Презентация логопеда

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В ДЕТСКОМ САДУ

Сегодня я хочу вам рассказать о предметно-развивающей среде логопедического кабинета в детском саду. Наверное, невозможно преувеличить ее значимость в развитии и коррекции речи детей, посещающих логопедические занятия.

Учитель-логопед Брындина Наталия Петровна


НАЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Основное назначение логопедического кабинета – это создание оптимальных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Нам необходимо создать такую развивающую среду, чтобы дети шли в кабинет логопеда с желанием и радостью. Находясь в кабинете, ребенку должно быть комфортно и уютно. Предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью, быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка.

Общий вид кабинета


Зона развития мелкой моторики

Зона песочной терапии

По целенаправленному оснащению и применению логопедический

кабинет можно условно разделить на несколько основных зон:

  • Зона дидактического сопровождения
  • Зона коррекции звукопроизношения.
  • Зона развития мелкой моторики.
  • Зона ТСО (технических средств обучения).
  • Зона развития речевого дыхания.

Зона коррекции произношения


РАБОЧИЕ ЗОНЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Зона игрового сопровождения

Также в логопедическом кабинете условно выделяются

5. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза.

6. Зона методического сопровождения

7. Информационная зона

Зона

психологической

разгрузки

  • системность;
  • доступность;
  • мобильность;
  • многообразие материала;
  • инновационная направленность;
  • эстетика оформления.

Принципы построения предметного пространства

Воздействие коррекционного обучения в детском саду в рамках логопедического кабинета подчинено определенным учебным и воспитательным целям, стоящим перед логопедом. Пространство кабинета, его наполненность побуждает ребенка к деятельности, пробуждает в нем жажду познания. Развивающая среда в кабинете организуется так, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.

Создавая предметно-развивающую среду логопедического кабинета необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
  • системность;
  • доступность;
  • мобильность;
  • многообразие материала;
  • инновационная направленность;
  • эстетика оформления.

Организованная в соответствии с этими требованиями предметно – развивающая среда логопедического кабинета в дошкольном учреждении всегда способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей.


В ней находятся:

настенное зеркало с дополнительным освещением, стол,

одноразовые шпатели, ватные диски, спирт, ватные палочки, платки и др.

Пространство для учебно-познавательной деятельности в логопедическом кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей. Расположение мебели постоянно меняется в зависимости от того, чем заняты ребята. Логопедический кабинет делится на несколько основных зон.

1 . Зона коррекции звукопроизношения, в которой находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка), логопедические зонды, вата или ватные диски, спирт и др.,


ЗОНА КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры)

Литература, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках


ЗОНА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

2 . Зона развития мелкой моторики , в которой находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками,

Включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, счетными палочками.


ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.

Трафареты и печати, картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движения.


ЗОНА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Зона развития речевого дыхания включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее.

Включает в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, вертушки, «ветродуйчики», легкие игрушки, картотеки дыхательных упражнений.


РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Зона развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Антонимы», «Синонимы», «Азбука действий» и др.),

Состоит из различного картинного материала, подборок игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотек словесных игр.


КАРТОТЕКИ

подборок игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотек различных словесных игр.

подборок игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотек словесных игр.


ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗОНА

Здесь можно разместить: График работы логопеда Сетку занятий Консультации для родителей Различные памятки

Игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и прочее

8. Информационная зона , где размещаются: График работы логопеда Сетку занятий Консультации для родителей Памятки Игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и многое другое.


ЗОНА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Зона методического сопровождения В ней собрана документация логопедического пункта (программы, планирование, журналы регистрации, речевые карты и другое). Широко представлена методическая литература, логопедические тетради и альбомы. А также программно-методическое обеспечение всех логопедических занятий (диски с развивающими играми, логоритмическими упражнениями в видео и аудио сборниках и т.п.)

В ней собрана документация логопедического пункта.

Представлена методическая литература, программно-методическое обеспечение занятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среда, окружающая детей в кабинете:

- обеспечивает чувство психологической защищенности;

- является средством полноценного развития

- сочетает привычные и инновационные методы

Среда, окружающая детей в кабинете:

Обеспечивает чувство психологической защищенности;

Является средством полноценного развития воспитанников

Сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.

Мурашова Н.Л., учитель–логопед высшей квалификационной категории, Детский сад компенсирующего вида №1 «Буратино».

Презентация была представлена на смотре – конкурсе в МКДОУ Шелеховского района “Детский сад компенсирующего вида №1 “Буратино” в 2008 году “Лучшая организация работы кабинета учителя – логопеда” (стихи собственного сочинения учителя – логопеда высшей квалификационной категории Мурашовой Натальи Леонидовны)

1.Все, что нужно мне в работе есть, коллеги, у меня. Все по полкам разложила, ничего от вас не скрыла. Много хочется сказать, ну а лучше показать.

2.Кабинет я свой люблю и уют в нем создаю, чтоб детишки приходили и красиво говорили. Кабинет логопеда - место не простое, здесь развитие речевое.

3.Чтобы звук произнести научу я 1,2,3, ротик шире открывать, и язык приподнимать, пошипеть и пожужжать, барабанить и рычать.

4.Здесь мы учимся свистеть и комариком звенеть. И потом без труда все картинки назовем, четко звук произнесем.

5.В куклы разные играем и ребяток обучаем. Квакаем и крякаем, хрюкаем и бякаем, колокольчиком поем - очень дружно мы живем. На столе-театр, на доске-театр, ручки, пальчики играют-родную речь обогащают.

6.Чтоб слова образовать, изменить их и назвать, к нам на помощь прилететает очень умная Сова. Род, число, падеж, склоненья даже словоизмененья, в игры разные играем - так грамматику мы изучаем.

7.Книги - лучшие друзья, без новинок никуда, что мне надо – все найду, изучу и применю. Книг я много покупаю и коллегам предлагаю.

8.Слух детишкам развиваем, где звенит, определяем. Буратино вместе с нами учит звуки различать и в слова объединять. Гномик тоже помогает, речь ребятам развивает.

9.Речь улучшается, если пальчики развиваются. Собери и разбери, открути и закрути, завяжи и развяжи, все в порядке – говори!

10. Опыт свой я обобщила и коллегам предложила, про массаж им рассказала, много что им показала.

11. Для исследованья речи есть картинки у меня, с интересом дети смотрят, по заданью говоря. Речевое заключенье без труда поставлю я!

12. Мам в помощники возьму, и беседу проведу, все о речи расскажу, что достигли, что умеем, на ребенке покажу.

13.И словарь обогащу, я картинки покажу, 5 и 10 раз скажу, а потом сама спрошу: Кто это? Да что это? И какая и какой? Что он делает такой?

14. Связно внятно говорить учатся ребятки, по сюжету рассказать. Описать, порассуждать и рассказ пересказать. И опорные картинки нарисую без труда, схемы (ТкаченкоТ.А.) тоже помогают, дети связно рассуждают.

15.Грамоту мы изучаем, звуки, буквы называем. Предложенья составляем, слова на слоги разделяем, звуки правильно обозначаем, по домам их расселяем.

16.Загадки, ребусы, кроссворды решают дети без труда, потому что стала умной голова.

17.Для мышления, вниманья - игры, разные заданья.

18.Кабинет я пополняю, в ногу со временем шагаю! Ноутбук себе купила и компьютер заменила, чтобы лучше речь детей развить, новые программы надо изучить и затем скорей внедрить.

19.Кабинет свой коллегам показала, все о нем я рассказала, что понравилось, скажите и на благодарность мою посмотрите!

Спасибо за внимание!

1
Автор:
Учитель-логопед
МБДОУ «Д/с № 35»
Рылова Анна Юрьевна

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

2
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
вернуться к слайду № 8
вернуться к слайду № 10
гиперссылка
завершить показ
вернуться к
предыдущему слайду

3
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Китайская пословица.
Приоритетная задача ФГОС:
«Не столько научить ребенка читать и писать,
сколько «приохотить» его к учебе на
протяжении всей жизни.
Разработанный стандарт не допускает
переноса учебно-дисциплинарной модели
образования на жизнь ребенка дошкольного
возраста».
Александр Григорьевич Асмолов.

4
17 октября 2013 года вышел приказ
Министерства образования и науки РФ №1155
«Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
ФГОС ДО– это комплекс норм, правил и требований
к дошкольному образованию.
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и
законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах
ребенка.

5
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ

Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или
находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации
Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
обеспечивать:
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе
детей разного возраста) и взрослых,
возможность двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него
условия;
учет
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ

6
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ
Развивающая предметно-пространственная
среда должна быть:
1. содержательно-насыщенной,
2. трансформируемой,
3. полифункциональной,
4. вариативной,
5. доступной,
6. безопасной.

ЛОГОПУНКТ МБДОУ «Д/С № 35»

7
ЛОГОПУНКТ МБДОУ «Д/С № 35»
Основное назначение логопедического кабинета –создание
рациональных условий для коррекции речевых
нарушений у детей дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда логопункта МБДОУ
«Детский сад № 35» создана для
эффективной работы с воспитанниками
по всемнаправлениям коррекционного
обучения согласно требованиям ФГОС.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

8
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Развитие фонематических
Развитие мелкой
процессов
моторики
Работа с родителями
Диагностические
материалы
Развитие
Развитие речевого
лексико-грамматических
дыхания
категорий
Развитие речи у
неговорящих детей
ИКТ технологии
Достижения

РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

9
Самыми распространенными недостатками речи у детей
дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.
Для решения такой важной задачи, в логопедическом
кабинете создана зона коррекции звукопроизношения.
Она оборудована: настенным зеркалом, рабочим столом,
постановочными и массажными зондами, зондозаменителями,
артикуляционными профилями, методическими пособиями, т.е
всем тем, что необходимо для постановки, автоматизации и
дифференциации звуков.
РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

10
РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ
Логопедический массаж

Развитие речевого дыхания
Постановка звуков
Автоматизация поставленных звуков

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

11

Для развития звукопроизношения в кабинете
имеется наборное полотно, которое состоит из
двух пластиковых направляющих,
прикрепленных к стене параллельно друг другу.
Между этими направляющими
выставляются картинки, на которых
изображены артикуляционные упражнения.
Из этих картинок можно составить комплексы
упражнений для постановки любой группы
звуков (свистящих, шипящих или соноров) и
придумывать к ним любую сказку. Для детей
дошкольного возраста чрезвычайно важен
принцип наглядности, и глядя на это
наборное полотно, дети быстро и с
удовольствием разучивают
артикуляционные упражнения.
Особенный интерес у детей вызывают
сказочные игротренинги, благодаря которым
дети не только выполняют артикуляционные
упражнения, но и пополняют словарный
запас, узнают новые сказки, учатся добру и
справедливости.

НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

12
НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Комплекс артикуляционной
гимнастики с бусинкой.
Комплекс артикуляционной
гимнастики с ложкой.
Прекрасно развивают артикуляционную моторику и очень
нравятся детям комплексы нетрадиционной
артикуляционной гимнастики.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

13
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Упражнения с бусиной
Автор: Коноваленко С.В.
Двигать бусину по горизонтально натянутой на пальцах
обеих рук веревке языком вправо - влево.
Двигать бусину по вертикально натянутой веревочке вверх
(вниз шарик падает произвольно).
Толкать языком бусину вверх-вниз, веревка натянута
горизонтально.
Крутить бусину лакательными движениями языка.
Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
Ловить бусину губами, с силой выталкивать, "выплевывая"
его.
Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько
это можно, губы и покатать бусину от щеки
к щеке.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

14
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Упражнения с ложкой
Автор: Коноваленко С.В.
Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать
языком вогнутую часть ложки языком влево и вправо.
Соответственно поворачивая руку с ложкой.
Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной
ложки по языку.
Ложкой, выпуклой стороной плотно прижатой к губам,
сложенным трубочкой, совершать круговые движения по
часовой и против часовой стрелки.
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью
ложки совершать круговые движения вокруг губ по
часовой стрелке и против.

Работа над артикуляционной моторикой у детей с дизартрией ведётся в 2х направлениях: активная гимнастика и массаж. Логопедический массаж у

15
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Работа над артикуляционной моторикой у детей с дизартрией ведётся в
2х направлениях: активная гимнастика и массаж. Логопедический массаж
улучшает иннервацию мышц артикуляционного аппарата, нормализует
мышечный тонус, стимулирует положительные кинестезии, необходимые
для нормализации произношения. Поэтому в логопедическом кабинете
имеется всё необходимое для его проведения: массажные зонды и
вибромассажёры с различными насадками.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

16
ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ
Для постановки звуков в кабинете имеются
постановочные зонды и зондозаменители.

И вот, наконец, в результате долгих, упорных и разнообразных тренировок звук поставлен и произносится ребёнком изолированно. Теперь необхо

17


И вот, наконец, в результате долгих, упорных и разнообразных
тренировок звук поставлен и произносится ребёнком изолированно.
Теперь необходимо произносить его как можно чаще. И здесь нам на
помощь приходят замечательные альбомы Лазаренко О.И., альбомы
Комаровой Л.А. и многих других авторов, а так же компьютерные
логопедические программы.

18
АВТОМАТИЗАЦИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И
ВВЕДЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ В РЕЧЬ

Нельзя не показать и вот такие замечательные волчки-перевёртыши, вращая которые, дети готовы жужжать и рычать сколько угодно. Тем более, чт

19
АВТОМАТИЗАЦИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И
ВВЕДЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ В РЕЧЬ
Нельзя не показать и вот такие замечательные волчкиперевёртыши, вращая которые, дети готовы жужжать и рычать сколько
угодно. Тем более, что вращать их можно различными способами.
Ещё у нас в логопедическом кабинете «живёт» звуковое
пианино, которое стоит на полочке в шкафу, но как только у ребёнка
рождается новый звук, тот час же спешит на помощь. Ребёнок нажимает
на клавиши и проговаривает поставленный звук. И может делать это
достаточно долго и с удовольствием.

20
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу
речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков родного языка.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от
дефектно произносимого, знать из каких звуков состоит слово - является
важнейшей предпосылкой для успешной коррекции звукопроизношения, а в
дальнейшем и овладения грамотой. Поэтому в логопедическом кабинете имеется
достаточное количество пособий и звучащих игрушек для развития слухового
внимания и фонематического слуха.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

21
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

22
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Источником образования звуков речи является воздушная струя.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,
создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого
соблюдения пауз, сохранения плавности речи и её интонационной
выразительности. В презентации представлены пособия на выработку
длительного, плавного речевого выдоха.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

23
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

24

Одной из важных задач логопедии является развитие лексикограмматических категорий и связной речи. В логопедическом кабинете
имеются пособия способствующие решению этой задачи: предметные,
сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, игры на образование
относительных и притяжательных прилагательных, множественного
числа существительных, согласование числительных с
существительными, игры на уточнение, расширение и активизацию
словарного запаса, детские развивающие игры и многое другое.

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

25
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

26
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Как педагогам, так и родителям известно, как важно
развивать координацию и мелкую моторику. Работа по развитию
мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не
только ловкость рук, но и речевое развитие у детей раннего,
среднего и старшего дошкольного возраста; улучшить качество
речи, четкость произношения звуков и расширить словарный
запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

27
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ИКТ ТЕХНОЛОГИИ

28
ИКТ ТЕХНОЛОГИИ
Внедрение новых информационных и коммуникационных
технологий
сегодня является одним из важнейших резервов
повышения эффективности образования. В логопедическом кабинете
имеются развивающие и коррекционные компьютерные программы:
«Игры для Тигры», «Звуковой калейдоскоп», «Начинаю говорить!», а
также авторские презентации для развития речи, автоматизации и
дифференциации поставленных звуков.

ИКТ ТЕХНОЛОГИИ

29
ИКТ ТЕХНОЛОГИИ

30

Скомпенсировать отставание в любом развитии (физическом,
психическом, умственном, речевом) максимально быстро и эффективно
можно только в раннем и младшем дошкольном возрасте, так как этот
период характеризуется пластичностью нервной системы.
Поэтому работу по развитию речи у неговорящих детей
необходимо начинать как можно раньше. Для того, чтобы «разговорить»
малышей в логопедическом кабинете созданы все
необходимые условия.

РАЗВИТИЕ (ЗАПУСК) РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

31
РАЗВИТИЕ (ЗАПУСК) РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

ДИАГНОСТИКА

32
ДИАГНОСТИКА
Ежегодно учитель-логопед проводит комплексное обследование
всех детей старшего и среднего дошкольного возраста, а также детей
младшего и раннего возраста по запросам воспитателей и родителей.
Диагностика детей старшего и среднего дошкольного возраста
проводится по методике Нищевой Н.В. и включает комплекс заданий,
позволяющих определить уровни развития: фонетических процессов,
слоговой структуры слова, фонематического слуха и восприятия, лексики,
грамматического строя речи, связной речи.
Диагностика детей младшего и раннего возраста проводится по
методике Стребелевой Е.А. и позволят определить: понимание
обращённой речи, объём активного словаря, понимание грамматических
категорий, слуховое восприятие, звукопроизношениетроение и
подвижность артикуляционного аппарата.
Для проведения логопедической диагностики в логопедическом
кабинете имеются все необходимые материалы.

ДИАГНОСТИКА

33
ДИАГНОСТИКА
Материалы для обследования
речи и психических процессов
детей раннего и младшего
дошкольного возраста.
Комплекты для обследования
развития речи у детей
младшего, среднего и старшего
дошкольного возраста.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

34
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Для получения наиболее
эффективных результатов, была разработана
система заданий для закрепления полученных
на логопедических занятиях навыков.
Эта система состоит из заданий по
автоматизации поставленных звуков и
заданий по развитию лексико-грамматических
категорий.
Задания для автоматизации звуков
Задания для формирования лексикограмматических категорий
Еженедельно (каждый четверг)
родители приносят задания, вложенные в
скоросшиватель с мультифорами и забирают
новые задания в пятницу.

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

35
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
Дима (3 года 9 месяцев)
ОНР 1 ур., моторная алалия
23 сентября 2014
6 апреля 2015
Вова (3 года 4 месяца)
ОНР 1 ур., дизартрия
21 января 2015
13 января 2016
Поля (3 года 8 месяцев)
ОНР 2 ур., дизартрия
Февраль 2014
Сентябрь 2014

Предварительный просмотр:

Презентация кабинета учителя–логопеда.

Шатовкина Н.В.

учитель–логопед,

ОГОУ Детский дом № 4.

Презентация была представлена на смотре – конкурсе Шелеховского района «Лучшая организация работы кабинета учителя – логопеда

Дошкольного образовательного учреждения»

(стихи собственного сочинения учителя – логопеда Шатовкиной Н.В.)

Действующие лица: СОРОКА

СОРОКА читает монолог-рассказ

СОРОКА (приветствие)

Друзья, признаюсь, в жизни много

Необразованных сорок,

Но у меня –то с этим строго

Не пропускаю я урок.

Я у окошечка сижу,

Что происходит здесь, гляжу.

Образование повышаю,

И потому так много знаю.

В вообще – то, если честно

Учиться очень интересно.

СОРОКА (рабочее место учителя-логопеда)

А это важный кабинет

Работает здесь логопед.

Не каждый это слово знает,

А тот, кто знает, уважает.

Вот это место педагога

Здесь документов очень много.

И здесь ребенка принимают.

Здесь интеллект определяют.

Найдут без всякого сомненья

Все речевые нарушенья.

А раз диагностика готова,

Нужна работа, одним словом.

И есть момент, он важный самый

Для каждого - своя программа.

СОРОКА (уголок развития фонематического внимания или слуха)

Как много в жизни звуков разных,

Тихих, громких и прекрасных.

Есть звуки те, что говорим

Или визжим, кричим, шумим.

Иль как в лесу ручей журчит,

Как скрипка чудная звучит.

И как автобусы гудят,

Как колокольчики звенят.

Понять все это может каждый.

Ведь звуки – это очень важно.

СОРОКА (уголок знакомство с сенсорными эталонами)

Ну-с, продолжаем мы урок

Вот здесь сенсорный уголок.

Ни у кого сомнений нет,

Что все должны знать форму, цвет.

И всем понятия нужны

Величины и толщены.

Бывает и такой урок

Все постигают диалог,

И разговор по телефону

По этикету, по закону.

СОРОКА (уголок по обучению грамоте)

Мало только звуки знать

Надо их уметь писать.

Гласный звук или согласный

Разбираемся прекрасно.

Звуки в домиках живут

Их не перепутать тут.

И у каждого из звуков

Есть своя сестричка буква,

Чтобы грамотными стать

Надо звуки, буквы изучать.

СОРОКА (уголок релаксации)

От занятий вы устали

Знать, давно не отдыхали.

На ковре мы отдыхаем,

Пазлы дружно собираем.

И как мягкие подушки,

Наши мягкие игрушки.

Можем чайный стол накрыть

И зверюшек угостить,

Чтобы полноценно отдыхать

Нужно и уметь играть.

СОРОКА (уголок развития мелкой моторики)

А за этим столиком

Мы занимаемся моторикой.

Чтобы пальчики трудились

Очень гибкими все были.

Бусы, пластилин, шнуровка

Все умеем очень ловко.

Из частичек очень мелких

Собираем мы поделки.

Мы играем, собираем

И все пальцы развиваем.

СОРОКА (уголок дидактических игр, методической литературы)

Ну а это очень видный

Очень важный и солидный,

Уважаемый, серьезный

Даже может быть и грозный,

Шкаф с различным материалом,

И здесь умного немало.

По различнейшим разделам

Все годится здесь для дела.

И грамматика, словарь, азбука и календарь.

Все про память, про мышленье,

Интеллект, воображенье.

Ведь методика важна

Всем методика нужна.

СОРОКА (уголок артикуляционный)

Вот здесь у зеркала сижу

И внимательно гляжу,

И стараюсь изучить,

Как каждый звук произносить.

Где быть должен язычок,

Чтоб Р сказать он смог.

И как губки нам сложить,

Чтоб слог ША произносить.

Есть картинки и тетрадки,

Так что будет все в порядке.

СОРОКА (уголок сюрпризов)

На этой полочке игрушки

Здесь друзья наши, подружки.

За занятием наблюдают

И морально помогают.

СОРОКА (финал)

Нет, не зря я тут сидела

И в окошечко глядела.

Не гордясь, скажу вам прямо,

Я начитанная дама.

И весьма определенно,

Не чета иным воронам.

Надеюсь, что сомнений нет.

Всем очень нужен ЛОГОПЕД.

Детские стихотворения (читали дети)

1. Любим мы сюда ходить,

Буквы разные учить.

Язычок тренировать,

С пальчиками поиграть.

А потом пиши, что хочешь,

Без ошибок, между прочим.

Четко мы стихи расскажем

Знания свои покажем.

2. Мы на дудочке играем

Слух, конечно развиваем.

И на бубне погремим

Громкий, тихий различим.

3. А для пальчиков простор

Сложим бусинки в узор.

Трафареты мы обводим,

Ручки к школе приготовим.

Будем хорошо писать

И пятерки получать.

4. Мы умеем шнуровать

И лепить и рисовать.

Научились делать много

В школу нам теперь дорога.

5. Звуки в домиках живут.

Красный-гласный тут как тут.

Его легко запоминать,

Его можно пропевать.

Синий дом – согласных

Твердых, звонких, мягких.

6. Гласные согласные

Логопед наш классный!

Научил нас различать,

Буквы все от А до Я

Знаем мы, как дважды два.

В школе все пятерки наши

Дорогой учитель наш Вы.

7. Как красиво в кабинете

И не держим мы в секрете.

Это наш ведь кабинет

И любимый логопед!

Речь свою здесь исправляем

Звуки часто повторяем.

Одержали здесь победу

За все спасибо логопеду!

Посвящается всем учителям – логопедам

Непростая предо мной стоит задача.

Детей от ран душевных уберечь,

Чтоб в жизни рядом с ними шла удача

Должна быть чистой, правильною речь.

Бывает, звуки нам не подчиняются

И трудности приносит слог порой.

Но если у ребенка получается

Он одержал победу над собой.

Победе каждой вместе очень рады.

Ребенка хвалим, ставим всем в пример.

Ведь это настоящий чудный праздник,

Когда вам подчинилась буква эр.

Необходимо им вниманье и участье

И стоит жить ради таких побед.

И сколько дарит радости и счастья

Учитель под названьем ЛОГОПЕД.



Лейтмотив Каждое утро я прихожу в детский сад, захожу в свой кабинет. Мой кабинет - это творческая мастерская, весь социально-психологический микроклимат которой, создаёт условия для самореализации личности. Он мне очень нравится, но я мечтаю о том, что когда-нибудь он будет оснащен по последнему слову техники…. Но это будет потом. А сейчас я иду по коридору и ловлю взгляды моих малышей, таких похожих и одновременно таких разных. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое моё движение. Они слушают каждое моё слово, копируют мою интонацию. А еще есть тихие и замкнутые, испуганные и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят общаться, рассказать о своих игрушках, мультфильмах. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих малышей. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд. Итак, я – логопед, правильнее сказать учитель-логопед. Если понимать буквально - я учитель речи. А точнее, человек, который эту речь корректирует. Причем коррекция происходит на уровне всех речевых единиц, начиная со звука и заканчивая предложением. Цель моей деятельности - способствовать социализации ребенка в обществе.


Я стремлюсь быть для своих логопатов близким человеком, наставником и другом, который не только поможет исправить имеющиеся речевые нарушения, но и сумеет найти «жемчужину» в каждой «раковине», научит работать с полной отдачей, радоваться победам и сочувствовать друг другу при неудачах. Поэтому строю отношения с детьми на доверии, уважении, требовательности и справедливости. Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще мне в работе очень помогают чувство юмора. Считаю себя грамотным специалистом, владеющим не только традиционными, но и нетрадиционными формами проведения занятий, эффективно использую здоровьесберегающие технологии. Логопедическое воздействие строящееся на основе психофизических и индивидуальных особенностей учащихся позволяет мне добиваться высоких результатов. Главное в логопедии то, что моя работа ориентирована на результат. И я не просто учу ребенка говорить, но и возвращаю ему уверенность в себе. Вот почему удовлетворение от труда у логопедов очень велико. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Приоритетные направления моей работы


Это важный кабинет Работает здесь логопед. Не каждый это слово знает, А тот, кто знает, уважает. Это также место педагога Здесь документов очень много. И здесь ребенка принимают. Здесь интеллект определяют. Найдут без всякого сомненья Все речевые нарушенья. Найдут без всякого сомненья Все речевые нарушенья. А раз диагностика готова, Нужна работа, одним словом. И есть момент, он важный самый Для каждого - своя программа.


Назначение логопедического кабинета Обследование детей (выяснение этиологии механизмов и симптоматики речевых нарушений) Развитие артикуляционных навыков Коррекционная работа по устранению дефектов звукопроизношения Формирование грамматически правильной речи Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов Формирование связной речи Развитие навыков звукового анализа и синтеза Консультативно-методическая деятельность для сотрудников МБДОУ и родителей


Задачи коррекционно- образовательного процесса Обследование воспитанников групп и выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи Обследование воспитанников групп и выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи Изучение уровня речевого,познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым воспитанником Изучение уровня речевого,познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым воспитанником Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению Формирование у педагогов коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной предметно-развивающей среды Формирование у педагогов коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной предметно-развивающей среды Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством их речевой работы с детьми Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством их речевой работы с детьми Систематическое проведение профилактической и коррекционной – речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными и групповыми программами Систематическое проведение профилактической и коррекционной – речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными и групповыми программами


Методическое обеспечение логопедического кабинета I. Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие: мышления; разных видов памяти; разных видов внимания; воображения и фантазии; зрительного восприятия; слухового восприятия; тонкой (мелкой) моторики рук; физиологического (диафрагмального) дыхания; звукопроизношения; а также материалы: по обучению грамоте; на предупреждение дисграфии; на формирование лексики; на формирование грамматического строя речи; на формирование связной речи. 2. Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учетом прохождения лексических тем: предметные картинки; картинки с действием; сюжетные картинки; серии картинок; картинки для составления описательных рассказов; игрушки (мягкие, меховые, деревянные, пластмассовые) для составления рассказов. 3. Картотеки: словесных игр, игровых упражнений; пальчиковых игр; игр на развитие коммуникативных способностей; стихотворений; потешек; загадок; чисто- и скороговорок; текстов на автоматизацию поставленного звука (в слоге, слове, фразе, предложении, тексте); другие.


4. Занимательный материал: анаграммы, ребусы, шарады, головоломки; мнемотаблицы; 5. Технические средства: магнитофон; аудиозаписи (звуки улицы, природы шум дождя, ветра и т. п.); 6. Материалы детского речевого творчества: рассказы, истории, придуманные детьми; журналы, сказки, стихи результат творчества детей. 7. Диагностические материалы. 8. Методическая литература: комплексная, коррекционная программы; методики и технологии развивающего обучения по выбору логопеда. 9. Материалы творческого педагогического опыта. Методическое обеспечение логопедического кабинета


1. системность (материал систематизирован, составлен паспорт кабинета с перечислением всего материала и оборудования); 2. доступность (наглядно-дидактический материал подобран с учетом возрастных особенностей школьников); 3. вариативность (наглядно-дидактический материал и многие пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах); 4. здоровьесбережение (имеется основное и дополнительное освещение(над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается). Организуя коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета я руководствовалась следующими принципами:




































Эксклюзивные авторские стихи Как трудно педагогом быть поверьте мне друзья. Люблю профессию свою скажу вам не тая. Я каждый день в мороз и зной спешу в любимый сад. Меня встречает детвора уж много лет подряд. Я ставлю звуки детворе учу их говорить. Учу их правильно дышать и с буквами дружить. Проходят дни, бегут года и день и ночь. Важна профессия моя хочу я всем помочь. Красиво говорить всегда и правильно писать. Чтоб в школе у ребят была всегда оценка пять. Как трудно педагогом быть поверьте мне друзья. Люблю профессию свою скажу вам не тая. Я каждый день в мороз и зной спешу в любимый сад. Меня встречает детвора уж много лет подряд. Я ставлю звуки детворе учу их говорить. Учу их правильно дышать и с буквами дружить. Проходят дни, бегут года и день и ночь. Важна профессия моя хочу я всем помочь. Красиво говорить всегда и правильно писать. Чтоб в школе у ребят была всегда оценка пять.


Эксклюзивные авторские стихи Я учитель - логопед Что ж открою вам секрет. Ребятишек я люблю говорить я их учу. Если вдруг беда случилась Лева звук вдруг потерял. Я приду к нему на помощь Чтобы лева не рыдал. Открывает лева рот Лева так старается. И у Левы полюбуйтесь Звуки получаются. Стал красиво говорить Всем на удивленье. Я отличный логопед В этом нет сомненья. Я учитель - логопед Что ж открою вам секрет. Ребятишек я люблю говорить я их учу. Если вдруг беда случилась Лева звук вдруг потерял. Я приду к нему на помощь Чтобы лева не рыдал. Открывает лева рот Лева так старается. И у Левы полюбуйтесь Звуки получаются. Стал красиво говорить Всем на удивленье. Я отличный логопед В этом нет сомненья.


Эксклюзивные авторские стихи Профессий много на земле Скажу я вам друзья Но всех важнее и родней Профессия моя Я логопед, я нужен всем Я доктор звуков, слов На помощь я всегда приду Я как солдат готов. Готов всегда, готов везде Как солнышко светить Готов ребятам помогать Красиво говорить Пусть звуки льются как ручей По камушкам звеня Пусть радость вносит Каждый день Надежду всем даря Люблю я людям помогать Скажу вам не тая Горжусь собой, своим трудом Гордится мной семья!