Российский император Петр Великий скончался в Зимнем дворце в январе 1725 года в возрасте 52 лет. Причиной смерти было названо воспаление мочевого пузыря, перешедшее в гангрену. Тело императора было выставлено в траурной зале Зимнего дворца, чтобы все желающие могли с ним проститься. Продолжался период прощания более месяца. Петр лежал в гробу в парчовом камзоле с кружевами, в сапогах со шпорами, со шпагой и орденом Андрея Первозванного на груди. В результате труп начал разлагаться, неприятный запах стал распространяться по всему дворцу. Тело императора забальзамировали и перенесли в Петропавловский собор. Однако только спустя 6 лет тело императора было погребено в Царской усыпальнице Петропавловского собора, до этого гроб с забальзамированным телом просто стоял во временной часовне еще строившегося собора.

Жена Петра I Екатерина пережила супруга всего на 2 года. Балы, развлечения и кутежи, которым вдовствующая императрица предавалась дни и ночи, сильно подорвали ее здоровье. Екатерина умерла в мае 1725 года в возрасте 43 лет. Если Петру I по праву рождения положено было упокоиться в Царской усыпальнице, то его супруга благородным происхождением похвастаться не могла. Екатерина I, урожденная Марта Скавронская, родилась в прибалтийской крестьянской семье. Она была захвачена в плен русской армией во время Северной войны. Петр настолько был очарован пленной крестьянкой, что даже женился на ней и короновал ее императрицей. Тело императрицы, как и ее мужа, было предано земле только в 1731 году по распоряжению Анны Иоанновны.

Царские усыпальницы

В допетровскую эпоху всех членов правящей династии на Руси хоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Там покоятся все московские князья и цари, начиная с Ивана Калиты. Во время правления Петра I не было конкретного места погребения для царственных особ. Членов императорской семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. В 1715 году скончалась младшая дочь Петра и Екатерины Наталья. Император приказал похоронить ее в соборе Петра и Павла, который на тот момент еще не был достроен. С этого года Петропавловский собор стал новой царской усыпальницей.

В стенах Петропавловского собора покоятся все российские цари: от Петра I до Александра III. Захоронения Петра и его жены Екатерины находятся возле южного входа в собор. Их могилы представляют собой небольшие склепы, которые расположены под каменным полом. В этих склепах находятся металлические ковчеги с гробами. Над могилами стоят мраморные плиты, украшенные надписями и золотыми крестами.

История Петропавловского собора

Строительство Петропавловского собора началось в 1712 году, император Петр лично заложил первый камень в его основание. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. Внутренне убранство храма поражало своей роскошью и великолепием. Своды украшали 18 картин со сценами из Нового Завета. В соборе было специальное царское место под балдахином, которое во время богослужений занимал монарх. С приходом к власти большевиков собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. Все церковные ценности изъяли для помощи голодающим. В 1998 году в Петропавловском соборе состоялось захоронение останков императора Николая II, его супруги Александры и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

Петропавловский собор – усыпальница представителей династии Романовых

Императорские захоронения XVIII в. находятся в южном нефе собора перед иконостасом, где помещена в киоте икона апостола Петра. Они расположены в два ряда. В первом ряду кроме Петра I и его второй супруги императрицы Екатерины I, упокоилась их дочь императрица Елизавета Петровна. Во втором ряду погребены императрица Анна Иоанновна, император Петр III и императрица Екатерина II. Таким образом, Петр I Великий и его внук Петр III захоронены перед иконой своего святого покровителя апостола Петра.

Императорские захоронения в северном нефе Петропавловского собора

В северном нефе в иконостасе представлена икона с изображением апостола Павла, перед ней похоронены император Павел I, его жена императрица Мария Федоровна, их старший сын император Александр I и его жена императрица Елизавета Федоровна. В первом ряду располагаются три могилы: императора Николая I, его жены императрицы Александры Федоровны и старшей дочери Петра I цесаревны Анны Петровны, герцогини Шлезвиг-Голштейн-Готторпской – матери Петра III. В северном нефе в одном ряду с императором Александром II и его женой императрицей Марией Александровной покоится их сын император Александр III. 28 сентября 2006 г. в Петропавловском соборе было произведено перезахоронение императрицы Марии Федоровны (урожд. Марии-Софии-Фредерики-Дагмар Шлезвиг-Голштейн-Зондербург-Глюксбурской, 14.11.1867–13.10.1928) рядом с ее супругом императором Александром III. Мария Федоровна скончалась в Дании и была погребена в Роскильском соборе под Копенгагеном.

Все надгробия в Петропавловском соборы сделаны из белого каррарского мрамора, кроме двух, созданных из камней-самоцветов. Захоронение Александра II оформлено надгробием из алтайской яшмы зеленого цвета, вес его около 5,5 т. Над могилой его супруги императрицы Марии Александровны установлено надгробие из родонита, весом около 6,5 т. Эти великолепные монолитные надгробия выполнены по проекту А. Л. Гуна на Петергофской гранильной фабрике под Петербургом и установлены в 1906 г., когда отмечалось 25-летие со дня смерти царя-освободителя, отменившего крепостное право, и царя-мученика, погибшего от бомбы народовольцев после многократных покушений.

Кроме императоров и императриц в соборе хоронили и членов семей: в начале XVIII в. здесь были похоронены родственники Петра I, с 1831 г. стали появляться могилы великих князей.

В. Рейнгардт. Петропавловский собор. Северный неф. Так выглядели могилы императора Александра II и императрицы Марии Александровны до замены их в 1906 г.

В 1939 г. по просьбе греческого правительства в присутствии представителей музея, обоих правительств и духовенства была вскрыта могила урожденной греческой принцессы Александры Георгиевны, супруги сына Александра II великого князя Павла Александровича. Ее останки были отправлены для перезахоронения на родину. В 1994 г. было эксгумировано тело цесаревича Георгия Александровича для идентификации останков его брата Николая II. После необходимых исследований Георгий Александрович был захоронен в том же гробу и склепе в присутствии священнослужителей, была отслужена панихида.

В ходе восстановительных работ в соборе после пожара 1756 г. была сооружена стена, отделившая от главного зала храма три помещения, находящиеся под колокольней: притвор, через который прихожане входят в храм, ризницу и придел, освященный во имя святой великомученицы Екатерины. После этого основное помещение собора часто именовали «Главным храмом», а Екатерининский придел – «Малым храмом». Здесь проводили отдельные богослужения.

17 июля 1998 г. в Екатерининском приделе Петропавловского собора были преданы земле останки членов семьи императора Николая II, слуги и доктора, расстрелянных в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Надгробная плита выполнена из трех сортов итальянского мрамора, надгробие – из каррарского белого мрамора. Под ним – двухъярусный склеп, на нижнем ярусе которого похоронены: доктор Е. С. Боткин, горничная А. С. Демидова, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов.

На верхнем ярусе склепа находятся гробы с останками императора Николая II, его жены императрицы Александры Федоровны и трех дочерей: Ольги, Татьяны и Анастасии. Мемориальные доски на стенах Малого храма содержат информацию обо всех членах семьи, но для великой княжны Марии и цесаревича Алексея Николаевичей, чьи останки найдены не были, нет указания на место погребения. В похоронах участвовали: президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, представители иностранных государств, большое количество приглашенных. Делегацию семьи Романовых, состоявшую из 52 человек, возглавлял праправнук Николая I Николай Романович Романов. Более 1000 корреспондентов освещали в средствах массовой информации это событие. Заупокойная панихида была отслужена клириками Санкт-Петербургской епархии во главе с настоятелем собора протоиереем Борисом Глебовым. При захоронении произведено 19 выстрелов.

Священный синод Русской православной церкви считает, что «…Решение, об идентификации останков, как принадлежащих семье Императора Николая II, вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе. В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике».

В августе 2000 г. Русская православная церковь канонизировала членов семьи Николая II, но отношение к захоронению в Екатерининском приделе не изменила.

С момента освящения каменного Петропавловского собора церковно-служебная жизнь в значительной мере определялась использованием его в качестве императорской усыпальницы. С течением времени заупокойные службы по особам царствующего дома стали главными в деятельности причта. Здесь никогда не отправлялись таинства крещения и венчания.

В мае 1919 г. по распоряжению коменданта крепости собор был закрыт. С начала 1990-х гг. здесь возобновлены богослужения.

Накануне революции большая романовская семья насчитывала более 60 человек. 18 из них погибли в годы революционного террора (четверо были расстреляны в январе 1919 г. в Петропавловской крепости). Остальным удалось покинуть Родину. По-разному складывалась их жизнь в эмиграции. Сейчас Романовы живут во многих странах мира, имеют разные профессии. Во время своих визитов в нашу страну и Санкт-Петербург потомки императоров посещают могилы предков в Петропавловском соборе, чтобы поклониться их памяти.

Великокняжеская усыпальница

К концу XIX в. в соборе практически уже не оставалось места для новых захоронений, поэтому рядом с ним было возведено здание Великокняжеской усыпальницы по проекту архитектора Д. И. Гримма, при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа.

Сочетающее черты различных стилей здание хорошо вписалось в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости и составляет единый ансамбль с Петропавловским собором, являясь его приделом, освященным в 1908 г. во имя святого благоверного князя Александра Невского, одного из покровителей Петербурга.

Усыпальница соединена со зданием Петропавловского собора галереей, где были предусмотрены помещения – Царские комнаты, предназначенные для отдыха членов правящей семьи при посещении могил близких.

Великокняжеская усыпальница. Фото нач. XX в.

В отличие от собора в Великокняжеской усыпальнице было сразу приготовлено шестьдесят бетонных склепов глубиной 2,2 м, располагающихся рядами с востока на запад. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места рождения и смерти, дата погребения усопшего. Когда хоронили в этом здании, то отпевание происходило в соборе. К 1916 г. здесь было тринадцать захоронений, восемь из которых перенесены из Петропавловского собора. После революции усыпальницу, как и собор, закрыли и опечатали. Бронзовые украшения и решетки алтарной части отправили в переплавку. Впоследствии здание использовалось под склад, в то время надгробные плиты были разбиты. В 1954 г. усыпальницу передали Государственному музею истории города.

Траурная процессия великой княгини Александры Иосифовны в Петропавловской крепости. Фото 1911 г.

Похороны Владимира Кирилловича Романова. Фото 1992 г.

Похороны Леониды Георгиевны. Прощание с телом в Петропавловском соборе. Фото 2010 г.

В настоящее время здесь находится семнадцать захоронений. Захоронение в 1992 г. правнука императора Александра II Владимира Кирилловича Романова (30.08.1917–21.04.1992), которого сторонники считали претендентом на российский престол, послужило прецедентом для последующих захоронений. В 1995 г. в Великокняжеской усыпальнице были перезахоронены из Кобурга (Германия) останки родителей Владимира Кирилловича – великого князя Кирилла Владимировича (30.09.1876–12.10.1938) и великой княгини Виктории Федоровны (13.11.1876–2.03.1936). 3 июня 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем в Великокняжеской усыпальнице была захоронена его супруга Леонида Георгиевна (урожд. княжна Багратион-Мухранская, 23.09.1914–23.05.2010, Мадрид).

Церковно-приходская жизнь Петропавловского собора

Первый деревянный храм в Петропавловской крепости был освящен 1 апреля 1704 г. во имя апостолов Петра и Павла, о службах в этом храме сведений сохранилось мало, но известно, что там проводились торжественные богослужения в честь побед русского оружия, хранились трофеи, добытые в Северной войне. В 1712 г., когда Санкт-Петербург стал столицей государства, вокруг деревянной церкви началось возведение нового каменного храма, продолжавшееся 21 год. В период строительства причт сохранялся и богослужения проводились. Уже в первой деревянной церкви была похоронена дочь Петра I Екатерина, захоронения родственников царя продолжались и во время строительства каменного храма. Когда в 1731 г. в соборе были преданы земле останки Петра I и Екатерины I, храм стал императорской усыпальницей. Указания на то, что собор сделан кафедральным указом Анны Иоанновны в июне 1731 г., находятся в летописи Петропавловской крепости и у Богданова-Рубана, однако в Полном собрании законов Российской империи такого указа не обнаружено.

29 июня 1733 г. произошло освящение этой единственной по тому времени и огромной, «пресловуто построенной церкви» в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Повторное освящение собора было совершено 23 июня 1757 г. после пожара, уничтожившего колокольню годом раньше.

6 июля 1737 г. Анна Иоанновна наложила резолюцию на доклад Синода о штате священно– и церковнослужителей Санкт-Петербургского Петропавловского собора. Синод обратил внимание государыни на малое количество священников и их несоответствие высокому статусу храма: они «люди неученые», тогда как для такой «знатной церкви» полагаются в служители «люди достойные, ученые, искусные и доброжелательные» и «нескудного числа». Штат был значительно расширен, и с этого времени в соборе начинались регулярные архиерейские служения, оправлявшиеся по очереди высшими иерархами русской церкви.

До учреждения в 1742 г. Санкт-Петербургской епархии собор считался синодальным и подчинялся Святейшему синоду. В Петропавловском соборе, как кафедральном, производили священнослужителей в архиерейский сан и рукополагали Санкт-Петербургских митрополитов, здесь же новый митрополит должен был провести свою первую службу.

Уже с первых лет своего существования Петропавловский собор не являлся единственным местом для архиерейских служений. Добраться до Петропавловской крепости было достаточно сложно, особенно весной и осенью из-за «опасности Невы», поэтому все чаще такие богослужения стали проводиться в других храмах, и Петропавловский собор стал утрачивать значение главного. Кроме территориального неудобства имело значение то, что в соборе хоронили членов императорской семьи, он стал местом мемориальным, в котором заупокойные богослужения стали играть ведущую роль.

В 1858 г. Исаакиевский собор стал кафедральным храмом Санкт-Петербургской митрополии, что подтверждает «Высочайше утвержденный Церемониал освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 г.».

В 1859 г. Петропавловский собор из ведения епархии передан в придворную строительную контору МИДв, а в 1883 г. его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству МИДв, собор получил статус придворного, что вполне соответствовало исторически сложившейся ситуации, и сохранял его до 1917 г. В 2007 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) назвал Петропавловский собор первым кафедральным собором Санкт-Петербурга.

В связи с тем, что собор – это усыпальница Дома Романовых, сложилась особая церковно-служебная жизнь храма: здесь отпевали и поминали усопших членов императорской семьи, а такие обычные требы, как крещение и венчание, не проводились. Соборяне принимали участие во всех церемониалах похорон монархов и поминальных службах. Иногда в соборе отпевали комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище. К концу XIX в. установлен «Перечень церковно-служебной деятельности Петропавловских соборян» с обозначением регулярного проведения богослужений. В связи с расположением собора в центре Петропавловской крепости в обязанности причта входило отправление культовых обрядов для тех, кто составлял приход церкви: солдат крепостного гарнизона, арестантов, содержавшихся в крепости, работников Монетного двора. Накануне праздничных, воскресных и высокоторжественных дней служились всенощные, после каждой литургии поминались все особы, похороненные в Петропавловском соборе, начиная с Петра I.

Еще одна сторона деятельности причта собора – приведение к присяге работников Монетного двора и молодых солдат. Священнослужители собора преподавали закон Божий молодым солдатам крепостного бастиона и наблюдали за соблюдением епитимьи (наказания), наложенной на арестантов, солдат и офицеров крепостного гарнизона.

Храмовыми праздниками Петропавловского собора были: 29 июня – день покровителей собора первоверховных апостолов Петра и Павла; 24 ноября – святой великомученицы Екатерины в память святой покровительницы малого храма – Екатерининского придела; 30 августа (перенесение мощей в Петербург) и 23 ноября (погребение) – дни благоверного князя Александра Невского, которые стали отмечаться после освящения в честь этого святого Великокняжеской усыпальницы в 1908 г. Праздники посвящались и храмовым святыням, проводились крестные ходы.

После 1917 г. службы некоторое время продолжались, но прекратились, очевидно, в 1919 г., когда храм был закрыт по распоряжению коменданта крепости А. И. Поппеля, однако штат и получение доходов сохранялись до 1922 г., после чего штат распался.

В 1922 г. Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были приписаны как музейные объекты к Главнауке, созданной при Наркомпросе. В 1924 г. Тюрьма Трубецкого бастиона, а в 1926 г. собор и усыпальница переданы Музею революции. Новая страница истории открылась для Петропавловского собора в 1954 г., когда он поступил в ведение Гос. музея истории Ленинграда (с 1991 г. – Санкт-Петербурга).

Одним из первых и базовых юридических документов, инициирующих передачу верующим культовых ценностей в постсоветское время, стало Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г., в котором на Правительство РФ возлагалось осуществление поэтапной передачи имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, в собственность или пользование религиозным организациям. В 1997 г. министр культуры Е. Ю. Сидоров определил формы договорных отношений с церковью по поводу памятников: 1. Форма собственности (применяется редко); 2. Безвозмездное использование (применяется часто); 3. Совместное использование (применяется редко). К третьему виду пользования относятся такие памятники, как Московский Кремль, Петропавловский собор и др.

В начале 1990-х гг. было зарегистрировано два прихода: один – на Петропавловский собор, другой – на Великокняжескую усыпальницу с настоятелем протоиереем Борисом Глебовым. В 2001 г. зарегистрирован ныне действующий приход, председателем приходского совета (старостой) которого является Б. А. Алмазов, казначеем – Н. Н. Валуйский. Настоятель собора – игумен Александр (Федоров). Нового освящения Петропавловского собора в постсоветское время не было, после регистрации прихода перед празднованием храмового праздника 12 июля 2002 г. от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) выдан новый антиминс.

1992 г. можно считать началом возобновления служб, в основном поминального характера, это стало возможным после захоронения в Великокняжеской усыпальнице Владимира Кирилловича Романова. В 1997 г. в соборе прошла первая после революции всенощная литургия, годом позже, 17 июля 1998 г., отец Борис Глебов провел богослужение по невинноубиенным, приуроченное к годовщине расстрела семьи последнего российского императора и захоронению в Екатерининском приделе екатеринбургских останков. 12 июля 1999 г. в день апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе прошла первая всенощная и митрополичья литургия, которую проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. С этого времени службы становятся регулярными.

В 2007 г. Санкт-Петербургское епархиальное управление РПЦ обратилось к председателю Совета Федерации С. М. Миронову с просьбой возглавить Попечительский Совет Императорского Петропавловского собора, результатом стало подписание между епархией и музеем договора о совместном использовании собора и организации регулярных богослужений с начала 2008 г.

В ночь на 27 апреля 2008 г., впервые в постсоветский период, настоятель собора игумен Александр Федоров провел пасхальное богослужение, а 12 июля 2009 г. патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе, отметив, таким образом, именины города. Это было первое патриаршее богослужение за всю историю храма. Ранее, если патриархи и посещали собор, но богослужений не вели, о Российской империи в этом контексте говорить не приходится по причине отсутствия в ней института патриаршества. Патриарх преподнес в дар собору список с Казанской иконы Божьей Матери, который хранится ныне в центральном нефе на солее слева от Царских врат. Викарный епископ Амвросий от лица епархии преподнес в дар владыке икону апостолов Петра и Павла. Патриаршие богослужения стали новой традицией. 12 июля 2010 г. Предстоятель Русской православной церкви также отметил день апостолов Петра и Павла.

30 сентября 2009 г. между митрополией и музеем достигнуто историческое соглашение по службам, в соответствии с ним во время служб экскурсионная работа не ведется. Богослужения проходят по субботам – Всенощное бдение и по воскресеньям – литургия. Службами отмечены все главные двунадесятые праздники и Пасха, проводятся панихиды по усопшим императорам, некоторым императрицам и членам императорской семьи, традиционно отмечаются храмовые праздники: дни апостолов Петра и Павла, великомученицы Екатерины и святого благоверного князя Александра Невского.

В общем списке храмов Санкт-Петербургской митрополии собор значится как «Императорский мемориальный собор во имя святых апостолов Петра и Павла» под № 126.

В ноябре 2010 г. президент Д. Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации о передаче церковным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Как этот закон коснется судьбы Петропавловского собора, покажет будущее.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

12. Мефодий, епископ Петропавловский Епископ Мефодий, в прошлом священник Михаил Красноперов Сарапульского уезда Вятской губ., окончил Казанскую Духовную Академию.В 1913 г. в Омской епархии было учреждено викариатство Петропавловское и Акмолинское. Первым епископом был

Действительно ли один из самых авторитетных представителей современного иудаизма признал, что имя Мессии - Иисус? Иеромонах Иов (Гумеров)29 января 2006 года в возрасте 108 лет скончался каббалист Ицхак Кадури (наст. фамилия - Диба), который был духовным лидером сефардских

Когда окончательно сложилась практика поставления во епископы представителей только черного духовенства? иеромонах Иов (Гумеров)В первые века епископами могли быть люди, имевшие жену и детей. Св. апостол Павел в 1-м послании к Тимофею говорит, что епископ должен быть

Христологические воззрения представителей различных направлений в эпоху несторианского и евтихианского

Глава VIII Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор. Ересь Евтихия и Четвертый Собор. Пятый Вселенский Собор Едва утихли на Западе споры о пелагианстве, как на Востоке началось сильное волнение по поводу лжеучения Нестория. Антиохийский пресвитер Несторий был избран в 428

Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался церковью Св. Михаила на Площади.Ныне существующий собор возведен

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В 1703 г., вскоре после начала строительства деревоземляной крепости Санкт-Петербург (Петропавловской), на ее территории были возведены две деревянные церкви. Православная в честь апостолов Петра и Павла была заложена самим Петром I. Вторая –

Празднование в Суздале 300-летия царствования Дома Романовых В начале 1913 года не только обе столицы - Москва и Санкт-Петербург, но и вся Россия жила одним событием - празднованием 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых. Сама же подготовка к празднествам началась

Усыпальница князя Д.М. Пожарского Князь Д.М. Пожарский умер на государевой службе, и в боярских списках о нем (как и о Кузьме Минине) было отмечено: "выбыл". Похоронили их, как подобает по православному обряду: пели над гробом "вечную память", но со временем воспоминания о

Влияние Оптиной пустыни на представителей русской культуры "Оптина пустынь исторически оказалась тем местом, где русская интеллигенция встретилась с Церковью. Причем встретилась не на каких-нибудь диспутах или "официальных" богослужениях, а с самой глубиной веры

12 Февраля – Собор вселенских учителей (или Собор трех святителей) Собор вселенских учителей и святителей – праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста,

8. Николай II – последний царь династии Романовых Наглядным доказательством постепенного духовного очищения и совершенствования потомственных наследственных православных монархов царствующих династий, является жизнь и жертвенная смерть последнего представителя

Глава 1188: Приезд аш‘аритов и (других представителей) жителей Йемена. 1611 (4385). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы, несколько человек из числа аш‘аритов, пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и попросили его дать нам

Прощание

Пётр I умер 28 января 1725 года. Монашеского пострига, подобно всем московским царям, он не принимал.

Вдова Петра Екатерина I объявила годовой траур, во время которого дамам полагалось носить траурные платья, а кавалерам – траурные повязки на рукавах. До погребения всем было велено одеться в чёрную одежду, а высшим сановникам (до генерал-лейтенанта) обтянуть чёрным по две комнаты в своих домах.

По старой московской традиции, погребение было назначено на 40-ой день (начало марта 1725 года), но не в Москве, а в Петербурге. Тем временем, для организации похорон была создана «Печальная комиссия» во главе с Яковом Брюсом.

Брюс со своими помощниками сделал всё, чтобы похороны царя из чисто церковного обряда превратились в государственное событие. В связи с этим, многое было заимствовано на Западе, а непосредственным образцом для них стала разработанная самим царём в 1699 году церемония похорон Франца Лефорта.

Говорят, что Пётр I не хотел быть забальзамированным после смерти. Тем не менее, уже 30 января его тело (предварительно вскрытое и забальзамированное) было выставлено для прощания в «Меньшей дворцовой зале». 13 февраля оно было перенесено в приготовленную за эти дни «Печальную залу», где находилось вплоть до погребения.

Оформление стены Печальной залы

Оформление «Печальной залы» было преимущественно имперским и военным по своей тематике. Над ним работали лучшие архитекторы и художники. Однако, кроме обычных украшений, использовавшихся в подобных случаях на Западе (фигуры, гербы, символы), в зале были поставлены также пирамиды с надписями. Стены залы первоначально были обиты шпалерами с изображением «Чудес Христовых», но Екатерина I, взглянув на них, велела Брюсу и Боку обить их просто чёрным сукном.

В центре залы было сделано возвышение, покрытое кармазинным бархатом и золотыми коврами («амвон»). На нём был поставлен покрытый золотой парчой одр под богатым балдахином. На современной гравюре видно, что Пётр лежит в своём гвардейском мундире. В изголовье на подушках лежат короны. Вдоль стен – почётный караул.

Вид Печальной залы

Одновременно с прощанием шла подготовка к похоронам. Всем пригашённым был разостлан отпечатанный «Церемониал перенесения тела».

За день-два до похорон герольды на главных городских площадях объявили о дне и часе начала траурной процессии.

Перенесение тела в собор

10 марта 1725 года начался перенос тел Петра I и его 6-летней дочери Натальи (умершей в начале марта) в Петропавловский собор. Сигналом к началу церемонии стал выстрел из пушки.

Процессия делилась на 14 отделений, во главе каждого из которых шли церемониймейстер и маршал. Шествие открывали и закрывали отряды конной гвардии. В процессии участвовали свыше 10 тыс. человек, в т.ч. 200 священнослужителей.

Перед колесницей с гробом несли гербы крупнейших городов и ордена царя, шли певчие, высшее духовенство и официальные лица.

Траурная колесница была запряжена 8 лошадьми в чёрных попонах. По сторонам от неё шли 60 гвардейских бомбардиров с зажжёнными свечами. Над гробом 10 штаб-офицеров несли богатый балдахин на литых серебряных древках с гербами. Его покров придерживали за кисти два полковника.

Гроб Петра I

За колесницей несли царские регалии. За ними следовали императрица и другие официальные лица по старшинству (все в чёрном). Была сильная метель, но Екатерина, поддерживаемая Меншиковым и Апраксиным, шла за гробом пешком.

Перед гробом цесаревны Натальи шли два маршала с жезлами, а за ним несли её корону, ордена и регалии.

Регалии Петра I и гроб Натальи

Вслед за сановниками шёл простой народ (до 10 тыс. чел.).

Процессия шла по льду Невы от Зимнего дворца к крепости и в собор. По сторонам её стояло 1250 гренадёр с факелами. Шествие сопровождалось стрельбой из пушек.

На Иоанновском мосту кортеж был встречен комендантом крепости, а на паперти собора – членами Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским.

У входа в собор выставили караул. Иностранных дипломатов в собор не пустили.

Предание земле

Перед входом в собор с гробов сняли покровы, гробы внесли вовнутрь и установили на катафалке. Затем с гробов были сняты крышки, а тела накрыты покровами. У катафалка также был выставлен караул.

Прецессионная попона для похорон

Далее тела символически были «преданы земле» (посыпаны землёй), гробы закрыты, на них разостлали императорские мантии и оставили на катафалке под балдахином на 6 лет. Предполагалось, что прощание с царём продолжится и в соборе. Кроме того, сам собор ещё не был достроен, а потому решили ждать окончания работ. В связи с этим, внутри собора была даже поставлена маленькая деревянная церковь, в которой и поместили тела.

16 мая 1727 года рядом с телом Петра будет выставлен гроб скончавшейся Екатерины (для совместного погребения). Тело Натальи будет захоронено ещё до погребения императорской четы.

Погребение

21 мая 1731 года, в субботу, в 11.00, по указу императрицы Анны Иоанновны, было совершено погребение Петра и Екатерины. Их хоронили – обоих в золотых коронах – в герметично закрытых гробах, а за сутки до этого, в присутствии членов «Печальной комиссии» и духовенства, на дне могилы были захоронены сердце и внутренности царей. Как и при похоронах московских царей, могилы не засыпали землёй, а закрыли плитами.

На погребении присутствовали генералы, адмиралы и коллежские чины. С крепости при этом был произведён 51 выстрел.

Известия о похоронах сохранились в «Описании порядка, держанного при погребении Петра Великого» (официальное издание) и «Краткой повести о смерти Петра Великого» Феофана Прокоповича.

После смерти мужа, Екатерина I простила ряд наказанных царём деятелей: Шафиров, Скорняков-Писарев и Лесток получили прежние чины; прощены шесть служителей Покрово-Сузальского монастыря; 200 лиц, отказавшихся в 1722 году принять новый порядок престолонаследия и принести присягу, было возвращено из Сибири.

Первые захоронения в соборе

Первые захоронения членов царской семьи появились еще в начале строительства собора. Несколько склепов находятся у западной стены. Здесь похоронены родственники Петра I: вдова старшего брата царя Федора Алексеевича царица Марфа Матвеевна; сын – царевич Алексей, один из первых политических узников крепости; супруга Алексея – крон-принцесса Шарлотта-Христина-София; единокровная сестра Петра царевна Мария Алексеевна. В середине XIX в. на стене над могилами появились бронзовые доски, в начале XX в. под лестницей, ведущей на колокольню, были установлены беломраморные надгробные плиты.

До основания Санкт-Петербурга мужчин – представителей правящей семьи – хоронили в Архангельском соборе Московского Кремля, женщин – в Вознесенском монастыре. С переводом столицы в Петербург Петропавловский собор становится усыпальницей русских императоров. Здесь похоронены почти все императоры, начиная с Петра I и заканчивая, согласно официальной версии, Николаем II. Исключение составляют Петр II и Иоанн Антонович.

Оформление могилы Петра Великого

Петр I скончался 28 января 1725 г. на 53-м году жизни после непродолжительной болезни. Об обстоятельствах похорон императора было сказано выше. К моменту восшествия на престол императрицы Анны Иоанновны в центре собора во временной деревянной церкви собралось четыре гроба, причем останки Петра I и Натальи Петровны оставались непогребенными в течение шести лет. Строительство каменного собора приближалось к окончанию. В 1731 г. путиловской плитой выстилали пол. В это время шли к завершению отделочные работы, и указом императрицы Анны Иоанновны тела Петра I и его жены императрицы Екатерины I были преданы земле в 11 часов утра 29 мая 1731 г. Оба гроба (Петра I и Екатерины I) поместили в единый склеп перед иконостасом в южном нефе, перед киотом с изображением апостола Петра, святого покровителя императора. Сверху установили надгробия из «алебастрового белого каменя на воспоминания в предние роды».

Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны было решено превратить Петропавловский собор в своеобразный мавзолей Петра Великого. «Дщерь Петрову» занимала мысль об увековечивании памяти ее великого отца. С инициативой выступил М. В. Ломоносов, предложивший в 1758 г. надгробный памятник и украшение собора мозаичными картинами, что вызвало неоднозначную реакцию коллег. Современник Ломоносова Якоб Штелин писал, что художники будут смеяться над выдумкой и жалеть церковь, если ее выложат «стеклом». Я. Штелин также принимал участие в конкурсе. Его проект, сильно отличавшийся от ломоносовского, с «чрезвычайно блистающим светом», фигурами «Вечности», державшей «распещренный звездами венец» и «Славы», трубившей в обвитую лавровыми ветвями трубу, предполагал пышную барочную композицию.

Могила Петра I. Фото 1942 г.

Ломоносов предлагал на мозаичном пьедестале «наподобие камня порфира, оправленном серебром» создать фигуру Петра I в окружении восьми мозаичных колонн «наподобие камня лазуря» и четырех пар серебряных статуй: Премудрости и Мужества, Трудолюбия и Постоянства, Правосудия и Милосердия, Любви и Верности. Очевидно, в чем-то композиция должна была напоминать Castrum Doloris, память о котором была еще жива. Сооружение планировалось большого размера – 8,5 м ширины и почти 15 м высоты. Автор хотел «Все сие сооружить из меди литой, а где потребуется и кованой… возвышение, кроме статуи и украшения, сделать из черного Российского мрамора, а медь везде жарко вызолотить в огне». Композицию Ломоносов собирался украсить двенадцатью мозаичными панно, изображающими наиболее существенные эпизоды деятельности Петра и аллегорические сцены. Великий русский ученый стремился рассказать о государственной деятельности Петра, о подавлении стрелецкого бунта в Москве, о «Великом посольстве» за границу. Отдельные мозаики посвящались созданию русского флота, взятию Азова, Полтавской и Гангутской битвам. Наконец, автор собирался запечатлеть основание Петербурга, Кронштадта и Петергофа, учреждение нового органа государственного управления – Сената и т. д. Цикл должна была завершать сцена погребения Петра. Ломоносов писал о ней: «Сия картина будет чрезвычайна. По Неве реке, льдом покрытой, церемония в черных платьях, факелы, балдахин, блистание от пальбы пушек, все сие видно сквозь падающий густой снег…» Из грандиозного проекта удалось осуществить в мозаике две большие картины: «Полтавскую баталию» и «Взятие Азова» (вторая из них не была окончена и погибла). Был объявлен конкурс, но энергичный Ломоносов уже приступил к работе над мозаикой «Полтавская баталия» для этого проекта, который предусматривал, кроме прочего, капитальные переделки собора. После смерти Елизаветы Петровны проект был заморожен, М. В. Ломоносов скончался 4 апреля 1765 г., его замысел остался невоплощенным.

Убранство могил в Петропавловском соборе менялось со временем. Первоначальные надгробия впоследствии были заменены. В описании собора, составленном в XIX в. П. Свиньиным, сказано: «Саркофаги сии сделаны из гранита, без всяких украшений, в виде продолговатых четвероугольных брусьев и покрыты богатыми парчовыми одеяниями. На каждом из них в передней части прикреплена бронзовая доска, на коей изображено имя покоящейся высокой особы, год ее рождения, преставления и время царствования». Достаточно точно рассмотреть надгробия для посетителей собора было невозможно из-за того, что они были покрыты «богатым парчовым одеянием».

В действительности саркофаги были высечены не из гранита, а из серого рускеальского мрамора, что стало известно из документов, относящихся ко времени замены их беломраморными памятниками, существующими и сегодня. Когда возникли в соборе эти надгробия, сказать точно трудно, но, скорее всего, во время правления Екатерины II, если соотнести время появления рускеальского мрамора в Петербурге и первые упоминания о новом материале саркофагов.

В 1840-х гг. в Петропавловском соборе начали появляться надгробия, выполненные из белого итальянского мрамора, очевидно, первое из них украсило захоронение дочери Николая I великой княгини Александры Николаевны, скончавшейся в 1844 г.

Во времена правления Александра II выяснилось, что состояние надгробных памятников не соответствует статусу людей, погребенных под ними. Многие доски были разбиты, плохо отшлифованы, имели заплаты. В 1866–1867 гг. над могилами представителей династии Романовых появились новые беломраморные надгробные памятники, выполненные по единому образцу из белого каррарского мрамора. Проект нового надгробия составлял архитектор А. А. Пуаро, исполнением заказа занимался купец II гильдии Г. А. Балушкин. На верхней крышке всех саркофагов, сделанных в виде четырехугольной призмы, укреплены бронзовые позолоченные червонным золотом восьмиконечные кресты, по углам императорских надгробий помещены бронзовые позолоченные двуглавые орлы – гербы Российской империи. Орлы и кресты сделаны на фабрике Ф. Шопена. Великокняжеские захоронения двуглавыми орлами декорированы не были. На боковой стенке надгробий в головах располагаются бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты, места рождения и смерти, даты погребения. Тексты на бронзовых досках составлял известный историк Н. Г. Устрялов.

В это же время подобные беломраморные памятники появились и над склепом с останками Петра I и Екатерины I. При установке этих надгробий получилось смещение их против могил. Надгробие Екатерины I стоит почти над гробом Петра I, а надгробие Петра I стоит практически над пустым местом. На решетке, отделяющей императорские захоронения в южном нефе собора перед иконостасом, напротив могилы Петра I помещена табличка с надписью «Петръ I Великш». Титул «Отца Отечества, Великого и императора Всероссийского» был присвоен ему Сенатом и Синодом после победоносного завершения Северной войны в октябре 1721 г. Текст на доске в головах могилы гласил: «Петръ Великш Отецъ Отечества Императоръ и Самодержецъ Всероссийски и пр., и пр., и пр. Родился в Москве 1672 года, мая 30 дня. Вступилъ на престолъ 1682 г., апреля 27 дня. Скончался въ С.-Петербурге 1725 года, января 28 дня. Погребенъ в Петропавловском соборе 1725 года, марта 10 дня».

Доска на северной стене, посвященная малолетним детям Петра I и Екатерины I, захороненным в Петропавловском соборе

Двуглавый орел на императорском надгробии

Петропавловский собор был открыт для посещений не только царской семье. Поклониться праху правителей приходили горожане и гости столицы Российской империи. Постепенно складывался своеобразный мемориальный музей из подношений на многих могилах. К Петру Великому внимание посетителей было особым. Практически каждый преемник царя-реформатора на российском престоле старался внести свою лепту в формирование убранства его захоронения.

26 июня 1770 г. русский флот под командованием графа А. Г. Орлова одержал победу над турецким в Чесменской бухте. Таким образом, во времена Екатерины II была воплощена в жизнь давняя мечта Петра I о выходе России к Черному морю, через которое открывался выход в море Средиземное.

29 августа 1770 г., в день Поминовения всех убиенных на поле брани, Екатерина II повелела в ее присутствии провести в Петропавловском соборе службу в память всех павших в сражении против турок с особым «изъявлением признательности бессмертному основателю наших морских сил». По окончании поминальной службы Екатерина II, как политическая наследница Петра Великого, приняв у генерал-фельдцейхмейстера графа З. Г. Чернышева знамя капитан-паши, взятое русскими при «разбитии Турецких сил», преклонив колени, положила его к подножию могилы Петра I со словами: «Твоя от твоих Тебе приношу». Этот момент был увековечен немецким художником Андреасом Каспаром Гюне, приглашенным императрицей для создания исторических полотен, в картине «Екатерина Великая возлагает Чесменские трофеи на гробницу Петра I».

В 1803 г. праздновалось 100-летие Санкт-Петербурга. Естественно, могила основателя города не была обойдена вниманием. 16 мая 1803 г., в дни празднования первого значительного юбилея города, министр юстиции Г. Р. Державин и старейший из сенаторов граф А. С. Строганов, представляя депутацию от города Александру I в Зимнем дворце, преподнесли ему золотую медаль, созданную немецким художником К. Леберехтом. На одной стороне медали был изображен профиль Петра с венком и надпись «От благодарного потомства», а на другой стороне – Геркулес с палицей, щитом и планом крепости. 17 мая император повелел Сенату возложить эту медаль с «подобающей честью и приличными обрядами на гроб Отца Отечества, в незабвенное свидетельство перед грядущими веками, колико память его России священна». В это время к могиле было принесено большое количество медалей, венков, как золотых и серебряных, так и простых, от разных депутаций Санкт-Петербурга, других городов и стран.

В правление Николая I по его приказанию для украшения могилы Петра из придворной ризницы была взята мерная икона с ликом апостола Петра, писанная Симоном Ушаковым и Федором Козловым и доставленная в собор в 1827 г. Икона эта славилась тем, что представляла меру роста Петра при рождении – 11 вершков (49 см).

В 1872 г. праздновалось 200-летие Петра I. В особую церемонию вылилось возложение императором Александром II на могилу Петра золотой медали, выбитой в честь юбилея. При ней находились офицеры от Семеновского и Преображенского полков. «Вокруг гробницы, разукрашенной зеленью. лежали красноречивые свидетели славной эпохи: орденские знаки Святого Андрея Первозванного, простой Преображенский зеленый мундир, нагрудный знак, ветхая прострелянная треугольная шляпа и шпага – все эти вещи были на императоре в день Полтавского боя».

Во время празднования 200-летия основания Санкт-Петербурга на могилу Петра была возложена медаль с профилями императоров Петра I и Николая II, выбитая в честь этого события. В 1904 г. на могиле добавилась медаль, созданная в память 200-летия взятия города Нарвы. В 1909 г. отмечался славный юбилей Полтавской победы, по сложившейся традиции «на гробницу державного победителя шведов под Полтавой» были возложены медали, выбитые по этому случаю, – золотая и серебряная. На гравюре, представленной в альбоме, посвященном 200-летию Петра, отчетливо видны две медали, лежащие на надгробии, над могилой – Пьета на кронштейне, над нею – некая реликвия в футляре, рассмотреть которую не представляется возможным, слева от Пьеты – в раме мерная икона с изображением апостола Петра.

Из «Краткого описания Придворного Петропавловского собора», составленного М. С. Веревкиным, мы узнаем, что к 1913 г. на гробнице и около захоронения Петра находилось: четыре лампады, в частности, от «первых лейб-гвардейцев» и чинов гарнизона Кронштадской крепости, серебряные венки, среди которых выделялся венок от жителей Охты с изображением охтинской верфи, первого селения охтинских плотников, лодки «Архимед», последнего их сооружения, и первой церкви на Охте.

На гробнице лежали медали: 1. Золотая «От благодарного потомства в воспоминание столетия основания С.-Петербурга». 2. Золотая «В воспоминание двухсотлетия рождения императора Петра Великого». 3. «В память двухсотлетия С.-Петербургского Городского Общества». 4. Золотая медаль с изображением Петра Великого в честь двухсотлетия Полтавской победы. 5. Бронзовая медаль в память того же события. 6. Серебряная медаль, посвященная 200-летию взятия г. Нарвы. На этой медали были помещены изображения Петра Великого и царствовавшего в то время императора Николая II.

Образ апостола Петра был установлен в золотой ризе и деревянном вызолоченном киоте. Кроме того, на стене висела на серебряной доске модель-барельеф памятника Петру Великому в Таганроге, установленного в 1898 г. в честь основания им этого города в 1698 году. Могилу украшал и флаг капитан-паши, взятый при Чесме и возложенный Екатериной II.

В соборе сохранялись подношения самого Петра I. Так, в начале XX в. в нем хранились восемь резных икон из слоновой кости, выполнение которых приписывается обычно самодержцу, хотя только одна из них была подписной. Четыре иконы были вывешены в алтаре перед жертвенником, и на одной из них была надпись: «1716 года генваря в 4 день Царское Величество пожаловал Государыне от трудов своих», другие четыре иконы были помещены в особом киоте, имевшем форму яслей Спасителя и стоящем перед иконостасом.

Перед местной иконой апостола Петра рядом с могилой основателя Санкт-Петербурга в особом стеклянном футляре находилось паникадило из слоновой кости работы императора. В 1724 г. оно было пожертвовано царем в церковь святых Петра и Павла, находящуюся на Олонецких минеральных водах, в паникадиле в средине была положена Государем следующая собственноручная записка: «Сие приносится в знак благодарения Господу Богу за целебные воды. Сделано при оных марта 14-го дня 1724 года». Паникадило было передано в Петропавловский собор ко дню его освящения в 1733 г. На центральный стержень длиною в 72 см нанизаны различные геометрические фигуры, отделенные друг от друга четырьмя дисками черного дерева, от большего отходят семь рожков с профитками и розетками. Петр верил в чудодейственную силу минеральных вод и неоднократно прибегал к лечению оными как заграницей, так и на Родине. Во время своих приездов в Карелию он жил и работал в свободное время в специально оборудованной токарной комнате, даже на отдыхе не переставая заниматься любимым токарным делом. А. К. Нартов постоянно сопровождал царя и «точил» вместе с государем. Когда готовились к освящению Петропавловского собора, Нартов сообщил о паникадиле императрице Анне Иоанновне, которая повелела доставить его в Петербург и, как гласит предание, «раскрыла яблоко, с умилением читала хартию (записку Петра I) и показывала окружающим». К началу XX в. текст записки императора был вырезан на серебряном обруче, окружавшем стеклянный футляр паникадила.

Еще одно паникадило, о котором упоминал в 1818 г. П. Свиньин, привлекало особое внимание. Это было большое костяное паникадило, составленное из разнообразных по форме точеных фигур, разделенных дисками черного дерева с расположенными в четыре яруса 26 рожками с подпорками, находившееся против Царских врат. Очевидно, Свиньин несколько преувеличил размеры произведения, но, тем не менее, величина его необыкновенна: длина центрального стержня – 2,25 м, наибольший диаметр пояса с рожками – 1,2 м. В среднем яблоке паникадила были вделаны с четырех сторон медали, приписываемые Свиньиным самому царю: «…на одной из них представлен образ самого художника, на другой – Полтавская баталия, на третьей – первое морское сражение со шведами, при котором был пленен неприятельский, т. е. шведский, адмирал, на четвертом красовалась подпись». Точных сведений о том, когда, кем и для какой цели делалось это удивительное произведение, не имеется, но можно предположить, что оно сразу предназначалось для Петропавловского собора. Вероятно, работой занимались все токари мастерской Нартова, в ней принял участие и сам Петр I, оставивший свой автограф на одной из резных фигур, но закончено паникадило при жизни императора не было. После смерти Петра I в 1725–1726 гг., скорее всего по предложению Нартова, решившего придать этой люстре мемориальный характер, резчиком И. Захаровым было выточено четыре медальона, вмонтированные в паникадило. Два медальона посвящено победам Петра на суше и на море – Полтавской битве и сражению при Гангуте. Третий медальон воспроизводит лицевую сторону медали, выпущенной на смерть Петра I. У Свиньина она обозначена как медаль, представляющая образ художника. На четвертом – надпись на русском и латинском языках: «Дело многотрудных рук Петра Великого императора и самодержца всероссийского 1723». В связи с этой надписью и возникла путаница с годом авторством и годом создания произведения, продолжающаяся и сегодня. Невозможно, чтобы посмертная памятная медаль была увековечена в кости в 1723 г., если Петр скончался в 1725 г., тем более сложно представить, чтобы он сам принимал участие в ее изготовлении. Скорее всего, удивительное паникадило было результатом совместного творчества токарей мастерской А. К. Нартова и, естественно, самого Петра I. Ясно, что вопрос с атрибуцией и датировкой произведения не вполне проработан. С конца 20-х гг. XVIII в. паникадило висело в центральном нефе Петропавловского собора, занимая в нем почетное место. В 30-х гг. XIX в. по повелению императора Николая I эта люстра была передана в Кунсткамеру, откуда перешла в Государственный Эрмитаж, где хранится и в настоящее время.

Павел Свиньин говорил и о животворящем кресте из слоновой кости работы самого Петра, находившемся в алтаре за престолом. Паникадило и крест изображены и на фотографиях, сделанных ктитором Петропавловского собора плац-майором крепости полковником В. П. Сабанеевым в 1890-е гг. На фотографии К. Буллы начала XX в. отчетливо видны лампады, венки, иконы, барельеф памятника Петру I, установленный в Таганроге, на южной стене собора над могилой на специальном кронштейне – Пьета, украшающая эту могилу и сегодня.

К сожалению, многое из драгоценного убранства собора исчезло после 1917 г. В мае 1919 г. по распоряжению коменданта Петропавловской крепости Петропавловский собор и великокняжеская усыпальница были закрыты и опечатаны, начало исчезать богатое убранство храма. В апреле 1922 г. было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим, как гласила официальная версия. Однако изъято было не все, некоторые предметы оставались на своих исторических местах. В 1926 г. собор перешел в ведение Музея революции, в 1954 г. – Государственного музея истории Ленинграда (ныне – Санкт-Петербурга).

Во время Великой Отечественной войны наши воины, отправляясь на фронт, посещали могилы великих русских полководцев: А. В. Суворова в Александро-Невской лавре, М. И. Кутузова в Казанском соборе, Петра I в Петропавловском соборе. В годы войны могила Петра Великого получила строгое декоративное оформление по проекту архитектора Я. О. Рубинчика. Было сохранено оставшееся от дореволюционного убранства захоронения и добавлены новые элементы. На фотографиях, сделанных А. А. Григорьевым в 1944 г. и хранящихся в КГИОП Санкт-Петербурга, видно, что многое из своеобразного музея подношений на могилу основателя города сохранялось с дореволюционных времен. Перед решеткой, отделяющей могилы императоров XVIII в., проложена ковровая дорожка, между могилами стоят пальмы в кадках, сверху спускаются драпировки. У надгробия Петра I отчетливо видно четыре венка, два киота с иконами, над могилой на кронштейне – Пьета работы Дж. Дзордзони, над ней помещено знамя, рядом с Пьетой – рама с иконой (очевидно, «мерная икона»), как на фотографии начала XX в., сделанной К. Буллой. Новым было решение композиции, появившейся на южных (закрытых) вратах собора. Они были задрапированы, в нише врат на высокой подставке была помещена голова Петра, выполненная Мари Анн Колло для памятника Петру I – для Медного всадника. Выше помещена надпись со словами царя, сказанными им перед Полтавским боем: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия», над ней даты: «1672–1725» – годы жизни императора.

М.-А. Колло. Голова Петра I

Приказ Петра Великого перед Полтавским боем: «Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего отечества состояние положил на руках их: или пропасть весма, или в лучший вид отродитися России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оных же ожидает. Ниже бы их смущала слава неприятеля, яко непобедимаго, которую ложну быти неоднократно сами ж они показали уже. Едино бы сие имели в оной акции пред очима, что Сам Бог и правда воюет с нами, о чем уже на многих военных действиях засвидетелствовал им помощию Своею сильный в бранех Господь, на того единаго смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние». Конечно, поместить такую длинную надпись, даже в переводе на современный язык, особенно сохраняя слова о православной вере, Боге и церкви, в то время было невозможно; «благочестие, слава и благосостояние» также были неактуальными. В разгар Великой Отечественной войны надо было просто выжить, и это настроение нашло свое отражение в сокращенной цитате.

О том, как выглядела могила Петра I в 1951–1967 гг., можно судить по фотографиям, сделанным А. А. Григорьевым. В 1957 г. венков не было, но сохранялись киоты с иконами, а в 1967 г. нет уже и икон, на крышке надгробия различимы отверстия, оставшиеся от украшавших некогда могилу медалей, от прежнего убранства осталась только Пьета на стене, установленная на своем историческом кронштейне.

Скульптор Ю. Тюкалов с бюстом Петра I. Фото автора, 2009 г.

К 300-летию со дня рождения императора оформление могилы изменилось. Готовясь к празднованию юбилея Петра I, отмечавшемуся 30 мая 1972 г., научные сотрудники Государственного музея истории Ленинграда обсуждали различные варианты. Предлагалось, в частности, украсить могилу императора скульптурным портретом, выполненным Мари Анн Колло для Медного всадника, по-видимому, рассматривался проект повторения убранства могилы на период Великой Отечественной войны. В конце концов методический совет остановился на копии бюста императора, выполненного с работы К. Альбачини, которую итальянский скульптор второй половины XVIII в. создал, очевидно, под влиянием прижизненного изображения Петра Великого, сделанного К.-Б. Растрелли в 1719 г. По документам, хранящимся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, «копия с оригинала» поступила в коллекцию в 1972 г., хотя на самом деле был взят не мраморный бюст, а хранимая и сегодня в собрании Академии художеств копия XIX в. с работы К. Альбачини. Какое-то очень короткое время гипсовый бюст, тонированный под бронзу, стоял рядом с могилой Петра, но вскоре он был заменен на скульптурный портрет работы Ю. С. Тюкалова, выполненный в технике гальванопластики с размерами: высотой 58 см, 38 см в диаметре. По воспоминаниям мастера, к 1972 г. тонированный под бронзу гипсовый бюст, установленный у могилы Петра I, протирали от пыли и, вероятно, уронили, вследствие чего он был деформирован.

По поводу этого бюста, а главное, образца, использованного современным мастером в качестве модели, по сегодняшний день существует много мифов, однако вопрос остается малоизученным.

В 1972 г. к 300-летнему юбилею императора его могилу украсили знамена: Андреевский морской флаг – основателю Российского флота и ротное гвардейское знамя петровского времени – реформатору и организатору Российской армии. Флаги исчезли в 1990-х гг.

В настоящее время могилу украшают 7 медалей, являющихся копиями исторических и посвященных 100-летию и 200-летию Санкт-Петербурга, 200-летию со дня рождения Петра I, 200-летию взятия Нарвы, 200-летию Полтавской баталии, а также два жетона к 200-летию Полтавской битвы (копии серебряных). В 2003 г. в коллекцию прибавилась медаль к 300-летию Санкт-Петербурга.

В 1980-е гг. к надгробию Петра I вернулась Пьета работы венецианского скульптора Джованни Дзордзони, украшавшая могилу с XVIII в. Это многофигурная композиция, в ее центре изображена лежащая полуобнаженная фигура Христа, прикрытая покрывалом. Вокруг него расположено пять фигур. Голова Христа лежит на левой руке девы Марии, сидящей в скорбной позе, правую, отведенную в сторону руку, целует ангел. В ногах Иисуса Христа склонилась на коленях Мария Магдалина, поддерживающая его стопы. Левую руку умершего целует юноша, справа от которого помещена фигура ангела. Внизу мрамор обработан в виде скального рельефа с высеченными на нем цветами. Эту скульптурную группу можно идентифицировать с Пьетой, приобретенной С. Рагузинским в Венеции и привезенной в Россию в 1717 г. В описи скульптуры Летнего сада 1728 г. упомянуто «Снятие Христа с креста», находившееся в Гроте, однако уже в описи 1736 г. произведение не значится. Впоследствии группа была перенесена в Петропавловский собор, где около 1756 г. о ней писал Якоб Штелин. Скорее всего, Пьета находилась в Петропавловском соборе со времен императрицы Анны Иоанновны, с того момента, когда тело Петра I было, наконец, предано земле по ее приказанию и началось формирование особого убранства этой могилы. Как уже было сказано выше, Пьета сохранялась над захоронением императора до конца 1960-х гг. После недолгого отсутствия в 1970–1980-х гг. она была возвращена к могиле Петра. В начале XXI в. на южной стене собора восстановлен кронштейн под Пьету, исчезнувший в 1970-е гг. по непонятным причинам.

У могилы основателя Санкт-Петербурга можно постоянно видеть живые цветы, их приносят посетители музея.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Первые службы и первые искушения Первые службы – это всегда страшно. Ты стоишь у престола, смотришь в служебник и пытаешься разобраться, что же там написано. Ты не знаешь никаких возгласов, читаешь молитвы с ошибками, заходишь не в те двери, кадишь потухшим углем…Я был

История захоронения святого праведного Иоанна Кронштадтского По кончине Кронштадтского пастыря его тело, как уже говорилось, было перенесено из Кронштадта в основанный им Свято-Иоанновский монастырь на Карповке, гроб с останками отца Иоанна был опущен в гробницу в

Судьба захоронения блаженной Матронушки. Подворье Зеленецкого монастыря В ноябре 1932 года, в период особых гонений богоборческой власти, большая и красивая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость», как уже упоминалось выше, была закрыта. Первоначально планировалось

Первые изречения Иисуса. Его идеи о Боге-отце и истинной религии. Первые

О еретике Македонии 17 и его соборе. И еще схватили грозные Ангелы и привлекли к Судилищу Христову нечестивое соборище Македония. У них лица были дики и свирепы, как у тигров разъяренных. Из уст их исходили смрад и зловоние, глаза их сверкали сатанинской злобой.Обратившись

О еретике Нестории 18 и его соборе. После этого грозные Ангелы отделили соборище нечестивого ереси начальника Нестория. Лица их были мрачны и отвратительны. Господь грозно посмотрел на них и призвал соблазнившего их. Нестории тотчас предстал пред Господом. И сказал ему

Из молитв в Шартрском соборе II. Молитва просительная Мы не просим Тебя, чтоб зерно из-под жернова В прежнем колосе место опять обрело, Мы не просим тебя, чтоб душа одинокая Вновь нашла свой покой в расцветшем саду. Мы не просим Тебя, чтобы смятые гроздья Вновь нашли свое

Глава V. Первые изречения Иисуса. Его идеи о Боге-Отце и об истинной религии. Первые ученики Иосиф умер раньше, чем его сын начал играть какую-либо роль в общественной жизни. Таким образом, Мария стала главой семьи, и этим объясняется, почему Иисуса чаще всего называли

КАРНАВАЛ В СОБОРЕ. Бегство соратников вынудило Иоанна двенадцатого отступить, но он не сложил оружия. Римские куртизанки с нетерпением ожидали восстановления папы на троне.Они явно ощущали на себе его благодать и прекрасно понимали, что как только Иоанн обретет тиару,

В Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, как известно, покоятся останки русских царей династии Романовых. По официальной версии, захоронения никто никогда не тревожил. Однако ряд источников утверждают, что могилы монархов после революции были разграблены…

Ценности для Временного правительства

Усыпальница в Петропавловском соборе появилась во времена Петра I. Он стал и первым, кто был здесь захоронен. Впоследствии в стенах Петропавловского собора погребали и прочих усопших российских властителей и членов императорской фамилии.

Начало разграблению царских гробниц было положено еще после Февральской революции. В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все находившиеся в усыпальнице ценные вещи – иконы в драгоценных окладах, лампады, медали и венки, изготовленные из золота, серебра, бронзы и фарфора – были сняты с могил. Их погрузили в ящики и отправили в Москву. Дальнейшая судьба этих предметов так и осталась неизвестной.

В «помощь голодающим»

Говорят, что пришедшие к власти в октябре 17-го большевики вспомнили об усыпальнице лишь в 1921 году. Якобы под предлогом конфискации ценностей в пользу «Помгола» (комитета помощи голодающим) они кощунственно вскрыли могилы. Правда, документально это нигде не было засвидетельствовано, но есть показания очевидцев.

Например, русский эмигрант Борис Николаевский в своих записках приводит текст письма одного из видных членов петербургского ГПУ, опубликованный в краковской газете «Иллюстрированы курьер Цодзенны»:

«Механики открывают гробницу Александра III. Набальзамированный труп царя сохранился хорошо. Александр III лежит в генеральском мундире, богато украшенном орденами. Прах царя быстро вынимают из серебряного гроба, снимают с пальцев перстни, с мундира – ордена, усыпанные бриллиантами, затем тело Александра III перекладывается в дубовый гроб. Секретарь комиссии составляет протокол, в котором подробно перечисляются конфискованные у умершего царя драгоценности. Гроб закрывается, и накладывают на него печати…»

Такую же процедуру проделали с гробами Александра II и Николая I. Но вот гробница Александра I, по свидетельству рассказчика, оказалась пустой. В этом можно увидеть косвенное подтверждение легенды о том, что настоящий император не умер в Таганроге, а окончил свои дни в Сибири под именем старца-отшельника Федора Кузьмича. Возможно, игравшего его роль «узурпатора» попросту не решились захоронить вместе с членами царской фамилии.

Когда же вскрыли гробницу императора Павла I, членам комиссии стало не по себе. Хотя мундир, в котором похоронили убиенного царя, прекрасно сохранился, восковая маска, надетая на него перед похоронами, растаяла, и из под ее остатков виднелось обезображенное лицо несчастного… Зато порадовала гробница Екатерины II, в которой оказалось большое количество драгоценностей.

Гробницу с останками Петра Великого открыли с большим трудом: устройство гроба оказалось каким-то хитрым. «Начали сверлить гробницу, - рассказывает автор письма, - и вскоре крышка гроба, поставленная для облегчения работы вертикально, открылась и перед взорами

большевиков предстал во весь рост Петр Великий. Члены комиссии от неожиданности в страхе отшатнулись. Петр Великий стоял как живой, лицо его великолепно сохранилось. Великий царь, который при жизни возбуждал в людях страх, еще раз испробовал силу своего грозного влияния на чекистах. Но во время перенесения труп великого царя рассыпался в прах. Страшная работа чекистов была закончена, и дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где и были помещены в подвальном помещении…»

Куда же делись извлеченные из усыпальницы ценности? Скорее всего, были проданы за границу, как и другие национальные богатства – из Кремля, Эрмитажа, Третьяковской галереи.

Имеются и другие свидетельства разграбления императорских гробниц, собранные кандидатом филологических наук, доцентом исторического факультета Санкт-Петербургского университета диаконом Владимиром Василиком. К примеру, профессор В.К. Красуский пишет: «Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она

мне сообщила следующее: "Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц"».

Что же лежит в могилах?

Никаких официальных свидетельств о том, что гробницы кто-то трогал, правда, не сохранилось. Самым подозрительным фактом в этой истории является перезахоронение останков в Исаакиевском соборе. Разве не проще было оставить их на прежнем месте? Может быть, там вообще нет никаких останков, только одни лишь надгробные плиты? Тем более 12 апреля 1918 года был принят декрет Совета народных комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Представители новой власти всячески стремились уничтожить историческое прошлое России…

Сотрудники Петропавловской крепости утверждают, что могилы российских императоров никто никогда не вскрывал, это лишь пустые слухи… Меж тем комиссия, приехавшая из Москвы в связи с необходимостью перезахоронения семьи последнего императора, обратила внимание на то, что надгробная плита на могиле Александра III сдвинута и имеет следы сколов. Тем не менее, гроб с останками был на месте. Так что информация о вскрытии императорской усыпальницы большевиками пока остается всего лишь исторической легендой.