2017-08-07 19:47:49

О русской артиллерии так мало сказано в школьном курсе, что можно подумать русские войска не гоняли монголов на р.Угре своими пушками, а Иван Грозный не брал города при помощи своей передовой артиллерии.



Первые огнестрельные орудия (тюфяки и пушки) появились на Руси в конце XIV века. Определяя более точную дату этого события историки дореволюционной России придавали исключительное значение записи Тверской летописи, в которой под 1389 г. было отмечено: «Того же лета из немец вынесоша пушкы». В советское время сложилась традиция связывающая начало русской артиллерии с более ранней датой. Приверженцы ее указывают на наличие неких огнестрельных орудий в Москве во время осады ее Тохтамышем (1382 г.). Однако, при этом не учитывается не только факт последующего захвата Москвы, а значит и этих пушек татарами, но и того, что первые на Руси орудия скорее всего были трофейными – захваченными во время похода 1376 г. московской рати князя Дмитрия Михайловича Боброка Волынского на Волжскую Болгарию. В этой связи сообщение о появлении в 1389 г. в Твери пушек имеет действительно первостепенное значение. На это указывает следующий факт — в 1408 г. осадивший Москву эмир Едигей, зная о наличии в Твери первоклассной артиллерии, послал за ней царевича Булата. Лишь откровенный саботаж тверского князя Ивана Михайловича, чрезвычайно медленно готовившего «наряд» к походу, вынудили Едигея изменить планы: взяв с москвичей денежный выкуп (3 тыс. рублей), он ушел в Орду.




Первые русские орудия были железными. Их ковали из полос металла толщиной 7-10 мм, сгибали, придавая форму ствола, и сваривали. На такой ствол надевали следующий изогнутый лист железа и опять сваривали. Потом процедуру повторяли. Получались фрагменты ствола из трех слоев железа длиной от 200 до 230 мм. Секции приваривали друг к другу, получая ствол нужной длины. Другой способ изготовления пушечных стволов предполагал обмотку цельнотянутой железной проволоки стержня с последующей ее проковкой. В этом случае казенную часть изготовляли, забивая в будущий ствол конусообразную металлическую заглушку в нагретом состоянии.


Сохранилось несколько кованых пушек, поэтому мы знаем, что на изготовление средних размеров пищали калибра 50 мм и длиной 1590 мм шло 7 секций трубы. Интересно, что поперечные и продольные швы, получавшиеся при сварке стволов орудий, были очень хорошего качества, что свидетельствует о высоком мастерстве русских мастеров-оружейников. Известны железные русские пушки, кованые из цельной заготовки. Так образом была изготовлена мортира (верховая пушка), хранящаяся в Тверском историческом музее.






Кованые орудия находились на вооружении русской армии в течение всего XV в. Их изготавливали калибром 24 — 110 мм, массой 60 — 170 кг. Первые тюфяки, пушки и пищали не имели прицельных приспособлений, но необходимость корректировки стрельбы очень скоро вызвала появление простейших прицелов – мушек и прорезей, а затем трубчатых и рамочных прицелов. Для придания угла возвышения орудию, находившемуся в дубовой колоде, использовали систему клинообразных вкладышей, при помощи которых приподнимали пушечный ствол на необходимую высоту.






Новый этап в развитии русской артиллерии был связан с началом литья медных орудий. Внедрение новой технологии улучшило качество «наряда» и позволило перейти к изготовлению пушек-пищалей и мортир крупного калибра. Литые орудия стоили дороже, но стреляли дальше и более метко, чем кованые. Для их отливки в 1475 г. у Спасских ворот была основана Пушечная изба, которую позднее перенесли на берег Неглинной. В этой «избе» изготовляли пушки мастер Яков с учениками Ваней и Васютой, а позднее с неким Федькой. Первое на Руси литое медное орудие (шестнадцатипудовая пищаль) было изготовлено мастером Яковом в апреле 1483 г.. Им же отлита в 1492 г и самая древняя из дошедших до наших дней литых пушек. Длина пищали – 137,6 см (54,2 дюйма), вес – 76,12 кг (4 пуда. 26 фунтов), калибр – 6,6 см (2,6 дюйма). В настоящее время пищаль мастера Якова хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.




Определенную роль в улучшении качества русских артиллерийских орудий сыграли итальянские и немецкие мастера, работавшие в конце XV — начале XVI вв. в московской Пушечной избе. Хорошо известный строитель Успенского собора «муроль» (архитектор) Аристотель Фиораванти прославился искусством лить пушки и стрелять из них. О признании артиллерийских способностей знаменитого болонца свидетельствует его участие в походе 1485 г. на Тверь, во время которого старый мастер состоял при полковом «наряде». В 1488 г. Пушечная изба сгорела, но вскоре после уничтожившего ее пожара на старом месте появились несколько новых пушечных изб, в которых возобновилось производство артиллерийских орудий. В XVI в. московский Пушечный двор превратился в большое литейное производство, где изготовляли медные и железные орудия различных типов и снаряды к ним. Пушки и ядра делали и в других городах: Владимире, Устюжне, Великом Новгороде, Пскове. Традиции пушечного производства не были забыты в этих городах и в XVII в. В 1632 г. в Новгороде «по приказу боярина и воеводы князя Юрья Яншеевича Сулешева с товарыщи» была отлита «пищаль железная с немецкого образца, весом 2 пуда 2 гривенки, ядро по кружалу в четверть гривенки, станок обит железом на Немецкое дело».


Кроме Аристотеля Фиораванти, создавшего в Москве первую крупную литейную пушечную мануфактуру, в документах той эпохи упоминаются и другие мастера пушечного дела: Петр, приехавший на Русь в 1494 г. вместе с архитектором Алевизом Фрязиным, Иоганн Иордан, командовавший рязанской артиллерией во время татарского вторжения 1521 г., еще раньше Павлин Дебосис, в 1488 г. отливший в Москве первое орудие большого калибра. В начале XVI в. при Василии III в Москве работали пушечные мастера-литейщики из Германии, Италии и Шотландии. В 1550-1560-х гг., в русской столице лил пушки иноземный мастер Каспар («Кашпир Ганусов»), о котором известно, что он был учителем Андрея Чохова. Им было изготовлено не менее 10 артиллерийских орудий, в том числе «Острая панна», аналог немецкого орудия «Sharfe Metse». Бок о бок с иностранцами работали русские мастера: Булгак Наугородов, Кондратий Михайлов, Богдан Пятой, Игнатий, Дорога Болотов, Степан Петров, Семен Дубинин, Первой Кузьмин, Логин Жихарев и др. предшественники и современники Чохова. Впервые имя этого блистательного мастера встречается в литых надписях на орудийных стволах 1570-х гг. с пояснением: «делал Кашпиров ученик Ондрей Чохов». Он отлил несколько десятков пушек и мортир, некоторые из которых (именные «Лисица», «Троил», «Инрог», «Аспид», «Царь Ахиллес», сорокатонная «Царь-пушка», «огненная» пищаль «Егун», «Стоствольная пушка», стенобитная пушка «Соловей», серия мортир «Волк» и др.) стали шедеврами литейного дела. Известно, что над изготовлением пищали «Царь Ахиллес» под руководством Чохова работало около 60 человек. Последней из дошедших до нас работ великого пушечного мастера стала полковая медная пищаль, изготовленная им в 1629 г. Орудия, отлитые Андреем Чоховым, оказались очень долговечными, ряд из них использовался даже в годы Северной войны 1700-1721 гг.


Ижевского литья копия в Донецке




Чохов и другие мастера, среди которых было 6 его учеников (В. Андреев, Д. Богданов, Б. Молчанов, Н. Павлов, Н. Провотворов, Д. Романов) работали на новом Пушечном литейном дворе, построенном в 1547 г. в Москве. Именно здесь было начато производство «великих» пушек, прославивших имена их создателей. Артиллерийские орудия создавались также в Устюжне Железнопольской, Новгороде, Пскове, Вологде, Великом Устюге, с XVII в. в Туле. В XVII в., по неполным данным, литьем пушек занималось 126 мастеров.




По своим характеристикам русские орудия XV-XVII вв. можно разделить на 5 основных типов. Пищали – обобщенное название артиллерийских орудий, предназначенных для настильной стрельбы по живой силе и оборонительным укреплениям противника. В качестве снарядов к ним использовались не только сплошные ядра (весом до 40 кг.), но и каменный и металлический «дроб». Среди пищалей были большие орудия и малокалиберные «волконеи» (фальконеты). Верховые пушки (мортиры) – короткоствольные артиллерийские орудия крупного калибра с навесной траекторией стрельбы, предназначавшиеся для разрушения крепостных сооружений и зданий, находящихся за городской стеной. В качестве снарядов к ним использовались каменные ядра. Тюфяки – небольшие артиллерийские орудия, предназначенные для стрельбы металлическим и каменным дробом по живой силе противника. Сведения об их изготовлении относятся даже к началу XVII в. В этот период в арсеналах русских городов встречались тюфяки на лафетах. Так, в Старице в 1678 г. находилась «пушка тюфяк железной в станку окован железом на колесах». В некоторых крепостях вся артиллерия состояла из орудий этого типа и затинных пищалей. В описании Борисова Городка 1666 г. упоминаются стоявшие «в воротех 3 тюфяка медные дробовики». «Сороки» и «органы» — малокалиберные многоствольные орудия залпового огня. Затинные пищали – малокалиберные орудия, предназначенные для настильной прицельной стрельбы большими свинцовыми пулями. Имелось два типа затинных пищалей, различавшихся по способу крепления ствола. В первом случае пищаль помещалась в специальный станок. Орудия, устроенные подобным образом, упоминаются в описании псковского и торопецкого «наряда» 1678 г. (в Пскове было «147 пищалей затинных в станках», а в Торопце – 20 таких орудий). Во втором случае ствол закреплялся в ложе, наподобие ружья. Отличительной особенностью затинных пищалей второго типа являлось наличие «гака» — упора, цеплявшегося при стрельбе за крепостную стену или любой выступ для уменьшения отдачи. Отсюда происходит второе название затинной пищали – «гаковница».


В начале XVII в. в нашей стране делается попытка ввести первую классификацию артиллерийских орудий по их весу и весу снаряда. Создателем ее стал Онисим Михайлов, предложивший в своем «Уставе» разделить русские пищали и верховые пушки на несколько основных типов. Составитель «Устава», рекомендовавший ввести 18 типов орудий, безусловно, использовал опыт европейской артиллерии. В Испании при Карле V было введено 7 образцов орудий, во Франции – 6 (до 1650 г. в этой стране не было мортир), в Нидерландах – 4 основных калибра. Впрочем и в Европе тенденция к сокращению основных типов орудий не всегда выдерживалась. В XVII в. в Испании их было уже 50, с 20 различными калибрами.

В России первый шаг к унификации артиллерийских орудий и боеприпасов к ним был сделан в середине XVI в., когда при изготовлении их стали использоваться определенные шаблоны («кружала»).

Сохранился интересный перечень пушек и пищалей, находившихся при армии Ивана Грозного во время его похода в Ливонию в 1577 г. В этой кампании русский стенобитенный и полковой «наряд» насчитывал 21 пушку и 36 пищалей, в том числе знаменитые чоховские «Инрог» (отлитая в этом же 1577 г., по-видимому, специально для Ливонского похода), «Аспид» и «Лисица». В разрядной записи не только названы все пушки и мортиры, но и сообщены их основные характеристики (вес ядра). Благодаря этому можно установить, что для некоторых типов орудий – «верхних пушек Якобовых», «полуторных» и «скорострельных» использовались единообразные по весу снаряды. Приведем весь список целиком:

«Да в тот же поход пометил государь наряду: пищаль «Орел» – ядро потретья пуда (2,5 пуда – В.В.) и пищаль «Инрог» – ядро семьдесят гривенок (28,6 кг.), пищаль «Медведь» – ядро пуд, пищаль «Волк» – ядро пуд, пищаль «Соловей московской» — ядро пуд, пищаль «Аспид» – ядро 30 гривенок (12,3 кг), две пищали «Девки» – ядро по 20 гривенок (8,2 кг.), две пищали «Чеглик» да «Ястробец» – ядро по 15 гривенок (6,1 кг), две пищали «Кобец» да «Дермблик» ядро по 12 гривенок (4,9 кг.), две пищали «Собака» да «Лисица» — ядро по 10 гривенок (4 кг.), деветнадцеть пищалей полуторных – ядро по 6 гривенок (2,4 кг.), две пищали скорострелных с медеными ядры по гривенке (409 г.), пушка «Павлин» – ядро 13 пуд, пушка «Кольчатая» – ядро 7 пуд, пушка «Ушатая», которая цела, ядро 6 пуд, пушка «Кольчатая» новая – ядро 6 пуд, пушка «Кольчатая» старая – ядро 6 пуд, пушка «кольчатая» другая старая – ядро 6 пуд, четыре пушки верхних «Якобовых» – ядро по 6 пуд, пушка «Вильянская» ядро 4 пуда, восмь пушок «Олександровских» – ядро по пуду с четь».

Для обслуживания этого великого «наряда» помимо артиллеристов (пушкарей и пищальников) было выделено 8600 пеших и 4124 конных посошных людей (всего 12724 человека). В годы Смоленской войны 1632-1634 г. для доставки одной пищали «Инрог» понадобилось 64 подводы, еще 10 подвод требовалось под «стан с колесы» этой великой пушки.

Неудивительно, что поход 1577 г. стал одним из самых удачных русских походов, когда были захвачены почти все города и замки Ливонии, кроме Риги и Ревеля.






В середине XVI в. русские мастера создали первые образцы артиллерийских систем залпового огня — многоствольные орудия, известные по документам того времени под названием «сорок» и «органов». Первые «сороки» появились в первой половине XVI вв. – о существовании в московской армии таких орудий сообщается в литовском документе 1534 г. В русских источниках «сороковой» порох упоминается, начиная с 1555 г. Среди пушек Ермака в его знаменитом походе в Сибирь было одно такое орудие, имевшее семь стволов, калибром 18 мм (0,7 д). Стволы были соединены общим железным желобком, в который засыпался порох для воспламенения зарядов и производства одновременных выстрелов. Перевозили «сороку» Ермака на двухколесном небольшом стане. Из описания не дошедших до нас «сорок» видно, что характеристики их сильно разнились. На них устанавливалось от трех до десяти стволов, столько, сколько хотел мастер. Другой образец многоствольного оружия — «орган» — изготовляли, закрепляя на вращающемся барабане 4-6 рядов мортирок, калибром ок. 61 мм, по 4-5, а иногда и по 13 стволов в каждом ряду. По-видимому, орудием залпового огня была не дошедшая до наших дней «Стоствольная пушка», изготовленная в 1588 г. Андреем Чоховым. Описание «Стоствольной пушки» сделал участник польской интервенции в Московском государстве начала XVII в. С. Маскевич. Он видел ее «против ворот, ведущих к живому (устроенному на плавучих опорах. – В.В.) мосту» через Москва-реку. Пушка поразила автора, и он подробно описал ее, выделив из «бесчисленного множества» орудий, стоявших «на башнях, на стенах, при воротах и на земле» по всей протяженности Китай-города: «Там, между прочим, я видел одно орудие, которое заряжается сотнею пуль и столько же дает выстрелов; оно так высоко, что мне будет по плечо, а пули его с гусиные яйца». А.П. Лебедянская обнаружила упоминание об осмотре пушки в 1640 г. московскими пушкарями, отметившими наличие у орудия серьезных повреждений. С середины XVI в. техника изготовления артиллерийских орудий несколько меняется. В Москве начинают лить первые чугунные орудия, некоторые из которых достигали огромных размеров. Так, в 1554 г. была изготовлена чугунная пушка калибром ок. 66 см (26 дюймов) и весом 19,6 т. (1200 пудов), а в 1555 г. – другая, калибром ок. 60,96 см (24 дюймов) и весом в 18 т. (1020 пудов).Русскую артиллерию того времени высоко оценивали многие современники, одним из самых примечательных стал отзыв Д. Флетчера: «Полагают, что ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса военных снарядов, как русский царь, тому отчасти может служить подтверждением Оружейная Палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые». Эрик Пальмквист, посетивший Россию в 1674 г., был удивлен хорошим состоянием русской артиллерии, в особенности наличием больших орудий, аналогов которым не было в Швеции.




Наличие собственных квалифицированных мастеров, способных изготовлять орудия разных типов и калибров, а также действия ряда пограничных государств (Литвы, Ливонии), стремившихся ограничить проникновение на Русь европейской военной технологии, вынуждали московское правительство рассчитывать на свои силы при создании новых образцов артиллерийского вооружения. Однако, вывод А.В. Муравьева и А.М. Сахарова о том, что с 1505 г. «в Москву уже не приезжали иностранные мастера пушечного дела», звучит слишком категорично. Известно, что в 1550-1560-х гг. в русской столице работал иноземный мастер Кашпир Ганусов — учитель Андрея Чохова. В годы русско-шведской войны 1554-1556 гг. и Ливонской войны в русскую службу зачисляли всех выказавших такое желание артиллеристов и мастеров из числа пленных шведов и немцев. Наконец, в 1630 г., накануне Смоленской войны 1632-1634 гг., шведский король Густав II Адольф направил в Москву голландского пушечного мастера Юлиса Коета с другими специалистами, знавшими секрет отливки легких полевых орудий – принципиально нового типа артиллерийского вооружения, благодаря которому шведы одержали множество громких побед. Другой посланец Густава II Адольфа Андреас Винниус (Елисей Ульянов) начал строить тульские и каширские оружейные заводы.

В середине XVII в. в 100 городах и 4 монастырях, находившихся в ведении Пушкарскарского приказа находилось на вооружении 2637 орудий. 2/3 из них были бронзовые, остальные – железные. В случае необходимости использовались и «урывки» — пушки и пищали, стволы которых получили повреждения (разорвались при стрельбе), но из которых еще можно было вести огонь по неприятелю. Из общего числа орудий в 2637 единиц, лишь 62 негодились для боя.

Важным техническим новшеством явилось употребление калибровочно-измерительных циркулей — «кружал», нашедших широкое применение при литье пушек и ядер. Эти приспособления впервые упомянуты в грамоте направленной в Новгород 27 ноября 1555 г., вероятно, применялись и раньше. С помощью кружал проверяли диаметры стволов и ядер, предназначенных для того или иного вида пушки с тем, чтобы зазор между ядром и каналом ствола обеспечивал скорость заряжания и надлежащую силу выстрела. C этой же целью для обмотки ядер использовали холст, картон и лен, другие уплотнительные материалы, а готовые ядра хранили в специальных «коробах» — прообразе будущих зарядных ящиков. Об использовании в артиллерийском деле подобного рода подручных материалов свидетельствуют дошедшие до нас документы. Так, во время русско-шведской войны 1554-1557 гг., накануне Выборгского похода в Новгород прислали московских пушкарей, которые должны были научить новгородских кузнецов делать «огнестрельные ядра», возможно, прообраз будущих зажигательных снарядов. Для изготовления их требовалось: «десять холстов, да триста листов бумаги добрые болшие, которая толста, да двадцать два пятька лну мягкого малого, да восмь ужищ лняных, по двадцати сажен ужищо, каковы выберут пушкари, да восмь коробок на ядра и на мешки, да осмеры возжи лычные, да двадцать гривенок свинцу, да восмь овчин». По-видимому, снаряды изготовляли, заворачивая железные ядра в несколько слоев плотной бумаги и ткани, возможно пропитанных горючим составом (смолой и серой), оплетая затем прочными льняными «ужищами».






Несмотря на появление в середине XVI в. колесных лафетов, в XVI и XVII вв. к месту сражения «великие пушки» и мортиры, их «волоки» и «станы с колесы» доставлялись на подводах либо на речных судах. Так, ранней весной 1552 г. перед началом подготовки Казанского похода в Свияжск из Нижнего Новгорода вниз по Волге осадная артиллерия русской армии была доставлена на стругах. Во время зимнего Полоцкого похода 1563 г. большие стенобитные пушки, по словам очевидца, везли волоком, по-видимому, на санях. «Первое стенобитное орудие тащили 1040 крестьян. Второе — 1000 крестьян. Третье – 900 крестьян. Последнее – 800 крестьян». Как правило, пушечные лафеты изготовляли в Москве. В источниках только один раз упоминается об изготовлении 8 «станов» под орудия в Белгороде.

Первый пороховой завод («зелейная мельница») был построен в Москве в 1494 г., однако на протяжении многих десятилетий изготовление пороха являлось обязанностью тяглого населения. Сохранилось официальное распоряжение властей, согласно которому в 1545 г. перед очередным походом на Казань, новгородцы должны были изготовить для предстоящей войны и внести в казну по пуду пороха с 20 дворов, «со всех дворов чей двор ни буди». В результате собрали необходимые 232 пуда пороха и около трехсот рублей деньгами с тех, кто предпочел откупиться от этой повинности.

В первой половине XVI в. московский Пороховой двор находился неподалеку от Пушечного двора на реке Неглинной около Успенского оврага, в «Алевизовском дворе». В то время это был крупнейший в стране центр «зелейного» производства, с большим числом работающих. Свидетельством служит летописный рассказ о произошедшем здесь в 1531 г. пожаре, во время которого погибло «болею дву сот человек» мастеров и работников. Во второй половине XVI в. крупные «зелейные дворы» работали в Пскове, Вороноче, Острове, Костроме, Коломне, Серпухове, Муроме, Боровске, Туле, Переяславле-Рязанском. Возросшие масштабы производства пороха требовали увеличения добычи селитры. Разработка почв, содержащих азотнокислый калий, была налажена на Белоозере, в Угличе, Бежецке, Костроме, Пошехонье, Дмитрове, Клину, Вологде, во владениях Строгановых в Приуралье и других районах.






В качестве боевых снарядов русские пушкари использовали каменные, железные, свинцовые, медные, позднее чугунные ядра, а также их комбинации – источники упоминают каменные ядра, «обливанные» свинцом, железные «усечки», также облитые свинцом или оловом. Широко применялся «дроб» – рубленные куски металла («дроб железный сеченный»), камни, но чаще всего – кузнечный шлак. Такие снаряды использовались для поражения живой силы противника. Железные ядра выковывались кузнецами на наковальнях, а потом обтачивались. «17 тощил железных, на чем железные ядра гладят» упоминаются в росписи орудиям и запасам, хранившимся в Новгороде даже в 1649 г. В годы Ливонской войны 1558-1583 гг. русские артиллеристы начали использовать «огнистые кули», «огненные ядра» (зажигательные снаряды), а позднее — каленые ядра. Массовое производство «огненных ядер» было налажено русскими мастерами в середине XVI в. накануне Ливонской войны. Разные способы изготовления зажигательных снарядов подробно изучены Н.Е. Бранденбургом. Первый способ достаточно прост: каменное ядро перед выстрелом покрывалось горючим составом, приготовленным из смолы и серы, а затем выстреливалось из орудия. Впоследствии технология изготовления такого рода снарядов усложнилась: полое металлическое ядро, заполненное горючими веществами, помещалось в мешок, оплетавшийся веревками, затем он осмаливался, погружался в растопленную серу, снова оплетался и снова осмаливался, а потом использовался для зажигательной стрельбы. Иногда в такое ядро вставлялись обрезки ружейных стволов, заряженные пулями для устрашения неприятеля, решившего тушить начавшийся пожар. Более простой, но достаточно эффективной была стрельба калеными ядрами. При подготовке выстрела пороховой заряд закрывался деревянным пыжом, обмазанным слоем глины в палец толщиной, а затем специальными щипцами в канал ствола опускалось раскаленное на жаровне железное ядро. Такими ядрами артиллерия польского короля Стефана Батория обстреливала в 1579 г. русские крепости Полоцк и Сокол, в 1580 г. Великие Луки, в 1581 г. Псков. Использование противником зажигательных снарядов подобного типа вызвало гневные протесты Ивана Грозного, назвавшего применение каленых ядер «лютым зверством». Однако новинка прижилась на Руси и вскоре московские мастера начали лить «огненные пищали» для стрельбы точно такими же ядрами. В то же время необходимо признать ошибочным упоминание некоторыми отечественными исследователями о случаях использования русскими артиллеристами в годы Ливонской войны «зажигательных бомб».

В нашей стране разрывные снаряды (пушечные гранаты) получили широкое распространение не ранее середины XVII в. Производство их стало возможно благодаря дальнейшему развитию русской металлургии. С этого времени выходят из употребления каменные ядра. В источниках сохранилось упоминание о цепных снарядах — ядрах «двойчатых на чепех», хранившихся среди других боеприпасов в апреле 1649 г. в Новгороде, по-видимому, уже достаточно давно, так как находившиеся вместе с ними «огненные ядра» пришли в полную негодность.








Интересно — для тех, кто думает, что кто-то великий отлил, построил, вытесал и никто так из современников НЕМОЖЕТ!


Накануне 9 мая около проходной завода «Ижсталь» появилась копия московской Царь-Пушки. Она совсем не новая, ей уже 13 лет, как и её брату в Донецке. В 2001 году завод «Ижсталь» по заказу Москвы отлил две пушки, одна осталась в городе, другую подарили украинскому народу.

— Производство разделилось на два этапа: в 17-м цехе изготовили форму для отливки, в цехе № 21 форму залили чугуном. Всего пушка состоит из 24 элементов, среди которых узоры на стволе орудия, голова льва, отлитое изображение царя Федора на коне, 4 ядра и многие другие.

Но так как чертежей оригинала московской пушки давно уже нет, наши мастера отправились в Москву, сделали фотографии и замеры. Для начала сделали деревянную пушку, потом пробную из чугуна.

В мае 2001 года на двух автомобилях «МАЗ» в Донецк привезли подарок от Москвы — копию Царь-пушки.

— Единственное отличие донецкой пушки от кремлевской — это ствол. Он в длину 5,28 м, что на 6 сантиметров короче, чем у оригинала.

Пушку установили на чугунном лафете. Прямо перед ней уложили декоративные чугунные ядра.

— Сам лафет весит 20 тонн, а пушка — 44 тонны! Царь-пушку установили перед донецкой мэрией, и она моментально стала туристическим символом города и местом паломничества молодоженов.

Деревянная копия до сих пор хранится на заводе. 1 мая 2012 года она даже принимала участие в праздничном параде. А первая пушка из чугуна до недавнего времени стояла на территории завода. Перед 9 мая этого года её выставили у проходной завода.

Да мало того, в Йошкар-Оле сделали такую же, только поменьше.


Наличие собственных квалифицированных мастеров, способных изготовлять орудия разных типов и калибров, а также действия ряда пограничных государств (Литвы, Ливонии), стремившихся ограничить проникновение на Русь европейской военной технологии, вынуждали московское правительство рассчитывать на свои силы при создании новых образцов артиллерийского вооружения. Однако, вывод А.В. Муравьева и А.М. Сахарова о том, что с 1505 г. "в Москву уже не приезжали иностранные мастера пушечного дела", звучит слишком категорично. Известно, что в 1550-1560-х гг. в русской столице работал иноземный мастер Кашпир Ганусов - учитель Андрея Чохова. В годы русско-шведской войны 1554-1556 гг. и Ливонской войны в русскую службу зачисляли всех выказавших такое желание артиллеристов и мастеров из числа пленных шведов и немцев. Наконец, в 1630 г., накануне Смоленской войны 1632-1634 гг., шведский король Густав II Адольф направил в Москву голландского пушечного мастера Юлиса Коета с другими специалистами, знавшими секрет отливки легких полевых орудий – принципиально нового типа артиллерийского вооружения, благодаря которому шведы одержали множество громких побед. Другой посланец Густава II Адольфа Андреас Винниус (Елисей Ульянов) начал строить тульские и каширские оружейные заводы.

В середине XVII в. в 100 городах и 4 монастырях, находившихся в ведении Пушкарскарского приказа находилось на вооружении 2637 орудий. 2/3 из них были бронзовые, остальные – железные. В случае необходимости использовались и "урывки" - пушки и пищали, стволы которых получили повреждения (разорвались при стрельбе), но из которых еще можно было вести огонь по неприятелю. Из общего числа орудий в 2637 единиц, лишь 62 негодились для боя.

Важным техническим новшеством явилось употребление калибровочно-измерительных циркулей - "кружал", нашедших широкое применение при литье пушек и ядер. Эти приспособления впервые упомянуты в грамоте направленной в Новгород 27 ноября 1555 г., вероятно, применялись и раньше. С помощью кружал проверяли диаметры стволов и ядер, предназначенных для того или иного вида пушки с тем, чтобы зазор между ядром и каналом ствола обеспечивал скорость заряжания и надлежащую силу выстрела. C этой же целью для обмотки ядер использовали холст, картон и лен, другие уплотнительные материалы, а готовые ядра хранили в специальных "коробах" - прообразе будущих зарядных ящиков. Об использовании в артиллерийском деле подобного рода подручных материалов свидетельствуют дошедшие до нас документы. Так, во время русско-шведской войны 1554-1557 гг., накануне Выборгского похода в Новгород прислали московских пушкарей, которые должны были научить новгородских кузнецов делать "огнестрельные ядра", возможно, прообраз будущих зажигательных снарядов. Для изготовления их требовалось: "десять холстов, да триста листов бумаги добрые болшие, которая толста, да двадцать два пятька лну мягкого малого, да восмь ужищ лняных, по двадцати сажен ужищо, каковы выберут пушкари, да восмь коробок на ядра и на мешки, да осмеры возжи лычные, да двадцать гривенок свинцу, да восмь овчин". По-видимому, снаряды изготовляли, заворачивая железные ядра в несколько слоев плотной бумаги и ткани, возможно пропитанных горючим составом (смолой и серой), оплетая затем прочными льняными "ужищами".

В XVII веке русскому государству пришлось вести немало войн. И в этих войнах русская артиллерия проявляла свои высокие боевые качества.

В начале 17-го века существенные нововведения расширили возможности русской артиллерии. В конструкции орудийных лафетов впервые стали применяться стальные оси, винтовой механизм вертикальной наводки, заменил устаревший клиновый.

С распространением чугунного литья появилась возможность изготавливать массы дешевых орудий для вооружения кораблей и крепостей. На самом деле, чугун был в этом качестве хуже бронзы, и пушки делались из бронзы по преимуществу до середины 19-го века. Во всяком случае, - полевые пушки, требования к весу которых были наиболее жесткими.

В свою очередь, совершенствование техники бронзового литья позволило отливать более прочные стволы. В полевой артиллерии кулеврины в первой половине 17-го века вытесняются пушками, чему, кстати, способствовало и применение железных осей, так как сила отдачи связана с отношением веса ствола к весу снаряда. Пушки, у которых это отношение, в сравнении с кулевринами, было меньше, скорее разрушали лафет.


В течение 17-го века материальная часть артиллерии приняла тот вид, который и сохраняла до середины 19-го века.

В 1605 году впервые в военной истории исход боя под Дрбрыничами с интервентами - польской шляхтой - был решен в пользу русских исключительно огнем русской артиллерии из пушек и огнем стрельцов из самопалов, без обычной в те времена рукопашной схватки.

В 1608 году трехтысячный русский гарнизон Троице-Сергиевской лавры (ныне город Загорск Московской области), умело используя свою сильную артиллерию и самопалы, в течение 16 месяцев успешно отбивал атаки тридцатитысячного войска польских интервентов Сапеги и Лисовского.

Небольшой русский гарнизон» возглавляемый воеводой Шейным, героически защищал в 1610–1611 годах город Смоленск против войска польского короля Сигизмунда, искусно применяя свою артиллерию.

Артиллерия была с успехом применена в 1611 году в боях московских повстанцев, сражавшихся на улицах Москвы под руководством Дмитрия Пожарского против польских захватчиков.

Большую помощь оказала артиллерия русским войскам при взятии ими Смоленска, Орши и ряда других городов, временно захваченных польскими интервентами.



В самом начале 17-го века были сделаны еще несколько существенных нововведений расширивших возможности артиллерии. Так в конструкции орудийных лафетов стали применяться стальные оси, а клиновой механизм вертикальной наводки был заменен винтовым. Конечно, мысль, что дерево не лучший материал для оси колес 2-х тонной пушки, достаточно тривиальна, - применение железа для изготовления этой детали не было чьим-то гениальным озарением, просто железных сплавов годных до этой цели в 16-м веке еще не могли получить. Пушка могла годами стоять на арсенале, что было бы если б железная ось согнулась под ее весом? Требования к качеству металла для оси были очень высоки.
Одновременно, для литья орудийных стволов стал применяться чугун. На самом деле, чугун был в этом качестве хуже бронзы, и пушки делались из бронзы по преимуществу до середины 19-го века. Во всяком случае, - полевые пушки, требования к весу которых были наиболее жесткими. Но с распространением чугунного литья появилась возможность изготавливать массы дешевых орудий для вооружения кораблей и крепостей.
В свою очередь, совершенствование техники бронзового литья позволило отливать более прочные стволы. В полевой артиллерии кулеврины в первой половине 17-го века вытесняются пушками, чему, кстати, способствовало и применение железных осей, так как сила отдачи связана с отношением веса ствола к весу снаряда. Пушки, у которых это отношение, в сравнении с кулевринами, было меньше, скорее разрушали лафет.
В течение 17-го века материальная часть артиллерии приняла тот вид, который и сохраняла до середины 19-го века.

Полковая пушка.


Идея придать каждому полку пехоты пару легких пушек, которые всегда сопровождали бы его и поддерживали огнем, принадлежит Густаву-Адольфу. Таким образом, первые полковые пушки появились в начале 17 века в Швеции.
С 17 до середины 19 веков полковые пушки почти не изменились. Все они имели калибр 3 - 6 фунтов (по чугунному ядру) или 72 - 94 миллиметра, стреляли ядром до 600 - 700 м или картечью до 300 - 350 метров. Ствол был, обычно, не длиннее 12-ти калибров. Полковая пушка могла делать по 3 выстрела в минуту, - следовательно, стреляла много чаще чем мушкетер. На полк приходилось обычно 2, реже 4 орудия. Только в русской гвардии (Семеновском и Преображенском полках) было по 6-8 орудий. Такая ситуация возникла случайно. Во время нарвской конфузии шведам досталась почти вся русская артиллерия, но семеновцы и преображенцы от шведов отбились, отступили в полном порядке, увезли 14 случившихся по близости пушек, и, с тех пор, должны были таскать их с собой по всюду, - как награду. Обычно полковая артиллерия составляла около 60% всей артиллерии армии.
Густав-Адольф некоторое время использовал в качестве полковых орудий кожаные пушки, но прочность их оказалась недостаточной, - кожа прогорала. Хотя задача уменьшения веса таким образом решалась.
Снарядом к полковым орудиям служила картечь, ядро или не применялось вовсе, или применялось в качестве исключения. Рикошеты легких ядер были непредсказуемы и неэффективны.

Полевая пушка.


Почти все полевые пушки 17 - 19 веков в Европе имели стандартный калибр - 12 фунтов по чугунному ядру, или 120 миллиметров. Ствол имел длину 12 - 18 калибров, а вся система весила в 250 -350 раз больше снаряда, то есть около 1500 кг. Начальная скорость снаряда достигала 400 м/с, а максимальная дальность - 2700 м.. Фактически, однако, возвышение ствола ограничивало дальность стрельбы дистанцией 800 - 1000 м. Стрельба на большие расстояния не практиковалась, так как рикошеты были возможны только при стрельбе на треть максимальной дистанции. Стрельба картечью из полевых орудий велась на дистанцию до 400-500 метров. Пушка делала, как и хороший мушкетер 1 - 1.5 выстрела в минуту, а картечь со 150 -200 метров могла пробивать кирасы.
Количество полевых орудий на 10 000 пехоты и конницы в 17 , начале 19 веков составляло 10 - 60 штук, причем постепенно сокращалось. Число стволов заменялось маневром на поле боя.
Кроме чугунного ядра и картечи мог использоваться и зажигательный снаряд, - теперь брандскугели делали из чугунных ядер.

Осадная пушка.


В течение 17-го века 30-ти фунтовые осадные пушки постепенно заменялись 24-х фунтовыми, - уменьшенного до 150 мм калибра, но увеличенной втрое мощности. Если у полевых орудий ствол стал короче, то у осадных удлинился вдвое, - до 26-ти калибров. Пушки большего калибра использовались очень редко, так как и у шести дюймовых осадных орудий вес достигал 5 тонн, что близко к пределу для условий гужевой тяги. Кстати и в более поздние эпохи этот калибр остался наиболее распространенным. Поскольку разрушение преграды обеспечивалось только кинетической энергией снаряда, начальная скорость ядра достигала теперь 500 м/с. Однако стреляли осадные пушки по крепостным сооружениям с дистанции 150-300 метров, - с уменьшением дистанции энергия ядра росла в квадрате.
В осадные парки включались и орудия меньшего калибра, - 3 - 6 фунтов, главным образом для самообороны батарей.

Гаубица.


Вплоть до начала 18 века гаубицы ограниченно использовались при осаде и обороне крепостей, - в общем, не пользуясь особой популярностью. Сказывались и дороговизна бомб, и быстрое разрушение лафетов при навесной стрельбе, и сложность прицеливания.
Начиная с 18 века, их стали применять и в полевой войне. В европейских армиях и в 18 и в 19 веках употребляли только легкие гаубицы калибром по бомбе 7 - 10 фунтов, или 100 - 125 миллиметров. В русской армии гаубицы были распространены на много шире, обычно имели калибр 12 - 18 фунтов (до 152 миллиметров) и лучшую баллистику. Большим энтузиастом использования гаубиц был граф Шувалов, изобретатель "единорогов" - гаубиц с удлиненным стволом, состоявших на вооружении русской армии с середины 18 до середины 19 века.
По замыслу самого Шувалова единороги должны были полностью заменить всю прочую артиллерию: полковую, полевую и осадную. А так же морскую и крепостную. Казалось, длинные гаубицы имеют для этого все предпосылки. Во-первых, можно было употреблять снаряды всех известных в то время видов: ядра, картечь, брандскугели и бомбы. Причем, при том же собственном весе, что и пушка, единорог выстреливал в 1.5 - 2 раза больше картечи, более тяжелое ядро, да еще и бомбы. Во-вторых, из-за более короткого ствола стрелять можно было чаще, а из-за больших углов возвышения - еще и в 1.5 раза дальше, чем могла стрелять пушка. В-третьих, с единорогами оказывалась возможной тактика боя доселе неведомая - стрелять можно было через головы своих войск.
Характеристики единорогов были приблизительно таковы: вес системы - около 150 весов снаряда (в двое меньше, чем у пушки); начальная скорость снаряда - около 300 м/с (для ядра); дальность стрельбы - до 1500 м (для 150 мм систем, ядром). Характеристики прусских гаубиц были скромнее: вес - около 80 весов снаряда, начальная скорость - 230 м/с (для бомбы), дальность стрельбы бомбой - 600 -700 м (для 10 фунтовых). Такие же (по ТТХ) гаубицы, позже, были и у Наполеона.
Однако, скоро выяснилось, что "вундер-ваффе" из единорогов не получится. Стрельба на предельные дальности ядром для единорогов, очевидно, не имела смысла, - падая под большим углом к горизонту, ядро не давало рикошетов. Вообще ядром эти орудия доставали немногим дальше, чем пушки картечью. Картечи единорог выбрасывал много, но начальная скорость у нее оказывалась небольшой. Картечью пушки стреляли дальше, хотя на короткой дистанции единорог поражал втрое большую площадь. Бомбы в то время были достаточно дорогим боеприпасом, а качество их изготовления оставляло желать лучшего. Очень велик был процент не разорвавшихся или преждевременно разорвавшихся снарядов, падая на камни, чугунные корпуса бомб разбивались (понятно, что по крепостным стенам, гаубицы стрелять вовсе не могли). Из-за асимметрии корпусов бомб, точность стрельбы ими на предельные дистанции оказывалась совсем уж никудышней. Наконец, если бомба все-таки куда-то попадала и взрывалась эффект был не велик. Заряд черного пороха раскалывал чугунный корпус на небольшое число крупных осколков - для 18 фунтовой всего 50-60 штук. Фугасный эффект был уже совсем незначительным. Таким образом, единороги не смогли заменить пушек, но прекрасно их дополняли. В русских батареях с тех пор был принят смешанный состав - половина пушек, половина единорогов.
Вообще, увлечение стрельбой на большие дальности быстро прошло. К концу 18 века, пушки стали короче и легче, и задача поражения целей на дистанциях более 900 метров перед ними уже не ставилась. На такую же дистанцию стреляли и гаубицы.
В конце 18 века к гаубицам стал применяться переменный заряд, - для достижения большей крутизны траектории. Некоторые образцы гаубиц даже не имели механизма вертикальной наводки, - дальность стрельбы устанавливалась зарядом пороха.
Любопытно, что Фридрих, увлекшись облегчением артиллерии, завел для своей армии пушки по весу и баллистике равные единорогам, имевшие, таким образом, все недостатки единорогов, но не имевшие их достоинств. Позже Фридрих вернулся к орудиям традиционных пропорций.
Граф Шувалов, кстати, не ограничился только введением единорогов, но и спроектировал ряд других систем, - оказавшихся, однако, неудачными, но привлекающих внимание экзотичностью замысла. В частности он предлагал в качестве полкового орудия двуствольную (2х6 фунтов) гаубицу.
Иногда, (очень редко) на один лафет действительно укладывалось более одного пушечного ствола. Так поступали изготовители бомбард в 14 - 15 веках, - перезаряжение бомбарды на поле боя не предусматривалось, так что был смысл использовать пакет из трех - четырех маленьких бомбард. В 16 веке многоствольные системы были уже пережитком. Конечно, двуствольная пушка на одном лафете имела некоторое преимущество. Хотя, в среднем, темп стрельбы был не выше, чем у одноствольной (заряжать-то надо вдвое дольше), возможность в критической ситуации сделать подряд два выстрела была соблазнительной. Проблема была в другом. Вместо, например, двух шести фунтовых стволов всегда можно было использовать один 12 фунтовый. Такое решение имело массу преимуществ: при том же весе система получится дешевле, стрелять можно так же часто, но дальше, выстрел ядром эффективнее.
Для шуваловских "близнят" далее проекта дело не зашло. Но другую свою идею - "секретную гаубицу" - он сумел даже оформить малой серией.
"Секретной" называлась самая мощная полевая гаубица 18 (да и 19 тоже) века. При том же весе, что и стандартная 12 фунтовая пушка, она выстеливала вдвое больше картечи. Могла также стрелять бомбами и ядрами до 1500 метров. Изюминка конструкции заключалась в том, что на некотором расстоянии от дульного среза канал ствола имел форму не цилиндра, а сплющенного по вертикали конуса. Предполагалось, что это обеспечит больший разлет картечи в горизонтальной плоскости. Ошибочно предполагалось. Раструб не более способствует разлету картечи, чем укорочение ствола на такую же длину. Для достижения желаемого эффекта необходимо было либо придать всему каналу ствола вид сплющенного конуса (что исключило бы возможность использования иных, кроме картечи, снарядов), либо рассверлить ствол так, чтобы он у дульного среза не расширялся в горизонтальной плоскости, а сужался в вертикальной (эффект, в плане применения ядер, будет тот же). В 18 веке это известно не было. Однако, то, что секретные гаубицы не более эффективны при стрельбе картечью, чем все прочие гаубицы, быстро вскрылось.
Секретных гаубиц было изготовлено 50 штук. Несколько из них захватили пруссаки. Остальные после войны были сняты с вооружения.

Конная артиллерия.


Для сопровождения кавалерии Петр Великий придумал увеличить количество лошадей в упряжке обычной полковой пушки с 2 - 4 до 6 -8, а весь расчет орудия так же посадить на лошадей. При этом скорость возки возросла на столько, что пушки не отставали от кавалерийских полков. Для шведов, а затем, для пруссаков появление пушек там, где их в принципе не могло быть оказывалось большим сюрпризом. В середине 18 века идею конной артиллерии заимствовала сначала Пруссия, а затем и другие европейские нации.
Кроме конной существовала еще и ездящая артиллерия, у которой расчет помещался на сидениях устроенных на передке и лафете. Расчету так конечно было удобнее, но ни каких новых тактических свойств пушка не приобретала.
В качестве конных использовались всегда те же орудия, что и в качестве полковых. В русской армии, кроме 3 - 6 фунтовых пушек были и 9 фунтовые конные единороги.

Крепостная артиллерия.


В крепостной артиллерии использовались орудия всех типов. Общими свойствами крепостной артиллерии 17 - 18 веков были обилие устаревших и мелкокалиберных орудий и ее огромная численность. На каждую мобильную пушку могло приходиться до 20 стационарных. Для стран с многочисленным флотом это соотношение было меньше. Крепости того времени представляли собой настоящие музеи разнообразных трофеев и артиллерийских пережитков. Относительно среднего возраста крепостных орудий достаточно сказать только, что гигантские бомбарды 16 века на дарданельских укреплениях состояли на действительной службе до середины 19 века, а в начале 20 еще стреляли по британским дрендноутам. Однако, в 16 и отчасти 17 веках до 90% крепостной артиллерии составляли 1-2 фунтовые пушки предназначенные для стрельбы картечью. Конечно, на вооружении крепостей были и сильные пушки.
Крепостная артиллерия имела меньшую мощность, чем полевая, а тем более осадная. Когда говорят, что крепость была вооружена 500 орудиями, то, если речь идет о 16 веке, можно предположить, что 450 из них - фальконеты, если о 17, начале 18 века, то если не 400, то уж наверняка 350. Так любили фальконеты в крепостях не из-за их высоких боевых качеств, а потому, что на изготовление фальконета требовалось 50 - 100 килограммов бронзы или просто меди, и делать их можно было в самой маленькой мастерской, имевшейся, как правило, в самой крепости.
Турки менее европейцев любили фальконеты. В Азии (от Турции до Китая) ту функцию, которая в Европе возлагалась на фальконеты, выполняли мощные крепостные ружья.

Береговая артиллерия.


Для вооружения береговых батарей употреблялись самые мощные орудия, - 12-ти, 24-х, а иногда и 48-ми фунтовые пушки своей баллистикой подобные осадным, но имеющие большой угол возвышения ствола. Кроме того, только для береговой артиллерии практиковалась стрельба на предельные дистанции, чуть ли не до 3000 м. Эффективной для гладкоствольной артиллерии стрельба на такие дистанции могла быть, только если большая толпа пушек залпами стреляла по цели класса "большая толпа линейных кораблей". Стрелять на такие дистанции береговым пушкам приходилось потому, что вражеский флот мог и не захотеть подойти ближе, например, если батарея обороняла пролив.

Ружейная мортирка.


Это оружие настолько оригинально по замыслу (хотя отнесение его к артиллерии достаточно спорно), что заслуживает отдельного упоминания.
Когда Петр Великий стал создавать армию по европейскому образцу, его неприятно удивило, что гренадеры, называясь гранатометчиками, гранат, однако, не бросают. В самой Европе к этому давно привыкли, но Петра это стремало, - непорядок! В ходе несложного расследования выяснилось следующее: граната 18 века состояла из чугунного корпуса, фитиля и заряда черного пороха, и, при взрыве давала небольшое количество крупных осколков сохранявших убойную силу на расстоянии 200 метров. Метнув гранату, гренадер должен был лечь, но устав запрещал даже пригибаться под обстрелом. Петр, однако, любил и уставы и гранаты, а трудностей не боялся. Так появилась ружейная мортирка, - петровский подствольник.
Мортирка калибром 57 или 73 миллиметра помещалась на ружейной ложе и заряд воспламенялся стандартным кремневым замком. Стрельба стандартной 1-2 фунтовой гранатой велась на расстояние до 200 метров. Было произведено большое количество таких гранатометов для вооружения гренадерских полков. О боевом применении этого оружия ничего не известно, но таковое, безусловно, имело место, хотя бы в качестве войсковых испытаний. Определенно можно сказать только то, что применение было неудачным. Мортирки долго на вооружении не продержались. Возможно, граната оказалась не эффективной, возможно, точность была не удовлетворительна, или сыграло роль то, что гранатометчик не имел чем вести штыковой бой. Но роковую роль мог сыграть и тот же устав. Отдача этого оружия допускала только стрельбу без прикладки, - с упором приклада в землю, или из-под локтя, но уставы 18 века таких способов стрельбы не предполагали.
Забракованные мортирки потом пытались приваривать к стволам полковых пушек, - типа, для самообороны орудия. Но и эта идея Петра не выдерживала критики. Позже, уже в середине 18 века, изобретатель Нартов предложил собирать из них многоствольные батареи, и, даже, изготовил опытный экземпляр. 44-х ствольная мортирная батарея Нартова отличалась от прочих многоствольных систам в том плане, что положить на лафет короткие мортирки, да еще и с раструбом, параллельно, не представлялось возможным. По этому Нартов расположил их радиально. Проблема, однако, оказалась в том, что система не предполагала возможности стрельбы с большим возвышением, - гранаты улетали совсем не далеко. Короткий ствол мортирки не давал возможности стрелять картечью.


Похожая информация.


Первое упоминание о боевом применении артиллерии на Руси относится к 1382 году, когда, защищаясь от нашествия войск Тохтамыша, москвичи «из больших пушек стреляли».

Первое упоминание о боевом применении артиллерии на Руси относится к 1382 году, когда, защищаясь от нашествия войск Тохтамыша, москвичи «из больших пушек стреляли». Первые пушки были выкованы из железа, существовало два их вида: короткие («тюфяки», название предположительно происходит от персидского слова «тупанг» - «труба»), которые представляли собой короткую трубу, наглухо заваренная с одной стороны и заряжаемые с дульной части. Из таких орудий стреляли «дробом» - мелкими камнями, прообразом будущей картечи. Такой способ боя назывался «ежовый бой»; он предназначался для поражения живой силы противника.

Но были и длинноствольные орудия, называемые «пищали», которые заряжались с казенной части. Связано это с тем, что в те времена порох представлял собой мякоть, которая при большой длине ствола размазывалась по его стенкам. Для этого была приспособлена отдельная камора заряжания, которая представляла собой подобие кружки. После приготовления выстрела ее вынимали, закрепляли все это в стволе и подносили пальник.

Из пищалей стреляли ядрами. Их делали из обработанных камней, ковали из железа, позднее стали отливать из чугуна.

До 16 века лафетов как таковых не существовало. Стволы устанавливали на специальных дубовых колодах.

Важным рывком в развитии артиллерии стало то, что в конце 15 века научились отливать артиллерийские орудия из бронзы. Так вплоть до второй половины 19 века, то есть до появления нарезной артиллерии, бронза стала главным пушечным металлом. Единственным дошедшим до нашего времени образцом бронзового литья этого времени считается орудие, отлитое мастером Яковом Русским в 1491 году.

Бронзовая отливка позволяла делать орудия гораздо больших размеров, чем раньше, когда их ковали из железа (при обработке железа методом ковки существует ряд ограничений, не позволяющий делать орудия более определенного размера). Особенных успехов русская артиллерия достигла во времена Ивана Грозного, при котором артиллерия выделилась в особый род войск. В это время в Москве на Пушечном дворе работает знаменитый пушечный мастер Андрей Чохов. До нашего времени дошло только 12 орудий из множества, отлитых им за 60 лет своей работы на пушечном дворе. Семь орудий находятся в Военно-историческом музее артиллерии, инженерный войск и войск связи в Санкт-Петербурге, три орудия находятся в Москве, в том числе и знаменитая Царь-пушка, а две находятся в Стокгольме, куда они попали в качестве трофеев после неудачного для нашей армии сражения под Нарвой в 1700 году.

Один из выдающихся образцов, созданный Андреем Чоховым – пушка «Инрог» («инрог» - сказочное животное), отлитая из бронзы, имеющая длину свыше 5 метров, калибр 216 миллиметров, стрелявшая на расстояние свыше 1 километра ядрами весом 28 килограмм. Правда, скорострельность этого орудия, заряжавшегося с дульной части, была невелика – чтобы произвести 1 выстрел, нужно было более одного часа. (Следует отметить, что к тому времени порох из мягкой вязкой массы стал зернистым, что облегчило заряжание орудия с дульной стороны. Таким образом, к 16 веку практически вся артиллерия стала дульнозарядной). Для перевозки этого орудия требовалась сотня лошадей.

Впервые «Инрог» принимал участие в Ливонской войне во времена Ивана Грозного. Затем в 1632 году, во время неудачной попытки русских войск освободить захваченный поляками Смоленск, это орудие было взято ими в качестве трофея и отправлено в город Эльбинг, где уже во времена Северной войны оно было вновь захвачено армией Карла 12. Но в конце Северной войны это орудие было привезено в Россию шведским купцом Иоганном Приймом и выкуплено Петром 1.

Другой характерный образец осадной артиллерии конца 16 века – орудие «Свиток», которое отлил мастер Семен Дубинин. Орудие имело ствол, снаружи украшенный как бы свитком, спиралью, длиной около 4,5 метров и калибром около 200 мм.

Орудия 16 века отличает наличие на стволе цапф для закрепления на лафете. Также на орудиях этого периода появляются ручки для переноски и установки стволов. Причем русские мастера никогда не делали одинаковых простых ручек – он выполнялись в виде разных мифологических животных, преимущественно морских, нехарактерных для русской фауны. Заднюю же ручку, которая находится на глухо запаянном конце ствола, называют «винград», так как очень часто ее выполняли в виде виноградной грозди.

Уже в это время русские мастера задумывались об увеличении дальности выстрела. Они уже понимали, что дальность выстрела напрямую зависит и от длины ствола. Первым опытом по созданию длинноствольного орудия была пищаль «Три аспида», которая отливалась специально для Иосифо-Волоколамского монастыря. Эта пищаль представляла собой длинную трубу (длина свыше ста калибров, то есть около 5 метров) с заряжанием с казенной стороны. Калибр пищали составляет 45 мм, длина 4930 мм, вес 162 кг. Ствол запирался клином, который явился первым прототипом будущего клинового затвора. Ствол был выкован из трех труб одинаковой длины, а затем скован. Места сковки имели вид змеиных пастей, кусающих хвост предыдущей (откуда и происходит название «Три аспида»). Но была неправильно рассчитана масса порохового заряда, который бы мог вытолкнуть заряд из ствола, и при пе6рвом же выстреле свинцовое ядро так и не вышло за его пределы. Мало того, оно там застряло.

В это же время самые разнообразные формы затворов. Самым простым из них был винтовой. Говоря попросту, в ствол после заряжания ввинчивалась стальная пробка. Сохранилась 3/4-гривенная «скорострельная» железная пищаль, изготовленная в XVI веке. Калибр 44-42 мм, длина 2860 мм, вес 115 кг. В дульной части канала имеется 12 прямых параллельных нарезов длиной около 500 мм. Ствол пищали запирался ввинчивающимся «винградом» (затвором) с четырехгранным хвостом. Любопытно, что эта пищаль была на вооружении армии Пугачева.

В XVII веке русские казнозарядные орудия принимают более совершенный вид. Так например, 1/2-гривенная (1 гривна равна 1 фунту) железная пищаль, изготовленная в 1661-1673 годах имела горизонтальный клиновой затвор, запирающийся с помощью рукоятки. На плоскости клина были зубцы, имевшие сцепление с шестерней, насаженной на один стержень с рукоятью. Калибр пищали 27 мм, длина ствола 1160 мм, вес 19 кг. Ствол железный кованый.

Изготовленная в 1661-1673 годах мастером Ермолаем Федоровым 1-гривенная пищаль имела в качестве затвора ввинчивающийся винград. Калибр пушки составлял 46 мм, длина ствола 2730 мм, вес 106 кг. Железный ствол имел 16 полукруглых нарезов, делавших 1,25 оборота на протяжении нарезной части ствола.

В Артиллерийском музее представлена и 1/2-гривенная пищаль, где канал запирался вертикальным клином.

Таким образом, в XVI-XVII веках имелись десятки, если не сотни образцов артиллерийских орудий, конструктивно близких к орудиям конца XIX века - нарезные с вертикальными и горизонтальными клиновыми затворами.

Также в XVI веке зарождается идея о необходимости нарезов внутри ствола. Характерным образцом довольно удачного воплощения этой мысли является так называемая «Грановитая пищаль», которая уже имеет нарезы в канале ствола, правда, не на всю его длину. Но уже тогда мастера понимали, что наличие нарезов положительно влияет на качество стрельбы. Орудие заряжалось сзади, а запиралось ввинчивающимся винградом, который представлял собой прообраз поршневого затвора.

Для поражения целей, находящихся за крепостными стенами, предназначались мортиры – короткоствольные орудия, которые в боевом положении стояли как миномет, практически вертикально. Ядро такой мортиры весило около тридцати пудов. Для того, чтобы зарядить его, требовалось строить наклонную плоскость, по которой с помощью специальных рычагов ядро закатывали в ствол, предварительно засыпав в казенную часть со стороны дула пороховой заряд и вставив пыж.

Наряду с ядрами – снарядами ударного действия, в 16 веке появляются и снаряды разрывного действия. Если вес такого снаряда меньше пуда, то это была «бомба», если меньше, то его называли «гренада». Впоследствии от этого названия произошло название рода войск – «гренадеры».

К 17 веку относятся попытки создать казнозарядные пищали с настоящим клиновым затвором. Было создано несколько образцов таких орудий, снабженных вертикальным клиновым затвором, который позволял плотно запирать ствол после заряжания. Интересно, что в конце 19 века один из династии германских оружейников Круппов захотел запатентовать изобретенный им клиновой затвор. Но, увидев в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга пищаль 17 века, уже тогда имевшую клиновой затвор, во чтобы то ни стало желал выкупить ее. Вероятно, для того, чтобы скрыть тот факт, что русские оружейники за двести с лишним лет до него. Естественно, у него ничего не получилось.

На рубеже 16-17 веков делаются попытки увеличить скорострельность путем совмещения нескольких стволов. Такое оружие называлось «оргАн» или «сорока». Предстовляло это орудие собой квадратный ящик с размещенными в нем 105 стволами небольшого калибра. Стволы внутри этого ящика соединялись между собой пороховыми полочками. Искра от кремневого замка, попав внутрь, бежит по полочкам, заставляя все стволы стрелять по очереди. Все 105 стволов выстреливали за очень короткое время, практически залпом. Такие орудия были весьма эффективны в ближнем бою, при отражении атаки вражеской пехоты.

Следующим важным этапом в развитии русской артиллерии стало время правления Петра Первого. До него в русской артиллерии не существовало калибров – каждый мастер отливал пушки на свой лад, озабоченный только тем, чтобы оно было прочным и красивым. Поэтому возникали огромные трудности при производстве ядер. Когда, например, при штурме Нарвы в 1700 году в одном месте собрали полторы сотни орудий, было очень трудно разобраться, какие ядра к какому орудию подходят. Это послужило одной из причин поражения наших войск в битве под Нарвой и полной потери всей артиллерии.

Для того, чтобы заново создать артиллерию, потребовалось строить несколько новых заводов – на Урале и в Олонце (нынешняя Карелия). С этой задачей справились успешно – в битве под Полтавой русская артиллерия не только не уступала шведской, но и даже превосходила ее. В этой битве русской артиллерией командовал Яков Брюс, один из ближайших сподвижников Петра.

В память об этой победе тульские оружейники подарили Петру Первому орудие, которое целиком выковали из дамаскированной стали. Уникален уже сам по себе этот факт, ибо ковка из стали – сложнейший технологический процесс. А первые боевые орудия, отлитые из стали, появятся только во второй половине 19 века. Орудие инкрустировано серебром и золотом, винград выполнен в виде головы мифического дракона, держащего ядро.

Появляются и новые виды «ручной артиллерии» - драгун вооружают маленькими «мортирками», которые стреляют на 200-250 шагов разрывными «гренадами». Такое вооружение является, по сути, прообразом современного гранатомета.

На протяжении всего периода развития русской артиллерии наши оружейники и военные инженеры пытались решить проблему поражения залпом одного орудия как можно большего количества вражеской живой силы. Для этого изобретались все новые и новые типы орудий (как уже знакомый «орган») или же боеприпасы (как картечь). Также была предпринята попытка создать орудие, которое стреляло бы одновременно тремя ядрами, которые оборачивались холстиной и укладывались рядом. Однако точность и дальность стрельбы оставляли желать лучшего, поэтому орудие осталось опытным.

Другой образец, который был принят на вооружение русской армии в 18 веке – это 44-мортирная батарея. Орудие представляло собой очень прочный вращающийся лафет, на котором было закреплено 44 мортирки. Они соединены по 5-6 штук внутри одного сектора. Друг от друга сектора отделяются дисками. Внутри эти мортирки соединяются пороховой полочкой. Во время боя снимается крышка, закрывающая эту полочку, к ней подносится пальник, и искра через отверстия попадает внутрь камор мортирок – и происходит выстрел. После того, как сектор сделал залп, он проворачивается, а его место занимает другой. В это время все «отработавшие» сектора снова заряжаются. Такую конструкцию предложил Андрей Константинович Нартов.

Еще один импульс в развитии артиллерии был сделан в середине 18 века, во времена Елисаветы Петровны. В это время генерал-фельдцейхместером русской армии был граф Петр Шувалов. Он не был профессиональным артиллеристом, тем не менее артиллерию любил. Под его руководством офицеры Мартынов и Данилов создают орудие, которое было признано лучшим орудием своего времени. Называлось это орудие «Единорог», так как, ознакомившись с результатами его испытаний, Шувалов повелел отметить его своим гербом, на котором было изображено это животное. В виде единорогов были выполнены ручки этого орудия.

Принципиальное отличие этого орудия от всего, прежде существовавшего, заключается в том, что его казенная часть была конической. Это позволяло заряжать орудие таким образом, что снаряд прилегал к стенкам ствола очень плотно, не допуская прорыва пороховых газов. Соответственно, за счет этого увеличилась дальность, улучшилась кучность стрельбы; орудия, бьющие на дальние расстояния, перестали быть большими, что обеспечило их легкую транспортировку. К тому же, единороги (так стал называться такой тип орудий) можно было заряжать как ядрами, так и гранатами. Также при небольшой длине ствола «единорога» можно было стрелять через голову своих войск, что предопределило изменение тактики артиллерии на поле боя. Единороги оставались на вооружении русской артиллерии вплоть до середины 19 века, то есть практически до появления нарезной артиллерии. Первое боевое применение единорогов приходится на период Семилетней войны 1756-63 гг.

Также Шувалов разработал проект орудия, названный «секретная гаубица». Секрет этой гаубицы состоял в том, что дульный срез канала ствола имеет овальную форму. Это нужно было для увеличения угла разлета картечи и, соответственно, для увеличения количества поражаемой живой силы противника. Орудие успешно применялось в Семилетней войне, однако быстро сошло со сцены именно из-за узости номенклатуры применяемых снарядов – нужно было стрелять не только картечью, но и ядрами, и гранатами, а из этой гаубицы это было невозможно.

С этого периода кардинальных изменений в развитии артиллерии вплоть до середины 19 века не происходит. Орудия по-прежнему остаются бронзовыми (реже чугунными), дульнозарядными и гладкоствольными. Изменилась технология отлива. Если раньше отливали целиком готовое орудие, то теперь этот процесс ускорили – сначала отливали болванку, которую затем обтачивали снаружи, а затем высверливали канал ствола.

Огромную роль в преобразовании нашей артиллерии сыграл граф Аракчеев. О его жестокости, трусости, реакционности, малограмотности и т.п. написано достаточно. Но из песни слова не выкинешь, своими победами в 1812-1815 годах русская артиллерия обязана прежде всего Аракчееву. Артиллерист И.С. Жиркевич, современник Аракчеева, писал: «Об усовершенствованиях артиллерийской части я не буду распространяться: каждый в России знает, что она, в настоящем виде, создана Аракчеевым, и ежели образовалась до совершенства настоящего, то он же всему положил прочное начало».

Аракчеевым была введена система орудий образца 1805 г. Скажем сразу, что никаких революционных технических новшеств в новой системе не было. Просто было введено единообразие. Были существенно облегчены почти все артсистемы. На телах орудий убрали излишние украшения. Все каналы орудий образца 1805 г. заканчивались полушарным дном.

Из многих десятков типов орудий, бывших при Екатерине II, в полевой артиллерии должны были остаться только: 12-фунтовые пушки средней и меньшей пропорции, 6-фунтовая пушка меньшей пропорции, а также единороги: 1/2-пудовый, 1/4-пудовый пеший, 1/4-пудовый конный. Все эти пушки отливались из так называемого «артиллерийского металла», содержавшего 10 частей меди и одну часть олова. Для наведения орудий на цель перед каждым выстрелом на ствол устанавливался квадрант, по которому орудие наводили. Непосредственно перед самим выстрелом его снимали, чтобы выстрел не сбил наводку, и затем снова устанавливал.

Орудия в полевой артиллерии имели только два лафета: батарейный для 1/2-пудового единорога и 12-фунтовых пушек, и легкий для 1/4-пудовых единорогов и 6-фунтовых пушек. Батарейные лафеты возились шестеркой лошадей, легкие в пешей артиллерии - четверкой лошадей, а в конной - шестеркой. 1/2-пудовые единороги и 12-фунтовые пушки возились восьмеркой лошадей.

Таким образом, Аракчеев создал тип полевого орудия. Интересно, что до 1945 года все полевые (дивизионные) пушки по весу системы в боевом и походном положении, диаметру колес, ширине хода и т.д. будут укладываться в рамки характеристик между легким и батарейным лафетом образца 1805 г. Объясняется это тем, что до полного перевода полевой артиллерии на механическую тягу массогабаритные характеристики орудий ограничивались возможностями шестерки лошадей…

Продолжение следует...