«Экскурсия в библиотеку для детей старшей группы»воспитателя МБДОУ г. Иркутска детского сада №102
Верхозиной Жанны Викторовны
Цель экскурсии: приобщение детей к чтению; показать социальную значимость библиотек; познакомить с сибирским писателем Софьей Бунтовской.
Задачи экскурсии:
- формировать представления детей о библиотеке;
- познакомить с трудом библиотекаря;
- воспитывать уважение к труду работников библиотеки;
- воспитывать правила культуры поведения в общественных местах;
- повысить качество работы родителей с детьми по использованию книги;
- приобщение детей к чтению;
- бережное отношение к книге;
- умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми;
- знакомство с писателем Софьей Бунтовской;
Участники: дети, родители, воспитатели старшей группы.
Время проведения экскурсии: 30 минут
Обоснование проведения экскурсии:
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем.
Реализация проведения экскурсии предполагает работу по следующим этапам:
Введение в проблему.
Что такое библиотека? Что вы знаете о ней?
Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)
1. ОО «Познавательное развитие».
- Экскурсия в библиотеку;
- Занятие по теме «История создания книги»;
- Занятие по теме «Откуда книга пришла»;
-Занятие по теме « Я – пешеход»;
2. ОО «Речевое развитие»
- С. Бунтовская « Экологические чистые сказки с берега Байкала»;
- чтение библиотечных книг;
- чтение сказок и рассказов по желанию детей;
- Составление рассказов на тему «О чем мне прочитала мама перед сном»;
- составление описательного рассказа по картине «В библиотеке»;
- ситуативные беседы: «Что делать, если ты порвал книгу?», «Если бы не было книг» и др.;
- рассматривание иллюстраций;
- проведение мин - викторины по сказкам Софьи Бунтовской;
- проведение сюжетно-ролевой игры « Библиотека»;
3. ОО «Художественно-эстетическое развитие».
- Изготовление закладок;
- формуляров;
- выполнение рисунков к сказкам Софьи Бунтовской;
- оформление выставок книг по темам в книжном уголке;
4. ОО «Социально-коммуникативное развитие».
- ремонт книг;
5. Взаимодействие с семьёй:
- Опрос детей: Были ли вы в библиотеке? Чем отличается библиотека от книжного магазина? Читают ли вам родители? Что читают? Назовите любимую сказку? рассказ?;
- Проведение анкетирования родителей: Читаете ли вы, детям? Что читаете? При покупке книг учитываете ли желание ребенка или приобретаете на свой выбор? Посещаете ли вы с ребенком библиотеку?;
- Проведение акции «Сделай книжку-малышку и подари ее детскому саду»";
- Посещение библиотеки;
- Проведение консультации для родителей "Влияние книги на развитие детей"; "Что читать детям".
- Обмен семейным опытом;
- Акция «День чтения вслух» (родители - детям);
- Презентация книг - самоделок, выполненных родителями с детьми.
Ожидаемые результаты реализации проведения экскурсии:
В результате реализации проведения экскурсии мы ожидаем пополнение знаний детей об окружающем мире: дети поймут значимость библиотек; будут знать и уважать труд библиотекаря; будут относится к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов. Привлечение родителей к проведению экскурсии позволит заинтересовать и активно включить их в воспитательно - образовательный процесс.
Материалы и оборудование: детские книги, журналы; сюжетная картина «В библиотеке»; иллюстрации к сказкам, рассказам; атрибуты к сюжетно-ролевой игре;
Организованный этап.
Воспитатель: Дети, вы любите когда вам читают? Много у вас книг дома? (ответы детей). А я знаю, где книг очень много. Я прочту стихотворение и вы поймете о каком месте я говорю.
Мы словно попали в волшебное царство:
В нем тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые дети,
От корки до корки все книги прочтут.
Воспитатель: Ну, что, вы поняли куда мы идем? Правильно, в библиотеку. Но прежде чем идти, давайте вспомним правила поведения в общественном месте, и правила дорожного движения.
Правила поведения в библиотеке:
- в библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
- книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читатели. Книгу можно взять только на 10 дней.
- с библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
- библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
- книги в библиотеке нужно ставить точно на то же место, где вы их взяли.
Правила поведения на дороге: быть внимательными; слушаться воспитателей; через дорогу переходим только на зеленый цвет светофора;
На пороге библиотеки встречает нас библиотекарь Ольга Николаевна.
Воспитатель и дети: Здравствуйте, позвольте зайти к вам.
Библиотекарь: Здравствуйте дети! Милости просим, заходите. Раздевайтесь, пожалуйста. Помимо экскурсии по библиотеке, я приготовила для вас сюрприз.
Библиотекарь: Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. У нас есть читальный зал, абонементный зал, выставочный зал, литературная гостиная, книжная мастерская. Давайте пройдем в первый зал. Он называется « Читальный зал»
Дети: А почему «Читальный»?
Библиотекарь: Потому что, в этом зале только читают.
В этом зале есть старые книги, а есть молодые.
Их все за всю жизнь невозможно прочесть.
Но каждая дарит нам радость познанья,
Поэтому нужно их свято … беречь.
Здесь вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу (библиотекарь показывает и рассказывает). В читальном зале книги на дом не выдаются, потому что здесь находятся редкие книги, которые в любой момент могут понадобиться читателям. А еще здесь можно посмотреть книжную выставку, просмотреть журналы и газеты.
(После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся литературу).
Библиотекарь: Дети, давайте пройдем в следующий зал. Этот зал называется «Абонементный зал».
Дети: Почему «Абонементный»?
Библиотекарь: Это место, где выдают книги на дом. На несколько дней книга твоя, можно рассматривать, попросить маму или папу почитать. В назначенный библиотекарем срок, книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. Ну, а если не успели прочитать, или захотели еще раз прочитать, скорее идите в библиотеку и попросите продлить срок чтения книги.
Дети: А как мы найдем нужную книгу? Вон их сколько!
Библиотекарь: Для того, чтобы быстро найти нужную книгу, знайте, что каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Но все равно найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на помощь приходят указатели - каталоги. Они есть в каждой библиотеке. Это специальные ящики, где хранятся карточки. На карточках написаны название книги фамилия автора. А в углу карточки располагается знак – сокращенный адрес книги на полке. Я посмотрю на шифр и сразу узнаю, на какой полке искать книгу. На данный момент у нас есть электронный каталог, сведения о книгах записываются в памяти компьютера.
Лиза: А я сейчас хочу взять книжку домой.
Библиотекарь: Нет, Лизонька, ты не можешь сейчас взять книжку. Для того, чтобы стать читателем нашей библиотеки, нужно прийти вместе с родителями. Я заведу на ваше имя специальную книжечку – формуляр, куда буду записывать все книги, которые ты будешь брать в библиотеке.
Библиотекарь: Ну, а теперь пройдем в следующий зал. Он называется «Книжная мастерская». Книги как люди: рождаются, живут и стареют. Они могут болеть и поэтому нуждаются в лечении. В нашей мастерской мы лечим наши книги, т.е. подклеиваем, реставрируем и т.д. Ну, а чтобы в нашей мастерской было меньше книг, нуждающихся в лечении, книги нужно беречь!
Послушайте стихотворение:
Я - книга. Я - товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда опрятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь.
Ой, уронил меня ты на пол.
Ай, супом ты меня заляпал.
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится.
Опять загнул мои листы?
Опять со мной небрежен ты.
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду, Вдруг дождик грянет на беду.
Запомни: я твой лучший друг.
Но только не для грязных рук!
Библиотекарь: И наконец, я приглашаю вас в следующий зал, где вас ждет долгожданный сюрприз. В «Литературной гостиной» нас ждет писательница Софья Бунтовская.
Писательница: Здравствуйте дети! Я очень рада, что вы пришли на встречу со мной. Хочется выразить большую признательность всем юным читателям. Ваши потрясающие рисунки к сказкам вдохновляли нас на каждую последующую книжку. Мои книжки из серии « Экологически чистые сказки с берега Байкала» я рекомендую в качестве учебного пособия в помощь юным экологам и любителям природы Прибайкалья. Пока написано только три книжки, но наше с вами путешествие по заповедным местам не заканчивается. Мы, обязательно встретимся снова, и вместе с нашими героями – зверями и птицами, продолжим познавать огромный и прекрасный мир, имя которому – Природа. Книжки этой серии не обязательно читать друг за другом, начиная с первой. Каждая последующая из них не является продолжением предыдущей. Однако, чтобы иметь более полное представление о жизни природы, было бы не плохо иметь у себя все три книжки. Сказки из цикла «Экологические чистые сказки с берега Байкала» - целое открытие для маленьких читателей. Главные герои – лесные звери, которые совершают добрые и злые поступки; по характеру они тоже разные: смелые и трусливые, добродушные и хитрые, отзывчивые и вредные.
Писательница: Помимо сказок в моих книжках есть различные мини – викторины с ответами. Хотели бы вы иметь мои книги? (ответы детей). Ваши воспитатели передали мне ваши рисунки, спасибо вам, я надеюсь, что ваши рисунки вдохновят меня для написания следующих сказок. Сегодня я принесла вам свои книжки в подарок, читайте их и вспоминайте о нашей встрече. До свидания, мои дорогие, и до новых встреч.
Библиотекарь: Наша экскурсия по библиотеке подошла к концу. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями в нашей библиотеке. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть свою планету и звезду, сумеете разгадать загадки природы, и может быть, однажды на вашей книжной полке появится книга, которая поведет вас по жизни.
До свидания, и до новых встреч.

Татьяна Денисенко

«Экскурсия в библиотеку »

(старший дошкольный возраст)

Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно – исследовательской деятельности детей «Экскурсия в библиотеку »

Задачи :

Создать условия для знакомства детей с особенностями работы людей в библиотеке .

Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирая стиль общения;

Создать условия для развития умения задавать вопросы;

Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней; уважение к труду работников библиотеки .

Пополнять активный словарь детей : библиотека , библиотекарь , формуляр, переплет, страницы, обложка, иллюстрации, читатель, картотека.

Ход экскурсии.

Воспитатель сообщает детям о том, что ему очень нужна книга Виктора Драгунского «Друг детства» . К сожалению, в магазине такой книги нет. Как вы думаете, где мы можем найти нужную книгу? (Предположения детей) . Правильно, но есть еще специальные дома для книг. Отгадайте загадку.

Что за чудо – книжный дом,

У каждой книжки место в нем.

(Библиотека )

Воспитатель. Это библиотека . Кто-нибудь из вас был в библиотеке ? (Ответы детей)

Воспитатель. Я предлагаю вам отправиться за нужной книгой в библиотеку .

Экскурсия в библиотеку .

Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.

Повторение ПДД (правила дорожного движения) . Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?

Воспитатель : вот мы и пришли к библиотеке , давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке .

Дети :

Надо внимательно слушать

Разговаривать можно только шепотом

Если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

Взял посмотреть, положи на место

В библиотеке детей встречает работник библиотеки , которая интересуется, зачем дети пришли. Воспитатель вместе с детьми объясняют цель визита, и библиотекарь с удовольствием соглашается помочь.

Библиотекарь : Я очень рада видеть вас, ребята!

Библиотекарь : Проходите, пожалуйста! Это наш читальный зал. Что вы здесь видите?

Зачем нужны столы и стулья? (Ответы детей)

Садитесь за столы, пожалуйста! (Дети садятся)

Библиотекарь : Знаете ли вы, что означает слово «Библиотека

Библиотека – слово не русское . Оно состоит из двух слов – библио и тека . Библио означает книга , а тека – хранилище. Если это слово перевести на русский язык, получится книжное хранилище, или хранилище книг. В нашем городе две библиотеки : детская и взрослая. Книг в библиотеке очень много . Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно. С их помощью можно ответить на любой вопрос :

Кто такие динозавры?

И откуда льется дождь?

Почему на карте мира

Чудо остров не найдешь?

Л. Осипова

Это, конечно, шутка, но в детской библиотеке найдутся любые книги : и сказки, и стихи, и загадки, и приключения.


Воспитатель обращает внимание детей на множество книг, и просит библиотекаря сначала немного рассказать о своей работе.


Библиотекарь . Библиотекарь - очень нужная профессия. Библиотекари помогают выбрать интересующую книгу, знакомят с новинками, советуют, выдают специальный документ - читательский билет, по которому можно получать книги.

Для того чтобы стать хорошим библиотекарем , нужно много читать, иначе ты не сможешь посоветовать другим, какую книгу выбрать. Но помимо этого, человек, который собирается стать библиотекарем , должен быть очень аккуратным и обладать хорошей памятью : ведь ему нужно чётко знать, где в хранилище лежат книги на ту или иную тему.

Немного из истории библиотек .

Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется : они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.

Эти письма люди старались сохранить : и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки . Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги?

Библиотекарь может дать только тому книгу, кто запишется в библиотеку . Чтобы записать читателя в библиотеку , он берет вот такую маленькую книжечку.

В нее записывает сведения о читателе. Такая книжечка или карточка, куда записываются какие-нибудь сведения, называется формуляр.


Воспитатель. Повторите это новое для вас слово. Как вы думаете, что нужно записать библиотекарю в формуляр читателя ? (Ответы детей) Да, он записывает фамилию, имя читателя. В формуляр обязательно записывается адрес читателя и его телефон. Как вы думаете зачем? (Ответы детей) . После того как записали читателя, он может выбрать книгу.

Библиотекарь . Итак вам нужна книга «Друг детства» . Кто написал эту книгу? (В. Драгунский) .

Но в библиотеке очень много книг . Как же узнать, есть ли такая книга в нашей библиотеке ? (Ответы детей)

Чтобы легче было найти нужную тему книги, на полках есть разделители с темами (показывает) . Вы можете прочитать или посмотреть рисунок и поймете, что здесь подобраны книги о природе и технике. Так как книг в библиотеке много , нужно уметь выбрать самую необходимую. Это умение придет, если вы узнаете секрет «золотого ключика» . В каждой библиотеке есть такой ключик к книгам – картотека.

Рассматривание картотеки

Да, в этих карточках написаны фамилии писателей, названия их книг и где можно найти книгу.

Итак, нам надо найти книгу Виктор Драгунский «Друг детства» Какой первый звук в слове Драгунский? (Д) Теперь посмотрим в ящичке, на котором написана буква Д, есть ли книга Драгунского в библиотеке . Да, эта книга есть в библиотеке . Теперь нам надо найти книгу на полках. Обратите внимание на полки, что в них необычного? (Ответы детей) Эти полки длинные и у них нет задних стенок.

Такие длинные полки называются стеллажами. Как же нам на стеллажах найти книгу Драгунского? Что нам поможет? (Ответы детей)

Вы видите, как много книг в библиотеке . Одну и ту же книгу читают много детей и каждому приятно взять в руки вот такую чистую, аккуратную книгу. Библиотекарь : Книги – как люди : рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

Чтение стихотворения С. Я. Маршак «Книжка про книжки» . Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой :

Правила обращения с книгой

При чтении книг пользуйся закладкой.

Не загибай книжные страницы.

Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.

Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.

Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.

Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь . Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке .

«Правила пользования библиотекой »

В библиотеке надо вести себя тихо, т. к. шум мешает другим читателям.

Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу .

С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.

Библиотечные книги нельзя терять , иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

Библиотекарь быстро находит книгу, заводит карточку на воспитателя, записывает данные о воспитателе, о книге и вручает её педагогу.

Воспитатель : Спасибо вам за книгу. Теперь мы ее сегодня обязательно прочитаем.

Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке , в читальном зале?

Дети : Тихо, не шуметь!

Воспитатель : Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь ? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

Библиотекарь . Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу . Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родителями.


Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную , познавательную экскурсию и книгу Дарят песню «Грибочки» и открытку (которую выполнили вместе с воспитателем) .

3. Заключительный этап. Во вторую половину дня чтение рассказа Виктор Драгунский «Друг детства» и «Книжкина больничка» (ремонт книжек в группе)

Конспект экскурсии в библиотеку.

ЗАДАЧИ:
1) формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей;
2) вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря;
3) воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в библиотеку

(для детей старшей группы ДОУ)

ЗАДАЧИ:
1) формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей;
2) вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря;
3) воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение с детьми сказки А. Лопатиной «Живые книги»
Назначить время экскурсии.
ХОД ЭКСКУРСИИ:
Педагог : спрашивает детей: – какую книгу мы с вами почитаем?
Дети : давайте, почитаем сказку « Приключения Буратино»
(Педагог пытается найти сказку, но не находит, и предлагает детям сходить в библиотеку и взять там эту книгу.)
Педагог: дети, а вы знаете, что такое библиотека?
Дети : да, это место, где хранится много книг.
Педагог : верно, в библиотеке находится огромное количество книг, и там мы можем найти книгу, которая нам нужна.
(Педагог и дети приходят в библиотеку, там их встречает библиотекарь.)
Педагог : здравствуйте! Мы хотели почитать книгу, которая называется
« Приключения Буратино», но к сожалению, у нас не оказалось такой книги, и мы пришли к Вам за этой сказкой.
Библиотекарь: здравствуйте ребята, меня зовут Елена Николаевна, я работаю библиотекарем.
Библиотекарь: А хотите, я вам расскажу, чем я здесь занимаюсь?
Дети: очень хотим.
Библиотекарь: проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.
Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ). Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.
У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках – каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ).
Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ?
Дети: Библиотекарь должен любить книги, должна быть хорошая память.
Библиотекарь: Правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находиться та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.
Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?
Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?
Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?
В чём заключается работа библиотекаря?
А сейчас, я хочу вам предложить немного поиграть в игру « Угадай книгу».
(Поделить детей на группы. Раздать каждой группе карточки с названиями разных известных детских книг, например: «Живая шляпа», «Три Толстяка» и т.д. Каждая группа рассказывает о своей книге, не называя эту книгу, её автора или героев. По рассказам друг друга дети отгадывают, о каких книгах идёт речь.)
Библиотекарь: Вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать сказку « Приключения Буратино»?
Дети : Да.
Библиотекарь : тогда пойдёмте со мной.
(ИЩУТ КНИГУ)
Педагог и дети благодарят Елену Николаевну за книгу и прощаются.
Педагог: спасибо Елена Николаевну за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!!!
Библиотекарь: приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Снежинка»

Конспект НОД на тему «Экскурсия в детскую библиотеку»

(подготовительная группа МБДОУ детский сад «Снежинка»)

Разработала и провела:

Воспитатель Зорькина Н.Н.

Игрим 2017

Тип НОД: усвоение новых знаний.

Форма организации: экскурсия.

Основная образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки; закрепить на практике знаний ПДД, при переходе через перекресток.

Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии, как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем.

Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке.

Литература: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

1) Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.

2) Повторение ПДД (правила дорожного движения). Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?

Дети: потому, что здесь есть знак, переходный переход (дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение).

Также воспитатель вносит пояснение, что все должны убедиться, перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя подойдя к пешеходному переходу начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из - за кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.

2. Основной этап.

Воспитатель: вот мы и пришли к библиотеке, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке .

Дети:

Надо внимательно слушать

Разговаривать можно только шепотом

Если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

Взял посмотреть, положи на место

Воспитатель: молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку:

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Молодцы, конечно, это библиотека ! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут___________________, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем .

Немного из истории библиотек.

Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.

Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)

Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового.

Итак, библиотека – это дом книги.

В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр . По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и читальный зал . Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги на дом. У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)

Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

Чтение стихотворения С.Я. Маршак «Книжка про книжки». Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

(книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

(книга)

3. Кто говорит молча?

(книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

(книга)

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?

Дети: Тихо, не шуметь!

Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

Библиотекарь. Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родителями.

Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и книгу и прощаются.

3. Заключительный этап. Во вторую половину дня сюжетно-ролевая игра «Библиотекарь» и «Книжкина больничка» (ремонт книжек в группе)


Конспект НОД на тему «Экскурсия в центральную детскую библиотеку г. Салават» (подготовительная группа № 6)

Тип НОД: усвоение новых знаний.

Форма организации: экскурсия.

Основная образовательная область: «Познание»(формирование целостной картины мира, расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки; закрепить на практике знаний ПДД, при переходе через перекресток.

Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии, как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем.

Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке.

Литература: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

1) Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.

2) Повторение ПДД (правила дорожного движения). Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?

Дети: потому, что здесь есть знак, переходный переход (дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение).

Также воспитатель вносит пояснение, что все должны убедиться, перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя подойдя к пешеходному переходу начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из - за кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.

2. Основной этап.

Воспитатель: вот мы и пришли к библиотеке, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке .

Надо внимательно слушать

Разговаривать можно только шепотом

Если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

Взял посмотреть, положи на место

Воспитатель: молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку:

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Молодцы, конечно, это библиотека ! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут___________________, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем .

Немного из истории библиотек.

Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем при­дется: они высекали значки на камне, позже буквы изобража­ли тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте пи­сали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тон­кую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.

Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощеч­ки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библио­теки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста пор­тились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писа­тели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, насто­ящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)

Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового.

Итак, библиотека – это дом книги.

В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр . По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и читальный зал . Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги на дом. У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)

Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

Чтение стихотворения С.Я. Маршак «Книжка про книжки». Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

3. Кто говорит молча?

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?

Дети: Тихо, не шуметь!

Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)