Рассмотрим еще один фактор, существенно влияющий на систему образования.

В последние годы термин "глобализация" прочно вошел в научный оборот и политический лексикон. Чаще всего его используют для характеристики изменений, происходящих с конца 70-х годов в системе «мирохозяйственных связей и международных отношений». В частности, известный американский политолог С. Краснер отмечает, что термином """глобализация" обозначаются такие явления, характерные для мирового и; развития в конце XX в., как легитимизация прав человека; унификация, правил заключения торговых сделок; невиданные темпы создания и распространения новых средств связи; увеличение числа и усиление влияния международных неправительственных организаций; быстрый рост международных рынков капитала; расширение легальной и нелегальной иммиграции и

Некоторые исследователи полагают, что понятие "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация", и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Важнейшей чертой новой системы становится ее транснациональность. Общепризнанно, что глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия.

Как пишет в своей работе «Глобальное видение и новая наука» М.А. Чешко, термин глобальность означает широкую совокупность процессов и структур, которую можно выразить как процесс взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Иначе говоря, в современном мире создается единое целое, где любое локальное событие определяется событиями в других локусах и наоборот. Эти процессы и выступают как «феномен глобальности и глобализации».

На сегодняшний день четкое определение глобализации в научной литературе практически отсутствует. Проблемами глобализации занимаются многие общественные научные дисциплины, при этом в термин "глобализация" вкладываются присущие конкретной науке специфические значения. Для одних глобализация -"распространение рынка на всю планету", "возрождение универсальных западноцентристских ценностей", "утверждение идеологии неолиберализма", "проявление нового империализма и


нового колониализма", "гомогенизация мира". Другие видят в глобализации "движение к общечеловеческим ценностям", "позитивный процесс, способствующий экономической и социальной эффективности", и т.п.


В конце 90-х годов по мере проявления влияния глобализации на национальные, социально-экономические и политические системы взгляды на нее претерпели существенную эволюцию. Не подтвердились многочисленные прогнозы относительно "заката" национальных государств. Такие понятия, как "мировое общество" или "глобальная культура", пока еще больше относятся к сфере социальной фантастики, нежели являются реальностью. Недостаточно эффективны в достижении поставленных целей международные организации, которые, по мысли отдельных авторов, должны были стать основой нового глобального политического управления. Более того, их все чаще критикуют за лоббирование интересов транснациональных корпораций и внедрение рыночной идеологии во все сферы деятельности и по всему миру. Как писал французский исследователь Э.Перро, глобализация представляет собой "процесс интеграции разнообразных культур в единую рыночную логику".

В последнее время со всей очевидностью проявились негативные последствия глобализации. В первую очередь это относится к таким сферам, как массовая информация и мировые финансы, где глобализация приобрела наиболее ясные и четкие формы.

Так, вместо "планетарной деревни", в которую должен был превратиться мир благодаря революционным изменениям в сфере телекоммуникаций и созданию глобальной сети Интернет, сегодня все больше говорят о "культурном империализме" и навязываемой насильственной вестернизации. Активизируются движения в защиту прав граждан и потребителей на свободный доступ к информации и культурному наследию. Последнее требование приобретает особое звучание, если учесть, что под влиянием стимулируемой глобализацией миграции населения общества в развитых странах становятся во все большей степени многоэтническими и мультакультурными, в то время как по каналам средств массовой информации гражданам навязываются стандартизированные культурные стереотипы. Что касается развивающихся стран, то там культурная глобализация чревата ростом напряжения в обществе, поскольку ведет к трансформации или разрушению традиционных связей, ценностей и поведенческих моделей.

Кризисы, потрясшие мировую финансовую систему и финансовые рынки, на которых котируются акции высокотехнологичных компаний, составляющих основу "экономики знаний", показали, что глобализация не устранила противоречий свободно-рыночной экономики, но лишь перенесла их на глобальный уровень.


Негативные проявления глобализации и неоправдавшиеся прогнозы тем не менее не устраняют того факта, что глобализация носит объективный характер и стала результатом экономических, политических, иституциональных и социальных перемен, вызванных радикальными преобразованиями в производственной сфере под влиянием технологического переворота, связанного в первую очередь с микроэлектронной революцией.

Рассмотрим, как влияет глобализация на образование. Процесс информатизации, рассмотренный выше, привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Рост влияния таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла, на конкурентоспособность заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров, таким образом, становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.

Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать "обеспечение непрерывной полготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.

Так, в докладе "Образование и компетентность в Европе", опубликованном в январе 1989 г. "Круглым столом" европейских промышленников (КСЕП) указывалось, что промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции, жизненно важные для их будущего процветания. В докладе также выражалось сожаление, что "правительства все еще рассматривают образование как исключительно внутреннее дело, из-за чего промышленность может оказывать лишь слабое воздействие на образовательные программы". Вывод, сделанный в докладе, состоял в необходимости усиления связей между образовательными учреждениями и промышленностью, в частности, путем развития дистанционного обучения и образования, а также внедрения в сферу образования компьютерной техники.

В целом указанная стратегия должна была способствовать приспособлению системы образования и профессионального обучения к требованиям промышленных корпораций, действующих сегодня в условиях формирования мирового рыночного пространства.

Требованиям новой модели экономического развития должно соответствовать и содержание школьного образования. По мнению адептов неолиберализма, в условиях глобализации промышленные


страны могут успешно конкурировать в борьбе за инвестиции только путем повышения уровня подготовки своей рабочей силы, инновационных способностей научного и технического персонала, обеспечивающих эффективность функционирования предприятий. Современная школа, по их мнению, должна постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда. В этих условиях задача школы - дать будущему работнику широкое образование, включая знания в области предпринимательства, разрешения кризисных ситуаций и др., а также обучить навыкам восприятия новых знаний, с тем чтобы, придя на производство, он смог получить знания, необходимые для выполнения конкретной работы.

Поиск решения проблемы идет по самым разным направлениям. В Великобритании, например, в 80-е годы упор был сделан на развитие системы профессиональной подготовки молодежи. Правительство приняло две специальные программы и финансировало их реализацию "Схемы молодежного профессионального обучения" и "Инициативы в области профессионально-технического образования", направленные на укрепление связи между "школой и производством" и на внедрение предпринимательской культуры в школьное образование. Ныне по этому пути идут французские власти. В частности, в октябре 2000 г. министерство образования Франции совместно с Движением предприятий Франции провели "Неделю взаимодействия школы и предприятия". Цель мероприятия - улучшить взаимодействие школ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся, стимулировать интерес школьников к предпринимательству.

Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие

Идея непрерывного образования получила поддержку и в деловых кругах. В докладе КСЕП, подготовленном в 1995 г., утверждалось, что человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей его жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".

Основная роль в процессе обучения на протяжении всей жизни отводится системе дистанционного обучения. Как отмечалось в отчете о "круглом столе" стран - членов ОЭСР, состоявшемся в феврале 1996 г. в Филадельфии, новые формы обучения не требуют постоянного присутствия педагогов, но могут реализовываться компаниями, предоставляющими образовательные услуги. Что касается


государственной системы образования, то ей участники "круглого стола" отвели роль гаранта доступа к обучению преимущественно тех, кто "не в состостоянии обеспечить рентабельный спрос на образование". В целом, по мнению деловых кругов, на государство возлагается обязанность обеспечивать гражданам базовое образование.

Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие.

Однако столь радикальное вытеснение государства из образовательного процесса пока носит декларативный характер. Скорее приведенные выше высказывания отражают стремление деловых кругов, и прежде всего корпораций, работающих в сфере информации и коммуникаций, освоить новый рынок образовательных услуг, формирующийся под влиянием глобализации. Что касается государства, то ему в этом процессе отводится роль финансового донора.

В последнее двадцатилетие многие развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем образования, содержание и направление которых все в большей степени определяет глобализация. Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных «экономик в целом требует от системы образования большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них. В новых условиях особую важность приобретают вопросы эффективности функционирования образовательных учреждений и рациональности распределения финансовых ресурсов.

По мнению либеральных идеологов глобализации, достижение указанных целей возможно лишь в условиях рыночных отношений в сфере образования. В докладе Мирового банка "Политикой стратегия в области образования", подготовленном в 1995 г., утверждается, что логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление ""оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения"

Эксперты Мирового банка считают, что в новых условиях задача государства в сфере образования состоит в гарантировании права бедных на доступ к образованию, распространении информации об образовательных возможностях, обеспечении качества образования путем внедрения образовательных стандартов и мониторинга их соблюдения.


Уже сегодня во многих странах централизованный контроль государства за образовательными учреждениями, особенно школьными, вменяется контролем со стороны местных органов власти и негосударственных организаций, являющихся своего рода попечительскими советами, куда наряду с представителями местного самоуправления и родителями входят представители деловых кругов. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между учебными заведениями ведут к коммерциализации образования. Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг, и на основе такого подхода строятся их взаимоотношения с образовательными учреждениями. Активно входят в жизнь такие понятия, как "рынок образования», образовательные предприятия", "образовательный бизнес" и т.п.

Рыночные силы становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования. Появляется все больше негосударственных образовательных учреждений, деятельности которых и предоставляемые ими услуги стремительнодиверсифицируются по мере развития информационных технологий, формирование мирового рынка образовательных услуг, которого к 2005 г. могут составить в 90 млрд. долл. В мае 2000 Ванкувере состоялся первый мировой салон образования, в которого приняли участие 3 тыс. профессионалов, представляющих 458 частных и государственных организаций из 56 стран, занимаются подготовкой кадров, дистанционным обучением, созданием образовательных систем, обучением иностранных студентов и размещение учебных заведений за рубежом, производством технического образования и программного обеспечения для образовательных учреждений. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями.

Необходимо обратить внимание на то, что сегодня растет число противников глобализации образования. Они считают, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам, а дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свобод доступ к образованию. Они выступают против усиления утилитарного, потребительского подходов к образованию, против выхолащивай» образования духовности и просветительства.


Глобализация как объективный фактор, имеющий позитивные и негативные влияние требует тщательного учета его на развитие системы образования.

Выводы

1. Информатизация является объективной закономерностью развития общества и системы образования. Отличительной чертой этого явления является широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе Интернет во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и образовании.

2. Термин "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация" и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, в том числе и образование.

3. Одним из следствий глобализации, а также в силу индустриализации и коммерционализации образования возникает понятие образовательные услуги. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в перечень услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями. Это было подтверждено документами на мировом салоне образования в Ванкувере в 2000г.

Вопросы для самоконтроля и рефлексии

1. Дайте определение процесса информатизации и глобализации образования. Отметьте их положительные и отрицательные стороны.

2. Обоснуйте объективность и процессов и их всеобщность для различных сфер жизни общества.

3. Обоснуйте положение о том, что процессы информатизации и глобализации образования являются объективными процессами, характерными не только для системы образования.

4. Приведите конкретные примеры результатов информатизации и глобализации образования на уровне образовательного учреждения, где вы обучаетесь.

5. Сформулируйте отличия глобализации и интернационализации.


Литература

1. Колин К.К. Социальная информатика-М.:-198с

2. Концепция информатизации образования. «Информатика и образование». М., 1990. № 1.

3. Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема. «Дистанционное образование». М., 1998, № 4.

4. Анненков В.В., Взятышев В.Ф., Казакова, Овсейцев А.А. «Учебно-научные сетевые дискуссии и их роль в активизации самостоятельной работы студентов». – М.: МЭИ,СТОИК, 2002

5. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского общества. Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». Изд-во «Наука». М., 1996, вып. 8.

6. Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты Глобализация и образование Сб. обзоров Отв ред Зарецкая С.Л. –М.: ИНИОН,2001. -с.21-38.

7. Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. - М.1998. - 81 с.

Глобализация - это направление развития всего мира, которое идет уже столетиями и даже тысячелетиями. И чем дальше - тем быстрее. В двадцатом веке этот процесс вышел на новый уровень благодаря научно-технической революции. В наше время этот процесс ускоряется невиданными темпами - чего стоит только возможность обучения практически чему угодно при наличии лишь компьютера и доступа во Всемирную сеть.

Что же она собой представляет?

Первоначально немного о значении слов. Некоторые исследователи считают, что обозначение «глобализация» пришло на смену понятиям «интернационализация» и «взаимозависимость». Сейчас она оценивается как унификация и масштабирование в мировом масштабе. Глобализация - это новый уровень международных отношений. И образование здесь не исключение. Что же она собой представляет? Под глобализацией образования понимают широкую совокупность структур и процессов, которые являются взаимопроникающими, взаимозависимыми и взаимообусловленными. Иначе говоря, создают единое целое, в котором любое локальное событие влияет на то, что происходит в других частях.

Глобализация образования началась в конце 90-х годов. Она представляет собой создание единого информационного поля, позволяющего получать все необходимые данные. Здесь следует выделить государственную и частную инициативу. Например, к первым относятся программы «Российские электронные библиотеки» и «Национальная сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы». Как образец частной инициативы можно вспомнить «Академию Хана».

Важную роль во всех случаях играют Достаточно иметь электронно-вычислительную машину и доступ в интернет - и перед человеком открываются буквально неограниченные возможности для обучения. Вот что собой в общих чертах представляет глобализация образования. Это, безусловно, в общих чертах позитивное явление. Но при этом есть и негативные эффекты. Хотя их в большей мере можно классифицировать как косвенные, это не меняет самой сути сложившегося положения. Но давайте не будем спешить: позитивный и негативный эффекты глобализации образования рассмотрим позже.

Об информатизации

Важной особенностью современного общества в целом и образования в частности является широкое распространение продвинутых технологий общения. Даже сельская школа может иметь доступ к самым качественным материалам. И это все благодаря данному процессу. Информатизация общества в современном понимании слова началась в семидесятых годах прошлого столетия. В двадцать первом веке этот процесс приобрел поистине глобальный масштаб. Под влиянием информатизации во многих сферах человеческой деятельности происходят кардинальные изменения. Это не только образование, но и наука, культура, здравоохранение, бытовая сфера, экономика.

Все происходящие изменения масштабны и затрагивают самые глубины общества. При этом они являются взаимосвязанными. Рассмотрим пример: есть предприятие, осуществляющее экономическую деятельность. Чтобы не потерять конкурентоспособность и улучшить свои собственные позиции, оно проводит обучение персонала. Частично оно идет в специализированном центре подготовки, а также с помощью автоматизированной системы (которая проверяет выполнение домашнего задания).

Может быть и такое, что объекты обучения вообще находятся на значительном расстоянии и вживую не встречаются. В таких случаях роль информационных систем дополнительно возрастает. Рассмотрим еще один пример. Есть сельская школа, в которой учится способный ученик, не удовлетворенный качеством подачи материала. Если он достаточно самоорганизован, то может заняться собственным образованием самостоятельно. Существует большое количество видеоматериала, пособий и даже сред обучения, ведущих буквально за руку к новым знаниям. Тот, кто хочет учиться, сейчас имеет для этого все необходимое. Необходимо буквально протянуть руку и воспользоваться шансом. При этом без информатизации глобализация образования представляется делом сложным, даже невыполнимым. Как же все начиналось?

Ситуация в РФ

Глобализация образования в России была начата в довольно далеком 1985 году. Тогда было принято чрезвычайно важное решение правительства о том, чтобы направить в сферу образования несколько тысяч первых персональных компьютеров. Также был введен общий курс основ информатики и вычислительной техники в средних школах. В общественное сознание начало проникать новое понятие, сейчас известное практически каждому - компьютерная грамотность. Оно подразумевает владение навыками решения определенных задач с использованием электронно-вычислительной машины. Кроме этого, на нем изучались основные идеи информатики, а также роль этих технологий в процессе развития общества.

Перед самым распадом СССР было внесено изменение. А именно - создана концепция информатизации образования. Она определяла основные направления, а также этапы развития общества. В Концепции подчеркивалось, что ее главная цель - обеспечение процесса подготовки человека к полноценной жизни в информационном обществе. Ставка делалась не только на материально-техническую базу, но и на формирование новой культуры педагогического труда и подготовку учебно-методических комплексов. Она заложила основу для развития всего этого в современной Российской Федерации.

Какие факторы глобализации образования сейчас играют существенную роль?

Отвечая на этот вопрос, необходимо выделить четыре основных момента:

  1. Оснащение современными средствами телекоммуникационных и информационных технологий. Они используются как новый педагогический инструмент, позволяющий существенно повысить эффективность образовательного процесса. Начинал формироваться этот фактор с введения в традиционные учебные дисциплины компьютеров. Сейчас он значительно развился и предлагает педагогам различные организационные формы работы, а также новые средства. Существует практически всех стадий образовательного процесса.
  2. Применение современных средств информационно-коммуникационных технологий и баз данных для поддержки ученика и учителя. Они позволяют обеспечить удаленную работу, а также доступ к методической и научной литературе. Причем не только той, что есть в стране, но и к существующей во всем мире! Развитие системы образования не стоит на месте, и если кто-то захочет получить доступ к курсам самых передовых университетов - это не проблема, ведь их наработки, как правило, можно найти в открытом доступе.
  3. Развитие и увеличение распространенности дистанционного обучения. Это позволяет существенно расширить масштаб информационно-образовательного пространства.
  4. Пересмотр с последующим радикальным изменением содержания подготовки на всех этапах процесса. Такая ситуация обуславливается быстрой информатизацией общества. Происходящие изменения ориентированы не только на общеобразовательное и профессиональное обучение, но и на выработку новой, более гибкой модели поведения людей в жизни и деятельности в существующих условиях.

Какие проблемы глобализации образования существуют?

Увы, без этого не обошлось. Предполагалось, что доступ к полезной и нужной информации позволит развеять заблуждения и суеверия людей, повысит общий культурный уровень и принесет еще ряд полезных эффектов. По факту же глобализация дополнительно дала им отдельную площадку, где люди, верящие в мифологию, магию и тому подобное, могут объединяться, благодаря чему из-за длительного пребывания в окружении единомышленников суеверия только крепнут.

Актуальны риски глобализации образования и для массовой информации. Они выражаются в виде так называемого культурного империализма. Например, активизируется борьба за свободный доступ к информации и культурному наследию. С одной стороны, это весьма неплохо. Но с другой, учитывая значительные потоки мигрантов, растущую многоэтничность и мультикультурность, это ведет к росту напряжения в обществе. Как пример можно привести Российскую Федерацию, в которую каждый год безвозвратно приезжают жить сотни тысяч мигрантов. В связи с этим идет трансформация и разрушение традиционных поведенческих моделей, связей и ценностей.

Кроме этого, глобализация современного образования способствует и повышению мобильности высокообразованных кадров и умелых людей на международном уровне. В Российской Федерации этот процесс широко известен как «утечка мозгов». Как он выглядит? Есть человек, он обучается. Показывает хороший результат, получает высшее образование (или даже для этого выезжает за границу), а затем, после большого количества трат, он переезжает работать в другое государство.

Тем не менее глобализация носит объективный характер. Она является результатом политических, экономических, социальных и институциональных факторов. И множество ее негативных моментов являются логично вытекающим следствием научно-технической революции.

О влиянии

Давайте рассмотрим, как глобализация влияет на образовательные процессы. И нам нужен точный источник информации. В качестве такового выступил сайт департамента образования в Москве. На нем выложено множество интересной информации. Если кратко, то в мире наблюдается тенденция, когда человеческий ресурс признается новым параметром конкурентоспособности предприятий. Повышение качества услуг и товаров, сокращение жизненного цикла и диверсификация, интегральный подход к решению вопросов - все это невозможно без образованных и подготовленных кадров. Причем некоторые предприятия рассчитывают получить уже подготовленных специалистов, тогда как другие делают ставку на прием людей со способностями и знаниями, а затем уже подтягивают их до необходимого квалификационного уровня.

К тому же процессы глобализации имеют и ряд других преимуществ. Например, если посетить сайт департамент образования в Москве, то можно с радостью обнаружить, что не нужно идти лично записывать ребенка в детский сад/смотреть результаты олимпиады/подавать заявку в профессиональное училище/узнавать посещаемость школьника. Это все можно сделать посредством его сетевого ресурса. Согласитесь, это значительно облегчает бюрократическую волокиту и экономит время.

Таким образом, больше времени остается на обучение. Также информационные системы позволяют обеспечивать непрерывную подготовку людей. В связи с этим становится актуальным оценивание качества образования, которое получает человек. Здесь есть определенная проблема. Очень часто оценить результативность обучения за краткосрочный период не представляется возможным, поскольку эффект может относиться к убыточным операциям, что редко возникают, а также часто обнаруживается суммирование последствий, которые и помогают приблизить желаемые рамки.

К чему идет дело?

Процесс глобализации образования двигается в направлении повышения уровня подготовки людей, их технического, научного и инновационного потенциала. Современная система обучения должна постоянно отслеживать изменения требований, что выдвигаются рынком труда. То есть необходимо подготовить к тому, что получать образование придется всю свою жизнь. Для этого необходимо множество полезных навыков, среди них восприятие новых знаний, решение кризисных ситуаций, определенные управленческие моменты.

Идея непрерывного образования нашла поддержку в кругах работодателей. То есть они согласились с мыслью, что человек должен иметь возможности для обучения на протяжении всей жизни. И действительно, стоит вспомнить пусть даже немного экзотические университеты пенсионеров, и становится понятно - изменения необратимы. Глобализация оказывает все более сильное влияние, и сфера образования здесь не исключение. Учиться придется всю жизнь.

Каково сейчас положение?

Несмотря на то, что образование, предлагаемое государством, постепенно теряет свою роль, радикальное вытеснение и получение свободы в рамках учебного процесса пока является, по сути, декларативным. Безусловно, есть существенная тенденция к глобализации. Формируется новый рынок образовательных услуг, который позволяет увеличивать качество получаемых нами знаний, навыков, умений. При этом роль государства все более сводится к выступлению в качестве финансового донора, когда оно собирает налоги с граждан, а затем распределяет их на нужды процесса обучения. И это неудивительно и вполне укладывается в существующую тенденцию.

Образование широких масс - это важный фактор не только для конкретных производителей, но и для целых национальных экономик. В этой ситуации все заинтересованы в том, чтобы был самый лучший расклад. Поэтому сейчас активно стоят вопросы эффективности распределения финансовых ресурсов и функционирования образовательных учреждений. При этом понятно, что движение в любую сторону должно сохранять гарантии на получение бесплатного обучения. При этом необходимо широко распространять информацию о всех существующих возможностях. Ведь мало, чтобы что-то существовало, необходимо, чтобы об этом еще и знали. Также следует упомянуть и о довольно слабой тяге к постоянному обучению со стороны рядовых граждан. Увы, но сейчас довольно часто приходится констатировать, что вредное времяпровождение (телевизор, сигареты, алкоголь) более распространено, нежели улучшение человека в плане разумности.

Выводы

Больше всего на традиционную систему предоставления образования влияют рыночные силы. Постоянно повышаются требования к качеству предоставляемого обучения. Ответом на это стало появление частных образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой в определенных направлениях или даже отдельных групп компаний. Если подытожить вышесказанное, то получится следующее:

  1. Информатизация - это объективная закономерность развития всего общества и, в частности, системы образования. Отличительной особенностью этого явления является широкомасштабное применение телекоммуникационных технологий.
  2. Понятие глобализации характеризует новый этап международных отношений в социальной, политической и экономической сферах. Оно обладает всеобъемлющим характером и затрагивает все стороны человеческой деятельности.
  3. Благодаря индустриализации и коммерциализации возникли образовательные услуги, которые выступают в качестве альтернативы, а также восполняют слабые моменты традиционного обучения.

Заключение

Вот и было рассмотрено понятие глобализации образования. Этот процесс протекает не без усложнений. Так, необходимо отметить тот факт, что растет количество противников глобализации образования. Они считают, что такая тенденция угрожает национальным системам подготовки кадров, а также осуществляет наступление на права граждан - например, на свободный доступ к необходимым для обучения материалам. При этом осуждается усиление утилитарно-потребительского подхода как такового, что угнетает дух просветительства. Говорить о принятии определенной конечной формы этого процесса пока что не приходится, ведь появляются все новые разработки и воплощения идей, позволяющие придать образованию все большую гибкость. Что ж, следует надеяться, что это приведет к самому лучшему результату.

Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами:

· Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики;

· Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;

· Стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность, уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур;

· Вестернизация (американизация) духовных ценностей, связанная с доминирующей позицией западной цивилизации в экономическом, научно-техническом и политической жизни человечества.

Мировая наука полиструктурная: для нее характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры. Процессы глобализации в образовании можно рассматривать в нескольких аспектах: институциональном, концептуальном, процессуальном.

Институциональный аспект. К ним относятся ЮНЕСКО, Всемирный Банк, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития и т.д.. ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера.

Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческой деятельности ЮНЕСКО ориентирована на:

· Создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

· Обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

· Привлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

· Исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны;

· Прогнозирование эффективных путей развития и интеграции;

· Сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

ЮНЕСКО сегодня остается главным учреждением, которое в наибольшей влияет на образование. Свою деятельность в образовательной сфере она осуществляет через ряд институций, основными среди которых являются: Международное бюро образования (МБО), что с 1969 г. официально стало частью ЮНЕСКО. Его штаб-квартира находится в Женеве.

Учреждение является ведущей в области сравнительно-педагогических исследований, предметом которых выступает: содержание образования, принципы и методы обучения, педагогические инновации подобное. Международный институт планирования образования (МИПО) было создано в 1963 г. в Париже. В 1998 г. офис института открылся в Буэнос-Айресе.

Рассматриваются актуальные проблемы теории и практики прогнозирования и планирования образования. Ведущая функция МИПО - содействие повышению качества образовательной политики, планирования развития образования и образовательного менеджмента в разных странах мира путем повышения квалификации управленческого персонала, исследование проблем и перспектив его деятельности.

В 1951 г. в Гамбурге был основан Институт образования ЮНЕСКО (ИОЮ). Он занимается проблемами образования взрослых, непрерывное образование, преодоление неграмотности среди взрослых.

Среди международных проектов интеграционной активности институтов ЮНЕСКО выделяется существующая с 1953 г. сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО (АSР-пеt). Деятельность ее является примером глобализации в образовательной сфере - примером сотрудничества в деле повышения роли образования в утверждении ценностей мира, культуры и толерантности. Провидниим центром, который создает и испытывает самые формы и методы интеграции в различных сферах общественной жизни является Совет Европы (СЕ), создана 5 мая 1949 В последние годы СЕ особенно озабочена проблемами исследования среднего образования. Европейский союз (ЕС) играет первостепенную роль в разработке направлений социально-экономической и политической стратегии западноевропейских государств. Он был основан в 1951 г., современное название получил в 1994 г.

Приоритетными целями ЕС развитие общеевропейского измерения образования, содействие мобильности и налаживания связей между университетами и школами Европы. Достаточно влиятельным относительно развития глобализационных процессов в образовательной сфере остается Всемирный Банк. По мнению специалистов Банка, наиважнейшими факторами, которые повлияют на развитие образования на современном этапе, является демократизация, рыночная экономика, глобализация, значительные технологические инновации, эволюция общественного и частного факторов.Своей деятельностью Банк способствует предоставлению каждому индивиду шанс для получения начального и базового образования на должном уровне качества; соответствующих навыков, достаточных для жизни в условиях глобальной экономики; пользования выгодами, что создает образование в общественной жизни; обогащение положительным опытом духовных отношений. Итак, ведущей целью своей образовательной политики Всемирный Банк сегодня считает содействие улучшению качества образования путем:

· Перехода от традиционных методов, направленных на репродуктивное усвоение знаний, к инновационным, предусматривающие индивидуализацию учебного процесса, придания ему формы активного творческого сотрудничества всех участников;

· Акцентирование внимания на развитии фундаментальных учебных навыков, к которым относятся: чтение, письмо, счет, навыки мышления, социальные навыки;

· Предоставление возможности учиться в любом возрасте, что крайне необходимо для получения профессиональной мобильности;

· Оптимизации инфраструктуры образовательной сферы.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая 29 стран мира, является непосредственным участником процессов интеграции в образовательной сфере. В центре ее внимания - экономическая политика. Организация занимается проблемами успешного поступления людей в мир труда, повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов через непрерывное образование, соответствие профессионального образования спроса на рынке труда и т.д.

Концептуальный аспект. Последствия глобализации в образовательной сфере, ее цель, принципы, методы легли в основу ряда концепций, широко обсуждались педагогами на IX и X Всемирных конгрессах по сравнительной педагогики. В частности, известный бразильский компаративист Жасира да Силва Комара весь спектр образовательных глобализационных концепций предложил объединить в три группы в зависимости от типа взаимодействия различных культур в рамках учебной программы школы:

· Ассимиляционные, предусматривающие обеспечение приоритетного культурного и образовательного развития одной доминирующей нации и упадок других путем унификации;

· Мультикультурные, определяющие автономное развитие различных культурных групп, которые подчеркивают свою специфику, уникальность. Такой подход не создает предпосылок для взаимодействия, взаимообогащения этих культур.

· Интеркультурная, направленные на взаимном и взаимообогащение различных культур путем установления широкого спектра контактов.

Процессуальный аспект. Примерами глобальных образовательных преобразований, т.е. процессуальных аспектов, являются: введение во всём цивилизованном мире в ХVII в. классно-урочной системы, переход от монополии классической среднего образования к сосуществованию классической и реальной начале XX в., введение обязательного начального, а затем и базовой (неполной средней) образования, разработка и введение стандартов качества образования.

ГЛОБАЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски

В статье рассматриваются процессы глобализации, трансформации образования и связанные с этими процессами возможности развития и риски образовательной системы. Рассматриваются особенности изменений в образовании под воздействием процесса глобализации, социальных последствий, возникновение новых возможностей образования, новых рисков и их влияние на систему образования в мире. Особое внимание уделяется изменению социальных функций образования, в частности высшей школы, смене ее приоритетов в ответ на вызовы четвертой технологической революции.

Ключевые слова: социальные трансформации, глобализация, риски, «быстрые знания», технологическая революция.

В настоящее время образование в мире подвергается изменениям под воздействием процессов глобализации и четвертой технологической революции. Процесс осложняется не только внутренними потребностями разных национальных государств с разными экономиками и социальными отношениями, но и внешними факторами, среди которых глобализация и глобальный кризис, вскрывший несовершенства многих международных экономических институтов, что привело к новой социальной реальности в образовании, на мировом рынке труда, к пересмотру взглядов на функции образования.

Н. Л. Смакотина

Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой глобальных социальных процессов и работы с молодежью факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова E-mail: [email protected]

Natalia L.Smakotina

Doctor of Sociology, Professor, Faculty Global Studies, Lomonosov Moscow State University, hairholder of Global studies and youth

Как цитировать статью: Смакотина Н. Л. Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 21-28.

Новое социальное время и трансформации образования

Перечисленные внутренние и внешние факторы привели к глубинным изменениям. В чем же заключаются трансформации образования и в частности высшей школы?

Прежде всего, принципиально меняются структура, социальные роли участников разных уровней образования, его социальные функции, меняется парадигма образования. В системе рыночных отношений образование - это услуга, высшая школа стала одним из сегментов рыночной экономики, рынком производства и потребления образовательных услуг. В условиях усиливающейся конкуренции бизнес все более активно диктует системе образования свои требования. С точки зрения экономических агентов требуется непрерывная подготовка «человеческого ресурса», который, в свою очередь, должен обеспечивать конкурентное преимущество бизнесу. Образование в этом случае рассматривается как важная инвестиция для будущего процветания. Надо заметить, что подобной трансформации подвергается не только высшее или профессиональное образование, но также затрагивается содержание школьного образования.

Глобализация образования - процесс приспособления системы обучения к запросам глобальной рыночной экономики.

Схема 1. Глобализация образования

Новое социальное время отличается распространением информационно-коммуникационных технологий и глобальным взаимным подключением сетей, научно-техническими инновациями в разных областях,

что открывает большие возможности для преодоления «цифрового разрыва» и формирования общества, основанного на знаниях, также и в области устойчивого развития.

В соответствии с этим Организация Объединенных Наций формулирует новые цели в области образования - «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» .

Тенденции в сфере образования

Основными тенденциями современности остаются:

Гуманизация и гуманитаризация, что стимулирует направленность системы образования на формирование и развитие принципов взаимоуважения учащихся и педагогов, базирующихся на соблюдении прав личности, поддержании и укреплении здоровья, развитии личностного потенциала, чувстве собственного достоинства и установке на усвоение научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей независимо от уровня и типа образования; знание родного языка и владение иностранным; развитие навыков кросс-культурной компетентности; юридическая и экономическая грамотность человека.

Такой подход ориентирован на изменение образа педагогической деятельности и взаимодействия, переход на индивидуализацию и дифференциацию для обеспечения свободного и всестороннего развития личности.

Диверсификация образования призвана создать возможности выбора и стимулирования учащихся к самостоятельному принятию решений за счет обеспечения многообразия учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация и массовая доступность подразумевает ориентацию системы образования на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта - набора учебных дисциплин, компетенций в четко определенном объеме часов, стандартизированные системы оценок (рейтинги, баллы) и т.д. Ориентация только на оценку приводит к техническим методам контроля: методики тестирования = стандартизированные вопросы. Проверка объективности с помощью компьютера, избавление от «пристрастности» экзаменатора (ЕГЭ). Проблема валидности - освоение технологий

ответов, ориентирование студентов не на получение знаний и раскрытие своего творческого потенциала, а на подготовку к прохождению тестов - «натаскивание».

Порождением глобализации явилось появление новой тенденции - макдональдизации образования с ее лозунгом - «МОДНО. БЫСТРО. ПОВЕРХНОСТНО». Сам процесс основан на принципах эффективности, просчитываемости, предсказуемости и контроля, благодаря которым организация добивается доминирования в различных сферах жизни современного общества . Отличительными чертами являются эффективность, калькулируемость (количество, а не качество).

Еще одним из результатов глобализации стал феномен «быстрых знаний», распространение неравенства среди различных социальных категорий людей в сфере образования , столкновение учебников с миром телевизоров .

Образование, глобальный рынок труда и безработица

В ситуации, когда современная мировая экономика, в которой все больше доходов генерируется капиталом и все меньшая их часть трудом, труд становится все менее востребованным.

С развитием роботизации производство все меньше нуждается в присутствии человека. В современных компаниях, несмотря на большой объем инвестиций, не происходит прироста количества рабочих мест, а в некоторых высокотехнологичных областях количество рабочих мест сокращается. «Тайваньская компания Foxconn (основной поставщик Apple) - один из пионеров нынешней волны роботизации, с 2007 года стала производить роботов Foxbots, способных выполнять до 20 производственных функций и замещать рабочих. В планах Foxconn - довести уровень роботизации до 30% к 2020 году. Более долгосрочный план - полностью автономные отдельные фабрики . Следует отметить, что перспективы замены работников роботами в малоразвитых странах даже выше, чем в высокоразвитых. Это связано с тем, что низкоквалифицированного работника проще заменить роботом. Инвестиции в современное производство все в меньшей степени будут идти параллельно с созданием рабочих мест.

Основатель AlibabaGroup Джек Ма на форуме «Открытые инновации» высказал мнение, что мир ждет полностью электронная коммерция и электронная экономика. По его словам, производство не будет создавать

новые места, так как им будет заниматься искусственный интеллект .

Другой пионер новой экономики - Uber, приложение, революционизировавшее индустрию такси. «В Uber несколько тысяч сотрудников, а по контрактам на компанию трудятся порядка двух миллионов водителей по всему миру. Uber не считает водителей своими сотрудниками и не обеспечивает их каким-либо социальным пакетом: просто берет 25-40% комиссии за контакт водителя с клиентом... Но останавливаться на этом Uber не собирается: цель - полностью избавиться от «слабого звена», двух миллионов водителей. Несомненно, машины без водителей - дело ближайших нескольких лет, и акционерам Uber люди окажутся не нужны вовсе: у них будет капитал, которого вполне достаточно, чтобы заменить человека» .

С учетом роста населения земли сильному влиянию роботизации подвергнется и такая традиционная отрасль экономики, как сельское хозяйство. Уже сейчас разрабатываются автоматические сельскохозяйственные машины, а в некоторых государствах ведется разработка полностью автоматизированных ферм, что может привести к резкому сокращению работников этой сферы.

Проблема трансформации высшего образования в контексте деструктивного воздействия цифровых технологий

Развитие новых технологий, в том числе нейросетей, инструментов и методов обработки данных огромных объемов (big data) в перспективе может привести к исчезновению профессий, традиционно считавшихся творческими,- инженеров, юристов, журналистов, программистов, финансовых аналитиков, хирургов и парикмахеров, поваров. В то же время жесткая привязка к человеческому фактору усложняет замещение роботами таких профессий, как шоумены и политики.

Одной из особенностей искусственного интеллекта является его способность развиваться. Роботы учатся быстрее людей, что может привести человека к отставанию от искусственного интеллекта. В этой связи закономерно возникает ряд вопросов: каким должно быть образование? Сохранит ли образование функцию социального лифта в условиях автоматизации и робототехники или утратит ее?

Глобальная турбулентность приводит к еще большему социальному неравенству, наиболее статусным может оказаться владение не знаниями, а роботами и искусственным интеллектом.

Новые формы глобальных рисков

Одним из проявлений глобализации является ее пространственная характеристика, всеохватывающий процесс, развивающийся во всех средах: водной, наземной, воздушной, космической и виртуальной. Современное информационное пространство создает совершенно иную систему - социобиотехнологическую, законы которой пока еще не изучены . В этой связи информационное пространство является не только благом, но и источником появления новых рисков (точечные и рассеянные хакерские атаки и др.). Как показали У Бек, Э. Гидденс и Дж. Урри, процесс современной глобализации потенциально рискоге-нен именно потому, что он насильственно унифицирует национальную и культурную специфику независимо от желания людей или местных сообществ. И это, по сути, иная форма насилия.

Всеохватывающий процесс глобализации с его новыми формами и событиями (четвертая промышленная революция) сжимает время и пространство, сужая и социум, воздействуя на сознание и поведение людей в разных частях планеты. Процесс глобализации сопровождается глубокими трансформациями, их последствиями, формирующими новую реальность, новые условия жизни и развития социума, вынуждающие личность, социальные группы и социальные институты находить новые формы социальной адаптации для жизни и развития.

Утверждение, что мир вступил в эпоху глобальных перемен, стало общеизвестной истиной. Но можем ли мы проанализировать, что нас ждет и насколько мы готовы к этому?

Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005 г.) описывает образование в ситуации ускорения технического прогресса и более быстрого устаревания компетенции как систему поощрения появления гибких механизмов обучения, в который научиться обучаться означало бы научиться размышлять, сомневаться, как можно скорее приспосабливаться, уметь обращаться к своему культурному наследию, соблюдая при этом общность мнений. Такая эволюция иллюстрирует изменение парадигмы: с одной стороны, образование или обучение не ограничиваются определенным и окончательным местом и временем, напротив, они призваны продолжаться в течение всей жизни; с другой стороны, человек находится в сердце постоянного процесса приобретения и передачи знания .

В «обществе знания» экспертные оценки ученых должны являться

механизмом прогнозирования рисков и путей их уменьшения. В этом состоит значение опережающих исследований. Для предупреждения техногенных, политических и других рисков социальные инновации должны предшествовать технологическим, политическим и пр.

Перечисленные проблемы глобализации образования поднимались на V Международном научном конгрессе «Глобалистика-2017: глобальная экология и устойчивое развитие», проходившем в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова 25-30 сентября 2017 года . Обсуждению проблем трансформации образования в условиях глобализации была посвящена работа секции «Глобализация и образование». В работе секции приняли участие представители 12 зарубежных стран (Армения, Азербайджан, Беларусь, Великобритания, Индия, Китай, Латвия, Молдова, Румыния, Узбекистан, Франция, Япония). Также в секции приняли участие делегаты более чем из 60 регионов РФ.

В рамках работы секции был затронут широкий спектр вопросов трансформации образования, включавший в себя различные типы и уровни образования. В частности, рассматривались проблемы трансформации национальных образовательных систем (на примере Узбекистана), вопросы формирования и развития кросс-культурных компетенций, экологического сознания и мировоззрения, проблемы реализации академической мобильности, социальные аспекты кризиса системы образования и воспитания в эпоху глобализации и др. Особенно острую дискуссию вызвали доклады, посвященные разработке систем образования для удовлетворения общемировых тенденций запроса рынка труда.

На секции также обсуждались новые формы социальной жизни молодежи, проблемы формирования культуры безопасности, перспективы развития научно-образовательной среды в современных университетах, различные образовательные практики на примерах отдельных стран (Китая, Молдовы, Румынии, Японии, Латвии, Армении, Абхазии) и ряда российских регионов.

В ходе работы секции были сформулированы основные вызовы и риски системы образования в современном мире. Ответом на эти вызовы были формирующиеся в мировом образовательном сообществе представления о возможных контурах новой системы школьного и высшего образования, воспитание новых ценностей общества, адекватных четвертой промышленной революции, развитие экологического сознания и мировоззрения у обучающихся. Также участниками дискуссий было

отмечено, что наряду с развитием новых подходов к обучению в школах и вузах необходимо преодолевать существующую культурную деградацию общества. Образование - глобальная проблема, так как в мире еще не существует понимания единой модели образования завтрашнего дня. По итогам дискуссии было сформулировано более точное понимание целей глобального образования как поворота от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном и социальном контексте.

Литература

1. V Международный научный конгресс «Глобалистика-2017» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/rus/event/4050/ (дата обращения: 08.11.2017).

2. Дж. Ритцер. Макдональдизация общества 5. М: Праксис, 2011. 592 с.

3. Зотин А. Робовладельческий строй. Как мы будем жить при суперкапитализме [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.mail.ru/ economics/31540676/?frommail=10 (дата обращения: 08.11.2017).

4. К обществам знания. ЮНЕСКО: 2005. С. 62-102.

5. Основатель Alibaba: скоро производством будет заниматься искусственный интеллект [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant. ru/doc/3441645?from=doc_vrez (дата обращения: 05.11.2017).

6. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unctad.org/ meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 15.09.2017г).

7. Яницкий О. Н. Четвертая научно-техническая революция и глубинные изменения процессов глобализации DOI: 10.19181/vis.2017.21.2.452. С. 18-25.

8. BoudonR. L"Inegalite des chances, La mobilitesocialedans les societesindustrielles. Paris: Armand Colin,1973. P. 66-102.

9. Baudrillard J. For a critique of the political economy of the sign. St. Louis: Telos Press Publ., 1981. 214 p.

Воздействие мировых социальных, экономических, политических, культурных и образовательных процессов усиливает тенденции увеличения взаимовлияния стран и народов. В условиях глобализации образования происходят существенные изменения группового и индивидуального сознания людей, жесткая конкуренции цивилизационных моделей, каждая из которых вносит свои краски в развитие мировой культуры и педагогики. Глобализация в сфере образования принимает определенные очертания в первую очередь под влиянием основных мировых цивилизаций Запада, Евразии и Востока.

Глобализация сулит человечеству качественно важные изменения в сфере культуры и образования. Открываются новые возможности обмена педагогическими знаниями, проектами. Образование становится мостом между воспитательными идеалами Севера и Юга – развитых и развивающихся стран. Как замечает в связи с этим филиппинский педагог Э. А. Аберин, глобализация сулит "новый синтез" национальных и мировых ценностей образования и воспитания. Увеличиваются возможности личности овладевать новыми и разнообразными духовными богатствами. Меняются направления и принципы воспитания и образования. Анализируя такую трансформацию, американский ученый Р. Хенви говорит о нарастании в воспитании "мировоззренческой перспективы" в виде широкого и открытого взгляда па многообразный социум, уважения любых "образов мира". Педагогическим принципом становится формула: "Культура моего народа нс лучше и не хуже культуры любого другого народа, в ней может быть то, чего нет в других культурах, но может присутствовать многое, что присуще другим культурам; следовательно, мое духовное обогащение зависит от моего умения вступать в диалог с иными культурами".

Глобализация оказывает неоднозначное воздействие на образование. Возникает немало социальных, культурных и педагогических проблем. Есть опасность, что глобализация может наносить ущерб национальным ценностям в воспитании, обострять проблемы несоблюдения социальной справедливости в сфере образования в соответствии с культурными, этническими, языковыми и прочими различиями. Системы образования многих стран испытывают сильнейший напор стандартов американской цивилизации. Подобный "американистский перекос", по словам австрийского ученого К.-Х. Грубера, вызывает отторжение у сторонников культурного многообразия при воспитании и образовании.

Отдельные государства как объекты глобализации образования выглядят сложным феноменом. Они включают в первую очередь несколько подсистем и социальных страт: педагогическую науку, структуры формального и непрерывного образования, учащихся и их семьи; преподавательский корпус. Судьбы подобного объекта складываются по-разному. Не исключен его распад (Чехословакия, Югославия и др.). В целом вследствие глобализации имеется тенденция к интеграции и расширению образовательных пространств.

Во многих государствах в немалой степени под влиянием глобализации возникает новая национальная общность. Последствия глобализации для культуры и воспитания могут быть различными: исчезновение национального многообразия культуры и воспитания; сосуществование глобальной и многонациональной культур и воспитания без сколько-нибудь заметной их интеграции; синтез глобальной и многонациональных культур и воспитания. В последнем случае глобализация вовсе нс означает культурную универсализацию и гомогенизацию воспитания. Напротив, в воспитании происходит слияние, взаимодействие мировых и национальных ценностей культуры.

Стремление к созданию общности образовательного пространства – историческая традиция жителей Нового Света и Зеленого континента. Непрестанный поток иммигрантов привел к появлению в США, Канаде и Австралии уникального национального и культурного многоцветия. Воспитание оказалось мощным инструментом государственности и национального объединения. Вместе с тем всегда сохранялись стремления отдельных национальных групп путем воспитания и образования сберечь и развить язык и культуру предков. Современная педагогическая политика – продолжение традиций исторически длительного и неоднозначного процесса конвергенции населения Северной Америки и Зеленого континента.

В Западной Европе на притяжении последних 50 лет возник крупнейший в мире транснациональный объект воспитания и образования. Это произошло в условиях демографических перемен, которые привели к тому, что население Западной Европы сделалось значительно более пестрым в культурном и этническом отношении.

Педагоги Западной Европы ставят вопросы образования на фоне и под влиянием глобализации. Принципы образования аккумулированы в виде лозунга "учить жить вместе" (learning to live together). Воспитание предназначено для развития плюралистической европейской идентичности, восприятия личностью ценностей различных этносов и культур, для конструктивного диалога жителей Европы. Образование должно удовлетворять потребности национальных и общеевропейской культур. Подчеркивается двойная функция воспитания европейской гражданственности: поощрения национальной самобытности и преодоления национальных антагонизмов.

В сфере образования эффективно действуют два главных интеграционных объединения – Совет Европы и Европейский союз. Школа и педагогическая наука принимают активное участие в строительстве "европейского дома". Создание общего образовательного пространства, воспитание европейского сознания – одни из главных векторов интеграции. Движение в этом направлении происходит при поддержке разветвленной структуры политических, научных, общественных институтов: Конференции министров образования, Европейского фонда культуры, Европейской ассоциации преподавателей, Европейской сети исследований в области образования, Европейского общества сравнительной педагогики и др.

Инициативы Совета Европы и Европейского союза предусматривают формирование гражданина Европы на основе диалога и сотрудничества участников интеграционных процессов. При воспитании гражданина Европы предлагается учитывать историческую и культурную общность Запада. Рекомендуется опираться на дидактические материалы, отражающие такую общность. Объединенная Европа придает особое значение согласованным решениям проблем воспитания и обучения. На пространстве Европейского союза возникает мощная федерация, существенным инструментом создания которой оказывается глобализация в сфере образования. Начало этого процесса относится к середине прошлого столетия. В 1954 г. Совет Европы принял Европейскую культурную конвенцию, где подчеркнута приоритетная роль образования в развитии европейской культуры. В дальнейшем Советом Европы принимаются новые документы, где всякий раз подчеркивается подобная стратегическая цель. В соответствии с ней даются педагогические рекомендации. Тематика рекомендаций по единой педагогической политике чрезвычайно обширна: экологическое воспитание (1991), борьба с расизмом и ксенофобией (1993), воспитание религиозной терпимости (1993), равенство полов в образовании (1995) и др.

Европейская интеграция создает новые проблемы в образовании. Требуется учитывать культурно-образовательные интересы возникающих суперэтносов и одновременно предусматривать развитие и обогащение путем образования и воспитания языков и культур национальных меньшинств. Нарастает злободневность сотрудничества в сфере культуры и образования представителей больших и малых этносов, европейцев и неевропейцев, христиан и мусульман, иммигрантов и автохтонов. Европейский союз, решая задачи создания общего образовательного пространства, должен ответить на культурно-образовательные запросы представителей региональных и транснациональных малых культур. Выстраивание новых отношений с национальными меньшинствами – важнейшее направление педагогической политики Европейского союза. Правящие элиты Западной Европы на протяжении последних 50 лет прошли путь от имперских амбиций относительно национальных меньшинств до признания их права на достойное и особое воспитание и обучение. В политических кругах сосуществуют два взгляда на будущее этих меньшинств: необходимость их адаптации и поддержка культурно-образовательных интересов. Главным стратегическим ориентиром остается интеграция путем образования и воспитания в культуру доминирующих наций.

К духовному сближению европейских народов привлекается школа. В 1990 г. вступила в силу многолетняя программа ЛИНГВА, инициирующая изучение официальных языков Евросоюза в западноевропейских общеобразовательных учебных заведениях. Реформа должна содействовать успешным контактам и сотрудничеству жителей Европы.

"Разделение Европы но языковому признаку подрывает европейскую интеграцию", – говорит французский филолог Ж.-П. Венсан. Вместе с другими учеными он полагает, что во имя достижения европейского единства целесообразно внедрять обязательное обучение единому для всех языку. Впрочем, известно, что такую роль уже выполняет английский язык. Но это не устраивает Ж.-П. Венсана, как и его единомышленников – сторонников европейской интеграции и противников экспансии англоязычной американской культуры. Ими выдвигаются довольно неожиданные проекты. В 2005 г. они выступили с предложением повсеместно и обязательно обучать латыни в школах Европы.

Очевидно, однако, что возвращение в средневековье, когда латынь была языком обучения и общения европейцев, выглядит явной утопией.

Воспитание "европейского сознания" ставится в зависимость в большой мере и от содержания общеобразовательных гуманитарных учебных курсов, в первую очередь по истории. На встрече глав государств Европы (Вена, 1993) была подчеркнута необходимость пересмотра преподавания истории и изъятия учебных материалов, которые могут поощрять расовые и националистические стереотипы. Кое-что в этом направлении делается. Так, во Франции и Германии сокращен объем изучения тем, посвященных европейским войнам и религиозным противостояниям; одновременно более обстоятельно излагаются экономические, культурные связи народов Европы.

Многие рекомендации и директивы Совета Европы и Европейского союза по налаживанию путем образования межкультурного диалога далеки от систематического осуществления. Власти отдельных государств отодвигают соответствующие педагогические проекты на задний план. Не предпринимается систематических усилий, направленных на сохранение культур малых этносов. Часто дело ограничивается заявлениями, за которыми следуют мало- значимые реальные меры.

Курс на укрепление европейского образовательного пространства по-разному отражен в политике отдельных государств. Так, в Великобритании официально признана необходимость воспитания в духе межкультурного диалога. В докладе Национальной комиссии по образованию (1993) подчеркнуто: чтобы дети росли гражданами демократического общества, они должны быть в числе прочего воспитаны в толерантном духе. О перспективе воспитания в направлении диалога культур говорится в документах Британского школьного совета: "Хорошее образование означает осмысление своего сообщества, достаточное знание и понимание других сообществ. Хорошее образование не может базироваться лишь на одной культуре, и в Британии, где этнические меньшинства непрестанно формируют и составляют часть населения, воспитание должно сглаживать противоречия между культурами и не пытаться навязывать доминирующую культуру. Напротив, воспитание должно впитывать опыт многих культур, чтобы развивать общество и расширять культурные горизонты каждого".

Путь официальной Британии к признанию интересов субкультур в сфере образования претерпел определенную эволюцию – от планов ассимиляции до педагогической поддержки многообразия культур. Национальная ассоциация мультирасового воспитания предложила программу, которая предусматривала: 1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия; 2) создание пособий и учебных программ для этнических и расовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитанию осознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия по ознакомлению с культурами меньшинств.

На традиционных ценностях демократии, уважения культурных и расовых различий основана политика в сфере образования Французской республики. В инструкциях Министерства образования Франции (1985) мы читаем: "В процессе обучения необходимо воспитывать личность цивилизованного и демократического обществ... с чувствами... уважения к другим людям... неприятия расизма, понимания универсальности различных культур..."

Поучительный пример общего культурно-образовательного пространства, баланса в сфере воспитания, с одной стороны, общенациональных интересов, а с другой – культурных и образовательных интересов различных этнических групп дает Бельгия. Система образования в Бельгии на первый взгляд хаотична. Но это поверхностное впечатление. Многонациональная школа работает, как хорошо отлаженный механизм, детали которого состыкованы со специфическими социокультурными, этническими и политическими условиями. Школа – органическое звено особого федерального устройства. В стране существуют три равноправные лингвистические общины: 1) фламандская; 2) франкоговорящая (франкофоны); 3) немецкоговорящая. Королевство поделено на три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель. Регионы имеют значительные права в сфере просвещения. Они фактически распределяют средства, выделяемые на школу. В правительстве три министра образования, которые представляют интересы автохтонных этнических групп, светских школ и учебных заведений, находящихся под контролем церквей (прежде всего католической). Полномочия распределены между центральными и региональными властями. Так, министерства контролируют обязательность обучения, стандартность типов учебных заведений, наполняемость классов, ведают выдачей дипломов об образовании, выплатой заработной платы и т.д. Регионы отвечают за обучение родному языку, профессиональное и непрерывное образование, физическое воспитание школьников и пр.

Таким образом, в педагогической политике Западной Европы сильна тяга к культурной универсализации и интеграции. Европейские лидеры питают надежды на возникновение новой европейской идентичности. Вряд ли, однако, можно предполагать, будто интеграция в сфере воспитания и образования приведет к появлению некоего "европейского народа". Тем не менее в Западной Европе вполне реальны достижения по организации общего культурно-образовательного пространства, сохранению и развитию путем воспитания культуры доминирующих и малых народов.

Во многом идут вразрез с демократическим курсом на создание общего образовательного пространства Латвия, Литва и Эстония. В государственных декларациях стран Балтии по вопросам образования и культуры нет прямых рекомендаций дискриминации образовательной меньшинств. Более того, официально признается правомерность учета мультикультурного фактора в образовании. Так, в Генеральной концепции образования в Литве (1994) записано о предназначении образования оберегать и поощрять плюралистичную культуру, обогащенную национальными меньшинствами.

Однако подобные декларации перечеркиваются другими официальными документами и практическими шагами. Обратимся для примера к Латвии. Латвийский парламент в 2005 г. принял общеевропейские документы о гарантиях культурных и образовательных прав для национальных меньшинств. Однако согласно латвийской версии в число людей, которые могли бы рассчитывать на подобные гарантии, не попали сотни тысяч русских и русскоязычных, которые имеют статус неграждан. Власти Латвии вытесняют из сферы образования русский язык и языки других национальных меньшинств. Они добиваются повсеместного перехода с обучения на русском языке к обучению исключительно на латышском языке. Русскоязычным общеобразовательным учебным заведениям отказывают в государственной финансовой поддержке как учреждениям, где обучение идет не на национальном языке. Число обучающихся на русском языке сокращается. Сокращение можно объяснить тем, что расширяется обучение коренных этносов на родном языке. Официальная педагогика справедливо заботится о развитии национальной школы, расширении использования латышского языка. Но такой процесс рассматривается фактически вне диалога латвийской и русскоязычной школ.

Проблема глобализации и интеграции образовательного пространства касается всех крупных государств Азии и Африки. В отдельных случаях признается актуальность проблемы. Филиппинский педагог Э. Аберин считает, что во имя национальной идентичности следует путем воспитания развивать и сближать культурные традиции, внедрять повсеместное обучение на общенациональном языке.

Педагогика в афро-азиатском регионе в целом остается за пределами идей создания общего национального образовательного пространства. Исключение в определенной степени составляет ЮАР. Государственные школы ЮАР открыты для детей и подростков без различия рас. В вузах поощряется обучение африканских студентов. Реформы по сегрегации создали благоприятный климат для воспитания и образования. В педагогике растет понимание того, что правом на достойное воспитание обладают все дети Южной Африки, включая представителей различных культур. Говорить, однако, о триумфе педагогики межнационального диалога в ЮАР преждевременно. На смену белому апартеиду приходит этноцентризм черного большинства. Многие африканские интеллектуалы убеждены, что воспитание заключается в противостоянии западным и европейским ценностям. Среди части образованных африканцев, впрочем, бытует иное мнение. Декларируется целесообразность совместных усилий белых и африканцев в образовании, использования педагогических ценностей Запада. Приведем соответствующие высказывания представителей чернокожей элиты ЮАР: "Все то, что преподается нашим детям в многонациональных школах, является западным. Предпосылок для африканских ценностей нет. Наши дети проводят большую часть времени в школе... и становятся в плане культуры совершенно иными, чем мы, так что это также облегчает им сближение с другими, отличными от нас народами". "Вестернизация, если только она не означает утраты своих ценностей и традиций, вещь прекрасная".