С 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внедряется новая процедура доп уска к профессиональной деятельности - аккредитация специалиста. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В период времени с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию , так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения "последней" сертификации .

После истечения срока полученного сертификата будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации специалиста еще однократно Обучение таких специалистов может проходить в виде "традиционного" повышения квалификации (144 ч.) или в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

Вступают в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования с момента последней сертификации и будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста. Обучение таких специалистов включает формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности ( не менее 250 академических часов за 5 лет) и последующее дискретное его освоение с распределением объема не менее 50 часов в год.

Компонентами индивидуального годового плана обучения являются следующие виды образовательной активности:

· программа повышения квалификации объемом 36 часов или две программы повышения квалификации по 18 часов каждая;

· образовательные мероприятия общим объемом 14 часов: конференции, съезды профессиональных сообществ и др., проводимые в очно и (или) дистанционно, электронные учебные модули для самостоятельного изучения.

Информационная поддержка системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования осуществляется одновременно с помощью Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru и официального сайта Координационного совета по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию - http://www.sovetnmo.ru .

Для вступления в систему непрерывного медицинского образования специалистам необходимо зарегистрироваться одновременно:

· на портале http://edu.rosminzdrav.ru

· на сайте http://www.sovetnmo.ru .

На Портале http://edu.rosminzdrav.ru в разделе Пятилетние циклы обучения специалисту, вступающему в систему непрерывного медицинского образования, необходимо:

· выбрать программу повышения квалификации трудоемкостью 18 или 36 часов по своей специальности,

· сформировать и распечатать заявку на обучение.

На сайте http://www.sovetnmo.ru . специалисту, вступающему в систему непрерывного медицинского образования, необходимо

· выбрать очные и заочные образовательные мероприятия

· выбрать учебные модули для самостоятельного изучения

На порталенепрерывного медицинского и фармацевтического образованияhttp://edu.rosminzdrav.ru размещена программа повышения квалификацииГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского «Правовое регулирование и финансирование здравоохранения Российской Федерации»объемом18 часов. Программапредназначена для всех специалистов системы здравоохранения, в том числе врачей-терапевтов. Обучение проводится 13 декабря 2016 г. с 9.00 по 15.00 в корпусе 9 (зал заседаний ученого совета) ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. Обучение осуществляется за счет бюджета Московской области.

Для зачисления на обучение по этой программе специалисту, зарегистрированному на портале http://edu.rosminzdrav.ru , необходимо войти в личный кабинет и выбрать данную программу из перечня предлагаемых порталом, записаться на нее и распечатать заявку.

Регистрация на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru , запись на программу через портал, а также распечатка заявки необходимы для начисления необходимых специалисту кредитов.

Документы для зачисления предоставляются в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского в день приезда на обучение. Перечень документов

заявление (заполняется по прибытии на обучение).

документ, удостоверяющий личность и гражданство (копия)

документ, подтверждающий факт изменения фамилии, имени или отчества, при их смене (копия);

заверенная по месту работы копия диплома специалиста;

заверенная по месту работы копия документа об окончании интернатуры и (или) ординатуры;

справка с места работы с указанием должности и стажа работы в ней.

«Медицина – это не сфера
обслуживания в виде медицинских
услуг, а искусство
врачевания»

В.В. Путин

Президент Российской Федерации


«Внедрение системы непрерывного
медицинского образования является
настоятельным требованием времени и должно
проводиться максимально комфортно»

Д.А. Медведев

Председатель Правительства Российской Федерации


«Качество медицинской помощи
напрямую зависит от
квалификации медицинских
работников»

В.И. Скворцова

Министр здравоохранения Российской Федерации


«Аккредитация – принципиально
новая система, а не смена
названия»

Т.В. Семенова

Заместитель Министра здравоохранения
Россиийской Федерации

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.

Особое значение непрерывность повышения квалификации приобретает в связи с изменением государственного регулирования права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности:

  • в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года процедура сертификации поэтапно сменяется процедурой аккредитации специалистов;
  • в соответствии с после 1 января 2021 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности будет подтверждаться через процедуру периодической аккредитации;
  • в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 года №334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» , первый этап периодической аккредитации предусматривает оценку отчета за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающего сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио).

Однако в условиях стремительного развития медицинских и фармацевтических технологий, подходов к диагностике, лечению, мониторингу и профилактике заболеваний даже систематическое обучение по программам повышения квалификации может оказаться недостаточным для поддержания необходимого профессионального уровня. Поэтому в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года (далее – Концепция), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года №926 , непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (далее – непрерывное образование) осуществляется через :

  • освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ("формальное образование" );
  • обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций ("неформальное образование" );
  • индивидуальную познавательную деятельность ("самообразование" ).

С 2016 года инструментом управления образовательной активностью и учета её результатов является Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России сайт (далее – Портал), который содержит образовательные элементы, соответствующие всем компонентам непрерывного образования (Схема 1.).


Схема 1. Компоненты непрерывного образования и соответствующие им образовательные элементы Портала сайт

Настоящий Портал поможет Вам выполнить минимальные требования к обучению для допуска к профессиональной деятельности, а также воспользоваться полным спектром возможностей обучения в рамках непрерывного образования.

На данный момент обучение с использованием возможности Портала позволяют сформировать личные кабинеты для:

  • специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием;
  • специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ДЛЯ ДОПУСКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Минимальные требования к обучению зависят от предстоящей Вам процедуры допуска к профессиональной деятельности.

Сертификационный экзамен

Если Ваш допуск к профессиональной деятельности заканчивается до 1 января 2021 года, т.е. предыдущий сертификат специалиста был получен до 1 января 2016 года

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 августа 2016 года N 575н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» из средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или несколькими образовательными технологиями: стажировки, симуляционного обучения, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также в сетевой форме.

Вы можете выбрать программу повышения квалификации для обучения за счет средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС исключительно с использованием настоящего Портала.

Формируемая на Портале заявка на обучение по соответствующей программе после согласования с работодателем является основанием для направления Вас на ее освоение за счет средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС (Схема 3.)


Схема 3. Алгоритм обучения за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС

Непрерывное медицинское образование (НМО) - больной вопрос для медицинских работников и провизоров. С одной стороны, кажется, что получение баллов по системе НМО не представляет особой сложности. Об этом lekoboz писал в материале «4% врачей не знают, что такое НМО» . С другой стороны, сама система представляется медработникам и провизорам непонятной, абсолютно непродуманной и, главное, не приспособленной для специалистов.

НМО вводится для того, чтобы медицинский или фармацевтический работник постоянно повышал свою квалификацию, был в курсе современных подходов и методик лечения заболеваний. Для этого специалист должен регулярно получать кредитные единицы, посещая конференции, образовательные курсы и семинары. Каждому специалисту требуется набрать определенное количество баллов, чтобы подтвердить действительность своего сертификата врача или провизора, без которого он не может осуществлять свою профессиональную деятельность. Обучение в системе НМО должно быть бесплатным для работников системы здравоохранения и оплачиваться из средств ФОМС.

НМО за свой счет

Однако на деле ситуация значительно отличается от того, что декларируется. Провизоры и врачи жалуются, что чаще всего ФОМС ничего не оплачивает, и проходить обучение они вынуждены за свой счет.

Так, фтизиатр из Орла пишет, что уже два года учится за собственные деньги просто потому, что их медицинская организация не работает с ФОМС. «В итоге для меня «бесплатные» баллы обходятся дороже платных», - комментирует врач.

Его коллега из Санкт-Петербурга говорит, что в их городе ситуация не лучше: «Я пыталась подать заявку на обучение за полгода. В сентябре, когда появилось расписание, мне сказали, что заявки подаются за 21 день. Когда я сделала это вновь, оказалось, что бесплатных мест не осталось, да и на работе отказались согласовывать заявку. В итоге недельный курс я прошла за свои деньги - 10 тыс. рублей. Ничего нового не узнала».

Отдельная каста - врачи частных клиник. «О нашем существование вообще забывают при создании регистров, при организации НМО, подсчете зарплат. Даже если предположить, что не все из нас одинаково хороши, это вовсе не значит, что частной медицины совсем нет, и что нам не нужны рабочие места», - добавляет кардиолог из Москвы.

НМО не дает знаний

Медработников особо огорчает и то, что знаний образовательные курсы в системе НМО как правило не дают. Педиатр из Оренбурга добавляет, что многие преподаватели сами ни разу не видели больного, «так чему они могут научить?»

Медицинские специалисты совершенно не против того, что врач должен постоянно обучаться, но организовано это должно иным образом.

«Гораздо полезнее научить обобщать информацию из научных журналов, систематизировать или проводить свои небольшие наблюдения, пусть хоть это будет минимальная выборка из 10 или 20 пациентов, - считает кардиолог из Москвы. - Надо так все организовать, чтобы у врача были время и силы на самостоятельную работу. Врач должен сам читать, набирать минимальный материал, взаимодействовать с профессорами. А у нас профессора - сами по себе, врачи - отдельно».

Нефролог из Омска подтверждает мысль: «В свое время меня научили всему и, главное, научили мыслить самостоятельно, не бояться принимать решения, постоянно читать, искать нужную информацию, чтобы поставить пациенту правильный диагноз и назначить лечение. Таким должно быть обучение!». «А именно этого у нас в системе НМО нет, - соглашается кардиолог из Набережных Челнов. - Можно перечитать хоть все нужные тебе источники, но баллов ты за это не получишь. Зато принудительно в десятый раз слушать одно и то же ты обязан».

Система НМО не продумана

Помимо претензий к качеству образования, врачи считают все систему громоздкой и неудобной. Зато, как выразился терапевт из Уфы, «все сыты и загружены работой».

«Я считаю, что достаточно раз в пять лет пройти дистанционное обучение, также дистанционно сдать экзамен, получить по электронной почте сертификат и все. А это НМО только мешает людям работать», - пишет рефлексотерапевт из Читы.

Система НМО не предусматривает и того, чтобы обучение проходили женщины-врачи, находящиеся в декрете. Судя по комментариям медицинских работников, набрать баллы во время декретного отпуска сложно, а получить «отсрочку» нельзя. «Набрать дистанционно свои баллы через Интернет нельзя, да и возможности у меня такой нет, так как сижу дома со школьником и грудничком. И что, меня уволят по выходу из декрета?» - интересуется невролог из Смоленска.

«Действительно, женщина, родившая ребенка, имеет законное право на 3 года полностью отойти от профессиональной деятельности. Получается, НМО это факт игнорирует. Даже в вузе можно взять академический отпуск, а здесь - нет», - соглашается офтальмолог из Йошкар-Олы.

Врач функциональной диагностики из Волгограда выход из этой ситуации видит в прохождении заочных циклов повышения квалификации, которые длятся 36 часов. «Только оплачивать такой цикл придется самостоятельно на договорной основе как физическое лицо. Хотя даже работающим врачам работодатели не оплачивают эти циклы НМО, ссылаясь на отсутствие приказа Минздрава, обязывающего это делать», - добавляет он.

Получается, что система НМО только на бумаге выглядит стройной и продуманной. Однако при реальном применении ее в жизнь все оказывается намного сложнее и запутаннее. «Мне кажется, что само Министерство здравоохранения до конца не понимает, что такое НМО, поэтому в данном вопросе такая неразбериха», - комментирует офтальмолог из Йошкар-Олы. А психиатр из Москвы уверен, что «все эти проекты с НМО - преступление, направленное на выдавливание остатков медицинских кадров».

Врачи, обсуждая систему непрерывного медицинского образования, пытаются рассуждать логически: если у специалиста есть диплом врача, удостоверение об окончании интернатуры, запись в трудовой книжке об окончании клинической ординатуры и учебе в аспирантуре, сертификат специалиста по другой медицинской специальности, то понятно, что он приложил максимум усилий для достижения такого результата. Это - и множество прочитанных монографий, и учебников, прослушанных лекций, и самостоятельно изученного материала. Такой «послужной список» уже является главным подтверждением действительности сертификата. И если врач пять лет каждый день удаляет пациентам аппендикс, то он знает, как это делать. Забыть он этого уже не сможет. Зачем же каждый раз это доказывать?

Так считают многие специалисты. Они не видят смысла в НМО. Подытоживая, врач-педиатр из Санкт-Петербурга сказал, что сам игнорирует НМО и не собирается набирать баллы: «У меня нет времени этим заниматься. Считаю, что врач должен иметь выбор: или НМО, или обучение один раз в пять лет».

На вопрос, повторно заданный по проблемам обучения в системе НМО в 2016 году, так как предыдущее письмо из МЗ РФ не внесло ясности для врачей, получивших сертификат специалиста в 2016 году, и для специалистов с немедицинским образованием.

ВОПРОС:

Просим разъяснить, имеют ли право специалисты, получившие сертификат после 1 января 2016 года, не набирать кредиты по системе НМО до принятия изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ 66н)?

Как в дальнейшем для таких специалистов будет проходить переход на систему НМО и аккредитации?

Когда и по какому алгоритму будут включены в систему НМО и аккредитации специалисты с высшим (немедицинским) образованием?

Эти вопросы связаны с тем, что, несмотря на отсутствие изменений в Приказе 66н, касающиеся НМО и аккредитации, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru, размещена информация о том, что «…если Вы получили сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, то Ваше обучение по данной специальности будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности».

ОТВЕТ:

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и сообщает следующее.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

При этом до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченными органами государственной власти. О категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, Вы можете узнать в приказе Минздрава России от 25.02.2016 № 127Н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Медицинские работники, которые прошли процедуру сертификации в 2016 году, включаются в образовательный процесс по системе непрерывного профессионального развития. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам, действуют до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного на них срока. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата и выполнения условий освоения пятилетнего цикла системы непрерывного профессионального развития специалисты начнут проходить повторную аккредитацию.

Для включения в систему непрерывного медицинского образования (пятилетний цикл обучения по интересующей специальности) специалисту необходимо обратиться с заявлением и копиями документов в Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д.1 или по адресу электронной почты: [email protected] или зарегистрироваться и завести личный кабинет на сайте: edu.rosminzdrav.ru

Одновременно сообщаем, что Минздравом России завершена подготовительная работа к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, определяющей рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения, а широкомасштабное ее внедрение с использованием современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки с учетом современных требований.

В настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. В рамках системы разработка и реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование, а образовательных мероприятий и модулей - профессиональными некоммерческими организациями.

Информационная поддержка системы обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, обеспечивающим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (sovetnmo.ru).

На интернет-портале размещены более 5 тысяч программ повышения квалификации в т.ч. реализуемых с использованием симуляционных курсов, дистанционных образовательных технологий, стажировок. Выбор программы повышения квалификации и организаций осуществляется врачами с использованием технических возможностей интернет-портала, на котором размещены также около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций, и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами.

Минздравом России во все Всероссийские профессиональные медицинские сообщества направлено письмо о необходимости разработки дистанционных образовательных модулей, ведется работа по обеспечению всех специальностей достаточным количеством образовательных мероприятий и образовательных материалов, в том числе, и путем предоставления возможности освоения модулей и участия в мероприятиях по смежным дисциплинам.

Дополнительно сообщаем, что после вступления в силу нормативно-правового акта о системе непрерывного образования специалистам, получившим сертификат специалиста в 2016 году, будет предоставлена возможность изменения запланированной индивидуальной траектории обучения в системе НМО.