Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика основных загрязнителей окружающей среды. Затраты на охрану окружающей среды. Структура экологических издержек общества. Расчет оплаты за размещение отходов и природоохранные мероприятия. Охрана труда и техника безопасности, промсанитария.

    реферат , добавлен 16.06.2009

    Характеристика экологических проблем и оценка их особенностей в выявлении критериев взаимодействия человека и окружающей среды. Факторы экологических проблем и периоды влияния общества на природу. Анализ взаимосвязи экологических и экономических проблем.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2011

    Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны. Объекты и принципы экологии. Природоохранная деятельность предприятий, виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений. Система экологических стандартов и нормативов.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Естественные источники радиации в современном мире, опасность превышения естественного уровня ионизирующего излучения в окружающей среде. Анализ уровня радиоактивного загрязнения и пути решения региональных экологических проблем Тамбовской области.

    реферат , добавлен 25.12.2013

    Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды и методы его определения. Понятие и структура текущих затрат на природоохранную деятельность. Влияние экологических и природно-ресурсных параметрах при принятии макроэкономических решений.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2010

    Загрязнение окружающей среды вследствие несоблюдения экологических требований в сфере энергетики и сельского хозяйства. Использование ядохимикатов, проблемы окружающей среды, связанные с животноводством. Предотвращение истощения земель и водных ресурсов.

    презентация , добавлен 11.12.2013

    Естественные и искусственные источники загрязнения окружающей среды: воздуха, почвы, воды. Основные вредные примеси антропогенного происхождения. Виды и тяжесть влияния человеческой деятельности на природу, масштабы таких экологических воздействий.

    реферат , добавлен 11.11.2013

    Решения, обеспечивающие увеличение или уменьшение степени ущерба окружающей среде. Затраты по улучшению состояния окружающей среды Балтийского моря, его проблемы, виды зягрязнений. Международное сотрудничество в области решения экологических проблем.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

За последние десятилетия отношения между обществом и средой обитания все более обострились, становится вполне реальной угроза глобальной экологической катастрофы. Экономическая наука до сегодняшнего дня уделяла недостаточно внимания экологическим проблемам, что явилось одной из причин формирования техногенного типа экономического развития. Данный тип развития можно охарактеризовать как природоразрушающий, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Для предотвращения глобального и локального экологических кризисов необходима смена техногенного типа развития на устойчивый тип развития. Последний позволяет удовлетворить потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Несмотря на множество спорных вопросов концепция устойчивого развития уже получила широкое признание как в экономической науке, так и в международной практике.

Расчеты показывают , что при современных темпах роста населения и производства даже для поддержания антропогенного воздействия на биосферу неизменным, не допуская его роста, нужно снизить среднюю глобальную нагрузку на окружающую среду, приходящуюся на единицу ВНП, в несколько раз в течение ближайших десятилетий. Таким образом, перед экономикой стран мира стоит действительно грандиозная проблема, которую необходимо решать. Данная проблема актуальна и для России, несмотря на то, что численность россиян уменьшается и заметно снизился объем производства. Однако население и производство в нашей стране сконцентрированы в районах, где состояние окружающей среды уже давно не соответствует экологическим требованиям и опасно для здоровья и даже жизни людей. В этих районах и будет в дальнейшем развиваться производство и еще более возрастет численность населения. Поэтому снижение приходящейся на единицу ВНП нагрузки на окружающую среду важно и для нашей страны. Для решения указанной проблемы необходимы скоординированные усилия многих людей разных стран мира с помощью различных средств.

К настоящему времени сформировалось два основных подхода к решению экологической проблемы. Первый подход исходит из того, что решить экологические проблемы возможно на основе внедрения в производство экологических инноваций. Ю.Яковец обосновал эту идею следующим образом: «Учитывая, что природные условия своего существования и развития человечество может изменить в очень малой степени, а тенденции демографической динамики меняются медленно, главным подвластным разуму, воле и труду человека ресурсом реализации глобальной экологической программы является технологический прорыв, переход к эгологизированному постиндустриальному технологическому способу производства» .

Другие исследователи считают невозможным преодолеть экологический кризис чисто техническими средствами: необходима качественная перестройка основ цивилизации путем перестройки сознания людей. Эту точку зрения развивает Н.Моисеев: «Техническое развитие абсолютно необходимо, но его недостаточно: иной должна стать цивилизация, иным – духовный мир человека, его потребности, его ментальность» .

Следует отметить, что обе точки зрения на сегодняшний день актуальны и находят свое признание в теории и проявление на практике.

Для обеспечения устойчивого развития, безусловно, важное значение приобретает внедрение экологических инноваций, под которыми понимаются новые продукты, новые технологии, новые способы организации производства, обеспечивающие охрану окружающей среды. Речь идет о внедрении системы экологического менеджмента, экологического маркетинга, экотехнологий, позволяющих обеспечить взаимодействие между экономическим развитием и защитой окружающей среды на уровне фирмы.

Рынок экологической (альтернативной) продукции – качественно иной рынок продукции и услуг, гарантирующий потребителю более высокое качество потребляемых товаров. На нём устанавливаются повышенные цены на продукцию, соответствующую экологическим стандартам.

Научно-техническому прогрессу принадлежит исключительно важная роль в обеспечении оптимального соответствия развития производства и состояния природной среды. Перед обществом встала задача экологизации техники и технологий, согласования ее с природными процессами. Однако принимаемые до сих пор меры по внедрению экологической техники и технологий (в основном – строительство очистных сооружений) не позволяют коренным образом решить экологическую проблему. Деятельность очистных сооружений недостаточно надежна, не исключает возможности аварий, строительство их обходится очень дорого и экономически нецелесообразно. Необходима перестройка самого типа технологии производства на экологической основе: переход к малоотходному и безотходному производству с утилизацией всех отходов. К экологически важным направлениям развития технологий относят экологичные биотехнологии, технологии по переработке отходов, малозагрязняющие технологии.

В ходе развертывания научно-технической революции возникают необходимые технические предпосылки обеспечения нового характера отношения к природе, согласования производственных и природных процессов в единую систему, регулируемую человеком. Это потребует перестройки науки и техники в их отношении к природе, тем самым обеспечивая экологизацию общественного развития.

В мировой практике используются различные пути стимулирования внедрения экологических технологий: введение природоохранных норм, правил, законодательных актов, предоставление субсидий на сокращение выбросов, налоговое стимулирование, реализация прав на загрязнение. Как показывает опыт, наименее эффективным путем стимулирования является введение мер прямого контроля.

Происходит экологизация национальных научно-технических программ. В Японии, Германии, Голландии, Италии, Канаде, Франции, Великобритании, Норвегии разработаны государственные программы, направленные на создание экологически важных технологий. Например, в Японии в 1990 г. создан исследовательский центр инновационных технологий для Земли, финансируемый государственным и частным сектором. Основное направление работ связано с глобальным потеплением и альтернативными источниками энергии. В Германии действует Программа экотехнологий Министерства исследований и технологий. В Голландии создана организация по технологическим исследованиям и передаче технологий, в которой экотехнологии занимают около 10% деятельности. В Италии образован Фонд технологических инноваций, где 5% средств используется на экотехнологии. В Канаде действует Программа «Технологии для экологических решений». Во многих странах экотехнологии вписываются в существующие научно-технические программы .

В развитых странах производство экологической техники и технологий является одним из самых доходных, поэтому экологический рынок бурно развивается. Примерно 40% мирового рынка экологической продукции и услуг в середине 1990-х гг. удерживалось в США . Американские фирмы производят очистную технику, создают экологически чистые потребительские товары: натуральные продукты питания, безвредные краски и т.д. Производство такой продукции считается престижным и прибыльным, а фирмы тем самым создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке. Экологические параметры продукта влияют на конкурентоспособность фирмы на мировом рынке.

В связи с ужесточением норм природоохранного законодательства практически во всех странах будет наблюдаться рост производства экотехники и экотехнологий. В странах Запада этот процесс уже начался.

На развитие рынка экологических инноваций значительное влияние оказывают директивы Европейского Союза, в частности, директива о выбросах ТЭС диоксида серы, оксидов азота и пыли. Они ориентируют производителей экотехники на разработку аппаратов для мониторинга микропримесей. Западноевропейские фирмы, занимающиеся экологическим бизнесом, успешно используют современные тенденции в природоохранной политике для увеличения своих прибылей.

Если в 1970-80-е гг. основные усилия компаний направлялись на нейтрализацию последствий нанесенного окружающей среде ущерба, то в 1990-е гг. акцент делается на устранение причин экологических нарушений. Применение предупредительных мер, а не нейтрализация последствий загрязнения, по оценкам специалистов, является более надежным средством решения экологических проблем.

К мерам предупредительного характера можно отнести экореструктуризацию и экологическую модернизацию производства. Экологическая реструктуризация предусматривает перестройку отраслевой структуры в результате снижения спроса на продукцию «грязных» производств или путем модернизации фирм – потребителей этой продукции. Экореструктуризация находит свое отражение в виде снижения расходов сырья и материалов на единицу ВВП.

Экологическая модернизация связана с изменением технологической базы производства, что характеризуется сокращением расхода энергии, воды и других ресурсов на единицу производимой продукции. Одним из показателей экологической модернизации производства является степень развития рециклирования (повторного использования ресурса после его обработки). Рециклирование позволяет снизить вредное воздействие на окружающую среду без сокращения сырьевых возможностей страны.

Развитие экологически ориентированного бизнеса позволяет снизить техногенное воздействие на окружающую природную среду, способствуя тем самым выходу страны на устойчивый путь социально-экономического развития, при котором не превышается ассимилирующая способность природы.

Рынок экотехнологий в России стал формироваться в конце 1980-х годов. Однако в настоящее время он развит слабо. В связи с уменьшением государственного финансирования природоохранных работ в России практически прекратили свою деятельность государственные предприятия, выпускавшие природоохранную технику. На российском рынке экологических технологий и услуг по разным оценкам действуют от 400 до 1000 предприятий .

Экологическим предпринимательством в России стало заниматься невыгодно, поэтому экологический рынок развит слабо. Принятие нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» в 2002 г. создает нормативно-правовую основу для функционирования российского экологического рынка. Закон отводит значительную роль экологическим инновациям в решении экологических проблем. В частности, предполагается предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий (основанных на последних достижениях науки и техники, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду), нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов. Предполагается государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Важная задача – направить инвестиции на освоение базисных инноваций экологического характера.

В последнее время в развитых странах получил развитие экологический менеджмент. Р.Грэй и др. определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегий, направленных на улучшение этой позиции, и при изменении систем управления, чтобы обеспечить текущее совершенствование и эффективное управление».

Столкнувшись с вызовом со стороны государства и других заинтересованных сторон в сфере экологии, деловые круги постарались изменить свое экономическое поведение и выработать новый взгляд на повышение эффективности производства, основанный на более системном подходе к экологическому менеджменту. Для этого они разработали ряд средств, включающих, например, добровольные экологические хартии, или «кодексы поведения» по отношению к окружающей среде, а именно: «Программу ответственной заботы» для химической промышленности, многоотраслевую «Хартию бизнеса за устойчивое развитие» Международной торговой палаты и др. Сюда можно отнести и добровольные стандарты экологического менеджмента EMAS и ИСО 14000.

Правительству для снижения государственных расходов выгодно перекладывать все большую часть расходов на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности непосредственно на плечи хозяйствующих субъектов. Последние же, серьезно занимаясь экологическим менеджментом, могут обеспечить большую эколого-экономическую эффективность производства и получить преимущества перед конкурентами (за счет экономии ресурсов, повышения качества управления и производства и др.). Это обстоятельство, в частности, является одним из источников нового подхода к организации взаимоотношений общества и окружающей среды — экологической модернизации.

Позиция фирм по отношению к экологическому менеджменту меняется от защитной к нейтральной, активной и опережающей. Соответственно власть изменяет свое отношение от принуждения и наказания к заботе, помощи и, наконец, доверию. Известно, что большинство российских предприятий пока находится в нейтральной позиции по отношению к экологическому менеджменту, но действуют стимулы, побуждающие изменить ее на активную и даже опережающую.

Создание и внедрение экологических инноваций составит содержание новой научно-технической революции, которая идет на смену нынешней. На этом этапе значительно возрастает роль человека в технических и природных процессах. В этой связи актуализируется задача экологизации системы образования и формирования новой научной парадигмы, ориентированной на коэволюцию природы и человека.

Экологизация научного знания находит свое проявление в возникновении новых научных направлений, среди которых экологическая экономика, появившаяся в начале 90-х гг. ХХ в. на Западе. При этом природным экосистемам придается значение фундаментальной целостности, в которую встроены экономические системы. Способность экологических систем поддерживать жизнь ограничена, поэтому проблема заключается в определении тех экологических пределов, в которых экономика может быть устойчивой.

Экономическая подсистема рассматривается совместно с глобальной экологической системой, частью которой она является и которая и должна быть объектом научного анализа.

Одной из новых возможностей для бизнеса является формирование и освоение быстроразвивающегося мирового рынка экологических товаров и услуг. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает сил, особенно в развитых странах.

Эксперты единодушно оценивают мировой рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долл.) и один из самых динамично растущих и обновляющихся. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В частности, в странах Балтии - до 8 % в год, в Канаде - на уровне 10% в последующие пять лет. Рынок экологических товаров и услуг в странах Восточной Европы, включая СНГ, оценивается примерно в 20 млрд. долл., его среднегодовой прирост - более 1%.

В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40% мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Следовательно, компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества.

2. Экономическая эффективность экологических инвестиций на экологическом рынке

В мировой практике все больше утверждается понимание: охрана окружающей среды - явно экономическая инвестиция. Для образования треста технологий охраны окружающей среды в США инвесторы меньше чем за две недели собрали 128 млн. долларов, оценив это начинание как исключительно выгодное. Мероприятия по охране окружающей среды напрямую способствуют снижению издержек производства благодаря сокращению затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Можно привести много примеров из зарубежной прессы о получении предприятиями денег «из мусора» или «из воздуха».

Доказать потенциальную возможность достаточно высокой прибыли на примере украинских предприятий при нынешней недостаточно развитой и жесткой законодательной базе, отсутствии действенного экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности достаточно сложно. Хотя и здесь есть весьма красноречивые примеры.

Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод.

1. Перед компаниями открываются дополнительные возможности для развития деловой активности, что в конечном итоге повышает их конкурентные преимущества. Фирмы и страны, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами на мировом рынке. Технологическое первенство в противовес приобщению к новым технологиям как таковому обеспечивает больший объем добавленной стоимости и монопольное положение в мире бизнеса. К примеру, Германия, где действуют наиболее жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров при ослаблении позиций на рынке промышленной продукции в целом. На эту страну приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание.

Лидерство среди автопроизводителей в последнее время во многом определяется способностью решать экологические проблемы, соблюдать экологические нормы, которые все ужесточаются. В выигрыше оказываются компании, которые находят новые альтернативные виды топлива, создают экономные, экологически чистые двигатели, в частности гибридные - электро-дизельные, дизельно-газовые, разрабатывают легкие материалы для производства авточастей.

Примечательно, что для решения определенных экологических проблем объединяют усилия и правительство, и бизнес. В 2000 г. на автошоу в Детройте и Вашингтоне ведущие компании «Форд», «Дженерал моторс» и «Даймлер-Крайслер» представили опытные образцы эко-эффективных транспортных средств: Ford Prodigy (72 миль/галл.), GM Precept (80 миль/галл) Daimler Chrysler ESX3 (72 миль/галл.). В общем средняя топливная эффективность автомобилей выросла уже сегодня до 21,4 миль в галлон против 13,4 в 1970 г.

Дания, к примеру, является лидером ветроэнергетики (она составляет 8% всей производимой электроэнергии в стране), здесь производится около 50% всех ветротурбин, обеспечивая ежегодно около 1 млрд. долл. дохода. Ведущие места в этой сфере занимают также Германия, Испания, Индия.

2. С рынка уходят конкуренты, не способные выдержать высокие экологические стандарты. В практике развитых стран есть примеры, когда крупнейшие компании инициировали принятие определенного законодательства и стандартов, в частности на захоронение отходов в США в начале 90-х годов, поскольку они способствовали уходу с рынка ряда действующих компаний и препятствовали появлению новых конкурентов.

3. Передовой экологически ориентированный бизнес защищен от иностранной конкуренции. Скажем, запрещение использовать импортные одноразовые питьевые контейнеры под предлогом ограничения объемов мусора в Дании способствовало устранению зарубежных конкурентов, которым сложно и дорого транспортировать продукцию в стеклянной упаковке при относительно небольшом объеме рынка. К слову, переработка бутылок и других стеклянных емкостей в Дании составляет 99,6% - рекордный уровень в мире. В Швейцарии с 1 ноября 1990 г. действует запрет на производство и импорт поливинилхлоридных бутылок и упаковок.

3. Маркетинг экологического рынка

Понятно, что спрос на экологические товары и услуги, который пока в России небольшой, определяет соответствующее предложение. Но ведь и сам по себе рост экологического рынка может формировать соответствующий спрос вследствие эффективных, дешевых, практичных экологических решений, предлагаемых производителями.

Многие отечественные предприниматели уже осознали, что использование темы экологичности их товаров в маркетинге может принести определенные выгоды в конкурентной борьбе за рынки сбыта. Фраза «Фирма предлагает экологически чистую продукцию» все чаще встречается в рекламных изданиях. Но пока не выработано четких критериев экологичности для многих образцов продукции и нет механизма ее присвоения, утверждения об «экологической чистоте» являются не более чем рекламным трюком. Вместе с тем, наблюдающееся широкое использование этой темы в маркетинге свидетельствует о постепенном вхождении экологии в рынок. Значит, необходимо создать благоприятные условия для тех, кто действительно ратует за экологичность своих товаров.

Предполагается активизировать развитие национальной экоиндустрии и экологического рынка, исходя из следующих объективных обстоятельств.

В России же капиталовложения природоохранного предназначения и текущие природоохранные расходы составляют только около 15 долл. на душу населения. Мало того - прослеживается тенденция их сокращения.

Отечественному бизнесу необходимо подготовиться к жестким правилам мировой торговли, одним из которых является соблюдение экологических норм и требований. Российские предприятия, заботящиеся о своем имидже, стремящиеся экспортировать продукцию, уже осознали (некоторые реализовали) настоятельную необходимость сертификации по системе управления качеством ISO серии 9000. Также признана во всех странах мира Международная система управления окружающей средой ISO серии 14000.

Внедрение системы управления средой (EMS) обычно следует после внедрения системы управления качеством (QMS). Тем же предприятиям, которые лишь начинают внедрение системы управления качеством, целесообразно параллельно разрабатывать и внедрять систему управления окружающей средой.

Повышение роли природоохранных стандартов обусловливается намерением России в ближайшее время присоединиться к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и вступить во Всемирную организацию торговли. При этом, согласно «Кодексу стандартов ГАТТ», национальные стандарты следует гармонизировать с международными, в т.ч. и в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, давление со стороны рынка, пока что внешнего, усиливается. Следовательно, будет активизироваться спрос на экологические товары и услуги.

Основываясь на анализе распределения инвестиций в последние годы, приоритетными направлениями (сегментами) дальнейшего развития национального экологического рынка были и в обозримом будущем будут:

1. Охрана водных ресурсов (приблизительно - 62% общих инвестиций);

2. Охрана атмосферного воздуха (16%);

3. Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов, земель, сбережение природно-заповедного фонда (12%);

4. Рациональное использование, утилизация и переработка отходов (10%).

Создание благоприятных условий для развития экологической индустрии

Для развития малого и среднего экологического бизнеса и улучшения условий его деятельности правительству необходимо:

– специальными финансовыми и кредитными рычагами стимулировать производство экологических товаров и развитие сферы экологических услуг;

– стимулировать эффективный спрос на экологическую продукцию и услуги прежде всего политикой государственных приобретений. Обеспечивать облегченный доступ предприятиям, производящим экологическую продукцию, к услугам, предоставляемым правительственными структурами; непосредственно участвовать в маркетинге и демонстрации образцов экологических технологий;

– содействовать «позеленению» банков (например, внедрять программы оценки банками воздействия проектов на окружающую среду или учета необходимости инвестиций в охрану окружающей среды). Как известно, разработка экологического блока вопросов является очень важной для получения кредитов международных финансовых институтов, в частности ЕБРР;

– издавать периодический информационный бюллетень, содержащий постоянно обновляемую информацию о возможностях для проектов, развитии природоохранного законодательства, а также национальный каталог «Зеленые страницы», включающий перечень экологических предприятий и производимой ими продукции и услуг, открыть соответствующую страницу в Интернете. К сведению, такую информацию по другим странам, в частности Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, можно получить из издаваемого региональным экологическим центром «Справочника экологического бизнеса» для стран Центральной и Восточной Европы, по России - из недавно издаваемых «Зеленых страниц»;

– создавать совместные экологические предприятия с западными компаниями и улучшать экспортные возможности: местные компании лучше знакомы с условиями и правилами местных рынков, а зарубежные более опытны в области маркетинга и менеджмента, обладают большим доступом к финансовым ресурсам и современным технологиям;

– создавать дополнительные целевые фонды для инвестирования экологической индустрии, которые бы способствовали обеспечению соответствующих предприятий стартовым капиталом и финансированию их на ранних стадиях развития, или же выделять для этого часть уже существующих правительственных фондов, например, фондов развития предприятий, для финансирования поставщиков экологических товаров и услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключение работы можно сказать следующее.

Рынок экологической (альтернативной) продукции – рынок продукции и услуг, гарантирующий потребителю более высокое качество потребляемых товаров, соответствующих экологическим стандартам.

В связи с ужесточением норм природоохранного законодательства практически во всех странах будет наблюдаться рост производства экотехники и экотехнологий.

Хотя рынок экотехнологий в России стал формироваться в конце 1980-х годов, но в в настоящее время он развит слабо.

Экологическое предпринимательство, которым является деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение и уменьшение вреда окружающей среде и здоровью населения, является одним из важнейших направлений обеспечения дальнейших прогрессивных экологических преобразований в России /13, 55/.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы все больше влияют на цели предпринимательской деятельности. На современном этапе развития общества охрана окружающей среды становится важной экономической задачей.

Это убедительно подтверждают многочисленные примеры деятельности по охране окружающей среды, способствующей бизнесу и приносящей прибыль как от создания более совершенных технологий, так и от продажи произведенной на их основе экологически чистой продукции.

Экологическое регулирование является толчком интенсивному развитию новой и весьма выгодной сферы приложения капитала во многих развитых странах мира. Надо отметить, что повсеместно наблюдается заметное укрепление позиций экологически ориентированной продукции в выпуске производственных и потребительских товаров различного назначения.

Экологические параметры технологий производства и выпускаемых товаров, а также затраты на охрану окружающей среды, прямо влияющие на уровень общих издержек, стали важными факторами, определяющими конкурентоспособность на национальном и мировом рынках. Влияние этих факторов на цену товара, перспективы дальнейшего производства, рынки сбыта, маркетинговую деятельность в целом все более возрастает.

Современные тенденции постепенного выравнивания требований экологического законодательства в развитых странах мира стали серьезным фактором положительного воздействия на структуру товарных потоков и инвестиций.

Проведенные экспертные оценки показали, что природоохранные и ресурсосберегающие технологии будут представлять собой одно из основных действенных средств рыночной конкурентной борьбы.

Изменение отношения к собственности и широкое развитие предпринимательства в России как элемента государственной политики стало определяющей основой появления субъектов экологического предпринимательства с разносторонней сферой интересов.

Можно отметить, что в последнее время сформировались самостоятельные направления экологического предпринимательства:

      производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды;

      создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий;

      расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;

      экологическое образование и воспитание;

      консалтинг;

      а также выполнение различного рода других экологических работ и услуг.

Набирает силу финансовое обеспечение рынка экологических работ и услуг коммерческими банками.

Можно выделить следующие типы предприятий и организаций, входящих в экологическую инфраструктуру, по их функциональной ориентации и характеру организации работ:

      выполняющие работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (сбор и обработка информации, разработка экологических ограничений и регламентаций по природопользованию, анализ и прогноз деятельности природользователей, осуществление экологического мониторинга и др.). Организации, формирующиеся, в основном, по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы и т.д.) и функционирующие в значительной мере по заказам государственных органов управления;

      оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности (экологическая инвентаризация, разработка проектов норм ПДВ и ПДС для предприятий, экспертно-консультационные услуги и др.);

      осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, деятельность по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, например, в результате утилизации, переработки и захоронения отходов, благоустройства и озеленения территорий и др.);

      производящие природоохранную, ресурсосберегающую технику и технологии, природосберегающую продукцию;

      обеспечивающие функционирование самой экологической инфраструктуры (ремонт и обслуживание природоохранной техники и оборудования, подготовка и переобучение кадров, оказание информационных услуг и др.).

Дальнейшее развитие рынка экологических работ и услуг существенно зависит от создания гибкого организационно-экономического и нормативно-правового механизма взаимодействия рыночных структур в сфере экологии, органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления охраной окружающей среды и природопользованием.

Необходима программа развития рынка экологических товаров, работ и услуг, которая должна предусматривать разработку новых законодательных актов, дополнений и поправок к существующим, обеспечивающих эффективное функционирование рассматриваемого рынка. В эту программу должен входить соответствующий комплекс мероприятий /13, 55/.

Создание необходимых организационных структур для осуществления регулирования и экономического стимулирования производства товаров, работ и услуг экологического назначения и подготовка нормативно-методической документации, определяющей их деятельность, требуют своего решения в ближайшей перспективе.

Целесообразно выделить следующие основные задачи федерального государственного органа и его территориальных органов в вопросах регулирования производства товаров, работ и услуг экологического характера /55/:

      определение приоритетных направлений развития рынка экологических товаров, работ и услуг;

      разработка и внедрение механизмов экономического стимулирования производства, качества и экологической безопасности процессов, продукции, товаров, работ и услуг;

      создание и развитие системы регулирования экологического предпринимательства с целью предотвращения экологически вредного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, рационального использования природных и вторичных ресурсов;

      создание условий для привлечения и эффективного использования в экологических целях иностранных и отечественных инвестиций, “ноу-хау”, технологий и оборудования.

        Экологически ориентированный маркетинг

и рынок природных ресурсов (природных объектов)

Анализ зарубежного опыта отношений собственности на природные ресурсы (природные объекты) показывает, что динамика изменения этих отношений в других странах находится в зависимости от экономических, политических, социальных, экологических факторов. Подобные явления, несмотря на сильное влияние различных субъективных факторов, носят объективный характер и, что вполне естественно, имеют место и в нашей стране /15/.

Следует отметить, что на нынешнем этапе развития общества возникла острая необходимость придания все возрастающей экономической ценности природным ресурсам и всему природному богатству, включая здоровье среды. Это должно стать главным приоритетом государственной природно-ресурсной и экологической политики России.

При таком подходе государственное регулирование экономической ценности природных ресурсов и всего природного богатства должно быть одной из основных функций государства на пути обеспечения устойчивого развития общества в условиях рыночно ориентированной экономики.

Нужно отметить, что влияние уровня экологических потребностей общества и спроса в части экологических ценностей на рынок природных ресурсов имеет тенденцию к заметному усилению. Причем эти потребности и спрос также необходимо регулировать с помощью соответствующих механизмов, которые еще требуется сформировать и внедрить в практику.

Величина общественно необходимых издержек на воспроизводство потребленной части возобновимого природного ресурса может служить в качестве нижней границы оценки потребляемой в той или иной форме порции любого возобновимого природного ресурса.

Необходимо развивать новые принципы рентной оценки природных ресурсов:

      принцип учета издержек воспроизводства подвергаемых воздействию возобновимых природных ресурсов;

      принцип учета планируемых издержек на разработку способов замещения (продуктами с аналогичной потребительной стоимостью) оцениваемых невозобновимых природных ресурсов.

Реализация права собственности на природные ресурсы может осуществляться в форме собственности на природные объекты или природные ресурсы в границах природного объекта.

Следует сказать, что России присущи обоснованные исторические предпосылки и объективная необходимость возникновения и развития рынка природных ресурсов (природных объектов). Хотя при этом имеют место серьезные проблемы и противоречия рынка природных ресурсов (природных объектов), которые характеризуются различными причинами их проявления.

Очень важно отметить роль, место и основные возможные направления участия экологически ориентированного маркетинга в функционировании рынка природных ресурсов (природных объектов).

При этом необходим достаточно развитый нормативно-правовой механизм обеспечения выполнения экологических требований при решении данной проблемы, целесообразные дополнения и изменения соответствующего характера в природоохранительные и природно-ресурсные акты законодательства и в законы, регулирующие переход права собственности на отдельные виды природных ресурсов (природных объектов), в том числе приватизацию природных объектов государственной и муниципальной собственности /15/.

Целесообразно указать наиболее актуальные основные ограничения на осуществление права собственности на природные ресурсы, налагаемые принципами устойчивого развития:

      любой возобновимый природный ресурс, добываемый, эксплуатируемый или используемый другим способом, должен быть воспроизведен как количественно, так и качественно;

      часть капитала, заключенная в невозобновимых природных объектах, должна быть использована для экономического воспроизводства потребительных стоимостей, заключенных в потребляемых порциях невозобновимых природных ресурсов;

      собственник природного ресурса при его использовании в любой форме не вправе наносить ущерб окружающей среде как в пределах своего владения, так и вне его.

Требуется скорейшая разработка основных концептуальных положений по решению проблем собственности на природные ресурсы (природные объекты). При этом необходимо учитывать общие для всех природных ресурсов закономерности в решении вопросов собственности.

Сочетание объективных свойств природных ресурсов (природных объектов), получивших экономическую оценку и учтенных в комплексных кадастрах природных ресурсов, достигнутого уровня развития общественных экономических отношений, существующих политических и социальных отношений и экологических проблем является основой для разработки соответствующих принципов рационального распределения прав собственности на природные ресурсы (природные объекты) и необходимых полномочий по управлению природопользованием между следующими четырьмя уровнями: федеральным, территориальным (субъекта Федерации), муниципальным, частным.

Следующие свойства самих минеральных и других природных ресурсов представляют собой первичные факторы для деления собственности на природные ресурсы (природные объекты) по вышеуказанным четырем уровням:

      роль конкретных природных ресурсов в формировании макроэкономических показателей;

      соотношение распространенности природных ресурсов и широты потребительского рынка;

      роль на мировом, национальном и территориальных рынках соответствующей продукции;

      роль природных ресурсов в экономике территорий;

      значение природных ресурсов для национальной безопасности страны;

      степень исчерпаемости природных ресурсов и возможность замены их вторичными ресурсами;

      специфические особенности различных видов природных ресурсов.

Необходимо подчеркнуть, что существуют значительные различия масштабов природных объектов и уровней субъектов собственности, величин долей различных видов природных ресурсов (природных объектов) в той или иной форме собственности, темпов и глубины преобразований отношений собственности в зависимости от объективных свойств самих природных ресурсов.

Целесообразно предложить перспективный концептуальный подход к созданию оптимального механизма постепенного ненасильственного решения проблемы рационального распределения прав собственности на природные ресурсы (природные объекты) и полномочий по управлению природопользованием последовательно по следующим этапам:

      первый этап – экономическая оценка и идентификация природных ресурсов (природных объектов) как объектов собственности;

      второй этап –уточнение определения и корректировка разграничения полномочий (обеспечивающих реализацию правомочий государства как собственника природных ресурсов) Российской Федерации и субъектов Федерации в рамках совместного осуществления владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;

      третий этап – по мере объективного созревания условий для сосредоточения всех или почти всех полномочий в отношении конкретных природных объектов только на одном из уровней (федеральном или субъекта Федерации) решение вопроса о разграничении собственности;

      четвертый этап – после выделения природных объектов в собственность субъектов Федерации выделение из их состава природных ресурсов в муниципальную и частную собственность, либо в ряде случаев передача в пожизненное наследуемое владение (что более предпочтительно для соответствующих природных ресурсов с точки зрения интересов общества).

При решении этой проблемы очень важно объективно оценить возможность распределения прав собственности на соответствующие природные ресурсы (природные объекты) на современном этапе и невозможность распределения прав собственности на другие ресурсы (объекты) по принципиальным соображениям, поскольку наиболее целесообразным для них объективно должно быть совместное ведение (владение, пользование и распоряжение).

Большие возможности в практической деятельности в рассматриваемом направлении может дать использование данных кадастровой оценки природных ресурсов, аудита природопользования (аудита недропользования, водопользования, землепользования, лесопользования и др.), экологического аудита, природно-ресурсного и экологического мониторинга в целях определения цены сделки купли-продажи или приватизации природных ресурсов (природных объектов) и налога на их новых собственников, а также для обеспечения выполнения экологических требований к участникам соответствующей сделки.

Необходимо предъявлять определенные нормативные экологические требования и требования в области природопользования к новым собственникам природных ресурсов (природных объектов), которые во многом зависят от реальных свойств самих объектов собственности.

В рассматриваемом случае можно назвать следующие основные требования подобного характера:

      необходимость очистки объектов от прошлых накопленных загрязнений;

      недопущение нецелевого использования природных ресурсов;

      соблюдение экологических и природно-ресурсных норм и правил в дальнейшей деятельности.

Важно отметить, что для решения обсуждаемой в данном разделе проблемы также принципиально необходимо:

Создание механизма купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов), не допускающего смену их собственников без учета экологического фактора;

Установление публичных сервитутов при приватизации природных ресурсов (природных объектов) в целях обеспечения публичных интересов при передаче природных ресурсов (природных объектов) в частную собственность.

На современном этапе развития общества целесообразно ввести в теоретическую и практическую деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования понятие ассимиляционного потенциала окружающей среды как способности окружающей среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих качественных параметров в неопределенно длительной перспективе /15/.

При таком подходе ассимиляционный потенциал окружающей среды можно обоснованно представить как специфический нетрадиционный природный (“экологический”) ресурс.

Но в данном случае, естественно, возникает объективная необходимость разработки соответствующих методов экономической оценки ассимиляционного потенциала окружающей среды.

На наш взгляд при этом целесообразна рентная и квазирентная оценка при его искусственном воспроизводстве, представляющая собой разность между общественно-необходимыми затратами на снижение воздействий до экологических нормативов и поддержание их на этом уровне и индивидуальными затратами на достижение экологических нормативов в районе, потенциал которого оценивается. На такой основе может проводиться оценка этого потенциала территории для целей установления платежей за пользование им по издержкам доведения воздействий (например, выбросов в атмосферу) до нормативного уровня с пересчетом и приведением оценки к условной тонне.

Предлагается перспективный механизм рационального распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды между Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, частными собственниками объектов (при невозможности решить проблему в категориях собственности на законодательном уровне) путем практического внедрения через распределение полномочий, обеспечивающих реализацию правомочий собственника, между органами государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, органами местного самоуправления и частными собственниками.

Принципы отнесения собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды по тому или иному загрязняющему веществу к соответствующему уровню (федеральному, субъекта Федерации, муниципальному, частного собственника) должны учитывать объективные свойства загрязняющих веществ: дальность распространения от источника, степень опасности, наличие международных обязательств по соответствующим веществам и др.

Например, применительно к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу целесообразно предложить следующие принципы распределения права собственности на ассимиляционный потенциал:

      в муниципальную собственность, а в ряде соответствующих случаев и в частную собственность, в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по загрязняющим веществам с минимальным радиусом рассеивания (до нескольких километров),

      в федеральную собственность в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по:

а) загрязняющим веществам с радиусом рассеивания в сотни и более

километров или оказывающим трансграничное и глобальное

воздействие;

б) загрязняющим веществам, по которым имеются международные

обязательства;

в) особо опасным загрязняющим веществам;

В собственность субъекта Федерации в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по оставшемуся большинству загрязняющих веществ довольно широкого спектра;

Необходимо учитывать сложившуюся систему государственных органов охраны окружающей среды и управления природопользованием.

Представляют большой интерес проблемы распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды в международном масштабе (выбросы парниковых газов, потребление кислорода, трансграничные переносы различных загрязняющих веществ и др.).

В этом направлении в настоящее время рассматриваются вопросы организации торговли квотами на выбросы парниковых газов и других загрязняющих веществ, оказывающих значительное глобальное воздействие и имеющих актуальное международное значение.

С учетом вышесказанного можно утверждать, что впереди открываются большие перспективы развития экологически ориентированного маркетинга в связи с появлением рынка природных ресурсов (природных объектов), в том числе ассимиляционного потенциала окружающей среды, расширением круга субъектов и объектов собственности, активизацией процессов купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов).

      Рынок производственных объектов

и учет экологического фактора при оценке их стоимости

В России имеются обоснованные исторические предпосылки и объективная необходимость возникновения рынка производственных объектов (предприятий, сооружений, производственных зданий и иных объектов).

Этому активно способствуют:

      расширение процесса вложения отечественных и иностранных инвестиций в экономику страны;

      изменение отношений собственности, широкая купля-продажа и приватизация предприятий и иных производственных объектов вместе с земельными участками, в том числе бывших ранее в государственной или муниципальной собственности.

Большую тревогу при этом вызывает довольно распространенное неблагополучное экологическое состояние таких объектов.

Вполне естественно, что эти процессы перехода права собственности настоятельно требуют принятия соответствующих обязательств участниками рынка производственных объектов.

Не вызывает сомнений, что остро необходим адекватный реальной ситуации механизм распределения ответственности за прошлое загрязнение.

Должны разрабатываться и приниматься конкретные обязательства нового собственника по реабилитации прошлых загрязнений купленных или приватизированных им предприятий и иных производственных объектов и земельных участков, на которых они находятся, в рамках специальной программы экологической санации, согласуемой со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды и включаемой в качестве неотъемлемой части в план приватизации или договор купли-продажи.

Процедура отнесения на нового собственника затрат на мероприятия по программе экологической санации покупаемого или приватизируемого производственного объекта вместе с земельным участком, погашение вреда, причиненного окружающей среде и населению, требует особого внимания и должна быть обязательно согласована с новым собственником.

Эти затраты должны определяться как соответствующая часть платежа при покупке производственного объекта или часть приватизационного платежа, которые должны сосредотачиваться в специальном фонде экологической санации и расходоваться строго по целевому назначению в соответствии с ежегодной сметой, согласуемой со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды с учетом обязательств нового собственника объекта по экологической санации самого объекта и земельного участка под ним и возмещению ущерба окружающей среде и населению.

Решение рассматриваемой проблемой требует выполнения процедуры аудита, то есть комплексной оценки состояния и стоимостных характеристик покупаемого или приватизируемого предприятия и иного производственного объекта, его основных активов и пассивов.

При этом накопленный за период предшествующей производственной деятельности экологический ущерб, в первую очередь, его часть, рассчитанная для земельного отвода предприятия и его санитарно-защитной зоны, должен рассматриваться как неотъемлемая составляющая пассивов предприятия.

Введение такой процедуры для производственных объектов, подлежащих продаже или приватизации, является основой для осуществления прямой экономической оценки накопленного экологического ущерба и включения мероприятий по экологической санации территории этих производственных объектов в договор купли-продажи или план приватизации.

Следует подчеркнуть, что экономическая оценка накопленного за период предшествующей деятельности экологического ущерба выступает как важная составная часть стоимости предприятий и иных производственных объектов в сделках их купли-продажи и приватизации.

Целесообразно предложить следующие возможные методы экономической оценки накопленного экологического ущерба /28/:

      первый метод – определение экономических санкций за результаты накопленного загрязнения на территории предприятия и иного производственного объекта на основе специально разрабатываемых нормативов платы за загрязнение почв, донных отложений и других депонирующих сред;

      второй метод – расчет затрат на конкретные мероприятия по экологической санации (изъятию, удалению, захоронению или переработке загрязненного слоя почвы и донных отложений) в пределах контура, характеризующегося концентрациями загрязняющих веществ величиной 10–25 предельно допустимых концентраций (ПДК) и выше. Суммирование этих затрат с затратами на отселение населения из экологически опасных зон, возмещение потерь от уничтожения сельскохозяйственной продукции, выращиваемой на загрязненной территории, другие работы по восстановлению гигиенически приемлемого экологического баланса в зоне особо опасного загрязнения;

      третий метод – расчет размеров платежей за загрязнение территории по фактически установленному количеству загрязняющих веществ (например, металлов) в почвах на основе существующих нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду за вычетом сумм ранее осуществленных предприятием платежей;

      четвертый метод – расчет накопленного экологического ущерба от загрязнения почво-грунтов в пределах промплощадки продаваемого или приватизируемого предприятия и иного производственного объекта и прилегающей к ней санитарно-защитной зоны с уровнями концентрации загрязняющих веществ 10–25 ПДК и выше на основе рассмотрения такого очага экологического поражения как образования несанкционированной свалки перемешанных с грунтом особо опасных отходов, имеющей соответствующие площадные характеристики, концентрации загрязняющих веществ и фактически измеряемую массу.

Полезно отметить следующие преимущества четвертого метода экономической оценки накопленного экологического ущерба:

      простота расчета;

      объективность количественных показателей, получаемых при замерах непосредственно на загрязненной территории;

      отсутствие множества поправочных коэффициентов, использование которых доказательно далеко не во всех случаях;

      наличие утвержденного на федеральном уровне нормативно-методического аппарата расчета платы за размещение отходов;

      большое количество данных, полученных экспериментально и аналитически подразделениями Государственной геологической службы и другими государственными учреждениями и организациями.

Конкретные примеры оценки стоимости предприятий и иных производственных объектов в сделках купли-продажи и приватизации с учетом экологического фактора (накопленного экологического ущерба) подтверждают предложенные в данном разделе принципы, методические подходы и рекомендации /28/.

Использование возможностей рынка производственных объектов для развития экологически ориентированного маркетинга обещает хорошую перспективу этому направлению деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективный анализ международного опыта и перспектив развития менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании представляет большой интерес для дальнейшего совершенствования этого направления.

Рассмотрение становления и развития экономических методов природоохранной и природно-ресурсной деятельности в мировой практике должно охватывать следующие сферы и направления: атмосферный воздух, водные объекты, почву, литосферу, ближний космос, животный и растительный мир, рекреационные ресурсы, отходы производства и потребления, радиационные воздействия, шум и вибрацию, энергетику, здоровье населения.

Их соответствующее использование в экологическом менеджменте и маркетинге дает большой эффект.

Реальный комплекс экономических методов по рассматриваемым вопросам составляют следующие элементы: плата за природные ресурсы, плата за загрязнение, плата за пользование объектами инфраструктуры, надбавки к ценам продукции, дифференциация налогов, субсидии, система залогов, кредиты.

Можно выделить такие рыночные методы охраны окружающей среды и регулирования природопользования за рубежом, как:

      инструменты, ориентированные на использование механизмов действия современной рыночной системы хозяйствования (влияние на издержки товаропроизводителей, использующих природные ресурсы или загрязняющих окружающую среду);

      создание новых рынков путем децентрализации управления, приватизации собственности, торговля правами на загрязнение (рынок по воздуху, рынок по воде, рынок по отходам);

      формирование рынка экологических услуг;

Сотрудничество компаний по типу “промышленный симбиоз”.

Для России представляют большой интерес соответствующие примеры попыток учета величин экологических издержек и природных активов в системах национальных счетов в различных государствах, международные стандарты финансовой отчетности.

То же самое можно сказать и про рассмотрение состояния, особенностей и современных тенденций развития экологического менеджмента и маркетинга в конкретных странах Европейского Союза, США и др.

Надо отметить, что повышение эффективности экологического менеджмента и маркетинга – необходимость объективного характера в современной мировой практике. Особенно интересны новые сценарии развития.

Значительно возрастает роль международных и государственных стандартов в области управления окружающей средой и экологического аудита в развитии данного процесса. В этом убеждает рассмотрение конкретных стандартов различных государств мира и международных стандартов в данной области.

Заслуживают большого внимания новые подходы в решении стоящих экологических и природно-ресурсных проблем, адаптация к политическим, институциональным, экономическим, техническим, индивидуальным поведенческим переменам.

Интересные выводы дает сравнительный анализ законодательных и других нормативно-правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, относящихся к рассматриваемой сфере деятельности, особенно на фоне международного опыта с учетом современных законов, стандартов, норм и правил. Это позволяет лучше понять перспективы развития экологического менеджмента и маркетинга на различных уровнях в России, основные проблемы, особенности и тенденции этого процесса.

При этом должна быть принята во внимание специфическая особенность России, заключающаяся в многоукладности не только по формам собственности, но и по технологическим укладам, а также в господстве “третьего (ресурсозатратного) уклада”, пройденного развитыми странами мира уже в конце 70-х годов ХХ века, и в весьма ограниченном проявлении “четвертого технологического уклада”, связанного с переходом на ресурсосберегающие и экологичные инновационные высокие технологии в ведущих отраслях хозяйства /38/.

Реальная жизнь поставила на повестку дня объективную необходимость разработки и развития конкретных направлений и механизмов участия экологического менеджмента в проходящих процессах банкротства предприятий с учетом дальнейших изменений в нормативно-правовой, экономической, социальной и экологической сферах.

Целесообразно выделить получаемые предприятиями преимущества от внедрения и развития экологического менеджмента и экологически ориентированного маркетинга:

Экономические выгоды:

1) снижение издержек:

      экономия вследствие снижения объемов потребления энергии, природных

и других ресурсов;

      экономия в результате повторной утилизации, продажи побочных продуктов

и отходов производства, что снижает издержки ликвидации отходов;

      более низкие ставки платы за ресурсы, штрафы и суммы компенсаций по суду

за причиненный экологический ущерб;

2) рост доходов:

      возросшая доля поступлений от продажи по более высоким ценам “зеленых” товаров;

      возросшая доля рынка благодаря нововведениям и менее высоким показателям конкурентов;

      совершенно новые товары, которые открывают новые рынки;

      возросший спрос на традиционную продукцию, которая в меньшей степени загрязняет окружающую среду.

Стратегические выгоды:

      более привлекательный имидж в глазах общественности;

      обновление видов выпускаемой продукции;

      рост производительности труда;

      более глубокая вовлеченность персонала в процесс охраны окружающей среды и улучшение трудовых отношений;

      творческий подход и готовность к решению возникающих проблем;

      более ровные отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, общественностью, населением и группами “зеленых”;

      надежный выход на иностранные рынки;

      выполнение экологических требований без лишнего напряжения.

Следует отметить перспективы создания и использования системы интегрированного менеджмента на предприятии как взаимоувязанного комплекса, включающего в себя:

      экологический менеджмент;

      природно-ресурсный менеджмент;

      управление отходами;

      управление промышленной безопасностью;

      управление охраной здоровья персонала;

      управление в чрезвычайных и аварийных ситуациях (риск-менеджмент);

      управление качеством;

      управление взаимодействием с государственными и муниципальными органами;

      управление взаимодействием с общественностью, населением и средствами массовой информации.

В настоящее время происходит расширение рынка экологических работ, товаров и услуг (включение в него ассимиляционного потенциала окружающей среды как нетрадиционного специфического природного (“экологического“) ресурса, “углеродного кредита”, более широкого круга отходов и т.д.). Следует ожидать, что этот процесс будет происходить и в перспективе.

Активно проявляют себя современные тенденции изменения отношений собственности на природные ресурсы, недвижимость различного характера.

Перспективы развития менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании вызывают интерес в связи с появлением и расширением рынка природных ресурсов (природных объектов), различных производственных объектов, новых работ, товаров и услуг.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Происходящие во всех развитых странах мира экономические, социальные и институциональные процессы привели к конфликту между объективной необходимостью дальнейшего промышленного развития и сохранением среды обитания человека. Сформировавшаяся в нашей стране за годы экономических реформ политика и практика использования природных ресурсов как отдельных регионов, так и страны в целом, построенная на концептуальных основах природопользования, заложенных еще в советский период, по свидетельству большинства исследователей ведет не только к деградации природной среды, но и сопровождается изменениями в биоразнообразии.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИНТИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Экологические услуги как перспективное направление развития сферы услуг. . . . . . 4
1.2 Научные основы эколого-экономических отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ. . . 7
2.1. Оценка экологической ситуации в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3.МИРОВОЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Пермский финансово – экономический колледж

(Пермский филиал Финуниверситета)

Мировой и Российский экологический рынок товаров и услуг

Выполнили студентки

Группы 209 БД

Илькаева

Эльвина и Толстикова Ольга

Преподаватель:

г. Пермь, 2012

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИНТИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1 Экологические услуги как перспективное направление развития сферы услуг. . . . . . 4

1.2 Научные основы эколого- экономических отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ. . . 7

2.1. Оценка экологической ситуации в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

3.МИРОВОЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Введение

Происходящие во всех развитых странах мира экономические, социальные и институциональные процессы привели к конфликту между объективной необходимостью дальнейшего промышленного развития и сохранением среды обитания человека. Сформировавшаяся в нашей стране за годы экономических реформ политика и практика использования природных ресурсов как отдельных регионов, так и страны в целом, построенная на концептуальных основах природопользования, заложенных еще в советский период, по свидетельству большинства исследователей ведет не только к деградации природной среды, но и сопровождается изменениями в биоразнообразии. В этой связи особую актуальность приобретают специфические услуги, оказываемые специализированными предприятиями прочим хозяйствующим субъектам, направленные на визуализацию загрязнения окружающей среды в ходе их хозяйственной деятельности.

Решение экологических проблем является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития любого современного государства. Это связано с повышением требований к качеству окружающей среды в результате усилившегося техногенного воздействия человека на биосферу и проявляется в экологизации экономики не только путем прямого вмешательства государства, но и путем организации рыночного сектора -рынка экологических услуг.

Формирование рынка экологических услуг в РФ началось в 90 - х годах прошлого столетия, поэтому в настоящее время уже возможно обосновать особенности этого рынка и субъектов, функционирующих на нем. Исследование рынка экологических услуг позволит выявить перспективные направления его развития, что будет способствовать не только более полной реализации мероприятий по охране окружающей природной среды, но и внедрению экономических механизмов рационального природопользования.

1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

1.1 Экологические услуги как перспективное направление развития сферы услуг

Согласно прогнозам К. Кларка , сделанным еще в начале 40-х годов XX века, поступательное развитие экономики будет иметь выраженный приоритет «третичного» сектора (под которым он понимал сектор услуг, «первичный» сектор - сельское хозяйство, добывающая промышленность, «вторичный» - обрабатывающая промышленность). Данные статистики (не только по РФ) подтверждают прогноз К. Кларка и свидетельствуют о том, что за последние 50 лет значительно ускорилась интеграция услуг в систему экономических и социальных отношений, их превращение в активную и неотъемлемую часть общехозяйственного комплекса.

Анализ процессов в отраслях услуг, происходящих и последние два десятилетия, убедительно показывает, что неуклонно возрастает вклад мероприятий по охране окружающей среды в формирование производственного потенциала долговременного действия, служащего качественной основой экономического развития. Усиливаются связи и взаимозависимость отраслей услуг и материального производства, прослеживается тенденция к их комбинированию в составе единых межотраслевых комплексов. Воспроизводство рабочей силы, потребление населения, качественные аспекты уровня жизни все более определяются степенью развития сферы услуг. Услуги включаются в производственный процесс не только косвенно, через формирование рабочей силы, но и непосредственно как элемент текущих затрат предприятий.

Среди разнообразных потребностей в услугах существует особый их вид - потребность в экологических услугах. Такие услуги могут быть разного ассортимента и качества, но на современном этапе развития общества их появление является одной из доминант устойчивого развития.

Прежде чем дать характеристику процесса формирования спроса и предложения на экологические услуги, развития их рынка, необходимо уточнить понятие «услуга» как экономической категории.

В настоящее время существуют различные точки зрения на экономическое содержание термина «услуга». В литературе встречается следующие определения: услуга - это работа, выполняемая для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей, при обслуживании кого-либо.

Услуга - это деятельность, результаты которой удовлетворяют какие-либо потребности людей.

Услуга - это нечто нематериальное, но обладающее определенной ценностью

Услуга - то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или производство готовы предоставить что-либо ценное

Услуга - это специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда.

Из приведенных определений наиболее полно понятие «услуга» как экономическую категорию характеризует последнее. Другие определения, по мнению автора, не совсем точно отражают сущность услуги, так как в основном характеризуют ее нематериальную сторону. Однако услуга может иметь и материальную форму, поэтому, услуга есть полезное действие потребительной стоимости товара (если услуга осуществляется в материально-вещественной форме) или непосредственно труда в его конкретной форме (услуга в нематериальной форме), направленного на удовлетворение специфических потребностей человека. По своей экономической природе услуга есть общественное отношение между производителем и потребителем, возникающее на основе полезного действия труда, потребляемого не в качестве деятельности, а в качестве полезного эффекта, путем присвоения его результатов определенным индивидом, группой, коллективом.

Полезный эффект услуги не существует отдельно от процесса ее производства в виде какой-либо вещи. По этой причине услуга в отличие от вещного продукта труда не может быть накоплена, а процессы ее производства и потребления во времени совпадают. Тем не менее, последствия потребления услуги могут иметь материальный и долговременный характер.

1.2 Научные основы эколого- экономических отношений

При научном исследовании категорий, отражающих суть эколого-экономических отношений, мы исходим из того, что они выступают одной из форм выражения эколого-экономических законов, являясь при этом теоретическими абстракциями производственных отношений в экологической сфере.

Экологические отношения в широком смысле – это взаимодействие органических систем (включая человеческие популяции) с окружающей их природной средой. В такой трактовке экологические отношения включают в себя и экономические отношения, ибо посредством первых реализуется весь комплекс взаимодействий человека с природой. Эколого-экономическая система представляет собой совокупность экономических и экологических отношений по поводу эффективного использования природно- ресурсного потенциала в процессе производства материальных благ для целей экономического роста и развития благосостояния человека. Эколого-экономическая система является основной составляющей взаимодействия природы и общества.

Экономика не сводится к тому, чтобы разрабатывать природоохранную стратегию, исходя только из экономической выгоды. Окружающая среда, ее качество все в большей мере выступает как самостоятельная ценность, потребительское благо. Современное состояние проблемы требует именно эколого-экономического анализа взаимоотношений производства и окружающей среды, введения в экономическую теорию концептуальных положений и обобщений, выражающих причинно-следственные связи между экономическими и природными системами. С учетом глобальных тенденций загрязнения окружающей среды очевидна необходимость в разработке новой, экологически ориентированной стратегии развития общества и его хозяйства. Речь идет о новой парадигме экономики - переходе ее к решению внешних, прежде всего, эколого- экономических задач, задач экоразвития, в котором происходят согласование и сопряжение интересов и требований экономики и экологии. Отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития в мире является более полный учет состояния окружающей среды и экологических благ в системе общественного воспроизводства.

2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

2.1. Оценка экологической ситуации в России

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующего уголовного законодательства их деятельность преступна. Но в этой сфере человеческой деятельности вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими.

Острейшая экологическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма, включая репродуктивную. Средний возраст мужчин в Российской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений и хромосомных операций. По отдельным промышленно-развитым российским регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности.

По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. И лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим нормам.

Этот печальный список довольно обширен. Но и приведенные данные свидетельствуют, что всем гражданам необъятной и богатой ресурсами России пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть самоуничтожение человека как вида.

3.3 Пути развития экологического рынка

Одной из новых возможностей для бизнеса является формирование и освоение быстроразвивающегося мирового рынка экологических товаров и услуг. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает сил, особенно в развитых странах.

Эксперты единодушно оценивают мировой рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долл.) и один из самых динамично растущих и обновляющихся. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В частности, в странах Балтии - до 8 % в год, в Канаде - на уровне 10% в последующие пять лет. Рынок экологических товаров и услуг в странах Восточной Европы, включая СНГ, оценивается примерно в 20 млрд. долл., его среднегодовой прирост - более 1%.

В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40% мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Следовательно, компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества.

Экономическая эффективность экологических инвестиций:

В мировой практике все больше утверждается понимание: охрана окружающей среды - явно экономическая инвестиция. Для образования треста технологий охраны окружающей среды в США инвесторы меньше чем за две недели собрали 128 млн. долларов, оценив это начинание как исключительно выгодное. Мероприятия по охране окружающей среды напрямую способствуют снижению издержек производства благодаря сокращению затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Можно привести много примеров из зарубежной прессы о получении предприятиями денег «из мусора» или «из воздуха».

Доказать потенциальную возможность достаточно высокой прибыли на примере украинских предприятий при нынешней недостаточно развитой и жесткой законодательной базе, отсутствии действенного экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности достаточно сложно. Хотя и здесь есть весьма красноречивые примеры. В частности, более чем десятилетний опыт природоохранной деятельности ОАО «Запорожсталь» демонстрирует ее достаточно высокую эффективность. Благодаря пуску аспирационной установки реконструированной доменной печи № 3, которая позволяет улавливать железосодержащую пыль, поступающую затем снова в производство, удалось получить ощутимый результат. 25-летний опыт использования почвозащитной системы земледелия и производства экологически чистой продукции в хозяйстве «Обрий» Шишацкого района Полтавской области убедительно свидетельствует об экономической выгодности инвестирования в такие проекты: показатель инновационной привлекательности - соотношение чистой прибыли к сумме инвестиций - составляет 1,3, инвестиции окупаются за три-четыре года. Опыт СП «Роква» по сбору вторичного сырья показывает: шиковать в этой сфере деятельности не приходится, но постепенно развиваться можно, обеспечивая новые рабочие места и регулярную зарплату рабочим.

Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод.

1. Перед компаниями открываются дополнительные возможности для развития деловой активности, что в конечном итоге повышает их конкурентные преимущества. Фирмы и страны, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами на мировом рынке. Технологическое первенство в противовес приобщению к новым технологиям как таковому обеспечивает больший объем добавленной стоимости и монопольное положение в мире бизнеса. К примеру, Германия, где действуют наиболее жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров при ослаблении позиций на рынке промышленной продукции в целом. На эту страну приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание.

Лидерство среди автопроизводителей в последнее время во многом определяется способностью решать экологические проблемы, соблюдать экологические нормы, которые все ужесточаются. В выигрыше оказываются компании, которые находят новые альтернативные виды топлива, создают экономные, экологически чистые двигатели, в частности гибридные - электро-дизельные, дизельно-газовые, разрабатывают легкие материалы для производства авточастей.

Примечательно, что для решения определенных экологических проблем объединяют усилия и правительство, и бизнес. В 2000 г. на автошоу в Детройте и Вашингтоне ведущие компании «Форд», «Дженерал моторс» и «Даймлер-Крайслер» представили опытные образцы эко-эффективных транспортных средств: Ford Prodigy (72 миль/галл.), GM Precept (80 миль/галл.,) Daimler Chrysler ESX3 (72 миль/галл.). В общем средняя топливная эффективность автомобилей выросла уже сегодня до 21,4 миль в галлон против 13,4 в 1970 г.

Дания, к примеру, является лидером ветроэнергетики (она составляет 8% всей производимой электроэнергии в стране), здесь производится около 50% всех ветротурбин, обеспечивая ежегодно около 1 млрд. долл. дохода. Ведущие места в этой сфере занимают также Германия, Испания, Индия.

2. С рынка уходят конкуренты, не способные выдержать высокие экологические стандарты. В практике развитых стран есть примеры, когда крупнейшие компании инициировали принятие определенного законодательства и стандартов, в частности на захоронение отходов в США в начале 90-х годов, поскольку они способствовали уходу с рынка ряда действующих компаний и препятствовали появлению новых конкурентов.

3. Передовой экологически ориентированный бизнес защищен от иностранной конкуренции. Скажем, запрещение использовать импортные одноразовые питьевые контейнеры под предлогом ограничения объемов мусора в Дании способствовало устранению зарубежных конкурентов, которым сложно и дорого транспортировать продукцию в стеклянной упаковке при относительно небольшом объеме рынка. К слову, переработка бутылок и других стеклянных емкостей в Дании составляет 99,6% - рекордный уровень в мире. В Швейцарии с 1 ноября 1990 г. действует запрет на производство и импорт поливинилхлоридных бутылок и упаковок.

Создание благоприятных условий для развития экологической индустрии

Для развития малого и среднего экологического бизнеса и улучшения условий его деятельности правительству необходимо:

Специальными финансовыми и кредитными рычагами стимулировать производство экологических товаров и развитие сферы экологических услуг;

Стимулировать эффективный спрос на экологическую продукцию и услуги прежде всего политикой государственных приобретений. Обеспечивать облегченный доступ предприятиям, производящим экологическую продукцию, к услугам, предоставляемым правительственными структурами; непосредственно участвовать в маркетинге и демонстрации образцов экологических технологий;

Содействовать «позеленению» банков (например, внедрять программы оценки банками воздействия проектов на окружающую среду или учета необходимости инвестиций в охрану окружающей среды). Как известно, разработка экологического блока вопросов является очень важной для получения кредитов международных финансовых институтов, в частности ЕБРР;

Издавать периодический информационный бюллетень, содержащий постоянно обновляемую информацию о возможностях для проектов, развитии природоохранного законодательства, а также национальный каталог «Зеленые страницы», включающий перечень экологических предприятий и производимой ими продукции и услуг, открыть соответствующую страницу в Интернете. К сведению, такую информацию по другим странам, в частности Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, можно получить из издаваемого региональным экологическим центром «Справочника экологического бизнеса» для стран Центральной и Восточной Европы, по России - из недавно издаваемых «Зеленых страниц»;

Создавать совместные экологические предприятия с западными компаниями и улучшать экспортные возможности: местные компании лучше знакомы с условиями и правилами местных рынков, а зарубежные более опытны в области маркетинга и менеджмента, обладают большим доступом к финансовым ресурсам и современным технологиям;

Создавать дополнительные целевые фонды для инвестирования экологической индустрии, которые бы способствовали обеспечению соответствующих предприятий стартовым капиталом и финансированию их на ранних стадиях развития, или же выделять для этого часть уже существующих правительственных фондов, например, фондов развития предприятий, для финансирования поставщиков экологических товаров и услуг.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Основываясь на результаты научного исследования, можно сделать следующие выводы:

    Услуга - это специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда.

    Основные виды экологических услуг: экологическое страхование, экологический аудит, экологический менеджмент.

    В отличие от традиционной, экологическая экономика исходит из признания двусторонних зависимостей микро- и макроуровней: социальная организация и культурные институты на более высоких уровнях пространственно-временной иерархии должны сглаживать конфликты, возникающие при достижении микроцелей развития на более низких уровнях, и наоборот.

    Одной из важнейших причин учета экологического фактора бизнесом служит появление новых возможностей для компаний. Бизнес рассматривает включение экологической составляющей в свою деятельность уже не как помеху развитию и неизбежные издержки, а все больше как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Мероприятия по охране окружающей среды часто приводят к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Зачастую экологические проблемы открывают перед компаниями дополнительные возможности для развития деловой активности.

    В Вологодской области рынком экологических услуг в основном предоставлялись следующие услуги:

    • Экологический контроль за судоходством;

      Использование и переработка отходов производства и потребления;

      Размещение твердых бытовых отходов;

      Охрана недр;

      Экологический мониторинг;

      Оформление прав водопользования;

      Оценка качество подземных вод.

    Говорят о механизмах реализации экологиче­ской политики, выделяют три подхода:

    прямое регулирование, связанное с воздействием государства (иногда это регулирование определяется как «командуй и контро­лируй») - нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.;

    экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

    смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода.

Сформулированные выводы позволяют обосновать следующие предложения:

    Постоянный контроль рынка экологических услуг;

    Контролировать экологический рынок как основу, комплексно контролируя основные показатели деятельности;

    Управляя рынком использовать существующие и искать новые пути повышения его деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Аксенова О.В.Экология. М.:Знание,1999.-287с.

    Ананишнов В.В. Экономика природопользования и охраны природной среды: учеб. пособие / СПбГУТ. СПб, 1994.

    Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучше­нии экологической обстановки.//Российский экономический жур­нал. М., № 7, стр. 55-69.

    Боголюбов С.А. Экология: Юрид. энцикл. слов. Ин-т законодательства.Норма,2001,-443с.

    Большаков В.Н.Экология. М.:Интернет инжиниринг, 2000.-330с

    Веклич О.А. Эколого-экономические противоречия. О некоторых вопросах моделирования экономических процессов с учетом экологических проблем.//Вестник МГУ, сер. 6. М.„ 1994 №3

    Возняк, Фейтельман и др. Экологическое оздоровление экономики.

    Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М.: Закон и право, 1998.

    Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. СПб: Специальная литература, 1995.

    Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998.

    Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов.-М.:Юрайт,2001.-312с

    Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.Гриф МО РФ

    Мизгун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с.

    Мозолевская Е.Г. Экология, мониторинг и рациональное природопользование. М.: МГУЛ, 2002. -249с.

    Потапов А.Д. Экология. –Изд.2-ое, испр. и доп. –М.: Высш. шк.2004.-526

    Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990

    Указ президента РФ от 04.02.94 г. №230 « о государственной стратегии РФ по охране окрущающей среды и обеспечению развития», М. : Российская газета.

    Федерального закона об охране окружающей среды от 10.04.2002

    Фокин С.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств,//ж-л «Менеджмент в России и зарубежом»,1999 №3

    Чердымова З.Э. Экология в схемах и таблицах. Самара: Федоров. 1997. -222с.

    Туристических услуг и его территориальная организацияКурсовая работа >> Физкультура и спорт

    Туроператоров: массового рынка , специализированного сегмента рынка , внутреннего рынка и внешнего рынка . Туроператоры массового рынка – наиболее... учебный, экологический , этнический, охотничий т.д. Таким образом, формирование спроса на туристические услуги и...