Русский государственный деятель, ученый Василий Никитич Татищев (1686-1750) родился в поместье своего отца, Никиты Алексеевича Татищева, недалеко от Пскова. Татищевы являлись ответвлением смоленских князей и были потомками Рюрика, однако род их к тому времени захудал. В 1693 в семье царя Иоанна Алексеевича (старшего брата Петра I) и его супруги Прасковьи Федоровны родилась дочь Анна. В связи с этим семилетний Василий Татищев был взят стольником ко двору Прасковьи Федоровны, отец которой был женат вторым браком на представительнице рода Татищевых. Придворная служба Василия Татищева продолжалась до смерти царя Иоанна в 1696, после чего он вернулся в отцовское имение.

В семье Татищевых большое внимание уделялось учению. Василий Татищев получил хорошее домашнее образование. К тому же он обладал любовью к науке и большой любознательностью. Так, в 13-летнем возрасте он наблюдал за судебными процессами в Пскове. Страстью Василия Татищева было чтение книг. Считается, что он окончил в Инженерную и артиллерийскую школу. В 1704 Татищев начал службу в армии – был зачислен рядовым в драгунский полк. В то время шла Северная война, и уже в августе 1704 он принял боевое крещение под Нарвой. В 1706 Татищев получил чин поручика. В 1709 участвовал в Полтавской битве и был ранен возле царя Петра, который, как вспоминал впоследствии Василий Никитич: «…поцеловал меня в лоб, поздравляя раненым за Отечество». В 1711 Татищев участвовал в Прутском походе. На протяжении 1712-1716 он длительное время находился в Германии, где получал знания в инженерном и артиллерийском деле. С этого времени он начинает активно выполнять поручения одного из ближайших сподвижников Петра I – Якова Вилимовича Брюса, для которого становится очень нужным человеком. В 1714 Татищев женился на молодой вдове Анне Васильевне Андреевской; от этого брака родились: дочь Евпраксия и сын Евграф. В 1716 Татищев был переведен из кавалерии в артиллерию. В 1718-1719 он участвовал в Аландском конгрессе, на котором велись переговоры о мире между Россией и Швецией.

Василий Никитич был человеком энергичным, честным, целеустремленным, любящим в работе порядок и точным при ее исполнении. Вся его деятельность была направлена на защиту государственных интересов. Однако трудный характер и независимость суждений Татищева многих раздражали и создавали ему врагов. В конце 1719 в России учреждается Берг-коллегия – орган по руководству горнорудной промышленностью. Ее президентом был назначен покровитель Татищева – Яков Брюс. В 1720-1722 и 1734-1737 Татищев управлял казенными заводами на Урале. Здесь он успел сделать многое, в том числе положить начало (помимо Екатеринбурга, Татищев считается также основателем и Тольятти). Особое внимание Татищев уделял развитию образования. Во время первого пребывания на Урале он вступил в конфликт с Демидовыми, обвинившими его в злоупотреблениях. Татищев был отстранен от службы, а для разбирательства дела на Урал приехал В. И. де Геннин, который нашел деятельность Татищева правильной. В 1723 Василий Никитич был оправдан Сенатом. В 1724 он был назначен на должность советника Берг-коллегии, а в конце 1724 отправлен царем Петром в Швецию.

Вернувшись в 1726 на Родину, Татищев в 1727-1733 служил в Московской монетной конторе. В 1730 он, как сторонник самодержавия, активно выступал против Верховного тайного совета и с приходом к власти Анны Иоанновны в первое время упрочил свои позиции. Татищев был обер-церемониймейстером во время коронации императрицы, получил чин действительного статского советника и деревни с тысячью душ. Однако у Василия Никитича установились враждебные отношения с фаворитом императрицы Бироном, и он был обвинен в злоупотреблениях. Расположенная к Татищеву императрица Анна Иоанновна в 1734 закрыла его дело и отправила Василия Никитича на знакомый ему Урал. Но и здесь Татищев, стремясь жить по закону и борясь со злоупотреблениями, не угомонился и опять принялся за старое. С точки зрения некоторой части людей, он проявлял ненужную инициативу и рвение, всюду лез, чрезмерно защищал интересы государства. В результате неудобную фигуру Татищева убрали. Он получил чин тайного советника и в 1737-1739 был руководителем Оренбургской экспедиции. Как обычно, на Василия Никитича шел поток доносов. В 1739, будучи в , он был отстранен от должности, лишен всех званий и взят под домашний арест (существует точка зрения, что его даже заключили в Петропавловскую крепость).

Летом 1741 Татищев был назначен в Калмыцкую комиссию, а с конца 1741 по совместительству стал астраханским губернатором. В 1745 ему снова предъявили различные обвинения и освободили от должности губернатора. Последние годы жизни Татищев провел в ссылке в своем подмосковном имении дер. Болдино, где и умер. Согласно преданию, накануне кончины к нему прибыл курьер от императрицы Елизаветы Петровны с указом о его оправдании. Похоронен был В. Н. Татищев неподалеку от Болдина на Рождественском погосте (ныне – Солнечногорский район Московской области).

В. Н. Татищев был человеком разносторонне развитым, умевшим переходить от одного дела к другому, подчас ему ранее совсем не известному. Практическую деятельность он совмещал с широкой научной работой. В. Н. Татищев – историк, географ, философ, экономист, этнограф. Ученый владел латынью, древнегреческим, немецким и польским, был знаком с романскими, финно-угорскими и тюркскими языками. Сочинением географии России Татищев стал заниматься по поручению Брюса с 1719, однако это потребовало более тщательного изучения исторических аспектов. Исторические исследования и стали главным достижением его жизни. Татищев написал первый научный обобщающий труд по отечественной истории – «Историю российскую с самых древнейших времен» (в пяти томах). Он является основоположником российской этнографии, исторической географии, источниковедения. Именно Татищев составил первый русский энциклопедический словарь, обнаружил и ввел в научный оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 с подробным комментарием. В 1998 к 275-летию города в Екатеринбурге был установлен памятник его основателям – В. Н. Татищеву и В. И. де Геннину.

Василия Татищева по праву именуют одним из отцов российской исторической науки, он - автор первой "Истории Российской с древнейших времен", являющегося одним из самых значительных трудов за всё время существования российской историографии. Монументальна, блестяще и доступно написанная, эта книга о хватывает историю нашей страны с древнейших времен - и вплоть до царствования Федора Михайловича Романова. Особая же ценность произведения Татищева в том, что история России в нём представлена во всей полноте, и не только в военно-политических аспектах , но и в религиозных, культурных, бытовых. Личность Василия Никитича - одна из самых гигантских в российской истории. Государственный деятель, дипломат, экономист, горный инженер, географ, естествоиспытатель, этнограф, историк, собиратель древностей, археолог, лингвист, публицист, философ, просветитель.

ВАСИЛИЙ ТАТИЩЕВ - русский историк и государственный деятель - одился 29 апреля 1686 года в Пскове в знатной дворянской семье. Семи лет от роду его пожаловали в стольники и взяли ко двору царя Ивана Алексеевича, с женой которого Прасковьей Федоровной (урожденной Салтыковой) Татищевы находились в родстве. Придворная «служба» продолжалась до смерти в 1696 царя Ивана Алексеевича, после чего Татищев покинул двор. В документах отсутствуют свидетельства об учебе Татищева в школе. В 1704 юноша был зачислен в Азовский драгунский полк и прослужил в армии 16 лет, оставив ее накануне окончания Северной войны со шведами. Участвовал во взятии Нарвы, в Полтавской битве, Прутском походе Петра I против турок.

Автограф Василия Никитича Татищева.


В конце 1712 Татищев был послан в Германию, где пробыл с перерывами 2,5 года, изучая фортификационное и артиллерийское дело, оптику, геометрию и геологию. Весной 1716 вернулся в Россию и был переведен в артиллерийский полк, выполнял специальные поручения начальника артиллерии русской армии Брюса и самого Петра I.

В 1720 был послан на Урал, где занимался организацией горнозаводской промышленности. С именами Татищева и крупного инженера-металлурга Генина связано основание Екатеринбурга и Ягошихинского завода, положившего начало г. Перми, геологическое и географическое изучение Урала. В 1724-1726 находился в Швеции, где надзирал за обучением русских юношей горному делу и изучал экономику и финансы. По возвращении Татищева назначили членом, затем главой Монетной конторы (1727-1733), занимавшейся чеканкой золотых, серебряных и медных денег (бумажные деньги - ассигнации появились в России в 1769).

В записках и представлениях на имя императрицы Екатерины I Татищев выступал за введение в России десятичной системы мер и весов, за упорядочение денежного обращения, увеличение доходов казны путем развития промышленности, внешней торговли, роста экспорта, а не чрезмерной эксплуатации монетной регалии. Тогда же написал общественно-политическое и философское произведение Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ (1733). В 1734-1737 вторично был направлен руководить металлургической промышленностью Урала, затеял строительство новых железоделательных и медеплавильных заводов, поставив цель увеличить производство железа на одну треть. В Екатеринбурге начал работу над Общим географическим описанием всея Сибири, которое из-за отсутствия материалов оставил незавершенным, написав только 13 глав и план книги. Конфликт со ставленниками Бирона и недовольство местных влиятельных лиц, использовавших отдельные злоупотребления властью со стороны Татищева, привели к его отзыву, а затем отдаче под суд.


В последние годы жизни Татищев был начальником Оренбургской и Калмыцкой комиссий, астраханским губернатором. В 1745 из-за выявленных ревизией финансовых нарушений по прежней работе он был отстранен от должности губернатора и сослан в свое имение - сельцо Болдино Дмитровского уезда Московской губернии, где находился под домашним арестом до самой смерти.

Болдинский период жизни Татищева - самый плодотворный в научном отношении. Здесь ему удалось закончить первый русский энциклопедический словарь Российский исторический, географический и политический лексикон, в значительной степени завершить Историю Российскую, трудиться над которой он начал еще в бытность главой Монетной конторы (опубликована по рукописи Миллером в 1760-1780-х). Работая над Историей Российской, Татищев открыл для науки такие документальные памятники, как Русская Правда, Судебник Ивана Грозного, Книга Большого Чертежа, собрал богатейшие летописные материалы.



Труд Татищева по форме напоминал летопись, в которой в хронологической последовательности излагались события истории России с древнейших времен до 1577. Центральное место в изложении отводилось самодержавию. Периоды экономического процветания и могущества России, утверждал автор, всегда совпадали с «единовластительством». Переход к аристократии, феодальные усобицы в удельный период привели к подчинению Руси монголам, а ограничение царской власти в начале 17 в. - к разорению государства и отторжению значительных территорий шведами и поляками. Основной вывод Татищева: «Всяк может видеть, сколько монархическое правление государству нашему протчих полезнее, чрез которое богатство, сила и слава государства умножается, а через протчее умаляется и гинет».

http://tatischev.lit-info.ru/r…

ВасилийТатищев управлял горными заводами на Урале, его считают основателем Перми.

Памятник был отлит в Нижнем Тагиле по проекту пермского скульптора Анатолия Уральского. У становлен в Перми в июне 2003 года. С 2004 года началась традиция церемонии возложения венков ко Дню рождения Татищева.



Памятник Василию Никитичу Татищеву в основанном им городе-крепости Ставрополе (ныне город Тольятти) . Скульптор - Рукавишников Александр



Российский историк, географ, экономист и государственный деятель, основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.

Детство и юность

Василий Татищев родился в Пскове в знатной дворянской семье. Татищевы происходили от семьи Рюриковичей, точнее — от младшей ветви князей смоленских. Род утратил княжеский титул. Отец Василия Никитича с 1678 г. числился в государевой службе московским «жильцом» и первое время не имел никаких земельных владений, однако в 1680 г. ему удалось получить поместье умершего дальнего родственника в Псковском уезде. Оба брата Татищевы (Иван и Василий) служили стольниками (стольник занимался обслуживанием трапезы господина) при дворе царя до самой его смерти в 1696 г. После этого Татищев покинул двор. В документах отсутствуют свидетельства об учебе Татищева в школе. В 1704 юноша был зачислен в Азовский драгунский полк и прослужил в армии 16 лет, оставив ее накануне окончания Северной войны со шведами. Участвовал во взятии Нарвы, в , Прутском походе Петра I против турок. В 1712-1716 гг. Татищев совершенствовал своё образование в Германии. Он побывал в Берлине, Дрездене, Бреславле, где обучался преимущественно инженерному и артиллерийскому делу, поддерживал связь с генерал-фельдцейхмейстером Я.В. Брюсом и выполнял его поручения.

Освоение Урала

В начале 1720 г. Татищев получил назначение на Урал. Его задачей было определить места для строительства железорудных заводов. Исследовав указанные места, он поселился в Уктусском заводе, где основал Горную канцелярию, переименованную затем в Сибирское высшее горное начальство. На реке Исеть он положил начало нынешнего Екатеринбурга, указал место для строительства медеплавильного завода около деревни Егошиха - это было начало города Перми. В регионе он развернул деятельность по строительству школ и библиотек, которые после его смерти просуществовали без коренных изменений 158 лет.

У Татищева возник конфликт с предпринимателем , знатоком горнозаводского хозяйства. В строительстве и учреждении казённых заводов он видел подрыв своей деятельности. Чтобы расследовать возникший между Татищевым и Демидовым спор, на Урал послан был военный и инженер Г.В. де Геннин. Он нашел, что Татищев во всём поступал справедливо. По донесению, направленному Петру I, Татищев был оправдан и произведён в советники Берг-коллегии.

С 1724 по 1726 гг. Татищев провел в Швеции, где осмотрел заводы и рудники, собрал чертежи и планы, привёз в Екатеринбург гранильного мастера, познакомился со многими местными учёными и т. д. В 1727 г. он был назначен членом монетной конторы, которой тогда подчинены были монетные дворы. Татищев начал работу над Общим географическим описанием всей Сибири, которое из-за отсутствия материалов оставил незавершенным, написав только 13 глав и план книги. Конфликт со ставленниками Бирона и недовольство местных влиятельных лиц, использовавших отдельные злоупотребления властью со стороны Татищева, привели к его отзыву, а затем отдаче под суд. В 1734 г. Татищев был освобожден от суда и снова назначен на Урал в должности начальника горных казённых заводов «для размножения заводов». С июля 1737 по март 1739 гг. возглавлял Оренбургскую экспедицию.

В январе 1739 г. Татищев приехал в Петербург, где устроена была целая комиссия для рассмотрения жалоб на него. Его обвиняли в «нападках и взятках», неисполнительности и т. п. Комиссия подвергла Татищева аресту в Петропавловской крепости и в сентябре 1740 г. приговорила его к лишению чинов. Приговор, однако, не был исполнен. В этот тяжёлый для Татищева год он написал своё наставление сыну — известную «Духовную».

Написание «Истории Российской»

Падение Бирона вновь выдвинуло Татищева: он был освобождён от наказания и в 1741 г. назначен в Астрахань управлять Астраханской губернией, главным образом для прекращения беспорядков среди калмыков. Отсутствие необходимых военных сил и интриги калмыцких владетелей помешали Татищеву добиться чего-либо прочного. Когда вступила на престол , Татищев надеялся освободиться от калмыцкой комиссии, но это ему не удалось: он был оставлен на месте до 1745 г., когда его из-за несогласий с наместником отставили от должности. Приехав в свою подмосковную деревню Болдино, Татищев уже не оставлял её до смерти. Здесь он заканчивал свою знаменитую «Историю Российскую».

Работа по написанию труда по родной истории была начата еще с начала 1720-х гг. и фактически стала главным делом жизни. Взявшись за написание труда, Татищев ставил перед собой несколько задач. Во-первых, выявить, собрать и систематизировать материал и изложить в соответствии с летописным текстом. Во-вторых, объяснить смысл собранного материала и установить причинную связь событий, сопоставить русскую историю с западной, византийской и восточной.

Работа Татищева по написанию «Истории Российской» шла довольно медленно. Приступив к изучению и сбору материалов в 1721 г., ученый в ноябре 1739 г. представил в АН «Предъизвесчение гисторий русской», написанное на древнем наречии. Прибыв в 1739 г. в Санкт-Петербург, Татищев многим показывал свою «Историю Российскую», но работа не встретила одобрения. Сопротивление оказали духовенство и иностранные ученые. Его обвиняли в вольнодумстве. Тогда Татищев отправил свою «Историю Российскую» новгородскому архиепископу Амвросию, прося его «о прочитании и поправлении». Архиепископ не нашел в работе Татищева «ничего истине противнаго», однако просил его сократить спорные моменты. Обескураженный нападками со стороны церкви и не чувствуя поддержки со стороны АН, Татищев не решился протестовать открыто. Не только поднятые им вопросы церковной истории послужили поводом для отторжения труда, но и главенство в АН иностранных ученых, преимущественно немцев по происхождению.

В.Н. Татищев обратился за помощью к П.И. Рычкову, видному историку, географу, экономисту того времени. Рычков отнесся с большим интересом к работе Василия Никитича. Уединившись в своем имении Болдино после многочисленных скитаний и ссылок, Татищев продолжает целеустремленно работать над написанием «Истории Российской». К концу 1740-х гг. относится решение Татищева начать переговоры с АН об издании своего произведения. Большинство членов Петербургской АН было настроено благожелательно. Это объясняется изменением общей ситуации в стране. К власти пришла Елизавета Петровна. Национальная наука в ее лице обрела государственную поддержку. Его труд был впервые издан уже во время правления Екатерины II.

Структура и краткое содержание «Истории Российской»

«История Российская» Татищева состоит из пяти книг, которые включают в себя четыре части. Первая книга Татищевым разделена на две части. Первая часть целиком посвящена характеристике и истории различных пародов, населявших Восточно-Европейскую равнину в древности. Вторая часть книги посвящена древней истории Руси. Ее рамки охватывают 860-1238 гг. Особое внимание в ней уделено вопросу о роли варяжского влияния на развитие и становление древнерусского государства. Во второй, третьей и четвертой частях «Истории Российской» Татищев ведет свое повествование в хронологическом порядке. Наиболее законченный вид имеет вторая часть произведения. Дело в том, что Татищев не только написал ее на древнем наречии, но и переложил на современный ему язык. Это, к сожалению, не было сделано с последующим материалом. Данная часть знаменательна еще и тем, что в дополнении к ней Татищев составил примечания, где дает комментарии к тексту, которые составляют приблизительно пятую часть написанного. Татищев так и не довел четвертую часть своего произведения до запланированных временных рамок (1613 г.), закончив повествование 1577 г. Хотя в личном архиве Татищева были обнаружены материалы о более поздних событиях, например, о царствовании Федора Иоановича, Василия Иоановича Шуйского, Алексея Михайловича и др.

Источниковая база «Истории Российской»

Татищев собирал и хранил у себя рукописи, необходимые ему для работы. Это и «История Курбского о Казанском походе...; Попова, архимандрита Троицкого монастыря, от царствования царя Иоанна II до царя Алексея Михайловича; О Пожарском и Минине, о 54 польских временах...; Сибирская история...; Истории, написанные по-татарски» и др. Многие источники имелись у ученого не в единственном экземпляре и варианте (в частности, история о казанском походе наличествовала у Татищева не только под авторством А. Курбского, но и как произведение неизвестного автора). Татищев не копировал и переписывал древние источники, а стремился к их критическому осмыслению. Многие документы, используемые Татищевым в работе над «Историей Российской», не дошли до последующих поколений ученых и, скорее всего, навсегда утеряны для науки. Татищев обработал произведения иностранных авторов, содержащих сведения по русской истории. в своей классификации исторических источников, используемых Татищевым в работе, выделял летописи, древние сказания, сочинения различных исторических деятелей, биографии, а также «браки и коронования».

Другие сочинения

Кроме основного труда В.Н. Татищев оставил большое количество сочинений публицистического характера: «Духовная», «Напоминание на присланное расписание высоких и нижних государственных и земских правительств», «Рассуждение о ревизии поголовной» и другие. «Духовная» (изд. 1775 г.) даёт подробные наставления, обнимающие всю жизнь и деятельность человека (помещика). Она трактует о воспитании, о разных родах службы, об отношениях к начальству и подчинённым, о семейной жизни, управлении имением и хозяйством и тому подобное. В «Напоминании» излагаются взгляды Татищева на государственное право, а в «Рассуждении», написанном по поводу ревизии 1742 г., указываются меры к умножению доходов государственных.

Незавершённый толковый словарь (до слова «Ключник») «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской» (1744-1746 гг.) охватывает широкий спектр понятий: географические названия, военное дело и флот, административно-управленческая система, религиозные вопросы и церковь, наука и образование, народы России, законодательство и суд, классы и сословия, торговля и средства производства, промышленность, строительное дело и архитектура, деньги и денежное обращение. Впервые опубликован в 1793 г. (М.: Горное училище, 1793. Ч. 1—3).

Историческое значение работ

Василия Татищева по праву именуют одним из отцов российской исторической науки, он - автор первой "Истории Российской с древнейших времен", являющегося одним из самых значительных трудов за всё время существования российской историографии.

«Историю Российскую» Татищева использовали как основу для своих произведений , И.Н. Болтин и др. Благодаря Татищеву до нас дошли такие исторические источники, как «Русская Правда», Судебник 1550г., «Степенная книга». Они были опубликованы после смерти Татищева благодаря усилиям Миллера. Своими изысканиями Татищев положил начало становлению исторической географии, этнографии, картографии и ряда других вспомогательных исторических дисциплин. В ходе научной и практической деятельности Татищев все глубже осознавал необходимость исторических знаний для развития России и стремился убедить в этом «власть имущих». По мнению Н.Л. Рубинштейна, «История Российская» В.Н. Татищева «подвела итог предшествующему периоду русской историографии... на целое столетие вперед».

  • Кузьмин А.Г. Татищев. М., 1987.
  • Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941.
  • Сидоренко О.В. Историография IX- нач. XX вв. Отечественной истории. Владивосток, 2004.
  • Шакинко И. М. В. Н. Татищев. - М.: Мысль, 1987.
  • Юхт А. И. Государственная деятельность В. Н. Татищева в 20-х-начале 30-х годов XVIII в / Отв. ред. докт. ист. наук А. А. Преображенский.. - М.: Наука, 1985.
  • Василия Никитича Татищева.

    2.3. Исторические труды В.Н. Татищева

    В XVIII в. в европейской науке произошли заметные сдвиги в развитии философии и

    истории. В работах европейских ученых Д. Локка, Л. Гоббса, С. Пуфендорфа, X. Вольфа и

    других широкое распространение получили теории «естественного права» и «общественного

    договора». Постепенно они начинают проникать в Россию. В первой половине XVIII

    столетия в российской исторической науке наметился отход от провиденционализма.

    Очевидным стало стремление объяснять произошедшие события, анализируя их

    причинность. Рационалистический подход к истории становится основным. Исторические

    факты и события начинают рассматриваться через призму человеческой деятельности, да и

    сам ход истории истолковывается с точки зрения человеческого разума. Это не всегда

    удавалось, но желание первых русских исследователей объективно оцепить ситуацию

    очевидно. К историческим знаниям и исторической науке формируется устойчивый интерес.

    Качественно новый этап превращения исторических знаний в науку связывают с именем

    Василия Никитича Татищева.

    В.Н. Татищев был многогранен в своей жизнедеятельности. Он не был

    профессиональным историком, но ему были близки этнографические и археологические

    сюжеты. Татищев обладал глубокими познаниями в географии и горном деле. Его называли

    математиком, естествоиспытателем, лингвистом, юристом. Просвещенный деятель и

    талантливый администратор, свой главный след в отечественной культуре он оставил,

    однако, благодаря историческим и публицистическим трудам. Татищев происходил из

    захудалого рода смоленских дворян, но он получил хорошее домашнее образование и в 1704

    г. поступил на военную службу. Развивая умения и таланты, в ходе своей деятельности

    Татищев был замечен Я. Брюсом, генерал-фейцмейхером, а в дальнейшем президентом Берг

    и Мануфактур коллегий. Татищев участвовал в сражениях во время Северной войны, был

    ранен под Полтавой. Сам Петр I поздравил его «быть раненным за Отечество». В ходе

    военной кампании, по поручению Брюса, Татищев совершил ряд поездок за границу, где не

    только выполнял приказы царя, но и повышал свое образование.

    В 1720-1721 гг. и 1734-1737 гг. Татищев возглавлял горнозаводскую промышленность

    Урала. В регионе он развернул свою деятельность по строительству школ и библиотек,

    которые после его смерти просуществовали без коренных изменений 158 лет.

    После смерти Петра I Татищев оставался сторонником самодержавной власти, с

    которой связывал силу и могущество России. В 1730г. он принял активное участие в

    отражении попыток «верховников» (членов Верховного тайного совета) ограничить власть

    новой императрицы Анны Ивановны. Несколько лет Татищев был губернатором Астрахани,

    где занимался решением экономических и национальных вопросов, после чего переехал в

    свое родовое имение Болдино под Москвой. Здесь он продолжил свои научные изыскания и

    провел последние годы жизни.

    Основы мировоззренческой концепции

    Исторические воззрения Татищева проникнуты идеями рационализма и практицизма.

    Он стремился убедить как представителей власти, так и отдельных лиц в необходимости и

    пользе исторических знаний. Сам он объяснял понятие «история» как «слово греческое, то

    самое значит, что у нас деи или деяния». При этом он впервые делает попытку объяснить

    причины происходивших событий, подчеркивая, что «ничто само собою без причины и

    внешнего действа приключиться не может», тем самым указывая на существующие

    закономерности в развитии народов. В «Предъизвесчении» (предисловии) к «Истории

    Российской» Татищев упоминал имя X. Вольфа как человека, на идеи которого он опирался

    при написании своего труда. В «Истории Российской» он писал о необходимости знания

    истории представителями различных профессий. Она нужна богослову, юристу, медику,

    политику, военачальнику и др., так как всем им необходимо «древнее знание» по своим

    специальностям. Нравственная роль истории заключается в том, что она свидетельствует

    «как добродетель постоянно вознаграждалась, порок наказывался». Этим утверждением

    Татищев указывал, что знание истории нужно, прежде всего, для понимания и осознания

    будущего.

    История человечества есть ни что иное, как развитие человеческого разума -

    «всемирного умопросвесчения». Исходя из этого, Татищев выделил три ступени в развитии

    человечества. В 1733г. свои взгляды Татищев обстоятельно изложил в философском

    произведении «Разговор двух приятелей о пользе наук и учили», где обосновал свое видение

    истории человечества и становление процесса научного знания. Татищев сравнивал развитие

    человечества с развитием человека: «како разделяете состояние всего мира на станы

    младенческий, юношеский и протчее». В разных формах такое представление будет

    распространено в науке вплоть до XX в. У Татищева же оно имеет определенное

    своеобразие, навеянное духом Просвещения. Более краткую характеристику каждого этапа

    Татищев привел в «Предъизвесчении» к «Истории Российской».

    Первый шаг к «всемирному умопросвесчению» - это есть «обретение букв,

    этап Татищев определяет как младенчество. Эпоха младенчества - это время до

    письменное, когда люди жили по естественному закону. В этот период истории они как

    «...младенец без речения другим и ближним себе своего мнения и желания изобразить и...

    разуметь, ниже... в памяти для предбудущей пользы сохранить может...». Тогда все

    держалось одной только памятью. Но она не у всех была одинаково «твердая и со временем

    считал, что младенчество начиналось в условиях непосредственного общения с Богом. И

    хотя Бог заботился о тех, кто живет на земле, сам человек не становился от этого лучше, так

    как не было письменности, и из-за ее отсутствия «...мало им такое наставление помогало и

    большая часть ослепяся буйством, в невежество суеверия впали, сквернодейства и

    свирепости, яко же протчие самим вредителъные обстоятельства и поступки за благополучие

    и пользу почитали».

    Юность, второй этап в развитии человечества, связывалась у Татищева с пришествием

    Христа. Дохристианский мир погряз в «мерзости» языческого кумирослужения. Учение же

    Христа принесло с собой не только душевное спасение, но и прежде всего благодаря этому

    «все науки стали возрастать и умножаться, идолопоклонничество и суеверие исчезать». Но на этом этапе развития можно увидеть препятствие в распространении знаний, причиной

    которого становится церковь, устраивавшая гонения на науку, мешая в распространении

    знаний посредством сжигания рукописных книг.

    «Мужеский стан» является третьей ступенью развития. Свое начало она берет с

    «обретения теснения книг», так как книгопечатание открыло миру свет на многие вещи и

    принесло человечеству огромную пользу. Ученый, рассматривая этот этап, стремился в

    дальнейших своих изысканиях уделить должное внимание положению дел в России. И в

    связи с этим отмечал, что сейчас из-за отсутствия в России вольного книгопечатания и

    вольного «книгопродавства» «...наукам нуждным распространяться не возможно, и из

    древних, полезных нам письменные книги распродадут, что оных впредь знать не будут».

    У Татищева сложился «прямолинейный» вариант концепции поступательного

    «восходящего» хода истории. Сам прогресс он связывал с развитием научных знаний и

    представлений, а не с развитием социально-экономических отношений. Решающим

    критерием в данной периодизации служило идейное развитие общества, истории и его

    культуры.

    В предложенной Татищевым классификации наук история была отнесена к

    «полезным» вместе с письмом, грамотой, красноречием, греческой риторикой,

    иностранными языками, математикой, геометрией, механикой, оптикой.

    Развивая идеи о «естественном праве» и «общественном договоре», Татищев строит

    свое учение о государстве и политическом устройстве общества. Основой общественного

    строя является естественный закон, заложенный самой природой человека. Сам человек

    «недостаточен», поэтому ему необходимо «сообчество». Таким сообществом первоначально

    будет семья. По мере развития отношений семья перерастает сначала в род, затем в род с

    усложненной структурой, город-государство и монархическое государство. Татищев

    предложил классификацию форм правления, существовавших в мировой истории. Он

    выделил монархию - правление «...единовластное, как то Россия, Франция, Дания,

    Гишпания и прочие... единым государем правится». Другая форма правления - это

    «аристократия, или избранными неколиками персонами, как видим веницианское

    правление». Следующая форма - «демократия, или общенародное, когда общества... от себя

    выбирая, определяют, как то Галандия, Швейцария и многие малые республики». Выбор

    формы правления, по мнению Татищева, определяется географическими факторами. В

    основе лежит территория, естественная ее защита (например, островное положение

    государства, защита в виде гор), соседи. «Великие же и от соседей небезопасные

    государства, без самовластного государя быть и в целости сохраниться не могут» - так

    Татищев обосновывал изначальное становление монархии в России. Он прослеживал

    формирование и развитие единодержавия на различных исторических примерах, следуя

    хронологии событий. Исследователь констатирует, что как только «сделалась аристократия»,

    то «государство... в такое бессилие» пришло. При сильном же правителе (например,

    Владимире I) Русь «в славе, чести и богатстве непристанно процветала и в силе

    умножилась». Для большей убедительности своих доводов Татищев приводил примеры из

    мировой истории. Ассирия, Египет, Персия, Рим и другие государства были прочны до тех

    пор, пока сильной являлась власть монарха. В России, по мнению Татищева, наиболее

    приемлемой формой правления являлась монархия, так как в родном отечестве он «видит и

    низкий уровень просвещения, и сепаратизм отдельных областей, преодолеть который в

    состоянии только сильная центральная власть», видевшаяся ему «в форме единовластия».

    Сам Татищев принимал активное участие в событиях 1730 г., где выступил в стане

    «мятежников», но позднее под давлением «монархистов» принял их сторону. При Елизавете

    Петровне им была написана повествующая о недавних событиях записка «Произвольное и

    согласное рассуждение... о правлении государственном», в которой Татищев, подчеркивая

    преимущества единодержавия, выдвигал предложения конституционного характера. Он

    предусматривал создание «Внешнего правления», состоящего из 21 человека, и «другого правительства», включавшего 100 человек, как прообраз парламента для занятий «делами

    внутренней экономики».

    Татищев понимал необходимость использования и опоры на опыт и произведения

    предшественников. В своей работе он активно использовал материалы и дела «российских

    древних государей и народов касающиеся», находившиеся в российских архивах и

    библиотеках других государств. Из произведений иностранных авторов Татищев широко

    использовал материалы «Кромерова о Польше, Гельмольднева и Арнольдовна о славянах,

    Плиниева География, Кирхеровы примечания о татарской хронологии» и др.

    Хотя первое место Татищев отводит изучению отечественной истории, он отмечал,

    что знание иностранной истории необходимо. Во-первых, потому, что иначе «своя не будет

    ясна и достаточна». Во-вторых, знания «о других государствах, в каком состоянии

    находятся, с кем в какую перемену пришло и в каком состоянии находятся, с кем когда

    прение или войну о чем имели, какие договора о чем поставлено и утверждено» важны как

    для правителя, так и каждого образованного человека.

    Исторические источники

    Татищев подробно описал различные исторические источники, которые он собирал во

    время своих поездок за границей и по России. Он не только констатировал факт

    существования того или иного манускрипта, но и описывал местонахождение списка, время

    и место приобретения и хранения. Исследователь также разграничивал найденные и

    используемые в работе исторические источники по их профилю и назначению, выделял

    внешние; признаки материала: стиль и язык написания, что помогло ему датировать время

    появления источника.

    Ученый переписывал, систематизировал материал, который тщательно собирал во

    время всех своих поездок и выполнения служебных поручений. Все исторические источники

    Татищев распределил на 4 категории «по верности сказанного», т.е. по степени их

    соотечественник, хорошо знающий язык, а не иностранец.

    Работая над «Историей Российской»; Татищев столкнулся с трудностями, одной из

    которых был сбор исторических источников. Он неоднократно выступал с предложением в

    АН (Академии Наук) приступить к собиранию рукописных источников и сообщал по этому

    поводу библиотекарю-Академии наук И.Д. Щумахеру: «мое предложение о собрании

    манускриптов не бесполезно, быть может, и чем ранее оное начнется, тем более собрать

    можно», так как «за продолжением времени многое нечаянно гниет, которого после сыскать

    не можно». Татищев также высказывал мысль о том, что успешное исследование истории

    России невозможно без широкого издания исторических источников. Татищев подготовил

    проект публикации некоторых исторических памятников, о котором он сообщил И.Д.

    русских есче не печатано и для того можно сие за первую часть почесть... II часть может

    духовные великих князей зделать, в III некоторые старинные грамоты, в IV соборы, бывшие

    Татищеву постоянно требовались новые источники для написания своих

    произведений. В этом же письме Татищев указывает на необходимость прислать ему старый

    киевский летописец «имянуемого Феодосиева», описания шведских авторов, «яко Руфбека и

    Шифера», финские «гистории на латинском и шведских языках». Упоминая о бунте 1682 г.,

    ученый отмечал, что в его распоряжении находятся два произведения об этом событии -

    графа Матвеева и старца Медведева. При этом ученый подчеркивает информационную

    значимость работы последнего, так как в «оной все надлежащие документы собраны».

    Татищев собирал и хранил у себя рукописи, необходимые ему для работы. Это и

    «История Курбского о Казанском походе...; Попова, архимандрита Троицкого монастыря, от

    царствования царя Иоанна II до царя Алексея Михайловича; О Пожарском и Минине, о польских временах...; Сибирская история...; Истории, написанные по-татарски» и др. Многие

    источники имелись у ученого не в единственном экземпляре и варианте (в частности,

    история о казанском походе наличествовала у Татищева не только под авторством А.

    Курбского, но и как произведение неизвестного автора). Татищев не копировал и

    переписывал древние источники, а стремился к их критическому осмыслению. Многие

    документы, используемые Татищевым в работе над «Историей Российской», не дошли до

    последующих поколений ученых и, скорее всего, навсегда утеряны для науки. Уже в XIX в.

    возникает дискуссия по поводу так называемых «татищевских известий». Ставилось под

    сомнение определение Татищева как историка па том основании, что он использовал

    источники, до нас недошедшие. Его работа в этом случае признавалась очередным

    недостоверные сведения. Отсутствие сведений и материалов, подтверждающих правоту и

    преднамеренная компиляция.

    Начиная с А. Шлецера историки, среди которых был и Н.М. Карамзин, обвиняли

    достоверность его сведений не одно и то же. В настоящее время дискуссия по поводу

    «татищевских известий» продолжается, но при любой точке зрения «Историю Российскую»

    необходимо рассматривать как важный исторический труд, не забывая о критическом

    подходе к нему, как, впрочем, и к любому другому историческому произведению.

    В своем исследовании Татищев производил тщательный критический отбор

    материала, в том числе и летописного. Поэтому мы связываем с его именем важный опыт

    критического анализа источников. Татищев обратил особое внимание на русское

    летописание, сам занимался поиском и перепиской летописей. В 1735 г. И.Д. Шумахер

    получил от него Новгородскую летопись, которую обещал напечатать. Летопись

    представляла для Татищева большой научный интерес, так как позволила ему заполнить

    «многие места в истории», «родословия князей» и «хронологии», высказать предположение,

    что в Древней Руси не существовало единой системы при составлении летописных известий.

    Каждый князь отдельной земли, каждый монастырь вел свой собственный летописный свод,

    с наиболее выгодной для себя позиции. Татищев использовал недошедшие до нас

    летописные материалы, например Раскольничий летописец, а также летописец Южной Руси

    Галицинский манускрипт. Тем самым ученый указывал на существование не только

    центрального, но и местного летописания. Татищев черпал сведения в архивах Казани,

    Астрахани, Сибири. Многие документы находились в библиотеках частных лиц, и доступ к

    ним для Татищева не всегда был открыт. Сам Василий Никитич в «Предъизвесчении»

    сетовал на то, что не может сослаться в своей работе на источники, «кроме находясчихся в

    постоянном государственном книгохранилище и монастырях». Ученый использовал гораздо

    более широкий круг источников, чем его предшественники.

    Отдельные главы его произведения повествуют об Иоакимовской летописи - «О

    истории Иоакима епископа Новгородского» (глава 4), «Несторе и его летопися». Так

    Татищев не только сохранил описание Иоакимовской летописи, но и дал ей критическую

    оценку, в частности отмечал «сходство ее с польскими авторам».

    Татищев обработал произведения иностранных авторов, содержащих сведения по

    русской истории: «Для изъяснения русской истории... потребно паче всех польские и

    древние шведские гистории». Изучая произведения зарубежных авторов, Татищев

    неоднократно сталкивался с проблемой переводов. Сам он сетует в письме, направленном в

    иностранные истории «на таких языках писаны, которых не всяк руской разумеет». Для

    этого Татищеву требуются переводчики, которых «...при Академиии... на то способнейших...

    не оскудевает».

    В иностранных источниках много «недоразумений» по российской истории. Об этом

    он писал К.Г. Разумовскому в 1747 г.: «Ноне я, получа из Немецкой земли новоизданные книги исторические, в которых много касается России, желая из оных нечто к сочиняемой

    мной истории почерпнуть, но, читая с великою досадою, великие неточности нахожу, а паче

    клеветы бесстыдные горечь наносят». Ученый выявил «многие лжи и злобные поношения и

    клеветы» и «колико возможно оные неправности обличить и темности изъяснить».

    «Европейские историки о многих древностях правильно знают», но «сказать бес читания

    наших не могут», - в этом Татищев был убежден. К созданию «Истории Российской» его

    подтолкнуло не только «написание географии», но и иностранное «невежество» и

    «незнание».

    Татищев обратил внимание на такие исторические источники, как «древние

    церковные истории». Интерес к церковной литературе объясняется тем, что, находясь на

    Урале в качестве начальника горнозаводской промышленности региона, он наблюдал

    распространение учения «старо или паче пустоверцев». Для этого как раз и необходимо

    издание «древних церковных гисторий», которых «большей части на руском языке нет, а

    некоторые переведены, да или не совсем исправно, или темно и невразумительно».

    М.Н. Тихомиров в своей классификации исторических источников, используемых

    Татищевым в работе, выделял летописи, древние сказания, сочинения различных

    исторических деятелей, биографии, а также «браки и коронования».

    «История Российская»

    В 1719 г. Петр I специальным объявлением в Сенате «определил» Татищева к

    «землемерию всего государства и сочинению обстоятельной российской географии с ланд

    картами». Приступив к изучению географической науки, Василий Никитич пришел к

    выводу, что «нельзя написать географию России без знания ее истории». Работа по

    написанию труда по родной истории с начала 1720-х гг. становится главным делом жизни.

    Итогом явилась «История Российская».

    В послании к К.Г. Разумовскому (президенту Академии наук в 1746-1765 гг.) от 24

    августа 1746 г. ученый писал: «...я чрез 25 лет трудяся о собрании весьма всем нужной и

    полезной обстоятельной русской истории», В более раннем письме к И.И. Неплюеву от 31

    декабря 1743 г. Татищев отмечал, что «...о сочинении обстоятельной древней истории и

    географии чрез 23 года... тружуся».

    Взявшись за написание труда, Татищев ставит перед собой несколько задач. Во-

    первых, выявить, собрать и систематизировать материал и изложить в соответствии с

    летописным текстом. Во-вторых, объяснить смысл собранного материала и установить

    причинную связь событий, сопоставить русскую историю с западной, византийской и

    восточной.

    Работа Татищева по написанию «Истории Российской» шла довольно медленно.

    Приступив к изучению и сбору материалов в 1721 г., ученый в ноябре 1739г. представил в

    АН «Предъизвесчение гисторий руской», написанное на древнем наречии.

    Прибыв в 1739 г. в Санкт-Петербург, Татищев многим показывал свою «Историю

    Российскую», «требуя к тому помосчи и разсуждения, дабы мог что пополнить, а невнятное

    изъяснить». Работа Татищева не встретила одобрения. Сопротивление оказали духовенство и

    иностранные ученые. Концепция ученого и для тех и для других была неприемлемой. И, как

    он с горечью отмечал в своем «Предъизвесчении», «явились некоторые с тяжким

    порицанием, якобы я в оной православную веру и закон... опровергал». «Порицания» в адрес

    ученого вызывало толкование сюжетов из истории церкви. Его обвиняли в вольнодумстве.

    Тогда Татищев отправил свою «Историю Российскую» новгородскому архиепископу

    Амвросию, прося его «о прочитании и поправлении». Архиепископ не нашел в работе

    Татищева «ничего истине противнаго», однако просил его сократить спорные моменты: «... о

    апостоле Андрее, о владимирском образе Пресвятыя Богородицы, делах и суде Константина

    митрополита, о монастырях и училисчах, о новгородском чуде от образа Богородицы

    знамениа». Обескураженный нападками со стороны церкви и не чувствуя поддержки со

    стороны АН, Татищев не решился протестовать открыто. Не только поднятые им вопросы церковной истории послужили поводом для отторжения труда, но и главенство в АН

    иностранных ученых, преимущественно немцев по происхождению.

    «Предъизвесчение» Татищева является не только предисловием к его «Истории

    Российской», но и изложением важнейших мировоззренческих основ. Он предложил свою

    периодизацию истории Отечества. Первый период охватывает события с 862 по 1238 г. и

    посвящен описанию деятельности русских князей. Время с 1238 по 1462 г. является вторым

    периодом. Следующий описываемый этап в истории - это 1462-1577 гг. так и остался

    незакопченным в изложении Татищева.

    «История Российская» Татищева состоит из 5 книг, которые включают в себя 4 части.

    Первая книга Татищевым разделена на две части. Первая часть целиком посвящена

    характеристике и истории различных пародов, населявших Восточно-Европейскую равнину

    в древности. В отдельных главах он говорит о «сорматах, скифах, гетах, готах, болгорах,

    торках, половцах, печенегах, уграх, обрах, роксоланах» и др. В этой части содержится

    информация о становлении представлений у разных народов. Разные представления о

    течении времени, продолжительности и начале года вызывали расхождения, по мнению

    Татищева, в русских «манускриптах», когда «одно дело в разных годах положено». Он

    учитывал возможность серьезных разногласий в датировке событий.

    Вторая часть книги посвящена древней истории Руси. Ее рамки охватывают 860-1238

    гг. Особое внимание в ней уделено вопросу о роли варяжского влияния на развитие и

    становление древнерусского государства. В 17 главе «Из книг северных писателей,

    сочиненное Сигфридом Беером» дан пересказ статьи Г.З. Байера, напечатанный в научном

    сборнике «Комментарии Санкт-Петербургской Академии наук», издававшемся АН. Вопрос о

    варягах явился одним из наиболее спорных у Татищева. Норманнистские взгляды Байера

    находились в противоречии с татищевской точкой зрения. По мнению Байера, государство

    славянам было принесено Рюриком и его товарищами, которые его и создали. Вследствие

    этого уровень развития славян был гораздо ниже, чем у варягов, выходцев из Пруссии. Сам

    Татищев в главе 31 «Варяги, какой народ и где был» (первой части) рассматривал возможное

    историки нередко упоминают». Татищев подчеркивал факт долгого правления варяжской

    династии «от 862 года по 1607 год». Он не подвергает сомнению существование Рюрика и

    считает его родоначальником русских князей. Сомнение у ученого вызывали известия,

    указывающие на место обитания этого народа. Сравнивая различные летописные сведения, а

    также апеллируя к мнениям иностранных исследователей, Татищев приходит к выводу о

    том, что «пришествие их является из Финляндии», а значит, начало они свое берут «от

    королей или князей финляндских».

    Отмечал Татищев и то, что в русских хрониках и летописях отсутствуют указания на

    происхождение рода Рюриков «от прусов и царей римских». Известия о происхождении

    русских князей «от цесаря Августа произшествие» он почитал за «скаску», так как у Августа

    после смерти не осталось ни одного наследника, так же как и у его брата. Приводимые

    Татищевым факты в защиту финского происхождения Рюрика сводятся к следующему: во-

    первых, у финнов, как и руссов, «видный цвет волос их... рыжих». Во-вторых, при древнем

    финском городе Абове (вероятно Татищев имеет ввиду город Або).есть место под названием

    «Русская гора, где... издавна жили руссы». В качестве аргумента финского происхождения

    варягов Татищев рассматривает этимологию их имени. Сами шведы трактовали название

    варяг как «варг», т.е. «волк». В то время именно так называли разбойников, которые

    пиратствовали на море. Это наименование было «не сусчественное Швеции», но могло

    принадлежать и финнам, так как «разбойников волками едва не всюду» звали. Хотя Татищев

    уделял внимание «варяжскому вопросу», но их роль в становлении древнерусского

    государства считал незначительной, отводя им около 40 страниц. Татищев критически

    отнесся к различным версиям о происхождении Рюрика и высказывал свою точку зрения.

    Стоит отметить и то, что Татищев пытался объяснить ошибки Байера тем, что ему «русского

    языка, следственно руской истории, недоставало», а также тем, что он использовал при написании статьи «неисправной» «Степенной книги» (литературный исторический источник

    второй половины XVI в.), которую «переводивший ему не умел порядочно изъяснить».

    Татищев подчеркивал «пристрастность» Байера, который выводил начало рода Рюрика из

    Татищева интересовала проблема происхождения славян и их имени. В 33 главе

    первой части «Славяне от чего, где и когда названы» он приводит различные точки зрения из

    Степенной новгородской книги, сведения иностранных «писателей», «польских авторов».

    Суть представленных мнений сводилась к выведению происхождения славян от различных

    библейских персонажей, таких, как Афет, Скиф, Мосох. Но Татищев очень осторожно

    подходил к вопросу выведения названий народов подобным образом, так как это не всегда

    согласовывалось с дальнейшими дошедшими до него источниками. Словесное толкование

    названия привело Татищева к выводу, что предками славян являлись греческие амазонки. Он

    полагал, что имя славян имеет греческое происхождение и звучит как «алазоны» и в

    переводе означает «блестящие» или «славные». Но постепенно их название изменилось на

    «амазонки».

    Во второй, третьей и четвертой частях «Истории Российской» Татищев ведет свое

    повествование в хронологическом порядке. Наиболее законченный вид имеет вторая часть

    произведения. Дело в том, что Татищев не только написал ее на древнем наречии, но и

    переложил на современный ему язык. Это, к сожалению, не было сделано с последующим

    материалом. Данная часть знаменательна еще и тем, что в дополнении I к ней Татищев

    составил примечания, где дает комментарии к тексту, которые составляют приблизительно

    пятую часть написанного. Татищев так и не довел четвертую часть своего произведения до

    запланированных временных рамок (1613 г.), закончив повествование 1577 г. Хотя в личном

    архиве Татищева были обнаружены материалы о более поздних событиях, например о

    царствовании Федора Иоановича, Василия Иоановича Шуйского, Алексея Михайловича и

    Работая над «Историей Российской» Татищев понимал, что «неудобно в древней

    истории все одному изследовать». Поэтому он обратился за помощью к П.И. Рычкову,

    видному историку, географу, экономисту того времени. Ученый послал ему «из первой

    части... истории главу 18» и просил «оную разсмотря погрешности исправить, недостатки

    дополнить и колико заблагоразсудите, яснейшею и полнейшую зделав, ко мне прислать...».

    Глава «о татарах» была отправлена Рычкову не случайно, так как в это время он являлся

    асессором оренбургской канцелярии и, так же как и Татищев, собирал материал о живущих

    на территории края народах. Ко всему прочему, Татищев полагал, что Рычкову «большему о

    том известно». Рычков отнесся с большим интересом к работе Василия Никитича.

    Уединившись в своем имении Болдино после многочисленных скитаний и ссылок,

    Татищев продолжает целеустремленно работать над написанием «Истории Российской». К

    концу 1740-х гг. относится решение Татищева начать переговоры с АН об издании своего

    произведения. Большинство членов Петербургской АН было настроено благожелательно.

    Это объясняется изменением общей ситуации в стране. К власти пришла Елизавета

    Петровна. Национальная наука в ее лице обрела государственную поддержку.

    Историческое значение работ Татищева

    В «Истории Российской» Татищев делает упор на политическую историю

    государства, а социально-экономические и культурные факторы остаются за рамками

    исследования. Развитие истории у Татищева связано с деятельностью конкретных

    исторических личностей (князей, царей). В описываемый период времени подобный подход

    был характерен не только для русских исследователей, но и для европейской науки в целом.

    Хотя Татищев и стремился установить причинно-следственную связь событий, но она

    сводилась к описанию тех или иных исторических личностей, а, следовательно, к их воле.

    Это делает произведение одним из наиболее значимых в становлении исторической науки в

    России в первой половине XVIII столетия. Мы наблюдаем прагматический подход в изложении материала. С точки зрения рационалиста и прагматиста Татищев являлся

    родоначальником исторической науки в России. «Историю Российскую» Татищева

    использовали как основу для своих произведений М.В. Ломоносов, Г.Ф. Миллер, И.Н.

    Болтин и др.

    Благодаря Татищеву до нас дошли такие исторические источники, как «Русская

    Правда», Судебник 1550г., «Степенная книга». Они были опубликованы после смерти

    Татищева благодаря усилиям Миллера.

    Своими изысканиями Татищев положил начало становлению исторической

    географии, этнографии, картографии и ряда других вспомогательных исторических

    дисциплин. В ходе научной и практической деятельности Татищев все глубже осознавал

    необходимость исторических знаний для развития России и стремился убедить в этом

    «власть имущих». По мнению Н.Л. Рубинштейна, «История Российская» В.Н. Татищева

    «подвела итог предшествующему периоду русской историографии... на целое столетие

    Василий Никитич Татищев родился 19 (29 по нов. стилю) апреля 1686 года в поместье своего отца, Никиты Алексеевича Татищева, в Псковском уезде.

    Окончил Московскую артиллерийско-инженерную школу под руководством президента Берг- и мануфактур-коллегии Брюса, где проявил склонность к математике, географии, горному делу.

    С 18 лет, с 1704 по 1717 гг., принимал участие в Северной войне со шведами, участвовал во взятии Нарвы (1705 г.) и в Полтавской битве, выполнял различные военно-дипломатические поручения Петра I. Бывая за границей, Татищев закупал большое количество книг по всем областям знаний и привозил их в Россию.

    9 марта 1720 г. Петр I дает капитану-поручику артиллерии В.Н. Татищеву указ за подписью членов Берг-коллегии, в котором ему было велено ехать в Сибирь для строительства новых заводов и поиска полезных ископаемых. Осмотрев берега Камы, Татищев нашел место около деревни Егошихи удобным для строительства медеплавильного завода. Хотя Татищев пробыл здесь всего несколько месяцев, его по праву можно назвать родоначальником Егошихинского завода и поселка – предшественника города Перми. Здесь он сделал некоторые распоряжения относительно построек, сам снял план местности и составил проект укреплений при Егошихинском заводе, ездил осматривать рудники. Большое значение Егошихинскому заводу придавало то, что здесь находилось Пермское горное начальство (Берг-амт), заведовавшее казенными Пермскими заводами и многими окрестными частными заводами.

    В то время один из старейших заводов на Урале – Невьянский – находился в руках Демидова. Он переманивал к себе лучших мастеров и рабочих с казенных заводов, не платил никаких налогов, самовольно рубил лес. Это не могло понравиться Татищеву, который считал, что у казенных заводов должны быть преимущества перед частными. Должность управляющего Уральскими казенными заводами давала Татищеву право вмешиваться в дела частных заводов, чем он нередко пользовался. Это, в свою очередь вызвало недовольство Демидова, который подал на Татищева жалобу Петру I. Император поручил Вильгельму де Геннину произвести следствие. Несмотря на то, что де Геннин рассудил дело в пользу Татищева, в 1722 г. Василия Никитича отзывают в Москву, вместо него управляющим Уральскими казенными заводами был назначен генерал-майор от артиллерии Вильгельм де Геннин, одобривший почти все проекты Татищева по постройке новых заводов.

    В 1724 г. В.Н. Татищев, произведенный в чин полковника от артиллерии, командируется в Швецию для изучения горного дела и приглашения ученых в задуманную Петром I Академию наук. При Екатерине I и в последующее царствование Татищев занимает скромное место члена монетной конторы и выдвигается на политическом поприще при воцарении Анны Иоанновны.

    С 1734 по 1737 гг. жизнь Татищева вновь связана с Уралом, он назначается начальником Уральских горных заводов. За время, проведенное Татищевым на Урале в этой должности, им было построено 40 новых заводов (в том числе Висимский медеплавильный, Екатеринбургский, Верх-Исетский, Кушвинский, Мотовилихинский медеплавильный и др.) и намечены места для строительства еще 36 заводов, построенных позднее. Открытые Татищевым при заводах словесные и арифметические школы были основными поставщиками кадров для горнозаводской промышленности Западного Урала. В этих школах обучали горному и заводскому делу, механике, латинскому и немецкому языкам. Лучших учеников Татищев отправлял для обучения в Академию наук.

    Огромной заслугой Татищева была проделанная им работа по поиску месторождений полезных ископаемых. В Екатеринбурге он создал единый центр управления горнозаводской промышленностью на территории Прикамья, Урала, Сибири до горного Алтая. В.Н. Татищев первым на Урале составил инструкцию по охране лесов и требовал ее неукоснительного исполнения. Он первым в начале XVIII века объяснил карстовые явления, указал на происхождение каменного угля из древесных пород, пояснил на примере Кунгурской ледяной пещеры деятельность подземных вод. К сожалению, его научные труды по горнозаводскому делу, метеорологии, геологии не сохранились. Татищев собрал большую коллекцию минералов, окаменелостей, растений, скелетов животных и рыб, положив начало созданию музеев при Академии наук.

    Несмотря на желание Татищева жить в мире с частными владельцами заводов, в Петербург вновь пошли жалобы на него от главных заводчиков – Строгановых и Демидова. Строгановы жаловались, что Татищев заставляет прокладывать дорогу, в которой нет никакой надобности, потому что «летом ездят водою, а зимой – по льду». Демидов жаловался, что Татищев берет у него даром материал для казенных построек, берет на казенные заводы его мастеров и рабочих. Сам Татищев считал, что причиной его отставки с должности начальника Уральских горных заводов, было желание Бирона завладеть доходом, которые казна получала от Горных заводов. Бирон уничтожил Берг-коллегию и предоставил барону Шембергу полную власть над всеми горными делами. Вследствие этого положение Татищева стало еще более шатким, учитывая его натянутые отношения с Никитой Демидовым и Строгановыми.

    В 1737 г. Татищев в чине тайного советника переведен в Оренбургскую экспедицию для устройства Башкирского края. В 1740 г. он по указу Бирона был арестован, заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к лишению чинов. Его обвиняли в «нападках и взятках», неисполнительности и т.п. В этот тяжелый для него период Татищев пишет свое «Предсмертное увещание сыну». Но приговор не привели в исполнение, так как был арестован Бирон. Падение Бирона вновь выдвинуло Татищева – он назначается в Царицын, управлять Астраханской губернией.

    С 1741 по 1745 гг. В.Н. Татищев был Астраханским губернатором. Вот как отзывались о нем современники, знавшие Василия Никитича в этот период его жизни: «Он говорил по-немецки, имел большую библиотеку отличнейших книг, и был в философии, математике, а особенно в истории весьма сведущ. Российскую историю он писал в очень большой книге, которая по его кончине досталась Ивану Черкасову, который передал ее Ломоносову. Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мыслей. Он был очень худ и нездоров, но в делах был весьма основателен и решителен, умел каждому дать полезный совет и помощь, а особенно купечеству, которое он в том крае восстановил».

    На протяжении всей своей жизни, в какой бы должности он ни работал, Татищев не переставал собирать материалы по русской истории. Он постоянно заботился о развитии школ, распространении научных знаний в России, очищении родного языка. Татищев не любил обилия иностранных слов, вошедших в русский язык; он никак не хотел называть новый горный город Екатеринбургом, и всегда подписывал на своих письмах и донесениях «из Екатерининска».

    Граф Брюс, под руководством которого служил Татищев, занимался составлением русской географии; сначала Василий Никитич только помогал Брюсу в этом деле, а потом (в 1719 г.) Петр I поручил ему сочинить «обстоятельную географию с ландкартами». Начав разбираться в этом вопросе, Татищев понял, что «без полной и верной истории нельзя успеть в составлении полной и верной географии – и вот он начинает заниматься русской историей, собирает летописи, делает выписки из немецких и польских исторических книг, потому что сам знает эти два языка; из книг же, написанных на языках ему неизвестных, заставляет переводить все относящееся к России». Татищев говорил, что причиной, побудившей его написать столь объемный труд, было «… желание воздать должное благодарение вечной славы и памяти достойному государю, его императорскому величеству Петру Великому за его высокую ко мне показанную милость, яко же ко славе и чести моего любезного отечества».

    Он создал «Историю Российскую» – обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных русских и иностранных источников, подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 г. с подробными комментариями, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Кроме того, Татищев составил первый русский энциклопедический словарь, занимался составлением географических карт. Некоторые его сочинения – «Лексикон сарматских, эстляндских и финских слов», «Жизнеописания царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича», «Перевод Кирхеровой хронологии татар и калмыков» не сохранились.

    В.Н. Татищев был, безусловно, весьма разносторонней и яркой личностью. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин – юрист, историк, профессор Петербургского университета, организатор высших Бестужевских курсов 1878-1882 гг. высоко оценивал В.Н. Татищева как историка: «Пушкин назвал Ломоносова первым русским университетом; название это в значительной степени может быть применено и к первоначальнику русской исторической науки – Татищеву».

    Профессор Казанского университета Д.А. Корсаков характеризует Татищева следующим образом: «Практичность во всем, и в делах и в воззрениях, полное отсутствие идеализма, мечтательности и глубокое понимание сущности вещей, находчивость, умение всегда ко всему приноровиться, необыкновенно здравое и меткое суждение обо всем и тонкая здравая логика – вот отличительные черты интеллектуального и нравственного образа Татищева… Будучи одушевляем высокими стремлениями общественного служения и умственного подвига на благо ближнему Татищев на практике, в жизни заявил себя самодурством и лихоимством. Достоинства Татищева составляют отличительные черты русского человека вообще; недостатки являются характеристическими чертами времени, в которое жил и действовал Татищев».

    Источники:
    Предсмертное увещание В.Н. Татищева сыну. СПб., 1886. / ФПИ № 257
    Литература:
    В.Н. Берх. Жизнеописание тайного советника Василия Никитича Татищева. / Горный журнал. – СПб. – 1828. – № 1.
    С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т. 19-20. М., 1963. / ФПИ № 12601
    Татищев Василий Никитич, государственный деятель, историк. Ф. р-790. Оп. 1. Д. 3679.
    Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза, И.А. Ефрона, Спб, 1901 / ФПИ № 692