Каждый мальчишка мечтает стать солдатом, чтобы честно отдать долг своей Родине. Армия закаляет, воспитывает и делает из вчерашних мальчишек настоящих мужчин. Сегодня день призывника России. Дорогие ребята, от всей души поздравляем вас с праздником, и желаем мирной службы. Будьте терпеливы и выдержаны, будьте настоящими патриотами своей державы. Пусть вам во всём всегда везёт, пусть рядом находятся верные, надёжные друзья. Успехов вам во всём и удачи. Пусть добрый ангел оберегает вас всегда. ©

***

Служить в армии – это большая честь для каждого мальчишки. Сегодня всероссийский день призывника. Разрешите от всего сердца дать вам ребята самые тёплые напутственные слова. Будьте верными патриотами своей Родины, выполняйте свой долг сполна. Пусть вас сопровождает удача и хорошее настроения, пусть служба будет вам в радость, пусть только мирное небо будет над вашими головами. Желаю крепкого здоровья вам, успехов и крепкой солдатской дружбы, ведь она просто необходима в армии. Всех земных благ вам и благополучия. ©

***

Сегодня особый и торжественный праздник – день призывника. Дорогие ребята искренне поздравляем вас с этим замечательным событием. Детство останется позади, а впереди вас ждут серьёзные испытания, но мы уверенны вы справитесь с любыми трудностями, докажете свое мужество и силу воли. Дай Бог вам крепкого здоровья, счастья, удачи и всегда хорошего настроения. Будьте всегда уверенными в себе, никогда ни в чём не сомневайтесь и честно служите своей Родине. Мира вам и всегда надёжных друзей. Пусть Господь всегда оберегает вас. ©

***

Дорогие мальчишки, вам представляется огромная честь – служить в армии. Сегодня вы ещё призывники, а завтра настоящие защитники нашей могучей державы. Желаем вам огромной силы воли, выдержки и терпения. Служите добросовестно и прилежно, чтобы сполна отдать свой долг Родине. Крепкого здоровья вам, большой удачи, и уверенности в себе. Пусть служба принесёт вам только вдохновенье, пусть вас окружает дружная солдатская семья, пусть на гражданке вас дождётся любимая девушка. Всех благ вам и благополучия. ©

***

Для вас, ребята, выпала большая честь – быть солдатом, верным защитником своей Родины. Сегодня день призывника, от всей души поздравляем вас с таким торжественным замечательным событием. Пусть вам всегда сопутствует удача, пусть хорошее настроение не покидает вас, пусть чувство долга будет самым патриотичным, самым главным в вашей жизни. Крепкого здоровья вам, выдержки и уверенности в себе. Пусть служба будет мирной, и приносит вам лишь вдохновение. Пусть ангел – хранитель всегда оберегает вас. ©

***

Сегодня мы отмечаем праздник будущих солдат, праздник призывников. Дорогие ребята, искренне желаем вам счастливой и мирной службы. Пусть ваша солдатская дружба будет сильной, крепкой. Служите так, чтобы вами могла гордиться вся родня, честно выполняйте долг перед Родиной. Крепкого здоровья вам, успехов и удачи, мира и хорошего настроения. Будьте бдительны и внимательны, добросовестно относитесь к выполнению заданий. Пускай Господь оберегает вас. Всех земных благ вам и благополучия. ©

***

Ещё вчера вы были озорными мальчишками, а сегодня призывники, будущие солдаты. Для вас выпала большая честь – служить в армии. Каждый настоящий мужчина должен пройти службу в рядах армии, отдать свой долг родине. Сегодня замечательный праздник. От всей души поздравляем вас, будущие воины. Желаем честно служить, быть всегда уверенными в себе, иметь настоящую выдержку и большую силу воли. Крепкого здоровья вам, счастья, удачи и везения. Пусть добрый ангел всегда оберегает вас. Служите так, чтобы вами гордились ваши родные. ©

***

Поздравления с днем призывника: В стихах


Автор: Адяева-Никитина А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 12", г.Череповец Вологодской области

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. "Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать". У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи.

Данную проблему призван решать не только учитель русского языка и литературы. Обучение выступлению ученика перед аудиторией как развитие общеучебного умения – задача всего учительского сообщества. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию.

В программе Т.А.Ладыженской по русскому языку в разделе "Развитие речи" представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства. Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает начальные умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.) Конечно, не все выйдут из школы Цицеронами, так как основным на пути к освоению ораторского искусства является самообразование, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных, постоянные упражнения и практика. В этом аспекте задача учителя на данных уроках соотносима с задачей риторики, которую один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый, М.М.Сперанский определял так: "…обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, каким образом сии драгоценные камни очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой".

Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. Необходимо отметить, что элементы риторики в программу по русскому языку введены не так давно, поэтому учителю нужно самому определять цели, задачи занятий, подбирать практический материал, темы выступлений, сообразуя их с содержанием, отраженным в программе, и опираясь на классическую методику обучения риторике, которая включает в себя · усвоение правил (теория); · анализ образцов; · упражнения с разбором и критикой выступлений; · речевая практика и упражнения по технике речи. В 6 классе программой отводится 3 часа по теме "Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности". Естественно, прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами риторики (чему и посвящен первый урок). Шестиклассники в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория.

Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:


  1. зачем говорю? (цель)

  2. для кого говорю? (особенности аудитории)

  3. что говорю? (содержание).

Учитель сообщает, что существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов:


  1. изобретение речи;

  2. ориентировка;

  3. расположение;

  4. запоминание;

  5. произнесение.

Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Упражнения на дыхание выполнялись на уроках русского языка в течение двух предыдущих недель (см. приложение 1), результаты фиксировались учениками в тетради. Следующая часть урока посвящена обсуждению "Памятки оратора" (см.приложение 2). Второй урок посвящен непосредственно выступлению-призыву, а именно:


  • цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию);

  • особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию);

  • языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.).

На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа (см. приложение 3). В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить небольшое выступление на одну из тем: "Берегите хлеб", "Старость надо уважать", "Наркомания – проблема современности".

Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса "Лучший оратор". На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи.

Цели данного урока:


  1. углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва;

  2. развитие умения находить особенности публичного выступления-призыва в подготовленной речи;

  3. развитие умения произносить речь побуждающего характера.

Оформление доски:

1. Эпиграфы:
"Поэтами рождаются, ораторами становятся." Цицерон.
"Умение просто и красиво говорить – целая наука". К.С.Станиславский.
"Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем". Исократ.

2. "Памятка оратора" (см. приложение 2).

3. Подготовленная детьми информация об ораторах (см. приложение 4).

Подготовительная работа.

Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа подготовила информацию о следующих ораторах: Цицероне, Демосфене, Сократе, Цезаре. Один человек от группы получил готовую речь, которую необходимо представить аудитории (на уроке выступал лучший). Остальные ребята получили задание подготовить небольшую речь-призыв на одну из предложенных тем (см. предыдущий урок). К уроку развития речи были отобраны лучшие ораторы от каждой группы.

Ход урока.

I. Организационный момент. Учитель сообщает детям тему урока, цель. Учащиеся записывают дату, тему урока, эпиграфы. Упражнение на дыхание "33 Егорки".

II. Представление групп, носящих имя определенного известного оратора.

III. Актуализация полученных ранее знаний. Беседа по вопросам:


  • Что необходимо для того, чтобы речь состоялась?

  • Расскажите, как вы понимаете слова Цицерона и К.С.Станиславского, взятые в качестве эпиграфа к уроку?

  • Какому пункту «Памятки оратора» соответствуют слова Исократа?

  • Каковы особенности речи-призыва?

IV. Выступления учащихся.

Сначала выступает оратор с готовой речью "О бабушках" (см. приложение 5). После обсуждения выступления две группы должны доказать, пользуясь алгоритмом, что прозвучавшая речь является призывом, остальные группы определяют, соблюдал ли оратор требования "Памятки". Затем звучат оригинальные выступления, написанные и подготовленные самими учащимися (по одному представителю от группы). Группы комментируют выступления, делают замечания.

V. Подведение итогов урока. Класс выбирает лучшего оратора, который награждается грамотой.

VI. Домашнее задание. Написать небольшое высказывание на тему «Нужны ли в наши дни ораторы?»

Приложение 1

Правила чтения
Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхания и звуку.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уж чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –
Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

Упражнение 2.

"33 Егорки". Хором произнести фразу: "Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки, набрать в грудь воздух и считать: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка" и т.д.»

Приложение 2

Памятка оратора


  1. Тщательно подготовься: продумай содержание (о чем говорить, какие примеры использовать, продумать выводы).

  2. Определи цель выступления.

  3. Не говори ничего мудреного. Мысли должны быть просты, ясны.

  4. Не говори быстро, не бойся пауз.

  5. Не маши без надобности руками.

  6. Помни, что главное для оратора – внимание слушателей. Речь должна быть интересной.

  7. Чтобы быть интересным оратором, надо быть интересным человеком. Нужно быть всесторонне развитым.

Приложение 3

Схема-алгоритм для анализа выступления.
Я считаю, что данная речь является призывом. Об этом свидетельствуют следующие факторы.
Задача оратора – воздействовать на наше сознание, убедить в …, призвать аудиторию к …
Тема этого выступления современна, так как …
Речь построена в соответствии с требованиями. Она представляет собой рассуждение.
Выступающий обозначил проблему (выдвинул тезис) …
Привел доказательства …
В конце выступления призвал аудиторию к …
4. Оратор использовал типичные для выступления-призыва языковые средства…, которые помогают создать атмосферу доверительного разговора и таким образом влиять на аудиторию.

Приложение 4

Демосфен

Демосфен – афинский государственный деятель и великий оратор. Он родился в 384 году до н.э., умер в 322 году до н.э. Демосфен стал оратором из-за того, что опекуны в день его совершеннолетия отдали ему только дом и рабов, а деньги забрали себе. Чтобы добиться успеха в суде, нужно было знать законы и быть хорошим оратором. Четыре года Демосфен учился ораторскому искусству, после чего начал судиться с опекунами. Когда Демосфен начал обучаться красноречию, у него были проблемы с дикцией. Чтобы исправить это, он набирал в рот камешки и старался громко и ясно говорить. Также Демосфен произносил стихи, когда гулял по берегу моря, стараясь заглушить шум ветра и волн. Он достиг своей цели и стал прекрасным оратором, однако никогда не говорил без подготовки.
Гай Юлий Цезарь
Цезарь родился в 100 году до н.э., умер в 44 году до н.э. Это великий римский диктатор, полководец. Этим он прославился в истории. Но в Древнем Риме добиться успеха в политике мог лишь тот, кто умел выступать в суде и народном собрании. Поэтому, мечтая о политической карьере, Цезарь отправился на остров Родос, чтобы изучить там искусство красноречия. Упорный труд дал хорошие результаты: современники восхищались ораторскими способностями Цезаря, и даже Цицерон признавал его речь остроумной, краткой и выразительной. Успеху Цезаря способствовали также звонкий голос и выразительная артикуляция.

Приложение 5

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения. Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильней ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она «тебе жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей жить осталось меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда. А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! Апанасик Валерий

Речь-призыв, или Побудительная речь

Речь-призыв, или Побудительная речь

Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы, голосовать за определенного кандидата или вообще не ходить на выборы.

Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем.

Речь здесь всегда направлена на будущее, ее цель – побудить к поступку, убедить в его разумности. Главными критериями убеждения служат польза или вред определенного курса действий. Вообще, убеждение в таких ситуациях – это главная составляющая выступления. Убеждение, как мы увидим далее, не всегда основано и не всегда должно быть основано на разумных аргументах. Важно пробудить в слушателях желание поступить так или иначе, если речь идет о рекомендуемых действиях, или страх, если мы призываем его чего-то не делать. Одна голая аргументация такой цели не достигнет, за исключением разве что холодной и рациональной публики. Об этом мы поговорим позже, когда будем обсуждать способы воздействия на слушателей.

Какие ситуации попадают в эту категорию? Практически все политические дебаты – они имеют огромное значение в нашей политической жизни. К сожалению, граждане сегодня мало интересуются аргументацией политических лидеров, обращая внимание в первую очередь на характер того или иного деятеля и затем соглашаясь отдать в его или ее руки все решения относительно дальнейшей политики и конкретных шагов. То есть современный политический оратор, прежде всего, «продает» слушателям не свою программу, а себя как личность, как характер. Каждое выступление кандидата, презентующего свою честность и кристально чистые намерения, имеет своей целью убедить избирателей проголосовать именно за него, т. е. является побудительным.

Настолько же побудительными можно назвать и презентации для потенциальных клиентов, рекламные призывы, предложения новых инвестиционных проектов, представление новой корпоративной стратегии. В каждом из таких случаев цель – сподвигнуть слушателей на определенные поступки, те или иные решения, поддержку предложений оратора.

Если оратору не удается «связать» свои тезисы с глубинными тревогами или устремлениями слушателей, последние, скорее всего, окажутся в оппозиции к проповедуемым идеям.

В таких случаях главная ошибка многих ораторов – сосредоточенность на предмете своей презентации, на описании характеристик самого продукта или проекта. Тогда как слушателей больше интересует их собственная польза, а еще больше волнует собственная безопасность, в том числе и безопасность собственного кошелька. Поэтому если оратору не удается «связать» свои тезисы с глубинными тревогами или устремлениями слушателей, последние, скорее всего, окажутся в оппозиции к проповедуемым идеям.

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Речь Непонимание Любое сообщение можно не понять - по результату это то же самое, что не слышать и не видеть. В психологии принято выделять четыре уровня непонимания:- фонетический;- семантический;- стилистический (синтаксический).Очень упрощенно можно сказать, что в

Из книги Полный тренинг по развитию уверенности в себе автора Рубштейн Нина Валентиновна

Речь Известно, что когда человек радуется, он улыбается. Известен и другой эффект: если некоторое время растягивать губы в улыбке, то становится смешно и весело. Зная этот простой закон взаимосвязи, можно работать так же и с другими нашими функциями. Речь отражает наш

Из книги Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями автора Леммерман Хайнц

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

7. Речь 1. Речь и ее функции.2. Виды речи.1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему

Из книги Психология собаки. Основы дрессировки собак автора Уитни Леон Ф

Речь Многих собак обучают издавать звуки, напоминающие слова, которыми пользуется человек. Но это не речь. Одна весьма выдающаяся собака действительно подражала звукам, которые произносил ее тренер. Это называется «акустической имитацией» - феномен, часто

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Ораторское искусство (притворись его знатоком) автора Стюард Крис

Речь О том, что такое речь, написано и сказано многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять

Из книги «Человек, который принял жену за шляпу», и другие истории из врачебной практики автора Сакс Оливер

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство. Судьи, прокурор, адвокаты

Из книги Я привлекаю деньги - 2 автора Правдина Наталия Борисовна

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Из книги Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения автора Ром Наталья

5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная Как было сказано выше, англоязычные специалисты по ДР практически все без исключения психологи. Анализируя ДР, они опирались на авторитет англоязычных же лингвистов. Последние, будучи последователями Хомского,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

6. Публичная речь Каждому в жизни предоставлялась возможность выступить с речью. Благо поводов для выступлений предостаточно: свадьбы, дни рождения, праздничные мероприятия и прочие торжества. Для многих людей подобные мероприятия – это первый шаг в мир ораторского

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Речь и мышление Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.Поскольку речь является формой существования мысли, между

Из книги В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития автора Августова Ромена Теодоровна

4.7. Речь Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом.

Из книги автора

Речь Все, о чем говорилось в предыдущих главах, все самые, казалось бы, элементарные упражнения со свечками, игры с машинками, «язык пальцев», разнообразные формы работы с карточками, адаптированные пересказы первых книжек – все это существует не само по себе. Это


По солнышку ромашек, Найдет для песен время, По небу незабудок Даст хлеба на дорогу Проходит детство наше И вдеть поможет ногу Простое, словно чудо. В серебряное стремя. В лугах смеется ветер, Пусть тучи где – то грозно Хлопочут птицы в рощах Нависли над цветами. И горлышки полощут Друзья, пока не поздно, В малиновом рассвете. Да будем все друзьями. Воздушный шар летящий Давайте, словно чудо, И шар земной похожи. Беречь планету нашу Так пусть же тот, кто старше, Для солнышка ромашек, Тот младшему поможет. Для неба незабудок.



1 кубометр грязных вод портит 10 кубометров чистой воды. Отбросами, которые ежегодно попадают в водоемы планеты, можно заполнить товарных поездов.




Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину. М. Пришвин



Памятка оратора Тщательно подготовься: продумай содержание (о чем говорить, какие примеры использовать). Определи цель выступления. Не говори ничего мудреного. Мысли должны быть просты, ясны. Не говори быстро, не бойся пауз. Не маши без надобности руками. Помни, что главное для оратора – внимание слушателей. Речь должна быть интересной.


Особенности выступления-призыва: цель такого выступления: убедить аудиторию, призвать к действию); особенности композиции: вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию; языковые особенности: побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.


Сколько лесов вырублено на Земле за последние 10 лет? Сколько гектаров леса ежегодно погибает в огне? Сколько вредных веществ содержится в выхлопных газах автомобилей? Сколько вредных веществ попадает в водоемы нашей планеты каждый год? Что необходимо для того, чтобы речь состоялась? Кто такой оратор?