РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НА ТЕМУ:
«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н.А. НЕКРАСОВА»

Нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова
А.В.Луначарский

1. Детские годы. Гимназия (1821-1838)

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.
В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся со многими темными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.
Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. 3а малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой.
Вот почему много лет спустя поэт с такой горечью писал о своем детстве:
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..
(«Родина»)
Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым, чье воспитание протекало в столь неприглядной обстановке.
Но Некрасова спасло то, что рядом с ним была его мать - Елена Андреевна (урожденная Закревская). Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».
Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела.
Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, ей посвящал свои сокровенные мечты. В своих стихах не раз вспоминал и «печальный взор», и «тихий шаг» матери, и «бледную руку», ласкавшую его.
До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. О ней он писал в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», в поэмах «Несчастные» и «Мать».
Много горя и страданий видел поэт в детстве. Но это не ожесточило его душу. И в немалой степени этому способствовало то, что рос он в непосредственной близости к простому народу. Отец запрещал ему водить знакомство с детьми крепостных. Однако стоило отцу куда-нибудь отлучиться, как мальчик тайком убегал в деревню, где у него было множество друзей.
Общение с крестьянскими детьми оказало самое благотворное влияние на Некрасова, и он на всю жизнь сохранил теплые чувства к друзьям детства. И, уже, будучи взрослым, приезжая в Грешнево, он с полным основанием мог говорить:
Все-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.
В 1832 году Некрасов вместе со своим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Учился Некрасов неровно. И это не удивительно. Ему, как и многим другим ученикам, была глубоко антипатична система образования в гимназии, да и преподаватели не вызывали у него ни уважения к себе, ни интереса к дисциплинам, которые они вели. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать.
Читал Некрасов действительно много, хотя и довольно беспорядочно. Книги он брал в гимназической библиотеке, иногда обращался к учителям гимназии.
Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Как он сам говорил, «писать стихи начал с семи лет. Но до поступления в гимназию писал стихи лишь от случая к случаю, И конечно же это были слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк. Теперь же к поэзии он стал относиться серьезнее. Сначала Некрасов пробовал писать сатиры на своих товарищей, а потом и лирические стихотворения. «А главное,- вспоминал поэт,- что ни прочту, тому и подражаю».
Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию.
Целый год Некрасов прожил дома, в Грешневе. И все это время его неотступно преследовала мысль: что делать дальше. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заведение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом.

2. Петербург. Начало литературной деятельности

Некрасову не было еще семнадцати лет, когда он, преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург.
В университет поступить не удалось: слишком скудны, оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын отечества», «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и позже в «Библиотеке для чтения». Но начинающим авторам там платили мало. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей.
Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нем страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Однако, несмотря на помощь друзей, осуществить свою мечту ему так и не удалось. Правда, Некрасов был принят вольнослушателем и даже был освобожден от платы за слушание лекций.
По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки».
Сборник «Мечта и звуки» вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами Н. Н.
Сам поэт очень сурово судил свое раннее творчество. «Я писал из-за хлеба много дряни, - отмечал он в «Автобиографических записях»,- особенно повести мои, даже поздние, очень плохи - просто глупы...».

3. Содружество с Белинским. Начало «Современника»

В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Некрасова: он познакомил и вскоре подружился с Белинским. К тому времени великий критик находился в центре литературного движения эпохи и его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию его таланта.
Некрасова многое роднило с великим критиком.
Позднее Некрасов так говорил о благотворном влиянии Белинского на формирование своих взглядов:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе...
(«Медвежья охота»)
По словам Ф. М. Достоевского, Некрасов «благоговел перед Белинским и, кажется, всех больше любил его за свою жизнь».
Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в журнале «Отечественные записки», где возглавлял критический отдел.
Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие.
Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской жизни: о судьбе «мужика-вахлака», который осмелился полюбить дворянскую дочь («Огородник»), о бедняке, для которого уготовлена только одна дорога - «к кабаку» («Пьяница»), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской женщины («Тройка»).
В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова как издателя. В 1844-1845 годах Некрасов выпустил два тома альманаха «Физиология Петербурга», а в 1846 году - «Петербургский сборник».
Альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского.
Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное предприятие - издавать свой собственный журнал. С помощью друзей поэт вместе с писателем И. И. Панаевым в конце 1846 года взял в аренду журнал «Современник». Некрасов произвел полную реорганизацию журнала. Ведущими сотрудниками «Современника» стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени.
Первый номер обновленного «Современника» вышел из печати в январе 1847 года.

4. Творчество Некрасова в 1850-е годы

Еще в начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого, изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год и наиболее полно отобразившие характерные особенности его поэтической музы.
Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел весной 1856 года. Его появление стало важным общественным и литературным событием.
Открывало сборник программное стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин», где отчетливо прозвучала мысль о том, что поэзия - это важное общественное дело, что поэт не имеет права уклоняться от борьбы за прогрессивные идеалы, что его долг быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви...
Композиция сборника «Стихотворения Н. Некрасова» была глубоко продумана поэтом. В начале его Некрасов поместил произведения, рисующие жизнь представителей народа. Это такие стихотворения, как «В дороге», «Влас», «Огородник», «Забытая деревня» и др.
Второй раздел сборника составили произведения, в которых изображены те, кто эксплуатировал и порабощал народ: помещики, чиновники, буржуа-капиталисты. Это были, как правило, сатирические стихотворения: «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Филантроп», «Современная ода», «Нравственный человек».
В третий раздел Некрасов включил поэму «Саша», в которой он одним из первых в русской литературе поставил вопрос о том, что в условиях мощного общественного подъема, наступившего в стране, необходим новый герой, что время, когда руководящая роль в общественной жизни принадлежала представителям дворянской интеллигенции, прошло, так как они оказались нестойкими в своих убеждениях и не смогли претворить слово в дело. В поэме нарисован обаятельный образ девушки Саши, стремящейся найти свое место в жизни и быть полезной людям:
Бедные все ей приятели - други:
Кормит, ласкает и лечит недуги.
Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» имел громадный успех. Все издание разошлось в несколько дней. Такого в русской литературе, по словам Тургенева, «не бывало со времени Пушкина».)
Главной, основополагающей темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа-пахаря, крестьянским демократом. О тяжелой, безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. Горькой доле деревенского трудящегося люда поэт посвятил многие свои произведения: «Несжатая полоса», «Забытая деревня» и другие.
и т.д.................

Имя одного из ярких писателей XIX века знакомо каждому. Такие произведения, как “Кому на Руси жить хорошо” и “Дедушка Мазай и зайцы”, являются частью школьной программы каждого современного ученика. Биография Некрасова включает сведения, известные всем почитателям его творчества.

Например, он считается не только поэтом, но и публицистом. Это революционер-демократ, руководитель и редактор журналов “Отечественные записки” и “Современник”. Любитель карточных игр и охоты. Биография Некрасова знает много других интересных фактов. Им посвящена наша статья.

Кто он такой?

Родным городом будущего поэта стал украинский Немиров, в котором он появился на свет в 1821 году. Некрасов Николай Алексеевич родился в семье военнослужащего и благовоспитанной дочери состоятельного арендатора. По воспоминаниям поэта, брак родителей не был счастливым. Мать всегда представала страдалицей, переживающей свою женскую долю. Ей писатель посвятил немало произведений. Пожалуй, ее образ - единственный положительный герой мира Некрасова, который он пронесет через все свое творчество. Отец тоже станет прообразом отдельных героев, но более деспотичных.

Взросление и становление

После ухода отца в отставку Алексей Сергеевич стал исправником - так раньше называли главу полиции. Маленький Николай часто выезжал с ним по делам. В это время он видел немало смертей и бедности. Впоследствии сложности крестьянского народа в своих поэмах отразил уже писатель Некрасов.

В Ярославской гимназии он проучится до 5-го класса. Первые стихи будут написаны в специально заведенной тетрадке. Большинство ранних работ поэта насыщены печальными образами и впечатлениями. Когда ему исполнится 17 лет, его отец, мечтавший о карьере военного, отправит сына в дворянский полк.

Первым самостоятельным решением Некрасова стало желание поступить в Петербургский университет. Этому способствовало знакомство со студентами, ставшими хорошими приятелями. Экзамен он провалил, записавшись на филологический факультет в качестве вольнослушателя. В течение двух лет Некрасов посещает лекции и не забрасывает поиски работы - рассерженный Некрасов-старший отказался ему помогать материально. В этот период поэт испытывает страшные страдания, оставшись без крова, да еще голодным. В ночлежном приюте за 15 копеек он написал для кого-то прошение. Это стало первым эпизодом его жизни, когда будущая профессия принесла деньги.

Поиски своего направления

Лишения не прошли даром для писателя. Он на себе понял, что такое тяготы жизни. Жизнь Некрасова вскоре наладилась. “Литературная газета” печатала его произведения, а сам он усердно работал во всех направлениях: писал водевили, азбуки, стихи и прозу.

Первый сборник стихов “Мечты и звуки” Некрасов выпустил на собственные сбережения. Критика о книге поделилась поровну - одни считали ее похвальной, другие отзывались нелестно. Подобно Гоголю, раздосадованный Некрасов скупил, а после уничтожил почти все ее экземпляры. В наше время “Мечты и звуки” приобрели статус литературной редкости, которую найти крайне трудно.

За неудачей следует признание

Факт того, что стихи не раскупались, заставил писателя задуматься, изучить причину своего поражения. Некрасов Николай Алексеевич открыл для себя новый жанр - прозу. Он дался легче. В ней автор отражает жизненный опыт, впечатления от города, где стремится показать все его сословия. Это разносчицы, чиновники, обманутые женщины, ростовщики и бедняки. Не останавливаясь на достигнутом, Некрасов вносит юмористический подтекст, ставший основой нескольких последующих произведений.

Творческий подъем писателя приходится на выпуск собственных альманахов. Жизнь Некрасова не представляется ему без издательской деятельности, которую он связывает с арендой “Современника” в 1847 году. В журнал перешло много талантливых поэтов, включая Белинского, который всегда знакомился первым с новыми работами Некрасова и давал свои отзывы. В число тех, для кого “Современник” стал стартовой площадкой, вошли: Тургенев, Огарев, Островский, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин и другие. Каждый вносил что-то свое, делая “Современник” лучшим литературным изданием. Сам Некрасов печатается в нем, оставаясь его руководителем.

Сатира - способ посмеяться над обществом

Творческий путь писателя неизменно связан не только с поиском себя, но и других направлений, в которых можно работать. Биография Некрасова не может обойти стороной любовь к сатире, которую он открыл в поздние годы творчества. В свет вышел целый ряд сатирических работ. В этом жанре писатель разоблачает социальные устои, с тонкостью описывает злободневные темы, использует методы задушевных интонаций и водевильных составляющих. Одним словом, он ловко использует богатство русского языка, применяя гротеск, сарказм, фарс и иронию.

В это время рождается “Кому на Руси жить хорошо”. Поэма крестьянской тематики затрагивает главную мысль - ощущая свободу, испытывает ли русский народ счастье? В 1875 году поэт заболевает. К нему приходят телеграммы и письма от читателей, что дает новое вдохновение для последних произведений. На похороны на Новодевичьем кладбище пришло огромное число людей. Среди них был Достоевский, назвавший Некрасова третьим писателем после Пушкина и Лермонтова. Даты жизни Некрасова - 28 ноября 1821 года (родился) - 27 декабря 1877 года (умер).

Личное счастье

Что можно сказать о человеке, который прочувствовал и воочию увидел все несчастья крестьян и рабочего класса, которым так много уделял произведений? Был ли счастлив он сам?

Разумеется, биография Некрасова приводит сведения о том, что поэт любил Авдотью Панаеву, супругу писателя Ивана Панаева. Их отношения остались в истории как одни из странных. И хотя Иван Панаев прослыл гулякой, его жена оставалась порядочной женщиной. Сперва она отвергала и Некрасова, и Достоевского, тоже в нее влюбленного. А вскоре призналась в ответных чувствах к первому. Некрасов перебрался в ее дом, образуя любовный треугольник Некрасов-Панаева-Панаев. Так они прожили 16 лет. Со смертью Панаева связано рождение сына Некрасова и его скорая смерть. Поэт впадает в депрессию, что послужило разрывом отношений по инициативе Авдотьи.

Новой избранницей писателя стала деревенская девушка Фекла Викторова. Разница в возрасте составляла 25 лет. Необразованной женщине он дал имя Зинаида. Ее он водит в театры и старается всячески просвещать.

Место в литературе

Каждый писатель оставляет свой след. Некрасов Николай Алексеевич был одним из ярких авторов XIX века, оставивший в наследие немало работ, наделенных глубиной и философией. Его имя носят библиотеки, музеи и другие культурные заведения. В честь писателя названы центральные улицы многих российских городов. Ему посвящены памятники и почтовые марки. По мнению многих литераторов, его творчество не было оценено в полной мере при его жизни. Однако эта утрата восполняется в наше время.

Творчество Н.А. Некрасова актуально сейчас, как и в XIX веке. Гражданская позиция молодёжи должна быть активной, именно к этому призывал великий русский поэт. Истоки творчества Н. Некрасова помогает понять изучение его биографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1878)

Очерк жизни и творчества

Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа

Цели занятия:

Расширить знания студентов о жизни и творчестве Некрасова (условия жизни - формирование его личности и таланта);

Помочь студентам определить основные темы лирики Некрасова;

Совершенствовать технику выразительного чтения;

Воспитывать гражданственность, патриотизм.

После изучения темы студенты должны

Знать:

Биографию Н. Некрасова, условия формирования его личности и таланта:

Деятельность Некрасова как редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки»:

Основные темы лирики Н.Некрасова.

Уметь:

Анализировать лирические произведения;

Теория литературы: народность

Оснащение:

Портрет Н. Некрасова;

И. Фогельсон «Литература учит», М., Пр., 1990 г., стр. 116;

Н. Некрасов «Стихотворения и поэмы», М., 1984 г.

Тип занятия: комбинированный

Методы работы: анализ лирического произведения

ВПС: поэзия Ф.Тютчева и А. Фета

Поэзия А. Пушкина и М. Лермонтова

Структура занятия

  1. Оргмомент
  2. Мотивация темы

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» Лермонтова. И это было величайшим завоевание нашей литературы. Однако, авторское «я» в таких стихотворениях выражала эти чувства как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социологической среды - дворянина.

Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слёз!

Родились вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

(1858 г.)

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы. С одной стороны, Н. Некрасов связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой - является одним из зачинателем нового направления.

Чем отличается лирика Некрасова от лирики Тютчева и Фета, от представителей «чистого мастерства? От лирики Жуковского, Дельвига?

Давайте сравним отрывки из стихотворений поэтов-романтиков с соответст- t вующими строками из лирики Некрасова. Что нового появляется в его поэзии? (Фогельсон, стр. 122)

мы находим в лирике Некрасова новизну проблематики, композиции, жанров, своеобразие авторского видения мира, гражданственность.

Как формировался Некрасов как поэт и личность? Что знаете о его детстве?

  1. Изложение нового материала. Творчество Н.А. Некрасова.

Я лиру посвятил народу своему

I. Детство, ярославская гимназия. Первые годы жизни в Петербурге (1821- 1840). После отказа сына поступить на военную службу, отец лишил его наследства и содержания. «Петербургские мытарства» - нищета, провал на экзаменах в университет, разнос в критике сб. «Мечты и звуки» (подражательный характер).

II.Сближение с В. Белинским - переломный момент в творческой биографии Некрасова.

(ст., «Родина» (1846)

Ш.Некрасов - издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866) Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова:

  1. цикл лирических стихотворений;
  2. стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде...»)
  3. стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская...»);
  4. стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);
  5. гражданская лирика («Поэт и гражданин»);
  6. тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»);
  1. Некрасов - издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877)
  2. Творчество Некрасова 1867-1877 гг.:
  1. поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.);
  2. поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»);
  3. поэма о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» - сатира);
  4. стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»);
  5. стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).

Анализ лирических произведений

«Родина» (1846) - своеобразный итог идейных исканий Некрасова.

В основу стихотворений легли факты биографии поэта, но эти детали биографии перерастают в исторические закономерности судеб людей крепостной России.

Для Некрасова нет даже первоначального радостного пушкинского переживания при виде сада, дома.

«Родина» написана в форме лирического монолога. Новаторство Некрасов заключается не только в новизне проблематики, но и в том, что Некрасов, разрушая жанровые перегородки (включает элементы сатиры, элегии, пейзаж лирики), он создаёт новые по форме лирическое стихотворение, насыщенное социальным содержанием.

«Поэт и гражданин»

(стихотворение «Поэт и гражданин», видеопроект т/к «Культура»)

вопросы для обсуждения:

  • К чему призывает поэта гражданин?
  • В чём своеобразие композиции стихотворения?

(столкновение двух характеров, двух типов отношения действительности. В жанровом отношении - это философский спор в форме драматургии.

  • Каков жанр стихов?
  • Почему Некрасов выбирает форму диалога? (раздвоенность автора)

- Каков мотив стихотворения?

Мотив - основное настроение поэта, чувство, которое он испытал во время написания стихотворения

Диалог в стихотворениях мог быть воспринят как полемика между представителями «чистого искусства» и революционно-демократического.

В стихотворениях Некрасов излагает свои взгляды на роль и назначение поэта. Содержание стихотворения - разговор между условными персонажами - Поэтом и Гражданином. Перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначение поэзии в общественной жизни. Автор высказывает следующую мысль: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Элегия» (1874)

(Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения, грустные раздумья, скорбь, философские размышления)

Какова обстановка в России; обстоятельства жизни Некрасова в годы создания «Элегии»? (первая половина 70-х годов XIX в)

Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

Стихотворение посвящено А.Н. Ермакову, другу Некрасова, инженеру путей сообщения.

Почему посвящение Ермакову включено в текст? Что это даёт читателю?

Посвящение делает это стихотворение личным документом, лирическим произведением, посвящённым двум общественным темам: положению народа и роли певца в обществе, а также призванию каждого человека, его месту в обществе.

В это время (время написания стихотворения 15 августа 1874 г.) в стране спад революционного движения. Разгромлена Парижская коммуна. Н.Некрасов много болеет, он теряет голос, жалуется на желудок, потом выясняется, что у него рак. Друзей рядом становилось всё меньше. Поэт сомневается в отношении молодёжи к себе теперешнему. Главный вопрос - что с народом, каков он и что с ним будет? Поводов для размышлений много.

Поэтому Некрасов избирает жанром своего стихотворения «Элегию», что является выражением преимущественно грустных раздумий.

Что в этом стихотворении личного?

«Я» поэта существует в трёх из четырёх строф стихотворения:

во второй Некрасов думает о сущности своей поэзии, о своей совести;

в третьей - об увиденном и услышанном в жизни;

в четвёртой - о том, как к нему приходит вдохновение .

Каков Некрасов в этом стихотворении?

Это человек, умеющий думать («Ответа я ищу не там?)

Это человек, работающий не ради славы, а ради своей совести.

В чём Некрасов видит существо своей поэзии?

Цель поэзии - служение народу. Поэт прославляет союз музы с народом («И в мире нет прочней, прекраснее союза!») и подтверждает личным примером:

Я лиру посвятил народу своему

Как он воспринял реформу 1861 года? Стало ли легче крестьянину?

Есть ли в стихах описание природы?

Природа соответствует настроение поэта: задумчива, грустна

Что в этом стихотворении общезначимого для всех эпох? для потомства?

Мы разобрали несколько стихотворений, и в каждом из них услышали неповторимо своеобразный голос поэта, ощущали особенности его стиля.

- Что же такое стиль писателя?

Стиль - это единство всех средств художественного изображения жизни в произведении писателя.

Своеобразие стиля зависит от его взглядов на жизнь и искусство, нравственных и эстетических идеалов, политических и художественных убеждений, особенностей его личности и таланта.

Некрасову свойственны важные черты:

Изображение жизни с присущими ей сложностью и противоречивостью;

Стремление к правде, постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности;

Критика несправедливого социального устройства;

Выражение передовых общественных идеалов;

Поэтизация мира крестьянина.

(Стр. учебника. Стиль писателя)

Основные мотивы лирики:

Назначение поэта и поэзии;

Тема народа;

Образ нового человека, героя времени;

Тема России.

IV. Закрепление

Что можно сказать о детстве и отрочестве писателя?

Как проходила его жизнь в Петербурге?

Какую роль в его жизнь сыграло знакомство с Белинским?

Что можно сказать о Некрасове-журналисте?

Чем отличалась Муза Некрасова от музы Пушкина, Лермонтова?

Каково назначение поэта в общественной жизни?

Что говорит Некрасов о судьбе русского народа и русской женщины- крестьянки?

Как раскрывается образ Родины в поэзии Некрасова?

Важно только одно -

Любишь народ, родину,

Служить им сердцем и душой.

Н. Некрасов

VI. Домашнее задание:

Написать сочинение «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».

Список использованной литературы:

1. Некрасов Н.А.. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.

2. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.

3. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.

4.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;

5. Скатов Н.Н. «Н.А. Некрасов. Жизнь замечательных людей.», М.,1994



На рубеже 1830-1840-х годов в русской литературе происходит смена литературных эпох: после гибели Пушкина и Лермонтова русская поэзия вступает в новую пору развития, и на первый план в ней выходит поэзия Тютчева, Некрасова, Фета и большой группы новых поэтов. Конечно, эти изменения происходят не оттого, что новые поэты попросту заняли место своих великих предшественников, — пришло иное общественно-историческое время, нуждавшееся в своей поэзии. Необходимость художественного осмысления нового положения человека в мире и обществе проявилась в философской поэзии Тютчева, личная жизнь, переживания природы и любви стали содержанием лирики Фета. Некрасов в своей лирике с самого начала творчества сосредоточивается на общественной проблематике, и идейной доминантой его поэзии становится гражданский пафос.

Общественная направленность лирики Некрасова, острота её социальной тематики, сочувствие к русскому обездоленному человеку были предопределены самой жизнью поэта. Детство Некрасов провёл в деревне Грешнёво Ярославской губернии, в имении отца, небогатого дворянина, отставного поручика Алексея Сергеевича Некрасова. Любовь и светлые воспоминания о матери, Елене Андреевне, которые поэт пронёс через всю жизнь, отразились в его творчестве проникновенным вниманием к женской участи. Ещё с детства Некрасов узнал нужду, а поскольку отец, служивший исправником, часто брал мальчика с собой, разъезжая по делам, тот не раз оказывался свидетелем человеческих несчастий.

В семнадцатилетнем возрасте Некрасов, следуя воле отца, уехал в Петербург устраиваться на военную службу, однако вскоре ослушался и, несмотря на угрозу лишиться материальной поддержки, предпочёл литературную деятельность. Некрасов стал вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета и в то же время искал способы заработать на жизнь. О той поре своей жизни Некрасов вспоминал как о самой трудной — это было время недоедания, постоянной нужды и заботы о завтрашнем дне. Некрасову во многом помогло сближение с В.Г. Белинским. Он стал постоянным членом литературного кружка Белинского, начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки». В 1840-е годы Некрасов, будучи энергичным, предприимчивым и талантливым человеком, был уже знаком со всем литературным обществом Петербурга. В числе его друзей и хороших знакомых были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, В.И. Даль, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Панаев и многие другие литераторы. О стремительности успеха Некрасова говорит тот факт, что уже в 1846 году вместе с И.И. Панаевым он выкупил знаменитый, организованный ещё А.С. Пушкиным журнал «Современник». Под новым руководством журнал стал центром литературной жизни Петербурга. Значительную роль в развитии «Современника» сыграл также Белинский, а позже — Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Творческая и общественная деятельность Некрасова нашла воплощение в его литературных сочинениях, журналистике и издательской работе. Велико общественное значение журналов «Современник» и «Отечественные записки», издаваемых Некрасовым в течение тридцати лет, поскольку благодаря им русское общество знакомилось с лучшими современными произведениями, узнавало о новых писателях и критиках.

Однако истинным призванием Некрасова была поэзия. В двадцать лет он написал первый сборник стихотворений — «Мечты и звуки». Стихи этого сборника ещё незрелые, подражательные, в них нет самостоятельности, собственного поэтического голоса. Некрасов до такой степени был недоволен своим сборником, что позднее даже уничтожал изданные экземпляры. В ранние годы творчества у Некрасова был период, когда он пытался писать прозу, однако эти попытки были неудачными. Некрасову предстояло найти свою тему в поэзии, чтобы его поэтический талант мог проявиться в полной мере.

Тематика поэзии Некрасова оказалась очень широкой и разносторонней. Поначалу преобладали изображение страданий человека в большом городе, любовная лирика, элегии. Позже гражданская лирика поэта охватывает более глубокие темы, она обращается к жизни народа, особенно крестьянства, актуальным общественным вопросам. Таковы стихотворения «Несжатая полоса» (1854), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864). Общественная позиция поэта ярко проявилась в стихотворениях, написанных на смерть его соратников по деятельности: «Памяти Белинского» (1853), «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова занимала особое место, и ярче всего она проявилась в стихотворении «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...», 1874). Глубокая нежность звучит в некрасовских стихотворениях о детях и женщинах, таких как «Песня Ерёмушке» (1859), «Крестьянские дети» (1861), «Мать» (1868). В поэмах «Саша» (1855), «Мороз, Красный нос» (1862-1864), «Русские женщины» (1871 — 1872) жизнь России показана с разных сторон, но в центре неизменно оказывается образ русской женщины: будь то женщина с высокими стремлениями, или крестьянка с трагической судьбой, или преданные жёны декабристов. В последний период творчества Некрасов работает над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876), в которой поэт создал грандиозную картину пореформенной России, запечатлевшую всё великое многообразие её жизни в богатой галерее образов крестьян, солдат, ремесленников, простого люда, помещиков, духовенства. Поэма впитала в себя русское народное творчество: песни, легенды, пословицы, сказочные элементы. В произведении преобладает сказовая форма повествования, русская разговорная речь. По художественной силе и идейному значению важны образы Савелия — богатыря святорусского, крестьянки Матрёны и народного заступника Гриши Добросклонова. В них воплощена главная идея творчества Некрасова, высказанная в песне, завершающей поэму «Кому на Руси жить хорошо»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!..

Творческий путь Н.А. Некрасова (1821 - 1878) начался с его приезда в 1838 году в Петербург. Вопреки воле отца он не стал поступать в Дворянский полк — военно-учебное заведение, а решил сдать экзамены в университет. Однако его намерения не увенчались успехом, и он поступил вольнослушателем на историко-филологическое отделение.

В наказание за непослушание отец лишил Некрасова материальной поддержки. С этого времени начался для будущего поэта период «петербургских мытарств», растянувшийся на три года. Кстати, за отцом, в том числе благодаря и произведениям Н А. Некрасова, прочно закрепилась слава жестокого помещика-самодура — характеристика далеко не бесспорная, о чём писал сам же Н А. Некрасов впоследствии в своей автобиографии 1877 года.

Первой книгой поэта стал сборник стихотворений «Мечты и звуки», вышедший в 1840 году. Стихи, включённые в него, были слабыми и подражательными. Уничтожающей критике подверг «Мечты и звуки» В.Г. Белинский, после чего Некрасов скупил оставшиеся экземпляры и сжёг их.

После неудачного дебюта Николай Алексеевич пишет статьи, пьесу в стихах «Юность Ломоносова», детские водевили, сказки. В 1841 году он начинает сотрудничество с «Литературной газетой», в которой выходят его стихотворения, рассказы, пьесы, фельетоны, рецензии.

С 1847 года Некрасов — редактор журнала «Современник». В 1852 году на страницах этого издания появилось первое печатное произведение Л.Н. Толстого — повесть «Детство». За «Современником» устанавливается прочная слава одного из лучших журнальных изданий России. В 1853 году Н А. Некрасов знакомится с Н.Г. Чернышевским, который становится ведущим сотрудником журнала.

Вокруг «Современника» складывается удивительный коллектив талантливых литераторов, в который входят И.С. Тургенев. Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Возглавляют редакцию И И. Панаев и Н.А. Некрасов.

Середина 1850-х годов для Николая Алексеевича — особенно продуктивное время. Это был период подъёма общественного движения в России, ознаменованного страстными дискуссиями о необходимости отмены крепостного права и путях освобождения крестьянства. Литературные произведения стали широко использоваться как средство политической полемики и борьбы, расцветала журналистика с её острыми публицистическими материалами. В эти годы Некрасов пишет особенно много. В письме к И.С. Тургеневу от 30 июня 1855 года он с удовлетворением сообщал: «Весной нынче я столько писал стихов, как никогда...»

Гражданская позиция Некрасова, звучавшая в его стихах, публицистике, нашедшая отражение в редакционной деятельности, делает его не просто известным. Писатель, по словам современников, становится «настоящим кумиром, богом, поэтом выше Пушкина; ему поклоняются...».

Эта известность усиливается и в связи с выходом в свет 19 октября 1856 года первого издания «Стихотворений» Некрасова. Наибольший общественный отклик получили опубликованные в книге стихотворения «Поэт и Гражданин», «Забытая деревня». Но не только восторги публики ожидали Н.А. Некрасова. После публикации «Стихотворений» услужливые сановники доложили Александру II о революционных настроениях поэта, что грозило цензурными преследованиями не только Некрасову, но и журналу «Современник».

В 1857 году Николай Алексеевич сближается с молодым революционно настроенным поэтом и литературным критиком Н.А. Добролюбовым, который становится одним из постоянных сотрудников «Современника» и членом редакции журнала. Взгляды Н.А. Добролюбова, не менее радикальные, чем у самого Н.А. Некрасова, разделялись далеко не всеми авторами «Современника». Назревает конфликт, достигший своей кульминации после появления в третьем номере журнала статьи Н.А. Добролюбова «Новая повесть г. Тургенева», позже печатавшейся под заглавием «Когда же придёт настоящий день?». Это была рецензия на роман И.С. Тургенева «Накануне».

Тургенев ознакомился со статьей ещё до публикации в корректуре и настаивал на её изъятии из журнала по идейным соображениям. Он категорически не был согласен с трактовкой романа Добролюбовым. В случае опубликования добролюбовского материала Тургенев обещал выйти из журнала. Для Некрасова уход Тургенева, с которым он был дружен, был бы большим ударом. Приходилось выбирать между дружбой, стремлением удержать талантливого писателя в составе «Современника» и идеологией.

Некрасов выбирает последнее и принимает решение публиковать статью Добролюбова. Тургенев прерывает всякие отношения с Некрасовым и покидает журнал. Переживания от разрыва с Тургеневым отразились впоследствии в стихотворении 1860 года «...одинокий, потерянный...».

В этом же году в герценовском журнале «Колокол», издаваемом в Лондоне, было напечатано стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» со следующим комментарием издателя: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Самым значительным событием XIX века для России стала отмена крепостного права, объявленная в царском манифесте 5 марта 1861 года. Некрасова и его единомышленников реформа не удовлетворила. Они видели её половинчатый характер, считали, что манифест не принёс крестьянам фактического освобождения — они оставались зависимыми, ибо не получили самого желанного — земли. Некрасов сказал посетившему его в тот день Чернышевскому: «Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Затем эта позиция неоднократно проявлялась в его многочисленных стихотворениях: «Свобода», «Что ни день, уменьшаются силы...», наиболее остро прозвучала в строках «Народ освобождён, но счастлив ли народ?..» («Элегия», 1874) и в тексте поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1877).

Ощущая себя народным поэтом, Н.А. Некрасов стремился к тому, чтобы его произведения могли дойти до простых людей. Он начинает публиковать «Красные книжки» — дешёвые издания, предназначавшиеся для крестьян. Однако после второго издания в 1863 году из-за цензурных препятствий их выпуск прекратился.

Позиция Некрасова и его журнала, где публиковались острые материалы, подвергавшие критике реформу 1861 года, встречали со стороны властей всё большее неприятие и, как следствие, - цензурные преследования. 28 мая 1866 года «Современник» был запрещён. 29 ноября 1867 года Н.А. Некрасов заключает договор об аренде журнала «Отечественные записки», который, продолжая традиции «Современника», становится трибуной для приверженцев революционно-демократических идей.

В конце 60-х — начале 70-х годов Николай Алексеевич усиленно работает над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая публикуется отдельными частями в журнале «Отечественные записки». Поэма сразу же привлекает внимание читателей и становится объектом гонений со стороны властей, подвергаясь непрерывным цензурным запретам. В 1873 году выходит пятое издание «Стихотворений» Н.А. Некрасова, где наряду с написанными к тому моменту главами поэмы «Кому на Руси жить хорошо» опубликованы также поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Стихотворения поэта прочно входят в народное сознание. Народной песней стали первые 24 строки из поэмы «Коробейники». Произведения Некрасова привлекают внимание русских композиторов. В 1875 году П.И. Чайковский создаёт на стихи поэта кантату.

К концу 70-х годов здоровье И.А. Некрасова резко ухудшается. В апреле 1877 года выходит последняя книга поэта «Последние песни». Николай Алексеевич чувствует, что муза его слабеет.

27 декабря 1877 года в 8 часов 50 минут вечера Н.А. Некрасов скончался. За гробом поэта 30 декабря шло около четырёх тысяч человек.