Орден иоаннитов (госпитальеров)

Христианские паломники приходили в Святую землю истощенными путешествием; многие заболевали и оставались без призрения. Тотчас после того, как Иерусалим был взят крестоносцами (1099), несколько французских рыцарей соединились, чтобы основать странноприимный дом, в котором могли бы находить приют паломники. Они образовали духовную конгрегацию, члены которой обязывались посвящать себя уходу за бедными и больными, жить хлебом и водой и носить простое платье, «как бедные, их господа». Эти рыцари жили милостыней, которую рассылаемые ими люди собирали во всех христианских странах и которую они потом складывали в комнате для больных. Их госпиталь назывался «Странноприимным домом иерусалимского госпиталя» или госпиталем св. Иоанна. Позже он изменил свой характер. Кроме рыцарей, здесь были и послушники, то есть слуги, ходившие за больными. В больнице находило приют до 2 тысяч больных, и ежедневно раздавалась милостыня; рассказывают даже, что мусульманский султан Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Этот духовно-рыцарский орден сохранил свое название госпитальеров святого Иоанна (или иоаннитов) и свою печать, на которой был изображен простертый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах. Но рыцари, вступавшие в орден иоаннитов, образовали военное сообщество, задачей которого была борьба с неверными.

В число госпитальеров допускались уже только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей; каждый новый член должен был приносить с собой полное вооружение или вносить в арсенал ордена 2 тысячи турских су. Во всех государствах Сирии князья предоставили госпитальерам право строить замки вне городов и укрепленные дома – в городах. Главные поселения духовно-рыцарского ордена иоаннитов находились в областях Антиохии и Триполи, вокруг Тивериадского озера и на египетской границе. Его Маркабский замок, построенный в 1186 г., занимал всю площадь плоскогорья, круто спускавшегося в долину, имел церковь и деревню, в нем находился гарнизон в тысячу человек и припасы на 5 лет; здесь нашел убежище епископ Валении. Во всех странах Европы госпитальеры приобрели владения; в XIII в. они имели, по преданию, 19 тысяч обителей. В каждой из них жило несколько рыцарей с командором; многие деревни, носящие имя святого Иоанна (Saint-Jean), – древние госпитальерские командорства.

Вход во дворец великих магистров ордена Иоаннитов на острове Родос

Орден тамплиеров (храмовников)

Прежде чем этот духовно-рыцарский орден изменил свой характер, несколько рыцарей, которым наскучил уход за больными, захотели найти занятие, более соответствовавшее бы их вкусам. В 1123 г. восемь французских рыцарей составили братство, члены которого обязались сопровождать паломников по дороге в Иерусалим, чтобы защищать их против неверных; великим магистром ордена они избрали Гуго de Payens. Король Балдуин предоставил им часть своего дворца, так называемый Temple (буквально – «Храм»), построенный на месте древнего Соломонова храма ; они приняли название Бедных братьев Иерусалимского храма, или тамплиеров (букв. – «храмовников»). Знаменитый святой того времени, Бернард Клервоский , покровительствовал им и принимал участие в составлении их устава, который частью воспроизводил цистерцианский устав. Устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров был утвержден на соборе в Труа (1128). Орден состоял из членов троякого рода; монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия были обязательны для всех. Рыцарями были у тамплиеров люди благородного происхождения; они одни могли быть начальниками монастырей и занимать должности в ордене. Служителями были богатые горожане, которые отдали свое имущество ордену и занимали место либо оруженосцев, либо управителей; они руководили финансовыми делами ордена тамплиеров; береговой командор, который наблюдал за посадкой на корабли и за высадкой богомольцев, был служителем. Священники исполняли духовные обязанности в ордене. Папы, которые покровительствовали тамплиерам, позволили им иметь собственные капеллы и кладбища и выбирать себе священников для отправления божественной службы в их монастырях. Они постановили, что все духовные лица, находящиеся на службе ордена, должны подчиняться не своему епископу, а великому магистру тамплиеров (булла 1162 г.). Таким образом, духовно-рыцарский орден тамплиеров сделался в недрах Римской церкви независимой церковью, подчиненной одному только папе. Светские князья, особенно французские, из уважения к этим рыцарям, которые посвящали себя беспрерывной крестовой войне, делали им крупные подарки. Позже орден владел 10 тысячами обителей в Европе, флотом, банками и такой богатой казной, что мог предложить за остров Кипр 100 тысяч золотых.

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Как госпитальеры, так и тамплиеры были французскими орденами. Когда немцы начали являться в Святую землю в большем количестве, они также почувствовали необходимость иметь странноприимный дом, в котором говорили бы на их языке. В Иерусалиме существовало убежище для немецких паломников, но оно зависело от ордена госпитальеров. Во время осады крестоносцами Сен-Жан д"Акры (1189) несколько немцев собрали своих больных на одном судне, пришедшем в негодность. Немецкие князья дали им средства для основания больницы, которая и была организована в 1197 г. по образцу больницы св. Иоанна. Членами нового ордена были немецкие рыцари, которые обязывались одновременно и ходить за больными, и воевать с неверными. Они приняли наименование Братьев немецкого дома, а позже их стали чаще называть рыцарями Тевтонского ордена. Во время пребывания в Палестине императора Фридриха II они приобрели поместья и построили себе близ Сен-Жан д"Акры Монфортский замок (1229), который оставался центром ордена до 1271 г.

Герман фон Зальца - гроссмейстер Тевтонского ордена, перенесший в начале XIII века его местопребывание из Палестины в Прибалтику

Общие черты духовно-рыцарских орденов

Все эти три духовно-рыцарских ордена были религиозными братствами и принимали обычные три обета бедности, целомудрия и послушания. Каждый орден был организован по образцу клюнийского или цистерцианского. Генеральный капитул (то есть собрание должностных лиц и глав обителей, входивших в состав ордена) управлял всем орденом. Отдельные монастыри были как бы угодьями, которые управлялись за счет ордена. Но эти монахи были вместе с тем и рыцарями: их миссией была война. Они были все без исключения благородного происхождения, а их вождями часто бывали крупные сеньоры . Глава духовно-рыцарского ордена назывался не аббатом, а великим магистром, глава монастыря не приором, а командором. Их одежда была наполовину монашеская, наполовину – военная: они носили рыцарские доспехи и сверху плащ. У госпитальеров плащ был черного цвета, крест – белого; у тамплиеров – плащ белого, крест красного цвета; у рыцарей Тевтонского ордена плащ белого, крест черного цвета. Каждый орден со своей казной, своими поместьями, крепостями и воинами представлял собой как бы маленькое государство.

Орден госпитальеров и другие духовно-рыцарские ордены в Палестине

Среди различных духовно-рыцарских орденов, возникших в Палестине после его завоевания крестоносцами, особо выделяются два: госпитальеров и храмовников (тамплиеров). История их взаимоотношений постоянно находилась в центре внимания многочисленных исследователей, что породило поистине необозримую литературу. Мы уже указывали на библиографические справочники, посвященные госпитальерам, хотелось бы обратить внимание и на работы о рыцарях Храма. Современный российский исследователь Ю. В. Яшнев, считает его первым из возникших на Святой Земле духовно-рыцарских орденов. Если исходить из даты утверждения его устава, и его самого как ордена, в 1128 на соборе в Труа, это мнение вполне справедливо. Но, повторим, братство госпитальеров фактически появилось раньше, чем в Палестине появились основатели ордена Храма.

Нам необходимо в двух словах сказать о рыцарях Храма, поскольку более века эти два ордена существовали рука об руку, а в какое-то время они даже конкурировали за наибольшее влияние на Святой Земле. Кроме того, их многое объединяло, поскольку эти два ордена были калькой один с другого. У них была общая обрядовая сторона, оба занимались социальным служением, и оба ордена были крупными землевладельцами и банкирами.

Не рассказывая подробно об истории возникновения ордена храмовников, остановимся лишь на главных этапах его становления. Мы вынуждены повторить, что в 1119 г. Бургундский рыцарь Гуго де Пайен и восемь его соратников взяли на себя обязательство охранять храм Гроба Господня и нести монашеское послушание при нем. Они официально принесли орденские обеты перед Иерусалимским Патриархом. Кроме обычных монашеских обетов, они принесли еще один, придавший их сообществу совершенно новый и по тем временам уникальный характер - обет обеспечивать безопасность на дорогах и защищать пилигримов по пути от побережья до Иерусалима и обратно. Король Балдуин I предоставил в распоряжении этих «Христовых рыцарей» часть королевского дворца, прилегавшую к бывшей мечети Аль-Акса, по ошибке называвшейся крестоносцами «Храмом Соломоновым».

Вторично устав тамплиеров был утвержден буллой папы Иннокентия II в 1139 г. При этом внутренний распорядок орденской жизни был усовершенствован, а сам орден получил многочисленные привилегии. Важнейшим нововведением было перенесение основного упора с защиты рыцарями Храма пилигримов на новую задачу - вооруженную борьбу за веру. По новому уставу, эта вооруженная борьба и являлась главной целью ордена храмовников, для достижения которой он и был основан. Уникальность этой задачи, верность которой каждый рыцарь, вступавший в орден, подтверждал специальной клятвой, явствует из текста тамплиер-ской присяги:

Я (имярек), рыцарь ордена Храма, обетую Господу моему Иисусу Христу и его викарию (имярек), суверенному папе и его преемникам, хранить им неукоснительное послушание и верность; и я клянусь не только словом, но и оружием и всеми моими силами защищать символы веры, семь таинств… Я также обетую подчиняться Генеральному магистру ордена и быть ему во всем послушным согласно Уставу, предписанному нам отцом нашим, Святым Бернардом; клянусь во всех случаях, когда это будет необходимо, переплывать моря, отправляясь на битву; оказывать помощь (в войне) против неверных царей и князей; клянусь никогда не бежать от врагов, но, напротив, в случае, если это будут неверные, сходиться с ними лицом к лицу…

По мере нарастания крестоносного энтузиазма западного рыцарства в борьбе за Святую Землю росла и численность воинства ордена Храма. Этому способствовал и известный трактат святого Бернарда «Похвала новому рыцарству» (De laude novae militiae). В нем Бернард восторженно восхваляет стремительный расцвет нового Ордена, возникновение которого он сравнивает с чудом, происшедшим произволением Божиим. Осуждая нечестивую жизнь мирского рыцарства, он славит богоугодную жизнь этих рыцарей-монахов, выполняющих свои уставные задачи в духе братской любви, смиренного послушания и добровольной бедности. С учетом огромного авторитета, которым цистерцианский аббат пользовался повсюду в Европе, этот трактат побуждал многих вступать не только в орден тамплиеров, но и в орден госпитальеров и вообще в ряды крестоносцев. Вот как писал св. Бернар:

Новое рыцарство возникло на Земле Воплощения. Оно ново, говорю я, и еще не подвергнуто испытанию в мире, где ведет двоякую битву - то против врагов плоти и крови, то против духа зла на небесах. И то, что рыцари сии сопротивляются силою своих тел врагам телесным, я полагаю неудивительным, ибо не считаю это редкостью. Но когда они ведут войну духовными силами против пороков и демонов, я назову сие не только чудесным, но достойным всяческих похвал, расточаемых монахам. <…> Рыцарь, который защищает свою душу доспехами веры, подобно тому, как облекает свое тело в кольчугу, и впрямь есть <рыцарь> без стара и упрека. Вдвойне вооруженный, он не боится ни демонов, ни людей. Конечно, тот, кто желает умереть, не боится смерти. И как бы побоялся умереть или жить тот, для кого жизнь есть Христос, а смерть - вознаграждение? Вперед же, рыцари, и разите с неустрашимой душой врагов Христа, с уверенностью, что ничто не может лишить вас милости Божией. <…> Вы рядите своих лошадей в шелка и окутываете свои кольчуги каким-то тряпьем. Вы разрисовываете свои копья, щиты и седла, инкрустируете свои удила и стремена золотом, серебром и драгоценнными камнями. Вы пышно наряжаетесь для смерти и мчитесь к своей погибели бесстыдно и с дерзкой заносчивостью. Эти лохмотья - доспехи ли это рыцаря или женские наряды? Или вы думаете, что оружие ваших врагов остановится перед златом, пощадит драгоценные камни, не разорвет шелк? К тому же, нам часто доказывали, что в битве необходимы три условия: чтобы рыцарь был проворным в самозащите, быстрым в седле, стремительным в атаке. Но вы, напротив, причесываетесь, как женщины, что мешает видеть; вы опутываете свои ноги длинными и широкими рубахами и прячете свои изящные и нежные руки в просторные и расширяющиеся рукава. И, вырядившись, таким образом, вы сражаетесь за самые пустые вещи, такие, как безрассудный гнев, жажда славы или вожделение к мирским благам <…>

Но не таковы тамплиеры:

Они выступают и являются по знаку своего командира; они носят одеяние, выдаваемое им, не стремясь ни к другим одеждам, ни к иной пище. Они остерегаются любого излишества в еде или одеждах, желая только необходимого. Они живут все вместе, без женщин и детей. И чтобы всего было достаточно в их ангельском совершенстве, все они живут под одним кровом, не имея ничего, что было бы их собственным, объединенные в почитании Бога свои уставом.

Среди них не найдут ни ленивых, ни праздных; когда они не на службе (что случается лишь изредка) или не заняты вкушением хлеба своего, воздавая благодарение Небесам, они занимаются починкой своих одежд или оружия, разорванных или искромсанных; или же они делают то, на что указывают им нужды Дома. Ни один из них не является нижестоящим; они почитают наилучшего, а не самого знатного; между собой ведут себя учтиво и следуют заповеди Христа, помогая друг другу.

Дерзкие речи, ненужные поступки, неумеренный смех, жалобы и ропот, если они замечены, не остаются безнаказанными. Они ненавидят шахматы и кости; им отвратительна охота; они не находя обычного удовольствия в смешной погоне за птицами. Они избегают мимов, фокусников и жонглеров и питают отвращение к ним, к песням легкомысленным и глупым. Они стригут волосы коротко, зная, что согласно Апостолу, мужчине не пристало ухаживать за своими волосами. Их никогда не видят причесанными, редко - умытыми, обычно - с всклокоченной бородой, пропахшими пылью, изможденными тяжестью доспехов и жарой».

Как раз в период написания трактата численность обоих крупнейших духовно-рыцарских Орденов значительно возросла. Подобно цистерцианцам, монахам Ордена Бернарда из Клерво, тамплиеры носили белые рясы и плащи. Позднее, при папе Евгении III (1145–1153 гг.), тамплиерам был в качестве знака отличия присвоен красный крест. В то время красный крест считался символом Христова воинства. В то же время, в Уставе тамплиеров, в отличие от уставов иоаннитов и Тевтонского (Немецкого) ордена, отсутствовало всякое упоминание о благотворительности. Тамплиеры изначально являлись чисто военным сообществом.

Описание дальнейшего развития ордена тамплиеров выходит за рамки данного исследования. Ограничимся лишь указанием на то, что тамплиерами в бесчисленных боях и сражениях было проявлено незаурядное мужество. Они участвовали в вооруженной борьбе с врагами христианства не только в Азии, но и в Европе. Так, тамплиеры способствовали изгнанию мавров из Испании и Португалии. В Силезии тамплиеры приняли участие в отражении монголов при Л игнице в 1241 г., при чем пало около 50 их рыцарей. Когда египетский султан Бейбарс, захватив в 1266 г. орденский замок Сафед, предложил пленным тамплиерам жизнь в обмен на переход в ислам, 150 храмовников предпочли смерть вероотступничеству. Впечатляет и тот факт, что из 22 Великих магистров ордена Храма 5 погибли в бою и еще 5 умерли от ран, полученных в бою. Благодаря постоянному пополнению своих рядов новыми добровольцами из Европы, многочисленным привилегиям и дарениям, тамплиеры, наряду с госпитальерами, стали одной из двух господствующих сил в крестоносных государствах.

Благодаря своим богатству, могуществу и независимости от местных магнатов орден Храма превратился в «государство в государстве», и его проводимая в собственных интересах политика, особенно в последние десятилетия существования крестоносных государств, нередко шла во вред последним.

Позднее орден и его члены были несправедливо обвинены в ереси, кощунстве и разврате. Процесс тамплиеров, инсценированный в начале XIV в. вследствие интриг короля французского Филиппа IV и папы Климента V и приведший к уничтожению ордена Храма, был подробно изучен современными исследователями, так что в результате от возведенных на храмовников необоснованных обвинений не осталось и следа. Вырванные у арестованных тамплиеров с помощью пыток признания не имеют никакой силы и ценности. Последний Великий Магистр тамплиеров, Иаков де Молэ, публично сожженный на костре в Париже в 1314 г., даже перед лицом смерти неустанно клялся в невиновности ордена.

В соответствии с папской буллой «Ad providam» 1312 г. владения упраздненного ордена тамплиеров должны были перейти к госпитальерам. Многие светские князья, движимые корыстью, игнорировали волю папы или исполнили ее не в полном объеме. В Германии орден тамплиеров владел 50 командорствами, большинство из которых, в соответствии с папским указом, достались госпитальерам. Они приняли к себе и часть относившихся к ним рыцарей.

Кроме госпитальеров и тамплиеров, немаловажное значение в исследуемый нами период имел Немецкий рыцарский орден. Его история в российской литературе мало изучена, в то время как западноевропейскими исследователями ему уделено значительное количество работ.

На русском языке известны обобщающая переводная книга Эриха Машке и исследование Хартмута Бокмана.

В истории возникновении Немецкого ордена можно усмотреть немало параллелей с историей возникновения ордена госпитальеров. Еще в правление короля Балдуина I проживавший в Святом городе немец основал странноприимный дом для немецких паломников, вскоре достигший, благодаря многочисленным пожертвованиям, значительного благосостояния. Однако этот Немецкий дом не был самостоятельным, а считался филиалом иоаннитского госпиталя, отличаясь от него лишь тем, что в нем трудились только служащие братья из Германии. Их попытка добиться независимости не была одобрена папой Целестином II (1143–1144 гг.). Специальным указом, признавшим справедливым осуществление Магистром странноприимного дома госпитальеров верховного руководства Немецким Домом, папа даровал госпитальерам право назначать приоров немецких странноприимцев.

Конец существованию Немецкого странноприимного дома в Иерусалиме положила катастрофа 1187 года. Епископ Акрский Иаков де Витри (1216–1224) в своей «Иерусалимской истории» (Historia Hierosolymitana) писал о возникновении Немецкого ордена:

«Когда Святой Город начал вновь заселяться после его освобождения христианами, многие немцы и аллеманы стали, в качестве паломников, прибывать в Иерусалим, но не могли объясняться с жителями города на своем языке. И тогда Божественное милосердие побудило одного почтенного, благочестивого немца, проживавшего в этом городе со своей супругой, на собственные средства основать госпиталь для размещения в нем бедных и больных немцев. И когда туда, привлеченные звуками родного языка, стали стекаться его многочисленные бедные и больные единоплеменники, он, по воле и с согласия Патриарха, наряду с вышеупомянутым госпиталем, основал и ораториум (молитвенный дом) в честь Пресвятой Богородицы Марии. Долгое время нес он бремя тягот содержания бедных больных, частью на собственные средства, частью за счет доброхотных даяний благочестивых верующих. Иные, в особенности из числа немецкого народа, отрекшись от мира и всего, что в мире, привле-ценные любовью и рвением сего мужа, отдали все свое имущество и самих себя вышеупомянутому госпиталю, сняли мирское платье и всецело посвятили себя служению больным.

Когда же, с течением времени, наряду с благочестивыми мужами низкого звания, обет служения в вышеупомянутом госпитале начали приносить и мужи рыцарского и благородного звания, они сочли приятным в очах Господа, достойным и еще более заслуженным делом не только служить убогим и больным, но и каждодневно жертвовать своей жизнью во имя Христа и, защищая Святую Землю, вести за Христа не только духовную, но и телесную брань. И потому они, не отказываясь от вышеупомянутого, угодного в очах Господа ухода за больными, приняли правила и законы Храма, но, в отличие от храмовников, прикрепили к своим белым плащам черные кресты. И, поскольку они по сей день пребывают в бедности и благочестивом рвении, то да удержит их милосердный Господь в дали от раздувающего гордыню, вызывающего ссоры, умножающего заботы и убивающего рвение богатства».

Папа Григорий III (1191 -1198 гг.) в 1196 г. даровал новому сообществу обычные привилегии, предоставляемые орденам. Превращение братства в рыцарский орден произошло весной 1198 г. на собрании в акконском доме тамплиеров. 11 епископов и 9 светских германских имперских князей, пребывавших в Акре в связи с крестовым походом Императора Генриха VI, встретились там с Великими магистрами тамплиеров и госпитальеров. Согласно их решению, Немецкий орден должен был отныне руководствоваться, в отношении клириков, рыцарей и прочих братьев Правилами тамплиеров, а в отношении ухода за бедными и больными - Правилами госпитальеров. Магистром был назначен брат-рыцарь Немецкого ордена, Генрих Вальпото.

Четвертый по счету магистр Немецкого ордена, Герман фон Зальца, сыграл решающую роль в его развитии. Он был доверенным советником Императора Фридриха II, осыпавшего его самого и находившийся под его руководством орден многими и щедрыми милостями. Герман фон Зальца был одержим мыслью неустанно расширять владения ордена. Получив в Акре, ставшей столицей Иерусалимского королевства, в дар башню близ ворот Иакова, Герман фон Зальца превратил его в центральную резиденцию Немецкого ордена. Позднее он построил на месте, купленном в 1219 г. для Немецкого ордена герцогом Австрийским Леопольдом VI, орденский дом, госпиталь и храм.

Правда, папа Григорий IX (1227–1241 гг.), вступив в конфликт с Императором Фридрихом II, в 1229 году повелел патриарху Иерусалимскому, в соответствии с указом папы Целестина II, восстановить контроль госпитальеров над Немецким орденом, но ни это, ни повторное повеление того же папы в 1241 г. ни к чему не привело. Жребий был брошен. Немецкий орден оправдал себя в качестве самостоятельной организации. Не избежал он также трений с тамплиерами, которые оспаривали право немецких орденских рыцарей носить белые плащи. Лишь после вмешательства римских пап Гонория III (1216–1227 гг.) в 1220 г. и Григория IX в 1230 г. тамплиеры смирились и прекратили вступать в конфликты с немецкими рыцарями. Папы обосновали свое решение тем, что различие эмблем на плащах не позволяет путать ордены друг с другом.

Как и в случае с духовно-рыцарскими орденами Испании, членство в Немецком ордене ограничивалось пределами одной нации, но со временем он сумел вовлечь в свою орбиту множество стран и народов и осуществлять во многих странах миссию распространения германской культуры.

Из книги Грюнвальд. 15 июля 1410 года автора Тарас Анатолий Ефимович

1. Духовно-рыцарские ордены В последней трети XI века турки-сельджуки захватили многие владения Восточной Римской империи (Византии), в том числе «святую землю» - Палестину и «священный город» - Иерусалим.Несмотря на конфликт, произошедший в 1054 году между легатом папы

автора Демурже Ален

Вступление Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены, ордена за заслуги В 1120 г. в Иерусалиме в условиях, которые еще известны плохо, был основан первый средневековый военно-монашеский орден - орден Храма (тамплиеров). Его первые адепты называли себя pauperes commilitones Christi

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Военные ордены и рыцарские братства (большие ордены: Храма, Госпиталя, Тевтонский, Калатравы, Алькантары, Сантьяго, очень часто упоминающиеся во всей книге, не включены).ААвисский орден, 14, 68, 76, 80, 82, 84–86, 92, 117, 120, 123, 151, 151, 158, 165, 167, 180, 184, 272, 301, 305–307, 309, 420, 425, 429, 433, 438, 438, 439,

Из книги Война в Средние века автора Контамин Филипп

2. РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ Военно-религиозные ордены, состоявшие, в принципе, из добровольцев, вступавших в них на всю жизнь, и в большинстве своем возникшие в начале XII – начале XIII в., по способу вербовки, организации, использованию бойцов представляют собой совершенно особый тип

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Духовно-рыцарские ордены В 1118 или 1119 г. девять рыцарей-крестоносцев из Бургундии во главе с Гуго де Пэном приняли монашеский обет по уставу цистерцианцев (ветви монашеского ордена бенедиктинцев). Однако к трем привычным монашеским обетам - бедности, целомудрия и

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Часть III Духовно-рыцарские ордена XII-XIII века. К концу XII века вся Европа была покрыта замками. Эту эпоху смело можно было назвать эпохой рыцарства, средневекового военного дворянства, самого привилегированного социального слоя в Европе в середине века. Рыцари стали

Из книги Грюнвальдская битва. 15 июля 1410 года. 600 лет славы автора Андреев Александр Радьевич

Духовно-рыцарские ордена: иоанниты, тамплиеры,

автора

Глава 2 Орден госпитальеров в отечественной и зарубежной историографии История ордена госпитальеров, как правило, рассматривается в исследованиях, посвященных общей истории Мальтийского ордена. Она нашла отражение в огромном списке литературы, изданной, в основном, в

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Глава 7 Орден госпитальеров и «разделение» церквей Несколько лет назад в Петербурге вышла книга американского автора Юрия Милославского «Странноприимцы». В ней была сделана попытка, проверить справедливость утверждений историков современного Суверенного

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Глава 10 Орден госпитальеров в начале XIII века Четвертый (1202–1204 гг.) Крестовый поход против христианХристианский Запад никак не мог примириться со своим новым положением в Святой Земле. Общая мысль заключалась в том, что христианские святыни ни в коем случае нельзя

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Глава 11 Орден госпитальеров в середине XIII века Первая битва в секторе ГазаВ 1239 году в Лионе состоялся крестовый собор для обсуждения возможности нового крестового похода. Туда прибыли король Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский. Граф Петр Бретанский, Амальрих

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Глава 13 Орден госпитальеров на Кипре Период нахождения ордена госпитальеров на Кипре изучен довольно слабо. В отечественной исторической литературе об этом практически нет ни слова. Среди зарубежных историков ордена этой теме посвящено немало исследований. У Генри

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Глава 16 Орден госпитальеров после сдачи Родоса Итак, госпитальеры покидали Родос, который приютил их на два столетия. Их уход с Родоса весь христианский мир воспринял как самый большой и болезненный удар. Как заметил известный английский писатель и историк, занимающийся

Из книги Крестовые походы автора Нестеров Вадим

Духовно-рыцарские ордена Как мы уже говорили, еще до начала Крестовых походов на дорогах Европы и Востока, ведущих в Иерусалим, можно было увидеть приюты для паломников. В середине ХI в. один из жителей итальянского города Амальфи основал в самом конце пути – в Иерусалиме

Мы восхваляем наши имена,
Но станет явной скудость суесловий,
Когда поднять свой крест на рамена

Мы в эти дни не будем наготове.
За нас Христос, исполненный любови,
Погиб в земле, что туркам отдана.
Зальем поля потоком вражьей крови,
Иль наша честь навек посрамлена!

Конан де Бетюи. Перевод Е. Васильевой

Обычно западноевропейские рыцари побеждали мусульман на поле брани, и не только когда они сражались отважно и решительно – это были качества, которыми рыцарство славилось всегда, – но и действовали при этом еще и организованно. Но вот как раз организованности-то рыцарям чаще всего и не хватало. Причина заключалась в том, что всякий рыцарь-феодал мало от кого зависел, так как его крестьяне вели натуральное хозяйство, а само общество отличалось внеэкономическими формами принуждения к труду. Более того, личной доблестью он мог запросто превзойти и герцога, и графа, а то даже и самого короля! Сюгер, настоятель Сен-Дени в своем трактате «Жизнь Людовика VI, прозываемого Толстым» подробно рассказал о том, в 1111 году задумал подвергнуть наказанию Гуго дю Пюизе, поскольку тот занимался разбоем, и осадил его замок в Босе. Хотя войско короля и понесло большие потери, но замок Гуго он все-таки взял, но с самим Гуго поступил очень мягко: всего лишь отправил в изгнание, хотя мог бы повесить. Потом Гуго вернулся, заявил, что раскаялся, и Людовик VI его простил. Тогда Гуго вновь выстроил донжон и… занялся грабежом и прочими бесчинствами, так что король был просто вынужден опять идти в поход на своего строптивого вассала. И опять донжон Гуго сожгли, а самого Гуго наказали, а потом, когда он раскаялся в очередной раз, опять помиловали! Но тут он повторил все то же самое уже в третий раз, и уж вот тут-то король рассердился не на шутку: сжег его донжон, а самого Гуго отправил на Святую землю замаливать грехи перед богом. Оттуда он уже не вернулся, и лишь после этого обитатели Босе смогли вздохнуть спокойно.

Воин-крестоносец 1163 – 1200 гг. Фреска на стене часовни Крессак-Сен-Жени (Шарант). Наиболее знамениты фрески, написанные на северной стене. Верхний ряд изображений повествует о битве с сарацинами, разыгравшейся в 1163 году у подножья замка Крак де Шевалье, когда осадивший замок эмир Нуреддин был полностью разбит внезапной атакой франкской кавалерии.

Таким же, если не большим, самоуправством, в ту эпоху отличались и многие другие рыцари. И ладно бы в мирное время! Нет, и на поле брани они вели себя столь же неподобающим образом! И если какой-нибудь гордый рыцарь раньше остальных бросался на вражеский лагерь, чтобы первым его ограбить, или бежал от врага, когда требовалось стойко стоять на одном месте и биться с неприятелем, король вполне мог проиграть даже самое удачно начавшееся сражение!

Сделать так, чтобы рыцари отличались дисциплинированностью – вот о чем мечтали многие военачальники, но добиться этого никто не мог долгие годы. Все изменилось, когда начались «экспедиции» на Восток. Там, близко познакомившись с совершенно иной для них восточной культурой, вожди Запада решили, что «основой» рыцарской дисциплины может стать сама церковь. И нужно для этого всего лишь … сделать из рыцарей монахов и намекнуть при этом, что таким образом они приблизятся к заветному спасению!


Рыцари-крестоносцы Палестины: слева направо – рыцарь-крестоносец Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (основан в 1099 г.); госпитальер; тамплиер, рыцарь ордена св. Якова Кампостельского, тевтонский рыцарь ордена св. Марии Тевтонской.

Так вот и появились духовно-рыцарские ордена рыцарей-крестоносцев, созданные в далекой Палестине. Но только скопированы они были с очень похожих «организаций» у мусульман! Ведь именно там, на Востоке, в конце XI – начале XII века появились такие военно-религиозные ордена, как Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа и Нубувийа, часть которых в 1182 году халиф ан-Насир объединил в один большой и единый для всех мусульман духовно-рыцарский орден Футувва. У членов этого ордена существовал чисто рыцарский обряд, когда вступавшего опоясывали мечом, после этого кандидат выпивал «священную» соленую воду из особой чаши, надевал на себя специальные шаровары и даже, как и в Европе, получал удар плоской стороной меча или рукой по плечу. То есть и само рыцарство как таковое пришло в Европу с Востока, о чем, кстати говоря, говорится и в поэме Фирдоуси «Шахнамэ»!

Хотя, кто первым и у кого позаимствовал саму идею именно духовно-рыцарского ордена тоже, в общем-то, неизвестно – вернее, это очень спорный вопрос! Ведь задолго до этих событий в землях Африки, а именно в Эфиопии, уже существовал… древний христианский орден св. Антония, и это его совершенно справедливо историки считают наиболее старым среди всех прочих рыцарских орденов во всем мире.


Крест был популярной фигурой на старинных рыцарских гербах.

Считается, что он был основан негусом – правителем Эфиопии, который был известен на Западе под именем «Пресвитера Иоанна», после того, как св. Антоний либо в 357, либо в 358 году опочил во Господь. Тогда очень многие из его последователей решили уйти в пустыню, где приняли обеты монашеской жизни св. Василия и создали обитель «имени и наследия св. Антония». Сам орден основали в 370 году от Рождества Христова, хотя даже и более поздняя дата по сравнению со всеми другими орденами все равно будет «ранней».

Лестница к пещере преподобного Антония Великого. Наверное, здесь можно обрести спасение…

Ордена с таким же названием позднее были в Италии, во Франции и в Испании, и представляли собой филиалы ордена, штаб-квартира которого находилась в Константинополе. Интересно, что эфиопский орден сохранился до нашего времени. Глава ордена – его гроссмейстер и одновременно Президент Королевского Совета Эфиопии. Принимают в него новых членов ну очень редко, а что касается обетов – то, да, они совершенно рыцарские. У знака ордена имеются две степени – Большой рыцарский крест и крест-компаньон. Его имеют право указывать в своем официальном титуловании инициалы KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).


Кресты ордена св.Антония.

Оба знака ордена имеют вид золотого эфиопского креста, покрыты синей эмалью, а сверху они еще и увенчаны императорской короной Эфиопии. Но нагрудная звезда – крест ордена, короны не имеет, и наложен на восьмиконечную серебряную звезду. Орденская лента традиционно сшивается из муарового шелка, имеет бант у бедра, а цвет ее черный с синими полосками на краях.

Одеждой рыцарей ордена являлись черные с синим мантии, на груди которых был вышит синий трехконечный крест. Старшие по званию рыцари отличались двойными крестами такого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на острове Мерое (в Судане), а по всей Эфиопии ордену принадлежали как женские, так и многочисленные мужские монастыри. Орден был просто несказанно богат: его годовой доход составлял не меньше двух миллионов золотых. Таким образом, идея таких орденов впервые родилась отнюдь не на Востоке, и, как вы видите, не в Европе, а в… знойной христианской Эфиопии!

Ну, а пальма первенства в создании самого первого ордена в Палестине принадлежала иоаннитам или госпитальерам. Обычно основание его неспециалисты связывают с первым крестовым походом, хотя реальная ордена немного другая. Началось все, когда император Константин приехал в Иерусалим, чтобы найти здесь (и он его нашел!) Животворящий крест Господень, ну, тот самый, на котором распяли Иисуса Христа. Затем в городе нашлись и многие другие святые места, которые упоминались в Евангелии, и в этих местах тут же стали возводиться храмы.

Понятно, что любому христианину было бы очень приятно посетить все эти места, получить благодать от Бога и надежду на спасение своей грешной души. Но путь в Святую Землю для пилигримов был наполнен опасностями. И когда кто-то туда добирался, то, нередко принимал монашеские обеты, и оставался, чтобы и дальше творить добро другим паломникам при этих же монастырских больницах. В 638 году Иерусалим был захвачен арабами, но для всей этой «деятельности» условия практически не изменились.

И вот когда в Х веке Иерусалим превратился во всемирный центр христианского благочестия, нашелся благочестивый купец – да, были тогда и такие, по имени Константине ди Пантелеоне, родом из итальянской торговой республики Амальфи, который в 1048 году попросил разрешение у египетского султана на строительство в городе очередного приюта для заболевших паломников. Назвали его Иерусалимский Госпиталь Святого Иоанна, а эмблемой госпиталя стал белый восьмиконечный крест Амальфи. Поэтому-то его служителей и стали называть иоаннитами, или госпитальерами (от. лат. hospitalis - «гостеприимный»).


Битва за Агру. Миниатюра из манускрипта Гийома де Тира «История Аутремера» , XIV в. (Национальная библиотека Франции).

Целых 50 лет госпитальеры жили вполне мирно – они ходили за больными и молились, но тут Иерусалим осадили крестоносцы. По легенде, христиан, как и всех других жителей города «поставили на стены». И тут хитрые иоанниты стали сбрасывать на головы рыцарей-христиан не камни, а свежий хлеб! Власти тут же обвинили иоаннитов в измене, но произошло чудо: прямо перед судьями хлеб этот превратился в камень, что доказало их невиновность, так что они были оправданы! Когда 15 июля 1099 года Иерусалим пал, герцог Готфрид Бульонский наградил смелых иноков, а некоторые его рыцари даже сделались членами их братства с целью защищать паломников, следующих в святой город. Сначала статус ордена утвердил правитель Иерусалимского королевства Бодуэн I в 1104 году, а девять лет спустя римский папа Пасхалий II подтвердил его решение своей буллой. И эта хартия Бодуэна I и папская булла дошли до наших дней и находятся в Национальной библиотеке острова Мальта в городе Ла-Валлетта.


Людовик VII и король Иерусалима Бодуэн III (слева) сражаются с сарацинами (справа). Миниатюра из манускрипта Гийома де Тира «История Аутремера» , XIV в. (Национальная библиотека Франции).

Военные братья ордена не упоминались в документах до 1200 года, когда и сложилось их деление на братьев-воинов (благословленных на ношение и пользование ), братьев-лекарей и братьев-капелланов, которые выполняли в ордене необходимые религиозные обряды. Подчинялись военные братья лишь папе римскому и гроссмейстеру ордена. При этом они владели землями, церквями и кладбищами. От налогов они были освобождены, и было установлено, что даже епископы, и те, не имели права отлучать их от церкви!


Современные госпитальеры-реконструкторы.

Свое название Иерусалимский орден рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна он получил в 1120 году при первом магистре Раймоне Дюпюи. Наряду с обычным монашеским одеянием рыцари носили черный плащ, на левом плече которого нашивался белый восьмиконечный крест. В походе они носили сюрко обычно алого цвета с белым полотняным крестом на груди с расширяющимися концами. Символизировали они следующее: четыре конца креста - это четыре христианских добродетели, а восемь углов – восемь добрых качеств истинного верующего. Ну и, конечно, крест на кровавом фоне символизировал рыцарскую стойкость и верность Господу. Знаменем ордена было прямоугольное полотнище красного цвета с белым крестом.


Форт в Ларнаке, Кипр. Здесь тоже были крестоносцы.

В 1291 году орден покинул Палестину и переехал на остров Кипр, а через 20 лет обосновался на острове Родос, где находился до 1523 года, когда его оттуда вытеснили турки. 42 года спустя рыцари ордена перебрались на Мальту и стали называться «мальтийскими рыцарями». Ну, а больницы, основанные орденом в различных странах Европы, были в то время настоящими центрами медицины.


Кадр из кинофильма «Суворов» (1940). На императоре Павле хорошо видна мантия с мальтийским крестом. Ну, вот любил он рыцарскую романтику, что делать… В кинофильме мы видим, что во время встречи Суворова с Павлом на Павле I надета мантия магистра Мальтийского ордена. Можно с уверенностью сказать, что то, что мы видим, истории не соответствует. Павел I был действительно провозглашен великим магистром Мальтийского ордена, но лишь 6 декабря 1798 года, то есть десять с лишком месяцев спустя после этой аудиенции.

В 1798 году Мальта попала под власть Наполеона, что вызвало массовое рассеяние его членов по миру. Император Павел I приглашал «мальтийских рыцарей» в России и всячески им потворствовал, но после его смерти им пришлось уехать из России в Рим. Сегодня орден имеет сложное название, которое звучит так: Суверенный Военный орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Заметим, что в боях с мусульманами в Палестине госпитальеры все время соперничали с тамплиерами, из-за чего их ставили подальше друг от друга. Например, иоаннитов в арьергарде, а тамплиеров в авангарде, а между ними все остальные войска.


Аббатство Беллапаис, Северный Кипр. Основано госпитальерами, но сейчас здесь православная греческая церковь.


А вот так она выглядит сегодня внутри.


Ну, а это подземелья аббатства. Когда снаружи жара, здесь царит приятная прохлада.

Безусловно, госпитальеры были не только воинами и лекарями, но и прекрасными строителями, так много они построили различных аббатств, церквей и соборов. В этом они также соперничали с тамплиерами. Перебравшись на Кипр, они построили там множество сооружений культового характера, сохранившихся до наших дней.


Собор Св. Николаса, превращенный мусульманами в мечеть.


Сзади собор Св. Николаса выглядит ничуть не менее впечатляющим, чем со стороны фасада.

История — наука недостоверная, а потому не стоит воспринимать все прочитанное ниже за чистую монету. Следует понимать, что коль уж события прошлого века вызывают многочисленные споры и предполагают различные версии происходящего, то в изложении событий тысячелетней давности установить историческую достоверность и вовсе не представляется возможным, по крайней мере, орудуя теми инструментами и источниками, что доступны «простым смертным».

В то же время, именно это создает вокруг истории с многовековой выдержкой ореол мифической легендарности, что делает изучение древней историей невероятно занимательным процессом. И в первую очередь, это касается всевозможных сект, общество, культов и прочих организаций, подробности деятельности которых не предавались широкой огласке. И среди прочих, отдельный интерес вызывают религиозные рыцарские ордена, подчиняющиеся непосредственно Папскому престолу.

Один из таких орденов — Госпитальеры, они же Иоанниты, организация которых существует и ныне, нося название Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Или просто — Мальтийский орден.
Тут стоит заметить, что Орден возник отнюдь не на Мальте, да и к современной Республике Мальта имеет посредственное отношение, но наивысшей воинской славы рыцари-госпитальеры достигли в то время, когда главная их база находилась на Мальте, современная столица которой, город Валетта, названа в честь Жана Паризо де ла Валлетта, магистра Ордена и основателя города. Именно под его руководством рыцари выстояли в сражении, названном позже Великой осадой Мальты. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале VI века, когда Иерусалим еще находился во владении Византийской империи, по инициативе папы Григория Великого в этом крупнейшем месте паломничества христианских пилигримов был организован госпиталь, где они могли подлечиться и отдохнуть. Спустя два века госпиталь получит «инвестиции» от Карла Великого, а еще два века спустя будет основательно разрушен «египетским» халифом Аль-Хакимом, ведшим войны с христианской Византией.

Однако, уже в 1023 году, халиф Али Аль-Заир позволил восстановить в Иерусалиме христианский госпиталь, доверив это дело купцам из богатой итальянской общины Амальфи. Госпиталь разместился на месте бывшего монастыря Св. Иоанна Крестителя и продолжил свою деятельность. Изначально в нем «работали» монахи из ордена Св. Бенедикта. Но, сразу после окончания Первого Крестового похода, в результате которого Иерусалим попал во владения христианского воинства, на базе госпиталя был основан монашеский орден Госпитальеров, известных также как иоанниты — по имени Иоанна Крестителя, небесного покровителя Ордена.

Основатель Ордена, Жерар Благословенный, начал активно скупать земли и основывать орденские лазареты-представительства в городах Малой Азии, что продолжил его последователь, Раймон де Пюи, учредив лазарет госпитальеров у Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Впрочем, организация быстро приобрела характерные черты военизированного формирования, начав не только заботиться о христианских паломниках, но и предоставлять им вооруженный эскорт, а со временем и принимать участие в военных действиях между христианами и мусульманами.

К середине XII века в иоанниты окончательно разделились на братьев-воинов и братьев-лекарей. Орден пользовался существенными правами, подчиняясь непосредственно папе. В то время, в пределах христианских владений в Малой Азии госпитальеры владели 7-ю крупными крепостями и 140-ка прочими поселениями.

Но, период расцвета был не долгим. Менее, чем за два столетия христиане утратили все завоеванные земли — последний крупный оплот крестоносцев, город Акра, был взят войсками молодого мамлюкского султана аль-Ашраф Халиля в 1291 году. Оставшиеся в живых рыцари вынуждены были покинуть Святую землю.

Оставаясь весьма весомой военной силой и не желая принимать участие во внутренней политике Кипрского королевства, приютившего иоаннитов, рыцари захватили остров Родос, который формально принадлежал Генуе, но на нем был расквартирован византийский гарнизон. Причем у генуэзцев рыцари остров купили, а вот византийцы, которых поддерживало местное население, сопротивлялись госпитальерам в течении еще нескольких лет. В 1309 году Родос таки покорился рыцарям и стал их основной базой вплоть до 1522 года.

В 1312 году был ликвидирован орден тамплиеров, богатства которого поделили французский король и римский папа, а земли, по большей части, перешли во владение иоаннитов. На основе этих владений были сформированы восемь лангов (административных единиц), но основная деятельность Ордена продолжалась в Средиземном море.

В течении двух веков родосские рыцари, превратившись, по большей части, в милитаризированную структуру, с переменным успехом сражались с африканскими пиратами и пресекали попытки организаций морских вторжений в Европу арабами и османами. В 1453 года пал Константинополь. Иоанниты остались единственной боеспособной силой, на регулярной основе противостоящей постоянно растущей мощи мусульманского мира.

Конец пребыванию госпитальеров на Родосе положил Сулейман Великолепный, организовавший против Ордена военный поход. В 1522 году, после полугодичной осады, в условиях тотального численного превосходства османов, Родос был захвачен. Выжившим рыцарям великодушный султан позволил покинуть остров.

Осада Родоса


В 1530 году, король Испании Карл V, отдал во владения госпитальеров остров Мальту. Рыцари продолжили свою деятельность и в 1565 году постаревший уже Сулейман вновь организовал поход на орден иоаннитов. Однако, в героической обороне Мальты рыцари выстояли, и турецкая армия, по ряду обстоятельств, была, в итоге, вынуждена отступать, понеся большие потери.

Осада Мальты


Победа в этом противостоянии, известном сегодня как Великая осада Мальты, разлетелась благой вестью по Европе, с ужасом в то время относящейся к Османской империи, чьи войска еще недавно осаждающей Вену. Практически сразу после победы мальтийцев был основан город Валетта. На щедрые пожертвования со стороны европейских государей, потекшие после славной победы, Валетта очень быстро разрослась в прекрасный современный город.

Тут можно заметить, что Валетта стала первым европейским городом, выстроенным по заранее разработанному генеральному плану в соответствии с нормами и правилами архитектуры. Работами руководил итальянский архитектор Франческо Лапарелли. В городе была обустроена канализационная система, а планировку улиц разработали с учетом потоков морского бриза, который свободно везде проникал, очищая воздух и способствуя эффекту кондиционирования.

План Валетты


В Валетте располагался один из лучших госпиталей того времени, где не только проводилось лечение, но еще и велись исследования в областях анатомии, хирургии и фармацевтики. В начале XVIII века на Мальте появилась общественная библиотека, а после — Университет, Школы Математики и Естественных Наук.

Один из главных архитектурных памятников Валетты — храм Святого Иоанна Крестителя, украшенный работами Караваджо и многих других выдающихся авторов.

До сих пор действует созданный вместе с самой Валеттой Департамент городского планирования, жестко регламентирующий все, что касается застройки, так что современная Валетта сохранила многие элементы исторической застройки, которые тщательно реставрируются и поддерживаются, ежегодно привлекая на остров множество туристов.

Но вот госпитальеры, одержав победу в своем главном сражении, постепенно начали вырождаться. Основные цели их организации, ради которых она создавалась, были недостижимы — заботиться о паломниках в Святую землю они не могли. Монашеские устои, на которых зиждился устав Ордена, в силу материального благополучия стали повсеместно нарушаться. Ну а постепенно прекращающиеся пожертвования вынудили мальтийцев зарабатывать, контролируя морские перевозки в Средиземноморье.

Со временем стало практиковаться занятие каперством, а иногда и откровенным пиратством, особенно по отношению к арабским судам. Активно использовалось т. н. «право висты» — полномочие подниматься на борт любого корабля, подозреваемого в перевозке турецких товаров, с последующей конфискацией этих товаров, которые перепродавались в Валлетте, где, под шумок, вполне спокойно действовал рынок рабов.

Моральное разложение большей части Ордена привело к бесславной капитуляции Мальты в 1798 году перед войсками Наполеона, который путем несложной хитрости занял Валетту и разогнал Орден. В прочем, не все члены Ордена окончательно пали морально, смирившись со столь бесславным концом и организация, хоть и оказавшись в изгнании, но продолжила существовать. На какое-то время их приютил в Санкт-Петербурге Павел I, удостоившийся в итоге титула великого магистра. Впрочем, после убийства императора деятельность Ордена в Российской империи была быстро свернута.

Орден неумолимо нищал и приходил в упадок, не имея постоянной базы. Так, большую часть XIX века у Ордена даже не было великих магистров, а управлением занимались лейтенанты. В 1879 году папа Лев XIII восстановил должность великого магистра, что явилось свидетельством частичного возрождения Ордена. Медицинская, гуманитарная и религиозная деятельность стали главными направлениями работы обновленной организации.

В течении XX века члены Ордена помогали гражданскому населению в периоды мировых войн, но деятельность их не носила масштабный характер, что, впрочем, не помешало им утвердится к концу века в качестве суверенного государства, на подобии Ватикана. И хотя споры по поводу правового статуса Мальтийского Ордена продолжаются, его дипломатические контакты все-таки дают право говорить о нем, как о карликовом, но все-таки государстве.


Сегодня руководство Итальянской Республики относится к Мальтийскому ордену, как к суверенному государству на своей территории и признает экстерриториальность его резиденции в Риме. А с 1998 года правительство Мальты передало Ордену во владение форт Сант-Анджело, сроком на 99 лет. Именно этот форт, некогда, сыграл решающую роль в Великой осаде Мальты.

В итоге, Мальтийский орден нельзя назвать тайной организацией. С первого взгляда. Потому как ежели присмотреться повнимательнее, станет очевидным, что о роде деятельности членов ордена, коих насчитывается около 13,5 тысяч (не считая целой армии волонтеров и медиков) — доподлинно ничего не известно, равно как и о причинах, по которым каждая третья страна мира поддерживает с этой организацией официальные дипломатические отношения.

Можно лишь предположить, что оккультные мистерии, практиковавшиеся во всех рыцарских орденах, несмотря на всю их внешнюю «религиозность», никуда не подевались — их адепты бережно передавали сокровенные знания из поколения в поколение, старательно оберегая их от нечестивых представителей рода людского, пусть даже и являвшихся членами того же ордена. Ну а мудрость и знания, накопленные за многовековую, практически тысячелетнюю историю — и есть тот самый инструмент, позволяющий столь небольшой, в масштабах целого мира, организации заставлять считаться со своим мнением даже сильнейших мира сего.

История ордена госпитальеров или иоаннитов.

Около 1070 года Панталеон Мауро построил у ворот монастыря Святой Марии Латинской, под Иерусалимом, странноприимный дом, или госпиталь (происходит от латинского слова «госпиталис», что означало «комнаты для гостей». Невероятные трудности пути, непривычный климат сухой и жаркой Палестины приводили к тому, что большая часть пилигримов добиралась до святых мест уже серьезно больными. А в этой «гостинице» принимали усталых и больных паломников, обеспечивали им заботу и уход, лечили от болезней. При госпитале появились лекари, монахи и монахини превращались в братьев и сестер милосердия. Госпиталь постепенно начинал все более соответствовать современному значению этого слова.

С началом крестовых походов к христианским святыням хлынул огромный поток пилигримов, «Христовых воинов» и просто искателей приключений. Для приема больных паломников, к которым добавились и раненные в сражениях крестоносцы, не хватало помещений, лекарств, денег, не хватало людей. И тогда провансальный рыцарь Жерар, участник I крестового похода, вместе с несколькими своими соратниками принимает непростое и мужественное решение: посвятить свою жизнь страждущим и скорбящим. В клятве, принесенной иерусалимскому патриарху, он и его товарищи дают обет отказаться от всего своего имущества в пользу странноприимного дома, отрекаются от всех мирских радостей и обязываются повиноваться во всем патриарху или лицу, им назначенному. И этот рыцарский обет бедности, целомудрия и послушания целью облегчить чужие страдания нашел отклик и в горячих сердцах первых крестоносцев, и у власть имущих. В 1113 году римский папа Пасхалий II дал «святому братству странноприимного дома иерусалимского госпиталя Святого Иоанна» статус и устав нового монашеского ордена госпитальеров.

Первоначально орден госпитальеров ничем не отличался от обычного монашеского братства, кроме того, что его членами становились, как правило, не простые люди, а рыцари-дворяне. Члены ордена давали обычные монашеские обеты, носили темные одежды, питались только хлебом и водой, а главной своей целью провозглашали милосердие к страждущим. Однако в 1120 году новым лидером иоаннитов стал выдающийся воин, участник многих битв с сарацинами, рыцарь из Прованса Раймунд дю Пюи. Этот незаурядный воин, политик, монах, твердой рукой правивший братством в течении сорока лет, и стал, по сути, подлинным основателем ордена госпитальеров.

Дю Пюи разделил всех членов ордена на 3 разряда. Первыйразряд – кавалеры - набирался из потомственных рыцарей – дворян, главной задачей которых была защита паломников на их пути в Иерусалим. Второй – капелланы, или священники – брал на себя духовную миссию молитв и сострадания раненым и недужным. Третий разряд – сервиенты (служащие) – набирался из простых свободных людей, и именно на них падала основная работа по попечению за беспомощными странниками, заболевшими пилигримами и ранеными воинами.

Эта система, предложенная дю Пюи, в корне изменила положение, и с этого времени начинается новый период в истории иоаннитов. Мирная монашеская община превратилась в духовно-рыцарский орден.

В дальнейшем Раймунд дю Пюи развил многие свои идеи в сторону усиления военного начала. Так, капелланы обязаны были сопровождать рыцарей-госпитальеров в их военных походах, а сервиенты получили название «сервиенти д’арми» (военнослужащие) и, помимо работы в госпиталях, могли теперь служить оруженосцами при рыцарях или пешими воинами. В 1155 году папа римский подтверждает этот устав и дает ордену новый статус, а Раймунд дю Пюи становится первым великим магистром «Ордена рыцарей Иерусалимского госпиталя Святого Иоанна».

Устройство ордена было простым и четким. Верховной и почти неограниченной властью обладал великий магистр госпитальеров. Ему напрямую подчинялись восемь великих приоров, каждый из которых возглавлял один из «языков» рыцарского братства – английский, французский, итальянский и т.д. По два члена от каждого «языка» избирались в священный капитул, обсуждавший самые важные вопросы. Окончательное решение всегда оставалось за великим магистром, беспрекословное подчинение которому было священной обязанностью всех членов ордена- сервиента до великого приора. Великим приорам подчинялись приоры, тем, в свою очередь, командоры, каждый из которых командовал несколькими рыцарями.

После того, как орден из монашеского превратился в духовно-рыцарский, были введены особо строгие правила ношения одежды. Для рыцарей высшего разряда обязательными считались два типа одеяний. Первым из них был красный супервест – что-то вроде полукамзола без рукавов, который надевался через голову. На груди у него нашивался белый восьмиконечный крест, символизирующий восемь блаженств Христовых, которые ожидают соблюдающего клятвы рыцаря в загробном мире.

Крест представляет собой стилизованное изображение четырех скрещенных копий – это, конечно, дань его рыцарскому происхождению, ведь именно копье было главным оружием конного рыцаря. Восемь его углов символизируют, помимо уже упомянутых восьми блаженств, и принятое в средние века деление на восемь сторон света, и восемь «языков» ордена иоаннитов. Считают также, что крест хранит память об основателях ордена во главе с рыцарем Жераром: четырех рыцарях (четыре копья) и их четырех оруженосцах.

Главной частью официального костюма госпитальеров был черный шерстяной плащ с нашитым на левом плече белым крестом Святого Иоанна. В эпоху крестовых походов этот плащ стал своеобразным «фирменным знаком» иоаннитов, егоношение было обязательным для всех рыцарей ордена. Вообще, эффектная одежда госпитальеров, вместе с блестящими латами и золотыми шпорами, являлась объектом вожделения многих рыцарей, но разрешение на её ношение давалось только самым знатным европейским аристократам, при условии выплаты ими в орденскую казну умопомрачительной по тем временам суммы в четыре тысячи золотых.

Ритуал приема в орден новых членов был чрезвычайно интересным. Еще до посвящения в рыцари кандидат принимал обязательный обет послушания, целомудрия и бедности, давал клятву отдать свою жизнь за Иисуса Христа, животворящий крест и за своих друзей, исповедующих католическую веру. Перед посвящением неофит должен был представить ордену доказательства своего безупречного дворянского происхождения. Если кандидат удовлетворял всем требованиям, начинался сам обряд посвящения. Он проходил в иоаннитской церкви в присутствии знамени ордена. Примечательно, что первый вопрос, обращенный к неофиту, звучал так: - Обещаешь ли ты иметь особое попечение о вдовах, сиротах, беспомощных и обо всех бедных и скорбящих?

Важной традицией ордена, идущей со времен Раймунда дю Пюи, была и передача кандидату меча – как символа борьбы с неверными. В первоначальный текст клятвы, входило обещание до самой смерти вести борьбу с оружием в руках против врагов Христовой веры. После еще целого ряда церемоний, неофит произносил заключительные слова клятвы:

Клянусь до конца своей жизни оказывать безусловное послушание начальнику, который будет мне дан от ордена или от великого магистра, жить без всякой собственности и блюсти целомудрие.

После чего новоиспеченного рыцаря под пение псалмов облачали в орденское одеяние, и каждый из присутствующих троекратно целовал своего нового собрата в губы.

Сегодня "Державный военный орден госпиталя святого Иоанна Иерусаоимского, Родосского и Мальтийского" представляет собой одну из крупнейших организаций под патроажем католической церкви. В ордене состоит более десяти тысяч официальных и около миллиона ассоциированных членов. Ему принадлежат сотни госпиталей, детских домов и пунктов помощи голодающим и беженцам. Мальтийский крест из военного символа уже превратился в символ помощи, соперничая в этом с Красным Крестом. И в протестантских странах открываются иоаннитские братства, которые, хотя и не подчиняются Мальтийскому ордену, но связаны с ним едиными целями. Таковы ордена св. Иоанна в Швеции и Голландии, великое приорство ордена св. Иоанна Иерусалимского в Великобритании. Больной популярностью в Англии пользуется "Скораяпомощь Святого Иоанна" - медицинская благотворительная организация, бесплатно оказывающая срочные врачебные услуги.

Таким образом, "последние крестоносцы" смогли найти себя и в рамках современного мира. Они пользуются авторитетом и поддерживаются многими правительствами и является одной из самых уважаемых международных организаций.