В среду утром стало известно о задержании лидера организации "Христианское государство – Святая Русь" Александра Калинина и еще нескольких человек. По данным "Интерфакса", их подозревают в причастности к поджогу автомобилей у офиса адвоката режиссера Алексея Учителя. По данным источника агентства, задержания проходили в Москве и Липецкой области. Всего в полицию доставлены три человека. Собеседник агентства заявил, что в совершении преступления подозревают выходца из Приднестровья, имя которого не называется.

Однако к вечеру выяснилось , что Калинин был допрошен как свидетель, подозреваемым он не является и не является задержанным. ​

По данным источников РИА Новости, задержанные (или допрошенные в качестве свидетелей) звонили в кинотеатр во Владивостоке и сообщали о якобы заложенной там бомбе. Кроме того, у так называемых "православных активистов" при обыске обнаружены емкости с горючей смесью и листовки "За Матильду – гореть!" Ранее сообщалось, что такую же листовку нашли у лидера движения "Христианское государство – Святая Русь" Александра Калинина.

Калинин в интервью изданию "Медуза" связал сообщения о минировании объектов по всей России с протестами против показа фильма "Матильда". Он рассказал о письме от неких "ребят", готовых "показать кинопрокатчикам, что есть методы борьбы гораздо действеннее, чем поджоги". Кроме того, Калинин назвал допустимыми поджоги кинотеатров и "лишение жизни за веру". Лидер "Христианского государства" также предложил сломать режиссеру Алексею Учителю ноги и посадить его на кол.

Лидер "Христианского государства" Александр Калинин

Первый в России показ Матильды прошел в кинотеатре "Черемушки" во Владивостоке 11 сентября. Именно в него, по словам источника РИА Новости, и поступил звонок от задержанных "православных активистов".

Депутат Наталья Поклонская , которая ведет кампанию против фильма "Матильда", в среду заявила, что Калинин был задержан по ее "депутатскому запросу" в МВД. Она рассказала РБК, что борется таким образом с экстремизмом, проявлением которого она требует признать и саму картину Учителя.

​Адвокат Алексея Учителя Константин Добрынин , который обратился в ФСБ после поджога автомобилей у его офиса, в разговоре с Радио Свобода посетовал, что государственные органы бездействовали так долго:

Когда загорелось, тогда и начали реагировать

– Обидно, что на это ушло почти 9 месяцев, хотя мы предупреждали об этом еще в феврале. Но когда загорелось, тогда все и начали реагировать. А что касается квалификации, то мы не знаем, в рамках какого уголовного дела задержаны подозреваемые, но полагаем, что в рамках дела, которое было возбуждено по факту поджога и умысла на повреждение имущества. Мы считаем, что уголовно-правовая квалификация здесь должна быть иная, потому что налицо террористический акт, и это статья 205-я, – полагает адвокат Константин Добрынин.

Он надеется, что этот шаг заставит радикалов задуматься о последствиях своих действий и, возможно, приостановит волну истерии и насилия, связанную с демонстрацией фильма "Матильда":

Они должны видеть, что не они определяют правила, не они диктуют людям, как жить и какие фильмы смотреть

– Экстремисты, радикалы и террористы должны видеть, что не они определяют правила, а государство, не они диктуют людям, как жить и какие фильмы смотреть, в какие кинотеатры ходить, а все-таки это определяет государство и граждане, определяет здоровое гражданское общество, – полагает юрист. – Я надеюсь, что будет очень мощный сигнал, в том числе и для кинопрокатчиков, которые обоснованно опасаются, в частности господин Мамут, того, что государство не сможет удержать экстремистов. Теперь же государство показало, что оно может контролировать ситуацию и ситуацией управлять. Надеюсь, что в этом смысле все начнут чувствовать себя в безопасности. Это касается и граждан, которые тоже могут чувствовать себя в безопасности и понимать, что могут беспрепятственно смотреть фильмы. Что касается вообще волны, я думаю, что здесь дан сигнал и госпоже Поклонской. Ей надо остановиться в своих дальнейших некорректных юридических заявлениях и действиях, потому что хватит, это зашло слишком далеко, и любые неосторожные юридические заявления могут порождать совершенно невообразимые для всех последствия, даже если ты этого не хотел, – полагает адвокат Константин Добрынин.

Всероссийская общественная православная организация "Христианское государство – Святая Русь" официально не зарегистрирована. Точных сведений о дате ее возникновения, составе и структуре нет. Однако по различной информации в СМИ понятно, что она возникла задолго до конфликта вокруг фильма "Матильда". Организация существовала в форме некоего "Христианского братства". Его лидером являлся Александр Калинин – православный проповедник под псевдонимом Христианин Александр.

Калинин пережил клиническую смерть и снял об этом видеоролик "Клиническая смерть", принесший ему популярность. В нем Калинин утверждает, что во время смерти его душа попала в ад, где он на себе испытал все те муки, которые ждут нераскаянных грешников, а после увидел самого Иисуса Христа. В дальнейшем Калинин стал регулярно снимать ролики на религиозную тематику, где призывал людей к покаянию и необходимости исправления своей жизни в соответствии с заповедями бога.

Впоследствии Калинин и его почитатели встретились и создали сообщество. Со слов руководителей организации, ХГСР имеет весьма разветвленную структуру и ее представители, сторонники и просто сочувствующие люди есть практически во всех регионах России. Организация ХГСР возникла после знакомства Александра Калинина с Мироном Кравченко – есаулом казачьего войска, общественным деятелем, в прошлом активным участником различных инициатив по духовному и национальному возрождению. Вместе они разработали название и основы идеологии, в результате чего организация стала позиционировать себя как "Духовно-политический Орден".

Мирон Кравченко – человек интересной судьбы. Официально его должность звучит как "руководитель организации по Центральному региону, Москве и Московской области". Кравченко вышел из среды русских националистов: как выяснила в начале 2017 года газета "Псковская губерния", в начале нулевых годов он был членом нескольких российских движений праворадикального толка, в том числе движения "Великая Россия", организовывал правый "Русский марш" в Мурманске. В 2015 году принимал участие в создании "Антипутинского информационного фронта" , ставившего своей целью "донесение до жителей РФ и народов, пострадавших от путинского режима, информации, которая разоблачит ложь Кремля".

Организация провела несколько форумов с участием российских политэмигрантов и активистов, бежавших после войны из Крыма и Донбасса, а также ряд уличных акций в Киеве и других украинских городах. Один из ее руководителей, Сергей Пархоменко , связывает Мирона Кравченко и "Христианское государство" с российскими спецслужбами, хотя и признает, что сам Кравченко был "идейным" – просто эти "идеи" менялись с калейдоскопической скоростью:

Мирон Кравченко был политэмигрантом из России

– Антипутинский информационный фронт был создан в 2015 году. Собственно говоря, на его учредительной конференции присутствовал и Мирон Кравченко, в тот момент – политический эмигрант из России. Задачей было бороться с российской пропагандой, придумывать какие-то интересные мероприятия, которые были бы контрпропагандистскими. Мы запускали свою пропаганду против российской, ломали стереотипы и разрывали шаблоны в тех многих вопросах, на которых базируется российская пропаганда и восприятие российским обществом действительности.

– Как и когда на вашем горизонте появился Мирон Кравченко? Вы говорите, что он был на учредительной конференции Антипутинского информационного фронта, то есть вы знали его еще до этого?

Он был полностью на нашей стороне

– Да, мы познакомились осенью 2014 года. Мы проводили конференцию по Кубани "Кубань – это Украина". Мы проводили конференцию в музее украинской пропаганды на Троещине, в Деснянском районе Киева. Там у нас был гость, Мирон, которого пригласили через знакомых и который, в принципе, много в чем поддерживал эти идеи. Потом я с ним общался некоторое время и пригласил на конференцию, которая была в августе 2015 года. Он поддерживал Майдан, он поддерживал Украину в войне, он был против аннексии Крыма и войны на Донбассе, многих своих знакомых отговорил ехать воевать в так называемые "ДНР" и "ЛНР", за что мы ему благодарны. Он был полностью на нашей стороне, против всей этой путинской системы и лично против Путина.

– В чем конкретно были его претензии к Путину и российским властям?

– Он романтик, революционер. У него, скажем так, другое восприятие мира. Он не воспринимал архаичную модель российского общества, его "неосовковость". Самой мерзкой он считал необольшевистскую сущность российского политикума и общества. То есть в нем как бы есть какие-то национальные моменты, но все опирается на советские мифы, на советскую историческую традицию, на подвиги советских людей. А он вообще не воспринимал совок и советский период, потому что больше считал себя христианским фундаменталистом. Считал, и небезосновательно, что советская власть – это безбожники, видел в путинской России ее нехристианскую сущность, которая прикрывается православием и так далее.

– Вы знали на момент учреждения вашего движения, что Мирон Кравченко был членом Союза православных хоругвеносцев, это такая организация так называемых православных активистов, членом националистической партии "Великая Россия", что он организовывал "Русский марш" в Архангельске, так называемый "Русский клуб" в Украине?

– Я знаю. И русский эмигрантский клуб – это была идея, которую обсуждали в том числе и другие мои знакомые. Это было нужно для разрыва шаблона, чтобы понимать, что Украина воюет не против русских, не против русской нации, а против российского империализма как такового. Мы во время войны смогли очень вовремя понять, что русский националист не только имперский. Есть русские националисты, которые хотят сохранить русскую нацию в некоторых этнических границах, то есть не на всей территории современной России, а на территории компактного проживания, где и зарождался русский этнос, то есть больше центральные регионы, Новгородская область на севере и чуть-чуть на юг. То есть это был не имперский русский национализм. По крайней мере, он себя так позиционировал: я за русских, но против империи, против того, чтобы у Украины забирать территорию, украинцы – наши братья, и мы считаем, что Путин очень мерзко поступил, называя публично, что украинцы – братья, а сам отобрал территорию. Кем он был – не было секрета, и это было нужно для борьбы, потому что среди русских националистов тоже нужно было проводить работу, чтобы показать, что Путин – враг для русских, как и для украинцев, и для любой нации, которая пострадала от агрессивной имперской российской политики. Любые средства в этой войне хороши. Если нужно работать с русскими националистами, ничего в этом плохого нет. К тому же во многих вопросах мы находили общие точки соприкосновения, это была общая борьба для украинцев, для русских и для других народов России, чтобы убрать этот режим. Потому что он уничтожает людей – одних просто блокирует, других физически уничтожает, бросая в мясорубку войны в Сирии и в Украине.

– Рассказывал ли Кравченко, как он появился в Украине? Вы говорите, что он позиционировал себя как беженец из путинской России. Он какие-то детали приводил – как он уехал, преследовали ли его?

Кравченко был против Путина

– Я знаю, что его преследовали. Я не помню деталей, особо и не вдавался. Естественно, его проверяли, спецслужбы были проинформированы, что он приехал, живет, и его деятельность не несла угрозу Украине, а наоборот, она больше несла угрозу путинской России. Очень многих, кто участвовал в "Русских маршах", взяли на карандаш спецслужбы, одних они просто перевербовали, сделали агентами, отправили воевать на Донбасс или посадили, если они были против Путина. Кравченко был из той категории, которая против Путина, и он, не желая быть инструментом в руках спецслужб и не желая сесть в тюрьму, просто уехал. Его позиция по Майдану, по войне, по аннексии Крыма была нашей позицией, то есть украинской позицией, поэтому это было важно.

– А он рассказывал, по каким документам он живет в Украине, подавал ли он на убежище?

В какой-то момент я узнал, что он встал на рельсы православного фундаментализма

– Он пробовал легализоваться, но, к сожалению, у нас такая система, что многие эмигранты из России во время войны до сих пор не имеют статуса беженца. Это большая проблема. И он тоже не легализовался, работы у него не было, поэтому он уехал в Беларусь. Какое-то время был даже в России, а потом в основном пребывал на территории Беларуси. После его отъезда из Украины я с ним общался мало и точечно. И в какой-то момент я узнал, что он встал на рельсы православного фундаментализма, который, на самом деле, просто был прикрытием идеологии "русского мира", что только под московским омофором можно объединить всех православных.

– На момент его отъезда из Украины никаких идеологических разногласий с ним у вас и у других членов "Фронта" не было?

– У нас не было. Понятно, что он был религиозно заангажирован, а мы организация гражданская, у нас нет религиозного момента, и правильно, потому что у нас были и мусульмане, и просто люди, которые относятся к другим религиям или не были верующими. Мы этот вопрос просто не обостряли, находили компромисс.

– Что могло произойти с Мироном, почему он изменил свою позицию и теперь является одним из руководителей "Христианского государства", которое в России рассылает эти письма?

Он всегда был верующим человеком, но в силу радикализма пошел по крайней линии

– Он всегда был верующим, христианином, но просто, видимо, в силу возраста и радикализма пошел по крайней линии. Это первое. Второе, может быть, он обиделся на украинские власти, потому что ему не помогли ни легализоваться, ни найти какую-либо работу, не дали статус беженца. И третье, его просто обработали идеологически адепты "русского мира", его просто зазомбировали. Если раньше он говорил, что главная угроза – это исламский фундаментализм, в чем я был с ним согласен, а теперь он говорит, что все это жидомасонский сговор, то есть это такие взгляды, которые сейчас непопулярны, и видно, что с ним провели работу. Очевидно, что люди, которые с ним работали, явно входят в круг общения российских спецслужб, используя таких, как он, для реализации некоторых своих целей, прикрываясь благородной идеей защиты христиан, и раскачивают ситуацию, в том числе устраивая внутренние российские конфронтации, на фоне которых очень сплачивается общество, чтобы прийти на очередные президентские выборы. Это все разыграно спецслужбами и только им выгодно.

– Вы думаете, его спецслужбы обработали, еще когда он находился в Украине или еще до его приезда в Украину?

Его обработка началась в 2015 году

– Нет, обработка началась, когда он уехал в 2015 году, активно началась. Я уверен, что его просто используют, его идейный идеализм. Я знаю, какие у него были взгляды, когда он был здесь, у него были свои четкие позиции, но он не был обработан, как сейчас. Я не знал, что он состоит в более радикальных христианских организациях, но меня напугало, когда он начал спрашивать: "А узнайте, какая национальность у президента Украины. А узнайте, какая национальность у того-то?" Я говорю: "Все знают, какая национальность. Почему ты сейчас об этом сказал? Ты про это не знал год, два назад, когда мы начали общаться?" Это говорит о том, что человеку явно что-то вбили в голову, и он сконцентрировал все внимание на тех вопросах, которые раньше не заострял. Это означает, что его кто-то специально и планомерно подводил к этому моменту. А подводить могут только профессиональные люди, какие-нибудь подразделения российской ФСБ, например. Скорее всего, так оно и есть. В спецслужбах есть люди, которые занимаются психологической обработкой, и я думаю, что он попал под их влияние.

– Он часто ходил в церковь?

Мирона использовали очень умело

– Я за этим не следил, но он был человеком верующим. Видно было, что у него есть такое видение ситуации. Но я не следил за его религиозной жизнью. В силу многих обстоятельств российским эмигрантам, которые поддерживали Украину изначально, им в Украине тяжело. И у нас нет возможности, финансового ресурса планомерно закрывать все задачи, которые требует информационная война. В результате чего некоторые люди обижаются и из союзников превращаются в лучшем случае в нейтральных, а в худшем случае они переходят на сторону врага. Если человек с неустоявшейся психикой или с не очень четкой позицией – всегда может попасть под влияние первым. Я думаю, что Мирона использовали очень умело и подтолкнули в некотором направлении, – полагает Сергей Пархоменко.

Руководитель информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский предполагает, что за созданием "Христианского государства" могут стоять высшие чины Русской православной церкви:

Я не думаю, что эта группа товарищей все организовала

– Я не уверен даже, что это организация в полном смысле этого слова, – считает эксперт. – Я думаю, что это просто некая группа людей, которая, среди прочего, публично выступает на эту тему. Потому что их лидер как-то очень уклончиво на эту тему выступал – что он понимает, но сам вроде бы их не организовывал. Я думаю, это постепенно выяснится. Судя по тому, что там все уже не молодые ребята, они все с каким-то бэкграундом в этой области. Один из них был в РОНСе, это Российский общенациональный союз, Мирон Кравченко, кто-то связан с православным активистом Иваном Отраковским , который в свое время нам обещал, что тут будут православные дружины патрулировать, которых мы так и не увидели. В принципе, я не думаю, что эта группа товарищей все это организовала. Я думаю, что они просто удачно выступают в роли спикеров, которые хотя бы отчасти замешаны в материальных насильственных действиях, но сами насильственные действия могут предпринимать люди, с ними вовсе не связанные. Это движение против" Матильды" явно гораздо шире, чем эта группа, и радикализация этого движения явно происходит при каком-то попустительстве церковных верхов, скажем так. Трудно наверняка сказать, кто персонально за этим стоит, но просто без этого явно не обходится, – полагает Александр Верховский.

Заявления лидера "Христианского государства" Калинина о том, что его отделения есть во всех российских регионах, кажутся эксперту явным преувеличением. Так же скептически он относится и к предположениям о том, что "Христианское государство" – это проект ФСБ:

– У нас, конечно, все может быть, но я очень сомневаюсь. Я просто не понимаю, зачем ФСБ это надо. Это определенно какое-то церковное порождение, и если к этому имеют отношение какие-то силовики, то все-таки не на уровне целых ведомств, а в каком-то более личном качестве. Просто это движение является в сущности просто очень радикальной формой в реализации идеологической политики, которая проводится сверху последние несколько лет. Конечно, "Христианское государство" идет далеко впереди государственной политики, но всегда найдутся люди, которые пойдут далеко впереди. Может быть, среди них есть и какие-то люди из ФСБ, но мне трудно себе представить это. Непонятно целеполагание. Я не сомневаюсь, что у нас не одна Поклонская придерживается таких радикальных воззрений, но чтобы целое ведомство вступило на такой радикальный путь…Сомневаюсь, что это так, – говорит Верховский.

Правообладатель иллюстрации Maksim Grigoryev\tass Image caption Юрий Калинин - родной брат лидера организации "Православное государство"

Хамовнический суд арестовал члена организации "Христианское государство - Святая Русь" Юрия Калинина по делу о поджоге автомобилей у офиса адвоката Константина Добрынина. Калинин признал вину в поджогах и объяснил их "оскорблением своего чувства верующего".

Ранее был арестован другой член организации, Александр Баянов. Баянов также не отрицал своей вины, но просил суд его не арестовывать.

Калинин арестован до 11 ноября, передает корреспондент РИА Новости из зала суда. Суд таким образом удовлетворил ходатайство следствия, которое считает, что находясь на свободе Калинин может скрыться или угрожать свидетелям.

Сам Калинин в суде признал вину в поджоге автомобилей у здания адвокатской конторы, где работает представляющий интересы Алексея Учителя адвокат Добрынин. "Мои чувства верующего были оскорблены", - объяснил он свой поступок в суде.

Поджог машин произошел 11 сентября. Рядом с автомобилями по земле были разбросаны кусочки бумаги с надписью "За "Матильду" гореть". По словам представителя следствия, сейчас Калинина проверяют на причастность к поджогам в других регионах.

РИА Новости со ссылкой на источник сообщает, что Баянов сознался в двух поджогах: якобы 31 августа в Петербурге они с Юрием Калининым петербургский офис студии Алексея Учителя "Рок", а неделю спустя - ярославский кинотеатр "Нефть". Официально это не подтверждено.

Глава организации "Христианское государство - Святая Русь" Александр Калинин, родной брат арестованного Юрия Калинина, также проходит по делу в качестве подозреваемого. В среду Александра Калинина задержали для опроса в рамках уголовного дела. Затем его отпустили, но вскоре задержали повторно.

Ранее адвокат режиссера Учителя Константин Добрынин подал жалобу в ФСБ с просьбой проверить действия Калинина на экстремизм.

Депутат Госдумы Наталья Поклонская, которая активно требует запрета показа фильма "Матильда", утверждает, что подозреваемых по делу задержали по ее обращению. Она заявила, что все еще добивается признания фильма экстремистским материалом, однако насильственные методы при достижении этой цели недопустимы.

При этом в правоохранительных органах заявили, что действовали не на основании обращения Поклонской, а на основании заявлений, поданных в полицию потерпевшими.

"Христианское государство - Святая Русь" - организация, о которой широкой публике стало известно в начале этого года, когда она разослала в кинотеатры письма с требованиями отказаться от проката "Матильды" во избежание нападений.


Media playback is unsupported on your device

"Мы все перессорились". Как депутаты ввязались в спор вокруг фильма "Матильда"

В письмах с призывами не допустить показа фильма Учителя о юности российского императора Николая II и его романе с балериной Матильдой Кшесинской, которые стали поступать еще в январе, было сказано: "Любой баннер, афиша, рекламная листовка с информацией о прокате фильма "Матильда" будут рассмотрены как ваше желание унизить святых православной церкви и провокация к "русскому Майдану.

Кремль осудил эти заявления, а членов самой организации назвал "анонимными экстремистами". Уголовное дело об экстремизме заведено не было.

"Мы рождены, что бы Россию сделать Русью! Святой Русью!" - сказано в описании сообщества "Святой Руси" во "ВКонтакте". Модераторы уже закрыли это сообщество для сторонних пользователей. Всего в нем состоит около 300 человек "Христианского государства".

Рассказом об этом Александр Калинин сыскал популярность в Сети и завербовал первых сторонников

Организация «Христианское государство - Святая Русь» из-за угроз и поджогов, связанных с фильмом Учителя «Матильда», оказалась в центре всеобщего внимания. Ее лидер Александр Калинин раздал несколько интервью, объяснив: он и его сторонники якобы «просто предупрежали» кинотеатры о возможной опасности. На самом деле все гораздо серьезнее. Кто же такой Александр Калинин и кто - его соратники?

Сайт «Христианского государства» сейчас не работает, однако его копии остались в кэше поисковиков. Также у организации есть аккаунты почти во всех соцсетях. Ведет их тот же Александр Калинин.

Письма с так называемыми «предупреждениями» в кинотеатры ХГ/CР начала рассылать еще зимой, на сайте и в аккаунтах организации размещены радикальные посты в адрес создателей фильма и прокатчиков, а также видео поджога студии Алексея Учителя в Петербурге, машин его адвоката, кинотеатров в Ярославле, Брянске и Екатеринбурге.

У нас нет ни малейшего желания детально описывать установки «Христианского государства». Поэтому обратимся к личности его основателя и методам его «работы с аудиторией».

Александр Владимирович Калинин какое-то время жил в Норильске, родился в 1984 году. Женат, есть дочь. Затем он переехал в Липецкую область. У него есть некий бизнес (деталей Калинин не раскрывает).

В одном из видео Калинин описывает историю так: у его отца когда-то был в деревне под Липецком дом, затем на этом месте «небедный человек» построил трехэтажный особняк, который Калинин собирался купить вместе с участком в 6 гектаров. Рядом с этим местом, по словам Калинина, стоит всего одна дача, есть здание старой больницы в 2000 квадратных метров, которое местная администрация хотела продать Калинину.

Как написали липецкие СМИ, речь, скорее всего, идет о Грязевском районе Липецкой области.

Александр Калинин показывает дом, где живет его так называемая община - мелькают мужчины, дети, женщины в платках - несколько семей, всего 15 человек. Сделан приличный ремонт, стены - в иконах (иконы пишут сами и предлагают через сайт «беЗплатно»), виден большой портрет Григория Распутина. Сам Калинин обряжен в черный подрясник. Паству из общины окормляет, как признается Калинин, некий «священник с Луганска» - между тем, по данным липецких журналистов, в местной епархии РПЦ ничего не знают об организации «Христианское государство», с РПЦ она никак не связана.


На одном их видео запечатлена беседа Александра Калинина с протоиереем Иоакимом Лапкиным, который дает ему советы по обустройству общины. Лапкин весьма известен в Сибири. В различных епархиях РПЦ верующих предостерегали от прочтения написанной им литературы и называли «псевдоправославным лжеучителем».

Лапкин в начале девяностых организовал в заброшенном поселке Потеряевка Алтайского края «православный стан», поселение приняло устав, в котором говорилось: категорически запрещается общение с миром, обращение за помощью к неверующим по возможности нужно сводить до минимума.

Сотрудники Кемеровской епархии в связи с этим писали: «Подобная форма существования больше напоминает жизнь адептов в сектах».

Существование общины Александра Калинина, судя по всему, скроено по тем же лекалам.

Калинин утверждает, что одним из оснований для организации общины было рождение дочери: «В детский сад и школу она у меня не пойдет. Не хочу наблюдать за тем, как ребенок каждый день из чистого превращается в грязного. Если нас будет хотя бы 20 семей, потребуем от администрации организовать учебное заведение».

Калинин и Ко крайне активны в Сети: они привлекали сторонников через аккаунты в соцсетях, форумы, несколько сайтов. Подробности о том, как можно стать членом общины, Калинин сообщал потенциальным адептам в личной переписке.

Сейчас на сайте ХС/CР зарегестрировано 4 678 человек, на каждый аккаунт подписаны около 5 000. Многие оставили под постами и видео фанатичные комментарии. Отделения организации, значится на сайте, действуют в 13 городах. Калинин время от времени путешествует, бывает и в Москве. В одной из поездок он демонстрировал «Временное удостоверние личности гражданина Российской империи» с гербом времен Ивана Грозного.


Борода у Александра Калинина меняется: то она гламурная, то - запущенная.

Популярность в Сети Александр Калинин снискал в 2011 году, разместив тексты и ролики о своих «посмертных переживаниях» (тогда он еще жил в Норильске). Этот эпизод достоин отдельного цитирования, поскольку весьма ярко характеризует автора.

«Мне 27 лет, у меня красивая и умная жена, я являюсь бизнесменом и зарабатываю хорошие деньги, у меня замечательные родители, я вырос в благополучной семье», - начинает Калинин. И рассказывает, как в 2010 году они с невестой Мариной поехали на Украину, в поселок на Азовском море.

«Возле продуктового магазина сидела женщина лет 45 и предлагала туристам рисунки хной на теле – которые не смываются несколько дней, мы обратились к ней с просьбой нарисовать Марине на лопатке что-нибудь интересное. Она нарисовала какую-то ящерицу. Но испортила. Объяснила ошибку тем, что якобы кисть художника ведет сам Господь и это вовсе не ошибка, а так задумано свыше, а исправление будет стоить, как еще один рисунок.

Я ей объяснил, что так нельзя себя вести, что мне хочется оплатить её работу, но я этого не сделаю, пока она не исправит ошибку. Она стояла на своем. В итоге я ей сказал, что мы пойдем немного погуляем, а она пусть подумает, что поступает неправильно, мы вернемся, т.к. надеемся, что она исправит рисунок...»

В итоге дама «стала кричать, что уже поздно платить - я вор, я украл у нее деньги и за это умру в течение 2-х дней».

Через два дня, пишет Калинин, в него вселился дьявол. «Он может вашими руками совершить любой ужас. Я видел как он, будучи в моем теле бьет кулаками по стенам, переворачивает столы, мебель…В итоге, когда он все разворотил в комнате, он подошел к окну, ударил правой рукой в стекло».

Кончилось тем, что Калинина, который разрезал себе все руки и победал к морю, скрутили и отправили в больницу. Там Александра успешно зашили, но дьявол его не покинул. Это, впрочем, случилось после молитвы в храме, где служил священник-экзорцист. После описанных событий Калинин и узрел свой новый путь.


В больнице после "одержания дьяволом".

Отдельный интерес представляет человек из окружения Калинина, который зимой этого года называл себя «главой центрального отделения» организации «Христианское государство» по Москве и области - Мирон Кравченко. В украинских СМИ Кравченко именуют русским националистом. В 2015 году этот персонаж участвовал в прошедшей в Киеве учредительной конференции «Антипутинского информационного фронта» и выступал на пресс-конференции «Уроки и итоги киевского Майдана: возможность реализации революционного сценария и гражданской войны в путинской России» . С украинской стороны в ней участвовал заочно арестованный в России украинский радикал Дмитро Корчинский. Как объяснял потом Калинин в интервью «Псковской губернии», Кравченко тогда колебался, на чьей стороне воевать на Украине, и в итоге выбрал «Христианское государство».

В компании с Кравченко и Калининым позировал ветеран чеченской войны Иван Отраковский, активист организации «Святая Русь», чьи члены проводили военизированные тренировки и участвовали в акциях православных радикалов.

Этой зимой, после появления первых угрожающих писем, проводилась прокурорская проверка активистов «Христианского государства» (кстати, об этом просила и Наталья Поклонская), однако, по словам Калинина, у него «47 отказов в возбуждении уголовных дел». Он продолжает размещать посты в соцсетях.

Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в .

Однако эти фильмы до сих пор смотрят по телевизору, и никто не устраивает крестные ходы за запрет советской киноклассики, за оскорбление монархистов и царской семьи. Но вот именно «Матильда» была выбрана поводом, которая отодвинула на второй план и и экономический кризис, и противостояние с США и президентские выборы, и войну в Донбассе. Вот уже девятый месяц России пытаются навязать дискуссию - можно ли при описании событий 130-летней давности изображать наследника престола мужчиной со своими страстями и желаниями. Поэтому стоит разобраться, кто раздувает из фильма общероссийский конфликт и пробуждает семена мракобесия. Наталья Поклонская судя по всему стала лишь формальным инициатором и буча уже продолжается без ее активного вмешательства. Ведь кукловоды куда влиятельней. Итак, вот что выяснили корреспонденты life. ru. Кампания против фильма «Матильда» началась с подачи общественного движения «Царский крест», которое, по некоторым данным, связано с олигархом Константином Малофеевым, который, в свою очередь, является собственником православного канала «Царь-град». Издание выяснило, что «Царский крест» специально привлек внимание депутата Госдумы Натальи Поклонской к фильму. По словам Порожнякова, к Поклонской они обратились, потому что она «является их единомышленником и зарекомендовала себя как почитательница царской семьи». Движение «Царский крест» не зарегистрировано как юридическое лицо. Оно представляет собой лишь паблик в соцсети «Вконтакте», созданный в октябре 2016 года, то есть незадолго до подачи коллективной жалобы Поклонской. Об Александре Порожнякове мало что известно. На своей странице в «Вконтакте» местом своей работы он указал другую монархическую организацию - «Двуглавый орел». Среди двух имеющихся в Москве организаций, названных «Двуглавым орлом», одна занимается развитием русского исторического просвещения, вторая же - учреждена генералом в отставке Леонидом Решетниковым, председателем совета канала «Царьград». Сайт организации зарегистрирован на его дочь Александру, которая дружит с Порожняковым в «Вконтакте». Показательно, что к накалу страстей приложили руку и деятели из «братской Украины», которых вдруг страшно обуяла идея непорочности царя и почему-то именно они с особой агрессивностью бросились выражать мнение российского большинства. От имени народа вдруг начал вещать один из лидеров «Комитета спасения Украины» Юрий Кот, который за три года жизни в Москве ни разу не был замечен в каких-то монархических акциях и любви к августейшим особам. Получается удивительная вещь. Политические силы России в целом спокойно и даже с каким то непониманием взирают на бучу вокруг «Матильды». Зато политические маргиналы и клоуны из числа украинских эмигрантов то и дело скачут от имени российского народа и пытаются накалить ситуацию, взять «на слабо», «привыкли утираться», как в своё время соотечественники их Галичины пытаясь вызвать прямое противосстояние. Именно этого добиваются сегодня националисты на Украине. Очередной бандеровец Павел Казарин буквально накануне выступил на 5 канале, принадлежащем Порошенко, с призывом-подстрекательством - устроить «Майдан» в Москве, а потом забрать Крым. Ранее его семья поддержала государственный переворот на Украине и покинула полуостров. По мнению Казарина, условия для его возвращения должны сопровождаться не меньшими потрясениями в самой Российской Федерации. «Ставки на максимальную дезорганизацию, дестабилизацию, на новый 91-й год и так далее», - заявил Казарин. Идеи бандеровца оказались весьма созвучны новоявленным «православным» организациям и монархистам, которые открыто обещают акты насилия по отношению к мирным гражданам. Опять-таки, от имени народа. Лидер организации «Христианское государство – Святая Русь» Александр Калинин прямо заявил: «Если покажут фильм в кинотеатре, завтра кинотеатр сгорит». И вот какое же совпадение! Оказалось, что в окружении лидера движения «Христианское государство - Святая Русь», от которого уже открестились церковные иерархи РПЦ, вдруг обнаруживается ближайший сподручный, у которого прослеживаются явные связи с украинскими правыми радикалами, грезящими развалом России. Зовут его Мирон Кравченко. В украинских СМИ Кравченко именуют русским националистом. Дружен с представителями «Правого сектора» и без стеснения фотографировался на фоне их символики. В 2015 году этот персонаж участвовал в прошедшей в Киеве учредительной конференции «Антипутинского информационного фронта» и выступал на пресс-конференции «Уроки и итоги киевского Майдана: возможность реализации революционного сценария и гражданской войны в путинской России». С украинской стороны в ней участвовал заочно арестованный в России украинский радикал Дмитро Корчинский. Как объяснял потом Калинин в интервью «Псковской губернии», Кравченко тогда колебался, на чьей стороне воевать на Украине, и в итоге выбрал «Христианское государство». Очень похоже, что Кравченко уже внедрён «украинскими братьями» и исполняет «миссию» по расшатыванию внутриполитической ситуации в Российской Федерации. Пренебрегать этой вероятностью очень и очень опрометчиво. Мал клоп, да вонюч. На Украине это доказали не раз. Что имеем в итоге? Игры мракобесов в России тесно смыкаются с действиями украинских националистов, которые неожиданно запели в одном хоре с некоторыми представителями украинских эмигрантов. Негласный альянс рядится в одежды православия и патриотизма, а на деле царебожия. Цели их понятны - расшатать ситуацию в стране, стравить российский народ из-за полнейшей ерунды. Ведь были бы эти ряженые монархисты настоящими патриотами России, чья любовь в стране выражалась бы действительно в желании сделать её современной, стабильной и процветающей, то и героев бы они искали среди других людей. Но они поднимают на щит именно Николая Кровавого, кто вверг Россию в череду смут и революций, кто под дудку Англии отправил страну на фронты Первой мировой. Они не вспоминают ни миллионы погибших солдат в этой войне, ни русское офицерство. Разумеется, ни к какому Майдану действия мракобесов и их подтанцовки в фейсбуке в этот раз не приведет. Российское общество, в отличие от украинского, пока слишком монолитно, и оно не собирается ублажать хотелки горстки монархистов. Но никто и не говорит, что расшатать такую страну они собираются за пару недель. Пока они приучают нас к насилию со стороны каких-то активистов, выдают метания коктейлей Молотова за мнение верующих. Что бывает дальше, так вы это по Украине знаете. Алексей Белов

Более полугода в России развивается конфликт вокруг проката фильма «Матильда» Алексея Учителя. После очередного депутата Госдумы Натальи Поклонской о проверке фильма в начале года кинотеатрам по всей стране угрозы от организации «Христианское государство - Святая Русь» с требованием не показывать картину Учителя. Накануне из-за угрозы поджогов от проката «Матильды» крупнейшая российская сеть кинотеатров.

The Village разобрался, кто противостоит «Матильде» и к чему может привести радикализация православия в России.

Чем известно «Христианское государство»

Незарегистрированная организация «Христианское государство - Святая Русь» (разрешенная на территории России) широко заявила о себе в конце января, когда разослала российским кинотеатрам письма с требованием отказаться от рекламы и проката «Матильды» Алексея Учителя, а также с угрозами поджогов. «Любой баннер, афиша, рекламная листовка с информацией о прокате фильма „Матильда“ будет рассмотрена как ваше желание унизить Святых Православной церкви и провокация к „русскому майдану“», - говорилось в обращении активистов.

Авторы письма предупреждали о принятии «радикальнейших методов» для борьбы с «Матильдой» со стороны части православной общественности. Комментируя это послание, Церковь заявила, что «Христианское государство» не имеет отношения к РПЦ и ее позиции. В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал членов организации «анонимными экстремистами» и напомнил слова Владимира Путина о жесткой реакции государства на подобные виды агрессии. Сами же активисты уверяли, что не планируют жечь кинотеатры самостоятельно, и, напротив, заявляли о намерении предотвратить поджоги своими предупреждениями.

С просьбой провести проверку деятельности организации как Алексей Учитель, так и Наталья Поклонская, обвинившая «Христианское государство» в намерении опорочить православие. Спустя более двух месяцев прокуратура в действиях активистов признаки принуждения к отказу от сделки под угрозой применения насилия. Еще через два месяца ведомство материалы в полицию для принятия решения о возбуждении дела, однако МВД отказалось от уголовного преследования.

Пока полиция решала судьбу переданных материалов, «Христианское государство» в очередной раз предупредило кинопрокатчиков о поджогах. «Выход на экраны „Матильды“ повлечет за собой страшные для всей России последствия - всего за 10 миллионов рублей можно сжечь все кинотеатры России», - заявляли активисты.

От слов - к действиям

Первые инциденты произошли в конце августа в Петербурге, когда студию «Лендок», где находится офис Алексея Учителя, бутылками с зажигательной смесью. Тогда адвокат режиссера Константин Добрынин отметил, что за нападением могут стоять активисты «Христианского государства». 11 сентября рядом с московским офисом Добрынина неизвестные подожгли два автомобиля, в связи с чем юрист в МВД для проверки православных движений.

Кроме того, в начале сентября водитель нагруженного газовыми баллонами грузовика в кинотеатр «Космос» в центре Екатеринбурга из-за возмущения показом «Матильды». Учитель, его адвокат, а также мэр города Евгений Ройзман обвинили в провокации инцидента Поклонскую.

В результате угроз и нападений объединенная сеть кинотеатров «Синема Парк» и «Формула кино» от проката «Матильды». Представители киносети в Екатеринбурге получили послания с угрозами 4 сентября - в тот же день, когда произошел инцидент в кинотеатре «Космос». Кроме того, в «Иллюзионе» отменили единственный в Москве предварительный показ картины, хотя представители кинотеатра заявили, что это связано с техническими причинами. Руководитель «Христианского государства» Александр Калинин вновь заверил , что организация не причастна к поджогам, связав при этом массовые в городах России из-за телефонного терроризма со скорой премьерой «Матильды».

Что говорят религиоведы

Константин Михайлов
религиовед

Эта ситуация - логическое развитие тех событий, которые мы наблюдали на протяжении довольно долгого времени. Мы помним срывы рок-концертов православными активистами, мы помним разгромы музеев - можно вспомнить Дарвиновский музей или знаменитый разгром выставки Вадима Сидура несколько лет назад. Там постепенно это насилие назревало. Срывы концертов обычно проводились методами типа звонка с сообщением о якобы заложенной бомбе, но вот выставку Сидура громили уже вполне физическим способом: хватали экспонаты, бросали их на пол, топтали ногами. Все это развивалось постепенно и значительно ускорилось после 2012 года, когда дело Pussy Riot было, и за ним последовал консервативный поворот и активизация Церкви.

Государство немножко проспало этот момент. Власти сами сделали акцент на поддержку Церкви, когда были приняты законы о защите чувств верующих. Таким образом государство влило новые силы в церковную политику. Какое-то время власти предполагали, что могут контролировать этот процесс, что Церковь останется лояльной и подконтрольной. Сейчас они с удивлением сталкиваются с тем, что это не так: оказывается, что православные активисты действуют активнее и агрессивнее, чем это было бы удобно государству.

В крайних маргинальных ситуациях типа попыток насилия это невыгодно РПЦ, но в целом активизация церковного дискурса нравственности, противостояния современным тенденциям развития общества Церкви оказывается на руку, это заставляет ее голос звучать авторитетнее. За Церковью стоит большая группа поддержки, которая готова выйти за церковные интересы на митинг и перейти к активным формам борьбы. Все это делает Церковь более влиятельным политическим и социальным игроком в обществе.

С другой стороны, последние годы растет уровень религиозности россиян, и воцерковленная часть русского общества все больше углубляется в очень консервативную, правую повестку, которая в конечном счете предполагает и насильственные акции. Мы можем вспомнить в качестве примера аналогичную деятельность протестантских фундаменталистов в США, где технические приемы оказываются теми же самыми.

Проблема радикального православия возникла не сейчас, а существенно раньше в связи с организациями типа «Сорока сороков» или «Божьей воли». Мы не можем говорить о существовании массового православного экстремистского подполья, пока что это набор маленьких, самостоятельных групп. Но, как нас учит американский опыт фундаментального протестантизма, в перспективе это может обернуться достаточно серьезными проблемами. Американские протестанты тоже довольно долго ничего страшного не делали, протестовали против дарвинизма, а потом раз - и какой-нибудь Тимоти Маквей (организатор взрыва в Оклахома-Сити в 1995 году. - Прим. ред. ) устраивает теракт, в котором гибнет полторы сотни человек.

Мы сейчас наблюдаем момент перехода из проблем маргинальных, незаметных в проблемы общественные. Если ничего не делать, то, скорее всего, мы будем видеть постепенное усиление православных радикалистских тенденций, которые вряд ли станут массовыми - у нас достаточно светское общество, - но группа активно вовлеченных в православие верующих будет все более радикализироваться, и последствия могут быть самыми непредсказуемыми, в том числе это чревато насилием.

Как показывает практика экстремизма в других религиозных течениях, простыми запретами здесь ничего решить нельзя. У нас есть в законодательстве безобразная 282-я статья (за экстремизм. - Прим. ред. ), но она не решает проблем экстремизма ни в России, ни в других странах. Тут нужна более планомерная работа, в которой должна участвовать и Церковь. Классическими нашими методами «хватать и не пущать» здесь ничего не решишь.

Организация «Христианское государство» - небольшая и до недавнего времени довольно маргинальная. Для ее сравнения с ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в России. - Прим. ред. ) нет никаких оснований. Исламское государство - гигантская организованная структура, возникшая по отработанным моделям террористических структур с жестким подчинением. О современном православном сообществе говорить этого нельзя. И это совершенно другой уровень агрессии. 100 % православных организаций (даже очень правых) не рассматривают теракты как свою непосредственную цель. Может быть, если дело пойдет плохо, они дойдут до этой идеи, но об изначальном целеполагании говорить не приходится.