Индивидуальное занятие с ребенком страдающим заиканием.

«Путешествие в страну Кратких ответов».

ТЕМА: Путешествие в страну Кратких ответов.

Корреционно-образовательные:

Закрепление в сознании дошкольника техники правильной речи. Воспитание самостоятельной, плавной и ритмичной речи.

Расслабление мышц по контрасту с напряжением; воздействие словом на волю и сознание ребенка, вызывание спокойствия, уравновешенности, уверенности в своей речи.

Тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, словах, короткой фразе.

Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слов: выделение ударного гласного звука из слов, деление слов на слоги.

Развитие процессов словообразования и словоизменения: употребление существительных в творительном падеже единственного числа; образование названий детёнышей животных, относительных прилагательных от существительных

Коррекционно-развивающие:

Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к занятию.

Оборудование: Набор фигурок животных, домики; предметные картинки: детёныши животных, продукты питания; план и улицы города Красивой речи; набор слов: название животных; буквы для составления слова.

Ход занятия.

1. Наши глазки хорошо смотрят и всё видят.

Наши ушки хорошо слушают и всё слышат.

А наш язычок что хочет делать? (Правильно, говорить). Но вначале мы должны расслабиться, а для этого будем делать упражнения.

2. Расслабляющие упражнения по контрасту с напряжением.

Сели на стульчик. Руки на коленях. Успокоились. Слушайте и делайте как я.

Упражнения: “Кулачки” (расслабление мышц рук).

“Олени”,

“Загораем” (расслабление мышц ног).

“Штанга” (-/- мышц рук, ног и корпуса),

“Кораблик”.

“Шарик” (расслабление мышц живота).

“Любопытная Варвара” (-/- шеи).

“Хоботок” (-/- мышц речевого аппарата и губ),

“Лягушки”.

“Сердитый язык” (расслабление мышц языка),

“Горка”.

3. Внушение “Волшебный сон”.

Теперь, ты знаешь, как легко говорить, когда нет напряжения. Если ты почувствуешь, что не получается какое-то слово, нужно остановится, расслабится, сделать спокойный вдох и продолжать говорить плавно, четко, не напряженно.

Повторим команды правильной речи.

Мы всегда спокойны!

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим!...

4.-А вот и город Красивой речи. Какие же улицы есть в этом городе?

(Чтение названий улиц: ул. Громкая, Четкая, Пауз. Неторопливая;

выделение ударного гласного звука; деление слов на слоги; нахождение таких же слов на плане города).

Самая главная площадь города – площадь Гласных звуков, потому что в речи гласные звуки самые главные.

И еще на плане есть озеро Спокойствия.

Мы всегда спокойны.

5. -Собираемся в поездку по стране Кратких ответов. Здесь все жители говорят кратко, отвечают на вопрос только одним – двумя словами.

Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем,

Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.

Каким видом транспорта мы воспользуемся! (Поездом, автобусом, полетим на самолете, можно плыть на теплоходе и т.д.)

Развитие речевого дыхания.

Ребенок изображает движение поезда (чу-чу-чу).

На длительном выдохе произносит: “у-у-у” (гудит паровоз) и т.д.

6.-Вот, кажется, мы подъезжаем к зоопарку. Как раз в зоопарк привезли из разных мест зверей. Поможем животным найти свои дома?

(Чтение названий домиков. Расселяем зверей).

Олень Лиса

Игра: “Кому что?” (кормление зверей – карточки с названием любимой еды животных, предметные картинки).

Вскоре у животных появились детёныши. Игра “У кого кто?”.

7. А сейчас мы отправимся в кафе “Сладкоежка”.

В кафе продавец угощает тех, кто сумеет правильно и неторопливо ответить на вопросы.

Что продаётся в кафе “Сладкоежка”? Какие сладости? (Ответы ребенка)

Ещё здесь продаются различные соки из фруктов и ягод:

Сок из винограда – виноградный,

-//- из груш –

-//- из мандаринов –

-//- из персиков –

-//- из яблок – и т.д.

Подсчет карточек. (За правильные ответы и плавное чёткое произношение слов – даются фишки).

8. Вот и закончилось наше путешествие. Будем возвращаться в детский сад.

На табличке все буквы разбежались. И чтобы вернуться - нужно составить из букв слово. (Определение последовательности и количества звуков в слове, чтение слова).

9. Подведение итогов занятия.

Приглашаю вас познакомиться с материалом, который я использую для индивидуальной работы с детьми. Каждый конспект разработан в соответствии с методиками, применяемыми в коррекции заикания: релаксационные упражнения, дыхательные и голосовые упражнения, речевые упражнения на координацию слова с движением, тематический стихотворный материал, речевые игры на воспитание спокойного темпа речи в предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие №1

Помахать руками, как птички крылышками – напряжение, опустить руки – расслабление.

Помахать руками, как при прощании - напряжение - кисти рук расслаблены- круговое движение кистями рук.

Сжать кулачки – напряжение, опустить руки – расслабление.

2. Дыхательные упражнения.

Ребенку предлагается:

Потушить свечу. Сначала нужно вдохнуть через нос (не поднимая плеч и не запрокидывая назад головы), а потом спокойно выдыхать на свечу через рот, произнося длительно шепотный звук ффффффф

Сдувать ватку с ладони и затем проверять – у кого ватка улетела дальше.
-предлагается при вдохе понюхать цветок (вдох через нос, выдох через рот)

Звукоподражания паровозному гудку – уууууууу (громко-тихо)

Игра «Эхо»: один произносит громко «А» - другой тихо отзывается «а» (так же с гласными «О», «У», звуко комплексами «АУ», «АО», «УА», «ОА»)

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

1. Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. Игра в считалки проводится медленно, четко произнося каждое слова.
«Научились мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять!»

Размеренные движения пальца руки регулируют темп и делают темп произношения текста доступным для ребенка.
Считалка произносится 4-5 раз,

2. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре с мячом. Например, произносим имена друзей: на замахе мяча говорим первый слог, на второй слог – бросаем мяч: Во – ва.

3. Речевые упражнения в счете от одного до пяти – под мяч. Каждое слово – бросок мячом в пол.

4. Произнесение стишка под хлопки:

Очень мамочку люблю -4 хлопка

Маму милую мою – 4 хлопка.

Нежно поцелую- 2 хлопка

Мамочку родную -2 хлопка.

5. Речевые настольные игры . Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова.
Для этих занятий используется любое предметное лото.
Взрослый показывает голосом, в каком темпе ребёнок должен произносить название взятой ими картинки, а потом предлагает называть картинки в таком же темпе.

У _меня_ петушок. - У_ меня_ рыбка. - У_ меня_ белка

Занятие №2

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

«Олени». «Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя». (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.) «Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени. Расслабились руки.

Упражнение для расслабления мышц живота

«Качели» Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись

«Шарик». «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух - будто шарик лопнул.

2. Дыхательные упражнения.

-"Лети, перышко!". Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело. - дифференциация ротового и носового дыхания: а)вдох-носом, выдох-носом б)вдох-носом, выдох ртом

Пропевание звука А-А-А на плавном выдохе. (то же со звуками О, И, У, Э)

Пропевание звукокомплексов АУ, АУО, АУИ, АУЭ, АО, АОУ, АОЭ, АОИ.

Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. (в руках у ребёнка мяч, на ударный слог движения к себе-от себя)

Я кувшинчик уронила

И об пол его разбила

1, 2, 3- мячик мамочка лови!

Воспитание спокойного темпа речи в игре с бубном. Например, произносим слова: на каждый удар бубна произносим слово по слогам. Словарь: ба-нан, ли-мон, ки-ви, гру-ша, ды-ня, ман-да-рин, а-пель-син.

Речевые упражнения под мяч. Каждый ударный слог – бросок мячом в пол.

Словарь из сказки «Репка»: рЕпка, дЕдушка, бАбушка, внУчка, Жучка, кОшка, мЫшка.

5. Речевые настольные игры . Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова, затем в четыре слова.

У_меня_апельсин. У_меня_сладкий _апельсин. У_меня_лимон. У_меня_кислый_лимон. Словарь: названия фруктов.

Занятие №3

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

«Кулачки» - Выполняется сидя. Свободно положить руки на колени,

ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

«Сосулька» Выполняется стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая всё тело. После слов «солнце взойдёт и сосулька упадёт», опустить руки, расслабляя их.

2. Дыхательные упражнения.

а) «Воздушный шар» - во время выдоха произносится звук «ф-ф-ф». Рука ребёнка на диафрагме контролирует вдох и выдох.

Шарик надувает ребёнок «Ф_Ф_Ф»

Шарик надувает мама «Ф_Ф_Ф_Ф»

Шарик надувает папа «Ф_Ф_Ф_Ф_Ф_»

б) Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).Счёт ведёт взрослый.

«Баюкаем куклу» - тянем А – а-а-а-а-а. Произносится громко - тихо.

«Болят зубы» - тянем О – о-о-о-о-о. Звук произносится громко – тихо.

На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза –

Аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.

АОАО АУАУ АИАИ АЭАЭ УАУА УОУО УИУИ УЭУЭ

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

По дорожке мы пойдём

И корзинку мы найдём.

В руки овощи беру

И в корзинку положу.

5. Речевые настольные игры .

а) Ребёнок берёт овощ и говорит фразу «У меня помидор». «У меня огурец» и т.д. Затем постепенно фраза наращивается: «У меня красный помидор, это овощ». «У меня зелёный огурец, это овощ».

б) Игра «Чего не стало?» На столе картинки с овощами. Ребёнок закрывает глаза. Взрослый убирает картинку. Чего не стало? Ответ: Не стало огурца.

Игра «Скажи ласково» Огурец – огурчик. (Картофель, морковь, свекла, помидор)

Игра «1-3-5» Например: «Один огурец, три огурца, пять огурцов. И.т.д.» (картофель, морковь, свекла, помидор, огурец).

Занятие №4

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

Замок» - Выполняется стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетёнными пальцами поднять завести за голову, напрячься и резко опустить руки с одновременным расслаблением.

2. Дыхательные упражнения.

«Задуй свечку» - ребёнок держит полоску бумаги на расстоянии около 10 см. от губ. Медленно и тихо подуть на свечку так, чтобы «пламя» свечи отклонилось.

«Форсированный выдох» - вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»). Повторить 7-10 раз.

На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.

Последовательность упражнения:

. На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми

Гласными, а затем новый вдох – и новое сочетание. Последовательность

Упражнения та же, что и в предыдущем упражнении.

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

А) Ванька-встань-ка, Ванька-встань-ка

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Б) Прошагивание названий игрушек со зрительной опорой. Слова: ку-бик, ма-ши-на, мя-чик, пи-ра-ми-да, и-груш-ки, ба-ра-бан, миш-ка, со-бач-ка.

В) Согласование существительного с личным местоимением. Например, это моя кукла.
Моя - кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;
мой - мяч, мишка, слон.

Г) Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Мяч -мячик, кукла - куколка, мишка - мишенька, мишутка,
машина - машинка, собака - собачка, пирамида - пирамидка.

Занятие №5

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

«Загораем» - Выполняется сидя. Ноги вытянуты вперёд, ноги поднять, мышцы ног напряжены. Затем ноги опускаются, отдыхают, расслабляются. Повторить несколько раз.

а) На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными - А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произнести на одной высоте. Протяжённость звуков характеризует определённую мелодию – «распевная интонация».

б) Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до 10, на каждый счёт ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал от пола». Следить, чтобы звук не был напряжённым.

в) На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо.

г) На плавном выдохе произносим названия домашних животных:

коза-козёл-козлёнок кот, кошка, котёнок бык – корова – телёнок

собака – кошка – корова пёс – собака - щенок

3. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

а) - Киса, кисонька, кисуля!-

Позвала котенка Юля.

Не спеши домой, постой!-

И погладила рукой.

б) Прошагивание названий домашних животных: кош-ка, со-ба-ка, ко-ро-ва, ко-за, ло-шадь, ко-тё-нок, те-лё-нок, кро-лик, по-ро-сё-нок.

в) «Кто как кричит». Ребёнок кладут ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения, исключая союзы. Таким образом он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки.

Кошка и котята мяукают. (3 нажатия) Собака и щенята лают. Лошадь и жеребята ржут.

Корова и телята мычат. Свинья и поросята хрюкают.

г) «Кто что любит» Собака любит мясо. (3 нажатия) Лошадь любит сено. Кошка любит молоко. Коза любит сено. Кролик любит морковку и капусту.

Д) «Исправь ошибку» У кошки - козлёнок. У коровы – поросёнок. У собаки – котёнок.

У козы – щенок. У кролика- телёнок.

Занятие №6

1.Расслабляющие движения(релаксация)

«Любопытная Варвара» - Выполняется сидя.

Повернуть голову влево, постараться увидеть как можно дальше. Мышцы напряжены. Возвращаемся в исходное положение, смотрим прямо. Мышцы шеи расслаблены. Затем голову поворачивают вправо.

Поднять голову вверх, посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад, напрячь шею. Выпрямиться, расслабиться.

Медленно опустить голову вниз, напрячь мышцы шеи. Выпрямиться, расслабиться.

«Заводные игрушки» - Превратиться в заводную игрушку. Повернуться вокруг себя. Игрушка сломалась – застыть в определённой позе, почувствовать напряжение, расслабиться.

2. Дыхательные упражнения.

«Воздушный шар» - во время выдоха произносится звук «ф-ф-ф».

«Гуси» - руки на поясе. Медленно наклонить туловище вперёд, не опуская голову вниз протяжно произнести «г-а-а-а».

«Горка» Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).

а) Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах; После каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

б) На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

а) Три медведя шли домой

Папа был большой, большой,

Мама чуть поменьше ростом

А сынок – малютка просто

Очень маленький он был – с погремушками ходил.

б) Прошагивание названий диких животных: лиса, волк, медведь, зайчик, лисёнок, волчонок, медвежонок, зайчонок.

в) Игра «Кто кем был». Ответы полным предложением. Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения, исключая союзы. Таким образом, он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки.

Медведь был (медвежонком).-3 нажатия. Ёжик был (ежонком). Лиса была лисёнком. Лось был (лосёнком). Волк был (волчонком). Белка была (бельчонком). Заяц был (зайчонком).

5. Беседа по теме.

Чем питаются дикие животные?

Кто из зверей делает запасы на зиму?

Какие это запасы?

Как называется жилище медведя? – Берлога. Волка? – Логово. Лисы, ежа? – Нора. Белки? – Дупло. Где живут дикие животные? – Медведь живет в берлоге, волк – в логове, ёж, лиса – в норе, белка – в дупле. Заяц спит под кустом.

6. Пересказ сказки «Теремок» по ролям вместе со взрослым.

Занятие №7

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

- «Штанга» - Выполняется стоя. Представьте, что поднимаем тяжёлую штангу. Наклонились, взяли штангу. Кулачки сжаты, медленно поднимаем руки. Они напряжены, тяжело держать штангу. Устали, бросили штангу. Руки расслаблены и свободно повисают вдоль туловища.

-«Загораем» - Выполняется сидя. Ноги вытянуты вперёд, ноги поднять, мышцы ног напряжены. Затем ноги опускаются, отдыхают, расслабляются. Повторить несколько раз.

2. Дыхательные упражнения.

С идя на стуле. Вдох, расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик. Пауза (задержка дыхания). Выдох, втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Сидя на стуле. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Птичьи голоса». Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд- кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?».

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

А) Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки – жёлтые ребятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зёрнышки ищите!»

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляная головушка,

Шелковая бородушка.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

б) Игра «Кто кем был». Ответы полным предложением с легким нажатием пальцами при произнесении каждого слова. Курица была цыплёнком (3 нажатия). Гусь был гусёнком. Утка была утёнком. Индюк был индюшонком.

в) Игра с мячом. «Один-много» Прошагивание слов по слогам. Цыпленок – цыплята, петух-петухи, индюк-индюки, утка-утки, гусь-гуси, утёнок-утята, гусёнок-гусята, индюшонок-индюшата.

г) « Исправь ошибку » У утки – гусята; у индюшки – цыплята; у курицы – утята; у гусыни – индюшата.

д) «Скажи наоборот» Утка большая, а утёнок… (маленький.) Цыплёнок молодой, а петух…(старый). У гуся шея длинная, а у курицы….(короткая).

Е) «Назови ласково » Петух-петушок, курица-курочка, цыплёнок-цыплёночек, утёнок-утёночек, клюв-клювик, крыло-крылышко, хвост-хвостик, перо-пёрышко, яйцо-яичко.


Заикание — это не болезнь, а проявление болезни, один из её симптомов. Соответственно, чтобы говорить о тактике лечения заикания, нужно точно установить, проявлением какого расстройства оно является...

Разработано большое количество методик избавления от заикания. Какая методика подойдет в каждом конкретном случае, сказать трудно. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию методику, описанную в книге В.М.Лыкова "Заикание у дошкольников" (М., 1978).

Сущность заикания

Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую "механическую поломку" звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал "сшибкой".

Образовавшийся в результате такой "сшибки" больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

В этой связи встает вопрос: "Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?"

Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д.

Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.

Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.

Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.

Могут возразить: "Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются". Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств — состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.

Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей "молодости", и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата — заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

Симптомы заикания

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.

Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.

Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти "чужеродные" звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются "а", "э", "вот", "ну", "и".

Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность.

Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.

Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.

У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная.

В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.

Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Преодоление заикания

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом , рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные.

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

Речевые занятия

Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.

Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает 3-4 месяца. Все это время надо быть рядом с ребенком и "прожить" с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание — недуг устранимый.

Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

Подготовительный период

К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок "Теремок", "Колобок", "Три медведя" и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.

В подготовительный период организуются простые речевые занятия — три-четыре раза в день продолжительностью 10-15 минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: "Я учусь говорить медленно". "Я учусь говорить громко".

Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки — настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.

После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности — от простой формы речи к сложной.

Сопряженная речь — наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, неспеша проговаривайте: "Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы".

Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: "Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли". Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.

Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.

Отраженная речь — это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: "У меня карандаш". "Я рисую". "Жила-была коза, и было у нее семеро козлят". С детьми желательно проговаривать "Теремок", "Колобок", рассказ М. Пришвина "Храбрый ежик", стихи А. Барто "Зайка", "Мишка". Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по "Азбуке".

В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: "Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять". И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: "У меня белка". Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.

Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.

В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой "Весна". В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.

После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах "Веселые картинки", "Мурзилка").

На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду — тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в обычный детский сад.

Тренировочный период

Тренировочный период — это главный период в работе по устранению заикания. Его цель — освоение наиболее сложных форм речи на основе навыков, приобретенных в подготовительном периоде. Ребенок почувствовал, что может говорить свободно, уверенно, а поэтому последующие занятия не будут ему казаться чрезмерно трудными.

Тренировочный период начинается с освоения вопросно-ответной формы речи. Занятия строятся в форме беседы, игры, трудовой деятельности. В качестве дидактического материала служат картинки, игрушки, и т. д. Главное для родителей — уметь правильно поставить вопрос. В отличие от упражнений с отраженной речью ребенок при ответе на вопрос самостоятельно произносит одно слово. В дальнейшем ответы усложняются, и ребенок говорит самостоятельно 3-4 слова.

Приведем примерное занятие, рассчитанное на один день. Опираясь на эту композицию, вы можете строить аналогичные занятия на последующие дни.

Утром

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Встаньте напротив ребенка в двух метрах от него с мячом.

— Женя, что у меня в руках?
— Мяч.
— Лови! (Женя ловит).
— Женя, что ты сделал?
— Я поймал мяч.
— Бросай мне (Бросает).
— Что ты сделал?
— Я бросил мяч.
— Какой это мяч?
— Мяч резиновый (круглый, маленький). (На слово "резиновый" ребенок бросает мяч). Следующее упражнение — приседание на корточки и выпрямление с упором на носки.
— Что ты будешь делать?
— Я буду подниматься на носочках и садиться на корточки.
Упражнение выполняется следующим образом: На счет раз — приседание.
— Женя, что ты сделал?
— Я присел на корточки. На счет два — выпрямление.
— Женя, что ты сделал?
— Я встал на носочки.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Приготовьте набор предметных и сюжетных картинок. Поочередно показывайте их ребенку:
— Кто это?
— Это девочка.
— Что делает девочка?
— Девочка играет с куклой. Следующая картинка:
— Кто это?
— Мальчик.
— Что в руках у мальчика?
— В руках у мальчика удочка.
— Что делает мальчик?
— Мальчик ловит рыбу.
В таком ключе разберите с ребенком еще несколько картинок. Не торопите малыша, следите, чтобы он отвечал плавно, без ошибок. При затруднениях пусть повторит вслед за вами.
От предметных картинок переходите к работе с сюжетными картинками, вырезанными из детских журналов. Дети охотно занимаются по картине К. Успенской "Не взяли на рыбалку".
Вначале ребенок внимательно рассматривает картинку, а потом отвечает на вопросы:
— Женя, что изображено на картинке?
— На картинке мальчик, курочка, дядя и еще мальчик.
— Где живет мальчик? В городе или в деревне?
— Мальчик живет в деревне.
— Как ты думаешь, куда пошли отец и старший брат?
— Они пошли ловить рыбу.
— Что у них в руках?
— В руках удочки.
— Кто еще хотел ловить рыбу?
— Этот мальчик.
— Взяли или нет его?
— Не взяли, и он плачет.
— А что делает сестренка?
— Улыбается.
По мере разбора картины вопросы усложняются.
Для детей 4-5-летнего возраста подбирайте картинки с изображением животных, героев любимых сказок. Занятие закончите вырезанием буквы "а". Начертите на листе бумаги букву "а" и предложите ребенку вырезать ее. В процессе операции спросите:
— Женя, что ты делаешь?
— Я вырезаю букву "а".
Вместе громко произнесите "а-а-а-а".

В. М. Лыков

Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру

В. Лыков

Занятия с заикающимися.

1 этап

Занятие № 1, 2, 3 . Расслабление мышц рук.

Цель: Обучать расслаблению рук, фиксируя внимание на приятном состоянии расслабленности.

  1. Сесть на стул, опереться о спинку. Руки на колени, расслабиться.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье….

И становится понятно:

Расслабление – приятно!

  1. Упражнение «Кулачки»

Сжать пальцы в кулачок покрепче. Чтобы косточки побелели.

Вот как напряглись ручки. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Распрями ручки. Вот и расслабились ручки. Легко, приятно стало. (упражнение выполнить 3 раза).

Спокойный вдох – выдох, вдох – выдох.

Большой палец с силой прижимаем к остальным:

Пальчики сильней сжимаем- отпускаем, разжимаем.

Приподнять и уронить расслабленную кисть ребёнка.

Отдыхают пальчики.

  1. Упражнение «Олени».

Представим, что мы олени. (поднять скрещенные руки над головой, широко расставив пальцы) Вот такие рога у оленя! Напряги руки! Руки стали твёрдыми как рога у оленя. Трудно держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опусти руки, урони на колени. Расслабились руки. Отдыхают.

Вдох – выдох, вдох – выдох.

Посмотрите: мы олени, рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени, А теперь – немного лени…

Руки не напряжены, И расслаблены…

Взрослый лёгким движением пальцев проводит по руке ребёнка от плеча до кончиков пальцев.

Дыхательное упражнение «Задуй свечку»

Спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть через (через рот) на свечку, произнося шепотом Ф – Ф – Ф.

Упражнение повторять по 3 раза 4 раза в день.

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса

Логопед . Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя .) Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий. )

Упражнение «Штанга» (рис. 7, 8). Логопед. Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища , рис. 9.) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)

Рис. 6.

Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться .)

Крепко держим...

Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.

– И бросаем! (Упражнение повторяется три раза. )

Наши мышцы не устали –

И еще послушней стали!

Нам становится понятно:

Расслабление – приятно.

Упражнение «Кораблик» (рис. 10, 11). Логопед . Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола .) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена .) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Дышим попеременно

И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 - вдох и выдох через нос; 2 - вдох через нос, выдох через рот; 3 - вдох через рот, выдох через нос; 4 - вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 - вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 - вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 - вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Рыбки

Оборудование: 2-3 яркие бумажные рыбки.

* * *

На уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Дети стоят напротив рыбок.

Логопед . Давайте сделаем так, чтобы наши рыбки начали весело играть. Смотрите, я дую на них, и они плывут. Попробуйте и вы.

Логопед показывает, как дуть на рыбок, дети повторяют.


Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания подготовительная группа.

Фонематическая тема: «Дифференциация звуков Ж и Ш в словах».

Цель :

  • учить различать согласные звуки Ж и Ш в словах.

Задачи:

  1. Учить слухо-произносителной дифференциации Ж и Ш.
  2. продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
  3. продолжать знакомить с термином « звук»
  4. учить выразительно, исполнять стихотворение, интонационно передавать разнообразие его звучания, пользоваться естественными паузами, ударениями, передавать своё отношение к содержанию.
  5. формировать умение понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  6. формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

  1. Предметные картинки на звук Ж и Ш.
  2. Тетрадь для логопедической работы

Ход занятия:

1. Логопед предлагает ребёнку послушать внимательно стихотворение:

Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки,
Ёж доволен, сыт, умыт,
На кроватке сладко спит.

Откуда взялся дождик?

Что сделал дождик7

Что случилось с ёжиком?

Следить за тем, чтобы ребёнок отвечал строчками из стихотворения.

Обратить внимание на то, что ребёнок выделял интонационно звук Ж в стихотворении. Прочитать стихотворение ещё раз с установкой на запоминание.

2. Упражнение на расслабление, снятия, мышечного тонуса « Деревья шумят»

Юра сейчас мы с тобой сделаем очень интересное упражнение. Повторяй за мной:

Деревья «шумят» — поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны.

(под музыку)

3. Развитие фонематического слуха. Сравнение артикуляции (общее и различие)

Дидактическое упражнение « Узнай по описанию» Логопед просит ребёнка отгадать по артикуляции, что это за звук.

Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука.

  • горлышко молчит.

Повтори, пожалуйста, и произнеси звук.

Что это за звук?

Какой он?

Ребёнок: -ш-ш-ш- это звук Ш, согласный, всегда твёрдый, глухой.

Логопед показывает артикуляцию звука Ж.

  • губки округленны и слегка вытянуты вперёд,
  • широкий язычок на верху, образует» чашечку»
  • тёплая воздушная струя идёт по центру язычка
  • горлышко работает.

Повтори за мой и произнеси.

Что это за звук?

Ребёнок: -ж-ж-ж звук ж,согласный,всегда твёрдый, звонкий

4. Дифференциация звуков Ж и Ш.

Дидактическое упражнение «хлопни в ладоши».

Юра, я буду произносить слова, а ты слушай. Когда услышишь звук Ж, хлопни в ладоши.

  • Ж, ш, ш, ж…,
  • Жа, ша, жо…,
  • Жора, шуба, кошка, ёжик…,

Игра «Наоборот».

Я буду произносить слова со звуком Ш, а ты наоборот со звуком Ж

  • Ша ———Жа
  • ЖА———Ша
  • Жи———-Ши
  • Ши———Жи…

Повторение серии слогов:

  • Жа-ша-жа,
  • Жа-жа-ша,
  • Ша-жа-жа,

Закончи слово подходящим слогом:

  • ШИ (жи)
  • ГРУ….(ши)
  • Лу….(жи).,
  • Лы…(жи),
  • У…(ши),
  • У…(жи),
  • Ер…(ши),
  • Экипа…(ж)
  • Камы…(ш)

Пары слов.

Назови те звуки в парах слов, которыми слова отличаются друг от друга:

  • ЖАР — ШАР
  • ЖАЛЬ – ШАЛЬ
  • ЖАРИТЬ – ШАРИТЬ

Разложи картинки.

Разложи картинки на две стопки:

Предметы, в названии которых есть звук Ш, и предметы в названии которых есть звук Ж.

Логопед называет слово целиком,а ребёнок называет его по звукам.

  • КОШКА
  • ЛЫЖИ…

Чистоговорки.

Чистоговорки на звуки Ш и Ж.

Учить при произнесении последнего слога интонационно выделять звук Ш и ж.

  1. Ши — ши – ши, что шепчут камыши.
  2. Ша – ша – ша, это утка, выходи из камыша.
  3. Ше — ше – ше, нет уж утки в камыше.
  4. Жа – жа – жа, есть иголки у ежа.
  5. Жу – жу –жу,как–то уж пришёл к ежу.
  6. Жи – жи – жи, мне ежаток покажи…

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук Ш и Ж.

Дидактическое упражнение «Подари Жанне подарок».

Юра, давай с тобой подарим Жанне подарки на звук Ж в начале слова, и на звук Ш в середине слова.

Я подарю Жанне:

  • жёлудь
  • жаворонка

Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки Ж и Ш.