Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В начале войны на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ. Тогда мне было 13 лет. Я пошла в 5 класс.. Двоих парней из 7 класса призвали в армию.

Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Учеников кормили в школе. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе ученики собирали деньги на самолёт и танк. Как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Выходных не было. Почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

« Я родилась 1 июля 1928 года в селе Нижняя Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В 1941 году, когда объявили войну, родители нам об этом сказали. Мы восприняли это спокойно, потому что ещё не знали бед. Сразу же началась светомаскировка. Летом на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ взрослого населения. Тогда мне было 13 лет. Осенью этого года мы помогали убирать урожай в ОРСе (отдел рабочего снабжения, при шахтоуправлении). Я пошла в 5 класс. Школа была семилетней. Двоих парней из 7 класса призвали в армию. Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Когда шло много породы с углём, мы ходили отбирать её на шахту. Этот уголь шёл в комхоз. Учеников кормили в школе (только тех, кто учился) за счёт шахтоуправления. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте, у них была бронь, мама занималась хозяйством. Шахтёры работали по 12-16 часов в сутки. Мы с братом обеспечивали свою семью углём, соломой и водой. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне, в 7 километрах от нас развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе собирали деньги на самолёт и танк. В1942г., как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Затем отправили в колхоз. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Кормили неплохо. Мылись в речке. Выходных не было. В сентябре пытались убежать, но бригадир нас остановил и вернул обратно. А бежать собрались, потому что почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. В 1944 году меня позвали работать официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Проработала там всё лето. В октябре я пошла в 8 класс. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

« Я родилась 1 июля 1928 года в селе Нижняя Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В 1941 году, когда объявили войну, родители нам об этом сказали. Мы восприняли это спокойно, потому что ещё не знали бед. Сразу же началась светомаскировка. Летом на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ взрослого населения. Тогда мне было 13 лет. Осенью этого года мы помогали убирать урожай в ОРСе (отдел рабочего снабжения, при шахтоуправлении). Я пошла в 5 класс. Школа была семилетней. Двоих парней из 7 класса призвали в армию. Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Когда шло много породы с углём, мы ходили отбирать её на шахту. Этот уголь шёл в комхоз. Учеников кормили в школе (только тех, кто учился) за счёт шахтоуправления. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте, у них была бронь, мама занималась хозяйством. Шахтёры работали по 12-16 часов в сутки. Мы с братом обеспечивали свою семью углём, соломой и водой. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне, в 7 километрах от нас развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе собирали деньги на самолёт и танк. В1942г., как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Затем отправили в колхоз. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Кормили неплохо. Мылись в речке. Выходных не было. В сентябре пытались убежать, но бригадир нас остановил и вернул обратно. А бежать собрались, потому что почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. В 1944 году меня позвали работать официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Проработала там всё лето. В октябре я пошла в 8 класс. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

« Я родилась 1 июля 1928 года в селе Нижняя Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В 1941 году, когда объявили войну, родители нам об этом сказали. Мы восприняли это спокойно, потому что ещё не знали бед. Сразу же началась светомаскировка. Летом на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ взрослого населения. Тогда мне было 13 лет. Осенью этого года мы помогали убирать урожай в ОРСе (отдел рабочего снабжения, при шахтоуправлении). Я пошла в 5 класс. Школа была семилетней. Двоих парней из 7 класса призвали в армию. Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Когда шло много породы с углём, мы ходили отбирать её на шахту. Этот уголь шёл в комхоз. Учеников кормили в школе (только тех, кто учился) за счёт шахтоуправления. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте, у них была бронь, мама занималась хозяйством. Шахтёры работали по 12-16 часов в сутки. Мы с братом обеспечивали свою семью углём, соломой и водой. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне, в 7 километрах от нас развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе собирали деньги на самолёт и танк. В1942г., как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Затем отправили в колхоз. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Кормили неплохо. Мылись в речке. Выходных не было. В сентябре пытались убежать, но бригадир нас остановил и вернул обратно. А бежать собрались, потому что почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. В 1944 году меня позвали работать официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Проработала там всё лето. В октябре я пошла в 8 класс. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Давыдовская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области

Великая Отечественная война

Исследовательская работа по теме: «Дети войны »

Руководитель: Паксеваткина Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания

с. Давыдовка, 2016 год

Введение

Основной раздел:

воспоминания детей войны;

архивные материалы;

интервью одноклассников;

Заключение

Список использованной литературы

Приложение.

Дети войны и веет холодом

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы.

Введение.

1. Актуальность исследования. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. (слайд)

Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому моя работа «Дети войны» актуальна. Война отбирает у мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

2. Гипотеза. Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, шестидесятых и сегодняшней молодежи. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

3. Цель исследования: 1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться

милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

2. Восстановить связь между поколениями, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

4. Объект исследования:

события Великой Отечественной войны на территории села Давыдовка

Николаевского района.

5. Предмет исследования:

условия жизни детей моего села и вклад в дело борьбы с фашизмом.

6. Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей;

Я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика: а) составлен план работы, б) проведены беседы с ветеранами, в) опрос одноклассников, односельчан; г) сделаны соответствующие выводы.

2. Основной раздел:

О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах.

О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. (слайды)

А вот их неполные имена:

Арютова (Еремеева) Вера Степановна - 05.01.1942 г.р.

Барбин Алексей Ефимофич - 01.01.1941 г.р

Барбина (Гусарова) Пелагея Михайловна- 01.12.1941 г.р

Базлин Василий Павлович - 11.04.1940 г.р.

Базлина (Девяткина) Валентина Владимировна - 19.11.1941 г.р

Болонов Борис Иванович- 1935 г.р.

Болонов Василий Васильевич - 18.07.1942 г.р.

Болонов Василий Иванович - 12.01.1933 г.р.

Болонов Иван Тимофеевич - 05.07.1940 г.р.

Болонов Петр Федорович - 1938 г.р

Болонов Михаил Тимофеевич - 28.11.1945 г.р.

Болонова (Тюртюкова) Анна Степановна - 15.09.1936 г.р.

Болонова (Слугина) Анна Дмитриевна - 16.05.1940 г.р.

Болонова (Чичкина) Елизавета Павловна - 1938 г.р.

Болонова (Рыскина) Серафима Ивановна - 25.06.1939 г.р.

Видьманова (Сараева) Мария Алексеевна - 08.05.1937 г.р.

Гусева (Старкина) Ольга Ивановна- 08.07.1936 г.р.

Гусарова (Ермошкина) Татьяна Ивановна- 04.03.1937 г.р.

Девяткин Григорий Федорович - 20.02.1937 г.р.

Девяткина (Лапшина) Галина Ивановна- 01.07.1939 г.р.

Девяткина (Киндяшова) Валентина Акимовна - 14.07.1944 г.р.

Дудаев Виктор Семенович- 08.03.1939 г.р.

Дудаева (Сараева) Анна Гавриловна - 05.02.1939 г.р.

Земцов Иван Яковлевич - 01.02.1944 г.р.

Земцов Николай Тимофеевич - 04.12.1939 г.р.

Игаев Николай Матвеевич - 19.04.1945 г.р.

Игаева (Попова) Вера Серафимовна - 15.12.1943 г.р.

Игаева (Гобузова) Ольга Ивановна - 09.04.1932 г.р.

Кибиткина (Левашова) Мария Тимофеевна - 05.10.1938 г.р.

Кошкина (Сырысева) Нина Семеновна - 08.01.1941 г.р

Кошкин Николай Николаевич- 1939 г.р.

Куркин Иван Григорьевич - 1938 г.р.

Куркина (Крылова) Раиса Матвеевна- 12.01.1940 г.р.

Лемаев Алексей Тимофеевич - 12.08.1938 г.р.

Лемаева (Ногаева) Валентина Ивановна -22.08.1942 г.р.

Лемаева Мария Ивановна - 08.12.1938 г.р.

Лемаева (Сырысева) Нина Семеновна - 13.01.1936 г.р.

Лешина (Кошкина) Елизавета Петровна - 12.11.1938 г.р.

Матвеев Геннадий Григорьевич - 13.07.1943 г.р.

Мочалкина (Тултаева) Клавдия Ивановна- 05.06.1936 г.р

Мочалкин Иван Васильевич- 1934 г.р

Маренников Вячеслав Иванович - 01.11.1939 г.р

Маренникова (Сюндюкова) Нина Максимовна - 28.09.1939 г.р

Османова (Савкина) Раиса Федоровна - 27.07.1941 г.р.

Пивцаев Николай Петрович - 06.04. 1940 г.р.

Пивцаева Валентина Дмитриевна- 1942 г.р

Прохорова (Чичкина) Нина Павловна - 01.05.1944 г.р.

Сараева (Сырысева) Антонина Ивановна -07.05.1934 г.р.

Сюндюков Николай Иванович - 1932 г.р.

Сюндюков Иван Максимович - 28.02.1934 г.р.

Сюдюкова (Девяткина) Елена Владимировна - 13.06.1940 г.р.

Сырысева (Наумова) Пелагея Семеновна - 10.01.1932 г.р

Солодовникова (Болонова) Нина Ивановна - 25.12.1932 г.р

Сметанкина (Горбунова) Евгения Михайловна - 22.09.1932 г.р

Сырысева (Келасьева) Елизавета Кузьминична -14.03.1935 г.р.

Сырысева Мария Николаевна- 14.11.1936 г.р.

Сырысев Василий Иванович -30.07.1945 г.р.

Сюлаев Сергей Михайлович - 09.02.1941 г.р

Сюлаева (Чичкина) Мария Павловна -02.09. 1940 г.р

Сюлаева (Солодовникова) Раиса Семеновна - 06.10.1940 г.р.

Пивцаев Иван Григорьевич -14.04. 1940 г.р

Пивцаева (Шиндина) Елизавета Дмитриевна - 20.09.1941 г.р.

Перкова Лидия Николаевна - 02.05.1942 г.р.

Тарабаева (Сидорова) Анна Васильевна - 24.01.1942 г.р.

Тарабаев Александр Иванович - 20.01.1939 г.р.

Тарабаева (Тиханкина) Валентина Николаевна- 11.08.1942 г.р.

Тараканова (Базлина) Валентина Сергеевна - 29.08.1938 г.р.

Тултаев Иван Иванович - 13.10.1938 г.р.

Тултаева (Видьманова) Нина Михайловна -06.01.1941 г.р.

Тултаева (Рогожкина) Антонина Федоровна -03.05.1933 г.р.

Тиханкина (Латышева) Мария Алексеевна - 19.10.1942 г.р.

Тиханкина (Кирдянова) Прасковья Семеновна -07.04.1941 г.р.

Тюртюков Виктор Степанович -19.12.1939 г.р.

Чекмарева (Кибиткина) Анастасия Николаевна - 26.10.1940 г.р.

Чекмарева (Кирдянова) Елизавета Ивановна - 1940 г.р.

Чернова (Кирдянова)Анна Семеновна -30.04.1936 г.р.

Чувашов Юрий Михайлович -04.10.1941г.р.

Чувашова (Горбунова) Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Уразлин Алексей Сергеевич - 31.12.1938 г.р.

Уразлина (Лапшина) Анна Никифоровна - 05.09.1938 г.р.

Уразлин Виктор Николаевич- 1939 г.р

Чувашова Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Щеголев Николай Павлович- 04.08.1943 г.р.

Из воспоминаний Болонова Бориса Ивановича (1935 - 2009г): (слайд)

«Родился в семье рабочих в Сталинграде. Мать Аксения Степановна была домохозяйкой, отец Иван Алексеевич работал сталеваром. В 1939 году семья переехала в Давыдовку. Учился в Давыдовской начальной, затем в Барановской школе. Когда началась война, мне было 6 лет. Больно вспоминать, снова переживая те далекие события. Жилось тяжело. Мы, маленькие дети, в основном пасли скот, иногда возили навоз. Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды, суп из крупы был очень редко. Ходили в старых лохмотьях, обуви практически не было. В военные годы все работали во имя победы над врагом. Не знали мы, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству. Иногда по несколько дней ничего не ели. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из жмыха пекли. В 1953 г был призван в армию, служил танкистом в Польше. Всю жизнь проработал трактористом в Николаевском комбинате строительных 7. материалов. За высокие достижения в труде и многолетнюю безупречную работу на одном предприятии в организации местной промышленности Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом Трудовой Славы 3 степени. (слайд) . Умер в 2009году, похоронен на сельском кладбище.

Воспоминания Сюндюкова Ивана Максимович а вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез: (слайд). « Родился 28.02.1934 г в селе Давыдовка. Окончил Давыдовскую начальную школу. Когда началась война, мне было 7 лет. Работал с родителями в поле, возил из леса дрова, ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. Дома топили соломой. Постоянно думал о еде, хлебе, не было обуви. Не дай Бог никому узнать, что такое голод. В 1953 году был призван в армию. После службы вернулся в родное село. Женился. 43 года работал трактористом в колхозе имени 21 съезда КПСС. Ударник девятой, одиннадцатой пятилетки, победитель социалистического соревнования 1978 года. Неоднократно награждался грамотами Управления сельского хозяйства, ценными подарками. За достигнутые успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании и проявленную доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи зерна и других продуктов земледелия в 1973 году, награжден орденом «Знак Почета». В настоящее время на пенсии.

Из воспоминаний Офтаевой Анны Парфёновны : (слайд) «Родилась в селе Давыдовка в крестьянской семье. В 1932г. уехали жить в Москву, там был хлеб, была еда. Когда началась война, и враг стал угрожать столице - Москве, началась эвакуация населения. Мои родители вернулись в товарном вагоне в родное село, в своё старое саманное жилье. Закончила 4 класса в Давыдовской начальной школе, сидела с детьми старшей сестры. В 13 лет начала работать в колхозе: пахала на лошадях и быках, сеяла, убирала урожай, косила траву, сушила сено. Летом вставали в 5 часов утра, а спать ложились за полночь. Работала на лесоразработках, на торфяниках, возила из леса дрова. Зимой вязали носки, варежки, сушили сухари и отсылали всё на фронт. Сами ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. О победе я узнала сидя дома. Была весна, из открытого окна я услышала радостный крик соседей: « Война закончилась - мы победили!» В 1949 году вышла замуж. Вместе с мужем воспитали 9 детей (семь сыновей и две дочери). (слайд) После войны работала кашеваром в колхозной столовой, рабочей по производству кирпича в комбинате строительных материалов, 11 лет работала кочегаром в сельском клубе. В 1979 году ушла на пенсию. Сейчас на заслуженном отдыхе. Радуют меня дети, внуки, правнуки. Их у меня много, разъехались по всей необъятной стране…» (слайд)

К «детям войны» относятся мои дедушка и бабушка: Пивцаев Николай Петрович и Пивцаева Валентина Дмитриевна. Они родились в 1940, 1942 гг. Что могут помнить они, пятилетние?! Здесь, в селе не было бомбёжек, но были голод, холод и разлуки. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Уходили отцы и деды на фронт, а мамы и бабушки плакали, работали и поднимали детей. Работали и не просто плакали, а «вопили». Спать укладывая детей, пели военные колыбельные. В поле собирали вместе со старшими колоски, рыли картошку, свёклу; много трудились в огородах и дворах. И все время хотелось есть, хотелось сахара и хлеба, а приходилось жевать хлеб с лебедой и суп с крапивой. Детская память стирает все страшно, но все же вспоминается, как получали письма с фронта и плакали от радости и горя. Без вести пропал в 1942 году мой прадедушка Пивцаев Пётр Кузьмич. (слайд) Дедушка окончил 5 классов. В семье было четверо детей. Отслужил в армии, работал в колхозе, комбинате строительных материалов, неоднократно награждался Почетными грамотами как «Лучший слесарь». Сейчас на заслуженном отдыхе. (слайд)

Архивные материалы.

Из «Истории Николаевского района» я узнала, что с воинами - фронтовиками постоянно были связаны школьники. (слайд) …Колхоз имени Чкалова был одним из лучших в Барановском районе, куда относилось и наше село Давыдовка. Женщины, подростки несли на своих плечах самую тяжёлую ношу, работали от зари до зари, на тракторах, комбайнах, убирали хлеб вручную, доили коров.

Отрывали последний кусок от себя для полуголодных ребятишек. Очень трудно было женщинам и детям в годы войны. …Создавались звенья по сбору колосьев из 11учеников 1-4 классов. Газета «Стахановец» 9 сентября 1943 года писала: «В поле на каждом квадратном метре осталось по 4-5 колосьев. Зерна из 5 колосьев, оставленных на этом метре уборочной площади в стране, вполне достаточно для создания хлебного фонда в 145 миллионов пудов.

Подобрать на полях все до последнего колоска - это был долг ребят. Вслед за комбайнами и простыми машинами на всех участках колхоза, тщательно подгребались колосья конными и ручными граблями, а также подбирались вручную. В 1944 году на колхозных полях работало 2 860 детей, которые пропололи 3 029 га посевов и заготовили 85 тыс. штук веников…

Из архивных источников я узнала, что во время войны на территории района располагались 3 детских дома - Б. Озеро, Ахметлей и Топорнино.

Интервью одноклассников. (слайд)

На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.

Дарья Б. 9 кл : «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов бабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни. Мне всегда было интересно её слушать, ведь многое то, что она рассказывала, нам не даётся на уроках истории. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие 4 года. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь».

Кирилл С. 9 кл . : «О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи.

А лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Битва за Москву», «Диверсанты», «Штрафбат»- это мои любимые фильмы. А недавно я посмотрел вторую часть «Мы из будущего». Знаете, советую всем посмотреть. В нём настолько показывается жизнь того времени. Этот фильм не только критикует современную молодёжь, но и призывает любить, то место, где мы живём - нашу Родину».

Дмитрий Т. 11 кл : «Война-это самая большая трагедия, принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Прошло уже 70 лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное»

4. Заключение. В заключении я хочу сказать о том, что память - великая сила, наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе моих земляков такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. (слайд)

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. (слайд)

Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта, чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Все, что вынесло поколение людей военных лет - это подвиг, самопожертвование во имя Победы. Все - от стариков, женщин, подростков до детей военных лет - стяжали себе право называться ветеранами войны.

Старшие ковали Победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии. В своей исследовательской работе я много узнала о детях войны , о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя. (слайд)

Ежегодно в нашей Давыдовской средней школе важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, праздники, День Защитника Отечества, факельное шествие, митинг у обелиска.

В прошлом году выполнен проект «Мемориал» под руководством учителя истории Паксеваткиной Л.Н. 9 мая 2015 г в честь 70 -летия Победы в Великой Отечественной войне открыты мемориальные доски с именами ветеранов войны сел Давыдовка, Губашево, Болдасьево. (слайд) 13.

Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. (слайд)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»

А. Твардовский

Использованная литература:

1.Материалы школьного краеведческого музея.

2. Книга Памяти. Николаевский район

3. Интернет - ресурсы

4. Публикация проекта на сайте «ИнфоУрок»

Приложение 1.

Офтаева Анна Парфеновна (награды)

Приложение 2

На этом фото Пивцаев Петр Кузьмич (первый справа), мой прадедушка.

Родился 1911 году в селе Давыдовка, призван в СА 1941 году Барановским РВК. Красноармеец. Пропал без вести в сентябре 1942 года.

Свидетельство о рождении Пивцаева Н.П. 1940 г Фото Пивцаева Н.П.

Почётные грамоты Пивцаева Н.П. «Лучший слесарь»

Трудовая книжка деда Пивцаева Николая Петровича.

Военный билет Пивцаева Н.П.

Пивцаев Н. П. (дедушка) на заслуженном отдыхе

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
2014/15 учебный год
Номинация: Дополнительное образование детей и школьников
Название работы:

Исследовательская работа

по теме
«Дети, опаленные войной».
Выполнил: Козлова Людмила

ученица 6 класса

Руководитель: Авдеева

Наталья Максимовна

учитель географии

с. Умлекан Зейского района Амурской области

2015г.
Содержание


  1. Введение 3 - 4

  2. Глава 1 – Истории из жизни детей войны
1.1 – Её военное лихолетье. (Тихонкова Р.Ф.) 5

1.2 – Попов В.С. 6

5. Заключение 7

6. Литература 8

Введение

Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила…

Исследование проблемы влияние войны на детей на сегодняшний день актуально, так как войны не закончились навсегда, и мы воочию видим, какие страшные события происходят на Украине сегодня. Как гибнут в 21-ом веке, вроде бы в цивилизованном государстве, в государстве, которое перенесло все ужасы войны 70 лет назад.

Из истории мы должны извлекать уроки, но почему-то не всеми извлекаются уроки.

По закону от 2012г. к категории «дети войны» относятся люди, которые родились в период с 10 мая 1927года по 9 мая 1945года. А 15-ти и 16-ти летние люди уже считались взрослыми.

Детям, рожденным в 1927г. по 1932г. выпало на долю внести свой вклад в тылу в обеспечении продовольствием и товарами, оружием. Так как подростки заменили своих отцов, они встали к станкам, на трактора, в полях.

28 тысяч школьников работали летом в Зейском районе.

Они внесли свой вклад в разгром врага. Война длилась долгих 4 года, поэтому прибавлялись и дети последующих лет 1933, 1934,1935гг.

У всех у них за плечами большая и трудная жизнь: одни воевали, другие ковали победу в тылу, третьи отличились в труде. Беседуя с людьми, понимаешь: «Чего только у них в жизни не было?».

Воевали? Да, взять пионеров-героев. Эти люди, которые внесли посильный вклад в разгром врага, в восстановлении разрухи, достойны уважения и похвал, поэтому для нашего подрастающего поколения они являются примером.

В нашем селе Чалбачи проживает 27 «детей войны».

Каждая судьба интересная, хоть роман пиши. Многие жили в деревнях, поэтому выполняли сельские работы. Учиться не пришлось, за плечами у большинства 4 класса, а дальше работа, с 11 лет зарабатывали трудовой стаж.

.
3
Цель:


  • Узнать, как война повлияла на детей, какой вклад внесли дети в разгром врага.

Задачи:


  • Изучить литературу по данному вопросу

  • Встретиться с детьми войны

  • Изучить архив школьного музея

  • Проанализировать собранный материал

  • Сделать презентацию

Гипотеза:


  • «Если мы будем изучать и знакомиться с жизнью наших односельчан, то будем лучше разбираться и понимать людей, историю своей страны, своего края».

Методы исследования


  • Интервьюирование старожилов

  • Исследование статей СМИ

  • Работа с архивом школьного Чалбачинского музея

Глава 1. Истории из жизни детей войны.
1.1 Её военное лихолетье.

Раиса Федоровна родилась в 1939г. на Украине. В 1941г. отца сразу призвали на фронт, а в 1943г. пришла похоронка. Семья эвакуировалась, когда Р.Ф. исполнилось 2 года. В памяти сохранились лишь отрывочные воспоминания: как едем в поезде с ранеными солдатами. Перебинтованы руки, грудь, головы, некоторые на костылях. Солдаты передают меня с рук на руки, угощают, чем придется. Дают поиграть кто мундштуком, кто трубкой, а кто и костылем. Помню, как налетели немецкие самолеты и стали бомбить эшелон. Паровоз трубит тревожно и долго, а мама и бабушка тащат меня и узел с вещами в степь, подальше от железнодорожного полотна. Падают на землю, накрывают меня подушкой и своими телами. Мне душно, и я стараюсь высунуть голову, слышу свист и вижу отделяющиеся от самолета бомбы, вижу, как горят вагоны. Мне любопытно, но мамины руки снова запихивают меня под подушку,… эти картины мелькают в памяти, как кадры немого кино… после бомбежки опять возвращались к поезду. Подбирали раненых, хоронили убитых. Ремонтируя железнодорожное полотно, жили, бывало, по три дня у насыпи. Первую военную зиму перезимовали на Дону. Мама часто уходила на неубранные колхозные поля и приносила то тыкву, то кукурузу или фасоль. Иногда даже кусок мяса от павшей коровы, стада гнали через станицу на восток. Мы с мамой заболели тифом. Выходила бабушка. Весной 1942г. разрешили выехать к родственникам в Амурскую область, в колхоз поселка Усть-Кивда. В 1943г. пришла на отца похоронка, я храню её. Все плакали, но Р.Ф. было 4 года, беда еще не дошла до маленькой девчушки. В 1956г. окончила школу и чтобы получить направление на учебу в сельскохозяйственный институт, пошла работать дояркой. Супруг – Григорий Илларионович – человек с трудной судьбой. Родился в Хабаровском крае, Отец был репрессирован, осталась большая семья. Было очень трудно. Окончил школу, ушел в армию. После армии поступил в институт, где встретился с будущей супругой. После института работали в Бомнаке, а с 1970г. в «Сианском» совхозе. Отработав в совхозе, ушли на заслуженный отдых. Вырастили троих детей, дали всем образование. Раиса Федоровна интересный собеседник, рассказчик, занималась общественной работой, постоянный гость в школе, на классных часах. В год столетия села в 2012г. семья Тихонковых отметила свой 50-летний юбилей.

1.2. Попов Владимир Семенович

Основной призыв на фронт был в 1942г. на фронт призвали 28 человек.

В деревне остались старики, женщины и дети. Некоторые мужчины работали на шахте Бугачачи Читинской области. В то время Зейский район входил в её состав.

«Все для фронта – все для победы!»

Под таким девизом работали советские люди в тылу. Военное время диктовало строгое соблюдение порядка в колхозах, о невыполнении плана не могло быть и речи. Ежемесячно подавали сведения о ходе работ в колхозе.

Очень тяжело было: вставали рано, работали на колхозных полях, затем хлопотали в своем дворе. На плечи колхозников ложились и многие другие

виды работ: безвозмездные поставки в армию части урожая своих личных подсобных хозяйств, заготовка леса, участие в строительстве дорог, фактически село отдавало государству все, что производило. На поля выходили бабушки – 78-летняя Акулина Напольская нажала серпом 180 снопов. Наташа Рожковская, ученица 8 класса, ежедневно выполняла по 4 нормы. Передовиком уборки урожая 1941г. стал и наш колхоз «Стахановец».

Колхозники нашего села тоже ковали победу.

Попов Владимир Семенович родился в 1932г.

Старожил села Чалбачи. Многие сведения по истории села, краеведы получили от Владимира Семеновича. Семья Владимира была репрессирована и выслана из Хабаровского края в Зейский район - третий лесопункт, Уютный и в 1939г. переехали в Чалбачи. Отсюда в 1941г. ушли на фронт три брата: Виктор, Николай и Василий.

Взрослым помогали дети – Володе Попову было 9 лет, но он наравне с взрослыми работал в поле, был погонщиком на лошади, которая таскала полольник. Работать было тяжело: с 5 до 10 часов утра, затем делали перерыв, потому, что из-за оводов кони не слушались. Работу продолжали с 16 часов и до темноты. На полях вручную рвали траву, собирали насекомых-вредителей, жали колосья и связывали их в снопы. Дети работали наравне с взрослыми.

В 1952г. был призван в армию, а затем вернулся домой, в родное село. В 1957г. получил профессию тракториста- машиниста. Женился, вырастили сына и дочь, которые тоже живут в селе. Владимир Семенович и Галина Николаевна в 2007г. справили золотую свадьбу. В год столетия села в 2012г. отметили 55-летие совместной жизни и отмечены медалью «За любовь и верность». Владимир Семенович награжден медалями: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», юбилейные медали, «За долголетний добросовестный труд».

Заключение
Работая над темой «Дети, опаленные войной», я пришла к выводу, что каждая судьба человека очень интересна и поучительна. Есть люди, которые могут справиться с любыми неурядицами. А придерживаются они простых истин: не нужно впадать в уныние, делать что-то против своей совести, а самое главное, надо трудиться, тогда и в доме достаток будет.

Война унесла много жизней, очень тяжело было односельчанам в годы войны, но, несмотря на трудности, голод, они выстояли, выжили и внесли свой посильный вклад в разгром врага. Мы рассказали о судьбе двоих односельчан «детей войны» - Тихонковой Р.Ф. и Попове В.С..

Эти люди достойны уважения. Мы должны брать с них пример стойкости, выносливости, мужества.


  • Таким образом, выдвинутая гипотеза «Если мы будем изучать и знакомиться с жизнью наших односельчан, то будем лучше разбираться и понимать людей, историю своей страны, своего края» - подтверждена.

Список литературы


  1. Архивные документы Чалбачинского школьного краеведческого музея «История села».

  2. Тихонкова А. «От двух до пяти» Зейский вестник. – 2000. - 22. 02

  3. Шумакова Р. И долог век любви. Зейский вестник – 2012г. -02.08.

Ученица 11 «Б» класса г.о. Тольятти, Кажакова А.

Ученица 11 «Б» класса, г.о. Тольятти, Велиева А.

Научный руководитель:

Никитишина Ирина Вячеславовна,

Учитель истории г.о. Тольятти

I. Введение

II.Основная часть

1.Великая Отечественная война. Начало

2.Образование в блокадном Ленинграде

3.Недетские подвиги

4.Дети в концлагерях и за колючей проволокой

III.Заключение

IV.Список используемых источников

V.Приложения

Введение:

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполняется 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история - это судьба каждого, кто вынес на себе года смертельных боёв, года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. - солдаты, остальные - старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Цель

Выявление роли детей во время Великой Отечественной Войны, степень участия непосредственно в военных действиях, а так же нравственные истоки их героизма. Расширения представления о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи

1. Углубленно изучить теоретический материал о жизни детей во время Великой Отечественной войны.

2. Проанализировать данную информацию.

3. Систематизировать информацию и составить реферат.

Актуальность

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во всевремена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше, Сегодня дети постигают социальную действительность и ценности, в том числе, цену человеческой жизни и смерти с помощью «нового языка культуры» - компьютера. Правда, на языке виртуальной реальности почему-то стремительнее всего в быту распространяются игры в «догнать и убить». Иные дети чуть ли не ежедневно кого-то убивают в виртуальном мире, невольно привыкая оценивать человеческую жизнь количеством набранных очков Конечно, мир компьютерных игр огромен и каждый язык имеет свои достоинства и недостатки. Но компьютерная игра не должна стать для маленького ребенка интереснее живого общения с близким взрослым как носителем и транслятором живого знания об истории Отечества, о войне и ценности мира. В решении этой задачи, сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка.