Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой диагностики эмоций: А. Уэссман, Д. Рикс, П. Экман, У. Фризен, С. В. Велиева и др.

Понятие

Определение

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Эмоции трудный для диагностики из-за их частой изменчивости. К тому же, из-за их специфики лучше использовать проективные методы. Но следует помнить, что с помощью проективных методик нельзя получить стандартизированные данные, что затрудняет работу опытному специалисту и не рекомендуется к применению начинающему.

Общая характеристика методов оценки эмоциональных состояний

Как правило, методами изучения эмоциональных реакций являются:

  1. Опросник
  2. Игровые методы (для детей)
  3. Методы арт-терапии (подходят как для детей, так и для взрослых. Арт-терапия является уникальной и довольно простой методикой. К тому же, ее результаты достаточно точны. Принцип ее действия заключается в проекции, то есть, по сути, испытуемые могут бессознательно изобразить ту или иную проблему, расшифровать которую поможет специалист).

Оценка проявлений эмоций включает в себя три уровня:

  1. адаптивно-мобилизирующий (выявление изменения параметров состояния на физиологическом уровне),
  2. поведенческо-экспрессивный (отслеживание внешних выражений состояний в мимике, поведении, голосе),
  3. субъективно-оценочный (испытуемый в устной или письменной форме выражает субъективную оценку своих переживаний на основе собственного восприятия и анализа).

Диагностика эмоциональных проявлений обычно происходит в трех направлениях:

  1. Изучение осознаваемых компонентов эмоционального состояния, выражаемых в субъективных переживаниях.
  2. Изучение выразительных компонентов состояния, проявляющихся в поведении, речи, пантомимике, продуктах деятельности.
  3. Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях организма.

Методы оценки эмоциональных проявлений

«Самооценка эмоциональных состояний», А. Уэссман и Д. Рикс

Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени.

  1. Спокойствие – тревожность
  2. Энергичность – усталость
  3. Приподнятость – подавленность
  4. Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности
  5. Суммарная оценка состояния.

Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников

Стимульный материал методики представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. «Методика «САН»

В методику включены следующие шкалы:

  1. Самочувствие
  2. Активность
  3. Настроение.

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний, В. А. Жмуров

Предназначена для диагностики уровня выраженности (глубины, тяжести) депрессивного состояния человека, главным образом тоскливой или меланхолической депрессии, на момент обследования.

Шкала оценки значимости эмоций, Б. И. Додонов

Методика направлена на выявление преобладающих эмоциональных реакций человека путем ранжирования утверждений.

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний», Н. П. Фетискин

Методика предназначена для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент.

Стимульный материал методики представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. «Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»

3. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

3.1. Требования к проведению диагностического этапа

Человек никогда не совпадает с самим собой.

К нему нельзя применить формулу тождества А есть А.

"Проблемы поэтики Достоевского"

Подход к диагностике в психологической практике несколько отличается от подхода к диагностике с целью научного исследования, выявления общих тенденций к закономерностей. Оказывая психологическую помощь , психолог всякий раз сталкивается с уникальной человеческой ситуацией и, по выражению, "покидая" мир испытуемых, оказывается лицом к лицу с "живым человеком" . Проблема же заключается в том, что внутренняя жизнь "живого человека" не может быть познана до конца, она далеко не всегда вписывается в рамки общих закономерностей, всякое знание о ней приблизительно и соответствует лишь определенной ситуации, конкретному периоду. Зачастую для психолога более важным, чем объективный уровень того или иного нарушения, является глубина страдания человека независимо от его возраста, общая тенденция его развития, адекватные способы оказания помощи.

Специфика работы психолога-практика заставляет чрезвычайно строго относиться к отбору диагностических средств. Ситуация длительного тестирования часто создает непреодолимый барьер между психологом и клиентом, так как последнему, как правило, трудно понять его суть, а главное - принять его необходимость. Подобная ситуация может привести к усилению и без того высокой тревожности клиента. В работе с детьми и подростками значение этого требования еще более возрастает: необходимость отвечать на большое количество вопросов, выполнять много заданий вызывает у ребенка и подростка ассоциацию с контрольной работой , опросом у доски, экзаменом, соответственно нарастает внутреннее напряжение. Кроме того, в этом случае подросток относит психолога к "миру учителей", который не всегда воспринимается им как дружелюбный. Есть и еще одна проблема: подросток часто понимает диагностическое исследование как проверку его умственных способностей со всеми вытекающими из этого последствиями. Правильности психологического заключения является результатом не только правильно подобранных и валидных психодиагностических методов, но и результатом успешного личного взаимодействия психолога с клиентом.


Диагностируя эмоциональные нарушения, мы пытаемся получить ответы на следующие вопросы:

-в чем состоит суть нарушения, к какому виду эмоциональных нарушений оно относится;

- какова глубина нарушения;

-какова его причина?

Ответ на первых два вопроса, мы имеем тогда, когда можем определить, какие нарушения эмоциональной сферы стоят за теми или иными симптомами, каков уровень их выраженности. Ответ на третий вопрос предполагает вскрытие всей истории и механизма возникновения той или иной деформации психики.

Диагностический этап начинается с изучения истории психического развития клиента. Если речь идет о ребенке или подростке, то значительную часть такой информации мы получаем от взрослых, так как именно они, как правило, обращаются к психологу, а не сам ребенок. Не менее важной причиной является также то, что многое относительно истории развития ребенка знают лишь родители. Итак, изучая историю психического развития ребенка, беседуя со взрослыми, мы ориентируемся на следующие ключевые положения.

1. Причиной появления высокой тревожности в раннем детстве может быть тот факт, что до своего появления на свет ребенок был нежеланным, независимо от того, не хотели его оба родителя или один. Даже если после рождения ребенка его полюбили и приняли, предшествующее этому непринятие оказывает серьезное психотравмирующее воздействие. То же самое относится к детям, которые родились только потому, что "в семье должны быть дети".

2. Состояние и образ жизни матери во время беременности . Все конфликты взрослых, все стрессогенные ситуации оказывают воздействие на психику ребенка уже до его рождения. Так, уже на 5-м месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда она отдыхает. По данным, у 63,2 % матерей, имеющих детей с тяжелыми эмоциональными расстройствами, отмечаются тяжелые потрясения во время беременности .

3. Отношение к ребенку в семье. Наиболее психотравмирующей является ситуация "непринятия" ребенка. Чем оно сильнее, тем сложнее родителям признать этот факт, так как существует социальная установка "Нельзя не любить собственного ребенка". Как распознать это явление? Беседуя с ребенком, родителями, другими взрослыми, изучая жизнь ребенка в семье, мы сталкиваемся со следующими поощрениями "непринятия". Ребенка постоянно «воспитывают», а точнее, ругают. При этом родители искренне верят, что им не повезло с ребенком: «у всех дети как дети, а наш…». Не менее искренне они верят в то, что все неумеренные нотации и суровые наказания - из-за того, что они желают ребенку добра. По "объективным" причинам для ребенка всегда не хватает времени. Часто ребенка «для его же пользы» отправляют к бабушке в деревню или в другой город, к родственникам - погостить, в санаторий - окрепнуть в больницу - "подлечиться" (когда для этого нет серьезных оснований). Ребенок, в свою очередь, воспринимает подобную ситуацию однозначно: родители им недовольны; значит; он чем-то плох. Психотравмирующее воздействие в случае "непринятия" ребенка проявляется либо в том, что его сурово контролируют; либо относятся к нему истерично, предъявляют ему бесконечные претензии; либо не обращают на него внимания.

4. История жизни ребенка в последующий период с акцентом на конфликтные, психотравмирующие ситуации. Здесь нас интересует следующее: как ребенок реагировал на ситуацию, как преодолевал возникавшие трудности, какие последствия имела та или иная ситуация для психики ребенка? Важным и достаточно спорным остается вопрос о влиянии генетической природы на развитие некоторых деформаций, таких, например, как агрессивность . Несмотря на неоднозначность суждений, все авторы сходятся в одном: генетическая предрасположенность - факт, с которым нельзя не считаться.


Диагностический этап служит не только основанием для терапевтической и коррекционной работы , он неотделим от этих способов психологической помощи, именно коррекционная работа часто заставляет психолога уточнять уже имеющиеся данные, менять исходные гипотезы.

3.2. Методы диагностики эмоциональных нарушений

Возвращаясь к содержанию предыдущего параграфа, еще раз отметим, что большую часть информации, о которой шла речь выше, мы получаем посредством беседы. Клиническая беседа часто более предпочтительна, чем стандартизированная. В современной психологической литературе (особенно после работ Ж. Пиаже) понятия «клинический метод», «клинический подход», «клиническая беседа» употребляются в гораздо более широком значении, чем «ориентированный на патологию». Клинический подход направлен на качественное и целостное исследование отдельных, индивидуальных случаев. Клиническая беседа, делая акцент на качественном анализе, предполагает у психолога активное и гибкое отношение к происходящему, а не нейтральное отношение, необходимое при использовании тестовых процедур. При проведении клинической беседы широко используется изменение инструкций, их пояснение и уточнение, практикуется отказ от временных ограничений при включении каких-либо заданий, ребенок обычно получает обратную связь от психолога, который подбадривает его, уточняет, помогает и т. д. Использование обратной связи в этом случае является важным способом получения психологической информации. Важно отметить, что общая направленность беседы, формулировки вопросов всегда отражают теоретическую позицию психолога.

В приложении 4 предлагается пример ключевых положений, которые могут быть использованы как для клинической, так и для стандартизированной беседы.

Не менее важную роль играет и наблюдение, при этом единственным инструментом психолога являются его знания. Для фиксации результатов наблюдения за состоянием ребенка в процессе индивидуальной работы хорошо использовать таблицу, разработанную Й. Шванцарой .

Проявления ребенка при психологическом исследовании

Имя и фамилия ……………………………………. Дата рождения……………………

Наблюдаемое проявление поведения

Примечания

1

3

01. зависимость от члена семьи

02. застенчивость

03. проявление страха*

04. приличное, вежливое поведение

05 непосредственное поведение

06 свободное поведение, без запретов

07 приветливость

08 сохранение дистанции

09 заторможенность

10 убегание с места

11 не смотрит в глаза

12 блуждающий взгляд

13 жестикуляция

14 гримасы

16 гипомимия

17 общее двигательное беспокойство

18 негативизм*

19 начальный аутизм

20 склонность к оппозиции*

21 повышенная внушаемость

22 безразличие

23 инициатива

24 готовность при высказываниях

25 дислалия*

26 заикание*

27 скороговорка

28 замедленная речь

29 блокировка речи

30 многоречивость

31 литературная речь

32 вычурная речь*

33 неразговорчивость

34 хвастливость

35 фантастическая псевдология*

36 вульгарные выражения*

37 остроты (легкого характера)

38 отклоняющиеся замечания

39 личные воспоминания*

40 критические замечания по поводу происходящего

41 медлительность

42 нерешительность*

43 опрометчивость

44 точность

45 настойчивость

46 неуклюжесть

47 игривость

48 небрежные действия

49 самостоятельность

50 ищет помощи у психолога

51 интерес к заданиям

52 легкость движений

53 дрожание пальцев рук*

54 потение рук*

55 амбициозная позиция*

56 повышенное самомнение

57недооценка себя

58 сосредоточенность

59 явные проявления волевого усилия

60 нетерпеливость

61 тревожный подход

62 наблюдательность

63 вдумчивость

67 обкусывание ногтей, карандаша

68 покраснение

69 паясничание*

70 утомляемость*

* - проявления следует описать более точно, указать ситуацию, обратить внимание на мотивацию и интенсивность.

Оценка:

0 - проявление не наблюдалось

1 - проявление выражено умеренно

2 - выразительное

"-"- оценить нельзя

Изучая личностное развитие ребенка, которому свойственны отклонения в поведении, психолог сталкивается с рядом проблем. Во-первых, личность уде сама по себе представляет сложное образование и нет такого метода, который может полностью раскрыть истинную сущность человека. Поэтому применяя те или иные методики, мы получаем сведения о частичных личностных проявлениях, на основании которых психолог составляет целостное представление о личности ребенка. Во-вторых, если поведение ребенка отклоняется от общественно-одобряемых норм, это может быть связано с нарушениями в развитии психики, детерминированными, в свою очередь, эндогенными и экзогенными факторами. В-третьих, учитывая, что процесс становления личности детей направляется взрослыми, необходимо проводить исследование личности ребенка в общем контексте социальной ситуации развития.

В связи с вышесказанным, выбор методов исследования отклонений в личностном развитии ребенка представляется более сложным, чем аналогичная задача в работе со взрослым пациентом. [Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., стр.71].

Общие принципы исследования особенностей эмоциональной сферы у детей играют большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяют определить его отношение к миру. Желательно узнать такие особенности эмоций: преобладающий эмоциональный фон, наличие резких колебаний эмоций, феномены страхов, тревожности вообще и школьной в особенности, существование внутриличностных конфликтов и механизмов компенсации, реакции в состоянии фрустрации. [Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., стр.25].

Затруднения в установлении контакта отмечаются у детей с повышенным уровнем тревожности, тормозимости, невротическими реакциями. Уход от контакта наблюдается у аутичных детей. Легкость контакта, сочетающаяся с поверхностью (а отсюда и его неполноценность), может быть связана с интеллектуальным недоразвитием.

Серьезной причиной для более углубленного обследования ребенка является отсутствие его реакции на похвалу (одобрение). Это означает, что ребенок либо не понимает смысла и значения одобрения, либо равнодушен к оценку взрослого. Наоборот, резкое улучшение результативности выполнения заданий после похвалы свойственно невротизированным детям, что объясняется снижением у них эмоционального напряжения. Отсутствие реакции на замечания свидетельствует либо об интеллектуальном снижении (т.е. ребенок просто не понимает смысл замечания и поэтому не принимает его как указание взрослого), либо о крайней избалованности, когда ограничение и указания непривычны для ребенка.

Очень информативно наблюдение за реакцией ребенка на трудности и неуспех в деятельности. В норме дети сами обнаруживают свои ошибки и, отреагировав на это в высказываниях («ой!» «неправильно», «не так», «а как же?») сосредоточенно переделывают задание, стараясь достичь правильного результата и обращаясь по мере необходимости к взрослому.

Если столкнувшись с трудностями выполнении задания ребенок начинает хаотически перебирать варианты решений, но все же стремится выполнить задание до конца, это свидетельствует о его невротизированности. Неоправданно громкий, дурашливый смех или плач отмечается в этих случаях у детей с невротическими реакциями, а также у избалованных детей.

Двигательная расторможенность, проявляющаяся в ответ на неудачу, отмечается у детей с минимальными мозговыми дисфункциями и более серьезными церебральными нарушениями. Это выражается в том, что ребенок начинает быстро и неадекватно манипулировать с объектами, теряет цель действий и не доводит выполнение задания до конца. Активный отказ от выполнения задания проявляется часто в форме агрессивных действий, разрушающих экспериментальную ситуацию. Такой тип реакции встречается при органической возбудимости, отклонениях в личностном развитии патохарактерологических особенностях. Пассивный отказ от выполнения задания встречается у детей с инертностью психических процессов. если же ребенок старше 3-х лет постоянно обращается к взрослому, все время спрашивая, правильно ли он действует, это может быть признаком либо инфантилизма, либо результатом воспитания по типу гиперопеки.

Особенности эмоционально-волевой регуляции у дошкольников, хорошо проявляются в игре. Начиная с 3-х лет, дети уже учитывают функциональные свойства игрушек, используют замещающие действия, могут выполнять определенную роль в игре. В ходе коллективных игр проявляется возможность усвоения правил игры, целенаправленность и активность, наличие у ребенка стремления к доминированию или подчиняемости. Для целенаправленного выявления эмоциональных реакций на неуспех применяются игры с программируемым выигрышем и проигрышем. Создание таких стандартных условий - чередование успеха и неуспеха - позволяет определить степень толерантности детей к отрицательным эмоциям. [Максимова, Милютина, стр.48-50].

Несмотря на множество методов, методик, тестов, направленных на исследование личности, еще не разработана их общепринятая, четкая классификация. Наиболее удачной представляется классификация, которую предложил В.М.Блейхер и Л.Ф.Бурлачук (1986, с.84):

1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографии, клиническая беседа и т.п.)

2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т.д.)

3) личностные опросники (методы, базирующиеся на самооценке)

4) проективные методы.

Опираясь на эту классификацию, нужно прежде всего учитывать возраст ребенка и воздействие на него ближайшего социального окружения. Поэтому целесообразно изучение не только личностных проявлений ребенка, а интегральная оценка его переживаний своей жизненной ситуации, его мироощущения в целом. Исходя и этого, необходимо рассмотреть методы исследования личности, условно разделив их на две группы:

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста более целесообразно применение второй группы методов, потому что они более доступны и понятны детям.

В этой работе мы рассмотрим следующие методики:

«Автопортрет» - проективная методика исследования личности. Дается инструкция - «На чистом листе бумаги нарисуйте самого себя, занятого какой-нибудь работой. Вы можете нарисовать себя одного, или с членами вашей семье, или с друзьями. Старайтесь изображать людей полностью - не рисуйте карикатуры или плоский контур».

Общепринятой системы оценивания нет, проводится качественная обработка результатов. [Л.Д.Столяренко, стр.471].

Тест «В тридевятом царстве» - проективная методика исследования личности. Предназначена для оценки у детей способности испытывать эмоции тревоги и удовольствия. Предложена Т.Фагула в 1994 г. Испытуемому предъявляют 9 рисунков - сцен из мультфильмов и просит упорядочить их и составить рассказ. результаты оцениваются в соответствии с реакцией испытуемого на тестовые ситуации, изменчивостью выбора картинок, частотой выбранных сцен, что выражает чувства тревоги или удовольствия, а также последовательность размещения сцен.

Сообщаются данные о валидности теста на выборке из 5-10-летних детей. Данные, полученные по тесту, используются для дифференциации нормальных или агрессивных, тревожных или изолированных детей. Сообщается о достаточно высокой валидности и надежности методики [Л.Ф.Бурлачук - С.М.Морозов, стр.29].

Дюсса (Десперт) сказки - проективная методика исследования личности. Предложена Л.Дюссом в 1940 г. Методика используется для обследования детей в возрасте от 6-100 лет. Детям предлагается прослушать 10 коротких повествований и ответить на вопросы. Каждый из сюжетов затрагивает те или иные области их эмоциональных конфликтов. Например «Птицы-родители и маленький птенец спят в гнезде, находящемся на ветке дерева. Внезапный порыв ветра сбрасывает гнездо на землю. Проснувшиеся птицы-родители взлетают и садятся на разные деревья. Что будет делать маленький птенец, который уже научился немного летать» (тема страха перед возможной разлукой с родителями).

Интерпретация полученных данных осуществляется с психоаналитических позиций и направлена на поиск комплексов («отлучение от груди», «страха перед кастрацией» и т.д.). Данные о валидности и надежности спорны [Л.Ф.Бурлачук - С.М.Морозов, стр.99].

Тест-фильм Р.Жили - проективная методика исследования личности. Опубликована Р.Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.

Стимульный материал состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. В тестовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях. Завершается обследование опросом, в процессе которой уточняются интересующие психолога данные. Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающихся из 2-х групп переменных:

1) Показатели, характеризующие конкретно личностные отношения ребенка с другими людьми: а) матерью; б) отцом; в) обоими родителями; г) братьями и сестрами; д) бабушками и дедушками; е) другом, подругой; ж) учителем, воспитателем.

2) Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: а) любознательность; б) стремление к доминированию в группе; в) стремление к общению с другими детьми в больших группах г) отгороженность от других, стремление к уединению.

Помимо качественной оценки результатов, все показатели получают свое количественное выражение [Л.Ф.Бурлачук - С.М.Морозов, стр.102].

Методика «Завершение истории» - группа проективных методик исследования личности. Обследуемому предлагается закончить небольшие по объему истории - рассказы. Начиная с 30-х годов, эта методика широко используется для осуществления психотерапевтической работы с детьми. С помощью методики исследуются эмоциональные отношения между родителями и детьми, области наиболее значимых конфликтов, особенности адаптации детей к условиям обучения в школе, установки к родителям и проч.

Интерпретация результатов теста обычно качественная. Сведения о валидности и надежности этих методик отсутствуют [Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, стр.122].

Методика «Истории рассказывания» - группа проективных методик исследования личности. В течение длительного времени (начиная с 30-х гг.) используется в психодиагностических исследованиях, прежде всего для изучения личности ребенка. Истории, которые предлагают сочинить детям, различаются по степени структурированности от строго структурированных заданий (например, история «Большой злой волк», которая использовалась в исследованиях Л.Деспет и Г.Поттера) до просьбы придумать любую историю.

Теоретическое обоснование методики основана на том положении, что при заданной, относительно неструктурированной теме, рассказанная обследуемым история позволяет получить данные о личности, недоступные при прямом опросе. В этих историях отражаются сведения о стремлениях, потребностях, конфликтах ребенка. Считается, что «свободный рассказ» наиболее полно раскрывает проблемы и переживания ребенка.

Согласно Л.Десперт и Г.Поттеру (1936) повторяющиеся темы обычно указывают на основную проблему или конфликт. Тревожность, чувство вины, реализация желаний и агрессивность - основные тенденции, проявляющиеся в рассказах детей.

При оценке результатов проводится только качественный анализ. Отсутствуют сведения о надежности и валидности этих методик, хотя достаточно часто указывают на удовлетворительное соответствие полученных данных результатам других тестов.

Колумбиус - проективная методика исследования личности. Предназначена для работы с обследуемым в возрасте от 7 до 20 лет. Разработана М.Ланживельд в 1976 г. в качестве альтернативы тесту детской апперцепции.

Материал теста представляет собой 24 картины, из них 3 цветные и 21 черно-белая; только 2 из них (№17, 19) предназначены специально для тестирования лиц женского пола, остальные можно использовать для всех обследуемых. Нумерация картин не определяет последовательность их предъявления. Количество и конкретный набор варьируются в зависимости от возраста и целей исследования. Задача испытуемого - составить рассказ по картинке.

Анализируются следующие аспекты:

I. Общие категории: 1) аффективность - эмоциональность; 2) особенности материала; 3) структура, форма изложения (а) логическая, историческая, анекдотическая, сентиментальная и др. (б) недостаточная упорядоченность материала; 4) качество изложения (ясное / смутное, изощренное / простое).

II. Личностные проблемы: 1) отношение к настоящему; 2) отношение к себе, к другим, к миру объектов; 3) отношение к будущему.

Подчеркивается прогностическая направленность методики. С ее помощью предлагается изучать отношения ребенка в семье и с ровесниками, особенности его развития и взросления.

Тест Кукол - проективная методика исследования личности, разрабатывалась А.Вольтманом (1951), М.Гауорт (1957) и другими психологами. Ранее процедуры, близкие тесту кукол, использовались психоаналитически ориентированными исследователями как терапевтическая техника для детей в возрасте до 10 лет (М.Рамберт, 1938).

Стимульный материал методики представлен куклами, число которых у разных авторов не совпадает. Ребенка просят разыграть с куклами различные сцены, например, соперничество с братом, сестрой или ситуации с участием отца, матери и др. родственников. Иногда детям предлагают поставить кукольное представление. Такая организация исследования под руководством экспериментатора - режиссера сближает тест кукол с психодрамой. Процедура обследования не стандартизирована. Отсутствует система оценки полученных данных, не разработана схема интерпретации. Упор делается на интуицию исследователя. Данные о валидности и надежности теста отсутствуют.

«Лица и эмоции» - проективная методика, предназначенная для диагностики самоуважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методика опубликована А.Джахез и Н.Маниш в 1990 г.

Ребенку предлагается 4 задания:

1) Нарисовать 6 персонажей, наиболее важных для ребенка: мать, отца, учителя, друга, знакомого и семью в целом

2) Нарисовать 6 ситуаций, наиболее важных в жизни ребенка: дом, кола, каникулы, свободно время, урок математики, чтение

3) Заполнить 3 окружности изображениями 3-х лиц (одно лицо в одной окружности), выражающих радостные, грустные и нейтральные эмоции

4) Указать, какое из 3-х лиц с разными эмоциями больше всего соответствует каждому из 12 рисунков (задания 1-2) как наиболее полно отражающее - эмоции, которые ребенок обычно испытывает в той или иной ситуации, в присутствии того или иного человека.

С помощью методики выявляются источники самоуважения у детей: значимые другие люди и значимые ситуации.

Авторы подчеркивают, что методика «Лица и эмоции» обладает высокой степенью проективности. Рисунок ребенка является его собственной интерпретацией понятия конкретного значимого другого или конкретной значимой ситуации, в отличие от других методик, в которых модель заранее подготовлена взрослым. Ребенку не нужно объяснять значение рисунков теста: он «присваивает» рисунок в процессе рисования. Для ребенка изображения матери на листе бумаги представляет его собственную мать. В отличие от других рисуночных методик, в которых предусматривается изображение человека в методике «Лица и эмоции» человеческие фигуры сами по себе не являются предметом анализа. Скорее они повышают содержательную валидность теста.

Методика применима: в кросскультурных исследованиях при изучении особенностей самоуважения в различных возрастных группах; при обследовании детей, испытывающих затруднений в овладении навыками чтения и речи - в процессе обучения, а также в психопрофилактике, психотерапии и психокоррекции.

Тест «Выбора цвета» Люшера - проективная методика исследования личности. Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М.Люшером в 1948 г.

Стимульный материал состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными - фиолетовый, коричневый, черный и серый. Упрощенная процедура обследования (для 8 мм цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся. приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета, опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных- со сферой бессознательного. В разработанной М.Люшером теории личности есть два основных психологических измерения: активность - пассивность, гетерономность - автономность.

Данные о валидности и надежности неоднозначны. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое. Тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также может быть полезен для изучения личностных особенностей.

Тест Мира - проективная методика исследования личности. Первый вариант теста предложен И.Ловенфельд (1939). Наиболее значительный вклад в развитие теста Мира, как проективной методики, внесли Г.Болгар и Л.Фишер, опубликовавшие в 1947 г. статью под названием «Проекция личности в тесте Мира». ранее тест использовался в основном в психоаналитически ориентированной психотерапии. Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых

Стимульный материал теста Мира состоит из 232 моделей предметов, распределенных в разной пропорции по 15 категориям (дома, деревья, дикие и домашние животные, самолеты и т.д.). Модели небольшие по величине, изготовлены из дерева или металла и имеют яркую окраску Обследуемый по своему усмотрению создает из этих предметов то, что авторы назвали «малый мир». Время не ограничивается. Основой для интерпретации является учет предметов, выбираемых первыми; количество использованных предметов по категориям; пространства, занятого конструкцией; формы конструкций, а также особенностей, проявляющихся в поведении обследуемого. Опираясь на исследование различных клинических групп авторы создали гипотетическую «нормальную конструкцию» и определили отклонения от нее. Были выделены основные подходы к конструированию «мира»: практический, логический, социальный, витальный и эстетический. Оценивалась их реалистичность. Сравнение интерпретаций с биографическими данными обследуемых свидетельствует о высокой валидности теста. Отмечается, что тест Мира позволяет успешно дифференцировать различные клинические группы.

Ш.Бюллер и М.Мансоном (1956) предложен вариант теста Мира, в котором несколько картин наклеивают на листы большого формата, с тем, чтобы обследуемый мог на них нарисовать необходимые ему объекты.

В России имеется опыт использования теста Мира дл изучения личности ребенка, а также в целях психотерапии (Р.А.Харитонов, Л.М.Хрипкова, 1976).

«Нарисуй историю» - проективная методика исследования личности. Предложена Р.Сильвером в 1987 г. Предназначена для раннего обнаружения депрессии, в частности - скрытой депрессии.

Первоначально обследуемый должен выбрать из 14 картин две и по ним придумать историю. Затем необходимо сделать рисунок по мотивам ранее воображенной истории. Наконец, предлагается записать историю. Темы рисунка и истории оцениваются по 7-бальной шкале (от «выраженно-негативная» до «выраженно-позитивная»). Негативные темы содержат указания на «грусть», «печаль», «смерть», «беспомощность», «будущее без надежд на лучшее» и т.п. и рассматриваются как знаки депрессии.

Методика предназначена для группового обследования детей и подростков, начиная с 5-летнего возраста. Сообщается о высокой надежности методики, данные о валидности ограничены.

Тест «Нарисуй человека» - проективная методика исследования личности. Разработана К.Маховер в 1948 г. на основе теста Ф.Гудинаф, предназначенного для определения уровня интеллектуального развития детей и подростков с помощью выполненного ими рисунка человека мужчины).

Тест «Нарисуй человека» можно использовать для обследования как взрослых, так и детей, допускается групповое обследование.

Обследуемому предлагают карандашом на чистом листе бумаги нарисовать человека. После выполнения рисунка ему дают задание нарисовать человека противоположного пола. Заключительный этап обследования - опрос. Эти вопросы касаются возраста, образования, семейного положения, привычек и т.д.

При интерпретации полученных данных автор исходит из идеи о том, что рисунок является выражением «Я» обследуемого. Значительное внимание уделяется анализу разнообразных деталей рисунка, прежде всего особенностями изображения основных частей тела, которые зачастую оценивают в соответствии с психоаналитической символикой. Изучение валидности привело к противоречивым результатам в силу умозрительности предлагаемых автором интерпретаций. Имеются данные о том, что общие субъективные оценки более валидны и надежны, нежели оценки по отдельным деталям рисунка.

Несуществующее животное - проективная методика исследования личности; предложена М.З.Друкаревич.

Испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее несуществующее имя. Процедура обследования нестандартизирована. Общепринятой системы оценки не существует. Тест «Несуществующее животное» направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций. Показана удовлетворительная валидность [Г.А.Цукерман, стр.41-42].

Тест «Окрашивания пальцем» - проективная методика исследования личности. Описана Р.Шоу в 1932 г., в дальнейшем разрабатывалась П.Наполи как личностная методика (1946, 1951).

Обследуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску. После завершения рисунка просят рассказать, что получилось. Рекомендуется составить серию таких «картин», созданных одним и тем же лицом за сравнительно длительный период.

Интерпретация основана на чете следующих основных показателей: особенности моторных реакций, предпочтение определенных красок, формальные и символические характеристики рисунка, высказывания обследуемого. Тест может быть использован как при индивидуальном, так и при групповом обследовании. Данные о валидности и надежности отсутствуют.

Шкала детской Я-концепции (Пирса - Харриса). Опросник личностный. Направлен на измерение самосознания. Предложен Е.Пирсом и Д.Харисом в 1964 г. Предназначен для обследования испытуемых в возрасте от 8 до 16 лет. Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, с которыми требуется либо согласиться («да»), либо не согласиться («нет»).

Имеются данные об удовлетворительной надежности и валидности.

Методика «Рисуночной фрустрации» Розенцвейга - проективная методика исследования личности. Предложена С.Розенцвейгом в 1945 г. На основе разработанной им теории фрустрации. Стимульный материал состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Персонаж, изображенный слева, поизносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствует. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы: 1) ситуации препятствия или «эгоблокинговые». Здесь какое-либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустрирует любым прямым способом персонаж, находящийся справа; 2) ситуации обвинения или «суперэгоблокированные». В этих ситуациях персонаж нарисованный справа обвиняется в чем-либо или его привлекают к ответственности.

Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С.Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу.

По направленности реакции подразделяются на: а) экстрапунктивные - реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интропунктивные - реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению; в) импуктивные - фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствуют. Для обозначения этих реакция используются буквы E, I, M.

Кроме того, существует деление по типу реакции, а именно: а) препятственно-доминантные (Е", I", M") - препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные; б) самозащитные (Е, I, М) - активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признаками собственной вины, уклонение от упрека; направлена на защиту своего «Я»; в) потребностно-настойчивые (e, i, m) - постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению. Помимо количественной и качественной оценок направленности и типа реакции во фрустрирующих ситуациях на основе стандартных ответов рассчитывается «показатель групповой конформности», позволяющий судить о степени социальной адаптации индивидуума.

Дополнительную информацию о поведении в ситуациях фрустрации дают индексы Раухфмейша (1971), позволяющие оценить специфику фрустрационных реакций по соотношению величин отдельных факторов. К ним относятся:

Индекс «направленности агрессии» - Е/I

Индекс «трансформации агрессии» - Е/е

Индекс «решение проблемы» - i/е

В соответствии с теорией С.Розенцвейга фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном, автономном, кортикальном или психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности.

Методика Розенцвейга предназначена прежде всего для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.

Методика, будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. Достаточно высока надежность и валидность методики.

Разработан вариант для обследования детей в возрасте от 4 до 14 лет. Возможно групповое обследование.

Тест Роршаха - проективная методика исследования личности. Создана Г.Роршахом в 1921 г.

Стимульный материал теста состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями («пятна» Роршаха).

Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблица до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме. Иногда дополнительно применяется процедура «определение пределов» сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.

Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:

1) локализация

2) детерминанты

3) уровень формы

5) оригинальность - популярность

Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются «суммарные оценки». Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Основным теоретическим предположением Г.Роршаха является то, что активность индивидуума определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. Поэтому автор вводит понятия интроверсии и экстраверсии. Экстратенсивный тип - это такой тип личности который преимущественно обусловливает свое поведение причинами, лежащими вне его «Я», а интровертированный строит свою деятельность исходящих из внутренних, присущих его «Я» интенций. Соотношением между параметрами интроверсии и экстраверии определяется «тип переживания» - важнейший показатель теста. Тип переживания указывает на то, «как», а не «что» переживает индивидуум, как он взаимодействует с окружением.

Помимо установления общей направленности личности («тип переживания») тест Роршаха позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность индивидуума. Диагностические показатели теста Роршаха не имеют строго однозначного психологического значения. Однозначность достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением. Дифференциально-диагностическое значение данных, получаемых при использовании теста, тем определеннее, чем большая совокупность показателей, относящихся к конкретной задаче, изучается.

Валидность и надежность теста доказано многочисленными исследованиями.

Тест Руки - проективная методика исследования личности. Опубликована Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1961 г. и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.

Стимульный материал - стандартные 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать е воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнение, действие выполняет нарисованная рука. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям: 1) агрессия 2) указание 3) страх 4) привязанность 5) коммуникабельность 6 зависимость 7) эксгибиционизм 8) увечность 9) активная безличность 10) пассивная безличность 11) описание действий руки.

Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категория, т.е. сумма («агрессия + указания») - сумма («страх + привязанность» + «коммуникация + зависимость»). Ответы, попадающие по категориям «эксгибиционизм» и увечность» при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, так как их данная область поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

В теоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность, отсюда можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Имеются данные о высокой валидности и надежности. [О.П.Елисев, стр.310-317].

Тест тематической апперцепции (ТАТ) проективная методика исследования личности. Создана Х.Морган и Г.Мюрреем в 1935 г. Стимульный материал - стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и 1 - пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину. На изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретации. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста. Обычно обследование проводится в 2 этапа по 10 картин за 1 сеанс с интервалом между сеансами не более чем 1 день. Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картинке, что происходит в настоящее время, о чем думают что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация заканчивается. Рассказы испытуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций. Отмечается время, затраченное на рассказ по каждой картинке. Завершает обследование опрос. Анализ рассказов строится следующим образом:

1) нахождение героя с которым обследуемый идентифицирует себя;

2) определение важнейших характеристик «героя» - его чувств, желаний и «потребностей». Выявляются потребности среды. «Потребности» и «давления» оцениваются по пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете рассказа.

3) сравнительная оценка сил, исходящих от героя, и сил, исходящих от среды. Сочетание этих переменных образует «тему» или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. По Г.Мюррею содержание «тем» составляет: а) то, что обследуемый реально совершает; б) то, к чему он стремится; в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях; г) то, что он испытывает в настоящий момент; д) то, каким ему представляется будущее. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми и способах их разрешения и т.д.

Осуществляется также формальный анализ рассказов, включающих в себя расчет длительности рассказов, их стилевых особенностей и др. Этот аспект анализа может быть полезен ля обнаружения патологических образований. Диагностическая ценность ТАТ основывается на признании в человеческой психике двух яро проявляющихся тенденций:

1) стремление истолковать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум в соответствии со своим прошлым опытом;

2) во всяком литературном творчестве авто опирается прежде всего на свои личные переживания и сознательно Ии неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей.

Детский апперцептивный тест (САТ) - проективная методика исследования личности. Опубликована Л.Белаком и С.Беллак в 1949 г., предназначена для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Стимульный материал состоит из 10 стандартных черно-белых таблиц-рисунков. В качестве персонажей изображенных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия. Предполагается, что процесс проекции у детей значительно облегчается в том случае, когда в качестве персонажей выступают животные, а не люди [Л.Д.Столяренко, стр.366].

Диагностика нарушений эмоционального развития у детей

В качестве методов для измерения эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста были выбраны проективные рисуночные тесты «Автопортрет» и «Несуществующее животное».

Наиболее интересными и показательными отмечены рисунки семилетних мальчиков - Волженинова Андрея и Гаевского Максима. При выполнении методики «Автопортрет» у Максима обнаружена демонстративность, интеллектуальные претензии, нестабильность, отсутствие опоры и отгороженность от других. У Андрея обнаружена повышенная агрессия, демонстративность, чувство неадекватности бунтарство и подозрительность.

При выполнении методики «Несуществующее животное» у Максима были обнаружены признаки опасения, страхов, недоверия, агрессивности, защиты от окружающих. У Андрея проявляется открытая агрессия, эгоцентризм, заинтересованность в информации и тревожность.

Таким образом, анализируя рисунки детей отчетливо видны эмоциональные отклонения, такие как тревожность, агрессия, демонстративность и наличие страхов.

Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции -- взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.

Чувство-- это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость -- исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой -- наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.

Физиологической основой чувств прежде всего являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.

Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.

«Удовольствие -- неудовольствие». Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение -- как неудовольствие.

«Напряжение--разрешение». Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).

«Возбуждение-- успокоение «.Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.

Различают также стенические (греч. «стенос» -- сила) и астенические (греч. «астенос» -- слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.

Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.

Настроение-- это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.

Страсть же является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть -- это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект -- это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление -- это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Стресс(англ. -- напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово «стресс» употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907--1982). Он же ввел понятие «фазы стресса», выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

Фрустрация --это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Все методы изучения эмоциональных состояний можно разделить на следующие четыре группы:

  • - наблюдение за поведением: экспрессией человека
  • - опрос человека о его переживаниях в данный момент
  • - измерение психологических показателей (времени реакции, концентрации и переключения внимания и т.п.)
  • - пролонгированная фиксация эффективности деятельности.

Вопрос 17. Классификация методов диагностики межличностных отношений

Межличностные отношения -- субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия:

  • 1)Восприятие и понимание людьми друг друга (социально-перцептивная сторона)
  • 2)Межличностная привлекательность (симпатия и притяжение)
  • 3)Взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое)

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому.

Симпатия -- эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Взаимная симпатия создает целостное внутригрупповое состояние удовлетворения.

Притяжение является одной из составляющих межличностной привлекательности и в основном связано с потребностью человека быть вместе с другим конкретным человеком. Притяжение часто сопряжено с переживаемой симпатией (эмоциональным компонентом взаимодействия).

Функционально-ролевые отношения значимы при изучении «делового» общения и совместной деятельности. Такие отношения зафиксированы в специфических для данной общности сферах жизнедеятельности (трудовой, учебно - игровой и т. д.) и разворачиваются в ходе усвоения человеком норм и способов действия в группе.

Межличностные отношения проявляются во многих сферах человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы.

Классификация методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна по различным основаниям, например:

  • 1)объекту (диагностика отношений между группами внутригрупповых процессов, диадных отношении и т. д.);
  • 2)задачам, решаемым обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.);
  • 3)особенностям используемых методик (опросники проективные методики, социометрия и т. д.)-исходной точке отсчета диагностики межличностных отношений (методическая реализация определенных теоретических воззрений, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, что необходимо учитывать при организации исследования и при подборе методических приемов).

Вопрос 18. Диагностика детско - родительских и семейных взаимоотношений

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями - важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель - ребенок» глазами родителя, другие - глазами ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога - работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, необходимо обращать внимание на особенности семейного воспитания: 1)родительские установки и реакции; 2)отношение родителей к ребенку и жизни в семье; 3)нарушения воспитательного процесса в семье; 4)причины отклонений в семейном воспитании; 5)типы воспитания; 6)уровень родительской компетентности и т.п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью психодиагностических инструментов, ориентированных на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Понятие эмоциональной регуляции и эмоциональной нормы, индивидуально-психологические особенности проявления эмоций и чувств. Классификация эмоциональных нарушений. Нарушения эмоциональной сферы при разнообразных патологических процессах и состояниях. Методы и методики изучения эмоций (МЦВ Люшера, МПВ Сонди, анкета оценки эмоционального состояния, рисуночные проективные методики).

Патопсихологическая классификация волевых расстройств: нарушения на уровне мотивационной компоненты волевого акта (угнетение и усиление мотивов деятельности, извращение побуждений), патология на уровне реализации волевого акта (угнетение и усиление двигательных функций, паракинезии). Исследование волевых качеств личности.

Эмоции - это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Индивидуально-психологические особенности – зависят от возраста человека, темперамента и личности в целом. Эмоции как сложные системные психологические образования, составляющие эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и модальностью (качеством эмоции), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота смены эмоциональных состояний) и реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также степенью осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля .

Классификация эмоциональных нарушений:

- эмоциональная лабильность (слабость) – черезмерная подвижность, облегченность смены эмоций.

- эмоциональная регидность (инертность, тугоподвижность) – переживание эмоций сохраняется длительное время, хотя вызвовшее ее событие давно миновала.

- эмоциональная возбудимость определяется той минимальной силой, интенсивностью внешних или внутренних стимулов, которые способны вызвать эмоциональную реакцию человека.

- эксплозивность (взрывчитость)

- эмоциональная монотонность (холодность)

- эмоциональный параличь – острое, кратковременное выключение эмоций.

- апатия (безразличие)

Эмоциональная неустойчивость (эмоции слабее поддаются сознательному управлению).

Эмоциональная невоздержанность – невозможность контролировать и владеть своими эмоциями.



Патология эмоциональной сферы

Симптомы эмоциональных нарушенийразнообразны и многочисленны, но можно выделить пять основных типов патологического эмоционального реагирования:

кататимный тип - обычно возникает в стрессовых ситуациях, патологические эмоциональные реакции относительно кратковременны, изменчивы, психогенно обусловлены (неврозы и реактивные психозы);

голотимный тип - характерна эндогенная обусловленность (первичность), нарушений настроения, которая проявляется полярностью эмоциональных состояний, их устойчивостью и периодичностью появления (маниакально-депрессивный и инволюционный психоз, шизофрения);

паратимный тип - характеризуется диссоциацией, нарушением единства в эмоциональной сфере между эмоциональными проявлениями и другими компонентами психической деятельности (шизофрения);

эксплозивный тип - отличается сочетанием инертности эмоциональных проявлений с их взрывчатостью, импульсивностью (признаки пароксизмальности), доминирует злобно-тоскливое или экстатически-приподнятое настроение (эпилепсия, органические заболевания мозга);

дементный тип - сочетается с нарастающими признаками слабоумия, некритичности, расторможенность низших влечений на фоне благодушия, эйфории или апатии, безразличия, аспонтанности (старческое слабоумие Альцгеймеровского типа, атеросклеротическое слабоумие, прогрессивный паралич и др. заболевания).

В патологии важное практическое значение имеют: гипотимия (патологическое снижение фона настроения), гипертимия (патологическое повышение фона настроения) и паратимия (извращенная эмоциональность).

Методы изучения эмоций МЦВ Люшера, МПВ Сонди, анкета оценки эмоционального состояния, рисуночные проективные методики

Тест Люшера (Метод Цветовых Выборов ). Включает в себя набор из восьми карт - четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее устойчивые черты личности. Нельзя применять тест Люшера как самостоятельную методику в практике экспертизы, профотбора, оценки персонала.



Анкета оценки эмоционального состояния - данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Определяют следующие показатели:
И1 – «Спокойствие – тревожность» (индивидуальная самооценка - И1 - равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4 ).
И2 – «Энергичность – усталость».
ИЗ – «Приподнятость – подавленность».
И4 – «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности».
И5 – Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния

Волевые нарушения.

Воля - это психический процесс сознательного управления и регулирования своего поведения, обеспечивающий преодоление трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Патология волевой и произвольной регуляции

1) Нарушения на уровне мотивационной компоненты волевого акта - три группы: угнетение, усиление и извращение мотивов деятельности и влечений.

А) Угнетение мотивов деятельности

Гипобулия - снижение интенсивности и уменьшение количества побуждений к деятельности с регрессом. Крайняя выраженность – абулимия- полное отсутствие желаний, стремлений и побуждений к деятельности.

Б) Усиление мотивов деятельности

Гипербулия - патологическое увеличение интенсивности и количества побуждений и мотивов к деятельности. Гипербулия обычно придает поведению больного неадекватный характер. Чрезмерная активность и увеличение количества побуждений обнаруживается также при болезненно повышенном настроении (маниакальные состояния) и в опьянении. Весьма характерным при гипербулиях является пониженная утомляемость больных.

В) Извращение побуждений и мотивов деятельности

Парабулии - качественные изменения, извращение как мотивационной, так и интеллектуальной компонент волевого акта, могут проявляться в трех основных формах:

1. Напоминают ритуалы и чаще встречаются при невротических расстройствах. Обычно совершаются только те навязчивые действия, которые не угрожают жизни самому больному и окружающим, а также не противоречащие его морально-этическим установкам.

2. Компульсивные действия - реализованные компульсивные влечения. В большинстве случаев компульсивные влечения монотематичны и проявляются своеобразными повторяющимися неодолимыми пароксизмами поведенческих нарушений. Довольно часто они стереотипно повторяются, приобретая характер своеобразной болезненной одержимости (“мономания”) поджигательством, бессмысленным воровством, игрой в азартные игры и др.

3. Импульсивные действияпроявляются в нелепых действиях и поступках, которые продолжаются секунды или минуты, совершаются больными без обдумывания и неожиданны для окружающих. Мотивы данных поведенческих реакций мало осознаются и непонятны даже самому больному.

4. Насильственные действия, т.е. движения и поступки, которые возникают помимо воли и желания. К ним относятся насильственный плач и смех, гримасы, покашливания, чмокания, сплевывание, потирание рук и другие. Насильственные действия чаще всего встречаются при органических заболеваниях мозга.