Текст: Александр Смолин
Фото: newtonew

Я сдавал в 2014 году. С тех пор пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл - самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек - я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор - перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4 ), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, или «Очарованного странника» , тургеневской «Аси », которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4 ) - вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

Русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни , ни , ни , ни , ни - хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте - это не так. Лично я не смог осилить и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: , и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать - это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть - очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело - C-часть . Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8 , 9 и 15,16 ) и одно большое - С-5 (задание 17.1-17.3 ). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим - цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3 ) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас - 8 и 15 ) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией - снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было - тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.

В С2 и С4 (сейчас - 9 и 16 ) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты - нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому - нет.

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий - во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3 ) - самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 - большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное - содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов , при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий - термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье - цитирование, краткий пересказ эпизода, описание - словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое - логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец - то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, - речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это - очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

Совсем скоро выпускники 2018 приступят к своим первым экзаменам: информатика, ИКТ и география. Мы хотим помочь учащимся 11-х классов, поэтому провели опрос среди тех, кто в свое время успешно сдал ЕГЭ на 100 баллов и уже стал студентом, поступившим в ключевые вузы России на бюджет. Все, участвующие в опросе, рассказали о том, как им удалось достичь такого успеха и самое главное, есть ли всё-таки шанс списать на экзамене.

Дмитрий Киселев (на ЕГЭ: математика и физика - по 100 баллов)

«Все ЕГЭ я сдавал сам, без привлечения репетиторов для подготовки или использования шпаргалок. Дело в том, что ЕГЭ, по математике или физике изначально не сложные, так как в них представлены задания, в которых нужно всего лишь ознакомиться с условием, не сделать ошибки в формуле и аккуратно оформить работу. А, например, по русскому вытянуть на 100 баллов у меня не вышло. Всё из-за потери нескольких первичных баллов в части С, которая относится к „логике и связности текста“. Именно в этом случае многое зависит от проверяющего.

Вас интересует, можно ли всё-таки списать на ЕГЭ? Честно скажу, сам не пробовал, но некоторые говорят, что сделать это нетрудно. Я не знаю, на сколько это правда, но всё-таки наверно есть какой-то шанс. Я сейчас подрабатываю репетитором, готовлю школьников к ЕГЭ, так вот одна из моих учениц решила, что 60 баллов ей вполне хватит по этим предметам и перестала готовиться, планируя списать. В принципе, полно способов обхитрить систему.

Как-то знакомые рассказывали одну историю: один папаша, известный бизнесмен, можно сказать авторитет округа, явился к директору школы своей дочери перед экзаменами, и оставил там кругленькую сумму со словами: „Дочка что-нибудь напишет, а остальные правильные ответы - допишите сами“. Для школы всё закончилось благополучно. Девчонка та написала, что знала, но дописать ей ничего не смогли. Деньги отцу вернули без каких-либо последствий и осуществления угроз с его стороны.

На английском языке - свои тонкости. Наши учителя, наблюдающие за сдачей, рассказывают, что качество звукопередачи надиктованного текста бывает отвратительное, то ли из-за микрофонов, то ли ещё из-за чего. Поэтому задание может достаться настолько некачественно записанное, что некоторые слова, а то и добрую половину, разобрать просто невозможно. Хорошо, что мне для поступления не нужен был этот предмет, поэтому я, вздохнув с облегчением, не стал его сдавать.

Несколько лет назад была неприятная ситуация - всех поголовно завалили на одной задаче. Зачем? Да просто, чтобы снизить общее число 100-балльников по стране. Понятное дело, никто никому ничего доказать не смог».

Дарья Титова (ЕГЭ по литературе: 100 баллов)

«До сдачи экзаменов оставалось всего полгода, а я вдруг решила сдавать литературу. Одной из причин, если говорить честно, был тот факт, что ее в нашей школе больше никто не собирался сдавать. Понятное дело, мне захотелось эксклюзивности, но видимо, основной причиной всё же, было твердое желание посвятить себя журналистике. Надо сказать, это очень удивило мою семью медиков.

Дав волю неудержимому желанию максимально покорить литературу, я принялась зубрить первоисточники и перечитала гору критики.

Мне повезло, что я вовремя нашла репетитора. Она преподавала в вузе и когда-то сама непосредственно участвовала в создании тестов по литературе. Вот тогда-то и началась моя настоящая подготовка, ведь она смогла направить меня в нужное русло, зная основные подводные камни: как происходит оценивание, что обязательно нужно написать в сочинение, а что не стоит. Она помогла систематизировать все мои знания по предмету, и избавить от лишнего и отвлекающего. Остались только планы, по которым нужно проводить анализ произведения и финальные ответы - без лишних элементов. Но и удача была на моей стороне: в билете попались произведения, которые я отлично знала.

Списывать я и пробовать не хотела - это очень отвлекает, к тому же литература - была моим первым экзаменом, мне хватило стресса от всей строгости обстановки.

Возвращаясь к процессу сдачи, я думаю, что сдать абсолютно все предметы на высшие баллы - просто нереально. Сама система разработана для проверки не только знаний, к ней, скорее всего, нужен какой-то механический подход. В идеале, нужно хотя бы немного решить, в каком направлении учиться дальше, потом выбрать подходящие предметы для сдачи и целенаправленно по ним готовиться. А вообще даже 5–6 идеальных 100-балльных результатов не гарантируют счастливой жизни в дальнейшем».

Алексей Кубарев (ЕГЭ по математике: 100 баллов)

«Я думаю, что такой результат я получил благодаря личным способностям, и еще немного генам. Мои родители окончили мехмат МГУ и у меня никогда не было проблем математикой, даже во время учебы одной из лучших московских физико-математических школ. Подготовка к ЕГЭ у меня была только в школе. Хорошо помог учитель, дающий на дом задачи прошлого года, а также отличный опыт привнесли проверочные экзамены.

Всё просто - пришёл и написал - никаких репетиторов. Сложность заданий меня не сильно волновала, я только нервничал из-за ограниченного времени, так как я медленно пишу. Поэтому на самом экзамене я в первую очередь, быстро оценивал путь решения задачи и писал его сразу же в чистовик. Не тратил время на черновик, максимум некоторые вычисления там делал.

Безусловно, я понимаю, что никакие способности не дают гарантии на 100-балльный результат, но получить выше 90 - вполне реальная возможность. В моем случае, мне было важно хотя бы небольшое везение с двумя задачами из части С, остальное меня не беспокоило.

Тем, кому только предстоит сдавать, я бы посоветовал: в первую очередь, постараться справиться с волнением не только на самом экзамене, но и до него. Мне в этом плане было проще - есть многолетний сценический опыт. Особенно важна ночь перед экзаменом - нужно хорошенько выспаться, а не наверстывать упущенное.

Про списывание так скажу: лично с этим не сталкивался, но среди знакомых из других школ слышал, что сделать это вполне реально. Как вариант, рассказывали, что можно проносить шпаргалки, фиксируя их к одежде маленькими булавками, размер которых обманывает металлоискатель и он на них не реагирует.

Вариант со списыванием - совершенно не подходит тем, кто хочет 100 баллов: в этом случае на эти тайные операции нет времени, тут задачи нужно решать, а не со шпаргалками мутить.

Я считаю, что вполне реально получить по всем ЕГЭ 100 баллов, но это достаточно сложно. Основными факторами являются прежде всего:

  • Удача - без нее в этом деле никак. Одно дело, когда повезет на одном предмете, но когда, например, на трех - то это уже ощутимее.
  • Человеческий фактор - если твоя работа у проверяющего уже из последних, он достаточно устал, а у тебя, к тому же, может оказаться плохой почерк. В результате возникает негативное впечатление, и шанс получить 100 резко снижается. В физике или математике этот фактор не так влияет, как в литературе или русском - вот там запросто можно потерять баллы в каком-нибудь пункте. И потом не докажешь, что написал этот пункт на максимальный балл.

Самое главное - постараться волноваться, хорошо отдохнуть ночью, и главное, не сводить себя с ума после того как напишешь, за возможные ошибки или что-то сделанное».

Екатерина Карцева (ЕГЭ по истории: 100 баллов)

«До того, как решила сдавать историю, я ей вообще не занималась, да и не знала толком. Поэтому подготовилась к ней, можно считать, за год, но при этом пришлось фактически пожертвовать остальными занятиями в 11-классе. Так как я была на хорошем счету в школе - мне пошли на встречу. Несколько дней в неделю с одиннадцати до восьми вечера я практически жила у репетитора. Видя мое небывалое рвение, с меня, на удивление, даже денег мало брали. Понятное дело, что я выпала из социальной жизни на этот год, так как практически не выходила из дома.

Вполне реально осилить подготовку к ЕГЭ за короткий срок, просто придется расставить приоритеты и пожертвовать не только временем, но и другими, несущественными для поступления, предметами, а также забыть про тусовки с друзьями. Системность подготовки тоже очень важна.

Моя подготовка выглядела так:

  • ежедневно конспектировала учебник из МГИМО;
  • учила полученный конспект;
  • решала не менее 10 тестов;
  • смотрела тематические паблики в ВК и с их помощью разбирала все возможные ошибки. Для этого завела отдельную тетрадь, которую перечитывала уже перед тем, как лечь спать;
  • также по вечерам просила маму проверять знание дат, в среднем не менее 25 штук.

Уже ближе к самому экзамену, закончила с учебниками и посвятила время решению сборника заданий из части С. Понятное дело, что на всё это у меня уходил практически весь день.

Я считаю, что набрать 100 баллов сразу по нескольким предметам можно, но для этого нужно не откладывать до последнего, а регулярно выполнять образовательный стандарт. Тогда в 11-м классе останется только потренироваться на тестах, да и везение также немаловажно. Но эти условия практически невыполнимы на практике, так как не только все учителя должны быть сильными предметниками, но и сам ученик - иметь устойчивую мотивацию на протяжении всей старшей школы.

Мне пришлось пожертвовать математикой ради ключевых предметов, важных для поступления, так что там я набрала лишь 49 баллов. А вот по русскому многие легко могут получить высший бал - это легкий предмет. У нас в школе можно было легко списать: люди телефоны проносили и у меня тоже были с собой шпаргалки».

Анна Ландау (ЕГЭ по русскому языку: 100 баллов)

«Я начала заниматься с репетитором сразу же после 9-го класса, но и на самом экзамене мне, я считаю, повезло. Попался внятный текст с ясной проблемой, к которой я легко подобрала аргументы. Считаю, что сдать ЕГЭ по русскому на 100 баллов - реально, нужно только:

  • заучить четкий набор правил;
  • попрактиковаться в решении заданий;
  • заранее подобрать определенное число обоснований по разным темам;
  • написать не менее нескольких десятков сочинений, чтобы потренироваться.

Я считаю, что списать невозможно, потому что присутствует достаточно жесткий надзор и контроль при входе.

А вообще, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужна преимущественно удача, а не знания. Просто я лично знаю случаи, когда те, кто писал пробники на 60, на экзамене получали больше 90, но также бывало и наоборот. Так что без везения и подходящего варианта - никуда».

Наталья Кирашева (ЕГЭ по русскому языку и по географии: 100 баллов)

«Даже не знаю, как вышло, что ЕГЭ двум предметам: русскому и географии, я сдала на 100 баллов. Вот честно, даже не ожидала. Понятное дело, я, как и все, стремилась к высокому результату, но не ставила себе такой цели. Мне вполне хватило обычных школьных занятий и самостоятельной подготовки - никаких репетиторов. Даже время свободное оставалось - на танцы и друзей. А мои результаты - это заслуга наших замечательных учителей. Они нас никогда не пугали ЕГЭ, не говорили, что от его результатов вся жизнь зависит, просто спокойно вели уроки, давая необходимые знания.

Я не помню, чтобы прям сильно волновалась, а по поводу, была ли возможность списать, скажу: при желании всегда можно, но стоит ли еще дополнительно волноваться и бояться, что тебя поймают? Не лучше ли спокойно подготовиться и быть уверенным в своих знаниях.

Честно признаюсь, шпаргалки у меня были, почти на всех экзаменах, но я и не думала ими пользоваться, это скорее для психологической уверенности.

ЕГЭ по русскому или по математике тоже можно сдать на 100 баллов, но среди моих знакомых таких нет».

Ольга Зинченко (ЕГЭ по русскому языку и по обществознанию: 100 баллов)

«Я занималась с репетиторами по каждому из предметов, выбранных для ЕГЭ по разу в неделю, а вот по обществознанию и истории посещала дополнительные групповые подготовительные курсы в Сибирском федеральном университете и ВШЭ. И хотя в моей гимназии тоже достаточно сильные учителя, я хотела, чтобы подготовка была многосторонней. Несмотря на дополнительную подготовку по истории, я всё-таки решила ее не сдавать, так как стала призером Всероссийской олимпиады по английскому, а этого было достаточно для вузов, в которые я планировала поступать. Хотя по словам учителя я бы с легкостью сдала историю на высший бал, но зачем мне лишние волнения.

Рецепт моего успеха? Я смогла получить такой результат только благодаря тяжелому труду. Каждую неделю я проходила по 3–4 теста (по каждому из своих предметов, с обязательным вниманием к части С), а по истории использовала аудиокниги, которые включала себе, пока шла на курсы или к репетиторам. Считаю, что без репетиторов, знающих тонкости оценивания ЕГЭ подготовиться довольно сложно. Даже если ты абсолютно грамотный, но не написал сочинение по определенному шаблону, то можешь получить баллы ниже, чем рассчитывал.

Я на ЕГЭ не списывала принципиально, но лично видела, как многие использовали телефоны. Делали фото заданий и высылали репетиторам или кому-то еще, а те, в свою очередь, высылали им ответы. Сейчас, наверное, предусмотрели и такой вариант и ставят телефонные глушилки. Хотя кто его знает? Нас ведь тоже ими пугали».

Как это ни удивительно, но для того, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ по литературе, недостаточно просто уметь хорошо писать и иметь в своем багаже огромное количество прочитанных книг. Нет, это, безусловно, важно и необходимо, но надо помнить, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ имеет четкую структуру, а у проверяющих есть определенные критерии, по которым они и оценивают работы одиннадцатиклассников. Как бы вы не были креативны и оригинальны, если ваша работа не отвечает основным требованиям задания, то, увы, 100 баллов вы не наберёте. Поэтому в этой статье мы раскроем все секреты и дадим вам полезные советы, прислушавшись к которым, вы сможете получить высокий результат и поступить в университет своей мечты.

Как уже было отмечено, выпускникам, сдающим экзамен по литературе, просто необходимо точно знать, как именно оценивается ЕГЭ по литературе. На самом деле, все очень просто и не так страшно, как кажется на первый взгляд.

При выполнении 8 и 15 заданий, требующих развёрнутого ответа в 5-10 предложений, надо дать прямой и лаконичный ответ на вопрос. есть у нас на сайте. Старайтесь не отходить от темы, не использовать пространных рассуждений, следуйте простой схеме – тезис, доказательства. Ничего сверхсложного от вас не требуется, важно внимательно прочитать отрывок из приведённого художественного произведения, проанализировать его и дать краткий, но четкий ответ на вопрос, приводя в пример доказательства из текста. Критериями являются:

  1. глубина приводимых суждений
  2. убедительность аргументов
  3. следование нормам речи.

Всего за 8 и 15 задания можно получить 4 балла за каждое (не забывайте, что набранные вами первичные баллы переводятся в стобалльную систему, и даже 1 допущенная вами ошибка может стоить 4 тестовых балла, так что будьте внимательны).

В 9 и 16 вопросах от вас требуется сопоставить предложенный отрывок из литературного произведения с двумя другими текстами. вы можете посмотреть на сайте. Здесь самым важным является убедительное обоснование, почему вы считаете приведённые вами примеры из художественных произведений подходящими и в чем именно вы находите их сходство. Не стоит забывать, что нужно правильно указать названия произведений и их авторов. Критерии, по которым будут оцениваться ваши ответы:

  1. включение произведения в литературный контекст
  2. убедительность аргументов

Так как экзамен всегда является для выпускников стрессовой ситуацией, мы советуем вам заранее продумать примеры произведений под различные тематики, удобнее это сделать в таблице. Разделить ее на конкретные темы, к примеру, война, безответная любовь и т.д. (брать их можно из примерных КИМов), и подбирать тексты, в которых встречаются эти проблемы. Так в час икс вам будет гораздо легче, и вы сможете набрать высший балл за это задание.

И, наконец, последнее задание – написание большого эссе на одну из трех предложенных тем. вы можете посмотреть на сайте. Здесь вы должны показать:

  1. знание художественного текста
  2. владение литературоведческими терминами
  3. литературный кругозор

Проверяющий будет оценивать:

  1. глубину понимания темы
  2. убедительность приводимых в качестве аргументов суждений
  3. уровень владения теоретико-литературными знаниями
  4. обоснованность привлечения текста произведения
  5. композиционную цельность
  6. логичность изложения
  7. следование нормам речи.

Единственный совет, который мы можем вам дать при написании этого сочинения, – это подготовиться к нему. Вы должны знать все критерии оценки и, следуя им, написать цельную работу, которая будет отражать глубину ваших знаний и осмысленность приводимых вами аргументов.

Что нужно знать?

Перед тем, как начать готовиться к ЕГЭ по литературе, вы должны узнать, из чего состоит экзамен, сколько времени отведено на решение каждого задания, что нужно прочитать и многое другое.

Начнём по порядку:

  1. Сколько длится ЕГЭ по литературе?

Выпускникам даётся 3 часа 55 минут. Поверьте, этого времени достаточно для выполнения и проверки всех заданий. Но, несмотря на это, из года в год многие выпускники теряют драгоценные баллы как раз из-за того, что просто не успевают ответить на все вопросы или переписать сочинение на чистовик. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто готовится сдавать ЕГЭ по литературе, потренироваться написать КИМ за время, которое будет отведено на экзамене. Засеките время и объективно оцените, успеваете ли вы написать, проверить и переписать все сочинения. Если нет, то попробуйте пересмотреть свои затраты времени, может быть, вам удобнее начать с последнего задания, а потом вернуться к первой части работы. Определите, какое максимальное количество минут вы можете потратить для ответа на тот или иной вопрос и старайтесь не превышать данный лимит.

  1. Сколько заданий на экзамене?
  2. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. 1 часть делится на 2 блока – в первом от вас требуется ответить на 7 вопросов, которые проверяют ваше знание теории литературы, и на 2 вопроса с развёрнутым ответом в 5-10 предложений. Весь первый блок посвящён эпическому или драматическому родам литературы. 2 блок касается лирики и также состоит из 7 вопросов по теории и 2 вопросов, при ответе на которые вы должны написать «маленькое сочинение».

    Часть 2 представляет собой написание сочинений на одну из трех предложенных тем. Каждая тема касается определённой эпохи (1 тема – древнерусская литература, литература 18 века или литература первой половины 19 века, 2 тема – вторая половина 19 века и 3 тема затрагивает литературные произведения, написанные с конца 19 до начала 20 века). Объём сочинения должен составлять не менее 200 слов.

    1. Что читать?
    2. Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно прочитать весь перечень художественной литературы, составленный именно для этого экзамена, так называемый, , который вы можете прочесть на сайте.

      Но должны сразу предупредить вас, если в течение всех школьных лет вы не читали практически ничего из школьной программы, то наверстать упущенное за 1 год невозможно. А вот если вы, напротив, всегда ответственно относились к списку школьной литературы, то ничего дополнительного вам читать уже не придётся.

      1. Когда придут результаты?

      И на самом экзамене, и на официальном сайте ЕГЭ будут обозначены сроки получения результатов. Не переживайте, в неведении вы не останетесь. Постарайтесь сохранять спокойствие, даже если ваши результаты по литературе задерживаются (такое бывает), все, что было в ваших силах, вы уже сделали. И не бойтесь, проверяющие – не звери, они просто выполняют свою работу, и если вы усердно трудились, то ваш труд оценят по достоинству.

      Как готовиться?

      Смотри предыдущий пункт. Действительно, начинать подготовку к ЕГЭ по литературе, если ты еще не прочитал большую часть произведений, просто бесполезно. Если же со списком прочитанной литературы все в порядке, то стоит обратиться к теории литературы. В первой части есть целых 14 вопросов, касающихся литературоведческих терминов (жанр и род литературы, размер стихотворения и т.д). Все эти вопросы абсолютно несложные, так что терять на них свои баллы будет очень обидно. А чтобы подготовиться, вам достаточно просмотреть, знание которых будет проверяться, понять и подробно разобрать их, тогда вы никогда не перепутаете ямб с хореем.

      Ну а к заданиям с развёрнутым ответом способ подготовиться только один – тренировка. Пишите как можно больше сочинений, старайтесь соблюдать все требования, внимательно перечитывайте свои работы (очень важно уметь замечать собственные ошибки), и, конечно, будет очень хорошо, если найдётся человек, который будет проверять ваши литературные достижения хотя бы в первое время (думаю, ваш школьный учитель не должен отказать в такой просьбе).

      Как проходит экзамен?

      Точно так же, как и любой другой ЕГЭ. Вы приходите в пункт проведения экзамена, оставив перед этим все электронные устройства дома (вы ведь весь год усиленно готовились, и они вам ни к чему, правда?), идёте в определённую аудиторию и ждёте начала экзамена. Когда наступает час икс, наблюдающий еще раз подробно озвучивает правила проведения мероприятия. Далее вы приступаете к заполнению бланков (отнеситесь к этому серьезно, не забудьте перепроверить, все ли вы заполнили верно, иначе будет обидно, если на блестяще выполненной, стобалльной работе не будет вашей фамилии).

      Когда все организационные моменты закончатся, вы наконец-то получите свой КИМ и сможете приступить к его выполнению. Очень внимательно читайте задания! В стрессовой ситуации можно легко перепутать Толстого с Достоевским, так что перечитывайте несколько раз не только свои ответы, но и вопросы (даже прекрасно написанная работа о проблеме маленького человека в творчестве Чехова не будет засчитана, если вопрос был о Гоголе). Проходит 3 часа 55 минут, вы сдаёте все свои заполненные бланки и со спокойной душой идёте домой.

      Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

      Немного статистических данных: в 2017 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

      Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О том, сколько баллов должна получить на ЕГЭ по литературе проверяющая комиссия и чего ждать будущим абитуриентам, редакция «Выпускника» поговорила с Марией Александровной Алексеевой , кандидатом филологических наук, зав. кафедрой филологии СУНЦ УрФУ, заместителем директора СУНЦ УрФУ по учебной работе и экспертом предметной подкомиссии Свердловской области.

Об изменениях, новшествах и «сюрпризах»

М.А.: В 2014 году глобальные изменения коснулись только технической организации экзамена, всего, что было связано с камерами, металлоискателями и прочим «счастьем». Камеры были и в аудиториях, где писали, и в аудиториях, где работали эксперты. Запрещались звонки сотовых телефонов, обмен репликами, перемещения по аудитории.

Структура экзамена не изменилась по сравнению с прошлым годом, но во время проверки выявилось, что некоторые варианты включали тот материал, который точно в кодификаторе указан не был. Например, поэзия второй половины ХХ века в кодификаторе представлена рядом имен. При этом указано, что задания по этому разделу формулируются только в третьей части экзаменационной работы. Неожиданным оказалось появление в одном из вариантов стихотворения И. Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» во второй части работы. Для тех, кто читал или изучал этот текст, а таких очень немного, шока не было, но некоторые, я подозреваю, всё-таки испытали некоторое волнение, увидев произведения, которые в кодификаторе точно не были названы, но с которыми пришлось работать на экзамене. Появление таких текстов во второй части экзамена, скорее всего, связано с усложнением экзамена по литературе как экзамена профильного уровня.

С другой стороны, нового в этом году было то, что ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) создал открытый банк данных. Задания и вопросы ЕГЭ выкладывались в открытый доступ, начиная с февраля. Предполагалось, что те вопросы, которые туда входят, потом и будут попадать на экзамене. С моей точки зрения, такой открытый банк данных скорее вреден, чем полезен. Когда человек видит, что у него 854 вопроса и нужно их все «прорешать», он распределяет время так, чтобы написать ответы на все 854 вопроса, вместо того чтобы понять структуру ответа и уделить внимание выявлению закономерностей и более глубокой проработке материала.

Были небольшие изменения в критериях при проверке заданий на сопоставление (С2, С4). Более чётко и развернуто, чем раньше, были прописаны позиции выбора контекста и аспекта сопоставления художественных текстов, поэтому можно было точнее различить хорошие работы и отличные. Два года назад, например, это было сделать достаточно сложно. Увеличился объем ответов на эти вопросы, что тоже закономерно.

Сказать, что были какие-то материалы, к которым никто не готовился, я не могу, потому что во всех вариантах экзамена были заявлены программные произведения. Другое дело, что во время проверки выявляются работы, авторы которых считают, что Евгений Онегин убил не Ленского, а другого героя, но это уже другой вопрос. Как было сказано в одном из вариантов, Евгения плохо воспитали в детстве, несмотря на то, что «няня кормила его с рук», а потом он вырос, у него изменилась система ценностей, и он убил старуху-процентщицу. Но это всё издержки стремительной подготовки и незнания экзаменационного материала.


ЕГЭ для экспертов

М.А.: ЕГЭ на высокий балл эксперты сдать могли бы. Я не говорю про сто баллов абсолютно, потому что сто баллов отчасти предполагают элемент случайности: по сути все - и участники, и проверяющие являются заложниками компьютерной системы. Если разница в оценивании экспертов может быть в один балл (грубо говоря, я ставлю три балла за какое-то задание, второй эксперт ставит два балла), то компьютер по максимуму оценивает в пользу абитуриента. В итоге получается, что работа, которая формально выполнена на девяносто шесть баллов (в литературе это одна ошибка, там большой шаг) оценивается на сто. А работа, которая могла бы оцениваться на сто баллов, может быть оценена на девяносто шесть. Компьютерная система, которая ещё не вполне совершенна, иногда выводит на уровень ста баллов работы, которые таковыми не являются. Впрочем, многие работы, оцененные областной комиссией по максимуму, отправляются на перепроверку в Москву, и, как показывает практика, выпускники Свердловской области заслуженно получают высокие баллы за свои работы, несмотря на технические каверзы.

Эксперты могут и должны писать экзамен как минимум на девяносто два балла. Они знают чётко структуру и критерии, по которым проверяются работы, в отличие от некоторых абитуриентов, что выясняется во время апелляции. Кроме того, сотрудники кафедры филологии Института регионального образования и специалисты УрФУ экспертов очень активно учат, собирают на семинары несколько раз в течение года, рассказывают о новых требованиях, правилах, нюансах. Существует очень мощная практическая часть подготовки работы комиссии, где эксперты и создают тексты, и оценивают их, и выполняют тестовые задания, поэтому любой эксперт области, если бы сдавал экзамен, получил бы максимальный или очень высокий балл.


Реальные знания. Что проверяет ЕГЭ? Двоечник-стобалльник: это возможно?

М.А.: Таких крайностей система ЕГЭ, скорее всего, не предполагает. Двоечник на сто баллов не напишет, отличник на очень низкий балл - тоже. Если мы говорим о знаниях, то ЕГЭ проверят не столько знания, сколько умение выполнять работу по определённым правилам. Это Единый Государственный Экзамен, и здесь на первое место, поскольку система оценивания критериальная, выходит определённый аспект работы: умение понимать вопрос, понимать и структурировать текст, подбирать аргументы, использовать из всего объёма знаний только то знание, которое необходимо для ответа на данный вопрос, то есть умение отбирать информацию. ЕГЭ проверяет комплексный набор того, что сейчас называется компетентностями, а раньше называлось «знания, умения, навыки». Знание материала, понимание материала, умение материал отбирать, умение с материалом работать, умение материал выстраивать, умение материал грамотно излагать… Оценивается глубина приводимых суждений, убедительность аргументов, точность передачи авторской позиции. При оценивании «большого» сочинения С5 в критерии входит отсутствие фактических ошибок, уровень владения теоретико-литературными понятиями, обоснованность привлечения текста. композиционная цельность и логичность изложения, следование нормам речи. ЕГЭ, в частности по литературе, - это очень комплексная работа.

Отличник может написать на какой угодно балл, начиная от шестидесяти, потому что оценка выше шестидесяти баллов в ЕГЭ свидетельствует о достаточно высоком уровне выполнения работы.

На экзамене может сыграть роль не только знание или незнание материала. В этом году ЕГЭ по литературе был первым, поэтому громадную роль играло волнение. Первый экзамен по новым правилам. Потом, выходя с экзамена, некоторые говорили: «Ой, надо было бы по-другому сделать…». Может подвести также неумение распределять время выполнения частей экзаменационной работы. Это же очень жёстко ограниченная деятельность: экзамен длится три часа пятьдесят пять минут. Если вы великолепно всё пишете, но создаете избыточно большой текст, не успеваете переписывать с черновика на чистовик, то уже проигрываете. Поэтому здесь знания – только одна составляющая.


Общая эрудиция на ЕГЭ – в помощь?

М.А.: В ЕГЭ по литературе – да. В вопросах сопоставительного характера (самых сложных вопросах, на мой взгляд), когда мы должны рассмотреть произведение в историческом и литературном контексте, знание внепрограммных произведений русской литературы поможет. Если ученик знает современную литературу, ту литературу, которая не изучалась на уроках, но точно подходит по контексту, проблематике, системе образов, мотиву, к тому тексту, который дан, то он спокойно подбирает два контекста. Чем больше объем знаний и пониманий взаимосвязей элементов эстетической системы, тем более выигрышно смотрится работа выпускника.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ без репетиторов

М.А.: Сейчас таких возможностей очень много. Во-первых, интернет: ЕГЭ-online и всё, что с этим связано (только лучше выбирать такие варианты, где предусмотрена обратная связь). УрФУ ведёт программы подготовки к ЕГЭ и привлекает экспертов, которые дают рекомендации по поводу выполнения части «С» (она не проверяется компьютером). Если я очень хорошо знаю материал, структуру работы, тренируюсь в умении выстраивать текст, то я спокойно могу подготовиться самостоятельно.

А что мы понимаем под самостоятельной подготовкой? С помощью книжек, справочных материалов и школьных уроков подготовиться можно, но лишь в том случае, когда мы предполагаем, что на школьных уроках есть преподаватели, которые отвечают на заданные вопросы. Преподаватели говорят, на что обратить внимание, выстраивают общие сюжетные линии в истории русской литературы. В общем-то, программа так построена, что она позволяет это сделать.


Ученик на апелляции: права и правила. Может ли быть понижен балл?

М.А.: Правила проведения апелляций, как и порядок проведения ЕГЭ в целом, определяются приказом Министерства образования и науки РФ. Человек, сдавший экзамен, действительно имеет право подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами. Создается конфликтная комиссия, рассматривает поданные заявления, принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов. Части «А» и «B» обычно не становятся предметом апелляции, только часть «С». Правда, в этом году конфликтная комиссия рассмотрела работу, где в части «В» компьютерная программа неправильно «прочитала» букву «П» вместо «Л» («Психологизм» как «психопопизм»). Выяснили, что совершенно отчётливо прописана буква «Л», обозначена ошибка при обработке работы. балл был пересмотрен в сторону повышения. По правилам пересматривается вся работа, и оценка может быть как повышена, так и понижена.

Апеллируют, как правило, в двух ситуациях: выражается несогласие по поводу одного конкретного задания, то есть «я не согласен с оценкой задания С1, С2 или С4» В таком случае у нас есть возможность в первую очередь посмотреть на это задание и его внимательно прочитать. Или второй вариант– «Я не согласен с оцениванием всей работы». В таких случаях в заявлениях на апелляцию ещё встречается формулировка: «Я вообще сомневаюсь в объективности ваших экспертов». Эти случаи меня несколько настораживают. Они свидетельствуют, как правило, о незнании критериев оценивания работы.

Если человек точно знает критерии оценивания и находит в своей собственной работе соответствие этим критериям, то апелляция удовлетворяется. Можно улучшить результат на один-два балла. В случаях необходимости понижения балла комиссия предельно осторожна и внимательна. Когда я в этом году работала в конфликтной комиссии, обычно оценка оставлялась без изменений, потому что поводов для понижения или повышения баллов не было. Это. кстати, свидетельствует о качественной работе комиссии. Другое дело, когда абитуриенты приходят на апелляцию и в ходе беседы выясняется, что критерии они видят первый раз в жизни: «Как, ещё были правила, по которым надо писать?». С такими, конечно, очень сложно работать. Когда выпускники не знают правил игры, по которым они выполняли работу, очень сложно объяснить, что правила всё-таки были и что работа оценивалась в строгом соответствии с ними.

«Привычка» к ЕГЭ. Эволюция выпускников

М.А.: Каждый год выпускники разные по уровню знаний, уверенности в своих силах и талантам. Сравнивать выпускников-2014 с выпускниками-2010 и 2012 очень сложно. Задания немножко другие по характеру, критерии немножко другие, тональность другая, подбор аргументов другой совершенно. Хотя я могу точно сказать, что эта форма экзамена освоена учителями и выпускниками достаточно хорошо. Если в первый год проведения ЕГЭ по литературе встречались «нулевые» работы, где выпускник просто не приступал к выполнению сложных заданий С2, С4, С5, то сейчас таких работ практически нет. Во всех работах есть попытки хотя бы на минимальном уровне справиться с заданными правилами игры. Другое дело, что продолжают встречаться случаи, когда работа по литературе выполняется в жанре работы по русскому языку, но это уже вопрос подготовки.


ЕГЭ усложняется каждый год

М.А.: ЕГЭ становится сложнее, изменяется характер вопросов. Больше теоретического материала включается даже в задания С1, С2, хотя прямо вопрос по теории там не задан. Например, вопрос из варианта прошлого года: «Какие черты элегии присутствуют в стихотворении Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»?» Согласитесь, чтобы на него ответить, нужно именно с точки зрения теории объяснить, кто такая элегия и какие черты этого жанра в тексте присутствуют. Вопросы становятся всё более обращёнными к теории, это во-первых. Во-вторых, для ответа на вопрос не достаточно просто зафиксировать сходство текстов. «Есенин пишет письмо матери, так же, как письмо к няне пишет Пушкин, а сходство в том, что оба обращаются к родному и близкому человеку». Когда-то для получения высокого балла этого было вполне достаточно, а сейчас – нет, нужно убедительно обосновать выбор текста, сопоставить в заданном направлении анализа и не допустить при этом фактических ошибок, не исказить авторскую позицию. Требуется более глубокое понимание текстов. Более уверенные знания: а) теории, б) закономерностей историко-литературного процесса. Это уже не базовый, а углублённый уровень изучения предмета. Для экзамена по выбору это закономерно.

Что убрать из ЕГЭ: лишние вопросы. Универсальная «Война и мир»

М.А.: Во время проверки я сталкиваюсь с очень ограниченным количеством заданий. Насколько они представляют общую конструкцию, сказать сложно. Это можно выявить потом, на основании работы с методическими материалами, которые выдаёт ФИПИ, на основании общения на конференциях, где выясняется, какие были вопросы в других областях и регионах. В этом году мне стало известно, что в одном из регионов был вопрос о любовной интриге в поэме Блока «Двенадцать». Комиссия сама задумалась, прежде чем отвечать на этот вопрос, потому что большинством читателей это произведение воспринимается как поэма о революции. Когда на первый план выходит любовная интрига, то возникает дополнительный повод для размышления.

Иногда вопросы составлены так, что в С2 и С4, требующих два контекста, один находится достаточно уверенно и легко, а вот над вторым контекстом приходится ломать голову. Но надо отметить, что в последние годы подобные вопросы предполагают очень широкие возможности выбора: «В каких произведениях русских писателей изображены герои, переживающие духовный кризис…». Согласитесь, почти во всех произведениях русской классики персонажи искали истину, переживали духовный кризис, находились в состоянии нравственного поиска, приходили к тем или иным выводам. Сложность в том, что нужно отобрать точный контекст, назвать эпизод и героя.

«Война и мир» - один из универсальных романов, который может стать контекстом множества произведений и использоваться в массе вариантов, но каждый раз нужно выбирать новый эпизод. В большинстве случаев выпускники вспоминают хрестоматийный эпизод про Наташу Ростову, которая отдаёт подводы раненым, причем обращаются к нему часто вне зависимости от того, о чем был задан вопрос. Видимо, в сознании преподавателей и детей есть такие клишированные формулы о том, что в русской классической литературе все всем помогают, что она очень гуманна и заботится о маленьком человеке.

По поводу лишних вопросов я не смогу ответить. В том корпусе вариантов, что я проверяла, таких вопросов не было.


Популярность ЕГЭ по литературе

М.А.: По данным Министерства образования Свердловской области, количество выпускников этого года, выбравших литературу, примерно сопоставимо с количеством прошлого года (1381 человек в 2913 году. 1124 человека в первой волне 2014). Цифра колеблется от года к году, но она не становится пятью тысячами и не сокращается до семисот человек. Выбор обусловлен прежде всего вузами, которые предлагают набор экзаменов для поступления на определённые специальности. Кроме филологических факультетов и факультетов журналистики, это архитектурные институты, консерватории, театральные институты… Видимо, всё больше народу собирается в творческие профессии. С другой стороны, литературу иногда сдают те (это не такие частотные случаи), кто не очень уверен, например, в своих знаниях по биологии и других естественных и точных науках. Таким выпускникам кажется, что если у них перед глазами текст, то на вопросы по этому тексту они так или иначе ответят и какой-то минимум баллов получат.


О том, где лучше подготовят. Статистика школ

М.А.: Статистика эта есть в РЦОИ (Центр обработки информации Свердловской области). С докладами на основании этой статистики на заседаниях коллегии в министерстве образования Свердловской области выступает Марина Леонидовна Жигулина. Данные становятся известны уже осенью, обычно это сентябрь-октябрь, поскольку информация является открытой, представители всех школ имеют возможность посмотреть, где они в этом рейтинге находятся.

Кроме СУНЦ УрФУ, можно назвать известные в Екатеринбурге гимназии, выпускники которых очень успешно сдают ЕГЭ. Это гимназия № 2, гимназия № 9, гимназия № 13. Хорошо сдают экзамен по литературе выпускники Нижнего Тагила, Каменска-Уральского. Как правило, ученики, дающие высокие результаты на ЕГЭ, успешны и на Всероссийских олимпиадах по литературе и русскому языку. Думаю, это закономерно.

Творческая составляющая ЕГЭ. Новый способ раскрыться

М.А.: Поскольку это Единый Государственный Экзамен, то творческая составляющая там уходит с первого плана на план четвёртый-пятый. На первом месте - знание материала, логика, структура, умение отвечать на заданные вопросы. Творческая составляющая проявляется в поисках контекстов, в сочинении С5, которое предполагает ответ на заданный проблемный вопрос. Если вы отвечаете на вопрос о значении финала поэмы Блока «Двенадцать», то, пожалуйста, проявляйте свою творческую составляющую и предлагайте разные интерпретации и сопоставления. Демонстрируете и знания, и понимание, и умение пользоваться терминологией, составлять метафоры и т.д.

Видимо, творческой составляющей не хватает не только нам, потому что в системе выпускных экзаменов с 2014 – 2015 учебного года появится новый (старый) жанр - сочинение. В декабре этого года все будут выполнять письменную работу, которая будет являться допуском к ЕГЭ и оцениваться по системе «зачёт-незачёт». Сам выпускник будет определять, нужно ли ему представлять это сочинение в качестве части портфолио в вуз, куда он будет поступать. Вуз сможет оценить сочинение максимум десятью баллами и прибавить их к экзаменационным баллам.

Это новшество уже следующего учебного года. Под руководством Натальи Солженицыной создана группа, которая разрабатывает направления тем. (Состав комиссии можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки РФ). Сейчас ведется обсуждение рабочих материалов. Мне больше всего понравились такие направления тем, как «Юбилей Лермонтова», «Художник и власть». Точная формулировка темы будет предложена выпускникам во время экзамена в декабре. Как в добрые старые времена. Тот, кто получит «незачёт», сможет переписать в феврале. Полная информация о сочинении, темах, организации работы, критериях оценивания должна появиться к началу учебного года.

Это то новшество, которое призвано внести творческую составляющую в процесс итоговой аттестации. Поскольку сочинение будут писать все, а не только те, кто сдаёт литературу, творческая составляющая должна проявиться максимально. Такое сочинение требует несколько других умений и других навыков по сравнению с уже ставшей традиционной системой ЕГЭ. Ещё один вызов и выпускникам, и преподавателям, и социуму… Любопытный, с моей точки зрения.


Что надо изменить в критериях проверки. Со вет проверяющим

М.А.: Каждый год, после того, как завершается проверка экзаменационных работ, председатель областной предметной подкомиссии собирает замечания, рекомендации, вопросы экспертов, этот материал обобщается, систематизируется и отправляется в Москву, чтобы в следующем году можно было внести коррективы в структуру и содержание экзаменационных материалов.

Сейчас предлагать какие-то серьезные изменения сложно, потому что система экзамена отработана, всё неплохо. Единственное, я бы всё-таки (может быть, это будет слишком строго), проверяла грамотность в сочинениях по литературе. Мы сейчас рассматриваем только речевые ошибки, не обращая внимания на грамматические, но единство формы и содержания текста создаётся ещё и грамматическими средствами. Грамматическая ошибка – это неграмотно построенное предложение или словосочетание. Такие конструкции встречаются и в тех работах, которые могут получить максимальный балл – получается нелогично, я бы внесла ещё один критерий оценивания работ по литературе, который мог бы называться называется «грамотность». Может быть, стоит в работах по литературе обращать внимание и на орфографию с пунктуацией.

Ещё есть такой любопытный нюанс. В заданиях С1 и С3, заданиях по тексту, в качестве критерия оценивания значится «следование нормам речи», то есть Вы можете за высокое качество речи получить дополнительный балл. (3+1 =4). В более сложных заданиях – С2, С4 качество речи уже не оценивается. Я не знаю, почему это происходит, у меня такое ощущение, что 12 критериев уже есть, и на бланке проверки работы просто клеточек не хватает. Получается немножко нелогично: более простые вопросы требуют качества речи, более сложные – нет.

М.А.: Прежде всего - читать. Самый элементарный совет: читать и стараться понимать прочитанное. Понимать и присваивать. Самое главное – понять, что ты читаешь, и сделать прочитанный текст частью собственного опыта: жизненного, духовного, нравственного. Тогда вы сможете спокойно оперировать текстом и его смыслами в экзаменационных и не только экзаменационных ситуациях.

Сдача ЕГЭ совсем не является сверхзадачей обучения литературе (это справедливо и для других предметов). Сдача ЕГЭ – это одна ступень на пути к творческой самореализации. Самое главное - не думать о том, как сдать ЕГЭ как можно лучше, а думать о том, как умения работать с текстом, понимать текст, читать текст, сравнивать тексты потом пригодятся в дальнейшей творческой (и не только) профессии. Сформировать внутреннюю мотивацию чтения – самая главная задача. А если в качестве внешней мотивации нужны ЕГЭ или сочинение – пусть будет так.

В настоящее время ЕГЭ по литературе не вошло в перечень обязательных испытаний по окончании школы. Однако результаты по данному госэкзамену необходимы для того, чтобы поступить на различные специальности российских высших учебных заведений. Это может быть филология или журналистика, телевидение, а также вокальное и актерское искусство. Наша статья подробно расскажет вам, что нужно знать, чтобы сдать литературу (ЕГЭ).

Особенности экзамена

В 2017 году активно ходили слухи о том, что структура выпускного испытания по литературе будет значительно преобразована. Но в сентябре этого же года стало известно, что данное тестирование претерпело минимальное количество изменений. Тем не менее в одном из своих интервью министр образования Ольга Васильева заявила, что на следующий год вступит в силу другая, уже более перспективная модель госэкзамена, которую разработали ведущие специалисты института педагогических измерений. Таким образом, из КИМов были исключены тестовые задания. Теперь по литературе? Давайте разбираться вместе.

Зачем убрали тесты?

На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.

Кроме того, стало известно, что на экзамене по литературе выпускники больше не увидят вопросов и заданий открытого характера, где они должны дать ответ в виде одного слова или последовательности из цифр. Таким образом, выпускники теряют возможность набрать баллы за знание литературоведческих терминов. Поэтому троечники не смогут отделаться «малой кровью», сдав одну часть экзамена. В 2018 году от выпускников ждут демонстрации умения красиво и четко излагать собственные мысли.

Требования на испытании. Сочинения

Известно, что на экзамене по литературе необходимо написать несколько сочинений. Разработчики контрольно-измерительных материалов увеличили минимальный объем «главного» сочинения. В предыдущие годы этот объём составлял минимум 200 слов, но уже в 2018-м выпускник будет обязан составить текст на 50 слов больше, чем в предыдущие годы.

Специалисты института конкретизировали требования к мини-сочинениям на следующий год. Их объем должен составлять минимум 50 слов. Такое требование с 2018-го относится не только к вопросу об анализе текста, но и к сопоставительным заданиям. У будущих выпускников возникает естественный вопрос: «Что нужно, чтобы сдать литературу (ЕГЭ)?» Поэтому мы с вами плавно переходим к рекомендациям.

Как сдать ЕГЭ по литературе?

Для того чтобы на тестировании получить максимально во-первых, необходимо прочитать всю литературу, которая требуется для сдачи экзамена. Учтите, что на чтение вам понадобится много времени и сил. А какую литературу нужно прочитать, чтобы сдать ЕГЭ, мы расскажем чуть позже.

Во-вторых, в книжных магазинах в продаже есть огромное количество пособий, которые гарантируют сдачу ЕГЭ без особых знаний и усилий. Вы можете приобрести все эти сборники, но по факту реального успеха ждать не стоит. Однако если вы будете решать задания в этих книгах, то на экзамене вам будет гораздо легче отвечать на вопросы.

В-третьих, бытует мнение, что заинтересованный и грамотный преподаватель в силах научить своего подопечного всему необходимому для того, чтобы сдать экзамен. Заранее задавшись вопросом о том, как сдать ЕГЭ по литературе, ученики нанимают репетиторов.

В-четвертых, среди школьников и студентов существует огромное количество ритуалов и примет, которые якобы помогают сдавать экзамены. На деле ничего общего с реальным миром у этих обрядов нет. Но, совершая их, возможно, вы будете себя чувствовать на экзамене уверенней.

Опыт выпускников

Представляем вашему вниманию опыт студентов филологического факультета, которые дают рекомендации и объясняют, как сдать ЕГЭ по литературе. Как правило, 1 сентября одиннадцатиклассники отправляются в книжный магазин и покупают огромное количество сборников по данному предмету. Нынешние студенты советуют покупать сборники прошлых лет, так как структура контрольно-измерительных материалов фактически не меняется, а их цена намного меньше. Многие выполняют задания с такой частотой, как некоторые разгадывают сканворды. Есть школьники, у которых отсутствует теоретическая база, необходимая для написания сочинений. Но они составляют планы, куда выписывают тезисы. Со временем это входит в привычку, которую человек использует сегодня, обучаясь в институте.

Отметим, что во многих университетах часто идет набор на курсы подготовки к ЕГЭ по различным предметам. Многие советуют посещать эти занятия. Как правило, нужно раз в неделю ходить на лекции, которые длятся примерно два часа. Работы перед экзаменом много: нужно постоянно писать и читать, чтобы прийти на занятия уже подготовленным. Кроме того, нередко приходят на помощь школьные учителя по литературе. С выпускниками педагоги делятся теоретическими материалами, а также опытом специалистов, которые проверяют экзаменационные работы. Таким образом, многие ученики сдают экзамен на сто баллов.

Несколько слов о списке художественной литературы

Как уже было сказано выше, список литературы, чтобы сдать ЕГЭ по литературе, немаленький. Опубликовывать этот список бессмысленно, так как он есть в каждом сборнике для сдачи экзамена. В любом случае вам необходимо знать древнерусскую литературу, а также тексты, написанные в XVIII, XIX и ХХ веках. Необходимо знать и понимать школьные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Фета, Некрасова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Островского, Тютчева, Чехова, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Горького, Есенина, Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Блока, Шолохова, Булгакова, Твардовского, Солженицына и других писателей, тексты которых входят в список художественной литературы, изучаемой на уроках с 5 по 11 класс.

Выводы

В начале этой статьи прозвучал вопрос о сложности сдачи экзамена. Ответить на него непросто, так как понятие сложности относительное. Для одних ребят тяжело писать сочинения, для других затруднительно анализировать художественный текст. В любом случае экзамен - это испытание, к которому нужно добросовестно готовиться, чтобы получить желаемый результат.

Благодаря нашей статье теперь вы знаете, как сдать ЕГЭ по литературе и что нужно делать, чтобы получить хороший результат. Помните, что педагоги, проверяющие сочинения, ждут от выпускников осознанного понимания проблемы и четкого видения позиции автора. Также аттестуемый должен ориентироваться в жанрах и литературоведческих терминах. Желаем успехов!