Фёдор Иванович Янкович (де Мириево) (1741-1814) - сербский и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года). Являлся разработчиком и активным участником реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половине XVIII века. Считается одним из последователей Я. А. Коменского.

Биография

Происхождение

Серб по происхождению. Родился в 1741 году в местечке Каменице-Сремской, недалеко от Петроварадина.

Когда турки захватили Сербию, семья Янковичей, будучи одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переселились в Венгрию. Здесь семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были пожалованы определённые привилегии.

В Австрии

Образование получил в Венском университете, где слушал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.

После окончания университета поступил на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку, ставшему впоследствии Карловацким митрополитом. На этой должности придерживался проавстрийских взглядов, выступал за сотрудничество с католической церквью.

В 1773 году был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате, приняв на этой должности участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, по примеру уже введенной в Пруссии, разработанной настоятелем Саганского монастыря Фельбигером. Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. Обязанностью Янковича как директора училищ в провинции, населённой православными, было приспособление новой учебной системы к местным условиям.

В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к его фамилии названия де Мириево, по имени села, принадлежавшего предкам его в Сербии. В грамоте было сказано: «Мы благосклонно приметили, видели и узнали его хорошие нравы, добродетель, рассудок и дарования, о которых нам с похвалою донесено».

В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции под заглавием: «Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ».

В России

При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии, передал ей австрийские школьные учебники и охарактеризовал императрице Янковича как:

В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ, во главе с Петром Завадовским. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не вполне соответствовало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялся перевод и переработка учебных руководств. Он должен был готовить материалы по различным вопросам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.

13 декабря 1783 года в Санкт-Петербурге была открыта учительская семинария, начальство над которой принял Янкович как директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии. В открытой семинарии Янкович особое внимание уделили организации учебной и воспитательной частей, снабжению семинарии всеми необходимыми учебными пособиями. В кабинете естественной истории он организовал собрание главнейших пород из царства животных и царства ископаемых и гербарий. Для класса математики и физики были приобретены необходимые модели и инструменты, а для механики и гражданской архитектуры выписаны были из Вены разные чертежи и машины. По настоянию Янковича в семинарии и в главном народном училище были запрещены телесные наказания.

Федор Иванович Янкович де Мириево

Янкович де Мириево Федор Иванович (1741-1814) - сербский и русский педагог, последователь Я. Коменского, член Российской АН. С 1782 г. жил в России, участвовал в разработке школьной реформы 1782-1786. Автор учебников и разработок для школы.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 590.

Янкович де Мириево Федор Иванович (1741-22.05.1814), педагог, член Российской академии (1783). Серб по происхождению. Образование получил на юридическом факультете Венского университета. В 1782 по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работал в Комиссии об учреждении народных училищ (1782-1801), составил план школьной системы, закрепленной Уставом 1786. Главными вопросами реформы считал устройство системы народных училищ, подготовку учителей и издание хороших учебников. До введения реформы Янкович де Мириево руководил подготовкой учителей в Петербургском главном народном училище (1783 - 85). Его питомцы стали педагогами в первых реформированных школах. В организации школьной жизни придавал важное значение доброжелательным отношениям между педагогом и учениками. При его участии был издан комплект учебников (“Букварь”, “Прописи и для них руководство по чистописанию”, “Правила для учащихся”, “Всемирная история” и др.). Были подготовлены географические и исторические карты, атласы, он ввел в русской школе использование классной доски и мела.

ЯНКОВИЧ ДЕ МИРИЕВО [Мириевский (Jankovic Mirijevski)] Фёдор Иванович (Теодор) , русский и сербский педагог, последователь Я. А. Каменского, чл. Росс. академии (1783). Получил юрид. и камеральное (см. Камералистика) образование в Венском ун-те. Работая с 1773 директором нар. школ провинции Тимиш Баната, в к-рой наряду с румынами жили славянские народы (преим. сербы), возглавил в ней проведение в жизнь австр. школьного Устава 1774 применительно к традициям слав, населения. Для учителей Я. де М. подготовил спец. пед. руководство.

В 1782 Я. де М. по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работая в Комиссии об учреждении нар. училищ, он составил общий план школьной системы, закреплённой Уставом 1786, по к-рому учреждались малые народные училища и главные народные училища, и организовал подготовку учителей для этих школ в открытом по его инициативе Петерб. главном нар. училище, директором к-рого он был в 1783-85.

Вместе с рус. учёными и педагогами Я. де М. написал "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783). Он создал ряд учебников: "Букварь", ч Прописи и для них руководство по чистописанию", "Правила для учащихся" (все в 1782), "Руководство к арифметике" (не позднее 1784) и др. Переиздал, значительно дополнив, "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный" (ч. 1-4, 1790- 1791), составл. П. С. Палласом (изд. 1787-89). В 1802-04 чл. Комиссии об уч-щах Мин-ва нар. просвещения (с 1803 - Гл. правление уч-щ).

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Литература:

Рождественский С. В., Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII - XIX вв., СПБ, 1912;

Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953, с. 61 - 78;

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII п.- первая половина XIX в., под ред. М. Ф. Шабаевой, М., 1973, с. 143-54.

Янкович де Мириево Фёдор Иванович (1741-1814) - русский и сербский педагог, член Российской академии (1783). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV в. в Венгрию. Изучал в Венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки.

Янкович де Мириево Фёдор Иванович - педагогические идеи

В 1773 г. был назначен директором народных училищ в Темешваре, а в 1774 г. получил дворянское достоинство и присоединил к фамилии название своего родового поместья в Сербии — де-Мириево. Педагог принял участие в осуществлении школьной реформы, предпринятой императрицей Марией-Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы народного образования по образцу прусской. Преимущества новой системы, узаконенной уставом 1774 г., заключались в создании широкой сети начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, внедрении рациональных приемов преподавания, установлении специальной учебной администрации. В обязанности Янковича как директора училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой школьной системы к местным условиям. В 1776 г. педагог посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие школьные руководства и составил руководство для учителей своей провинции.
Вскоре после того, как новая система народного образования утвердилась в Австрии, императрица Екатерина II решила ввести ее в России. Познакомил с этой системой российскую императрицу император Иосиф II и указал ей на Янковича как на человека, наиболее подходящего для организации народных школ в России по австрийскому образцу
В 1782 г. по приглашению Екатерины II Янкович приехал в Россию. Вскоре с целью проведения школьной реформы была образована комиссия об учреждении народных училищ. Комиссии было поручено: 1) составить и постепенно приводить и исполнение общий план народных училищ, 2) подготовить учителей и 3) перенести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. В осуществлении всех этих начинаний Янкович принял самое деятельное участие. Работая в комиссии (1782-1801), он составил план школьной системы (закреплен Уставом 1786 г.), согласно которому учреждались малые народные училища и главные народные училища. Янкович организовал подготовку учителей для этих школ в открытом но его инициативе Петербургском главном народном училище, директором которого он был и 1783 1785 гг. I л ч> ученики, которым он указывал на важность доброжелательных отношений между педагогом и детьми, стали преподавать в первых реформированных школах. Янкович внес большой вклад в подготовку учебников для народных училищ. Более половины учебников было составлено или им самим, или по его плану и под его руководством. Некоторые были переделаны им. При его участии был издан комплект учебников («Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Правила для учащихся», «Всемирная история» и др.), подготовлены географические и исторические карты, атласы. Янкович ввел в русской школе использование классной доски и мела. Он также участвовал в решении многочисленных вопросов, рассматривавшихся комиссией: преобразование учебных планов сухопутного, артиллерийского, инженерного корпусов, общества воспитания благородных девиц и училища мещанских девиц, частных учебных заведений; рассмотрение высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией также Янковичу. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Янкович не пользовался влиянием, хотя трудился во всех важнейших сферах, как административных, так и учебных.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Янкович Федор Иванович (де Мириево) Янкович де Мириево (Федор Иванович) - педагог (1741 - 1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV века в Венгрию. Изучал в Венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки; поступил секретарем к темешварскому православному епископу. В 1773 г. Янкович, назначенный первым учителем и директором народных училищ в Темешварском Банате, принял участие в осуществлении обширной учебной реформы, предпринятой императрицей Марией-Терезией. Целью этой реформы было введение в Австрии новой системы народного образования, явившейся сначала в Пруссии и разработанной настоятелем Саганского августинского монастыря Фельбигером. Преимущества новой системы, узаконенной уставом 1774 г., заключались в стройной концентрации начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания, установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича, как директора училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным потребностям и условиям. В 1776 г. он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции, под заглавием: "Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ". В 1774 г. он получил дворянское достоинство и к фамилии его присоединено название де-Мириево, как называлось его родовое поместье в Сербии. Вскоре после того, как новая система народного образования утвердилась в Австрии, императрица Екатерина II решила ввести эту систему в России. Познакомил с ней императрицу император Иосиф II при свидании в Могилеве, причем тогда же выписал для нее учебники австрийских нормальных школ и указал ей на Янковича, как на человека наиболее подходящего для организации народных школ в России по австрийскому образцу. Вскоре после приезда Янковича, в 1872 г., была образована под председательством П.В. Завадовского комиссия об учреждении народных училищ, в состав которой вошли Эпинус, Пастухов и Янкович. Комиссии было поручено: 1) начертать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ, 2) приготовить учителей и 3) перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. В осуществлении всех этих предприятий Янкович принял самое деятельное участие. Составленная им учебная часть первоначального плана учреждения народных училищ была утверждена 21 сентября 1782 г. Одновременно Янкович занял должность директора петербургского главного народного училища, в котором сначала сосредоточивалось приготовление учителей. Эту должность он занимал до 1785 г., когда его заменил О.П. Козодавлев; но и после того все распоряжения, касавшиеся училищ и особенно состоявшей при нем учительской семинарии, делались по совету Янковича. Больше всего труда положил Янкович на перевод с немецкого или составление учебников для народных училищ. Более половины учебников составлено было или самим Янковичем, или по его плану и под его руководством, или, наконец, переделано им, и все они были одобрены императрицей, на утверждение которой они были представляемы все, за исключением математических. Наконец, Янкович участвовал в разрешении всех экстренных учебных вопросов, передаваемых в комиссию: в преобразовании учебных планов корпусов сухопутного, артиллерийского, инженерного, общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и частных учебных заведений, в рассмотрении высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией также, по большей части, Янковичу. Избранный в 1783 г. в члены российской академии, он привлечен был к трудам по словопроизводному словарю. Отдел на буквы И и I составлен был им совместно с петербургским митрополитом Гавриилом. Вслед за тем ему поручено было дополнить и переиздать сравнительный словарь всех языков, составленный академиком Палласом. Этот труд, законченный в 1791 г., был издан под названием: "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный". В нем помещалось 61700 слов из 279 языков - европейских, азиатских, африканских и американских. По учреждении в 1802 г. Министерства народного просвещения, Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I , Янкович не пользовался влиянием, хотя трудился по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу. Ср. А. Воронов "Федор Иванович Янкович де-Мириево, или Народные училища в России при императрице Екатерине II" (СПб., 1858); его же "Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно" (СПб., 1849); граф Д.А. Толстой "Городские училища в царствование императрицы Екатерины II" (СПб., 1886, оттиск из LIV тома "Записок Императорской Академии Наук"); С.В. Рождественский "Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 - 1902" (СПб., 1902). С. Р-ский.

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Янкович Федор Иванович (де Мириево)" в других словарях:

    ЯНКОВИЧ ДЕ МИРИЕВО (Jankovic Mirijevski) Федор Иванович (Теодор) (1741 1814) сербский и российский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской АН (с 1783). С 1782 жил в России, участвовал в разработке плана школьных реформ 1782 86.… … Большой Энциклопедический словарь

    Янкович де Мириево [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) , русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской… …

    Педагог, первый директор народных училищ; серб по происхождению, родился в 1741 г. в местечке Каменице Сремской, близ Петервардейна. Фамилия Янковичей была одна из древнейших дворянских фамилий и владела близ Белграда селом Мириево. Когда турки… … Большая биографическая энциклопедия

    Педагог (1741 1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV в. в Венгрию. Изучал в венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки, поступил секретарем к темешварскому православному епископу …

    - (Федор Иванович) педагог (1741 1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV в. в Венгрию. Изучал в венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки, поступил секретарем к темешварскому… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Федор Иванович (1741 22.05.1814), педагог, член Российской академии (1783). Серб по происхождению. Образование получил на юридическом факультете Венского университета. В 1782 по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работал в Комиссии об… … Русская история

    - (Jankovic Mirijevski) Федор Иванович (Теодор) (1741 1814), сербский и российский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской АН (с 1783). С 1782 жил в России, участвовал в разработке плана школьных реформ 1782 86. Учебники и… … Энциклопедический словарь

    ЯНКОВИЧ ДЕ МИРИЕВО - [Мириевский (Jankovio Mirijevski)] Фёдор Иванович , педагог, чл. Российской академии (1783). Серб по происхождению. Образование получил на юрид. ф те Венского ун… … Российская педагогическая энциклопедия

    - [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) , русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского (См. Коменский), член Российской… … Большая советская энциклопедия

    Theodor Jankowitsch de Miriewo - (serb.: Teodor Janković Mirijevski, russisch Федор Иванович Янкович де Мириевоб, translit.: Fjodor Iwanowitsch Jankowitsch de Mirijewo; * 1741 Kamenitz, heute zu Novi S … Deutsch Wikipedia

Книги

  • Федор Иванович Янкович де-Мириево или народные училища в России при Екатерине II. , Воронов А.. Книга представляет собой репринтное издание 1858 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…