Год издания книги: 2017

Новая книга Эльчина Сафарли «Когда я вернусь, будь дома» мгновенно стала бестселлером. Это и не удивительно, ведь автор уже давно занимает ведущие места среди и каждая его книга ожидаема многочисленными поклонниками автора. И новинка «Когда я вернусь, будь дома» не стала исключением, и мгновенно попала в наш .

Сюжет книги «Когда я вернусь, будь дома»

В книге «Когда я вернусь, будь дома» Сафарли читать можно историю небольшой семьи, которая изложена в письмах отца к своей дочери. Эта история в общем-то не чем не примечательна. Ганс и Мария познакомились, когда ему было тридцать два, а ей двадцать семь. Она была замужем и работала в библиотеке. Уже с первого взгляда на нее Ганс решил, что эта девушка с каштановыми волосами станет ее женой. Он не стал откладывать в долгий ящик и сражу же признался в своих чувствах. Мария заставила ждать себя целых четыре года. Она все думала, что Ганс переключится на другую женщину. И лишь убедившись в подлинности его любви пришла к нему.

Жить они переехали в дом всего в тридцати четырех шагах от моря. Этот дом пользовался дурной славой у местных, но Мария влюбилась в него с первого дня. Этот белый домик был практически не виден из далека, сливаясь с береговой линией. Но именно здесь Мария могла слушать звуки ветра, которые напоминали ей о молодости. Именно в этом доме родилось их Счастье – дочь Досту, письма Ганса к которой и раскрывают перед нами тайны этой не чем не примечательной семьи.

Что касается по книге Эльчина Сафарли «Когда я вернусь, будь дома» отзывов, то они преимущественно содержат положительные эмоции. Ведь, как и любые другие книги Сафарли, она переполнена атмосферой добра, любви и стойкости к невзгодам. Множество цитат и афоризмов наполняют ее восточной мудростью, а запах сдобы придает уют. Книга «Когда я вернусь, будь дома» как очень атмосферны и будоражат воображение читателя. А минусы, которые приписывают книге, в виде избыточного количества цитат, растянутости текста и отсутствия сюжета как такового, присущи всем произведениям писателя. Поэтому книгу «Когда я вернусь, будь дома» Сафарли скачать можно посоветовать людям уже давно знакомыми с творчеством писателя, а также тем, кто ищет теплую и позитивную книгу не на один вечер.

Книга «Когда я приду, будь дома» на сайте Топ книг

Книга Сафарли «Когда я вернусь, будь дома» настолько популярна, что это позволило ей занять высокое место среди осени 2017. И это при том, что вышла она только в октябре 2017 и еще не успела достигнуть пика своей популярности. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что уже в следующем роман может занять куда более высокую позицию.

Книги этого писателя повествуют о людских переживаниях, всеобъемлющих и глубоких. Читательницы называют его «лекарем женских душ». Эльчин Сафарли – самый душевный писатель Востока. В его книгах можно найти себя, свои ощущения и переживания, с которыми сталкивается ежедневно каждый человек. В этой статье рассказывается об одной из последних книг автора - «Когда я вернусь, будь дома»: отзывы читателей, сюжет и главные герои.

Немного об авторе

Эльчин появился на свет в Баку в марте 1984 года. Публиковаться начал в двенадцатилетнем возрасте в молодежных газетах, сочиняя истории прямо в школе на уроках. Через четыре года стал работать в различных СМИ. Учился в Международном университете Азербайджана на факультете журналистики. Успел попробовать свои силы на телевидении, сотрудничал с азербайджанскими и турецкими каналами. Долгое время Эльчин жил в Стамбуле, что не могло не сказаться на его творчестве. В первых книгах, которые сделали его известным автором, действие происходило в этом городе. Эльчина называют «вторым Орханом Памуком». Сам же Памук говорит, что «книги Сафарли вызывают у него уверенность в том, что у восточной литературы появилось будущее».

Дебютный роман

Сафарли - первый писатель Востока, пишущий на русском языке. Дебютная книга «Сладкая соль Босфора» вышла в 2008 году, а в 2010-м вошла в сотню самых популярных книг Москвы. Писатель рассказывает, что создавал свою книгу, когда работал в строительной компании. Единственным радостным переживанием в то время были встречи со страницами своей книги. Коллеги уходили на обед, а Эльчин, перекусив яблоком, продолжал писать свою стамбульскую историю. Пишет он в разных местах. Например, может набросать эссе прямо на пароме через Босфор. Но чаще пишет дома, в тишине. Муза – субстанция переменчивая и непостоянная. Надеяться на нее нельзя, поэтому Эльчин считает, что есть только два пути, которые приведут успеху - это умение и труд. Книгу "Когда я вернусь, будь дома", герои которой располагают к себе читателя, хочется читать без остановки.

Творчество писателя

В этом же 2008 году выходит новая книга, «Туда без обратно». Спустя год Сафарли представил свое новое произведение – «Я вернусь». В 2010 году выходит сразу три книги: «Тысяча и две ночи», «Мне тебя обещали», «Нет воспоминаний без тебя». В 2012 году Эльчин порадовал поклонников новыми произведениями: «Если б ты знал», «Легенды Босфора» и «Когда я без тебя». В 2013 году была опубликована нашумевшая книга «Рецепты счастья». В этой книге писатель рассказал не только замечательную историю о любви, но и поделился с читателями прекрасными рецептами восточной кухни. В книге «Когда я вернусь, будь дома» читателя также ждут запахи ароматной выпечки и атмосфера зимнего океана. В первых же строках читатель попадет в дом, в котором «пахнет ройбушем» и «печеньем с малиновым джемом». А один из героев книги работает в пекарне, где пекут хлеб «с вялеными овощами, оливками и инжиром».


Последние работы

В 2015 году выходит книга «Я хочу домой», теплая и романтическая «Расскажи мне о море» - в 2016 году. По книгам Сафарли понимаешь, насколько искренне он любит Стамбул и море. Он красиво описывает и город, и воду. Когда читаешь его книги, кажется, что видишь приветливые огни города или слышишь, как плещутся волны. Автор так искусно их описывает, что ощущаешь легкий ветерок, чувствуешь, как воздух наполнился ароматом кофе, фруктов и выпечки. Но не только запахом сладостей привлекают читателей книги Сафарли. В них много любви и доброты, мудрых советов и цитат. «Когда я вернусь, будь дома», опубликованная в 2017 году, также наполнена мудростью человека, прожившего большую жизнь и повидавшего много на своем веку. Сам автор говорит, что ему нравятся идеи, заложенные в истории двух последних книг.

О чем его книги

Неудивительно, что в книгах Сафарли за каждой историй спрятана настоящая истина. В одном из интервью его спросили, о чем ему нравится писать. Он ответил, что о людях, о простых вещах, которые окружают и беспокоят каждого. Хочет рассказывать о том, что вдохновляет, а не угнетает. О красоте жизни. О том, что ждать «идеальное время бессмысленно». Надо наслаждаться жизнью прямо сейчас. Сафарли говорит, что его опустошает несправедливость и то, когда человек живет не своей жизнью. Когда главным для него становится – быть правильным в глазах соседей, родственников, коллег. И этот абсурд – зависеть от общественного мнения – приобретает катастрофические масштабы. Это неправильно.

«Нужно впустить в свою жизнь счастье», - говорит писатель. «Счастье – это благодарность за то, что уже имеешь. Счастье – это отдавать. Но это не значит, что себя надо лишать чего-то. Нет. Надо просто делиться. Делиться тем, что у тебя есть, - пониманием, любовью, вкусным обедом, счастьем, умением». И Сафрали делится. Читатели пишут в отзывах: «Когда я вернусь, будь дома» - это история, которой Эльчин касается самого сердца, проникая в самые отдаленные уголки души и открывая в человеке доброту и любовь. А еще хочется встать и бежать на кухню, чтобы печь солнечные булочки, ведь книга полна вкуснейших рецептов.


Как пишет

Писатель говорит, что в своих книгах он искренен и передает те ощущения и впечатления, которые пережил в определенный момент своей жизни. Что чувствовал, то и писал. Это не трудно, потому что Эльчин живет жизнью обычного человека – ходит на рынок, гуляет по набережной, общается с людьми, ездит на метро и даже печет пироги.

«Говорят, мои истории вдохновляют людей. Лучшей похвалы для писателя быть не может», - говорит он. «Нам дано прожить жизнь с любовью или без нее. Бывают такие состояния и моменты, что никого не хочется видеть, не то что любить. Но однажды просыпаешься, и понимаешь, что перегорело. Все прошло. Это и есть жизнь». var blockSettings13 = {blockId:"R-A-116722-13",renderTo:"yandex_rtb_R-A-116722-13",horizontalAlign:!1,async:!0}; if(document.cookie.indexOf("abmatch=") >= 0){ blockSettings13 = {blockId:"R-A-116722-13",renderTo:"yandex_rtb_R-A-116722-13",horizontalAlign:!1,statId:7,async:!0}; } !function(a,b,c,d,e){a[c]=a[c]||,a[c].push(function(){Ya.Context.AdvManager.render(blockSettings13)}),e=b.getElementsByTagName("script"),d=b.createElement("script"),d.type="text/javascript",d.src="http://an.yandex.ru/system/context.js",d.async=!0,e.parentNode.insertBefore(d,e)}(this,this.document,"yandexContextAsyncCallbacks");

Вот о ней и и пишет в последней книге Эльчин Сафарли.

«Когда я вернусь, будь дома»

Вкратце об этой книге можно сказать так:

«Это история отца и дочери. Они вместе пекут хлеб, очищают палубу корабля от снега, читают книги, выгуливают собаку, слушают Дилана и, несмотря за метели за окном, учатся жить».

О чем же на самом деле рассказывается в книге, опубликованной около четырех месяцев назад, но собравшей уже несколько тысяч читательских отзывов и, согласно опросам Google, понравившейся 91 % пользователей? Конечно, о том, сколько именно пользователей оставили свой отзыв, Google умалчивает. Но важно одно, что больше девяноста процентов читателей, поделившихся своим мнением, пришли к одному выводу: книга достойна прочтения. Поэтому остановимся на ней более подробно.


Как написана книга

Повествование ведется от лица главного героя – он пишет письма единственной дочери. Авторы часто прибегают к этому жанру. «Когда я вернусь, будь дома» написана в форме писем. Для лучшего восприятия читателями героев произведения, для более глубокой психологической характеристики персонажей писатели часто используют этот прием. В данном случае письма – композиционная основа всего произведения. В них рисуются портреты героев, здесь же рассказчик пишет о собственных наблюдениях, ощущениях, разговорах и спорах с друзьями, что позволяет читателю воспринимать героя с разных сторон. И пожалуй, самое главное, для чего был избран этот способ написания, - позволить читателю понять глубину чувств главного героя, отцовскую любовь и боль потери - человек не будет лицемерить перед самим собой, и собственные высказывания чаще всего ближе к истине и вернее.

В каждой строчке его дочь рядом с ним – он делится с ней рецептами, рассказывает о новых знакомых и друзьях, о домике на берегу океана в Городе вечной зимы. Было бы слишком просто сказать, что в письмах он говорит с ней о жизни, делится своими мыслями и опытом. На самом деле его письма, вместившиеся в небольшую по объему книгу «Когда я вернусь, будь дома», глубоки и бездонны по своему содержанию. Они рассказывают о безграничной родительской любви, о горечи потери, о поиске путей и сил для преодоления горя. Не в силах принять смерть любимой дочери и смириться с ее отсутствием, он пишет ей письма.


Жизнь – это счастье

Ганс – главный герой произведения, от его лица и ведется повествование. Он не может смириться со смертью единственной дочери и пишет ей письма. Первое начинается с описания нового города, в который он и его жена переехали после того, как потеряли Досту, – Город вечной зимы. Он сообщает, что здесь круглый год зима, в эти ноябрьские дни «океан отступает», «колкий холодный ветер не выпускает из плена». Герой книги Эльчина Сафарли «Когда я вернусь, будь дома» рассказывает дочери, что на улицу почти не выходит, отсиживается в доме, где пахнет липовым чаем, заваренным с сушеной апельсиновой коркой и печеньем с малиновым джемом, которое так любила их дочь. Ее порцию они убирают в шкаф: вдруг Досту, как в детстве, вбежит на кухню за лимонадом и печеньем.

Ганс работает в пекарне недалеко от дома, они с компаньоном пекут хлеб. Он пишет своей дочери, что выпечка хлеба – «подвиг трудолюбия и терпения». Но он не представляет себя без этого дела. Ганс делится в письме рецептами, по которым они пекут хлеб. Они с компаньоном Амиром давно хотели выпекать и симиты – любимое лакомство к кофе. Ганс едет в Стамбул, где живет несколько дней и учится печь симиты. Но ценность его писем заключается не в замечательных рецептах, а в мудрости, которой он делится с дочерью. Говоря ей: «Жизнь – это путь. Наслаждайся», - он заставляет жить себя. На этом и строится весь сюжет. «Когда я вернусь, будь дома» - история о счастье, оно в любимом городе, где живешь, в глазах любимого человека, в любимом деле и даже в крике чаек.

Жизнь – это любовь

Мария – мать Досту. Ганс, главный герой книги «Когда я вернусь, будь дома», вспоминает, как познакомился с ней. Мария старше его на пять лет. Работала в библиотеке и была замужем. Но он с первого взгляда знал, что девушка с каштановыми волосами непременно станет его женой. Четыре года он приходил каждый день в библиотеку, потому что «глубокая уверенность», что они будут вместе, «отметала все сомнения». Мария часто плачет над фотографией дочери, ей очень тяжело далась эта потеря. Она ушла из дома и почти полтора года жила одна, чтобы побыть наедине со своим горем, переболеть.

Боль не прошла, изменилось отношение к ней. Просто она теперь занимает меньшее пространство, освободив место для того, что Марию никогда не покидало, – желание любить. Мария всем сердцем полюбит сына друзей семьи - Леона. После гибели его родителей они с Гансом возьмут мальчика к себе. Глава с названием «Прекрасно – любить живого человека» есть даже в содержании. «Когда я вернусь, будь дома» - это история о любви, о том, как важно для человека быть любимым, ярко жить и радоваться тем, кто рядом.


Жизнь – это те, кто рядом

Из писем Ганса читатель не только узнает о его чувствах или находит новые рецепты, но и знакомится с его новыми друзьями: Амиром, Умидом, Жаном, Дарье, Леоном.

Амир – компаньон Ганса, они вместе работают в пекарне. Амир младше Ганса на двадцать шесть лет, удивительно спокойный и уравновешенный человек. На его родине седьмой год идет война. От нее он и увез семью в Город вечной зимы. Амир просыпается в половине пятого утра, заваривает кофе – обязательно с кардамоном, готовит для своей семьи завтрак и уходит в пекарню. Играет в обед на гитаре, а вечером, вернувшись домой, ужинает – на первое обязательно должен быть суп из красной чечевицы. Читает детям книжки и ложится спать. Назавтра все повторяется. Гансу кажется скучной такая предсказуемость. Но Амир счастлив – он живет в гармонии с собой, наслаждается любовью к тому, что построил.

Произведение «Когда я вернусь, будь дома» знакомит еще с одним интересным героем - Умидом – парнишкой-бунтарем. Родился и вырос в Городе вечной зимы, работал в одной пекарне с Гансом – разносил по домам выпечку. Учился в католической школе и хотел стать священником. Родители парня – филологи, он много читает. Из Города вечной зимы уехал. Сейчас живет в Стамбуле и работает в пекарне, где пекут изумительные симиты. Женат на дочери фермера из Айдахо. С женой, импульсивной и ревнивой американкой, они часто спорят, поскольку Умид вырос немного в другой обстановке, где родители разговаривают полушепотом, а по вечерам слушают Чайковского. Но хватает их ненадолго. Молодые тут же мирятся. Умид – отзывчивый парень. Когда не станет Ганса, он позаботится о Марии с Леоном и поможет им перебраться в Стамбул.

«Причина разочарований, - пишет в письме Ганс, - кроется в том, что человека нет в настоящем. Он занят ожиданием или воспоминаниями. Люди сами загоняют себя в одиночество в тот самый момент, когда перестают делиться теплом».

Многие читатели пишут в своих отзывах: «Когда я вернусь, будь дома» - это история о потерях и приобретениях, которые сопровождают человека всю жизнь.


Жизнь – это забота о счастье других

Жан – друг семьи, психолог. С ним Мария и Ганс познакомились в приюте, когда забирали оттуда собаку – Марса, а Жан – кота. Когда он был маленьким, его родители погибли в автокатастрофе, воспитывала Жана бабушка, у которой он научился варить чудесный луковый суп. В дни, когда он его варит, Жан приглашает друзей и вспоминает свою бабушку. Он познакомил их со своей невестой Дарьей, у которой растет сынишка Леон. Его отец сразу после рождения сына ушел из семьи, узнав, что Леон - аутист. Однажды, оставив Леона у Марии и Ганса, Жан с Дарьей уедут в путешествие, откуда не вернутся.

Ганс с Марией оставят мальчика у себя и будут называть его сыном. Этот момент затронет сердца многих читателей, о чем они напишут в своих отзывах. «Когда я вернусь, будь дома» - книга, которая учит делиться с другими своим теплом. Ганс трогательно пишет о мальчике Леоне, о его болезни. Он рассказывает своей дочери, что мальчик любит возиться с тестом и помогает им в пекарне. Признается Досту, что он заново переживает отцовские чувства.

«В нашу дверь обязательно постучатся те, кто нам нужен и кого мы вскоре полюбим. Распахнем навстречу солнцу шторы, испечем яблочное печенье с изюмом, поговорим друг с другом и расскажем новые истории – это и станет спасением».

В аннотации к «Когда я вернусь, будь дома» написано, что никто не умирает, те, кто любил друг друга при жизни, обязательно встретятся. И не имеют значения ни имя, ни национальность – любовь связывает навсегда.

Когда я без тебя… (сборник) Эльчин Сафарли

(Пока оценок нет)

Название: Когда я без тебя… (сборник)

О книге «Когда я без тебя… (сборник)» Эльчин Сафарли

Эльчин Сафарли – молодой писатель, журналист. Свои первые стихи начал писать, будучи школьником. Когда ему выдавалась свободная минута, он мог сочинить небольшое стихотворение. Э. Сафарли в своих книгах пишет о любви, восточной культуре, традициях, быте. Его произведения пользуются огромным спросом, их хвалят критики. Автор долго время жил в Турции, где имел оглушительный успех. Э. Сафарли имеет множество наград за свои стихи. Чтобы обратить внимание на молодого писателя, режиссер Сергей Сараханов снял о нем документальный фильм. Сам Сергей очень проникся творчеством Эльчина и с огромным удовольствием перечитывает его произведения. Одной из настольных книг режиссера является «Когда я без тебя… (сборник)». По его мнению, автор смог вложить в стихи всю душу. Они получились яркими, личными, поэтому трогают сердце с первых строк.

Эльчин Сафарли в книге «Когда я без тебя… (сборник)» раскрывает суть любви. Многие могут не согласиться с его представлением об этом чувстве, но его прекрасные стихи и отличный слог убедят кого угодно. После прочтения сборника остается умиротворение и чистые помыслы, хочется жить и дарить любовь всем. Это необыкновенное состояние, когда нет ничего невозможно, когда стираются границы сознания и хочется просто любить весь мир.

«Когда я без тебя… (сборник)» поможет выразить свои чувства, наполниться гармонией и сделать множество хороших дел. Книга для многих является вдохновением, поскольку автор смог простыми словами донести истину до людей.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Когда я без тебя… (сборник)» Эльчин Сафарли в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Когда я без тебя… (сборник)» Эльчин Сафарли

Я хочу, что бы ты знал одно: твое имя всегда на моих губах.
Я буду сдерживаться, чтобы не произнести его вслух: пусть никто не знает, как мне тяжело без тебя.
Зато я буду повторять его про себя, надеясь когда-нибудь встретить тебя в толпе. И когда я увижу тебя, это будет самый счастливый день.
Самый долгий и удивительный…

Смогу ли я когда-нибудь думать об этом без боли?
- Конечно, сможешь.
- Но когда?!
- Когда доведешь тоску до высшей точки, и все уйдет, правда, неизвестно, с тобой или без тебя. Или когда много раз вернешься, отпуская понемногу. Быстро преодолеть боль невозможно, но получится.

Будь со мной. Не зря же когда-то давно, в одном красивом сне юности, мне тебя обещали!

Скачать бесплатно книгу «Когда я без тебя… (сборник)» Эльчин Сафарли

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Эльчин Сафарли - популярный азербайджанский писатель, автор таких романов, как «Туда без обратно» и «Мне тебя обещали».

В своей новой книге, написанной в эпистолярном жанре, Сафарли повествует о мужчине, ставшем жертвой злого рока и вопиющей несправедливости жизни. Потеряв родную дочь, он будто крест несет на своих плечах боль утраты, покуда его разум не настигнет вечное забвение. Не в силах подавить в сердце нарастающую с каждым новым мгновением горечь и тоску, он пишет письма, в которых обращается к умершей дочери. В них он делится всем, что гложет; в них он хранит все то, что не сказано. И эти слова уже никогда не будут озвучены…

Для начала стоит сказать, что книга получилась очень "живой", проникновенной, по-своему эмоциональной. Ее атмосфера придает настроению читателя особенный вектор, благодаря которому он погружается во внутренний мир протагониста, становится проводником его мыслей, душевных переживаний.На манер музыкального лада, эта история несет в себе преимущественно минорную тональность.

Эти письма, в которых главный герой обращается к своей дочери, заставляют задумываться о том, что происходит с нами на протяжении всей жизни, что окружает нас день за днем, но остается, будто за ширмой подсознания. Существуют вещи, о которых мы не думаем по самым разным причинам, будь то скорость, с которой проносятся и без того загруженные будни или же все окутывается пеленой, воссозданной идеологией обывательских взглядов. А иногда мы намерено выстраиваем внутриличностные барьеры, дабы отстраниться от подтекстов, и тогда жизнь кажется чуточку проще. Living is easy with eyes closed. Об этом и повествует новый роман прославленного азербайджанского писателя.

Читая эту книгу, скажем честно, с не самым удачным названием, читатель вполне возможно сделает для себя какие-то выводы, переосмыслит некоторые жизненные позиции, задумается о важном. Четыре кубика легкой хандры внутривенно, чтобы жизнь не казалась ванильным кремом на праздничном торте. Но справедливости ради, эта хандра несет в себе больше конструктивный, созидательный характер, как ни парадоксально это прозвучит.

Сафарли написал не попсовый роман, окруженный суицидальной аурой раскаявшегося грехотворца. Это скорее повесть о человеке, прожившем довольно долгую, непростую жизнь, полную как взлетов, так и больных падений. Его монологи в рассуждениях об устройстве мира не наскучивают, что важно уже априори. Через призму теорий и взглядов обремененного жизненным опытом персонажа, они повышают нашу мозговую активность, что важно между прочтением литературы сугубо развлекательного характера.

И, да, «Когда я вернусь, будь дома» — не высокоинтеллектуальная проза, не бездонный омут философских изречений, однако некоторые цитаты вполне достойны внимания. И это, безусловно, необходимо отметить в качестве положительной стороны произведения.

Практически полное отсутствие сюжета на книге Сафарли негативно не сказывается. По большому счету он здесь не требуется. Ввиду этого, небольшой объем романа приходится как нельзя кстати, ведь норма здесь имеет особое значение. От непрерывного потока мыслей в больших объемах, каким бы ни был их образ и смысловая нагрузка, легко утомиться. Несложная форма подачи, приятный слог в этом отношении также более чем уместен.

По части работы над протагонистами нужно сказать, что центральная фигура - автор вышеупомянутых писем, являясь фактически единственным персонажем, которому уделялась львиная доля внимания (исключая дочь Досту), проработан очень качественно. В рамках всего повествования он не просто живет, он заставляет прожить читателя своей жизнью, оказаться на его месте и прочувствовать все тревоги и печали потерявшего своего ребенка родителя. В этом смысле Сафарли очень тонко прочувствовал своего персонажа, раз за разом попадая в оголенные нервы тех, кто решился познакомиться с этой историей.

Подытожив все вышесказанное, стоит сказать, что «Когда я вернусь, будь дома» — удивительная по своей эмоциональной глубине история одного человека, обличающая тонкую взаимосвязь родителя и его чада.

Эльчин Сафарли

Когда я без тебя…

Сборник

Я вернусь…

С благодарностью моей маме, сестрам Рамзие Джилгамлы и Диане Зенюк, а также Маше Кушнир

В этой книге слова «надежда», «вера», «счастье» и производные от них употребляются 678 раз

Я слышал, ты читал книгу, и что ты в ней нашел?

Новую жизнь.

Ты в это веришь?

Послушай меня, я тоже когда-то поверил книге. И решил, что найду этот мир. (…) Поверь мне: в конце концов нет ничего, кроме смерти…

Тот мир существует! (…)

Да нет ничего! Это всё красивые сказки! Считай это чем-то вроде игры, в которую один старый идиот играл с детьми. И вот однажды он решил написать такую же книжку, но для взрослых. Вряд ли он сам понимает смысл того, что написал. Читать забавно, но если поверишь в нее - жизнь пропала…

Орхан Памук. «Новая жизнь»

…Ты смотришь на меня, смотришь на меня из близи, все ближе и ближе, мы играем в циклопа, смотрим друг на друга, сближая лица, и глаза растут, растут и все сближаются, ввинчиваются друг в друга: циклопы смотрят глаз в глаз, дыхание срывается, и наши рты встречаются, тычутся, прикусывая друг друга губами, чуть упираясь языком в зубы и щекоча друг друга тяжелым, прерывистым дыханием, пахнущим древним, знакомым запахом и тишиной. Мои руки ищут твои волосы, погружаются в их глубины и ласкают их, и мы целуемся так, словно рты наши полны цветов, источающих неясный, глухой аромат, или живых, трепещущих рыб. И если случается укусить, то боль сладка, и если случается задохнуться в поцелуе, вдруг глотнув в одно время и отняв воздух друг у друга, то эта смерть-мгновение прекрасна. И слюна у нас одна на двоих, и один на двоих этот привкус зрелого плода, и я чувствую, как ты дрожишь во мне, подобно луне, дрожащей в ночных водах…

Хулио Кортасар. «Игра в классики»

…ход событий определяется не мною. Вместо того чтобы управлять своими персонажами, я предоставляю им жить собственной жизнью и без помех выражать свое мнение. А сам только слушаю и записываю.

Рай Брэдбери

Я хотел писать обо всем, обо всем, что происходит вокруг.

О твоих цветах, когда ты приносишь их.

Об этом полотенце, о запахе; о том, какое оно на ощупь.

О всех наших чувствах - твоих, моих…

Об истории: какими мы были.

Обо всем в мире, обо всем вместе, милая!

Потому что всё в жизни смешано…

К/ф «Часы»

Мы вправе лететь туда, куда хотим, и быть такими, какими мы созданы.

Ричард Бах

…Она выжала для меня мандариновый сок и ушла. Навсегда. Под стаканом с цитрусовым фрешем влажная по краям салфетка. На ней болезненные слова неровным почерком. «Я уехала. Не ищи меня». Она ушла в первый день лета. Не побежал искать ее. Не начал звонить на ее мобильный. Не закурил нервными затяжками. Я взял стакан с соком, поднес к носу. Начал принюхиваться. Неужели мандариновый аромат овладел фиалковым запахом ее кожи? Неужели тот не сохранился на стекле высокого стакана? Мне нужна ты. Я хочу тоже уйти. За тобой или к тебе. Неважно. Важное - это ты…


…Женщины оставляют мужчинам на прощанье волшебные ночи. Женские следы на мужских сердцах. В ночь перед разлукой она целовала не так, как обычно. Ее поцелуи застывали на моем теле, словно снежинки на заледеневшем окне. Почему-то становилось холодно. Сейчас я понял. Прощальные поцелуи теряют теплоту. В них остывшая нежность расставания… В последнюю ночь она смотрела на меня не так, как обычно. Во взгляде отчуждение. Отчуждение наперекор любви. Она понимала, что ей пора, но всячески оттягивала час ухода. Борьба души и разума. Разум победил. Ушла. Сейчас я понял. Во взгляде перед разлукой нет тоски. В нем безмолвный протест. Протест против себя самой. Чувства проигрывают разуму. Чаще всего…


…Открываю холодильник. В нем ничего нет, кроме зеленых яблок. Крупных, сочно-зеленых, с восковой кожурой. Она запомнила. Как-то рассказал ей, что в детстве излечивался от грусти зелеными яблоками. Прятался в зарослях дедушкиного сада, уплетал сочные яблоки, разглядывал небо, считал пролетающие самолеты. Так грусть забывалась. Она понемногу исчезала, как исчезают в небе самолеты… Всю последующую неделю ел яблоки из холодильника. В каждом из них жили воспоминания. Съедал воспоминания, навсегда оставляя их в себе. Никаких самоистязаний. Я грустил, питался яблоками, вспоминал. Где-то в глубине души по-детски надеялся, что в день, когда закончатся яблоки в холодильнике, она вернется. Яблоки закончились. Она не вернулась…


…Все рождается из малого. Наша любовь родилась из одного нечаянного прикосновения. Очередь в пункте обмена валюты. Вечерняя суматоха на Истикляль Джаддеси. Мелкий весенний дождь, похожий на пудру. Фальшивые песни уличных музыкантов. Продавец мороженого зазывает клиентов. Сонные голуби на крыше газетного киоска. Фисташковый аромат баклавы в свежем воздухе. Она задевает меня сумкой, и я роняю портмоне. Куруши покатились по кафельному полу. Я говорю «пардон» на турецком. Она «ой, извините ради бога» на русском. Одновременно нагибаемся, чтобы собрать монетки. Прикосновение. У нее холодные руки. Первое, что заметил в ней. Потом заглянул в ее глаза. Зелено-голубые. С искренней тревогой, обволакивающей нежностью. Захотелось поцеловать ее в губы. Не сдержался. Поцеловал.

Она удивилась, а я влюбился. «Давайте съедим мороженого…» Сказал первое, что пришло на ум. Она ответила на турецком. «Оки…» Потом влепила мне пощечину. «Однозначно вы любительница имбирно-шоколадного мороженого…» Она засмеялась, а я не извинился…

…Настоящая любовь соткана из противоречий. Прошита нитями разных характеров, вкусов, стремлений. Наша любовь поселилась между небом и землей. Небом, воздушно-ветреным, была она. Землей, стабильно-приземленной, был я. Любовь между нами… Я - мусульманин, она - православная. Я люблю черничный пирог, она обожает вишневый. Я нахожу себя в осени, она постигает гармонию летом. Я верю в мимолетность счастья, она верит в возможность его протяженности. Мы были и оставались разными. Различие укрепляло чувства, разукрашивало пестрыми оттенками повседневность. Индивидуальность в любви должна быть сохранена. Иначе со временем погибнут и чувства… Тогда кто из нас размотал узелки чувств?..

…Аппетитные шарики мороженого таяли в вазочке из перламутрового стекла. Теряли индивидуальность, сливались в общую бледно-коричневую массу. Она облизывала чайную ложку, время от времени задерживая ее в клюквенных губах. Мысленно покидала эту кафешку с видом на Босфор. Уносилась туда, где свободна ее свобода. Чисто женская свобода. «…Мечтаю превратиться в чайку. Парить над Золотым Рогом, клевать рыбу, позволять кормить себя хрустящим симитом. Самой решать, куда и с кем лететь…» Она говорила про себя, но вслух. Бархатистый голос, редкие ресницы, улыбка с ямочками. Тлеющая сигарета в пальцах. «Эй, чайка, у тебя мороженое тает…» Она вздрагивает, переводит взгляд с Золотого Рога на меня. Проникает в глубину моих глаз. Мурашки по коже. У меня. А на ее лице улыбка.

Вдавливает сигарету в пепельницу. «Могу тебя кое о чем попросить?» Официант подносит горячий чай с кюнефе. Теплый сахарно-шафрановый аромат гонит прочь ванильные оттенки мороженого. Одна из моих дурных привычек - горячее после холодного. «Проси…» Она снова возвращается взглядом к Золотому Рогу. «Подари мне…» Недоговаривает, закуривает. «Что подарить?» Перед глазами пронеслись вывески ювелирных магазинов, дорогих бутиков. В первые 48 часов влюбленности мужчина сомневается в женщине. На подсознательном уровне. Страх разочароваться. «Подари мне надежду…» От неожиданности роняю сигарету. Она засмеялась. Привстала, перегнулась через столик. Поцеловала в нос. «Подаришь? Ну же, не жадничай…» - «Подарю…» В этот миг зазвонил ее мобильный. Он звонил все время, пока мы были с ней. Нас часто ждут именно там, куда мы возвращаться не хотим… Почему не утопил ее мобильный в Босфоре? Телефонные трубки мешают делать поступки. Прямо как в песне…

…Ее зовут Мирумир. Она так представилась. «Неужели есть такое русское имя?» Недовольно поджимает губы. «Если бы я представилась Наташей, тебе стало бы легче?» - «О"кей, тогда меня зовут Светусвет…» - «Издеваешься?» Она чертовски сексуально злится. Бросает в меня надкусанным жареным каштаном. На нем следы ее помады. Оп, удается поймать его ртом. «Ладно-ладно, будь по-твоему, Мирумир. А кому ты желаешь мира?» Задумывается. «Своему внутреннему миру… Доволен, Светусвет?» Смеюсь. «Доволен…»