Сочинение

Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта - талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое место в его творчестве. Глубокое чувство дружбы зародилось у Пушкина в счастливые лицейские годы, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер и многие другие. Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир прекраснее.

Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:

* Любви, надежды, тихой славы
* Недолго нежил нас обман,
* Исчезли юные забавы,
* Как сон, как утренний туман.

Мы видим, как замечательно передает поэт. ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев – друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия». Нельзя не обратить внимания на то, что в этом стихотворении интимная лирика сливается с политической и гражданской:

* Мы ждем с томленьем упованья
* Минуты вольности святой,
* Как ждет любовник молодой
* Минуты верного свиданья.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной. Она не забудет тех, кто боролся против самодержавия:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Это стихотворение можно определить и как патриотическое. Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию. Стихотворение это не было напечатано сразу, но его знала и повторяла прогрессивная молодежь, будущие декабристы. Именно с такими людьми Пушкин связывал все свои мечты и надежды.

В послании «К Чаадаеву» чувствуется убежденность поэта в том, что именно в этот момент исторического развития отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Вот почему такая глубокая вера в лучшее будущее звучит в финале стихотворения:

* Товарищ, верь: взойдет она,
* Звезда пленительного счастья,
* Россия вспрянет ото сна,
* И на обломках самовластья
* Напишут наши имена!

В первых строках стихотворения поэт прощается с надеждами на «тихую славу», а значит, на мирное достижение свободы: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман… Даже любовь он называет «юной забавой» и готов пренебречь ею ради великой цели - свободы. С именем Чаадаева Пушкин связывает и собственные вольнолюбивые надежды, и понятия о чести, патриотизме. Любовь к родине и любовь к свободе поэт отождествлял, он верил, что молодость как раз та пора, когда человек способен и может добиться многого во имя этой любви:

* Пока свободою горим,
* Пока сердца для чести живы,
* Мой друг, отчизне посвятим
* Души прекрасные порывы!

В конце стихотворения Пушкин открыто говорит о том, каким ему видится будущее родины. Верить в светлое завтра, в свободную страну он призывает и читателя, так как сам горячо верит, что «Россия вспрянет ото сна», а героями-освободителями станут его друзья:

* И на обломках самовластья
* Напишут наши имена!

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье; Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Стих «К Чаадаеву» считается гимном декабристов. Пушкин не планировал его публиковать. Но записанный со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стих передавался из рук в руки, пока не был опубликован в альманахе «Северная звезда» в 1929 году. Благодаря этому стиху за Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I.

Петр Яковлевич Чаадаев был одним из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет поэта. Их многое объединяло, хотя не всегда на протяжении многолетней дружбы их позиции совпадали. Но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и, порой, саркастическим умом, а главное – свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.
Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России. За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим – так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием.

Стих «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной и не забудет тех, кто боролся против самодержавия.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

"Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!"

1818 А. С. Пушкин.
____________

Мы знаем, что придёт пора,
Когда не будет битв кровавых
И наша мощная Держава
Очнётся от дурного сна!

И осквернителям идей
Воздастся всем - без исключения!
И, как по- божьему велению,
Исчезнет зло в сердцах людей.

Пока наш пульс упрямо бьётся
И вера теплится в сердцах,
Как птица в белых небесах-
Свобода с нами остаётся!

Пока душа не знает мрака
Она, как чистая роса,
Что в летний зной даёт лесам
Воды, живительную влагу.

Пока мы вместе - как один,
В порыве благостных стремлений,
Оставив в прошлом наваждения,
Свой мир прекрасный сотворим!

Покинув тропы заблуждений,
Откроем райские врата!
И, лиры,нежная струна
Затронет душу пробуждением!

Мы знаем, что взойдёт она-
"Звезда пленительного счастья!"
Россия вспрянет ото сна",
Преодолев судьбы ненастья-
Свои прославит имена!

Рецензии

Галочка,спасибо большое за стих "Звезда пленительного счастья"
Я думаю, что Россия расправит крылья и народ в достатке будет жить.Бог даёт
воду и праведникам и не верующим и солнце светит для одних и других
Повернитесь к Богу лицом.Тамара Турчинская
Спасибо за оценку моего стиха.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Однажды в метро я встретился со своим преподавателем, и мы разговорились на тему юности и идеалистичности. Он сказал, что в далекие советские времена зачитывался «Что делать?» Чернышевского, а теперь ему идеализм кажется наивным и избыточным. Я ответил стихами Пушкина к Чаадаеву «Пока свободою горим»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

То есть, нет никакого наивняка, для поэта затронутая тема - бесконечна серьезна.

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Есть какой-то процесс внутреннего горения. Существует легенда, что Достоевский как-то приехал в гости и остался на ночь. И неожиданно прибежала испуганная прислуга и наотрез отказалась работать в домике для гостей, где находился Федор Михайлович.

На вопрос, по какой причине, прислуга ответила, что этот человек замыслил кого-то убить. Дело в том, что Достоевский писал в тот момент сцену убийства старухи Раскольниковым. Все великие совершения (от литературных до политических) творятся в процессе этого внутреннего горения. Но Пушкин предупреждает нас, что это - пока свободою горим. Значит, горение может и закончиться. И человек полыхает не абы чем, а свободой. Явно, что свободой пускаться во все тяжкие, а чем-то иным. Той свободой, которая не делает человека рабом обстоятельств, а возвышает над ними. Той, которая должна обеспечить антропологический скачок из царства необходимости в царство свободы.

В «Истоках и смыслах русского коммунизма» Николай Бердяев повествует о таком случае. «Один советский молодой человек приехал на несколько месяцев во Францию, чтобы вернуться потом обратно в советскую Россию. К концу его пребывания его спросили, какое у него осталось впечатление от Франции. Он ответил: «В этой стране нет свободы». Его собеседник с удивлением ему возражает: «Что вы говорите, Франция - страна свободы, каждый свободен думать, что хочет, и делать, что хочет, это у вас нет никакой свободы». Тогда молодой человек изложил свое понимание свободы: во Франции нет свободы, и советский парень в ней задыхался потому, что в ней невозможно изменять жизнь, строить новую жизнь; так называемая свобода в ней такова, что все остается неизменным, каждый день похож на предшествующий, можно свергать каждую неделю министерства, но ничего от этого не меняется. Поэтому человеку, приехавшему из России, во Франции скучно. В советской же, коммунистической России есть настоящая свобода, потому что каждый день можно изменять жизнь России и даже всего мира, можно все перестраивать, один день не походит на другой. Каждый молодой человек чувствует себя строителем нового мира».

Пока сердца для чести живы,

Опять же - пока. Значит, сердце может и умереть для чести. Стать черствым, невосприимчивым к благородству и другим высоким категориям. Береги честь смолоду - русская пословица и пушкинский завет. А где место для чести в постсоветской торгашеской действительности? Где-то совсем далеко, на периферии. Так же быть не должно! А людям, которые только рефлексируют по этому поводу, мне хочется сказать словами Горация: «скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности».

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А кому еще посвящать души прекрасные порывы? Только России.

Товарищ, верь: взойдет она,

Товарищ - человек, с которым у тебя есть общее дело; уже не просто друг. О товариществе незабываемо писали все наши великие авторы. Одним из тех, кто описал этот род связи между людьми тоньше и глубже многих, был Гоголь. Ему и слово.

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! Также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

The love, the hope, the peaceful glory
But briefly lured the souls of ours,
The youthful play and simple worry
Dissolved like mist at morning hours;
Still we are burning with devotion,
Oppressed by power’s fateful hand,
The calling of our fatherland
The soul takes with an avid motion.
In a desirous agitation
Our blessed freedom we await.
So love awaits the promised date,
Torn by the long anticipation.
As long as hearts untainted live,
As long as freedom keeps the fire,
My friend, to fatherland we give
The soul’s most beautiful desire!
My comrade, trust: the star will rise
To waken Russia from its slumber,
Its happiness will mesmerize,
And on the tyrant"s wreck, they"ll number
Our names, engraved to recognize!

***
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Рецензии

Спасибо за такие комплименты... Мне вообще удивительно, что что-то восхищает. Впрочем, моя цель - не добиться восхищения, а точно передать мои ощущения от прочитанного. В данном переводе меня сильнее всего беспокоит строфа "Мы ждем..." и ей предшествующая. Там динамики явно не хватает. Частично оттого, что рифмовка нарушена.

Я, кстати, многие переводы собираюсь основательно прошерстить на днях, там накопилось достаточно шероховатостей и проблем. Я была не права насчет своих англоязычных друзей. Они очень помогают найти места, где звучит "не по-английски". Вот я этим и займусь.

Имею в виду, что мне, кроме всего прочего, поучительно и познавательно читать Ваши переводы. А советы - просто подумал вообще о мнении со стороны (поскольку об этом Вы упомянули), на которое, бывает и не обратишь особого внимания - настолько уверен в своей правоте или по какой-то другой причине, - и только со временем просняется, что собственное мнение было не таким уж непогрешимым. Это - вообще, безотносительно к данному переводу. Простите, что как-то невнятно выразился, - нет никакой подоплеки, надо бы аккуратнее, сожалею - вперед наука.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.