В курганах грузных, сидя на коне,
Среди богатств, как завещали деды,
Спят наши грозные цари: во сне
Им грезятся пиры, бои, победы.
(Брюсов В.)

Многие из нас изучая историю, наверняка интересовались вопросам, куда отправлялись наши предки. Многим из прочитавших эту статью она покажется, может быть бредом, но… как говорится есть многое НО, и многое еще раз доказывает, народ силен своей историей.

Название Шотландии звучит по-английски как Scotland. Оно состоит из двух слов Scot + Land. Слово Land переводится как СТРАНА. Так что Scon+Land означает Страна Скотов. В этом ничего нового нет. Менее известно, что в старых английских хрониках скотты, Scots называются также СКИФАМИ, а именно SCITHI! Например, манускрипт Англо-Саксонской Хроники. Итак старая английская хроника прямым текстом утверждает, что СКОТТЫ - это СКИФЫ. В таком случае получается, что Шотландия - это Страна Скифов, то есть Scithi-Land.

В связи с этим очень интересно обратиться к старым картам Шотландии. Вероятно это след великого = завоевания, в результате которого Шотландия была заселена выходцами из Руси.

Это обстоятельство вновь четко отождествляет средневековых СКОТОВ с РОСАМИ, то есть с выходцами из Руси. Между прочим, обратим внимание на английское слово Kingdom. Оно означает Царство и писалось раньше в виде двух слов King Dom. А старое коренное славянское слово ДОМ не изменилось вообще и в общем-то сохранило в языках Западной Европы свой первичный смысл. Только записывать его западно-европейцы стали латинскими буками. Получилось слово DOM.

Название ROS этой РУССКОЙ области сохранялось на картах Шотландии по крайней мере до XVIII века.

Но особенно замечательна с этой точки зрения карта Британских островов, составленная Георгом Лили (George Lily) якобы в 1546 году. Мы видим здесь ту же самую шотландскую область, и названа она ROSSIA, то есть попросту РОССИЯ. Таким образом, на некоторых картах Британии XVI века мы видим в Шотландии большую область, прямым текстом названную РУССКОЙ - ROSSIA.

Сегодня на карте Англии этого названия уже конечно нет. По-видимому, в эпоху Реформации XVI-XVII веков все названия предусмотрительно убрали. Тщательно вытирали из памяти народов всяческие воспоминания.

На другой карте Британии 1754 года мы видим, что РУССКАЯ (ROSSIA) область Шотландии названа по-другому, а именно ECOSSA. Но ведь это название практически совпадает с английским словом COSSAck, до сих пор означающее в английском языке русских КАЗАКОВ. Таким образом, одна и та же большая область Шотландии на одних старых картах называлась ROSS, то есть вероятно РУССКАЯ область, а на других - eCOSSA. То есть, вероятно КАЗАЦКАЯ область или область КАЗАКОВ. Что в принципе - одно и то же, поскольку, русское завоевание XIV века осуществляли войска, то есть КАЗАЦКИЕ войска. По-видимому эти области Шотландии были заселены особенно большим числом казаков, пришедших сюда в XIV-XV веках и освоивших эти земли.

Теперь становится понятным и еще одно очень интересное старое название Шотландии, присутствующее на средневековых картах. Оказывается, когда-то Шотландию называли SCOCIA. Причем латинская буква C изображена здесь практически совпадающей с латинской буквой q, то есть Q малое. Далее, совершенно отчетливо и недвусмысленно ВСЯ ШОТЛАНДИЯ целиком названа СКОКИЕЙ (SCOCIA) на старой карте якобы 1493 года. Как мы теперь начинаем понимать, название SCOCIA вполне могло произойти от славянского слова СКАКАТЬ или СКОК (лошадей).

Казаки были наездниками, всадниками, СКАКАЛИ на лошадях. Русско-ордынские войска включали в себя конницу как основную ударную и весьма маневренную военную силу. Неудивительно, что названия вроде СКАКАТЬ, СКАКУНЫ, СКОК естественно связывались в сознании людей с конными войсками Руси-Орды. И застывали на картах в тех странах, по которым прокатилось «монгольское» завоевание и где потом осели казаки, начав освоение новых земель.

Тот факт, что СКОКИЕЙ в XIV-XVI веках называли как ШОТЛАНДИЮ, так и СКИФИЮ, абсолютно недвусмысленно следует из старинных карт. Итак, подводя некоторые итоги, мы получаем следующее. Как выяснилось, ШОТЛАНДИЯ на старых картах называлась следующими именами: РОС (ROS), РОСС (ROSS), РОССИА (ROSSIA), СКОТИЯ (SCOTIA или SCOTS), КОССА (ECOSSA) - казаки, СКОКИА (SCOCIA) - скакать, скакуны, наездники. То есть, по сути дела эти слова указывают на тех же казаков.

Обратимся теперь к карте Англии, приписываемой сегодня «античному» Птолемею, якобы II век н.э. Над словом ALBION, помещенном в центре птолемеевской карты, мы видим названием ORDUICES PARISI. То есть, вероятно, ОРДЫНСКИЕ П-РУСЫ или ОРДЫНСКИЕ БЕЛЫЕ РУСЫ = Бело-Русы. Может быть и само название всего острова - АЛЬБИОН, то есть БЕЛЫЙ - произошло от названия БЕЛОЙ Орды, войска которой заселили Британские острова во время нашествия XIV-XV веков. Кстати, на карте Птолемея присутствует старое название Лондона в форме ТРИНОВАНТ (Trinoantes), то есть Троя Новая.

Не менее интересна и карта Ирландии 1754 года. На ней мы видим область под названием ROSCOMMON и город, называющийся ROSCOMMON. Не исключено, что ROS-COMMON означало когда-то РУССКАЯ ОБЩИНА, РУССКАЯ ОБЩАЯ земля или РУССКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ земля. Или же это название произошло от РУС-КОМОНИ, то есть РУССКИЕ ВСАДНИКИ, то есть опять-таки те же КАЗАКИ. Напомним, что в старом русском языке словом КОМОНИ называли КОНЕЙ, лошадей.

Таким образом, мы видим, что на картах Британии вплоть до XVIII века еще сохранялось довольно много ярких «русских следов атаманского завоевания XIV-XV веков. Затем они были постепенно стерты и заменены другими названиями.

В хронике Ненния в главе под названием «Об испытанном скоттами или о том, когда они завладели Ибернией», Ненний сообщает: «Если кто пожелает узнать, когда… Иберния пребывала необитаемой и пустынной, то наиболее сведущие из СКОТТОВ сообщили мне следующее. Когда по Чермному морю шли чада израилевы, гнавшиеся за ними египтяне, как повествует Писание, были поглощены его водами. Был у египтян муж знатный из СКИФИИ с многочисленной родней и множеством слуг, который, будучи изгнан из своего царства, пребывал в Египте в то время, когда египтяне были поглощены разверзшимся морем… Уцелевшие египтяне порешили изгнать его из Египта, дабы он не захватил их страну и не подчинил ее своей власти».

В результате скифы были изгнаны, отправились в плавание и завоевали Ибернию. Это событие Ненний и считает завоеванием скоттами Ибернии. Сегодня считается, что средневековая Иберния = Гиберния - это Ирландия. Впрочем, возможно, что под именем Иберния здесь подразумевается Испания = Иберия. Или еще какая-нибудь страна.

Если в определенную историческую эпоху Скифия называлась также и Шотландией, то становится особенно интересным следующий вопрос. Мы видели, что английские хроники называли русского царя Ярослава Мудрого

Малескольдом. Следовательно, называя его полный титул, они должны были бы назвать его так: Шотландский король Малескольд. Но сегодня мы хорошо знаем в скалигеровской истории по крайней мере нескольких Шотландских королей Малькольмов. Не есть ли кто-то из них Ярослав Мудрый, или его потомки, перенесенные на «островную шотландскую почву» в результате хронологического и географического сдвига?

На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщается важная информация. «На этом острове (то есть в Британии - Авт.) было пять языков:

Английский (ENGLISH),

Британский или Велш (BRITISH или WELSH),

Ирландский (IRISH),

Язык Пиктов (PICTISH),

Латинский (LATIN).

… Пикты пришли с юга от Скифии (Scythia) на военных кораблях;

Их было немного, они высадились сначала в северной Ирландии и

Обратились к Скоттам (Scots) - можно ли им обосноваться здесь…

Пикты попросили Скоттов дать им жен… Часть Скоттов пришла в

Британию из Ирландии».

Вообще, термин Влахи или Волохи хорошо известен в средневековой Европе. Начиная якобы с IX века н.э. они жили на территории Румынии и образовали государство-княжество Валахия. Замечательно, что второе название Валахии было Цара Ромыняска, то есть Румынская или Романская Страна. Наибольшее влияние на судьбы региона Валахия оказывала в XIV веке. История Валахии тесно связана с историей Турции.

«Валахия (в форме Blakie) - географический термин, часто употребляемый Робером де Клари (а также Жоффруа Виллардуэном) для обозначения, как полагают, части территории Восточных Балкан. Эта территория называлась византийскими авторами Великой Влахией. Другими словами, Великая Влахия - это часть современной Болгарии (правда здесь спорный вопрос, т.к с Болгарией мы были в некоторых натянутых отношениях).

По поводу САКСОВ историки пишут так. «Саксы - германские племена, обитавшие в северной Европе, главным образом на территориях, прилегающих к Северному морю. В V-VI веках Британия была завоевана германскими племенами… Чаще всего Гальфрид именует ГЕРМАНСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ собирательно САКСАМИ, хотя в ряде случаев упоминает и АНГЛОВ».

Н.М. Карамзин сообщает: «Геродот пишет, что СКИФЫ, известные персам под именем САКОВ, сами себя называли Сколотами (то есть СКОТАМИ или Шотландцами)». Кроме того, по сообщению того же Карамзина, «Менандер называет ТУРКОВ САКАМИ, а Феофан МАССАГЕТАМИ».

Таким образом, получается, что старые английские хроники говорят не о каких-то якобы сравнительно небольших народах, первоначально населявших современный остров Британию, а об огромных средневековых государствах, царствах, игравших определяющую роль в истории Европы и Азии XI-XVI веков. В результате она сжалась, превратилась в местную, локальную историю, уместившуюся на сравнительно небольшой территории. Зато растянутую во времени.

Но, как бы мы с вами небыли критичны, по предыдущим данным, есть еще одна личность - это король Артур, вы скажите, а он уже с какого боку, а вот и ответ, а вам решать:

Легендарный английский король Артур, - считающийся сегодня одним из самых выдающихся правителей «древней» Англии и относимый примерно к якобы V веку н.э., - СНОСИЛСЯ С ЦАРЕМ РУСИ. Один из соратников короля Артура говорит: «И король Руси, самый суровый из рыцарей…». Это факт сообщает Лайамон, автор якобы начала XIII века, написавший поэмы «Брут, или Хроника Британии». Считается, что при короле Артуре из Руси в Англию была похищена королева или принцесса.

В то же время можно считать, что начинается надпись с греческого слова NICIA, то есть НИКЕЯ или НИКА, что означает по-гречески ПОБЕДИТЕЛЬ. Далее, чрезвычайно любопытно посмотреть, как в надписи представлено имя короля Артура. Мы видим, что записано оно так: REX ARTU RIUS. То есть, ЦАРЬ ОРДЫ РУС или ЦАРЬ РУССКОЙ ОРДЫ. Обратим внимание, что ARTU и RIUS отделены друг от друга, записаны как два отдельных слова. Между прочим, если бы авторы старой надписи хотели записать ARTU RIUS в виде единого слова ARTURIUS, они вполне могли бы это сделать, но места для этого в строке было бы достаточно, вот и пришлось перенести второе слово RIUS на следующую строку.

Более того, некоторые современные филологи, ссылаясь на кельтскую мифологию, указывают, что первоначально имя ARTHUR писалось в форме двух слов: ARDU + DU, где слово DU означало в кельтском языке «черный». Но в таком случае имя Артура означало попросту ОРДА ЧЕРНАЯ. Напомним, что в Руси-Орде было несколько ОРД: Белая, Синяя, Золотая. Может быть западные европейцы называли всю Орду обобщенно, одним словом Черная. Так и возникло имя Артур.

Начиная с XVII-XVIII веков, личность Артура рассматривается как в основном легендарная. Так например, в предисловии к средневековому сочинению Томаса Мэлори «Смерть Артура» написано следующее: «Ежели кто скажет и помыслит, БУДТО НЕ БЫЛО НА СВЕТЕ ТАКОГО КОРОЛЯ АРТУРА, - в том человеке можно видеть великое неразумие и слепоту… И потому… не может человек, судящий здраво, отрицать, что был в этой земле король по имени Артур. Ибо во всех краях, христианских и языческих, он прославлен и введен в число девяти достойнейших, а из трех мужей христиан почитается первым. И ОДНАКО ЖЕ О НЕМ БОЛЕЕ ВСПОМИНАЮТ ЗА МОРЕМ, ТАМ БОЛЬШЕ КНИГ НАПИСАНО О ЕГО БЛАГОРОДНЫХ ДЕЯНИЯХ, НЕЖЕЛИ В АНГЛИИ, и не только по-французски, но и по-голландски, итальянски, испански и гречески… И потому все вышеупомянутое рассудив, мы уже не можем отрицать, что БЫЛ ТАКОЙ БЛАГОРОДНЫЙ КОРОЛЬ ПО ИМЕНИ АРТУР».

Это предисловие считается написанным к изданию книги «Смерть Артура», которое появилось якобы в 1485 году. На самом деле этот текст, конечно, написан не ранее XVII века.

Русь часто выступает в английских и других западных хрониках под названиями Рутения или Русия. Матузова пишет: <<Интерес к Руси в Англии обусловлен и событием, глубоко потрясшим средневековую Европу, - вторжением татаро-монгольских кочевых орд… Это… сообщения о появлении какого-то неведомого народа, дикого и безбожного, самое название которого толковалось как «выходцы из Тартара»; оно навевало средневековым хронистам мысль о божественной каре за человеческие прегрешения>>. Но излишне красиво, перестарались. Естественно, при этом заботливо и тенденциозно отредактировали старые названия.

Ответ один, большинство из европейских историков не признают, что наши предки были теми людьми кто жил на территории стран Европы, создавал их культуру, грубо говоря «поднял» их, как это не пафосно звучит.

Конечно религиозные деятели сыграли не последнюю роль, кому же захочется, чтобы наши предки поднимали и развивали культуру, не они религиозные «гуманисты» (конечно о их деятельности мы знаем, и какими усилиями все это было сделано, не с положительной стороны, но как большинство скажет: «Бог им судья…»).

Согласно последним генетическим исследованиям, британцы, шотландцы и ирландцы в смысле своих геномов почти идентичны. Для жителей Британских островов это открытие явилось шоком. Все три народа всегда позиционировали себя как что-то этнически совершенно отдельное. Ни по языку, ни по культуре, ни по характерным особенностям они не имеют между собой ничего общего и тем гордятся.

Брут, легендарный внук Энея, еще более легендарного участника Троянской войны, случайно убил на охоте своего отца и был изгнан из Италии, после чего попал на некий роскошный остров, позже названный в его честь – Британия. Он и его войско дали начало нынешнему основному населению острова – британцам. Так говорит Гальфрид Монмутский в своей знаменитой «Истории бриттов».

Шотландцы, иначе скотты, имеют совершенно другое происхождение. Они появились как нация между VI и XIV веками, перебравшись на северное побережье туманного Альбиона из Ирландии. А туда они попали, согласно одной из версий, с Ближнего Востока.

Ирландцы – потомки кельтов, заселивших Ирландию в IV веке до н.э. Впоследствии они каким-то чудом избежали римского влияния и эту свою обособленность, как мы знаем, берегут до сих пор.

По мнению Стивена Оппенгеймера, медицинского генетика из Оксфордского университета, исторические записи о происхождении этих трех народов врут практически в каждой детали. Он утверждает, что предки всех этих трех народов прибыли на острова из Испании около 16 тыс. лет тому назад и говорили на языке, близком к языку басков. В то время Британские острова не были заселены, потому что до этого в течение 4 тыс. лет там царствовали ледники, изгнавшие прежних обитателей в Испанию и Италию. А потомки этих предков и составляют в основном сегодня население Британских островов, переняв лишь в небольшой мере гены более поздних оккупантов – кельтов, романов, англов, саксонцев, викингов и норманнов.

Да, гены были общими, но не культура. Около шести тысяч лет назад, считает доктор Оппенгеймер, из Ближнего Востока до островов добралась практика земледелия – с помощью людей, говорящих на кельтском наречии и заселивших Ирландию и западный берег Британии. На восточных и южных берегах сильней было влияние пришельцев из северной Европы, они привнесли сюда язык, близкий к германскому, но по численности явно уступали основному населению острова.

Вот что интересно – и те, и прочие пришельцы были слишком малы числом и растворились в коренном населении островов, но сумели передать жителям Англии и свои языки, и свои умения, полностью изменив их уклад жизни.

Тогда это были не острова. Тогда между Ирландией, Британией и материком существовали мосты-перемычки, но потом из-за поднимающегося уровня моря они исчезли, и попадать туда стало сложнее.

По оценкам Оппенгеймера, сегодня генетические дела обстоят так: у ирландцев всего 12% ирландских генов, у жителей Уэльса – 20% уэльсского, шотландцы могут похвастаться 30% своей шотландскости, ну и британцы – примерно тем же объемом британскости. Все остальное – общее. Несмотря на потрясающую разницу в привычках, обычаях, культурах и языках.

В поддержку своим генетическим изысканиям доктор Оппенгеймер приводит данные археолога Хайнриха Хёрке, согласно которым англосаксонское нашествие в IV веке нашей эры добавило 1–2-миллионному населению островов 250 тыс. пришельцев, а нормандское в 1066 году – не более чем 10 тыс. человек.

Шотландская нация таит в себе немало секретов. К примеру, мало кто знает, что именно шотландцы, представители одной из наиболее северных европейских национальностей, долгое время вполне заслуженно считались самой высокой нацией Европы. Потерять этот титул им пришлось после Первой Мировой войны: небольшая по размеру Шотландия столь активно участвовала в военных действия, что ее потери были признаны самыми большими в соотношении количества погибших к населению страны. Не иначе как самые высокие шотландцы ушли на войну и не вернулись.
Это далеко не все сюрпризы этой нации, и, чтобы попытаться разгадать их, стоит более подробно обратить внимание на самих шотландцев: кто они такие и откуда они появились!

Этнический состав шотландцев

В шотландской нации смешано немало различных национальностей:

  • пикты, исторические жители этих территорий,
  • ирландцы, колонии которых были на территории Шотландии,
  • бритты и англы,
  • нормандцы и другие национальности.

В результате этого смешения на данный момент шотландская нация стала именно такой, какая она есть сейчас.

Горные и равнинные шотландцы

Данное разделение жителей Шотландии появилось достаточно давно, но до сих пор до конца не исчезло: даже современные граждане Шотландии подразделяются на горцев и жителей равнин. Откуда пошло и в чем заключается это различие?

  • Жители равнин — это преимущественно потомки смешения различных рас, коренным языком для многих из них является английский. Основным занятием равнинных жителей всегда было земледелие: их жилища располагались в долинах рек, на наиболее плодородных землях.
  • Горцы — имеют преимущественно кельтское происхождение, и именно в горской культуре до сих пор сохранился гаэльский язык. На данный момент все носители этого языка проживают в горных районах страны. Основными занятиями горцев были война и скотоводство.

В немалой степени у этих двух типов шотландцев различалось самоуправление, менталитет и даже отношение к соседям и законной власти на троне.

Несмотря на то, что население Шотландии не столь велико (на 2006 год чуть больше пяти миллионов), это действительно интересная и самобытная нация, со своей культурой, мировоззрением и особенностями.

Читайте также:

Несмотря на то, что площадь Шотландии на данный момент составляет приблизительно 40% от территории Великобритании, количество крупных шотландских городов достаточно незначительно. Большинство населенных пунктов, которых насчитывается по данным исследователей несколько сотен, - это небольшие отдаленные деревни, а также поселки, население которых не превышается нескольких сотен людей. Стоит отметить, что и крупные города Шотландии достаточно немногочисленны: словно следуя определенному уравнительному стандарту количество населения в них никогда не превышает 500 тысяч человек (единственным исключением из этого правила является Глазго).

Довольно долго народ пиктов был забыт. Лишь иногда пикты возникали на страницах художественных произведений, например у Стивенсона (Вересковый мед) или у Киплинга (Пак с холмов). Официальные сведения о пиктах основаны на свидетельствах, данных римлянами. А те были о пиктах очень невысокого мнения — пикты дикие варвары. Но римляне видели воинов пиктов, быт и нравы народа им были не известны. Поэтому мир знал о пиктах до недавнего времени лишь то, что они ходили в бой голышом, раскрасившись яркими красками. Не факт, что они было совсем голыми, но видимо доспехов не было.

О происхождении пиктов выдвинуты разные теории. Так они теориями и остаются. Очень вероятно, что пикты – не кельты, а может, даже и не индоевропейцы. А если и кельты, то ужасно дальние родственники своих соседей, бриттов и скоттов. История происхождения пиктов окружена множеством мифов, легенд и откровенных выдумок.

У меня лично сразу идет ассоциация со словом picture — картинка. Неужели это слово в английском языке произошло от названия народа. Вряд ли. Вероятно, пикты ранее так не звались. Было у них другое название.

Что ясно наверняка — пикты предки современных шотландцев

Строптивый, как нам повествуют, народ эти шотландцы.Ну чем не пикты!Наиболее ранние следы обитания человека в Шотландии датированы примерно 8500 годом до н.э. За несколько тысячелетий до наступления новой эры люди эпохи неолита из Испании и Франции уже переправлялись в Шотландию и разводили там скот. Некоторые археологи предполагают, что эти люди строили и огромные каменные могильники (cairn), которые рассеяны по всей Шотландии. Предполагают также, что их потомки позднее смешались с “народом кубков” пришедшим, по всей видимости, из Северной Европы, и этот этнический союз породил до-кельтскую расу Северной Британии.

Одежда пиктов не отличалась разнообразностью. Как писалось, в бой они одежду особо не надевали, да еще наносили на тело множество толь рисунков, толь даже тату. В остальное время одежда состояла она из рубахи до колен. В качестве материала использовались шерсть, лен или кудель. Поверх рубахи пикты обычно одевали накидку или плащ, закрывающие верх туловища.

Ходили пикты обычно босиком, за что и получили от своих врагов немного обидное прозвище «красноногие». Однако археологам после многолетних поисков удалось найти несколько кожаных башмаков, пусть и выполненных очень грубо. Однако найденные башмаки дают возможность утверждать, что пикты вовсе не были варварами, как это принято считать в современной культуре.

Пиктское общество разделялось на три группы: друиды, всадники и народ . Друиды были жреческим сословием, которые являлись посредниками между народом и богами. Помимо этого они наделялись широкими политическими правами и занимались обучением детей.

Промежуточным сословием общества пиктов были всадники: воины и представители королевской семьи. При опасности внешней угрозы в срочном порядке собирался военный совет, в котором принимали участи все вооружённые мужчины. Созыв этого совета считался началом войны; бряцанием оружия и криком собравшийся народ выражал своё согласие с решениями совета. Пикты широко были известны своей отвагой и мужеством, причем женщины сражались так же отважно, как и мужчины.

Повседневная жизнь пиктского воина проходила в относительной роскоши и удовольствии. Основное население занималось земледелием и скотоводством, излишки труда шли на содержание военной аристократии.

Исторически засвидетельствованное (правда, уже довольно поздно, накануне конца его существования) королевство пиктов занимало достаточно ограниченную территорию в сегменте между заливами Мори-Ферт на севере и Ферт-оф-Форт на юге — примерно две его северо-восточные трети.

  • на западе оно граничило с гэльским королевством Дал Риада ,
  • на юго-западе - с бриттским королевством Стратклайд ,
  • на юге - с владениями англов в Нортумбрии .

Сначала пикты представляли собой просто союз племен, и только к VI веку из них было сформировано несколько государственных образований, позднее ставших королевствами пиктов. Предполагается, что на раннем этапе своего существования было несколько независимых пиктских королевств - от двух до шести. Впрочем, по имени уверенно называется только Фортриу . Но уже к середине 6-го века фиксируется единое королевство пиктов с первым более-менее историческим королём - Бриде I, сыном Маэлкона. Впрочем, здесь у нас кончается география и начинается история.

Главным отличием пиктов от окружающих их кельтских племен была передача трона исключительно по женской линии. Благодраря этой особенности в разные периоды времени пиктов возглавляли представители самых разных королевских династий. Королевский престол занимали гэльские Дал-Риады, бриттские Стратклайды, англские Нортумбрии, потомки пиктских принцесс.

В 843 г. королём пиктов стал король Дал-Риады Кеннет I. Во время его правления в жизнеустройстве пиктов был совершен кардинальный переворот. Кеннет I объединил государства пиктов и скоттов в новое Королевство, которое получило название Шотландия. Постепенно гэльский язык смог вытеснить пиктское наречие. Чуть позже в результате ассимиляции пикты и вовсе прекратили свое существование как отдельный народ.

Каледония у римлян

Принято считать, что впервые пикты фигурируют в знаменитой «Географии» Птолемеея и на составленной им карте всего мира, известного древним грекам. Но название у него не упоминается вообще. А фигурируют у него на территории, где позднее фиксируются пикты (будем условно считать, что это Шотландия) каледонии , давшие имя стране, и ещё три племени, о которых больше ничего не известно.

А вот сведения Тацита можно датировать вполне точно: они восходят к трём британским походам его тестя Юлия Агриколы, проходившим в 70-х и 80-х годах. Население будущей Шотландии Тацит называет обобщённо - каледонцами , без разделения на племена.

Корнелий Тацит, зять полководца Агриколы, первым из римлян вторгшегося в земли пиктов, называет их каледониями. Но сам же замечает, что это только одно из племён, состав коалиции, противостоявшей римлянам – каледонии, меаты и другие.

Название «каледонии» – тоже вроде как латинское, но всё же маловероятно, чтобы Тацит его выдумал на пустом месте. Скорее всего, это искажённое (латинизированное) самоназвание и есть. Но, опять же, не всех пиктов скопом, а одного из племён.

Одним из главных доказательств не кельтского происхождения пиктов считается их редчайший для западных обществ обычай наследования по женской линии, о чем уже упоминалось в этой статье. Ни у одного из кельтских племен такой обычай не был отмечен. По-видимому, королевская корона наследовалась членами семи королевских домов, внутри которых заключались браки. Однако именно эта редкая форма наследования принесла в 843 году корону Пиктии скотту по крови Кеннету Мак Алпину, который уничтожил остававшихся членов семи правящих домов. После этого произошло экстраординарное исчезновение из истории, как самого народа пиктов, так и его культуры. Фактически уже через три поколения королей династии Мак Алпинов их имя стало легендарным.

Почти вся известная история пиктов — это борьба с Римом

Римляне пришли в Шотландию и даже разбили пиктов в сражении, но никогда не смогли покорить их и земли им принадлежащие. В III веке римский полководец Агрикола уничтожил пиктскую армию, руководимую Калгаком (по римским источникам было убито 10000 пиктов и 340 римлян). Легионы Агриколы остановились около Абергарди в Пертшире, где построили укрепление. Чтобы держать под контролем завоеванное Агриколой, были сооружены семь крепостей от Калландера (около Стирлинга) до Перта.

В течение 30 лет пикты сжигали и разрушали римские укрепления, и согласно викторианской легенде, знаменитый IX легион был послан на север из Инхтутила, вероятно чтобы сдержать их давление. В легенде говорится, что легион был полностью уничтожен и навсегда исчез в неизвестном сражении с разрисованными людьми севера. Однако история показывает нам, что позднее IX легион появляется в Иудее.

Император Адриан решил, что Шотландия не стоит того, чтобы отправлять туда дополнительные легионы, и отодвинул границы империи назад к Тайну и Солуэю. Здесь он построил знаменитую стену длиной 70 миль от моря до моря, носящую его имя.

В 208 году правитель Британии был вынужден обратиться к императору за помощью против варваров, и Септимий Север решил отправиться в Британию вместе со своими сыновьями. Старый солдат привел римский флот с 40000 легионеров к Ферт-оф-Форту, высадился с армией на берег. Не смотря на то, что он победил все пиктские армии, которые встретил, и обезглавил всех пиктских вождей, захваченных им, он не смог покорить страну, которую он называл Каледонией и вскоре умер. Тем не менее, жестокий урок, преподнесенный римлянами и казни привели к тому, что в течение почти целого века здесь сохранялся мир. Римляне укрепились на стене Адриана, а северные племена, остановленные их жестокостью, населяли холмы к северу от нее.

В конце 367 года пикты, скотты, аттакотты и саксы большими силами вторглись в Римскую Британию и дошли чуть ли не до Лондиния. Одновременно франки и тоже саксы вторглись в Римскую Галлию. Почти год все они бродили по римским провинциям, но закрепляться особо не пытались. То, что одновременное нападение было заранее подготовлено и тщательно скоординировано, сомнений не вызывает. Вполне вероятно, что в заговоре участвовали также и римские легионеры – подозрительно вовремя вспыхнуло восстание в гарнизонах Адрианова вала. Это происшествие называется, в зависимости от точки зрения, «Заговором Варваров» или «Великим Заговором».

Изучая римские отчеты о пиктских войнах, так же как и более поздние источники, становится ясным, что пиктские земли в основном находились севернее линии Форт-Клайд, т.е. к северу от стены Антонина. Усмирение, предпринятое римлянами, а также кельтская и саксонская миграции с юга уничтожили любые возможные пиктские претензии на земли южнее стены.

На западе, пиктское присутствие в Аргайле должно было быстро исчезнуть после появления там Далриадских скоттов около 500 года, однако мегалит, находящийся у въезда в замок Инверари в стране Кэмпбеллов, свидетельствует о том, что они в свое время были здесь.

На севере влияние пиктов распространялось вплоть до самых северных островов, и их мегалиты были найдены почти на каждом из них. Эта страна долгое время после ухода римских легионов продолжала защищаться. Пикты боролись со скоттским вторжением на западе, с бриттами и англами на юге, с викингами на севере.

Иногда они проигрывали великие сражения и теряли огромные территории, чтобы затем получить их обратно в ужасных войнах Темной Эры. В VII веке скотты отодвинули их границы далеко на север, и победоносная кельтская армия прошла за полдня путь до пиктской столицы Инвернесс на севере, разрушив ее. На юге, англы повели свои германские армии на север и захватили пиктские земли и владели ими 30 лет до того как были разбиты и обращены в бегство на юг объединенной армией пиктов.

Христианство

Первоначально пикты, вероятно, исповедовали друидическое язычество. Нам их верования известны благодаря рассказам ирландских монахов. Пикты имели собственный пантеон богов, загробный мир. Они жили в мире, где все реки и деревья были священными, острова представляли собой камни, разбросанные гигантами, а родники бьют исключительно из тех мест, где ударил посохом старец.

Стычки между друидами и христианами были острыми, но в целом пикты достаточно мирно приняли христианство.

Единственная уцелевшая связь с пиктскими верованиями представляет собой работу «лошадиных сплетников», которые пользовались славой среди сельского населения. Бормотание на непонятном языке коню в ухо использовалось наряду с заговорами, снадобьем и аромотерапией. Широко было развито жертвоприношение. Причем наряду с жертвоприношением животных (допустим, быков), было распространено и жертвоприношение людей. Церковь боролась с этим, но казни у пиктов носили чисто ритуальный характер.

Фольклор пиктов до нас не дошел, но ученые предполагают, что некоторые эпизоды в шотландских и ирландских сказаниях содержат в себе пиктские верования.

Ещё святой Ниниан (360-432) достаточно успешно проповедовал христианство среди пиктов. Обращённые были, иначе кто бы церкви строил? А церкви строились.

Около двух сотен лет среди пиктов бытовала свобода вероисповедания, хочешь – будь христианином, хочешь – поклоняйся древним пиктским богам.

Где-то между 570 и 580 святой Колумба убедил Бриде, короля северных пиктов, самого могущественного и, вероятно, верховного, сделать христианство государственной религией. С этих времён пикты – уже вполне настоящие христиане.

Пока Рим и Константинополь вырабатывали принципы и символы веры, проповедники проповедовали. Проповедовали, ещё не зная, какие теории будут признаны ортодоксальными, а какие объявлены ересью. Вот и получилось так, что кельтская, а за ней и пиктская церкви разительно отличались от ортодоксальной католической.

Основные различия в этнической истории населения Англии и Шотландии порождены тем фактом, что римское, а позже англосаксонское завоевание слабо коснулись северной части Британии - колыбели шотландского народа. В середине I тыс. н. э. Шотландия полностью сохраняла кельтский облик. Основную часть страны занимали пикты, на юге жили группы бриттов, вытесненные из Англии англосаксами; в конце V и начале VI в. на западные берега Шотландии из Ирландии переселились кельтские племена скоттов. Их племенное название постепенно перешло на название всей страны.

Этническая принадлежность древних обитателей Шотландии пиктов, или каледонцев, как их называли римские авторы, до сих пор не выяснена. Некоторые авторы считают, что в основе их были докельтские (по-видимому, альпийские) племена, другие связывают их образование с первой волной кельтских переселенцев на Британские острова. Изучение топонимики Шотландии приводит к выводу, что пикты говорили на кельтском языке, близком к языку гэлов (гойделов).

К середине IX в., после завоевания пиктов скоттами, было создано единое королевство, распространившее свое влияние на всю остальную Шотландию. В начале XI в. в состав этого королевства вошли районы восточного побережья и равнина Лотиана, заселенные англами. Это завоевание не только установило границу между Шотландией и Англией в ее современном впде, но и определило в значительной степени дальнейший ход истории Шотландии. В частности, включение в состав Шотландии этих англосаксонских районов, более плодородных и более развитых в экономическом отношении, чем другие районы Шотландии, привело к постепенному распространению там древнеанглийского языка. Однако государственным языком по-прежнему оставался гэльский язык.

Шотландское королевство раздирали междоусобицы феодалов, укрепившихся в неприступных замках, его ослабляли набеги скандинавов, создавших себе базы на Оркнейских и Гебридских островах. Но при всем том оно сыграло первостепенную роль в формировании шотландского народа.

Нормандское завоевание не коснулось Шотландии; Вильгельм Завоеватель на первых порах удовлетворился тем, что шотландский король признал себя его вассалом. Однако косвенное влияние этого завоевания было весьма значительным. Приток на шотландские земли англосаксов, бежавших от норманнов, способствовал распространению их языка на этих землях. Английское влияние усилилось в XII в., после браков между шотландскими и английскими королевскими фамилиями; шотландский королевский двор англизировался и стал центром англосаксонской культуры в Шотландии. Проводниками этой культуры были английские феодалы, приглашаемые шотландским королем на службу. Связи с Англией ускорили развитие в Шотландии феодальной системы. Для шотландского феодального землевладения были характерны небольшие размеры собственно феодальной земли и преобладание ренты продуктами. В Шотландии по существу не было крепостного права: документы того времени не содержат сведений о том, что при продаже земли вместе с ней передавались и крестьяне. В южной, равнинной части Шотландии стали развиваться ремесла и торговля, выросли города - Эдинбург, Перт. Глазго и др.

В конце XIII в. Англия пыталась захватить Шотландию, но английские войска были разбиты, и по договору 1328 г. Англия признала ее независимость. Война за независимость очень способствовала национальному сплочению шотландцев, рассказы о ней питали с тех пор их национальную гордость и напоминали об их различиях с англичанами. Важным событием было создание парламента в конце XIII в. и особенно церковная реформа, утвердившая в Шотландии с середины XVI в. пресвитерианство. В 1560 г. парламент принял закон о признании пресвитерианской церкви государственной церковью Шотландии. Официальным языком Шотландии был язык, образовавшийся на основе языка англосаксонских переселенцев при значительном влиянии местного кельтского (гэльского) языка. Его называют иногда шотландским языком. Постепенно, с развитием экономических и культурных связей Шотландии и Англии, этот шотландский язык был низведен до роли диалекта английского языка и сохранился лишь в устной речи (главным образом в сельских местностях) и в народной поэзии.

К этому времени в южной Шотландии зародились элементы капиталистических отношений, развилось горное дело и текстильная промышленность, выросли города, усилились внутренние экономические связи и связи с Англией. Однако связи с Англией значительно ослабели в начале XVII в., когда шотландцы резко воспротивились попыткам Карла I сблизить англиканскую церковь с католической и распространить ее влияние на всю Шотландию. В 1625 г. представители шотландских дворян, священников и буржуазии составили Ковенант - акт о национальном союзе в защиту пресвитерианской веры. Шотландцы собрали сильную армию, заняли север Англии и заставили Карла I дать обещание уважать религиозные и политические свободы Шотландии. После казни Карла шотландцы признали своим королем его сына, и, хотя они не оказывали ему существенной помощи в борьбе за трон, все же шотландская армия, оккупировавшая часть Англии, представляла угрозу для завоеваний английской революции. Поэтому в 1650 г. Кромвель двинул свои войска на север и захватил значительную часть Шотландии. Это было последним столкновением английских и шотландских войск.

Новый этап в развитии отношений между Шотландией и Англией и новый этап развития шотландского народа начался после заключения в 1707 г. между Шотландией и Англией унии об их полном политическом и экономическом объединении в одно государство, получившее название «Великобритания». Среди народных масс Шотландии этот союз не был популярен, и национальный сепаратизм, поддерживаемый существованием национальной церкви и национальных законов, а нередко и происками французских агентов, еще довольно долго находил здесь благоприятную почву. Улучшение отношений между шотландцами и англичанами наступило лишь во второй половине XVIII в. в связи с укреплением экономических и культурных связей. Участились смешанные браки, постоянными стали миграции шотландцев в более развитую и более богатую Англию.

Под влиянием национального движения ирландцев среди некоторых кругов шотландцев в конце XIX и начале XX в. возникло движение за самоуправление Шотландии, однако это качинание не было поддержано широкими массами и не прошло в парламенте.

Гэлы

Под названием «гэлы» (гойделы) известна небольшая этническая группа, населяющая горные районы северной Шотландии и Гебридские острова. Эта группа представляет собой остатки кельтоязычного населения Шотландии. Гэлы этнически тесно связаны с шотландцами, хотя и сохраняют гэльский (эрский) язык, близкий к ирландскому, а также некоторые особенности культуры и быта.

В XII в. гэльские кланы, обитавшие тогда на западном берегу Шотландии и на Гебридских островах (называемых также Гаэльскими), образовали нечто вроде самостоятельного королевства, глава которого, имевший резиденцию на Гебридских островах, признавал себя вассалом то шотландских, то норвежских королей. По существу здесь начала складываться особая национальность, и только слабость экономического развития и непрерывные клановые междоусобицы помешали этому процессу развернуться в полную силу.

К XV в. различие между населением горных областей - хайлендерами, так называемыми дикими шотландцами, и населением низменной части страны - лоулендерами, так называемыми оседлыми шотландцами, выявилось уже очень отчетливо и постоянно отмечалось современниками. В отличие от шотландцев, поддерживавших сношения с Англией, гэлы западной К1от- ландии установили довольно тесные культурно-политические связи с Ирландией. Они не подчинялись ни церкви, ни шотландскому королю.

К своим южным соседям/- оседлым шотландцам-гэлы относились враждебно. Один-два раза в год они предпринимали на них набеги.

Клановая система у гэлов в XV-XVII вв. еще не обнаруживала тенденции к упадку; во всяком случае, наряду с распадом некоторых кланов возникали новые, в том числе такие могущественные, как клан Кемпбелл (5 тыс. человек) и клан Маккензи (2,5 тыс. человек).

Основу хозяйства хайлендеров составляли скотоводство и земледелие. Вожди кланов постепенно превращались в феодалов, однако процесс этот шел очень медленно; феодализм имел здесь явно «патриархальный» характер, а арендная плата за землю обычно взималась продуктами.

У гэлов еще в XVIII-XIX вв. сохранялась система землепользования, называвшаяся « run - rig ». Сущность ее заключалась в том, что члены одной общины сообща брали землю в аренду у вождя клана или его вассалов и делили ее на полосы в зависимости от ее качества и каждая семья получала свою долю в каждой полосе.

Периодически происходили переделы земли. Иногда вспашку поля проводили сообща все члены общины и лишь после этого землю делили. Пастбища и луга находились в общем пользовании.

После разложения общины земельные участки были закреплены в наследственную аренду за мелкими фермерами, так называемыми крофтерами; пастбища и луга остались в общем пользовании.

Реформация слабо коснулась горных областей; церквей здесь почти не было, и религия населения представляла собой смесь старых языческих верований с католическими, пресвитерианскими и епископальными. Кромве- левское завоевание не затронуло севера Шотландии. Многие гэльские кланы в отличие от шотландцев, оказывали активную помощь Карлу II, а затем его сыну Якову II, благосклонно относившемуся к католикам, и выступили против Вильгельма Оранского. В течение первой половины XVIII в., несмотря на унию Англии и Шотландии, значительная часть родовой аристократии гэлов поддерживала якобистов (сторонников Стюартов), однако вооруженные выступления горных кланов (последнее и особенно крупное выступление было в 1745-1746 гг.) потерпели поражение, за которым последовало разрушение клановой системы. Многие вожди кланов были изгнаны или казнены, управление клановыми землями временно перешло к особой правительственной комиссии. В 1747 г. был издан закон об отмене судебных прав вождей кланов. Ушла в прошлое их патриархальная власть. Вожди кланов превратились в лендлордов и стали сгонять с земли мелких арендаторов точно так же, как это делали английские лендлорды.

Гонению подверглась древняя кельтская культура - было запрещено носить национальную одежду, запрещена была даже шотландская волынка, причисленная к «орудиям войны».

Шотландские власти пытались искоренить и гэльский язык. Он был запрещен и в церкви и в школах, однако трудности обучения гэльских детей были настолько велики, что в 1766 г. было разрешено употребление гэльского языка наряду с английским. В 1767 г. вышло Евангелие на гэльском языке, а в начале XIX в. - Библия, но это не привело здесь, как в Уэльсе, к возрождению литературного языка. Гэльский язык сохранился лишь как разговорный.

Строительство дорог в северной Шотландии связало ее с более развитым в экономическом отношении югом - горные области впервые в истории стали единым экономическим целым с остальной Шотландией.

К началу XIX в. многие гэлы отказались от католичества и стали пресвитерианцами. Изменился и облик горцев: они расстались с традиционными маленькими щитами и мечами.

Скачок из раннефеодального общества в капиталистическое тяжело отразился на положении народных масс. Во второй половине XVIII в., после того как большие пространства земли были превращены в овцеводческие фермы, 40 тыс. хайлендеров эмигрировали в Америку; еще больше их отправилось в Глазго и новые промышленные города. В связи с этим и в быту ускорилось вытеснение гэльского языка английским, знание которого было необходимо каждому, кто шел на работу в город или хотел эмигрировать за океан. Еще в 1851 г. в Шотландии было свыше 300 тыс. человек, знавших гэльский язык, из них около 50 тыс. человек одноязычных. В настоящее время (сведения 1961 г.) гэльский язык знает около 77 тыс. человек, причем лишь 1 тыс. гэлов (на Гебридских островах) говорит только на родном языке.

Несомненно, что в недалеком будущем неотвратимый процесс дальнейшей ассимиляции гэлов окончательно сольет их с остальными шотландцами.