В беседе с корреспондентом "НИ" директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, профессор Галина Ершова подробно рассказала о феномене тела бурятского ламы, о том, что увидели исследователи во время эксгумации. И не только об этом...

***

Примечание редакции "Миссионерско-апологетического проекта "К Истине"

Эта статья представляет интерес, что нетленность тела ламы Итигэлова является следствием намеренных (!) человеческих усилий по сохранению этого тела, но не как не действием Божием.

Во-первых, лама принимал пред смертью определенные препараты. Так, анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

Во-вторых, при эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая "местами нанесла вред его коже - высушила" (по словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). После того, как тело ламы оказалось на поверхности, оно начало постепенно высыхать (отсюда и выпотевания на стекле влаги в его стеклянном саркофаге) и мумифицироваться, при этом, по мнению ученых, оно уменьшилось в весе на 15 кг. В итоге вся его "живость", подвижность суставов, которой так восторгались журналисты и его почитатели исчезла.

Открытие саркофага ламы Итигэлова. Его ученики не очень надеялись на чудо, поэтому пересыпали тело солью...

Кстати, традиция искусственного самобальзимирования в буддизме есть, например, в Японии монахи Сокушинбутсу, после определенной диеты и трудов ели бальзамирующие и ядовитые растения, после чего умирали, а накопленные растительные яды и смолы консервировали их.

Смотрите также по теме:

  • О нетленных телах исламских шахидов (ответ на вопрос) - Максим Степаненко

***

Почему люди поклоняются нетленным мощам, верят в их чудодейственность, даже если никогда их не видели и понятия не имеют, откуда они появились?

Этот феномен, кстати, хорошо понятен для русской культуры, где поклонение "нетленным мощам" в качестве залога ожидаемого возрождения приобрел особое значение еще в период Киевской Руси. Появление культа нетленных мощей сформировался, возможно, благодаря особым климатическим режимам пещер-катакомб в сочетании со специфической диетой обитателей Киево-Печерской лавры.

Как комментировал протоиерей Александр Мень, слово "мощи" означает "тело усопшего". Мощи святых могут находиться в разной степени сохранности. Останки подвижников Киево-Печерской Лавры нетленны (естественно мумифицированы), а в гробнице Серафима Саровского в 1903 году обнаружились лишь костные останки. Однако народная вера в "абсолютную нетленность" приводила впоследствии многих к разочарованию в вере – когда оказывалось, что большинство мощей всего лишь костные останки. Однако в оправдание этой народной веры хотелось бы отметить, что факты совершенной нетленности – наподобие произошедшего в Бурятии уже в наше время случая – столь редки, недолгосрочны и невероятны для обыденного сознания, что складывается парадоксальная ситуация: люди хранят в качестве почти мифа память о реальном событии сохранности тела, которое действительно со временем превращается естественным путем в целостную мумию. Но тот, кто не наблюдал сам этого уникального состояния, поверить в него просто не в состоянии.

Хамбо-лама Итигэлов (1853-1917). Прижизненная фотография

- Это правда, что тело буддийского ламы эксгумировали по его собственной просьбе?

Да. Все это осуществилось лишь потому, что сам Итигэлов распорядился перед "уходом" достать спустя 75 лет свое тело. И 10 сентября 2002 года на территории кладбища неподалеку от Улан-Удэ произошла эксгумация - по инициативе главы буддистской церкви России Хамбо-ламы Аюшева, а так же с разрешения родственников, в присутствии официальных властей и специалистов по судебно-медицинской экспертизе.

В поднятом из-под земли коробе находился сидящим в позе лотоса пожилой мужчина, покрытый шелковыми тканями. При этом тело его оказалось полностью сохранным – с мягкими мышцами и эластичной кожей, сгибающимися суставами. Информация о бурятском ламе, который был извлечен из своего захоронения, попала в средства массовой информации. Общественность восприняла эту новость по-разному: часть людей просто не поверила, решив, что это "журналистский прикол" или "бурятская фальсификация", другие сочли, что это обычная мумия. Многие публикации поэтому были выдержаны в ерническом стиле.

- А что указывает на реальность феномена бурятского "чуда"?

Уже одно то, что тело после эксгумации оказалось полностью сохранным, а признаки мумификации или бальзамирования отсутствовали. Волосяной покров и ногти сохранены. При надавливании на кожно-мышечные покровы углубления восстанавливают нормальное состояние. Отсутствуют трупные пятна, кожа без признаков разложения и наличия грибков. Какие-либо ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от тела не определялись. После извлечения тело сохраняло свое положение без специальных приспособлений.

На голени и кисти руки при раздевании был немного поврежден кожный покров. В открывшейся ранке на фотографии, опубликованной в журнале Geo, отчетливо видно красную несвернувшуюся кровь. И свидетели утверждали, что кровь имела желеобразный вид.

Необычность состояния тела была такова, что находившийся на эксгумации врач судебно-медицинской экспертизы 3.М. Мандарханов отказался проводить осмотр тела самостоятельно и потребовал создания специальной комиссии.

- Ну и разве это не чудо?

Мне посчастливилось участвовать в исследовании биологических образцов. Нам было разрешено взять образцы отслоившегося эпидермиса со ступней, два среза ногтевой кромки и волосы. Так вот результаты показали, что Итигэлов целенаправленно, но не постоянно использовал бром (бромсодержащие растения), который привел к избыточному содержанию этого элемента в коже. В больших дозах бромиды угнетают процессы возбуждения в центральной нервной системе, включая спинной мозг, но почти не оказывают влияния на центры продолговатого мозга, который контролирует кислородное дыхание, кровообращение, частично соматическую нервную систему.

Мы предположили, что Итигэлов достиг своего состояния путем отключения жизненных энергообменных функций организма и вхождения в глубокую медитацию. Таким способом он сумел смоделировать анабиозоподобное состояние - временное прекращение жизнедеятельности. Само по себе это явление в живой природе не в новинку.

С XIX века было открыто, что после состояния "выжидания" могут вернуться к жизни микроскопические червячки-коловратки, и рыбы и тритоны, и лягушки, и теплокровные - хомяки и мыши. Оживляли даже переохлажденных обезьян, когда они уже не дышали и сердце не билось. Известно немало случаев в разных странах, когда возвращались из такого состояния даже замерзшие люди. Народные русские лечебники содержали целые разделы, посвященные оживлению замороженных заживо. Длительное хранение в охлажденном состоянии жизнеспособной спермы и других живых компонентов давно уже не является "чудом".

- А что произошло с телом после извлечения из могилы? Оно не менялось?

В том-то и дело, что изменения были видны уже через два года. Итигэлова поместили в сакральную часть (поверх алтаря) главного храма Иволгинского монастыря. Через некоторое время начали наблюдаться определенные изменения. Во-первых, изо рта поначалу выделялась влага. Спустя несколько месяцев произошел достаточно ощутимый выброс влаги, осевшей на стенах стеклянного куба, в котором поначалу хранилось тело. Еще чуть позже на коже начала активно выделяться соль – на лице и остальном теле. Цвет кожи стал постепенно темнеть.

Повторный осмотр (организованный мною в рамках проекта) в присутствии д.м.н. В.Н. Звягина, зав. отделом идентификации личности судебно-медицинской экспертизы (Москва) и к.м.н. К.М. Югова, осматривавшего тело при эксгумации (Улан-Удэ), был проведен в ноябре 2004 г. В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. По всей поверхности тела имелись отложения соли, от которых в некоторых участках лопалась кожа. При контакте ощущался достаточно приятный запах. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке Д.А. Горина, вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг. Был составлен официальный "Протокол осмотра тела Хамбо ламы Даша-Доржи Итигелова", где отмечено, что за два года, прошедших со времени первоначального судебно-медицинского освидетельствования тела Хамбо ламы Итигелова (11.09.2002) появились первые незначительные признаки мумификации, выражающиеся в пергаментной плотности кожных покровов, в потере их эластичности, в отсутствии движений в суставах (это было отмечено в Протоколе).

Vasiliy Tatarinov / wikimedia.org Согчен дуган (Иволгинский дацан) (Фото: Дмитрий Шипуля) Дворец Хамбо ламы Итигэлова (Иволгинский дацан) (Фото: Дмитрий Шипуля) Внешнее убранство Храма-дворца Хамбо ламы Итигэлова (Фото: Дмитрий Шипуля) Маанин дуган (Храм Будды сострадания)в Иволгинском дацане (Фото: Дмитрий Шипуля) Резиденция Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева (Фото: Дмитрий Шипуля) Жуд дуган, а справа Майдарин сумэ (Храм Будды Грядущего) Иволгинский дацан (Фото: Дмитрий Шипуля) Дэваажин дуган в Иволгинском дацане (Фото: Дмитрий Шипуля) Аркадий Зарубин / wikimedia.org Храм Пандито Хамбо Ламы Даша-Доржо Итигэлова в Иволгинском дацане. Бурятия (Аркадий Зарубин / wikimedia.org) Цогчен-дуган в Иволгинском дацане. Бурятия (Аркадий Зарубин / wikimedia.org) Главные ворота Иволгинского дацана, Бурятия (Аркадий Зарубин / wikimedia.org) Дуган Зеленой Тары в Иволгинском дацане, Бурятия (Аркадий Зарубин / wikimedia.org) Слева войпур (курильница), справа строящийся храм Зеленой Белой Тары (Фото: Дмитрий Шипуля) Согчен дуган. Идут приготовления к празднику (Фото: Дмитрий Шипуля) Хурдэ (Фото: Дмитрий Шипуля) Субурганы Иволгинского дацана (Фото: Дмитрий Шипуля) Аркадий Зарубин / wikimedia.org

Иволгинский дацан – крупный буддийский монастырский комплекс, центр буддизма РФ, резиденция Пандито Хамбо-ламы. Находится в населенном пункте Верхняя Иволга, в пределах Иволгинского района Бурятии, примерно в 36 км к западу от Улан-Удэ.

Иволгинский дацан – наиболее известный буддийский монастырь Бурятии. Он привлекает многочисленных паломников и туристов, которые приезжают сюда не только со всей России, но и из других стран.

Здесь ежедневно проводятся ритуалы, а по религиозным праздникам – соответствующие службы. Иволгинский дацан является местом пребывания довольно необычной святыни – нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова.

Буддизм распространился по Бурятии в XVII столетии. Он был принесен в эти края монгольскими ламами. До революции 1917 года в России имелось более 35 дацанов, из которых 32 – в тогдашней Забайкальской области, занимавшей большую часть современной Бурятии и Забайкальского края. Однако, затем настали трудные времена.

К 1930 годам буддизм в нашей стране был почти полностью искоренен. Почти все дацаны были разрушены, а монахов отправили в тюрьмы, ссылки и на каторжные работы. Сотни лам были расстреляны. Ситуация стала меняться к лучшему лишь к середине 1940 годов.

Весной 1945 года Совет народных комиссаров Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики выпустил постановление. Этим постановлением разрешалось основание нового дацана.

Местные буддисты стали собирать деньги и предметы культа. На те средства, которые удалось собрать, в месте, известном как Ошор-Булаг, буквально посреди чистого поля построили первый храм.

Дворец Хамбо ламы Итигэлова (Иволгинский дацан) (Фото: Дмитрий Шипуля)

В декабре 1945 года здесь впервые провели открытую службу. В 1951 году были выделены земли под строительство монастыря, тогда тут выстроили дома для проживания лам и некоторые хозяйственные постройки.

В 1970 годах осуществлялось возведение почти всех существующих сегодня храмов дацана. В 1991 году в пределах монастыря открыли Буддийский университет. Сегодня в нем проходят обучение больше ста монахов.

В 2002 году в Иволгинский дацан было помещено нетленное тело Пандито Хамбо-ламы XII Итигэлова. Для хранения этой буддийской реликвии был возведен новый храм, куда в 2008 году и поместили тело Учителя.

Монастырский комплекс

В состав дацана входят 10 храмов. Имеется также ряд других зданий и сооружения – резиденция действующего Хамбо-ламы Аюшеева, библиотеки, учебные корпуса, оранжерея, гостиница, разные хозяйственные и жилые строения, информационный центр.

Священная реликвия Иволгинского дацана: история Ламы Итигэлова

Хамбо-Лама Итигэлов был духовным лидером буддистов Бурятии. По имеющимся данным он появился на свет в 1852 году в пределах нынешнего Иволгинского района.

Родители Итигэлова умерли, когда он был еще ребенком. В возрасте пятнадцати лет он пришел в Анинский дацан, а затем более 20 лет занимался там изучением буддизма.

В дальнейшем Итигэлов проявил себя как религиозный деятель. В 1904 году он стал настоятелем одного из дацанов Бурятии, а в 1911 году его выбрали XII Пандито Хамбо-ламой.

Принято полагать, что в июне 1927 года Итигэлов ушел в нирвану, предварительно дав указания монахам взглянуть на его тело семьдесят пять лет спустя. Он был погребен в саркофаге из кедра сидящим в позе лотоса, так как пребывал в этом положении во время своего ухода.

Тело Итигэлова дважды тайно осматривалось ламами – в 1950-х и 1970-х годах. В ходе осмотров ламы пришли к заключению, что оно не изменилось.

В сентябре 2002 года Хамбо-лама Аюшеев совместно с рядом других лиц вытащили куб с телом Итигэлова и препроводили его в Иволгинский дацан.

В 2008 году тело Учителя перенесли в возведенный для этого храм. Оно почитается как святыня буддизма.

Новый храм был выстроен по чертежам Дэважин-дугана Янгажинского дацана. Дэважин-дуган в 1906 году спроектировал и возвел сам Итигэлов, однако этот храм был разрушен в 1930-х в ходе преследований буддистов.

Тайна сохранности тела Хамбо-ламы – загадка для ученых. После поднятия тела были взяты некоторые элементы биологических тканей, но уже в 2005 году любые дальнейшие анализы были запрещены Аюшеевым. Данные лабораторных исследований показали, что ткани не омертвели.

Монахи, ухаживающие за телом, утверждают, что у него изменяется температура и даже появляется испарина на лбу. Увидеть Нетленного Учителя и поклониться ему можно восемь раз в году, во время важных религиозных праздников.

Как добраться до дацана?

Иволгинский дацан находится в хорошей транспортной доступности. По автомобильной дороге А-340 Улан-Удэ – Кяхта необходимо доехать до райцентра, поселка Иволгинск. В поселке нужно свернуть с основной трассы направо и проехать еще около 8 км до села Верхняя Иволга, на северной окраине которого и находится монастырь.

Расстояние от дацана до центра Улан-Удэ составляет 36 километров.

Из Улан-Удэ можно добраться на автобусе №130 до Иволгинска, а оттуда до монастырского комплекса ходят микроавтобусы. Во время важных богослужений автобусы из бурятской столицы следуют непосредственно до дацана.

О чудесах
Оказывается, сейчас проходит голосование на предмет выбора 7 чудес России (это, видимо, по мотивам недавнего выбора 7 новых чудес света:))
Вот тут всё это дело выбирается http://www.ruschudo.ru/
Честно просмотрев всех номинантов, я вдруг задумался о том, насколько же наше массовое сознание крепко привязано к прошлому, и насколько оно не воспринимает, не приемлет настоящее, живое...
Ведь есть же в России настоящее - РЕАЛЬНОЕ, ЖИВОЕ ЧУДО - не мифическоре, не эпическое, не каменное, а прямо вот самое что ни есть живое...
Да такое, которое реально ставит перед фактом того, что вся наша наука, на которой весь мир наш построен, на которой всё сознание наше замешано, которая программирует всё наше мировосприятие - так вот вся эта наука, получается, не охватывает всего спектра проявленной жизни, как она сама утверждает...

И если раньше наука могла легко опровергать такие крамольные мысли (нередко высказываемые разными людьми на протяжении всей истории становления науки), то при наличии данного явления она этого сделать уже НЕ МОЖЕТ!
Ибо это - реальный физический феномен.
И что делает наука?
Да просто МОЛЧИТ!
Просто замалчивает ФАКТ, хотя сама же и заявляет, что основывается на фактах...
И вот один из явных примеров такого замалчивания - данный список чудес России, в котором нет этого, настоящего, живого, чуда.
Причем это чудо явно даже не просто российского, а мирового масштаба, ибо ведь наука наша - есть основа мировоззрения не только нашей страны, а всего цивилизованного мира...

Это чудо - Хамбо Лама Итигэлов, который официально умер в 1927 году, был похоронен, а в 2002 году был извлечен из земли НЕТЛЕННЫМ!!!
Ну ничего себе, да?
75 лет человек пролежал в земле, а потом его выкапывают (причем - в присутствии судмедэкспертов) - и оказывается, что всё его тело абсолютно свежее и живое, как у любого из живущих...
Все мягкие ткани живые, суставы подвижны, глазные яблоки в полном порядке, и т.д.
Да еще и сидит при всем этом САМ, без поддержки...

Ну так вот, сидит сей лама до сих пор в Иволгинском Дацане на втором этаже внутри секлянного куба.
Такой же по прежнему живой, даже потеет...
Уже несколько раз даже глаза открывал...

Регулярно там всякие конференции проводятся, люди со всего мира приезжают на это дело посмотреть, а массовое сознание ничего об этом в общем-то даже и не знает...
И судя по тому, что данному феномену уже почти 8 лет, можно сделать вывод, что оно - массовое сознание - и НЕ ХОЧЕТ знать об этом РЕАЛЬНОМ ЧУДЕ, предпочитая ему чудеса чисто номинальные...

Вот так...

Ежели кто вдруг еще не в курсе о данном феномене, то, плз, ниже я тут кое-что выложил:)

Феномен Хамбо Ламы Итигэлова при всей своей очевидности и открытости для ученых неподвластен современной биологической науке в принципе.

"Феномен Итигэлова" не просто плохо согласуется с текущими научными доктринами, но противоречит им в принципе.

В 1927 году Лама Итигэлов ушел из жизни, завещав достать свое тело из-под земли. Тело его в позе лотоса поместили в саркофаг и похоронили.
В сентябре 2002 года саркофаг был поднят, и при его вскрытии оказалось, что тело Ламы не подверглось тлению.
По утверждению судебно-медицинского эксперта, доктора медицинских наук Виктора Звягина, тело ламы не имеет выраженных посмертных изменений.
Суставы подвижны, кожа упруга. С помощью инфракрасной спектрофотометрии было показано, что белковые фракции Хамбо Ламы имеют прижизненные характеристики.
По сути, можно сказать, что это официально зарегистрированный судебно-медицинской экспертизой, зафиксированный в государственном документе факт жизни человека после его физической смерти.

Теперь подробнее.
Рассказ заведующего кафедрой устойчивого инновационного развития университета «Дубна»,
профессора Бориса Евгеньевича Большакова.

"Итигэлов - уроженец Бурятии, известный религиозный деятель по имени Хамбо лама Даши Доржо Итигэлов (1852-1927), который был главой российских буддистов с 1911 по 1917 год.
Для понимания и оценки нынешнего состояния Итигэлова чрезвычайно важно, что он ушел в мир иной при выполнении определенных ритуальных действий: собрав своих близких учеников, он сел в позу лотоса и попросил их исполнять буддийскую молитву «Благопожелание уходящему».

Ученики удивились, что должны читать эту молитву живому человеку. Тогда Итигэлов прочитал молитву сам.
А перед этим он оставил своим ученикам завещание: сказав, что уходит на тысячу лет, он попросил поднять его через 75 лет, чтобы убедиться, что он жив.
Говоря светским языком, вполне возможно, что он хотел продемонстрировать на себе образец, некий пример того, как можно жить после смерти.
И, видимо, он полагал, что тысяча лет - это срок достаточный для того, чтобы люди разобрались, сумели понять механизмы, способы достижения им этой цели.

В сентябре 2002 года состоялось вскрытие саркофага, в котором находился Итигэлов, в присутствии руководства Буддийской традиционной сангхи России и медицинских экспертов.
Всеобщее удивление вызвала прекрасная сохранность тела вопреки времени и необратимости физического распада.
Итигэлов по-прежнему сидел в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни.
Он был не просто внешне узнаваем, но у него были обнаружены все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо оттенков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза, пальцы рук и так далее.

Нет ни одного подобного, официально зарегистрированного современным государством факта не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще.

Интересно и то, что Итигэлов родился ровно через 75 лет после смерти своего учителя.
Первый глава буддийской церкви Пандито Хамбо лама Заяев, основатель буддизма в России, уходя из этой жизни, сказал своим ученикам: я к вам вернусь.
И в 1852 году, ровно через 75 лет, родился Хамбо лама Итигэлов.
Он тоже проживает 75 лет и уходит со словами: «Я вернусь к вам через 75 лет».

После вскрытия саркофага Хамбо-ламу перевезли в Иволгинский дацан (дацаном называют комплекс буддистских строений, объединяющий отдельно взятые даганы - храмы), переодели и поместили на втором этаже в той же позе лотоса.
Шли дни, месяцы и годы, а его тело оставалось нетленным.
Приезжавшие в дацан патологоанатомы поражались - сохранность тела противоречила всем официальным законам природы.
После долгих раздумий нынешний глава буддистов России решил дать возможность исследовать тело Итигэлова ученым.

Осмотр производили заведующий отделом идентификации личности Российского бюро судмедэкпертизы профессор Виктор Звягин.
Он собрал для проведения анализов волосы, которые упали с головы ламы, отшелушившуюся кожу и состриг несколько миллиграммов ногтя с ноги.
Полученные результаты ошеломили эксперта: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека.
Кроме официальной судебно-медицинской экспертизы во главе с профессором Звягиным, приезжало в дацан много других экспертов из разных стран, всякий раз проводились различные анализы, но все приходили к выводу о том, что тело Итигэлова соответствует всем параметрам тела живого человека, в том числе и глаза.

Но вот убедиться в том, что у него работает мозг, ученые пока не смогли.
На этот счет высказываются разные точки зрения.
Однако практически все эксперты сходятся на том, что состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трех обычно называемых состояний после физической смерти.
Здесь следует отметить, что физическая смерть определяется неспособностью организма производить внешнюю работу, то есть организм не в состоянии тратить и получать внешние энергопотоки.

Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти.
Первое - мумификация, когда тело совершенно обезвожено.
Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости.
Третье состояние - жиро-воска.
Ни к одному из этих состояний состояние Хомбо ламы Итигэлова не относится.

Дело в том, что Итигэлов пролежал 75 лет на глубине 2,5 м в деревянном саркофаге (кедровом ящике), окруженном соляным раствором.
По идее, если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое.
Но когда Итигэлова подняли, саркофаг и тело прекрасно сохранились.
Причем председатель комиссии Звягин был уверен в том, что после подъема тела оно через три-четыре часа превратится в прах.
Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям.
Но с Итигэловым этого не произошло.

И вот второй вопрос: как человек, пролежав в соляном растворе 75 лет, сохранился нетленным?
И третий вопрос возник в связи с нынешним состоянием Итигэлова.
Сейчас Итигэлов в течение четырех лет находится в Иволгинском дацане. Поза лотоса, в которой он находился 75 лет в кедровом коробе, после извлечения из него сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений.
Хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок в этом примитивном «саркофаге» нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению.
Доступа света, искусственного освещения в помещении нет - проникает лишь тусклый свет с первого этажа.

При этом все, кто приходят сюда, говорят, что испытывают на себе мощный тепловой поток, исходящий от тела Итигэлова.
Более того, его лицо покрывается потом, то есть идет потеря энергии. Но вес-то сохраняется! Уже несколько лет!
Как, каким образом поддерживается энергетический баланс, когда нет видимого доступа к свету, потоку солнечной энергии, когда нет никакого физического воздействия, нет ничего, что можно было бы считать энергоподпиткой?

Итак, передо мной стояли три вопроса:
1. Как квалифицировать состояние, в котором находится Итигэлов в настоящее время?
2. Как объяснить тот факт, что он, пролежав под землей в соляном растворе в течение 75 лет, сохранился нетленным?
3. Как сейчас обеспечивается энергетический баланс тела, чем оно «питается» в условиях отсутствия доступа к свету?

Коротко можно ответить так. Если выбирать из трех возможных состояний организма - живой (действительное пространство), мертвый (обратное пространство) и переходное состояние, то есть основания предположить, что это живой организм. Второе - почему соль не разъела тело Итигэлова и саркофаг, в котором он находился?

Потому что Итигэлов ввел себя в состояние стоячей волны. В результате разрушительные процессы, активно идущие со стороны внешней агрессивной среды, компенсировались обратными встречными процессами, которые замедляли разъедающее действие, и на стыке прямого и встречного процессов, то есть при столкновении (наложении) двух волн, бегущих в противоположных направлениях, формировалось состояние стоячей волны. В этом положении обе встречные движущиеся волны нейтрализовали друг друга и другие зоны, в которых происходило сложение волн, и гасили максимальную амплитуду губительного воздействия.

И третье. Итигэлов действительно потеет, но при этом сохраняет вес, не имея никакой внешней энергоподпитки. Однако ныне действующий лама сообщил мне, что дважды в день они читают молитву, созвучную молитве любви. И мне ничего не оставалось сделать, как объяснить сохранение энергетического баланса тем, что Итигэлов получает подпитку через поток частот. Любое произнесенное слово - это вибрация, любая молитва - это поток частот.

Как известно, частота - это величина, обратная времени, она определяется количеством оборотов за секунду. Поток энергии (мощность) равен квадрату частоты, помноженному на константу Планка. Для того чтобы получать поток энергии, нужно воздействовать определенным потоком частот. А для того чтобы образуемая при этом мощность была синхронизована с мощностью организма, нужно подавать не какой-то абстрактный поток частот, а тот, который образуется от слова «любовь».

Ведь когда Итигэлов уходил, когда его погружали в яму, то читали определенную молитву, то есть он уже тогда находился в гармонии с определенной частотой. А для того чтобы оставаться в гармонии с этой частотой и дальше, такую частоту и нужно воспроизводить. И вот она сейчас воспроизводится через молитву, где стабильным и доминирующим является звук, который находится в резонансной синхронизации со звуковыми колебаниями, исходящими от слова «любовь». Частотный поток, образуемый словом «любовь», соизмерим с частотой вращения Земли вокруг собственной оси.

Здесь необходимо обратиться к пространственно-временной системе Бартини-Кузнецова, которая лежит в основе прорывных технологий устойчивого развития.
Графически система пространственно-временных величин представляет собой таблицу, где целочисленные степени длины (L) - от минус до плюс бесконечности - образуют вертикальные, а времени (Т) - горизонтальные столбцы.

При переходах от элемента к элементу сверху вниз, в зависимости от направления (вправо или влево), размерности элементов системы изменяются на размерность многомерной протяженности или многомерной длительности. Если построить такую таблицу, то в каждой клеточке будет L (длина) в какой-то степени и T (время) в какой-то степени.
Но в то же время там есть клеточка, где L и T находятся в нулевой степени. L - в нулевой и T - в нулевой степени равно единице. И эта клеточка как раз и называется Великой пустотой. Пустота - потому что не зависит от пространства и времени, а Великая - потому что, несмотря ни на что, она живая.

Сама эта система состоит из четырех пар координатных осей, которые образуют четыре комплементарные пары - когда произведение некой величины на обратную величину равно единице. Для того чтобы организм находился в Великой пустоте, нужно, чтобы все подпространства (действительное, обратное и переходное) гармонизировали друг с другом. Вот Итигэлов и ввел себя в такое состояние. А надо сказать, что этим он прямо занимался последние десять лет.
В 1917 году он отказался от всех постов и стал заниматься исключительно своим духовных развитием.

Более того, директор института Итигэлова сообщила мне, что последние годы он занимался детьми.
А ведь известно, что у только что родившего ребенка, который прошел путь 9-месячного развития в утробе матери, доминантная частота работы мозга составляет 3-4 Гц.
Дело в том, что мозг человека в разном возрасте и в различных состояниях активности работает на разных частотах. Основные состояния сознания человека характеризуются низкочастотными ритмами работы головного мозга - герцы и доли герц.

Для того чтобы наполнить тело любовью и гармонией и достичь состояния стоячей волны, нужно чтобы частота работы мозга была равна одному герцу.
Эта частота равна частоте работы головного мозга младенца, находящегося в материнской утробе в возрасте 2-3 месяцев от момента зачатия (кстати, по бурятским законам возраст человека исчисляется не с момента рождения, а именно с момента зачатия).
Более того, последние исследования показали, что когда человек читает или слышит молитву, то частота колебаний клеток мозга у него становится такой же, как и у младенца.
А ведь там, где находится сейчас Итигэлов, молятся дважды в день.

Интересно было провести исследования и с помощью маятника, который показывает влияние LT-системы на нас, на наше сознание и наоборот.
Этот вроде бы примитивный инструмент демонстрирует работу время-частотных потоков, что проверяется по частоте вращения маятника.
Он может вращаться вправо - по часовой стрелке, влево - против часовой стрелки - и колебаться, то есть показывать переходность пространства.

Я брал маятник к Итигэлову.
Действующий лама разрешил мне его использовать.
Я пошел с маятником снизу вверх. Обследовал ноги, руки - маятник крутится, как у нормального человека, с обычным ускорением, с обычной амплитудой.
Так я добрался до головы. Но как только я расположил маятник над головой, он стал вращаться с огромной амплитудой. Такая реакция может наблюдаться только у работающего мозга. Более того, доцент нашей кафедры М. А. Кулакова сообщила мне, что наблюдала подобное во время обследования детей.

Все это подтверждает, что Итигэлов в настоящий момент является живым организмом.
Уходя в иной мир в состоянии очень низкой частоты, лама погрузился не в смерть, а в другое состояние жизни.
Я предполагаю, что его мозг показывает сейчас частоту примерно один герц. Это действительно младенец 2-3 месяцев от зачатия, как в утробе матери.

Увиденное произвело на меня огромное впечатление.
Я получил очень сильную энергетическую подпитку и несколько дней был настолько бодр, что не сомкнул глаз.
О своих впечатлениях, предположениях и аргументах я говорил с племянницей Итигэлова. Рассказал об этом и на конференции. Меня слушали предельно внимательно. Но это конечно, если можно так сказать, первое впечатление - после поездки нужно время для анализа, осмысления таинственной природы явления, увиденного в Иволгинском дацане.
Так что, думаю, этот разговор о бурятском чуде еще не последний."

Иволгинский дацан находится в Бурятии, в 30 км западней города Улан-Удэ. Здесь, на пяти гектарах долины, комплекс буддийских храмов (дуганов), монастырь, с 1991 года — буддийский университет “Даши Чойнхорлин”.

Учащиеся в нём юноши живут вместе с ламами в избах. Всюду печи, быт аскетичен, одежды лам и студентов отличаются лишь шапками.

2

3. Избы лам

По мнению буддийских монахов, три чуть ли не самых страшных вещи, которые могут произойти с человеком, — это красота, слава и богатство.

Итигэлов говорил, что буддизм — это не религия, не наука и не философия. Это — свобода. Вот они и рвутся из нашего мира страданий и вещей.

4

С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга Республики Бурятия. Дацану было дано называние «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд» (Монастырь, основанный в месте, где вращается Колесо Учения, приносящее Счастье и преисполненное Радости). С той поры Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.

Заходя в дацан, вы обходите его по движению Солнца (по часовой стрелке, если угодно), крутите барабаны с начертаными на них мантрами, кладёте мелкие монетки. Обход совершается 3, 7, 21, 108 раз. Это так называемые "круглые" ритуальные числа.

5

6 Молитвенные барабаны "хурдэ"

7 Знать бы ещё, что тут начертано...

8

9

Ступы. Считается, что они способствуют сохранению мира и оказывают положительное влияние на пространство. Люди, принимающие участие в их строительстве, а так же живущие по близости воспринимают их позитивное воздействие.

9

10

11

Внутри дугана вы движетесь так же. Вокруг очищающего костра, который как раз жгли. И, как в детской игре, нельзя оборачиваться на костер.

12

Главный храм Иволгинского дацана - Сокшон дуган.

13

14

Главный дуган Иволгинского дацана вообще напоминает внутри большую детскую комнату — манерами местного иконописания, ликами божеств, их особой пластикой. Орнаментами, сочными красками. Если это зеленая — то насыщенная, живая зеленая, если синяя — то теплая, глубокая.

15

16


Дворец Хамбо Ламы Итигелова


18

19

20

21 Загадаю желание, чего уж там...)

22

23

24


25 Недалеко от дацана есть источник с холодной и очень вкусной водой. Ничего такого необычного с ним не связано (а может, просто мне не рассказали, монетки-то и в него набросаны щедро), а выпить свежей водицы приятно.

26

Возвращение ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова

27

Самое совершенное в людях то, что они однажды умирают. Самое главное достижение человечества — осознание смертности человека...
И вот является Итигэлов. Со своими, шокирующими нас, отношениями со смертью. Похоронен в 1927 году. В 2002-м его откопали. За 75 лет его тело даже не тронул тлен. В этом году будет десять лет, как Итигэлов с нами. Здесь. Он не меняется. У него не по-старчески теплые руки, многодневная щетина. Он потеет. В его теле протекают физиологические процессы. Он сидит ничем и никем не поддерживаемый и, вопреки всем законам биологии и физики, физиологии и гравитации, с прямой спиной, в позе лотоса.

28

Ученые свидетельствуют: по многим параметрам оно производит впечатление тела живого человека. Объяснения этому нет, его существование взрывает основы современной науки. Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое - мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние - жиро-воска. Ученые называют феномен Итигэлова «четвертым состоянием смерти». Чудо не истолковать. На то оно и чудо.

29

Дело в том, что Итигэлов находился 75 лет на глубине 2,5 м в деревянном коробе (кедровом ящике), окруженном солью.

Если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое. Но когда Итигэлова подняли, кедровый короб (бумхан) и тело, прекрасно сохранились. Причем патологоанатомы были уверены в том, что после подъема тела оно через три-четыре часа превратится в тлен. Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым этого не произошло. Как человек, находившись в соли 75 лет, сохранился неизменным?

Сейчас Итигэлов в течение почти пяти лет находится в Иволгинском дацане. Поза лотоса, в которой он находился 75 лет в кедровом коробе, после извлечения из него сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. Доступа света, искусственного освещения в помещении нет, - проникает лишь тусклый свет с первого этажа.

Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. Ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода в мире больше нет.

15 июня 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с телом ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

Феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес буддистов не только в России, но и за её пределами. Он ведь делал это осознанно, специально — о том, что происходит с ним сегодня, он написал, уходя, 85 лет назад.

В дни встреч Итигэлова с народом он покрывается потом и прибавляет в весе на 100 граммов.

В 2002-м к Итигэлову пришли 3 тыс людей, в 2003-м — 20 тыс, на следующий год снова на порядок больше — 200 тыс, в 2005-м — 350 тыс, в 2006 году их было уже больше полумиллиона. Очередь растягивается в долину на километр.

В связи с большим количеством паломников, Итигэлова решили прикрыть стеклом, и люди, ища благословения, притрагиваются уже не к телу, а к хадакам из его рук, выпущенным за стекло.

30

Дни поклонения 2012г. - 21 февраля; 31 марта; 6 мая; 4 июня; 23 июля; 19 сентября; 6 ноября; 8 декабря

У Итигэлова есть внучатая племянница — Янжима Васильева. Ее прабабушка была старшей сестрой ламы. Янжима в 2002 году создала информационный центр “Вместе с Итигэловым”, а в 2004-м — Институт Итигэлова. Улыбчивая и энергичная, рассказывая о своем родственнике, говорит, что больше всего “боится зомбировать людей”, поэтому принципиально ни на чем не настаивает. Она пугается того, что Итигэлов превращается в бренд. Но, понятно, отсутствие пиара этого бренда — самый лучший пиар. Ответ, кем она считает Хамбо ламу Итигэлова: “Мы в силу своей скромности не говорим, что Будда пришел”. Что до иволгинских лам — молчат, как партизаны. Или меняют тему…

31

По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. Лишившись родителей, Итигэлову рано пришлось начать работать. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.

С середины 60-х годов 19 века более 20 лет Итигэлов обучался в Анинском дацане - крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в трехстах километрах от его родины. Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан. Он определил Итигэлову стипендию за счёт жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой. Поскольку Итигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, жители этих сёл также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет.

Годы учебы Итигэлова пришлись на сложное время для иноверцев. Это был период принудительного крещения бурят и других народов Сибири и Дальнего Востока, что сопровождалось и подкупом (за крещение платили немалые деньги, освобождали от налогов и пр.), и ограничением духовных связей с Монголией и Тибетом. Итигэлов после обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. После окончания учебы в Анинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском дацане.

В 1898 г. Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы.

С началом русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт. Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков.

В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян. За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Весной 1910 года XI Пандито Хамбо лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д.Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост Пандито Хамбо Ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой. Через год (19 марта 1911 г.), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо ламы (Тамчинский дацан) Д.Д.Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел. 19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь. Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбе Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая Мировая война. По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 году Пандито Хамба Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал Пандито Хамбо Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Д.Д.Итигэлов был Председателем II Общебурятского сьезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он в связи с болезнью сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

Не могу обойти вниманием ещё один посещенный мной совсем ещё новый дацан, находящийся в Улан-Удэ:

32

33

34

35

36

37 Вовсю идёт строительство.

38 Колокол Четырёх Печатей. Первый в России буддийский колокол таких размеров. Отлит на заводе под Екатеринбургом, вес 700 кг. Звук колокола разноситься очень далеко. Красиво!

39

В этом дацане разрешили фотографировать внутри, когда небыло службы.

Статуя золотого Будды. Высота 6 метров, выполнен по спецзаказу дацана в Китае из бронзы и покрыт сусальным золотом.

40

Статуя заполнена священными реликвиями, специально переданными Его Святейшеством Далай Ламой.

41

43

44

ВСЕ ФОТО

Перед кончиной Даша-Доржо Итигилов завещал извлечь его тело из земли примерно через 30 лет. С тех пор эксгумация проводилась трижды: в 1955, 1973 и 2002 годах - причем неизменно оказывалось, что тело ламы не тронуто тлением
www.eg.ru

11 сентября 2002 года в Бурятии состоялось вскрытие саркофага с прахом Хамбо-ламы Даша-Доржо Итигилова , тело которого в течение 75 лет захоронения не подверглось никакому тлению.

Тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигилов, когда, медитируя, уходил из жизни в 1928 году. Внешне тело ламы ничем не напоминало умершего человека. Как заявила руководитель проекта по изучению феномена Итигилова, доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова, "его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются как у живого, а после вскрытия короба, в котором тело ламы покоилось 75 лет, оттуда стало исходить благоухание".

Год назад российские ученые привезли из Бурятии в Москву для исследования частички его тела. И теперь в смятении вынуждены признать, что тело буддийского ламы до сих пор живо.

Как подчеркивает сегодня газета "Версия" , получается, что последние 75 лет своей жизни лама провел в могиле, поскольку даже предварительные результаты анализа биоматериала показали, что наука впервые столкнулась с феноменом "бессмертия" давно почившего человека.

Перед кончиной Даша-Доржо Итигилов завещал извлечь его тело из земли примерно через 30 лет. С тех пор эксгумация проводилась трижды: в 1955, 1973 и 2002 годах - причем неизменно оказывалось, что тело ламы не тронуто тлением. После последней эксгумации тело Итигилова решили изучить медики.

Врачи признают, что опыта работы с таким материалом у них нет, хотя феномен сохранности тела после смерти хорошо известен в медицине. Это происходит при бальмазировании, а также при захоронении тела в почве определенного типа или в условиях вечной мерзлоты. Но как только в могилу попадает кислород, мертвые ткани разлагаются за несколько часов. Вопреки ожиданиям ученых, ничего подобного не произошло с телом буддийского ламы.

Интересно, что момента смерти ламы никто не видел, так как он попросил заключить себя в куб из кедровых досок. Это открывает простор для психофизиологических гипотез. Что если, подобно йогам, лама умел управлять жизненными процессами своего организма?

Даша-Доржо Итигилов был главой буддистов Восточной Сибири с 1911 по 1917 год. Получил известность как философ и врач. Всю жизнь он провел в Бурятии и лишь один раз выезжал за пределы Сибири — на празднование 300-летия дома Романовых. В годы Первой мировой войны организовывал госпитали и получил несколько правительственных наград. Вокруг его имени уже при жизни ходили легенды. Одна из них гласит, что монах мог, как Христос, ходить по воде.

Обстоятельства смерти и погребения Хамбо-ламы в 1927 году очень нетрадиционны для буддизма . Окруженный учениками, Даша-Доржо Итигилов сел в позу лотоса и приказал извлечь его тело из могилы через некоторое время, пообещав вернуться живым. Потом начал читать сам по себе молитву сопровождения умершего и погрузился в глубокую медитацию. Когда ученики сочли, что налицо все признаки смерти, тело ламы в той же позе лотоса поместили в кедровый саркофаг и похоронили на сельском кладбище.

Авторитет учителя был непререкаем. Ученики навещали Даша-Доржо с тех пор дважды: в 1955 и 1973 году. Они убеждались в нетленности тела, переодевали Итигилова и вновь опускали в могилу. В сентябре 2002 года тело Итигилова эксгумировали, изъяв из саркофага с соблюдением всех юридических процедур. Судмедэксперты составили акт, в котором отметили целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов Хамбо-ламы. Стало понятно, это не мумификация, не бальзамирование, не дубление и даже не результат сохранения тела в условиях вечной мерзлоты, а некое иное, до сих пор никому не известное состояние.

"Когда научная группа прибыла в Бурятию, нынешний Хамбо-лама Дамба Аюшеев, на наше счастье, предоставил нам необходимый биологический материал - пять волосков и срез ногтя, - рассказала корреспонденту газеты "Версия" профессор Галина Ершова. - А также несколько частичек кожи, которая отпала, когда монахи переодевали Итигилова. Сейчас мы завершили серию возможных анализов предоставленных образцов. В лаборатории судебно-медицинской экспертизы их проводил доктор медицинских наук, профессор Виктор Звягин - величина мирового масштаба в такого рода экспертизах. В частности, он исследовал останки членов царской семьи".

Изначально предполагалось, что органика, живые белковые соединения в теле ламы будут разрушены, а ткани консолидированы за счет неорганики, как это бывает в мумиях. Оказалось, совершенно наоборот! Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции клеток Итигилова имеют прижизненные характеристики. Профессор Звягин, человек с огромным опытом, был поражен.

На прямой вопрос корреспондента, жив Хамбо-лама или мертв, Галина Ершова ответила не сразу:
"Я опасаюсь задеть чувства верующих. Сейчас Итигилов, понятно, не жив - он ведь не может подняться и пойти. Но, уходя в иной мир в состоянии медитации, он погрузился не в смерть, а в другое состояние. Результаты исследований позволяют предположить, что лама искусственно ввел себя в анабиоз. Это то, что происходит с некоторыми видами живых организмов в услових стресса. Но как достичь этого состояния? Остановить дыхание, кислородный обмен? Если нет кислорода, в организме начинается цепная реакция разрушения. Или Итигилов использовал какое-то поверхностное, как йоги называют, "легкое дыхание", которое продолжалось десятилетия? Кстати, в завещании ламы указана ключевая для буддистов цифра - 75 лет. Она привязана к этапам просветления Будды".

То есть его хоронили живым?
- Безусловно.
- Получается, все это время в могиле он тоже был живой?
- Да, я полагаю, что это было именно так. Состояние Хамбо-ламы Итигилова изменилось уже после того, как его извлекли из могилы, практически у нас на глазах. Просто тогда не обратили внимания на некоторые очевидные признаки. Есть такое явление: в момент смерти организм резко теряет влагу. А у Итигилова, когда он был извлечен из могилы и находился вне короба, начался резкий исход влаги из тела. Стеклянный куб, в который его посадили монахи в монастыре, вдруг запотел. Это и был момент окончательного ухода великого учителя. И одновременно триумф. Он ведь вернулся живым, как обещал!

Именно такая была у ламы задумка. Я не знаю, верил ли он, что сможет заставить тело вновь повиноваться себе: ожить, встать. Вряд ли. Даша-Доржо был врачом и прекрасно понимал, что такое атрофия мышц без движения - восстановить их функциональность практически невозможно. Но он рассчитывал оставаться в состоянии медитации-спячки до тех пор, пока его не извлекут из саркофага. Итигилов вошел в состояние анабиоза, чтобы доказать беспредельность духовной силы. Он знал, что выдержит оговоренный срок. Я им искренне восхищаюсь.

Сейчас Галина Ершова занимается поиском аналогов "феномена Итигилова" в буддийском юго-восточном религиозном пространстве. Есть версия, что высохшие фигуры медитирующих лам, покрытые либо лаком, либо золотом, могли быть явлениями этого порядка - живыми людьми, находящимися в трансе.

"Уникальное явление наводит на мысль: не с этим ли связана буддийская практика "медитировать на учителя", - продолжает профессор. - Видимо, эти люди были навечно связаны с информационным пространством, или, выражаясь буддийскими понятиями, с пустотой. Но были не мертвыми, а телесно и духовно принадлежащими еще нашему миру. Они становились своеобразными резонаторами, которые помогали монахам в трансе войти в общее информационное поле, прикоснуться к пониманию космоса. "Медитировать на кого-то" - это значит полностью отождествиться с неким духовно сильным человеком, и уж он потом переносит ищущего в другие миры и пространства.

Тела этих подвижников можно видеть в храмах Тибета и Юго-Восточной Азии. Вероятно, на заре истории они проделали тот же духовный путь, что и Итигилов, перед тем как уйти в физическую смерть. Впрочем, достоверных свидетельств нет. Итигилов - единственное явление из научно описанных. Как считает Ершова, он реализовал свою задачу. Это был человек, активно живший интересами своего народа, наверное, в этом и надо искать и причину его последнего удивительного деяния. Предсказывая изменения в стране в новом тысячелетии, он оставил свое тело в качестве жертвенного послания, которое человечество не вправе потерять.

Как это ему удалось сделать, по-прежнему остается загадкой. Сейчас готовится вторая экспедиция, финансируемая проектом "Неизвестная планета", уже в Тибет и Юго-Восточную Азию, чтобы на месте изучить вопросы психофизиологии - медитацию, практику управления собственным телом, технику йоги, дыхание. Специалисты считают, что надо, по крайней мере, попытаться понять заложенные в человеке способности, которые приводят к такому состоянию тела, какое наблюдается у Итигилова, и выразить их в научных терминах. Одновременно будет изучаться почва и геология региона. Уже есть договоренность и с НАСА - американцы предоставят космические снимки местности в разных диапазонах. Для чистоты исследования необходимо знать, нет ли в районе бывшего захоронения хамбо-ламы каких-то излучений и почвенных аномалий.

Рассказ Галины Ершовой заставляет задуматься о феномене "мальчика-Будды" из Непала , о котором недавно сообщили СМИ.

15-летний Рама Бахадура Банджана из южнонепальского округа Бара провел без еды и воды в джунглях на юге страны полгода. Он сидит под деревом в позе "лотоса", глаза его закрыты, а лицо не выражает никаких эмоций.

Тысячи людей отправившихся в джунгли, чтобы увидеть его, считают мальчика реинкарнацией (перевоплощением) Сиддхартхи Гаутамы, принца-отшельника, который 2,5 тысячи лет назад достиг просветления под деревом бодхи, после чего и стал "Буддой" - "просветленным знанием", "нашедшим истинный путь".

Мальчик находится в состоянии глубоко погружения в медитацию, как минимум, с мая нынешнего года.

По ночам к нему никого не допускают - с заходом солнца дерево окружается плотным кольцом охраны.

В настоящее время тело Даша-Доржо Итигилова находится в Иволгинском дацане — центре российских буддистов, в 30 километрах от Улан-Удэ. "Для нас феномен Итигилова в том, что он атеистов заставил сомневаться в своем неверии, у сомневавшихся убрал колебания в их правоте, верующих укрепил в силе духа. Он оставил послание, не сказав при этом ни слова", - считает нынешний глава Буддийской традиционной сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Буддисты по-прежнему относятся к Итигилову как к живому человеку, находящемуся в особом состоянии сознания и телесности. Они считают, что ни знания, ни острый ум не могут сделать человека подобным Даша-Доржо. Для этого нужно испытывать великое сострадание ко всем живым существам, стать бодхисаттвой — "идеальным существом, которое исполнено сострадания ко всему сущему, но не хочет вкусить свободы до тех пор, пока несвободны все остальные...".

И несмотря на то что официальная Буддистская Сангха отрицает возможность возвращения души ламы в тело, монахи считают, что Даша-Доржо при желании может ожить. Такой же точки зрения придерживается и глава буддистов Тибета Далай-лама XIV .

Вот как описываются события, связанные со вскрытием саркофага с прахом Даши-Доржо Итигилова на сайте Nervana.nm.ru .

"11 сентября 2002 года тело Д.-Д. Итигилова было изъято из бумхана - места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн в присутствии руководства и священнослужителей Буддийской традиционной Сангхи России. Всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет с момента захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигилов, когда, медитируя, уходил из жизни.

Даже среди очень продвинутых буддийских практиков достижение нетленного тела - редчайший случай, считают представители Буддийской традиционной Сангхи России. Только великие Учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации-самадхи и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется. Это происходит потому, что процесс смерти - угасание жизненных функций тела - находится под сознательным контролем. Но не всякое тело может сохраниться нетленным, утверждает старейший бурятский Гэлэк-Балбар-лама. Можно только предположить, что Хамбо-лама Даши-Доржо Итигилов был практиком величайшего уровня, который достиг прямого постижения Пустоты - Великой реальности всех явлений. "С раннего детства я слышал от стариков и родственников о Хамбо-ламе Итигилове, - рассказывает Унзад-лама, ведущий молитвенных чтений, Бимба Доржиев, который служит в Иволгинском дацане с 1988 года (родом он из Хурамши - села, располагающегося недалеко от бывшего Янгажинского дацана, где служил Итигилов. - Прим. ред. ). - Запомнилась история о том, как прихожане Цонгольского дацана обратились к Хамбо-ламе Итигилову с просьбой определить новое место для постройки дацана, так как прежнее заливало водой во время наводнений.

Итигилов указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра первого Хамбо-ламы Дамбы Доржи Заяева. И там действительно обнаружили эти предметы и впоследствии построили новый дуган Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Верующие приняли Итигилова за перерожденца Хамбо-ламы Заяева", удостоверились в сохранности его тела согласно завещанию. В самом деле, в 1955 году группа лам во главе с Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым вскрыла саркофаг с телом, привела его в порядок и вернула в бумхан. Скорее всего, это было сделано втайне от властей, и, конечно же, в те годы не могло быть и речи о возвращении тела в дацан. "В уме я все время держал мысль, что нынешнему поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг Хамбо ламы и проверить состояние его тела, - продолжает лама Бимба Доржиев. - Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере, что если сделать нетленное тело Хамбо ламы Итигилова объектом почитания верующих, то это станет самым большим благом".

Доржиев нашел человека, который знал о месте захоронения Учителя, - дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. Он видел Итигилова при жизни, а его тесть участвовал в 1955 году во вскрытии саркофага. Бимба-лама и группа верующих обратились к Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву с просьбой организовать раскопки. И 10 сентября с группой лам и родственниками Хамбо-лама Аюшеев выехал на место захоронения. С помощью дедушки Амгалана было определено точное место захоронения. "Наш рациональный ум говорит, что сохранение в более или менее хорошем состоянии умершего тела невозможно. Все-таки прошло 75 лет после ухода Хамбо-ламы, - говорит Дамба Аюшеев. - Я попросил всех в самый ответственный момент отойти от саркофага. К нему подошел медицинский эксперт Э. Мандарханов и, когда спустя некоторое время он подтвердил, что тело находится в сохранности, я испытал огромное облегчение и радость. Но одновременно почувствовал груз ответственности за дальнейшую судьбу этого драгоценного для нас тела".

Вечером 10 сентября при большом скоплении верующих саркофаг был встречен в дацане с почестями высшего буддийского иерарха. Под чтение молитв и звуки ритуальных инструментов его поместили в Диважин-дугане, где находится макет рая - чистой земли Будды Амитабхи, а также мандалы высших божеств. Волнение, сомнения, чувство сопричастности к историческому событию - эти эмоции испытывал каждый из присутствовавших при вскрытии саркофага. Эксперты И.А. Вологдин и Д.А.Горин сличают прижизненную фотографию Хамбо-ламы Д.-Д. Итигилова с эксгумированным телом, одетым в желтый тэрлиг, и с уверенностью говорят: "Это он".

С рассвета до ночи в Диважин-дугане ламы и хувараки ежедневно читают специальную молитву - "Дэмбрэл додбо" - "Хвала взаимозависимому происхождению" - коренной текст по пустотности всех явлений. Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета, создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии. Ответственным за "Собрание драгоценного тела Учителя" назначен один из главных инициаторов вскрытия места захоронения Хамбо-ламы Д.-Д. Итигилова унзад лама Иволгинского дацана Бимба Доржиев. Поклонение телу йогина может принести великое благо всем верующим, считает уважаемый Гэлэк-Балбар-лама. Со времен учеников Цзонхавы, основателя школы Гелукпа (ХV век), были попытки сохранения тела Учителя, но далеко не все оказались удачными. Но буддистам Бурятии несказанно повезло, они могут воочию лицезреть чудо. Великий Учитель смог через 75 лет явить свое нетленное тело взору своих последователей, чтобы напомнить о нашей бренности, о непостоянстве и смерти, о великой силе Учения Будды".

Между тем, как некоторое время назад сообщали "Вести-Бурятия", в институте Хамбо-ламы продолжается изучение наследия виднейшего представителя буддизма Бурятии. Феномен Итигилова исследуется не только в религиозном плане, но и в естественнонаучном. И здесь вопросов больше чем ответов, после долгих исследований ученые признались, что не в состоянии объяснить феномен "нетленного тела". Многочисленные анализы только усложнили ситуацию. О том, к каким выводам пришли именитые московские ученые на встрече с журналистами рассказали представители Буддийской традиционной сангхи и Института Хамбо-ламы Итигилова.

Директор института Хамбо-ламы Итигилова Янжима Васильева пояснила, что сейчас проходит исследование образцов ткани "нетленного тела" ядерно-резонансным методом, и на этом научное изучение феномена Итигилова завершаются. Ученые так и не смогли объяснить загадку буддийского священнослужителя, чье тело было извлечено из земли спустя 75 лет после погребения. Они единодушны только в одном: феномен Итигилова - это сенсация не только в истории буддизма, но и человечества вообще. Руководил исследованиями заведующий отделом идентификации личности центра судмедэкспертизы Минздрава России профессор Виктор Звягин. Он заявил, что исследования свидетельствуют, что тело Хамбо Ламы соответствует телу человека, умершего 12 часов назад, в то же время, когда одна из ученых подошла к нему, она явно чувствовала горячие руки.

Звягин и его коллеги с разрешения буддийского духовенства изучали образцы тканей "нетленного тела": волосы, упавшие с головы ламы, чешуйки кожи и срез ногтя. Их сравнили с образцами живых людей, в том числе и самого профессора Звягина. По результатам был сделан вывод, что белковая структура не нарушена, соответствует живому человеку. Ошеломили и результаты исследования химического состава тела. Ученые не смогли объяснить тот факт, что у Итигилова отсутствуют или ничтожно мало количество химических элементов.

Тело Хамбо-ламы Итигилова уже два года является объектом поклонения буддистов Бурятии, России, мира. Оно находится в Иволгинском дацане, в помещении без специального оборудования, в стеклянном саркофаге, который скорее защищает от пыли, чем от времени. Ему тело ламы не подвластно - никаких изменений за 2 года. Практически постоянно около учителя находится его главный смотритель Бимбо-лама. Через определенное время, по сезону, он меняет ему одежду, и к этому периоду суставы становятся более подвижными. Бимбо-лама отметил, что при переодевании от тела учителя исходит благоухание.

Ламы рассказывают о многих чудесах, происходящих вокруг "Драгоценного тела". В том числе и о волшебных исцелениях людей, которым удалось увидеть Хамбо-ламу Итигилова. В 2005 году Сангха назвала лишь 7 дней, когда можно будет поклониться его телу.