Первоначально был олицетворением роскошного изобилия растительной силы, проявляющегося сочностью трав и плодов, производящего гроздья на виноградной лозе, дающего прекрасный вкус сочным плодам фруктовых деревьев, а соку виноградных гроздь способность веселить человека. Виноградная лоза и гроздья её были для древнего грека самым полным проявлением этого изобилия растительной силы; потому были символом Диониса, древнегреческого бога виноделия. «В этом растении яснее всего проявляется сущность Диониса, – говорит Преллер. – Сок винограда – соединение влаги с огнем, результат сочетания земной сырости с солнечною теплотою, и в аллегорическом значении, соединение нежности и мужества, наслаждения и энергии; это существеннейшие черты представления о Дионисе». Основатель виноделия и садоводства, Дионис, был в Древней Греции, подобно Деметре , богом, научившим людей вести оседлую благоустроенную жизнь, которой дает он веселье соком винограда. В мифах Древней Греции он – бог не только виноделия, но и радости, братского сближения людей. Дионис могущественный бог, преодолевающий все враждебное ему. В мифах он запрягает львов и пантер в свою колесницу, усмиряет диких духов леса, смягчает и исцеляет страдания людей.

Дионис с кубком для питья. Изображение на аттической амфоре, ок. 490-480 до Р. Х.

Подобно Аполлону , Дионис дает вдохновение, возбуждает человека петь, создает поэзию; но поэзия, исходящая от него, имеет характер более страстный, чем поэзия Аполлона, его музыка шумнее аполлоновой. Дионис дает мыслям восторженность, возвышающуюся до дифирамба, дает им живость, силою которой создается драматическая поэзия и сценическое искусство. Но вызываемая богом виноделия экзальтация доводит и до затемнения рассудка, до оргиастического безумия. В древнегреческом культе Диониса, в мифах о нём и особенно в праздниках Дионисий находили выражение разнообразные чувства, возбуждаемые в человеке ходом изменений растительной жизни: веселье, даваемое человеку той порой года, когда все зеленеет, цветет, благоухает, радость поры созревания плодов, печаль при увядании, при погибели растительности. Сочетание радостных и печальных волнений души под влиянием мистических обрядов восточного служения силам природы порождало среди древних греков экзальтацию, проявлявшуюся праздниками менад. В мифах Древней Греции принадлежностью культа Диониса был символ порождающей силы природы, фаллос.

Мифы древней Греции. Дионис (Вакх). Чужой в родном городе

Первоначально Дионис был богом поселян, подателем вина и фруктов, и они славили его на сельских пирушках веселыми песнями, шутили, плясали на местах наполненных вином. Но мало-помалу значение Диониса росло. Периандр , Клис фен Сикионский , другие тираны перенесли на служение его тот блеск, с каким совершалось служение военным богам аристократов. Песни и процессии праздников в честь Диониса постепенно приняли, под влиянием восточных религий, экзальтированный характер.

Дионис. Рождение театра. Видеофильм

Праздники Диониса

Повсюду в Древней Греции, где росли виноград и фруктовые деревья, было служение Дионису, совершались праздники ему, имевшие большое влияние на развитие древнегреческой цивилизации. В особенности важное значение для культурной жизни приобрели праздники Диониса, совершавшиеся в Аттике , Беотии и на острове Наксосе, бывших главными центрами этого культа. Древнейший храм Диониса в Афинах был Ленейский (Lenaion), стоявший у подошвы Акрополя в сырой низменности, которая звалась Лимне (Болото). Вскоре по окончании сбора винограда, совершался в древних Афинах праздник «Малых» или «сельских» Дионисий. Это был веселый праздник поселян, забавлявшихся шутками, переодеваниями, разными деревенскими потехами в простонародном, грубом вкусе. Около времени зимнего солнцестояния был праздник «Леней», «выжимания» сока из винограда, – праздник окончания этого дела. Совершая это торжество, украшали храм Диониса плющом, надевали на себя венки из плюща, приносили жертву, пировали, на пире пили сок винограда, ходили процессиями, забавлялись шутками.

Когда показывалась первая зелень возвращающейся весны, в Аттике, на греческих островах, в греческих колониях праздновались в честь Диониса Анфестерии; они длились три дня; в день «откупорки бочек» господа и рабы пили вместе новое вино, вместе веселились; в день «разливки» нового вина надевали венки, пировали с пением, с музыкою, с символическими обрядами, торжествуя возвращение богов земли из глубины её к жизни под светом дня; шутили, устраивали состязания в питье вина. Женщины знатнейших афинских семейств шли процессией в Ленейский храм и совершали мистический обряд бракосочетания жены архонта-царя с Дионисом; этим обрядом приобреталось покровительство Диониса оливковым деревья» и виноградникам Аттики. На третий день приносились жертвы в память усопших. Через месяц, в марте, совершался в Афинах праздник Великих, или городских» Дионисий это был блестящий праздник весны, во славу Диониса, освободителя от зимней скудости. К числу обрядов этого древнегреческого праздника принадлежала великолепная процессия в честь Диониса, шествие которой сопровождалось пением шумных дифирамбов; певцы шли с плющевыми венками на головах; девушки несли корзины с цветами и с новыми плодами, граждане и метеки несли меха с вином; их сопровождали замаскированные; гремели оркестры, впереди процессии несли деревянное изображение Диониса и прикрепленный к шесту фаллос, символ плодородия Великолепие великих Дионисий привлекало на этот праздник вАфины поселян Аттики и множество иноземцев. С развитием древнегреческой культуры, торжество становилось все роскошнее и изящнее. Вся драматическая поэзия греков – и трагедия, и комедия, и сатирическая драма развились из обрядов и веселостей афинского праздника Великих Дионисий.

Дионис и сатиры. Живописец Бригос, Аттика. Ок. 480 до Р. Х.

Совершались праздники в честь Диониса и на древнегреческих островах, богатых виноградниками: на Крите, Хиосе, Лемносе; но в особенности великолепен был праздник его на острове Наксосе, где сочетался Дионис браком с покинутою там Тесеем Ариадною (Ариагною, «Пресвятою»), прекраснокудрой богиней, которая была олицетворением земли, пробуждающейся от зимнего сна. Дионис был главным богом народной религии на этом острове. Праздник его начинался обрядами, выражавшими печаль о покинутой Ариадне, кончался радостными песнями её бракосочетания с Дионисом. Дионис – не всегда бог роскошного развития растительности: природа на время погружается в сон смерти; в эту пору он – страждущий, убиваемый бог, бог подземного царства. В этом своем качестве он носит мистическое имя Загрей. Дионису Загрею приносили в Древней Греции жертвы с совершением символических обрядов, выражавших скорбь о гибели бога порождающей силы природы; эти мистические праздники имели экзальтированный характер. В зимний холод, женщины и девушки из Дельф, соседних мест и даже из Аттики сходились на высоты Парнаса, покрытые снегом, совершать праздник Менад, и кружились, бегали там в священном экстазе, как пьяные. Размахивая тирсами и факелами, со змеями в распущенных волосах и в руках, эти служительницы Диониса менады или фийяды (thyiades) или, как еще иначе называли их, вакханки, с битьем в бубны и под пронзительные звуки флейт, неистово рыскали по лесам и горам, плясали, прыгали, кривлялись. Древнегреческие мифы говорили, что Дионис поражает безумием всех сопротивляющихся ему, отказывающихся участвовать в его шумных процессиях. Праздники менад были подражанием процессиям, о которых рассказывали мифы.

Культ Диониса

Характер культа Диониса в разных областях Древней Греции был различен, сообразно разнице образованности их населения: в одних местах оно было грубое, в других изящное, благоприятное развитию искусства и поэзии. В Пелопоннесе, особенно в Аргосе Ахайе, Элиде и на Тайгете принадлежностями культа Диониса были ночные оргии обряды искупления, жертвоприношения в память умерших. На островах в древние времена даже приносили людей в жертву. Служившие Дионису менады рвали в куски козлов, молодых оленей, других животных; это были символические действия, означавшие, что природа умирает мучительною смертью от холода зимы. Дионис изображался иногда в виде быка или с бычачьими рогами. Женщины в Элиде на праздниках его восклицали: «Приди, о владыка, в твой храм, приди с Харитами в твой святой храм, стуча бычачьей ногою!» В Древней Греции Дионису был посвящен козел, представитель сладострастия.

В Малой Азии оргиастический культ Диониса был соединен с экзальтированными обрядами праздника «Великой Матери», Кибелы. Потому фантастические существа, составлявшие свиту этой богини: куреты, корибанты, кабиры, дактилы горы Иды – были перенесены и в мифы о Дионисе. До нас дошли превосходные произведения искусства, мотивы которых взяты из оргиастических праздников Диониса: художники любили изображать менад в экстазе страстного волнения. Оргиастический культ доставлял и древнегреческим поэтам материал для легенд, символически излагавших философские мысли. Праздники культа Диониса совершались не каждый год, а раз в два года; потому он назывался триэтерийским (двухгодичным). В основании всех его обрядов лежала идея, что бог роскошного развития растительности убит силою зимы и что он скоро воскреснет, пробудить умершую природу к новой жизни.

Когда древние греки ознакомились с другими странами, они сближали с культом Диониса все обряды, напоминавшие им о его праздниках. Они находили такие обряды в Македонии, Фракии, Лидии, Фригии. Процессии, бега с факелами, шумные песни, гром музыки, неистовые пляски, фантастические костюмы на праздниках Пессинунтской «Великой Матери», и сирийской богини рождения внушали им мысль, что это культ Диониса. Такое же впечатление производил на них в Египте праздник Осириса : толпы, ходившие по ночам с факелами искать тело убитого Осириса, другие фантастические обряды, фаллос, казались древним грекам принадлежностями служения Дионису. Когда греки, бывшие в войске Александра , увидели в Индии бесконечные пышные процессии людей в пестрых одеждах, увидели в этих праздничных процессиях разукрашенных животных, увидели колесницы, везомые пантерами и львами, когда они нашли плющ и дикий виноград на горе, название которой показалось им похожим на имя Нисы, – все это перенесено было на мифы о Дионисе и на его культ. Таким образом, в Древней Греции постепенно сформировалось сказание о победоносном походе Диониса по всем землям от Греции до Инда и до Арабской пустыни; оно представляло материал для прославления Александра и его преемников, ходивших в Индию : их уподобляли Дионису. Потому в македонское время стал, как доказывает множество барельефов той эпохи, одним из любимых предметов искусства миф о походе Диониса с его свитою (thiasos) сатиров , силенов , кентавров и других фантастических существ, олицетворявших порождающие силы природы и разгул пирушек поселян при собирании винограда. Через присоединение иноземных легенд к прежним греческим миф о Дионисе получил громадные размеры. Фантазия древнегреческих художников и поэтов расширяла культ Диониса новыми эпизодами; вместе с легендами росло количество мистических и оргиастических обрядов. Но в учениях таинств греки сберегали за мифом о Дионисе основной его смысл, идею о вечном круговороте возникновения, гибели и возрождения растительной жизни.

Культ Диониса

Дионис - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

Культ вина в ходе европейской истории претерпевал самые фантастические трансформации. И одной из самых ярких его вариаций был культ Диониса в Древней Греции, а его кульминацией – менадизм, движение менад, самых верных и неистовых фанаток Диониса. Кроме того, что это было связано с вином, тут интересен тот факт, что это было проявление именно женской активности.

Менады («безумствующие»), они же фиады («неистовые»), они жевакханки (от римского имени Диониса - Вакх, или Бахус) – это главная армия Диониса, его самые верные, самые фанатичные последовательницы.

Почти всё последнее тысячелетие до нашей эры культ Диониса был неимоверно распространен по всему греческому миру. И особым энтузиазмом в служении ему отличались именно женщины. Мужчины присоединились к нему лишь в конце, когда дионисии стали официальными государственными праздниками. В VI в. до н.э. они были узаконены властями, чтобы хоть как-то обуздать эту женскую стихию. Собственно, менадами были обычные женщины - матери, жены, дочери, уходившие время от времени в отрыв, и повальный женский эскейп очень волновал всё мужское население Древней Греции.

Несколько раз в год греческие женщины собирались в толпы и бежали в леса и горы. Главное своё паломничество, раз в два года, зимой, менады совершали на гору Парнас.

Неистовое веселье, пляски, оргии

Чем они там занимались, в своих походах? Главная цель вакханалий, конечно, не разгул как таковой, это всё же религиозное движение, и менады в лесах совершали служения своему богу, молились, пели и плясали в его честь. Но на посторонний взгляд выглядело это довольно устрашающе.

В полуобнаженном виде, в шкурах животных и венках из виноградных листьев, с тирсами наперевес (тирс - длинный жезл, атрибут Диониса, обвитый лозой или плющом, с шишкой пинии сверху) – они носились по окрестностям, пугая стада и местное население. Опьяненные вином и безумными плясками, в полубессознательном состоянии они выхватывали голыми руками угли из костра, играли с живыми змеями, совершали ритуалы жертвоприношения животных, а также устраивали сексуальные оргии. Иногда с захваченными, а иногда и с добровольно присоединившимися к вакханалиям представителями противоположного пола. Хотя греки были уверены, что – с сатирами.

Жестокие и кровавые ритуалы

Танцы, пляски, скитания по горам и сексуальные игрища – этим, однако не исчерпывалась активность менад. Культ требовал отказа от всех и всяческих запретов, пробуждения в себе природных, животных начал. Все они были опьянены вином, но помимо этого, как считают историки, они находились под влиянием и более сильных наркотиков, подмешиваемых в вино. И плюс эффект толпы. В припадке массовой истерии они могли разорвать голыми руками быка и съесть сырым.

Кровожадность обезумевших вакханок, однако - это не какое-то природное качество греческой женщины, крови требовал сам культ Диониса, который руками своих последовательниц расправлялся со своими врагами. Греки верили, что боги активно вмешиваются в дела смертных, и жестоко мстят за свое непризнание. И Диониса, в общем-то, боялись, может быть даже больше, чем многих других богов. Это был не только бог вина и веселья, но и – бог, насылающий одержимость и безумие. Все, кто был вне культа, кто не поддерживал его, подвергались опасности, в том числе и со стороны его неистовых поклонниц, менад. Их ярость к врагам Диониса отражена во многих мифах. Вот, например, миф о гибели Орфея - они убивали не только быков.

По одной из версий, он воспевал богов, но пропустил Диониса, и мстительный бог наслал на него своих менад. По другой версии, Орфей стал свидетелем тайных мистерий менад. Но в любом варианте – они его растерзали на части. Как и царя Пенфея, который преследовал менад в лесах, чтобы вернуть свою одурманенную Дионисом мать. Знаменитая древнегреческая трагедия Еврипида «Вакханки» – об этой чудовищной истории – как менады растерзали Пенфея.

Причины менадизма

Почему они предавались культу Диониса так страстно? Существует несколько версий.

Психиатрическая версия Историки объясняют менадизм, во-первых, по аналогии с женским алкоголизмом – женская психика и физиология более уязвимы для наркотического и психогенного влияния, они легче попадают в зависимость. Менадизм иногда даже истолковывают как тип истерии. На сотнях найденных древних изображений - на красно-фигурной керамике и в скульптуре – танцующая менада напоминает человека в истерическом припадке. Тело и шея конвульсивно изогуты назад, голова сильно запрокинута.

Версия социо-психологическая А второе объяснение менадизма ещё проще. Вакхический культ освобождал женщин от повседневных забот, снимал с них путы размеренного быта, рвал оковы, связывающие их с обыденностью и скукой. Именно женщины, всё остальное время в году будучи достаточно законопослушными, в дни вакханалий бросали свои домашние обязанности, оставляли дом, мужа, детей, чтобы плясать до изнеможения и славить своего бога.

Этих версий недостаточно Эти версии причин менадизма не объясняют, однако, мистических, религиозных основ дионисийского культа. Видеть в вакханалиях только безумие или только эскейп – это видеть только внешнюю сторону дела. Менадизм вовсе не был случайным, эпизодическим явлением эдакого отпадения от цивилизованности отдельных «бесноватых» представителей греческого общества, склонных, например, к разврату и оргиям. И довольно поверхностным было бы истолковывать эти побеги женщин в леса исключительно как желание противостоять запретам и установленному порядку. Что-то от протеста тут было, но не это главное.

Должна быть ещё религиозно-мистическая версия менадизма Вакханалии были именно религиозным ритуалом, имели под собой очень мощную мистическую подоснову.

Жестокости требовал сам ритуал

Между неистовостью отправления культа Диониса и опьянением вовсе не было прямой связи. Люди становились безумными и рвали животных на части вовсе не в порыве первобытной дикости, и не потому, что они были «пьяны до безумия». С точностью до наоборот – жестокость кровавых акций была специально, сознательно, встроена в культ как важнейший ритуал, отправляемый менадами. Они рвали животных - как символ ужасной, жестокой смерти, которую когда-топретерпел их бог. Это было что-то вроде театрализованной инсценировки мифологических событий. Диониса разорвали и съели титаны, когда он принял облик быка – и столетия греческой истории прошли под знаком ритуала жертвоприношения быков и поедания их сырой плоти.

Смысл ритуала – религиозный экстаз

Но инсценировать смерть своего бога – не конечная цель ритуала, а лишь его внешняя сторона. Смысл его – глубже. Они пили вино и как «дар бога» («сок Диониса», «услада Вакха»), и - как «кровь бога». Они поедали мясо жертвенных животных - как «плоть бога». Это довольно сильно напоминает ритуалы причастия в христианстве. И не только в христианстве – во многих древних религиозных культах отправлялись подобные ритуалы, с одной и той же целью - напрямую соединиться со своим богом. Соединиться почти буквально, осязаемо – через его «кровь» и «плоть». Пить вино – «пить бога». Стремление более чем понятное - во все времена, во всех религиях самое сильное переживание верующего – почувствовать в себе бога, войти в контакт с богом, услышать «глас бога». (В христианстве - чудо «богоявления».) Естественно, что в обычном, нормальном, рассудочном состоянии духа невозможно добиться такого мистического восприятия реальности, необходимы были, как сейчас сказали бы, практики достижения «измененного состояния сознания». И для этого, в частности, им и нужно было вино - в функции опьяняющего напитка, освобождающего от оков разума и принятых норм поведения. Но не только вино.

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.

В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Примечание: авторы и названия картин всплывают, если на них навести курсор.


Франция. Изобразительное искусство 1 в. до н. э. — 17 в. Ф. Жирардон. «Апполон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале), Мрамор. 1662—72.

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом, который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземном царстве, после чего Семела была перенесена на Олимп. Завистливые сестры Семелы истолковали её смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она отдавалась смертному. Впоследствии Зевс отомстил сестрам Семелы, наслав всякого рода бедствия на их сыновей.
Имя Семела фригийского происхождения, оно значит «земля»; вероятно, Семела была фригийско-фракийским божеством земли. Миф же о рождении Диониса от Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к нему не принадлежавшего.

Дионис нашел виноградную лозу и научил людей делать вино.
Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII).
В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.

С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680 - 770).

Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061 - 1152).
На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1)

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3).

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Менады (M a i n a d e z, "безумствующие"), вакханки, бассариды · спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, менады, украшенные виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию ("Шумному") или к Дионису Плющевому, восклицая "Вакх, Эвое".

Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами менады выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

Источником мифов о менадах является трагедия Еврипида "Вакханки", но уже у Гомера Андромаха, узнавшая о гибели Гектора, названа "менадой с сильно бьющимся сердцем" (Гомер "Илиада", XXII 460 след.).

Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.

Вакханалия проводилась тайно, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентийского холма 16-го и 17-го Марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц.

Дурная слава этих празднеств, на которых планировалось множество различных преступлений и политических тайных сговоров, которую отчасти распространял Сенат — так называемый, Senatus consultum de Bacchanalibus (надпись на бронзовой табличке, найденной в Калабрии в 1640 г.) — способствовала запрещению Вакханалии на территории всей Италии, кроме отдельных особых случаев, которые должен был одобрить непосредственно Сенат.

Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалия не была искоренена, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время. Кроме Диониса, Вакх приравнивается к Либеру (а также к Либеру Патеру). Либер («свободный») был богом плодородия, вина и роста, он был женат на Либере. Праздник в его честь назывался Либералия, он праздновался 17 марта, но согласно некоторым мифам, праздник отмечался и 5 марта.

Празднества эти соединялись с диким, исступлённым разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 году сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

Источников информации много, в том числе: http://www.greekroman.ru, http://mythology.sgu.ru, http://myfhology.narod.ru, http://ru.wikipedia.org

Вина Дионис всегда отличался необыкновенной эксцентричностью. Когда современные исследователи детально изучили его культ, они искренне удивились тому, что эллины с их трезвым мироощущением могли терпеть у себя подобного небожителя с его неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством. Подозревали даже живших неподалёку варваров ― не из их ли земель он появился. Однако пришлось грекам признать в нём своего собрата и согласиться, что Дионис - бог чего угодно, но только не скуки и уныния.

Незаконнорождённый сын громовержца

Даже историей своего рождения он выделяется из общей массы смуглолицых и горластых младенцев, появлявшихся на свет на берегах Средиземного моря. Известно, что его папаша, Зевс, по секрету от своей законной супруги Геры питал тайную страсть к молодой богине по имени Семела. Узнав об этом, законная половина, исполнившись гнева, решила погубить соперницу и с помощью волшебства внушила ей безумную мысль просить Зевса обнять её так, как он это делает с ней ― законной женой.

Семела выбрала момент, когда Зевс был готов на любые обещания, и шепнула ему своё желание. Бедняжка не знала чего просит. Недаром он заслужил репутацию громовержца. Когда он прижал возлюбленную к груди, то его тут же объял огонь и озарили молнии. Гере ― жене, это возможно и нравилось, но бедняжка Семела не перенесла такой страсти и моментально сгорела. Не в меру пылкий любовник успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод и, поместив его в собственное бедро, доносил оставшийся срок. Вот каким необычным образом младенец Дионис появился на свет.

Новые происки Геры

Столь счастливое событие произошло, по разным сведениям, то ли на острове Наксос, то ли на Крите, теперь уже точно никто не помнит, но известно, что первыми воспитательницами юного божества были нимфы, коих проживало в тех местах великое множество. Так бы и резвился между ними юный Дионис, но внезапно дело осложнилось тем, что Зевс узнал о желании Геры погубить его незаконнорождённого сына. Чтобы ей помешать, он отдаёт юношу сестре его матери Ино и её мужу Афаманту.

Но недооценил Зевс свою ревнивую жену. Гера узнала местонахождение Диониса и наслала безумие на Афамана, желая, чтобы тот в припадке буйства убил ненавистного ей ребёнка. Но сложилось иначе: жертвой несчастного безумца стал его собственный сын, а будущий бог вина благополучно спасся, прыгнув в море вместе с Ино, где их приняли в свои объятия нереиды ― греческие сёстры хорошо известных нам русалок.

Ученик сатира

Чтобы в дальнейшем уберечь сына от злобной жены, Зевс превратил его в козлёнка и в таком облике, передал на воспитание добрым и заботливым нимфам из Нисы ― города на территории нынешнего Израиля. Легенда рассказывает, что те спрятали своего подопечного в пещере, скрыв вход в неё ветками. Но, так уж случилось, что это же место избрал своим жилищем один старый, но весьма легкомысленный сатир ― демон, ученик пьяницы Вакха. Он-то и преподал Дионису первые уроки виноделия и приобщил его к неумеренным возлияниям.

Так из безобидного на вид козлёнка получился бог вина. Дальше в легендах начинаются разногласия ― то ли Гера вселила в него безумие, то ли алкоголь так подействовал, но раскидал Дионис ветки, которые скрывали вход в его убежище, и отправился куда глаза глядят. Видели его праздно шатающимся в Египте, Сирии, Малой Азии и даже в Индии. И всюду он учил людей делать вино. Но странное дело, где бы он ни устраивал празднества, всюду они заканчивались безумием и насилием. Как будто в сочных виноградных гроздьях заключалось нечто демоническое.

Дальнейшая жизнь Диониса была полна приключений. Три года он провёл в военном походе против Индии, и в память об этом древние греки установили шумный вакхический праздник. Именно он ― бог вина и веселья - построил первый мост через великую реку Евфрат, использовав для его изготовления канат из виноградной лозы и плюща. После этого Дионис спустился в царство мёртвых и благополучно вывел из него свою мать ― Семелу, вошедшую в позднейшую мифологию под именем Фионы.

Сохранился рассказ и о том, как бог вина попал однажды в плен к пиратам. Морские разбойники захватили его во время одного из морских путешествий. Но, видимо, они плохо представляли, с кем имеют дело. Оковы сами собой упали с его рук, а мачты корабля Дионис превратил в змей. В довершение всего он появился на палубе в образе медведя, отчего перепуганные пираты попрыгали в море, превратившись там в дельфинов.

Женитьба Диониса и Ариадны

Прежде чем окончательно обосноваться на Олимпе, бог вина женился. Его избранницей стала Ариадна, та самая дочь критского сумевшая с помощью своей нити помочь выбраться из лабиринта легендарному Тесею. Но дело в том, что, оказавшись в безопасности, негодяй вероломно бросил девушку, отчего та была готова покончить с собой. Дионис спас её, и благодарная Ариадна согласилась стать его женой. На радостях её новый свёкор ― Зевс - даровал ей бессмертие и законное место на Олимпе. Много и прочих похождений этого героя описывается в греческих легендах, ведь Дионис - бог чего? Вина, а его лишь стоит вкусить, и что только не приключится…

Что ты знаешь об алкоголе и его богах? Люди готовили алкогольные напитки еще во времена неолита: 8000 лет назад люди делали ячменное пиво, а виноградное вино пили 7000 лет назад. Какие боги алкоголя и пьянства существовали в истории?

В конце прошлого года археологи обнаружили в центральной Мексике артефакты, свидетельствующие о существовании у индейцев-аколуа, родственных ацтекам, культа бога пьянства Ометочтли. В связи с этим замечательным открытием мы решили рассказать о самых интересных на наш взгляд божествах, отвечавших за приготовление алкогольных напитков и опьянение у других народов.

Стоит отметить, что люди готовили алкогольные напитки еще во времена неолита. Древнейшие сосуды со следами виноградного вина найдены на территории современного Ирана, их возраст составляет приблизительно 7000 лет. Самая древняя винодельня с прессом для винограда, чанами для брожения и сосудами для вина найдена в Армении и датируется примерно 4100 годом до нашей эры. История пивоварения начинается еще раньше, еще 8000 лет назад люди делали ячменное пиво. Древнейшее изображение человека, пьющего пиво, найдено на шумерской глиняной табличке возраст которой - около 6000 лет.

Месопотамия

Пиво в Месопотамии было одним из основных продуктов рациона. Выражение «хлеб и пиво» было метафорой выражения «еда и питье». Пиво использовалось не только как напиток, но и в медицине и в косметологии. Оно служило заменой денег: пивом расплачивались за работу и использовали как выкуп за невесту. Цена и крепость пива были установлены законодательно в законах Хаммурапи. Его популярность была, отчасти, обусловлена тем, что выращивать зерновые, из которых делалось пиво, в жарком и засушливом климате было проще, чем виноград, соответственно пиво было дешевле.

Пиво довольно часто упоминается в мифах. Например, в «Эпосе о Гильгамеше» дикий человек Энкиду, живший в степи, превращается в цивилизованного после того как съедает хлеб и выпивает пиво. В мифе о владыке Вселенной и боге мудрости Энки и богине неба и любви Иннане, покровительнице города Урука, богиня, напоив Энки допьяна пивом, выпрашивает у него сто «божественных законов» и передает их людям.

Богиней пива и пивоварения у шумеров была Нинкаси. О ней мало что известно, не сохранилось и достоверных изображений этой богини. Поэтому исследователи могут только строить предположения о том, что популярность и важность пива обуславливала и популярность связанной с ним богини. Интересно, что большинство шумерских богов ремесел были мужчинами, а богиня пива - женщиной. Ученые связывают это с тем, что в древности домашними пивоварами были женщины. Пивоварение стало массовым и превратилось в индустрию только в Вавилонский период, и тогда пивоварение стало прерогативой мужчин.

Сохранилась поэма, «Гимн Нинкаси» - фактически записанный в поэтической форме рецепт приготовления пива. Глиняная табличка, на которой она записана, датируется 1800 годами до нашей эры, то есть сам «Гимн», по-видимому, еще более древний.

Древний Египет

В древнем Египте пиво было известно еще 5000 лет назад и было самым популярным алкогольным напитком как у простых людей, так и у знати. Наряду с хлебом и луком оно входило в ежедневный рацион египтян.

По одной из древнеегипетских легенд, пиво открыл людям верховный бог солнца Ра, который сначала создал людей, а потом научил их готовить пиво. Причем согласно одному из мифов, пиво спасло человечество от гибели.

Верховный бог солнца Ра, прародитель богов и создатель людей, царствовал над миром очень долго и состарился. Люди узнали о его немощи и решили поднять мятеж против бога и захватить власть. Тогда Ра призвал к себе свою дочь, богиню Хатхор, и приказал ей наказать непокорных. Хатхор произнесла заклинание и превратилась в свирепую львицу. Она вышла из дворца и побежала в пустыню разыскивать людей. Найдя мятежников, богиня набросилась на них и принялась убивать одного за другим, пить их кровь и разбрасывать куски мяса по пустыне. Через некоторое время бог солнца решил, что люди достаточно наказаны и попытался остановить дочь. Но богиня-львица ответила, что не остановится, пока не уничтожит всех людей и не напьется их крови. Тогда Ра погасил солнечные лучи и на землю опустилась ночь. Бог приказал служанкам намолоть ячменя и сварить из него пиво (получилось 7000 сосудов) и послал гонцов на остров Элефантину за красным минералом диди (возможно, имелся в виду гранит). Верховный бог приказал мельнику истолочь красный минерал в порошок и добавить его в пиво. Получился напиток по виду очень похожий на кровь. Слуги Ра отправились в пустыню, туда, где богиня Хатхор убивала людей, и разлили пиво на землю. Утром богиня-львица проснулась, увидела вокруг лужи «крови» и очень обрадовалась. Красное пиво ей понравилось и она пила его до тех пор, пока не опьянела так, что уже не могла различать людей. Тогда бог солнца подошел к дочери и сказал: «Иди с миром, любимая моя дочь. Отныне жители Египта будут приносить тебе сосуды с пивом каждый год в день праздника Хатхор. И да назовешься ты «Владычица опьянения».

Культ богини Хатхор существовал в Египте очень давно. В древнейших верованиях Хатхор была богиней неба и изображалась в виде Небесной Коровы, родившей Солнце и всех остальных богов. После возвышения культа Ра к концу Древнего царства, она стала считаться его дочерью и Оком Ра, которое силой подчиняло себе врагов бога, и стала отождествляться со всеми богинями-львицами, выступающими в роли Ока. Еще позднее Хатхор становится божеством любви, веселья и музыки. Известно, что во времена Нового царства в Египте проводились фестивали пьянства, посвященные Хатхор и связанные с мифом о гибели людей.

Древняя Греция

Виноградарство начало распространяться в Греции еще в Неолитический период и стало широко распространенным в начале Бронзового века. Жители Крита торговали с Египтом и позаимствовали египетские методы виноделия. По некоторым данным, праздник вина проводился в Греции еще в Микенскую эпоху, и в то время уже существовал культ бога виноградной лозы, виноделия и плодородия Диониса. Доподлинно неизвестно, где появился культ Диониса, по одной версии он пришел из Малой Азии, по другой - из Фракии (области на Балканах).

Отцом Диониса был Зевс, глава Олимпийских богов, матерью, по разным версиям - либо одна из богинь, либо смертная женщина. Зевс был любвеобильным персонажем и имел множество внебрачных детей. Поэтому жена Зевса, богиня Гера, возненавидела Диониса и уговорила титанов убить его, но боги воскресили младенца. Так Дионис стал «дважды рожденным». Тогда Зевс отдал сына на воспитание нимфам, жившим на мифологической горе Ниса. Именно здесь Дионис изобрел вино.

Какая местность отождествлялась с горой Ниса неизвестно, древние авторы помещали ее в разные места - в Эфиопию, в Ливию, Египет, Анатолию (территория современной Турции) или в Аравию. Гера не оставляла вниманием уже повзрослевшего Диониса: она вселила в него безумие. В этом состоянии бог отправился путешествовать по свету в сопровождении толпы сатиров и менад, вооруженных мечами, змеями и тирсами (увитыми плющом сосновыми ветками с шишкой на верхушке). Сначала Дионис отправился в Египет, а после - на восток, в Индию. Через Фригию (территория современной Турции) он вернулся из Индии в Европу и начал устанавливать свой культ в государствах Греции. Далеко не все местные жители встречали Диониса с восторгом и признавали его божественное происхождение, однако бог ни с кем не церемонился и либо убивал непокорных, либо насылал на них безумие.

Вернувшись из Индии, бог виноделия утвердил свой культ в государствах Греции и на островах Эгейского моря. После того, как греки признали божественный статус Диониса, он вознесся на небеса, чтобы занять свое место рядом с Зевсом, как один из 12 великих богов.

В честь бога виноделия в разных частях Греции проводились празднества и мистерии. Во время празднеств устраивались торжественные процессии, состязания трагических и комических поэтов и хоров, исполнявших дифирамбы. Из религиозных обрядов, посвященных Дионису, выросли древнегреческая комедия и трагедия (интересно, что tragodia переводится с греческого как «песнь козлов», то есть хора козлоногих сатиров, сопровождавших Диониса). В Дионисийских мистериях могли участвовать только посвященные. Целью мистерий было на короткое время освободиться от социальных ограничений и запретов и выпустить на свободу «животную сущность» человека. Участники собирались в уединенных местах, лесах или горах, с помощью алкоголя и ритуальных танцев входили в состояние транса и в этом состоянии танцевали, участвовали в оргиях и даже совершали ритуальные убийства животных. В конце концов люди доходили до состояния, в котором отождествляли себя с богом и считали, что приобрели божественную силу. Позднее, в древнем Риме Дионисийские мистерии стали называться Вакханалиями.

Исследователи считают, что в некоторых областях Греции смерть и воскрешение Диониса символизировали годовой природный цикл. Также ученые полагают, что Дионис был «двойником» более древнего фригийского бога Сабазия, первоначально бога пива. Возможно, изначально в качестве опьяняющего напитка вместо вина использовалось еловое пиво, приправленное плющом и подслащенное медом. Ненависть Геры к Дионису и враждебность жителей стран, через которые проходил бог виноделия символизируют неприятие вина, как ритуального напитка и недовольство разнузданным поведением менад. Но в конце VII - начале VI веков до нашей эры правители Коринфа, Сикиона и Афин признали культ Диониса и установили в его честь официальные празднества. После этого бог виноделия был принят в Олимпийский пантеон.

Скандинавия

Основными алкогольными напитками у скандинавов были пиво и мед, напиток, приготовленный из ферментированного меда и воды иногда с добавлением фруктов, специй и хмеля. Также как пиво и вино, мед - очень древний напиток. Сосуды со следами ферментированной смеси меда, фруктов и риса были найдены в Северном Китае и датируются 7000 - 6500 годами до нашей эры. В Европе мед появился позднее, 3800 - 2800 лет назад. Поэтому и мифологические персонажи, вслед за людьми, варят и пьют именно эти алкогольные напитки. Например, морской великан Эгир из скандинавской мифологии устраивал для богов пиры в своем дворце на дне моря. Вместе с дочерьми он варил для пира эль в котле диаметром в милю.

В скандинавском эпосе рассказывается о «меде поэзии», который хранил бог поэтов Браги. Выпив один глоток этого напитка, человек приобретает поэтические способности.

Однажды скандинавские боги, асы, повздорили с другими богами, ванами. Через какое-то время они помирились, а при заключении мира и асы и ваны плюнули в чашу и из общей слюны сделали карлика Квасира. Карлик был очень мудрый, не было вопроса, на который он не мог бы ответить. Он странствовал по свету и учил людей мудрости. Однажды Квасир зашел в гости к двум карликам, которые его убили, а кровь слили в сосуды и смешали с медом. Получилось питье, выпив которое, любой становился либо поэтом, либо ученым. После некоторых перипетий медом поэзии завладел великан Суттунг. Верховный бог скандинавов Один узнал о чудесном напитке и решил завладеть им. С помощью младшего брата Суттунга он пробрался в пещеру, где хранился мед, соблазнил дочь великана, охранявшую сосуды с напитком и похитил его. Превратившись в орла, Один полетел в Асгард, обитель богов-асов, а Суттунг, обнаруживший пропажу меда, отправился в погоню. Один долетел до Асгарда прежде, чем его догнал Суттунг и выплюнул мед в сосуд, но так как великан уже настигал его, часть меда Один выпустил через задний проход. Этот мед может брать кто угодно и он называется «долей рифмоплетов». Настоящий же мед, собранный в сосуд, Один отдал своему сыну, богу поэтов.

Скандинавские мифы на протяжении веков существовали только в устной традиции и были записаны уже в Средневековье, почти все из них в XIII веке. Поэтому современным исследователям очень сложно делать выводы о происхождении и изменении мифов во времени. Основными источниками для изучения скандинавской мифологии служат прозаическая «Младшая Эдда», написанная исландцем Снорри Стурлусоном и сборник поэм о богах и героях, получивший название «Старшая Эдда». Миф о «меде поэзии» записан в «Младшей Эдде».

Снорри Стурлусон упоминает в книге не только бога Браги, но и приписывает ряд стихов скальду Браги Богдассону Старому, реальному человеку, который считается первым скальдом, чье имя сохранилось в истории. И хотя в книге это два разных человека, есть версия, что Браги-скальд послужил прототипом для Браги-бога. Исследователи вели дискуссии на эту тему, но не пришли к единому мнению и на сегодняшний день вопрос остается открытым.

В «Младшей Эдде» рассказывается о конунге Одине, он пришел из Страны Турков и был потомком троянского царя Приама. Современные исследователи считают, что в этой версии есть рациональное зерно. Согласно трифункциональной теории Один воплощал одну из трех ключевых социальных функций в индо-европейском пантеоне, культовую. Символами остальных двух - военной и хозяйственной служили боги Тор и Ваны (Фрейр и Ньерд).

Центральная Америка

В завершение хотелось бы рассказать поподробнее об ацтекских богах пьянства, один из которых, Ометочтли, упоминался в начале статьи. В ацтекской мифологии существовала целая группа богов плодородия, пьянства и распутства, которых называли Сенцон Тотчтин, «400 кроликов». 400 означало неопределенно большое число, а кролик ассоциировался с пьянством, возможно потому, что каждый следующий прыжок этого животного непредсказуем.

Изначально «400 кроликов» были сельскими богами, которые оберегали урожай и запасы пищи, а имена некоторых из этих богов происходили от названия местности, где им поклонялись. Так, Тепостекатль был богом Тепостлана, а Яутекатль - богом из города Яутепек. Богами пьянства эти сельские боги становились, так сказать, в свободное «от основной работы» время, во периоды празднеств, посвященных сбору урожая.

По словам Бернардино де Саагуна, испанского монаха и крупного исследователя доколумбовой Мексики, богов-кроликов было столько же, сколько видов опьянения и их последствий. У пьяной агрессии, вранья, пьяных шуток и даже убийств был свой пьяный бог-покровитель, а Ометочтли («два кролика») был главным в этой компании. Все «400 кроликов» были детьми бога Патекатля и богини Майяуэль. Патекатль - бог плодородия и медицины, который открыл людям кактус пейотль, содержащий галлюциногенные алкалоиды, и научил готовить пульке, брагу, сделанную из агавы. Майяуэль - богиня агавы и изготовлявшегося из нее опьяняющего напитка октли. Она изображалась в виде женщины с 400 грудями, из которых постоянно тек сок агавы и которыми она выкормила своих детей-богов.