Что зашифровано в «послании к славянам»?

Сколько Государству Российскому стоила буква «ъ»?

Кто на самом деле предложил использовать букву «ё»?

Открываем тайны русского алфавита.

Послание к славянам

Привычный набор букв русской азбуки на самом деле ни что иное, как «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: “Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти”. Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!”

Считается, что буква «ё» пришла в русский язык из французского исключительно усилиями Карамзина. Как будто бы в 1797 году он переделал в одном из стихотворений слово «слiозы» и указал в примечании: «Буква с двумя точками заменяет «iо». На самом деле, буква была предложена к использованию княгиней Воронцовой-Дашковой (весьма образованной дамой, президентом Академии Наук) в 1783 г. На одном из первых заседаний она поинтересовалась у академиков, с чего бы это в слове «ioлка» первый звук изображается двумя буквами. Ни один из великих умов, среди которых были знатные сочинители Гавриил Державин с Денисом Фонвизиным, не решился указать княгине, что звуков-таки два: «й» и «о». Поэтому Дашкова предложила использовать новую букву «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матiорый, iолка, iож, iол». Пик популярности буквы “ё” пришелся на Сталинские годы: в течение целого десятилетия ей оказывался особый почет в учебниках, газетах и переизданиях классиков. Сегодня «ё» чаще увидишь в виде памятника букве(в России их несколько), чем в виде самой буквы в книге или газете.

Гроза гимназистов

Буква «ять» была своеобразной меткой, отличавшей среди русских слов «исконные», славянские. Объектом горячих споров для «западников» и «славянофилов» в вопросе реформы русской орфографии. Настоящем мучением для гимназистов. Впрочем находчивые молодые умы в помощь себе даже сочинили стишок, составленный только из слов с «ять»: Б?лый, бл?дный, б?дный б?съ Уб?жалъ голодный въ л?съ. Б?лкой по л?су онъ б?галъ, Р?дькой съ хр?номъ пооб?далъ И за горькiй тотъ об?дъ Далъ об?тъ над?лать б?дъ. Первым за отмену «ятя» в свое время выступил писатель и переводчик Дмитрий Языков: “Буква?… походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания”. Но уже в советское время Александр Солженицын, известный своим консерватизмом, ратовал за возврат в русскую грамматику «ятя» вместе с «ером».

Самая дорогая буква

Еръ - «немая» буква, которая не обозначала никакого звука и выполняла функции «твердого знака», который по традиции писался в конце слов после твердых согласных вплоть до орфографической реформы 1918 года Однако при этом «еръ» занимал более 8% времени и бумаги при печати и стоил России ежегодно более 400000 рублей. Настоящая буква-казнокрад, не иначе!

Мiру - мир!

Еще одной страшной мукой для гимназистов были буквы «и» и «i». Правда, когда филологи-реформаторы сели обсуждать, какую из двух букв удалять из русской азбуки, дело решилось голосованием! Настолько несущественными были доводы в защиту каждой из них. Дело в том, что в греческой азбуке «и» и «i» обозначали два различных звука. А в русском языке уже во времена Петра I их невозможно было отличить на слух! Буква «i» в корне встречалась только в слове «мiр» в значении «вселенная». Если подразумевался покой, отсутствие войны - то слово писалось как «мир». Соответственно писались и однокоренные слова: «мирные люди» и «мiровой порядокъ».

Как буква стала словом

В кириллице буква «ф» носила затейливое наименование «ферт». Появилось словосочетание «стоять фертом», подбоченясь, а затем и новое существительное «ферт», и даже уменьшительное «фертик».

Вообще в славянской азбуке было две буквы для обозначения звука «ф» – «ферт» и «фита», но это была настоящая путаница! Слово «Филипп» тогда писались через «ф», а «Фёдор», «арифметика» через «фиту». Поди разберись! (А чтобы разобраться вспомним: в греческом алфавите буква «ф» обозначает звук «пх», а «фита» или «тэта» - «тх»).

Существительное «ферт» со временем стало неодобрительным, полубранным. У А. Чехова: «Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает», у Пушкина: «У стенки фертик молодой стоит картинкою журнальной».

Э!

Буква «э» была узаконена в русской азбуке только в XVIII веке, когда в русский язык стали проникать заимствованные слова со звуком [э] в начале слова, и их написание и прочтение стало вызывать неудобства: как правильно читать – Еврипид или Эврипид, Евклид или Эвклид? Встретили букву неприветливо, а Михаил Ломоносов даже писал, что «если для иностранных выговоров вымышлять новые буквы, то будет наша азбука с китайскую». Но уже в начале XX века «Энциклопедический словарь Ф.Павленкова» для среднего интеллигентного читателя рекомендует: писать пенснэ, кэнгуру, кэтгутъ, кэксъ. Вообще в русском языке осталось ощущение, что «э» - буква чужеземка. Вспомните хотя бы как произносит слово «крЭм» героиня Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит», чтобы подчеркнуть статус косметики: импортный, дефицитный.

Витамин Е (токоферол) является важным антиоксидантом. Узнайте подробнее, зачем нужен витамин Е, где содержится, как и сколько его принимать.

Термин «витамин Е» включает в себя семейство из восьми антиоксидантов – четыре токоферола и четыре токотриенола. Каждая из групп существует в альфа-, бета-, гамма- и дельта-формах.

Альфа-токоферол – это единственная форма витамина Е, обнаруженная в человеческом организме, главным образом, в крови и тканях.

Поэтому именно она отличается наибольшей важностью для нас. В этой статье мы расскажем, зачем нужен витамин Е, где он содержится, как и сколько его принимать.

Зачем нужен витамин Е?

Основной функцией витамина Е в организме человека является .

Токоферол – это идеальное средство для борьбы со свободными радикалами и предотвращения разрушения жиров, которые являются важными компонентами клеточных мембран.

Свободные радикалы состоят из мелких частиц, которые могут проникать в организм извне (сигаретный дым и загрязняющие вещества) либо формироваться во время метаболических процессов.

Помимо обеспечения структурной целостности клеточных мембран по всему организму витамин Е также помогает защитить жиры, обнаруженные в липопротеинах низкой плотности (ЛПНП), от окисления. Было установлено, что окисленные ЛПНП являются причиной развития болезней сердца и сосудов. Это связано с тем, что здоровые, неокисленные, липопротеины переносят холестерин из печени в ткани. После оксидации они трансформируются и становятся вредными для организма.

Где содержится витамин Е?

Основные источники витамина Е в рационе современного человека – это растительные масла, к примеру оливковое, кукурузное и подсолнечное.

Его также можно найти в зеленых листовых овощах, орехах и цельнозерновой продукции. Восемь форм витамина Е содержатся во многих продуктах питания, причем их пропорции варьируются.

Продукт

Порция

Альфа-токоферол (мг)

Гамма-токоферол (мг)

Оливковое масло

1 столовая ложка

Соевое масло

1 столовая ложка

10,8

Кукурузное масло

1 столовая ложка

Рапсовое масло

1 столовая ложка

Подсолнечное масло

1 столовая ложка

Миндаль

30 г

Фундук

30 г

Арахис

30 г

Шпинат

100 г

Морковь

100 г

0,66

Авокадо

1 среднее

Сколько принимать витамина Е?

Согласно Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ, физиологическая потребность в витамине E для взрослых составляет 15 мг ток. экв./сутки.

Физиологическая потребность для детей – от 3 до 15 мг ток. экв./сутки. Что такое «ток. экв.»? Активность форм витамина Е выражается эквивалентами а-токоферола. Один эквивалент определяется в зависимости от биологической активности 1 мг альфа-токоферола. Согласно информации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), чтобы получить 1 ток. экв., количество бета-токоферола нужно умножить на 0,5, гамма-токоферола – на 0,1, а-токотриенола – на 0,3.

Самая молодая буква алфавита «ё» родилась больше двух веков назад. Но по сей день у неё есть как ярые сторонники, так и те, кто считает букву ненужной. Мы вместе с филологом разобрались - зачем русскому языку буква «ё», к каким распространённым ошибкам приводит её игнорирование и в каких сферах употребление обязательно.

Ё, ё - седьмая буква русского алфавита. После согласных означает их мягкость (если это возможно) и звук [o], в прочих случаях - сочетание [йo].

Буква «ё» «родилась» в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Дашковой на одном из первых заседаний Российской академии. Здесь 29 ноября 1783 года обсуждали проект толкового славяно-российского словаря. Княгиня написала слово «ёлка» как «іолка» и спросила: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?». Затем предложила использовать в таких случаях новую букву «ё».

Есть предположение, что Дашкова выбрала именно такую букву, потому что пила шампанское Moёt & Chandon. Фамилия Moёt читается не по общим правилам французского языка. И для верного произношения над французской буквой «е» пишутся две точки.

Поэт Гавриил Державин первым использовал «ё» в личной переписке. В 1795 году в книге «И мои безделки» Ивана Дмитриева состоялось тиражирование буквы печатным станком. Первым словом, напечатанным с буквой «ё», было слово «всё». Но в высших кругах бытовало мнение, что «ёканье» - удел простонародной речи.

Букву «ё» официально признали только в советское время. 24 декабря 1942 года приказом №1825 народного комиссара просвещения РСФСР Владимира Потёмкина было введено обязательное употребление буквы «ё» в школьной практике, и с этого времени она считается входящей в русский алфавит.

По легенде, на судьбу буквы повлиял лично Иосиф Сталин. Якобы он пришёл в ярость, когда ему на подпись принесли документ, в котором все фамилии были написаны через «е». По другой версии, разведчики захватили немецкие карты, где «ё» передавалось сочетанием «jo», а у русских можно было легко перепутать названия сёл, например «Березовка» и «Берёзовка».

Буква «ё» содержится в более чем 12,5 тысячи слов, в 2,5 тысячи фамилий граждан России и бывшего СССР, в тысячах географических названий России и мира и в тысячах имен и фамилий граждан зарубежных государств.

Причины нелюбви

«Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года, действующие и сегодня, закрепили, что «ё» обязательно должна писаться, когда необходимо предупредить неверное чтение слова, когда надо указать произношение малоизвестного слова, словарях и орфографических справочниках, а также в учебниках для нерусских, в книгах для детей младшего школьного возраста и в других специальных видах литературы. Однако на практике эти предписания не всегда выполнялись.

Технической причиной отказа от использования «ё» считается то, что отдельной клавиши часто не было на пишущих машинках. От буквы отказывались ради уменьшения числа клавиш. Чтобы напечатать «ё», машинистки нажимали три клавиши: «е», возвратить каретку, поставить знак кавычек.

Также вытеснение связывают с бурным развитием типографской деятельности. Наличие буквы «ё» при типографском наборе вызывало дополнительные материальные затраты. Некоторые первые компьютерные клавиатуры игнорировали «ё». Хотя сейчас наличие в тексте буквы при компьютерном наборе и верстке любым кеглем и гарнитурой к удорожанию печати не ведет.

При письме «ё» тоже вызвала проблемы. Советский лингвист Абрам Шапиро считал, что «сама форма буквы «ё» (буква и две точки над ней) представляет собой несомненную сложность с точки зрения моторной деятельности пишущего: ведь написание этой часто употребляемой буквы требует трех раздельных приемов (буква, точка и точка), причем нужно каждый раз следить за тем, чтобы точки оказались симметрично поставленными над знаком буквы».

Зачем нужна «ё»

По мнению кандидата филологических наук, доцента кафедры общего и русского языкознания ГИ НГУ, профессора кафедры русского языка НВВКУ Оксаны Исаченко, буква «ё» нужна для сохранения баланса в русском правописании.

«Начертательное сходство, до смешения, е и ё не значит, что это "дублирование". Различие в том, что е - это звук [э] (сейчас речь только об ударенных позициях), а ё - [о]. Эти звуки выражаются и собственно буквами о и э. Но ни у кого даже мысли не возникает, чтобы искать в этой паре лишнее. Ровно такая же разница между е и ё. Скорее, нужно думать о дублетности букв о и ё. Именно она обусловливает необходимость орфографического выбора о // ё (шорох, шёпот). Но есть чёткое правило, соблюдать которое учат в школе», - говорит лингвист.

Она отмечает, что у этой буквы есть одно важное качество - она всегда обозначает ударный звук [о]: причёска, посёлок, Семён Семёныч! С такими словами мало у кого возникают трудности. Но целые ряды слов в результате пренебрежения буквой «ё» попали в зону «орфоэпического риска».

«Просто обидно, что эти произносительные ошибки мы сами "организовали", когда решили игнорировать букву "ё". В результате массовые путаницы новорождённый , гололёд , проторённый , крёстный отец , свёкла , скабрёзный , щёлкать ; нести околесицу , оседлость , оседлый , гололедица , крестный ход , афера , бытие , опека . Там, где "ё", нужно последовательно её везде писать (народ перестанет путаться); если сегодня есть варианты (блё клый // бле клый, манё вр // мане вр, жё лчь // же лчь), принудительно их унифицировать», - отмечает филолог.

Памятник букве «ё» установлен в Ульяновске. Это стела из красного гранита со вдавленной увеличенной копией литеры, впервые напечатанной на странице 166 в слове «слёзы» в альманахе Николая Карамзина «Аонида» в 1797 году.

Где нужна «ё»

Случаи последовательного и выборочного употребления «ё» перечислены в «Полном академическом справочнике» 2009 года выпуска в разделе «Употребление буквы «ё» в текстах разного назначения». Исаченко уверена, что не просто последовательной, а обязательной должна быть «ё» в учебной литературе, предназначенной для изучения родного языка и родной литературы (предмет «Литературное чтение»), а также для изучения русского как иностранного.

«Например, в учебниках начальной школы "эра ударения" заканчивается в первом классе, а дальше - сами. Это неправильная позиция. Особенно если учесть литературный ассортимент, которым детей пичкают в 2-4 классах: былины, жития, фрагменты древнерусских летописей, сказки писателей XVIII–XIX вв. Без ударений даже технически эти тексты осилить невозможно, не говоря о том, что и понять бы не мешало», - поясняет она.

По её опыту еще одна сфера обязательного (а не выборочного, как рекомендует справочник) использования «ё» - фамилии, особенно в ЗАГСах.

«У меня был неудачный пример. История, думаю, нередкая. Я хотела зарегистрировать ребенка под отцовской фамилией, но с "ё" – в соответствии с произношением. В ЗАГСе мне сказали, что тогда будет "неочевидно", что этот ребенок этому человеку сын. Это, конечно, невероятная глупость. Противоположна "буквоедству" халатность. Например, известный поэт Фет стал таким по невнимательности издателя журнала "Отечественные записки", вообще-то он был Фёт. И сейчас подобные истории не редкость», - отмечает лингвист.

Министерство образования и науки Российской Федерации в 2012 году прокомментировало правописание букв «е» и «ё» в официальных документах». Поводом стали обращения граждан по вопросу о правописании букв «е» и «ё» при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании, выдаваемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями, а также других документов. Ведомство пояснило, что в именах собственных (фамилия, имя, отчество) применение буквы «ё» должно быть обязательным.

«Судебная практика по данному случаю исходит из того, что на основании Правил (написание букв "е" и "ё" приравнивается. Написание буквы "е" вместо "ё" и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает данных владельца документов, при условии, что данные, на основании которых можно идентифицировать лицо в таких документах, соответствуют», - говорится в письме.

«Кабы я была законодателем, предложила бы во всех метриках человека точно записывать фамилию и даже ставить ударение. Кстати, последовательное использование "ё" при записи фамилий частью избавило бы от этой проблемы. Например, сегодня записанное Чернышев можно прочесть как: Че"рнышев, Черны"шев и Черныш[о]в, а напиши Чернышёв, получится фамилия – без вариантов», - подытожила Исаченко.

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Начать следует с того, что у буквы ё в языке особый статус знака, строгая обязательность употребления которого ограничивается. Ни одна другая буква нашего алфавита не пользуется такой «привилегией». Трудно представить, чтобы мы могли писать или не писать а, т или у , если нам так захочется. Но вот перед вами слово еж — то же, что и ёж . Получается такая «стереокартинка»: еж — ёж, и в нашем сознании это одно и то же слово.

У многих возникает вопрос: если нет разницы, если употребление буквы не является обязательным, то зачем вообще нужен такой знак? Кому потребовалось его ввести и зачем?

Итак, по порядку. В понимании языка как системы очень поможет отношение к нему как к историческому явлению. Когда мы читаем учебник по истории России, нас уносят в прошлое захватывающие истории ожесточенных боев и великих свершений. Но поверьте, что учебник по грамматике древнерусского языка знает истории ничуть не менее захватывающие, чем Ледовое побоище, битва на Курской дуге и распад СССР. Чего стоят первая, вторая и третья палатализации, развитие межслогового сингармонизма и великое падение редуцированных. Если вы познакомитесь с историей языка, вам уже никогда не случится думать, что кто-то насильно меняет, портит его, что-то в него вводит, что-то из него выводит, и всё в угоду каким-то нехорошим людям, чтобы запутать всех остальных хороших людей.

Появление знака ё стало результатом глобальной трансформации в древнерусском языке — перехода <е> в <о> (переход звука [э] в звук [о]). Подробнее об этом процессе можно прочитать в любом учебнике по исторической грамматике. (Очень подробно о предпосылках и самом явлении пишет В.В. Колесов .) Чаще всего для понимания приводят такой пример: до перехода <е> в <о> слово мёд произносили как [м´эд ], а после стали произносить так, как мы слышим его сегодня — [м´од ]. (Знак в транскрипции указывает на мягкость согласного.) Итак, фонетическое явление сформировалось, а выражения для него не было, но появление специального знака, конечно, было неизбежно. В XVIII веке для этой цели появляется сочетание io — м i од , однако ему не суждено было прижиться, как и другим вариантам — о, ьо, їô, ió, ио .

Обозначение одного звука двумя буквами io поставила под сомнение директор Петербургской академии наук Е.Р. Дашкова . И, несмотря на то, что на замену предложенной ею ё могли прийти предлагавшиеся позже ö, ø, ε, ę, ē, ĕ , именно эта буква известна нам сегодня как часть нашей азбуки. Поиски другой формы обозначения звука были естественными: дело в том, что начертание ё требует трех разорванных действий, и в этом ё тоже уникальна — ни одна буква нашего алфавита не состоит из трех отдельных знаков, написание которых ограничивает скоропись. Напишите ручкой слово, в середине которого будет ё — вы отследите, что вам нужно будет написать е , остановиться, вернуть руку назад, поставить одну точку и следом — вторую. Все это, конечно, не очень удобно.

Но ё за всю свою историю была неугодна не только этим. Ее распространение в XVIII - XIX веках было заблокировано отношением к произношению с ё как к неблагородному, мещанскому. Произношение с е вместо ё считалось чем-то вроде нашего звони´т вместо зво´нит — подчеркивало принадлежность к одобряемой группе носителей языка. Произношение с ё считалось простонародным, очерняющим язык. Президент Академии Российской А. С. Шишков писал, что писать «звёзды» вместо «звѣзда» — совершенная порча языка.

Существует мнение (и вы сами можете проверить его справедливость), что текст с ё читается намного труднее, чем тот же текст с е . Возможно, из-за факультативности употребления этой буквы и ее неоднозначного статуса мы так и не смогли как следует привыкнуть к ее виду и возвращаемся к ней не только при написании — рукой, но и при чтении — глазами, как бы «запинаясь».

Ну и, в конце концов, ё даже отказывают в том, чтобы быть полноценной буквой. Так, А.А. Реформатский пишет, что существует только специальный значок умлаут (две точки) над буквой е , который является возможностью избежать разночтений — но никак не самостоятельная буква ё .

Итак, мы уже выяснили, что путь у ё сложный, судьба незавидная. Осталось понять главное: есть ли случаи, когда нормой установлена ее обязательность. Да, такие случаи есть.

Во-первых, ё обязательна в особых текстах: буквари, школьные учебники для носителей русского языка и иностранцев, а также словари. Она необходима для изучения языка.

Во-вторых, ё обязательна для указания верного произношения в случаях, когда слово новое, малоизвестное или наоборот — характеризуется распространенным ошибочным произношением, как слова *осу´жденный, *новоро´жденный. Буква ё , которая, как правило, указывает на место ударения, помогает указать и на норму — осуждённый, новорождённый .

И в-третьих, согласитесь, есть разница между тем передо´хнем мы, или все-таки передохнём . В ряде случаев ё несет смыслоразличительную функцию — все и всё , совершенный и совершённый .

Также ё обязательна в именах собственных.

Во всех остальных случаях употребление ё факультативно и определяется выбором автора текста.

Если текст без «ё » читаешь - тратишь больше времени, чем с «ё ».
Чтение замедляется, ощущается дискомфорт. А это вредит здоровью.
(профессор МПГУ И.Г.Добродомов ).

3.1 Исследование учебной и художественной литературы

Мы решили провести исследование учебной и художественной литературы, с которой сталкиваются ребята нашей школы. Для этого отправились в школьную библиотеку.

Наблюдение 1. Прежде всего, просмотрели словари. Проверяли наличие слов, начинающихся на букву «ё ». Убедились, что «ё » помещена с буквой «е » как рекомендовано «Правилами русской орфографии и пунктуации ». Количество слов в словарях разное. (приложение 9 )

Наблюдение 2. Просмотрели популярную энциклопедию «Я познаю мир » 2002 года. Все книги из этой серии напечатаны без буквы «ё ». Видимо издательство не учло, что этими книгами пользуются, и дети младшего школьного возраста и им ещё сложно читать слова без буквы «ё ». А если учитывать что это энциклопедия, а значит, присутствуют слова, трудные для понимания, то младшему школьнику сложно работать с такой книгой.

Наблюдение 3. Проанализировали учебную литературу для 1-4 классов. Выяснили, что все учебники напечатаны с буквой «ё », как того требуют «Правила ». В учебниках старшего и среднего звена отсутствует буква «ё » в основном в истории, биологии, географии. Печально что, буква «ё » отсутствует и в русском языке 9, 10, 11 классов. Автор Власенков. (приложение 10 )

Наблюдение 4. Изучили художественную литературу для детей, имеющуюся в библиотеке. Для этого взяли десять книг из категории 6+ и десять книг из категории 12+. Выяснили, что буква «ё » сохраняется для младшего школьника – в 80%, для среднего возраста – в 75%. (приложение 11)

Ребята среднего звена достаточно хорошо владеют навыками чтения, и читать и воспринимать прочитанное им легче, а вот младшим школьникам читать без «ё » сложно. Мы решили выяснить так ли это.

3.2 Проведение эксперимента

Эксперимент. Исходя из этих наблюдений, проверка результатов техники чтения у школьников младшего, среднего и старшего звена стала необходимой. В качестве эксперимента пригласили учеников вторых и шестых классов. Предложили прочитать текст, где присутствует буква «ё » и текст без буквы «ё ». (приложение 12)

Вывод: Эксперимент показал, что текст, где присутствует буква «ё », ребята быстрее прочитали. (приложение 13 )

3.3 Результаты анкетирования

Убедившись в том, что отсутствие «ё » на письме и в печати порождает неграмотность речи, требует большего времени на чтение и осмысление текста, мы решили выяснить, как относятся к этой букве ребята нашей школы. Провели анкетирование и получили следующие результаты (приложение 14 ).

3.4 Мнение одноклассников и общественности

В нашем классе у четырёх мальчиков в фамилиях и именах присутствует «ё ». На предложение о том, чтобы заменить «ё » на «е », ребята ответили отказом, поясняя, что это звучит непривычно и некрасиво.

В продолжение к разговору об именах и фамилиях, мы решили посетить районный ЗАГС. В беседе с Чертковой Надеждой Владимировной выяснили, что при регистрации новорождённого ребёнка в свидетельстве о рождении чётко прописывается буква «ё », если она присутствует в фамилии или имени или отчестве.

Вывод: «Русский алфавит состоит из 33 букв, и одна из них – буква «ё », которую никто не отменял»

В.В.Лопатин


Радостно заметить, что всё чаще появляется буква «ё » на страницах книг,газет и журналов, печатается в словарях, как в нашей стране, так и за рубежом. Естественно, с «ё » издаются почти все детские книги, большое количество научных книг, художественной прозы и стихов.

В Австралии в одном из районов Сиднея – Вентвортвиле, выпускается общественная православная еженедельная газета “Слово” на русском языке. Вся газета печатается с буквой «ё ». К тому же, целая полоса отводится постоянной рубрике «Русский язык ». Жаль, что редакция нашей районной газеты «На родной Земле » букву «ё » не признаёт.

Все, кто любит русский язык, настойчиво утверждают: неприменение на письме буквы «ё » ведет к искажению и уродованию русского языка.

Иначе как понять: «Королевская лыжня » (названия праздника в городе Королёв). Попробуй, разберись: «Все впереди или Всё впереди ». «ЗАПИСКА ЛЕНЕ » кому записка Елене или Леониду?

День за днём горим огнём,
Не вздохнём, не охнем,
Если не передохнём,
Значит передохнем.
В. Берестов

Вывод: В своей работе мы пытались доказать необходимость применения буквы «ё » в письменной речи, в печатных изданиях. В ходе изучения литературы, исследований, наблюдений, эксперимента, опроса детей мы доказали, что использование буквы «ё » необходимо и целесообразно.

Наша гипотеза подтвердилась. Действительно неприменение буквы «ё » на письме и в печати ведёт к искажению русской речи. Наличие буквы «ё » уменьшает расхождение правописания слов с их произношением, облегчает чтение текстов, увеличивает скорость чтения, помогает понять, как произносить то, или иное незнакомое слово.

Кроме того, обязательность использования буквы «ё » будет способствовать унификации правил написания, что положительно скажется на грамотности населения Российской Федерации.

Чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме проводится много мероприятий. Издаются целые книги, открываются музеи, ставятся памятники этой букве. Мы тоже решили внести свой вклад в поддержку букве «ё ». Провели беседу в классе и сделали поделки с изображением этой буквы. (приложение 15 ).