Папий Татьяна Александровна,

учитель русского языка

и литературы высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ №24»

г. Северодвинска

Архангельской обл.

ШАГИ К УСПЕХУ

Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе

Из опыта работы

Среди учителей-словесников бытует такое присловье: сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает …белена с чертополохом. Увы, бывает и так. Однако практически в каждом класс есть дети, которые много читают, пишут интересные сочинения, хотят знать больше, чем написано в учебнике, имеют способности к анализу и синтезу. Такие ребята – находка для учителя, стремящегося к развитию творческого потенциала школьников.

Программа по литературе под редакцией профессора В.Г.Маранцмана, реализуемая мною уже два десятилетия, направлена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. Данная образовательная программа имеет специальный раздел «Литературное творчество», задания которого нацеливают учащихся на плодотворный поиск за страницами учебника.

Указанные предпосылки и привели к решению организовать учебно-исследовательскую деятельность школьников по литературе – этой работой занимаюсь на протяжении последних 12 лет.

Актуальность работы

Сегодня учебно-исследовательская деятельность в школе – веление времени. Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, интерактивных педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, способностью самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Важнейшей задачей современной образовательной системы является формирование универсальных учебных действий, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию школьников. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социо-культурного опыта исследовательской деятельности.

Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого им в дальнейшей жизни.

Исследовательская деятельность учащихся прописана и во ФГОС, на данный вид деятельности ориентированы программы всех школьных предметов, в том числе и программа по литературе.

Как же помочь ребёнку на пути научного познания? Как лучше формировать умения и навыки самообразования? Как научить способам активной познавательной деятельности? Эти вопросы встают перед педагогом, стремящимся к развитию интеллектуальной сферы личности и организующим учебно-исследовательскую деятельность ученика.

Цель учебно-исследовательской деятельности по литературе – обогащение читательского опыта школьников, воспитание культуры умственного труда, формирование оценочных позиций, помощь в профессиональном выборе учащихся.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особен­ности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает школьников к самостоятельной работе с текстом, помогает формировать исследовательских умения и навыки литературоведческого анализа. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды :

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявить его художественное и жанровое своеобразие, особенности авторского стиля, мастерства пи­сателя, типологии образов и т.п. Например (примеры тем даны из опыта работы) : «Проблема русского национального характера в повести В.Личутина "Крылатая Серафима"», «Мотив пути в романе П.Коэльо "Алхимик"», «Образы-символы как отражение картины мира в "северном тексте" романа М.Попова "Свиток"».

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например: «Притчевое начало в произведениях А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" и П.Коэльо "Алхимик"», «Маленький человек на страницах произведений Н.В.Гоголя и А.П.Чехова», «Пушкинские образы и мотивы в лирике А.А.Ахматовой».

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, психологии, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методо­логические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Талант – дар или наказание? (по произведениям, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Рюноскэ)».

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Например: «Поэтическое творчество Иосифа Бродского периода северной ссылки». Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психо­логический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художест­венно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В процессе учебно-исследовательской работы по литературе используются следующие методы :

теоретические – анализ литературы; моделирование общей и частных гипотез исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; синтез (обобщение) полученных результатов;

специальные – интерпретационный (интерпретация, т.е. истолкование художественного текста); компаративный (метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в тексте );

эмпирические – наблюдение над художественным текстом, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа);

статистические – статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Следует отметить, что учебно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов , характерных для исследования в научной сфере и принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру; такая цепочка является и неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности в области литературы, нормой ее проведения.

Этапы работы руководителя с учеником над учебным исследованием

в области литературы:

Этапы работы

Цели и задачи учебно-исследовательской работы

1.Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика.

Формирование общих представлений об исследовательской работе по литературе; знакомство с достижениями литературоведческой науки.

Систематизация и углубление знаний о литературоведческих терминах и понятиях.

Развитие рефлексии.

Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня владения знаниями и умениями по литературе, способностей и интересов учащихся.

Знакомство с современными проблемами изучения художественной литературы, литературоведческими методами исследования (компаративный интерпретационный).

Обсуждение литературоведческих работ, выполнение заданий, моделирующих исследование).

Задания на систематизацию теоретических знаний в области литературоведения.

Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный отбор материала, ведение записной книжки или дневника исследователя

2.Выбор проблемы исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем литературоведения.

3.Изучение научной литературы

Обучение практическим навыкам работы со справочной и научной литературой

Составление библиографии по теме; выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.

4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования

Формирование исследовательских умений (формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования.

5. Сбор материала

Обучение сбору материала по теме работы.

Консультирование по вопросам планирования работы и сбору материала.

6.Обработка полученного

ма­териала

Обучение навыкам литературоведческого ана­лиза и обработке полученных материалов, пред­ставлению результатов в виде таблиц и диаграмм

Литературоведческий анализ и статистическая обработка полученного материала

7. Формулирование выводов

Формирование умения обобщать собранный материал, формулировать выводы.

Систематизация и обобщение результатов работы.

8. Создание текста

Практическое овладение научным стилем речи

Обучение редактированию науч­ного текста, навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.

Написание текста учебно-исследовательской работы

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9.Представление результатов работы

Обучение основам устного публичного выступления. Отбор материала для презентации.

Компьютерная презентация.

Представление работы на научно-практической конференции школьников.

10. Оценка работы

Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы

Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследо­вания

Обсуждая с учеником полученные результаты исследования, мы обучаем мыслить, «как мыслят ученые». Мы не просто учим, а анализируем, ищем, находим, представляем результаты самостоятельно. Мы интегрируем дисциплины в разные образовательные области в процессе исследования. Мы не передаем знания, а анализируем, ищем их в сотрудничестве друг с другом.

После определения темы, проблемы, предмета и объекта исследова­ния необходимо организовать индивидуальные консультации учащихся непосредственно по работе с текстом, актуализировать знания о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений.

Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулирована примерная гипотеза исследования, можно предложить школьнику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, моно­графии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить юного исследователя это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его ре­зультатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Ребята не только учатся быть самостоятель­ными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны и актуальность своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, в подготовке презентации по теме работы. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежден­ность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы – все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу школьника.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается юному исследователю в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны как уверенное владение зна­ниями, так и богатство личности исследователя.

Каждое учебное исследование по литературе – «штучный товар», в основе его – кропотливая работа с художественным текстом и критической литературой, индивидуальные консультации по теме. Многолетняя практика руководства учебно-исследовательскими работами школьников в области литературы заставила искать различные формы совместной деятельности. Приобретенный за годы опыт позволил выработать алгоритм работы над учебным исследованием, который воплотился в рабочую тетрадь «Учебно-исследовательская работа по литературе» , призванную помочь ученику написать собственное литературоведческое исследование.

Рабочая тетрадь имеет следующие разделы:

I . Мотивация. Выбор объекта, предмета и темы исследования

II . Выбор методов исследования

III . Целеполагание. Задачи исследования темы

IV . Планирование работы над темой исследования.

V . Выдвижение гипотезы

VI . Формулирование выводов. Заключение

VII . Справочно-библиографический аппарат

VIII . График работы

IX . Консультации руководителя

Приложение 1. Структура учебно-исследовательской работы

Приложение 2. Требования к оформлению работы

Приложение 3. Словарик литературоведческих терминов

Работа с каждым разделом тетради предполагает поэтапное, шаг за шагом продвижение учащегося в исследовании избранной темы. Задача педагога – вдохновить школьника на новые открытия, поддержать, помочь советом, контролировать ход работы.

Таким образом, руководство самостоятельной учебно-исследовательской деятельностью школьников – сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого и рождается юный исследователь. Исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике и дает положительные результаты.

Достижения учеников Т.А.Папий

в учебно-исследовательской деятельности

Уч.

год

Мероприятие

конкурса

Фамилия, имя участника, класс

Результат

Конкурс учебно – исследовательских работ «Возрождение Севера в руках юных»

муниципальный

Бердинских Екатерина, 11Б

победитель

муниципальный

Погорелова Екатерина, 10 Б

II степени

региональный

Погорелова Екатерина, 10 Б

II степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Погорелова Екатерина, 1 1Б

II степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Волкова Софья, 10А

победитель

Учебно – исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Волкова Софья, 10А

победитель

VII молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»

федеральный

Волкова Софья, 11А

Диплом лауреата

XX Всероссийская молодежная научная конференция «Шаг в будущее»

федеральный

Волкова Софья, 11А

III степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Трифан Анастасия, 10Б

победитель

Учебно – исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Трифан Анастасия, 10Б

победитель

VIII молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»

федеральный

Трифан Анастасия, 11Б

Диплом лауреата

Конкурс «Ученые будущего». Секция «Литературоведение»

муниципальный

Шарыгина Анна, 6Б

победитель

Конкурс «Ученые будущего». Секция «Языкознание»

муниципальный

Лах Андрей, 8В

победитель

Конкурс юношеских исследовательских работ им.М.В.Ломоносова

региональный

Шарыгина Анна, 7Б

II степени

федеральный

Шарыгина Анна, 7Б

Лах Андрей, 9В

«Благодарственное письмо»

Конкурс научно-исследовательских работ «Классная работа»

федеральный

Лах Андрей, 9В

«Благодарственное письмо»

Конкурс проектов и исследовательских работ

«Я - исследователь»

международный

Шарыгина Анна, 7Б

VII место, сертификат

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Шеметева Алёна, 11Б

II степени

Научно-практическая конференция «С наукой в будущее»

федеральный

Шеметева Алёна, 11Б

IV место, сертификат

Учебно-исследовательские работы учащихся опубликованы в «Сборнике ученических исследовательских работ участников конкурса «Классная работа» IV Всероссийского интернет-педсовета» (Москва, Образ-Центр, 2014) и в сборнике «Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе» (Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2014).


Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Более пяти лет я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др.) Выступала с докладом «Модель организации исследовательской деятельности учащихся» на районной научно-практической конференции «Мастерство». (Приложение 1)

Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» (М.,1998). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к. «исследовательский путь познания естественнен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Глубоко убеждена, что литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, организую такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила.

Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. В период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Изучая в 7 классе народные придания, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Каким предстают в предании «Пётр и плотник» Иван Грозный и Пётр Первый?». Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы. Не менее интересны исследовательские работы учащихся по былинам на тему «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», в которых велось наблюдение над речью былинных героев.

С учащимися 5-6 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств- музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? Работая с драмой А. С. Пушкина «Борис Годунов», идут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников (В.И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов, С. Галактионов). На уроке внеклассного чтения по лирике «Музыка звучит в стихах» (5 класс) ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было бы со стихами, если бы не было музыки? В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания литературы как науки. Это создаёт основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  • работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
  • работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
  • работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
  • работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать, используя метод рецензирования критических статей, сопоставления параллельных конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. Ученики 9-11 классов достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся не только по художественным произведениям, изучающимся по программе, но и по текстам литературных произведений, которые выходят за рамки учебной программы, но входят в обязательный минимум образования. На итоговой читательской конференции в 9 классе представлены следующие произведения: А.С.Пушкин «Египетские ночи», Н.В.Гоголь «Старосветские помещики», Н.С.Лесков «Тупейный художник», А.Н.Толстой «Русский характер»; в 11 классе в разделе Литература русского зарубежья исследованы мемуары: «Курсив мой» Н. Берберовой, «Я унёс Россию» Р. Гуля. Изучая военную прозу, нельзя обойти стороной роман-эпопею «Жизнь и судьба В. Гроссмана и трилогию «Живые и мёртвые» К. Симонова, составляющую настоящую гордость литературы XX века. Изучая современную прозу, учащиеся проводят исследование на тему «Миф-фольклор-литература в произведениях В. Распутина и В. Шукшина». Таких тем и проблем в литературе великое множество.

При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок – исследование, урок- поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок- защита идей, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.

Например, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» провожу урок-диспут «В чём смысл судьбы Онегина и Татьяны?» Размышляя над вопросами, какой духовный путь проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов (В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, Г. А. Гуковского, Ю. М. Лотмана, Дм. Мережковского), спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд.

На уроке-практикуме, рассматривая черты антиутопии в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ученики обращаются к идее утопического социализма, сравнивают отдельные фрагменты из «Утопии» Т. Мора и «Истории одного города»; наблюдая за идейным содержанием рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» – сопоставляют рукописный и журнальный вариант отрывков из рассказа. Урок-творческая мастерская по роману И. А. Гончарова «Обломов» посвящён сравнительному анализу двух редакций романа (массовые издания и издание 1862 г.). Большой исследовательской работе над принципами изображения и оценки героев романа эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» способствует работа с эпизодами, их способам сцепления на уроке-исследовании. Ученики ведут наблюдение, устанавливают внутреннюю связь эпизодов романа, характеризуют состояние героев, их поведение. На уроке-семинаре по теме «Человека на войне» рассматривается проблема поступка и подвига на войне. Опираясь на художественные произведения (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Э. Казакевич «Звезда» и др.), проводится сопоставление ситуаций войны, героев, поэтики повествования. В ходе семинара помимо исследовательских групп создаётся аналитическая группа, которая выражает неоднозначность суждений, подводит итоги, формулирует выводы.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  • личный интерес учащегося;
  • четкость и конкретность постановки цели проекта;
  • определение планируемых результатов;
  • констатация исходных данных.

Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты.

Например, в процессе наблюдения над поэзией символистов (Д. С. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, А. Белого) учащиеся ведут наблюдение над языком символов. В результате групповой работы учащихся с поэтическими текстами, литературоведческими материалами расставляются акценты и делается вывод: символ многолик, неисчерпаем и беспределен в своём значении. Так рождается проект на тему «Символ как «земной знак несказуемых истин» (М. Гаспаров). Исследования по символике проведены по произведениям И. С.Тургенева, Ф. М.Достоевского, А. И. Куприна, И. А.Бунина. В работе по творчеству Куприна применили интересные приемы: исследование языка жестов.

Вот другой пример: изучая роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», ученики подмечают, что он не укладывается в привычные схемы анализа художественного произведения, так как в его основе концепция о «троемирии» (В. Акимов). Как и зачем соединил автор библейское предание, историю двух влюблённых и московские сатирико-бытовые сцены? Такой проблемный вопрос побуждает рассмотреть философско-эстетическую проблематику романа: через художественные образы Булгаков обращает нас к комплексу важнейших нравственно-философских проблем (проблеме выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования).

Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в профильных классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты.

Особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв- злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Анализируя встречи героев на протяжении романа, ученики наблюдают, как меняется отношение Гринёва к «бунтовщику» (от ненависти к уважению и сожалению за трагичность судьбы Пугачёва). В романе нет прямого выражения отношения самого Пушкина к своему герою, но уже то, что великий классик уделил этому образу большое внимание, доподлинно изучив все исторические материалы, выказывает косвенное отношение. Через художественные детали (портрет, речь, поступки, эпиграфы к главам) ученикам четвёртой группы удалось аргументированно доказать, что Пугачёв в романе – образ-символ. Женское восприятие «крупной фигуры» Пугачёва – романтического образа представила пятая группа, исследовав очерк М. И. Цветаевой «Пушкин и Пугачёв». В целом же нет однозначного видения образа Пугачёва, до сих пор идут споры, но уже то, что он – историческая фигура, запечатлённая в художественной форме, говорит о его значении для народа.

Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии персонажей Д.И. Фонвизина «Недоросль» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» или «Языковые контрасты в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

При изучении «Слова о полку Игореве» групповая работа шла по разным направлениям: литература, музыка, изобразительное искусство. В чём загадка древнерусского литературного памятника? Доводы юных исследователей на защите проекта были убедительны. Во-первых, «Слово» послужило поводом для поэтического переложения этюда в стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», во-вторых, способствовало созданию оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и «Князь Игорь» А. П. Бородина, которые воскрешают былинный дух Киевской Руси. В-третьих, написанию картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая воссоздаёт трагическое событие, описанное в «Слове».

Есть работы по современному осмыслению творчества писателей 19 века. Например, «Творчество Достоевского в оценке потомков».

В профильном обучении проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

Кроме того, уже не первый год в 5-6 классах веду кружок «Юный исследователь», в 7-8 классах курс «Основы исследовательской деятельности». Учащиеся овладевают способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. Занятия проводятся в школьной, районной библиотеках, компьютерном классе, школьном, районном музеях. Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших профильных классов, индивидуальные консультации.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Кроме того, в учебном кабинете мною оформлен стенд «Проектно – исследовательская деятельность учащихся», где представлены памятки, советы и рекомендации не только для учащихся, но и родителей по организации поисково-исследовательской работы. Собрана папка достижений и портфолио творческих, исследовательских, проектных работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, рефератов и проектов с их описанием.

Алгоритм стратегии научного поиска – Приложение 2 .

Критерии выполнения исследовательской работы – Приложение 3 .

Критерии защиты исследовательской работы – Приложение 4 .

Памятка «Как готовиться к уроку – исследованию» – Приложение 5 .

В старших классах веду элективный курс «Литературное исследование», где учащиеся работают над учебными проектами, проводят глубокие исследования, оформляют их, представляя на школьной, районной научно-практической конференциях. Например, с учащимися 9 классов создали информационно-исследовательский проект «Пушкин – начало всех начал…», исследовательский проект «Преемственность в литературе» (9-10 классы); в рамках урочной и внеурочной деятельности (краеведение) с учащимися 8-9 классов создали интегрированный творческо-исследовательский проект «Здесь Родины моей начало», посвящённый юбилею посёлка. Из чего складывается любовь к родному краю? Размышляя над этим вопросом, ребята организовались в малые группы сотрудничества и распределили роли: первая группа – историки, вторая – хронографы, третья – экскурсоводы, четвёртая – очеркисты, пятая – географы, шестая – экологи. Творческий аспект рассматривали живописцы, лирики, прозаики.

Это стало результатом большой поисковой работы во внеурочное время. Каждая группа должна была выполнить поиск и анализ материала, оформить выводы в виде презентации, публикации, буклета, реферата. В ходе исследования школьники изучили материалы по истории посёлка, представив результаты в виде обобщенной презентации «Помнить – значит жить».Проводя экскурсия в районный, школьный краеведческий музеи, изучая документы, встречаясь со старожилами, ученики оформили сборник очерков «Пишем летопись Чанов». Проводя исследование по названиям улиц посёлка, изучая их этимологию, создали презентацию «Пройдусь по улицам родным». Изучение своеобразия местоположения посёлка Чаны, описание климатических условий, природы родного края оформили в форме презентации «Синь озёр небесная» и веб – сайта «Живём в гармонии с природой». Анализируя поэтические тексты русских поэтов о природе, подбирая стихи поэтов – земляков, ученики подготовили и организовали фотовыставку «Поэзия родной природы» и выставку рисунков «Как прекрасен этот мир». Размышляя на тему «Есть счастье домой возвращаться», была организована самостоятельная работа по созданию собственных творческих работ: написания сочинений нетрадиционных жанров, стихов. Совершая экскурсии на предприятия, встречаясь с руководителями, проводя самостоятельные исследования экологических проблем посёлка, социологический опрос населения, школьники сформулировали предложения по благоустройству посёлка и сами внесли посильный вклад в общее дело. Итогом большого исследования стала презентация «Мы здесь живём».

С этой работой мои ученики вышли на районную научно-практическую конференцию, где получили Диплом І степени. Затем в школе был проведён вечер «Моя малая родина».

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
  5. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
  6. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной прфильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
  7. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.

Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Объект: ученик.

    научить ученика учиться в процессе совместной деятельности с учителем;

    научить ученика строить свою работу.

В наши дни школа стремится качественно изменить содержание и, как следствие, результат обучения. Одним из перспективных направлений в работе со старшеклассниками видится научный поиск, когда он заключен в систему индивидуальной работы с детьми, склонными к научной деятельности и самостоятельному анализу.

Важно проводить исследования учащимися под руководством учителя, рассматривать их деятельность как взаимосвязанную, направленную на решение совместно поставленных задач, в тесном сотрудничестве достигать намеченных целей.

Важно подготовить выпускников к самостоятельной жизни во всё более быстро изменяющемся мире, сформировать у них способность ориентироваться в социуме. Также важно помочь им реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

Творческой исследовательской работой под руководством преподавателя следует начинать заниматься учащимся уже с девятого класса при условии успешного овладения школьной программой, имеющим необходимый уровень подготовки к подобной работе, с развитым познавательным интересом к проведению самостоятельных исследований и способностью осмысливать полученные результаты в контексте существующих классических научных теорий.

Наука – выяснение неизвестного, процесс получения новых знаний. Новых не для одного человека, а для всех людей. И сходство ученика и учёного в том, что оба они выясняют новое. Только первый узнаёт то, чего не знает он, но знают другие, тогда как второй выясняет то, чего не знает никто.

Возникает и такой вопрос. Современная наука очень сложна. Может ли школьник выяснить что-то действительно новое?! Для него это действительно так, а со стороны кажется игрой в науку, однако, он учится, проигрывая те ситуации, с которыми встретится в жизни.

Для многих исследований необходимо сложнейшее оборудование, исследователь должен владеть объёмом знаний, намного превосходящим школьный курс. В других науках можно работать и самыми простыми приборами и инструментами. В ряде наук ещё идёт процесс накопления фактов, для получения которых вовсе не обязательно высшее образование; если школьных знаний не хватает, то приобрести дополнительные вполне по плечу обычному школьнику, если он не ленив.

В современной педагогике, по степени самостоятельности ребёнка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:

1. Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребёнку.

2. Учитель ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

3. Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.

Структура учебного исследования включает следующие этапы:

1. Актуализация проблемы.

2.Определение сферы исследования.

3.Выбор темы исследования.

4.Выработка гипотезы.

5. Выбор методов исследования.

6.Определить последовательность проведения исследования.

7.Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

9. Подготовка отчета.

10.Доклад (защита проекта).

На всех этапах работы главный из ожидаемых результатов – это развитие творческих способностей, приобретение учащимися новых знаний, умений и навыков. Прежде всего, это бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, отличающие творца от исполнителя, а также конкретный результат практической деятельности ребенка. Очень важно, что при организации обучения подобным образом у ребёнка формируется понимание того, что мир познаваем.

По результатам обобщения и анализа своего личного опыта работы с учащимися по подготовке и проведению исследовательских представляю план проведения исследовательской работы учащимися под руководством учителя:

● знакомство с информацией о том, как делается научная работа;

● выбор темы работы;

● знакомство с литературой;

● уточнение цели исследования и определение задач;

● выбор методики проведения эксперимента;

● составление плана проведения исследования;

● прогнозирование результатов исследования;

● проведение эксперимента;

● обработка результатов;

● объяснение результатов и формулировка выводов;

● определение путей дальнейшего доследования работы;

● описание научной работы в виде реферата.

На основании практических исследований были выработаны следующие рекомендации для учителя и учащихся, которые можно использовать при планировании и проведении исследовательской работы.

Структура работы и её содержание представлены вводной, основной и заключительной частями.

Вводная часть

Название. Оно должно точно и чётко отражать сущность проделанной работы (содержать в себе предмет и название метода исследования). Следует всячески избегать очень широких названий обобщающего характера либо отвлечённых поэтических фраз. Заявленная тема должна целиком и полностью соответствовать содержанию работы, т.е. быть обоснованной.

    Формулирование цели исследования-это ответ на вопрос: « Что надо сделать для решения поставленной проблемы?».Цель начинается с глагола: выяснить, выявить, сформулировать, обосновать. Определить. Построить, узнать, создать…

    Задачи исследования уточняют цель, описывают основные шаги.

    Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом.

Слово гипотеза в переводе с греческого – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Начинается со слов: предположим, допустим, возможно или « Если…, то…»(если сделать, осуществить то-то, применить такую-то идею, то получится такой-то результат.)

    Характеристика работы. Следует указать, является ли работа чисто теоретической или носит практический характер. Если работа практическая, то уточнить, на протяжении какого времени проводились экспериментальные работы.

Обзор литературы. Обзор должен быть кратким. В нём нужно указать источники, в которых описано изучение того же вопроса, что и в представляемом докладе. В конце обзора следует отметить, в чём состоит новизна представляемой работы по сравнению с рассмотренными; какой эффект можно ожидать от использования полученных результатов. Каждая ссылка на тот или иной источник должна сопровождаться номером, соответствующим порядковому номеру источника в списке литературы.

Основная часть

Объём исследования . Здесь необходимо указать, какие объекты исследовались и почему именно они, сколько их было и чем это количество обосновано (пробы, образцы, детали и т.д.), какие серии опытов были выполнены и сколько раз. В работе должно быть описано не только, какие эксперименты проводились и сколько раз, но и при каких условиях и в каких временных рамках. Работы, содержащие единичные опыты, не дают статистически значимых результатов и не могут быть признаны научными.

Использованные методики. Прежде чем говорить об экспериментальных данных, нужно кратко описать методики, которые использовались в каждой из серий. Общественные приёмы достаточно только упомянуть. Однако если в такой приём автор внёс какое-то усовершенствование, то нужно обязательно указать, в чём оно состояло.

Результаты исследования. Это главная часть доклада. Необходимо чётко и последовательно изложить полученные результаты. Здесь не требуются никакие рассуждения. Только изложение фактов в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков или описательно. Все цифровые данные необходимо тщательно проверить, желательно провести статистическую обработку этих данных.

Заключительная часть

Заключение. Представлено выводами, практическим выходом, приложениями и списком использованной литературы.

Выводы. Они кратко и конкретно отражают полученные результаты исследований. Никаких общих рассуждений, мнения автора по тем или иным вопросам и т.п. в выводах быть не должно. Только то, что получено, обнаружено, доказано.

Практический выход. В этом разделе следует указать, каковы перспективы дальнейшего развития работы в связи с полученными результатами. Хорошо было бы описать, насколько теоретический прогноз результатов работы сочетается с практическими данными.

Приложения. В случае необходимости в конце текста можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.п., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

Список использованной литературы. В список следует включить все источники, на которые имеются ссылки в тексте доклада, лишних источников содержаться не должно, так же как и основных учебников по данному предмету. Список составляется в алфавитном порядке авторов работ сначала на русском языке, а затем иностранных.

Успешность применения предлагаемой структуры работы состоит в том, что разработанная и апробированная на практике технология работы с учащимися по проведению творческих исследовательских работ позволяет не только научиться проводить творческие научные изыскания, но и стать им более успешными в самостоятельной организации и проведении исследовательской деятельности, нацеливает на самообучение через творческий поиск.

На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?

Статья на педагогическую тематику «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы»

Автор: Щёлокова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ посёлка Восход Балашовского района Саратовской области
Описание материала: Предлагаю вам статью по теме «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, студентам филологического факультета высших учебных заведений. Статья поможет педагогам, занимающимся исследовательской деятельностью, повысить интерес обучающихся к поисковой деятельности, сделать процесс обучения литературе более содержательным и интересным.

«Исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления», - писал литературовед, педагог М. Г. Качурин.
Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности.
Исследовательская деятельность в двадцать первом веке является одним из приоритетных направлений развития современного образования. Поэтому сегодня так актуальны проблемные уроки, уроки открытия истины, уроки - исследования. Исследовательская деятельность на уроках литературы должна мотивировать обучающихся к поиску, развивать умение самостоятельно обобщать прочитанный или анализируемый материал, приводить аргументы и делать выводы. Поиск необходимого решения проблемы способствует формированию самостоятельной позиции обучающихся, их готовности к саморазвитию и социализации.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе, начиная с 5 класса, тем более что новые стандарты образования предполагают значительные изменения в целях и задачах образования, смещение акцентов на формирование общеучебных умений, ведущее место среди которых занимает исследовательские умения. Это значит, что любое обучение должно заканчиваться выходом на поисковую, творческую работу.
Курс литературы в 5 классе предоставляет много возможностей для этого. Уже на первом занятии по теме « Роль книги в жизни человека» задаём проблемный вопрос: каково значение книги и чтения в жизни людей? Загадки о книге, выступление библиотекаря, статистические данные о читателях школы позволят обучающимся включиться в осознание проблемы и наметить пути её решения. Дети, работая со статьёй учебника, слайдами презентации, вдруг сталкиваются с проблемой: если в 20 веке наша страна была самой читающей в мире, то сегодня традиция любви к чтению стала утрачиваться.
Далее используем приём «Три вопроса»:
Что знаю о проблеме роли книги в жизни человека? Что хочу знать? Как узнать? Предметом исследования становится книга.
Организуем работу в группах. Первая группа рассказывает об анатомии книги (переплет, корешок, каптал, форзац, фронтиспис, титульный лист, книжный блок, колонцифра, ляссе, концевой титульный лист, нахзац). Вторая группа готовит сообщение «Путеводитель по книжным страницам» (титульный лист, предисловие, оглавление, справочный аппарат, иллюстрации и т.д.). Третья группа систематизирует материал по теме: «История жизни книги». Дети фиксируют результаты групповых выступлений в тетрадях и переходят к работе с высказываниями известных писателей о роли книги в жизни человека.
Цитаты на доске:
Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник. Э. Хемингуэй.
Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней - память человеческого рода, она - рупор человеческой мысли.
Мир без книги - мир дикарей... В. Розанов.
Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной. Ж. Санд.
Без книг мы теперь не можем ни жить, ни бороться, ни страдать, ни радоваться и побеждать, ни уверенно идти к тому разумному и прекрасному будущему, в какое мы непоколебимо верим. К. Паустовский.
Чтение - это один из истоков мышления и умственного
развития. В. Сухомлинский.
Книга делает человека крылатым. Ф. Гладков.
Следующий этап урока – вопросы учителя:
- Какие книги вы прочитали летом?
- Какие произведения оставили свой след в вашей душе?
- Какую роль играют книги в вашей жизни?
Обучающиеся делают выводы и подходят к заключительному этапу – рефлексии: на специально прикреплённом на доске плакате «Книги, которые выбирает 5 класс» записывают названия своих любимых книг.
Важную роль в создании ситуаций, требующих применения исследовательских умений, играет организация проблемно – диалогового взаимодействия. Среди многообразия приёмов проблемно – диалоговой технологии необходимо выделить:
- подводящий к знанию диалог (цепочка посильных для обучающихся вопросов);
- побуждающий к гипотезам диалог (Какие есть предположения? Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать? Какой план действия предлагаете? Кто думает иначе?).
Самый простой, но действенный приём на уроках открытия истины - предъявление классу противоречивых фактов. Например, проблема авторства романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» в 11 классе, факты биографии С. А. Есенина в 9 классе, судьба Андрея Соколова и советских военнопленных в годы Вов (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека», 9 класс). Продуктивны также такие уроки литературы в рамках проблемно – диалогового обучения, на которых сталкиваются разные мнения учеников в сочетании с вопросом или практическим заданием на новый материал. (Проблема воспитания в рассказе И. А. Бунина «Цифры»: потакать детским слезам или стоять на своём? Проблема отношения к главному герою: чего больше - осуждения или сочувствия заслуживает Печорин?).
Содержательными и интересными делают уроки литературы разнообразные приёмы исследовательской деятельности, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся и направить её в область исследования. Результативными являются следующие формы работы:
- «Исследуем текст». Пример: «Поэтический хронотоп в балладе В. Жуковского «Светлана».
- «Разгадываем тайну слова». Пример: «Что таит в себе слово «червлёный» из «Слова о полку Игореве»? «Тайна слова «Зиждитель» в оде М. В. Ломоносова».
- «Внимание: эксперимент». Пример: «Словотворчество В. В. Маяковского: пренебрежение нормами русского языка или создание неологизмов для особого художественного эффекта?».
- «Предмет как проблема». Пример: До изучения повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» создаётся проблемная ситуация: представьте, что вы очутились на необитаемом острове. Далее задаётся вопрос: что бы вы почувствовали, что предприняли? Учитель предлагает обратиться к произведению и посмотреть, как ведёт себя герой.
При анализе литературных произведений целесообразно также применять такой исследовательский приём, как составление кластера (условной схемы, логически связывающей между собой определённые понятия). Так, используя данный приём, в ходе урока в 7 классе по теме: «Трагизм конфликта отца и сына в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Столкновение любви и долга в душах героев», обучающиеся, разбирая сцену последней встречи Тараса и Андрия, могут раскрыть тему с максимальной точностью. Основа данного кластера – ключевые слова «патриотизм - предательство», к которым были логически подобраны другие понятия, словосочетания, отражающие основной смысл противопоставления. Использование кластера дало возможность подойти к решению проблемы столкновения любви и долга в душах Тараса Бульбы и его сыновей через антитезу «патриотизм – предательство»:
Патриотизм: путь верного воина, преданность товариществу и Отчизне, не «найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!» бесстрашная борьба против врагов отчизны, безграничная любовь и преданность отчизне, патриот - человек с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей Отчизны, живёт, как богатырь, умирает, как исполин.
Предательство: страшный грех, непростительное преступление, измена товарищам, Отчизне, христианской вере, самому себе, личный выбор, ставший трагедией, отказ от матери и Отчизны ради любви и спасения от голодной смерти прекрасной полячки. Время, в котором жил Андрий, исключало возможность проявления сильных чувств. Его душа жаждала любви, долг требовал верности Родине.
В заключение был сделан вывод о нравственных уроках повести Н. В. Гоголя: Тарас Бульба, Остап прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов родную землю и христианскую веру. Родина - святыня, без которых человек не может жить.
Эффективным средством, формирующим исследовательские умения обучающихся и позволяющим раскрыться каждому ученику, является работа в группах. На уроке по повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» обучающимся 5 класса можно предложить следующую работу в группах:
Группа 1 – историки - исследователи (работают с творческой историей произведения, авторским замыслом, прототипом героя)
Группа 2 – географы – исследователи (рассказывают о месте, где мог бы расположиться выдуманный Д. Дефо остров)
Группа 3 – творцы (готовят сжатый пересказ главы текста из учебника)
Группа 4 – литературоведы (составляют викторину по произведению)
Группа 5 – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверно использованной информацией, задают вопросы по ходу выступления обучающихся)
В старших классах исследовательская деятельность на уроке литературы опирается уже на проблемный анализ. Обучающимся предлагается прочесть произведение и установить, какие проблемы в нем освещаются (философские, социальные, морально-этические), чётко сформулировать их. Учитель должен идти на урок литературы в старшие классы не с темой, а проблемой, которую необходимо решить. Теперь литературное произведение становится средством для решения нравственных, религиозных, экологических вопросов. Пример: на заключительном уроке литературы в 10 классе по драме А. Н. Островского «Гроза» перед обучающимися ставится проблема: «Кто же Катерина Кабанова: страшная грешница, роковая женщина или цельная натура? ».
И, наконец, метод проектов, который является важнейшим фактором формирования исследовательских компетенций обучающихся. Подготовка и защита проектов с использованием справочных материалов, Интернет-ресурсов переводят изучение произведения в плоскость исследования. Создавая проекты, обучающиеся учатся “добывать ” знания, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Главное, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением. Так, итоговой работой в 5-9 классах могут стать проекты: «Памятник любимому писателю или герою», «Пугачёв – народный герой или кровожадный самозванец?», «Почему несчастны «лишние люди»?», «Победитель и побеждённый в поэме А. Пушкина «Медный всадник», «Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Образ русского офицера в романах «Герой нашего времени» и «Капитанская дочка», «Чичиков: делец – приобретатель или человек новой формации?».
Итак, исследование является одной из привлекательных форм работы на уроке литературы, она ведёт обучающихся в область самостоятельных поисков и открытий, формирует активную позицию в процессе обучения, раскрывает личный творческий потенциал детей. Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию желания чтения художественной литературы и развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества.