Творчество Владимира Владимировича Маяковского

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (родился 7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии - трагически погиб 14 апреля 1930, Москва), русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910 - 1920-х годов. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917).

После 1917 г. - сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150000000», 1921; «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929).

Семья. Учеба. Революционная деятельность

Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе. После его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906), затем в 5-й московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование - художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911- 1914 гг, исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).

Еще в 1905 г. в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме.

Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.

Маяковский и футуризм

В 1911 г. завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 г. организовавшем литературно - художественную группу футуристов «Гилея» (смотри Футуризм). С 1912 г. Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи».

Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе.

Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» (опубликована в 1914). Декорации для нее изготовили художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.

«Творец в горящем гимне». Поэзия 1910-х гг.

В 1913 г. выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-1915 гг «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание» (1916).

Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства - социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, - «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб». Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймали бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».

Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной форме - с эстрады, на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса», 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?».

В сочетании с высоким ростом («здоровенный, с шагом саженным») и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города», слова которого не могут быть красивы, они - «судороги, слипшиеся комом».

«Любовь - это сердце всего»

Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта.

В 1915 Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е годы, что «теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме любви (лирические стихотворения, поэма «Про это», 1923), которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского - в неоконченном вступлении к поэме «Во весь голос»(1930).

«Я хочу быть понят моей страной»

Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю.

Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете

«Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники - писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928). Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921).

Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии - все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927).

«Окна РОСТА»

К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь - от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось.

Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства - самоубийству.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Владимирович М. (7июля 1893 - 14апреля 1930) – росс. и советский поэт-футурист, драматург, редактор жур-лов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».

Биография(начиная с 20ых годов). В 1922г. организовал издат-во МАФ (Мск ассоциация футуристов), в кот. вышло неск. его книг. В 23 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт ис-ств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 23-25гг вышло 7 номеров). Активно печатались Пастернак, Брик, Шкловский и др. Пропагандировал лефовские теории производственного ис-ва, социального заказа, литературы факта. В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин» (1924). Годы Гр. войны М. считает лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!» благополучного 1927г. ностальгические главы. В 1927г восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Вышло 24 номера. Летом 28г М. разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и жур-ла. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам».

Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом. Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В 1929г поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930г ушёл из неё, вступив в РАПП. В своих произвед-ях М. был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произв-ях конца 20х годов стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. В 1929 году он пытался провести выставку, посвящённую 20летию его тв-ва, но ему всячески мешали. Личная жизнь поэта тоже обострилась. Именно эти причины могли привести к тому, что 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из револьвера.

Тв-во . Тв-во М. было экспрессивно и метафорично. М. не признавал стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; композиции объединяются стилем и единой интонацией, кот задаётся графич. подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», кот стала «визитной карточкой» М. Лесенка помогала М. заставить читать его стихи с правильной интонацией, т.к. запятых иногда было недостаточно. После 1917г М. творил в бойком и энергичном ритме побеждающего социализма (пьеса «В.И. Ленин»1924, «Хорошо!»1927). Однако впоследствии в работах М. стали появл-ся тревожные и беспокойные мысли, чувствоваться опасение за Совет. Республику, автор изобличает пороки нов. общества, недостатки нов. строя (н-р, в пьесе «Баня»1929). В середине 20х годов он начал разочаровываться в социал-ском строе, хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта - сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой. Существует мнение, что в панегирической поэме «Хорошо» М. издевается над парадным официозом. В поэзии М. 20х годов появл-ся лирич. герой нов. типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - "Люблю" (1922 г.), "Про это" (1923 г.), "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928 г.) и другие.


В поэме "Владимир Ильич Ленин" (1924г) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. М. осознавал огромное значение личности Ленина - "самого человечного человека", "организатора победы" пролетариата. Поэма явилась гимном "атакующему классу" - пролетариату и его партии. Поэму "Хорошо! " (1927г) Луначарский назвал "Октябрьской революцией, отлитой в бронзу"; М. воспевал здесь "весну человечества" - своё социалистическое отечество. Наряду с Горьким М. становится основоположником социалистического реализма в советской литер-ре.

Лиризм М. всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост чел нового общества. М. - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца". Вера в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает "рваться в завтра, вперёд". В стихах конца 20х годов, в пьесах "Клоп" (1928г., поставлена в 1929г.) и "Баня" (1929г., поставлена в 1930г.) предстала целая галерея типов, опасных своей соц-ой мимикрией и пустопорожней демагогией. Сатирические пьесы М., новаторские и по содержанию, и по форме, сыграли большую роль в развитии советской драматургии.

КЛОП (Феерическая комедия, 1929 ) -

Присыпкин Иван (Пьер Скрипкин) - гл. герой комедии; в списке действующих лиц значится как «бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених». Персонаж иллюстрирует тезис о растлевающем влиянии мелкобуржуазной идеологии и мещанского быта на несознательную и идейно нестойкую часть пролетариата. Действие 1ой половины пьесы происходит в Тамбове. П., кот. в годы военного коммунизма был активистом и членом партии, в период нэпа ощущает потребность в отдыхе «у тихой речки». Он намерен жениться на нэпманской дочке Эльзевире Ренессанс, фамилия кот. содержит явную политическую аллегорию («возрождение» буржуазного уклада); при этом П. отвергает прежнюю возлюбленную - «работницу» Зою Березкину, не только поступая непорядочно, но и совершая классовое предательство. Зоя покушается на самоубийство, но остается жива. Перед свадьбой П. (кот свою фамилию заменил «изящным» именованием «Пьер Скрипкин») берет урок «хороших манер» у своего нового приятеля и наставника Олега Баяна («самородок, из домовладельцев»). Во время «красной» свадьбы П. и Эльзевиры перепившиеся гости начинают драться. Возникает пожар; слишком поздно вызванные пожарные пытаются залить пламя, но дом рушится и погибают все, кроме П., кот оказывается в подвале вмерзшим в лед и т.о. сохраняется в течение нескольких десятилетий как бы в слое «вечной мерзлоты».

Действие 2ой половины комедии происходит уже через 15 лет, в 1979г. - в утопическом коммунистическом обществе. Строители случайно обнаруживают глыбу льда с телом П. Его доставляют в Институт человеческих воскрешении, и после всесоюзного радиоголосования принимается решение: «Воскресить». Пережившая полвека Зоя Березкина также присутствует при эксперименте. Воскресший П. понимает, что попал в иной, чуждый ему мир; единственное «кровно» родное существо - клоп, выживший и воскрешенный вместе с ним. Естественно, с клопом отождествляется сам герой. Как величайшую научную ценность клопа бережно водворяют в зоосад. Однако для его питания нужен «донор»; узнав об этом, тоскующий П. сам отправляется в зоосад и поселяется в клетке. Директор зоосада поясняет посетителям: «Их двое - разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые «клопус нормалис» и... и «обывателиус вульгарис». Оба водятся в затхлых матрасах времени. «Клопус нормалис», разжирев и упившись на теле одного чел, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человеч-ва, падает на кровать. Вся разница!» Увидев экскурсантов, П. обращается к ним с патетическим монологом, кот. на деле адресован зрительному залу: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас? Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?!»

Маяковский Владимир Владимирович

Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (1893-1930) - художник-новатор, ос­тавивший заметный след в отечественной поэзии и драматургии. Яркость и оригинальность таланта, огромный общественный темпе­рамент, жизнь в эпоху исторических потрясений определили слож­ность, оригинальность и противоречивость его творческой судьбы. Он стал непререкаемым авторитетом, классиком, официальным по­этом советской страны. Хрестоматийный глянец навели после зна­менитой оценки Сталина: «Маяковский был и остается лучшим, та­лантливейшим поэтом нашей советской эпохи» . Исследователи друж­но называли его певцом революции, поэтом нового типа...

Сегодня наука свободна от диктата идеологии и партийных устано­вок, но избежать тенденциозности, правда, теперь с другим знаком, в изучении творчества Маяковского удается не всегда. Тенденциозность такого рода есть и в одной из последних больших работ о поэте - та­лантливой книге Ю. Карабчиевского «Воскресение Маяковского».

Маяковского нельзя воспринимать вне его эпохи - времени но­вых идеалов, грандиозных социальных сдвигов, авангардистских экс­периментов в искусстве - нельзя игнорировать его вклад в развитие русской поэтической культуры, принципиальное новаторство формы.

Маяковский вошел в литературу в начале 1910-х годов как поэт-футурист, став очень скоро лидером группы поэтов и художников кубофутуристов. Его единомышленниками в реформировании ста­рого искусства и создании культуры будущего стали В. Хлебников, А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Каменский. Для футуристов был характе­рен острый интерес к обновлению арсенала изобразительно-выра­зительных средств поэтического языка, к ритмико-интонационному строю стиха, к изобретению новых слов (неологизмов). Ниспровер­гатели традиций бросили вызов «так называемому здравому смыс­лу» и «так называемому хорошему вкусу». Анархический бунт про­тив всех устоев мира - одна из принципиальных установок кубофутуризма. Маяковский подписал программный манифест кубофутуризма «Пощечина общественному вкусу» (1912), в котором молодые революционеры от искусства дружно бросали Пушкина, Толстого и Достоевского с «парохода современности». Нигилистическое и бун­тующее отношение футуристов к действительности, их стремление к словесному эксперименту, антиэстетизм органично совпали с при­родой поэтической индивидуальности Маяковского. Черты футури­стической эстетики в той или иной мере сохранялись или своеобраз­но трансформировались в его творчестве до конца.

В послеоктябрьский период усиливается публицистическое на­чало, агитационно-пропагандистская направленность стихов. В этот период он пишет несколько лироэпических поэм («150 000 000», «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»), обращается к драматургии. Интенсивно работает в рекламе, в газете. Им движет стремление ощутить себя в общем строю, «революцией мобилизо­ванным и призванным». Именно как «полпред советского искусст­ва» он предпринимает поездки в страны Европы и Америки.

Последние годы жизни Маяковского осложняются трудными творческими поисками, борьбой с непониманием идеологизирован­ной критикой, личной неустроенностью. Комплекс этих причин привел поэта к самоубийству 14 апреля 1930 года.

Лирика (Послушайте! Нате! «Я сразу смазал карту будня...» Лиличка! Ода революции. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. О дряни. Прозаседавшиеся. Разговор с фин­инспектором о поэзии. Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Во весь голос).

Лирический герой стихов раннего Маяковского - бунтарь-ро­мантик, бросающий вызов целому миру, одержимый духом протес­та. Он уверен, что «мир огромив мощью голоса», победит рутину пошлой жизни. Недаром программное произведение дооктябрьско­го Маяковского - поэма «Облако в штанах» (1915) - имело перво­начальное дерзкое название «Тринадцатый апостол». Несмотря на трагические лирические мотивы, в поэме победительно торжест­вовали четыре крика четырех частей:

«Долой ваш строй!

Долой ваше искусство!

Долой вашу религию!

Долой вашу любовь!» .

Лирический герой Маяковского одинок, но он борец и уверен. что силой своего протеста он сможет преодолеть материальную приземленность обыденности, сковывающую полет мысли и спо­собность к действию.

Так, в стихотворении «Нате!» (1913) поэт бросает дерзкий вызов заплывшему жиром буржуазному потребительскому миру, для ко­торого и искусство становится всего лишь предметом потребления. Написанное «на случай» открытия артистического кабаре, оно как бы воссоздает в своем содержании встречу «поэта» и «толпы». От­сюда использование прямого обращения: «Вот Вы, мужчина...», «Вот Вы, женщина...» Этот синтаксический прием, несомненно, актуа­лизирует бунтарское начало в лирическом герое, он готов вступить в открытую схватку с враждебным миром, «здравый смысл» и «так называемый хороший вкус» которого отвергает. Стихотворение «Нате!» построено на приеме антитезы. Два мировидения, две сис­темы ценностей противопоставляются в нем. Поэт владеет сокро­вищами, не имеющими цены, он, «бесценных слов мот и транжир», щедро отдает людям свое духовное богатство.

Поэту противостоит ограниченность и самодовольство буржу­азного сознания. Чуждая лирическому герою система ценностей характеризуется точной, яркой метафорой:«Вы смотрите устрицей из раковин вещей» . Толпа не только глуха к искусству, но и агрес­сивна. Она не хочет признавать свободы и суверенности творчест­ва, готовая «взгромоздиться на бабочку поэтиного сердца». В сти­хотворении возникает трагический мотив одиночества, непонятно­сти художника в мире, характерный для раннего Маяковского. Ге­рой Маяковского свободный человек, человек нового типа, он не смиряется с враждебным миром и готов к бунту, протесту, выра­женному в типичной для эстетики футуристов эпатажной форме: «Я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам, я, бесценных слов транжир и мот». Есть в этом стихотворении и еще одна черта футу­ристической поэтики - намеренное использование антипоэтиче­ской лексики («обрюзгший жир», «толпа озвереет», «ощетинит ножки стоглавая вошь», «кривляться», «плюну»).

Лирический герой раннего Маяковского не только одержимый пафосом отрицания борец с недостойным миром. Это страдающий и способный к состраданию человек. Он убежден в необходимости от­зывчивости на чужую боль, в спасительности света звезд, глаз люби­мой... В таких стихах, как «Послушайте!» (1914), «Лиличка!» (1915), лирическая монологическая интонация имеет решающее значение.

Неприятие мира и чувство одиночества лирического героя вы­зывают мощнейший импульс в поиске выхода. Прошлое и настоя­щее России его не удовлетворяют и выход видится, естественно, в будущем, в будущем революционном.

Маяковский утопически верил в великую очищающую силу ре­волюционного преображения мира и пророчески предсказывал его скорый приход в поэме «Облако в штанах» («В терновом венце ре­волюций / Грядет шестнадцатый год!» ).

Размах революционных событий представляется поэту началом но­вой жизни, в которой одинокий герой-бунтарь сольется с массой едино­мышленников, зашагает в ногу с обновленной страной, воплощающей в реальности его мечту-утопию. Правда, это строительство проходит в борь­бе. Задача художника стать «агитатором, горланом, главарем ». Он был уверен, что поэзия именно как пропагандист-агитатор должна доказы­вать, убеждать, вести за собой. Искусство, по его представлению, может стать формой строительства новой жизни, звать к активному действию. М.И. Цветаева, размышляя о новой советской поэзии, справедливо отме­чала: «От Маяковского - делается. От Пастернака - думается».

«Моя» революция призвала в строй новые жанры: марши, при­казы, гимны, призывы. В автобиографии «Я сам» Маяковский пи­сал: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция» . Поэт-трибун воспел свое время в «Оде ре­волюции» (1918). А.В. Луначарский называл поэзию Маяковского «митинговой». В этом митинговом ряду особенно заметно стихо­творение «Левый марш» (1918), необычайно популярное в те годы. Написанное для выступления перед революционными матросами (сохраняется подзаголовок - «Матросам»), оно демонстрирует осо­бенности новой действенной поэзии.

Интонационно-синтаксический строй стихотворения (расшатан­ный трехударный дольник: дробление строчек на короткие отрез­ки и др.) сообщает ему ораторский характер и трибунную мощь. Четырежды повторенный рефрен:

передает маршевую чеканность «шага миллионного», идеологиче­скую определенность.

Грозная эпоха с первых строчек вступает в силу: «Ваше слово, товарищ маузер» . Поэт говорит от лица «мы» и вполне разделяет убежденность осуществляющего свой выбор народа: история про­сто обязана подчиниться диктату новых идей, с прошлым поконче­но: «Клячу истории загоним» .

Команды, призывы, маршевые ритмы в стихотворении как бы под­черкивают необходимость немедленного действия, демонстрируют единство, революционную дисциплину и целеустремленность массы.

Стихотворение «Левый марш» проникнуто жизнеутверждаю­щим пафосом, хотя некоторые детали передают драматизм рево­люционной эпохи, создают картину лишений и бед переживаемых народом: «за горами горя», «за мора море»: «пусть бандой окружа­ет нанятой / стальной изливаются леевой...»

«Левый марш» - стихотворение политической темы, достаточ­но сложной поэтической техники, в котором поэт выразил свою утопическую мечту о победном шествии русского пролетариата к мировой революции: Крепи

у мира на горле пролетариата пальцы!

Маршевый рефрен «Левой! Левой! Левой!» подчеркивает одер­жимость этой мечтой миллионов.

Лирический герой Маяковского ощущает себя частицей массы одушевленных революцией людей. Для него революция - «благо­словенная!» Ей он поет «четырежды славься» в стихотворении «Ода революции». Именно злоба дня диктует художнику «Приказ по ар­мии искусства» (1918):

Книгой времени тысячелистой революции дни не воспеты. На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!

В стихах этой темы проявилась свойственная Маяковскому по­литическая дидактика, некоторое любование собственным образом поэта-трибуна.

Но несмотря на сосредоточенность на гражданской, политиче­ской теме, в поэзии Маяковского особое место занимала и лириче­ская тема. В стихотворении «Лиличка!» (1915), как и подчеркивает­ся в подзаголовке («Вместо письма»), перед нами взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя стихотворения.

Лирический герой переживает состояние смятения. Весь строй сти­хотворения подчинен задаче его выразить. Многие исследователи под­черкивали очевидно намеренный гиперболизм образов. Любовь героя так громадна, что сравнения и метафоры приобретают гиперболиче­ский характер: любовь - «море», любовь - «солнце», опосредованные сравнения - «бык», «слон» из того же ряда гиперболических образов. Накал чувства - на грани возможного - «исступленный, дикий обе- зумлюсь, отчаянием иссечась». Но именно в этом стихотворении перед читателем возникает образ незащищенного, ранимого человека, кото­рому так страшно потерять любимую, для которого одиночество непе­реносимо. Как нужны человеку глаза, которые понимают. Они убере­гут от беды: «Надо мною, / кроме твоего взгляда/, не властно лезвие ни одного ножа». Нежность, смиренность обращений («дорогая, хоро­шая»), соседствуя с проявлениями безумных страстей, передают неод­нозначность и трагичность переживаний лирического героя. А такой действенный эпитет, как «сломанная дрожью» рука, почти по методу физического действия Станиславского, выражает смятение и отчаяние души лирического героя.

Открытость и взволнованность лирического героя раскрывают­ся благодаря тоническому стиху, при котором характерные для него паузы создают дополнительную психологическую напряженность.

В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) ли­рическое начало является определяющим, несмотря на то, что в нем рассказан «случай из жизни» и даже показано противопоставление пошлой толпы «зевак» и лирического героя. Противопоставление достаточно конфликтно, так как стороны принципиально различно воспринимают описанное событие:

Лошадь упала! -

Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий.

В стихотворении есть элементы повествования и описания, много- голосица толпы и монолог лирического героя, обращенный к упавшей от непосильного труда лошади, - но все призвано выразить тоску ли­рического героя и способность ее преодолевать. Как и в стихотворении «Лиличка!», поэт как будто заклинает: усталой душе нужна поддержка. Кто-то должен дружески заглянуть в глаза, понять и помочь...

Основная нагрузка в этом стихотворении приходится на глаго­лы. Именно они - «грохнулась», «сгрудились»», «опрокинулась», «подошел», «вижу», «рванулась», «пошла», «пришла», «встала» - динамично предают сюжетное движение в стихотворении. Не толь­ко внешнее, событийное, но и внутреннее, выражает динамику пе­реживаний героя. Метафоры в стихотворении одушевляют образ города, создают картину: «улица скользит», она «ветром опита», «льдом обута».

Необычайно выразительна звукопись первой строфы с аллите­рацией звуков «гр»:

Били копыта Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

Акцентный стих, строки, разбитые на короткие интонационные отрезки, придают стихотворению ритмическую экспрессию и ди­намичность.

Любовная тема получает развитие в стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928). Мая­ковский снова использует излюбленный жанр - письмо с конкрет­ным адресатом, что обусловливает интимность и определенность интонации. В этом стихотворении немало деталей бытовой среды («экипажи», «записная книжка»), есть и ирония («тут бы и у медве­дей выросли крылышки»), но основной пафос в поэтизации любов­ного чувства, не знающего границ, когда ревнуют к Копернику! По Маяковскому, любовь поднимает человека над бытом, окрыляет его. Именно простая, человеческая любовь способна созидать человека в человеке, «подымать, / и вести, / и влечь» .

Другое любовное «письмо» Маяковского - «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928), в котором любовное интимное переживание переводится в план социально-политический: выражение любовно­го чувства и размышления о своей эпохе, о гордости за социалисти­ческую Родину: «Я не сам, / а я ревную / за Советскую Россию» . В любовной теме очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.

Тема поэта и поэзии, назначения искусства проходит через все творчество Маяковского. Еще в поэме «Облако в штанах» Маяков­ский провозглашал пророческую миссию художника - видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый» ). Он был убежден в необходимости активной жизнестроительной роли по­эта («кастетом кроиться миру в черепе» ).

В стране Советов, по Маяковскому, поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности: «Светить всегда. / Светить везде. / до дней последних до конца» «Необычайное приключе­ние...» (1920). У поэта, как и у Солнца, универсальное предназна­чение. Возможности искусства, его диапазон, считает поэт, без­граничны. «Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» , - писал он в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926). Позиция поэта граждански ответственна и нравственно высока, ибо он «народа водитель» и одновременно «народный слу­га». Поэт, по представлению Маяковского, такой же труженик, как и рабочий: «поэзия та же добыча радия» . Это тяжелая и опасная работа, но она необходима Родине.

В этой вечной теме лирики Маяковский создает образ поэта- гражданина, его право на бессмертие оплачивается тяжелым тру­дом и верной службой своему классу: «по коммуне стихов сор­та» распределяются. Вместе с друзьями по Лефу в послереволю­ционное время он следовал принципу исполнения художником «социального заказа».

В поэме «Во весь голос. Первое вступление в поэму» (1929 - 1930), поэтическом завещании Маяковского, утверждается как глав­ное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня - участие в строительстве новой жизни. Поэт напрямую обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко». Перед чи­тателями будущего подводит итог своего творчества, размышляет о своем месте в искусстве, о сознательном выборе, который он сде­лал, став поэтом-трибуном, «наступив на горло собственной песне». Поэт выполнил свой социальный и партийный долг - отверг «ли­рические томики» «песенно-есененного провитязя». Поэзия, по Маяковскому, фронт борьбы за новую жизнь. Развернутая мета­фора как основной художественный прием вступления подчерки­вает действенный, боевой характер поэзии Маяковского. Поэт, как полководец, принимает парад войск, а войска - его стихи, поэзия борьбы, искусство, отдавшее себя народу, строящему социализм. Основной идее вступления «Во весь голос» в полной мере соответ­ствуют чеканность лексики и эмоциональная энергия стиха.

Особое место в творчестве Маяковского, как он сам называл себя в поэме «Во весь голос», «ассенизатора и водовоза», занимала сатира.

В ранний период, работая в сатирическом журнале «Новый Са­тирикон», он писал сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн критику», «Гимн ученому» и др., в которых само переосмысление жанра (гимн - торжественная песнь) служило средством сатири­ческого осмеяния «мира сытых».

После революции сатира поэта нашла «приют» в «Окнах РОС­Та», ее адресатом стали враги революции. Маяковский рисовал сот­ни плакатов - лубочных картинок - и делал к ним лаконичные мет­кие и хлесткие сатирические надписи, нередко используя в них мотивы известных поговорок, пословиц, песен.

Основным объектом сатиры в лирике Маяковского становятся мещанство и бюрократизм. Именно в них видит поэт препятствие для достижения прекрасного будущего.

В стихотворении «О дряни» (1921) Маяковский клеймит обыватель­ский быт. Мещанское сознание, «мурло мещанина» казались ему пре­пятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал. Вполне безобидные бытовые дета­ли - «канарейка», «самовар», «рамочка ала» - приобретают в стихо­творении значение страшных символов нового мещанства, которое страшнее Врангеля. Гротескный образ ожившего портрета Маркса и его гневная отповедь обывателям выражают пафос сатирического ра­зоблачения мещанства как опасности для коммунизма.

В стихотворении «Прозаседавшиеся» (1922) гротескно воссоз­дается картина бесконечных заседаний советских чиновников-бю­рократов. Прием реализации метафоры (люди разрываются от не­обходимости успеть на все заседания - в учреждениях сидят поло­винки людей) создает сатирический эффект.

Маяковский с тревогой констатирует, что и в новых историче­ских условиях такие пороки нашей жизни, как пошлость, бюрократизм, не изжиты и представляют большую опасность. Герои сатирических стихов разоблачаются изнутри, чему помогает «свободный стих», передающий богатство интонаций - от скрытой иронии до прямой издевки. Поэт непримирим к подобным явлениям и безжалостен в своих оценках. Он использует антиэстетическую лексику и называет вещи своими именами. Герои его сатирических произведений вполне соответствуют таким их обозначениям, как «мразь», «дрянь», «мурло».

Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности, сатирически высмеиваются и в ко­медии «Клоп» (1929).

Владимир Владимирович Маяковский так начал автобиографическое повествование «Я сам »: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремленность к будущему миру и будущему искусству. Он всегда хотел быть услышанным, поэтому приходилось сильно форсировать голос, как бы кричать во всю глотку; в этом смысле название незавершенной поэмы «Во весь голос » может характеризовать все творчество Маяковского.

Устремленность к будущему выразилась в самом начале пути: в 1912 году он вместе с поэтами Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых подписывает манифест «Пощечина общественному мнению». Футуристическое мироощущение осталось у него на всю жизнь: это и обоготворение будущего, его безмерная идеализация и представление о том, что оно намного ценнее настоящего и прошлого; это и «устремленность к крайнему, предельному», как характеризовал такое мироощущение Н. Бердяев; это радикальное отрицание современных жизненных устоев, которые мыслятся как буржуазные, эпатаж как важнейшая цель поэтического слова. Программные произведения этого периода творчества Маяковского — трагедия двадцатилетнего поэта «Владимир Маяковский », поставленная в Петербурге и провалившаяся, стихотворение «А вы могли бы? » и поэма «Облако в штанах » (1915). Ее лейтмотивом оказывается слово «долой», выражающее органичную для личности поэта черту: крайнюю революционность и потребность коренного переустройства миропорядка в целом — черту, которая привела Маяковского к футуризму в поэзии и к большевикам в политике. В этом же году создается поэма «Флейта-позвоночник ». Ее сюжетом стало начало драматических и даже трагических отношений с женщиной, прошедшей через всю жизнь Маяковского и сыгравшей в ней очень неоднозначную роль, — Лилией Брик.

После революции Маяковский ощущает себя ее поэтом, принимает ее полностью и бескомпромиссно. Задача искусства — в служении ей, в принесении практической пользы. Практицизм и даже утилитаризм поэтического слова — одна из основополагающих аксиом футуризма, а затем и ЛЕФа, литературной группировки, принявшей к практической разработке все основополагающие футуристические идеи. Именно с утилитарным отношением к поэзии связана агитационная работа Маяковского в РОСТА, выпускавшем «Окна сатиры» — злободневные листовки-плакаты с рифмованными строчками к ним. Основные принципы футуристической эстетики отразились в послереволюционных программных стихотворениях поэта: «Наш марш » (1917), «Левый марш » и «Приказ по армии искусств » (1918). Диссонансом к поэтически-утилитарным стихам звучит тема любви — поэмы «Люблю » (1922); «Про это » (1923), хотя и здесь проявляются характерный для мироощущения лирического героя гигантизм и чрезмерная гиперболизация, стремление предъявить себе и объекту своей любви исключительные и невыполнимые требования.

Во второй половине 20-х годов Маяковский все более ощущает себя официальным поэтом, полпредом не только российской поэзии, но и советского государства — и дома, и за рубежом. Своеобразным лирическим сюжетом его поэзии оказывается ситуация выезда за рубеж и столкновение с представителями чуждого, буржуазного, мира («Стихи о советском паспорте », 1929; цикл «Стихи об Америке », 1925). Своего рода девизом «полпреда стиха» можно считать его строки: «У советских / собственная гордость: / на буржуев / смотрим свысока».

В то же время во второй половине 20-х годов в творчестве Маяковского начинает звучать нота разочарования в революционных идеалах, вернее, в том, какое реальное воплощение нашли они в советской действительности. Это несколько изменяет проблематику его лирики. Увеличивается объем сатиры, изменяется ее объект: это уже не контрреволюция, а собственная, доморощенная, партийная бюрократия, «мурло мещанина», вылезающее из-за спины РСФСР. Ряды этой бюрократии пополняют люди, прошедшие гражданскую войну, испытанные в боях, надежные партийцы, не нашедшие в себе сил противостоять соблазнам номенклатурной жизни, прелестям НЭПа, пережившие так называемое перерождение. Подобные мотивы слышны не только в лирике, но и в драматургии (комедии «Клоп », 1928, и «Баня », 1929). В качестве идеала выдвигается уже не прекрасное социалистическое будущее, а революционное прошлое, цели и смысл которого искажены настоящим. Именно таким пониманием прошлого характеризуются поэма «Владимир Ильич Ленин » (1924) и октябрьская поэма «Хорошо » (1927), написанная к десятилетию революции и обращенная к идеалам Октября.

Итак, мы рассмотрели творчество Маяковского кратко. Не стало поэта 14 апреля 1930 года. Причиной его трагической гибели, самоубийства, явился, вероятно, целый комплекс неразрешимых противоречий как творческого, так и глубоко личного плана.

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 в семье лесничего, в селе Багдады, недалеко от Кутаиси, в Грузии. В 1906 году,после смерти отца, семья переехала в Москву. Маяковский учился в московской гимназии. Общался со студентами-большевиками, вступил в партию, кооптировался в состав Московского комитета РСДРП(б) (1908). Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает «делать социалистическое искусство»: «Я прервал партийную работу. Я сел учиться». В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов, которые привлекали его протестом против устоев буржуазного общества. Но если антиэстетизм футуристов проявлялся преимущественно в области «чистой» формы, то Маяковский воспринимал его по-своему, как подступ к решению задачи - создать новый демократический поэтический язык. Об этом он скажет в революционной поэме «Облако в штанах» (1915): «...Улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать».

Творчество Маяковского по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии «Владимир Маяковский» (поставлена в 1913 г.). Пафос трагедии - в протесте против установлений буржуазного общества, против власти «бездушных вещей». Трагедия в конечном счёте восходит к настроениям масс, возмущённых несправедливостью мира, но ещё не осознавших своей силы. Пафос отрицания буржуазной действительности ощутим и в ранних стихах поэта («Адище города», «Нате!»). За участие в публичных литературных выступлениях футуристов Маяковский был исключен из училища (1914 г.). Начало 1-й мировой войны 1914-18 отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье «Штатская шрапнель» (ноябрь 1914 г.) он писал, что «сегодня нужны гимны...», но в стихах «Война объявлена» (июль 1914 г.) и «Мама и убитый немцами вечер» (ноябрь 1914 г.) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. В стихах, напечатанных в журнале «Новый сатирикон» («Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн взятке»), Маяковский воздаёт саркастическую «хвалу» мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство.

Новым этапом явилась поэма «Облако в штанах». «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырёх частей«, - так характеризовал сам поэт основную социально-эстетическую направленность «Облака». Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского - «Флейта-позвоночник» (1916 г.), «Война и мир» (отдельное издание - 1917 г.), «Человек»(1916-17 гг., опубликована в 1918 г.) - был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Это сближало поэта с М.Горьким, который, выделяя из среды футуристов, привлек его к участию в журнале «Летопись».

Радостно встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Поэт стремился эстетически осмыслить «потрясающие факты» новой социалистической действительности. До Октября у Маяковского не было чёткой социальной перспективы. Некоторые догмы футуристической группы накладывали отпечаток на особенности формы его стихов и на систему социально-эстетических взглядов. После Октября творчество Маяковский приобретает новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе «Мистерия-буфф» (1918 г., 2-й вариант, 1921 г.) - «...героическом, эпическом и сатирическом изображении нашей эпохи», первой советской пьесе на современную тему. Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии; строить «ковчег» нового мира под силу только «нечистым» с их нравственной чистотой и классовой солидарностью. В «Левом марше» (1918 г.), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции. Но эстетическая палитра Маяковского была многоцветной: в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918 г.) он выступал за богатство эмоций нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.

Гуманистическая направленность поэзии Маяковского приобретала новое социальное качество. Поэма «150 000 000» (1919-20 гг., 1-е издание без имени автора, 1921 г.) утверждала ведущую роль русского народа как провозвестника социалистической революции. В. И. Ленин отрицательно воспринял поэму, видя в ней образец футуризма, к которому относился негативно. В эти годы Маяковский начинал пролагать путь к истинно демократическому искусству, созвучному настроению масс. Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в «Окнах РОСТА» - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 «окон»). В этих плакатах, а также в промышленной и книжной графике Маяковского 20-х годов особенно ярко проявились его талант и опыт художника, его броско-лаконичная манера (Маяковский обращался к изобразительному искусству начиная с 10-х годов; сохранились его многочисленные портретные зарисовки, эскизы лубков, театральные работы). Эта деятельность «поэта-рабочего», отдавшего свои перо и кисть на нужды революции, была глубоко органична для Маяковского, отвечала его эстетической концепции вторжения искусства в действительность.

В поэзии Маяковского 20-х годов появляется лирический герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - «Люблю» (1922 г.), «Про это» (1923 г.), «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928 г.) и другие. В результате поездок Маяковского в капиталистические страны (США, Германия, Франция, Куба и другие) появляются циклы стихов «Париж» (1924-25 гг.) и «Стихи об Америке» (1925-26 гг.). Маяковский выступал как полпред молодого социалистического государства, бросающий вызов буржуазному строю.

Пафос безымянности («миллионы пою») в творчестве поэта уступал место более гармоничной концепции личности. Как и М. Горький, Маяковский стоит у истоков советской ленинианы. В поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924 г.) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. Маяковский осознавал огромное значение личности Ленина - «самого человечного человека», «организатора победы» пролетариата. Поэма явилась гимном «атакующему классу» - пролетариату и его партии. Ощущая себя «...солдатом в шеренге миллиардной» (там же, том 7, 1958, стр. 166), Маяковский рассматривал устремлённость к коммунистическому будущему как критерий всей созидательной деятельности, в том числе и поэтической. «...Великое чувство по имени класс» было основной движущей силой творчества Маяковского советского времени. Поэму «Хорошо!» (1927 г.) А. В. Луначарский назвал «Октябрьской революцией, отлитой в бронзу»; Маяковский воспевал здесь «весну человечества» - своё социалистическое отечество. Наряду с Горьким Маяковский становится основоположником социалистического реализма в советской литературе.

В эти годы Маяковский создал такие лирические шедевры, как «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Сергею Есенину» (оба 1926 г.), «Стихи о советском паспорте» (1929 г.) и другие.

Лиризм Маяковского всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. Маяковский - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, «сплошного сердца». Вера в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает» рваться в завтра, вперёд». Выступление Маяковского против бюрократизма и заседательской суетни в стихотворении «Прозаседавшиеся» (1922 г.) вызвало большое «удовольствие» Ленина. Вдохновленный одобрением вождя революции, Маяковский и позднее громил всяческих «помпадуров», примазавшихся к партии и прикрывавших партбилетом своё эгоистическое мещанское нутро («Помпадур», 1928 г., «Разговор с товарищем Лениным», 1929 г.). В стихах конца 20-х годов, в пьесах «Клоп» (1928 г., поставлена в 1929 г.) и «Баня» (1929 г., поставлена в 1930 г.) предстала целая галерея типов, опасных своей социальной мимикрией и пустопорожней демагогией. Сатирические пьесы Маяковского, новаторские и по содержанию, и по форме, сыграли большую роль в развитии советской драматургии.

Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии; его воздействие испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер и другие. Исходя из своей идейно-художественной задачи, Маяковский существенно реформировал русский стих. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя. Это сказывается в системе графических обозначений: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиционной орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графической фиксации текста - «столбика», а с 1923 - «лесенки», отражающих паузирование. Стремление к максимальной выразительности стиха проходит по разным линиям: лексики и фразеологии, ритмики, интонации, рифмы.

Маяковский возглавлял литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и позднее - РЕФ (Революционный фронт искусств); редактировал журнал «ЛЕФ» (1923-25 гг.) и «Новый ЛЕФ» (1927-28 гг.), но пришёл к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творческому общению советских писателей, и в феврале 1930 г. вступил в РАПП, которую рассматривал как массовую литературную организацию. Сложная обстановка последних лет личной жизни и литературной борьбы привела Маяковского к депрессии и самоубийству. Поэма «Во весь голос» (1930) воспринимается как поэтическое завещание Маяковского, полное глубокой внутренней веры в торжество коммунизма. Творчество Маяковского широко изучается и в СССР, где создан целый ряд крупных монографических исследований, и за рубежом. Однако его поэзия явилась объектом субъективистской интерпретации со стороны так называемых советологов, пытающихся исказить поэтический облик Маяковского, выхолостить революционное содержание его поэзии. Произведения Маяковского переведены на все основные языки народов Советского Союза и зарубежных стран.