Проводился ли когда-либо импичмент президента?

Палата представителей подвергала импичменту только двух президентов за всю свою историю, и оба были оправданы Сенатом. Первым стал в 1868 году Эндрю Джонсон из-за политического кризиса, который был связан с его курсом в отношении проигравшего Гражданскую войну Юга, вторым — Билл Клинтон в 1998 году, из-за своего романа со стажеркой Белого дома Моникой Левински (Monica Lewinsky). Ричарду Никсону импичмент грозил, но президент ушел в отставку раньше (см. ниже). Сейчас — после того, как был назначен специальный прокурор для расследования возможного сговора между избирательным штабом президента Трампа и Россией — многие снова заговорили об импичменте.

По слухам, юристы Трампа сейчас ищут способы защитить президента, если процедура начнется. Букмекерская компания Paddy Power полагает, что шансы на импичмент Трампа в течение его первого президентского срока возросли до 60%. «Слово на букву И» уже успели публично произнести не менее 26 демократов и два республиканца. Однако импичмент — это длинный и сложный процесс, на который сильно влияют партийные соображения. Если даже он начнется, утверждает бывший конгрессмен-республиканец Билл Макколлум (Bill McCollum), голосовавший за импичмент Клинтона, «быстрым он не будет».

Откуда взялся импичмент?

Эта процедура возникла в Англии XIV века, где она использовалась против неподвластных суду вельмож и королевских советников. Авторы американской конституции, опасавшиеся возможного установления тирании, заимствовали идею импичмента как способа мирным путем отрешать от власти зарвавшихся президентов, а также вице-президентов, министров, федеральных судей и судей Верховного суда. О том, следует ли давать право импичмента Верховному суду, шли яростные споры, однако в итоге конституция предоставила «исключительное право импичмента» Палате представителей. Сенат получил «исключительное право рассматривать любые импичменты» — то есть право признать обвиняемого виновным или оправдать.


За что подвергают импичменту?

Согласно конституции, за «государственную измену, взяточничество и другие тяжкие преступления и проступки». При этом общепринятого определения «тяжких преступлений и проступков» не существует. Некоторые правоведы считают, что речь идет только о нарушениях писаного права. По мнению других, импичмент применим в случае любого злоупотребления властью или любого поведения, порочащего президентскую должность. На практике интерпретация почти целиком зависит от политических обстоятельств.

Клинтона подвергли импичменту за дачу ложных показаний и препятствование правосудию, так как он солгал под присягой — в письменных показаниях и на суде присяжных — о своих отношениях с Левински. При этом журналисты обнаружили, что многие лидеры Республиканской партии также были виновны в супружеских изменах. Республиканцы в ответ возражали — хотя и без особого успеха — что в данном случае имела значение ложь, а не адюльтер. Как саркастически заметил в 1970 году Джеральд Форд, бывший в то время лидером меньшинства в Палате представителей, «поводом для импичмента может стать все, что большинство в Палате представителей в данный момент сочтет подходящим для этого».

Как выглядит процесс импичмента?

Сначала Палата представителей должна проголосовать за начало процедуры импичмента. Для этого необходимо простое большинство голосов. Предложение об импичменте может внести любой конгрессмен. Также это могут сделать комитет Конгресса, авторы петиции, специальный прокурор и президент. Если простое большинство голосов поддерживает хотя бы одно из обвинений, президент официально подвергается импичменту, что фактически делает его обвиняемым. В роли суда в этом случае выступает Сенат.


Как проходит импичмент?

Палата представителей назначает специальных представителей — так называемых менеджеров, представляющих сторону обвинения. Президент выбирает юристов, которые будут представлять сторону защиты. Сенаторы становятся судом присяжных во главе с председателем Верховного суда. При этом Сенат должен определить процессуальные правила, например, решить, следует ли выслушивать свидетелей или можно ограничиться письменными показаниями.

«Импичмент — уникальное явление, — объясняет бывший конгрессмен Боб Барр (Bob Barr), который был одним из менеджеров во время импичмента Клинтона. — В обычном суде присяжные не устанавливают правила и не определяют, какие доказательства они хотят видеть, а какие нет». Четких критериев доказанности нет — вопрос о виновности каждый из сенаторов решает по своему вкусу. Если больше двух третей сенаторов объявляют президента виновным, он лишается своего поста, и на его место приходит вице-президент.

Грозит ли Трампу импичмент?

Расследование, которое проводит специальный прокурор Роберт Мюллер (Robert Mueller), безусловно, подразумевает такую возможность. Конгрессмен-демократ от Техаса Эл Грин (Al Green) утверждает, что он уже начал готовить обвинения для импичмента. По его мнению, Трамп виновен в препятствовании правосудию. Грин полагает, что президент пытался заставить директора ФБР Джеймса Коми (James Comey) прекратить расследование возможного сговора между окружением Трампа и Кремлем, а затем уволил Коми в надежде остановить таким образом расследование.

© AP Photo, Jessica Hill Бывший президент США Билл Клинтон

Именно препятствование правосудию было поводом для импичмента в случае Клинтона и Никсона, однако им обоим — в отличие от Трампа — приходилось иметь дело с враждебным Конгрессом, контролируемым оппозицией. Чтобы республиканцы выступили против собственного президента и проголосовали за его импичмент, его рейтинг должен упасть до такого уровня, при котором он станет опасен для всей партии. «На 99% все зависит от того, насколько популярен президент», — считает бывший сотрудник Министерства юстиции США Брюс Фейн (Bruce Fein).


Как Никсон избежал импичмента?

Ричард Никсон был замешан в «Уотергейте» — главном политическом скандале XX века. Доказательства его вины были настолько убедительны, что ему почти наверняка грозил импичмент. Однако он сумел избежать позора, поскольку вовремя ушел в отставку. В июле 1974 года Судебный комитет палаты представителей одобрил импичмент «хитрого Дика». Поводом для этого стали три обвинения, связанные с незаконным проникновением в штаб-квартиру Национального комитета Демократической партии в 1972 году: препятствование правосудию, злоупотребление властью и неуважение к Конгрессу,

Спустя шесть дней была опубликована аудиозапись, убедительно доказывавшая, что Никсон с самого начала пытался мешать расследованию. Когда лидеры Республиканской партии сообщили Никсону, что он лишился поддержки как в Палате представителей, так и в Сенате, президент решил подать в отставку. «Не стоит затягивать дело», — заявил он в своей знаменитой речи. Спустя месяц преемник Никсона — его бывший вице-президент Джеральд Форд — помиловал его, простив ему все преступления, которые он когда-либо совершал. По словам Форда, Никсон, «достаточно пострадал».

Подпишитесь на нас

Прошлая неделя выдалась достаточно щедрой на политические события и заявления как от политиков власти, так и от оппозиционеров. Как из рога изобилия сыплются обвинения тех и других сторон, подкрепленные если уже не фактами, то крепкими выражениями и обидами. Безусловно, главным ньюсмейкером стал традиционно бессменный лидер партии "Ата Мекен" Омурбек Текебаев, предложивший начать процедуру импичмента президента по отношению к президенту Алмазбеку Атамбаеву.

сайт решила разобраться, первый ли раз Кыргызстан готовится к процедуре отставки президента и в каких странах проводилась отставка главы государства и по каким причинам.

Первой страной, впервые учредившей в своей Конституции такой институт, как импичмент, являлись Соединенные Штаты Америки. Однако стоит отметить, что США под этим термином в момент ее включения понимали ответственность не только главы государства, но и всех высших должностных лиц. Испытать на себе участь и тяготы "импичмента" пришлось трем американским президентам.

США

За всю историю США двум президентам объявляла импичмент Палата представителей, но их оправдал потом Сенат, где обвинение не набрало необходимые 2/3 голосов. Первым несчастным был президент Эндрю Джонсон , когда в 1868 году его обвинили в незаконной отставке военного министра.

В 1998-1999 годы из-за громкого сексуального скандала с Моникой Левински хотели отправить в отставку Билла Клинтона . Поводом к расследованию истории Клинтона стал не сам факт сексуальных отношений президента с практиканткой Левински, а судебный процесс по обвинению любвеобильного политика со стороны Полы Джонс. Эта дама утверждала, что, будучи губернатором штата Арканзас, Клинтон позволил себе сексуальные домогательства в ее адрес. И вот тут Клинтон, отвечая на вопрос, были ли у него сексуальные отношения и с Моникой Левински, ответил "нет", находясь при этом под присягой. Супружеская неверность не наказуема, а вот лжесвидетельство – уголовное преступление и основание для импичмента. Согласно Конституции США, для утверждения отставки главы государства необходимо более двух третей голосов сенаторов (67 из 100). Однако на тот момент в сенате было 55 республиканцев и 45 демократов – однопартийцев Клинтона. Так что в феврале 1999 года процедура была прекращена.


В 1974 году президента Ричарда Никсона Палата представителей также хотела лишить поста в связи с "Уотергейтским делом". Но он ушел в отставку прежде, чем вопрос был рассмотрен Сенатом (скорее всего, приговор был бы обвинительным), что позволило его преемнику Джеральду Форду помиловать Никсона. Это единственный за историю США случай, когда президент прижизненно досрочно прекратил исполнение обязанностей.


Тайвань

Что касается нарушения Конституции страны, то история знает такой пример. Четыре года назад в Китайской Республике Тайвань случился инцидент с президентом этой страны Ма Инцзю. Скандал вышел в топ не только местных СМИ, но и мировых. В январе 2012 года Ма Инцзю был оштрафован местным судом на 500 тыс. тайваньских долларов (или $17 тыс.) только за то, что заранее объявил в прямом эфире результаты национального опроса, что не позволялось избирательным законодательством Тайваня. Потом он ушел сам в отставку, но вновь баллотировался и... выиграл выборы.


Южная Америка

Настоящий парад импичментов случился в странах Южной Америки в последнее десятилетие ХХ века. Начало положила Бразилия, выступив против своего президента Фернандо Колора ди Мелу . Окончания процесса по обвинению в коррупции лидер дожидаться не стал и в декабре 1992 года ушел в отставку. Но сенат все же довел дело до конца и объявил Колору импичмент.


В коррупции обвинялся и глава Венесуэлы Карлос Андрес Перес . 31 августа 1993 года Национальный конгресс Венесуэлы признал президента виновным в присвоении 250 млн боливаров из правительственных фондов. Ему объявили импичмент, а в 1996 году суд признал Переса виновным и назначил наказание – домашний арест сроком два года четыре месяца.


В феврале 1997 года Национальный конгресс Эквадора объявил, что президент Абдала Букарам не способен руководить государством в силу "психической недееспособности". Букарама обвиняли в дискредитации должности главы государства, незаконном "использовании вооруженных сил в личных целях", коррупции и неподобающем поведении. Во время публичных выступлений по телевидению президент любил спеть что-нибудь и станцевать для любимого народа. Народ талантов не оценил, Букараму пришлось эмигрировать в Панаму. В общем, иногда песни или танцы в прямом эфире от первого лица государства не доводят до добра...


Перу

В 2000 году президент Перу Альберто Фухимори бежал из страны из-за массовых акций протеста, вызванных разоблачениями коррупционных схем в его окружении. Он попросил политического убежища в Японии и уже оттуда заявил о своем уходе с поста. Конгресс Перу добровольной отставки президента не принял и объявил импичмент, отрешив его от должности с оригинальной формулировкой "за стойкую моральную несостоятельность". Позже Фухимори обвинили в растрате госсредств и в руководстве операциями, приведшими к массовым убийствам в 1991-1992 годах.


Парагвайский президент Фернандо Луго прошел через процедуру импичмента в 2012 году. Парламент обвинил его в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, что привело к гибели 17 человек.


И уже совсем недавно благодаря импичменту в отставку ушла бывшая глава Бразилии Дилма Руссефф . Сенат Бразилии проголосовал за импичмент президента Дилмы Руссефф. Процесс импичмента Руссефф стартовал в декабре 2015 года. Ключевым обвинением были бюджетные махинации: якобы правительство по инициативе президента в 2014–2015 годах использовало так называемое фискальное педалирование. Суть его в том, что запланированные траты на социальные программы власти перемещали на следующий финансовый период для улучшения показателей в текущем периоде.


Литва

Импичмент близок и Литве, когда из-за данной процедуры президент Литвы Паксас Роландас продержался на посту всего один год. В 2004 году Сейм объявил ему импичмент. Поводом стало предоставление гражданства Литвы российскому бизнесмену Юрию Борисову. Тот якобы пожертвовал $400 тыс. на избирательную кампанию президента. Сам литовский лидер заявлял, что не намерен служить ни американцам, ни России, а только литовскому народу.


Беларусь

В ноябре 1996 года в политической жизни Беларуси произошли события, предопределившие развитие страны на десятки лет. Благодаря проведенному 24 ноября референдуму и одобренной на нем новой редакции Конституции, Александр Лукашенко сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Запущенный парламентом процесс импичмента президента был прекращен в результате давления на депутатов и переговоров с участием руководства России. А все дело в том, что Лукашенко издал 15 указов, которые Конституционный суд страны признал неконституционными. И они не должны были действовать. Но Лукашенко в ответ издал распоряжение, которое Конституцией не было предусмотрено, в котором обязал всех чиновников выполнять его указы.


Чехия

5 марта 2013 Сенат Чехии вынес президенту Вацлаву Клаусу импичмент за 3 дня до истечения его полномочий, обвинив его в нарушении Конституции. Поводом послужила провозглашенная Клаусом 2 января 2013 года амнистия, в результате которой на свободу вышли тысячи осужденных. Кроме того, было прекращено расследование ряда крупных экономических преступлений. Из-за этого решения многие уголовные дела, в которых замешаны высокопоставленные чешские чиновники, были закрыты. 27 марта 2013 года Конституционный суд оправдал Вацлава Клауса в связи с тем, что он уже покинул свой пост.


Россия

Российская Федерация также входит в список стран, где проводилась процедура отставки главы государства. Все три попытки были направлены против первого президента РФ Бориса Ельцина.

В первый раз вопрос об импичменте встал в марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ. Хотя действовавшая на тот момент (с изменениями) Конституция РСФСР 1978 года позволяла Съезду народных депутатов самостоятельно решать "любой вопрос, находящийся в ведении Российской Федерации", в результате переговоров между Верховным Советом и президентом вопрос о полномочиях был вынесен на всенародный референдум, и обе ветви власти сохранили свои полномочия.


Следующая попытка импичмента состоялась сентябре 1993 года, после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого однако не была признана исполнительной властью. Конфликт был разрешен вооруженным путем в ходе событий 3-4 октября.

В третий раз вопрос об импичменте рассматривался в 1998-1999 годах. Ельцин обвинялся Госдумой по следующим пунктам:

  1. развал СССР;
  2. развязывание войны в Чечне;
  3. ослабление обороноспособности и безопасности России;
  4. роспуск Верховного Совета в 1993 году.

Дополнительно рассматривался вопрос о "геноциде российского народа". В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки квалифицированного большинства депутатов (для выдвижения обвинения по вопросу о войне в Чечне не хватило 17 голосов), и процедура была прекращена.

Кыргызстан

В нашей республике официально никто не выдвигал президентам импичмент. Разговоры, конечно же, были и на трибуне в парламенте, на митингах и круглых столах. По словам все того же Текебаева, в марте будет создан юридический прецедент в кыргызском законодательстве и он нуждается в серьезной документальной поддержке.

"Именно поэтому сейчас готовится солидная база. Я думаю, что за пять лет найдется достаточно фактов для отставки главы государства", - сказал лидер "Ата Мекена".

Кстати, в 2013 году импичмент, пусть и общественный, был объявлен Алмазбеку Атамбаеву. Это сделал представитель народно-патриотического революционного движения чистых оппозиционных сил Кыргызстана "За неосоциализм и истинное народовластие" Назарбек Нышанов. Он даже начинал сбор подписей за отставку президента. Правда тогда инициатива ничем не закончилась.

Одним из политических терминов является слово "импичмент".

Что такое импичмент? "Импичмент" - (от лат. impedivi - воспрепятствовать) - процедура судебного, в том числе уголовного обвинения лиц, занимающих как муниципальные, так и высшие должностные посты (чиновники, главы государств), в случае, если было совершено деяние, не совместимое с должностными обязанностями. Процедура импичмента продиктована законодательством РФ, следствием данного процесса является отстранение лиц государственного исполнения от должности.

Процесс и принятие решения осуществляется парламентом, в РФ - Федеральным Собранием, который, в свою очередь, представлен верхней (Совет Федерации) и нижней (Дума) палатами.

Процесс импичмента в РФ

Процедура импичмента в России проходила три раза, и все три были предприняты в отношении президента Б.Н. Ельцина. Отрешение президента от должностных обязанностей приводит в действие Совет Федерации, если набраны две трети голосов заседателей "за отстранение". Самым серьезным стало возбуждение импичмента в 1998-1999 годах. Президент обвинялся Думой по четырем аспектам:

  • развал СССР в 1991 году;
  • начало войны в Чечне;
  • разгон съезда народных депутатов в 1993 году;
  • ослабление безопасности России.

Однако процедура была остановлена в связи с тем, что ни одно из обвинений не собрало достаточного количества голосов депутатов. Два других возбуждения дела против президента России Б. Н. Ельцина также не увенчались успехом.

Из истории политического термина

Понятие "импичмент" возникло в XIV веке в Англии, где процедура обвинения была придумана как наказание за своеволие королевских фаворитов. Однако в истории Великобритании импичмент в последний раз применялся в 1806 году.

Из британского законодательства слово плавно перешло в конституцию США, где приобрело значение обвинения нижней палатой парламента должностного лица на федеральном уровне. За всю историю Соединенных Штатов два президента были привлекались к процедуре импичмента, но в результате были оправданы Сенатом.

Отстранения от власти должностного лица на самом высшем уровне, вплоть до руководителя государства, если ему предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления при исполнении официальных полномочий.
Понятие импичмента впервые применили в Англии 14 века. Тогда Палата общин решилась отдать на суд Палаты лордов королевских фаворитов, хотя прежде такие полномочия мог брать на себя только король. Именно процедура предъявления уголовного обвинения в грубом попирании закона получила название импичмент.
Такое обвинение должно носить официальный характер.
Некоторые страны с республиканской формой правления предусматривают импичмент для главы государства в случае покушения на конституцию или государственной измены.
В разных странах предусмотрена разная форма такой процедуры. Классическая схема импичмента сформулирована в конституции США и позаимствована из законодательства Великобритании. Нижняя палата законодательного органа выдвигает обвинение, сформулировав его причину, а верхняя палата рассматривает это обвинение и принимает решение как судебный орган. В США такие слушания проходят в Сенате под патронажем Верховного судьи. Обвинения для импичмента должны поддержать две трети голосов присутствующих сенаторов.
США предусматривает импичмент служащих федерального уровня, если им предъявляются обвинения в государственной измене или взяточничестве или любых других тяжких преступлениях, правонарушениях. Исключительное право на импичмент принадлежит Палате представителей. Все такие процедуры проходят также в Сенате.
Конституция Российской Федерации предусматривает такую же схему. Импичмент может высказать Государственная Дума, а рассматривать это обвинение и выносить вердикт должен Совет Федерации.
Такой процесс отрешения от должности Президента был инициирован трижды и все в отношении первого президента РФ Ельцина.Существует и другая схема выдвижения импичмента. Обвинение имеет право выносить Парламент, а решение выносит высший судебный орган. В Германии и Италии это Конституционный суд, Португалии, Румынии, Финляндии – Верховный суд, во Франции – Высокая палата правосудия. Наказанием считается именно отрешение от должности, но в результате импичмента оговаривается возможность обычного судебного процесса со всеми вытекающими последствиями.
Большинство стран имеют в законодательствах положения об отстранении от должности первых лиц государства, но не всегда их используют. Наиболее громкие процессы импичмента конца XX и начала XXI века – это отрешение от должности президента Бразилии Фернанду Колор, Индонезии Абдуррахман Вахида и Литвы Роландаса Паксаса. Импичмент президента Литвы в 2004 году был единственным принятым импичментом главы европейского государства.
Наиболее скандально известным стал импичмент президента США Билла Клинтона по обвинению его в лжесвидетельстве в истории с Моникой Левински.

Обратимся к определению понятия «импи́чмент». Согласно статье в Википедии слово импичмент в переводе с английского означает «недоверие», происходит же сам термин от латинского слова impedivi, что означает «воспрепятствовал, пресёк».

А на сегодняшний день импичмент - специальная процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, должностных лиц разного уровня вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности. Институт импичмента возник в Англии еще в далеком XIV веке. Благодаря введению этой процедуры Палата общин наделила себя правом отдавать королевских министров под суд Палаты лордов на основании уголовного обвинения (до этого такое право принадлежало только королю). Позже из британських актов понятие импичмента было заимствовано законодательством США, в частности путем закрепления этой процедуры в Конституции Соединенных Штатов. При этом обвинение с требованием импичмента может бать выдвинуто не только по отношению к Президенту, а к любому федеральному должностному лицу вплоть до судей и президента. Аналогичные процедуры предусмотрены и в каждом штате для губернатора и других должностных лиц штата. В США известно три случая, когда президент страны был представлен Палатой представителей к импичменту: Эндрю Джонсон в 1868 (в связи с незаконной отставкой военного министра), Ричард Никсон в 1974 году (Уотергейт) и Билл Клинтон в 1998—1999 (в связи с лжесвидетельством и препятствием правосудию). Джонсон и Клинтон были оправданы Сенатом, а Никсон подал в отставку до рассмотрения Сенатом его дела.

Импичмент в украинском законодательстве

Обратимся же теперь к институту импичмента в Украине. В нашем законодательстве процедура импичмента относится только к должности Президента Украины и описана в статье 111 Конституции Украины.

Согласно нормам этой статьи Президент Украины может бать отстранен с этого поста Верховной Радой Украины в случае совершения им государственной измены или другого преступления.

Вопрос об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Парламента, то есть не менее чем 226 народными депутатами Украины.

Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.

Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.

При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава (а это - 300 народных депутатов Украины) принимает решение об обвинении Президента Украины.

Конституционный Суд Украины в своем Решении №19-рп/2003 от 10 декабря 2003 года по делу по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины об официальном толкований положений части первой статьи 105, части первой статьи 111 Конституции Украины (дело о неприкосновенности и импичменте Президента Украины) указал следующее: «установлення Конституцией Украины процедура импичмента является единственным способом привлечения Президента Украины к конституционной ответственности и по своей правовой природе не аналогична обвинению лица в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины… Импичмент в системе конституционных институтов по своей правовой природе является внесудебным конституционным процессом, по содержанию которого парламент в случае совершения преступления Президентом Украины может досрочно прекратить его полномочия, сняв с этого поста. Поэтому положення части первой статьи 111 Конституции Украины следует понимать так, что конституционная процедура расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента осуществляется без возбуждения против него уголовного дела ».

Решение об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертыми от ее конституционного состава (338 народных депутатов Украины) после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его выводов относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения вывода Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.

Пока украинская история не знает практики применения процедуры импичмента по отношению к Президенту Украины. Конституция Украины содержит лишь общие нормы, регулирующие эту процедуру. Не установлены ни порядок формирования специальной следственной комиссии, ни сроки проведения расследования, ни порядок и сроки проведения проверки Конституционным и Верховным судами дела об импичменте Президента Украины. Соответственно, необходим специальный закон, регулирующий эти и другие вопросы, связанные с такой непростой процедурой. Возможно, когда все законодательные формальности будут урегулированы, мы станем свидетелями первого процесса импичмента Президента Украины в новейшей истории нашого государства, если на то будет воля Верховной Рады Украины.

Закон об импичменте

25 сентября 2019 года вступил в силу Закон Украины «Про особую процедуру устранения Президента Украины с поста (импичмент)». Закон определяет правовые и организационные основы привлечения Президента Украины к конституционной ответственности путем смещения с поста в порядке импичмента.

Основанием для инициирования импичмента Президенту Украины является письменное представление, подписанное большинством народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, подписи которых не отзываются.

Внесенное на рассмотрение Верховной Рады Украины письменное представление об инициировании импичмента должно содержать правовое обоснование необходимости образования специальной временной следственной комиссии. К представлению могут прилагаться документы и материалы, касающиеся этого вопроса, или их копии, заверенные надлежащим образом.

О принятии такого решения Председатель Верховной Рады Украины срочно уведомляет Президента Украины и Председателя Конституционного Суда Украины.

В случае включения в повестку дня сессии Верховной Рады Украины вопроса об инициировании импичмента Верховная Рада Украины для проведения расследования наличия факта и обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления создает специальную временную следственную комиссию.

В состав специальной временной следственной комиссии входят народные депутаты Украины с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций (депутатских групп), а также включаются специальный прокурор и специальные следователи. В случае избрания специальным прокурором и специальным следователем народного депутата Украины учитывается принцип пропорционального представительства депутатской фракции (депутатской группы) в специальной временной следственной комиссии.

Кандидатуру специального прокурора в состав специальной временной следственной комиссии вносят инициаторы рассмотрения вопроса об импичменте.

Кандидатуры специальных следователей в состав специальной временной следственной комиссии вносят депутатские фракции (депутатские группы).

На должности специального прокурора, специальных следователей может быть выбрано только лицо, отвечающее следующим требованиям:

  1. является гражданином Украины, который проживает на ее территории не менее десяти лет;
  2. свободно владеющий государственным языком;
  3. имеет высшее юридическое образование;
  4. имеет не менее чем десятилетний стаж работы в должности прокурора и / или следователя;
  5. не имеет судимости.

Специальная временная следственная комиссия Верховной Рады Украины создается в течение тридцати дней со дня инициирования импичмента. О создании специальной временной следственной комиссии Верховная Рада Украины большинством от ее конституционного состава принимает постановление.

Специальная временная следственная комиссия:

  1. проводит расследование наличия факта и обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления;
  2. проверяет наличие, полноту и обоснованность доказательств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления;
  3. готовит предложения относительно проекта постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины.

Президент Украины может иметь защитника (защитников в количестве не более пяти), который (которые) обеспечивает (обеспечивают) защиту его прав, свобод и законных интересов в процедуре импичмента.

Специальная временная следственная комиссия готовит выводы и предложения по исследованным обстоятельствам совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления и рассматривает их на своем заседании и принимает решения по ним.

Выводы и предложения должны содержать:

  1. факты и обстоятельства, которые стали основанием для проведения расследования;
  2. сведения и обстоятельства, установленные специальной временной следственной комиссией, а также доказательства, которыми они подтверждаются;
  3. сведения и обстоятельства, которые не подтвердились;
  4. факты и обстоятельства, которые не были проверены, причины этого;
  5. факты и обстоятельства, подтверждающие или опровергающие наличие в деяниях Президента Украины признаков государственной измены или иного преступления.

Специальная временная следственная комиссия при наличии соответствующих оснований готовит вывод об обвинении Президента Украины с учетом требований к обвинительному акту, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины. Вывод подписывают специальный прокурор, специальные следователи, председатель и секретарь специальной временной следственной комиссии.

Пленарное заседание Верховной Рады Украины, на котором происходит рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии, является открытым. Закрытое пленарное заседание проводится по решению Верховной Рады Украины в случае, если выводы и предложения специальной временной следственной комиссии или приложенные к ним документы и материалы содержат информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну.

Председатель Верховной Рады Украины правительственной фельдъегерской связью приглашает на пленарное заседание Верховной Рады Украины Президента Украины, Председателя Конституционного Суда Украины и судей Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Генерального прокурора, специального прокурора и специальных следователей. Такое приглашение направляется не позднее чем за два дня до даты пленарного заседания Верховной Рады Украины.

В случае внесения народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии проекта постановления об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины спрашивает у Президента Украины, согласен ли он с пунктами обвинения, содержащимися в проекте постановления Верховной Рады Украины.

Если Президент Украины соглашается со всеми пунктами обвинения, а народные депутаты Украины, которые вносили представление об инициировании импичмента, не возражают против этих пунктов обвинения и не имеют к ним дополнений, обсуждения по этому вопросу не проводится, председательствующий на пленарном заседании объявляет о переходе к тайному голосованию по пунктам обвинения и осуществлению дальнейших процедур.

Если Президент Украины соглашается только с отдельными пунктами обвинения или не соглашается с одним из пунктов обвинения, изложенных в проекте постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, внесенном народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии, дальнейшее обсуждение проводится по тем пунктам обвинения, с которыми Президент Украины не согласился, а также тем, которые не нашли отражения в предложенном проекте постановления Верховной Рады Украины.

В случае если Президент Украины не явился без уважительных причин на пленарное заседание Верховной Рады Украины или отказывается лично давать объяснения, отвечать на вопросы, Верховная Рада Украины проводит рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии об обвинении Президента Украины, без его участия.

Проект постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, внесенный народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии, должен основываться только на сведениях, которые содержатся в выводах и предложениях специальной временной следственной комиссии. Обвинения Президента Украины излагаются в проекте постановления Верховной Рады Украины по пунктам, отдельно по каждому деянию, содержащему признаки преступления. Решение Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины принимается тайным голосованием путем подачи бюллетеней в порядке, определенном Регламентом Верховной Рады Украины.

Тайное голосование по проекту постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, включенному в бюллетень для тайного голосования, проводится отдельно по каждому пункту обвинения. Постановление Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины считается принятым в целом с теми пунктами обвинения, за которые в соответствии с частью пятой статьи 111 Конституции Украины проголосовало не менее двух третей народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

В случае принятия постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины Верховная Рада Украины большинством голосов народных депутатов Украины от ее конституционного состава также принимает постановление об обращении в:

  1. Конституционный Суд Украины для проверки дела и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте;
  2. Верховный Суд для получения его заключения о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.

В случае непринятия решения Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины объявляет о прекращении процедуры импичмента.

После получения соответствующих заключений Конституционного Суда Украины и Верховного Суда эти заключения безотлагательно оглашаются председательствующим на ближайшем пленарном заседании Верховной Рады Украины и предоставляются народным депутатам Украины.

Если в соответствии с заключением Верховного Суда деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления, а согласно заключению Конституционного Суда Украины соблюдены конституционные процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, народные депутаты Украины - члены специальной временной следственной комиссии безотлагательно готовят и вносят на рассмотрение Верховной Рады Украины проект постановления Верховной Рады об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Постановление Верховной Рады Украины об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Постановление Верховной Рады Украины об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента вступает в силу с момента объявления председательствующим на пленарном заседании Верховной Рады Украины о его принятии.

С момента объявления председательствующим на пленарном заседании Верховной Рады Украины о досрочном прекращении полномочий Президента Украины в связи с устранением его с поста в порядке импичмента на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины обязанности Президента Украины исполняет Председатель Верховной Рады Украины согласно с положениями статьи 112 Конституции Украины.

Об устранении Президента Украины Верховной Радой Украины с поста в порядке импичмента Председатель Верховной Рады Украины официально уведомляет Президента Украины, Премьер-министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда и немедленно обнародует соответствующий акт Верховной Рады Украины через средства массовой информации.

В случае непринятия Верховной Радой Украины постановления об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины:

  1. объявляет о прекращении процедуры импичмента и дает поручение о публикации об этом в газете "Голос Украины";
  2. объявляет о прекращении полномочий специальной временной следственной комиссии;
  3. от имени Верховной Рады Украины в письменной форме извиняется перед Президентом Украины.

Отставка по собственному желанию Президента Украины, в отношении которого инициирован импичмент, является основанием для прекращения процедуры импичмента на любой стадии, а также для закрытия соответствующих производств в Конституционном Суде Украины и Верховном Суде.

После провозглашения Президентом Украины заявления об отставке материалы об инициировании импичмента, выводы и предложения специальной временной следственной комиссии, документы, материалы, результаты экспертиз и другие сведения, касающиеся расследования, председателем или заместителем председателя специальной временной следственной комиссии направляются в органы предварительного расследования для осуществления досудебного расследование.