Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    Нарушены не один-два, а три или более звуков;

    Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    Хотя бы незначительное снижение слуха;

    Неврологические проблемы;

    Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа:
    - подготовительный;
    - этап постановки звука;
    - этап автоматизации;
    - этап дифференциации;
    а также один дополнительный этап:
    - введение звука в речь.
    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

  • Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?

    Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.

    Выполняем логопедические упражнения

    В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:

    • Артикуляционная гимнастика;
    • Задания на развитие речевого дыхания;
    • Упражнения по автоматизации произношения звуков.

    Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.

    Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.

    Упражнения по установке правильного произношения «Л»

    Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.

    «Пароходик»

    Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».

    Выполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.

    Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.

    «Индюшонок»

    Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка, используя следующее упражнение:

    Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.

    Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.

    Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».

    Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.

    «Как едет лошадка?»

    Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».

    Шаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).

    Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.

    Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.

    Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.

    «Ветерок»

    Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

    Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

    Возможные искажения в произношении звука «Л» у детей

    Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.

    В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».

    В случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».

    Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и .

    Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

    Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.

    Отрабатываем произношение «Л» в слогах:

    Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;

    Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.

    Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:

    Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:

    ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.

    Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:

    Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.

    Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.

    Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.

    Две буквы «Л» в одном слове:

    лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.

    Стечение «Л» и другого согласного звука:

    Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.

    Учим стихи и скороговорки:

    Ой, на речке, на Волжанке

    Соловей плывёт на палке

    Сел на доску тонкую,

    Завёл он песню звонкую.

    Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».

    Петя мал, взял мяту смял

    Увидела мать, не велела мяту мять.

    Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

    Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей

    1. Комплект для игровых самостоятельных занятий дома «Чемодан логопеда» Постановка звука «Л», «Р». Для детей от 4-7 лет.
      В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки [Р], [Р’]»; развивающее лото «Учим звуки [Л], [Л’]». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов. Можно отдельно приобрети только развивающее лото «Учим звуки Л».
    2. Набор из 500 карточек + методические рекомендации, - предназначен для закрепления и автоматизации навыков «чистого» звукопроизношения, и для развития фонематического слуха. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
    3. Очередной замечательный набор от «Умница» - «Говорим с пеленок». Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки \ говорилки \ повторялки; карточки-бормоталки \ подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.

    Произношение «Л» и возраст ребёнка

    Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.

    Преподаватель, специалист детского развивающего центра
    Дружинина Елена

    Урок по дифференциации звука «Л», упражнения логопеда:

    Грамотная, красивая речь без дефектов это залог социализации и успешного развития. При общении все обращают внимание на то, как говорит человек. Если речь красивая и «льется как ручей», такого человека слушать приятно. В детском возрасте необходимо правильно постановить речь ребенка. Основные проблемы и трудности — это согласные «л» и «р».

    Произношение «л» кажется взрослому простым, однако поставить его получается в некоторых случаях только к годам 6. Данная статья поможет вам следовать правилам, когда требуется постановка твердого и мягкого звука «л» у ребенка.

    Дошкольный возраст — это важный период для каждого. До этого момента малыши учатся ходить, говорить, понимать окружающий мир и самого себя. Некоторые согласные сложны для произношения, они формируются со временем. Хуже, когда родители не обращают внимание на дефекты речи у ребенка. В зрелом возрасте их уже очень сложно устранить, поэтому во всех детских садах с малышами в группе и индивидуально работают логопеды.

    Самыми распространенными сложно произносимыми согласными являются «л» и «р». Конечно, с моментом взросления проблемы могут пройти без посторонней помощи, а иногда и нет. Работа логопедов и заключается в том, чтобы помочь поставить правильное произношение у дошкольника. Звук «л» бывает как мягким, так и твердым. Иногда малыш не может произнести какой-либо один вид, но чаще проблемы произношения «л» у детей возникает в обоих случаях.

    Неправильное произношение звуков

    Каждый период характеризуется появлением новых звуков. К трем годам малыши должны произносить уже все буквы кроме трудных шипящих и «р», производного от него «рь». В этом возрасте у детей появляется повышенная речевая активность.

    К пяти-шести годам малыш должен произносить все звуки и выражать свои мысли не простыми предложениями, а использовать сложные обороты. Этот возраст относится к периоду взросления и перехода к школьному возрасту. Если ребенок испытывает трудности с произношением, то следует обратиться за помощью к врачу либо усиленно заниматься дома.

    Самые распространенные звуковые ошибки:

    • шипящие заменяются звуком «сь», «зь», (сорох –шорох, сенок-щенок, ез-еж);
    • р заменяются на «л», «ль» (работа-лабота, руль-луль, рабость-ладость).

    Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

    Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

    • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
    • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
    • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
    • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

    Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

    • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
    • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
    • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
    • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
    • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

    Причины неправильного произношения «л»

    Неправильное произношение Л происходит по определенным причинам. К категории таких причин относят:

    • дошкольник, в силу своего маленького возраста, еще не может произносить этот звук. Этот дефект естествен до 4 лет. В возрасте 4-5 лет, малыш уже должен знать, как научиться выговаривать букву «л», а к 6 годам должен различать в словах твердый и мягкий «л»;
    • слабые мышцы языка и нижней губы. Язык выполняет основную функцию в произведении речи. Если у ребенка есть проблемы со слабыми мышцами языка, тогда вместо «л» будет слышаться «в»;
    • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи. Такой эффект характерен, когда малыш произносит «л», и в этот момент ставит язык между зубами. К такому варианту относится и двугубное произношение, когда язык прилегает к нижней челюсти и мешает правильному произношению звуков.

    Такие причины чаще связаны не с какими-либо дефектами в развитии. Проблема происходит из-за неправильного положения языка, либо неправильного распределения выпускаемого воздуха.
    Если у дошкольника существуют трудности с произношением звука «л», это легко исправить. Потребуется время для его постановки. Обычно 15-20 минут в день в домашних условиях, и через некоторое время ребенок добьется успеха. Если спустя длительный промежуток времени усилия прошли даром, надо обратиться к логопеду. .

    Формирование правильного произношения звуков

    Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.

    1. Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
    2. Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
    3. Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
    4. Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
    5. Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.

    Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.

    Как постановить звук «л»

    Самое первое, с чего следует начинать работу это рассказать и показать ученику правильность произношения звука, и как при этом ведут себя язык и губы. Для этого существует много бесплатных фото и видеоматериалов в открытом доступе онлайн. Разработано множество методических работ о том, как научить ребенка говорить букву «л». Чтобы поставить «л», необходимо работать над дыханием и артикуляцией.

    Дома вы сами сможете объяснить, как правильно произносить тот или иной звук. Просто подумайте, каким образом это делаете вы, а потом покажите. Дети всегда лучше усваивают материал на примере других. Просто покажите принцип, пусть малыш повторяет за вами.

    Проблема постановки речи у детей это обычное дело. Уроки помогут ребенку развить слуховое восприятие звука «л».

    Важно правильно дышать и располагать язык, губы. Упражнения на дыхание разработаны в виде игры.

    Самые простые упражнения будут интересны малышу. Забавное веселье на улице может носить поучительный характер. Гуляя, можно играть с одуванчиками, предлагая сдуть все его «перышки», пускать мыльные пузыри.

    Дома можно играть с зажженной свечей, задувая ее, или спичкой, но только под строгим контролем взрослых, и различные подобные игры на выдувание воздуха. Такие игры заинтересуют вашего малыша и будут одновременно носить развивающий характер.

    Необходимо развивать у ребенка и мелкую моторику рук. Она необходима для коррекции речи, интеллектуального и физического развития.

    Артикуляция «л»

    Для начала необходимо поработать над артикуляцией языка. Кончик языка должен быть прижат к верхним зубам и по форме напоминать гамак. Воздух просачивается вдоль языка. Такое положение следует показать ребенку на своем примере, так малыши лучше усваивают. Это первое, что требуется в начальной работе.

    Ошибки при попытке произнести «л»

    В работе над постановкой звука «л» у ребенка могут быть выявлены некоторые ошибки. В этом случае попытки обучения могут провалиться.

    Причины, при которых не удается произнести «л»:

    • неправильное расположение губ;
    • язык располагается не около верхних зубов, а уходит во внутреннюю часть рта;
    • неправильный выдох воздуха — с помощью щек или через нос.

    Чтобы получить правильное произношение «л», следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой.

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика — это основной метод при постановке «л». Средняя продолжительность занятий должна составлять 15-25 минут, все зависит от возраста малыша. В ее основу должны поэтапно входить различные элементы, для того чтобы ребенку было интересно. Она состоит из нескольких этапов.

    1. Задания на развитие речевого дыхания.
    2. Упражнения по автоматизации произношения.

    Тренировка артикуляционной гимнастики

    Самые эффективные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароходик», «Индюшонок», «Лошадка», «Ветерок». Рассмотрим подробнее, как устроено механически каждое упражнение.

    «Пароходик». Направлено на то, чтобы ученик научился управлять мышцами языка. Малышу следует немного улыбнуться и приоткрыть рот, высунуть язык примерно на половину, прикусить его и пропеть многократное «Ы-ы-ы-ы». В итоге происходит имитация пароходного гудка. Если вам слышится другое звучание, проверьте расположение язычка у ребенка.

    «Индюшонок». Рот приоткрыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, производится движение вверх и вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получается звук, напоминающий «разговор» индюшки.

    «Лошадка». Первое — обучить дошкольника цокать, как лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Язык упирается в небо, легкая улыбка, слегка приоткрытый рот. Следующий этап это произнести цоканье, но уже без голоса и громкости, беззвучно. Так разрабатываются мышцы челюсти.

    «Ветерок». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по центральной части, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик язычка, и выпустить воздух. Проверить правильность выполнения можно с помощью ватки. Поднесите ее ко рту, и увидите направление струи.

    Твердый «л»

    Если мягкий «л» ребенок может произнести, то твердый дается ему немного сложнее из-за того, что положение языка требует занимать верхнюю позицию. Обычно в таких случаях звук вообще отсутствует либо заменяется другими.

    Для поднятия языка вверх существуют несколько упражнений, которые укрепляют еще и мышцы языка.

    1. «Язычок спит». Язык неподвижен между зубами. Ребенку дается задание протяжно и непрерывно повторять «а», спустя немного времени малышу дается задание периодически прикусывать кончик язычка, получается «ал».
    2. Другое упражнение на твердый «л», это пропеть «ы», но уже покусывая широкий язык.
      После этого просим произнести слова с разной расстановкой «л» в словах. Звук «л» в начале слова: лужа, лыжи, лететь, летучий, лопаться, лазер, лай, лампочка, лев, лис, литься, лопнуть. В середине слова: класс, глаза, анализ. В конце слова: стол, бокал.

    Следующий этап — это произнесение стишков, скороговорок, где часто встречается твердый «л».

    Автоматизация

    Ряд проведенных артикуляционных упражнений требуют закрепления и постоянного его произношения. Если ребенок еще не умеет читать, родителям следует произносить слова самостоятельно, а потом просить повторить их детей. Так дошкольник лучше усваивает произносимые звуки.

    Сначала произносятся слоги «л» с гласными: л-а, л-о, л-и; потом наоборот: о-л, а-л, и-л, е-л.
    После произносятся полные слова. «Л» находится в начале, середине, конце слова, смягчаются или делаются твердыми, рядом с другими согласными и так далее.

    Повторяем и учим стихи и скороговорки. При работе все фразы и предложения необходимо произносить медленно и четко, чтобы не происходило искажение. Если малыш ошибается, возвращайтесь в начало предложения и повторяйте все снова. Хвалите его, это поможет ему чувствовать уверенность. Повторяйте все несколько раз.

    Таких простых правил следует придерживаться, чтобы научить ребенка выговаривать букву «л» на автомате.

    Помощь логопеда

    Не стоит переживать, если ребенок до 5 лет плохо произносит один или несколько звуков. Однако, если в позднем возрасте ему сложно удаются буквы, для начала прибегните к самостоятельному исправлению. Если ваши попытки не увенчались успехом, тогда следует обратиться к специалисту. Распространенная ошибка родителей — неправильное произношение ими самими, нечеткая речь, дефекты речи и так далее.

    Есть и другие случаи, когда нужна помощь логопеда:

    • если у малыша проблемы с речевым аппаратом (ОНР, дизартрия);
    • при неврологических заболеваниях;
    • при психических заболеваниях.

    В этих случаях самостоятельная помощь может только навредить, а не принести пользу.

    Заключение

    Речь — это важный атрибут каждого делового человека. Ее необходимо корректировать с детского возраста, когда только эти проблемы появляются, чаще после 5 лет. Можно прибегнуть к самостоятельному домашнему исправлению. Открытый доступ в интернете предоставит вам различные графические картинки, рисунки и видеоуроки, методические пособия.

    В случае, если ваши усилия окажутся напрасными, и малыш не знает, как выговаривать букву «л» к 6-7 годам, требуется помощь логопедов, которые смогут быстро поставить вашему ребенку красивую, правильную речь и дадут общие советы.

    Обычно этот звук «Л» ставится легко и быстро, но при условии очень точного и правильного выполнения упражнений например по нашей методике. Все упражнения выполняются перед зеркалом, для того, чтобы можно было проконтролировать положение губ и языка ребенка.

    Итак, обо всём по порядку. Для того чтобы правильно произнести звук «Л» губы должны быть в улыбке, зубы не сомкнуты, расстояние между нижними и верхними зубами около 1 сантиметра. Кончик языка упирается в верхние зубки. Дети обычно либо пропускают этот звук, либо заменяют его звуками — Ы, Й, Ль, или В. Если спинка языка приподнята, а кончик языка опущен и отодвинут от зубов, то звук «Л» заменяется звуками «Ы» или «Й». Если кончик языка вверху, но отодвинут от зубов, то получается звук «Ль». Если ребёнок поднимает нижнюю губу к верхним зубам, то вместо звука «Л» слышен звук «В».

    А теперь приступим к выполнению артикуляционных упражнений языка, чтобы исправить мягкий звук «Л» на твердый.

    Упражнения для губ:

    Заборчик — Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Верхние и нижние зубки хорошо видны. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

    Телевизор — Зубы сомкнуты и видны, верхняя и нижняя губы приподняты, уголки губ сдвинуты к центру. Губы образуют широкий квадрат, как при звуке «Ш». Хорошо видны два верхних и 4 нижних зуба. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

    Улыбка — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

    Хоботок — Губы сомкнуты, уголки губ сдвинуты к центру. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

    Кролик — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Опустить нижнюю губу так, чтобы были видны только нижние зубки, а верхние были закрыты верхней губой. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

    Каждое упражнение необходимо повторить 4-5 раз.


    Затем необходимо чередовать упражнения парами:

    Заборчик — Телевизор, Улыбка — Хоботок, Улыбка — Кролик. Сначала чередовать в медленном темпе, повторить всё 5-6 раз, каждое положении губ удерживать неподвижно 2-3 секунды. Затем чередовать в быстром темпе 5-6 раз.

    Постановка звука «Л»

    Песенка ослика — Рот слегка приоткрыт, губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубки хорошо видны. Тянуть звук «Ы- Ы- Ы». (Возможные ошибки - звук «Ы- Ы» произносится «в нос». Для проверки правильного звучания приложите тыльную сторону кисти руки к горлышку ребёнка и почувствуйте лёгкую вибрацию). Затем широко откройте рот и добавьте звук «А-А-А». Слитно произносите слог -ЫА-, оба звука тянуть. (Возможные ошибки - замена звука -А- на звук -Я-).

    Повторите слог «ЫА» несколько раз и убедитесь в том, что оба звука произносятся правильно. Затем зажмите кончик языка зубками (положение губ не менять) и произносите слог -ЫА- , оба звука тянуть, при звуке -А- рот широко открыть. Если оба звука произносятся правильно, то будет слышен слог «ЛА». Обратите особое внимание на то, чтобы нижняя губа не поднималась, иначе вместо «ЛА» получится слог «ВА». Если вместо «ЛА» слышен слог «ЛЯ», то следует несколько раз повторить слог «ЫА, не зажимая кончик языка зубами убедится в том, что звук «А» не заменяется на звук «Я».

    Очень часто ребёнок, услышав получившийся слог «ЛА», непроизвольно пытается сказать слог «ЛА» вместо «ЫА» и у него получается, привычно искажённый звук «Л». Поэтому первое время, выполняя упражнение, желательно чтобы Вы предлагали ребёнку сказать «ЫА», а не «ЛА».

    Получившийся слог «ЛА» нужно повторять много раз, для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно, поиграйте в игру «Тир». Игра «Тир» - на листке бумаги нарисуйте 10 кружков-мишеней. Повторяйте слог «Ла». Если слог сказан правильно, то в мишень попали - зачеркните 1 кружок, если слог «ЛА» произнесён неправильно, то поставьте точку рядом с кружком- мишенью, для обозначения промаха. Заранее договоритесь с ребёнком о том, что после скольких «промахов» вы переходите к следующей мишени. Закончив, посчитайте количество поражённых мишеней и промахов. Повторите игру 3-5 раз и сравните результаты. Сначала повторяйте слог «ЛА» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Можно рисовать мишени из 2-3 кружков.

    Добившись совершенно правильного произношения слога «ЛА», переходите к отработке правильного произношения слогов «ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ». Следите за тем, чтобы кончик языка был зажат зубами. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «ЛУ», так как необходимо изменить положение губ.


    Когда ребёнок научится произносить все эти слоги, можно переходить к произношению слов со звуком «Л». Сначала следует повторять слова начинающихся со звука «Л». В этих словах легче правильно произнести правильно звук «Л», так как ребёнок зажимает зубами кончик языка, произносит этот звук и только потом всё слово. Сложнее произнести слово после предлога, ведь в этом случае необходимо, чтобы сразу же после произнесения предыдущего звука губы и язык быстро заняли правильное положение для звука Л». Поэтому лучше сначала повторять отдельные слова со звуком «Л». Выберите 10-15 слов которые начинаются со слога «ЛА» и повторяйте их так (звук «Л» тянуть, добиваться чёткого твёрдого «Л»):

    — 1-й раз - звук - слог - слово (ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее);

    — 2-й раз - слог-слово (ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее.);

    — 3-й раз - по одному слову, звук «Л» тянуть;

    — 4-й раз - игра «исправь взрослого» - Вы повторяете слова, чередуя, правильное и искажённое «Л». Ребёнок должен определить, правильно ли сказано слово и, повторить его правильно;

    — 5-й раз - группами по 3 слова (1-е, 2-е, 3-е слово, 2-е, 3-е, 4-е слово, 3-е, 4-е, 5-е слово и т.д.). Это задание самое сложное, так как ребёнок стара

    Если ребёнку легко даётся правильное произношение звука «Л», то можно начать со второго задания (слог - слово).

    Вот примерный набор слов для отработки звука «Л»

    На первом этапе, повторяя слоги и слова, зажимайте кончик языка при звуке «Л». Но это положение язычка является подготовительным. При правильном положении кончик языка находится за зубами и упирается в верхние передние зубы. Поэтому постепенно пробуйте переводить язык за зубки и старайтесь добиться чёткого твёрдого звука «Л» при правильном положении языка.

    Очень хороший, последовательно подобранный и разнообразный речевой материал можно найти в книге Ю.Б. Норкиной «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» выпуск 1, звук «Л». Кроме слов, предложений, стихов и рассказов в книге много упражнений для формирования правильного грамматического строя речи, а также задания для развития связной речи ребенка.

    Инструкция

    При произнесении звука "л" в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению.

    Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:

    - "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет";

    - "Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали";

    - "Полосатые полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала".

    Полезный совет

    Все упражнения лучше выполнять перед зеркалом. Так вы сможете визуально себя контролировать.

    Период, в который дети учатся говорить, очень важен как для них самих, так и для родителей, от которых во многом зависит, насколько правильно ребенок будет выговаривать буквы и звуки. Нередко с некоторыми буквами у детей возникают проблемы – например, многие малыши не выговаривают букву Р, а также испытывают трудности с свистящими и шипящими буквами. Вы можете помочь ребенку в понимании правильного произношения трудных букв.

    Инструкция

    Для выполнения артикуляционной гимнастики посадите ребенка поудобнее перед зеркалом и сядьте рядом, так, чтобы тоже отражаться в нем.

    Ребенок должен повторить движение и удерживать кончик языка на зубах в течение 10-15 секунд. После этого он может отдохнуть, а затем выполнить упражнение еще 2-3 раза. С помощью этого растягивает подъязычную связку, что помогает в произношении трудных звуков.

    Исправить произношение буквы Р поможет упражнение, во время которого ребенок должен широко открыть рот и с силой стукать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами. Одновременно с ударами попросите ребенка произносить звук Д.

    Ребенок должен повторять движение со звуком «д-д-д» 20 секунд, а затем он может отдохнуть. Это упражнение готовит ребенка к произношению буквы Р – поэтому предложите после него ребенку порычать и изобразить льва или собаку, сказав «рррр».

    Через некоторое время вы заметите улучшения в произношении ребенка .

    Обратите внимание

    Научиться произносить определенные буквы детям бывает очень трудно. К таким буквам чаще всего относятся Р, Л и Ш. Буква Р по праву считается самой сложной, и в некоторых случаях дети могут учиться выговаривать ее вплоть до 5 лет. Если вы не видите никаких улучшений в речи вашего малыша, пора подумать, как научить ребенка букве Р.

    Полезный совет

    Если вы старательно занимались с ребенком, но попытки научить его выговаривать букву Р так и не достигли нужного эффекта, то обязательно обратитесь за консультацией к логопеду. Во-первых, специалист сможет точно выявить причину, из-за которой у ребенка не получается этот звук произнести. Маленькие дети произносят букву Р разными методами.

    Связанная статья

    Источники:

    • учимся выговаривать буквы

    Многие родители сталкиваются с проблемой произношения некоторых звуков у своих детей. Логопедами разработано множество специальных упражнений, позволяющих помочь ребенку легко освоить тот или иной звук, вызывающий у него затруднение.

    Инструкция

    Начинайте с разминки для губ и языка. Ребенок должен научиться управлять своим артикуляционным аппаратом, чтобы выговаривать все . Для подготовки к произнесению звука "ж" сделайте следующие упражнения:
    1) распластать язык, положив его на нижнюю губу и слегка высунув (язычок отдыхает, похож на блинчик)
    2) Распластать язык не на губе, а на нижних и покусать передний и боковые края языка
    3) Представить, что на верхней губе - варенье, и надо его слизнуть движением языка сверху внутрь, к себе.
    4) Делать из языка "чашечку" или "ковшик".
    5) Направлять струю воздуха на -то предмет (ватный шарик или кусочек бумажки) так, чтобы он двигался.

    После этого предложите ребенку подуть, удерживая язык в форме "чашечки" - так вы сможете вызвать звук "ш", а звук "ж" произносится так же, но с участием голоса.

    Разучите с ребенком различные стишки для отработки звука "ж", например:Жук, увидев журавля,
    Зажужжал: "Куда же я?
    Я, пожалуй, погожу,
    Под журналом полежу!"- Пожалйуста, можно ?
    - Пожалуйста, можно мороженое?
    - А вы что желаете?
    - Мне пирожок,
    Желе, буженину и с джемом рожок!

    Чтобы различать звуки "ж" и "з", произнесите следующие двустишия:Я ушла из ЗАЛА,
    Туфелька мне ЖАЛА!За столом нельзя ЗЕВАТЬ -
    Будет некогда ЖЕВАТЬ!

    Чтобы различать звуки "ж" и "ш", ребенок должен освоить, например, такие стишки:Среди картонных КРЫШЕК
    Сидел котенок РЫЖИК.Вот от часиков ПРУЖИНКА,
    Легонькая, как ПУШИНКА.Сшили ежику штанишки,
    Шьем жилетку для зайчишки,
    Медвежатам шьем пижаму.
    Может, жакет для мамы?

    Полезный совет

    Отрабатывая с ребенком какой-то один звук, не обращайте пока внимания на произношение остальных звуков, сконцентрируйте внимание ребенка на одном.

    Источники:

    • "Буду чисто говорить ", И. Ю. Синицина, 2008
    • как научить детей выговаривать звуки ж ш

    Для того чтобы научиться произносить букву «ш», необходимо выработать правильное положение органов артикуляции – губ, языка и зубов. Отрабатывать правильное произношение звуков лучше в детстве. Однако устранить дефекты речи возможно и в зрелом возрасте.

    Вам понадобится

    • Есть ряд специальных упражнений, которые помогут вам научиться выговаривать букву «ш».

    Инструкция

    Сядьте перед . Это поможет вам контролировать правильное положение губ, и .Поднимите широкий кончик языка к передней части неба, но не прижимайте язык к небу. Боковые края языка должны касаться верхних . Язык должен быть слегка расслабленным. Губы вытяните вперед, имитируя хобот слона. Зубы не должны быть сомкнуты, между ними должна оставаться щель. Равномерно вдыхайте . Поднесите ладонь ко рту. На «прошипите» звук «ш», напоминающий звук сдувающегося . Во произнесения «ш», на ладони должна ощущаться теплая струя воздуха.

    Откройте рот и поместите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Похлопывая язык губами, произносите поочередно «бя-бя-бя» и «пя-пя-пя».

    Откройте рот и поместите широкий язык на нижнюю губу. Поднесите ко рту ладонь с маленьким кусочком ваты. Сдувайте вату с ладони. Вата должна пролететь вперед. Струя воздуха должна быть теплой.

    Откройте рот и поместите широкий язык на нижнюю губу. Напрягите кончик языка и поднимите его вверх. Кончик языка должен быть широким. Язык приобретет форму чашки.

    Поднимите язык в форме чашки к верхним и загните его к небу. Кончик языка должен быть широким и не касаться неба. Поднесите ладонь с кусочком ваты. Не меняя положения языка, с максимальной силой сдувайте вату с ладони.

    Поднимите язык в форме чашки вверх, не касаясь неба, и произнесите затяжной звук «ш». Добавьте звук «а» и произнесите «ша». Затем - «шо», «шу», «ше», «ши». Губы должны менять положение, в от произносимых гласных.

    Обратите внимание

    Упражнения необходимо повторять по 10-15 раз несколько раз в день.

    Проблема с выговариванием звуков встречается у многих детей, и чаще всего коррекции требует произношение сложных для малышей звуков «р» и «л». Если родители вовремя обратят внимание на проблему и примут меры по коррекции произношения ребенка, он без труда справится с непростым звуком, и в дальнейшем речь ребенка будет правильной, чистой и четкой.

    Инструкция

    Для правильной коррекции речи малыша стоит в первую очередь научить его различать звуки, выделяя из них конкретный звук «л». Затем нужно обязательно сформировать комплекс артикуляционных упражнений, выполняя которые, ребенок учится правильно произносить звуки, и эти артикуляционные упражнения могут различаться, в зависимости от того, какие ошибки ребенок допускает в произношении.

    Если звук «л» ребенок заменяет звуком «й», причина ошибки состоит в неправильном положении языка – вместо того, чтобы подняться к нёбу, он остается внизу. Научите удерживать за зубами кончик языка, прижимать его к верхним зубам и верхнему нёбу, поднимая заднюю часть спинки языка, а переднюю часть опуская.

    Если же вместо правильной ребенок произносит «у», что проблема звукообразования кроется не в , а в неправильном положении губ. Ребенок в данном случае должен научиться не вытягивать губы трубочкой вперед, произнося звук «л». Потренируйтесь вместе с ребенком произносить нужную перед зеркалом, повторяя слог «ла» и следя за тем, чтобы губы были неподвижными.

    В случае, когда «л» заменяется звуком «ы», кончик языка остается опущенным, а задняя часть спинки языка – поднятой. Вы можете корректировать произношение так же, как в случае замены нужного звука на «й».

    Если же звук «л» заменен на «в», язык ребенка вообще остается неподвижным, а в звукообразовании участвует нижняя губа, которая касается верхних зубов. Для исправления этой ошибки нужно приучить ребенка не подключать нижнюю губу к произношению буквы «л» - научите ребенка по команде опускать нижнюю губу и удерживать ее в опущенном положении несколько секунд, а затем поднимать обратно к верхней губе. С опущенной ребенок должен тренироваться касаться верхних зубов кончиком языка.

    Когда задняя часть языка ребенка при произношении «л» касается верхнего нёба, а кончик языка не принимает участия в речи, вместо буквы «л» ребенок произносит «г». Дайте несколько упражнений, которые помогут ему понять, что нужно касаться не задней части нёба, а верхней точки передних резцов.

    Ребенок должен попробовать произнести звук «ы», удерживая кончик языка за верхними зубами. Полученный звук будет напоминать «л». Затем попросите ребенка произнести многократно звук «ыа», делая звукоизвлечение резким. После этого ребенок должен зажать язык и повторить тот же самый звук, чтобы привыкнуть к получившемуся «ла».

    Также для постановки правильного звука «л» можно использовать скороговорки, в которых этот звук встречается часто. Произносить скороговорки можно медленно, но при этом четко проговаривая все слоги.

    Обратите внимание

    Расслабленным язычком ребенок делает с голосом лакательные движения – получается бл-бл-бл. Когда звук поставлен и ребенок может легко, без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести нужный звук, нужно переходить к автоматизации звука и закрепить его с помощью слогов, слов и фраз. Закрепить звук в речи сложнее, чем поставить, потребуется постоянный контроль над произношением.

    Полезный совет

    Учить правильно произносить звук [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль. Продолжать учить выделять звук [л] из потока других звуков. Развивать внимание, память, мелкую моторику. ОБОРУДОВАНИЕ: профиль артикуляции звуков Л, картинки с изображением артикуляционных упражнений, предметные картинки, баночки из – под витаминов для развития дыхания. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент. Давайте сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились? 2. Знакомство с темой.

    Ни один ребенок не умеет разговаривать с рождения, и не начинает говорить четко и без ошибок, как только учится складывать первые слова и предложения. Поэтому преждевременно паниковать по поводу дефектов в произношении, конечно, не стоит. Хотя, без сомнения, то, как ребенок будет говорить, в первую очередь зависит от родителей.

    Инструкция

    Как считают медики, ребенок воспринимает и запоминает звуки окружающего мира еще до рождения, а, родившись, уже может распознавать звуки родного языка. Вот только до поры до времени не умеет выразить словами то, что хочет. Речевой аппарат формируется позже, и где-то к 5-6 годам речь уже почти не отличается от речи взрослого. Разумеется, речевое развитие у каждого ребенка по-разному – быстрее или медленнее. Но в любом случае общайтесь со своим малышом с пеленок. Пусть слушает вас – он обязательно будет повторять различные звуки за вами, в том числе и букву «л».

    Сначала научите ребенка управлять и языком, выполняя с ним различные движения для правильной артикуляции – пусть двигает языком в разные стороны, облизывает губы, касается языком каждого зуба, вытягивает по-разному губы, подует на шарик и т.д. Эти упражнения называют «чистим зубы», «вкусное », «маляр». Превращайте ваши занятия в игру, чтобы ему было интересно.

    После такой разминки пусть поцокает язычком, как «лошадка», прижимает язык к небу и в таком положении открывает и закрывает рот.

    Попросите ребенка зажать язычок между губами и произнести звук «ы»: как правило, получается «л», как вы и хотели.

    Читайте и учите с малышом стишки, где часто звучит буква «л».

    Если и в пять букву «л», тогда обратитесь к логопеду в детской консультации или, может быть, в детском , где часто занимаются логопедические группы. Ведь есть определенные методики тренировки языка, и логопед позанимается с ребенком и даст упражнения на дом. Будьте спокойны и терпеливы, и вскоре забудете о том, что проблема произношения вообще существовала.

    Вялое звукопроизношение или легкую картавость можно без проблем исправить с помощью современной артикуляционной гимнастики. Она помогает развить и улучшить тонус мышц языка, губ, а также улучшить речевой слух. Артикуляционная гимнастика поможет детям и взрослым говорить легко, четко и правильно. Проводить ее можно в форме забавных игр, сказок, так что дети незаметно могут освоить правильные звуки.

    Инструкция

    Познакомьте с основными органами, участвующими в создании звуков. Это можно сделать с помощью артикуляционной гимнастики-сказки, которая заинтересует ребенка и незаметно проведет разминку губ, щек, языка.

    Работайте над речевым дыханием. Поскольку речь на выдохе, неправильное распределение воздуха во время выдоха может очень искажать звукопроизношение. Самые известные игры, помогающие в развитии дыхания - это игры с мыльными пузырями, задувание воображаемых или настоящих свечей, пускание корабликов по воде. Так в веселой и непринужденной обстановке учится контролировать выпускаемую струю воздуха. Следите, чтобы он не надувал при этом щеки, а набирал в легкие.

    Выполняйте комплекс упражнений на выработку правильного произношения звука «л перед зеркалом. Сначала медленно, если какие-то движения не получаются, помогайте ложечкой (черенком). Садитесь перед ним так, чтобы он хорошо видел и ваши движения губ, языка. Исполняйте упражнения вместе с ним. Цель всех коррекционных упражнений для звука «л – разработать подвижность всего языка и его частей, отрегулировать правильный воздушный поток.
    «Лошадка - всем известный звук цокания копыт. Попросите ребенка улыбнуться, показав и приоткрыв ротик. В таком положении пусть он щелкает кончиком языка, будто лошадка. Делайте вместе с ним, сначала медленно, затем быстрее. И следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
    «Лошадка едет тихо - это обязательный вариант предыдущего упражнения. Предложите ребенку проделывать язычком то же, но только без звука, будто лошадка на разведке. Правила остаются те же – не высовывать язычок и не двигать нижней челюстью.
    «Дует ветерок. Улыбнитесь, приоткрыв рот, прикусите кончик языка передними зубами и подуйте. У вас должно получиться две воздушные струи из уголков рта. Научите этому ребенка и проконтролируйте движение воздуха с помощью пушистого кусочка ватки.
    «Вкусное варенье. Вместе с слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Не двигайте при этом нижней челюстью. Если не получается, потренируйтесь сначала держать расслабленный широкий язык на нижней губе (язычок нужно высунуть и положить на нижнюю губу, не подворачивая ее на зубы). Потом предложите поднять язычок и дотронуться до верхней губы.
    «Пароход гудит. Предложите ребенку приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы (как гудит пароход). Следите, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.