1. Найдите и покажите на карте страны:
а) Средиземноморского региона,
б) страны Балканского региона;
в) страны Карибского региона;
г) страны Латинской Америки.
а) Средиземноморский регион объединяет в себе страны двух континентов - Евразии и Африки, такие как Италия, Франция, Испания, Турция, Египет, Тунис, Алжир и т.д.
б) Греция, Болгария, Македония, Сербия, Босния и Герцеговина, Албания и т.д.
в) Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико, Доминиканская республика и т.д. г) Венесуэла, Бразилия, Мексика, Эквадор, Перу, Чили, Уругвай и т.д.
2. Какие термины используют при характеристике географического пространства?
Регион, Район, Культурно-исторический регион
3. Что изучает региональная география?
«Региональная география» рассматривает многообразие современного мира под региональным углом зрения, т.е. с учетом индивидуальности слагающих его частей.
4. Что такое культурно-исторические регионы? Какие признаки их характеризуют? Приведите примеры.
Культурно-исторические регионы - это территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. Культурно-исторические области проявляются в материальной культуре - типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре (календарные обряды и обычаи, верования, фольклор и т. п.). В отличие от этносов, обладающих этническим самосознанием, культурно-исторические регионы могут не осознаваться людьми и выделяются в ходе специальных этнографических исследований. К примерам культурно-исторических регионов можно отнести Западную Европу, Ближний Восток, Вест-Индию, Индокитай, Тропическую Африку.
5. К какому культурно-историческому региону можно отнести Россию?
Россию можно отнести к Постсоветскому культурно-историческому региону.
6. Приведите примеры стран, относящихся к двум и более культурно-историческим регионам. Чем это обусловлено?
Египет является североафриканской, ближневосточной, средневосточной и арабской страной. Мексику можно отнести, как к Карибскому региону, так и к Латинской Америке. Это обусловлено тем, что большинство крупных культурно-исторических регионов обладают сложной многоступенчатой (“матрёшечной”) структурой. В свою очередь, внутри многих государств имеются свои культурно-исторические очаги.
7. Деление земного шара на отдельные регионы возможно по разным признакам. Выпишите в тетрадь известные вам классификации деления мира на регионы. А какие классификации можете предложить вы? Какой признак вы положите в их основу?
Классификации деления мира на регионы возможны по физико-географическим, культурно-историческим, экономическим, политическим, идеологическим признакам. Я бы предложил деление мира по языковому признаку, в котором каждый регион характеризовался бы доминирующим на его территории языком (либо языковой семьей или группой).
Регион - крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.).
Под понятием «исторический регион», в широком смысле трактовки этого термина, следует рассматривать пространственно-географическую, административно-территориальную, геополитическую, социально-экономическую, этнокультурную общность, связанную единством исторических судеб на длительном временном промежутке развития.
При характеристике исторического региона выделяются базовые, постоянно действующие факторы:
- 1. Географические и климатические условия. Природо-ресурсный потенциал;
- 2. Народонаселение, его этнический и социальный состав;
- 3. Хозяйственно-экономическое развитие, особенности трудовых ресурсов и др.;
- 4. Государственно-политическое и административно-территориальное устройство;
- 5. История региона и его, субрегиональных анклавных зон, подрегионов (краёв, областей, а так же районов и отдельных населённых пунктов - городов), общность исторических судеб населения;
- 6. Духовное, ментальное и культурно-бытовое разнообразие и общность, наличие конфессиональной специфики.
Край -- административно-территориальная единица в некоторых странах. Первоначально было название местности на окраинах государства.
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель приобщает своих учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края. В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека, честность, справедливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Краеведческий подход позволяет направить учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т. е. организовать процесс познания наиболее естественным и доступным путём.
Регионоведение - наука не настолько молодая, чтобы можно было говорить о ее появлении применительно к самому последнему десятилетию. Говоря о появлении регионоведения в нашем недавнем историческом прошлом, можно отметить следующую важную деталь. Главным привлекательным моментом для гуманитарных наук начала XXI в. в региональном подходе стало то, что в эпоху тотального наступления глобализации на культуры всех стран и народов он позволял адекватно оценить реакцию различных обществ на это явление, вычленить те ценности, которые самобытные культуры инстинктивно, несмотря на сознательно позитивное отношение к указанным процессам, пытались отстоять, и, наконец, понять те странные метаморфозы идей глобализации, которые под воздействием региональных культур принимали вид и формы, не соответствовавшие первоначальным замыслам, а, скорее, базировавшиеся на принципах, которые столетиями жили в данных регионах. Так, например, произошло когда-то с идеологией Просвещения, которая из постулирования прав и свобод превратилась в России XVIII в. в указ Екатерины II о битье крепостных крестьян за жалобу на помещика и ссылке их в Сибирь. Исторической справедливости ради стоит заметить, что глобализация не является феноменом, присущим исключительно нашему времени. Как тенденция приобщения всех локальных культур к некой общечеловеческой культуре, наиболее распространенным религиозным и идеологическим течениям нашей общей цивилизации она существовала всегда, о чем свидетельствует пример с Екатериной II. Распространяемые миссионерами и торговцами религиозные веяния, мода, способы торговли и хозяйствования, женские украшения и оружие всегда выполняли именно ту функцию, которую сегодня в нашем сознании мы связываем с воздействием глобализации на современную культуру. Тактика боя и стратегия, виды вооружения, боевые колесницы, железное оружие вместо бронзового, распространение собственности и вживание ее в социум действовали на самобытные культуры так же, как сегодня действуют единообразная реклама в средствах массовой информации и Интернет по всему свету. И также справедливости ради нужно констатировать, что тысячелетия влияния этих тенденций на различные культуры не истребили их самобытности. Регионоведение как никакая другая гуманитарная наука позволяет взглянуть на те законы взаимодействия общечеловеческого и регионального, которые и заставляют глобальные религии и глобальные идеи принимать именно те или иные местные, самобытные, региональные формы, единственно возможные в данном конкретном обществе. В этом смысле регионоведение, в нашем понимании, является не тем научным направлением, которое комплексно изучает региональные культуры, сваливая в одну корзину географию, климат, экономику, литературу, язык и прочие составляющие, а также пытается найти в хаосе всех лучших достижений литературоведения и искусствоведения некий общий знаменатель данной культуры. Регионоведение представляется научным направлением, ищущим те региональные константы и доминанты, которые существуют и функционируют вне зависимости от климатических, религиозных, языковых и прочих факторов и оказывают на эти производные региональной культуры свое мощное воздействие, подчиняя их себе, видоизменяя так и настолько, чтобы приспособить их к адекватной жизнедеятельности в условиях данного региона. Видится не столько проблема воздействия языка, этнического или религиозного фактора на региональную культуру, сколько, напротив, влияние особенностей региона на этнос и его характер, религию и ее своеобразие, язык и его особенности. Достаточно вспомнить, что Латинская Америка приняла вероисповедание по римско-латинскому образцу, а можно ли увидеть в бразильских карнавалах католическую традицию - большой вопрос, даже если мы не будем касаться бытового характера религиозности бразильцев.
Глядя с исторической перспективы на современность, можно констатировать огромное преимущество регионоведения по сравнению даже с так называемым цивилизационным подходом к изучению культур. Цивилизации, сколько бы им ни давали сроку жизни Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби, О. Шпенглер или Л.Н. Гумилев, все смертны. Регион же причудливым образом всегда сохраняет свою самобытность: до родившейся цивилизации, во время ее жизнедеятельности и после ее исчезновения. Пример кочевых цивилизаций Загроса периода Шумера и Вавилона, времен формирования Персидской державы и ее гибели и, наконец, создания государства Иран демонстрирует исследователям, что смена этнической и религиозной составляющих не уничтожает главных доминант региона - активного социума, сильных демократических традиций и творческого отношения к вопросам государственной власти и религии.
Для того чтобы изучать регион как фактор, формирующий культуру, необходимо выйти за пределы культуры языка, культуры этнической и культуры религиозной. Многие исследователи, например лингвисты, вводя термин «языковая картина мира», так или иначе пытаются абстрагироваться от этнических и религиозных аспектов, сосредоточивая свое внимание на ощущении восприятия индивидом данной культуры времени, пространства и т.д. Была ли домонгольская Русь культурно идентична послемонгольской - эта проблема и сегодня представляет интерес для исследователей, но элементарный анализ текстов покажет нам, что пространственно-временное восприятие реальности в обеих культурах было одинаковым. В то же время это восприятие значительно отличалось от западноевропейского. В качестве примера можно привести наиболее часто употребляемую форму начала сказок. У нас использовали пространственную отсылку («в некотором царстве, в некотором государстве»), у них - временную (once upon a time). Разница прослеживается вплоть до наших дней. Так, известный французский фильм с Жаном Рено, где рыцари Средневековья попадают в современность, показывает ясно, что изменения наскучивших зрителю реалий возможны только при путешествии во времени, в наших же кинокартинах «Окно в спальне», «Иван Васильевич меняет профессию» и т.д. очевидно, что подобные изменения возможны только при путешествии в пространстве, а при перемещении во времени реалии остаются прежними: «Скажи, Федь, а у вас тут можно найти магазин, где сдают ювелирные изделия? - Сделаем!».
По сути, многое из того, что достигнуто при изучении так называемых национальных культур или особенностей национального характера, вполне может пригодиться для исследовательской работы по регионоведению. Национальный характер мы изучали, как правило, именно в рамках региона, совершенно абстрагируясь от того, что на его территории изначально существовал смешанный этнос, даже когда речь шла о государствообразующем этносе. Тем более исследование национального характера различных государственных объединений (Руси любого периода, Византии, Германии и др.) сталкивает нас с той проблемой, что моноэтнического состава они никогда не имели, а такие важнейшие элементы региональных культур, как деловая культура, этико-правовое мышление и т.д., для всех этносов были практически общими, если иметь в виду особенности этих культур по отношению к соседям.
На наш взгляд, можно было бы начать вполне плодотворно исследовать культуру региона, например, в таких аспектах, как:
- 1) пространственно-временное восприятие (акцент на прошлом или будущем, восприятие пространственного положения своей культуры, приоритетное внимание к прошлому, настоящему или будущему времени, отношение к соседям и обязательства перед ними);
- 2) этико-правовое видение личности, общества (приоритеты общественного или личного, государства и его же институтов, истины и закона, здравого смысла и логики);
- 3) обязательства культуры региона перед историей и провидением (роль в истории, как, например, у немцев, которые всегда, как между Сциллой и Харибдой, раздваиваются между стремлением вписаться все-таки в цивилизацию сначала Римской империи, а затем культурной Европы и желанием быть культуртрегерами для восточноевропейских стран и народов).
Большое значение имеет характерная для населения региона оптимальная дистанция между личностями в процессе их общения. Важно зафиксировать также, в чем представителю региона видится положительная активность в общественной и личной жизни, а в чем - положительная созерцательность. Регионы очень различаются и тем, что у одних в культуре наблюдается приоритет формы, как, например, у итальянцев, а у других основное внимание уделяется содержанию, как у русских. По-разному регионы воспринимают космогоническо-провиденческий аспект жизни (грубо говоря, кто кукловод, а кто кукла, и где границы собственной активности как участника всемирно-исторического шоу).
Вывод: Как мы видели в ответе, что краеведение и регионоведение являются важными компонентами современного гуманитарного образования. Ну еще раз подведем итоги: краеведение помогает приветь любовь к родине и науки, научиться добывать истину и новые знания. А регионоведение имеет огромное преимущество при изучении культуры того или иного народа.
Список литературы:
- 1. Р.Г. Тикиджян: «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДОНСКОГО КРАЯ И КАЗАЧЕСТВА» / 2013г.
- 1. Евграф Савельев: «ИСТОРИЯ ДОНА И ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»/1918г.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое этнос? Чем различается формирование рас и этносов?
Этнос – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единый язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание. Этносы объединяют все вышеперечисленное, а расу генотип.
2. По каким признакам различают народы?
1) Язык, на котором они говорят; 2) Внешние признаки: цвет кожи, одежда и т. п.; 3) Образ жизни; 4) Культура; 5) Религия (христианство, ислам, буддизм).
3. Назовите примеры крупных и малых этносов. Покажите на карте территории их проживания.
Крупные: греки, испанцы, итальянцы. Малые: телеуты, теленгиты, челканцы
4. В пределах каждого культурно-исторического региона выделите наиболее крупные страны.
Пиренейский КИР: Португалия, Испания. Балканский КИР: Греция, Турция
5. Найдите и систематизируйте информацию о памятниках культурного наследия в каком-либо культурно-историческом регионе.
Афинский Акрополь. Представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети. На сегодняшний день – это древний памятник архитектурного искусства.
Практикум
2. Используя текст учебника и карты атласа, составьте таблицу с графами, отражающими мировые религии, основные регионы их распространения, главные религиозные центры.
а) Христианство:
Католицизм (страны Северной и Южной Америки, страны Южной Европы и др.)
Православие (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария и др.)
Протестантизм (страны Северной и Центральной Европы, США.Канада, ЮАР и др.)
б) Ислам (мусульманство):
Шиизм (Иран, Ирак)
Суннизм (страны Азии, северной Африки и др.)
в) Буддизм (Юго-Восточная, Восточная Азия)
Национальные религии:
Синтоизм (Япония);
Конфуцианство (Китай);
Индуизм (Индия);
Иудаизм (Израиль);
Местные религии:
Фетишизм
Шаманизм
Фетишизм
(в основном страны Африки, Океании, племена Азии)
3. Покажите на карте крупнейшие страны мира, однонациональные и многонациональные страны.
Однонациональные (т. е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Греция, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т. к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар) ;
С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);
Многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).
Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.
2) По рисунку 44 учебника сделайте вывод о том, как изменялась численность населения Земли во времени.
- Ответ: В новейшее время численность населения заметно возросла.
3) Что такое естественный прирост населения? Как его определяют?
- Ответ: Это разность между числом родившихся и числом умерших.
4) Постройте график или диаграмму роста численности населения Земли по приведенным данным.
Х в. - 300 млн человек;
XV в. - 450 млн человек;
XIX в. - 1650 млн человек;
XXI в. - 7000 млн человек.
- Ответ: Разделить численность на плотность.
6) Назовите территории с большой плотностью населения.
- Ответ: Южная и Восточная Азия, Западная Европа, восток Северной Америки.
7) Как вы считаете, сохранится ли деление человечества на расы в будущем? Почему?
- Ответ: Сохраниться, но европеоидная раса заметно сократится.
8) Обозначьте на картосхеме ареалы высокой плотности населения, а также основные направления миграции людей в прошлом и настоящем.
![](https://i0.wp.com/tetrab.ru/assets/images/233/image012.jpg)
9) По тексту учебника установите признаки этноса.
- Ответ:
- 1) Одна территория
- 2) Один язык
- 3) Одна культура
- 4) Общность исторической судьбы.
10) Назовите большие по численности людей этносы и очень малые.
- Ответ: Крупнейшие - китайцы, хиндустанцы, американцы (США) и т.д. Малые - эскимосы Северной Америки, инуиты Гренландии, аборигены.
11) Какие народы относятся к индоевропейской семье языков? Сгруппируйте их по языковым группам.
- Ответ: Албанцы, армяне, балты, венеты, германцы, греки, иллирийцы, иранцы, индоарийцы, италики (романцы), кельты, славяне.
12) Перечислите мировые религии и несколько национальных.
- Ответ: Мировые - христианство, ислам, буддизм. Национальные - индуизм, синтоизм.
13) Отразите на схеме основные виды хозяйственной деятельности, начиная с собирательства.
![](https://i2.wp.com/tetrab.ru/assets/images/233/image013.jpg)
14) По комплексной карте Австралии в атласе определите основные виды хозяйственной деятельности населения этой страны.
- Ответ: Рыболовство, крупный рогатый скот, садовое хозяйство, овощеводство.
15) Установите отличия образа жизни горожанина и сельского жителя.
- Ответ: Число жителей в городах отличается от села. Селсьские жители могут заниматься скотоводством, земледелием.
16) По карте плотности населения мира в атласе определите, сколько в мире городов с населением более 3 млн человек.
На каком материке их особенно много?
- Ответ: Евразия.
На каком - мало?
- Ответ: Австралия.
17) Перечислите основные функции городов, приведите примеры.
- Ответ:
18) Каковы различия между культурно-историческими регионами?
- Ответ: История культурно-исторических регионов. Способы ведения хозяйства. Религия. Обычаи и привычки.
19) Как вы думаете, по каким причинам можно группировать страны мира?
- Ответ: Размер занимаемой территории. Географическое положение. Состав населения.
«Матрешечный» принцип строения культурно-исторических ре гионов. Большинство крупных культурно-исторических регионов мира отличается сложной многоступенчатой (или «матрешечной») структурой, что хорошо видно на примере «классической» Западной Европы. В ней традиционно различают Южную, Центральную, Северную Европу и Британские острова. В пределах некоторых из них различаются регионы меньшего ранга, например Скандинавские страны или страны Бенилюкса. В свою очередь, внутри многих государств имеются свои локальные «культурно-исторические очаги». Так, в Великобритании к ним следует отнести прежде всего Шотландию и Уэльс; во Франции - Лотарингию, Эльзас, Бретань, Корсику, Бургундию, Прованс, Лангедок и т.д.; в Германии - Баварию, Тюрингию, Саксонию-Анхальт и др.; в Испании - Страну Басков, Андалузию, Кастилию, Каталонию и др.
Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее слагающих регионов, как Юго-Западная Азия, Южная, Восточная, Юго-Восточная Азия. Распад Советского Союза привел к «появлению» (в учебниках) Центральной Азии в составе Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Туркмении. Как правило, в рамках каждого из этих регионов выделяются регионы меньшего ранга, обладающие непреходящей культурной спецификой. Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее целостных регионов, как англоязычная Америка (США и Канада) и Латинская Америка (в составе регионов меньшего ранга: Мексики, Центральной Америки и Вест- Индии, Андских стран и государств бассейна Амазонки и Лаплат-ской низменности). Что касается Африки, в ее составе четко различают Североафриканский регион (тяготеющий скорее к исламской Юго-Западной Азии, чем к остальным странам континента) и Африку южнее Сахары (в составе Западной, Восточной, Централь ной и Южной Африки).
Бывает, что некоторые страны одновременно относятся к двум и более культурно-историческим регионам. Так, Египет является североафриканской, ближневосточной, средневосточной и арабской страной (Ближний Восток образуют страны на стыке Юго-Западной Азии, Северной Африки и Европы, а в совокупности с Ираном и Афганистаном они составляют Средний Восток).
Границы регионов. Одной из наименее изученных сфер в науке остается область границ (или рубежей) между различными типами регионов в географическом, историческом, социокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. Возросшее в последние годы внимание регионалистов к осмыслению рубежной коммуникативности принесло хорошие результаты, показало большую перспективность этого научного направления. Эти результаты могли бы быть еше значительнее, если бы разработчики чаще и основательнее обращались к междисциплинарным ис-
следованиям на стыке гуманитарной географии и философии, морфологии культуры, этнологии, экономики и т.д.
Философские основы пограничных состояний были впервые изложены И.Кантом, соединившим в себе таким образом философа и географа*. «Только великий ученый, ...изучавший духовные и земные горизонты, мог сформулировать представления об имманентном и трансцендентном мире, в котором географические понятия органично сливаются с философскими» (В.А.Дерга-чев, 1999).
При нанесении на географическую карту любых различающихся участков земной поверхности (т.е. регионов) возникает необходимость их разделения при помощи тех или иных ограничительных знаков. Сделать это не всегда легко, особенно когда регионы объединяют явления прерывистого или «кучного» распространения. В данном случае затруднения возникают при определении периферийных участков, которые носят переходный характер. И напротив, если регионы отражают различия в интенсивности сплошного распространения, то оконтурить их границы не составляет труда.
Характер линий границ зависит от того, о"каких территориях идет речь - обособленных или территориях сплошного или прерывистого распространения. Рубежи регионов, обязанных своим происхождением деятельности людей, обычно более четки в сравнении с природными. Классическим примером здесь могут служить политические и административные границы, имеющие линейный характер. Более или менее четкие границы культурных ландшафтов, в то время как границы, например, естественных геоботанических регионов отнюдь не отличаются ясностью. Так, тайга переходит в тундру настолько плавно, что появляется необходимость выделения лесотундры. В свою очередь, степь нередко соединяется с лесом посредством лесостепи и-т.д.
Однако могут быть и исключения. Например, край рудного тела, когда он обнажен сбросом, проступает резко и легко наблюдается в полевых условиях, хотя речь идет о естественном рубеже и человек здесь «ни при чём». С другой стороны, границы социокультурных регионов тоже во многих случаях носят переходный, ярко выраженный «маргинальный» характер. Это явление можно проиллюстрировать не только зонами влияния поликлиник, средних школ, детских садов и т.д., но и границами культурно-исторических регионов. Так, Лангедок во Франции или Пьемонт в Италии представляются четко очерченными только на далеком расстоянии, но при близком рассмотрении распадаются на ряд еще
* «Кантовская проблема - это проблема пограничных состояний, которые в принципе только на границах и существуют. Проблема полей, напряжений, создаваемых существованием самих этих границ» (М. Мамардашвили, 1992).
более мелких «типичных ареалов». Можно приводить бесчисленные примеры споров вокруг понятий «Центральная Европа», «Восточная Европа», «Средний Восток», «Центральная Азия» и т.д. Следует четко различать для себя два обстоятельства, связанные с границами регионов: одно дело - характер границ, представляющих собой четкую линию или «расплывчатую переходную полосу», другое - это способ их делимитации, изображения на карте. При незначительном масштабе толщина проводимой картографом линии может оказаться шире реальной границы-зоны, что исказит действительность. При этом ясно, что граница региона, выделенного по единственному признаку, наиболее точно соответствует изображению на карте (при условии совпадения толщины линии на карте с шириной переходной зоны), в отличие от границы региона, идентифицируемого по совокупности признаков. В последнем случае граница региона будет точной только при условии, если образующие ее «частные» линии
совпадут.
Понятие о рубежной коммуникативности и рубежной энерге тике. Латинский термин «коммуникация» (соттитсаИо) означает форму связи, путь сообщения, процесс передачи информации и т.д. Это понятие «имеет универсальный смысл, раскрывающийся в конкретном географическом, историческом, социокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. ...В социокультурном пространстве коммуникация обычно определяется как «передача информации» от человека к человеку в процессе любой деятельности. Традиция как коммуникация во времени осуществляет трансляцию от поколения к поколению социокультурных ценностей и письменности. Разновидностями трансграничной коммуникации в социокультурном пространстве являются комплиментарные этнические отношения, а в экономическом пространстве - коммуникационные коридоры ускорения оборачиваемости торгового, промышленного и финансового капитала (свободные экономические зоны и др.)» (В.А.Дергачев, 1999).
Существует мнение, что на рубеже II и III тысячелетий по мере исчезновения прежних возможностей для территориальной колонизации и духовной экспансии пришла эра пограничных, маргинальных состояний, обещающая значительно расширить горизонты человеческого познания. Речь идет о маргинальных (лат. таг§таИ$ - находящийся на краю) состояниях не только вещества, но и людей (маргинальные территории, сословия, общества; контактные зоны между океаном и континентами, биосферой, литосферой и атмосферой; рубежные бинарные отношения в системах запад - восток, север -юг, атлантизм -евразийство, ислам - христианство, западные и восточные цивилизации, город и деревня и т.д.).
С рубежной коммуникативностью тесно ассоциируется понятие «рубежная энергетика». Принято считать, что именно маргинальные зоны несовпадающих природных, экономических, этнокультурных, информационных и других полей и служат источником энергетических импульсов. Нетрудно видеть, что рубежная энергетика имеет непосредственное отношение к эмоционально-чувственной сфере и, таким образом, может являться не только стратегическим ресурсом материального развития, но и ресурсом духовного возрождения социума, этноса, государства.
Среди наиболее часто упоминаемых в литературе объектов исследования рубежной коммуникативности - политические (буферное, транзитное государство), экономические (свободная экономическая зона, маргинальная экономика), социокультурные (маргинальная культура, бикультура, диаспора), природные (атмосферные фронты, контактные зоны суша -океан). Появились даже специальные термины для идентификации соответствующих явлений и структур: геостраты - т.е. стратифицированные, наложенные друг на друга разнотипные пространства; геомары - энергоизбыточные граничные поля и др. (В.А.Дергачев, 1999).
Именно линии раздела между цивилизациями как очаги рубежной энергетики, по мнению крупного американского политолога С.Хантингтона, заменят в XXI в. политические и идеологические рубежи времен «холодной войны» и станут источником кризисов и даже войн. Автор выступил с утверждением, что в «новом мире» коренные источники конфликтов будут лежать в сфере культурных различий. «Главные конфликты... будут происходить между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике» (С.Хантингтон, 1993).
Противоборство цивилизаций, по Хантингтону, имеет место на двух уровнях: локальном и глобальном. На микроуровне население соседних межцивилизационных регионов, «заряженное рубежной энергетикой», оспаривает территории и демонстрирует превосходство своих культурных традиций. На глобальном уровне страны, принадлежащие к различным цивилизациям, соперничают в военной и экономической сферах, всеми силами утверждают свои духовные и религиозные ценности. Наибольший энергетический потенциат якобы сосредоточен на границе между западной (христианско-иудейской) и исламской цивилизациями, борьба которых, по утверждению автора, продолжается около 1300 лет и не обнаруживает никаких признаков угасания.
Вместе с тем схема С.Хантингтона многим кажется слишком простой. Высказывается мнение, что до сих пор самые страшные и кровавые драмы имели место в рамках одних и тех же цивилизаций. Гитлеровцы истребляли европейцев-христиан и иудеев, большевики, маоисты и полпотовцы осуществляли геноцид в собствен-24
ных странах. Конфессиональное и культурное родство Японии с Китаем и Кореей не мешало ей неоднократно воевать с этими странами и т.д. К тому же известно, что именно гражданские войны обычно отличаются наибольшей жестокостью.
Как же быть в таком случае с концепцией рубежной энергетики? Не колеблется ли ее истинность из-за отрицания конфликта цивилизаций?
Различия между цивилизациями, действительно, реальны и значимы, и многие люди готовы сражаться и умирать за свои убеждения, свой род, самобытность, свою землю, священную землю предков. Но в глобальном плане модель Хантингтона вряд ли «сработает»: во-первых, глобальный конфликт равносилен самоубийству человечества; во-вторых, государства, принадлежащие к разным цивилизациям и заинтересованные в успешном социально-экономическом развитии, будут все больше интегрироваться в мировом рынке, тем более что закон стоимости един для всех формаций и цивилизаций; в-третьих, высказываются сомнения относительно отождествления мира с цивилизациями - последний слишком ге-терогенен. То есть представление о цивилизациях как «единицах» не всегда плодотворно с точки зрения мироцелостности.
Итак, в качестве стержня наиболее перспективного деления (или регионализации) мира служат культурные характеристики, которые менее подвижны и переменчивы, чем идеологические, политические или экономические. («Коммунисты могут стать демократами, богатые бедными и наоборот, но русские не могут стать эстонцами, а азербайджанцы - армянами», - писал С.Хантингтон.) Ясно, что понятием «культура» охвачены и язык, и религия, и экономика, и многие другие критерии. В свою очередь, внутри крупных культурно-исторических регионов, как правило, имеются регионы меньшего ранга.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоят преимущества культурно-исторической регионализации мира в сравнении, например, с экономической или политической? 2. Как принято разграничивать понятия «культура» и «цивилизация»? 3. Как можно оценить вклад империй в интеграцию мировых культур? Проиллюстрируйте свои мысли на конкретных примерах. 4. Раскройте смысл выражения «культура - это ";твердый осадок"; территориальных общественно-политических образований». 5. Большинство рубежей, разделяющих регионы, не отражают внезапных переходов. Отчего это происходит? 6. Какой смысл вкладывается в понятие «рубежная коммуникативность»? 7. Какое отношение имеет теория конфликта цивилизаций С.Хантингтона к феномену рубежной энергетики?
Гл а в а 2
Западная Европа: «колыбель» промышленной революции в начале
XXI в.
2.1. Западная Европа как культурно- исторический регион
Европа - часть света, сравнительно небольшая по площади (7 % суши земного шара) и численности населения (11,5 % мирового уровня), где сейчас располагается свыше 50 стран и государственных образований. Тем временем Европа не просто территория от мыса Нордкина на севере до мыса Марроки на юге и от Уральских гор на востоке до мыса Рока на западе. Европа - это цивилизация, сокровищница уникальных достижений человеческого разума.
Европейская культура (понимаемая широко, с включением в ее состав и православной цивилизации) играла и продолжает играть выдающуюся роль в мировом развитии. Много веков подряд европейский регион находился в центре мирового развития. Начиная с эпохи Возрождения, со времен Великих географических открытий, Европа выступала как самый динамичный регион. Бурно развивались производительные силы, наука, культура. Человечество не знает ни одной культуры, влияние которой было бы столь масштабным, преобразующим все мироустройство. При этом Европа выработала уникальные структурные особенности, которые обусловили ее жизнестойкость, легкую приживаемость в социокультурных нишах и надежную выживаемость в инокультур-ном окружении.
Конкретно Западная Европа - это десятки государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным, культурным и духовным своеобразием. Многие рассматривают этот культурно-исторический регион как некое единое целое, столетиями формировавшуюся общность населяющих его народов. Помимо выражений «западная цивилизация» и «западноевропейская цивилизация» существуют также понятия «европеизм» - течение, выступающее за полную интеграцию западноевропейских государств и мотивирующее это наличием вышеупомянутой общности местных народов; «европоцентризм» -
тенденция в общественной мысли, в соответствии с которой восхваляется и идеализируется Европа как образец социально-экономического устройство и духовного развития. (Выражение «ат- лантизм» имеет более размытые контуры и ассоциируется с геополитической концепцией, в основе которой лежат геостратегические и военные цели приатлантических стран, включая США и
Единство и целостность западноевропейского региона - в общей культурно-цивилизационной идее, в принципах, которые были заложены еще в античной Греции. Они составили базу политической, трудовой и бытовой этики не только Европы, но и англоязычной Америки, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Эти принципы - «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». В Европе они выражены наиболее ярко, так как имеют глубокие корни. Поэтому самая яркая черта Западной Европы - идентичность. Несмотря на очевидные различия между частями, в Европе сохраняется общее в истоках и наследии. Именно это обстоятельство позволяет рассматривать Европу в качестве цивилизационного пространства с единым этнокультурным кодом, определяющим самоощущение и самопознание европейцев.
Культурно-историческое своеобразие Европы проявляется и в том, что она с исключительной силой и ясностью, нигде больше не встречающейся, воплотила в общественном сознании и эмпирической данности рационализм. Уже греческий рационализм отличается от восточного мышления известной последовательностью, позволившей заложить основы математики и завершить создание формальной логики. Коренным образом европейский рационализм стал отличаться от иного мировоззрения с конца средних веков. Рационализм стал судьбой Европы и признаком новой техногенной цивилизации. Европе издавна известна идея политической свободы. В качестве идеи и как реальность свобода в Европе устояла под натиском универсальной деспотии и тоталитаризма и заложила основу сознания правового гражданского общества. Свобода всегда несет с собой новизну, порождает атмосферу состязательности и стремление к славе и известности в любой области жизни. Свобода людей и их мышления озарила всю европейскую историю, сконструировала европейский дух и создала огромные возможности, но вместе с тем и опасности для человека.
Европейцам свойственна решительность, в силу которой начинания доводятся до логического завершения, до выявления альтернатив, осознания принципов внутренней борьбы. Она традиционно ощущалась и в напряженности основных сторон европейской жизни - в напряженности между романскими, германскими и славянскими народами, между империями и отдельными нациями, между государством и церковью, между христианством
и культурой, между католицизмом, протестантизмом и православием. Любая претензия в европейской жизни сразу же ставится под вопрос. В результате европейская цивилизация - это не монотонный культурный ландшафт, но многомерный и динамичный.
Решительность проявляется, прежде всего, в революциях, совершенных европейцами: географической, духовной и научно-технической, воплотившихся в европейской политике, экономике, социальной этике и психологии. Решительность европейского характера ранее всего проявилась в религиозной сфере, но особенно ярко в политике колониальных захватов*.
Поэтому можно утверждать, что Европа - не сумма стран и народов, а их единство, отличающееся постоянным внутренним диалогом и интенсивными контактами с другими культурными мирами. В рамках европейской цивилизации важную роль играет Россия. Будучи частью Европы, она продвигает ее элементы и стиль в Азию, но и Азия через Россию воздействует на Европу. Тем самым Европа и Россия определяют друг друга. Россия давно вошла полноправным участником в систему европейских держав. Без нее нельзя говорить о современном общеевропейском доме.
Историко-географический обзор. Происхождение слова «Европа» часто связывают с городом под названием Европа, располагавшимся в области Кария в юго-западной части Малой Азии. Весьма распространенной в античное время была также легенда о Европе - дочери царя Агенора из Тира, похищенной критянами**. По некоторым версиям, название Европы происходит от слова «Эреб» (темный) и означает страну заходящего солнца (запад) в отличие от Азии («Аси») - страны восхода солнца (восток).
О Европе как географической области писали Гесиод и Гека-тей Милетский, Геродот и Фукидид, Аристотель и Изократ, Стра-бон и Плиний Старший, Полибий и Птолемей. Многие греческие и римские авторы были единодушны в определении географических границ Европы. Она представлялась им территорией между Азовским морем и рекой Дон (или Кавказом) на востоке и Иберией с Атлантическим океаном на западе. Британия рассматривалась как остров в Европе. Южная граница проводилась по Малой Азии, Черному и Средиземному морям, а северная - по Дунаю.
Как видно, в античном представлении Европа ограничивалась в основном территорией, прилегающей к Средиземному морю,
* Своеобразным проявлением таком деятельности является германский «натиск на Восток». Под ним подразумевается не только историко-географическое явление, но и политическая идеология имперской Германии. Первыми натиск немцев испытали прибалтийские славяне. Движение немцев на восток было приостановлено в XV в. В дальнейшем малочисленность германо-славянских столкновений перекрывают ужасающие катастрофы двух мировых войн в XX в.
** Мифологическую сцену похищения быком Зевсом Европы изобразил на своей картине замечательный русский художник В.А.Серов.
которое считалось в качестве ее ядра и пространственной основы. В дальнейшем по мере включения в политические, экономические, духовные контакты Центральной и Северной Европы границы региона все больше обретали современные очертания. Однако лишь в начале XVIII в. были определены восточные рубежи Европы, ранее обозначаемые Доном. Это сделал выдающийся русский ученый-энциклопедист, географ, историк, этнограф, филолог, математик, металлург, дипломат, основатель Екатеринбурга В.Н.Татищев (1686- 1750). В своей статье «Европа», включенной в «Лексикон российский», он указал границей Европы Уральские
Вся территория Европы была заселена человеком, вероятно, уже в эпоху каменного века. С III тыс. до н.э. начинает обнаруживаться разложение первобытно-общинного строя, и социальная жизнь людей завершается образованием государств. Первые из них возникают на юго-востоке Европы, в южной части Балканского полуострова и на острове Крит. Они имели достаточно развитые социальные структуры. В экономической жизни важнейшую роль играли дворцовые хозяйства. В конце II тыс. до н.э. государства материковой Греции и Крита гибнут. Однако уже в начале I тыс. до н.э. вновь возникают условия для формирования государств на территории Греции. Отправной точкой всего общественного развития Греции становится полис, который, видоизменяясь на протяжении веков, оставался государственной организацией Древней Европы. Позднее на территории Апеннинского полуострова возникает италийский вариант полиса - цивитас. Самым ярким примером его был Рим.
В результате обширных военных экспансий полисов формировались крупные державы. Первыми из них были эллинистические царства. Далее - империя, созданная Римом. Эта держава, выросшая из крошечного городка, основанного племенем латинов за восемь столетий до нашей эры, вобрала в себя множество народов. Включив в свой состав эллинистические царства и средиземноморские области Европы, Рим способствовал распространению в них городского строя, рабовладельческого способа производства, техники, культуры. Греко-римское наследие явилось субстанцией европейской цивилизации. В это время закладываются основы европейской общественной мысли, понимание природы, личности и общества.