Иногда путешествие в глубины собственного разума является прекрасным способом повысить силу духа. Погружение в себя помогает раскрепостить мышление, собраться с мыслями и сконцентрироваться на текущем моменте. Научитесь погружаться в себя, чтобы развить креативность и направить свое воображение в нужное русло.

Шаги

Часть 1

Освободите разум

    Практикуйте глубокое дыхание животом. Дыхательные упражнения прекрасно помогают справиться со стрессом. Глубокое дыхание позволяет активировать естественную реакцию организма на стресс. Данным методом можно пользоваться ежедневно, чтобы предотвратить стресс или преодолеть уже возникшие стрессовые ситуации.

    Займитесь осознанной медитацией. Существует множество различных видов медитации. Осознанная медитация помогает лучше почувствовать свое тело и окружающий мир. Занимайтесь этим видом медитации ежедневно до тех пор, пока не сможете растягивать достигаемое состояние разума на более продолжительные интервалы времени, вплоть до целого дня.

    Вызывайте в своем воображении зрительные образы. Визуализация, или представление воображаемых образов, является эффективным методом, который позволяет отвлечься от стресса и текущих проблем, укрепить силу духа и достичь внутреннего умиротворения. С помощью слов и визуальных образов вы сможете создавать желаемое настроение.

    • Например, можно сесть в спокойном месте, где ничто не будет отвлекать вас, и вызвать в воображении умиротворяющий ландшафт. Представьте, например, что вы лежите на берегу моря. Ощутите мягкий песок, ласковые лучи солнца на своем лице и убаюкивающий шум прибоя. Постарайтесь подключить хотя бы три органа чувств. Это позволит вам расслабиться, как будто вы действительно лежите на теплом пляже.
  1. Старайтесь почаще заниматься самогипнозом. Самогипноз – это искусство; чтобы достичь в нем бо льших высот, необходима практика. Помните о том, что вы в любой момент можете мысленно наведаться в свое любимое место, отдохнуть там и восстановить душевное спокойствие - воображаемая лестница всегда открыта.

Часть 3

Измените свое восприятие

    Цените окружающий вас мир. Почаще наслаждайтесь приятными вещами. Время от времени отвлекайтесь от текущей суеты и обращайте внимание на окружающую вас красоту. Научитесь ценить то, что вам дано, и ваша жизнь заиграет новыми яркими красками.

    Отбросьте предубеждения. Никто из нас не застрахован от необъективных и предвзятых суждений. Мы судим о чем-либо на основании наших взглядов и убеждений. Часто это приводит к неправильному и предубежденному отношению к различным людям и ситуациям.

    • Если вы поймаете себя на том, что составили слишком поспешное мнение о каком-либо человеке или событии, попробуйте взглянуть на вопрос еще раз, более внимательно. Основано ли ваше суждение на твердых фактах? Проанализируйте свое первоначальное мнение. Учтите, что все, как правило, намного сложнее, чем может показаться с первого взгляда.
    • Например, до вас могли доходить жалобы соседей на малолетнего “хулигана” из вашего квартала, и поэтому вы сторонитесь его. Однако в один прекрасный день вы можете увидеть, как он помогает пожилой женщине донести тяжелую сумку. При этом подросток ведет себя очень вежливо. После такого наблюдения вы не будете сторониться его, станете здороваться с ним и обнаружите, что мнение соседей не соответствует действительности.
  1. Представляйте себе свою будущую жизнь. Возможно, вы хотели бы кардинально поменять обстановку, поскольку ваша теперешняя жизнь кажется вам скучной и бесцветной. Не отказывайте себе в удовольствии помечтать о большем - это расширит ваши горизонты и позволит получать удовольствие от жизни. Дайте волю своей фантазии и помечтайте о будущем.

    Составьте план действий, который поможет реализовать ваши мечты. Разработайте четкий план по достижению своих целей. Запишите все основные цели, которых вы хотели бы достичь, и подумайте, какие шаги следует предпринять для этого.

Часть 4

Дайте волю воображению
  1. Заведите дневник. Это прекрасный способ погрузиться в себя: возьмите ручку и блокнот и поверьте бумаге свои сокровенные мысли. Дневник поможет вам разобраться в своих чувствах, распознать и понять скрытые желания и справиться со стрессом.

    • Уделяйте своему дневнику 20-30 минут в день. Можно просто записывать события прошедшего дня, отмечать персональный рост и так далее, на ваше усмотрение.

Уроки практической психологии

Управляемое воображение

Часть 1

Вы не раз слышали о том, что образы - язык бессознательного. Следовательно, овладев этим языком, мы получаем доступ к глубинной части своей психики, в которой, как известно, и спрятаны все наши проблемы и нереализованные возможности.
И, на самом деле, все мы в той или иной степени уже пользуемся этим языком образов. Например, представьте, что вы разрезаете на дольки большой лимон. Ну как? Чувствуете? Вот вам самая простая иллюстрация того, что воображение может очень даже существенно влиять на вашу реальность.
Есть несколько очень похожих методик, в которых используется целенаправленная работа, которые для удобства, объединяем в термин «управляемое воображение».
Техники управляемого воображения отличаются тем, что в них используются определенные символические мотивы, заранее заданные темы для воображения (луг, река, меч, ваза, подъем на гору, погружение в море и т.д.).
И прежде чем приступить непосредственно к техникам, несколько слов о том, «как это работает». Для практического использования этих техник вам нужно понимать пару простых идей: Любая дисгармония в человеке проецируется, находит отражение в его фантазиях, в его воображении. Например, если разным людям предложить одно и то же задание - представить себе луг или опушку леса, то у каждого человека будет свой образ. И у одних, он будет более гармоничным, а у других - нет (выжженная земля, пустыня и т.п.)
Т.е., образы, которые возникают у человека, когда он пытается представить какой-то воображаемый сюжет, отражают его текущее состояние и наличие - отсутствие определенных жизненных ресурсов. И вторая, наиболее важная идея - преобразуя, гармонизируя эти воображаемые образы, мы изменяем, гармонизируем свою реальность, свою жизнь. Итак, переходим к практике.
Первая тема - Луг.
Итак, представьте себе луг. Это довольно легко. Просто, любой луг… Спокойно и не спеша подождите, пока перед вашим внутренним взором лужайка или что-то в этом роде. Внимательно осмотритесь. Какое время года, какая погода, какое время дня…Просто разрешите этому образу раскрыться. Позвольте придти звукам… Запахам…
Оглянитесь по сторонам, чтобы полнее увидеть весь луг, его границы и все вокруг. Какие чувства вызывает то, что вы видите? Если это гармоничное, умиротворяющее место, то просто позвольте себе насладиться им. Погуляйте, понюхайте цветы, лягте в траву и наслаждайтесь высоким, голубым небом. Но, может случиться так, что в этом образе вам что-то не понравиться. Тогда вы можете постараться как-то это изменить.
Например, ваш луг может требовать какого-то ухода: выкорчевать колючки, полить траву и т.п.Тогда принимайтесь за дело. Возможно, вам понадобятся для этого какие-то ресурсы. Поищите их вокруг, включите свою фантазию.
Например, вам может понадобиться вода. Вы можете поискать ручей или ключ или вырыть колодец или откопать источник. Здесь, первый принцип - прояснение. Постарайтесь выяснить, что стоит за негармоничным образом, каковы причины.
Например, если вы видите, что вокруг вашего луга неприглядный забор - проделайте в нем дверь и посмотрите, что за ним. Возможно, вы сможете там что-то исправить, улучшить и тогда снова вернитесь на луг и посмотрите, возможно, он стал более гармоничным. Не обязательно сразу делать кардинальные изменения. Добейтесь хотя бы минимальных улучшений и посмотрите, что будет в следующий раз. Возможно, в следующий раз образ будет значительно более гармоничный, чем вы его оставили в предыдущем сеансе. Ведь ваше подсознание уже начало работу и продолжало ее самостоятельно.
В заключение, несколько общих принципов работы с символическими образами.
Появление любого негативного образа - это, в общем-то, хорошо. Это позволяет нам проработать какой-то внутренний конфликт или проблему. Не убегайте, не игнорируйте неприятные или пугающие образы - исследуйте их.
Не торопитесь использовать ту стратегию, которая первой приходит вам в голову. Этот принцип еще называют противодействием «мусорным программам». Чудовище толкает к простейшей реакции «битва-бегство», темный лес вызывает тревогу, страшного паука хочется раздавить. Первая реакция - это привычный способ решения проблем. Как в реальной жизни, так и в мире воображения. И часто, именно такие привычные реакции и создают наши проблемы.
В общем, старайтесь использовать не ту стратегию, которая первой в голову приходит.
Хочется убежать - значит надо сразиться или накормить, договориться и т.д.
Кстати, по поводу встречи с неприятными или пугающими существами. Есть такая стратегия: Сразиться - покорить (а не убить) - накормить - стать добрым хозяином - получить ресурс. Кстати, чаще всего достаточно просто покормить.
Для пугающих образов может быть еще один интересный вариант. Используя волшебную палочку попытаться «расколдовать» его. Может он превратиться в прекрасного юношу или девушку (да, да в вашем арсенале непременно должна быть волшебная палочка, куда ж без нее).

Здравствуйте, уважаемые читатели! Жизнь порой преподносит человеку настолько тяжелое испытание, что он не может с ним справиться и убегает от проблемы. Или реальная жизнь кажется такой скучной, однообразной и невыносимой, что человек придумывает свой мир, в который и погружается все больше и больше. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, чем опасен уход от реальности в мир иллюзий, какие бывают варианты избегания проблем и что с этим делать, чтобы не потерять связь с реальностью насовсем.

Почему человек уходит от реальности

В психологии известно несколько защитных механизмов, которые помогают человеку бороться с трудностями. Например, потеря памяти. Когда происходит катастрофа, то человек не помнит ничего, что связывало его с этим происшествием. Или девушка, которая подверглась насилию. Память специально стирает эти воспоминания, чтобы не наносить еще больше ущерба психическому здоровью.

Побег от реальности - это тоже своего рода защитный механизм, который помогает человеку преодолеть тяжелый период в жизни или справиться с невыносимыми переживаниями. Узнать больше про защитные механизмы вы можете в книге Ларисы Субботиной «Психологическая защита и стресс ».

Когда у человека уже не хватает сил бороться с реальностью, с настоящими проблемами, то он находит способ, который помогает ему сохранить психическое равновесие. Так например, уход от реальности очень помогал людям, которые находились в концентрационных лагерях.

Иногда этот механизм защиты формируется еще в раннем возрасте и просто входит в привычку. Одна моя клиентка привыкла уходить в мир своих фантазий, когда ругались родители. И эта привычка настолько сильно вошла в ее жизнь, что сейчас девушка не способна находиться в конфликтных ситуациях, не умеет решать подобные вопросы и предпочитает сбегать в другую реальность.

Стресс, сильное эмоциональное или физическое напряжение, переломный момент в жизни, тяжелое расставание - все это может привести к уходу от реальности и создания своей версии жизни. В легкой форме подобный защитный механизм помогает человеку переживать кризисы. Но когда форма становится более тяжелой или человек выбирает деструктивный образ ухода от реальности, тогда не обойтись без посторонней помощи.

Мир иллюзий

Куда же уходят люди в критический момент? Есть несколько вариантов ухода от реальности. Самый безобидный - уход в литературу, кино, музыку. Джон Толкин, например, называл себя одним из первых эскапистов. (Эскапизм - уход от реальности). Создание своего мира заняло у него большую часть жизни, что подарило нам с вами целую вселенную с эльфами, гномами, вечной войной за власть и так далее.

Но есть ведь и более опасные варианты. Уход в мир фантазий или жизнь прошлым. Так, женщины часто не могут отпустить образ бывшего супруга, который ушел к другой женщине, и продолжают верить, что их ждет счастливое совместное будущее. И вот она сидит целыми днями и мечтает, представляет их вместе, не встречается с новыми людьми, потому что образ бывшего супруга слишком силен. «У нас с ним все будет хорошо», — говорит женщина.

Среди ухода в фантазийный мир находятся и компьютерные игры, которые сегодня имеют огромное распространение по всему миру. Подростки настолько погружаются в нереальную вселенную, ассоциируют себя с персонажами игр, что совершенно выпадают из реальной жизни.

Еще один вариант - чрезмерное потребление. Чтобы ощутить радость от жизни, человеку нужно что-то приобрести или купить, так называемый шопоголизм. Или такая стадия, когда человек тащит домой все, что плохо лежит. У моей знакомой отец, находясь уже в довольно-таки преклонном возрасте, тащит домой все с улицы, помойки.

Уход в мечту может быть опасен тем, что человек живет своими иллюзорными представлениями, которые не имеют никакой связи с действительностью.

Мечтать - это, конечно, здорово и полезно. Но важно, чтобы мечты были реальными и осуществимыми или приближенными к этому.

Когда же мечта имеет неосуществимый характер, человек попадает в ловушку, ведь он стремится к ее осуществлению, а это невозможно. Поэтому все его действия направлены не на реальный мир, реальное решение проблем, реальное общение, а на свой мир фантазий.

Наиболее опасные уходы от реальности связаны с алкоголем, наркотическими или лекарственными препаратами. Под воздействием этих средств человек испытывает новые, яркие эмоции и впечатления, которые не может получить в реальности. Они привлекают и заманивают в свои сети. Необходимость получения новой дозы возрастает, со временем эффект становится все менее заметным, требуется еще больше и так человек попадает в западню, .

Если вы чувствуете схожие проблемы у себя или у близкого человека, то вам обязательно нужно обратить внимание на две мои статьи: « » и « ».

Уйти от реальности можно в азартные игры, экстремальные виды спорта, обжорство или голодание, секс, трудоголизм и так далее. Вариантов замещения реальности очень много, тем более в современном мире.

Но главное отличие здорового защитного механизма от серьезной проблемы заключается в том, что человек не теряет связи с действительностью. Он продолжает общаться с людьми, его волнуют проблемы близких и родных людей, он способен обойтись без своего увлечения продолжительное время.

Возвращение в реальность

Порой уйти от реальности и правда полезно и необходимо для поддержания своего психического здоровья. Когда человек переживает сильный стресс, встречается с кризисом, то преодолевая это, он растет, становится еще сильнее, мудрее, опытнее.

Именно поэтому так важно научиться бороться с подобными ситуациями в жизни, вам пригодится моя статья « ». Ведь это очень важно прийти в форму после трудного жизненного периода.

Избавиться от желания побега в мир иллюзий можно лишь осознанием реальности, пониманием своих проблем, беря ответственность за свою жизнь на самого себя. Убежать - это самый простой и губительный способ. А вот борьба с проблемами - это ваш шанс стать сильнее.

Нужно хорошо понимать свои реальные желания. Достичь счастья вы можете, удовлетворив свои истинные потребности. Именно поэтому действовать нужно здесь и сейчас.

Если же ситуация принимает серьезный характер, то вам обязательно стоит обратиться за помощью к специалисту, поскольку справиться самостоятельно в сложившейся ситуации крайне тяжело и зачастую невозможно.

Как вы думаете, от каких проблем чаще всего убегают люди? Знаете ли вы о своих защитных механизмах? Как можно помочь человеку, находящемуся в подобной ситуации?

Живите здесь и сейчас.
Будьте счастливы!

Синдром патологического фантазирования встречается у детей, подростков, реже - в зрелом возрасте у пациентов с признаками инфантилизма. Общими признаками расстройства являются (Ковалев, 1979):

  • аутистическая оторванность от реальности, необычное содержание образов фантазии;
  • не контролируемое внешними факторами течение потока фантазий. Процесс фантазирования осознается при этом как проявление собственной психической активности, тут нет ощущения непроизвольности, насильственности, овладения. Постороннее вмешательство и даже интенсивные стимулы извне не могут прервать появление фантазий и повлиять на их содержание;
  • однообразие, стереотипность образов и сюжетов фантазий;
  • эмоциональная охваченность содержанием фантазий, последние воспринимаются пациентами как нечто более важное и интересное, нежели то, что происходит в действительности;
  • блокада активного внимания. Преобладает пассивное внимание, и оно приковано к образам фантазии;
  • устойчивый, длительный характер фантазирования, в некоторых случаях оно продолжается в течение ряда месяцев и даже лет;
  • дефицит активного воображения и вообще недостаточная продуктивность произвольной интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие сознания болезненности фантазирования, а также активных попыток пациентов ему противодействовать;
  • сенсорная яркость образов фантазий, иногда приближающаяся к таковой у наглядных образов.

Разграничивают несколько вариантов расстройства.

1.В дошкольном возрасте преобладают необычные формы игровой деятельности, такие как игра в полном уединении, когда дети совершенно не принимают участия в игре ни сверстников, ни вообще кого-то из окружающих людей; использование в игровой деятельности преимущественно предметов другого предназначения, например посуды, книг, обуви, частей собственного тела и др.; игнорирование детских игрушек, которые имитируют мир реальных объектов и дают возможность воссоздавать соответствующие отношения людей и вещей; некоторые дети активно избавляются от детских игрушек, проявляют агрессию к ним или из множества игрушек предпочитают лишь немногие, чрезмерно к ним привязываясь и не расставаясь с ними даже на короткое время.

Содержание игр часто остается совершенно непонятным, дети не могут или даже не пытаются объяснить, во что они играют. Сюжеты таких игр не связаны с реальными ситуациями, с подражанием взрослым людям, дети тем самым как бы показывают, что они не идентифицируют себя с родителями, другими индивидами и что их привязанности неадекватны, так как формируются большей частью по отношению к объектам какой-то мнимой реальности. Дети могут играть молча и мало двигаясь либо говорят много и громко, бывают слишком экспрессивными.

К данному типу фантазирования относятся и заумные, странные, слишком отвлеченные для детского возраста вопросы типа «что такое время, откуда оно берется?», «где все кончается, а что есть дальше?», «когда еще умирают люди, которые умерли?», «у слепых бывает день и ночь?», «где живут дети, которые потом родятся?», «почему все машины едут вперед, а не назад?», «что будет, если солнце упадет на землю?» и др. Некоторые дети бывают очень назойливыми в своих расспросах, повторяя их множество раз. Девочка, например, постоянно просит бабушку рассказать про ее свадьбу или рассказать про «быль», а сын донимает отца вопросами о том, победит ли медведь льва, а слон - кита и др. Здоровые дети также задают много вопросов и часто их повторяют, но их вопросы касаются обычно конкретных впечатлений, а ответы на них достаточно быстро усваиваются.

2.В раннем школьном возрасте чаще встречаются визуализированные фантазии, также оторванные от реальности. Дети, например, представляют себе нашествия насекомых, сражения с чудовищами, путешествия в сказочных мирах, нападения разбойников, полеты на воздушном шаре, войны на морском дне, сцены собственной гибели или своего могущества и др. При этом дети на некоторое время как бы отключаются от действительности, ощущают себя активными участниками воображаемых событий вплоть до утраты собственной идентичности. Даже включаясь в реальность, они все еще остаются под впечатлением своих фантазий. В некоторых случаях фантазии имеют агрессивный и даже садистический характер, что, как считается, свойственно пациентам с . В фантазиях обнаруживаются также такие , как подавленность, приподнятое настроение, страхи, .

3.В подростковом и юношеском возрасте на первый план выходят вербальные и графические формы болезненного фантазирования. Например, это сочинение компрометирующих себя или близких людей вымышленных историй - оговоры и самооговоры. Некоторые пациенты пытаются изложить свои фантазии в письменном виде, другие воплощают их в рисунках. И тексты, и рисунки носят явный отпечаток патографии, в них отчетливо выражаются аффективные и бредоподобные переживания. Так, пациент всю поверхность стен своей комнаты покрыл рисунками мрачного содержания, в которых основной темой была смерть и картины разрушения.

Другой пациент в своих рассказах описывает воображаемые сцены пыток, казней, жестоких судилищ, он с удовольствием видит при этом себя в положении жертвы насилия. И.Карамазов в воображаемом рассказе о Великом Инквизиторе упивается идеей ничтожности людей и их любви к рабству, явно представляя себя на месте тщеславного инквизитора, который возомнил себя выше самого Бога. Нередко встречаются хвастливые пациенты, которые сильно преувеличивают свои способности и возможности, причем они не замечают свое бахвальство и где-то принимают выдумки о себе за правду. Часть пациентов тяготеет к таким фантазиям, как составление бесчисленных туристических маршрутов, схем транспортных линий движения наземного транспорта, самолетов или космических кораблей, придумывание кроссвордов или чайнвордов, изобретение планов городов будущего, необычных архитектурных проектов и др.

4.Короткие эпизоды и длительные состояния патологического фантазирования встречаются и в более позднем возрасте. Приведем несколько иллюстраций. Пациент, 20 лет, рассказывает: «Я часто воображаю себя в самых разных ролях. Например, представляю себя солдатом, который оказывается в различных ситуациях на войне и в мирной жизни. Какое-то время я как бы живу его жизнью. Она мне нравится, мне это интересно, я испытываю яркие чувства, которых в обычном состоянии у меня не бывает. Потом я придумываю себе другую роль, нахожусь в ней несколько недель и даже месяцев и так происходит постоянно на протяжении нескольких лет. Несколько раз было так, что я входил в роль члена какой-нибудь молодежной группы и жил по ее правилам.

Последний раз я был в группе наркоманов. Меня очень увлекла эта роль, я был буквально поглощен ею... Я изменил свою внешность, походку, голос, манеры, речь. Отличить меня от настоящего наркомана было, я думаю, невозможно. Во всяком случае, наркоманы всюду принимали меня за своего, где бы я ни появлялся. Наркотиков, разумеется, я не принимал, мне было это совершенно чуждо. Наркоманов я легко обманывал, я только делал вид, что курю или нюхаю и симулировал опьянение. Имитировал при них и ломку.

Мне особенно нравилось, что в роли другого человека как бы забываешься, на время уходишь из реальности, чувствуешь себя кем-то другим, а это новые и острые ощущения, эмоции, необычные переживания. Возвращаться в себя долго не хочется, в качестве самого себя, мне кажется, будто и не живешь, не ощущаешь своего Я». Больная, 23 года, сообщает, что только в роли какого-то человека к ней возвращаются яркие чувства и ощущения. Так, во время половой близости она представляет себя в роли «монахини, которую насилует бандит», иначе оргазма она не испытывает. Пациент, 30 лет, сообщает, что во время сексуального акта на месте жены он представляет маленькую девочку, благодаря этому он впадает «в настоящий экстаз».

Иногда встречаются суицидальные фантазии в сопровождении своеобразного ощущения «очарования смертью». Так, пациент воображает различные способы самоубийства и особенно такие, которые более других походили бы на смерть от естественных причин, чтобы близкие люди даже не могли заподозрить факт суицида. Он говорит, что сама мысль о возможной смерти была ему приятна, желания же совершить самоубийство у него ни разу не возникало. Еще один пациент, 21 год, с головой погрузился в изобретение технических орудий истязания людей, методов их обезглавливания и обезображивания. Он проводил необходимые расчеты, тщательно готовил чертежи, рисовал на них человеческие тела и части тел в надежде, что со временем от теоретических проектов перейдет к практическому их воплощению. Пациент не считал свое увлечение болезненным. По его мнению, орудия пыток всегда были и будут нужны обществу, хотя об этом по понятным причинам не принято много говорить. Сам он полагает, что его наклонности могут быть востребованы, тем более что немногие люди обладают такими, как у него, способностями.

Параллельно с упомянутым увлечением у него было и другое. Он с удовольствием воображал сцены сексуального насилия с разнообразными извращениями, при этом представляя себя в роли «сексуального маньяка». Нередко в это время он отчетливо чувствовал физическое удовольствие. Приведенные иллюстрации помимо прочего ясно показывают роль болезненных потребностей в формировании состояний патологического фантазирования. Кроме того, они указывают на определенное значение нарушений самоосознавания, поскольку отражают нарастающую тенденцию к сближению патологического фантазирования с феноменами перевоплощения и бредоподобным фантазированием, а затем и к перерастанию его в психотические явления. Мы считали бы поэтому вполне логичным и целесообразным включить также в состав синдрома патологического фантазирования оба последних нарушения.

5.Феномены перевоплощения характеризуются временным или неполным отождествлением образов фантазии с реальностью. К.Ясперс называет их грезами наяву. Он пишет: «Сидя в тюрьме, человек воображает себя сказочным богачом; он строит замки и основывает целые города. Его фантазии доходят до того, что он перестает четко различать истинную и ложную реальность. На огромных листах бумаги он чертит обширные планы и испытывает живейшие переживания в связи со своим поведением в новой ситуации, со своими действиями, направленными на то, чтобы осчастливить людей».

Симптомы перевоплощения встречаются у пациентов разного возраста. У детей дошкольного возраста, как известно, это расстройство проявляется игровым перевоплощением. Обычно речь идет об , которые во время игры столь глубоко вживаются в придуманную ими роль, что на некоторое время вполне отождествляют себя с персонажем своей фантазии. Этим персонажем может быть человек, сказочное существо, животное, неодушевленный объект. Отождествление длится недолго, не более нескольких суток, но оно может неоднократно повторяться. Сходное нарушение в виде ролевого перевоплощения встречается и у взрослых пациентов. При этом на некоторое время пациенты как бы меняют свою идентичность, а мнимое представление реальности принимают за действительность, так что можно констатировать факт галлюцинаций воображения. Часто расстройство обозначается термином «истерическое сумеречное расстройство сознания», но встречается оно не только у истеричных пациентов.

Вот несколько иллюстраций ролевого перевоплощения. Мечтая, пациент время от времени воображает себя именитым поэтом, который читает поклонникам свои сочинения. Ему представляется, что он находится на сцене в аудитории. Эта мнимая ситуация в его сознании на время вытесняет реальную. Он совершенно «забывается», ему кажется, что он и на самом деле поэт и что-то декламирует. Ему грезится, что перед ним находятся люди, они восторженно кричат и то и дело ему аплодируют. Такие состояния продолжаются до 20–30 минут, входит он в них без особого труда, стоит ему об этом только подумать. Точно так же легко и быстро он выходит из них, особенно если в реальности что-то привлекает его внимание.

Другой пациент рассказывает: «Бывает, что иногда я отключаюсь от действительности, и тогда мне представляется, что я стою на эстраде и играю на скрипке. Передо мною находится много народу, я слышу звуки музыки, шум, мне хлопают, вызывают на бис. Длится все это недолго, не более получаса. Когда я возвращаюсь в реальность, я помню, что было, хотя и не все, и у меня возникает ощущение, что происходило все это как на самом деле. Такие переходы возникают как бы сами собой, а не то, что я специально придумываю себе что-то, я переношусь в ту ситуацию как-то невольно. Мне кажется странным только то, что я от музыки далек, на скрипке не играю и никогда даже не мечтал об этом».

Некоторые пациенты сообщают о том, что они бывают способны переноситься в ирреальность по своему желанию, не забывая при этом о существовании действительности. Так, больная рассказывает: «У меня была депрессия, меня охватывали приступы обиды, злости. Мне казалось, что я дряхлею и превращаюсь в старуху. Когда становилось особенно плохо, я уходила в другой мир. Там у меня был новый дом из точеных бревен и с резным крыльцом. Был сад с красивыми постриженными деревьями и изумрудной травой. В саду - фонтан, оранжерея с чудными цветами. У меня там были и дети, две дочери 5 и 7 лет. Я представляла себе, будто я живу там, чем-то занимаюсь. Окружавшие меня люди относились ко мне с добром и пониманием. Только там я бываю вполне счастлива.

Иногда я вижу себя там как со стороны. Я не забываю в это время, что у меня есть и другая, настоящая жизнь, есть муж, сын, квартира. Но мне не хочется о них думать, в реальной жизни у меня все очень плохо и безнадежно, я страдаю и очень несчастлива. Рано или поздно, погрузившись в мечты, я начинаю ощущать, что мне пора возвращаться в реальность. Чаще всего я возвращаюсь сама, меня принуждает к этому беспокойство, что дома может случиться чтото неладное. Но бывает, что я могу очнуться, если меня кто-то вдруг окликнет или произойдет что-то нехорошее. Когда я прихожу в себя, то нахожу себя то сидящей у стола или на постели, а то, бывает, я стою где-нибудь и будто бы о чем задумалась».

В некоторых случаях состояния перевоплощения, напротив, возникают и завершаются спонтанно и сопровождаются амнезией как образов фантазии, так и реальных впечатлений, то есть ничем уже не отличаются от глубокой степени сумеречного помрачения сознания. Пациенты не помнят, как они отключаются от реальности и каким образом возвращаются в действительность. Так, пациент сообщает: «Говорили, будто я лег на ковер в центре комнаты. Перед этим обложил ковер по краям тарелками с ножами и вилками. Вроде бы все это походило на приготовление к приему гостей. А я, видимо, изображал собою какое-то блюдо. Сам я ничего этого не помню. Когда мне рассказали, я подумал, что это было не со мной, а с моим двойником».

6.Бредоподобное фантазирование (Siefert, 1907; Birnbaum, 1908), как и феномены перевоплощения, является как бы предельной, смыкающейся с психотическим нарушением формой патологического фантазирования. В литературе встречаются и такие названия расстройства, как бред воображения (E.Dupre и Logre, 1914) и фантастическая псевдология (Delbruck, 1891). Мы полагаем, что речь идет в сущности об одном и том же нарушении и попытаемся это показать.

Так, К.Ясперс к проявлениям pseudologia phantastica относит «фантазии, которые могут начинаться со случайной мысли или идеи, а затем разворачиваться в условиях осознанного отождествления фантастического мира с действительностью. Человек делает богатые покупки, которые он не в состоянии оплатить, - возможно, для воображаемой любовницы; он входит в роль школьного инспектора и во время посещения школы ведет себя настолько естественно, что никто никого не замечает, пока не возникает какое-либо слишком очевидное противоречие, кладущее конец его фантазии».

В главе о нарушениях самосознания К.Ясперс данное расстройство обозначает термином «лабильность сознания». Пациентов с фантастической псевдологией Е.Блейлер называет лгунами и плутами. «Они так сживаются со своим воображаемым положением и ролями, - указывает он, - что забывают, что это не соответствует действительности, и ставят свои поступки в зависимость от своих фантазий. Если они не обладают сильным нравственным чувством, они, конечно, становятся жуликами или мошенниками высшего полета. Эти случаи часто путают с истерией, однако в этом нет никакой необходимости». Е.Блейлер приводит примеры, в которых расстройство выявлялось у пациентов с прогрессивным параличом. А.А.Меграбян сообщает, что «при истерии описывается синдром фантастической псевдологии. Пробел памяти при этом синдроме касается главным образом собственной биографии больного. Пробелы памяти заполняются фантастическими событиями. Больные вживаются в свой рассказ, верят ему».

Бредоподобные фантазии В.М.Блейхер и И.В.Крук (1995) рассматривают в качестве одной из форм истерических реакций, близких к мифомании. «Вымыслы больных настолько нелепы и неправдоподобны, что приобретают сходство с бредовыми утверждениями. Развивается на фоне истерически суженного сознания. Нестойкие идеи величия, богатства, значимости, носящие фантастически-гиперболический характер. Содержание бредоподобных фантазий меняется в зависимости от ситуации». Фантастическую псевдологию сам А.Дельбрюк представляет как патологическую лживость, не связанную с внешними обстоятельствами и встречающуюся при различных заболеваниях, таких как эпилепсия, циркулярный , прогрессивный паралич.

Бред воображения Дюпре-Логра (имажитивный бред, фабуляторный бред, бред представления) является, как указывается, результатом вымысла и вытекает из склонности личности к фантазированию. Его развитию способствуют слабость интеллекта и гипоманиакальное состояние. Бред возникает остро. При этом отсутствуют глубокие нарушения памяти, галлюцинации, психосенсорные расстройства, типичны ясность восприятия и полная ориентировка в окружающем. Как можно видеть, в литературе встречаются некоторые разногласия в описаниях и оценках упомянутых нарушений. Тем не менее общим является главное, а именно болезненное обострение воображения и тенденция отождествлять образы фантазии и реальность. Заметим также, что у большинства авторов упомянутые термины являются как бы исключающими одно другое. Так, авторы, использующие термин «фантастическая псевдология», не употребляют терминов «бред воображения» и «бредоподобное фантазирование», видимо, считая их синонимичными и др.

Приведем две иллюстрации нарушения. В одной из них пациент 32 лет появился в Иркутске у профессора Х.Г.Ходоса с устными рекомендациями известных московских неврологов и представился «сыном генерала Родичкина». В городе пациент, по его словам, оказался проездом, случайно. Он не смог ехать дальше, так как был ограблен, лишился денег, документов и нуждался в помощи. Пациент сообщил профессору, что в прошлом учился в разведшколе, был резидентом в Германии, выполнял важные государственные задания, был предан и разоблачен, попал в плен, бежал, скитался, затем подвергался проверкам спецслужбами нашей страны, пока, наконец, не оказался на свободе и вне подозрений. Теперь он путешествует, в будущем планирует работать в торговом представительстве за рубежом, в Японии.

Х.Г.Ходос, расспросив пациента об упомянутых последним коллегах, вскоре понял, с кем имеет дело, и на следующую встречу с пациентом пригласил психиатра (автора). Несколько дней спустя пациент оказался в загородной психиатрической больнице, где с энтузиазмом принял участие в реабилитации больных, выполнял разные поручения по хозяйству, снабжению больницы продуктами, товарами. На многих работников произвел обворожительное впечатление и совершенно расположил к себе. Время от времени пациент по делам отлучался в город. Перед тем звонил то в администрацию области, то в органы госбезопасности, после чего за ним присылали машину со спецномерами. Пациент отличался неизменно приподнятым настроением, чрезмерной активностью, многоречивостью. Рассказывал о себе и другие невероятные истории, причем мастерски и так убежденно, что сразу трудно было понять, где он говорит правду, а где фантазирует. Очень похоже было на то, что он и сам верил своим выдумкам. Однажды в больницу он не вернулся, в дальнейшем след его окончательно затерялся.

В другом наблюдении пациент 17 лет оказался на консилиуме для решения диагностического вопроса. Пациент рассказал, что две недели назад прямо на улице его похитили люди в масках и увезли в лес. Люди разговаривали на иностранном языке, но хорошо владели и русским. Пациента «испытывали на выносливость, не давали есть, пить и спать, подвешивали вверх ногами, били, вводили наркотики». Все это делалось якобы для того, чтобы проверить его на годность к секретной работе. Так прошло несколько суток (где в это время был пациент, выяснить не удалось). Он понял, что попал в руки шпионов и должен быть завербован в иностранную разведку. Ему удалось, однако, обмануть похитителей и сбежать от них.

Когда от деда, к которому он уехал несколько дней назад, пациент вернулся домой, родители заметили, что он несколько возбужден, испытывает страхи, не выходит на улицу, придумывает странные истории, отчего они и обратились к психиатру. На консилиуме пациент очень подробно и с новыми добавлениями рассказал о разных деталях происшедшего. Он был уверен в том, что все было именно так, как он сообщил, не смущаясь противоречиями, которые он тут же пытался сгладить другими вымыслами. С диагнозом «синдром бредоподобного фантазирования» направлен на лечение. Через месяц был выписан в хорошем состоянии и с полной критикой к расстройству.

Известные истории о самозванцах связаны, скорее всего, не с рядовыми жуликами, а именно с фантастической псевдологией, свойственной пациентам с пограничной психической патологией. Дело в подобных случаях явно доходит до развития бреда апперсонализации. Такими же псевдологами, но вовсе не парафрениками, являются, видимо, время от времени всплывающие в толпе новые мессии, очередные воплощения Иисуса Христа, Будды и др., обычно окруженные толпами фанатичных поклонников. Чем нужнее последним вымысел таких пациентов, тем, естественно, больше шансов на то, что окружающие их люди этот обман примут за реальность. А это обстоятельство, в свою очередь, лишь способствует укреплению веры пациента в правдивость своих фантазий. Тут трудно сказать, король ли подбирает себе свиту или свита делает короля, особенно если эта свита сама жаждет, чтобы ее водили за нос.

Фантастическими псевдологами были, видимо, и люди типа В.Мессинга: последний, как известно, представил в своей автобиографии ряд вымышленных и невероятных историй своего гипнотического могущества. Психиатрические пациенты с более тяжелой патологией, если они обнаруживают признаки фантастической псевдологии, не столь убедительны, обычно они не имеют последователей даже среди своих товарищей по несчастью. Г.И.Каплан и Б.Дж.Сэдок описывают фантастическую псевдологию в рамках искусственно демонстрируемого расстройства с психологическими симптомами, и это лишний раз показывает, насколько условны классификационные рубрики.

Эротические, необузданные, смелые, безумные, пугающие, сказочные, поэтические – все это наши фантазии. Одни их стесняются, другие преобразовывают в полезные для жизни вещи, третьи делают своей профессией. Но все сходятся в одном: умение фантазировать оказывается полезным, когда фантазия дополняет реальность, а не уводит от нее. Оказывается, существует тысячу и один способ превратить иллюзию в реальность. Мы рассказываем о пяти самых эффективных.

Что такое фантазия?

Фантазия - это продукт работы воображения, характеризующийся особой силой, яркостью, спонтанностью и уникальностью создаваемых символов, картин или образов. Это суперконцентрат идей, который стимулирует к познанию, пробуждает живой интерес ко всему окружающему и желание исследовать это все. Соответственно умение фантазировать – это способность создавать в нечто новое, неправдоподобное, невиданное, невозможное или не соответствующее действительности. Благо, что кладовая фантазерства неисчерпаема.

Без фантазий человеку было бы сложно ужиться с реальностью или создать ее. Ведь все, что нас окружает – это результат чьей-то выдумки, воплощенной в материалах, строениях, бытовых приборах, транспорте, интернет-сети, книгах, картинах – во всем. Фантазия как качество личности необходима в любом процессе, но в незаменима. Поэтому художники, писатели, фотографы, дизайнеры, танцоры, стилисты трепетно берегут эту свою . Но чаще называют ее .

Но способность фантазировать полезна не одним только людям творчества. Фантазии, оговорки, свободные ассоциации, ошибочные действия – все это прямая дорога к бессознательному. А бессознательное – объект исследования . Не зря ведь Зигмунд Фрейд называл фантазии «фасадом сновидений», в которых отражаются скрытые мысли, тайные , несбывшиеся намерения. Правда, напоминал о том, что необходимо отличать их от действительности.

И здесь кроется неоднозначная польза фантазерства. С одной стороны развитие фантазии усиливает способность создать, продлить, удвоить реальность. Но с другой – это способ уйти от нее. Иногда фантазии становятся способом жизни, и как-то незаметно подменяют значительную ее часть. И здесь нужно быть внимательным.

Какие бывают фантазии?

Фантазия – настолько обширная тема, что рассмотреть ее под всеми углами за один раз невозможно. Расскажем о самых популярных.

1. Бессознательные.

Иногда в чей-то адрес можно услышать упрек «Ты напрочь лишен фантазии». На самом деле людей, неспособных фантазировать, не бывает. Просто фантазии возникают бессознательно. В Фрейда они объясняются двумя схемами: а) изначально были сформированы в бессознательном; б) были сформированы в , но попали в бессознательное вследствие вытеснения.

  • Плюсы. Это ключевое понятие психоаналитической теории поможет узнать о себе много нового.
  • Минусы. Оставленные без внимания, они могут провоцировать психические и нарушения.

2. Детские.

Детское воображение активно развивается с возраста 3-3,5 лет и не имеет границ. Дети придумывают воображаемых друзей, сюжеты для игр, новые истории для любимых героев из книг или мультфильмов. Так они познают мир, учатся правильному поведению и общению в реальном мире, строят психологическую защиту, раскрываются творчески.

  • Плюсы. Фантазия, направленная на креатив, помогают раскрыть уникальность и , расслабиться и просто весело провести время.
  • Минусы. Если ребенку не объясняют разницу между фантазией и ложью, он может вырасти патологическим обманщиком.

3. Научные.

Инновации – это не просто полет фантазии. Это революция, которая дает возможность выйти за рамки верных ответов и найти действительно новое решение. Благодаря сочетанию воображения и научного мышления появились роботы-хирурги. сотовая связь, биопротезы, искусственный интеллект, гибкие смартфоны, 3D-печать и виртуальная реальность.

  • Плюсы . В мире инновация и креатива ожидаются новые тренды – техногорода будущего, неуязвимые квантовые компьютеры, 4D и 5D-печать, обучаемые роботы, новое поколение беспилотных автомобилей.

Хотите принимать лучшие решения , найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно , каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

4. Писательские.

Глубина писательского воображение позволяет читателю путешествовать во времени и пространстве, проникать в художественный мир героев, наблюдать за захватывающими событиями прошлого и будущего. Книги приносят в жизнь читателей столько прекрасных вещей, знаний, советов, приключений, что можно только радоваться такой богатой фантазии.

  • Плюсы . Чтение – именно та форма отдыха, что приносит наибольшее ощущение и удовлетворение жизнью.

5. Эротические.

У сексологов есть такая шутка: 90% людей предаются сексуальным фантазиям, а остальные 10% просто в этом не признаются. Ночь с бывшим партнером, секс со знаменитостью или с незнакомцем, сексуальные игры на природе или в незнакомом месте – такие эротические мечты помогают «дорисовать» не слишком радостную картинку реальности.

  • Плюсы. Активное фантазирование на тему секса помогает ослабить внутренние запреты, выразить и реализовать вытесненные желания.
  • Минусы. Слишком реалистичные и несбывшиеся эротические фантазии могут привести к сексуальным извращениям. Также они обладают эффектом, разрушающим отношения. Особенно, если партнеры пытаются воплотить их на стороне.

6. Невротические.

Пугающие фантазии невротика провоцируют страхи по поводу выдуманного будущего. Это может быть преувеличенный страх смерти, опасения по поводу падения кометы или дома, страх неизлечимой болезни, извращенно-навязчивые желания. Все они не имеют оснований , но доставляют невротику немалый дискомфорт.

  • Минусы. Страдания, эмоциональная нестабильность, неуверенность – часть невротика. Зацикленность на своих страшных иллюзиях отравляет жизнь самому невротику и всем, кто находится рядом.

Что такое эскапизм?

Эскапизм - это синоним понятию «бегство», неважно куда: в работу, секс, искусство, ЗОЖ, религию, в глухие деревни, в монастыри, в общение на форумах, игры, опьянение или психотропные вещества. На фоне таких «увлечений» бегство в фантазийный мир выглядит безобидно. Но это на первый взгляд.

Придуманный фантазийным умом мир выглядит привлекательнее реальности . Именно он спасает от разрушения. Но постепенно такие «игры разума» подменяют реальный мир выдуманным. Вместе с ослаблением границы между иллюзией и реальностью теряется , уходит чувство за свою жизнь, желание что-то исправлять, чего-то добиваться. Так можно деградировать, скатиться до психоза или спровоцировать . А это уже диагноз.

Что делать в такой ситуации? Отойти и посмотреть на нее со стороны. На самом деле придуманная иллюзия становится мощной движущей силой, только если она побуждает к действиям. Важно различать разные формы фантазий:

  • Сладкие грезы сродни «розовым очкам», в которых нет места для реальности – это недобрый знак.
  • Фантазия, которая усиливает энергию, двигает вперед – это полезно.

Есть еще один секрет: превращать фантазию в реальность намного увлекательнее, чем просто фантазировать ни о чем.

5 способов сделать фантазию материальной.

Успешные предприниматели утверждают: фантазировать нужно обязательно. Фантазии становятся мечтами, мечты – , а достижение цели – . Если научиться грамотно мечтать и ставить цели, любая фантазия окажется выполнимой.

1. Прислушаться к себе, чью мечту мы собираемся воплощать?

Многие наверняка слышали от родителей фразу: «Ты исполнишь мою мечту». Но если бы все заканчивалось только этим. Как жить подсказывают учителя, руководители, реклама, социальные сети, СМИ. Кажется, что все кроме нас знают, чего мы хотим от жизни. Советчиков со стороны так много, что их голоса заглушают тот самый внутренний голос, который идет от сердца и рассказывает нам о наших мечтах.

Что делать? Захотеть своего и не начинать никаких действий, пока свои желания не сформулируются предельно ясно.

2. Правильная формулировка – 90% дела.

Часто исполненная мечта разочаровывает. А все потому, что сформулирована она неправильно. И главная ошибка – ориентация на внешние признаки. Поэтому абстрактное «высока зарплата», «большая любовь», «красивая фигура» не работает. Когда за этими мечтами нет своего понимания, конкретики, деталей, то энергии для реализации они не дают.

Что делать? Конкретизировать до тех пор, пока мечта не станет буквально осязаемой. Такой, что вот-вот можно пощупать. Возможность подержать свою мечту подарит много удовольствия и , они в свою очередь дадут энергию, которую можно инвестировать в дело.

3. Учиться у успешных предпринимателей.

У реализации мечты нет универсального рецепта или формулы. Зато есть истории предпринимателей, которые учат мечтать на 100% и быть успешными. Например, в своих книгах миллиардер Ричард Брэнсон советует наперед планировать время для мечты. Свои секреты есть у других знаменитостей и бизнесменов. Книги ценны еще и тем, что рассказывают не только о победах, но и об ошибках. А это намного более ценный опыт.

Что делать? Составить список книг знаменитостей, которые ближе всего по духу или просто восхищают своими деловыми качествами. Развивать в себе нужные , и, конечно же, проверять их в деле.

4. Идти к цели не сворачивая, иначе можно растратить все силы.

По статистике человек отвлекается от поставленных задач 200 раз в течение дня. Отвлекают гаджеты, телефонные звонки, коллеги, близкие и друзья. Дополнительно мы держим в голове сотни дел, проектов и планов. Когда мы пытаемся решить все проблемы сразу, переключаемся с одного дела на другое, не можем сфокусироваться и растрачиваем впустую большую часть энергии.

Что делать? Научиться говорить «нет». Неспособность отказать кому-то играет на руку просителю, но отвлекает от главного – от воплощения мечты. То же касается личных дел. Иногда «нет» приходится говорить прокрастинации, соцсетям, внеплановым перерывам на кофе, ненужным разговорам.

5. Реальность – от слова реализовать.

Как сказала Опра Уинфри «Какой бы ни была твоя цель, ты можешь ее достичь, если готов работать». И пока мы не приступаем к воплощению мечты, она так и остается фантазией.

Что делать? Для начала проверить мечту на адекватность. Когда придет убеждение, что она разумна, достижима, безопасна для других – действовать. Только переключение с установки «я мечтаю сделать » на установку «я делаю » дает возможность превратиться из фантазера в победителя.

Выводы :

  • Фантазия не терпит ограничений или преград и создает понятия, которые не существуют в реальности.
  • Опасность эскапизма не в фантазиях, не в их разнообразии и содержании, а в потере границы двух миров: придуманного и реального.
  • Работать, учиться и снова работать – вот, наверное, универсальный совет для фантазеров.