Турнир эрудитов по физике (10-11 кл.) Анохина Г.И.

Цель: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора, повторение пройденного материала.

Ход игры

Представление команд капитанами, девиз - 3 бал.

Разминка.

Участвуют все члены команды. В течение 1 мин. командам задают вопросы, игроки должны ответить на них. Если затрудняются, то говорят: «Дальше». Задача команд заключается в том, чтобы дать как можно больше правильных ответов. В случае неверного ответа либо его отсутствия ведущий сам даёт правильный ответ. За каждый правильный ответ по 1 бал. В ходе разминки подсчитывается общее число баллов, набранных каждой командой и сообщается счёт игры.

10 класс.

1. Воздушная оболочка земли (атмосфера)

2. Как называется маленькое количество воды (капля)

3. В каких единицах измеряется масса атома в СИ (кг)

4. Где край света? (там, где начинается тень)

5. Числовые значения первой космической скорости для земли. (~ 7,9 км / с)

6. Вещество, сжигаемое для получения теплоты (топливо)

11 класс.

1. Кто говорит на всех языках? (эхо)

2. Учёный, в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль)

3. Прибор для измерения массы тела (весы)

4. Что видно, если ничего не видно? (туман)

5.То, что есть у магнита (полюс)

6. Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения (капилляр)

3. Физики - искатели (загадки с подсказками)

Вначале читают вопрос, если ответа на него не наступает, даю подсказку. В случае затруднения даю ещё одну.

Подсказки есть не ко всем вопросам, иногда их две, иногда -

одна. Если дали ответ сразу - получаете 5 бал., если после первой подсказки - на 1 балл меньше, после второй - на 2 б меньше.

10 класс.

1. Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой её не измеришь.

Подсказка 1: От одинаковых сникерсов она прибавится у всех

одинаково, и у высоких людей, и у маленьких,

и у девочек, и у мальчиков.

Подсказка 2: А если вместо сникерса съесть картошку, то

прибавка будет меньше. (энергия).

2. Он бывает в космосе, дома, на улице, в классе тоже. Есть у автомашин, чаще снаружи. Без него дома скучно. Он бывает естественным и искусственным. Без него было бы мрачно.

Подсказка 1: Без него никто бы не работал.

И мы бы не учились.

С ним и ночью в лесу не страшно.

Его не любит сова и летучая мышь. Когда он есть, дети плохо спят.

Подсказка 2: Кошкам он не очень нужен. Летом его очень

много. Зимой мало. Без него растения растут

белыми. Он может быть красным, белым и

зелёным (свет).

11 класс.

1. Из-за этого типа сплошь и рядом нарушается закон сохранения механической энергии.

Подсказка 1: Его часто ругают.

Подсказка 2: Но часто и благодарят.

Подсказка 3: Без него мы даже с места сдвинуться не можем (трение).

2. Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Чтобы его получить, раньше наши бабушки и дедушки в корытах месили коровьи лепёшки, делали из них кирпичи, сушили их, а потом сжигали. А сейчас для этого нужны фабрики с трубами.

Подсказка 1: Когда его очень много, хочется в душ. Когда его

очень мало, мы не можем жить. У него странное

поведение: наверху его всегда больше, чем внизу

Подсказка 2: Когда оно есть, все люди весёлые и хотят на

работу и в школу, а когда его нет, дети прячутся

по домам. Животные и растения получают его

от солнца (тепло).

4. Историко-физическая викторина

(вопросы физиков к историческим фактам и событиям). - 4 б.

10 класс.

1. В 907 г. киевский князь Олег и его дружина пошли походом на Византию. Узнав об этом, византийцы закрыли гавань Константинополя цепью, преградив путь судам пришельцев. Тогда князь повелел своим судам причалить, где возможно, к берегу и «поставить» корабли на колёса. Приказ был выполнен. И суда «помчались» к городу на суше.

? Вопрос: Что могло привести в движение корабли?

(корабль мог гнать вперёд попутный ветер).

2. Один из защитников осаждённого фашистами в Великую Отечественную войну Севастополя - разведчик Морской пехоты И.П. Дмитришин рассказал такой эпизод: по склону горы («высоты»), где находились наши солдаты, «ухнул» тяжёлый немецкий снаряд. Недолет. Но… от места взрыва покатились камни. Один из них внизу подорвал немецкую мину, находящуюся на большом минном поле, окружавшем «высоту».

? Вопросы: На какую идею мог натолкнуть взрыв этой мины наших солдат, сдерживающих продвижение противника? Как объяснить смысл этой идеи с

точки зрения физики? (Наши солдаты могли попытаться прочистить путь через минное поле, используя камни - валуны. Эти камни, стронутые с места и движущиеся по склону с «высоты» вниз, могли приобрести большую

скорость за счёт превращения своей потенциальной энергии в кинетическую. Их удары по мине способны подрывать последние. При этом каждый валун мог увлекать за собой другие, создавая каменную лавину - «подрывников» ).

11 класс.

1. Эпизод Куликовской битвы (1380 г.). Передовой полк русских должен был принять на себя главный удар врага. Предводитель войска русского - князь Дмитрий Донской - хорошо продумал вооружение и тактику ведения боя

войнами этого полка. Несколько рядов воинов использовали щиты и копья разной длины, создавая из них «защитную стенку». У передних копья были короче, у задних - длиннее. Наступающий татаро-монгольский конник встречал не одно копьё, а натыкался сразу на несколько; смертельные раны были неизбежны.

? Вопрос: Какие физические явления «участвовали» в этом

замысле князя Дмитрия? (Давление острых копий,

«сопротивление» твёрдых щитов).

2. В документальном рассказе гвардии лейтенанта И.М. Журбы говорится о таком факте времён минувшей Отечественной войны. При отражении одной из атак фашистов наши подбили вражеский бронетранспортёр, в котором бойцы нашли около 60 резиновых жгутов. При взгляде на эти вроде бы бесполезные жгуты у И.М. Журбы появилась идея: создать с помощью жгутов и сучьев деревьев «малокалиберную артиллерию»; используя в качестве снарядов гранаты - лимонки.

? Вопросы: Как можно было реализовать эту идею, как объяснить её? (из массивных сучьев сделать большие прочные рогатки, к ним привязать концы резиновых жгутов. Рогатки вбить в землю. В каждый жгут вложить по гранате - лимонке. Один солдат должен натянуть жгут, другой разжать кольцо гранаты, выдернуть чеку, и пустить «снаряд». Выброс гранаты обеспечивала сила упругости, возникающая в жгуте при его деформации в процессе растяжения ).

5. Из истории Шерлока Холмса ( 3 бал. )

10 класс.

1. Посмотрите, Ватсон, на дне флакона лежат монеты. Их туда поместил мошенник, дело которого я вёл. Он был хитёр, и, чтобы не тратить свои деньги, он показывал в трактире флакон с монетами. Переворачивал его, но

монеты не выпадали. Тогда он говорил, что расплатится потом, и уходил.

Шерлок Холмс перевернул флакон и попытался достать хотя бы одну монету, но из этого ничего не вышло.

? Как же прежний владелец флакона, умудрился засунуть в него монеты? (он мог сделать это, нагрев горлышко флакона и одновременно сильно охладить монеты).

2. Шерлок Холмс продолжал извлекать вещи из своего ящика. На столе кроме них стояли начищенные до блеска серебряный кофейник и чашечка с кофе. Он отпил глоток кофе и продолжал:

Посмотрите-ка, друг Ватсон, на трость, которую вы

держите в руках. Это была толстая трость чёрного цвета с тяжёлым

набалдашником - одна из тех, что Шерлок Холмс именует «веским доказательством».

Толстый железный наконечник совсем стёрся с одной стороны, а по середине краску как будто специально соскоблили. Холмс сидел ко мне спиной, и я думал, что мои манипуляции остаются незамеченными.

Ну - с, Ватсон, какого вы мнения о ней?

Откуда вы знаете, чем я занят? Можно подумать, что у вас глаза на затылке? - сказал я.

Чего нет, того нет, - ответил он.

? Как мог Шерлок Холмс видеть то, что делает доктор Ватсон? (Холмс наблюдал за изображением Ватсона в серебряном кофейнике).

11 класс .

1. Этой тростью я и сам неоднократно пользовался, - немного помолчав, сказал Шерлок Холмс. - Это уникальный инструмент для обнаружения кладов. Однажды меня пригласил банкир исследовать принадлежащие ему подземные помещения. Я медленно шёл за ним, опираясь на трость; её я опускал звучно, чтобы тот слышал, что я не отстаю. Пройдя ряд коридоров, лестниц, комнат отделенных друг от друга массивными железными дверями, мы очутились в обширном подвале, проникнуть куда было чрезвычайно трудно.

Всё ясно, нам пора возвращаться, - сказал я банкиру. - Я точно могу сказать, где расположен тайник. Пригласите полицейских и я открою его.

? Как мог Шерлок Холмс определить местонахождение тайника? (Постукивая тростью, Шерлок Холмс заметил, что в одном месте на его с банкиром пути отраженный звук был таким, каким он бывает, когда внутри тела есть пустота).

2. - Ну что, дорогой мой, как вам нравится сокровища моего ящика? - спросил Шерлок Холмс, улыбаясь.

Любопытные вещички, - подтвердил я.

Вот ещё металлический толстостенный цилиндрический стакан с закручивающийся крышкой. В этот стакан я наливал воду, бросал в неё олово и расплавлял его.

Признаться, я вас не понимаю. Мне кажется это не осуществимо.

Хотите верьте, хотите проверьте, друг Ватсон.

? Можно ли в воде расплавить олово? (можно, т.к. температура кипения воды зависит от давления: чем оно больше, чем температура кипения выше. Имевшийся у Шерлока Холмса стакан выдержал, по - видимому, очень большое давление - достаточное для закипания воды при температуре плавления олова.

6. Поединок капитанов.

За каждый правильный ответ - 2 бал.

а) «Физические термины»

1. Добавив (убрав) букву в слове, составьте новое, например:

чайки + н = чайник

блок + а = (колба) марка + е = (камера) лапа + м = (лампа)

кузов - о = (звук) алмаз + п = (плазма) алиса - а = (сила)

ряд + о = (ядро) динар + а = (радиан)

2. Заменив букву в слове и переставив буквы, получите физ.

термин: удав (у о) = вода

нигерия (и э) = энергия локон (о у) = кулон

матрос (а е) = термос жёлудь (ё о) =джоуль

катион (н п) = оптика лапта (т м) = лампа

7. Четвёртый лишний

1. (лишнее слово зачеркнуть - 4 бал.)

1. вольтметр, манометр, амперметр, омметр

2. Ньютон, Попов, Дарвин, Галилей

3. литр, секунда, метр, килограмм

4. альфа, игрек, омега, дельта

5. нано, микро, милли, мега

6. метр , локоть, сажень, пядь

2. Подобрать подходящее слово из правого столбца к слову из левого столбца, чтобы получить устойчивое словосочетание.

Ударная … 1. Дыра

Критическая … 2. Точка

Ионная … 3. Проницаемость

Чёрная … 4. Дуга

Удельная … 5. Температура

Материальная … 6. Поверхность

Магнитная … 7. Турбина

Электрическая … 8. Теплоёмкость

Паровая … 9. Волна

10. Свободная … 10. Связь

1-9, 2-5, 3-10, 4-1, 5-8, 6-2, 7-3, 8-4, 9-7, 10-6.

8. Физико-биологическая викторина.

(вопросы, в которых описана биологическая ситуация, а объяснить её требуется с точки зрения физики).

10 класс.

1. Пойманная рыба, пущенная в ёмкость вместимостью 200 л. специального судна, приспособленного для сохранения живой рыбы, чувствовала себя там не очень хорошо, но когда в ёмкость добавили 40 л. воды из родника, рыба

ожила. О чём свидетельствует данный факт.

? Какое физическое явление помогло рыбе?

(рыбы чувствительны к запахам и чистоте воды. Благодаря диффузии первоначальная вода смешалась с водой из родника и обогатилась кислородом, что сказалось благотворно).

2. У водомерки на концах ножек расположены волоски, благодаря которым увеличивается площадь опоры, и она не проваливается в воду. Но если на её пути окажется пятно из керосина или масла, то она опустится в воду.

? Почему? (Волоски на ножках водомерки не смачиваются водой и смачиваются керосином и маслом).

3. Глубоководные рыбы при подъёме на поверхность воды гибнут.

? В чём причина этого явления?

(при подъёме рыбы внешнее давление на неё уменьшается, а давление внутри

остаётся большим; оно и разрывает органы).

4. Кит, попавший на мель, обычно погибает.

? В чём причина его гибели в такой ситуации?

(на мели на кита действует очень малая архимедова сила, поэтому ему нужны огромные усилия, чтобы сдвинуть с места свою тушу; кроме того, его вжимает в землю и раздавливает собственная сила тяжести).

5. Перед дождём ласточки - береговушки летают низко над водой, а мелкие мошки, сбившись в кучки, находятся у самой воды.

? Объясните этот факт. (мошки сосредотачиваются у воды, т.к. не могут подняться из-за того, что перед дождём воздух становится влажным, а их намокшие крылышки - тяжёлыми. Ласточки же питаются этими мошками, поэтому они и летают низко над водой).

11 класс.

1. Создан бесколёсный автомобиль, который передвигается прыжками; такой машине не нужна дорога.

? Принцип передвижения какого животного скопировали создатели этой машины? Что вам известно о прототипе?

(Кенгуру. Передвигается прыжками высотой до 3 м. и длиной до 10 м.).

2. Готовясь к осеннему перелёту, птицы накапливают жировой запас.

? Зачем? (жир - источник, биологического топлива, нужного птице для перелёта: его сгорание даёт энергию, приводящую в движения крылья. Жировая прослойка замедляет теплообмен с окружающей средой и сохраняет

тепло тела для птицы).

3. Чтобы уберечь от разорения медведем гнездо поселившихся в дупле лесного дерева пчёл, решили около дуба повесить тяжёлое бревно.

? Как следует подвесить и почему оно убережёт гнездо?

Как действует установка? (Бревно подвесить вертикально над дуплом так, чтобы оно прикрыло вход и образовался маятник. Подбираясь к гнезду пчёл, медведь вынужден оттолкнуть его. Бревно начнёт колебательные движения и

периодически ударять медведя).

4. Машина застряла в лесной яме. А рейс срочный. Кроме верёвки и топора, у шофёра ничего нет, помощь не предвидится.

? Как вытащить машину из колдобины? (привязать машину верёвкой к дереву, которое потом подрубить так, чтобы падало в противоположную от машины сторону. Верёвка натянется, создаст силу тяги и вытащит машину).

5. Отправляясь в зимний поход или на дальнюю прогулку, опытные люди между носками наматывают «портянки» из газет.

? С какой целью они это делают? (бумага и воздух между её слоями служат теплоизолирующим материалом, позволяющим уберечь тепло конечности).

Игра для болельщиков .

Прибор для измерения атм. давления (барометр)

Длина траектории тела (путь)

Единица измерения давления (паскаль)

Слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал важное открытие. (Эврика!)

Значение скорости света (300000 км/с)

Название сосудов, соединенных между собой (сообщающиеся)

Мельчайшая частица вещества (молекула)

То, без чего не бывает измерительных приборов (шкала)

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Занимательные вопросы по физике

1. Получение какой электроэнергии обходится дороже - атомной или солнечной?

ОТВЕТ.
Несмотря на бесплатность солнечного света, в настоящее время электроэнергия, получаемая непосредственно от солнца, обходится в 5 раз дороже атомной.

2. Во сколько раз Солнце ярче освещает Землю летом, чем зимой?

ОТВЕТ.
Приблизительно в 10 раз (100 тыс. люксов и 10 тыс. люксов).

3. Во сколько раз диаметр атома больше диаметра его ядра?

В 10 000 - 100 000 раз.

4. Чему равен КПД электрической батарейки?

Это можно оценить по следующему факту: на изготовление батарейки затрачивается энергии в 2 тыс. раз больше, чем эта батарейка способна отдать в процессе своей работы.

5. В квартире жарко... Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, вы открываете дверку холодильника. Удастся ли вам охладить вашу комнату?

Вы смогли бы лишь временно охладить комнату, а в конечном итоге воздух в комнате еще сильнее нагреется. Система охлаждения, пытаясь понизить температуру, начнет работать в усиленном режиме, а в результате больше тепла поступит в комнату от двигателя холодильника. Прохладного воздуха будет недостаточно, чтобы поглотить это тепло, и квартира станет нагреваться еще сильнее.

6. Возможно ли вскипятить воду на открытом пламени в бумажной коробке?

Температура кипения воды намного ниже температуры горения бумаги. Поскольку теплоту пламени забирает кипящая вода, бумага (или картон) не может нагреться до нужной температуры и поэтому не загорается.

7. Взвесим банку со спящими мухами. Затем встряхнем ее, чтобы мухи летали, и снова взвесим. Изменится ли вес банки?

Вес банки не изменится. Чтобы летать, насекомые должны возбуждать нисходящие воздушные потоки, равные их весу.

8. Твёрдую сталь в форме бублика разогревают над костром. Вследствие этого сталь расширяется. Будет ли отверстие в бублике увеличиваться, уменьшаться или же останется прежнего размера?

Поскольку "бублик" расширяется, сохраняя прежние пропорции, то и отверстие также становится больше.

9. В пустую стеклянную бутылку напустили дыма. Как вытряхнуть или вывести дым из бутылки, не наливая в нее воду или какую-нибудь другую жидкость?

Надо зажечь спичку и очень быстро, пока она разгорается, опустить ее внутрь. Дым сразу же будет вытеснен.

10. Где на Земле легче всего живется? Это задача-шутка, но на этот вопрос, если подумать, можно дать разумный, вполне обоснованный ответ. (Из книги Я.Перельмана "Весёлые задачи").

На экваторе - там все предметы становятся легче из-за центробежной силы и приплюснутости Земли у полюсов.

11. Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединенных последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше?

U=J*R. Общее сопротивление гирлянды уменьшилось, а напряжение в сети осталось прежним. Поэтому гирлянда будет гореть ярче.

12. Воздушный шар уносится непрерывным ветром в южном направлении. В какую сторону развиваются при этом флаги на его гондоле?

Шар, уносимый воздушным течением, находится по отношению к окружающему воздуху в покое; поэтому флаги не станут развиваться на ветру ни в какую сторону, а будут свисать вниз, как в безветрие.

13. На гладкую доску положили 2 кирпича - один плашмя, а другой на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску?

Кирпичи начнут скользить одновременно. Ведь оба кирпича давят на доску с одинаковой силой, а значит, одинаковы и силы трения, которые приходится им преодолевать. Удельные силы трения, приходящиеся на каждый квадратный сантиметр площади соприкосновения кирпичей с доской, конечно, не равны. Но общие силы трения, действующие на кирпичи, равные произведению удельной силы трения на площадь поверхности соприкосновения, будут одинаковы.

14. Баржа с грузом металлолома вошла в шлюз. По какой-то неизвестной причине матросы на барже начали сбрасывать металлолом в воду и занимались этим до тех пор, пока полностью не опустошили трюмы баржи. Что произойдёт с уровнем воды в шлюзе?

Уровень воды в шлюзе уменьшится, т.к. находясь на барже металлолом вытеснял больше воды, чем в воде.

15. Почему толстостенные стаканы лопаются от горячей воды намного чаще, чем тонкостенные?

Стекло - плохой проводник тепла. Чем толще стенка стакана, тем больше разница температур на его наружной и внутренней поверхностях, и тем вероятнее, что он лопнет от горячей воды, потому что внутренняя прогретая часть будет расширяться.

Викторина по физике

для учащихся 10-11 классов

1. Составить пары, используя образец: лампа Алладина.

Подобрать к каждому слову из столбца слева имя собственное из столбца справа, чтобы получить аналогичное выражение.

Лучи

Ответы: Рентгеновские лучи, закон Архимеда, азбука Морзе, камера Вильсона, эффект Доплера, свеча Яблочкова, пустота Торричелли, башня Шухова, гиперболоид инженера Гарина, число Авогадро, постулаты Бора, кольца Ньютона, счетчик Гейгера, маятник Фуко, цикл Карно, принцип Паули, вибратор Герца, шкала Кельвина, броуновское движение, фигуры Лиссажу, модуль Юнга, радио Попова, молекулярно-кинетическая теория Ломоносова, постоянная Планка, фотоэффект Столетова, давление света Лебедева, планетарная модель атома Резерфорда, сила тока Ампера, постоянная Больцмана, атомный реактор Курчатова, напряжение Вольта, первый электродвигатель Якоби, уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клапейрона, электрическая лампа накаливания Ладыгина, закон Ома для участка цепи, первый космонавт Гагарин.

2. Физика-лирика

А) Проведите аналогию к стихотворению А. Ахматовой.

Молюсь оконному лучу – он бледен, тонок, прям.

Какой прибор дает тонкий, прямой луч? (лазер)

Б) Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»

Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно, без языка – кричит.

О каком явлении идет речь? (эхо)

В) Ф.И. Тютчев «Успокоение»

Гроза прошла – еще крутясь, лежал

Высокий дуб, перунами сраженный,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженный.

Какое явление сразило дуб? (молния)

Г) Угадайте название стихотворения И.А. Бунина.

Но куда б, в ветре и тумане, ни швыряло пеной через борт,

Верю – он опять поймает Nord , крепко сплю, мотаясь на диване. («Компас»)

Д) В.Я Брюсов. Смерть рыцаря Ланцелота.

Хватают рыцари мечи и рубятся сплеча.

Как искры от ночной свечи, так искры от меча.

Какое явление приводит к появлению искр от мечей? (трение)

3. Живая скульптура

Учащиеся делятся на группы и каждая группа должна изобразить событие или физическое явление и узнать, что загадал соперник.

4. Песенный конкурс «Земляне».

Если вы считаете физику скучным и ненужным предметом, то глубоко заблуждаетесь. Наша занимательная физика расскажет, почему птица, сидящая на проводе линии электропередач, не гибнет от удара током, а человек, попавший в зыбучие пески, не может в них утонуть. Вы узнаете, действительно ли в природе не существует двух одинаковых снежинок и был ли Эйнштейн в школе двоечником.

10 занимательных фактов из мира физики

Сейчас мы ответим на вопросы, которые волнуют многих людей.

Зачем машинист поезда сдает назад перед тем, как тронуться?

Всему виной сила трения покоя, под воздействием которой находятся стоящие без движения вагоны поезда. Если паровоз просто поедет вперед, он может не сдвинуть состав с места. Поэтому он слегка отталкивает их назад, сводя к нулю силу трения покоя, а затем придает им ускорение, но уже в другом направлении.

Существуют ли одинаковые снежинки?

Большинство источников утверждает: в природе не существует одинаковых снежинок, поскольку на их формирование влияет сразу несколько факторов: влажность и температура воздуха, а также траектория полета снега. Однако занимательная физика утверждает: создать две снежинки одинаковой конфигурации можно.

Это экспериментально подтвердил исследователь Карл Либбрехт. Создав в лаборатории абсолютно идентичные условия, он получил два внешне совершенно одинаковых снежных кристалла. Правда, следует отметить: кристаллическая решетка у них все-таки была разной.

Где в Солнечной системе находятся самые большие запасы воды?

Никогда не догадаетесь! Самым объемным хранилищем водных ресурсов нашей системы является Солнце. Вода там находится в виде пара. Его наибольшая концентрация отмечена в местах, которые мы называем «пятнами на Солнце». Ученые даже высчитали: в этих районах температура на полторы тысячи градусов ниже, чем на остальных участках нашей горячей звезды.

Какое изобретение Пифагора было создано для борьбы с алкоголизмом?

Согласно легенде, Пифагор, дабы ограничить употребление вина, сделал кружку, которую можно было наполнить хмельным напитком только до определенной метки. Стоило превысить норму хоть на каплю, и все содержимое кружки вытекало наружу. В основе этого изобретения лежит действие закона о сообщающихся сосудах. Изогнутый канал в центре кружки не позволяет ее наполнять до краев, «избавляя» емкость от всего содержимого в случае, когда уровень жидкости находится выше изгиба канала.

Можно ли превратить воду из проводника в диэлектрик?

Занимательная физика утверждает: можно. Проводниками тока являются не сами молекулы воды, а содержащиеся в ней соли, точнее их ионы. Если их удалить, жидкость потеряет способность проводить электрический ток и станет изолятором. Другими словами, дистиллированная вода является диэлектриком.

Как выжить в падающем лифте?

Многие считают: нужно подпрыгнуть в момент удара кабины о землю. Однако данное мнение неверно, поскольку предугадать, когда произойдет приземление, невозможно. Поэтому занимательная физика дает другой совет: лягте спиной на пол лифта, стараясь максимально увеличить площадь соприкосновения с ним. В этом случае сила удара будет направлена не на один участок тела, а равномерно распределится по всей поверхности — это значительно увеличит ваши шансы на выживание.

Почему птица, сидящая на проводе высокого напряжения, не гибнет от удара током?

Тела пернатых плохо проводят электрический ток. Прикасаясь лапами к проводу, птица создает параллельное соединение, но поскольку она является не самым лучшим проводником, заряженные частицы движутся не через нее, а по кабельным жилам. Но стоит птахе соприкоснуться с заземленным предметом, и она умрет.

Горы находятся к источнику тепла ближе равнин, но на их вершинах гораздо холоднее. Почему?

Этот феномен имеет очень простое объяснение. Прозрачная атмосфера беспрепятственно пропускает солнечные лучи, не поглощая их энергию. Зато почва отлично впитывает тепло. Именно от нее потом и прогревается воздух. Причем чем выше его плотность, тем лучше он удерживает получаемую от земли тепловую энергию. Но высоко в горах атмосфера становится разреженной, а потому и тепла в ней «задерживается» меньше.

Могут ли засосать зыбучие пески?

В фильмах нередко встречаются сцены, где люди «тонут» в зыбучих песках. В реальной жизни — утверждает занимательная физика — подобное невозможно. Выбраться самостоятельно из песчаного болота у вас не получится, ведь чтобы вытащить только одну ногу, придется приложить столько усилий, сколько тратится на подъем легкового автомобиля средней массы. Но и утонуть вы тоже не сможете, поскольку имеете дело с неньютоновской жидкостью.

Спасатели советуют в таких случаях не делать резких движений, лечь спиной вниз, раскинуть руки в стороны и ждать помощи.

Существует ли в природе ничто, смотрите в видео:

Удивительные случаи из жизни известных физиков

Выдающиеся ученые в большинстве своем фанатики своего дела, способные ради науки на все. Так, например, Исаак Ньютон, пытаясь объяснить механизм восприятия света человеческим глазом, не побоялся поставить опыт на себе. Он ввел в глаз тонкий, вырезанный из слоновой кости зонд, одновременно надавив на тыльную часть глазного яблока. В результате ученый увидел перед собой радужные круги и доказал таким образом: видимый нами мир — не что иное, как результат давления света на сетчатку.

Русский физик Василий Петров, живший в начале XIX века и занимавшийся изучением электричества, срезал на своих пальцах верхний слой кожи, чтобы повысить их чувствительность. В то время еще не существовало амперметров и вольтметров, позволявших измерять силу и мощность тока, и ученому приходилось делать это наощупь.

Репортер спросил А. Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то куда — в блокнот, записную книжку или специальную картотеку. Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить».

А вот француз Жан-Антуан Нолле предпочел поставить эксперимент на других, Проводя в середине XVIII века эксперимент по вычислению скорости передачи электрического тока, он соединил 200 монахов металлическими проводами и пропустил по ним напряжение. Все участники эксперимента дернулись практически одновременно, и Нолле сделал вывод: ток бежит по проводам ну о-о-очень быстро.

Историю о том, что великий Эйнштейн был в детские годы двоечником, знает практически каждый школьник. Однако на самом деле Альберт учился очень хорошо, а его знания по математике были гораздо глубже, чем того требовала школьная программа.

Когда юный талант попытался поступить в высшую политехническую школу, он набрал высший балл по профильным предметам — математике и физике, но по остальным дисциплинам у него оказался небольшой недобор. На этом основании ему было отказано в приеме. На следующий год Альберт показал блестящие результаты по всем предметам, и в возрасте 17 лет стал студентом.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?


ОТВЕТ

Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.


В комнате есть лампочка. Вне комнаты есть 3 выключателя, один из которых включает эту лампочку, а другие – не работают. Нужно узнать, какой из них включает лампочку, причем войти в комнату можно только один раз. (Выключатели щелкаются одинаково, разбирать нельзя, дверь в комнату плотно закрывается, в замочную скважину ничего не видно и т.д.)


ОТВЕТ

(Оставляем первый выключатель выключенным.
Второй включаем.
Третий включаем, ЖДЕМ, выключаем.
Идем смотреть, что с лампочкой. Горит - значит второй выключатель, не горит - трогаем рукой: теплая - значит третий выключатель, холодная - значит первый)


Стаканы на бумаге. На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, что бы лист не прогнулся до стола).


ОТВЕТ

(нужно лист бумаги сложить гармошкой, и стакан будет стоять)


Кофе с молоком Очень полезная задачка. Можно долго выписывать уравнения, а можно понять, что ответ очевиден... Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один - молоко, в другой - кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом размешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?


ОТВЕТ

(одинаковое содержание молока в кофе и кофе в молоке)


Попробуйте проделать такой фокус: наполните чистый стакан доверху водой и поспорьте с гостями, что в стакане есть еще очень много свободного места. Вам, конечно, не поверят, но вы начнете осторожно, не касаясь воды, но и без всплесков опускать в стакан одну за другой монетки. И вода при этом из стакана не будет выливаться - вы докажите, что в ней еще есть место! Почему же так получается?


ОТВЕТ

(Если посмотреть на стакан сбоку, то будет видно, как при опускании монет вздувается бугром ее поверхность: вода при этом не выливается, т.к. ее удерживает пленка поверхностного натяжения)

Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?


ОТВЕТ

(Время, температура)


Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?


ОТВЕТ

(почтовая марка на конверте)


Когда сутки короче: зимой или летом?


ОТВЕТ

(сутки - это всегда 24 часа)


На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?


ОТВЕТ

(Да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело)


Когда центрального отопления и водогрейных колонок еще не было, воду для ванн нагревали на кухонной плите. В те времена однажды кухарка нагревала на плите воду в большой кастрюле, чтобы долить ее в ванну, где уже было некоторое количество воды комнатной температуры. Заметив это, дворецкий сказал ей: «Ты что, не понимаешь, что, чем дольше ты греешь воду на плите, тем холоднее окажется вода в ванне, когда ты вольешь туда нагретую воду?» Он был прав. Почему?