ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

⦁ 1823-1831 гг. — время написания романа.
⦁ 1830 г. — уничтожение А. С. Пушкиным Х главы, где были изложены критические взгляды на власть и эпоху; изъятие IX главы «Путешествие Онегина», отрывки из которой поэт поместил в приложения.
⦁ 1831 г. — включение в VIII главу «Письма Онегина Татьяне».
⦁ 1833 г. — выход романа полностью. Он состоял из восьми глав и «Отрывков из путешествия Онегина».

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

В композиции романа выделяются четыре взаимосвязанных контекста.
⦁ Герои сами раскрывают свои мысли и чувства.
⦁ Среда, окружающая героев.
⦁ Авторский анализ и оценка характеров, поведения героев и их мироощущения (проявляется в лирических отступлениях).
⦁ Читательское «соучастие» обозначается через серию вопросов, на которые читатель должен дать ответ самостоятельно, или через приглашение обсудить это вместе с автором.
Основные сюжетные линии
⦁ любовная: Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга.
⦁ дружеская: Онегин и Ленский.
Экспозиция
Начинается роман с середины — с отъезда героя в деревню. Глава 1 — знакомство с главным героем, Евгением Онегиным.
Завязка второй сюжетной линии
Глава 2. Знакомство Онегина с Ленским.
Завязка первой сюжетной линии
Глава 3. Знакомство Онегина с семейством Лариных.
Развитие сюжета
Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо:
я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Кульминация первой и второй сюжетной линии
Глава 4. Онегин отвергает Татьяну, Ленский счастлив с Ольгой.
Глава 5. Сон Татьяны, ссора Онегина с Ленским на именинах Татьяны.
Кульминация всего романа и развязка второй сюжетной линии
Глава 6. Дуэль Онегина с Ленским, смерть Ленского.
Глава 7. Судьба героев после гибели Ленского: Ольга вышла замуж; Татьяна осталась одна, её увозят в Москву с целью выдать замуж; Онегин уезжает в Европу.
Развязка первой сюжетной линии

Глава 8. Встреча замужней Татьяны с Евгением, отказ Онегину.
Принцип зеркальной композиции:
⦁ повторение «‘сюжетной ситуации главных героев: Татьяна влюбляется в Онегина, пишет письмо, Онегин ей «читает нравоучения» — Онегин влюбляется в Татьяну, пишет письмо, Татьяна отказывает ему;
⦁ попарное расположение героев (по принципу антитезы): Онегин — Ленский, Татьяна — Ольга
Принцип параллелизма в композиции
⦁ сон Татьяны и именины (схожесть атмосферы, повторение отдельных слов и ситуаций);
⦁ письма Татьяны и Онегина (написание письма, ожидание ответа, объяснение)
Лирические отступления
⦁ являются переходом между повествованиями;
⦁ вставляются перед кульминационными моментами;
⦁ обращение к читателю для связи эпического и лирического

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: любовь (Онегин и Татьяна), дружба (Онегин и Ленский).
⦁ Идея: проблема «лишних людей» и нравственного выбора между чувствами и долгом. А.С. Пушкин подробно описывает дворянское общество, которое ведёт бесцельную жизнь, обеспеченную трудом крепостных крестьян. Счастливыми в таких условиях могут быть только обыватели, посредственности, а люди с благородным сердцем умирают или несчастны. Из этого вытекает неизбежность борьбы с калечащими людей условиями жизни.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ «Евгений Онегин» — первый русский социально-психологический роман в стихах.
⦁ Для А. С. Пушкина принципиально важным был выбор художественного метода — не романтического, а реалистического. Начиная работу над романом в период южной ссылки, когда в творчестве поэта господствует романтизм, он вскоре убеждается: особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Хотя в жанровом отношении автор в определённой мере ориентируется на романтическую поэму Байрона «Дон Жуан», он отказывается от односторонности романтизма.
⦁ «Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. Действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы — реальную и идеальную, а предстаёт в романе единой, рождающей.
самые высокие и отдалённые от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия.
⦁ Герои А. С. Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характе-
рами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью. Общее,
свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное.
⦁ Саморазвитие характеров, литературных типов — одна из главных черт реализма. Созданный автором образ живёт самостоятельной жизнью и поступает согласно логике развития характера. Так, начиная писать роман, А. С. Пушкин не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо.
⦁ Изображение типических характеров в типических обстоятельствах, объективное изображение окружающей действительности.
⦁ Реализм романа отчётливо выразился в стиле и языке. Каждое слово автора точно характеризует национально-исторический быт эпохи и эмоционально окрашивает его.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Олицетворения:
Ещё бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет. ..
Хандра ждала его на страже
И бегала за ним она …
Её изнеженныlе пвльиы
Не знали игл …
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльямм трещит и машет. ..
Литота:
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три …
Вот бегает дворовый мальчик.
Шалун уж заморозил пальчик.
Но всё в элегии ничтожно …
⦁ Синонимы: казаться моечным, пэныввзь; богини, иевы; страдал, сердце похоронил; жизни мирной, деревенской титны; бледно, равнодушно, скучно.
⦁ Антонимы: высокие думы — простота; остро — тупо; смолчать — повздорить.
⦁ Перифразы: добрый мой приятель, красавиц молных модный враг (Евгений Онегин);
мечтательница милая, мой верный идеал (Татьяна Ларина); кокетка, ветреный ребёнок, дева красоты (Ольга Ларина); гордая лира Альбиона (поэзия Байрона); задумчивый мечтатель, певец унылый (Владимир Ленский); подруга юности моей (няня); зимних друг ночей (лучина); речь богов (язык поэзии).

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Евгений Онегин как литературный тип является родоначальником «лишних людей» в русской литературе. Продолжают эту цепочку Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Илья Обломов из одноимённого произведения И. А. Гончарова, Фёдор Лаврецкий из романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Тема творчества (автор повествует о создании романа «Евгений Онегин») затронута в таких произведениях, как «Мертвые души» Н. В. Гоголя (лирическое отступление автора о писателе), «Мастер И Маргарита» М. А. Булгакова.
к теме дуэли обращались такие писатели, как М. ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», И. С. Тургенев в романе «Отцы И дети», А. п. Чехов в повести «Дуэль», А. И. Куприн в повести «Поединок».

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

⦁ Широкий эпический фон (историческое, общественное, бытовое и культурно-идейное
отражение эпохи).
Лирический герой самостоятельный, не сливается с образом главного героя.
⦁ Большие (их 27) и небольшие (около 50) лирические отступления.
⦁ Создание иллюзии непринуждённого разговора с читателем.
⦁ Открытый финал.
⦁ Онегинская строфа — законченный по форме и смыслу фрагмент текста из 14 строк с упорядоченной системой рифмовки: перекрёстная (в первом катрене), параллельная (во втором) и кольцевая (в третьем).

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

⦁ первый «лишний человек» в русской литературе;
⦁ получил домашнее «французское» образование и воспитание;
⦁ разочарован в жизни, не верит в искренность чувств;
⦁ отверг чувства Татьяны, считая семейную жизнь скучной;
⦁ не выдержал испытания дружбой, пошёл на поводу «общественного мненья»;
⦁ в конце произведения духовно обновлённый, но дальнейшая судьба неизвестна;
⦁ автор относится к герою с симпатией

ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

⦁ поэт-романтик с восторженно-мечтательным отношением к жизни;
⦁ образование получил в Германии;
⦁ верит в цели, ищет смысл жизни;
⦁ открыт чувствам, влюблён в Ольгу;
⦁ погиб от руки друга;
⦁ автор относится к герою с иронией

ТАТЬЯНА ЛАРИНА

⦁ «милый идеал», «русская душою»;
⦁ верит в сверхъестественное, живёт романами;
⦁ любит уединение, печальная, неброская, чистая;
⦁ способна страстно и преданно любить;

⦁ чувство долга для героини превыше всего: «Но я другому отдана// я буду век ему верна»;

⦁ любимая героиня А. С. Пушкина: «Простите мне: я так люблю // Татьяну милую мою!»

ОЛЬГА ЛАРИНА

⦁ романтическая, ветреная, антипод сестры: «Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна»
⦁ карикатурный образ героинь сентиментальных романов;
⦁ после смерти Ленского сразу вышла замуж;
⦁ автор относится к героине с иронией

Рассказчик говорит о жизни Евгения Онегина в Петербурге: о воспитании героя французом гувернером, о том, как молодой Онегин становится светским денди, повесой, как проводит время в петербургском обществе.

В подробностях описывается день героя, в котором все расписано по часам: сначала прогулка в широкополом «боливаре», затем обед в компании таких же, как он, повес, после посещение театра и бал. Пушкин показывает жизнь и нравы высшего общества, его необразованность, на фоне которой некоторые «познания» Онегина делают его «ученым малым» .

«Устав от однообразия и пустоты светской жизни, Онегин начинает испытывать «сплин», как Чайльд-Гарольд, герой английского романтического поэта Байрона; перестает посещать свет. В это время с ним знакомится рассказчик, и они думают о путешествии в заморские края.

Однако вскоре умирает промотавший все состояние отец Онегина. Герой отказывается от наследства, обремененного долгами, и, узнав о болезни дядюшки, скачет в деревню, готовясь «денег ради» ухаживать за умирающим, изображая сочувствие.

В деревне Онегин ведет уединенную жизнь, не желая знаться с необразованным поместным дворянством. Однако он знакомится и начинает дружбу с Владимиром Ленским, юным поэтом.
Несмотря на разницу в характерах, молодые люди сближаются.

Онегина радуют беседы с Ленским, к пылкости которого он относится снисходительно. Рассказывается о возлюбленной Ленского — Ольге Лариной, милой и простодушной девушке, похожей на многочисленных героинь романов.

Однако «портрет» таких, как Ольга, рассказчику надоедает, и он начинает разговор ее сестре Татьяне. Она не отличается «свежестью румяной» Ольги, молчалива, задумчива, романтична, никогда не участвовала в детских играх, не брала в руки кукол. Татьяна любит природу и читает романы.

Рассказывается о судьбе матери Татьяны, которую выдали замуж не по любви, но она была верной женой. Жили Ларины просто, соблюдая многие традиции народной жизни, «привычки милой старины».

Онегин хочет увидеть возлюбленную Ленского и ради этого согласен познакомиться с «простой русской семьей», в кото- рой, как представляет Онегин, ведутся разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Посетив Лариных, Евгений совершенно не одобряет выбор Ленского: на месте поэта он предпочел бы Татьяну.

После посещения Онегиным Лариных соседи говорят о свадьбе Татьяны с Евгением. Девушка, которая давно мечтала о любви, узнает в Онегине предмет своих грез. она влюбляется в молодого человека и пишет ему письмо с признанием. Тайну девушка доверяет только своей старой няне. Евгений приезжает к Лариным, чтобы увидеться с Татьяной.

Онегин встречается с Татьяной в саду. Евгений говорит девушке, что не хочет ограничивать жизнь «домашним кругом», что разлюбит ее, как только привыкнет, и семейная жизнь не принесет им счастья. Но Татьяне герой предрекает, что она полюбит «снова».

Влюбленный Ленский часто видится с Ольгой, пишет ей многочисленные элегии, уже назначен срок скорой свадьбы.

Онегин в эту осеннюю пору живет, как и прежде, как Чайльд-Гарольд, впадает в состояние «задумчивой лени». Ленский передает Онегину приглашение от Лариных на именины Татьяны.

Наступает зима. Татьяна любит это время года. Девушка верит «преданьям простонародной старины», снам и приметам.

На святки она гадает. Татьяна видит сон: Евгений Онегин сидит за столом с лесными чудовищами, которые пьют и пляшут. Раздается «хохот, пенье, свист и хлоп». Затем Онегин убивает Ленского. Понять значение сна Татьяна не может.

Но вот уже именины Татьяны. С утра дом Лариных полон гостей, которые шумят, слышен «лай мосек, чмоканье девиц, шум, хохот». При появлении Онегина Татьяна готова «в об- морок упасть».

Евгений, которому давно надоели девичьи «трагинервические явления», раздражен этим. Но более всего его злит присутствие соседей-помещиков, глупых и пустых, и он решает в отместку взбесить Ленского.

Онегин приглашает Ольгу танцевать, пускает в ход искусство обольщения, Ольга отвечает на его заигрывания. Ленский, видя происходящее, решает стреляться с Онегиным.

Получив вызов на дуэль, Евгений принимает его, однако недоволен собой. Он знает, что виноват перед Ленским, а кроме того, любит юношу «всем сердцем». Но Онегин боится «общественного мненья» . Ленский также сожалеет о своем решении, так как поведение Ольги говорит о том, что «он еще любим».

Но дуэль все же происходит, хотя Онегин нарушает ее правила. Так, он привозит в качестве секунданта лакея-француза. Дуэль заканчивается гибелью Ленского. Онегин в смятении. Рассказчик с печалью и горечью говорит о судьбе поэта.

После дуэли Онегин уезжает из деревни. Ольга весной выходит замуж за улана. Татьяна приходит в дом, где жил Евгений. Она читает его книги, в которых описан современный человек с его «себялюбивой» душой, и постепенно начинает понимать, что представляет собой Онегин.

Он «москвич в гарольдовом плаще», подражание иностранным литературным образцам и нравам. Мать Татьяны везет ее «в Москву, на ярмарку невест». Московская родня принимает Лариных радушно. На балу Татьяну замечает важный генерал. Так решается судьба девушки.

Глава начинается с рассказа о музе повествователя: как она посещала его в лицейские дни, как менялась с ходом времени, как она появилась в Петербурге, среди элиты русской аристократии. В свете появляется Онегин, вернувшийся из путешествия.

5 / 5. 5

Картина Ю. Кушевского «Онегин и Татьяна»

Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку. Двадцати­че­ты­рехлетний Евгений получил в детстве домашнее образование, его воспитывали французские гувернеры. Он свободно изъяснялся по-французски, легко танцевал, немного знал латынь, в разговоре умел вовремя промолчать или блеснуть эпиграммой - этого было достаточно, чтобы свет отнесся к нему благосклонно.

Онегин ведет жизнь, полную светских забав и любовных приключений. Каждый день он получает по нескольку приглашений на вечер, едет гулять на бульвар, затем обедает у ресторатора, а оттуда отправляется в театр. Дома Евгений много времени проводит перед зеркалом за туалетом. В его кабинете есть все модные украшения и приспособления: духи, гребенки, пилочки, ножницы, щетки.

Онегин вновь спешит - теперь на бал. Праздник в разгаре, звучит музыка, «летают ножки милых дам»…

Вернувшись с бала, Евгений ложится спать рано утром, когда Петербург уже пробуждается. «И завтра то же, что вчера». Но счастлив ли Евгений? Нет, все ему наскучило: друзья, красавицы, свет, зрелища. Подобно байроновскому Чайльд-Гарольду, он угрюм и разочарован, Онегин, запершись дома, пробует много читать, пробует писать сам - но все без толку. Им вновь овладевает хандра.

После смерти отца, жившего долгами и в конце концов разорившегося, Онегин, не желая заниматься тяжбами, отдает фамильное состояние заимодавцам. Он надеется унаследовать имущество своего дяди. И действительно, приехав к родственнику, Евгений узнает, что тот умер, оставив племяннику имение, заводы, леса и земли.

Евгений поселяется в деревне - жизнь хоть как-то изменилась. Сначала новое положение его развлекает, но скоро он убеждается, что и здесь так же скучно, как в Петербурге.

Облегчая участь крестьян, Евгений заменил барщину оброком. Из-за таких нововведений, а также недостаточной учтивости Онегин прослыл среди соседей «опаснейшим чудаком».

В то же время в соседнее поместье возвращается из Германии восемна­дца­тилетний Владимир Ленский, «поклонник Канта и поэт». Его душа ещё не испорчена светом, он верит в любовь, славу, высшую и загадочную цель жизни. С милым простодушием он воспевает «нечто, и туманну даль» в возвышенных стихах. Красавец, выгодный жених, Ленский не желает стеснять себя ни узами брака, ни даже участием в житейских беседах соседей.

Совсем разные люди, Ленский и Онегин тем не менее сходятся и часто проводят время вместе. Евгений с улыбкой выслушивает «юный бред» Ленского. Полагая, что с годами заблуждения сами улетучатся, Онегин не спешит разочаровывать поэта, пылкость чувств Ленского все же вызывает в нем уважение. Ленский рассказывает другу о своей необыкновенной любви к Ольге, которую знает с детства и которую ему давно прочат в невесты.

На румяную, белокурую, всегда веселую Ольгу совсем не похожа её старшая сестра, Татьяна. Задумчивая и печальная, она предпочитает шумным играм одиночество и чтение иностранных романов.

Мать Татьяны и Ольги в свое время была выдана замуж против воли. В деревне, куда её увезли, она сначала плакала, но потом привыкла, освоилась, стала «самодержавно» управлять хозяйством и супругом. Дмитрий Ларин искренне любил свою жену, во всем ей доверяя. Семейство почитало старинные обычаи и обряды: в пост говели, в масленицу пекли блины. Так спокойно протекала их жизнь, пока «простой и добрый барин» не умер.

Ленский посещает могилу Ларина. Жизнь продолжается, одни поколения сменяются другими. Придет время, «…наши внуки в добрый час / Из мира вытеснят и нас!».

В один из вечеров Ленский собирается в гости к Лариным. Онегину такое времяпро­вождение кажется скучным, но потом он решает присоединиться к другу, чтобы взглянуть на предмет его любви. На обратном пути Евгений откровенно делится своими впечатлениями: Ольга, по его мнению, заурядна, на месте юного поэта он выбрал бы скорее старшую сестру.

Между тем неожиданный визит друзей дал повод сплетням о будущей свадьбе Евгения и Татьяны. Сама Татьяна тайком думает об Онегине: «Пора пришла, она влюбилась». Погрузившись в чтение романов, Татьяна воображает себя их героиней, а Онегина - героем. Ночью она не может заснуть и заводит разговор о любви с няней. Та рассказывает, как была выдана замуж в тринадцать лет, и понять барышню не может. Вдруг Татьяна просит перо, бумагу и принимается за письмо к Онегину. В нем доверчивая, послушная влечению чувства, Татьяна откровенна. Она в своей милой простоте не ведает об опасности, не соблюдает осторожность, присущую «недоступным» холодным петербургским красавицам и хитрым кокеткам, заманивающим поклонников в свои сети. Письмо написано по-французски, поскольку дамам в то время гораздо привычнее было изъясняться именно на этом языке. Татьяна верит, что Евгений ей «послан Богом», что никому другому она не может вверить свою судьбу. Она ждет от Онегина решения и ответа.

Утром Татьяна в волнении просит няню Филипьевну отослать письмо соседу. Наступает томительное ожидание. Приезжает Ленский, наконец, за ним - Онегин. Татьяна быстро убегает в сад, там девушки-служанки поют, собирая ягоды. Татьяна никак не может успокоиться, и вдруг - перед ней появляется Евгений…

Искренность и простота письма Татьяны тронули Онегина. Не желая обманывать доверчивую Таню, Евгений обращается к ней с «исповедью»: если бы он искал спокойной семейной жизни, то выбрал бы себе в подруги именно Татьяну, но он не создан для блаженства. Постепенно «исповедь» становится «проповедью»: Онегин советует Татьяне сдерживать чувства, иначе неопытность доведет её до беды. Девушка в слезах выслушивает его.

Приходится признать, что Онегин поступил с Таней довольно благородно, как бы ни честили его враги и друзья. Мы в своей жизни не можем положиться ни на друзей, ни на родных, ни на любимых людей. Что же остается? «Любите самого себя…»

После объяснения с Онегиным Татьяна «увядает, бледнеет, гаснет и молчит». Ленский и Ольга, напротив, веселы. Они все время вместе. Ленский украшает рисунками и элегиями Ольгин альбом.

А Онегин тем временем предается спокойной деревенской жизни: «прогулки, чтенье, сон глубокий». Северное лето быстро проходит, наступает скучная осенняя пора, а за ней - и морозы. Зимними днями Онегин сидит дома, в гости к нему заезжает Ленский. Друзья пьют вино, беседуют у камина, вспоминают и о соседях. Ленский передает Евгению приглашение на именины Татьяны, увлеченно рассказывая об Ольге. Уже намечена свадьба, Ленский не сомневается в том, что он любим, поэтому он счастлив. Его вера наивна, но разве лучше тому, в ком «сердце опыт остудил»?

Татьяна любит русскую зиму: катание на санях, солнечные морозные дни и темные вечера. Наступают святки. Гадания, старинные предания, сны и приметы - во все это Татьяна верит. Ночью она собирается ворожить, но ей становится страшно. Татьяна ложится спать, сняв свой шелковый поясок. Ей снится странный сон.

Она одна идет по снегу, впереди шумит ручей, над ним - тонкий мосток. Внезапно появляется огромный медведь, который помогает Татьяне перебраться на другой берег, а потом преследует её. Татьяна пытается бежать, но в изнеможении падает. Медведь приносит её к какому-то шалашу и исчезает. Опомнившись, Татьяна слышит крики и шум, а через щёлку в двери видит невероятных чудовищ, среди них как хозяин - Онегин! Вдруг от дуновения ветра дверь раскрывается, и вся шайка адских привидений, дико смеясь, приближается к ней. Услышав грозное слово Онегина, все исчезают. Евгений привлекает Татьяну к себе, но тут появляются Ольга и Ленский. Разгорается спор. Онегин, недовольный незваными гостями, хватает нож и убивает Ленского. Темнота, крик… Татьяна просыпается и сразу пытается разгадать сон, листая сонник Мартына Задеки.

Приходит день именин. Съезжаются гости: Пустяков, Скотинины, Буянов, мосье Трике и другие забавные фигуры. Приход Онегина приводит Таню в волнение, а Евгения это раздражает. Он негодует на Ленского, позвавшего его сюда. После обеда начинается бал. Онегин находит предлог отомстить Ленскому: он любезничает с Ольгой, постоянно танцует с ней. Ленский изумлен. Он хочет пригласить Ольгу на следующий танец, но его невеста уже дала слово Онегину. Оскорбленный Ленский удаляется: только дуэль сможет теперь разрешить его судьбу.

На следующее утро Онегин получает от Ленского записку с вызовом на дуэль. Письмо привозит секундант Зарецкий, циничный, но неглупый человек, в прошлом буян, картежный вор, заядлый дуэлист, умевший и поссорить и помирить друзей. Теперь он мирный помещик. Онегин принимает вызов спокойно, но в душе остается недоволен собой: не нужно было так зло шутить над любовью друга.

Ленский с нетерпением ждет ответа, он рад, что Онегин не стал избегать поединка. После некоторых колебаний Владимир все же отправляется к Лариным. Его как ни в чем не бывало весело встречает Ольга. Смущенный, умиленный, счастливый Ленский больше не ревнует, но спасти возлюбленную от «развратителя» он все же обязан. Если бы Татьяна знала обо всем, она, быть может, предотвратила бы предстоящий поединок. Но и Онегин, и Ленский хранят молчание.

Вечером юный поэт в лирическом жару слагает прощальные стихи. Немного задремавшего Ленского будит сосед. Евгений же, проспав, опаздывает на встречу. Его давно ждут у мельницы. Онегин представляет в качестве секунданта своего слугу Гильо, что вызывает недовольство Зарецкого.

Словно в страшном сне, «враги» хладнокровно готовят друг другу гибель. Они могли бы помириться, но приходится платить дань светским обычаям: искренний порыв был бы принят за трусость. Закончены приготовления. Противники по команде сходятся, целятся - Евгений успевает выстрелить первым. Ленский убит. Онегин подбегает, зовет его - все напрасно.

Быть может, молодого поэта ждала вечная слава, а может быть - и обыкновенная скучная жизнь. Но как бы там ни было, юный мечтатель мертв. Зарецкий увозит оледенелый труп домой.

Пришла весна. У ручья, в тени двух сосен, стоит простой памятник: здесь покоится поэт Владимир Ленский. Когда-то сюда часто приходили погрустить сестры Ларины, теперь это место забыто людьми.

Ольга после гибели Ленского недолго плакала - полюбив улана, она обвенчалась, а вскоре и уехала с ним. Татьяна осталась одна. Она по-прежнему думает об Онегине, хотя должна была бы ненавидеть его за убийство Ленского. Гуляя однажды вечером, Татьяна приходит в опустевшую усадьбу Онегина. Ключница проводит её в дом. Татьяна с умилением разглядывает «модную келью». С тех пор она часто приходит сюда, чтобы читать книги из библиотеки Евгения. Внимательно разглядывает Татьяна отметки на полях, с их помощью она начинает яснее понимать того, кого так обожала. Кто же он: ангел или бес, «уж не пародия ли он»?

Мать Татьяны тревожится: дочь отказывает всем женихам. Следуя советам соседей, она решает поехать в Москву, «на ярмарку невест». Татьяна прощается с любимыми лесами, лугами, со свободой, которую ей придется сменить на суету света.

Зимой Ларины наконец заканчивают шумные сборы, прощаются со слугами, усаживаются в возок и отправляются в долгую дорогу. В Москве они останав­ливаются у постаревшей кузины Алины. Все дни заняты визитами к многочисленным родственникам. Девицы окружают Таню, поверяют ей свои сердечные тайны, но та ничего не рассказывает им о своей любви. Пошлый вздор, равнодушные речи, сплетни слышит Татьяна в светских гостиных. В собрании среди шума, грохота музыки Татьяна уносится мечтой в свою деревню, к цветам и аллеям, к воспоминаниям о нем. Она не видит никого вокруг, но с нее самой не сводит глаз какой-то важный генерал…

Через два с лишним года в Петербурге на светском рауте появляется одинокий и безмолвный Онегин. Вновь он остается чужим для общества. Люди готовы осуждать все странное и необычное, лишь посредственность им по плечу. И того, кто, избавившись от ненужных мечтаний, вовремя добивается славы, денег и чинов, все признают «прекрасным человеком». Но грустно глядеть на жизнь как на обряд и послушно следовать за всеми. Онегин, дожив «без службы, без жены, без дел» до двадцати шести лет, не знает, чем заняться. Он уехал из деревни, но и путешествия ему надоели. И вот, вернувшись, он попадает «с корабля на бал».

Всеобщее внимание привлекает появившаяся в сопровождении важного генерала дама. Хотя её и нельзя назвать прекрасной, все в ней мило и просто, без малейшей доли вульгарности. Смутные догадки Евгения подтвер­ждаются: это та самая Татьяна, теперь княгиня. Князь представляет супруге своего друга Онегина. Евгений смущен, Татьяна же совершенно спокойна.

На следующий день, получив от князя приглашение, Онегин с нетерпением ждет вечера, чтобы поскорее увидеть Татьяну. Но наедине с ней он вновь чувствует неловкость. Появляются гости. Онегин занят только Татьяной. Таковы все люди: их влечет лишь запретный плод. Не оценив в свое время прелесть «девчонки нежной», Евгений влюбляется в неприступную и величавую «законода­тельницу» высшего света. Он неотступно следует за княгиней, но не может добиться внимания с её стороны. В отчаянье он пишет Татьяне страстное послание, где оправдывается за свою былую холодность и умоляет о взаимности. Но Онегин не получает ответа ни на это, ни на другие письма. При встречах Татьяна холодна и не замечает его. Онегин запирается в кабинете и принимается за чтение, но мысли постоянно уносят его в прошлое.

Однажды весенним утром Онегин оставляет свое заточение и отправляется к Татьяне. Княгиня одна читает какое-то письмо и тихо плачет. Сейчас в ней можно узнать прежнюю бедную Таню. Онегин падает к её ногам. Татьяна после долгого молчания обращается к Евгению: настала его очередь слушать. Когда-то он отверг любовь смиренной девочки. Зачем же преследовать её теперь? Потому ли, что она богата и знатна, что её позор принес бы Онегину «соблазни­тельную честь»? Татьяне чужды пышность, блеск светской жизни. Она была бы рада отдать все это за бедное жилище, за сад, где впервые она встретила Онегина. Но её судьба решена. Ей пришлось, уступив мольбам матери, выйти замуж. Татьяна признается, что любит Онегина. И все-таки он должен её оставить. «Но я другому отдана; Я буду век ему верна» - с этими словами она уходит. Евгений поражен. Внезапно появляется муж Татьяны…

Пересказала

Лиро-эпический роман в стихах «Евгений Онегин», считается шедевром русской словесности. По словам Белинского, данное произведение является «энциклопедией русской жизни» того времени, и оно существенно повлияло на рост самосознания русского высшего общества в преддверии восстания декабристов.

Все знают, кто написал этот роман – великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. В этой статье будет описана история создания романа «Евгений Онегин», краткое содержание по главам, а также приведены характеристики персонажей.

Вконтакте

История создания

Прежде всего, кратко опишем историю создания «Евгения Онегина». На написание данного произведения у Пушкина ушло более семи лет. Он, по своим же собственным словам, решил пойти на «подвиг» и, подражая Байроновскому «Дону Жуану», в период 1823-1831 г.г. вплотную занимался созданием романа в стихах. Александр Сергеевич задумал написать реалистическое произведение, отказавшись от романтизма, как основополагающего творческого метода.

Изначально Пушкин решил создать роман из 9 глав. Позднее из основного текста была исключена глава «Путешествие Онегина», выдержки из которой включались в основной текст как приложение. Роман повествует о драматических судьбах русских дворян того времени.

И хоть сюжет «Евгения Онегина» достаточно прост – здесь описана любовная история – тем не менее данное произведение отражает всю русскую действительность первой четверти XIX века. В нем лаконично, но довольно ясно, показаны нравы, моды и ценности светского Петербурга, барской Москвы и крепостной деревни.

Важно! Для написания романа в стихах Пушкин использовал особую «онегинскую строфу» , включающую в себя 14 строк четырёхстопного ямба. Правда, для писем Лариной и Евгения было сделано исключение.

В начале повествования Пушкин обращается к читателю с краткой характеристикой своего произведения.

Глава первая

В 1 главе читатель знакомится с молодым дворянином, жителем Санкт-Петербурга, Евгением Онегиным. Его отец часто был в долгах, любя пожить на широкую ногу, что привело в последствии к разорению.

Тем не менее, юноша получил довольно сносное образования для представителя высшего света того времени. Иными словами, Евгений приобрёл поверхностные знания по многим предметам. Он знал французский и этикет. Онегина учили танцам и даже немного латыни.

Всего этого было более чем достаточно, чтобы молодой человек был желанным гостем на многочисленных балах и приёмах.

Пушкин подробно описывает один день Евгения Онегина, давая читателю понять, что все дни героя были исключительно однотипными. Юноша просыпался приблизительно к полудню, чтобы, приведя себя в совершенный внешний вид, отправиться на прогулку по бульвару. Вечерами он посещал театры или роскошные салоны, откуда возвращался уже засветло.

Молодой человек предпочитал исключительно короткие любовные интриги, большей частью с замужними дамами, которыми, кстати быстро пресытился. Ему стало скучно в обществе. Евгений сел писать роман, но ему не хватило усердия.

Важно! Именно хандра и скука превратила героя в настоящего циника.

Молодой человек пришел в восторг от новой обстановки, но сельская жизнь ему так же вскоре прискучила, и герой снова погрузился в хандру.

Глава вторая

Своих соседей-помещиков Евгений, естественно, считает скучными, а потому сторонится их общества. Это не удивительно, ведь новоиспеченный наследник прослыл немалым чудаком – он заменил барщину оброком.

Чтобы хоть как-то развлечься Онегин сдружился с Ленским. Кто такой Ленский? – Это молодой романтичный восемнадцатилетний барин, только что возвратившийся в свое имение. Как звали Ленского в романе? – Пушкин нарёк его красивым русским именем Владимир.

Евгений Онегин и Владимир Ленский «стали неразлучны», несмотря на совершенно различное мировоззрение. «Поклонник Канта» читал новоиспеченному товарищу свои вирши, и пробовал беседовать с ним на философские темы. Онегин слушал Ленского, но воздерживался от критики, полагая, что за него это сделает впоследствии сама жизнь.

Владимир был влюблен в свою соседку Ольгу Дмитриевну Ларину, милую и веселую девушку, которая проживала с матерью Полиной и сестрой Татьяной. В отличие от сестры, Татьяна была задумчивой и рассудительной. Она любила много читать, помогать бедным и молиться. Ларины отличались хлебосольностью. В этой семье было принято во всём придерживаться русских обычаев и традиций.

Глава третья

Владимир ежедневно рассказывал товарищу о Лариных, так что Евгений, в конце концов, сам пожелал свести с ними знакомство. Приехав к невесте Ленского, Онегин был удивлён, что его друг избрал именно Ольгу, а не отличающуюся душевными качествами Татьяну.

Среди соседей прошел слух, что Евгений имеет виды на Татьяну. Ларина обрадовалась, поскольку сама была очарована Онегиным. Девушка стала ещё печальнее и задумчивее. Она представляла своего избранника героем прочитанных романов, грезя о нём наедине с природой. В конце концов любовная тоска молодой княжны вылилась в письме, адресованном возлюбленному. Через три дня Онегин приехал к Лариным для объяснения с Татьяной.

Это интересно: Поэма Пушкина: краткое содержание

Глава четвёртая

Онегин и Татьяна встречаются в саду. Евгений открыл девушке свою душу: объяснил, что он – человек, разочаровавшийся в любви, не считающий супружество эталоном человеческого счастья, а потому, не созданным «для блаженства».

Но из уважения к чистоте и невинности молодой особы, осмелившейся на объяснения в письме, он всегда будет испытывать к ней братские чувства.

В последующие дни Татьяна переживала глубокий стресс . Владимир почти постоянно находился в обществе Ольги. Онегин же проводил время в уединении. Однажды зимой его посещает Ленский и приглашает к Татьяне на именины.

Глава пятая

Однажды вечером на Святки, Татьяна Ларина, любившая гадать, положила перед сном под подушку зеркальце. В эту ночь девушка видела странное видение. Ей помогает перейти через реку с шатким мостом медведь. Ларина пытается убежать от «косматого», но он его настигает и относит в какой-то шалаш, где пировали чудовища.

Верховодил же этим застольем Онегин. Завидев вошедшую девушку, молодой человек выгоняет чудовищ. Но на смену им в шалаш являются Ольга с Владимиром. Евгений ругается с прибывшими гостями. Сон заканчивается тем, что хозяин шалаша наносит Ленскому ножом смертельную рану. Следующие несколько дней Ларина ходила под впечатлением от сна.

Вот и настала дата именин. К Лариным приехало множество гостей. Было шумно. Все веселились. Онегин разозлился на Ленского, что тот привел его на столь шумное пиршество. Он стал в отместку демонстративно ухаживать за Ольгой , последняя, при этом не выказывала никакого неудовольствия. Раздосадованный Владимир в спешке покидает праздник с мыслью о дуэли.

Глава шестая

После ухода Владимира Ольга с Евгением заскучали. Поздно вечером Евгений уехал домой. А поутру его посетил товарищ Ленского Зарецкий в качестве секунданта в предстоящей дуэли. Онегин неохотно принял вызов, понимая, что отступать – это всё равно что замарать свою честь.

На следующий день перед рассветом герои дуэли встретились у мельницы, чтобы стреляться на пистолетах. Этот поединок оказался роковым для Владимира, поскольку выпущенная наугад пуля Евгения стала смертельной. Ленского похоронили у ручья, соорудив ему небольшой памятник.

Глава седьмая

В скорости Ольгу очаровывает улан. После свадьбы новобрачные отправляются в полк. К Татьяне сватаются немало женихов, но все получают отказ. Старшая княжна Ларина нередко посещает дом Онегина, а именно, библиотеку.

По книгам возлюбленного девушка пытается понять: кто такой Евгений, каковы его идеалы и жизненные принципы. Героине открывается истина о «пародии» её избранника.

Желая устроить счастье дочери, княгиня Полина везёт Татьяну в Москву , где на «ярмарке невест» она знакомится с «толстым генералом».

Глава восьмая

Проходит несколько лет. После длительных и, естественно, скучных путешествий, уже 26-летний Евгений Онегин, вновь начинает вращаться в высшем обществе Санкт-Петербурга.

На одном из раутов наш герой встречает своего дальнего родственника князя N. и с удивлением обнаруживает, что тот давно женат на Татьяне Лариной. Часто приезжая в гости к N., Евгений замечает, что Татьяна из невинной девочки превратилась в «небрежную Законодательницу зал». Она вела себя при Онегине исключительно тактично, без всяких намеков на прошлые чувства. Евгений влюбился в Татьяну, но она не реагировала на его знаки внимания. Он много писал к ней, но княгиня не отвечала.

Мучимый почти всё зиму «жестокой хандрой» Онегин без приглашения едет к N. Ему удалось застать молодую женщину дома одну. Герой бросается ей в ноги, но Татьяна приказывает ему подняться. Княгиня не верит Евгению.

Она полагает, что он желает воспользоваться её нравственным падением, чтобы снискать себе в свете «соблазнительную честь». Ведь теперь, когда она вышла замуж, стала вращаться в высшем обществе, и даже появляться при дворе, все бы заметили её «позор».

Слова Татьяны были для Евгения подобны грому. Ему пришлось покинуть возлюбленную, так ничего и не возразив.

Характеристика героев

Отличительной особенностью данного романа является то, что все его герои, будь то главные или второстепенные, имеют четкие лаконичные характеристики.

Евгений Онегин

Главный герой – отпрыск разорившихся дворян с противоречивым характером , который корректируется в процессе романа. Евгений получил «поверхностное» «французское» образование. Он свыше семи лет вращался в высшем обществе. Что это дало Онегину:

  • герой разочаровался в любви;
  • стал ко всему пассивным, циничным, желчным;
  • в конце концов, просто захандрил и заскучал от однообразия.

Но… В деревне, в поместье покойного нелюбимого дяди, ему, после проведения парочки реформ, касательно уклада помещичьей жизни, также стало скучно. Последующие путешествия также не принесли молодому дворянину положительных эмоций.

Внимание! Белинский пишет, что героя задушила «пошлость жизни».

Онегин не имел представления о том, чего бы ему хотелось. Он не пытался даже в этом разобраться, чтобы улучшить свою жизнь. Зато Евгений твёрдо понимал, что не желает того, что составляет предмет счастья «самолюбивая посредственность».

Возвратившись в столицу, после странствий и вновь повстречавшись с Татьяной, молодой дворянин, возможно, снискал бы счастье в любви, но отказ княгини поверг Онегина в ещё большую депрессию.

Иллюстрация к роману «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина

17-летняя провинциальная дворянка Татьяна Ларина отличалась многими положительными качествами :

  • искренностью и непосредственностью суждений;
  • постоянством убеждений;
  • любовью ко всем домочадцам, включая няню;
  • возвышенностью;
  • сентиментальностью.

Само имя героини говорит об исключительной приверженности к всему русскому, чистому, светлому – она любила русскую природу, церковные праздники, неуклонно соблюдала многие народные традиции.

Задумчивость и молчаливость Лариной объяснялось наличием глубокого внутреннего мира княжны, а также немалым влиянием Ричардсона, Руссо и иных авторов многочисленных сентиментальных романов.

Всё это впоследствии отразилось на её чувствах к Онегину, помогло выявить впоследствии «пародию», и остаться честной женщиной после замужества.

Татьяна Ларина

Владимир Ленский

Только что возвратившегося из Германии молодого провинциального помещика Владимира Ленского отличают следующие черты :

  • новомодный немецкий романтизм;
  • свободомыслие;
  • тяга к философствованию;
  • стихоплётство;
  • идеализация ближних.

Последнее качество и явилось причиной всех бед Ленского. Идеализация возлюбленной Ольги привела к предательству. Идеализация же товарища Евгения стала причиной гибели Владимира.

Вот краткая характеристика героя.

Ольга Ларина

Младшая сестра Татьяны была обычной легкомысленной деревенской девушкой , которую тяготила роль Музы «поклонника Канта и поэта». После гибели поклонника она почти сразу вполне утешилась в обществе улана.

Тема любви

История любви главных героев в этом произведения очень печальна.

В первой части романа мы видим, как невинная 17-летняя девушка Татьяна Ларина, знающая о любви лишь по сентиментальным романам, народным приданьям, да еще рассказам няни, изливает в письме свои чувства прожженному ловеласу Евгению Онегину, в конец уставшему от своих похождений. Следует отдать должное благородству молодого человека, который не только не ославил написавшую первой, но и честно предупредил о вероятных и весьма печальных последствиях их тандема.

Онегин уважал естественность Лариной, но относился к ней исключительно по-братски. После дуэли и отъезда возлюбленного, Татьяне через пометки в книгах, открывается истинное лицо зазнобы. Ларина без колебания выходит замуж за «толстого генерала».

Через несколько лет читатель видит уже не деревенскую простушку, но утонченную и безукоризненную великосветскую леди, которую безнадёжно полюбил возвратившийся в столицу Онегин. Он к ней писал, она не отвечала.

Читателю предоставляется подробное описание страданий запоздалого возлюбленного. При последнем свидании Татьяна доходчиво и жёстко объясняет Евгению , что не расстанется ни с супругом, ни с собственной честью, не смотря ни на какие искушения.

Тема дружбы

Онегин и Ленский, наверное, просто не могли не сдружиться, поскольку в близлежащих деревнях лишь они двое были знакомы со светскими обычаями, которых молодые люди предпочитали придерживаться и живя здесь. Тем не менее данная дружба имела исключительно внешний, показной характер.

Разочаровавшегося в людях и жизни вообще, Евгения, не трогали оды и философствования на предмет прекрасного своего товарища. Онегин не понимал, за что Ленский так полюбил Ольгу, а не предпочел ей близкую по духу Татьяну.

Владимира же всего печалила угрюмость Евгения, его хладнокровие и мизантропия. Так и общались Онегин и Ленский, дружба сквозь скуку и непонимание.

Евгений Онегин — краткое содержание

Вывод

Многочисленные критики «Евгения Онегина» признают данное произведение шедевром русской словесности, поскольку по драматичности сюжета, по глубине и лаконичности характеристик героев, по особенностям написания, с этим романом мало что может сравниться. А потому кратко изложенного здесь материала будет недостаточно для полного понимания произведения. Всю же глубину задумок Пушкина, читатель может целиком осмыслить, прочитав его великий роман в стихах «Евгений Онегин».

Предлагаем Вашему вниманию краткое содержание 2 главы романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

В начале главы дается общая информация о нынешнем положении дел и жизни Онегина: теперь он проживает в большом замке, под его подчинением множество крепостных крестьян. Конечно, соседи начинают им очень интересоваться, как новым человеком в их небольшом сельском мире, но молодому человеку они не интересны. Евгений от скуки занимается преобразованием порядка в имении: заменяет устаревшую барщину оброком к радости крестьян, чего не понимают соседи. При каждом приближении незваных гостей к замку, Евгений садится на коня и уезжает, только бы с ними не видеться. Постепенно все прекращают с ним дружбу, решив, что он «опаснейший чудак».
Во второй главе «Евгения Онегина» автор выводит нового важного героя романа. Из Германии в родную деревню возвращается Владимир Ленский, «поклонник Канта и поэт», любитель восторженных речей и пылких мыслей, сам воспитанный в городе, привыкший к светскому обществу и еще не пресытившийся им, в отличие от Евгения. Ленскому чужда и скучна вся деревенская жизнь, в Евгении он находит единственного понимающего его слушателя. Постепенно эти два противоположных молодых человека сходятся и становятся друзьями, несмотря на кардинальную разницу в их характерах: «От делать нечего друзья».
Евгений узнает, что Владимир с детства влюблен в прекрасную и милую Ольгу Ларину: «Любой роман возьмите и найдете верно ее портрет… Но надоел он мне безмерно». Девушка была дочерью друга его отца и молодые люди в детстве часто играли вместе.
Намного больше узнает читатель о старшей сестре Ольги Татьяне Лариной. Она полная противоположность сестры, некрасива, задумчива, в детстве никогда не резвилась с другими детьми, не играла в куклы, проводила дни, глядя в окно, ничем не интересовалась, кроме романов Руссо и Ричардсона, которые стали для нее заменой реальной жизни. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой».
Семья Лариных живет простой тихой жизнью сельских помещиков, по вечерам встречаются с друзьями-соседями, следуя старым русским традициям. Мать девочек в молодости была влюблена в сержанта, но ее насильно отдали за Ларина, который увез ее в деревню. Сначала она рвалась и рыдала, даже хотела развестись, но постепенно привыкла. Муж ее очень любил и уважал, пока не умер от старости.
Могилу главы семейства Лариных посетил Владимир Ленский и «тут же начертал ему надгробный мадригал». А затем он размышляет о том, как сменяются поколения, находясь уже у могилы собственных родителей: «Другие им вослед идут… Так наше ветреное племя растет, волнуется, кипит и к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время…». На этой мысли о бренности бытия и заканчивается 2-я глава романа Пушкина «Евгений Онегин», с кратким содержанием которой Вы могли ознакомиться на этой странице. Впрочем, данный пересказ даже близко не способен отразить всю глубину размышлений автора и всю красоту стихов. Намного лучше прочитать сам роман и насладиться пушкинским гением.

Обосновавшийся в деревне Онегин решает провести некоторые преобразования: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. С соседями Онегин не имеет желания общаться. Вскоре в свою деревню по соседству приезжает помещик Владимир Ленский. Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. По природе своей Ленский - романтик. Он пел любовь, любви послушный...

Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль... Хотя в семьях соседей Ленский «принят как жених», сам он с удовольствием общается только с Онегиным: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые. Онегин и Ленский становятся «от делать нечего друзья». Ленский с отрочества влюблен в Ольгу Ларину. Пушкин дает портрет Ольги: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно.

У Ольги есть старшая сестра Татьяна. Портрет Татьяны: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива...

Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна. Она любила на балконе Предупреждать зари восход... Ей нравится читать романы, которые ей рекомендует родственница, княжна Алина.

Следует история княжны Алины: молодой девушкой она влюбилась в военного, но родители выдали ее замуж без ее согласия. Супруг увез Алину в деревню, где она скоро забыла свою пылкую любовь и с увлечением занялась хозяйством: Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. Следует описание помещичьего быта, жизни родителей Ольги и Татьяны: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на Масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели, Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод; В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три; Им квас как воздух был потребен, И за столом у них гостям Носили блюдо по чинам. Владимир Ленский посещает могилу отца Ольги, пишет «надгробный мадригал». Глава оканчивается философским лирическим отступлением о смене поколений. Глава 3 Ленский начинает проводить все свое свободное время у Лариных. Онегин просит приятеля при случае представить его.

Онегина охотно принимают, угощают. На Онегина большее впечатление производит Татьяна.

Соседи прочат Онегина в женихи Татьяне, распространяются сплетни, что уже и «свадьба слажена». Что же касается Татьяны, то: Пора пришла, она влюбилась... Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала...

кого-нибудь, И дождалась... Теперь, перечитывая любимые романы, девушка воображает себя одной из героинь, действуя по стереотипу, собирается писать письмо своему возлюбленному.

Однако Онегин не романтический герой: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою. Однажды ночью, разговаривая с няней о старине, Татьяна признается, что влюблена, но не называет избранника своего сердца. Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя. Не говорит она: отложим - Любви мы цену тем умножим, Вернее в сети заведем; Сперва тщеславие кольнем Надеждой, там недоуменьем Измучим сердце, а потом Ревнивым оживим огнем; А то, скучая наслажденьем, Невольник хитрый из оков Всечасно вырваться готов. Татьяна пишет Онегину письмо по-французски, т. к.