Управление образования Администрации
Сергиево - Посадского муниципального района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5»
Конспект
«Урок – проект
по русскому языку
в 1 классе
«Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь.
День Здоровья»
УМК «Школа 2100»
(урок подойдёт к любому УМК»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Сорк Маргарита Михайловна
Цели : Обучающая цель : обобщить знания об обозначении на письме мягкости согласных букв гласными буквами и мягким знаком; продолжить работу с лентой букв; Развивающая цель : развивать умение видеть в словах «опасные» места; повторить имеющиеся знания о составе слова; работать над каллиграфией Воспитательная цель : учить детей общаться и работать в группе, сопереживать и помогать друг другу. Оборудование : листочки, индивидуальные карточки, листы формата А3, картинки, клей Расположение парт в классех х
х х
ХОД УРОКА
Актуализация знаний
Сегодня у нас необычный урок. Работать вы будете не в тетрадках, а на отдельных листочках. А потом, все ваши работы вы наклеите на большой лист. А что у вас получится – мы увидим в конце урока
Формулирование темы урока.
- Сегодня весь мир отмечает необычный праздник. А какой – вы узнаете, если выполните первое задание.
Сейчас мы с вами поработаем с лентой букв. Я буду давать задание, а вы по очереди вписывайте в карточку букву.
- Если сделаете всё правильно, то получится слово
(
Приложение)
Д
- Пара буквы С (З)
Пара буквы Т (Д)
Посмотри на колесо и увидишь букву… (О)
«Рычащая буква (Р)
Какой гласный звук мы слышим, когда долго тянем «Ё» (О)
Пара буквы Ф (В)
Буква, не имеющая звука и помогающая согласным стать
- Йотированная буква, слог и слово (Я)
- Какой же сегодня праздник? (День Здоровья
).
Приклейте ваше название праздника на бумагу сверху, чтобы получился заголовок
Почему же так важно быть здоровым? (Чтобы быть сильным, не болеть
)
Закрепление пройденного
- На Руси много пословиц о здоровье. Давайте познакомимся с ними
- Давайте прочитаем, что у нас получилось (каждая команда читает по одной пословице, объясняет её смысл)
- Молодцы. А теперь поработайте все вместе. Разгадайте слова
По горизонтали:
- Растение, овощ. Из него готовят салат, щи, голубцы. Его листья прикладывают к больному месту, чтобы вытянуть боль (капуста)
В нём выращивают овощи (огород)
По вертикали:
- Бег на время (кросс)
- Полезный напиток белого цвета, который получают от животного. Он укрепляет кости. Из него делают много продуктов (молоко)
Лесные или садовые ягоды. Их полезно употреблять вместе с чаем при простуде. Эти ягоды любит медведь (малина)
- Давайте проверим, что у вас получилось. Поставьте в этих словах ударения, подчеркните безударные гласные
Ну что же, мы продолжаем с вами работу дальше. Посмотрите, какие весёлые смайлики у вас лежат. Что они нам приготовили?
- К нам в гости пришли доктора. Но необычные, а сказочные: Айболит и Медуница. Из каких сказок они пришли? Кто автор этих сказок?
- Вам надо помочь этим героям. У вас лежат карточки со словами, в которых такой же корень, как и в именах докторов. Но несколько слов оказались лишними. Вы должны приклеить нашим гостям только те карточки с одинаковым корнем.
- Пропедевтика новых знаний.
Работа по нахождению однокоренных слов
![](https://i2.wp.com/doc4web.ru/uploads/files/16/15962/hello_html_499d9bdc.jpg)
боль
- (каждой команде даётся по одному сказочному персонажу и набор карточек со словами. Ребята должны приклеить вокруг героя только те слова, в которых корень БОЛЬ или МЕД)
ПРОВЕРКА с хлопками (учитель читает ответы, ребята хлопают, если слова однокоренные): Айболит: боль, больной, больница, заболел, болезнь
Медуница: мёд, медовуха, медовик, медовый, медведь
Работа над каллиграфией. (Приложение 1)
Ну что же. Нам осталось последнее задание. Сейчас вы будете настоящими поэтами. Вы должны красиво переписать строчку стихотворения с карточки, а потом все вместе из ваших строчек составить стихотворение. Но писать надо очень –очень красиво.Чья же работа будет самая красивая, аккуратная? (стихотворение разрезано на 8 строчек. Каждый ребёнок переписывает с печатного текста одну строчку. Подчёркивают слова, где все согласные мягкие. Потом составляют стихотворение и наклеивают его на лист)
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Итог урока.
Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в город Здоровья. Вы сделали красивые газеты. Давайте посмотрим на них. Вы узнали много пословиц о здоровье, стихи. А сейчас нас пригласили в гости пятиклассники на свой урок по Здоровью. Будьте всегда здоровы и следите за собой.
Литература:
- Стихи о здоровом образе жизни:
Картинки:
Приложение
![](https://i0.wp.com/doc4web.ru/uploads/files/16/15962/hello_html_m31314ed0.jpg)
![](https://i1.wp.com/doc4web.ru/uploads/files/16/15962/hello_html_266cdbb5.jpg)
![](https://i0.wp.com/doc4web.ru/uploads/files/16/15962/hello_html_3842245c.jpg)
![](https://i0.wp.com/doc4web.ru/uploads/files/16/15962/hello_html_7e3a7ea9.jpg)
![](https://i1.wp.com/doc4web.ru/uploads/files/16/15962/hello_html_20a081ab.jpg)
![](https://i2.wp.com/doc4web.ru/uploads/files/16/15962/hello_html_m35fb1360.jpg)
Каждый знает, что режим
Солнце, воздух и вода -
Долог день до вечера -
3доровье
3.
3.
3.
3.
По горизонтали:
Растение, овощ. Из него готовят салат, щи, голубцы. Его листья
В нём выращивают овощи
По вертикали:
Бег на время
Полезный напиток белого цвета, который получают от животного. Он
Лесные или садовые ягоды. Их полезно употреблять вместе с чаем при простуде. Эти ягоды любит медведь
По горизонтали:
прикладывают к больному месту, чтобы вытянуть боль
2.В нём выращивают овощи
По вертикали:
1.Бег на время
укрепляет кости. Из него делают много продуктов
По горизонтали:
1.Растение, овощ. Из него готовят салат, щи, голубцы. Его листья
прикладывают к больному месту, чтобы вытянуть боль
2.В нём выращивают овощи
По вертикали:
1.Бег на время
3. Полезный напиток белого цвета, который получают от животного. Он
укрепляет кости. Из него делают много продуктов
4. Лесные или садовые ягоды. Их полезно употреблять вместе с чаем при простуде. Эти ягоды любит медведь
По горизонтали:
1.Растение, овощ. Из него готовят салат, щи, голубцы. Его листья
прикладывают к больному месту, чтобы вытянуть боль
2.В нём выращивают овощи
По вертикали:
1.Бег на время
3. Полезный напиток белого цвета, который получают от животного. Он
укрепляет кости. Из него делают много продуктов
4. Лесные или садовые ягоды. Их полезно употреблять вместе с чаем при простуде. Эти ягоды любит медведь
боль
боль
Кто ногтей не чистит
Д
з
Д
з
Д
з
з
Муниципальное образовательное учреждение
Дьяконовская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО
СЛОВА
Выполнили:
учащиеся 6 класса
МОУ Дьяконовской сош
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Плотникова Антонина Михайловна
х.Дьяконовский 2-й
Тип проекта : межпредметный (русский язык, литература, информатика, изобразительное искусство)
Планируемый результат : презентация детских творческих исследовательских работ (семейных книг, напечатанных с помощью компьютера)
Цель проекта :
привить любовь к русскому языку и интерес к его изучению;
научить чувствовать слово, думать над ним, искать в слове истинный смысл.
Задачи :
Вдохновить учеников на создание собственного произведения с помощью этимологических поисков, речеведческих наблюдений;
- способствовать сплочению, единению семьи;
Формировать читательскую культуру и умение самостоятельно работать с дополнительной литературой: справочной и художественной;
- развивать речь и творческие способности учеников;
- воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности русской речи;
- расширять жизненные познания, совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
- научить работать с компьютером на этапе оформления собранного материала.
I ЭТАП
Разработка проектного задания.
Выбор темы
Большинству ребят трудно выбрать тему, чтобы загорелись проектной идеей. Учитель объясняет детям полезность и ценность такого рода научной деятельности для самих учащихся и их родителям на родительском собрании. Уже на первом этапе определяем, какой общественно значимый продукт станет результатом работы проектантов. Родители должны знать, что учитель – научный консультант, который призван заложить алгоритм исследовательской деятельности. Сразу определяем сроки выполнения проекта.
Сегодня для 288 миллионов человек русский язык – родной. По частоте употребления он четвёртый в мире и один из рабочих языков ООН.
Родной русский язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и грустных, добрых и злых. Лев Толстой говорил: «Слово – великое дело».
Многие подростки увлечены боевиками, фантастикой, детективами, что порождает агрессивность, жестокость, грубость, ребята зачастую говорят на сленге. Как детям защитить себя от жестокости и равнодушия?
Очень важно научиться наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, научиться правильно слушать, говорить, сочинять, писать. Самый верный путь к слову – это обогащение словарного запаса. С этой целью был разработан и реализован проект «Энциклопедия одного слова».
Явные проблемы современного общества – дефицит совести, дефицит живого общения, в том числе и дефицит общения родителей и детей.
Так как 2008 год – год семьи , то мы решили приобщить к нашей работе и родителей.
Партнёрами проекта стали родители, а также учитель и библиотекарь.
Работу ребята выполняли совместно со взрослыми. Ведь ещё Лев Выгодский говорил: « В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решать более трудные задачи, чем самостоятельно».
Выделение подтем в теме проекта.
Каждый шестиклассник выбрал для изучения одно слово:
Землянская Люба – слово РАДОСТЬ ;
Костомаров Алёша – слово ДОРОГА ;
Лепилина Оля – слово ЧЕЛОВЕК ;
Михеев Иван – слово СЕРДЦЕ ;
Самсонов Сергей – слово МАМА ;
Селезнёва Оля – слово РОДИНА ;
Сёмина Люба – слово СОВЕСТЬ .
Учитель вручил каждому ученику маршрутный лист (план-схему), где были указаны шаги к достижению цели, после этого ребята начали работать индивидуально, хотя каждый помогал товарищам, если во время своих поисков встречал материал к другим предложенным словам.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ПЕРЕД ПОХОДОМ В НЕЗНАЕМОЕ
II ЭТАП
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
На этом этапе учитель, консультирует, координирует поисковую деятельность.
Подготовка материала
Вместе с родителями дети посещали сельскую, городскую и школьную библиотеки, работали с дополнительной литературой: справочной, художественной.
С учителем работали в кабинете информатики: печатали собранные материалы. Поначалу это было сложно, работа шла медленно, никто не умел набирать и форматировать тексты. Выходили в интернет с целью сбора информационного материала по выбранному слову.
Дети работали с толковыми, фразеологическими, этимологическими, словообразовательными словарями, словарями синонимов, антонимов и другими видами словарей. Исследуя, находили и записывали историю происхождения слова, его строение и значение, слова-родственники, слова-синонимы, слова-антонимы, фразеологические обороты с ними. Юные исследователи наблюдали, как их слово живёт в русском фольклоре (в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, сказках, песнях), в названиях произведений литературы, картин художников.
Кроме всего ребята должны были проявить себя в речевом творчестве, так как слово живёт в их речи. Каждый из них сочинил собственное стихотворение, рассказ или сказку.
И ещё один вид деятельности – жизнь слова в иллюстрациях, в рисунках, ребусах.
III ЭТАП
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ребята изучали жизнь своего слова на сайте СЛОВАРИ в интернете, сравнивали с результатами своих находок при работе со словарями. Именно на этом этапе ребята находили для себя совершенно новую информацию, они открывали для себя целый новый мир в интересующем их направлении.
Возникло новое желание: составить кроссворд со своим словом. Корректировали свои наработки, ранжировали, выделяли главное.
Вся собранная информация нашла своё отражение в книгах, которые ребята оформляли с помощью родителей и учителя. Помогали нам также учителя-предметники: учитель информатики, учитель рисования.
IV ЭТАП
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Учитель организует презентацию проекта «Энциклопедия одного слова», разработанного учащимися.
На презентацию пригласили родителей, учителей, учащихся школы. В непринуждённой обстановке родного класса у проектантов появилась возможность получить опыт публичного выступления, проверить глубину своих знаний. Ребята рассказывали о своём вкладе в работу, зачитывают свои сообщения-отчёты, делись впечатлениями, выслушивали критические замечания.
Ребята доказывают актуальность собственного видения жизни выбранного слова, последовательность, полноту и глубину проведённого анализа с точки зрения заявленных целей и задач. На данном этапе формируется навыки конструктивного отношения к критике, умение слушать и слышать, вести дискуссию.
V ЭТАП
Проект продолжался полгода. Была проделана большая кропотливая работа. С интересом ребята «копались» в словарях, сочиняли, рисовали, знакомились с репродукциями картин. Это был их первый проект, который вызвал гамму чувств: радость, гордость, волнение, желание познавать новое. Некоторые ребята выполняли его со «скрипом», но когда стал виден результат, то всем понравилось быть компетентными специалистами в области создания проектов.
Проект урока русского языка в 1 классе по учебнику Н.В.Нечаевой.
(г. Ачинск, Кох Надежда Константиновна МБОУ «СШ № 5, учитель начальных классов)
Тема: «Заглавная буква в именах собственных».
Цель: формирование умения распознавать имена собственные и писать их с заглавной буквы.
Тип урока: решение частных задач.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД : формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД : участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Риски | |
Организационный | Посмотрите друг на друга, видите, сколько вас много! Интересно, чем вы различаетесь? | Дети находят различия между собой (внешний вид, глаза, волосы, имена, рост, фамилии и т.д.) | Фронтальная работа | формировать положительное отношение к познавательной деятельности |
|
Постановка проблемы. | Все вы знаете, как пишется ваша фамилия? Какие орфограммы в написании своей фамилии вы встретите? Какие еще слова пишутся с заглавной буквы? На доске модель С обственные имена имена фамилии отчества Запишите свое имя, фамилию и отчество. Подчеркните орфограммы. Хотите узнать, какие еще слова пишутся с заглавной буквы? Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать имена собственные и писать их с заглавной буквы. Давайте прочитаем стихотворение В. Берестова. Откройте учебник на стр.63 упр.143 О каких группах имен собственных здесь идет речь, что вы можете сказать? Как понимаете «прозвища»? Вы хотели бы, чтобы у вас было прозвище? А у вас какие есть имена? Запишите те, которые вам нравятся. Какая третья группа имен собственных? Дополним нашу модель. На доске модель С обственные имена и мена фамилии отчества прозвища | Дети скажут, что фамилии нужно писать с заглавной буквы. Называют встречающиеся знакомые орфограммы. Учащимся точно известно, что это имена, фамилии, отчества. Дети повторяют правило. Записывают свое имя, фамилию, отчество. Подчеркивают орфограммы. Дети работают со стихотворением В.Берестова. Лет в десять дома со своими Ты носишь собственное имя. Но чуть на улицу попал, Ты это имя потерял. Здесь нет имен. Здесь носят клички. А в школе? Тут свои привычки. Большим тебя считают тут И по фамилии зовут. Вот так. Три звания, три роли В семье, на улице и в школе. Дети объясняют, что прозвище – это не очень приятно, иногда не справедливо и не красиво звучит. Дети озвучивают записанные варианты. Возвращение к модели, дописывают слово «прозвища». | Индивидуальная работа Индивидуальная Фронтальная | Для тех, кто не помнит правило, дети проговаривают его. Можно взять словарь и посмотреть значение этого слова. | осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи; Средства коммуникации(работа с учебником) Личностные (умение понимать других людей и т.д.) принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения знаково-символические |
Творческий проект
по русскому языку
"Русский язык - твой помощник".
Обучающегося в 1 классе
Дударева Ивана
Руководитель: Немудрякина Г.А.
2015
План проекта:
1. Рассуждение о русском языке.
2.Чему я научился в 1 классе.
3. Где используется и как помогает?
4.Заключение.
Язык наш прекрасный - богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно - певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость, и ласка.
Написаны им и рассказы и сказки-
Страницы волшебных, волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык.
Мой родной язык - русский язык. Это самый замечательный и богатый язык в мире!.
С самого детства, из уст матери мы слышим колыбельные песни, сказки, рассказы обо всём. Мы постигаем мир через слово, которое является основой языка. Став чуть постарше, в школе, мы начинаем изучать правила языка, его грамматику, лексику, тем самым отдавая дань его величию, и преклоняясь перед его безмерным богатством. Не уметь грамотно говорить и писать на родном языке - это высшее невежество. Не зная родного языка, человек навсегда утрачивает свою Родину, а человек без Родины, это человек не имеющий ничего того, что бы могло его радовать, человек не знающий родного языка - одинокий человек.
Наша учительница – Эльмира Сафаиловна передаёт нам сокровенную прелесть каждого слова. Я узнал на уроках, что
давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский.У страны, где жил этот народ, было название
– Русь. Позже страну назвали Россией.Язык
иной (другой) страны – иностранный.Родной
язык – это тот язык, на котором с тобой начали разговаривать твои родители.Русский язык – общий для всех людей России. Это язык страны, в которой мы живём.
Вот чему я научился в 1 классе
1.Изучил алфавит
2.Писать правильно сочетания: жи-ши, ча-ща,чу-щу
3.
Гласные.Гласные буквы
Гласные звуки
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
[а], [о], [у], [ы], [и], [э]
10 букв
6 звуков
Гласные
а, о, у, ы, э
и, е, ё, ю, я
Показывают твёрдость предыдущего согласного
Показывают мягкость предыдущего согласного
4.Два звука буквы
е, ё, ю, я могут обозначать в следующих случаях:В начале слова
Ель [й"эл"]
После гласных
Стоял [стай"ал]
После Ъ,Ь
Вьюга [в’ -й’уга
Съёмка [с-й"омка]
5.Согласные.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Парные
Звонкие
[б] [в] [г] [д] [ж] [з]
Глухие
[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]
Непарные
Звонкие
[й"] [л] [м] [н] [р]
Глухие
[х] [ц] [ч"] [щ"]
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Парные
Твёрдые
[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]
Мягкие
[б"] [п"] [в"] [ф"] [г"] [к"] [д"] [т"] [з"] [с"] [л"] [м"] [н"] [р"] [х"]
Например: [б]-быть, [б"]-бить [в]-выть, [в"] – вить.
Непарные
Твёрдые
[ж] [ш] [ц] – всегда твёрдые
Мягкие
[й"] [ч"] [щ"] – всегда мягкие
6. Словарные слова
7.Написание большой буквы в именах, фамилиях, городах, кличках и.т..д
8.Написание парных звонких и глухих согласных в словах.
Русский язык используется во всём мире, на телевидении, в интернете,
Русский язык помогает мне говорить, учиться, общаться с товарищами, в будущем стать настоящим гражданином нашей страны
Мой родной язык бережно хранит мудрость веков и память тысячелетий. В нём - необъятная душа народа, величие его подвига. Он путеводная нить к высотам мировой культуры, к свету знаний.
Русский язык – наш мудрый и вечный учитель.Спасибо, Грамматика, наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место в словах- ты же рядом
И с правилом чётко подскажешь, как надо
Писать, говорить, размышлять и трудиться-
Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!