Останкино – одно из интереснейших мест нашей столицы. В недалеком прошлом это большое подмосковное село, тесно связанное с русской историей и культурой. Впервые оно упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год. В ту пору оно числилось за Алексеем Сатиным, известной личностью в годы царствования Ивана Грозного. Сатин выступал против внутренней политики царя, за что и был казнен. После его казни Иван Грозный подарил Осташково своей жене, а затем – одному из опричников, «немчину» Орту.

В 1584 году, как отмечал историк С. Бахрушин, село принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года – князю И. Б. Черкасскому. Предок рода Черкасских, черкесский князь Семен Андросович, в XVI веке поступил на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство. Черкасские выстроили боярский двор, возвели деревянную церковь и поставили 30 крестьянских изб. Позднее, в 1683 году, в селе уже была красивая каменная церковь Святой Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко.

В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкином, была отдана в приданое дочери князя Черкасского Варваре, вышедшей замуж за сына графа Шереметева, знатного вельможу, сподвижника Петра I. С того времени Шереметевы владели Останкином до самого Октябрьского переворота 1917 года.

Что означает название Останкино и каково его происхождение? В существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок - «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково , которое никак не связано со словом останок . Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой народной этимологии.

Как же в действительности мог появиться этот топоним? Читатели книги знают, что очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д., отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы), известных и знаменитых в свое время.

В XV-XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташкова деревня или Останкина («Чья деревня?» – «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени – Остан (Останка ) и Осташ (Осташок, Осташка ) – образованы от одного православного мужского имени Евстафий , греческого по происхождению.

Личное имя Евстафий сейчас у русских и других восточных славян мало встречается, в прежние же эпохи его употребительность была достаточно широка. Как и большинство других личных имен, оно появилось на Руси вместе с христианством и пришло из Византии. Образовано же оно было от древнегреческого слова eustatos , обозначавшего «устойчивый, постоянный». Каноническая форма имени Евстафий была «переплавлена» живой устной русской речью более чем в полтора десятка разнообразных форм: Астап, Астаф, Астах, Асташ, Остан, Останя, Остап, Остафий, Осташ, Осташка, Стах, Стахей и др. В России в XVI-XVII веках преобладало такое написание форм имени, где начальной буквой была О. Таким образом, получается, что топонимы Осташков (город в Тверской области на оз. Селигер), Астапово (железнодорожная станция и поселок в Липецкой области, ныне – Лев Толстой : здесь в 1910 году скончался великий писатель), Остафьево (бывшая усадьба князей Вяземских близ Москвы, «Подмосковный Парнас»), Останкино (район столицы и дворцово-парковый ансамбль, бывшее подмосковное село), а также некоторые другие – своеобразные языковые «родственники». Все они связаны с одним источником – личным именем Евстафий через те или иные его речевые формы.

Со временем название селения Осташково , вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ . Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково > село Останкино .

Расцвет села Останкино в русской истории связан с именем графа Н. П. Шереметева, внука героя петровских времен, «птенца гнезда Петрова»: топоним Останкино в истории России и ее культуры навсегда связан с историей этого дворянского рода. Н. П. Шереметев удачно сочетал в себе такие качества, как тонкий художественный вкус, ум, широкое образование. К тому же он был сказочно богат (Шереметевы были богаче, чем императрица Екатерина II). Детищем его ума, художественного вкуса и богатства стал Останкинский дворец, построенный в стиле раннего классицизма, или, как говорил сам Н. П. Шереметев, «в чистом вкусе».

Дворец строился с 1791 по 1799 год, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и иностранных зодчих – Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези и другие. Дворец производит большое впечатление гармонией линий, колонн, соотношением его отдельных частей, тем, что он выстроен из дерева. Но еще большую художественную ценность представляет его внутреннее убранство, выполненное руками крепостных. Здесь много резных украшений на дверях и окнах, на вазах, люстрах и канделябрах. Все они вырезаны из дерева, но, будучи позолоченными, кажутся тончайшими бронзовыми изделиями. Расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель – все это говорит о высоком профессиональном мастерстве и художественном гении русских крепостных мастеров. Из Франции и Италии им присылали неведомые образцы, а из Петербурга следовал строгий наказ – сделать так, чтобы «все походило на Рафаэлевы ложи». И несмотря на то что сознанию мастеров мало что говорили фигуры грифонов, богинь и амуров, они чутьем угадывали прекрасное в линиях и формах этих фигур и с большим мастерством и вдохновением воплощали их в дереве.

Повседневный труд крепостных, создавших Останкинский дворец и все то великолепие дворцово-паркового ансамбля, с которым ассоциируется для москвичей слово Останкино , был тяжелым и изнурительным. Нередко их работа сопровождалась наказаниями за то, что недостаточно быстро и точно было выполнено то или иное задание. Но художественный гений мастеров превозмог все трудности и воплотился в совершенном по своей красоте Останкинском дворце, в его неповторимых залах. В 1914 году в прекрасной книжке Ю. Шамурина «Подмосковные» были напечатаны об этих залах вот такие восторженные и точные строки: «Единственное слово, которое хочется применить к ним, это – храм... В душе Казакова или того неведомого, кто создавал ослепительный убор останкинских зал, звучала дивная гармония; все добрые отзвуки мира, весь экстаз жизни, всю радость и всю любовь, вместо исступленных слов молитвы, выливала душа художника в божественной красоте».

Н. П. Шереметев был страстным любителем театра и музыки. Он сам создал из крепостных крестьян настоящую театральную труппу, в составе которой были замечательные актеры, например П. И. Жемчугова (Ковалева). Останкинский дворец и был предназначен для искусства, для театра и для этой замечательной актрисы...

Вечор поздно из лесочку
Я коров домой гнала.
И спустилась к ручеечку
Близ зеленого лужка...

Как совершенно справедливо заметил в одной из своих книг о Москве Я. М. Белицкий, не у всякой народной песни ведомо место ее рождения, а у этой известно – Останкино, вотчина графов Шереметевых. И сложена эта песня именно про Парашу Ковалеву – Прасковью Ивановну Жемчугову, ставшую знаменитой актрисой. Н. П. Шереметев полюбил ее и, презрев все сословные предрассудки, сделал своей женой. Венчание состоялось в церкви Симеона Столпника: москвичи хорошо знают этот небольшой храм XVII века на углу Нового Арбата и Поварской, близ московского Дома книги. Николай Шереметев придумал легенду о «благородном» происхождении Параши Жемчуговой, которая якобы была дочерью не московского кузнеца Ковалева, а польского шляхтича Ковалевского, служившего когда-то у Шереметевых. Но и это не могло изменить холодного, враждебного отношения света к Шереметеву и его жене, талантливой актрисе, женщине редких душевных качеств и очарования.

Вот какие детали этой романтической и трагической любви, короткой семейной жизни поведал Я. М. Белицкий в своей книге «Забытая Москва»:

«Да, дочке сельского кузнеца была уготована удивительная судьба – Параша стала графиней Шереметевой. Граф самозабвенно любил ее. В завещании сыну он писал, что в сердце Прасковьи нашел „разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность“. И эти черты пленили его еще больше, чем ее красота. Они заставили „попрать светские предубеждения, избрать ее своею супругою“. Но светское общество не простило одному из самых богатых и знатных людей России этот неравный брак. Кстати, венчание в церкви Симеона Столпника было тайным. И когда графиня Прасковья умерла вскоре после рождения сына, будучи совсем молодой, в последний путь ее провожали актеры крепостного театра и самые близкие семье люди. В числе их был известный архитектор Джакомо Кваренги. Ему граф поручил вскоре достраивать дом на Сухаревской площади в Москве – странноприимный дом в память графини Прасковьи Шереметевой». Замечу, что с 1810 года здесь была открыта Шереметевская больница «для бедных», а с 1923 года в этом здании начал действовать знаменитый институт имени Н. В. Склифосовского.

Память об этой замечательной, рано умершей русской актрисе запечатлена и в московской топонимии: в 1922 году в Останкине появилась Прасковьина улица, а позже, в 1970 году, одна из аллей в Кускове была названа аллеей Жемчуговой.

Увековечена на карте Останкина и память о крепост-ном архитекторе Аргунове, который был непосредственно связан со строительством Останкинского дворца. В 1966 году 1-й Новоостанкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу.

В топонимии Москвы и Подмосковья сохраняется и фамилия самих Шереметевых. Недалеко от Останкинского дворца проходит Шереметевская улица. Ну а названия аэропортов «Шереметево-1» и особенно «Шереметево-2» приобрели не только российскую или европейскую, но и всемирную известность.

Впрочем, больше всего ассоциаций название Останкино вызывает в связи с телевидением, магом и чародеем нашего времени. Это – телецентр ОСТАНКИНО, а вместе с ним и телебашня, популярные программы и скандалы, информация и фильмы. Это – синоним голубого экрана телевизора, который – хотим мы этого или не хотим – стал полноправным членом наших семей.

На территории близ Останкинского телецентра немало топонимов, связанных с понятием «космонавтика», «покорение космического пространства», ибо неподалеку находился (он существует и сейчас) дом, в котором жил выдающийся конструктор космической техники Сергей Павлович Королев. Это название улицы Академика Королева, на которой расположены здания телецентра и Останкинская телебашня, улицы Цандера (Фридрих Артурович Цандер был одним из пионеров советского ракетостроения), Звездного бульвара, улицы Космонавтов, Ракетного бульвара, некоторых других. Всем известны монумент в честь покорителей космоса близ станции метро «ВДНХ», памятник К. Э. Циолковскому и Аллея Космонавтов. Даже близлежащий кинотеатр называется «Космос», это же имя носит и большая гостиница напротив станции метро «ВДНХ».

В писцовых книгах XVI в. названо как сельцо Осташково на суходоле, находившееся в Манатьином, Быкове и Коровине стану Московского уезда и значившееся в 1584 г. вотчиной «за Васильем Яковлевым Щелкаловым, что было преж сего поместье за немчином за Орном».

Василий Яковлевич Щелкалов был одним из выдающихся деятелей рубежа XVI-XVII вв. Он участвовал во многих дипломатических переговорах, с 1579 по 1594 г. служил думным дьяком, занимал должность печатника, т.е. хранителя государственной печати и заведующего личной царской канцелярией. В 1594 г. он сменил своего старшего брата Андрея в Посольском приказе, а через 10 лет дослужился до чина окольничего. После смерти Василия Яковлевича в 1610 г. сельцом владел его сын Иван.

В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена. В 1617 г. это имение досталось боярину князю Ивану Борисовичу Черкасскому, который приступает к его обустройству. Писцовая книга 1624 г. застаёт здесь боярский двор и другой двор, в котором жили деловые люди. К селу «тянула» слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытенке (в 1584 г. была пустошью), в которой на оброке значились 63 бобыльских двора, «под той слободкой мельница в одно колесо». В селе же упомянут пруд.

В 1625—1627 гг. Иван Борисович Черкасский строит в селе новую Троицкую церковь, при которой в 1633 г. значился двор попа, а в приходе помимо усадьбы было 22 бобыльских двора. После него Останкино (так стало называться село) с деревней Марьино перешло к его племяннику князю Якову Куденетовичу Черкасскому, при котором в селе значились двор боярский, дворы приказчика и псарский, 37 дворов людских задворных (39 человек).

Яков Куденетович был боярином, а при царе Алексее Михайловиче участвовал в войне с Польшей. Кроме Останкина он владел также селом Никольским на речке Химке и деревней Захарково на . Всего же у него числилось 20 тыс. десятин земли и свыше 15 тыс. крепостных.

В 1667 г. Останкино принадлежало сыну Якова Куденетовича — князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому. Он также дослужился до боярского чина, много сделал для развития Сибири, в бытность свою тобольским воеводой. Человеком он был далеко не бедным, имея 44 тыс. десятин земли и 55 тыс. крепостных. При нём село становится одной из крупнейших подмосковных усадеб того времени. Судя по описанию 1678 г., в селе помимо сокольничьего двора, где было 15 человек дворовых людей, имелись дворы приказчика, псарный, 55 дворов дворовых и задворных людей (140 человек). В деревне Марьиной значились 2 двора «дворовых служних», 20 дворов бобыльских (71 человек), «да в тех же дворах 8 семей захребетников, людей в них 20 человек» и двор скотный.

В 1678—1683 гг. крепостной Черкасских каменных дел мастер П.С. Потехин строит в Останкине каменную Троицкую церковь, самое старое из сохранившихся здесь сооружений. Решение о возведении церкви было принято Михаилом Яковлевичем Черкасским в 1677 г., и уже 15 сентября патриарх Иоаким выдал ему храмозданную грамоту на её постройку взамен обветшавшей каменной. Хотя Потехин при создании храма исходил из распространенного тогда типа бесстолпного пятиглавого храма, стоящего на подклете с сомкнутым сводом, он всё же создал оригинальное произведение, поражающее не только общей сложностью «хоромной» композиции объёмов, но и богатым убранством, покрывающим здание снизу доверху. Декоративные формы необычайно разнообразны: стены почти не видны за ширинками, поясами-карнизами, архивольтами кокошников и арок, расцвеченных ценинными изразцами. Помимо этого зодчий использовал белый камень, предвосхищая его широкое применение десятилетием позднее в зданиях «московского» или нарышкинского барокко. Своеобразие силуэту храма придаёт увеличенная пучина глав при уменьшенной толщине их барабанов. Высокая, стройная и нарядная, она вошла в историю русского искусства как интересное произведение московского зодчества последней четверти XVII в. Окончательно храм после длительной внутренней отделки был освящён лишь 3 июня 1692 г.

В 1704 г. в Останкине отмечены: боярская усадьба, дворы приказчика и конюшенный, а также 62 двора задворных, поваровых, служних, конюховых и садовниковых, людей в них 120 человек и 20 дворов солдатских, в них 24 человека.

С 1719 г. доставшимся по наследству Останкином владеет князь Алексей Михайлович Черкасский (1680—1742). Свою деятельность он начинал в Сибири ещё при отце, а в правление Екатерины I был пожалован чином тайного советника, стал сенатором. При Анне Иоанновне он стал кабинет-министром. Большую часть времени он проводит в Петербурге. Только с 1739 г. он вновь смог заняться своей подмосковной. Останкино становится местом проведения празднеств, охотничьих и других увеселений. За несколько лет до этого, в 1731 г., он расширил имение, прикупив у Голицыных село Ерденево, располагавшееся к северо-востоку от Останкина, близ Яузы.

Алексей Михайлович был дружен с известным писателем того времени князем Антиохом Кантемиром и хотел даже выдать за него свою единственную дочь Варвару Алексеевну (1711—1767), но этот брак не состоялся. В 1743 г. дочь A.M. Черкасского вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, сына петровского фельдмаршала и одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитой усадьбы Кусково. В роду Шереметевых Останкино оставалось вплоть до 1917 г.

Жизненный путь Петра Борисовича Шереметева (1713—1788) начался с того, что после рождения он был записан прапорщиком в гвардейский Преображенский полк и в 16 лет уже числился капитан-поручиком. В 47 лет он достиг званий генерал-аншефа и генерал-адъютанта, а при Екатерине II стал сенатором. Но позднее, после кончины супруги и дочери он удалился от двора и перебрался в Москву.

При Петре Борисовиче Останкино перестраивается, но его планировка, судя по плану 1766 г., остаётся предельно простой: дорога из Москвы проходит мимо плотины пруда, за ним церковь и почти квадратной формы регулярный сад, пересечённый крест-накрест и по диагоналям прямыми аллеями. В торце главной аллеи, проложенной в северном направлении от церкви, — господский дом. К саду с трёх сторон примыкает лес, а с востока — небольшая слободка.

Хозяин усадьбы живёт в Кускове. Там же он предпринимает и основные строительные работы. Останкино в этот период для него является главным образом хозяйственным имением, где в теплицах выращивали лимоны, персики, гранаты, миндаль, фиговые и оливковые деревья. К этому времени в саду имелись пять оранжерей, питомник, где выращивали сибирский кедр, цветники.

Основной период формирования усадебного ансамбля в Останкине наступил в конце 1780-х годов, когда имение наследует сын П.Б. Шереметева — Николай Петрович (1751—1809). Именно он сделал из этого подмосковного села великолепную усадьбу. В его руках оказалось 210 тыс. крепостных, а владения раскинулись в 17 губерниях и насчитывали 825 тыс. десятин земли. В отличие от отца и деда, его не увлекала ни военная, ни гражданская служба. Свободное время он посвящал музыке, театру, изобразительному искусству. Он прекрасно образован, учился в Лейденском университете, четыре года путешествовал по Европе, знакомясь с искусством и архитектурой, собирая богатую библиотеку, имел связи с самыми видными людьми своей эпохи. В Кускове и Останкине он отбирает крестьянских детей, обучает их пению и танцам, составляет актёрскую труппу.

Увлечённый театром, он решается построить здесь специально оборудованный дворец-театр. При этом Останкино явно предпочитается роскошному Кускову — усадьбе, украшенной и благоустроенной его отцом. По предположению Ю. Шамурина, Н.П. Шереметев предпочел Останкино из-за крепостной актрисы П.И. Ковалевой (1768—1803), дочери кусковского кузнеца, которую любил и хотел избавить от лишних унижений, так как в Кускове «все напоминало о её скромном происхождении и прежней жизни». Работы начались в январе 1792 г.

К проектированию своей останкинской резиденции Н.П. Шереметев привлёк лучшие творческие силы, но при этом основные решения принимал сам, отбирал и оценивал проекты, давал указания авторам, имея в виду свой замысел — создать дворец, где должны найти место обширная библиотека, кабинет, картинная галерея, театр и жилые помещения для многочисленных гостей. При строительстве приходилось постоянно учитывать чертежи, присылавшиеся хозяином усадьбы из Петербурга. Быть может поэтому начавший строительство дворца московский зодчий Ф. Кампорези уходит с осени 1793 г., и дальнейшие работы ведутся под руководством крепостных архитекторов А.Ф. Миронова и Г.Е. Дикушина, ранее строивших в Кускове, а первая роль принадлежит талантливому ученику В.И. Баженова — П.И. Аргунову. Павел Иванович Аргунов (1768—1806) был сыном Ивана Петровича Аргунова (1727—1802), управляющего петербургским домом Шереметевых, а с 1788 г. возглавившего останкинское хозяйство. Он был известен как живописец. Помимо старшего сына Павла, строителя дворца, по художественной стезе пошёл и его средний сын Николай, художник-портретист, кисти которого принадлежит портрет Павла I, висящий в Пунцовой гостиной Останкинского дворца. Впоследствии он стал академиком Петербургской академии художеств.

Дворец и парк спланированы строго симметрично по отношению к главной композиционной оси всего ансамбля, которая проходит через парадные ворота и вход во дворец, продолжаясь затем по центральной парковой аллее. Шестиколонный, свободно стоящий на рустованном выступе первого этажа портик коринфского ордера нарядно оформляет центральную часть, над которой возвышается бельведер с куполом, венчающим здание. Боковые ризалиты со стороны парадного двора обработаны колоннами ионического ордера. Парковый фасад дворца украшен десятью ионическими колоннами, а его боковые выступы — парными колоннами того же ордера с тройным венецианским окном между ними, завершённым веерным архивольтом.

Центральное место во дворце занимает театр. Своими размерами, роскошью постановок и совершенством техники сцены останкинский театр не уступал лучшим театрам Европы. Его зал, имеющий в плане вид усечённого овала, вмещает амфитеатр и небольшой партер. Амфитеатр окружён коринфской колоннадой, за которой расположены ложи для зрителей. Отделка стен, лож и колонн выдержана в светло-голубых и розовых тонах. В тех же тонах расписан и плафон зала. Сам же зал вмещал 250 зрителей, при том, что в представлениях нередко было занято до 200 и более крепостных актеров. Впрочем, набирать крепостных актеров Шереметеву не составляло большого труда. По данным 1765 г., у Шереметевых числилось 1093 человек дворни, в 1799 г. — 1000 человек, в 1801 г. — 1130.

Большое внимание было уделено акустике зрительного зала. Сцена театра по тому времени была прекрасно механизирована. При помощи особых устройств она могла легко объединяться со зрительным залом, быстро превращаясь в удобное помещение для танцев или банкетов.

Хотя театр занимал лишь часть главного дома, все его интерьеры могут рассматриваться как театральные помещения. Некоторые из них, кажущиеся сейчас вполне самостоятельными, первоначально были лишь преддверием театрального зала и даже частью лож; другие использовались как своеобразные фойе. Особенностью планировки дворца было то, что она допускала сравнительно широкое применение маскировочных вставных щитов, которые могли устанавливаться или убираться, сокращая объёмы комнат и галерей, или, напротив, открывая новые пространства, ведущие в другую часть дворца.

В его залах были собраны ценные произведения живописи и скульптуры, редкие гравюры, изделия из хрусталя и фарфора. В отделке помещений наряду с дорогими и редкими породами: палисандром и розовым деревом использовались и обычные породы — сосна, берёза, дуб и вяз. Интерьеры дворца расписаны крепостными живописцами Н.П. Шереметева — Г. Мухиным, С. Калининым, Н. Аргуновым и др.

Постройка дворца повлекла перепланировку и расширение старого парка, который вышел далеко за пределы придворцовой части. К северу от неё был выкопан большой пруд, берегам которого были приданы «естественные» очертания полуостровов и заливов. Прогулка вдоль пруда, катания на лодках, ночные фейерверки на воде входили в программу останкинских увеселений того времени. Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины лесного массива, служившего раньше охотничьими угодьями. Лес пересекался живописной долиной речки Каменки, на которой в ту пору было устроено шесть больших и малых прудов. Вдоль правого, более возвышенного берега шла прогулочная дорога к Яузе, подводившая к наиболее выразительным видовым точкам.

Окончательно Останкинский театр был открыт в июле 1795 г., когда здесь был дан спектакль «Зелмира и Смелой, или Взятие Измаила» И. Козловского, посвящённый известной победе А.В. Суворова. Здесь играла знаменитая актриса Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева (впоследствии графиня Шереметева). Многих артистов Шереметев выписывал сюда из принадлежавшей ему курской слободы Борисовки. Декорации для спектаклей исполняли по рисункам знаменитого Пьетро Гонзаго крепостные художники Григорий Мухин, Кондратий Фунтусов и Семён Семёнов.

В памяти современников остались легенды о поражавшей всех сказочной роскоши, с которой ставились пьесы. В постановке «Самнитских браков» участвовало более трёхсот крепостных актеров. Костюмы артистов отличались богатством: наряды актрис были обшиты бриллиантами, принадлежавшими графу. Гремела роговая музыка, палили пушки, хор сопровождал с оркестром эту сложную постановку. Праздник, по обычаю, заканчивался фейерверком. Английский путешественник, посетивший Останкино, писал, что увиденное напомнило ему фантазии арабских сказок. Впрочем, встречаются и другие отзывы. Известный историк Н.М. Карамзин, побывавший здесь, отозвался о дворце не слишком лестно, говоря, что его «положение совсем некрасиво. Дом велик, в украшениях заметен мелочный вкус. Всего лучше древние кедры, привезённые князем М.Я. Черкасским из Сибири, где он был губернатором».

В апреле 1797 г. в Москве происходила коронация Павла I, и Николай Петрович, который дружил с ним с детства, решил подготовить сюрприз новому императору. По преданию, когда государь подъезжал к густой роще, окружавшей усадьбу, вдруг деревья упали разом, и перед ним открылась великолепная картина Останкина. Оказывается, у каждого заранее подпиленного дерева стоял человек и по данному сигналу сваливал его. Рассказывают, что Павел I чрезвычайно удивился этой поистине театральной смене декораций.

Но спектакли и представления продолжались в Останкине недолго. П.Н. Шереметев переехал в Петербург и перевёл туда лучших актёров и музыкантов. Занятый в северной столице, он стал уделять всё меньше и меньше внимания своей подмосковной. Золотой «екатерининский» век уходил в историю, а вместе с ним уходили в небытие и роскошные праздники. Правда, ещё один роскошный праздник Останкино при нём все же увидело: осенью 1801 г. здесь принимали Александра I, приехавшего в первопрестольную на коронацию. Приём сопровождался пышным обедом, фейерверком и иллюминацией вдоль всей дороги к имению.

В 1801 г. Николай Петрович Шереметев наконец оформил свой брак с Прасковьей Ковалевой. Она получила вольную всего за три года до свадьбы. Тем не менее союз с ней удалось оформить, лишь найдя польского шляхтича Ковалевского, якобы отца Прасковьи. Венчание происходило в Москве. В 1803 г. у супругов родился сын Дмитрий, ставший законным наследником графа, а вскоре после его рождения Прасковья Ивановна умерла.

В 1817 г. в Останкине состоялись празднества во время пребывания прусского короля Вильгельма III и его зятя, будущего императора Николая I с супругой. В программе их пребывания значились хор певцов и пьеса «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» с хороводами и последующим выступлением цыганского хора с модной тогда певицей Стешей. Завершилось действие балетным дивертисментом. В это время владельцем Останкина был 14-летний сын Н.П. Шереметева Дмитрий, и организацией праздника занимались его опекуны.

При новом владельце Останкино окончательно теряет свой блеск. Свидетельство этому — слова А.С. Пушкина, написанные в начале 1830-х годов: «Подмосковные деревни также пусты и печальны. Роговая музыка не гремит в рощах Свирлова и Останкина. Плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек, заросших травой, а бывало уставленных миртовыми и померанцевыми деревцами. Пыльные кулисы домашнего театра тлеют в зале».

В 1836 г. Дмитрий Николаевич Шереметев женился на своей дальней родственнице Анне Сергеевне Шереметевой, и к его бракосочетанию в Останкине произвели ещё одну перестройку — снесли старые постройки и на их месте возвели павильоны боковых галерей.

Дмитрий Николаевич служил в кавалергардах, но за 15 лет службы дошёл лишь до чина ротмистра. Не преуспел он и по гражданской службе. Современники отзывались о нём нелестно как о человеке апатичном и неспособном наслаждаться даже своим богатством. В 1850 г. он вышел в отставку и жил в уединении. Однако своё расположение к нему проявлял будущий император Александр II и перед своей коронацией в Москве в августе 1856 г. изъявил желание остановиться у него в Останкине. Для этого Дмитрий Николаевич отремонтировал дворец и построил новую подъездную дорогу от . В 1857 г. император с супругой вновь остановился в Останкине. Полагают, что именно здесь им был подписан рескрипт о создании «Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Во всяком случае, ещё долго владельцы усадьбы показывали чернильницу, связанную с именем императора.

XIX век ознаменовался появлением в Останкине дачного промысла. Первые дачи в Останкине появились примерно в 1820-е годы. По рассказам, первым сюда переехал некий грек Чумага из , который долго жил здесь, устраивая в своем саду балы. В Останкине снимали дачи артисты московских театров, в частности московского Петровского театра. В саду они устраивали концерты, а желающие могли посетить дворец и парк Шереметевых в отсутствие хозяев.

К концу XIX в. земли Останкино продолжают застраиваться дачами, экономические нужды заставляют хозяев имения рассматривать его не только как уникальный художественный музей, но и как источник доходов: в оранжереях выращивают цветы на продажу, огороды и дачные участки сдаются в аренду. Останкинский парк становится местом прогулок горожан, по берегам речек и в дубравах устраиваются праздничные гулянья. Останкино москвичи посещали довольно часто: в особенности было известно гулянье на Троицын день. Но всё-таки из-за сравнительной удалённости посещаемость Останкина была несколько меньше, чем других известных мест. Устройство гуляний было типично для того времени — для удовольствия посетителей в парке имелись самовары с чаем, закуски, а по левую сторону парка находился деревянный театр, в котором четыре раза в неделю играла музыка. По данным 1884 г., в Останкине значились дворец, 3 сторожки, кумысное заведение, мастерская по изготовлению тесьмы, колониальный магазин, рейнский погреб, трактир и 92 двора с 201 жителем, 2 пруда.

Владелец Останкина Дмитрий Николаевич Шереметев был женат дважды. От первого брака с Анной Сергеевной Шереметевой (умерла в 1849 г.) он имел сына Сергея. В 1857 г. он женился на Александре Григорьевне Мельниковой, от союза с которой через два года родился сын Александр. В дальнейшем именно ему досталось Останкино. В 1913 г. Александр Дмитриевич передал Останкинский парк в аренду Франко-Бельгийской компании на 99 лет, а в 1917 г. навсегда покинул Россию.

В декабре 1917 г. Комиссия по охране искусства и старины Моссовета берёт под опеку все ценности останкинского ансамбля. В 1919 г. он становится государственным музеем, так же как и многие подмосковные дворянские усадьбы. В 1930-е годы многие из них были закрыты. Однако Останкину в этом плане повезло. В 1938 г. он был назван Музеем творчества крепостных, и у большевиков не поднялась рука закрыть его. Более того, в 1936 г. в нём начались восстановительные работы, большую помощь и консультации для которых оказал Павел Сергеевич Шереметев, племянник последнего владельца. Само же Останкино в 1937 г., в столетнюю годовщину гибели А.С. Пушкина, было переименовано в Пушкинское (впрочем, это название не прижилось). С 1992 г. музей стал называться московским музеем-усадьбой «Останкино».

Ерденево

По соседству с Останкином находилось ещё одно село — Ерденево, располагавшееся по обе стороны притока Яузы — речки Каменки. Память о старинном селе, прекратившем существование более двухсот лет назад, долгое время сохранялась в названии Ерденевской дороги из деревни Марьино в Останкино, а в середине XX в. — в названии застроившегося вдоль этой дороги Ерденева переулка (в районе нынешней ).

Первые сведения о нём дошли от конца XVI в., когда это было село с церковью Покрова Богородицы. В Смутное время село было уничтожено и превратилось в пустошь, которая числилась в 20-х годах XVII в. за владельцем соседнего — Львом Афанасьевичем Плещеевым. Писцовая книга 1624 г. отметила здесь лишь места, где ранее стоял храм, четыре двора церковного причта и 10 крестьянских дворов.

Имение Л.А. Плещеева впоследствии было разделено между сыновьями. Ерденево досталось Фёдору Львовичу Плещееву, при котором Ерденево заселяется и становится сельцом. Фёдор Львович скончался в 1673 г., и затем Ерденевом владели его вдова Марфа с детьми Семеном и Фёдором Фёдоровичами Плещеевыми. При них, по описанию 1678 г., здесь значились двор вотчинника, где жили три семьи конюхов (8 человек), двор скотный, в нём деловых людей 6 человек и 2 человека скотников, два двора деловых людей (10 человек), дворы повара и конюха, два двора «приспешников» (4 человека), и на мельнице 2 человека. Отмечен также сад.

Останкинский район находится в Северо-Восточном административном округе Москвы. Его площадь составляет 1246 гектаров. На территории Останкинского района находятся такие московские достопримечательности как Останкинская телебашня, монорельсовая дорога, ВВЦ, Ботанический сад РАН, дом-музей академика Королева и прочие.

Название района произошло от старинной деревни Осташково. В документальных источниках этот населенный пункт впервые встречается в 1548 году, но известно, что на самом деле село существовало задолго до этого времени. В документах упоминается, что деревня Осташково на Суходоле принадлежит "немчину" Орну. После Орна хозяином Осташкова стал дьяк Посольского приказа Василий Яковлевич Щелкалов. При нем в Осташкове появился дом, деревянная церковь, был вырыт пруд. В начале 17 столетия эти постройки были уничтожены, но пруд остался, и стал объектом, определившим план расположения усадебных строений в дальнейшем.

После окончание периода Смутного времени, когда в стране появилась новая правящая династия Романовых, в 1617 году сельцо Осташково на Суходоле перешло к князю Ивану Борисовичу Черкасскому. В писцовых книгах того времени говорится, что в вотчине князя Черкасского была "церковь во имя Живоначальныя Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной земли 4 четверти в поле, а в дву потому ж; в селе пруд; да к нему слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытинка, а в ней 63 двора бобыльских на оборке; под тою слободкою мельница в одно колесо, да в селе Осташков двор боярский, да другой двор, а в нем живут деловые люди".

Речка Копытинка, упомянутая в книге, существовала еще в 1920-х годах, а затем ее спрятали в трубу. Сейчас над руслом реки стоит завод Калибр и располагается Звездный бульвар.

Церковь Живоначальной Троицы, построенная в 1677-1692 годах при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском, в Останкино существует и сейчас. Известно, что эта каменная церковь была построена взамен предыдущей деревянной. Этому храму было присвоено звание эталона национального зодчества.

Во второй половине 17 века Останкино было основной подмосковной усадьбой семейства Черкасских. Сюда они приезжали отдыхать, устраивали соколиную и псовую охоту. Это была большая усадьба с хоромами, теремами, вышками, прудами, огородами и садами. Боярский дом высился на берегу реки, в парке стоял павильон для танцев и маскарадов, так называемый, воксал. В июле 1730 года в Останкино гостила императрица Анна Иоанновна, а в 1742 году здесь четыре раза с визитами была императрица Елизавета Петровна.

В январе 1743 года дочь княгини Марии Юрьевны Черкасской (Трубецкой), камер-фрейлина Ее Императорского Величества княжна Варвара Алексеевна Черкасская, вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. Так ветвь рода Черкасских прервалась, и Останкино перешло к Шереметевым.

Около 25-ти лет в усадьбе не проводили никаких строительных работ, только после смерти графини Варвары Алексеевны (1767 год) Петр Борисович Шереметев пристроил к имеющейся церкви колокольню, которая совершенно изменила внешний вид здания. Именно в таком виде храм был запечатлен на гравюре 1799 года.

Нынешний архитектурный ансамбль Останкино был построен при Николае Петровиче Шереметеве. Дворцово-парковая композиция создавалась в течение десяти лет. За это время был выстроен дворец, закончена внутренняя отделка его залов, разбит парк. Интересно, что при строительстве дворца не было единого проекта, его возводили по частям, постепенно изменяя назначение сооружения.

"Украсив село мое Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что свершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мои знания и вкус, буду наслаждаться покойно своим произведением", - было сказано в завещании Шереметева сыну.

Когда в 1742 году городская черта Москвы отодвинулась за пределы Садового кольца, к Камер-Коллежскому валу, в районе Останкино появилась Крестовская застава, получившая название от установленного рядом с ней креста и часовни. Камер-Коллежский вал являлся таможенным сооружением. На всем его протяжении были оборудованы подобные заставы, где проверяли ввозимые товары и документы тех, кто въезжал в Москву. Крестовской заставой заканчивалась дорога из Ярославля в Москву. Позднее, когда дорогу на Ярославль пересекла Николаевская железная дорога, Крестовским мостом назвали путепровод, возведенный над ней.

Останкинский дворец часто бывал местом проведения различных общественных событий. В июле 1795 году в Останкино праздновали победу в войне с Турцией. В 1797 году здесь принимали польского короля Станислава Понятовского и российского императора Павла. В 1801 году в присутствии императора Александра I во дворце проходили торжества в честь его коронации.

В 1803 году Николай Петрович Шереметев овдовел, а в 1809 году скончался сам. Шестилетний сын Шереметевых Дмитрий остался сиротой. Когда он вырос, то дворцом почти не пользовался, но сохранял его как фамильную гордость, но несмотря на это, в 1856 году, когда на престол короновался Александр II, Останкино было избрано в качестве говения императорской четы. Собственно, именно с этого момента господский особняк и стали называть дворцом. Последним ярким событием, которое прошло в 1868 году Останкинском дворце, стала свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева и фрейлины императрицы княжны Екатерины Павловны Вяземской.

Начиная с 30-х годов 19 столетия в Останкино стали проводиться массовые гуляния. Здесь можно было встретить людей самого разного звания – от представителей царской фамилии до простого народа. Поначалу гуляния проходили в рощах Останкино а на Каменских прудах, а затем открылся увеселительный сад, где в летнее время в качестве дач внаём сдавались усадебные флигели.

Названия улиц Останкинского района отображают и далекое прошлое этой местности, и современные вехи истории. Среди улиц есть Останкинские, Новоостанкинские, Большая Марьинская, Аргуновская, а также калибровская, Академика Королева, Цандера, Звездный бульвар и аллея Космоса, прочее.

На территории Останкинского района работают 15 научно-исследовательских и проектных организаций, специализирующихся на исследованиях и проектировании в различных сферах. Самыми крупными из них являются ОАО "Гипромез", "Гинцветмет", НИИ "Кулон", ЦПИ - 20. Настоящей достопримечательностью района стал торгово-деловой центр "Останкино", построенный в 1999 году.

Историческая справка:

1548 г. – Осташково впервые встречается в документальных источниках
1617 г. - сельцо Осташково на Суходоле перешло к князю Ивану Борисовичу Черкасскому
1920 г.г. – речка Копытинка была упрятана в трубу
1677-1692 г.г. - была построена новая Каменная церковь Живоначальной Троицы
1730 г. - в Останкино гостила императрица Анна Иоанновна
1742 г. - здесь четыре раза с визитами была императрица Елизавета Петровна
1743 г. – Останкино перешло к Шереметевым
1767 г. - Петр Борисович Шереметев пристроил к имеющейся церкви колокольню
1742 г. - в районе Останкино появилась Крестовская застава
1795 г. - в Останкино праздновали победу в войне с Турцией
1797 г. – в Останкино принимали польского короля Станислава Понятовского и российского императора Павла
1801 г. - в присутствии императора Александра I во дворце проходили торжества в честь его коронации

Останкино - один из интереснейших микрорайонов нашей столицы. В недалеком прошлом это -большое подмосковное село, тесно связанное с русской историей и Культурой. Впервые оно упоминается как деревня Осташкова в межевой книге по Московскому уезду за 1558 г. и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью в годы царствования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташкове своей жене, а затем одному из своих опричников - «немчину» Орту. В 1584 г. оно принадлежало дьяку В. Я. Щелкало- ву, а с 1617 г.-князю И. Б. Черкасскому". Предок рода Черкасских черкесский князь Семен Андроеович в XVI в. приехал на службу к московским государям", за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство. Черкасские выстроили боярский двор, возвели деревянную церковь и поставили 30 крестьянских изб. Позднее, в 1683 г., в селе уже была красивая каменная церковь св. Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. В 1743 г. деревня Осташкове, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью кн. Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Шереметева, знатного вельможи, сподвижника Петра I. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует несколько предположений, но они являются неубедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок "розовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI в.) Останкино имело форму Осташково, Которое никак не связано со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и является ярким примером так называемой народной этимологии.

Как же в действительности мог появиться этот топоним? Очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца, например Ивановское, Колычеве, Тропарево и др. Иногда село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Но ни одна из вышеназванных фамилий владельцев Останкина - Черкасские, Шереметевы, известных и знаменитых в свое время, ни название церкви не стало именем этого села.

В XV-XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие название по имени того, кому они принадлежали, вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остан (Останка, Останок) или Осташ (Остатка, Остаток). ЭТОТ ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня или Останкина (от имени Остаток или Останка). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени -Остан (Останка) и Осташ (Остаток) образованы от одного греческого имени Бвстафий. Со временем название Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII в., тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия дереВни Осташково в село Останкино.

Расцвет села Останкино в русской истории связан с именем , внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петрова». Н. П. Шереметев удачно сочетал в себе редкие качества: тонкий художественный вкус, большой ум, широкое образование, к тому же он был сказочно богат (Шереметевы были богаче Екатерины Ш. Детищем его ума, художественного вкуса и богатства и стал Останкинский дворец, построенный в стиле раннего классицизма, или, как говорил сам Н. П. Шереметев, «в чистом вкусе».

Дворец строился с 1791 г. по 1799 г., к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских н заграничных зодчих, таких как Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези и др. Дворец производит сильное впечатление гармонией линий, колонн, соотношением его отдельных частей, тем, что он выстроен из дерева. Но еще большую художественную ценность представляет внутреннее убранство дворца, выполненное руками крепостных. Здесь много разных украшений на дверях и окнах, резных ваэ, люстр и канделябров. Все они вырезаны из дерева, но, будучи позолоченными, кажутся тончайшими бронзовыми изделиями. Расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель - все это говорит о высоком профессиональном мастерстве и художественном гении русских крепостных мастеров. Ив ФранциН и Италии им присылали неведомые образцы, а из Петербурга следовал строгий наказ - сделать так, чтобы «все походило на Рафаэлевы ложи». И несмотря на то, что сознанию мастеров мало что говорили фигуры грифонов, богинь и амуров, они чутьем угадывали прекрасное в линиях и формах этих фигур и с большим мастерством и вдохновением воплощали их в дереве.

Повседневный труд крепостных, создавших Останкинский дворец, был изнурительным, нередко сопровождался наказаниями за то, что недостаточно быстро и точно выполнено задание. Но художественный гений мастеров превозмог все трудности И воплотился в совершенном по своей красоте Останкинском дворце, в его неповторимых залах. «Единственное слово, которое хочется применить к ним, это - храм... В душе Казакова или того неведомого, кто создавал ослепительный убор останкинских вал, звучала дивная гармония; все добрые отзвуки мира, весь экстаз жизни, всю радость и всю любовь, вместо иступленных слов молитвы, выливала душа художника в божественной краСоТе» **. \ 25 Шамурин Ю. Подмосковные, М., 1914, с, 51.

Н. П. Шереметев был страстным любителем театра и музыки. Он сам создал из крепостных крестьян настоящую театральную труппу, в составе которой были замечательные актеры, например П. И. Жемчугова (Ковалева). Останкинский дворец и был предназначен для искусств, для театра и для этой замечательной актрисы. П. Н. Шереметев полюбил ее и, презрев все сословные предрассудки, сделал своей женой. Он придумал легенду о «благородном» происхождении П. И. Жемчуговой, которая якобы была дочерью не московского кузнеца Ковалева, а польского шляхтича Ковалевского, пришедшего когда-то на службу к Шереметевым. Но и это не могло изменить холодного, враждебного отношения «света» к Шереметеву и его жене, талантливой актрисе, женщине редких душевных качеств и очарования. Память об этой замечательной, рано умершей русской актрисе, запечатлена в двух московских названиях: Прасковьина улица (1922 г.) в Останкине и аллея Жемчуговой (1970 г.) в Кусковском парке.

Увековечена и память крепостного архитектора Аргунова, который повседневно был связан со строительством^ дворца в Останкине: в 1966 г. 4-й Останкинский проезд бйл переименован в ул. Аргуновскуго. Фамилия Шереметевых тоже сохраняется в географических названиях Москвы и Подмосковья: ул. Шереметьевская (недалеко от ), известный аэродром Шереметьево.

Новая история Останкина начала бурно развиваться после 1959 г., когда на базе трех выставок (промышленной, сельскохозяйственной и строительной) была открыта постоянно действующая Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). В 1964 г: рядом с ВДНХ появилось мемориальное место, увековечивающее замечательное событие в жизни советского народа и всего человечества-- полет человека в космос. В небо взметнулся 100-метровый обелиск, на вершине Которого находится серебристая ракета. Здесь же гранитная фигура основоположника космонавтики - К. Э. Циолковского. От обелиска тянется аллея героев, первых летчиков-космонавтОв, которые осваивали космос. В аллее установлены их бронзовые бюсты, а также гранитный бюст выдающегося ученого и конструктора в области ракетостроения, именем которого названа одна т улиц в Останкине,- академики С. П. Королева. Здесь же, в Останкине, на берегу пруда, напротив знаменитого дворца находится и известная всему миру Останкинская телебашня.

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует много предположений, но все они являются недостаточно убедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок (родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство). Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально в XVI веке Останкино имело форму Осташково, который никак не связан со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму название этого селения и является ярким примером так называемый народной этимологии.

В XV по XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые села, особенно деревни, часто получившие названия по имени того, кому они принадлежали. Вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь неизвестного первопоселенца по имени Остан или Осташ. Этот ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташкова деревня, или Останкино (от имени Осташек или Останок). Возможно, что на первых порах её называли и так и так, поскольку оба имени – Остап (Останка) и Осташ (Осташок) образованы от одного греческого имени Евстафий. Со временем название Осташкова, вероятно, заменилось от Останкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по видимому, тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века, тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия деревни Осташково в село Останкино.

Останкино – одно из самых интереснейших мест в Москве. Впервые оно упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за времена празднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташково своей жене, а затем и одному из своих опричников – «немчину» Ивану Григорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца «Осташково на суходоле» принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б. Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI веке приехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство.

В 1646 году в Останкине стояли «двор боярский, двор приказчика и двор псарный, 37 домов людских, людей в них 39». В 16778 году появился «двор соколиный», а в нем «15 человек дворовых людей». К тому времени в меле уже насчитывалось 55 дворов, в которых жили 140 человек.

В 1678-1683 гг., в селе была построена красивая каменная церковь святой Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. Считается, что это дело рук крепостного зодчего Павла Потехина. Колокольня - же была построена в 1877-1878 годах по проекту архитектора Н. Султанова. Церковь представляет собой бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете с двумя приделами. Заканчивается крупными глазами на тонких барабанах. Сложена церковь из большемерного кирпича с использованием белого камня. Церковь украшена двумя рядами кокошников, пышными наличниками окон и ордерными колоннами.

В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Бориса Петровича Шереметева, знатного вельможи и сподвижника Петра Великого за воинские заслуги получившего самое высокое звание – генерал фельдмаршала. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа Николая Петровича Шереметева, внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петрова». Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец.

Дворец строился в 1791 по 1799 года, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Проекты перестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, которые завершили работу.

Память крепостного П. И. Аргунова, который повседневно был связан со строительством дворца в Останкине в 1966 году была увековечена: 1-й Останкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу. Впрочем, считается, что таким образом сохранена память о всей семье русских крепостных художников Аргуновых: Иване Петровиче и его сыновьях Николае и Павле.

Дворец стоит в старинном парке на берегу пруда. Он построен из дерева, но отштукатурен и производит впечатление каменного. П – образное в плане здание с парадным двором выдержано в стиле зрелого классицизма. Центральная часть акцентирована шести колонным коринфским портиком, стоящем на рустованном выступе первого этажа. Ионические колонны, декорирующие боковые ризалиты, дополняют торжественный облик парадного фасада.

Останкинский дом по убранству и роскоши представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор, мебель с инкрустациями и т.д.

Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами. Сад в Останкине делился на английский и перед домом; аллеи лип были подстрижены стенами и кругами, всюду виднелись мраморные статуи, беседки и т.д. Известно, что создание парка граф поручил англичанину Р. Маннерсу. Перед фасадом усадьбы находился пруд (сохранившийся до наших дней), его окружал лес, который сливался с Марьиной рощей. И только ближайшие к дому аллеи и лужайки носили французский характер.

Налево от дворца могучая кедровая роща, по предания, вывезенная из Сибири старым владельцем Останкина, князем Черкасским, бывшем сибирским губернатором. В этой роще стоит мраморная урна над прахом любимой собаки графа. Недалеко отсюда была и «Аллея вздохов» из лип. Между деревьями встречаются вековые дубы, и среди них есть могучий дуб – прародитель всех тамошних дубов, имеющий за собой несколько столетий.

Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметев приготовил ему однажды следующий сюрприз: когда государь проезжал густую рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по мановению волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Останкина.

В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу, сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался декорацией и благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие.

Король был удивлен великолепием Шереметевского имения. После роскошного обеда король отправился в театр, на котором крепостные актеры сыграли уже игранную при Екатерине пьесу «Самнитские браки»; роскошные костюмы, точные эпохе, были необыкновенно богаты, на артистке, игравшей главную роль, было ожерелье ценой в 100 000 рублей; декорации были написаны Гонзаго.