§ 9. Межэтнические отношения и национальная

политика

Вспомните:

что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную об­становку в стране и в мире? В чем заключается сущ­ность социального конфликта?

Межэтнические (межнациональные) отношения - отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни.

Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много­аспектна, включает вопросы истории и современной повсе­дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра­зования, социологии, психологии, экономических, полити­ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше­ний. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ­стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межлично­стные отношения людей различной этнической принад­лежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот­ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду­ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.

^ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме­шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни­чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:


  • экономическая, политическая интеграция, ведущая к
    образованию союзов государств;

  • интеграция национальных образований в пределах мно­
    гонациональной страны. Это может отвечать интересам на­
    родов, живущих в едином государстве, способствовать ук­
    реплению этого единства.
Значителен отечественный опыт межнационального со­трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по­вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида­цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас­цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро­дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар­ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на­рушены из-за непродуманного административно-территори­ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви­ненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра­зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об­щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж­дународным терроризмом.

Один из примеров интеграции - деятельность Европей­ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с

населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо­жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процес­сов XXI в. Это, в частности, проявляется:


  • в заботе о формировании общего экономического, гума­
    нитарного правового пространства с несколькими странами,
    входящими в созданное после распада СССР Содружество
    Независимых Государств;

  • в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах
    экономики, правосудия, безопасности, науки, образования,
    культуры. Большое место в документах о партнерстве уде­
    лено совместным действиям по соблюдению принципа не­
    дискриминации, включая противодействие любым формам
    нетерпимости и расизма, уважению прав человека.
Наряду с тенденцией к международной интеграции суще­ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра­зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб-

i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си- .

I л а и деятельность всемирного ума». 1

\: К. Гельвеции i

^ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфлик­ты между этническими общностями. В научных трудах эт­нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор­ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматри­вает конфликт как стадию крайнего обострения противоре­чий. Была предложена более широкая трактовка: этничес­кий конфликт - это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен­ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ­ки зрения этнической принадлежности ее членов.

Межэтнические конфликты порождаются не существова­нием этносов, а политическими, социальными условиями, в

которых они живут и развиваются. Нередко созданию «об­раза врага» способствует и обращение к тем страницам ис­торической памяти, где запечатлены прежние обиды и фак­ты (иногда извращенные) далекого прошлого.

Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выра­жающихся в целях и действиях противоборствующих сто­рон.

^ Территориальные причины - борьба за изменение гра­ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль­турно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка­ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо­вания сепаратистского 1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа­ны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, - пишет один из российских этноло­гов, - в каком государстве жить, кому подчиняться, на ка­ком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, ка­кой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».

^ Экономические причины - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

^ Социальные причины - требования гражданского равно­правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

^ Культурно-языковые причины - требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.

В мире существуют сотни национальных культур, каж­дый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана до­минировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит на­ционализм - идеология, психология, политика групп лю­дей, утверждающих приоритет национальных ценностей пе­ред всеми другими, верховенство интересов своего этноса,

1 Сепаратизм (здесь) - это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государст­венной власти страны проживания.

противопоставляемых интересам других этносов. Идея наци­ональной исключительности часто принимает форму ксено­фобии 1 , ведущей к истреблению так называемых «неполно­ценных» рас и народов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смер­ти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами вели­чайшая трагедия - Холокост (всеуничтожение через сожже­ние), приведший к гибели 6 млн человек - более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного простран­ства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы».

^ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Возникает вопрос: можно ли исключить появление кон­фликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значи­тельные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, язы­ку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситу­ аций путем регулирования межэтнических отношений. На­помним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.

^ Гуманистический подход - главный ориентир в реализа­ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:


  • признание и уважение многообразия культур, привер­
    женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно­
    шениях между народами;

  • развитие и постоянное функционирование демократии,
    обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
    сообществ, независимо от их национальной принадлежнос­
    ти;

  • нацеленность государственных органов, средств массо­
    вой информации, образования, спорта, всех форм литерату­
    ры и искусства на формирование у граждан, особенно моло­
    дежи, культуры межэтнического общения. Необходимо
1 Ксенофобия - нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному.

воспитание толерантности - уважения, доверия, готовно­сти к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообщест­вами любой национальной принадлежности, стремления по­нимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, предста­вителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с дру­гом путей урегулирования конфликтов. Первый - примене ние правовых механизмов, прежде всего изменение законо­дательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегаци­ями сторон), так и через посредников (представителей меж­дународных организаций, общественных деятелей). К сожа­лению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и раз­рушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению кон­фликта, то его смягчению.

Третий путь - информационный. Он предполагает, преж­де всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен об­щественный диалог (в печати, на телевидении) представите­лей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.

Действенны, особенно если конфликты носят религиоз­ный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпи­мость- плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать ру­ку- вот наш путь».

Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информа­ции. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремиз­ма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо от­казаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памя­ти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нель­зя допускать героизации террористов, экстремистов во избе­жание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.

К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно су­щественно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп, контактам и взаимодействию членов различных групп в ин­тересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных язы­ков, чтобы они могли стать полноценными членами канад­ского общества.

Одна из причин конфликтов - жизненная неустроен­ность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низ­ких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях полу­чения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, созда­ние и закрепление у этносов психологического чувства удов­летворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включаю­щего договоренности между противоборствующими сторона­ми о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

^ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:


  • пронизанное патриотическими чувствами уважение к
    памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
    та о сохранении исторически сложившегося государственно­
    го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
    земле;

  • политико-правовая направленность на утверждение
    прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
    ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
    ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:


  • равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
    симо от его расы, национальности, языка;

  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по
    признакам социальной, расовой, национальной, языковой
    или религиозной принадлежности;

  • сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
    сийской Федерации;

  • равноправие всех субъектов Российской Федерации во
    взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
    ной власти;

  • гарантия прав коренных малочисленных народов;

  • право каждого гражданина определять и указывать
    свою национальную принадлежность без всякого принужде­
    ния;

  • содействие развитию национальных культур и языков
    народов Российской Федерации;

  • своевременное и мирное разрешение противоречий и
    конфликтов;

  • запрещение деятельности, направленной на подрыв
    безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
    национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

  • защита прав и интересов граждан Российской Федера­
    ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи­
    вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
    родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
    реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
    международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ ^ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.

Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте


  1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
    ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
    ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­
    лена на уважение и понимание многообразия культур;
    означает активное отношение к действительности, формиру­
    емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
    ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
    менности, покажите, как принципы толерантности могут
    быть реализованы в межэтнических отношениях.

  2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
    принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
    совместно преодолевать общие трудности.

  3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
    лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
    культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
    зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
    венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
    те свои взгляды.

  4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
    ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
    ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
    конфликтов?

  5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
    ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­
    гают, что она состоит в переключении с национально-терри­
    ториального направления на культурно-образовательное и
    культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
    ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.

Этнонационализм в постсоветских государствах

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые

национальные движения в мирных политических и куль­турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про­должают играть важную роль в утверждении децентрализо­ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

НИ ^ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-

ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти­па? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демокра­тии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономиче­ского положения положительно скажутся на преодолении этнонаци­онализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встреча­ет возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к сво­им языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

2. Раскройте на двух примерах связь социальных статуса и роли.

Ответ: связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

Ответ: в качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

С7 – задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?

1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части.
2. Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию.
3. Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться.
4.Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа.
5. Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием.

Межнациональные отношения - многоаспектное явление. Они подразделяются на два основных направления - это отношения между национальностями в пределах одного государства и отношения между разными нациями-государствами. В российском термины и сходны по своему смыслу, поэтому межнациональные отношения часто также называют межэтническими отношениями.

По формам взаимодействия этносов различают мирное сотрудничество и этнический конфликт.

К основным формам мирного можно отнести этническое смешивание и этническое поглощение. При этическом смешивании различные этносы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих лет, результатом становится образование единой . Зачастую это происходит путем межнациональных браков (например, так сформировались многие латиноамериканские народы).

В результате этнического поглощения (ассимиляции) происходит растворение одного народа в другом. Ассимиляция может иметь мирный и насильственный характер.

Наиболее цивилизованный путь объединения народов - многонациональное государство, в котором соблюдаются права и свободы каждой нации. В таких государствах сразу несколько языков являются государственными и ни одно национальное меньшинство не растворяется в общей культуре. С многонациональным государством тесно связано понятие культурного плюрализма. Он отражает успешную адаптацию одной культуры без ущерба для другой.

Сегодня большинство государств являются многонациональными. Доля государств, в которых основная этническая общность составляет абсолютное большинство - менее 19%. Таким образом, в большинстве случаев разным национальностям приходится сосуществовать на одной территории. Правда, не всегда им удается делать это мирно.

Межэтнический конфликт - форма социально-политического конфликта между группами людей, принадлежащих к различным этносам. К его основным особенностям относят разделение по этническому признаку конфликтующих групп, политизацию по этическим факторам. Такие этноконфликты не являются ценностными и происходят вокруг групповых интересов. Новые участники межнациональных конфликтов объединяются исходя из общей этнической идентичности, даже если не разделяют позицию группы.

Тенденции развития межнациональных отношений

В современном мире прослеживается ряд тенденций в развитии наций, которые могут и противоречить друг другу. Среди них можно выделить:

Межнациональную дифференциацию - это разъединение или даже противостояние различных наций; она может проявляться в формах
самоизоляции, проявлениях национализма, религиозного фанатизма;

Межнациональную интеграцию – это противоположный процесс, предполагающий объединение наций через различные сферы общественной жизни;

Глобализацию - это исторический процесс межнациональной интеграции, в результате которого постепенно стираются традиционные границы; свидетельством данного процесса являются различные межнациональные экономические и политические союзы (например, ЕС), ТНК, культурные центры.

Межэтнические отношения являются весьма специфической частью общественных отношений. Специфика их состоит в том, что они охватывают все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, семейно-бытовую, политическую, культурно-психологическую и т. п. По существу, состояние межэтнических отношений представляет собой как бы обобщающий результат действий и мер в каждой из названных сфер.

Исходя из этого, межэтнические отношения можно определить как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни.

В структуре межэтнических отношений выделяют три уровня:

а) институциональный;

б) межгрупповой;

в) межличностный.

Отношения институционального уровня охватывают государственно-образованные народы, их государственные институты, межгосударственные взаимодействия. Эти отношения более точно именуются межнациональными. В связи с этим следует отметить, что в российской (ранее советской) научной и политической лексике чаще использовался термин «межнациональные отношения». И лишь в 90-е годы XX в. стали обращаться к термину «межэтнические отношения». В широком значении под межэтническими отношениями понимаются как отношения между этносами, так и взаимоотношения наций, народностей, этнических групп на личностном уровне людей разных национальностей. Однако термин «межнациональные отношения» также имеет право на существование и свою специфику.

Второй уровень межэтнических отношений - это отношения в целом между народами, любыми этническими общностями. Разумеется, нельзя понимать это в буквальном смысле как участие всей этнической группы в непосредственном общении. Этносы - это большие сложные группы, и очевидно, вся группа не может участвовать в непосредственном общении.

На межличностном уровне межэтнические отношения людей разных национальностей происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, досугового, дружеского и других видах неформального общения.

Следует также различать понятия «этнические отношения» и «межэтнические отношения». Первое обычно употребляется в широком смысле: оно включает в себя как внутриэтнические аспекты, так и межэтнические связи и отношения. Под межэтническими отношениями понимаются отношения, складывающиеся между этносами в ходе их взаимодействия, а также между представителями различных этносов на личностном уровне в рамках полиэтнического государства.



Этнические и межэтнические отношения обусловлены социально-экономическими, политическими, духовно-идеологическими и другими факторами общественной жизни. Вместе с тем они обладают относительной самостоятельностью и сами существенно влияют на другие стороны общественных отношений, и их необходимо рассматривать как специфический вид общественных отношений.

Специфика межэтнических отношений заключается прежде всего в их комплексном многоаспектном характере. Далее специфика межэтнических отношений обусловлена консервативностью, традиционностью многих сторон жизни народов, что требует особой осторожности и деликатности в их регулировании. Этнические элементы в различной мере подвижны, изменчивы и устойчивы. Наиболее устойчивы такие элементы этнической жизни, как язык, этнические особенности культуры, этническая психология, традиции, обычаи, привычки и т. д. В силу этого взаимоотношения между народами складываются трудно, противоречиво, нередко они бывают весьма хрупкими, могут быстро измениться. Достижение стабильности, а тем более гармонии, в межэтнических отношениях - задача очень сложная, требующая много времени и терпения.

Характер и содержание межэтнических отношений во многом определяются той социально-политической системой, в рамках которой происходит их развитие. Межэтнические отношения могут измениться в зависимости от изменений в экономической сфере, от степени воздействия на них социальных отношений, этнополитики, международной обстановки и других факторов. Определяющее воздействие на них оказывают политические факторы, что обусловлено значением государства в качестве важнейшего института формирования и развития нации как социально-этнической общности. Непосредственно к политическим аспектам межэтнических отношений относятся вопросы самоопределения народов, их равноправия, политические условия свободного развития этнических культур и языков, кадровые вопросы и др.

От состояния межэтнических отношений зависит общеполитическая ситуация в полиэтническом государстве. В условиях межэтнического согласия и мира политическое положение в полиэтническом обществе характеризуется стабильностью. И наоборот, когда межэтнические отношения напряжены или конфликтны, то это непосредственно расшатывает политическую обстановку в целом, дестабилизирует общественное развитие. Нередко в полиэтническом государстве острота межэтнических отношений выступает на первый план, определяя всю общественно-политическую ситуацию. Именно так происходит в современной России в связи с обстановкой на Кавказе и, в частности, в Чечне. Следует сказать, что в 90-е годы проблемы межэтнических отношений практически постоянно держат в напряжении многонациональную Россию, что свидетельствует об их большой значимости.

Этнологи выделяют следующие факторы в межэтнических отношениях: исторические, социальные, политические, культурные, психологические и ситуативные.

Среди исторических факторов, влияющих на межэтнические отношения, важное значение имеют три типа явлений: ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические события, которые приобретают символическое значение в межэтнических взаимодействиях; особенности историко-социального развития народов, включившихся в контакт.

Этносы вступают во взаимоотношения в результате разных исторических обстоятельств. При возникновении межэтнической напряженности чаще всего в памяти народа возникают такие исторические события, как завоевания, насильственные присоединения, колониальное прошлое и т. п. При этом учитываются и формы колонизации (завоевание или добровольное присоединение), и отношения с метрополией. Историки выделяют, например, британскую и французскую форму колонизации, так называемый внешний и внутренний колониализм.

Среди группы социальных факторов, влияющих на межэтнические отношения, следует выделить следующие наиболее существенные:

а) взаимосвязь социальной и этнической стратификации;

б) влияние социально-структурных изменений;

в) этнический фактор в процессе социальной мобильности.

Оптимальным в межэтнических отношениях является ситуация, когда контактирующие этносы обладают одинаковым статусом. Однако такой тип взаимоотношений встречается редко. Более распространен вариант дискриминационного характера. В таких случаях происходит изменение социального положения взаимодействующих этносов. Однако стремление к равностатусному общению обычно ведет к напряженности в межэтнических отношениях. В качестве источника конфликта выступает то, что доминирующая этническая общность должна «потерять» свой статус. Одновременно у дискриминируемого этноса усиливаются потребности в укреплении своего статуса.

Политические факторы межэтнических отношений включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики. Форма государственного устройства - унитарное или федеративное - имеет значение для межэтнических отношений. При прочих равных условиях федеративное государство является демократической организацией национально-территориального устройства. Что касается политического строя, то, естественно, возможности культурного плюрализма намного шире в демократическом обществе, чем при тоталитарных или авторитарных режимах.

При любом типе государственного или политического устройства важную роль играет этническая политика государства, особенно в отношении этнических меньшинств. Здесь можно выделить два направления, которые непосредственно сказываются на характере межэтнических отношений: интегрирующая политика и политика культурного плюрализма. Интегрирующую политику проводят властные структуры некоторых государств, например, Эстонии, Латвии. Политика плюрализма касается не только области культуры, языка, образования. В широком понимании это и представительство граждан разных национальностей во властных органах полиэтнического государства.

Культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, можно разделить на две группы: первая связана с просвещением и информацией, вторая - с традиционными нормами каждой культуры. Что касается образования и в целом просвещения, то их роль огромна в деле разрушения межэтнических социально-культурных границ, в преодолении межэтнических предубеждений, в пропаганде образцов межэтнического общения.

Относительно традиционных норм поведения нужно отметить, что традиции определяют поведение людей не только в быту. Они оказывают влияние и на отношения в деловой сфере, а именно: сказываются на выборе партнеров по бизнесу, проявляются в нормах общения в трудовых коллективах, влияющих на отношения людей. Замечено, что деловые люди предпочитают работать с партнерами своей национальности, поскольку в этом случае они больше доверяют друг другу. Это особенно относится к представителям малочисленных народов.

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:

Пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
та о сохранении исторически сложившегося государственно­
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;

Политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
ности России, незыблемости ее демократической основы.


Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:

Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
симо от его расы, национальности, языка;

Запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;

Сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
сийской Федерации;

Равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
ной власти;

Гарантия прав коренных малочисленных народов;

Право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде­
ния;

Содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;

Своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;

Запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

Защита прав и интересов граждан Российской Федера­
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи­
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.

Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.


Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру­
емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
те свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­
гают, что она состоит в переключении с национально-терри­
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.

Этнонационализм в постсоветских государствах

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые


Национальные движения в мирных политических и куль­турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про­должают играть важную роль в утверждении децентрализо­ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-


Ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти­па? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демокра­тии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономиче­ского положения положительно скажутся на преодолении этнонаци­онализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встреча­ет возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к сво­им языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?