Часто в нашей жизни возникают конфликтные ситуации - между друзьями, знакомыми, родственниками, коллегами и любимыми. Почва может быть самой разнообразной - от несовпадения интересов до межрасовой неприязни. Понятие конфликта будет подробно рассмотрено в нашем обзоре. Также мы поговорим об основных причин его проявления, необходимости его присутствия в повседневной жизни, правилах поведения во время конфликтной ситуации, способах решения.

Конфликтная ситуация - это столкновение на почве недопонимания, непринятия чужих идей, ценностей и мыслей, возникающее между людьми, обществом, отдельными государствами. Ранее считалось, что этого следует избегать, стараться находить компромисс во всем, однако современная психология опровергает данное утверждение. На сегодня разного рода столкновения не рассматриваются как сугубо негативные, так как, согласно многочисленным исследованиям, конфликт помогает развиваться индивидуумам и группам, благодаря ему человек обретает опыт в общении.

Суть ситуаций такого рода заключается в отстаивании точки зрения и собственной конкурентоспособности. Сталкиваясь с непониманием, несправедливостью, человек ввязывается в конфликт.

Структура

Структура всех конфликтных ситуаций включает в себя:

  1. Предмет (объект), провоцирующий развитие спора. Это может быть как вещь, так и человек, мысли, идеи, в коих заинтересованы участники конфликта.
  2. Субъектов ситуации. Ими могут быть группы, организации, отдельные личности.
  3. Условия, в которых протекает конфликт. К примеру: рабочая обстановка, семейные споры и так далее.
  4. Масштабность ситуации: глобальная, межличностная, региональная, локализованная.
  5. Поведенческие особенности и тактику поведения конфликтующих сторон.
  6. Итог - осмысление результата конфликта, его последствия.

Виды и типы конфликтных ситуаций в деловой среде

Наиболее распространенными являются столкновения интересов в организованных группах, а именно в коллективах рабочих, среди учителей в школах, в организациях, собранных из индивидуумов различной этнической принадлежности. В данном случае рассматривают такие типы конфликтов:

  • Внутриличностный. Образуется в связи с недовольством отдельной личности предъявляемыми к его деятельности требованиям. То есть, если человека заставляют что-либо делать против его воли, либо выполнение поставленной задачи противоречит устоям и ценностям индивидуума, возникает внутриличностная конфликтная ситуация.
  • Межличностный. Чаще всего в группах возникают именно межличностные конфликты. Их проявление напрямую связано с нехваткой каких-либо ресурсов для осуществления поставленных целей, желанием "выслужиться" перед начальством (вышестоящими должностями), а также с чертами характера каждого участника группы. В основном "трения" в коллективе возникают в связи с кардинальной непохожестью индивидуумов, различием в их мировоззрении и разными темпераментами.
  • Между личностью и группой. Возникновение конфликта такого рода обуславливается отстаиванием мнения одного индивидуума перед группой. То есть, не согласный с мнением большинства человек пытается отстоять свою идею, при этом создавая конфликтную ситуацию.
  • Межгрупповой . Любой коллектив состоит как минимум из 2 групп: формальной и неформальной, между которыми периодически возникают конфликты. В основном почвой для этого служит несправедливое отношение начальства к неформальной группе, сплачивающейся для защиты и отстаивания своих интересов.
  • Управленческий. Развивается во время рабочего процесса, при распределении ресурсов. Управленческий конфликт возникает в связи с несовпадением темперамента подчиненных, расхождении ценностей и целей.

Самые распространенные типы конфликтов

Чаще остальных в быту и повседневной деятельности человека встречаются межличностные, внутриличностные столкновения, а также столкновения между группой и индивидуумом. Пример конфликта между двумя людьми можно встретить в любом классе школы, коллективе, семье:

  • Непринятие нового члена группы по внешним критериям. К примеру, в класс пришел ученик, не соответствующий понятиям группы о внешности, его не замечают, отталкивают, не зовут участвовать в совместных играх и обсуждениях. Здесь наблюдается конфликт между группой и отдельным человеком.
  • Спор по поводу воспитания ребенка - межличностный конфликт.
  • Приказ начальства об увеличении рабочего времени для конкретного специалиста. Это чревато возникновением внутриличностной конфликтной ситуации.

Действующие лица

Участники конфликта - это стороны, принимающие непосредственное участие в образовании и завершении столкновения интересов. Различают 2 вида действующих лиц: косвенные и прямые участники конфликта.

К косвенным относятся:

  • Провокатор. Человек (государство, группа, общество), провоцирующий другую личность на столкновение, при этом в некоторых случаях не принимая участия в самой конфликтной ситуации.
  • Союзник провокатора, или "группа поддержки". Личность, оказывающая содействие (материальное, моральное) развитию столкновения.
  • Организатор (создатель) конфликта.
  • Судья (медиатор, посредник). Лицо, являющееся третьей стороной в конфликтной ситуации.

К прямым относятся:

  • Зачинщик. Иногда им является провокатор.
  • Субъект.
  • Стороны столкновения.


Причины возникновения

Источники конфликтов - это неблагоприятные условия, стечение обстоятельств, личностные качества индивидуумов, провоцирующие развитие столкновения. Из всех источников чаще встречаются: нестабильное материальное положение, нехватка ресурсов, черты характера и излишняя эмоциональность человека, а также особенности его психического развития, ценности, мораль, и этика личности.

Семья как одна из малых групп, где периодически происходят конфликтные ситуации

Семейные конфликты являются одними из наиболее встречаемых. Согласно статистике, практически каждому члену семьи приходится сталкиваться с непониманием со стороны одного из близких родственников. Причинами развития конфликтов в данной группе индивидуумов становятся:

  • Сильные различия в характере и темпераменте как у супругов, так и у детей, родственников.
  • Бытовые проблемы. В большинстве случаев у пар конфликтная ситуация назревает именно на почве нехватки денежных средств.
  • Неоправданные ожидания. Столкновение возникает в связи с неоправданными надеждами, возлагаемыми на брак одним из супругов.
  • Неудовлетворенность сексуальной жизнью.
  • Измена. В связи с неудовлетворенностью в сексе часто один из супругов (реже оба) начинает искать тепло и ласку на стороне. Как итог - развитие конфликтной ситуации, приводящей к разрыву. Однако некоторые пытаются добавить "пикантности" отношениям, тем самым спасая их.
  • Отсутствие личного пространства. Большинство пар постоянно проводят время вместе, не имея при этом возможности уединиться, что приводит к "отвоевыванию" определенных территорий дома.
  • Ревность, обостренное чувство собственности. Некоторым типам людей свойственно чрезмерно опекать своего партнера, ограничивая его общение с противоположным полом, при этом постоянно подозревая супруга в несуществующих изменах. Пример конфликта, развитие которого обусловлено ревностью: один из супругов постоянно читал личную переписку своего партнера, когда же последний увидел это, вспыхнул скандал.
  • Злоупотребление одного из партнеров алкоголем и наркотиками, курение.
  • Разные взгляды на воспитательный процесс. Если в семье есть дети, то часто конфликт может возникнуть в связи с недовольством одного из родителей по поводу их воспитания другим.


Основные "симптомы" развития конфликтной ситуации в семье

Первые признаки конфликта зачастую остаются скрытыми до пикового момента. Как же понять, что необходимо предпринимать какие-либо усилия для предотвращения конфликтной ситуации?

Ни одна конфронтация не возникает беспочвенно. Понятие конфликта подразумевает наличие определенных предпосылок: частых споров, непонимания, молчания и неумения правильно строить диалог. Пример: супруг вернулся с работы расстроенным, нуждающимся в поддержке. А жена, в свою очередь, подумала, что он устал и не "достает" его разговорами, хотя ему сейчас просто необходим диалог с ней. Постепенно недомолвки наслаиваются друг на друга, и между партнерами возникает незримая пропасть, а позже проявляются признаки конфликта:

  • Напряженность в общении.
  • Резкая реакция на любой раздражитель.
  • Попытки вызвать партнера на разговор заканчиваются его уходом в себя.
  • Отстраненность от происходящего вокруг.

В итоге из-за своевременно не решенных вопросов в семье образуется конфликтная ситуация, для благополучного разрешения которой обе стороны должны приложить максимум усилий.

Поведение человека во время конфликта

Следует знать, каким должно быть поведение в конфликте. Это позволит не допускать ошибок во время вынужденных столкновений интересов, а также воздействовать на соперника (инициатора или другую сторону конфликта). В психологии различаются следующие варианты поведения индивидуума в конфликтной ситуации:

  1. Уклонительный (пассивный). Используется как на подсознательном уровне, так и осознанно. Особенности конфликтов, в которых используется данный вариант поведения: оппонент не отстаивает свои интересы и интересы группы, он не в силах защитить себя, при этом старается избежать дальнейшего развития конфликта. Специалисты не рекомендуют прибегать к частому использованию пассивного поведения, так как это может привести к снижению самооценки личности. Его применение оправдано лишь в тех ситуациях, где человек, благодаря уклонению от столкновения может добиться успеха, повышения.
  2. Уступчивый, приспособленческий. Данная форма поведения позволяет пережить конфликты в отношениях не прибегая к полной конфронтации. То есть, когда один из оппонентов уступает во время конфликта в чем-либо другому участнику, это позволяет сохранить отношения на прежнем уровне, снять напряжение и быстро, без потерь, закрыть спор. Однако уступчивость в конфликтной ситуации не дает возможности в полной мере отстоять свое мнение и добиться желаемого.
  3. Доминирующий (подавляющий). Человек, избирающий доминирование в конфликте, жестко отстаивает свою точку зрения, невзирая на желания и потребности другой стороны. Благодаря чему он с легкостью склоняет соперника к отступлению, вынуждая идти на уступки. Плюсы такой манеры поведения: быстрое достижение желаемой цели, стимулирование личностного роста. Минусы: в связи с постоянным использованием доминирования человек для окружающих становится конфликтной личностью, при этом существенно затрачиваются его психические силы, что может привести к сильнейшему стрессу.
  4. Компромиссный. Данный вариант поведения позволяет урегулировать конфликт с частичным удовлетворением потребностей обеих сторон. Но все же его частое применение не может гарантировать отсутствия повторения конфликтной ситуации, так как желания оппонентов не удовлетворяются в полном объеме, что может вызвать новую "волну" столкновений.
  5. Интеграционный (сотрудничество). Представляет собой взаимодействие обеих сторон в разрешении сложившейся ситуации. Такое поведение возможно только при полном анализе того, что такое понятие конфликта, и желании оппонентов добиться желаемого без существенных потерь, с учетом их интересов.

Влияние конфликта на человека

То, как именно воздействует на индивидуума конкретная конфликтная ситуация, зависит от нескольких факторов:

  • Поставленной цели и желаемого результата.
  • Значимости конфликта для обоих участников.
  • Варианта поведения, избранного участником столкновения интересов.

Каждый из вышеперечисленных факторов прочно связан с последующим, и только их совокупность может показать, как на индивидуума влияет проблема конфликта. К примеру, человек поставил для себя задачу (цель), осуществить которую для него особо важно, при этом его оппоненту данная цель абсолютна безразлична. В итоге, при избранном оппонентом доминирующем варианте поведения, человек не сможет добиться желаемого, остро переживая свою неудачу.

Что нельзя делать во время урегулирования

Стоит помнить, что излишняя эмоциональность может только усугубить сложившуюся ситуацию, а спокойствие и холодность в голосе позволят быстрее устранить конфликт. Для разрешения любого столкновения необходимы сдержанность и уважение к сопернику, с какой стороны бы он себя ни проявлял. Важно знать, что негатив в ответ на негатив может эскалировать психологический конфликт и сделать его практически нерешаемым без дополнительной помощи.

Конфликтная ситуация требует особого подхода, ее разрешение следует доводить до конца, в противном случае она может возникнуть вновь.

Основные правила позитивного разрешения

  1. Нужно уметь слушать оппонента и учитывать его желания.
  2. Не стоит использовать в решении спора устрашение.
  3. Необходим тотальный контроль над собственными эмоциями.
  4. Правильно поставленный диалог способствует быстрому переходу к консенсусу.
  5. Понимание того, что каждый человек по-своему устраняет проблемы, помогает разрешить конфликт.

Как преодолеть конфликтную ситуацию в семье

Группой, наиболее подверженной негативному влиянию конфликтов, является семья. Всего есть три пути для предупреждения и устранения столкновений интересов в семейных отношениях. К ним относятся: деструктивный (разрушающий брак), постоянный (состояние семьи в настоящее время), конструктивный (способствующий быстрому восстановлению).

Структура семейных отношений во время конфликта подразумевает 2 вида поведения:

  • Соперничество. Один из супругов (иногда оба) ставит свои желания и цели выше семейных ценностей. Такое эгоистичное поведение способствует еще больше эскалации конфликта и усложняет его разрешение.
  • Сотрудничество. Здесь учитываются интересы каждого члена семьи, что помогает быстро и безболезненно устранить конфликтную ситуацию.

В любой сложившейся семейной конфронтации каждый из партнеров должен стремиться к ее решению, в котором выигрывают обе конфликтующие стороны (выирыш-выигрыш). Итог, где один из оппонентов остается в проигрыше, может спровоцировать новый конфликт, усугубленный ущемленным самолюбием и предыдущим фиаско партнера.

Разрешением для конфликта является прямой разговор-объяснение, где каждый может высказаться в спокойной форме о той или иной проблеме. Помимо этого, еще одним способом решения может стать уступчивость обоих партнеров.

Моменты, помогающие бороться с конфликтом:

  1. Поддержка собственного достоинства без ущемления его у партнера.
  2. Демонстрация признательности и уважения к супругу.
  3. Сдерживание негативных эмоций.
  4. Отсутствие напоминаний об уже совершенных партнером ошибках из прошлого.
  5. Сдерживание ревности, мнительности, устранение возможных мыслей об изменах супруга.
  6. Терпение, принятие человека таким, какой он есть.
  7. Перевод разговора в другое русло, дабы исключить возможность нарастания конфликтной ситуации.

Предупредить семейные конфликты помогает совместное времяпрепровождение супругов, общение на отвлеченные темы. Чем больше и чаще партнеры могут разговаривать, тем прочнее защита у их семьи от конфликтов. Не стоит давить на человека, пытаться его перевоспитать - это будет большой ошибкой, так как каждая личность индивидуальна и имеет право отстаивать свою индивидуальность в любой ситуации.

Существует четыре основных типа конфликта:

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами, недогрузками или перегрузками на работе, выполнением заданий, не соответствующих квалификационному уровню, когда работнику предъявляются противоречивые требования, когда производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. При данном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности, раздражительность, формирующие почву для межличностного конфликта.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – самый распространенный, - столкновения руководителей по поводу ресурсов, кандидатов на одну вакансию (должность); отдельных личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ появляется, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ:

Классификация конфликтов:

По степени проявления:

1. Скрытый – затрагивает обычно двоих человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют, до момента, когда у одного «сдают» нервы и конфликт становится открытым.

2. Открытый конфликт.

Различают:

Случайные,

Стихийно возникающие,

Хронические,

Сознательно провоцируемые конфликты.

Как разновидность конфликта выделяют ИНТРИГИ – намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам.

Виды конфликтов, основанные на содержательной, качественной их стороне:

1. (+;+) – разногласия между руководителями и заместителями по поводу поощрения сотрудника (деньги или ценные подарки). Конфликт легко разрешается - два благоприятных варианта разрешения.

2. (-;-) – необходимость выбора одного из двух поставщиков товаров. Оба варианта оказались неудовлетворительными, так как высокие цены, низкое качество. Менеджер в этой ситуации вынужден действовать по принципу «выбрать из двух зол меньшее». Разрешение конфликта требует значительного времени и сил.

3. (+;-) - здесь сталкиваются положительный и отрицательный варианты. Например, после неоднократных предупреждении менеджер принял решение об увольнении сотрудника нарушающего трудовую дисциплину. Факт увольнения сотрудника имеет положительный аспект – избавление от недисциплинированного работника. Однако это была творческая личность, генератор идей. Поэтому хлопоты по нахождению нового работника, обладающего такими же профессиональными качествами и кроме того, дисциплинированного, является отрицательной стороной конфликта.

По направленности конфликты бывают трех типов:

1. Горизонтальные – вовлечены лица, не находящиеся в подчиненном отношении.

2. Вертикальные – участвуют лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

3. Смешанные - представленные « вертикальной» и « горизонтальной» составляющими.

Методы управления конфликтами, их характеристика

При управлении конфликтом внимание следует сосредотачивать на предмете конфликта и позициях его участников, а не на личных особенностях. Важно проявить беспристрастность, сдержанность и не делать поспешных выводов.

Структурные методы управления конфликтами :

1. Разъяснение требований к работе, полномочий и ответственности;

2. Координационные и интеграционные механизмы;

3. Установление общеорганизационных целей;

4. Использование системы вознаграждений.

Межличностные методы управления конфликтами :

1. Уклонение. Человек стремится выйти из конфликтной ситуации, не вступая в спор;

2. Сглаживание. Руководитель стареется избежать конфликтной ситуации;

3. Принуждение. Попытка заставить принять свою точку зрения силой власти. При этом подавляется инициатива подчиненных;

4. Компромисс. Принятие точи зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени;

5. Решение проблемы. Совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы обоих сторон.

Способы управления конфликтами можно подразделить на две группы:

1. Педагогические способы. К ним относят беседу, просьбу, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта;

2. Административные способы. Силовое разрешение конфликта – подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору - решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.

Стресс: понятие, природа и причины возникновения .

Стресс – особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение.

Фактически стресс представляет собой реакцию организма, вызванную необычной ситуацией, которая выходит за пределы того, что привычно. Поэтому не стоит бояться стресса, он является естественной реакцией. Опасность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справляться.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, чрезмерные создают проблемы для людей и организаций.

Стресс имеет конкретные проявления, в большинстве случаев они имеют индивидуальный характер. Но можно выделить ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса :

1. невозможность сосредоточиться;

2. слишком частые ошибки;

3. ухудшение памяти;

4. частое возникновение чувства усталости;

5. слишком быстрая речь;

6. частые боли в голове, спине, в области желудка, не имеющие органической причины (не вызванные какой-либо болезнью);

7. повышенная возбудимость;

8. отсутствие удовлетворения от работы;

9. потеря чувства юмора;

10. увеличение количества выкуриваемых сигарет;

11. пристрастие к алкогольным напиткам;

12. постоянное ощущение недоедания;

13. плохой аппетит;

14. невозможность вовремя закончить работу.

Естественно, у человека, находящегося в состоянии стресса, не должны наблюдаться все эти симптомы, всего нескольких из них достаточно, чтобы заподозрить достаточно серьезные проблемы.

Выделяют пять разновидностей стресса:

1. Физиологический стресс вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим нерегулярным питанием.

2. Психологический стресс в качестве основной причины имеет неблагоприятные, фрустрирующие, то есть связанные с неудовлетворенностью отношения с окружающими.

3. Эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чувствами. Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или ему грозит утрата чего-то очень важного: может возникать и в результате слишком неожиданного радостного события.

4. Информационный стресс – это результат того, что в распоряжении человека имеется слишком много или мало информации. В обоих случаях принятие решения оказывается крайне затруднительным: при недостатке информации возникают неопределенности высокой степени, при переизбытке информации имеется слишком много факторов, которые необходимо учитывать при принятии решений.

5. Управленческий стресс возникает в связи с тем, что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

Можно выделить ряд факторов, увеличивающих возможность возникновения стресса . Воздействия не всех из них можно избежать, но если руководитель будет знать о том, что приводит к стрессу, он сможет организовать работу так, чтобы максимально уменьшить их воздействие.

1. К стрессу приводят особенности трудового процесса (высокие нагрузки, требующие концентрации усилий, однообразие работы, необходимость выполнить множество самых разнообразных действий, из-за чего повышается темп деятельности, отсутствие времени для отдыха - всё это часто приводит к физическому и психическому истощению).

Избежать этого помогает разумная организация труда, при которой работник не перегружается, а периоды работы перемешиваются с отдыхом.

2. Слишком высокая ответственность, возлагаемая на руководителя или работника (с данным фактором можно справиться при помощи психологических методов - людям свойственно преувеличивать опасности и необратимость каких-то неприятных событий, это следует учитывать). Следует помнить, что без ошибок не обходится ни один человек, а совершенство недостижимо. Даже руководители, достигшие самых высоких должностей, совершали ошибки. Поэтому главное состоит не в том, чтобы не допускать ошибок, а в том, чтобы вовремя их признавать и прилагать усилия для их исправления. Если средства самовнушения не помогают, и страх перед ошибкой остается очень сильным - необходимо обращаться к психологу.

3. Неблагоприятная моральная атмосфера в коллективе (кажется, что работа идет своим чередом, все обязанности работники выполняют нормально). Однако качество работы все-таки незаметно снижается. Причина в том, что отношения в коллективе конфликтные, сотрудники не только не помогают, но и стремятся незаметно нанести ущерб друг другу.

В некоторых организациях руководители намеренно создают такие условия работы, в которых сотрудники должны соперничать друг с другом. Иногда это делается для того, чтобы отвлечь внимание подчиненных от недостатков самого руководителя. В построении отношений на соперничестве есть смысл, соревновательность – сильный мотив для более высоких достижений. Но рано или поздно эта система приводит к утомлению и истощению работников, т.к. в состоянии борьбы не может жить длительное время ни один человек. В такой ситуации побеждает самый выносливый, но и он вскоре начинает сдавать свои позиции. Это не означает, что от соревновательности следует отказываться. Задача руководителя - обеспечить разумный компромисс между 2-мя крайностями. Где можно обойтись без соперничества, без него надо обходиться.

4. Слишком малая нагрузка, вызывающая беспокойство, фрустрацию и чувство безнадежности. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, начинает сомневаться в собственной ценности и положении в организации, ощущает себя невознагражденным.

5. Более скрытой причиной стресса является конфликт ролей, возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования (продавец получает задание реагировать на просьбы клиентов и одновременно другое указание – наполнять полки товарами). Обычно такая ситуация складывается в результате нарушения принципа единоначалия: 2 руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Конфликт ролей возникает в результате различий между нормами неформальной группы, к которой принадлежит работник и требованиями формальной организации (человек хочет быть принятым группой и в то же время стремится следовать требованиям руководства – чувствует напряжение и беспокойство).

6. Причина, противоположная 5. Заключается в неопределенности ролей (ситуация, когда работник не уверен в том, что от него ожидают), здесь требования не противоречивы, а уклончивы и неопределенны. Если человек не знает, что он должен делать, как должен делать, как его действия будут оценены – возникают беспокойство и тревога.

7. Причина нередко: неинтересная, однообразная работа. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. Понятие интересной работы всегда относительно. То, что интересно 1-му человеку, будет неинтересно др., следовательно, при разрешении стрессовой ситуации не стоит исходить из штампов.

8. Стресс может возникнуть как следствие плохих физических условий (плохое освещение, слишком низкая или высокая температура, чрезмерный шум).

Стресс могут вызвать 2 группы факторов:

1. Организационные: повышенные требования к личности; лимит времени; расширение фронта работ; внедрение нововведений; неинтересная работа; противоречивость, предъявляемых к работнику требований; плохие физические условия работы; неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; плохие каналы обмена информацией. Причины стресса руководителей: нехватка квалифицированных работников; затраты времени на личную обработку информации; замыкание всей информации на себе; работа вслепую с большим риском и др.

2. Личностные: смерть близкого; свадьба (развод); увольнение с работы; болезнь; сексуальные затруднения; переход на современный или иной вид работы; крупная перестройка в бизнесе (слияние, реорганизация, банкротство); потеря, вложенных в банк средств и др.

Все люди отличаются психофизиологическими характеристиками: одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу; других небольшая дополнительная нагрузка выбивает из колеи; есть люди, которых стресс стимулирует, мобилизует, они могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Как психологическое явление стресс поддаётся управляющим воздействиям. Большинство стрессов в жизни человека инициируется им самим.

Одно из средств избежать стресса – уход от стрессовой ситуации путём отдыха - активной деятельности, исключающей мысль о причине стресса; переключение внимания на иные, не имеющие отношение к стрессу объекты (рыбалка, плавание, прогулки по лесу, рисование, вязание, театры, музеи и другие противострессовые мероприятия).

Методы борьбы со стрессами у руководителей :

Делегирование полномочий;

Анализ стрессовых ситуаций;

Установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;

Общение с коллегами, др. работниками, посетителями;

Беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);

Физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);

Следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.

Каждый человек из собственного опыта имеет представление о конфликтах. Это неизбежное жизненное явление возникает на почве недопонимания, неприятия чужих идей между людьми и даже государствами. Конфликтология – отрасль науки, которая занимается изучением и обобщением знаний о конфликтных столкновениях и способах их разрешения, подробно рассматривает различные виды конфликтов.

Разновидности конфликтов

Все люди – уникальные личности со своими убеждениями, интересами, потребностями. Поэтому так сложны и многогранны человеческие взаимоотношения. Конфликты в социуме практически неизбежны. Они проявляются в разнообразных сферах деятельности, личных, деловых и социальных отношениях, политике, экономике.

В литературе даются разные определения социального явления с упором на противоречия. То есть конфликт – это острое проявление объективных или субъективных противоречий на почве расхождения взглядов, несоответствия суждений, интересов в процессе социального взаимодействия.

Конфликты принято воспринимать как нежелательное явление и ассоциировать с негативными эмоциями, спорами, агрессией, враждебностью противоположных сторон. Укоренилось понятие, что их надо избегать или немедленно разрешать.

Важно! Все виды конфликтов в современной психологии рассматриваются не только в негативном, но и в позитивном ключе, как генератор новых идей, способ развития отдельной личности, группы, организации.

Пока не разработана универсальная схема описания конфликта. Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики.

Структура конфликта:

  • объект – сама проблема возникшего спора (ресурсы, статусы, духовные ценности);
  • субъекты – непосредственно участники (отдельные личности, группы, организации);
  • условия – (семейные споры, деловая обстановка);
  • масштаб (межличностный, региональный, локальный);
  • стратегии поведения;
  • итоговые результаты.

Иногда участниками конфликта бывают посторонние лица, которые могут быть его подстрекателями, руководителями или случайно вовлеченными людьми.

В конфликте можно выделить четыре стадии его развития:

  • процесс формирования конфликтной ситуации;
  • выявление и осознание противоречий;
  • выбор тактики поведения;
  • разрешение.

Для управления конфликтом требуется целенаправленное воздействие на его развитие. Это возможно путем определения причины разногласий, особенностей и способа разрешения. Все усилия направляются на достижение совместимых целей.

Для правильного понимания сущности, особенности, функций и последствий выделяют основные типы конфликтов.

По причинам:

  • различие целей и видения желаемого;
  • нехватка ресурсов;
  • расхождение во взглядах и мыслях по поставленному вопросу;
  • особенности психического развития, различие чувств и эмоций, которые раздражают участников.

По способу разрешения:

  • антагонистичные;
  • компромиссные.

По сферам проявления:

  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • экономические;
  • организационные;
  • этнические.

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По направлению воздействия:

  • вертикальные – противоположные стороны находятся на разных уровнях иерархической системы;
  • горизонтальные – происходят между субъектами одного уровня;
  • смешанные.

В зависимости от количества участников, конфликты в обществе и их виды делятся на:

  1. Внутриличностные – происходят внутри одного индивида, часто из-за расхождения действий человека с его внутренними установками. Сопровождаются психологическим напряжением и негативными эмоциями.
  2. Межличностные – самые распространенные. Столкновение целей, ценностей, поведения двух или больше оппонентов в процессе социального общения.
  3. Межгрупповые. Противостояние групп на профессиональной или эмоциональной основе может привести к внутриорганизационному конфликту.
  4. Между личностью и группой. Возникают, когда новый в коллективе человек не принимает условий общения.

Разные типы конфликтных ситуаций по разным причинам могут возникать в сфере торговли и услуг, структурных подразделениях, в социальных учреждениях. Случаются инновационные конфликты, связанные с развитием определенных организаций.

Причины и функции

Причиной обострения конфликтной ситуации может стать все, что задевает интересы личности или группы, ограничивает деятельность.

Основные причины конфликтов:

  • искаженное представление о себе, сложившейся ситуации, других субъектах;
  • разные характеры и темпераменты;
  • дискриминация по разным признакам;
  • битва за место или блага при их ограниченности.

Функции определяют динамику конфликта и его влияние на внешнюю среду и психологический климат. Бывают конструктивные и деструктивные конфликты.

Конструктивный выполняет следующие функции:

  • разрядка напряженной ситуации;
  • информационная и связующая (появление новой информации о субъектах);
  • сплочение коллектива;
  • расстановка приоритетов;
  • стимулирование к дальнейшему развитию;
  • открытое выражение мыслей;
  • диагностика отношений.

Деструктивный выполняет негативные функции:

  • снижение работоспособности;
  • ухудшение взаимоотношений;
  • эмоциональное выгорание;
  • занижение значимости оппонента;
  • эмоциональная тяга на дальнейшую борьбу.

Способы разрешения разных типов конфликтов

Есть несколько видов разрешения конфликтов. На практике это происходит как замена деструктивных стереотипов поведения на конструктивные. Грамотное решение конфликта позволит ликвидировать причины противостояния:

  1. Разрешение. Этот способ подходит, если все участники настроены на полное решение и устранение проблемы.
  2. Урегулирование. Обе стороны принимают активное участие в разрешении сложившейся ситуации. Предполагается присутствие третьего независимого лица.
  3. Затухание. Прекращение противодействия с сохранением напряжения.
  4. Устранение. Предполагается устранение провоцирующих условий.
  5. Трансформация. Происходит перемена объекта разногласий, а также мотивов.

Чтобы полностью урегулировать конфликт и исключить повтор ситуации, надо разрешение всех видов и типов конфликтов доводить до конца. Конфликтные ситуации в школе – явление неизбежное и сложное, оно требует урегулирования без травмирования детской психики. Как яркий пример, борьба за лидерство между учениками одного класса, когда автоматически выбирается «антилидер» для постоянной травли и издевательств. На уроках обществознания изучается тема социальных конфликтов, чтобы школьники могли правильно ориентироваться во взрослой жизни.

Есть методы для снятия напряжения и профилактики всех видов конфликтных ситуаций:

  1. Увлечение общим делом, которое будет отвечать интересам обеих сторон.
  2. Развитие способности сопереживания.
  3. Формирование уважения и понимания каждой личности.
  4. Организация праздников, совместного отдыха для снятия психологического напряжения.
  5. Прохождение тренингов, курсов по развитию и укреплению межличностных отношений.

Предотвращение конфликтов в коллективе требует постоянной практики. Чтобы управлять организационными конфликтами по всем правилам менеджмента, надо определить вид и причины, их особенности и найти правильный способ разрешения.

Как себя вести в различных ситуациях

В конфликтной ситуации следует избегать излишней эмоциональности – это может ее усложнить. Необходимо оставаться спокойным и сдержанным, сохранять уважение к сопернику. Взаимный негатив сделает невозможным урегулирование спорных моментов.

Есть определенные стратегии поведения человека в конфликтной ситуации:

  1. Соперничество. Жесткая стратегия, когда необходимо победить любыми способами в открытой борьбе за свои интересы. Здесь действует опасный принцип «кто кого».
  2. Сотрудничество. Совместное принятие решений, удовлетворяющее обе стороны.
  3. Компромисс. Между участниками конфликта в форме дискуссии идет поиск компромиссного решения путем анализа разногласий и взаимных уступок.
  4. Избегание. Участники конфликта игнорируют его опасность, не хотят брать ответственность за принятие решений, желают незаметно выйти из ситуации. При такой стратегии решение проблемы может переноситься на другое время.
  5. Приспособление. Это метод сглаживания разногласий пренебрежением своих интересов и полным принятием всех требований противоположной стороны.

Каждое противостояние имеет свои особенности, и нет одинаковых путей выхода из него. Чтобы избежать стресса, нужно придерживаться определенных правил поведения и реагирования. Психологи дают следующие рекомендации, упрощающие урегулирование всех разновидностей конфликтов:

  1. Вести себя сдержанно, следить за движениями, речью и мимикой, избегать закрытых поз.
  2. Нельзя сразу и резко отрицать чужое мнение, перебивать, переходить на повышенные тона.
  3. Внимательно и терпимо выслушать собеседника, повторить его слова для подтверждения, что он услышан.
  4. Выслушав противоположную сторону, привести свои доводы в мягкой доброжелательной форме. Это обезоружит негативно настроенного соперника.
  5. Не следует остро воспринимать словесные оскорбления и относить на свой счет.
  6. В ходе развивающегося конфликта сдерживать ответную реакцию, быть уверенным, что правильно поняли оппонента.
  7. Необходимо остерегаться входить в разногласия с личностями, имеющими психические отклонения или низкий уровень интеллекта. Разумный финал в этом случае исключен.

Дополнительная информация. Отвлечение оппонента вопросами на другие темы поможет выиграть время для обдумывания дальнейшего поведения.

Таблица с основными видами

Основная классификация Виды конфликтов Краткая характеристика
По количеству участников Внутриличностные Неуверенность в себе, неудовлетворенность работой и жизнью из-за несоответствия личных потребностей и требований со стороны. Сопровождается раздражительностью, раздвоением личности, большим психическим напряжением. Их сложно разрешить самостоятельно.
Межличностные Их можно отнести к наиболее распространенным во всех сферах человеческих взаимоотношений. Столкновение отдельных индивидов с различными характерами и убеждениями, кандидатов на одну должность, руководителей по поводу ресурсов.
Между личностью и группой Когда отдельная личность не принимает устоявшиеся позиции и нормы поведения группы.
Межгрупповые Для них характерно многообразие форм проявления. Это производственная сфера, забастовки, митинги.

Так как классификация конфликтов на виды довольно условная, без четких границ, то на фоне сложных социальных взаимоотношений периодически возникают другие разновидности. Неудовлетворенные человеческие потребности делают жизнь немыслимой без разногласий и противоречий. Умение разрешать конфликтные ситуации во многом облегчает жизнь.

Видео

Конфликт это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями .

Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с обусловливающими их факторами:

1) Информационные факторы : неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению; подозрения в умышленном сокрытии информации или ее обнародовании; сомнения в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства, доктрин, правил порядка действий и т.д.

2) Структурные факторы: вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы безопасности, поощрения и наказания, географическое положение (добровольная или вынужденная изоляция, либо открытость, интенсивность контактов), распределение ресурсов, товаров, услуг, доходов.

3) Ценностные факторы (принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем): общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.

4) Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые, взаимозависимые), баланс силы, значимость для себя и других, взаимоожидания, длительность отношений, совместимость сторон в отношении ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личной сочетаемости, вклад сторон в отношения (надежды, деньги, время, эмоции, энергия, репутация), различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте.

5) Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, страдает самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Такая группировка причин конфликтов способствует их пониманию и упрощает анализ, но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте.


В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на несколько видов:

Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, на противоречивые требования.

Межличностные конфликты в сфере производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров.

Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе стилями поведения и нормами труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты — это конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.

Межличностные конфликты можно классифицировать, в зависимости от характера отношений между субъектами, на следующие виды: взаимно положительные; взаимно отрицательные; односторонне положительно-отрицательные; взаимно противоречивые; обезличенные или взаимно безразличные.

Взаимно положительные отношения при разрешении возникших между субъектами противоречий направлены на поиск и достижение взаимно приемлемого результата, согласованное его принятие.

Взаимно отрицательные отношения предполагают определенность и однозначность позиций, негативных по своему содержанию. Все признаки межличностного конфликта явно выражены, эмоциональный фон деструктивен, партнеры враждебны друг другу.

Односторонне положительно-отрицательные отношения возникают, когда один из субъектов занял негативную позицию по отношению к другому, в то же время другая сторона настроена положительно, дружелюбно, пытается наладить контакт. Такая ситуация достаточно стабильна, хотя негативно настроенный партнер в процессе взаимоотношений может нанести такие оскорбления и выдвинуть такого рода обвинения, которые приведут к тому, что другая сторона откажется от положительной позиции и займет также отрицательную. В таком случае возникает открытый межличностный конфликт.

Односторонне противоречиво-положительные отношения возникают при условии, если один субъект относится однозначно положительно, а другой колеблется между положительными и отрицательными оценками первого, т.е. испытывает внутриличностный конфликт, который является предпосылкой к межличностному. Здесь решающим будет поведение наиболее активного субъекта в поисках либо сближения, либо разрыва.

Односторонне противоречиво-отрицательные отношения характеризуются тем, что один субъект однозначно отрицательно относится к другому, другой же колеблется от симпатии к антипатии, что в конечном счете может быть воспринято как свидетельство слабости, и межличностный конфликт в будущем наиболее вероятен.

Взаимно противоречивые отношения характерны неустойчивостью, неэффективностью совместной деятельности. Оба субъекта испытывают внутриличностный конфликт, и в этом случае контакты сведены до минимума и осуществляются в сугубо официальных нормах и формах.Обезличенные или взаимобезразличные отношения устанавливаются при восприятии субъектами друг друга не как личностей, а как субъектов, выполняющих определенные функции (продавец — покупатель, водитель — пассажир).

Межличностный конфликт может иметь открытую и закрытую формы проявления.

Открытый конфликт содержит прямые, непосредственные действия субъектов друг против друга.

Закрытый конфликт осуществляется не путем прямых столкновений и противоборства, а завуалированными методами.

Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность — потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, ее прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте.

В производственной области межличностные конфликты возникают при неудовлетворении потребностей в самореализации, при отсутствии условий для проявления инициативы, профессионального роста, при неадекватной оценке трудовой деятельности, неудовлетворенности существующим стилем руководителя и т.д.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные . Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

Объективно обусловленным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности легко создают напряженную обстановку, когда независимо от настроения, характеров людей, сложившихся в коллективе отношений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно, только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

Субъективно обусловленным считается возникновение конфликта, связанного с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

Классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие.

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70—80% от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы связан по рукам и ногам. Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.