Поступаем в цирковое училище…

Для большинства из нас цирк - это праздник. Яркие огни, веселая музыка, умные животные, смешливые клоуны… Глядя на то, с какой легкостью жонглеры, акробаты, дрессировщики выполняют трюки, многим невдомек, каких усилий, боли и нервов все это стоит. Однако тем, кого не пугает работа, кто не мыслит своей жизни без арены, надо всерьез подумать о поступлении в цирковое училище.

Люди, имеющие непосредственное отношение к цирковому искусству, говорят, что цирк - это призвание. Недаром так много уже сказано о династиях артистов, о мастерстве, которое передавалось из поколения в поколение, о детях и внуках, выросших за кулисами… Если в вашей семье такого опыта нет, а вы или ваш ребенок страстно желаете приобщиться к цирковому искусству, то для начала стоит уточнить несколько деталей.

В России сегодня существует только одно учебное заведение среднего профессионального образования, чьи выпускники имеют непосредственное отношение к цирку, - Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева. Это старейшее образовательное учреждение Москвы, воспитавшее не одно поколение цирковых и эстрадных профессионалов. Их имена стали нарицательными: М. Румянцев (Карандаш), О. Попов, Л. Енгибаров, А. Марчевский, Г. Хазанов, Е. Шифрин, Ж. Бичевская, Е. Камбурова и многие другие. За годы существования училища из его стен выпущено более пяти тысяч дипломированных специалистов всех жанров циркового и ряда жанров эстрадного искусства. Поступить в ГУЦЭИ всегда считалось очень престижным, поэтому и по сегодняшний день оказаться в числе его студентов достаточно трудно.
С раннего детства
Готовиться к поступлению в цирковое училище многие начинают задолго до подачи документов в приемную комиссию. Нередко ребята занимаются в студиях и на узкоспециализированных курсах уже с пяти лет. Обусловлено это необходимостью частых и систематических физических нагрузок, привыкнуть к которым в подростковом возрасте гораздо сложнее, нежели в раннем детстве. Именно для такого рода занятий при училище было создано подготовительное отделение, где помимо курса для абитуриентов организованы платные детские группы. Там с ребятами занимаются профессиональные высококвалифицированные педагоги. Кроме профильных предметов ученики осваивают актерское мастерство и пластику. Стоимость подготовки - от 800 руб. в месяц. Занятия в таких группах позволяют детям не только начать изучение любого из профилирующих направлений с азов (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр (на руках и проволоке), хореография), но и почувствовать себя причастным к жизни учебного заведения, погрузиться в жизнь цирка целиком, полностью посвятить себя любимому делу.

Будущие артисты эстрады изучают такие предметы, как хореография, мастерство актера, техника речи, степ. Занятия проводят три раза в неделю по всем профилирующим дисциплинам. К преимуществам подготовки при училище относится также то, что дети здесь - не просто ученики, а преподаватель - не просто учитель. Последний отвечает за жизнь и здоровье своих подопечных. Цирковое училище - это опыт, проверенный годами, ответственность, вышколенная тяжелой работой, и профессионализм, основанный на воспитании многих учеников. Однако не всегда все зависит от педагога, и родителям заранее следует подготовиться к тому, что травмы при таких занятиях могут быть очень серьезные. Увы, в связи с высокой нагрузкой при более чем интенсивных занятиях учеба в общеобразовательной школе отступает на второй план, и здесь родителям надо принять достаточно серьезное решение о том, стоит ли ребенку, который не связывает свое будущее с цирком, посвящать ему такое большое количество своего времени. К сожалению, на раннем этапе решение приходится принимать именно родителям - от этого зависит будущее их чада.
Документы
К заявлению о поступлении в Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева прилагают следующие документы:

* шесть фотокарточек 3х4 без головного убора;
* медицинскую справку;
* снимки позвоночника (грудного и поясничного отдела);
* документ о среднем (неполном среднем) образовании в подлиннике;
* справки из туберкулезного и психоневрологического диспансеров о том, что абитуриент не состоит там на учете.

Помимо вышеуказанных документов поступающим необходимо предъявить: паспорт, свидетельство о рождении, приписное свидетельство или военный билет, трудовую книжку или выписку из нее (копию), медицинский полис.
Экзамены
Всем, кто желает поступить в цирковое училище, специалисты советуют прийти в него хотя бы за несколько месяцев до приемных экзаменов. Абитуриентам назначат время собеседования с руководством учебного заведения с целью разъяснения требований отбора. За два месяца до поступления можно пройти дополнительные подготовительные курсы, стоимость которых составляет 1500 руб. Помимо основных предметов в план занятий входят лекции о творчестве крупнейших деятелей русского, российского цирка и эстрады. Предварительные консультации педагогов не только позволят вам скорректировать подготовленную программу, но и дадут советы относительно выбора репертуара и его исполнения. Вам стоит заранее определиться с тем, в каком жанре вы хотели бы далее работать: акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, коверной и буффонадной клоунады, музыкальной эксцентрики или оригинальном жанре эстрады. Обучение в училище займет три года и десять месяцев.

Экзамен в ГУЦЭИ на отделение циркового искусства проходит в три тура, в каждом из которых абитуриенту надо проявить себя по максимуму. На первом этапе вступительных испытаний комиссия оценивает внешние сценические данные будущего артиста (лицо, фигура, физическое сложение и т. п.), а также профессиональные способности (координация движений, острота реакции, прыгучесть, пластичность, выносливость, музыкальный слух, ритмичность). На втором туре ребята проходят медицинскую комиссию, где особое внимание обращают на строение скелета и мышц абитуриента, состояние нервной системы, сердца, легких, вестибулярного аппарата и зрения. В качестве подтверждения того, что педагоги училища, занимающиеся с вашим ребенком, несут особую ответственность за жизнь и здоровье своего ученика, стоит обратить внимание на тот факт, что основными противопоказаниями для приема в ГУЦЭИ являются именно последствия травм. Далее следует рассматривать нарушения функции вестибулярного аппарата, стойкое снижение слуха, снижение остроты ipentui до 0,5, кожные долети, препятствующие значительным физическим нагрузкам и т. п. На третьем туре художественная комиссия оценивает актерские данные, фантазию, способность к творческой импровизации, владение первичными элементами акробатики и спортивной гимнастики, а также музыкальными инструментами.

Экзамен на отделение искусства эстрады также проходит в три тура. На первом этапе испытаний абитуриенту надо прочитать стихотворение (басню или отрывок из прозаического произведения), продемонстрировать танцевально-ритмические способности, уровень владения начальными элементами гимнастики и акробатики, а также музыкальным инструментом. В задание второго тура входит выполнение тестов, выявляющих фантазию, воображение, а также показ самостоятельных этюдов с включением пантомимы, танца и вокала. Третий тур - это проверка способностей абитуриента к импровизации на заданную тему, а также собеседование на тему жанров эстрадного искусства.

Абитуриентам, успешно прошедшим три тура вступительного экзамена, предстоят испытания по общеобразовательным дисциплинам. Окончившие девять классов пишут диктант (русский язык письменно), а также сдают русский язык и литературу (устно). Выпускники школ, получившие полное среднее образование, пишут сочинение на заданную тему.

Не выбрано МГУ им. Ломоносова АПИ при ИГиП РАН Финансовый университет (бывш. ГУМФ) АГПС МЧС России АГЗ МЧС России АМИ РАНХиГС при Президенте РФ (АНХ при Правительстве РФ, РАГС при Президенте РФ) МИГУП (бывш. АПУ) АТиСО АУ МВД РФ АФПС РФ АФСБ РФ АХИ им. В. С. Попова АЭИ АЭиУ АРБИ ВА РВСН им. Петра Великого (бывш. ВА им. Дзержинского) ВИУ МО РФ ВУНЦ ВВС ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (бывш. ВВИА) ВУ МО РФ (бывш. ВПА им. Ленина) ВУРХБЗ ИСВ (бывш. ВУ) ВАВТ Финансовый университет (бывш. ВГНА) ВГИК ВКШ МЭРТ ВТШ С. Мелконяна ВШ ГМУ ВШПП ВШП ВШСО ВТУ им. Щепкина ТИ им. Щукина (бывш. ВТУ им. Щукина) ВИУ ГАСИС ГАСК ГКА им. Маймонида Гос. ИРЯ им. Пушкина ГМПИ им. Ипполитова-Иванова РГСАИ (бывш. ГСИИ) НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ) ГАУГН (бывш. ГУГН) ГУЗ ГУУ ГЭИ ГЭИТИ Гуманитарный институт ГИТР МГПИ (ныне МГПУ) ДА МИД РФ МОИУП Юринфор ИБП (до 2013 г.) ИБПМ МОИУ (бывш. ИБПИТ) ИБПУ РГИС (ВСК) ИГУ МГИМО МИД РФ ИГА ИГиМУ ГУУ ИГУМО ИДК ИНЕСНЭК ИЖЛТ ИИТЭМ ИИР ИК ИКиП ИКСИ АФСБ РФ ИМБО ИМПЭ им. Грибоедова ИМТП ИМЭС ИМПиПП ИМЭ ИМЭИ (мировой экономики и информатизации) ИПВ ИПО ИПП ИРЭСПиП ИСБ ИСИ ИСБТиСУ ИСН ИССО ИНЭКБИ ИЭиК ИЭП ИНЭП ИЭКП РАМА ИЭФП ИЭПиУР ИЯиК им. Л. Толстого ЛИ им. Горького МАТИ МВШ МИГМТ МИМ Линк МИЭП МНЭПУ МИЭПП при МНЭПУ МСИ им. Державина МУМ МЮИ НОУ МТИ МАП (международная) МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича (бывш. МАТГР) МАЭП МГАВМиБ им. К.И. Скрябина (бывш. МВА) МГАВТ МГУПИ МИТХТ МГАФК (Мосспортакадемия) МГАХ МГК им. Чайковского МГУТУ им. К.Г. Разумовского (бывш. МГТА, ВЗИПП) Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (бывш. ММА им. Сеченова) Мирбис РГАУ-МСХА им. Тимирязева МФЮА МАИ МАрхИ МБИ МВВКУ (бывш. МВИ, МВОКУ им. Верховного Совета РСФСР) МВИРЭКВ МГИЮ МГПУ МГППУ МАДИ МГАУ им. Горячкина МГАХИ им. Сурикова МГВМИ РГГРУ (МГРИ) им. Орджоникидзе МГГУ МГИУ МГАДА (МГИДА, МИДА) МГИМО (У) МИД России МГИМ им. Шнитке МГТУ МИРЭА НИТУ МИСиС МИЭМ НИУ ВШЭ МИЭТ МГЛУ (бывш. МГПИИЯ им. Мориса Тореза) МГМСУ им. А. И. Евдокимова МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова МГОУ им. Черномырдина МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ) ТИ МГУДТ (бывш. МГТУ им. Косыгина) МГТУГА МГТУ им. Н.Э. Баумана Университет машиностроения (МАМИ) МГТУ Станкин МИИГАиК МГУДТ МГУИЭ (бывш. МИХМ) МГУКИ МГУЛ МГУП им. И. Федорова (бывш. МПИ) МГУПП МГУПБ МГУП (природообустройства) МГУПС (МИИТ) РГУТиС (бывш. МГУС) МЭСИ МГХПА им. Строганова МГЭИ МГИ им. Дашковой НИЯУ МИФИ МИБД МИБУА МИИЯ МГАКХиС (ВЗИСИ) МИМСР МИМБ при ВАВТ МЭРТ РФ МИП МИПП МИГКУ МИУ (управления) МУ им. С.Ю. Витте (бывш. МИЭМП) МИЭПП МКВИ филиал СПБГУКиТ МНЮИ МОСА (бывш. МОСУ) МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) МПУ МПСУ (бывш. МПСИ) МРИВСЭО МТУСИ МТИ (транспортный) МосУ МВД РФ МУ Туро МФТИ (ГУ) СПбГУП (МФ) СПбИВЭСЭП в Москве МФЭИ МГТА (бывш. МЭЛИ) МЭФИ НОУ МЭИ НИУ МЭИ (МЭИ ТУ) МАХУ памяти 1905 года ЛГУ им. Пушкина в Москве НИБ ИППиП Континент <Евро-Азия> ПМЮИ ИТТ (подмосковный филиал) РАА им. Плевако РАЖВЗ РАМиА РАМ им. Гнесиных РАП (правосудия) РАП (предпринимательства) ГИТИС РГАТиЗ РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) РМАПО РМАТ (МФ) РПА МЮ РФ РТА РЭУ им. Г. В. Плеханова РГАЗУ РГГУ РГАИС (бывш. РГИИС) РНИМУ (бывш. РГМУ) им. Н.И. Пирогова РОАТ МИИТ (бывш. РГОТУПС, ВЗИИТ) РГТЭУ РГУИТП РГУНГ им. Губкина ИТЛП МГУТУ (бывш. РосЗИТЛП) РосНОУ РПИ Св. Иоанна Богослова РУДН РХТУ им. Менделеева РИУ УГМУ (бывш. РУИ) СДИ СГА СФГА (НОУ СГИ) УНИК МАО (УНН - Натальи Нестеровой) УРАО Финансовый университет (ФА) при Правительстве РФ Школа-студия МХАТ НОУ ЮА МИТРО РГСУ МГОУ (областной) МИФКиС МАБиУ МИР МосГУ МФПУ Синергия (бывш. МФПА, ММИЭИФП) МЭПИ МГГЭИ (бывш. МГСГИ) МИЮ МВШМ МВД СССР (до 1992г.) ИМДТ РАХИ МХПИ ИТиГ РУК (бывш. МУПК) МГУУ Правительства Москвы МГИМ ИЭАУ МСЭИ ИНЭС НИ ВШУ МИМЭМО (бывш. МИМЭО) МИЛ ВШК МоСПИ при МПГУ ПСТГУ МТИ «ВТУ» (бывш. ВТУ ЮНЕСКО) НИЕВ АЭБ МВД РФ (бывш. АНП ФСНП РФ) РИПТИБ (ИМЦ) Институт бизнеса и дизайна (бывш. ИнОБО) Collège Universitaire Français de Moscou БВШД ИМСГС РЭШ НИД МГЛИ СЭИ МИНРО УМЛ при МГК КПСС НИМ ББИ ОИТиР ИГТМ (бывш. ИАЯ) МИРТШБ МосАП при Правительстве Москвы ВИА им. Куйбышева ИПК ИИМ МНИ СИЮ ИОСО РАО МИ 21 МАМАРМЕН ИМЛИ им. Горького МАОК ИМЭМО РАН ВА БТВ ГПИ ПИУ АУМП МПИ ФСБ РФ (бывш. МВИ ФПС РФ) АСОУ МВШБ SSE Russia УСНГ ИЭФ Синергия МИАПП (ИАПП) МВШСЭН ИИС АБиП МИУС НМУ МИП (психоанализа) ИУиИ МЭИ (экономический) МГЮИ РШЧП ИАМТ МОВУКИ УИИТ ВИППКРК МИМО ИФТИ св. Фомы ИРТ ИПИУ ИСОМ СФИ ВАШГД ИГУПИТ ИТЭФ ЭЭИ СГЭИ ИСПЭ МАГМУ ИРДПО ФПИ ПИ РАО ПИЮ ПИП ИСЭ МАБ ИФЭП ОЗ МИКБ (бывш. МАКБ) МСГИ ИКТ МВШЭ ФИ СИП ИЭУП МЭГУ ИПЭ ИКМ ЕУП ВАГШ ВС РФ ОВА ВС РФ (бывш. ВА им. Фрунзе) ИНиСБ МАРТИТ ИУП ИУЭПИ ВГШ им. Дубнова (бывш. ЕУМ) НИСД ВЭГИ ИЭ РАН ИЗиСП при Правительстве РФ ИО РАН МИАН ИГиП РАН МИУ (исламский) СИИЯ ИОН (бывш. АНО) ИЕ РАН НИИ СП РФ МИОО (бывш. МИПКРО) МЮИ МВД РФ ИСК РАН ГАСиЖКК МОЮИ при ПЦПИ Минюста РФ (бывш. ИЭФП) ВКСР ИПУ РАН МТИ (теологический) ИТИРШБ ИСПТ АПК и ППРО ГНИИ РНС ФНС РФ МИПК МГТУ им. Баумана ИРИ РАН ИУВ НМХЦ им. Пирогова ВШИИ МБШ ИПБ России ЦЭПЛ РАН ГИИ РАН ИС РАН ИЯ РАН РИСК (RISC) ИМЕТ РАН ЕАОИ ИСПИ РАН ЗНУИ ИЭПП ИДНТ ИЕК IIC ВШДСИ при РАТИ (ГИТИС) МСДС ТАЕХ ВИЭСХ ИНЭОС РАН ИЛА РАН ГИУВ МО РФ ИПУ Аскери РИК РАН МИЭЭ ФИРО ИПМех РАН ВНИИВСГЭ ИХО РАО ИТТИ ИОФ РАН ВСТИСП ИИП ИПД МФПА ВВИ (бывш. ВВФ при МВА им. Скрябина) ФИАН им. Лебедева РЗТИ МИПК РЭУ им. Г. В. Плеханова ЭПИ ИХ им. Вишневского РАМН СИУС ВКИЯ МЭРТ ИП РАН МУГУ ИОХ РАН МИПК РРиСХП ИНП РАН ЦЭМИ РАН ИЭА РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая МНИОИ им. П. А. Герцена ИИО РАО ИПМ им. М. В. Келдыша РАН ИАф РАН АГПРФ ИМБП РАН ИРЭИ УКУ ИГ РАН ИПНГ РАН ИСЖ ИВИ РАН ИИСТ ИТИ им. П. М. Ершова ИВ РАН ГЭТИ (бывш. АСЭР, Академия «Континент») МУИЦ НИИ РАХ ИХФ РАН МИГИП ИАМ ПГИ "Со-действие" ИНТУИТ МГИ ИПИ ИБХ РАН МВУ (Венский) ВЦ РАН ВНИИФК AIBEc ИСИН ВНШТ НИИОСП им. М. Н. Герсеванова ИСл РАН ИФ РАН ЕБС ИПИ РАН ГОСНИТИ НОУ АРТ ИНФО - Рутения ГИА (GIA) ИДВ РАН ИБГ РАН ИПЭБ МАБТ "Форекс Клуб" ИНЭУМ им. И. С. Брука АИС ИФЗ РАН НИСК ИСВ РАО (бывш. НИИ ОПВ АПН СССР) МАН Сан-Марино ИМАШ РАН им. А. А. Благонравова МФПИ ИПиКП ИКСР НИИ СПиПРЛ ИХТ АИИ ВГКПИ РБУ ИТПИ ИММ РАН МАФСИ НИФХИ ИИЯМС ИАТУ АПРИКТ ИКИ РАН Кора Москва ИПКИР ИППК "Профессионал" ЦНИИТМАШ ИНХС РАН ППДС НИКФИ ИЭСО ИСП РАН МПДАиС ИОНХ РАН ИВП РАН ИСМО РАО ИВМ РАН ИФР РАН ИА РАН ИПКОН РАН РИСИ ИНИОН РАН АСМС РНЦ КИ УМЦ ЖДТ Общецерковная аспирантура им. Кирилла и Мефодия МШУ Сколково МТС МЕИЭФП ИОГен РАН ИНБИ РАН ВИАПИ им. А. А. Никонова ГУ ИМЭИ РТИ им. А. Л. Минца СОПС РАН МИТП РАН ВНИИгеосистем МАСИ ИПТиК ВИНИТИ РАН РАПС (бывш. ИПК МПС России) ИВФ РАО ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН НИИ ФХМ Росздрава НИИ ОПП РАМН ЦНИИС ИПКгосслужбы ИФБТ ВИГИС ПАПО ИСОУКиТ ВНИИДАД ИПК ДСЗН ИСП РАО ГКНПЦ им. М. В. Хруничева Академия АйТи IUPFAN Centro Gregorio Fernández АРМО ИИСУ МГААИИ С. Андрияки ИФХЭ РАН МИСБ МАА ВНИИНТПИ ИСО РАО ИМАД Стрелка ИПГ ИИППР ИППД РАО Университет рабочих корреспондентов им. Ульяновой ВНИИЖТ АБиСП МКТА ИЭУСП БОН ИПК ФМБА России САМБ ИСА РАН ВНИИМС ШАД ЦНИИПСК им. Мельникова ИНО ИРЯ РАН НИИ Вирусологии РАМН ИБХФ РАН ОТИ ЭЮИ НИИ ТСС ГосНИИгенетика ИМБ РАН ИЕГО ИРЕА ИГиСП ИДМ ИЭСБ МИСАО НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН МИГТиК ВНИИПВТИ ВДА ИУ (МскУниверситет) РАКО АПК ЮИ (МскУниверситет) МОСГИ МГИМТ ПУ Первое сентября Touro College - Lander Institute Moscow ИУБ АМИР НИИРПО ИТ (МскУниверситет) ИЭ (МскУниверситет) ИП (МскУниверситет) МОЮИ ЦНИИчермет им. И.П. Бардина ИПСУ ГЕОХИ РАН 25 ГосНИИ химмотологии МО РФ ВИЭВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского ИТИП РАО ЭНЦ Минздравсоцразвития РФ НАМИ Академия ГРУ НИИ СП им. Склифосовского ИАБиА МАРШ ИНАСАН ГИНФО ИМЭИ (менеджмента, экономики и инноваций) МИКТиР МИНЭКБИК СГЛА ИППИ РАН MBS ЦНИИП градостроительства РААСН ESMOD MOSCOU ИМГ РАН ВФЭУ АВР (бывш. КИ КГБ) ОИВТ РАН МСЕХ НИИ урологии МЗ РФ МНИИП CBS РПУ ВНИИГиМ им. А. Н. Костякова ИНСТЭП ИХП ЦИТО им. Н. Н. Приорова ВНИИнефть им. А. П. Крылова ВШСИ Константина Райкина ММИ "Реавиз" ГНИЦПМ ИГЭ РАН ГНЦССП им. В. П. Сербского НИИОР им. В. А. Неговского РАМН ИФА РАН ВКИЯ МИД РФ Школа-студия ШАР ВНИИА Россельхозакадемии ИВНД РАН МИГп УЦПиДПО РГБ РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН ИСЭПН РАН MBA School МЭГИ РНЦРР

За страданиями абитуриентов на творческом конкурсе наблюдала корреспондент «Вечёрки »

ЕСТЬ В СТОЛИЦЕ училище, где экзамены сдают под музыку, а поступающие, готовясь к творческим турам, подкидывают гантели, делают стойку на одной руке и сальто-мортале.
Это Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша).
За страданиями абитуриентов на творческом конкурсе понаблюдала корреспондент «Вечерки ».

Надо, чтобы лица играли
Отодвинув красный бархат занавеса, попадаю на репетиционный манеж. Пятеро ребят в черных шортах до колен и белых майках сдают импровизацию под музыку. Приемная комиссия за длинным столом ухитряется следить за движениями каждого.
- Попадаем в ритм, - подбадривает педагог. - Добавляем акробатики! Старайтесь, чтобы даже лица ваши играли. Артистичные лица, а не постные!
Музыка все время меняется, и ребятам надо под нее подстраиваться. Секунду назад был степ - и уже вальс. Кто-то запросто переходит с одного ритма на другой, умудряясь вписать в танец стойку на голове, другие, бросив взгляд на соседа, «срисовывают» его движения. Но опытные экзаменаторы все подмечают.
Паренек, крайний слева, держится мастерски. Полное впечатление, что с партнершей он вальсирует. И смотрит на нее с хитрецой, и даже подмигивает - разве что комплименты не говорит. Но зазвучал рок-н-ролл - и партнерша забыта, иная мимика, иная пластика.
Стихла музыка, поклон, юноши выходят. В наступившей тишине экзаменаторы обсуждают оценки:
- Я ставлю «четыре».
- Мне он не нравится, но это, бесспорно, «пять».
- Будто никогда в жизни не двигался. А с каким лицом выступал! Это «неуд».

Традиции уже знают
Юноши и девушки (они выступали раньше) ждут результатов на основном манеже, волнуются. Не успела задать вопрос, как ребята попросили меня занять другое место: спиной к манежу не садятся. Молодцы, цирковые традиции уже знают.
Башкирия, Екатеринбург, Ижевск, Липецк… Со всей России съехались будущие гимнасты, акробаты, клоуны.
Большинство из них с детства занимались в цирковых студиях, но есть и те, кто решил попробовать «с чистого листа».
- Хотим на арену. Ждем оваций. А кто, кроме нас? - Амбиций у абитуриентов хватает.
- И больших заработков, наверное, ждете? - подкалываю я.
- Все государственные цирки, по слухам, неденежные. Но если попадется выгодный контракт в частном цирке или за границей, можно жить припеваючи.
- А риска не боитесь? - не унимаюсь я.
- Лучше жить счастливо и опасно, чем каждый день париться в офисе.
Позади уже два творческих тура ( те, кто поступает после 11-го класса, еще писали сочинение, а кто после 9-го - сдавали русский и литературу. - М. Г. ).
Во время первого тура смотрят физические данные. Кого-то просили сделать растяжку, мостик, встать на руки. Во втором туре каждый показывал «домашнюю заготовку» - свои умения.
Даша и Саша Пастернак, близняшки из Башкирии, показывали общий акробатический номер. Вместе не так страшно перед комиссией.
- А сильно «валили»? - спрашиваю.
- Кого как. Интересовались мотивацией. Одна девочка ответила: «Просто так поступаю, хочу попробовать ». Ее не взяли.
На первом туре смотрели фактуру, чтобы были поджарые.
Некоторых брали условно, говорили: за лето надо «подсушиться» - меньше есть, больше бегать. Человек по 15 девушек и ребят уже отсеяли.
- А как ваши родители на такой выбор профессии отреагировали? - интересуюсь я.
- У меня мама режиссер, поддержала, - отвечает один.
- А моя сначала за голову схватилась, - смеется другой. - Потом смирилась: «Ну, чего, - говорит, - Москва так Москва, цирк так цирк. Это твой выбор».

На заметку
Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша) оканчивали такие известные клоуны, как сам Карандаш (Михаил Румянцев), Юрий Куклачев, Ирина Асмус (Ириска).
Выпускники «речевого жанра» - Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин.
Певицы - Жанна Бичевская, Елена Камбурова.
Поступать в училище можно только до 21 года.

Эксперты обнародовали шокирующую информацию: уже через 30 лет от инфекций, вызванных супербактериями, будет умирать ежегодно 10 миллионов человек.
24.04.2019 Вести.Ru Светлана Хромова Как вернуть часть уплаченных налогов при покупке квартиры или при оплате лечения В редакции газеты «Мой район» состоялась Прямая линия.
24.04.2019 Мой район Председатель Московской Федерации профсоюзов Михаил Антонцев принял участие в мероприятиях, приуроченных к 100 - летнему юбилею Профсоюзной организации МГУ и 75-летию Объединенного профсоюзного комитета МГУ.
24.04.2019 Московская Федерация профсоюзов

Д ля многих и многих мастеров цирка училище было и остается навсегда родным домом, началом всех начал - порой юности, надежд и мечтаний. И для тех, кто учился в те давние времена, когда на этом месте стояли бывшие расторгуевские конюшни, переоборудованные и перестроенные для учебных занятий, и для тех, кто учился и учится в современном, реконструированном в 1961 году здании.

И скусство цирка всегда определялось мастерством его виднейших представителей, чьи выступления пользовались признанием самого широкого зрителя. Искусство цирка всегда определялось мастерством его виднейших представителей, чьи выступления пользовались признанием самого широкого зрителя. Профессия, по традиции, передавалась в семье или от мастера к ученику. В 20-е годы прошлого столетия на заседаниях Управления цирками все чаще обсуждался вопрос о создании цирковой школы. Пылкими сторонниками защиты идеи школьного образования были такие мастера арены, как В.Л. Дуров, Д.С. Альперов, Д. Костанди и др. Еще они говорили о том, что молодое поколение артистов цирка, наряду с профессий должны изучать дисциплины, которые способствовали бы всестороннему развитию личности. Таким образом, осенью 1927 года Народный комиссариат просвещения принял решение открыть Курсы циркового искусства (КЦИ) с трехлетним сроком обучения.

Так впервые возникла система воспитания молодого циркового артиста, возможность приобщения цирковой смены к знаниям, к высотам культуры.

Не сразу и не вдруг, а в долгих, подчас трудных поисках создавалось первое в мире профессиональное цирковое учебное заведение, по окончании которого выдавались дипломы государственного образца. Новизна и отсутствие школьной системы воспитания цирковой смены требовала смелости в решении многих вопросов.

Прежде всего, методики профессионального обучения - разработка учебных планов и учебных программ. Словом, нужно было четко выработать: чему и как учить. Сложившийся опыт театральных, балетных и спортивных школ мог служить лишь своеобразным трамплином для творческих размышлений преподавателей училища. Только профессиональный личный опыт, вера в успех начатого дела объединяли усилия артистов разных поколений, людей увлеченных и любящих цирковое искусство, которые и стали первыми преподавателями.

Воспитанники тех лет на всю жизнь запомнили своих преподавателей - тех, кто щедро делился с ними своими знаниями и мастерством. Педагоги Техникума Циркового искусства в 1930-1933 г.: Линднер Оскар Густавович (директор, ранее был исполнителем атлетического номера), Михаил Ольтенс (работа на турниках), Иван Васильевич Кашкаров (конный жанр), Лихачев - акробатика.

Павел Александрович Брыкин (клоунада, акробатика), Сергей Петрович Сергеев (гл. педагог по акробатике), Наполеон Фабри /Пюбасет Август Француазович/ (выпускал номера жокеев), Татьяна Адерфис-Балаш (жонглирование), Анна Александровна Аберт (конный жанр, жонглирование), Алексей Николаевич Петров (воздушные, полет), Василий Тихонравов (мастерство актера), Мария Степановна (хореография), Александр Николаевич Ширай (зав. учебно-производственной частью, постановщик акробатических номеров), Гипп (музыкальная грамота, прослушивание муз. классических произведений), Борис Михайлович Тенин (мастерство актера, клоунада), Кара-Дмитриев Дмитрий Лазаревич (мастерство актера, муз. эксцентрика), Георгий Фридрихович Пешков /Лотц/ (эквилибр на проволоке, танцы на проволоке), Марк Саломонович Местечкин (мастерство актера, клоунада) и многие другие.

вспоминает такой эпизод: "В 30-е годы у нас преподавал замечательный артист, режиссер и конструктор А.Н. Ширай. Наш педагог был наделен редкой красотой. Гармоничны были пропорции его фигуры, удивительна лепка и рельефность мышц; его облик идеально соответствовал античным образцам. В конце тридцатых, пленившись этим классическим совершенством, скульптор Манизер изваял статую атлета, для которой позировал Ширай. Много лет эта фигура украшала фасад станции метро "Площадь Свердлова". Мы, ученики мастера, проходя мимо этой скульптуры, всякий раз полушутя, полусерьезно говорили: "Здрасьте, Александр Николаевич!". Вряд ли в те годы студенты училища догадывались, как нелегко было преподавателям вырабатывать методику профессионального обучения. Новизна школьной системы циркового воспитания требовала дальновидности и смелости в решении многих вопросов. Надо было четко определить, чему и как учить цирковую смену. Летели годы, менялось и название училища.

В 1930 году Курсы циркового искусства были реорганизованы в Техникум циркового искусства (ТЦИ) с оборудованной ареной, ставшей не только учебной площадкой, но и "Районным цирком", где студенты проходили творческую практику в качестве артистов, униформистов и контролеров.

Студентов обучали акробатике, эквилибристике, гимнастике, наездничеству, здесь же готовились цирковые номера, был открыт класс клоунады. С тех пор выпускные представления стали традицией училища.

В праздничные дни студенты показывали свои программы и цирковые номера на различных концертных площадках, а в летнее время они выезжали на гастроли Цирковые представления молодых артистов производили яркое впечатление, особенно на юных зрителей.

Молодая артистическая смена была способна входить исполнителями в действующие номера или создавать свои - новые. Техникум, наравне с цирками, уже являлся составной частью Циркового треста (ныне Государственная компания "Росцирк").

В 1934 году Техникум приобрел статус Всесоюзной школы циркового искусства, а еще через три года - Государственного училища циркового искусства (ГУЦИ). Студенты наряду с цирковыми жанрами изучали историю театра, цирка, изобразительного искусства, музыки, мастерство актера и другие дисциплины. Названия училище меняло, а задачи оставались.

На практике проверялись учебные программы по специальным дисциплинам. В конце 50-х годов прошлого столетия была проведена реконструкция здания учебного корпуса и начато строительство студенческого общежития. В 1960-90 годы в училище функционировало детское отделение с 7-ми летним сроком обучения.

О ТДЕЛЕНИЕ ЭСТРАДЫ

В 1961 году было открыто специальное отделение эстрады для подготовки речевых и оригинальных жанров и Училище приобрело современное название - Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Первый выпуск артистов эстрады состоялся в 1965 году. В эти и последующие годы постановкой эстрадных номеров занимались режиссеры: С.А. Каштелян, Ю.П. Белов, Н.И. Слонова, Б.А. Бреев, А.С. Крюков, В.С. Якут, И.Г. Рутберг, В.И. Точилин, Т.Т. Гаврилова, А.А. Анютенков, В.И. Кирсанов, В.Б. Зернов и многие другие.

Будущий артист эстрады получает в училище разностороннюю подготовку. В программу обучения входят и цирковые дисциплины. Задача преподавателей дать студенту почувствовать на практике соотношение маски и образа, образа и трюка, подсказать решение номера, который будет для него органичным и в то же время оригинальным.

"Синтетическое мастерство плюс уникальность" - так формулировал заслуженный деятель искусств РФ Сергей Андреевич Каштелян задачу воспитания артиста эстрады. Среди выпускников училища артисты речевого жанра:


Г. Хазанов, Е. Шифрин, А. Писаренков, певцы: Е. Камбурова, Ж. Бичевская, исполнительница музыкальных сценок М. Полбенцева, пантомимисты и жонглеры Б. Амарантов, А. Беренштейн, С. Шаргородский, фокусник В. Михайлов, акробаты С. Власова и О. Школьников, пантомимисты Ю. Медведев и А. А. Чернова, танцор А. Насыров, эксцентрики Е. и В. Троян, пародист А. Песков и др.

Сегодня направленность учебного процесса на всестороннее развитие личности кажется совершенно естественной. Но не стоит забывать, что разработка учебных планов и программ потребовала от преподавателей и недюжинного профессионального опыта, и глубокой личной культуры, и невероятной работоспособности.

Сейчас воспитанники училища получают полноценное среднее профессиональное образование, изучают историю цирка и сатирической литературы, историю театрального, музыкального и изобразительного искусств. В специальном цикле, кроме занятий избранным жанром, особое внимание отведено хореографии, мастерству актера, пантомиме.

Выпускники училища - его гордость. За годы существования училища из стен его выпущено более пяти тысяч дипломированных специалистов во всех жанрах циркового и ряда жанров эстрадного искусства.


Среди них известные клоуны: М.Румянцев (Карандаш), О. Попов, Л. Енгибаров, А. Николаев, Г. Маковский и Г. Ротман, Е. Майхровский, В. Кремена, А. Марчевский, Ю. Куклачев и молодые О. Белогорлов и С. Калганов, А. Саттаров и Н. Коновалов и многие другие.

Руководители и участники отдельных номеров

Акробаты: С. Кожевников, И. Федосов, Ю. Быковский, Ю. Канагин, А. Бондарев, В.Черниевский, В. Шемшур;

Гимнасты: Е. Бубнова, А. Хазова, В. Голиков и Э. Анзорге, В. Суркова, Г. Адаскина, Л. Канагина, В. Лобзов, О. Лозовик;

Жонглеры: З. Махлин, Н. Бауман, И. Хромов, В. Грачев, Е. Биляуэр, С. Игнатов;

Эквилибристы: В. Волжанский, Н. Логачева, Р. Хусаинова, В. Стихановский и Т. Маркова, С. Курзямова;

Эквилибристы с першами: В. Французов, Л. Костюк, Р. Манукян и многие, многие другие.

В 60-80-х годах в ГУЦЭИ преподают выдающиеся педагоги-режиссеры , новаторы циркового искусства, изобретатели цирковой аппаратуры, обогатившие новыми творческими идеями не только отечественный цирк, но и мировое цирковое сообщество. Многие из них были выпускниками училища: Ю.Г. Мандыч, Н.Л. Степанов, С.Д. Морозов, Н.Э. Бауман, Ф.П. Земцев, Н. А. и В.Н. Кисс.

Огромный вклад в развитие циркового искусства внесли известные режиссеры и балетмейстеры цирка: В.В. Глазырин, Б.А. Бреев, З. Б. Гуревич, Л.М. Петлицкий, И.И. Федосов, А.И. Будницкий, Ф.Я. Хвощевский, В.Ф. Грачев, В.Ф.Самохвалов, Г.А. Сеничкин, Н.Д. Зверев, И.Я. Новодворская, Е.В. Банке, Л.А. Швачкин, Л.М. Лемперт, Ю. П. Белов и др.

Думать, трудиться, искать новое, любить творчество, любить цирк и быт ему преданным, дружить и уметь жить в коллективе - вот чему стремились учить своих воспитанников преподаватели училища, дать им не только профессиональное владение жанрами, но и воспитать мастеров культуры. И вполне закономерно, что, участвуя в различных международных конкурсах-фестивалях циркового искусства, многие выпускники училища становились и становятся лауреатами.

Российские лауреаты конкурса "Цирк завтрашнего дня" (с 84г.) Клоуны - С. Соломатин и В. Столяров, жонглер - В. Царьков, клоуны - Ю. Соколов и В. Александров, антиподистка - Т. Пузанова, гимнастка - Е. Панова, гимнаст - Н. Челноков, гимнастка - Т. Хуршудова, акробаты - А. Твеленев и Н. Емелюков, клоун - Э. Акопян, гимнастка - М. Головинская, клоуны Э. Алексеенко и А. Жигалов, гимнастка - Е. Фомина, жонглер - А. Арсланов, клоуны - "Группа А".

Монте Карло - Всемирный конкурс циркового искусства (с 1976г.) - (приз "Золотой клоун") акробаты-вольтижеры - п/р В. Шемшур, эквилибристы п/р Л. Костюка, клоун О. Попов, жонглер С. Игнатов, клоун Ю. Куклачев, эквилибрист - О. Изосимов. Пройденные десятилетия, высокое мастерство выпускников училища, признание у нас в стране и за рубежом показали, что путь по которому шел коллектив училища от истоков до современности, был определен, верно. На наш опыт обратили внимание и другие страны.

Сегодня практически все дипломированные специалисты циркового и эстрадного искусства России, республик бывшего Советского Союза и многие артисты зарубежных стран: Египта, Болгарии, Кубы, Монголии, Лаоса, Чехии и Словакии, Польши, Югославии, Вьетнама, Венгрии, Бирмы, Йемена, Никарагуа, Камбоджи - выпускники училища.

ГУЦЭИ сотрудничает с цирковыми школами всего мира. Каждый год сюда приезжают на стажировку в различных жанрах артисты из Дании, Швеции, Швейцарии, Италии, Германии, Голландии, Японии, Австралии, Японии, Франции, Австрии и других стран.

Педагоги училища помогали создавать цирковые школы в Монголии, Венгрии, Болгарии, Германии, Вьетнаме, Лаосе; на Кубе цирковая школа носит имя ее создателя Ю. Мандыча.

Значительную роль в формировании деятельности и культуры, будущих артистов играла и играет высокая квалификация сложившегося за много лет преподавательского состава. Невозможно перечислить всех преподавателей, отдавших свои силы, знания и опыт будущим артистам. Среди первых педагогов известные артисты, режиссеры, искусствоведы и балетмейстеры цирка, эстрады, театра: Д.С. Альперов, В.А. Жанто, Д.Л. Дмитриев, С.Д. Морозов, М.С. Местечкин, Н.Г. Оберова, С.И. Сосина, Н.Д. Степанов, Б.Н. Тенин, Н. Фабри, В.А. Феррони, К.И. Филатова, Н.И. Фореггер, А.Н. Ширай, Ю.А. Дмитриев, Н.А. Кисс, Н.Э. Бауман, И.Я. Новодворская, З.Б. Гуревич, Ф.П. Земцев, И.И. Федосов, В.Ф. Грачев, Е.С. Банке, Л. Швачкин.

Выпускники училища разных лет добавят к этому списку и другие дорогие имена преподавателей, сделавших их мастерами. Таким образом, ежегодные выпуски ГУЦЭИ становятся праздником с мировым значением.

Вот что пишет в своем благодарственном письме К. Иванов - постоянный представитель Республики Саха (Якутия): "Уважаемая Валентина Михайловна! Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации в Вашем лице поздравляет весь преподавательский коллектив училища с очередным выпуском молодых профессионалов циркового искусства в большую творческую жизнь! Этот праздник выходит далеко за рамки Вашего учебного заведения, это праздник для зрителей многих регионов России и, в частности, якутян. Сегодня мы с большой душевной радостью встречаем первый выпуск дипломированных артистов цирка из Республики Саха (Якутия). Для молодого якутского цирка это первое значительное пополнение, которое, мы уверены, даст мощный импульс развитию циркового искусства республики".

Почему же иностранные артисты предпочитают учиться в России, хотя цирковые школы есть во многих других странах? Дело в том, что русское цирковое образование существенно отличается от западного. За границей нет обязательной учебной программы, а в России (ГУЦЭИ - единственное в стране профессиональное цирковое училище) давно уже существует, проверенная временем методика обучения, которая подразумевает наличие учебных планов и программ государственного образца. Такой подход к обучению будущих артистов цирка и эстрады считается классическим и самым удачным.

Н АУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Немало среди бывших выпускников ГУЦЭИ и таких, которые избрали научную деятельность. Их труды посвящены истории, теории и эстетике циркового искусства. Среди них бывший клоун-фокусник, а теперь доктор искусствоведенья С. М. Макаров, ранее акробат, а теперь кандидат искусствоведенья С. Н. Сергунин, в прошлом акробат, а сегодня кандидат философских наук В. В. Владимиров, когда-то гимнаст на турнике, а ныне кандидат искусствоведенья, преподаватель истории цирка и эстрады и заведующий методическим кабинетом ГУЦЭИ, Е. П. Чернов человек, оказавший неоценимую помощь в создании этого сайта.

Особой благодарности заслуживают преподаватели и сотрудники, посвятившие себя такому благородному делу, каким является обучение и воспитание подрастающего поколения: Алексеев В.Ф., Анютенков А.А., Ашвиц Н.А., Барменков Е.В., Белохвостов Б.Н., Волга Е.Н., Гаврилова Т.Т., Георгиева Ю.Г., Гращенко Е.В., Здоровов Л.Д., Каспаров А.Г., Казакова Л.С, Кисе Н.А., Кириллова Л.А., Кузнецова Л.Д., Кузнецова В.И., Левин Г.П., Логвинов В.В., Макеев А.И., Немтырева А.А., Николаева Л.С, Песова М.Б., Петров М.В., Ремнева, Рябова С.А., Рыбаков Л.Н., Соколова К.М., Сивачев М.А., Усачев Л.Г., Федосеев Ю.Ф., Цветкова О.В., Цыганков А.Н., Шахмаметова М.В., Широкова Н.В., Шпак В.Д., Щегулина Л.М. , Ярвелов.

Большой вклад в становление и развитие училища внес заслуженный деятель искусств РФ и МНР А.М.Волошин, возглавлявший училище на протяжении 28 лет. Главной задачей училища, - по мнению Александра Волошина, - как бы оно ни расширяло и ни углубляло свою деятельность, остается воспитание образованного, высокоидейного артиста, в совершенстве владеющего своим искусством.

Директорами училища в разные годы были: А. Луначарская (1927-29), О. Линдер (1929-40), Ю. Дмитриев (1941-42), В. Жанто (1943-47), Н. Барзилович (1947-50), А. Волошин (1950-78), С. Макаров (1978-86), А. Анютенков (1986-88), В. Владимиров (1989-1995). С 1995 В.М. Савина - Заслуженный работник РФ, Кандидат педагогических наук.


Успех обладает магнетическим свойством. Деятельность ГУЦЭИ постоянно освещается печатью и телевиденьем. На страницах газет районной "Ямское поле", окружной "Молодежная", правительственной "Тверская 13" общественной "Трибуна" и многих-многих других публикуются статьи, посвященные деятельности училища. Особенно хочется отметить большую работу телевидения, которое регулярно отражает жизнь училища: 5 канал "Культура", программы М. Никулина "Мой цирк", "Новости" ТВб, ОРТ "Ах, Семеновна", ТВЦ "Настроение" (или "Навигатор"), РТР "Вести", ежегодные телеверсии Национальной премии "Циркъ" и другие. О наших успехах часто вещает радио "Говорит Москва", "Эхо Москвы" и другие.

Государственное училище циркового и эстрадного искусства им.М.Н.Румянцева (Карандаша) (ГУЦЭИ ) является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования федерального подчинения, которое осуществляет реализацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования базового и повышенного уровней, и находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.

ГУЦЭИ является правопреемником созданной в 1926 году Мастерской циркового искусства, впоследствии переименованной в Техникум циркового искусства, Всесоюзный техникум циркового искусства, Государственное училище циркового искусства, Государственное училище циркового и эстрадного искусства, которому распоряжением Совета Министров РСФСР № 366-р от 30 марта 1987 г. было присвоено имя М.Н. Румянцева (Карандаша).

Учредителем Училища является Министерство культуры Российской Федерации. Полное наименование: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н.Румянцева (Карандаша) ".

В России сегодня существует только одно учебное заведение среднего профессионального образования, чьи выпускники имеют непосредственное отношение к цирку, - Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева. Это старейшее образовательное учреждение Москвы, воспитавшее не одно поколение цирковых и эстрадных профессионалов. Их имена стали нарицательными: М. Румянцев (Карандаш), О. Попов, Л. Енгибаров, А. Марчевский, Г. Хазанов, Е. Шифрин, Ж. Бичевская, Е. Камбурова и многие другие. За годы существования училища из его стен выпущено более пяти тысяч дипломированных специалистов всех жанров циркового и ряда жанров эстрадного искусства.

Будущие артисты эстрады изучают такие предметы, как хореография, мастерство актера, техника речи, степ. Занятия проводят три раза в неделю по всем профилирующим дисциплинам. К преимуществам подготовки при училище относится также то, что дети здесь - не просто ученики, а преподаватель - не просто учитель. Последний отвечает за жизнь и здоровье своих подопечных. Цирковое училище - это опыт, проверенный годами, ответственность, вышколенная тяжелой работой, и профессионализм, основанный на воспитании многих учеников. Однако не всегда все зависит от педагога, и родителям заранее следует подготовиться к тому, что травмы при таких занятиях могут быть очень серьезные. Увы, в связи с высокой нагрузкой при более чем интенсивных занятиях учеба в общеобразовательной школе отступает на второй план, и здесь родителям надо принять достаточно серьезное решение о том, стоит ли ребенку, который не связывает свое будущее с цирком, посвящать ему такое большое количество своего времени. К сожалению, на раннем этапе решение приходится принимать именно родителям - от этого зависит будущее их чада.

Контактная информация: