У каждого разбора своя цель, свой предмет и своя методика. Научись не путаться в терминах, понимать, что от тебя требуется, и выполнять разборы корректно.
Фонетический разбор
Фонетический разбор - это анализ звукового и буквенного составов слова. Он определяет, сколько в слове слогов и какой из них ударный, показывает, как соотносятся буквы и звуки, а главное - описывает звуки, называет их признаки
Морфемный разбор
Названия: Морфемный разбор и Разбор слова по составу - синонимы. Ведь морфемы - это части слова, его строительный материал. Разбор учит выделять корни, приставки, суффиксы и окончания
Словообразовательный разбор
Словообразовательный разбор показывает, как образованы слова, какая у слова основа: производная или непроизводная. Для слов с производной основой определяется, основа какого слова является производящей. Также нужно понять, каким способом образовано слово, какие средства в этом участвовали и какие фонетические процессы сопровождали словообразование
Морфологический разбор
Морфологический разбор - это характеристика слов по их принадлежности к частям речи. Нужно определить грамматическое значение, признаки слова и его синтаксическую роль в предложении
Синтаксический разбор
Синтаксический разбор - это разбор синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. Схемы их разбора различны. Требуется уметь находить словосочетания в составе предложений и давать их характеристики, а также знать, какими могут быть предложения и описывать их по цели высказывания, эмоциональной окрашенности и структуре
Как правильно сделать фонетический разбор слова?
– это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.
Памятка
План фонетического разбора
- Записать слово орфографически правильно.
- Разделить слово на слоги и найти место ударения.
- Отметить возможности переноса слова по слогам.
- Фонетическая транскрипция слова.
- По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
- Подсчитать количество букв и звуков.
- Отметить случаи, если звук не соответствует букве.
Образцы фонетического разбора слов :
Я очень люблю есть морковь.
Фонетический разбор слова люблю:
- люблю
- люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
- люб-лю
- [л"убл"у]
- Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и безударный;
Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и ударный - В слове 5 букв и 5 звуков.
Фонетический разбор слова морковь:
- морковь
- мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
- Перенос: мор-ковь
- [маркоф"]
- М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
О – [а] – гласный и безударный.
Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
О – [о] – гласный и ударный.
В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.
Ь —————————– - В слове 7 букв и 6 звуков.
- о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.
Видео про фонетическую транскрипцию
Полезные советы:
- Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
- Важно всегда проверять транскрипцию.
- Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
- Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.
Возможно, вам также понадобится
Начать обучение следует с определения сущности данного явления. Ученики должны четко понимать отличие фонетического разбора от морфологического, синтаксического или иного другого.
Под требуемым видом разбора понимается:
- указание гласных и согласных звуков;
- обозначение ударных гласных звуков;
- указание мягких и твердых, звонких и глухих, парных и непарных согласных;
- определение количества букв и звуков.
Первым шагом к знакомству школьников с фонетическим разбором становится проверка знаний по таким темам, как:
- определение гласных и согласных звуков. При этом необходимо учитывать, что Ъ и Ь не имеют звуков, а значит, не могут иметь характеристик, которыми обладают гласные или согласные звуки;
- определение характеристик согласных звуков. Значимой чертой данной темы являются всегда твёрдые и всегда мягкие звуки, которые необходимо запомнить;
- умение отличать букву от звука;
- деление слова на слоги.
Если у школьников есть прорехи в знаниях по данным темам, изучение фонетического разбора будет весьма затруднительным, поэтому, лишь подкорректировав все необходимые для разбора навыки, можно приступить к фонетическому анализу простых слов, постепенно наращивая сложность заданий.
Как сделать фонетический разбора слова
Фонетический разбор слова в учебниках и пособиях обозначается цифрой 1 и производится по алгоритму, описанному ниже.
Шаг 1 : слово записывается в соответствии с орфографическими нормами языка.
Шаг 2 : производится деление на слоги с указанием ударного слога. Для выполнения этого пункта слово необходимо произнести вслух и указать в скобочках количество произнесенных слогов и номер слога, на который падает ударение.
Шаг 3 : определяются все возможные варианты переноса слова.
Шаг 4 : осуществляется фонетическая транскрипция слова. Для ее выполнения слово записывается в столбик буква за буквой, а в квадратных скобках указывается транскрипция, или звук, каждой буквы. Для букв, не имеющих звуков (Ъ и Ь) ставится прочерк. Важно обратить внимание, что некоторые буквы могут звучать как дифтонги, то есть звуки, состоящие из 2 отдельных частей.
Шаг 5 : происходит определение всех характеристик звуков. Для гласных — ударность и безударность, для согласных — мягкость и твердость, глухость и звонкость.
Шаг 6 : подсчёт количества звуков и букв.
Друзья¹ — дру - зья́ (2 слога, 2-ой слог ударный) → [друз"й"а]
Перенос: дру - зья
д [д] - согл., твёрдый, звонкий парный (д/т)
р [р] - согл., звонкий непарный, сонорный, твёрдый
у [у] - гл., безударный
з [з"] - согл., звонкий парный (з/с), мягкий
я [й"] - согл., звонкий непарный, мягкий непарный
[а] - гл., ударный
6 букв, 6 звуков.
Игры по теме «фонетический разбор слова»
Опытным путем доказано, что научить ребенка чему угодно легче и полезнее в процессе игры. Даже, казалось бы, неигровая тема анализа слоговой структуры и звукового соответствия может стать интересной для ученика при правильном выборе методов ее преподнесения и контроля.
Детям всегда нравится угадывать и искать что-то, поэтому следующие задания будут как нельзя кстати.
Игра «Сундучок звуков» для фонетического разбора слова
Для развития конкуренции и повышения азарта игры, а значит и ее продуктивности, следует . У каждой команды будет импровизированный сундучок, который можно нарисовать на доске или бумаге, или вовсе склеить из картона. Можно сделать красивый сундучок и постоянно использовать его.
Задача каждой группы детей придумать слово, в котором будет наибольшее количество звуков. Соответственно, слова с твердым и мягким знаками могут уменьшить шансы на выигрыш, а вот присутствие букв Ё, Я и Ю, наоборот, будет ключом к победе. В каждом туре преподаватель называет тему, которой будут соответствовать слова, например, животные, профессии, спорт и т.п.
Временные рамки следует указать в зависимости от возраста ребят, для учеников младших классов средней школы это может быть 5-8 минут, а для старшеклассников — 3-4 минуты. Количество звуков в сундучке суммируется, а в конце выявляется команда-победитель, которую можно поощрить отметкой «отлично».
Фонетическая игра «Поиск потерявшихся слов»
Игру можно построить как в неподвижной форме, когда ребята будут сидеть за партами и искать слова на доске, так и в движении, запрятав листочки со словами на всей территории кабинета и позволив детям ходить и отыскивать их. Лучше всего разделить класс на команды, чтобы каждый ребенок чувствовал себя частью единого целого.
ПОИСК В ОРФОЭПИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «СДЕЛАТЬ»
В слове сде́
лать
:
1. 2 слога (сде́
-лать);
2. ударение падает на 1-й слог: сде́
лать
- 1-ый вариант
1 ) Транскрипция слова «сде́ лать»: [з❜д❜э́ лът❜].
БУКВА/ [ЗВУК] | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
---|---|---|---|---|
с | - | [з❜] | - | согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Парный глухой озвончается, если перед ним стоит звонкий согласный (ниже см. § 86). Ниже см. § 88. |
д | - | [д❜] | - | согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3. |
е | - | [э́ ] | - | гласн., ударный; ниже см. § 27. |
л | - | [л] | - | согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] - непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо. |
а | - | [ъ] | - | гласн., безударный; ниже см. § 48. |
т | - | [т❜] | - | согл., мягк. (парн.), глух. (парн.). На конце слова замена звука происходит только у парных звонких согласных. Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры). |
ь | - | [ ] | - | нет звука |
7 букв, 6 звуков
Настройка
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 27
§ 27. Буква е (в тех случаях, когда над ней невозможна постановка двух точек) обозначает ударяемый гласный [э] после согласных. Согласные (кроме [ш], [ж], [ц]) перед [э] в исконно русских словах, а также в значительной части заимствованных слов произносятся мягко, например: пел, бе́ лый, ве́ ра, мел, се́ рый, зе́ ркало, де́ ло, те́ сно, кедр, ге́ тры, нерв, те́ рмин, музе́ й, инспе́ ктор, ме́ дик — в них произносятся сочетания: [п❜ э], [б❜ э́ ], [в❜ э́ ], [м❜ э], [с❜ э́ ], [з❜ э́ ], [д❜ э́ ], [т❜ э́ ], [к❜ э], [г❜ э́ ], [н❜ э], [т❜ э́ ], [з❜ э́ ], [п❜ э́ ], [м❜ э́ ] 2 .
Согласные [ш], [ж] и [ц] перед гласным [э] (пишется буква е) произносятся твердо, как и в других положениях. Ср. шест, жест, це́ нный (произносится [шэ], [жэ], [цэ́ ]).
§ 48
§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.
Таким образом, на месте букв а и о в заударных слогах произносится гласный [ъ]: а) вы́ дан (произносится [вы́ дън]), выбрана (произносится [вы́ брънъ]), вытаскал (произносится [вы́ тъскъл]), рабо́ тал (произносится [рабо́ тъл]), по забо́ рам (произносится [пъ- забо́ ръм]), на забо́ рах (произносится [нъ-забо́ ръх]), за заборами (произносится [зъ-забо́ ръми]), коро́ ва (произносится [каро́ въ]), о́ кна (произносится [о́ кнъ]), дела́ (произносится [де́ лъ]), вы́ жал (произносится [вы́ жъл]), по лу́ жам (произносится [па-лу́ жъм]), в лу́ жах (произносится [в-лу́ жъх]), за лу́ жами (произносится [за-лу́ жъми]), лу́ жа (произносится [лу́ жъ]), вы́ царапал (произносится [вы́ църъпъл]), ку́ рица (произносится [ку́ рицъ]), по у́ лицам (произносится [па-у́ лицъм]); б) вы́ нос (произносится [вы́ нъс]), вы́ брос (произносится [вы́ бръс]), го́ лову (произносится [го́ лъву]), на́ голову (произносится [на́ -гълъву]), на́ дом (произносится [на́ -дъм], у́ зок (произносится [у́ зак]), за до́ мом (произносится [за-до́ мъм]), на ста́ ром (произносится [на-ста́ ръм]), за кана́ вой (произносится [зъ-кана́ въй]), се́ но (произносится [се́ нъ]), де́ ло (произносится [де́ лъ]), мно́ го (произносится [мно́ гъ]), на́ до (произносится [на́ дъ]).
Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош. времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [де́ лъ], [зъхади́ лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн. родов: те́ хником и те́ хникам, забо́ ром и забо́ рам, ду́ лом и ду́ лам, кре́ слом и кре́ слам: [те́ хникъм], [забо́ ръм], [ду́ лъм], [кре́ слъм].
Примечание. На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авизо́ (может произноситься [зо]), ве́ то (может произноситься [то]), кре́ до (может произноситься [до]), лега́ то (может произноситься [то]), алле́ гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.
§ 66
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).
Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).
§ 86
§ 86. На месте глухих согласных перед звонкими (кроме [в]) произносятся соответствующие звонкие. Таким образом, на месте с произносится [з], на месте т — [д], на месте к — [г] и т. д. Например:
[про́ з❜ бъ] (про́ сьба), [каз❜ ба́ ] (косьба́ ), [збыт❜ ] (сбыть), [збыт] (сбыт), [згаре́ л] (сгоре́ л), [з-горы́ ] (с горы́ ), [зза́ ди] (сза́ ди), [мълад❜ ба́ ] (молотьба́ ), [адгада́ т❜ ] (отгада́ ть), [о́ дбыл] (о́ тбыл), [аддала́ ] (отдала́ ), [то́ д-жы э ] (тот же), [г-жы э не́ ] (к жене́ ), [та́ гжы э ] (та́ кже), [вагза́ л] (вокза́ л), [ани е гдо́ т] (анекдо́ т), [эгза́ м❜ т] (экза́ мен), [г-гаре́ ] (к горе́ ).а́ с❜ с❜ ] (на тра́ ссе);
[с❜ к❜ ]: [с❜ нек] (снег), [сас❜ н❜ а́ к] (сосня́ к), [ус❜ ни́ ] (усни́ ), [васкре́ с❜ ник] (воскре́ сник);
[з❜ н❜ ]: [драз❜ ни́ т❜ ] (дразни́ ть), [маз❜ н❜ а́ ] (мазня́ ), [куз❜ не́ ц] (кузне́ ц), [каз❜ н❜ ] (казнь), [бале́ з❜ н❜ ] (боле́ знь).
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..
Если вашему ребенку задали в школе сделать фонетический разбор слова, а вы не знаете, что это такое – не проблема. Наша инструкция с подробным описанием каждого этапа позволит вам с легкостью понять, как правильно выполнить эту работу, и вы сможете помочь своему чаду.
1. Первое что нужно сделать – записать слово на листок, это называется орфографической записью.
2. Затем необходимо поставить ударение и разделить слово на слоги (обозначения лучше делать карандашом). Следует записать количество имеющихся слогов, гласных и согласных букв.
3. Также стоит указать возможные варианты переноса.
4. Теперь подайте фонетическую транскрипцию слова.
5. Далее записывайте в столбик все буквы, из которых состоит слово. Рядом укажите звуки, которые должны обозначать буквы при произношении, в квадратных скобочках.
6. Теперь вам предстоит дать подробную характеристику каждому звуку, делать это нужно возле записанных ранее в столбик букв. Для гласных вы указываете ударность или безударность. А для согласных определяете – звонкий или глухой, парный или непарный, твердый или мягкий, сонорный или нет.
7. В конце посчитайте и запишите точное количество букв и звуков, из которых состоит слово.
8. Иногда также подаются случаи несоответствия звука букве.
С помощью этой схемы вы с легкостью сможете провести необходимый разбор.
1. Если в слове находятся знаки «ъ», «ь», их не нужно обозначать при произношении звуков. При этом в квадратных скобках следует поставить прочерк и не давать характеристику звуку.
2. Когда буквы «е», «ю», «я» стоят в начале слова или после гласных, их нужно описывать как два звука – согласный [й] и гласный звук [э], [у] и [а]. Их называют йотированными.
3. Когда ранее упомянутые звуки находятся после мягких согласных, они обозначают только один звук.
4. При этом учитывайте, что в некоторых случаях эти буквы дают также звук [и], а «я» может слышаться как [э].
5. Если буква «и» пишется после согласных «ж», «ш» и «ц», она должна обозначаться в транскрипции как [ы].
6. Не забывайте, что гласные «а», «о», «у», «э», «ы» должны обозначать твердость согласных. А вот «е», «ю», «я» – наоборот мягкость.