Мы воспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами на поверхности воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка... Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит? Как мозг человека интерпретирует воспринимаемые объекты?

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг "смотрит" на эту картинку и "видит" все, что нас окружает. Однако не все так просто. Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто. Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, таких как абберация, астигматизм и рефракция, картинка на сетчатке расфокусирована или размазана. В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике. В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку. Поскольку человек обладает бинокулярным зрением, то фактически он видит два размытых, дергающихся и периодически исчезающих изображения, а значит, возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левый глаз.

Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Основной вопрос, интересующий не только психологов, но и художников, - как на основе двухмерного изображения на сетчатке воссоздается трехмерный видимый мир. Возможно, зрительная система использует определенные признаки глубины и удаленности, например, принцип перспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются. Мы не осознаем, насколько сильно изменяется проекция объекта на сетчатке по мере его удаления.

Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий - (см. рис. 1).

Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого.

Еще один пример оптико-геометрических иллюзий - (рис. 2)

Также иллюстрирует искажения восприятия размера. Понцо нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного полотна. Верхний отрезок кажется крупнее, поскольку мозг интерпретирует сходящиеся линии как перспективу (как две параллельные линии, сходящиеся на расстоянии). Поэтому мы думаем, что верхний отрезок расположен дальше, и полагаем, что его размер больше. Кроме сходящихся линий силу эффекту добавляет уменьшающееся расстояние между промежуточными горизонтальными отрезками.

Значение перспективы для восприятия иллюзии Мюллера-Лайера иллюстрирует рис. 3. (Желтые линии в углах стены имеют совершенно одинаковые размеры). В повседневной жизни нас окружает множество прямоугольных предметов: комнаты, окна, дома. Поэтому изображение, на котором линии расходятся, можно воспринимать как угол здания, расположенный дальше от наблюдателя, в то время как рисунок, на котором линии сходятся, воспринимается как угол здания, расположенный ближе. Аналогично можно объяснить иллюзию Понцо. Косые линии, сходящиеся в одной точке, ассоциируются либо с длинным шоссе, либо с железнодорожным полотном, на котором лежат два предмета. Зрительные шаблоны, сформированные таким "прямоугольным" окружением, и заставляют нас ошибаться.

Анализ предложенного объяснения оптико-геометрических иллюзий показывает, что, во-первых, все параметры зрительного образа взаимосвязаны, благодаря чему и возникает целостное восприятие, воссоздается адекватная картина внешнего мира. Во-вторых, на восприятие влияют сформированные повседневным опытом стереотипы, например, представления о том, что мир трехмерен, начинающие работать, как только в картинку вносятся признаки, указывающие на перспективу.

Примером того, как можно разрушить целостный образ объекта, служат так называемые " ", противоречивые фигуры, картины с нарушенной перспективой.

Если человек, сидя в вагоне поезда, фиксирует взгляд на пейзаже за окном, ему кажется, что объекты, находящиеся ближе точки фиксации, движутся на него, причем настолько быстро, что ему порой не удается различить детали. А предметы, расположенные на заднем плане, т.е. за точкой фиксации, движутся вместе с наблюдателем достаточно медленно. Это явление называется .

Рис.7. Двигательный
параллакс

Существуют динамические иллюзии, возникающие при использовании этого явления для плоских изображений. На рис. 7 мы видим пример такой иллюзии. Круги на переднем плане движутся быстро, а на заднем медленно. Наблюдателю кажется, что плоская картинка превращается в объемную.

Еще одна динамическая иллюзия - автокинетическое движение. Если вы смотрите на светящуюся точку в темной комнате, то можете наблюдать удивительное явление. Эксперимент предельно прост: нужно зажечь сигарету и положить ее в пепельницу. Непременные условия возникновения иллюзии - в комнате должно быть так темно, чтобы, кроме этого светового пятнышка, ничего больше не было видно. При этом взгляд нужно тщательно фиксировать на светящейся точке в течение нескольких минут. Вы, зная, что сигарета неподвижно лежит в пепельнице, через некоторое время вдруг обнаружите, что ее огонек перемещается, совершая размашистые движения, резкие скачки, описывает круги по комнате. Амплитуда движений может быть довольно большой. Причем понимание того, что это - иллюзия, никак не влияет на результаты наблюдения. Гипотезы, объясняющие этот феномен движениями глаз, были опровергнуты экспериментами, в которых одновременно регистрировались движения глаз и отчет наблюдателя о том, в каком направлении перемещается световое пятно. Сопоставление полученных данных показало, что соответствия между реальными движениями глаз и видимым движением объекта не существует.

Но, пожалуй, величайшая зрительная иллюзия - это кино и телевидение. Мы можем смотреть передачи благодаря стробоскопическому эффекту, основанному на одном из важнейших свойств зрительной системы - инерционности. Наблюдателю в течение нескольких секунд предъявляют статичную светящуюся точку в одном месте экрана, а через 60-80 мс показывают ее в другом месте. Человек видит не два разных объекта, вспыхнувших в разных местах, а перемещение объекта из одного положения в другое. Зрительная система интерпретирует последовательные и связанные между собой изменения как движение. Именно благодаря этому эффекту мы видим на экранах не ряд быстро сменяющих друг друга кадров, а единую движущуюся картину.

Известно, что первые шаги кинематографа сопровождал курьезный эпизод: когда зрители увидели на экране приближающийся поезд, они вскочили и с криком убежали - им показалось, что он несется прямо на них. Этот феномен называется лупингом. Если человеку продемонстрировать световое пятно, которое вдруг начнет расширяться во все стороны, ему покажется, что оно движется прямо на него, а не увеличивает свой размер. Причем иллюзия будет настолько сильной, что заставит невольно отстраниться от экрана, как от объекта, представляющего угрозу. Нечто похожее можно увидеть, наблюдая за любителями компьютерных игр: кто-то наклоняется в сторону, пытаясь спрятаться от летящих в него пуль, кто-то отшатывается от несущегося в него огненного шара. Очевидно, что в случае, когда нет однозначной информации об изменении формы объекта, зрительная система предпочитает увеличение сетчаточного изображения трактовать как приближение объекта.

Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представленных во внешнем мире. Это свойство избирательности называется феноменом перцептивной готовности. Посмотрите на рис. 8.


Рис.8 Иллюзии переработки информации

Символ в центре - буква или цифра? Если рассматривать горизонтальный зрительный ряд, состоящий из букв, в центре будет "В" - к этому наблюдатель подготовлен буквенным рядом. Если смотреть на вертикальный ряд, окажется, что это вовсе не буква, а цифра 13 - к такому решению подтолкнули цифры.

Подобные иллюзии обусловлены более высоким уровнем обработки информации, когда характер решаемой задачи определяет то, что воспринимает человек в окружающем мире. Интересны особенности избирательности восприятия. Если сказать человеку: в этой книге есть твоя фамилия, - то он сможет, очень быстро пролистав страницы, найти упоминание о себе. Причем ни о каком прочтении текста речи не идет. Такими навыками обладают корректоры, непостижимым образом вычленяющие в тексте ошибки, незаметные обычному читателю.

В данном случае речь идет о профессиональных навыках, приобретаемых в процессе деятельности.

Восприятие работает очень избирательно, когда дело доходит до значимых, слишком важных для нас событий. Например, человеческое лицо воспринимается по-особому. Негатив снимка лица практически не опознается, кажется совершенно неинформативным. Если геометрические объекты, в зависимости от того, как ложатся тени, могут казаться как выпуклыми, так и вогнутыми, то человеческое лицо выпукло всегда (даже маску невозможно увидеть вогнутой). Парадоксально восприятие перевернутого изображения лица (рис. 9)


Рис.9. Иллюзии переработки информации

Если рассматривать две фотографии лиц, повернутые вверх ногами, кажется, что они не различаются: глаза, нос, губы, волосы - все идентично. Но, перевернув эти портреты, можно убедиться, что они абсолютно разные. На одном - спокойная и милая улыбка Джоконды, на другом - ужасная гримаса. Дело, видимо, в том, что человеческое лицо слишком значимо, его невозможно воспринимать в необычном ракурсе.

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одним из свойств, относящихся к цветному зрению можно считать явление смещения максимума относительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному. При сумеречном зрении (низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию цветов вообще, но и в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красный, оранжевый) и повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синий, фиолетовый).

Можно указать на ряд случаев, когда мы при рассматривании цветных объектов также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями.

Во-первых, иногда о насыщенности цвета объекта мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету других, окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом (рис. 10).

Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: "Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями."

Во-вторых существует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Можно привести множество примеров воздействия на глаз цветовых контрастов. Гете, например, пишет: "Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни." Дополнительный цвет зари - зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветом травы и дает "бесконечно прекрасный зеленый цвет".

Гете описывает также явление так называемых "цветных теней". "Один из самых красивых случаев цветных теней можно наблюдать в полнолуние. Свет свечи и лунное сияние можно вполне уравнять по интенсивности. Обе тени могут быть сделаны одинаковой силы и ясности, так, что оба цвета будут вполне уравновешиваться. Ставят экран так, чтобы свет полной луны падал прямо на него, свечу же помещают несколько сбоку на надлежащем расстоянии; перед экраном держат какое-нибудь прозрачное тело. Тогда возникает двойная тень, причем та, которую отбрасывает луна и которую в то же время освещает свеча, кажется резко выраженного красновато-темного цвета, и, наоборот, та, которую отбрасывает свеча, но освещает луна - прекраснейшего голубого цвета. Там, где обе тени встречаются и соединяются в одну, получается тень черного цвета."

Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт. Свой опыт, позволяющий убедиться в наличии слепого пятна, Мариотт описывает следующим образом: "Я прикрепил на темном фоне, приблизительно на уровне глаз, маленький кружочек белой бумаги и в то же время просил другой кружочек удерживать сбоку от первого, вправо на расстоянии около двух футов), но несколько пониже так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего правого глаза, тогда как левый я зажмурю. Я стал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был в расстоянии 9 футов, второй кружок, имевший величину около 4 дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находящиеся еще более сбоку, чем он; я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз".

Известно, что Мариотт забавлял английского короля Карла II и его придворных тем, что учил их видеть друг друга без головы. Сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон (палочек и колбочек). Следовательно, изображения предметов, приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу.

Вот еще интересный пример. На самом деле круг идеально ровный. Стоит прищуриться и мы это видим.

К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет. Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадиации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.

Это явление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время, как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки. объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле с поперечными полосками кажется более низким, чем поле с продольными, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.

Основные оптические особенности групп красных и синих цветов.

Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширной из за эффекта иррадиации. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу.

Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов. Так же нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего.

Первый цвет колет глаза, во втором глаз утопает. Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, синего - при утемнении его черным.

Академик С. И. Вавилов по поводу устройства глаза пишет: "Насколько проста оптическая часть глаза, настолько сложен его воспринимающий механизм. Мы не только не знаем физиологического смысла отдельных элементов сетчатки, но не в состоянии сказать, насколько целесообразно пространственное распределение светочувствительных клеток, к чему нужно слепое пятно и т. д. Перед нами не искусственный физический прибор, а живой орган, в котором достоинства перемешаны с недостатками, но все неразрывно связано в живое целое".

Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем.

Во-первых, потому, что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предметов невольно заполняются образами соседних частей, находящихся в поле зрения. Если, например, при рассматривании черных горизонтальных линий некоторые участки изображения этих линий на сетчатке одного глаза придутся на слепое пятно, то мы не увидим разрыва этих линий, так как другой наш глаз восполнит недостатки первого. Даже при наблюдении одним глазом наш рассудок возмещает недостаток сетчатки и исчезновение некоторых деталей предметов из поля зрения не доходит до нашего сознания.
Слепое пятно достаточно велико (на расстоянии двух метров от наблюдателя из поля зрения может исчезнуть даже лицо человека), однако при обычных условиях видения подвижность наших глаз устраняет этот "недостаток" сетчатой оболочки.

Астигматизмом глаза называется его дефект, обусловленный обычно несферической - (торической) формой роговой оболочки и иногда несферической формой поверхностей хрусталика. Астигматизм человеческого глаза был впервые обнаружен в 1801 г. английским физиком Т. Юнгом. При наличии этого дефекта (кстати, не у всех людей проявляющегося в резкой форме) не происходит точечного фокусирования лучей, параллельно падающих на глаз, вследствие различного преломления света роговицей в различных сечениях. Астигматизм резко выраженный исправляется очками с цилиндрическими стеклами, которые преломляют световые лучи только в направлении, перпендикулярном к оси цилиндра.

Глаза, совершенно свободные от этого недостатка, у людей встречаются редко, в чем легко можно убедиться. Для испытания глаз на астигматизм врачи-окулисты часто применяют специальную таблицу, где двенадцать кружков имеют штриховку равной толщины через одинаковые интервалы. Глаз, обладающий астигматизмом, увидит линии одного или нескольких кружков более черными. Направление этих более черных линий позволяет сделать вывод о характере астигматизма глаза.

Если астигматизм обусловлен несферической формой поверхности хрусталика, то при переходе от ясного видения предметов горизонтальной протяженности к рассматриванию вертикальных предметов человек должен изменить аккомодацию глаз. Чаще всего расстояние ясного видения вертикальных предметов меньше, чем горизонтальных.

Экспериментальное исследование процесса восприятия реальных объектов - двух равных по величине реек на фоне рельсов железнодорожного пути - показало, что воспринимаемая величина дальней рейки была либо меньшей (в подавляющем большинстве проб), либо равной воспринимаемой величине ближней рейки в зависимости от способа восприятия и дистанции наблюдения. «Иллюзия» восприятия большей относительной величины дальней рейки имела место лишь в очень редких случаях.

Это отличие результатов процесса восприятия реального объекта и его абстрактного изображения на плоскости обусловлена различием в содержании образующихся отношений в процессе отражения свойств того и другого объекта восприятия. Таким образом, процессы восприятия реального объекта и его изображения, отличающиеся по объективному содержанию образующихся в этих процессах отношений, а также условиям восприятия, неправомерно считать идентичными процессами.

Именно многообразие анизотропных отношений является той непосредственно-чувственной основой полуфункциональности процесса восприятия, которая обеспечивает возможность отражения человеком различных свойств и отношений объектов при разных условиях и задачах действия с ними.

Восприятие свойств и соотношений предметов в пространстве очень часто приводит к возникновению зрительных иллюзий.

Зрительными иллюзиями - называются неправильные или искаженные восприятия величины, формы, цвета или удаленности предметов.

Иллюзии и их психология

Иллюзии имеют различную природу с , поскольку последние возникают из ничего при отсутствии предметов внешней действительности, которые бы могли оказать воздействие на органы чувств. Галлюцинации имеют центральное происхождение и связаны с расстройством мозговой деятельности. Иллюзии же возникают при восприятии существующих в реальности предметов, которые оказывают влияние на .

Зрительные иллюзии - психология

Зрительные иллюзии могут носить различный характер, в зависимости от которого их и классифицируют:

  1. Ложное восприятие величины предмета.
  2. Искажение формы предметов.
  3. Иллюзии геометрической перспективы.
  4. Переоценка вертикальных линий.

Оптические иллюзии - психология

Оптические иллюзии - обман зрения, ошибки в оценке и сравнении между собой пропорций различных предметов, расстояний и т.д.

Психологи знают, что далеко не всегда показания органов восприятия однозначны и правдивы. Они зависят от многих факторов окружающей среды, а также от настроения, физического и психического состояния человека. По этому поводу, проводиться большое количество научных исследований, особенно относительно оптических иллюзий, действие которых испытывал на себе любой человек, так называемый параллакс.

Параллакс – смещение субъектов находящихся на различном расстоянии от глаз наблюдающего. Это смещение может быть вызвано движением его глаз. Так, к примеру, передвигаясь в автомобиле человеку кажется, что предметы, которые находятся вдоль дороги «бегут» быстрее, нежели те, что находятся на большем расстоянии.

Таких примеров можно привести ещё целое множество они повсеместно присутствуют в нашей жизни и часто мешают. Особенно важно учитывать влияние таких факторов при проведении различных опытов и исследований по зрительной модальности, поскольку они существенно влияют на результаты.

Психология иллюзий

Специалисты утверждают, что возникновение зрительных иллюзий обусловлено сложившимися стереотипами, даже если увиденное в реальности явление идёт вразрез с уже привычным.

Вывод психологи и ученые делают одинаковый - причины возникновения психологических иллюзий чаще всего связаны не столько с психофизиологическими явлениями, сколько с физическим неправильным восприятием мозга.

1. Введение

2. Общая характеристика восприятия

3. Общая характеристика зрительных иллюзий

4. Иллюзии восприятия размера

5. Иллюзии искажения

6. Иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

7. Иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

8. Портретные иллюзии

9. Иллюзии при движении объекта

10. Иллюзии и влияние знания об объекте на восприятие

11. Иллюзии и влияние предыдущего опыта на восприятие

12. Другие типы иллюзий

13. Список литературы

Введение:

Темой моей работы являются иллюзии восприятия. Согласно определению «Психологического словаря», иллюзии восприятия (от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов.

Наиболее многочисленной группой иллюзий восприятия являются пространственные зрительные иллюзии.

Единства по вопросам классификации иллюзий в психологической литературе не существует.

В своей работе я классифицировала иллюзии следующем образом:

1. Зрительные иллюзии:

a) иллюзии восприятия размера;

b) иллюзии искажения

c) иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

d) иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

e) портретные иллюзии

f) иллюзии при движении объекта

g) иллюзии восприятия цвета

2. Другие иллюзии:

а) слуховые иллюзии;

в) прочие иллюзии

Общая характеристика восприятия:

Восприятие - весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Допустим, мы наблюдаем играющего ребенка. Он занимает определенное место в пространстве, находится от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным, мы знаем, что можем до него дотронутся, в отличие, например, от неба. На нем одежда определенных цветов. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что ребенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его смех, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - ребенок.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Восприятие может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.

Общая характеристика зрительных иллюзий:

Искажения зрительного образа иначе называются зрительными иллюзиями.Это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др.

Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о достаточной объективности нашего зрения. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмыслении зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

Иногда иллюзии зрения появляются вследствие особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Закройте левый глаз и посмотрите на фигуру, изображенную слева, правым глазом, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

В 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт открыл феномен «слепого пятна». В том месте, где в глаз входит зрительный нерв, сетчатая оболочка глаза не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, попадающие на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет.

Иллюзии восприятия размера:

На рисунке белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни - неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это происходит вследствие несовершенства хрусталика. Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Мы воспринимаем объекты целостно, вместе с окружающими их другими объектами, фоном или обстановкой. И этим объясняется самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике.

Часто иллюзии объясняются тем, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на ее части.

Отрезки на рисунке равны, хотя верхний и кажется больше (иллюзия Мюллера-Лайера).

Еще один пример иллюзии подобного рода: параллелограмм Зандера (1926).

На самом деле отрезки AB и BC равны.

Зрительные иллюзии могут возникать вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т. е. из-за взаимосвязи фигур с другими фигурами.

На рисунке круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

На рисунке внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга.

Еще один пример контекстной иллюзии: человек рядом с великаном кажется меньше фигуры на заднем плане, хотя это одна и та же фигура, помещенная на рисунок без изменения размера.

Причина некоторых иллюзий восприятия размера кроется в недостаточной способности зрительного аппарата выделить часть из целого - в виду сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Особым типом иллюзий восприятия размера является переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, свойственная большинству людей.

Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных.

Вот два примера иллюзий переоценки вертикальных линий:

Вертикальная линия воспринимается как более длинная.
Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается

Посмотрите на цифры «3» и «8». Вам кажется, что верхняя половина каждой цифры равна нижней.

Перевернем эти цифры.

Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.

Кроме того, вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные - сходящимися.

К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны . Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Для объяснения иллюзии нет единой теоретической основы. По мнению Г. Гельмгольца, «вину» за их появление должен взять на себя механизм, отвечающий за формирование свойства константности вос­приятия (строение глаза, особенности кодирования сигналов и др.). В самом общем виде можно предположить, что иллюзии вызываются различием в субъективной потребности человека проверять признаки воспринимаемых объектов, появляющихся с различ ной вероятностью, на их реальность, объективность.

Иллюзии восприятия – это искаженное (ошибочное) восприятие образа. Оно обнаруживается в деятельности различных анализаторов, чаще зрительных.

Возникновение иллюзий зависит от:

субъективных факторов:

– установки человека (наблюдение);

– направленности (на действия или сферу отношений);

– эмоционального отношения (время);

объективных факторов:

– освещенности (светлые предметы воспринимаются более объемными, чем темные);

– положения в пространстве.

Виды иллюзий:

    Иллюзия уподобления. Возникает при восприятии одинаковых составных частей в различных фигурах.

    Иллюзия переоценки. Возникает на основе того, что большинство людей преувеличивают вертикальные линии в сравнении с горизонтальными.

    Иллюзия восприятия величины предметов. Возникает при нарушении законов перспективного изображения.

    Иллюзии, обусловленные различием в яркости предмета и фона восприятия. На более темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем на менее темном.

    Стробоскопический эффект. Если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление передвижения (просмотр кинофильмов).

    Автокинетический эффект. Кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной, светящейся точки. Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом.

    «Фи-феномен». Если интервал между зажиганием первого и второго светящегося точечного объекта (на небольшом расстоянии) становится меньше 0,1 с, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, причем зрительно-иллюзорным прослеживается траектория соответствующего движения.

В частных случаях иллюзионное восприятие объясняют:

    аффективными состояниями индивида, вызываемыми тревогами и страхами (например, за причудливыми формами растений ночного леса могут мерещиться недружелюбно настроенные фигуры каких-то существ);

    различиями в восприятии вертикальных и горизонтальных линий объекта (вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных из-за того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий);

    явлением переноса размеров площади на длину сторон (стороны фигур воспринимаются как неравные из-за различия площадей фигур);

    явлением соотношения частей и целого (верхняя линия кажется длиннее нижней из-за соотношения самих линий и стрелок);

    эффектом контраста объектов, возникающим из-за влияния окружения, в котором находится воспринимаемый объект (один и тот же круг среди больших кругов кажется меньше, чем среди малых);

    феномен яркости и контраста.

Иллюзии восприятия

Слово «иллюзия» происходит от латинского слова illudo, означающего «обманываю, насмехаюсь, разыгрываю». И действительно, еще с древних времен известно свойство нашей психики зачастую искаженно воспринимать внешний мир. Отдельные примеры иллюзорного восприятия можно встретить уже у античных авторов: в научных трактатах греческого философа Аристотеля, римского архитектора Витувия. Поэт и философ Тит Лукреций Кар, отмечая относительность нашего зрительного восприятия, писал:

«Наши глаза познавать не умеют природу предметов. А потому не навязывай им заблужденье рассудка».

Множество неразрешенных проблем таит в себе наша психика. И пожалуй, чем больше мы узнаем о ней, тем большее число удивительных загадок она ставит перед ученым. Вот одной из таких загадок и являются так называемые обманы чувств или иллюзии восприятия. Мне кажется, что это уже хорошо известное свойство психики играет далеко не второстепенную роль в нашей повседневной жизни, а для пытливого ума это еще одно основание для обдумывания извечного вопроса: как же мы воспринимаем окружающий мир?

О природе иллюзий нам пока мало что известно, и полностью ответить на этот вопрос сегодня не возьмется ни один человек. Наиболее изученными к настоящему времени являются зритель ные (или оптические) иллюзии, которые представляют собой ошибки в оценке и сравнении между собой длин отрезков, величин углов, расстояний между предметами, в восприятии формы предмета и пр. Ошибки наших суждений о зрительно воспринимаемом мире связаны во многом с тем, что создаваемые образы, благодаря активной работе мозга, являются целостными (интегративными), и потому оценка предмета в целом переносится и на оценку его деталей. Причем интересно отметить, что чем целостнее образ, тем сильнее иллюзия оценки его отдельных частей. Так, на рисунке диагональ АЕ большого параллелограмма кажется длиннее диагонали ED меньшего, на самом же деле их длины равны. Зрительные иллюзии возникают также в результате свойства глаза переоценивать длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Если хотите в этом убедиться, взгляните на рисунок (высота шляпы кажется больше ширины ее полей).

Другая группа зрительных иллюзий возникает благодаря свойству нашего восприятия оценивать предмет с учетом всего того, что его окружает. Давайте рассмотрим круг, окруженный восемью маленькими кружками. Он при сравнении с другим кругом, помещенным между пятью большими кругами, кажется крупнее. Здесь действует психологический закон контраста. Измерьте, и вы убедитесь, что круги совершенно одинаковы по размеру. Приходится признать ненадежность зрительного восприятия. Однако нельзя забывать о том, что окончательный результат узнавания предмета во многом зависит от нашего прошлого жизненного опыта, т. е. памяти, которая хранит бесчисленное множество зрительных образов вместе с их смыслом и значением для нашего поведения.

Иллюзорные обманы имеют важное значение в изобразительном искусстве и архитектуре, где умелое их использование расширяет возможности художника или архитектора. Наверное, многим из вас знакомы законы перспективы, которые используются при создании произведений искусства. Кому посчастливилось побывать во дворце города Павловска (под Петербургом), могли видеть роспись потолка одного из залов, выполненную по заказу непревзойденного мастера перспективной живописи XVIII в., талантливого итальянского художника Пьетро Гонзаго. Мы даже забываем, что над нами плоская поверхность потолка, настолько сильна эта полная иллюзия уходящего ввысь пространства.

Но посмотрите на рисунок, также построенный с учетом законов перспективы: высота дерева, дома и любого другого предмета воспринимается меньшей, чем она есть на самом деле. Наш практический опыт научил нас вносить в такое искаженное восприятие соответствующие поправки, и мы правильно представляем относительные размеры изображенных предметов.

Зачастую мы сами активно используем эффект зрительной иллюзии в нашей повседневной жизни. Например, при выборе одежды знание определенных правил помогает нам скрывать некоторые дефекты телосложения. Так, невысокий молодой человек или девушка, стремясь выглядеть повыше, должны помнить, что ткань в вертикальную полоску зрительно удлиняет фигуру; тот же эффект достигается включением в фасон одежды линий продольного направления. И наоборот: преобладание горизонтальных полос и линий в одежде сделает более пропорциональной высокую и худую фигуру. Мы видим, что во всех этих случаях происходит как бы обратный эффект: отдельные детали образа (вертикальные или горизонтальные полосы на одежде) меняют оценку самого целостного образа.

При восприятии этого рисунка действуют законы перспективы В зависимости от того, на что направлено наше внимание, мы видим на одном рисунке то молодую женщину, то старуху

Интересно отметить, что зрительные иллюзии бывают тесно связаны с направленностью нашего внимания. Ведь для того, чтобы увидеть какой-то предмет из множества других, расположенных вокруг, мы должны зафиксировать на этом предмете свое внимание. Пристально рассматривая один предмет, мы на какое-то время можем не обращать внимания на все остальные. Значит, наше восприятие избирательно, и мы не просто пассивно и безразлично «фотографируем» то, что оказывается перед нами, а заинтересованно выбираем то, что для нас в данный момент оказывается наиболее важным и значимым. При рассматривании одного рисунка попеременно можно увидеть то молодую женщину в несколько старомодной шляпке с перьями, то старуху с меховым воротником, с выдающимся подбородком и большим крючковатым носом. Все зависит от того, на что направлено внимание, на ухо молодой женщины или на глаз старухи.

Несуществующая фигура

Наконец, еще один вид зрительных иллюзий состоит в полном противоречии наших чувственных ощущений и разумных толкований предмета. На этой странице изображен предмет, которого в природе не существует. Левая сторона воспринимается как композиция из круглых стержней, расположенных параллельно. А правая половина видится как четырехгранный двойной угол. Посередине рисунка мы обнаруживаем переходный участок, в котором пытаемся перенести одно представление в другую часть рисунка. Однако мы не в состоянии точно отметить этот переход. Закройте рукой сначала левую часть рисунка, а потом правую, и вы увидите два совершенно разных изображения. Таким образом, рассудок, как результат способности к логическому мышлению, противоречит зрительному восприятию и переживанию.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наши восприятия – это только первая ступень познания, начальный этап знакомства с предметом, который оценивается не изолированно, а в контексте всей окружающей обстановки. Восприятие углубляется мышлением и проверяется практикой.

Из книги 21 правдивый ответ. Как изменить отношение к жизни автора

Иллюзии- это не случайность Итак, мы с вами просмотрели два взятых наугад варианта развития иллюзии. Мы видели, как возникает любовная иллюзия, и развитие иллюзии опасности (угрозы). Но признаемся себе, что только с большой натяжкой можно назвать описанное выше чувство

Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

Иллюзии Детские иллюзии чаще всего связаны с поощрениями и наказаниями. Поощряется хорошее, наказывается плохое. У маленьких детей обычно имеется какой-нибудь Санта Клаус, который «следит» за их поведением и все учитывает. Но он есть только у малышей. Дети постарше в него

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Иллюзии Иллюзии, о которых сейчас пойдет речь, описал еще Аристотель примерно 2300 лет назад. Это иллюзии высоты и ширины (рис. 4), иллюзии Мюллера-Лиера (рис. 5), Цельнера и Геринга (рис. 6, а, б). Рис. 4. Иллюзия высоты и ширины Рис. 5. Иллюзия Мюллера-Лиера. Рис. 6. Иллюзия Цельнера,

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Иллюзии спасут мир Красота относительна. Красота есть там, где есть иллюзии. Чем ярче и сильнее иллюзии, тем больше красоты. Красота является критерием присутствия иллюзий. Человек существует благодаря иллюзиям, в них он находит смысл и черпает энергию для своего

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

Иллюзии. Лас-Вегас, Невада. Сверкают огни, возбуждение витает в воздухе. Молодая пара, проводящая свой медовый месяц, собирается поучиться играть в «Черного Джека» и направляется в шикарное казино. Там они видят игрока, сидящего за столом «Черного Джека» с тысячами

Из книги Сила подсознания. Практический курс автора Хамидова Виолетта Романовна

Иллюзии Иллюзия счастья Начнем именно с разговора о счастье. О нем мечтают все, однако сказать, что такое счастье, не может никто. У каждого свое представление о счастье, каждый видит его по-разному. В поисках счастья человек стремится заработать как можно больше денег,

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Не растворяться в иллюзии Ваша цель – захват власти над персоной, над ситуацией.Если происходит какое-то событие, и вы не делаете из него выводов, значит, вы обречены. Если вы пользуетесь алгоритмами, которые здесь не работают, вы обречены.Вы должны пользоваться

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

Г. Иллюзии Детские иллюзии обычно связаны с наградами за хорошее поведение и с наказаниями - за плохое. «Хороший» ребенок не должен сердиться («Ну и характер!») или вести себя сексуально («Какая нехорошая!»), но может выглядеть испуганным или пристыженным. Таким образом,

Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

Иллюзии Жены алкоголиков безгранично верят в силу любви и в то, что они обязательно "перевоспитают" своих мужей. История собственной семьи и даже история человечества показывают, что нельзя переделать, пересоздать человека. Лишь сам человек может изменить себя, но не

Из книги Начало мужское и женское автора Виилма Лууле

Про иллюзии и разочарования Учитывая, что у людей, как правило, тяжело на душе, мне не всегда легко находить с ними контакт. Я готовлюсь к нашим встречам, освобождаю вас и делаю это до тех пор, пока не почувствую, что готова встретиться с вами. Но моя внутренняя работа на этом

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Психология день за днем. События и уроки автора Степанов Сергей Сергеевич

Необходимые иллюзии 2 июня 1945 года Беррес Фредерик Скиннер приступил к написанию книги, которую задумал назвать “Солнце – это всего лишь утренняя звезда”. В ходе работы над рукописью автор изменил ее название, и в июне 1948 г. книга вышла в издательстве “Макмиллан” под

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§18. Иллюзии Иллюзией называется неправильное, искажённое восприятие.Познакомимся с некоторыми иллюзиями, которые вызываются определёнными законами ощущения и восприятия и возникают при данных условиях у всех или у большинства людей.1. Иллюзии контраста. Кроме примеров,

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Иллюзии Чтобы оценить, насколько автономна Система 1, а также осознать различие между впечатлениями и убеждениями, внимательно посмотрите на рисунок 3.В нем нет ничего особенного: две горизонтальные линии разной длины, к которым пририсованы стрелки, направленные в разные

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Звягин Владимир Иванович