Публичное выступление - призыв (уроки развития речи в 6-м классе)
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. «Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».
У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи. Данную проблему призван решать не только учитель русского языка и литературы. Обучение выступлению ученика перед аудиторией как развитие общеучебного умения – задача всего учительского сообщества. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию.
В программе Т.А.Ладыженской по русскому языку в разделе «Развитие речи» представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства.
Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает начальные умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.)
Конечно, не все выйдут из школы Цицеронами, так как основным на пути к освоению ораторского искусства является самообразование, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных, постоянные упражнения и практика. В этом аспекте задача учителя на данных уроках соотносима с задачей риторики, которую один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый, М.М.Сперанский определял так: «обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, каким образом сии драгоценные камни очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой».
Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. Необходимо отметить, что элементы риторики в программу по русскому языку введены не так давно, поэтому учителю нужно самому определять цели, задачи занятий, подбирать практический материал, темы выступлений, сообразуя их с содержанием, отраженным в программе, и опираясь на классическую методику обучения риторике, которая включает в себя:
усвоение правил (теория);
анализ образцов;
упражнения с разбором и критикой выступлений;
речевая практика и упражнения по технике речи.
В 6-м классе программой отводится 3 часа по теме «Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности».
Естественно, прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами риторики (чему и посвящен первый урок). Шестиклассники в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория. Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:
зачем говорю? (цель)
для кого говорю? (особенности аудитории)
что говорю? (содержание).
Учитель сообщает, что существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов:
изобретение речи;
ориентировка;
расположение;
запоминание;
произнесение.
Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Упражнения на дыхание выполнялись на уроках русского языка в течение двух предыдущих недель ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), результаты фиксировались учениками в тетради.
Следующая часть урока посвящена обсуждению «Памятки оратора» (см. приложение 2).
Второй урок посвящен непосредственно выступлению-призыву, а именно:
цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию);
особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию);
языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.).
На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить небольшое выступление на одну из тем: «Берегите хлеб», «Старость надо уважать», «Наркомания – проблема современности». Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса«Лучший оратор». На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи.
Цели данного урока:
углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва;
развитие умения находить особенности публичного выступления-призыва в подготовленной речи;
развитие умения произносить речь побуждающего характера.

Оформление доски:
Эпиграфы:
Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон.
Умение просто и красиво говорить – целая наука. К.С.Станиславский.
Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем. Исократ.
«Памятка оратора» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Подготовленная детьми информация об ораторах ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Подготовительная работа.
Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа подготовила информацию о следующих ораторах: Цицероне, Демосфене, Сократе, Цезаре. Один человек от группы получил готовую речь, которую необходимо представить аудитории (на уроке выступал лучший). Остальные ребята получили задание подготовить небольшую речь-призыв на одну из предложенных тем (см. предыдущий урок). К уроку развития речи были отобраны лучшие ораторы от каждой группы.
Ход урока
Организационный момент. Учитель сообщает детям тему урока, цель. Учащиеся записывают дату, тему урока, эпиграфы.Упражнение на дыхание «33 Егорки».
Представление групп, носящих имя определенного известного оратора.
Актуализация полученных ранее знаний. Беседа по вопросам:
Что необходимо для того, чтобы речь состоялась?
Расскажите, как вы понимаете слова Цицерона и К.С.Станиславского, взятые в качестве эпиграфа к уроку?
Какому пункту «Памятки оратора» соответствуют слова Исократа?
Каковы особенности речи-призыва?
Выступления учащихся.Сначала выступает оратор с готовой речью «О бабушках» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).После обсуждения выступления две группы должны доказать, пользуясь алгоритмом, что прозвучавшая речь является призывом, остальные группы определяют, соблюдал ли оратор требования «Памятки».Затем звучат оригинальные выступления, написанные и подготовленные самими учащимися (по одному представителю от группы). Группы комментируют выступления, делают замечания.
Подведение итогов урока. Класс выбирает лучшего оратора, который награждается грамотой.
Домашнее задание. Написать небольшое высказывание на тему «Нужны ли в наши дни ораторы?»
Литература
С.Никольская. Техника речи. – М., 1978.
Ч. Далецкий. Практикум по риторике. – М., 1995
В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5 - 9 классы. – М., 1994.


Автор: Адяева-Никитина А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 12", г.Череповец Вологодской области

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. "Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать". У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи.

Данную проблему призван решать не только учитель русского языка и литературы. Обучение выступлению ученика перед аудиторией как развитие общеучебного умения – задача всего учительского сообщества. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию.

В программе Т.А.Ладыженской по русскому языку в разделе "Развитие речи" представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства. Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает начальные умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.) Конечно, не все выйдут из школы Цицеронами, так как основным на пути к освоению ораторского искусства является самообразование, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных, постоянные упражнения и практика. В этом аспекте задача учителя на данных уроках соотносима с задачей риторики, которую один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый, М.М.Сперанский определял так: "…обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, каким образом сии драгоценные камни очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой".

Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. Необходимо отметить, что элементы риторики в программу по русскому языку введены не так давно, поэтому учителю нужно самому определять цели, задачи занятий, подбирать практический материал, темы выступлений, сообразуя их с содержанием, отраженным в программе, и опираясь на классическую методику обучения риторике, которая включает в себя · усвоение правил (теория); · анализ образцов; · упражнения с разбором и критикой выступлений; · речевая практика и упражнения по технике речи. В 6 классе программой отводится 3 часа по теме "Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности". Естественно, прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами риторики (чему и посвящен первый урок). Шестиклассники в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория.

Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:


  1. зачем говорю? (цель)

  2. для кого говорю? (особенности аудитории)

  3. что говорю? (содержание).

Учитель сообщает, что существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов:


  1. изобретение речи;

  2. ориентировка;

  3. расположение;

  4. запоминание;

  5. произнесение.

Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Упражнения на дыхание выполнялись на уроках русского языка в течение двух предыдущих недель (см. приложение 1), результаты фиксировались учениками в тетради. Следующая часть урока посвящена обсуждению "Памятки оратора" (см.приложение 2). Второй урок посвящен непосредственно выступлению-призыву, а именно:


  • цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию);

  • особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию);

  • языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.).

На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа (см. приложение 3). В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить небольшое выступление на одну из тем: "Берегите хлеб", "Старость надо уважать", "Наркомания – проблема современности".

Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса "Лучший оратор". На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи.

Цели данного урока:


  1. углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва;

  2. развитие умения находить особенности публичного выступления-призыва в подготовленной речи;

  3. развитие умения произносить речь побуждающего характера.

Оформление доски:

1. Эпиграфы:
"Поэтами рождаются, ораторами становятся." Цицерон.
"Умение просто и красиво говорить – целая наука". К.С.Станиславский.
"Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем". Исократ.

2. "Памятка оратора" (см. приложение 2).

3. Подготовленная детьми информация об ораторах (см. приложение 4).

Подготовительная работа.

Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа подготовила информацию о следующих ораторах: Цицероне, Демосфене, Сократе, Цезаре. Один человек от группы получил готовую речь, которую необходимо представить аудитории (на уроке выступал лучший). Остальные ребята получили задание подготовить небольшую речь-призыв на одну из предложенных тем (см. предыдущий урок). К уроку развития речи были отобраны лучшие ораторы от каждой группы.

Ход урока.

I. Организационный момент. Учитель сообщает детям тему урока, цель. Учащиеся записывают дату, тему урока, эпиграфы. Упражнение на дыхание "33 Егорки".

II. Представление групп, носящих имя определенного известного оратора.

III. Актуализация полученных ранее знаний. Беседа по вопросам:


  • Что необходимо для того, чтобы речь состоялась?

  • Расскажите, как вы понимаете слова Цицерона и К.С.Станиславского, взятые в качестве эпиграфа к уроку?

  • Какому пункту «Памятки оратора» соответствуют слова Исократа?

  • Каковы особенности речи-призыва?

IV. Выступления учащихся.

Сначала выступает оратор с готовой речью "О бабушках" (см. приложение 5). После обсуждения выступления две группы должны доказать, пользуясь алгоритмом, что прозвучавшая речь является призывом, остальные группы определяют, соблюдал ли оратор требования "Памятки". Затем звучат оригинальные выступления, написанные и подготовленные самими учащимися (по одному представителю от группы). Группы комментируют выступления, делают замечания.

V. Подведение итогов урока. Класс выбирает лучшего оратора, который награждается грамотой.

VI. Домашнее задание. Написать небольшое высказывание на тему «Нужны ли в наши дни ораторы?»

Приложение 1

Правила чтения
Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхания и звуку.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уж чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –
Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

Упражнение 2.

"33 Егорки". Хором произнести фразу: "Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки, набрать в грудь воздух и считать: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка" и т.д.»

Приложение 2

Памятка оратора


  1. Тщательно подготовься: продумай содержание (о чем говорить, какие примеры использовать, продумать выводы).

  2. Определи цель выступления.

  3. Не говори ничего мудреного. Мысли должны быть просты, ясны.

  4. Не говори быстро, не бойся пауз.

  5. Не маши без надобности руками.

  6. Помни, что главное для оратора – внимание слушателей. Речь должна быть интересной.

  7. Чтобы быть интересным оратором, надо быть интересным человеком. Нужно быть всесторонне развитым.

Приложение 3

Схема-алгоритм для анализа выступления.
Я считаю, что данная речь является призывом. Об этом свидетельствуют следующие факторы.
Задача оратора – воздействовать на наше сознание, убедить в …, призвать аудиторию к …
Тема этого выступления современна, так как …
Речь построена в соответствии с требованиями. Она представляет собой рассуждение.
Выступающий обозначил проблему (выдвинул тезис) …
Привел доказательства …
В конце выступления призвал аудиторию к …
4. Оратор использовал типичные для выступления-призыва языковые средства…, которые помогают создать атмосферу доверительного разговора и таким образом влиять на аудиторию.

Приложение 4

Демосфен

Демосфен – афинский государственный деятель и великий оратор. Он родился в 384 году до н.э., умер в 322 году до н.э. Демосфен стал оратором из-за того, что опекуны в день его совершеннолетия отдали ему только дом и рабов, а деньги забрали себе. Чтобы добиться успеха в суде, нужно было знать законы и быть хорошим оратором. Четыре года Демосфен учился ораторскому искусству, после чего начал судиться с опекунами. Когда Демосфен начал обучаться красноречию, у него были проблемы с дикцией. Чтобы исправить это, он набирал в рот камешки и старался громко и ясно говорить. Также Демосфен произносил стихи, когда гулял по берегу моря, стараясь заглушить шум ветра и волн. Он достиг своей цели и стал прекрасным оратором, однако никогда не говорил без подготовки.
Гай Юлий Цезарь
Цезарь родился в 100 году до н.э., умер в 44 году до н.э. Это великий римский диктатор, полководец. Этим он прославился в истории. Но в Древнем Риме добиться успеха в политике мог лишь тот, кто умел выступать в суде и народном собрании. Поэтому, мечтая о политической карьере, Цезарь отправился на остров Родос, чтобы изучить там искусство красноречия. Упорный труд дал хорошие результаты: современники восхищались ораторскими способностями Цезаря, и даже Цицерон признавал его речь остроумной, краткой и выразительной. Успеху Цезаря способствовали также звонкий голос и выразительная артикуляция.

Приложение 5

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения. Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильней ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она «тебе жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей жить осталось меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда. А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

Проводы в армию в весенний и осенний призывы 2020 года – важное и трогательное событие не только для самого виновника торжества, но и для его друзей и родственников. Как хочется подобрать самые нужные, самые теплые слова для близкого человека, с которым вам предстоит расстаться на целый год!

Не секрет, что пожелания на проводы в армию своими словами запоминаются больше, чем стандартные поздравления. На этой странице нашего сайта вы найдете напутствия для проводов в армию, которые можно прочесть за праздничным столом или написать на открытке.

***
Сынок! Ты вырос так быстро, что мы не успели оглянуться. И вот пришло время, когда тебя призывают на армейскую службу. Мы хотим тебе пожелать, чтобы она прошла с пользой для тебя, пожелать, чтоб ты стал настоящим мужчиной – мужественным, сильным, способным защитить себя и тех людей, которых ты любишь, а самое главное – чтоб ты вернулся живым и здоровым, и пусть Бог тебя хранит!

***
Дорогой сынок! Признаюсь, что с неохотой я отпускаю тебя в это нелегкое путешествие. Это первый раз, когда мы будем в разлуке так долго. Но так уж устроен мир, что матери должны провожать своих сыновей в армию. Я уверена, что ты с достоинством перенесешь все невзгоды военной жизни, и это только поможет тебе превратиться из мальчика в мужчину! Будь здоров, и пусть тебя бережет Господь!

***
Дорогой друг! Поздравляя тебя в этот день, хочу пожелать тебе много терпения, настойчивости и сил. Пусть легкой будет служба, надежными сослуживцы и приятным досуг. Набирайся опыта, закаляй характер, никогда не сдавайся, будь смелым и решительным. Хороших тебе учителей и интересных событий!

***
Братишка! Сегодня у нас радостное и немножечко грустное событие. Радостное – потому что тебя удостоили чести отслужить в рядах вооруженных сил. А грустное – потому, что целый год мы не будем видеться. Но это время пролетит мгновенно, ведь все в этой жизни быстротечно. Я хочу от всей души пожелать тебе удачи! Будь смелым, сильным, выполняй поручения старших по званию. Крепкого здоровья тебе, терпения, выдержки. А мы будем ждать тебя с нетерпеньем. Счастья тебе и легкой службы!

***
Я думаю, что армия – это тест для каждого мужчины. И сегодня мы провожаем замечательного человека, которому предстоит пройти один из важных испытаний в его жизни. Пусть же он будет всегда смелым, настойчивым и гордым за то, что ему предоставлено почетное звание служить в рядах армии и проявить свое мужество, отвагу и честь!

Пожелания на проводы в армию своими словами

На проводах в армию вам хочется высказать от своего имени душевное пожелание, но вы не отличаетесь особыми литературными талантами? Не беда.

Выбирайте подходящие для напутствия слова для проводов в армию, которые мы привели специально для этого случая – и поздравляйте дорогого для вас человека с этим важным событием.

***
Сегодня мы провожаем отважного и мужественного парня служить Родине. Пусть армия научит тебя быть твердым и решительным, пусть служба будет не в тягость, а в радость. Желаю благополучия и удачи, здоровья и терпения. Пусть это время пролетит быстро, и наш защитник будет снова с нами.

***
Быть солдатом – большая честь для каждого парня. И сегодня, провожая тебя в армию, мы хотим пожелать успешной службы. Очень быстро пролетит этот год, и ты вернешься к друзьям и родным настоящим мужчиной – крепким, сильным, мужественным. Желаю тебе крепкого здоровья. Пусть девушка, которую ты любишь, обязательно дождется тебя. Пусть оберегает тебя твой ангел-хранитель. Пускай везение и удача всегда сопровождают тебя!

***
Правду говорят, что армия делает из ребят настоящих мужчин. Ведь там нет родителей, которым в трудную минуту можно поплакаться. Армия – это серьезное испытание, это взрослая жизнь. Все проблемы ты должен решать сам, по-взрослому. Сегодня, провожая тебя в ряды вооруженных сил, мне хочется пожелать тебе отличного настроения, терпения, выдержки. Служи так, чтобы твои родители гордились тобой, чтобы тебе было не стыдно смотреть в лицо своим товарищам на гражданке. И будь счастлив!

Напутствия на проводах в армию

Пожелания или напутствия на праздновании по поводу проводов в армию могут прозвучать из уст родителей, друзей и любимой девушки. Неважно, будут ли они высказаны своими словами или позаимствованы где-либо. Главное, чтобы эти слова были теплыми и искренними.

***
Итак, ты солдат! Ты будешь сильным, смелым; таким же отчаянно-напористым, когда хотел откосить от армии. Будешь сам чистить одежду и сапоги, а не просить маму. Будешь сам справляться с проблемами, не призывая к помощи старшего брата. А мы будем следить за твоими успехами и ждать дембеля!

***
Что такое армия в жизни мужчины? Армия – это место, где закаляют характер и из вчерашнего мальчика делают мужчину. Именно поэтому я хочу пожелать тебе – не грусти, когда уходишь служить! Это время пролетит быстро, и я надеюсь, с пользой для тебя!

***
Пришла пора доказать, что ты настоящий мужчина: повестка на руках, а значит, тебе пора служить. Год ходить в кирзачах, научиться стрелять, изменить свою жизнь целиком и полностью. Служба в армии – удел каждого уважающего себя мужчины, и нечего этого стыдиться. Желаю тебе провести этот год не зря и стать настоящим защитником нашей Родины!

***
Сегодня у нас есть прекрасный повод, чтобы вспомнить о том, для чего же все-таки предназначены мужчины. А они предназначены для того, чтобы быть нашими защитниками. Правильно говорят, что есть такая профессия - Родину защищать. Так давайте же выпьем за нашего защитника, пусть ему не покажутся неподъемными солдатские сапоги, а форма всегда будет впору!

***
Ты уходишь в армию, и провожать пришли тебя все родные, близкие и друзья. Служба в армии – это тест на выдержку, терпение, силу воли. И нам так хочется верить, что ты сдашь этот тест на «отлично». Служи так, чтобы за тебя гордились твои родители. Выполняй указания начальства, доброжелательно относись к своим сослуживцам. Не зазнавайся, будь преданным своим убеждениям. Желаем тебе только удачи на службе Отечеству. Будь счастлив и оставайся настоящим мужчиной!

Надеемся, что подобранные нами здесь теплые слова для проводов на армейскую службу помогут вам выразить свои чувства по отношению к сыну, брату, другу или любимому парню в этот важный день.

А если с близким человеком вас разделяют расстояния, то к торжеству по поводу его проводов в армию вы можете отправить ему душевные поздравления и напутствия в виде смс или по электронной почте.


По солнышку ромашек, Найдет для песен время, По небу незабудок Даст хлеба на дорогу Проходит детство наше И вдеть поможет ногу Простое, словно чудо. В серебряное стремя. В лугах смеется ветер, Пусть тучи где – то грозно Хлопочут птицы в рощах Нависли над цветами. И горлышки полощут Друзья, пока не поздно, В малиновом рассвете. Да будем все друзьями. Воздушный шар летящий Давайте, словно чудо, И шар земной похожи. Беречь планету нашу Так пусть же тот, кто старше, Для солнышка ромашек, Тот младшему поможет. Для неба незабудок.




1 кубометр грязных вод портит 10 кубометров чистой воды. Отбросами, которые ежегодно попадают в водоемы планеты, можно заполнить товарных поездов.




Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину. М. Пришвин






Памятка оратора Тщательно подготовься: продумай содержание (о чем говорить, какие примеры использовать). Определи цель выступления. Не говори ничего мудреного. Мысли должны быть просты, ясны. Не говори быстро, не бойся пауз. Не маши без надобности руками. Помни, что главное для оратора – внимание слушателей. Речь должна быть интересной.


Особенности выступления-призыва: цель такого выступления: убедить аудиторию, призвать к действию); особенности композиции: вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию; языковые особенности: побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.


Сколько лесов вырублено на Земле за последние 10 лет? Сколько гектаров леса ежегодно погибает в огне? Сколько вредных веществ содержится в выхлопных газах автомобилей? Сколько вредных веществ попадает в водоемы нашей планеты каждый год? Что необходимо для того, чтобы речь состоялась? Кто такой оратор?



Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. «Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».

У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи. Данную проблему призван решать не только учитель русского языка и литературы. Обучение выступлению ученика перед аудиторией как развитие общеучебного умения – задача всего учительского сообщества. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию.

В программе Т.А.Ладыженской по русскому языку в разделе «Развитие речи» представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства.

Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает начальные умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.)

Конечно, не все выйдут из школы Цицеронами, так как основным на пути к освоению ораторского искусства является самообразование, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных, постоянные упражнения и практика. В этом аспекте задача учителя на данных уроках соотносима с задачей риторики, которую один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый, М.М.Сперанский определял так: «…обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, каким образом сии драгоценные камни очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой».

Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. Необходимо отметить, что элементы риторики в программу по русскому языку введены не так давно, поэтому учителю нужно самому определять цели, задачи занятий, подбирать практический материал, темы выступлений, сообразуя их с содержанием, отраженным в программе, и опираясь на классическую методику обучения риторике, которая включает в себя:

  • усвоение правил (теория);
  • анализ образцов;
  • упражнения с разбором и критикой выступлений;
  • речевая практика и упражнения по технике речи.

В 6-м классе программой отводится 3 часа по теме «Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности».

Естественно, прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами риторики (чему и посвящен первый урок ). Шестиклассники в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория . Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:

  • зачем говорю? (цель)
  • для кого говорю? (особенности аудитории)
  • что говорю? (содержание).

Учитель сообщает, что существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов:

  1. изобретение речи;
  2. ориентировка;
  3. расположение;
  4. запоминание;
  5. произнесение.

Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Упражнения на дыхание выполнялись на уроках русского языка в течение двух предыдущих недель (см. приложение 1), результаты фиксировались учениками в тетради.

Следующая часть урока посвящена обсуждению «Памятки оратора» (см . приложение 2).

Второй урок посвящен непосредственно выступлению-призыву, а именно:

  • цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию);
  • особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию);
  • языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.).

На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа (см. приложение 3 ).

В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить небольшое выступление на одну из тем: «Берегите хлеб», «Старость надо уважать», «Наркомания – проблема современности». Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса «Лучший оратор». На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи.

Цели данного урока:

  • углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва;
  • развитие умения находить особенности публичного выступления-призыва в подготовленной речи;
  • развитие умения произносить речь побуждающего характера.

Оформление доски :

  1. Эпиграфы:
  • Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон.
  • Умение просто и красиво говорить – целая наука. К.С.Станиславский.
  • Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем. Исократ.
  • «Памятка оратора» (см. приложение 2 ).
  • Подготовленная детьми информация об ораторах (см. приложение 4 ).
  • Подготовительная работа.

    Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа подготовила информацию о следующих ораторах: Цицероне, Демосфене, Сократе, Цезаре. Один человек от группы получил готовую речь, которую необходимо представить аудитории (на уроке выступал лучший). Остальные ребята получили задание подготовить небольшую речь-призыв на одну из предложенных тем (см. предыдущий урок). К уроку развития речи были отобраны лучшие ораторы от каждой группы.

    Ход урока

    1. Организационный момент . Учитель сообщает детям тему урока, цель. Учащиеся записывают дату, тему урока, эпиграфы.
      Упражнение на дыхание «33 Егорки».
    2. Представление групп, носящих имя определенного известного оратора.
    3. Актуализация полученных ранее знаний . Беседа по вопросам:
    • Что необходимо для того, чтобы речь состоялась?
    • Расскажите, как вы понимаете слова Цицерона и К.С.Станиславского, взятые в качестве эпиграфа к уроку?
    • Какому пункту «Памятки оратора» соответствуют слова Исократа?
    • Каковы особенности речи-призыва?
  • Выступления учащихся.
    Сначала выступает оратор с готовой речью «О бабушках» (см. приложение 5 ).
    После обсуждения выступления две группы должны доказать, пользуясь алгоритмом, что прозвучавшая речь является призывом, остальные группы определяют, соблюдал ли оратор требования «Памятки».
    Затем звучат оригинальные выступления, написанные и подготовленные самими учащимися (по одному представителю от группы). Группы комментируют выступления, делают замечания.
  • Подведение итогов урока . Класс выбирает лучшего оратора, который награждается грамотой.
  • Домашнее задание . Написать небольшое высказывание на тему «Нужны ли в наши дни ораторы?»
  • Литература

    1. С.Никольская. Техника речи. – М., 1978.
    2. Ч. Далецкий. Практикум по риторике. – М., 1995
    3. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5 - 9 классы. – М., 1994.