Cлайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» Презентацию подготовила: Геращенко Марина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 90

Cлайд 2

Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой. а) Семь. б) Седьмой. в) Семиборье. Что обозначает имя числительное? а) Количество предметов. б) Признак предметов. в) Порядок предметов при счете.

Cлайд 3

3. В каком предложении употреблено имя числительное? а) Одноэтажный домик на краю маленького города, полузанесенный снегом. б) Жилые комнаты (которых счетом было четыре) все выходили окнами в густой садик по Большому проспекту. 4. К какому разряду относится числительное? Полетели по воде две косматые тени а) Количественные б) Порядковые.

Cлайд 4

5. Если порядковое числительное обозначает порядок предмета при счете, то определите по этому признаку ряд данных числительных. а) 3, 33, 333. б) 1/3, 2/3, 1 2/3. в) Третий, тридцать третий, триста тридцать третий. 6. Какими морфологическими признаками обладают количественные имена числительные? а) Число. б) Род. в) Падеж.

Cлайд 5

7. Сколько слов следует писать в составе имен числительных, переданных цифрами?. 1) 22, 76, 93-й. 2) 103, 216, 340-й. а) Три слова. б) Два слова. 8. Если простым называют имя числительное. В морфемном составе которого один корень. То найдите сложное по строению числительное. а) 5. б) 15. в) 500.

Cлайд 6

9. Если сложным называют имя числительное, в состав которого входит несколько корней, то найдите составное числительное. а) 18. б) 80. в) 88. 10. Укажите разряд имени числительного по морфологическому строению. Возраст преклонный – восемьдесят восемь лет. а) Простое. б) Составное. в) Сложное.

Cлайд 7

11. В каком числительном пишется НН? а) 11. б) 12. в) 13. 12. В каких числительных пишется Ь в середине слова? а) 7, 17, 30. б) 60, 80, 900.

Cлайд 8

13. В каких числительных Ь пишется на конце слова? а) 6, 16, 20. б) 40, 90, 100. в) 50, 70, 700. 14. Если с именами числительными один, два, полтора можно употребить существительные мужского рода, а с формами одна, две, полторы – женского, то говорит ли это о наличии рода у всех количественных числительных? а) Да, утверждение верно. б) Нет, утверждение не совсем верно: это слова-исключения.

Cлайд 9

15. Определите главное слово в словосочетании и падеж имени числительного, указывая характер связи с именем существительным. 1. При трёх свечах. 2. Нет трёх свечей. 3. Три свечи на столе. а) Главное слово – имя числительное в именительном падеже. Управляет именем существительным и требует родительного падежа. б) Главное слово – имя существительное, имя числительное. Имя числительное согласуется с ним в родительном падеже. в) Главное слово – имя существительное, имя числительное согласуется с ним в предложном падеже.

Cлайд 10

16. Найдите подлежащее в предложении. А через площадь, против них, Искусными руками Умельцев – русских крепостных Приподнялись два льва резных С зеркальными зрачками. а) Подлежащее – имя числительное два в именительном падеже. б) Подлежащее – неделимое словосочетание два льва.

Cлайд 11

17. Укажите в предложении собирательное числительное, если известно, что оно обозначает совокупность предметов. Он почти не спал двое суток, прошел пешком верст сорок или пятьдесят, переволновался. а) двое, б) сорок, в) пятьдесят.

Cлайд 12

18. Какую совокупность можно обозначить с помощью собирательных имен числительных? а) С – совокупность лиц мужского пола. б) Совокупность лиц женского пола. в) Совокупность детей и детенышей животных. г) Совокупность парных по строению предметов, состоящих из симметричных частей.

Cлайд 13

19. Порядок предметов при счете называют порядковые числительные. Количественные называют число, в состав дробных входит как количественное (числитель дроби), так и порядковое (знаменатель). Укажите такие слова а) Седьмая. б) Одна седьмая. в) Семь. г) Ноль целых одна седьмая.

Слайд 2

ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ:

Повторить изученное об имени числительном его правописание и склонение в устной и письменной речи; Обратить внимание на роль числительных в речи; Закрепить навыки употребления числительных в речи; Обогащать свой словарный запас.

Слайд 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

Понятие о числительном, грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Простые, сложные и составные числительные. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Синтаксические особенности количественных числительных. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Дробные числительные. Образование от наречий слов других частей речи. Правописание этих слов. Некоторые особенности употребления числительных. Морфологический разбор имени числительного. Склонение числительных. Правописание числительных – в каждом билете.

Слайд 4

1.Понятие о числительном.

Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько?, который? (какой?) Например: Насте десять лет (сколько лет Насте?). Оля перешла во второй класс (в какой (который) класс перешла Оля?). Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда: количественные числительные (пять, двадцать семь, пятьдесят); порядковые числительные (восьмой, двести тридцать четвёртый). Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Начальная форма количественных числительных – форма им.п.: первый, пятый, сотый. Синтаксические признаки числительных. Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в им. и вин. п.) с существительным (в род. п.) является одним членом предложения: Пять туристов остановились в мотеле. Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Третий дом справа, реже – сказуемыми: Даша – первая, Лена – вторая.

Слайд 5

Слайд 6

2. Простые, сложные и составные числительные.

По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Простое числительное – это слово с одним корнем: два, пять, второй, пятый и др. Сложное числительное – слово с несколькими корнями: восемнадцать, шестьдесят, семьсот, трёхсоттысячный. Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок пять, сто шестьдесят три; сорок пятый, сто шестьдесят третий. Правило1: Слова одиннадцать,миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной. Правило2: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце (так же как существительные 3-го склонения кость, тень): пять, пятнадцать, двадцать. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин. п.: пятьдесят, семьсот.

Слайд 7

3. Количественные числительные.

Количественные числительные обозначают количество предметов (три карандаша, семь человек) или отвлечённое число (два, тридцать четыре) и отвечают на вопрос СКОЛЬКО? Количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один). Числительное один в форме мн. ч. может употребляться с существительными, имеющими только форму мн. ч.: одни очки, одни ножницы, одни сани, а также с существительными, обозначающими одну пару предметов: одни носки, одни туфли, одни перчатки. Если слово одни употребляется с другими существительными, то оно перестаёт обозначать число, перестаёт быть числительным, а приобретает значение частицы только: В пенале лежат одни карандаши (только карандаши). Дома остались одни дети (только дети). В устной речи числительное один, как правило, опускается: Маша купила килограмм лука и два килограмма моркови.

Слайд 8

4. Склонение количественных числительных.

Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется как прилагательное: один день, одного дня, одному дню, один день, одним днём, об одном дне. Числительные два (две), три, четыре имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительное степь 3-го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин. п. – сорок, девяносто, сто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста. При склонении сложных количественных числительных 50 – 80, 200 – 900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово. Это означает, что сложные числительные имеют два окончания: двумстам. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: сто двадцать четыре, ста двадцати четырёх, ста двадцати четырём, ста двадцатью четырьмя, о ста двадцати четырёх.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

5. Синтаксические особенности количественных числительных.

Количественные числительные могут употребляться без существительных. В этом случае они обозначают отвлечённые числа: Три и семь – десять. Трижды три – девять. Часто количественные числительные обозначают число каких-то предметов, в этом случае они сочетаются с существительными. Если числительные стоят в им.п. (или в сходном с ним вин.п.) то существительные зависят от числительных: числительное управляет существительным. При числительных два, три, четыре (а также при числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, 33, 44 и др.) существительные ставятся в род.п. ед.ч. При всех остальных числительных (от пяти и выше) существительные имеют форму род.п. мн.ч.: два брата, пять братьев. 2. Если числительное стоит в любом падеже, кроме им.п. (или сходного с ним вин.п.), то числительное зависит от существительного и согласуется с ним. Вопрос задаётся от существительного к числительному.

Слайд 12

6. Собирательные числительные.

К количественным числительным близки числительные, которые обозначают определённое количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба (обе). Этичислительные называются собирательными. Собирательные числительные, кроме слова оба (обе), образуются от количественных числительных с помощью суффиксов –ер-, -ой-: пять – пятеро, семь – семеро, два - дво, три – тро. Собирательные числительные употребляются с существительными: 1) обозначающими людей мужского пола: пятеро мужчин, трое друзей; 2) обозначающими детёнышей: пятеро котят; имеющими только форму мн.ч. или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое перчаток (две пары перчаток). Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во мн.ч.: И. пятеро; Р. пятерых; Д. пятерым; В. Пятерых (или пятеро); Т. пятерыми; П. (о) пятерых В предложении сочетание собирательного числительного с существительным является одним членом предложения:Пятеро учеников убирали класс.

Слайд 13

Слайд 14

7. Порядковые числительные.

Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при их счёте: первый том, второй том, … тринадцатый том. Порядковые числительные, кроме слов первый и второй, образуются от количественных: три – третий, пять – пятый, сто – сотый. Порядковые числительные похожи на прилагательные: они, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются порядковые числительные как прилагательные (ср.: И. четвёртый – новый, Р. Четвёртого – нового, Д. четвёртому – новому, В. как И. или как Р., Т. четвёртым – новым, П. (о) четвёртом – новом). В предложении порядковые числительные, так же, как и прилагательные, обычно являются определениями. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. И. тысяча девятьсот девяносто восьмой; Р. тысяча девятьсот девяносто восьмого; Д. тысяча девятьсот девяносто восьмому и т.д. Правило:если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы: Девятое мая. Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.

Слайд 15

Слайд 16

  • Слайд 17

    8. Дробные числительные.

    Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных. Дробные числительные, кроме слов полтора и полтораста, составные. Они состоят из количественного (числитель дроби) и порядкового (знаменатель дроби) числительных: две третьих, восемь десятых. В состав дробных числительных могут входить существительные нольцелых три десятых, пять целых две сотых. Это СМЕШАННЫЕ числительные. В предложении сочетание дробных числительных с существительными является одним членом предложения: Прошло полтора месяца. Дробные числительные полтора(полторы) и полтораста при склонении имеют две формы: И., В. полтора ящика, полторы корзины; полтораста рублей; Р., Д., Т., П. полутора ящиков, корзин; полутораста рублей.


  • Посмотреть все слайды

    Класс: 6

    Презентации к уроку





    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.





    Назад Вперёд

    Тип урока: знакомство с новым материалом.

    Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.

    Задачи:

    • образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
    • развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
    • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.

    I) Организационный момент.

    II) Проверка домашнего задания.

    III) Работа по теме урока.

    1) Актуализация знаний.

    Прочитайте следующее предложение (предложение записано на доске):

    Десятого сентября пятеро школьников посадили во дворе девять лип, двенадцать берез и двадцать два куста жимолости.

    Спишите предложение в тетрадь, начертите его схему и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.

    Попробуйте найти в предложении числительные.

    На какие вопросы отвечают слова “десятого”, “пятеро”, “девять”, “двенадцать” и “двадцать два”?

    Что обозначают эти слова?

    Для чего они нужны в предложении?

    2) Презентация 1 “Великая страна числительных”.

    Что же это за великая лингвистическая страна, где живут числительные? Об этом нам расскажет презентация.

    1 слайд. В этой стране живет очень много граждан, и каждый из них имеет свой дом.

    2 слайд. Называется эта страна “Числяндия”, о чем свидетельствует буква “ч” на гербе государства.

    3 слайд. Управляет всем королева числительных, которую зовут Нуллия. Именно она ввела закон, по которому числительным может называться тот, кто свое имя может записать не только буквами, но и цифрами.

    4 слайд. Столицей Числяндии является Числоград – большой современный город, в котором царят закон и порядок, как, впрочем, и во всей Числяндии.

    Вспомните закон, который помогает отличать числительные от других частей речи.

    А всегда ли числительные были отдельной страной?

    3) Сообщение из истории имени числительного.

    Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком “тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными:

    группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;

    группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;

    100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;

    группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;

    группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;

    40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.

    И только к 15-16-му в.в. числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.

    4) Проверка первичного восприятия материала.

    Запишите слова, которые вам будут продиктованы, и укажите над ними части речи.

    Удвоить, шестерка, четверг, восьмидесятый, четырехкратный, семиместный, четырежды, шестизначный, пятидневный, двойка, впятером, девятый, тринадцать, сороконожка, один, единица, уединиться, двое, вдвоем, два, тридцать два, трехлетний, утроить, пятак, пятеро.

    5) Работа с учебником. Фронтальная беседа.

    Прочитайте правило в учебнике об именах числительных.

    Что вы узнали из правила о числительном?

    Дайте определение имени числительному как части речи.

    На какие два разряда делятся числительные?

    Как отличить порядковые числительные от количественных?

    Приведите примеры числительных, указывая их разряд.

    В стране числительных царит порядок, и каждый гражданин знает свои обязанности и права, поэтому количественные числительные обозначают количество предметов, а порядковые называют порядок при счете.

    Но количественные числительные оказались очень дисциплинированными и разделили между собой обязанности более четко, поэтому среди них выделяется три группы по значению.

    6) Презентация 2 “Имя числительное”.

    1 слайд. А какие это группы и в чем состоят их обязанности, мы узнаем из презентации “Имя числительное”.

    2 слайд. Количественные числительные делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

    3 слайд. Целые обозначают целые числа, а дробные – дробные числа. Приведите свои примеры целых и дробных числительных.

    4 слайд. Собирательные числительные обозначают группу предметов как единое целое, как бы “собирают” предметы.

    5 слайд. А вот и уже знакомые вам порядковые числительные. Их мы используем, чтобы указать порядок предмета при счете.

    Что нового вы узнали о числительном из презентации?

    Приведите примеры собирательных числительных.

    IV) Закрепление изученного материала.

    1) Составление словосочетаний с использованием числительных.

    Составьте и запишите с указанными словами словосочетания “существительное + числительное”, отметьте главное слово и укажите разряд числительного.

    Трое, пятидесятый, сто, четверо, одиннадцать, сорок восьмой, три четвертых.

    2) Определение синтаксической роли числительного в предложении.

    Запишите предложения и выделите числительные как члены предложения.

    Сорок делится на четыре. Семью семь – сорок девять. Вышел пятый номер газеты.

    Шестеро щенят бегали по двору. Две третьих учеников учатся хорошо. Это было в семнадцатом году.

    Каким членами предложения может быть числительное?

    3) Самостоятельная работа.

    Выполните задание на карточках.

    1 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.

    Мама купила десять яиц. Мальчик съел неполный десяток яиц. Вошел восемнадцатилетний юноша. В восемнадцать лет жизнь только начинается.

    Среди номеров не было семерки. Семеро друзей отправились в поход.

    2 карточка.

    Учитель поставил ученику двойку за ответ. В два часа дня состоится концерт.

    Москва – город с двенадцатимиллионным населением. Двенадцатый номер журнала всех заинтересовал. Мы сложили лист бумаги втрое. Три пятых листа было исписано.

    3 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.

    Пятерка гребцов одержала победу в соревнованиях. Пятеро спортсменов получили медали. Сорокаметровый трамплин был построен к олимпиаде. Сорок километров - дистанция марафонцев. Двадцать третьему спортсмену предстояло пробежать марафон. Двадцатитрехлетний чемпион установил рекорд мира.

    V) Подведение итогов.

    С кокой частью речи вы сегодня познакомились?

    Что вы узнали о числительном как о части речи?

    Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

    Как отличить числительное от других частей речи?

    VI) Домашнее задание.

    Написать текст на тему “Олимпийские игры” (не менее 5 предложений), используя в каждом предложении числительные.