Маврикий Осипович Вольф (1825-1883) - петербугский издатель и книготорговец, ставший первым российским книжным миллионером.
Вольф занялся книжным бизнесом в России по рекомендации известного немецкого издателя Брокгауза. С самого начала своей деятельности он вёл дело на европейский манер. Вольф тщательно изучал рынок, выискивая в нём белые пятна. Он первым в России начал выпускать роскошные иллюстрированные фолианты, став основателем нового вида изданий - подарочной книги. Издательство Вольфа было основным поставщиком иностранной литературы в Россию. Именно он впервые выпустил собрания сочинений В. Скотта, Ф. Купера, Ж. Верна, переиздаваемые и 150 лет спустя.

Маврикий Вольф родился 24 ноября 1825 года в Варшаве в семье врача. Закончив пятиклассную варшавскую гимназию, поступил учеником в книжный магазин А. Е. Глюкберга и впоследствии женился на его дочери. Переехав вскоре в Париж, работал там в книжной торговле Боссанжа, затем - три года в парижском отделении Брокгауза. Затем переехал в Лейпциг и там работал в книжной торговле, после этого - во Львове, Кракове, Вильне. В 1848 году приехал в Санкт-Петербург, где поступил в книжный магазин Я.А. Исакова заведующим французским отделом и занялся изданием польских книг. Оставив в 1853 году службу, открыл собственную «универсальную книжную торговлю» и одновременно выступил как издатель русских книг. Вольф сыграл заметную роль в развитии российской книготорговли. Его магазины с обильным и разнообразным подбором книг, с опытными продавцами считались образцовыми. Один из магазинов Вольфа размещался в Москве на Кузнецком мосту в бывшем доме ресторана "Яр". Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. После смерти Вольфа издательство продолжало существовать под названием «Товарищество М. О. Вольф» и просуществовало вплоть до 1917 года.

Книгоиздательская и книготорговая фирма М.О.Вольфа имела несколько художественно выполненных книгопродавческих знаков. Один из них - изящный декоративный вензель с инициалами издателя, был изготовлен художником-графиком Ф.Г. Берштаммом.

М.О. Вольф издал до 2 000 книг по различным отраслям знания, главным образом художественную, детскую, учебную литературу, а также роскошные иллюстрированные издания ("Молитвослов" с орнаментами в византийском стиле, "Библия, в картинах знаменитых авторов", "Живописная Россия").

Издание "Божественной комедии", предпринятое Вольфом в 1874-79 годах и вышедшее в трех роскошно оформленных томах большого формата, было в своем роде уникально. Дело в том, что до появления Вольфовского иллюстрированного издания не существовало еще ни одного полного русского перевода знаменитого творения Данте

Издательство Вольфа прославилось выпуском детских книг, которые печатались в виде подарочных изданий. Одним из таких изданий стали "Волшебные сказки" Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре.

Известно ли вам, кто был начальником лучшей разведки в мире? Кто такой Маркус Вольф? Мы поговорим о начальнике главного управления разведки, о его семье и жизни.

Биография

Маркус Вольф был рожден 19.01.1923 года в городе Хехинге. Вырос в семье доктора и драматурга. После знаменитому благодаря своим провокационным выступлениям отцу Маркуса оставаться в Германии было опасно.

Переезд в Россию

Прожив определенный период в Швеции и Франции, Вольфы переехали в столицу России. Там им дали советское гражданство. Уже после ВОВ семья Маркуса была эвакуирована в Башкирию. Там Маркус Вольф поступил в специальную школу, где готовят профессионалов в сфере разведки и диверсии в тылу противника.

Окончание обучения и первая работа

Уже после завершения Великой Отечественной войны Маркус Вольф был направлен в Берлин. В летний сезон 1945 года он уже трудился на берлинском радио и в печатном издании «Берлинер Цайтунг». В 1946 году, совместно с иными корреспондентами, Вольф давал интервью с Нюрнбергского процесса.

К 1950 году Маркус обладал навыками дипломатичной и репортерской деятельности, а также посещал европейские государства. 08.02.1950 года, уже после формирования ГДР, был создан Департамент общегосударственной защищенности («Штази»). Туда входила разведка, маскировавшаяся первое время под вывеской Учреждения экономических изучений. Со дня создания в состав его управления вступил Маркус Вольф.

С 1958 по 1987 сын драматурга был назначен руководителем в основное агентурное руководство, и был заместителем министра общегосударственной защищенности ГДР. В годы его управления ГДР обладала наиболее результативной шпионской службой в государствах Варшавского блока. К наиболее существенным ее достижениям относят введение в устройство НАТО финансиста Райнера Рупа.

Увольнение

В 1983 г. Вольф подал в отставку, однако его просьбу рассмотрели только спустя 3 года. Уже после начальник главного управления разведки Маркус Вольф просил общественно-политического укрытия у Советского Союза, но ему отказали.

Государственная измена

Генералу довелось увидеть вскрытие архивов разведслужбы, гонения его сослуживцев, а также пережить 3 судебных процесса над ним самим. Генерал-полковник Маркус Вольф был обвинен в В 1993 г. он был приговорен высшим судом Дюссельдорфа к 6 годам заключения. Вердикт позже был отменен.

Книги Вольфа

Большое количество книг написал Маркус Вольф. Биография генерала содержит множество информации о них. Наиболее известные его книги: "Тройка" и "Друзья не умирают". Последнюю автор представлял в России.

Маркус Вольф (годы жизни - 1923-2006), как мы выяснили, не только профессиональный разведчик, но и отличный писатель.

Удача на стороне Маркуса

На протяжении всех лет жизни разведчику улыбалась удача. Достаточно знаменит в своем кругу был Маркус Вольф. Семья, как мы выяснили ранее, была известна благодаря отцу-драматургу, писателю и еврею. В 1937 году, когда была арестована масса политических эмигрантов, семья Маркуса осталась на свободе. Это была далеко не последняя счастливая случайность. Интересно, что после событий 37-го года биографические данные будущего разведчика были абсолютно чисты перед властью.

Улыбнулась удача Вольфу и после окончания школы разведчиков. После обучения он не был направлен на линию фронта. Ранее почти все неопытные разведчики, которые были отправлены на практику, погибли. Именно благодаря решению руководства Маркус остался жив.

Головокружительная карьера

Считается, что Вольф построил невероятно головокружительную карьеру. В возрасте двадцати девяти лет он стал руководителем разведки ГДР. Маркуса обсуждают, его карьерой восхищаются и пишут о нем диссертации. Сам же Вольф никогда не комментировал свою стремительную карьеру. На вопросы о назначении он всегда отвечал сухо и лаконично.

Причина отставки и жизнь после нее

Точная причина отставки по сегодняшний день остается тайной. Известно, что в 1986 году Маркус Вольф считал, что государство нуждается в либеральной реформации, а руководство ГДР думало совсем иначе. Источники свидетельствуют, что это и есть причина ухода, ведь возраст Маркуса не имел значения, а с ГДР он был в хороших отношениях. Помимо этого Вольф перед отставкой получил звание генерал-полковника.

Как мы выяснили ранее, уйдя на пенсию, Маркус Вольф увлекся написанием книг. Der Trojka - его известное издание, в котором он осуждал сталинизм и с восхищением откликался о горбачевской Перестройке. Генералу Вольфу вполне можно доверять, так как он знал о сталинизме больше, чем другие. Данное произведение получило популярность не только в ГДР, но и на Западе.

Интересно, что Вольф после издания книги стал одним из главных диссидентов и борцов за перестройку на востоке Германии.

Человек без лица

"Человек без лица" - таким псевдонимом на Западе был назван Маркус Вольф. Фото генерал-полковника никак не могли добыть разведчики. Интересно, что при этом Вольф свободно путешествовал по Европе. В 1979 году помощник Маркуса бежал в ФРГ и опознал своего начальника на одной из фотографий, сделанных в Стокгольме. В скором времени это фото появилось на обложке одного из журналов.

Как мы говорили ранее, какое-то время юный разведчик жил в Советском Союзе. Именно поэтому там его еще называли Мишей, поскольку имя Маркус сильно "резало" слух.

Интересно то, что в русской школе немецкий мальчик запомнился надолго. Невероятно, но при поступлении в учебное заведение он сделал около трех десятков грамматических, пунктуационных и стилистических ошибок в русском диктанте, а уже при выпуске завалил экзамен по... немецкому! До конца своей жизни Маркус свободно и без акцента говорил на русском и даже знал правила правописания.

Семья Маркуса. Последние годы жизни

Известно, что за свою жизнь Вольф был женат четыре раза. Последнюю его жену звали Андреа. Они имели четверо детей, одиннадцать внуков и двое правнуков. Интересно то, что одного из внуков разведчика зовут Михаилом, как в детстве называли и самого Маркуса. Последние годы жизни разведчик провел в Берлине, на вилле со своей семьей. Домашними делами на вилле занималась одна из бывших нелегальных жительниц, которая со временем стала членом семьи, а не просто гувернанткой.

В последние пару лет жизни Маркус любил отдыхать в Венгрии и встречаться с бывшими сослуживцами за чашечкой ароматного кофе. Несмотря на преклонный возраст, в последние годы своей жизни Вольф часто поднимал вопрос и настаивал на полной амнистии для бывших разведчиков. Ведь многие знакомые, сослуживцы и товарищи Маркуса находились в заключении и после двухтысячных годов.

Загадочная личность

Несмотря на законодательство Германии, пенсия работникам разведслужб выплачивается мизерная. Маркус Вольф зарабатывал последние пятнадцать лет своей жизни благодаря написанию книг, которые переводятся на все языки мира, а также съемками в документальных фильмах и публичными лекциями. Критики выражают свое восхищение в отношении книг, которые написал Маркус Вольф. Они считают, что автор обладает особым талантом рассказчика-разведчика. Он умел рассказать правду таким образом, что после прочтения оставалось еще больше вопросов, чем ответов.

Удивительно, но после написания Вольфом множества автобиографических книг и участия в съемках документальных фильмов, его личность по-прежнему остается загадкой.

Вольф на допросах

Вольф отличался не только неповторимым талантом в написании книг. Известно, что до своей отставки он никогда на допросах не раскрывал своих сослуживцев и всегда брал всю вину на себя. Маркус всегда считал, что поступает правильно, так как ответственен за них. За такую честность на его последнем судебном разбирательстве уже немолодого генерала хоть и оправдали, но назначили достаточно маленькую пенсию.

Несмотря ни на что, душой Маркус всегда был в России. Он никогда не переставал любить ее. Именно с этим и связано его хорошее знание языка, несмотря на то что прошло много лет со времени его проживания там. До последних лет своей жизни, генерал регулярно навещал свою сестру, которая проживала на Набережной в Москве, и восхищался русским городом.

Самые яркие воспоминания

В одном из интервью незадолго до его смерти журналист спрашивал у Вольфа о самом ярком воспоминании о детстве. Удивительно, но Маркус ответил, что наиболее запоминающееся событие - это вступление в комсомол, а также летний лагерь.

Великая личность

Невероятным человеком был Маркус Вольф. Год рождения и смерти разделяло восемьдесят четыре года, за которые Маркус проявил себя как человек, писатель и разведчик с большой буквы. Несмотря на жизненные трудности, Вольф с каждым годом становился лучше. Даже перед смертью он был невероятно активным и приятным человеком. Он всегда с радостью беседовал с людьми и давал советы. Вольф обладал невероятной мудростью и мог решить любую проблему. Он всегда был честен и справедлив. Невероятно, но он никогда не сдавал своих сослуживцев. У такого великого человека уж точно есть чему поучиться.

Вольф Маврикий Осипович

Настоящее имя - Болеслав Мауриций Вольф (род. в 1825 г. - ум. в 1883 г.)

Русский издатель, книготорговец и типограф польского происхождения, ставший, по мнению современников, «первым русским книжным миллионером». Основатель петербургской книгоиздательской и книготорговой фирмы «Товарищество М. О. Вольфа».

Сегодня самыми цитируемыми книгами в русскоязычной литературе специалисты называют «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, по праву считающийся краеугольным камнем всей духовной и словесной отечественной культуры.

Нынешнему читателю хорошо известно и репринтно воспроизведенное в советское время издание словаря 1880-х гг., и фактически запрещенное большевиками издание 1916 г. под редакцией И. А. Бодуэна де Куртенэ, которое было переиздано только в самом конце XX столетия. Человеком, давшим в свое время путевку в жизнь этому уникальному литературному труду, был петербургский книгоиздатель и книготорговец Вольф. Его профессиональное чутье, глубокое знание рынка и способность формировать спрос на литературу вызывали восторг и заслуженное уважение современников. Это о нем и его магазинах в Северной столице говорили стихами: «В Публичную пойдешь - не найдешь. К Вольфу заглянешь - достанешь».

Основатель известнейшей российской издательской и книготорговой фирмы родился 3 ноября 1825 г. в Варшаве в семье врача Юзефа Вольфа и Элеоноры Эстерейхер. Несмотря на скромные финансовые возможности, отец устроил маленького Мауриция в знаменитую Варшавскую гимназию, дававшую очень хорошее, по тем временам, образование. Мальчик учился с удовольствием, много читал и заслужил в классе прозвище «книговед». Больше всего на свете он любил рыться в книжных развалах, бывать в книжных магазинах, знакомиться с букинистами.

Юношеская любовь Вольфа к книге оказалась всепоглощающей страстью и многое определила в его судьбе. Сам будущий издатель относился к своему увлечению с какой-то фатальной предопределенностью: «Уже с детства я любил книги, но любил как-то особенно, не так, как любят их библиофилы, собирающие книги, и не так, как любят их ученые, которые ищут в книге только источник сведений и наслаждений. Я видел в книге нечто другое. Моя мечта, еще в детстве, была распространять как можно больше книг, покрыть страну огромною массою книг, которые покрыли бы мое имя славой благодетеля человечества.» Вопреки воле отца, он решил посвятить свою жизнь книжному делу.

Успешно окончив гимназию, Мауриций поступил учеником в книжный магазин А. Е. Глюксберга, расположенный в Вильно, но на месте не сидел, а колесил по всей Европе. В течение четырех лет начинающему предпринимателю довелось «странствовать со множеством ящиков книжного товара по разным местностям». Коммивояжер побывал в Париже, Лейпциге, Праге и Кракове. «В каждом более-менее значительном городе, - вспоминал он позднее, - я открывал на короткое время книжный магазин и, удовлетворив умственные потребности местной публики, переезжал в другой город. Зажиточность жителей, обычай в каждой семье иметь библиотеку, составленную не только из книг для легкого чтения, но и книг редких в библиографическом отношении, благоприятствовали торговле».

Поднабравшись практического опыта, Вольф вернулся в Варшаву, женился на дочери владельца книжного магазина и окончательно утвердился в мысли, что пора начинать свое собственное дело. Местом, где было решено создать базу для организации крупного издательства, была выбрана Россия.

В 1848 г. он переехал с семьей в Петербург и устроился на работу в крупное книготорговое предприятие Я. А. Исакова. На новом месте Маврикий Осипович (как стал он себя называть) быстро занял должность управляющего - заведующего французским отделением - и предупредил хозяина, что будет параллельно заниматься самостоятельной издательской деятельностью. Исаков в то время занимался только торговлей и не чинил толковому служащему никаких препятствий - конкурентами они стали гораздо позже. Пять лет службы в северной столице позволили Вольфу досконально изучить практику российской книготорговли, наработать связи, клиентуру и поднакопить капитал, достаточный для ведения самостоятельного бизнеса.

В 1853 г. молодой предприниматель ушел от хозяина на «вольные хлеба» и открыл в Суконной линии Гостиного двора собственный книжный магазин. Уже одно местоположение магазина служило ему отличной рекламой, поскольку витрины выходили прямо на Невский проспект. Соединив две соседние лавки в одно помещение, Вольф оборудовал его на европейский лад, чем привлек немало посетителей. О популярности, которую быстро приобрел новый магазин, можно судить по результату шутливого спора писателей С. В. Максимова, Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Максимов уверял друзей в том, что любой извозчик по указанию: «Поезжай к Маврикию Осиповичу» довезет их до магазина Вольфа, и выиграл пари. Известно, что за четверть века работы общий оборот только этого петербургского магазина составил 6 млн рублей серебром.

Свою типографию Маврикий Осипович открыл в 1856 г. Впоследствии он получил право комиссионной поставки в Россию полиграфического оборудования и «всех вообще принадлежностей типографского, словолитного и литографского искусства и переплетного мастерства», стал заказывать шрифты в Европе и Америке. Первоначально в его типографии работало всего два станка, через 10 лет их число утроилось и появились три типографские машины, которые обслуживало около сорока рабочих. Политипажи печатались машинами, была введена стереотипия. В 1870 г. появились две паровые машины, число рабочих достигло ста человек. В то же время произошло слияние с типографией В. И. Головина, а в 1878 г. была приобретена лучшая словолитная мастерская «Ревильон и К°». В следующем году Вольф перевел типографию в новое просторное помещение на 16-ю линию Васильевского острова. Здесь Вольф разместил полтора десятка типографских машин и 7 паровых станков.

Маврикий Осипович брался печатать все, что «прилично и выгодно». Начав со скромного ассортимента изданий польских авторов (Крашевского, Корженевского, Качковского, Мицкевича), дебютант исключительно быстро превратился в «первого русского книжного миллионера», в «законодателя мод» на книжном рынке, к мнению которого прислушивались конкуренты. Издания Вольфа, благодаря налаженной им системе книготорговли, доходили до отдаленных уголков России, что позволило Н. С. Лескову шутливо сказать: «Маврикий - единственный царь русской книги. Его армия разбросана от Якутска до Варшавы, от Риги до Ташкента, в его руках судьба литературы.»

Современное оборудование позволило ему первым в стране приступить к систематическому изданию дорогих подарочных изданий - роскошных фолиантов, тисненных золотом и богато иллюстрированных. Каждое такое издание представляло собой незаурядное произведение оформительского искусства, а художественный вкус руководителя издательства и его работников позволял им избежать столь часто встречавшегося смешения стилей, чем грешили многие книжные «дизайнеры» того времени. Мастера типографии Вольфа использовали как русский, так и европейский опыт печатников - и с тем, и с другим Маврикий Осипович был хорошо знаком. К тому же иногда ему удавалось добыть у европейских коллег эксклюзивные клише. Так, для подготовки к набору сказок Шарля Перро из Парижа были получены подлинные деревянные доски с гравюрами Гюстава Доре, что позволило выпустить «вполне высококачественное», по мнению академика А. А. Сидорова, издание. С иллюстрациями того же мастера была выпущена и «Божественная комедия» Данте, и монументальная Библия.

На протяжении всей своей деятельности Маврикий Осипович внимательно следил за ситуацией на рынке и брался за издание той или иной книги лишь в том случае, если оно гарантировало прибыль. Этого принципа он придерживался независимо от тематики и назначения изданий (роскошно оформленные книги для состоятельных людей, массовые издания художественной литературы, учебники и т. п.). Вместе с тем, такой чисто коммерческий подход оказал серьезное воздействие на развитие просвещения в России.

Постоянно анализируя статистику продаж своих книжных магазинов, Маврикий Осипович прислушивался и приспосабливался ко вкусам и требованиям своих потребителей. Однако от издания книг, которые могли бы повредить репутации солидного издательства, Вольф был далек: он не шел на поводу у низменных вкусов публики, тщательно контролируя содержание рукописей. Обходя «острые углы» в общении с цензурой, издатель постоянно расширял диапазон своей книжной продукции.

Авторитет Маврикия Осиповича часто являлся определяющим фактором в принятии властями положительного решения об открытии того или иного журнала. Так, в апреле 1860 г. в Санкт-Петербургский цензурный комитет поступило прошение «книгопродавца М. Вольфа и коллежского асессора А. Разина о дозволении им издавать журнал “Вокруг света”». Вместе с прошением была представлена программа, в которой издатель и редактор писали: «Главная забота редакции будет состоять в том, чтобы постоянно давать статьи занимательные, изложенные очень популярно и просто, иногда в виде повести или путевых записок и всегда в форме, доступной для лиц, занимающихся не специально землеведением и естественными науками, для юношества, для молодых людей и для девиц». Прошение Вольфа из Петербургского цензурного комитета перекочевало в Главное управление цензуры, и там через месяц было принято решение: «Разрешить издание вышеупомянутого журнала по представленной программе, но с тем, чтобы из программы был исключен политический отдел». Кроме журнала «Вокруг света» Маврикий Осипович принимал участие в выпуске популярного в то время «Заграничного вестника».

Вольф первым начал издавать серии книг для юношества, учитывая психологические особенности возрастного детского восприятия. Чаще всего детские книги выпускались по типу немецких и французских «подарочных изданий» и группировались в серии: «Зеленая библиотека», «Розовая библиотека», «Нравственные романы для юношества» и др. В «Золотой библиотеке» впервые в России были опубликованы: «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Без семьи» Г. Мало, «Лучшие сказки» X. Андерсена, «Избранные сказки» братьев Гримм. Для детей же издавались собрания сочинений В. Скотта, Ж. Верна, Ф. Купера, И. И. Лажечникова и др. Особое внимание Маврикий Осипович уделял изданию детских журналов, среди которых наибольшей популярностью пользовалось «Задушевное слово», впервые увидевшее свет в 1877 г.

Для состоятельных читателей предназначались однотомные (более 1 тыс. страниц) собрания сочинений великих русских писателей - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского. Каждая книга содержала жизнеописание писателя и много иллюстраций, выполненных в технике ксилографии. Почти в каждом интеллигентном доме Петербурга, Москвы, любого губернского города стояли на полках томики в красном коленкоровом переплете с рельефным тиснением на нем - из вольфовской «Библиотеки знаменитых писателей». Не забывал российский издатель и о научных работниках. Для них были выпущены солидные труды по философии, истории, социологии: «История цивилизации в Англии» Г. Бокля, «История новой философии» К. Фишера, «Учение о происхождении видов Ч. Дарвина», «История свечи» М. Фарадея, многотомная «Всемирная история» Ф. Шлоссера.

Большой заслугой М. О. Вольфа было предпринятое им в 1877 г. монументальное издание «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении», едва ли не самый мощный географический издательский проект в отечественной истории. Проект был завершен только в начале XX в. Для его редактирования были привлечены: ученый и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский, литературовед и библиограф С. А. Венгеров, известный историк Н. И. Костомаров, писатель В. И. Немирович-Данченко и многие знаменитые ученые. Издание представляло собой 16 книг, собранных в 11 богато оформленных томах большого формата, и содержало оттиски около 4,5 тыс. гравюр, вырезанных вручную на дереве.

Свободно владея основными европейскими языками, Вольф внимательно следил за книговедческой и библиографической литературой. Он и сам не был чужд занятиям библиографией. Составленный им лично каталог французских книг по всем отраслям знания, пользующихся спросом, выписывали даже за границей. Под руководством петербургского предпринимателя было издано около 200 каталогов, а также множество рекламных листовок и проспектов. В частности, каталог немецких книг, выпущенных с начала века, составили два его сотрудника, в будущем известные издатели - Г. Гоппе и А. Маркс.

В общей сложности за время своей издательской деятельности Вольф выпустил около пяти тысяч названий книг тиражом более 20 млн экземпляров. Однако его заслуга состоит не в поражающем воображение количестве томов.

По сути дела, Маврикий Осипович внедрил в широкие массы новую для России книжную продукцию, например научно-популярную литературу. Фактически им были созданы целые разделы литературы, вроде детской, введена в практику цветная печать и тому подобное. До него все это существовало в зачаточном виде. Он многое сделал, чтобы книга стала доступной для среднего класса русских читателей, поднял ее культуру до общеевропейского уровня и внедрил множество других полезных начинаний в области книгопроизводства.

В 1882 г. Маврикий Осипович реорганизовал свое предприятие, основав издательство на паях «Товарищество М. О. Вольфа». Основными пайщиками, помимо самого издателя, стали его жена и сыновья - Александр, Евгений и Людвиг. Однако в этом составе издательство просуществовало не долго: 19 февраля 1883 г. знаменитый книготорговец и издатель умер. Похоронили его на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

После смерти создателя фирмы ее издательская деятельность сохранялась такой же, какой была при его жизни. По-прежнему издавались и переводились книги для детей и юношества, печатались детские журналы, беллетристика, научно-популярная и религиозно-нравственная литература, книги по технике, естественным наукам и сельскому хозяйству.

Наследники Маврикия Осиповича хорошо понимали коммерческую перспективность периодических изданий. Так, уже в 1884 г. был основан журнал «Новь» - двухнедельный иллюстрированный вестник современной жизни, литературы, науки и прикладных знаний. Позднее при книжном магазине Товарищества помещалась главная контора журнала «Мир искусства», первый номер которого вышел в 1899 г.

До революции издательская фирма, основанная знаменитым петербургским предпринимателем, оставалась одним из лидеров российского книжного рынка. После Октябрьского переворота «Товарищество М. О. Вольфа» прекратило свое существование. В советский период в адрес Маврикия Осиповича Вольфа было высказано немало несправедливых упреков. Но вот свидетельство современника: «Среди громадного количества изданий Вольфа не было ни одного заведомо реакционного, пошлого, вредного, вообще не было ничего такого, что могло бы дать крупные барыши, но вредило бы репутации издателя».

Из книги Бандиты семидесятых. 1970-1979 автора Раззаков Федор

В роли сыщика – Вольф Мессинг Имя знаменитого парапсихолога Вольфа Мессинга в Советском Союзе знали все. Его концерты всегда собирали полные залы, где бы он ни выступал: в больших городах или небольших поселках. После этих выступлений в народе обычно распространялись о

Из книги Календарь-2. Споры о бесспорном автора Быков Дмитрий Львович

10 сентября Родился Вольф Мессинг (1899) MISSING МЕССИНГ Сегодняшняя Россия переживает новое увлечение - оказывается, миром рулят уже не таинственные монахи, страшно утомившие всех после «Кода да Винчи» и его бесчисленных клонов, а совсем другие люди. Это - парапсихологи.Они

Из книги Первые шаги жизненного пути автора Гершензон-Чегодаева Наталья Михайловна

А.Б.Гольденвейзер. Михаил Осипович Гершензон (1869–1925) Биографический очеркГоворя о нашей дачной жизни в Кунцеве, я упоминал о товарище брата, в то время студенте, Михаиле Осиповиче Гершензоне Начавшись как обычная студенческая дружба, эти отношения делались все более

Из книги Небесная канцелярия [сборник] автора Векшин Николай Л.

Абрам Осипович Гершензон (1868–1932) Со старой фотографии смотрят два молодых еврея, типичные еврейские интеллигенты конца прошлого века. Явно два брата, похожие почти как близнецы, только старший, Абрам Осипович, чуть повыше младшего брата Михаила.Я немногое знаю о семье

Из книги автора

Я не прошу у Вас ноги (дружеская пародия на романс Оли Вольф «Я не прошу у Вас руки») Я не прошу Вас сразу в загс. Терзать капризами не буду. Вот мы расстанемся сейчас, И я о Вас совсем забуду. Душой моей не обладая, Лишь тело соблазнили Вы. А я, о счастии мечтая, Корю Вас

Заставка журнала - Известия книжных магазинов товарищества М.О. Вольфа по литературе, наукам и библиографии

В 1848 году в Санкт-Петербург приехал представитель крупной виленской издательской и книготорговой фирмы. В короткое время молодой человек, благодаря глубоким знаниям и начитанности, стал желанным гостем в тех домах Петербурга, где интересовались литературой. Звали молодого человека Маврикий Осипович Вольф. Как раз в то время известный в России издатель Я.А. Исаков искал опытного специалиста, хорошо знающего французскую литературу, который смог бы привести в порядок соответствующий раздел в его книжном магазине в Петербурге. Узнав, что Маврикий Вольф раньше сотрудничал с одной из крупных парижских книжных фирм, Исаков предложил вакантное место ему.

Вольф происходил из семьи потомственных врачей, его дед был лейб-медиком австрийского императора Иосифа II. Но уже с двенадцати лет у Маврикия возникло желание посвятить себя книжному делу. Окончив гимназию, он решил поехать в Париж, где, как он полагал, только и можно было "надлежащим образом подготовиться" к избранной им специальности. Там он работал в известных книготорговых фирмах Боссанжа, Брокгауза, Авенариуса. Затем в течении полутора лет осваивал премудрости торговли в Лейпциге у Энгельмана. Для приобретения опыта ездил во Львов, Краков, Вильну. В качестве представителя польских фирм он переезжал с ящиками книг из города в город по северо-западу России. После четырех лет таких странствий, достигнув определенных успехов, Вольф решил перебраться в Петербург.

Энергичный юноша быстро сумел завести многочисленные и полезные знакомства, сориентировался в новом положении и вскоре стал управляющим всей книжной торговли Исакова. Современники вспоминали: "Бойкий рассказчик, превосходно владевший французским языком, Вольф не только не терялся в обществе знатных и важных лиц, но ухитрялся привлекать к себе внимание, и его слушали всегда с удовольствием".

Поступая на службу к Исакову, Вольф выговорил себе право на самостоятельный выпуск польских книг. Так появились издания произведений Крашевского, Залевского, Качковского, Спасовича, Бартошевича. Предприятие разрасталось, и Маврикий Осипович начал думать об организации своего дела.

1 октября 1853 года в центре Невской линии Гостиного Двора открылся устроенный на европейский лад книжный магазин М.О. Вольфа. На первый взгляд, книготорговля кажется не таким уж сложным делом. Однако книгопродавец должен прекрасно ориентироваться в читательских вкусах и предпочтениях. Осведомленность Вольфа во всех областях литературы была одной из причин, почему его книжный магазин стал самым популярным в столице.

Одновременно с открытием магазина Маврикий Осипович взялся за издательство русских книг. Можно быть хорошим купцом, но без любви и интереса к тому, что продаешь, невозможно стать дельным издателем. И на этом поприще Вольф снискал успех, несмотря на то, что, по его собственному признанию, "бывали случаи, когда издатель лично находит предложенное ему для издания сочинение превосходным, но опытный глаз говорит ему, что он не угодит публике и оно будет оставлено без всякого поощрения. Но мы издали и не одно капитальное сочинение с явным расчетом на убыток, которые надо было иметь литературе только ради чести литературы".

Объявление об открытии нового магазина русских книг М.О. Вольфа. 1854

Первой книгой на русском языке, которую издал Вольф, стала "Общедоступная механика" Н.Г. Писаревского. Выбор был продиктован тогдашним спросом на популярную, доступную неспециалистам научную литературу.

Через три года после начала издательской деятельности Маврикий Осипович открыл собственную типографию, в 1874 году присоединил типографию В.И. Головина, а в 1878 году приобрел словолитню Е. Ревильона и увеличил ее, купив в Париже все пунсоны знаменитого гравера-словолитчика Лелье.

Своему издательскому кредо Вольф был верен всегда. Он хотел быть издателем-энциклопедистом и издавал книги по всем отраслям знаний. Первый познакомил русскую публику с произведениями Шлоссера, Фигье, Куно-Фишера. Первый издал собрания сочинений Даля, Писемского, Мицкевича, Лессинга, Вальтера Скотта, Жюля Верна. Первый в России стал выпускать большие художественные издания — Библию и "Божественную комедию" с рисунками Густава Доре, "Фауста" с иллюстрациями Лизен-Мейера, "Атлас всемирной истории" Вейсера, "Толковый словарь" Даля.

Вольф издавал и беллетристику: произведения Лескова, Крестовского, Милюкова, Мещерского, Немировича-Данченко, сборники театральных пьес Кони, Андреева, Григорьева. Изрядным спросом пользовались такие издания как история французской революции Тьера, история всемирной литературы Зотова, целый ряд сочинений по медицине, химии, физике, механике, географии.

Особенной чертой издательской деятельности Вольфа была полная самостоятельность, он не подражал другим и не пытался ни с кем конкурировать, шел своей дорогой. И как ни соблазнителен был успех книг "легкого жанра" или лубочных изданий, Вольф за них приниматься не хотел.

Современники признавали, что в отношении великолепия и изящества изданий для детей Вольф перещеголял всех книгопродавцев. К издательству детских книг он приступил с определенным планом: с одной стороны, старался приобщить русских детей к лучшим образцам детской литературы Германии, Франции, Англии, с другой — выпустить ряд произведений русских писателей. Вольф считал, что "…для развития ребенка необходима самая разнообразная умственная пища. Поэтому мы издавали все хорошее, что могли добыть".

Практически с самого начала самостоятельной деятельности Вольф не ограничивался изданием только книг, а приступил к выпуску журналов.

Первым в 1861 году под редакцией П. Ольхина был создан журнал "Вокруг света", который призван был передавать впечатления и наблюдения путешественников и естествоиспытателей всех стран, веков и народов.

В 1863 году начался выпуск ежемесячных "Библиографических известий" — указателя русских и иностранных книг с бесплатной рассылкой. В том же году он предпринял издание ежемесячного журнала для детей "Забавы и рассказы", который редактировала А. Пчельникова. С 1864 года выходил толстый журнал "Заграничный Вестник", писавший о важнейших явлениях европейской жизни и литературы. В журнале публиковались исключительно переводные статьи в связи с тем, что цензура не пропустила бы подобные произведения русского автора, тогда как в качестве перевода они проходили без особых затруднений.

Идею создания сочинения, заключающего всестороннее художественно-научное описание Российской империи и народов, ее населяющих, Вольф вынашивал долго. К 25-летию издательской деятельности он наконец выпустил "Живописную Россию" под редакцией вице-председателя Императорского Русского Географического общества П.П. Семенова.

Титульный лист книги И.Г. Прыжова - История кабаков в России, в связи с историей русского народа. Санкт-Петербург. 1868

На протяжении всей деятельности М.О. Вольфа случались казусные истории с некоторыми изданиями. Например, в 1863 году среди капитальных трудов иностранных ученых Вольф остановил свой выбор на "Системе логики" Джона Милля. Переводчик Ф.Ф. Резенер попросил редактировать перевод "философских терминов" более компетентного в этом вопросе автора "Очерков вопросов практической философии" П.Л. Лаврова, пользовавшегося тогда большой известностью. Таким образом, "Система логики" вышла под редакцией и с примечаниями Лаврова, о чем сообщалось на первой странице. Спустя 14 лет появилась потребность во втором издании. Но на него Главное управление по делам печати наложило арест из-за присутствия в книге фамилии политического преступника, сбежавшего из ссылки и проживающего за границей Петра Лаврова. Из-за распространившихся слухов об аресте второго издания столичные коллекционеры раскупили первое издание с фамилией Лаврова, подняв цены у антикваров до 30 рублей за экземпляр. Позже Вольфу удалось убедить сильных мира сего не уничтожать книгу, а лишь ликвидировать заглавный лист и обложку, где была указана фамилия Лаврова, и заменить их новыми — с фамилией только переводчика.

В 1865 году французский император Наполеон III выпустил трехтомный труд "История Юлия Цезаря". Коронованная особа изъявила желание, чтобы этот труд появился в переводе на все европейские языки. В России выбор пал на издательство Вольфа, который по этому поводу ездил в Париж на встречу с венценосным автором. Несмотря на ряд положительных отзывов, издание оказалось убыточным, поэтому Вольф ограничился выпуском только первых двух томов. Не оправдались и обещания личного секретаря Наполеона по поводу награждения русского переводчика и издателя французским орденом, в то время как издатели и переводчики из других стран получили награды.

Или другой случай. Однажды в 1867 году в книжный магазин Вольфа пришел невзрачный человек лет сорока и предложил к печати рукопись — оригинальное исследование, в котором автор собрал малоизвестные факты о питейной торговле в России с древних времен, об откупщиках, о том, как правительство то поощряло кабаки, то закрывало их, переименовывая в кружечные дворы. Приводилась масса сведений о "кабацких головах", "кабацких бурмистрах", "целовальниках", о том, как правительство из пьянства сделало предмет дохода для себя.

Автор Иван Гаврилович Прыжов был не новичок на литературном поприще. Московский дворянин, талантливый писатель, знаток народной среды, он держался в стороне от писательских кружков. Цензура не жаловала его, большинство трудов писателя не увидело свет. Книга "История кабаков в России, в связи с историей русского народа", напечатанная Вольфом в 1868 тиражом 2000 экземпляров, имела значительный успех. Однако после того как Прыжов был осужден в связи с его участием в "Обществе народной расправы" Нечаева, с Вольфа взяли подписку о том, что он не будет продавать книги этого автора. Впоследствии оставшиеся на складе экземпляры сгорели, и теперь "История кабаков" составляет библиографическую редкость.

Несмотря на расширение дела, Вольф по-прежнему вникал во все, работал по 15 часов. Стоя за прилавком, он общался с публикой, что давало ему возможность по-прежнему следить за изменениями читательского спроса.

Однако в 1881 году здоровье издателя начало ухудшаться, и Вольф решил сохранить свое дело от распадения, создав товарищество на паях. Став первым директором "Товарищества М.О. Вольфа", он по-прежнему продолжал много работать. В 1883 году в издательской конторе с ним случился удар, повлекший за собой смерть. М.О. Вольф умер в буквальном смысле на "книжном посту", но дело, благодаря дальновидности зачинателя и продолжившим его наследникам, существовало до 1918 года.