Определение интеллектуальных чувств связывается с процессом познания, возникают они в процессе обучения или научной и творческой деятельности. Любые открытия науки и техники сопровождаются интеллектуальными эмоциями. Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что без человеческих эмоций невозможен процесс поиска истины. Нельзя отрицать, что чувства играют первостепенную роль в изучении человеком окружающей среды. Не зря многие ученые на вопрос о том, как им удалось достигнуть успеха в своей области знания, без тени сомнения отвечали, что научное познание - это не только труд и напряжение, но и великая страсть к работе.

В чем смысл интеллектуальных чувств?

Суть данных эмоций заключается в выражении отношения человека к процессу познания. Психологи утверждают, что мысли и эмоции тесно связаны друг с другом, развиваются в комплексе. Предназначение интеллектуальных чувств - стимулировать и регулировать человека. Познавательная деятельность человека должна порождать эмоциональную отдачу, переживания, которые будут основой для оценки результатов и самого процесса познания. Самый часто используемый метод развития таких чувств - интеллектуальные игры.

Самые распространенные чувства - удивление, любознательность, сомнения, тяга к истине и так далее. Взаимосвязь познавательной деятельности и эмоций доказывается одним простым примером интеллектуальных чувств: когда мы испытываем удивление, то стараемся во что бы то ни стало прийти к разрешению возникшего противоречия, ситуации, за которой последовало чувство удивления.

Еще Эйнштейн говорил о том, что самая яркая и прекрасная эмоция - это ощущение неразгаданной тайны. Именно эти чувства - основа любого подлинного знания. Именно в процессе познания и исследований человек ищет истину, выдвигает гипотезы, опровергает предположения и ищет лучшие пути развития и решения проблем. Каждый человек в своих стремлениях может заблудиться и вновь выбраться на правильную дорожку.

Нередко поиски истины могут сопровождаться сомнениями, когда в сознании человека существуют сразу несколько путей решения проблемы, которые конкурируют между собой. Завершается процесс познания чаще всего чувством уверенности в правильности решения проблемы.

В реализации творческого потенциала у человека возникают эстетические чувства, которые характеризуются отображением в искусстве чего-то прекрасного или ужасного, трагического или счастливого, изящного или грубого. Каждая эмоция сопровождается оценкой. Эстетические чувства - продукт культурного развития человека. Уровень развитости и содержательности этих чувств - первостепенный показатель направленности и социальной зрелости человека.

Базируется познавательная деятельность на следующих видах , эстетические и интеллектуальные. Высшие чувства отражают стабильность и не предполагают слепого следования сиюминутным желаниям и временным эмоциональным переживаниям. В этом заключается суть человеческого характера, которая отличает нас от животных, ведь у них такие чувства отсутствуют.

Методы нравственного воспитания

Воспитание и формирование личности ребенка осуществляется в тесной взаимосвязи с принципами и идеалами существующего общества. Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, которые базируются на этих целях и идеалах общества. Самым популярным методом являются интеллектуальные игры.

Задача воспитателя - с детства заложить ребенку начала гуманизма, именно поэтому и способы воспитания должны основываться на гуманности. Например, воспитание коллективизма в ребенке предполагает организацию ежедневного времяпрепровождения ребенка таким образом, чтобы развить желание и умение у подрастающего поколения трудиться совместно, учитывать желания и чувства других детей. Вместе играть, заботиться о родителях и друзьях, сообща выполнять работу и так далее. Или воспитание любви к Родине основывается на том, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, связать окружающую действительность с воспитательной работой.

Формирование личности ребенка

Главную роль в процессе познавательной деятельности детей играют мотивы, которые побуждают ребенка действовать в соответствии с принятой моделью поведения. Эти мотивы должны быть нравственными. Например, желание помочь ближнему в трудной ситуации, оказать помощь старикам и заступиться за младших. Их основа - альтруизм, безвозмездное выполнение определенных действий, без выгоды для себя самого. Также мотивы могут быть и эгоистичными, например, попытки завладеть лучшими игрушками для себя самого, предлагать помощь только за определенное вознаграждение, дружить с более сильными сверстниками в ущерб слабым и так далее. И если маленькие дети дошкольного возраста еще слабо осознают происходящее и тут рано говорить о нравственном воспитании, то начиная с младшего школьного возраста мотивы поведения и поступков свидетельствуют об определенном уровне воспитанности и нравственной направленности личности.

Какие бывают интеллектуальные ощущения?

Данный тип эмоций насчитывает немалое количество вариаций. К интеллектуальным чувствам относят: чувство ясности или сомнения, удивления, недоумения, догадки и уверенности.

Чувство ясности

Такое интеллектуально чувство, как чувство ясности, человек испытывает в тот момент, когда понятия и суждения представляются нам отчетливо и не сопровождаются сомнениями. Каждый человек чувствует себя некомфортно и беспокойно, когда мысли, витающие в голове по поводу познания определенного явления, путаются и не складываются в одну конкретную картинку. И в то же время человек испытывает приятнейшее чувство удовлетворенности, когда мысли в голове упорядочены, свободны и имеют свою логическую последовательность. Пусть эта логика понятна только нам, главное, что ощущается легкость мышления и спокойствие.

Чувство удивления

Когда мы имеем дело с теми явлениями и событиями, которые являются для нас новыми и неизведанными, если происходит то, что пока не поддается нашему уму - мы испытываем чувство глубокого удивления. Если говорить о процессе познания, то удивление - это приятное чувство, которое носит радостный характер. Декарт отмечал, что, когда человек следит за событиями, он испытывает удовольствие от того, что новые и не изученные явления возбуждают у человека чувство удовольствия. Это и есть интеллектуальная радость. Ведь процесс познания только впереди. Интеллектуальные чувства человека побуждают нас к началу познавательной деятельности.

Чувство недоумения

Нередко в процессе познания того или иного явления на определенных этапах человек сталкивается с трудностями, когда полученные факты никак не вписываются в уже известные и установленные связи. Чувство недоумения побуждает интерес к дальнейшему процессу исследования, является источником азарта.

Догадки

В процессе познавательной деятельности мы нередко сталкиваемся с таким чувством, как догадки. Когда исследуемые явления еще не изучены до конца, но полученных знаний уже достаточно для того, чтобы строить предположения по поводу дальнейшего познания. Психологи связывают чувство догадки с этапом построения гипотез в исследовательской деятельности.

Чувство уверенности

Обычно возникает на этапе завершения познавательной деятельности, когда правильность полученных результатов не вызывает никаких сомнений. А связи между элементами изучаемого явления логичны, обоснованы и подтверждаются не только догадками, но и реальными случаями из практики.

Чувство сомнения

Чувство, которое возникает только тогда, когда предположения конкурируют с возникающими обоснованными противоречиями. Данные эмоции побуждают к бурной исследовательской деятельности и всесторонней проверке изучаемых фактов. Как говорил Павлов, для того чтобы результаты научной деятельности были плодотворными, нужно постоянно проверять себя и сомневаться в добытых фактах.

Часто можно слышать, что в науке нет места эмоциям, но это в корне неверно. Человек, чья исследовательская деятельность сопровождается глубокими интеллектуальными переживаниями, достигает гораздо больших результатов, ведь он «горит» своей работой и вкладывает в нее все силы.

В психологии принято выделять следующие виды чувств:

  1. Низшие чувства
  2. Высшие чувства
  3. Нравственные чувства
  4. Эстетические чувства
  5. Интеллектуальные чувства
  6. Социальные чувства

Определение 1

Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.

В психологии выделяют следующие основные виды:

Низшие чувства

Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.

Высшие чувства

Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.

Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.

Нравственные

Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.

Эстетические чувства

Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.

Интеллектуальные чувства

Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

Социальные чувства

Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.

Рассмотрим некоторые из них подробнее:

    Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.

    Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.

    Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.

    Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.

    Цинизм , это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.

    Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.

Наибольшую радость доставляет человеку работа творческого мышления. Макс фон Лауэ, знаменитый немецкий физик и Нобелевский лауреат, писал, что «понимание того, как сложнейшие разнообразные явления математически сводятся к таким простым и гармонически прекрасным уравнениям Максвелла, является одним из сильнейших переживаний, доступных человеку». А в автобиографии великого натуралиста Чарлза Дарвина есть такие строки: «Я обнаружил, правда, бессознательно и постепенно, что удовольствие, доставляемое работой мысли, несравненно выше того, которое доставляют какое-либо техническое умение или спорт».

«Главным моим наслаждением в течение всей жизни была научная работа».

Отвлеченная и, как многим кажется, мало связанная с реальными проблемами жизни игра в шахматы тоже становится источником удовольствия. Высокое мастерство игры позволяет оценивать не только спортивную, но и эстетическую сторону шахмат. Красота в шахматах - это красота мысли. Но там, где появляется понятие «красота», непременно должно присутствовать чувство. Красиво - это всегда чувственная оценка, разумные ее обоснования приходят потом.

Мыслительные процессы и служат в данном случае источником чувств. Красивая мысль - вполне оправданное словосочетание. Красота логических построений геометрии, красота замысла в опытах Пастера или в современной генетике нисколько не ниже красоты художественных произведений - так считают многие ученые. Удовольствие от красивой мысли во всяком случае не меньше, хотя возбуждаемые при этом чувства все же не одинаковы.

Но вправе ли мы вообще сравнивать их? Где взять шкалу сопоставления? Один физиолог решительно заявил: «Излишне доказывать, что наслаждение от созерцания картины великого живописца несопоставимо с удовольствием от поглощения шашлыка». В этой фразе есть логическая ошибка: тот, кто объявляет два объекта несопоставимыми, уже фактически провел сопоставление. Видимо, ученый хотел сказать, что наслаждение от живописи не тождественно наслаждению от пищи. Это вполне справедливо.

Но нечто общее в этих двух видах наслаждения все же можно обнаружить. П. И. Чайковский не постеснялся сравнить наслаждение от хорошей музыки с удовольствием, которое испытывает человек в теплой ванне.

Достижения нейрофизиологии последних десятилетий позволяют высказать конкретное предположение: во всех случаях наслаждения происходит возбуждение так называемых «центров приятного» в промежуточном мозге. Это возбуждение не изолированное. В разных ситуациях на него накладываются различные «нейронные узоры возбуждения» в коре головного мозга, связанные с второсигнальными раздражителями. Именно потому наслаждение имеет множество тончайших оттенков. Ос-ионной же чувственный тон, который придает всем этим разнообразнейшим и, конечно, не тождественным переливаниям качество наслаждения (а не страдания), молит иметь одинаковую нейрофизиологическую природу и один физиологический источник.

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения - эмоциональным переживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных способах решения проблемы. Чувство уверенности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришёл путём активной познавательной деятельности.

Эволюция человека как мыслящего существа, возникновение и развитие сознания, которое отличает нас от животных, отразились в организациях мозга: в его древних слоях - стволе, который заведует рефлексами и гормонами, а также в лимбической системе, управляющей аффектами и эмоциями. Способы обработки информации, накопленный жизненный опыт, цели и мотивы поведения - всё это почти целиком находится на территории бессознательного. Согласно современным представлениям, бессознательное - глубинная сфера психики, сложный комплекс генетических предрасположенностей, врождённых и приобретённых автоматизмов. Детское бессознательное - ядро планеты Человек. О роли, которую младенческий опыт играет в становлении личности, одним из первых заговорил З.Фрейд. «В этом смысле Фрейд был почти пророком, - говорит Г. Рот*. - Сегодня эти его идеи подтверждены экспериментально». Лимбическая система может перерабатывать и сохранять эмоциональные переживания уже в материнской утробе.

Возникшая в ходе эволюции кора головного мозга, управляет, сознательным мышлением, здесь базируется наше сознание. Бессознательная память о нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф де Ду, «берёт в заложники рациональную часть мозга». Любая мысль, прежде чем оформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там она эмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное - недремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на наши действия.

С раннего детства человека влечёт к новому и неизвестному - это основа познания и освоения окружающего мира, а значит и важного свойства человека - интеллекта*, способности к познанию. За процесс обучения «отвечают» мозговые центры поощрения и удовольствия. Если мозг ученика управляется «модусом страха», он находится под особым влиянием миндалевидного ядра в лимбической системе головного мозга. «Активность» миндалины направляет мышление на то, чтобы избавиться от источника страха. Мыслить творчески в таком режиме невозможно, мозг начинает придерживаться простейших схем, и с усваиваемым материалом в память врезается чувство досады. «Люди учатся лучше, если учение им в радость», - к такому выводу пришёл профессор психиатрии из Ульма М. Шпитцер.

Высшим продуктом мозга является мышление, которое связано с деятельностью биологического аппарата, его эволюцией и с общественным развитием человека. Результатом процесса мышления является мысль. Способность мышления к опосредованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Эта способность чрезвычайно расширила возможности человека. Она позволяет, отталкиваясь от анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Благодаря этой способности Галилео «закруглил» Землю, Коперник «выселил» человека из центра Вселенной, Фрейд объявил бессознательное господином «Я». А Эйнштейн принёс людям нечто вроде утешения: да, мы всего лишь существа маленькой планеты где-то на обочине Вселенной, но, несмотря на всё это, человек велик, он способен проникнуть в тайны мироздания благодаря силе своего мышления. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность.

Нейробиологи и психологи утверждают, что мозг хранит информацию в виде сетевой структуры. Новые знания «встраиваются» в уже сложившуюся сеть, либо формируют новую «паутину». На современном эволюционном этапе развития мозг воспринимает и обрабатывает части и целое параллельно - в их внутренней взаимосвязи. Он работает с информацией как поисковая машина и как конструктор. Какую конструкцию он сложит - зависит от индивидуальных интересов, качеств и опыта каждого человека. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как регулятор интеллектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.

Некоторая степень эмоционального качества, называемого интересом, всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением, просто невозможен. Процесс исследования ведет к проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может вызвать страх - качество, всегда сопровождающее побуждение вовремя избежать опасности или желание удалиться от объекта. Но с появлением этого нового побуждения и характерного для него эмоционального качества интерес вовсе не обязательно вытесняется или задерживается; побуждение к исследованию может сохраниться наряду с побуждением удалиться, и в этом случае мы переживаем эмоциональное качество, которое обнаруживает сходство, как с интересом, так и со страхом, и которое возможно представлять как смесь этих двух первичных качеств.

Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят в состав психики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания, интеллектуальной деятельности. Природа и структура человеческой психики таковы, что собственные сознательные действия уже на самых ранних этапах развития человека становятся предметом непосредственных наблюдений и осознания. В деятельной природе человека и его психики заложены предпосылки первоначального объяснения природных явлений по образцу сознательных человеческих действий. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность - скептицизм, неверие, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Интеллектуальные чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

В различных классификациях эмоциональных явлений интеллектуальные чувства относятся к разряду предметных (22) или высших чувств (30). Они возникают в связи с особенностями мыслительной деятельности, процессами решения практических и теоретических задач, приобретения знаний. К ним относят чувства любви к знаниям, творческие чувства (30), чувство любознательности в определенной области знаний, любовь к истине (6; 29). Феноменологически интеллектуальные чувства выступают в виде переживаний ясности мысли, удивления, догадки, уверенности, сомнения, удовлетворения от результатов деятельности, любопытства, успеха-неуспеха (6; 7; 21; 29; 30), эмоционального отклика на складывающуюся при решении мыслительной задачи ситуацию (3).

Специфика интеллектуальных эмоций и чувств заключается в их возникновении только в мыслительной деятельности под влиянием познавательного мотива, в обусловленности целью мыслительной деятельности их направленности на определенные составляющие последней, в отражении ими складывающегося в ходе деятельности соотношения между познавательным мотивом и успехом реализации деятельности (6).

В сложной структуре интеллектуальных эмоций предельно широко представлено отражаемое содержание и очень сокращенно - чувственное переживание; при этом собственно переживание максимально связано с целями и минимально - с условиями и средствами достижения цели (3).

По вопросу о месте интеллектуальных эмоций в структуре мыслительной деятельности имеют место разные точки зрения. Эмоции рассматриваются в качестве пускового, отправного момента мышления; регулятора мыслительной деятельности; результата деятельности субъекта, включающегося в оценку действительности; обязательного компонента мышления; они переплетаются с мышлением в своем функционировании на высших уровнях (5; 6; 8; 12; 19).

К функциям интеллектуальных эмоций относят следующие: предвосхищение, подкрепление, функцию "эвристик" или эмоционального решения, ориентирующую, побуждающую, констатирующую, синтезирующую, презентации в сознании субъекта текущих целей и условий их достижения, регулирующую, направляющую функцию как двигателя мышления в мотивационном плане, избирательности в отражении информационного состава познавательного образа, энергетизации и активизации мыслительной деятельности, опосредования побуждающей роли познавательного мотива, санкционирующую и др. (3; 6; 8; 19; 29). Вместе с тем большинство из выделенных функций не являются специфичными для интеллектуальных эмоций, проявляются только на отдельных этапах мыслительной деятельности, являются следствием разноплановых эмпирических процедур изучения интеллектуальных эмоций. Практически все отечественные работы, адресованные изучению интеллектуальных эмоций, начинаются с традиционной констатации неразработанности и неудовлетворительного состояния анализируемого вопроса. Исследователи едины в одном: эмоции и мыслительная деятельность взаимосвязаны, одно без другого не удается изучить.


Выделим наиболее значимые закономерности для интеллектуальных эмоций.

Условия их возникновения . На возникновение интеллектуальных эмоций влияет тип (интерес и сложность) выполняемой деятельности. Решающее значение отводится творческой деятельности, связанной с процессом нахождения "нового" при условии минимального использования готовых схем умственных действий (5; 6).

Модальность интеллектуальных эмоций связывается со стадиями мыслительного процесса. На первой его стадии - формировании проблемы- возникают эмоции удивления; на стадии разрешения проблемы - эмоции догадки, конкретизирующиеся в эмоциях уверенности и сомнения; на стадии проверки правильности гипотез - эмоции успеха-неуспеха.

Особенности эмоциональных процессов изучаются в связи смотивированностью деятельности . Деятельность с внешней мотивацией более эмоционально насыщена, эмоциональные оценки собственных достижений амбивалентны и следуют за незначительными объективными достижениями. Деятельность с внутренней результативной мотивацией также эмоционально насыщена, но эмоциональные оценки, оставаясь амбивалентными, зависят от общей цели (принципа преобразования наличной ситуации). Деятельность с внутренней процессуальной мотивацией менее всего эмоционально насыщена, эмоциональные оценки независимы от объективных недостижений, носят, в основном, предвосхищающий характер, в целом проявляются как постоянное наращивание удовольствия по мере приближения к результату, а незначительные промежуточные объективные достижения оцениваются в большинстве случаев как нейтральные.

Приводятся факты управления мыслительными процессами за счет эмоционального насыщения отдельных элементов проблемной ситуации (8). Эмоциональная активация специфическим образом интенсифицирует мыслительный процесс, положительно влияет на его продуктивность. Искусственно созданные ограничения эмоциональной активации приводят к невозможности решения мыслительных задач. Однако влияние эмоциональной активации на продуктивность мыслительной деятельности продолжает оставаться позитивным до определенных границ интенсивности эмоций. В этом проявляется регулятивная сущность эмоциональных явлений.

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Д. Мейера, П. Сэловея (1990) эмоциональный интеллект – группа ментальных способностей, которые помогают осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Первоначальная структура эмоционального интеллекта включала оценку и выражение собственных эмоций и эмоций других людей; саморегуляцию эмоций и регуляцию эмоций других людей; использование эмоций (гибкое планирование, творческое мышление, переключение внимания, мотивация). В результате доработки в структуре эмоционального интеллекта выделены четыре компонента: способность безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей; способность использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности; способность понимать значение эмоций; способность управлять эмоциями (1; 4).

Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Его результатом является принятие решения на основе отражения и осмысления эмоций.