В медицине

В частности, традиционно выделяются, например, группы риска заражения заболеваниями, передающимися половым путем , развития наркомании , развития психозов , вероятности выкидыша при беременности, развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и так далее.

В социологии

Например, в психолого-педагогической практике рассматривается понятие «дети группы риска», в которую традиционно включают детей из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением, учащихся с проблемами в обучении и развитии, а также детей с хроническими заболеваниями и инвалидов. Также, например, психологами рассматривается понятие «семьи группы риска».

В разговорном языке

В разговорной речи, а также в средствах массовой информации понятие «группа риска» употребляется часто для обозначения групп населения, наиболее подверженных каким-либо воздействиям определённого рода: быть обворованным, быть избитым на улице, быть подвергнутым насилию на рабочем месте и т. д.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Группа риска" в других словарях:

    ГРУППА РИСКА, СССР, Евразия (Свердловская киностудия) / Свердловская киностудия / Союзтелефильм, 1991, цв., 195 мин. Семейная драма. По одноименному роману Евгения Богданова. Сварщик Сладков возвращается с женой на Родину после продолжительной… … Энциклопедия кино

    Группа риска - совокупность людей, обладающих примерно одинаковой биологической защищенностью. Чувствительность человека к веществам, содержащимся в окружающей среде, определяется рядом факторов (возраст, режим питания, генетические аспекты, перенесенные… … Российская энциклопедия по охране труда

    группа риска - 3.6 группа риска: Условное число, связанное с допустимым риском и устанавливаемое в зависимости от потенциальной опасности продукции. Примечание Применительно к НВО группу риска обозначают цифрами 1, 2, 3 и выражением «НВО, не относящееся ни к… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГРУППА РИСКА - – молодые граждане, которые уязвимы или могут понести ущерб от определенных медицинских, социальных обстоятельств или воздействия окружающей среды. В условиях социальной патологии усиливается риск для слабо защищенных социальных групп, семей,… … Терминологический ювенологический словарь

    ГРУППА РИСКА - группа лиц (чаще всего подростков), которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к социальной и психологической… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Группа риска - условно выделяемая группа детей разного возраста, предрасположенных к нарушению норм и правил детской жизни в семье, школе и общественных местах, детей с отклоняющимся условно наказуемым поведением. Есть риск, что развитие этих детей, при… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Социальная прослойка в структуре населения, вызывающая наибольшие опасения с медицинской точки зрения, например заражения СПИДом (гомосексуалисты, проститутки, наркоманы и др.). (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

    Разг. Ирон. О проститутках, девушках легкого поведения. Максимов, 97 … Большой словарь русских поговорок

    ГРУППА РИСКА - термин социальной педагогики для обозначения групп населения (детей, подростков и т.д.), находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях жизни … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Группа риска медицинский и социологический термин, собирательное определение для представителей населения, наиболее уязвимых к определённым медицинским, социальным обстоятельствам или воздействию окружающей среды. А также: «Группа… … Википедия

Книги

  • Последнее дело. Между строк, или Группа риска , Филатов Никита Александрович , В сборник известного мастера остросюжетной прозы Никиты Филатова вошли классический детектив о писателях "Последнее дело" и приключенческая повесть "Между строк, или Группа риска", во многом… Категория: Криминальный отечественный детектив Серия: Записки адвоката Издатель: Рипол-Классик ,
  • Последнее дело. Между строк, или Группа риска: роман, повесть , Филатов Н.А. , В сборник известного мастера остросюжетной прозы Никиты Филатова вошли классический детектив о писателях "Последнее дело" и приключенческая повесть "Между строк, или Группа риска", во многом… Категория:

Категория людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни не только подвержены опасным отрицательным воздействиям, но и представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества. Типичными «группами риска» считаются алкоголики, наркоманы, больные СПИДом, бомжи - их образ жизни можно рассматривать как проявление болезней общества, связанных с ростом социального отчуждения, преступности, нарушением форм социального взаимодействия людей, процессов социальной адаптации. Пожилые люди и лица с ограниченными возможностями здоровья также представляют собой своеобразные «групп риска». Здесь характер риска другой, но он есть и выражается в угрозе нищеты, повышенной вероятности заболеваний, беспомощности в условиях одиночества и социальной изоляции. Невнимание к проблемам пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья негативно отражается на остальных социальных группах, усиливая страх перед наступлением старости, болезни. В последнее время термин «группа риска» изымается из профессиональной лексики в связи с его дискриминирующим характером, вместо него используются понятия «социально уязвимые категории населения», «слабозащищенные группы», «кризисные семьи». Наиболее надеж ным средством профилактики попадания в Г.р. является активная государственная социальная политика, направленная на предупреждение и преодоление кризисных явлений в социальной сфере, поддержку социально уязвимых слоев населения.

Содержание

Для медицинской оценки общего состояния организма взрослого человека, а также для контроля развития организма ребенка в российском здравоохранении было введено понятие групп здоровья. Чтобы эффективно и своевременно оказывать пациенту необходимую помощь, после прохождения диспансеризации в медицинскую карту больного заводится информация о наличии или отсутствии у него хронических заболеваний и функциональных нарушений и присваивается соответствующая подгруппа.

Что такое группы здоровья

С 2013 года в нашей стране проводится ежегодная диспансеризация с целью улучшения поддержки здоровья населения, своевременного выявления тяжелых хронических заболеваний, являющихся причиной ранней потери работоспособности и высокого уровня смертности. По ее результатам каждому гражданину присваивается соответствующая его состоянию группа здоровья у взрослых, оцениваются факторы риска, проводятся профилактические медицинские мероприятия, выдаются рекомендации, в зависимости от стадии обострения заболевания.

Детские подгруппы здоровья представляют собой условную шкалу, каждый пункт которой описывает основные критерии развития растущего организма, показатели здоровья и прогноз на будущее. Соответствующая подгруппа присваивается педиатром на основании результатов общих анализов, пройденных обследований, информации о врожденных патологиях (если таковые имеются). В процессе развития малыша она может измениться в связи с улучшением или ухудшением состояния здоровья ребенка.

Группы здоровья взрослого населения

Каждый гражданин РФ, достигший двадцатиоднолетнего возраста, согласно действующему законодательству, имеет право обратиться в медицинское учреждения для прохождения профилактического осмотра или диспансеризации. Классификация по группам производится на основании таких показателей здоровья, как наличие опасных хронических заболеваний, уровень физической активности, наличие вредных привычек. Обследование направлено на своевременное выявление:

  • сахарного диабета;
  • болезней сердца;
  • заболеваний ЖКТ;
  • сбоев в работе печени и почек, мочекаменной болезни;
  • наличия злокачественных новообразований;
  • сбоев в работе сердечно-сосудистой системы, сосудистой системы головного мозга.

На основании полученных в результате обследования данных, терапевт определяет, к какой подгруппе отнести пациента, и, в соответствии с его состоянием, принимает решение о необходимости дополнительных обследований второго этапа, направляет к узкому специалисту (гастроэнтерологу, хирургу, онкологу). После прохождения второго этапа, дополнительных анализов и консультаций все данные заносятся в паспорт здоровья, выдаваемый больному на руки.

1 группа

К первой подгруппе относят здоровых граждан, у которых, согласно результатам медицинского обследования, не выявлены какие-либо заболевания, не обнаружены отклонения от нормы, изменения состояния внутренних органов и систем. Нормальный уровень всех показателей не предполагает постоянного наблюдения, терапевт выдает общие рекомендации по соблюдению принципов здорового образа жизни, прохождению желательных лечебно-оздоровительных процедур.

2 группа

Выявление у пациента болезни, не влияющей на ограничение его работоспособности, активности, не приводящей к серьезным ухудшениям функций организма, позволяет отнести больного к следующей подгруппе. Вторая подгруппа у взрослых предполагает хроническое заболевание в стадии ремиссии без обострений. Ее представителям рекомендуется группа ЛФК и прохождение профилактического осмотра не реже 2 раз в год.

3 группа

Граждане с обострениями хронических неинфекционных заболеваний относятся к третьей подгруппе, подлежат обязательной диспансеризации с целью получения необходимой медицинской помощи. При регулярных обострениях имеющейся болезни пациент этой группы может быть временно или полностью ограничен в работоспособности, при этом он может претендовать на получение инвалидности.

4 группа

К четвертой группе относят пациентов, не имеющих на данный момент установленного хронического заболевания, но нуждающихся в диспансерном наблюдении из-за высокого риска его развития. Они в установленном порядке проходят необходимые диагностические процедуры, получают специальные медицинские рекомендации, подлежат регулярному наблюдению узкопрофильного специалиста.

Методы формирования групп риска взрослого населения

Есть группы населения, из-за ряда факторов подверженные развитию серьезных хронических заболеваний, их называют группами риска. В соответствии с этими факторами их подразделяют на:

  • демографические;
  • производственного риска;
  • риска по признакам функционального состояния;
  • по признаку низкого уровня жизни;
  • по признакам девиантного поведения (хронический алкоголизм, наркомания и пр.)

Группы здоровья у детей

Педиатрия это понятие применяет для оценки развития физического и психического состояния ребенка, в соответствии с его возрастом, антропометрическими и другими данными. После присвоения соответствующей подгруппы родителям даются рекомендации с учетом сделанных выводов о необходимых мерах укрепления здоровья, о подготовительной медицинской помощи для больных детей, необходимом уровне физической нагрузки, соответствующей состоянию ребенка.

Критерии оценки состояния здоровья детей

Для комплексной оценки всех показателей здоровья и развития ребенка его осматривает не только врач педиатр, но и ряд узких специалистов: окулист, кардиолог, невропатолог и другие. Подгруппа присваивается на основании данных, полученных в результате каждого конкретного осмотра и может меняться с возрастом ребенка. Основными критериями для оценки служат:

  • наследственные факторы (выводы делаются после опроса родителей новорожденного, исходя из информации медицинского анамнеза ближайших родственников);
  • антропометрические данные, физическое развитие ребенка;
  • состояние внутренних органов и систем;
  • уровень сопротивляемости организма.

Распределение детей по группам здоровья

На основании полученных данных детей распределяют на 5 подгрупп, делается прогноз с учетом факторов риска (наследственных, социальных), информация заносится в медицинскую карту ребенка и доводится до сведения родителей. С возрастом состояние здоровья малыша может измениться, изменится и его подгруппа. В большинстве случаев, к сожалению, наблюдается отрицательная динамика, хронические заболевания прогрессируют, ухудшается состояние внутренних органов и систем, может начаться задержка физического развития.

Как классифицируют группы здоровья дошкольников

Детей дошкольного возраста классифицируют по 5 подгруппам, начиная с 1 – к ней относятся здоровые дети с нормальным физическим развитием, заканчивая 5 – дети с врожденными пороками, выраженными изменениями состояния внутренних органов и систем, инвалиды детства. 2 группа подразделяется на две подгруппы, в зависимости от факторов риска, не выраженных (тяжелая наследственность, родовые травмы) или выраженных (частые рецидивы заболеваний, рискующие перерасти в хронические).

В четвертую подгруппу входят дети, имеющие отклонения в развитии и хронические заболевания. Диагнозы 5 группы – пороки развития, тяжелые наследственные заболевания с постоянными рецидивами, отклонения в физическом и психическом развитии, сниженные функциональные возможности (сложности с ходьбой, речью и пр). При установлении этой подгруппы решается вопрос о получении ребенком инвалидности с соответствующими социальными и медицинскими льготами.

Таблица по заболеваниям

Хронические заболевания, врожденные патологии

Состояние внутренних органов и систем

Физическое и нервно-психическое развитие

Первая (здоровые)

Не выявлены

Без изменений, нормальное

Без отклонений

Вторая (условно здоровые)

В группе риска

С функциональными отклонениями

Нормальное, возможен низкий рост, дефицит или избыток массы тела

Третья (компенсированные)

Имеются, без выраженного влияния на функциональность организма

С выраженными отклонениями, проявляющимися в период обострения основного заболевания

Четвертая (субкомпенсированные)

С выраженными патологиями

Изменение функций пораженных органов

Нормальное, возможны незначительные отклонения

Пятая (декомпенсированные; дети-инвалиды)

Тяжелые врожденные патологии или пороки, ведущие к инвалидности

Выраженные изменения функций

Возможны выраженные отклонения

Медицинские группы для занятий физической культурой

К обязательной программе обучения в школе относятся занятия физкультурой, поскольку физические упражнение важны для поддержания нормального развития здоровых малышей и профилактики развития заболеваний у нездоровых. Физкультурные группы по медицинским показателям делятся на основную, подготовительную группу и специальную, предполагающую обязательные занятия лечебной физкультурой.

Основная

Физкультурная группа здоровья у детей и подростков, называемая основной, включает занятия с максимально интенсивными нагрузками. К ней относят детей, которые признаны здоровыми и могут посещать детские спортивные секции. Им не требуется снижение физической нагрузки, на уроках физкультуры они выполняют общие гимнастические упражнения, спортивно-прикладные, принимают участие в игровых командных видах спорта.

Подготовительная

При наличии осложнений после перенесенных заболеваний, при легком отставании от нормы физического развития для своего возраста и по рекомендациям, данным в результате общего осмотра, ребенок может быть отнесен в подготовительную подгруппу. Выполняется тот же комплекс упражнений, но учебная нагрузка снижена. Здесь занимаются здоровые мальчики и девочки, по той или иной причине имеющие ослабленное состояние здоровье.

Спецгруппа

Дети с отклонениями в развитии и выраженными функциональными нарушениями занимаются физкультурой по специальным программам в спецгруппах. Полностью от уроков физической культуры они не освобождаются. Помимо индивидуальных или групповых занятий, составленных с учетом их особенностей, они могут принимать участие в некоторых занятиях совместно с подготовительной или основной группой, по согласованию с врачом и под контролем преподавателя.

Видео

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

    медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

    социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

    психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

    педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Ведомства постепенно делят все существующие организации на группы риска. Так, в феврале правительство объявило об осуществлении риск-ориентированного подхода в отношении всех работодателей. В соответствующем постановлении от 16 февраля № 197 критерии для разделения компаний по группам риска. При этом будут учитываться сведения о травматизме, наличии задолженности по зарплате и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда. От нахождения в той или иной категории зависит периодичность проведения плановых проверок. Роструд будет публиковать на своем официальном сайте информацию о работодателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

Федеральная разделила всех на три группы еще летом прошлого года (Письмо от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР»). Сделала она это на основании представленных деклараций по НДС.

Информация о присвоенных критериях риска отражается в программном комплексе «АСК НДС-2» (ред. - программа для налоговых органов: автоматизированная система контроля НДС) в виде цветовых индикаторов:

– низкий налоговый риск (зеленый цвет) – компания ведет активную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и полностью оплачивает налоги. Такая компания обладает соответствующими ресурсами (активами), а ее деятельность может быть проверена плановой выездной налоговой проверкой;

– высокий налоговый риск (красный цвет) – налогоплательщик, используемый для получения необоснованной налоговой в том числе третьими лицами. Такая компания не имеет основных средств, штата, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере);

– средний налоговый риск (желтый цвет) – налогоплательщики, которые не включены в вышеназванные группы.

Читайте также

  • Гид по "летним подаркам" для Среднего бизнеса: аналитическое мнение экспертов taxCOACH

Соответственно компании, окрашенные в красный цвет, создают налоговые риски для бизнес-партнеров. Подозрительные транзакции таких организаций изначально расцениваются не в пользу добросовестного налогоплательщика. Компании с низким налоговым риском должны понимать, что контрагенты с высоким налоговым риском обязательно будут выявлены автоматической программой.

ФНС при проведении камеральных проверок деклараций по НДС будет учитывать уровень риска, присвоенного налогоплательщику, и результат предыдущих камеральных проверок по применения налоговых льгот. Об этом ведомство сообщило в письме от 26 января 2017 года № ЕД-4-15/1281@ «О направлении разъяснений в отношении риск-ориентированного подхода к проведению камеральных налоговых проверок в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 149 НК РФ».

Наработанные методики налоговых органов рекомендовало использовать Министерство при проверке организаций-контрагентов (Письмо от 23 декабря 2016 г. № 03-01-10/77642). Оно пояснило, что налогоплательщик может самостоятельно принимать решение о целесообразности с той или иной организацией, но проявляя должную осмотрительность и понимая при этом все возможные риски. Налоговики рекомендуют хорошо подумать, прежде чем начать сотрудничество с контрагентом, у которого отсутствует, в частности, информация о госрегистрации в (можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru), об его фактическом местонахождении, а также о местонахождении его складских, производственных и и другие.

С 2018 года планируется распространить риск-ориентированный подход на все без исключения виды надзоров. Это часть масштабной работы по совершенствованию контрольно-надзорных функций государства.