Чтобы поддерживать себя в хорошей форме и совершенствовать свои физические возможности, недостаточно просто выполнять упражнения. Требуется помощь специалиста, который составит программу занятий с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Также специалисты по физической культуре покажут, как правильно выполнять упражнения и будут следить за безопасностью во время занятий. При необходимости тренеры окажут первую помощь. На специальности «физическая культура» готовят тренеров и инструкторов по разным видам спорта. Чтобы стать успешными специалистами, студенты изучают анатомию и физиологию человека, спортивную психологию, спортивный менеджмент, методику преподавания основных видов спорта, биомеханику и биохимию и пр. Специалисты умеют работать с людьми разных возрастов (от детей до пенсионеров). Отдельная специализация – лечебная и восстановительная физкультура, цель которой – профилактика нарушений, реабилитация после болезней и травм. *

* Набор учебных дисциплин и уклон обучения

Советские студенты сдавали нормы ГТО и потом с гордостью носили заветный значок на лацканах пиджаков. А какие нормативы по физкультуре сдают сегодня в вузах? Чтобы это выяснить, мы отправились на пары в Белорусский государственный технологический университет.


Сачковать себе дороже

Спортзалов здесь несколько: в одном юноши играют в волейбол, в другом у девушек аэробика, в третьем занимается группа ЛФК. Видно, что пары по физре студенты не сачкуют. По крайней мере накануне сессии. Ведь прогулы, если их много и без уважительной причины, надо отрабатывать. Без сдачи нормативов зачет не поставят, а значит, и не допустят к экзаменам.

Физкультурой студенты занимаются на протяжении четырех курсов, рассказывает заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, доктор педагогических наук, профессор Николай Филиппов:

– В начале учебного года – легкая атлетика, с наступлением холодов – игровые виды спорта и аэробика в зале, со второго семестра – лыжная подготовка. Потом снова в зал – на баскетбол и аэробику, а с апреля – на стадион. За год обязательно нужно выполнить и нормативы. Бег на длинную и короткую дистанции студенты сдали на стадионе еще по осени. В декабре парни выполняют подтягивание на перекладине, а девушки – поднимание туловища из положения лежа.

Девчонки «пресса» не боятся

Сдать норматив по подниманию туловища из положения лежа на спине будущему экономисту Ольге Пекарь помогает одногруппница Юля Тымчук: фиксирует на полу ноги, согнутые в коленях. На десятку надо сделать 65 раз.

– Время не ограничивают, – чуть отдышавшись, подмечает Оля. – Для меня это не тяжело, за три года натренировалась. Да и в школе физкультуру любила. Для девушки в любом возрасте важно держать себя в форме. А для студентки это хороший способ отвлечься от нагрузок: у нас тяжелая учеба, и спорт дает мозгу отдохнуть.


Диана Савельева качает пресс в паре с Марией Матылевич. Девушки уверены, что справятся на отлично. Впрочем, оценки их не напрягают:

– Сколько баллов получишь за норматив, не так уж важно, потому что оценок по физкультуре не ставят. И на стипендию это никак не влияет, главное – получить зачет. Тем, кто постоянно тренируется, ходит на занятия, «хвосты» по физре не грозят.

Про нормы ГТО, которые некогда сдавали советские студенты, Диана и Мария не слышали. А вот Ольга Пекарь видела золотые значки у родителей:

– Они часто вспоминали, как было круто и почетно их получить, показывали всем с гордостью. Думаю, мне бы тоже удалось сдать прежние нормы. По крайней мере попробовала бы с удовольствием.

Армия впереди, поэтому надо быть сильным

На высокой перекладине Алексей Мякинко запросто подтягивается 20 раз. Для сдачи норматива на отлично хватит и 17, но у будущего инженера-технолога есть спортивный азарт – сделать как можно больше:

– В здоровом теле – здоровый дух. Если заниматься с детства, не пропускать занятий, нормативы не страшны. Подтягивания – моя сильная сторона, слабая – бег на длинную дистанцию. Но и в этом можно быть лучше: по весне начну бегать вдоль набережной. Тем более со второго семестра физкультуры на четвертом курсе уже нет.


Студент 4-го курса факультета лесного хозяйства Стас Голубенко виснет на перекладине и сразу признается, что подтягивается не очень хорошо. Но для зачета девяти раз хватит:

– Подтягивания – точно не мое. Я больше люблю волейбол, футбол, баскетбол. Играю за команду факультета. Считаю, что к нормативам по физре надо относиться философски, получается – хорошо, не получается – ничего страшного. Для студента важны технические навыки в игровых видах спорта. В жизни и работе пригодится умение играть в коман­де. Но то, что физкультура в вузе нужна, это бесспорно. Еще армия впереди, так что любому из нас надо быть сильным.

Преподаватель физкультуры Иосиф Хадасевич ведет занятия у студентов уже более 30 лет. Замечает, что раньше ребята были сильнее и лучше сдавали нормативы:

– Подтягивались точно все. Сейчас на хорошо и отлично выполняют норматив процентов 60. Не знаю, с чем это связано. Возможно, питание, экология были другими.


Профессор Николай Филиппов не согласен:

– Я не считаю, что нынешние студенты слабее предшественников. Десятку сейчас получить сложнее, чем в свое время золотой значок. В Советском Союзе, чтобы разработать нормы ГТО, проводили масштабные научные исследования, тестировали молодежь, смотрели, как она выполняет те или иные упражнения, и уже потом ставили планку. Современные контрольные нормативы по физической подготовке студентов жестче по сравнению с нормами, которые действовали в советское время, и ничем не обоснованы. Например, на десятку сегодня девушке надо поднять туловище 65 раз, а для золотого значка ГТО достаточно было 50 подъемов. Юноше на отлично необходимо подтянуться 17 раз. Это очень много, поэтому и выполняют такой норматив не более десяти процентов студентов. Советская норма ГТО ограничивалась 13 подтягиваниями для тех, кто хотел получить золотой значок. Для серебряного парню достаточно было подтянуться девять раз. С бегом, прыжками – то же самое. Никто и не говорит, что все должны быть отличниками, но нормативы надо сделать адекватными возможностям молодых людей.

Преподаватель физического воспитания (физкультуры) руководит школьниками в играх и спортивных мероприятиях, которые направлены на развитие их физического здоровья и способностей. Инструкторы по физическому воспитанию требуются как в частных, так и государственных школах начального и среднего образования. Учителя физкультуры поощряют учащихся вырабатывать полезные привычки и мотивируют их продолжать физические нагрузки. Как и любой инструктор, учитель физкультуры должен обладать сильными ораторскими и лидерскими навыками, чтобы суметь поддерживать контроль в классе и объяснить учащимся, как выполнять определенные упражнения.

Шаги

Часть 1

Подготовка

    Получите степень бакалавра. Специализация по направлению физическое воспитание рекомендуется, но она не обязательная во всех регионах.

    Получите опыт работы преподавателем. Большинство послевузовских учебных программ требуют от аспирантов минимальное количество часов преподавательской работы.

    • Количество требуемых часов аудиторной работы может зависеть от учебной программы, на которую вы претендуете, так что вам сначала нужно изучить ее.
    • Многие университеты предлагают программы, по которым студенты распределяются в местные классы, чтобы помочь им набраться опыта. Сделайте запрос в своем университете, доступны ли вам такие программы.
  1. Наберитесь спортивного опыта. Если вы хотите участвовать в физическом воспитании, то вам самим необходимо быть «на ты» как с физическим воспитанием, так и с занятиями спортом.

    • Отличным способом получить такой опыт может стать добровольная работа тренером или его ассистентом в местной школе или местной команде.
  2. Пройдите образовательные курсы. Если ваш университет предлагает курсы в области образования, то рекомендуем вам посетить, по крайней мере, несколько таких курсов.

    • Образовательные курсы помогут вам не только определиться с тем, подходит ли вам преподавательская деятельность, но еще и подготовит вас к тем видам работ, которые вам будет необходимо выполнить в ходе последипломного образования.

    Часть 2

    Получение лицензии преподавателя
    1. Обратитесь к программам, дающим право преподавания и/или к магистерским программам. Как только вы получите степень бакалавра, следующим шагом по пути к получению преподавательской лицензии станет участие в последипломной программе.

      Получите часы аудиторной работы. Вам будет необходимо провести определенное количество часов аудиторной работы.

      • Количество этих часов, необходимых для получения лицензии, может быть разным в каждом регионе, так что вам нужно изучить требования в вашем регионе.
    2. Сдайте государственный экзамен на профессиональное соответствие. Кроме участия в образовательной программе и лицензии с правом преподавания, вам будет необходимо сдать государственный экзамен для получения этой самой лицензии.

      • Каждый штат проводит свои собственные экзамены, и процедуры проведения экзаменов также могут различаться, так что снова изучите требования в вашем регионе.
      • Обычно, экзамен на получение права преподавания проверяет качество ваших основных знаний по предмету и оценивает знания в конкретной области.
      • Чтобы узнать больше об экзамене в вашем регионе, проведите поиск в сети по словам «экзамен на право преподавания» вместе с названием вашего региона.
    3. Подайте заявление на получение преподавательской лицензии. Каждый штат ставит свои уникальные требования для получения такой лицензии. Чтобы узнать детали по всем требованиям региона, посетите сайт местного отдела народного образования.

    Часть 3

    Получение работы

      Подготовьте свои документы заявителя. Хотя требования к заявителю могут и различаться в каждой школе, есть те общие документы, которые вам могут потребоваться, включая:

    1. Ищите объявления о работе. После того, как вы получите лицензию преподавателя, вы будете готовы к началу поиска работы. Здесь представлен список некоторых мест, откуда вы можете начать:

      • Проверьте районные управления народного образования. На сайтах большинства таких управлений вы сможете найти списки вакансий, информацию о процессе найма на работу в данном районе, и списки предстоящих ярмарок вакансий.
      • Отправляйтесь на ярмарку вакансий. Ярмарка вакансий предоставляет возможность соискателю встретиться с организацией, предлагающей работу. Когда вы отправляетесь на такую ярмарку, рассматривайте ее как собеседование: оденьтесь соответственно, принесите копии своего резюме и раздайте их как можно большему количеству людей. Собирайте визитные карточки и постарайтесь установить как можно больше контактов. Даты проведения ярмарок вакансий указываются на сайте местного управления народного образования и на сайтах, размещающих вакансии.
      • Пользуйтесь специальными поисковиками, настроенными для поиска работы в образовательной сфере. Они специально разработаны для людей, которые ищут вакансии преподавателя, так что именно здесь вы сможете найти лучшие результаты.
    2. Точно следуйте рабочим инструкциям. Когда вы найдете работу, на которую хотите попасть, внимательно прочитайте приложение и список требований, а затем точно их выполняйте.

      • Убедитесь, что вы обладаете всеми квалификациями и представили в срок все материалы.
      • Ведите тщательный учет тех мест работы, куда вы обращались и полученные от них ответы, чтобы вы не обращались дважды на одно и то же место или не забыли, куда вы обратились, если пришел запрос на собеседование или на получение детальной информации.

Учитель физкультуры и его уроки отличаются от прочих школьных предметов. Ведь физкультурные занятия должны в себе содержать и пользу, и развлечение одновременно.

Профессия учителя в России не является редкой. Ее выбирают как женщины, так и мужчины. Несмотря на это, на рынке труда спрос на специалистов данной отрасли не падает учителя физкультуры, согласно опросам, является довольно востребованной.

Для работы по профессии «учитель физической культуры» выпускнику школы, окончившему 9 или 11 классов, следует поступать в педагогический колледж или педуниверситет на соответствующую специальность, например, «педагогическое образование по профилю «Физическая культура», «педагогическое образование по профилю «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура» и пр. Хотя, если вы окончите педагогический колледж, получите среднее профессиональное образование и решите связать свою жизнь со школой, то вам доверят только учащихся начальных классов и максимум – среднее звено. Потому, скорее всего, все же придется окончить дополнительно вуз для получения высшего образования по той же специальности.

Кого возьмут в физруки

Профессию учителя физической культуры выбирать должны физически здоровые и крепкие юноши или девушки, так как физическая подготовка должна быть у педагога по на высшем уровне. Часто учителями физкультуры становятся юноши и девушки, с детства интересующиеся и занимающиеся спортом.

В обязанности учителя физической культуры входит проведение уроков, ведение документации (заполнение классного журнала, бумажного и электронного), участие в итоговой аттестации, повышение квалификации на соответствующих курсах не реже 1 раза в 5 лет, замещение временно отсутствующих учителей физкультуры и пр.

У данной профессии есть возможности карьерного роста. Учитель физкультуры всегда может проводить занятия в платных кружках и секциях. Существует возможность и вовсе уйти работать в детско-юношескую спортивную школу.

Учитель физкультуры должен обладать навыками сплочения коллектива, ведь класс на его должен превратиться в команду или в две. Кроме того, повышенным чувством ответственности, ведь его предмет обладает высоким уровнем травматизма, потому соблюдение техники безопасности на физкультуре – первостепенная задача.