И Португалии - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Моделирование сожжения на костре

Субтитры

История

Считается, что аутодафе появилось с началом инквизиции (XIII века), распространение получило с конца XV века , приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Однако еще в 296 году был издан эдикт императоров Диоклетиана и Максимина о необходимости сожжения манихеев. В 1022 году нескольких еретиков были сожжены во Франции, включая бывшего духовника королевы Констанции Этьена. Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде » сожжение на костре богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

Собственно, аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» - общая проповедь). Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.

Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века , первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в г. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века , и просуществовала до конца XVIII века , когда аутодафе стали реже.

В Португалии, где инквизиция была учреждена в , она не имела столь широкого масштаба. Её влияние сильно упало при Помбале , во второй половине XVIII века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу .

Они также проводились в португальских колониях - в Гоа , Индия после установления там инквизиции в период - .

Последнее ауто-да-фе состоялось в в Валенсии через повешение (сожжения не было).

По Льоренте , в 1481-1808 в Испании сожжено живыми 31912 чел., а 29145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.

Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами из Евангелия: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь , и они сгорают» (Ин 15:4.6).

Российской практикой аутодафе подразумевалось сожжение человека не на столбе, но в деревянной клетке - в срубе , смотрите первую из Двенадцати статей царевны Софьи . Сообщения о казнях на костре встречаются, к примеру, в списках Национальной Летописи: так в Софийской второй летописи под 1480 годом говорится о том, что Иван III Васильевич Великий сжег своих советников за неудачное «волшество» (то есть волхование , волшебство ).

Исполнение

Ауто-да-фе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии , городских магистратов , корпораций. Осуждённых выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.

Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу.

Произносилась проповедь (католическая месса) [ ] , молитва, после которой присутствующие клялись повиноваться и помогать инквизиции; затем следовало чтение приговоров: сначала лёгких, потом содержащих более или менее тяжёлые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре (Peters 1988: 93-94).

Употребление слова

В общераспространённом употреблении ауто-да-фе - это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом, публичное сожжение осуждённых на костре, хотя формально казнь уже не являлась частью религиозной церемонии ауто-да-фе, а относилась уже к юрисдикции светской власти. Такой перенос значения может быть обусловлен тем обстоятельством, что общественность не воспринимала этого различия, во-первых, в условиях слияния церковной и светской власти и, во-вторых, в условиях единства места, времени и состава участников этих событий: два события воспринимались как одно, и название метонимично закрепилось за его "главной частью". Аутодафе следует отличать от костра тщеславия , на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».

Ауто-да-фе - португальская форма испанского auto de f é (по-французски act de foi , от латинского actus fidei ) - торжественное объявление и вслед за тем приведение в исполнение приговора осуждённым, вынесенного судом инквизиции . Обычно, однако, так называют лишь приведение приговора в исполнение. Это же выражение применяется ошибочно, а, может быть, метафорически, и к сожжению книг (Талмуда и пр.) в раннее средневековье. В привычном понимании аутодафе - это многочисленные публичные казни на костре евреев, отказавщихся принять христианство.

Оглашение приговора

Торжественное объявление приговора происходило обыкновенно в церкви в первое воскресенье Рождественского поста, так как в этот день читается Евангелие (Лука XXI) о страшном суде. Некоторые христианские авторитеты придерживались мнения, что такие приговоры не должны читаться публично, так как многие из них связаны со смертной казнью.

Обыкновенно на городской площади устраивалась по возможности обширная эстрада, чтобы множество народа могло видеть церемонию, «ибо это зрелище наполняет зрителей ужасом и представляет потрясающую картину Страшного суда. Такой ужас и такие чувства должны быть внушаемы: они приносят величайшую пользу» (Nicolas Eymeric, Manuel des inquisiteurs, с. 143 ).

За некоторое время до аутодафе о нём официально объявлялось перед общественными зданиями и в городских садах. Объявление об аутодафе в Мадриде в 1680 году гласило: «Жители города Мадрида сим извещаются, что св. суд инквизиции города и королевства Толедского торжественно совершит общее аутодафе в воскресенье, 30 июня с. г. и что все те, кто так или иначе примет участие в совершении или будет присутствовать на указанном аутодафе, воспользуются всеми духовными милостями, какими располагает римский первосвященник».

Были разного рода аутодафе: 1) Auto publico general (общее публичное аутодафе), совершавшееся с большой помпой в присутствии всех магистратов города, часто по случаю дня рождения или бракосочетания какого-нибудь принца; 2) Auto particular - частное аутодафе, на котором присутствовали только инквизиторы и уголовные судьи; 3) Autillo (малое аутодафе) - в пределах дворца инквизиции и в присутствии судей и нескольких приглашённых гостей; 3) Auto singular, назначавшееся для одного преступника.

После долгих месяцев или даже лет заключения в подземных темницах инквизиции осуждённых выводили из тюрьмы ночью накануне аутодафе и приводили в особое место, где их приготовляли к церемонии.

На них надевали специальный костюм из материи в чёрную и белую полоску, состоявший из рубахи с рукавами и штанов, доходивших до пят. Кроме того, набрасывался наплечник, sanbenito , обыкновенно, для обвинённых в каком-нибудь преступлении против церкви, из жёлтой бумажной ткани с красными андреевскими крестами на груди и на спине. Уличённым, но упорствовавшим в отрицании своей вины и вторично уличённым полагался серый наплечник, samara , с изображением на нём спереди и сзади самого осуждённого над пылающими факелами, окружённого дьяволами; часто отмечалось также имя осуждённого и его преступление. У добровольно признавших вину огни изображались опрокинутыми. На обвинённых в колдовстве надевался бумажный колпак, carochas , в виде сахарной головы, на котором были изображены дьяволы и огненные языки. Ноги преступника были обнажены, а в руке он держал жёлтую восковую свечу.

Впереди торжественной процессии несли хоругвь инквизиции с надписью Justitia et misericordia ; за преступником следовали инквизиторы и другие сановники. Один или двое горожан назначались при каждом обвинённом в качестве крёстных отцов: они наблюдали за тем, чтобы преступники вернулись невредимыми в тюрьму. В процессии несли также останки тех, кто умер до произнесения приговора над ними, ибо, говорит Bernardus Comensis (Lucerna Inquisitor, стр. 52 ), «мёртвые еретики могут быть преданы анафеме и могут быть осуждены после смерти… и это до сорока лет». В процессии носили также изображения тех, кто был осуждён заочно.

Всё это делалось потому, что инквизиция, осудив еретика, имела право конфисковать его имущество. Так, Бернард Гюи прямо говорит в своих Practica inqisitionis , что «ересь должно преследовать не только между живыми, но также среди мёртвых, особенно, когда необходимо воспрепятствовать заражение ересью наследников, вследствие верований тех, кому они наследуют» (Molinier, L ’ Inquisition dans le midi de la France, стр. 358 ).

В церкви делались для церемонии установленные приготовления. В большом алтаре, задрапированном чёрным сукном, ставили два кресла, одно для великого инквизитора, другое для короля или какого-нибудь высокопоставленного лица, и водружалось распятие: те, к кому был обращён лик распятия, должны были быть пощажены, находившиеся же позади распятия были обречены на смерть. Светские власти приносили торжественную присягу, что будут оказывать инквизиции всяческую помощь и исполнять все её приказания. Затем произносилась длинная проповедь, обращённая к тем, кто упорно отрицал свою вину; она имела также целью вызвать в зрителях рвение к католическому вероисповеданию. Поэтому аутодафе носило иногда название sermo publicus (публичная проповедь) или sermo general de fide (общая проповедь веры, см. Molinier, ib., стр. 8 ).

Примером такого увещевания может служить проповедь Дон Диего Аннунциазаро Юстиниана, архиепископа Краганоры (переведена Моисеем Мокаттой, изд. в Филадельфии в 1860 году; библиографию подобных проповедей аутодафе в Португалии см. Da-Silva, Diccionario bibliographico portuguez, Лиссабон 1858 ).

Преимущество отдавалось тем, кто готов был отречься от ереси. Их помещали у стола, на котором лежало несколько открытых молитвенников. Два клирика читали отчёт о суде и соответствующем наказании, что часто занимало целый день. Во время чтения отчёта преступники находились на середине галереи. Та же церемония происходила, когда аутодафе совершалось в публичном саду. Здесь устраивался обширный амфитеатр с необходимыми принадлежностями и временными темницами под платформой.

Виды наказаний

Были четыре церемонии наказаний, определявшихся инквизицией: 1) вызов в суд инквизиции; 2) совершение благочестивых дел; 3) публичные паломничества, бичевания и ношение тяжёлых крестов и 4) конфискация имущества, вечное заключение и смерть. Тех, кого суд признал виновными, отводили обратно в тюрьму в очень торжественной обстановке.

Еретик, раскаявшийся и снова согрешивший, еретик, не раскаявшийся и не согрешивший вновь, еретик, не раскаявшийся и снова согрешивший, еретик, не признавший себя виновным и еретик, заочно обвинённый - все предавались в руки светской власти, так как инквизиция отказывалась приводить в исполнение смертные приговоры на основании принципа «церковь не хочет крови» (ecclesia non sitit sanguinem ).

Различные смертные приговоры оканчивались формулой: «По этим причинам мы объявляем вас вновь согрешившим, извергаем вас из лона церкви, передаём вас светскому правосудию, настойчиво, однако, умоляя его умерить свой приговор, так, чтобы не было по отношению к вам пролития крови или опасности смерти».

Беллярмин прямо говорит «То, что еретики заслуживают наказания, ясно или, по крайней мере, указано во Второзаконии (13, 6 и сл.)» .

Богословы придерживались различного мнения по вопросу, мечом или огнём должны быть преданы смерти осуждённые (ср. Julien Havet, L’hérésie et les bras sèculier au moyen age, 1881 ). Казнь огнём предпочиталась, как более согласная со сказанным у Иоанна XIV, 6: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и оне сгорают».

Симаноас и Рохас (Roias ) также придерживались мнения, что еретики должны быть сжигаемы заживо. Следовало только затыкать еретикам рты, чтобы они не поносили зрителей.

По-видимому, раскаявшийся сначала подвергался удавлению, а затем сжигался, нераскаявшегося же бросали в огонь живьём.

Было установлено, что светская власть не должна надолго откладывать исполнение приговоров инквизиции. Иннокентий IV в своей булле Ad extirpanda («Для искоренения») устанавливает максимальный срок в пять дней. В Испании было в обычае приводить в исполнение приговоры немедленно, вслед за объявлением их, причём это приурочивалось к какому-либо празднику, когда население было свободно от занятий.

Исполнение приговора

Той же торжественностью, с которой совершалось публичное чтение приговора, сопровождалось и приведение его в исполнение. Блестящая процессия отправлялась от темниц инквизиции к quemadero - площади с сооружёнными на ней подмостками. Присутствовали сановники церкви и государства (на аутодафе 30 июня 1680 года в Мадриде, которое устроил Карл II в честь своей молодой жены, король сам зажёг первый факел, воспламенивший костры).

Всю ночь, предшествующую аутодафе, беспрерывно заседала комиссия, готовая выслушать отречение преступников. Узников, которых эскортировали солдаты в сопровождении духовников, убеждавших их воспользоваться последней возможностью примирения с церковью, привозили на ослах.

Составлялся полный отчёт (Relacion - в Испании, Rela ç ao - в Португалии ) об аутодафе. Часто его печатали, чтобы увеличить усердие верующих и внести порядок в процесс духовного суда (E. N. Adler, Jew. Quart. Review, XIII, 395 ); отчёты посылались центральному суду инквизиции, а также и другим судам.

Инквизиция и евреи

Первое аутодафе еврея, насколько известно, состоялось в Труа (департамент Об) в субботу 24 апреля 1288 года. Об этом событии говорится в Слихот р. Яакова бен Йеуды, р. Меира бен Элия и р. Шломо Симхи, а также в старом провансальском стихотворном рассказе, автором которого является тот же р. Яаков бен Йеуда. Эта казнь вызвала энергичный протест со стороны Филиппа Красивого (17 мая 1288 года), который усмотрел в действиях святой инквизиции нарушение собственных прав (ср. A. Darmstetter в Romania, III, 443 и сл.; idem, Revue des ét. Juives, II, 199; Salfeld, Martyrologium des Nürnberger Memorbuches, стр. 162 ).

Сохранилось, однако, мало документальных свидетельств инквизиции о евреях вне пределов Пиренейского полуострова. Большая часть сведений относится к Испании и Португалии и их колониям (см. ниже). Однако, несомненно, что число евреев, потерпевших от инквизиции в Италии, было велико. В одной лишь Венеции предстали пред святейшим судом по обвинению в «иудаизме» в течение 16-го века 43 человека, а в 17-м веке - 34 человека. Много евреев могло находиться также среди обвинённых в «магометанстве».

Инквизиция произвела величайшие опустошения в Испании и Португалии, на Балеарских островах, в испанской Америке (Мексика, Бразилия, Перу), в Гваделупе и в Гоа (в Индии).

В Испании аутодафе началось с того времени, когда Сикст IV (1480) издал буллу, разрешавшую католическим королям назначать инквизиторов над всеми еретиками, а в Португалии - с издания в 1531 году буллы Климента VII Cum et nihil magis , официально учреждавшей инквизицию в Португалии (Herculano, Estab. da inquisi ç ao, I, 255 ).

В Венеции инквизиция была уничтожена в 1794 году; в Гоа - в 1812 году. Последнее аутодафе в Португалии состоялось в Лиссабоне 19 октября 1739 года, но в короткий период реакции совершено было (1 августа 1826 года) в Валенсии сожжение еврея (Rev. é t. juiv., V, 155 ). Инквизиция была окончательно уничтожена в Испании 15 июля 1834 года. В Перу она была упразднена 9 марта 1820 года, немедленно после отпадения Перу от Испании.

В Германии следует упомянуть об аутодафе в Бреславле (был сожжён 41 еврей) 4 июля и в Швейднитце (17 жертв) 17 августа 1453 года (см. Г. Кон, Вестник русского еврейства, 1871, №№ 20-22, Brann., Gesch. D. Juden in Schlesien, Бреславль 1907, IV, 133 ).

Невозможно точно определить число евреев, нашедших смерть в массе аутодафе в Испании и Португалии. Они обыкновенно обвинялись в «иудаизме» - такое обвинение могла предъявляться морискам [крещеным мусульманам] и даже христианам, заподозренным в ереси, особенно же марранам и неохристианам. Из опубликованных документов и из списков, ныне ставших доступными, видно, что погибли многие тысячи евреев (Rev. é t. juiv., XXXVII, 269 ).

Согласно свидетельству Ллоренте, через инквизицию в Испании прошло 341021 дело и более 30000 еретиков было сожжено (см. также Kohut, Proceedings Am. Jew. Hist. Soc., IV, 109 ). Согласно другому авторитету, в течение 250 лет существования инквизиции в Америке было совершено 129 аутодафе.

(По новейшим исследованиям аутодафе в Америке началось уже с 1536 года; см. Америка, Евр. Энц., II, 189. Автор, К. Форнберг, пользовался последним трудом известного историка инквизиции H. C. Lea, Inquisition in Spanish dependencies, Нью-Йорк 1908 ).

Из собранных Адлером подробностей могут быть приведены следующие числа евреев, осуждённых, но, как известно, не всегда на смерть (о некоторых аутодафе, в особенности о тех, которые состоялись в 16-м веке, неизвестны подробности): 15-й век (с 1481 года) - 3381; 16-й век, число roes - 868; 17-й век - 821; всего - 6448. Это все те аутодафе, об именах и участи жертв которых сохранились достоверные сведения в 115 relaciones , из числа 464 аутодафе, устроенных в период 1481-1826.

Следующий список аутодафе, в которых, как положительно известно, пострадали евреи, составил E. N. Adler (Jew. Quart. Rev., XIII, 392 ). Список дополнили автор статьи (ib., XIV, 80 ), Кайзерлинг (ib., 136 ) и М. В. (по статье Адлера, America Autos, ibid., XVII, 69 ).

Источники указаны в упомянутых статьях (когда будут обнародованы тысячи томов отчётов инквизиции, хранящихся в архивах Мадрида, Севильи, Саламанки, Лиссабона и пр., число это, несомненно, увеличится).

1485 и 1486, 7 различных, Гваделупа

1490, Валенсия

1506, Пальма (Майорка)

1507, Лас Пальмас

1509, Пальма

1510, Пальма

1511, Пальма

1541, Эвора

1543, Опорто

1574, Мехико

1577, Толедо

1578, Толедо

1592, Мехико

1598, Толедо

(Cartagena de las Indias)

1639, Рио де ла Плата

1645, Мехико

1647, Мехико

1652, Лиссабон

1666, Толедо

1669, Кордова

1669, Толедо (?)

1673, Коимбра

1683, Лиссабон

1684, Гренада

1689, Гренада

1700, Севилья

1781, Севилья

- (исп. Auto de Fé; порт. Auto da Fé; лат. actus fidei) - так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

  • аутодафе - (иноск. шут.) - истребление огнем (намек на сожжение еретиков или сочинений их) Ср. Какой-нибудь Мадрид менее готовился к аутодафе Средних веков, нежели училище наше к ужасам предстоящего дня (наказанию розгами двух учеников старшего класса). Дружинин. Фразеологический словарь Михельсона
  • Аутодафе - Опубликование и затем исполнение приговора, вынесенного судом инквизиции*, над обвиненными в "преступлении" против христианства, среди которых было много маранов*. А. называли также сожжение томов Талмуда* и других книг в Средние века. Энциклопедия иудаизма
  • Аутодафе - (ауто-да-фе, ауто де фе; порт. auto da fé, исп. auto de fe, лат. actus fidei, буквально - акт веры) - в средние века в Испании, Португалии и их колониях торжественное объявление приговора инквизиционного суда, сопровождавшееся, в большинстве случаев... Католическая энциклопедия
  • аутодафе - аутодафе I нескл. ср. 1. Торжественное оглашение приговора инквизиции о публичном сожжении еретиков и еретических книг на кострах (в Испании, Португалии и их колониях в XIII - начале XIX в.). 2. Сам акт исполнения такого приговора. II нескл. ср. Толковый словарь Ефремовой
  • аутодафе - (исп. и португ. auto de fe, буквально - акт веры) - торжественное оглашение приговора суда инквизиции в Испании, португалии, а также само исполнение приговора (обычно публичное сожжение осужденных). первое а. относится к х111 в., последнее состоялось в 1826 г. в валенсии. Большой юридический словарь
  • АУТОДАФЕ - Ауто де фе (исп. и португ auto de fe, букв. - акт веры), - формально торжеств. оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в Испании, Португалии и их колониях, а в сложившемся в нар. Советская историческая энциклопедия
  • Аутодафе - Торжественное оглашение приговора инквизиции, процедура исполнения самого приговора. Словарь по культурологии
  • аутодафе - сущ., кол-во синонимов: 3 исполнение 35 оглашение 13 сожжение 9 Словарь синонимов русского языка
  • аутодафе - орф. аутодафе, нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  • аутодафе - Нескл., ср. [португальск. auto da fe – дело веры]. В средневековой Испании – публичное, торжественное сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции. || Сожжение чего-н. (книжн. шутл.). Всю переписку он подверг аутодафе. Большой словарь иностранных слов
  • аутодафе - АУТОДАФ’Е и АВТОДАФЕ, нескл., ср. (·португ. auto da fe - дело веры). В средневековой Испании - публичное, торжественное сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции. | Сожжение чего-нибудь (·книж. ·шутл.). Всю переписку он подверг аутодафе. Толковый словарь Ушакова
  • аутодафе - АУТОДАФЕ ср. несклон. испанск. (в переводе: подвиг веры) казнь за преступление против веры, казнь еретика; обычно разумеют костер, сожжение. Толковый словарь Даля
  • аутодафе - АУТОДАФЕ auto da fe <, исп. auto da fé, порт. auto da fé. Торжественное действие, сопровождающее казнь осужденного инквизицией; сожжение еретика. Сл. 18. Инквизитор грозил ему ауто-да-феем. Кандид 30. | О сожжении книг, запрещенных церковью. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка
  • Аутодафе - Ауто де фе (исп. и португ. auto de fe - акт веры), буквально - торжественное оглашение приговора инквизиции (См. Инквизиция) в Испании, Португалии и их колониях; в общераспространённом употреблении - и само приведение приговора в действие... Большая советская энциклопедия
  • И Португалии - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков , чтение и исполнение их приговоров, как правило сожжение на костре.

    История

    Считается, что аутодафе появилось с началом инквизиции (XIII века), распространение получило с конца XV века , приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Однако еще в 296 году был издан эдикт императоров Диоклетиана и Максимина о необходимости сожжения манихеев . В 1022 году несколько еретиков были сожжены во Франции, включая бывшего духовника королевы Констанции Этьена. Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде » сожжение на костре богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

    Собственно, аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» - общая проповедь). Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.

    Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века , первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в г. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века , и просуществовала до конца XVIII века , когда аутодафе стали реже.

    В Португалии, где инквизиция была учреждена в , она не имела столь широкого масштаба. Её влияние сильно упало при Помбале , во второй половине XVIII века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу .

    Они также проводились в португальских колониях - в Гоа , Индия после установления там инквизиции в период - .

    Последнее ауто-да-фе состоялось в в Валенсии через повешение (сожжения не было).

    По Льоренте , в 1481-1808 в Испании сожжено живыми 31912 чел., а 29145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.

    Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами из Евангелия: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь , и они сгорают» (Ин 15:4.6).

    Российской практикой аутодафе подразумевалось сожжение человека не на столбе, но в деревянной клетке - в срубе , смотрите первую из Двенадцати статей царевны Софьи . Сообщения о казнях на костре встречаются, к примеру, в списках Национальной Летописи: так в Софийской второй летописи под 1480 годом говорится о том, что Иван III Васильевич Великий сжег своих советников за неудачное «волшество» (то есть волхование , волшебство ).

    Видео по теме

    Исполнение

    Аутодафе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии , городских магистратов , корпораций. Осуждённых выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.

    Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу.

    Произносилась проповедь (католическая месса) [ ] , молитва, после которой присутствующие клялись повиноваться и помогать инквизиции; затем следовало чтение приговоров: сначала лёгких, потом содержащих более или менее тяжёлые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре (Peters 1988: 93-94).

    Употребление слова

    В общераспространённом употреблении аутодафе - это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом, публичное сожжение осуждённых на костре, хотя формально казнь уже не являлась частью религиозной церемонии аутодафе, а относилась уже к юрисдикции светской власти. Такой перенос значения может быть обусловлен тем обстоятельством, что общественность не воспринимала этого различия, во-первых, в условиях слияния церковной и светской власти и, во-вторых, в условиях единства места, времени и состава участников этих событий: два события воспринимались как одно, и название метонимично закрепилось за его "главной частью". Аутодафе следует отличать от костра тщеславия , на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».

    Примечания

    Литература

    Употребление слова

    В общераспространённом употреблении ауто-да-фе - это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом публичное сожжение осуждённых на костре. Неточность этого выражения обсуждается ниже. Аутодафе следует отличать от костра тщеславия , на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».

    История

    Считается, что ауто-да-фе появилось с началом инквизиции (XIII века), распространение получило с конца XV века , приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Однако Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде» сожжение на костре богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

    Собственно, аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» - общая проповедь).

    Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века , первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в г.

    Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.

    Они также проводились в португальских колониях - в Гоа , Индия после установления там инквизиции в период - .

    Последнее ауто-да-фе состоялось в в Валенсии через повешение (сожжения не было).

    Художественные изображения

    • Сцена аутодафе завершает 3 акт оперы Дж.Веди "Дон Карлос ", темой которой является независимость Фландрии от Габсбургской Испанской (иносказательно - независимость Италии от Австро-Венгрии)
    • Одна из Российских дум-метал групп носит название Auto De-Fe.
    • Трек с названием Аутодафе присутствует в альбоме "Демиурги Сновидений" группы Unreal.

    Ссылки

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Литература

    • Peters, Edward. (1988) Inquisition . New York: The Free Press.
    • Kamen, Henry. (1997) The Spanish Inquisition: A Historical Revision . London: Weidenfeld & Nicolson.
    • Lea, Henry Charles (1906-1907). A History of the Inquisition of Spain (4 volumes). New York and London.
    • Whitechapel, Simon (2003). Flesh Inferno: Atrocities of Torquemada and the Spanish Inquisition . Creation Books. ISBN 1-84068-105-5

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Аутодафе" в других словарях:

      Аутодафе … Орфографический словарь-справочник

      аутодафе - Аутодафе. Гравюра неизвестного художника. Национальная библиотека. Париж. Аутодафе. Гравюра неизвестного художника. Национальная библиотека. Париж. аутодафе (“акт веры”) торжественное оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

      - (акт веры) торжественное оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в Испании, Португалии и их колониях. Аутодафе означало и приведение в исполнение приговора сожжение осуждённого на костре. Аутодафе появились с началом инквизиции (с 13 в.)… … Исторический словарь

      - [фэ], неизм.; ср. [от португ. auto da fe акт веры]. В Португалии, Испании и их колониях в период с 13 в. до начала 19 в.: акт торжественного оглашения приговора инквизиции; сам акт исполнения приговора (публичного сожжения еретиков и еретических… … Энциклопедический словарь

      Исп. Публичное всесожжение осужденных инквизицией. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. аутодафе (португ. auto de fe . акт веры) первонач. оглашение, а… … Словарь иностранных слов русского языка

      аутодафе - АУТОДАФЕ1, нескл., ср Обряд публичного сожжения еретиков и еретических сочинений по приговору инквизиции (в средневековой Европе). Испанское аутодафе было одновременно и судебным заседанием, и казнью, и религиозной церемонией. АУТОДАФЕ2, нескл.,… … Толковый словарь русских существительных

      Аутодафе - Аутодафе. Гравюра неизвестного художника. Национальная библиотека. Париж. АУТОДАФЕ (испанское и португальское auto de fe, буквально акт веры), торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии, а также само исполнение приговора… … Иллюстрированный энциклопедический словарь