясняю.

Обложка - защищает книгу от повреждений и придаёт ей нарядный вид. Она подскажет кто автор книги, как она называется.

На страницах напечатан текст книги. Чем больше страниц , тем толще книга.

Рисунки, картинки в книгах ещё называют иллюстрациями. Книгу с иллюстрациями читать интереснее.

Корешок - основная часть книги. Он скрепляет все страницы и обложку книги.

Так из каких же частей состоят книги?

А теперь пришла пора вылечить наши книжки , поставив им диагноз.

Если книжка заболела , выпали страницы,

Её вылечит всегда «Книжкина больница » .

Аккуратно доктора – добрые детишки –

Странички склеят без следа!

Будь здорова, книжка !

Давайте осмотрим наших больных .

Какую книжку ты будешь лечить , Юра? Что ты будешь делать?

А ты, Танюша?

Так все дети рассказывают, что будут делать. Затем выполняют работу.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, помогли книгам, я думаю, они вам благодарны.

Скажите, ребята, как нужно относиться к книгам, чтобы они не болели? (бережно, аккуратно) .

Давайте вспомним правила бережного отношения к книгам.

1. Не рвать книги.

2. Не рисовать и не писать на страницах.

3. Не загибать страницы.

4. Не брать книги грязными руками.

Молодцы, ребята! Я думаю, вы всегда выполняете эти правила.

Кто с книжкой повсюду шагает ,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга поможет

Учиться, работать, дружить!

Организовала в Ногинской городской библиотеке №1 кружок для детей «Книжкина больница». В этой библиотеке работает моя мама и за время своей работы она видела, как многие дети плохо обращаются с книгами. Мама сочинила повесть-сказку «Обиженная книжка», которую напечатала в издательстве. В книжке использованы мои рисунки к сказке. Прочитав её книжку, мне пришла идея организовать кружок «Книжкина больница» в библиотеке. Вначале повесила в библиотеке объявление о создании кружка и дети заинтересовались. Кружок решила проводить в свой выходной день, по воскресеньям, т. к. в другие дни ребята загружены учебным процессом, и я тоже работаю. Библиотека по воскресеньям открыта. На первое занятие пришли одни девочки разных возрастов с 8 до 12 лет. На следующие занятия подтянулись и мальчики. Одна девочка, Светайло Саша всегда приходила с мамой и они вместе ремонтировали книжки. Всё, необходимое для занятий я подготовила сама. А начинала я своё занятие историей:
«Когда наступает ночь, «больные» книжки начинают плакать и жаловаться друг другу на свою судьбу: они уже не могут самостоятельно стоять на полке, путешествовать в рюкзаках читателей; разорванные, помятые страницы у них болят. Книги плачут и ждут помощи от вас, ребята».
Помощь ребят заключалась в ремонте книг. В читальном зале я накрыла большой рабочий стол клеёнкой, на столе приготовила все необходимые предметы: ножницы, клей, кисточки, скотч, бумага, тряпочки, салфетки, шило, нитки, ластик, фартуки и др. Занятия начинались с инструктажа по технике безопасности (их я распечатала на отдельных листах). Новички, записавшиеся в кружок, перед началом работы всегда читали инструктаж по технике безопасности.
Инструктаж по технике безопасности.
Перед началом работы обязательное проведение инструктажа по технике безопасности.
Правила подготовки рабочего места перед началом занятий
1. Положить на стол клеенку, рабочую доску.
2. Приготовить необходимые материалы и инструменты к работе.
3. Приготовить тряпочку или салфетку для рук.
Правила уборки своего рабочего места
1. Сложи материалы и инструменты в коробку.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. Протри инструменты и парту тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Все принадлежности убери.

Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Книг, нуждающихся в ремонте в библиотеке всегда много. Сначала я отбирала их сама, потом, решила, чтобы ребята тоже участвовали в этом процессе. Мама помогла оформить две книжные выставки: на одной «заболевшие» книги, требующие лечения, на другой - «выздоровевшие» книги: «Будь здорова, книжка!» Выставки поставила на детском абонементе и в читальном зале, чтобы все читатели, приходящие в библиотеку смогли наглядно увидеть, что книжки нуждаются в бережном отношении к ним, ведь одна книжка может послужить долго, и даже не одному поколению читателей.
Написала письмо от имени книг и прикрепила его рядом с книжными выставками для наглядности.
Письмо от «заболевших» книг:
«Уважаемые ученики! Мы живем в центральной городской библиотеке микрорайона Заречье города Ногинска. Уже много лет школьники берут нас с полки почитать. И от этого мы постарели, а когда-то мы были молодыми, красивыми, новенькими, просто загляденье! А сейчас что с нами стало? Вы только посмотрите: обложки у нас порванные, странички разрисованы ручкой. Мы стали некрасивыми, старыми, рваными… Нам очень хочется быть прежними и чтобы дети любили нас и обращались с нами аккуратно. Надеемся, что найдутся хорошие ученики, которые смогут нас «вылечить» и привести в порядок.
С уважением к вам – Книги»
Когда, дети ремонтировали книжки, я зачитывала отрывки из маминой сказки, им было интересно, чем закончится история с мальчиком, но продолжение я откладывала на следующее занятие, вызывая у них интерес.
Каждое занятие проходило с увлечением, ребятам был интересен сам процесс восстановления книг. Они их просматривали, стирали ластиком пометки на страницах, подклеивали обложки, подкрашивали заголовки книг, а некоторые ребята вновь рисовали обложку.
Однажды мне пришла мысль, провести с детьми сюжетно-ролевую игру «Книжкина больница», которая ребятам очень пришлась по душе. Дети одевали не фартуки для работы, а белый халат и колпак доктора, чтобы по-настоящему почувствовать себя врачом.
Я распределила роли: «Главный врач» – я, как организатор кружка, руководила процессом, «доктора» («хирурги», «врачи-реаниматологи», «врачи-косметологи»), «медсестры», «медбратья» ремонтируют книги, «санитары» выполняют неквалифицированную работу (приносят книги, накладывают пресс, расставляют «вылеченные» книги.
Отбор «пациентов»: «Медицинская комиссия» выбирала «пациентов», книги, которые будут «лечиться» первыми.
Установление диагнозов и выбор метода «лечения»: стереть надписи, подклеить страницы, отремонтировать обложку и т.д.
Выбор инструментов и лекарств: клей, скотч, бумага, ластик и т.д.
Инструменты для лечения книг:
1. Бумага белая
2. Бумага цветная
3. Картон
4. Ластик
5. Клей
6. Кисточка
7. Ножницы
8. Линейка
9. Карандаш простой
10. Карандаши цветные
11. Краски
12. Скотч
Симптомы болезни:
Рассохся и расклеился переплет
Оторвалась обложка
Выпали страницы
Исписаны страницы
Загнуты уголки страниц
Заболевшим книжкам прописано лечение:

Расправить загнувшиеся страницы;
Стереть ластиком карандашные пометки;
Подклеить страницы скотчем
Подклеить корешки цветной бумагой (или скотчем);
Обновить обложки.

Нужно было выбрать правильное лечение и вылечить книжку!
Главный врач «книжной больницы»
_____________________/М. Ю.. Курбатова/

Вот так моя идея ремонтировать книжки, пришлась детям по душе. По ходу работы отмечала детей грамотой от библиотеки, сертификатом и сладкими призами. Это давало возможность детям полнее ощутить важность своей работы.
Хотела организовать экскурсию для ребят в переплётную мастерскую, где настоящие большие станки, но, к сожалению, в нашем городе она давно закрылась, поэтому
планирую в дальнейшем организовать для детей, членов кружка, экскурсию в настоящую типографию в городе Ногинске, где издаются книги.
Ещё планирую распространить мамину сказку по библиотекам Московской области, чтобы другие дети знали, как важно бережно относиться к книгам.

Игра-занятие «Книжкина больница»

Цель: формировать устойчивый навык бережного обращения с книгами.

Материалы для ремонта: кисточки, клей ПВА, ножницы с закруглёнными концами, бумага.

Ход игры-занятия:

Воспитатель: Каждый из вас хорошо знает правила бережного обращения с книгами. Давайте вспомним их сейчас.

Дети: 1.Рассматривать книги только за столом

2.Брать их чистыми руками.

3.Не загибать листы.

4.Не перегибать обложку.

Воспитатель: Вы молодцы: не только знаете эти правила, но и выполняете их. Однако книги сделаны из очень непрочного материала, любое неосторожное движение может нанести им вред. Давайте проверим, нет ли в книжном уголке книг, которым требуется наша помощь. Пусть каждый возьмёт по одной книге и посмотрит, не нуждается ли она в ремонте.(Дети рассматривают книги и решают, какой из них требуется ремонт.)

Готов ли каждый из вас стать доктором Айболитом? Тогда в первую очередь нужно определить заболевание или, как говорят врачи, поставить диагноз больной книге. Что случилось с этой книгой? (Выпал один из листов)

Верно, этой больной нужно срочно вклеить выпавший лист. У кого ещё есть пациент с таким диагнозом? Какое лечение назначим этим больным?(Предложения детей.)

Порядок выполнения работы:

Нарежьте полоски бумаги, равные длине листа, который необходимо подклеить (ширина полоски должна быть не более двойной ширины полей книги). Полоску сложите вдоль пополам и аккуратно на клеёнке промажьте клеем. Вклейте оторванный лист на место в книгу.

Поставьте диагноз этой книге: что с ней случилось?(Оторвалась обложка.)Да, этой больной нужно срочно приклеить обложку. У кого есть ещё пациент с таким диагнозом? Какое лечение назначим этим больным? (Предложения детей.) Какая обложка у ваших книг- твёрдая или мягкая? Видите, книги с мягкой бумажной обложкой оказались недолговечны. Давайте подарим им другую обложку- более долговечную, твёрдую. Вспомните, как называется жёсткая обложка из картона? (Переплёт.)

Чтобы сделать твёрдую обложку, возьмите цветной картон, соответствующий развороту книги, вот так(показывает). Отогните скрепки, проколите в нужном месте картон. Соедините книгу с картоном. Видите, книга получила новую твёрдую обложку. Обложка закрывает книгу спереди и сзади. Что обычно пишут на передней стороне обложки?

Дети: На передней стороне обложки книги пишут фамилию автора и название книги.

Воспитатель: Дома вместе с родителями оформите новую обложку книги. Можно вырезать изображение из старой обложки и приклеить его к новой, а можно придумать свой собственный вариант оформления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Книжкина больница"

Формировать у детей интерес к книге, бережному обращению с ней. Познакомить детей с правилами пользования книгой....

Сюжетно-ролевая игра "Больница"

Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (в...

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры "Больница" во второй младшей группе

Сюжетно-ролевая игра - это деятельность детей, в которой происходит отражение явлений реальной жизни, быта, труда, взаимоотношений между людьми, а также общественных явлений...

Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице

Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице1.Ребенок боится неизвестности. Никогда не обманывайте ребенка.Не нужно скрывать от него, что Вы идете в поликлинику на прием к врачу. Ина...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе

Задачи:1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...

Конспект проведения трудовой деятельности в подготовительной группе «Книжкина больница. Поможем малышам»

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

    Формировать умение планировать последовательность своей работы.

    Развивать навыки самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия: подготовить место и инвентарь для работы; совершенствовать умения работать с ножницами, клеем и бумагой; повторить правила работы с книгой.

    Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения за проделанную работу.

Форма проведения: коллективная.

Оборудование: книги; алгоритм работы с книгой, ножницами, клеем; клей; бумага; салфетки; ножницы, клеёнки.

Интеграция областей: коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественное развитие.

Предварительная работа: разучивание пословиц о труде, повторение правил пользования книгой, ножницами, клеем.

Пространственно – временной ресурс: групповое помещение, длительность 30 минут.

Методы пед. деятельности: словесные (беседа, пословицы); наглядные (картинки); практические (работа с книгами).

Ход занятия

Восп: Ребята, посмотрите на наш книжный уголок. Какие там книги? Посмотрите на эти книги, это книги малышей, что с ними? Давайте с вами вспомним как надо пользоваться книгой. (алгоритм пользования с книгой)

Правила обращения с книгой

    Берегите книгу: не пачкай её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной.

    Не играй с книгой, она от этого мнётся.

    После того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место.

    Правильно храни книгу, в специально отведённом месте – в книжном шкафу или на полке.

    Если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощью взрослого.

Восп: Почему книги стали такими? Чем мы можем им помочь?

Восп: Ребята, скажите что нам для этого надо? (алгоритм помощи книгам)

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать.

Спинку бодро разогнули,

Ручки к верху потянули.

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперёд нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей!

Восп: А сейчас давайте вспомним как пользоваться клеем? Как пользоваться ножницами?

Восп: Давайте приступим к работе. Проходите к столам. Для начала нам надо отмерить полоски на бумаге. Отмеряем полоску на 3 см. и сгибаем её, отрезаем её и примеряем подходит она или нет. Сгибаем её пополам и намазываем одну половину клеем, а потом вторую половину и приклеиваем.

Восп: Ребята, кто уже всё сделал, давайте вспомним пословицы о труде:

Дело мастера боится.

Кончил дело – гуляй смело.

Уменье и труд всё перетрут.

За всякое дело берись умело.

Самостоятельная деятельность вместе с воспитателем. После выполнения работы приводим свои рабочие места в порядок.

Восп: Ребята, мы с вами помогли сегодня младшей группе, а в понедельник узнаем нужна ли ещё наша помощь другим малышам. Мы вместе с вами отнесём им книги и расскажем о правилах обращения с книгой.