Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Приложение Б

Профессиограмма современного преподавателя Вуза (по Е.М. Ивановой)

Блоки:

Мышление, интеллект:

- продуктивное (творческое) - репродуктивное;

Наглядно-образное;

Наглядно-действенное;

Словесно-логическое (вербальное и невербальное);

Практическое и теоретическое;

Интуитивное - логическое;

Общая эрудиция;

Специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.

2. Восприятие, пороги чувствительности:

зрительное, цветоразличение;

слуховое;

тактильное;

кинетическое;

вкусовое;

межличностное, социальное.

3. Память, объем памяти, скорость запоминания:

произвольная и непроизвольная;

долговременная, кратковременная;

сенсорная (до 1 секунды): иконическая (зрительная) и эхотическая (слуховая);

логическая;

образная;

эмоциональная;

сенсомоторная (двигательная).

4. Внимание, переключаемость, объем внимания:

Произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное;

Устойчивое и неустойчивое.

5. Свойства нервной системы:

Подвижность;

Уравновешенность;

Лабильность и динамичность.

Двигательные характеристики:

Координация движений (по конкретным двигательным органам);

Тремор рук;

Скорость реакции.

6. Коммуникативные характеристики:

Экстравертированность - интровертированность (связано со свойствами нервной системы);

Организаторские способности, готовность к лидерству;

Коммуникативные способности, обаяние;

Речь: внешняя - внутренняя, вербальная - невербальная, устная - письменная; высота, сила, тембр голоса;

Коммуникативная воспитанность и такт;

Чувство юмора, остроумие.

8. Мотивация: профессиональные интересы и склонности;

Устойчивость мотивов;

Согласованность, непротиворечивость мотивов.

9. Ценностно-нравственные характеристики:

Соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценностей;

Иерархия ценностей (общая и профессиональная);

Смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;

Доброта;

Бескорыстие;

Честность, порядочность;

Обязательность, ответственность, исполнительность;

Самокритичность.

10. Волевые характеристики:

Смелость, решительность;

Целеустремленность;

Осмысленность ответственных действий;

Эмоциональная устойчивость;

Склонность к риску.

11. Эстетическое чувство, художественный вкус:

Конкретные эстетические способности (музыкальные, художественные, моторные и др.);

Продуктивная и репродуктивная художественная ориентация.

12. Профессиональный и жизненный опыт:

Способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации;

Способность разумно действовать в трудных ситуациях.

13. Психофизиологические характеристики человека:

Физическая сила;

Выносливость;

Утомляемость.

В научной литературе выделяются следующие профессионально-важные качества педагога:

Эмоциональность (А.О. Прохоров, Т.Г. Сырицо, В.П. Трусов);

Общительность (Н.В. Кузьмина, В.И. Геницинский);

Идейно-политическая активность (М. Ачилов, Ф.Н. Гоноболин);

Пластичность поведения (Н.В. Кузьмина);

Способность понимать учащихся и руководить ими (Э.А. Гришин, Ф.Н. Гоноболин);

Владение в совершенстве методами преподавания (Л.М. Портнов);

Любовь к детям (молодежи) (Ш.А. Амонашвили, Н.И. Поспелов);

Эмпатия (В.Н. Козиев, А.Э. Штейнмец);

Социальная зрелость личности (И.А. Зязюн, Н.П. Лебедик) .

Приложение В

Бланк анкеты

Инструкция: Уважаемый студент! Просим отметить частоту проявлений некоторых качеств у преподавателей. Будьте внимательны и искренни. Спасибо за участие в нашем исследовании!

№, вопрос Качество проявляется всегда Проявляется очень часто Проявляется часто Проявляется на уровне 50% Проявляется редко Проявляется очень редко Практически отсутствует
1.Ясно и доступно излагает материал.
2. Вызывает и поддерживает интерес к предмету.
3.Доброжелателен и тактичен со студентами.
4. Располагает к себе.
5.Профессиональ-ные и личностные качества педагога соответствуют вашему представлению о педагоге университета.

Таблица 2.1. Отметка частоты проявления качеств. Преподаватель 1.

Студент, пол, возраст Номер вопроса, баллы (по семибалльной шкале). Преподаватель 1
1. ж, 17
2. ж, 18
3. ж, 19
4. ж, 18
5. ж, 18
6. ж, 20
7. ж, 21
8. ж, 18
9. ж, 18
10. ж, 19
11. ж, 20
12. ж, 18
13. ж, 18
14. ж, 18
15. м, 20
16. м, 18
17. м, 23
18. м, 19
19. м, 18
20. м, 18
Общий балл

Таблица 2.2Отметка частоты проявления качеств. Преподаватели - №№ 2, 3, 4.

Учитель, также как и ученик, является индивидуальностью. В. Н. Сорока-Росинский с удивлением спрашивал, почему не говорят об индивидуальности и типизации учителей. Он одним из первых предложил такую классификацию. По его мнению, есть две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, "породой", личности и безличные, "беспородные". Породистых учителей он делил на таких представителей:

  • учителя-теоретисты, у которых теория преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике;
  • педагоги-реалисты, которые разбираются в мире вещей и людей, они тонко чувствуют настроение ребят, умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого;
  • педагоги-утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и в людях. Для них весь мир - лишь материал, и учащиеся лишь объект обучения и воспитания для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплинированности;
  • педагоги-артисты. Это те, как говорил В. Н. Сорока-Росинский, кого у эллинов называли "вдохновителями". Он дал им еще одно название - "интуитивисты". Главное свойство этих учителей - способность действовать по вдохновению, наитию, интуиции. В этом их и сила, и слабость.

Несмотря на то что в каждой из названных категорий есть масса недостатков и слабых сторон, самая сильная их сторона, повторим вслед за автором, та, что они - Личности. "Одним словом, он должен быть олицетворением зрелого, воспитанного, если не совершенного, то стремящегося к совершенству человека. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа обучения и воспитания. Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя" (А. Дистервег).

Януш Корчак определил такие тины учителей:

Воспитатель-тиран - создает многочисленные запреты и требует их исполнения, свои обязанности видит в том, чтобы быть бдительным, надзирать и таким образом застраховать себя от любых неприятных неожиданностей. Такой тип порождается профессиональным невежеством.

Честолюбивый воспитатель - стремится подчинить каждого ребенка своему мнению и нормам, заставляет ребенка действовать соответственно их намерениям и расчетам. Сюда же он относил и тех учителей, которые считали, что ребенка можно легко переделать, убеждая, ласково наставляя, выманивая обещание исправиться.

Разумный воспитатель - действует только во имя добра к детям, ясно осознает воспитательные и образовательные задачи, доброжелателен, хорошо понимает детей.

В настоящее время есть типизация по преобладающей направленности личности учителя: организатор, предметник, коммуникатор, интеллигент. Каждый из указанных типов имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Структуру личности типа "организатор" составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий, скорее всего, обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

"Предметника" характеризуют наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Для учителя-предметника, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Согласно имеющимся связям, может быть промежуточный тип - "предметник-организатор", сочетающий в себе характеристики обоих этих типов. Его отличием от "предметника" будет более жесткая направленность учащихся па предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от "чистого" организатора, основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.

Структуру личности типа "коммуникатор" составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом "бытовом" поведении ученика.

Учитель-интеллигент , или "просветитель", отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует его;! посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. "Интеллигент" характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью.

Существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, "предметник-коммуникатор", "предметник-просветитель". В то же время вероятность появления "интеллигента-организатора" очень мала.

Учитель является организатором педагогического процесса, постоянно находится во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами и другими людьми, все это накладывает на него огромную ответственность и предъявляет к нему большие требования. Что значит хороший учитель? "Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком" (В. А. Сухомлинский).

Интегрирующим личностные и профессиональные качества учителя является феномен педагогической культуры.

Педагогическая культура - совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Личностная культура учителя формируется из совокупности социальных компетенций, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям.

Компоненты педагогической культуры: педагогическая направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция и компетентность.

Педагогическая направленность - система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

Структура педагогической направленности:

  • направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
  • направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
  • направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Профессиональное мастерство в педагогической деятельности возможно лишь при наличии определенных личностных качеств. Исследователи (Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, С. Г. Вершловский, В. А. Сластенин, Ф. Н. Гоноболин и др.), занимающиеся проблемой учителя, называют самый различный набор таких качеств. Еще К. Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что в педагогические учебные заведения надо принимать людей "специально к тому подготовленных, по крайней мере, настолько, чтобы выразился их характер и способности, подающие надежды образовать из них хороших деятелей на поприще народного образования". В "каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения, потому что в классах малолетних детей и в народных школах большее влияние на учеников оказывает личность учителя, чем наука, излагаемая здесь в самых элементарных началах" (К. Д. Ушинский).

Ведущий специалист в вопросах подготовки учителя В. А. Сластенин так определяет портрет современного учителя:

  • высокая гражданская активность и социальная ответственность. Главный ориентир его деятельности - высокий профессиональный долг;
  • любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;
  • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Он выше мелочных обид, амбиций и пристрастий;
  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений, владеет индивидуальным стилем педагогической деятельности;
  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нем}";
  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Н. В. Кузьмина отмечает, что при безответственном отношении к делу педагогические способности не обеспечивают достижения педагогического мастерства. В то время, как при средних способностях, но развитом чувстве долга и ответственности можно стать мастером. В зарубежных исследованиях выявлен феномен локуса контроля. Локус контроля - свойство видеть источник управления своей жизнью преимущественно во внешней среде либо в самом себе. Два тина людей но локусу контроля - интерналы, объясняющие события внутренними причинами и принимающими ответственность па себя. И экстерналы - объясняющие события внешними причинами, т.е. пытающиеся всю ответственность возложить на других людей или внешние обстоятельства. У учителя-экстернала всегда и во всем виноват ребенок.

Профессия учителя требует подвижничества и самоотверженности. Об истинности этого тезиса свидетельствуют примеры жизни видных педагогов: И. Г. Песталоцци, А. Макаренко, Я. Корчака, В. Сухомлинского.

Перечисленные личностные качества учителя можно дополнить следующими:

  • аттракция - социальная установка на уважение к человеку, отношение к человеку как к самоценности, мере всех вещей;
  • способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, вживанию в переживания другого человека);
  • сензитивность к потребностям учащихся - раскрытость и восприимчивость к ним;
  • способность к рефлексии;
  • креативность - способность к творчеству, нестандартности мысли и поступков, неординарности;
  • экстравертность - раскрытость на общение с людьми;
  • эмоциональная устойчивость - уравновешенность, подвижность эмоциональных состояний, умение удержать себя от крайних проявлений - слепого гнева, безудержного веселья, страха и т.п.; уверенность в себе, оптимизм, жизнерадостность и динамичность нервной системы (способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде);
  • способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;
  • развитое профессионально-педагогическое мышление, позволяющее проникать в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, предвидеть результаты работы, давать теоретическое обоснование своим действиям;
  • умение придать личностную окраску преподаванию;
  • умение создавать позитивные подкрепления для самовоспитания учащегося, прежде всего, своим личным примером. "Никто не сможет воспитывать человека, если он сам себя не воспитывает" (В. А. Сухомлинский);
  • владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми;
  • личностная самостоятельность учителя, которая "...никакие исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности" (С. Л. Рубинштейн).

Подлинные профессионалы учительского труда неизменно владеют ситуацией, культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учениками, симпатизируя им и понимая их непосредственные нужды. Умея благодаря чувству юмора разрядить обстановку, великолепно зная свой предмет, они преподают его с энтузиазмом и выдумкой, очень рационально используя время. Профессионально действующие учителя последовательны в своих установках, справедливы, уважают личность обучаемого, тактичны.

Педагогический такт - чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Тактичный учитель всегда старается понять воспитанника, его состояние, настроение, выяснить причины возникшей ситуации. Он всегда корректен, вежлив, внимателен, руководствуется идеями поддержки и помощи.

Пускай во всем, что совершаешь ты. Проступит след душевной чистоты: Ведь сила не во внешности твоей, А только в человечности твоей.

М. Джалиль

Вот некоторые утверждения А. С. Макаренко по этому поводу. Ваши аргументы "за" и "против" такой позиции.

А. С. Макаренко

"В прошлом году я читал в вашем педагогическом журнале, каким топом надо разговаривать с воспитанниками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанниками ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его просто все возненавидят. Нет, я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по-настоящему, а не так, что - не то сердится, не то педагогическую мораль разводит".

А. С. Макаренко

"В то время, как мне еще приходилось спорить с Украинским Нарком-просом, меня спросили на педагогической конференции: вы знаете, что такое такт?

  • - Знаю.
  • - А что это такое?
  • - Предположим, вы обедаете с каким-нибудь человеком, и он плюнул вам в тарелку, и вы можете ему сказать: что вы делаете, это нетактично.

А можно поступить и так: взять тарелку и разбить у него на голове. И никакого риска не будет.

Иногда нужно разбивать такую тарелку на голове, доводить человеческий поступок до логического предела, а не замазывать его.

Разве такт иногда не является уклонением от ответственности?

Передо мной мальчик или девочка, с которыми надо что-то сделать, а я не хочу ничего делать, боюсь риска и начинаю тактично поступать. Тактично отъезжать от данного случая в какой-то закоулок".

Все стороны проявления педагога в деятельности оцениваются окружающими с позиции его авторитетности. Авторитет - внутреннее признание окружающими за учителем права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности с детьми, родителями, коллегами. Авторитет - степень доверия к человеку. Авторитет складывается из профессиональной компетентности учителя, его личных качеств, способностей к общению, характера лидерства. Подлинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя. Есть два свойства педагогического авторитета.

Спецификация авторитета - признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в других он не выступает в качестве авторитета: "Иван Петрович великолепный физик, но организатор из него плохой". "Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем" (А. С. Макаренко).

Накануне Дня учителя мы решили предаться ностальгии и вспомнить замечательные школьные деньки. Мы заметили, что большинство учеников и преподавателей похожи на героев известных фильмов и сериалов, поэтому предлагаем вам немного повеселиться - найти своих друзей и учителей, а может и самого себя среди предложенных типажей. Узнайте, похожи ли вы на Фиби из «Друзей» или Питера Паркера из «Человека-паука».

7 типов преподавателей, которые есть в каждой школе

Ниже мы расскажем о 7 типах учителей, которых вы точно встречали в школе. Думаем, вы легко узнаете их в наших персонажах. А может быть, ваш сегодняшний преподаватель английского похож на одного из них?

Росс из «Друзей» (хороший, но излишне добродушный)

Самый безобидный учитель в школе. Даже если вы что-то не выучили, скажет: «Двойку в журнал пока ставлю только карандашом». С удовольствием делится своими знаниями с учениками, но... они его почти не уважают. Помните, как Росс говорил: «У меня такое правило: либо приходи вовремя, либо вообще не приходи. Мои студенты часто этим пользуются». Да-да, это тот самый тип учителей, уроки которых так легко было срывать и прогуливать, ведь по доброте душевной он никогда не нажалуется родителям и не напишет докладную директору. Учиться с таким преподавателем легко, главное не садиться ему на голову, ведь чаша терпения может переполниться. В редкие минуты гнева он может вести себя высокомерно, так что, если не хотите стать объектом его едких шуток, как Джоуи, знайте меру.

Дарт Вейдер из «Звездных войн» (диктатор)

Очень строгий учитель. Как и юный Энакин Скайуокер, считает, что лучший строй - диктатура. Авторитет его настолько высок, что ученики даже забывают о существовании Императора - директора школы, главное - угодить строгому учителю. Лозунг преподавателя-диктатора - «Сели! Звонок для учителя», ну а раз сила на его стороне, учитель-Дарт Вейдер будет держать вас в ежовых рукавицах учебного процесса до конца перемены. Если вы не сделаете домашнее задание, начнет размахивать шашкой световым мечом - раздавать двойки направо и налево. «Садись, два!» - одна из любимых фраз преподавателя-Вейдера. В общем, если этот учитель не ваш отец, советуем вести себя тише воды, ниже травы и ждать, пока Дарт Вейдер не разозлит Императора настолько, что последний захочет избавиться от него.

Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» (умный, но самовлюбленный)

Если этот светоч знаний снизошел до преподавания, готовьтесь учиться, учиться и еще раз учиться. Он будет требовать, чтобы вы знали каждую мелочь по его предмету. Если же вы (не дай бог!) заявите, что на начальном уровне еще не знаете разницы между be going to и will, посчитает вас бездарем и произнесет известную цитату Шелдона: «А знаете, что не продают в магазине контейнеров? Емкости, способные вместить мое разочарование!» Ни в коем случае не пытайтесь спорить с этим типом учителя, даже если на 100% уверены в своей правоте: в лучшем случае Шелдон не будет вас слушать, в худшем - вы станете его врагом, совсем как Лесли Уинкл.

Педант до мозга костей: опоздание на секунду будет караться сакраментальной фразой «Закрой дверь с той стороны». Кроме того, учитель-Шелдон любит строгую дисциплину. Помните знаменитую фразу из школы «Если такой умный, встань на мое место и проведи урок, а я сяду на твое и буду хихикать»? Учителя этого типа часто так говорят. Чтобы укротить Шелдона, бросьте в него комиксами выполненной домашней работой, это на какое-то время развлечет его.

Индиана Джонс из фильмов об Индиане Джонсе (практик, умеющий увлечь)

Преподавание - главное занятие в его жизни. Однако он не просто теоретик, а еще и практик: как только представится возможность, укатит за границу практиковать свой английский, прихватив только шляпу и хлыст. Будучи доблестным борцом со злом и несправедливостью, учитель-Инди не позволит вам прогуливать его уроки, хотя у вас вряд ли возникнет такое желание: природное обаяние и умение объяснять все простыми словами способны завоевать любовь не только миллионов фанатов, но и пары десятков учеников. У него прекрасное чувство юмора, скорее всего, именно на его уроке можно услышать знаменитое «Кто к доске? Лес рук!» А еще он мотивирует нас на действия вместо слов: «Хотите стать археологами - выбирайтесь из библиотек». С таким учителем вы точно будете готовы отправиться и на поиски святого Грааля, и к вершине знаний английского языка.

Доктор Хаус из сериала «Доктор Хаус» (очень умный, но нарушает все правила)

Учитель-Хаус - настоящий мастер своего дела: прекрасно понимает предмет и дает четкие пояснения. В то же время к своим пациентам ученикам он относится цинично и довольно безжалостно. Если вы не можете справиться с заданием, вполне может процитировать свой прототип из сериала: «Вы всегда так глупы или сегодня особый случай?» Этот необычный тип учителя плохо уживается в школе, ведь в учебном учреждении слишком много правил, а Доктор Хаус и правила, как вы помните, - вещи несовместимые. Однако каким бы черствым сухарем он ни казался, все же учитель-Хаус любит свое дело и хочет, чтобы все его подопечные хорошо разбирались в предмете. Так что, несмотря на отвратительный характер, многие ученики обожают его и считают гением преподавания.

Мэри Поппинс из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (само совершенство)

Практически идеальный учитель, которого уважают абсолютно все ученики. Даже заядлые двоечники и хулиганы слушают ее, затаив дыхание, ведь эта дама (или джентльмен) способна превратить любой урок в волшебную сказку. Учитель-Мэри ратует за индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, она не боится перемен, так что без зазрения совести выкидывает старые, изжившие себя учебники, с удовольствием пользуется новыми приемами обучения английскому и пропагандирует современные учебники, а не столь почитаемые во многих школах пособия лихих 90-х. Она строгая, но справедливая, к тому же умеет подавать знания в интересной форме и легко прививает любовь к предмету своим ученикам.

Гэндальф из «Властелина колец» (мудрый наставник)

Гэндальф - идеальный учитель: он любит хоббитов учеников и прекрасно знает свое дело. Но главное его достоинство в том, что это тот самый тип учителя, который «только открывает дверь, но войти должны вы сами». Вспомните, Гэндальф указал Фродо путь и мотивировал его идти к цели. На первый взгляд кажется, что хитрый волшебник склонен сваливать свою работу на плечи бедных учеников-хоббитов. Однако это не так. Учитель-Гэндальф прекрасно знает: чтобы разобраться в чем-то, нужна не только помощь преподавателя, но и самостоятельная работа, даже если она предполагает нелегкий путь с множеством препятствий и ошибок. Учитель-волшебник подталкивает учеников в правильном направлении и вдохновляет их на подвиги в учебе, за это его и любят подопечные.

7 типов учеников, которые есть в каждом классе

А теперь давайте вспомним своих одноклассников: кто-то был тихим и скромным, кто-то - веселым и взбалмошным, а кто-то - дотошным и надоедливым. А к какому типу вы бы отнесли своих друзей и себя?

Дейенерис Таргариен из сериала «Игра престолов» (лидер коллектива)

Решительный и уверенный в себе ученик. В то время как учитель считает себя главным в классе, ученик-лидер придерживается другого мнения. Он легко руководит своим кхаласаром классом и не признает других авторитетов кроме самого себя. Обычно у такого ученика есть свои «драконы» - свита, готовая на все ради своего лидера. Несмотря на кажущуюся авторитарность и даже жесткость ученика-лидера, он, как и сама Дейенерис, склонен защищать угнетенных и бороться с авторитарной властью. Так что учителю лучше быть в хороших отношениях с лидером класса, в противном случае последний сильно попортит ему кровь.

Золушка (очень старательный ученик)

Самый тихий и послушный ученик в классе. Чаще всего это неуверенная в себе девочка, которая легко преклоняется перед авторитетом учителя. Она считает, что если будет прилежно работать, то на Земле воцарится мир, а все тыквы превратятся в кареты. Ученица-Золушка очень терпелива и послушна: она будет сидеть над заданием, пока не решит его. Может предпочесть домашнюю работу веселым играм во дворе, ведь у нее попросту не хватит совести соврать учителю, что тетрадку с задачами порвала злая мачеха. Следует сказать, что старания Золушки, как правило, окупаются сторицей: она хорошо оканчивает школу и поступает в университет даже без помощи феи-крестной.

Гермиона Грейнджер из серии фильмов о Гарри Поттере (отличница, мечта учителя)

Гермиона так же старательна и прилежна, как Золушка, но, в отличие от последней, учеба доставляет ей одно удовольствие. Ученик-Гермиона обожает получать новые знания и не упускает случая блеснуть ими. Ей свойственна некоторая высокомерность, поэтому друзей у нее мало. Надо сказать, что учителям не нравится ученик-выскочка, так что от них бедной отличнице тоже не приходится ждать поддержки. Впрочем, это совсем не мешает ей быть лучшей в классе и ежедневно совершать учебные подвиги. Пока ее одноклассники ходят на балы дискотеки, отличница штудирует учебники и штурмует новые высоты английского и других предметов. Если же Гермионе удастся унять свое высокомерие, она легко завоюет преданных друзей на всю жизнь вроде Гарри и Рона.

Барни Стинсон из сериала «Как я встретил вашу маму» (весельчак-тусовщик)

Самый веселый и обаятельный парень в классе. Настоящая звезда: любит быть в центре внимания, так что часто разыгрывает учителя и веселит своих одноклассников, его даже называют школьным клоуном. Все девочки влюблены в него, а все мальчики ему подражают. Ученик-Барни настолько обаятельный и ловкий в общении, что легко может уговорить учителя отпустить весь класс с урока. Если же это не удастся, Барни уведет класс играть в лазертаг и без разрешения преподавателя. Его чарам не поддаются только Гермиона, которая обожает учебу, и Золушка, которая просто не решится нарушить дисциплину. Барни неглуп и неплохо учится, однако постоянно ищет приключения на свою голову и призывает весь класс поступать так же.

Фиби из сериала «Друзья» (странный творческий ученик)

Очень странная ученица (зачастую ученик), у которой мало друзей, ведь не все могут понять ее специфический юмор и нестандартное поведение. Как правило, учеба ее не особо интересует, зато она увлекается творчеством: может талантливо рисовать электрические цепи в стиле ар-деко на уроке физики или петь Smelly cat на уроке английского. Большинство учеников сторонятся Фиби, и даже лидер ее, как правило, не трогает, ведь никто не знает, чего от нее можно ожидать. Эта ученица живет в своем маленьком уютном мирке, и если кто-то пытается нарушить его границы, Фиби может накричать на обидчика и дать достойный отпор.

Грима Червеуст/Гнилоуст из «Властелина колец» (ябеда, докладчик)

Этого ученика не любит весь класс, тем не менее живется ему неплохо из-за того, что он может влезть в доверие к королю Рохана практически любому учителю. Он знает все: кто разбил окно в столовой, кто ловит покемонов на уроке физкультуры, кто списал домашнее задание у Гермионы и т. д. Все эти новости тут же докладываются главному Саруману учебного заведения. Хоть Грима и вызывает лишь отвращение, с ним надо быть настороже и держать язык за зубами, особенно если рядом с вами нет учителя-Гэндальфа, который не терпит докладчиков и умеет избавлять от них школьное королевство.

Питер Паркер / Человек-паук из фильмов о человеке-пауке (аутсайдер)

В каждом классе есть такой «мальчик для битья». Он очень тихий и скромный, прилежно учится и затравленно смотрит по сторонам. Сразу после уроков идет домой и делает домашнее задание, никогда не играет портфелем в футбол и не хулиганит. Он чем-то похож на Золушку, однако если к ней относятся снисходительно, то Питер часто становится объектом насмешек и не верит в светлое будущее в отличие от той же Золушки. Остается надеяться, что однажды такому ученику повезет и радиоактивный паук все же разбудит в нем решительность и уверенность в себе.

Конечно, эта статья - всего лишь шутка, и мы надеемся, вы с теплом вспомнили своих школьных друзей и любимых учителей. Кстати, в нашей школе работают только преподаватели с типажами Мэри Поппинс, Гэндальф и Индиана Джонс, так что если вы любите этих персонажей, приглашаем вас на в Хогвартс «Инглекс».

К важнейших качеств преподавателя, способствующие успешному выполнению им своих функций, принадлежит педагогическая коммуникативность. Много трудностей и неудач в педагогической деятельности обусловлено именно недостатками сферы профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение - это совокупность методов и средств, применение которых обеспечивает достижение цели обучения и воспитания, и определяет характер взаимодействия между двумя главными субъектами педагогического процесса. Известный российский психолог В.А. Кан-Калик выделяет такие стили педагогического общения.

1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят". В высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профильных кафедрах.

2.Общение на основе дружеского отношения. Этот вид коммуникации предусматривает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности (но при этом следует избегать панибратства). Особенно это касается молодых педагогов, если они не желают попасть в конфликтную ситуацию.

3.Общение-дистанция. Это наиболее распространенный тип педагогического общения, за которого постоянно наблюдается дистанция во всех сферах: образовании - со ссылкой на авторитет и профессионализм; воспитании - на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать педагога как ровесника.

4.Общение-заигрывание. Оно свойственно молодым преподавателям, которые чрезмерно стремятся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь фальшивый, дешевый авторитет.

Как правило, в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в определенной пропорции при доминировании одного из них.

Заслуживает внимание классификация стилей педагогического общения, предложенная М. Таленом: "Сократ" - Педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, которые он намеренно провоцирует на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе через постоянную конфронтацию: студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать; "Руководитель групповой дискуссии" - Главным в учебно-воспитательном процессе педагог считает достижение согласия и сотрудничества между студентами, беря на себя роль посредника, для которого поиск демократического консенсуса важнее результат дискуссии; "Мастер" - Педагог выступает как образец для подражания, который необходимо безусловно копировать, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще; "Генерал" - Не допускает любого двузначного смысла, подчеркнуто требовательный, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а студент, как солдат-новобранец, должен беспрекословно подчиняться приказам. По данным Г. Талена, этот стиль распространен в педагогической практике больше, чем все другие вместе; "Менеджер" - Распространен в радикально ориентированных школах и связан с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности учащихся. Педагог стремится к обсуждению с каждым учеником смысла задачи, качественного контроля и оценки конечного результата; "Тренер" - Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Ученики при этом выступают игроками одной команды, где каждый в частности не важен как индивидуальность, а все вместе составляют силу. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа; "Гид" - Воплощенный образ "ходячей энциклопедии". Лаконичный, точный, сдержанный. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен, и именно поэтому часто откровенно скучный.

В зависимости от качества владения мастерством педагогического общения студенты относят преподавателя к соответствующей категории: Преподаватели - "вечные студенты" - Понимают студентов, видят в них личность, охотно общаются на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; Преподаватели - "бывшие моряки" - Пытаются установить военную дисциплину. Требуют полного и безусловного принятия их мысли. Ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить. Пытаются задавить "я" студента путем административных мер; Преподаватели-формалисты - На работе "отбывают" свои часы. К студентов безразличны: делайте, что хотите, чтобы мне не мешали; "Безразличны", "завистливые", "ограниченные", "господа", "работы" - Преподаватели, которые за человеческими и профессиональными качествами не соответствуют идеалу, приемлемом для студента; "Трудяги", "гурманы", "друзья" - Преподаватели, которые пользуются авторитетом у студентов в связи с отдельными привлекательными личностными чертами; "Преподаватель-стандарт" - Знает свой предмет, живет своей работой. Тяжелый в общении. Амбициозный. Упрямый, не интересен ни себе, ни студентам.

Важное место в учебно-воспитательном процессе высшей школы принадлежит личности преподавателя, его коммуникативным навыкам, способности устанавливать диалог со студентом, понимать и адекватно воспринимать мир другой - не подчиненного, а равноправного партнера, коллеги в сложном искусстве обучения.

Типология педагогов

Красовская Н.А. Воспитатель. МБОУ Школа – интернат №13. Г. Иркутск

Научно-педагогическая литература содержит немало попыток очертить типы педагогов. Преодолевая сложность вопроса, авторы часто избирают метафорический способ обозначения выявленных ими типов. Известно, что наука часто прибегает к метафорам, до того как найдет точное понятие открытого явления. Например, классификация остроумного Владимира Михайловича Лизинского: «Временно исполняющие обязанности»: не поддерживают отношений с коллегами, не интересуются тем, чем живет школа. Достаточно добросовестно выполняют свои обязанности, своевременно сдают нужную документацию, не вступают в доверительные отношения с учениками и родителями, выполняют необходимую внеклассную работу «без трепета и наслажденья», не желают работать классными руководителями, довольно безразличны к похвале и порицанию. «Всадники с шашкой наголо»: Всегда в конфликте, в поисках врага, проблем и недостатков, агрессивны, точно знают истину, созывают людей на баррикады, оконфузившись, быстро стряхивают с себя следы былых неудач и тут же встревают в новую драку, не имеют склонности к анализу, превращают школу в арену политических битв, порой навсегда забывая о том, что неплохо было бы заниматься своим прямым делом - учить детей. «Группа поддержки»: меняют взгляды и принципы под воздействием ярких личностей, готовы идти за кем хотите, не помнят зла, не помнят поражений, поддерживают наиболее оголтелых правых или левых лидеров, вкладывают свои идеи в мифические конторы и, конечно же, теряют их . «Любители шуршать»: строгие ревнители норм и правил, проявляя вечное недовольство, готовы невзначай упомянуть кое-что о каждом человеке, сообщая чужие тайны, плетут интриги и заговоры. «Очарованные романтики»: любят школу, волнительно переживают всякий успех школы и учащихся, готовы жить в школе, придумщики, втягивают в работу в школе своих родственников, их интересы простираются далеко за пределы преподаваемого предмета . «Первооткрыватели»: любят свой предмет и несут его детям трепетно и преданно, следят за всеми новинками, придумывают тысячи способов увлечь детей, сообщают предметную информацию с такой гордостью, как будто сами изобрели и придумали все то, о чем они рассказывают. Наиболее четкая и основательная типология, произведенная В.Н. Сорокой-Росинским, тоже ориентирована на деятельность педагога и её внешностные характеристики: «каким образом» выстраивается работа с детьми. Он выделил следующие типы педагогов: учителя-теоретисты (главное - теория, а не реальный мир вещей, манера смотреть на класс - на учеников не смотрит, угловат); педагоги-реалисты (хорошо разбираются в мире вещей, людей, тонко чувствуют настроение, умеют сопереживать, дружелюбны, веселы, работают легко и свободно); педагоги-утилитаристы (хорошо ориентируются в мире вещей и людях, главное - тренировка в упражнениях); и педагоги-артисты или интуитивисты (имеют способность действовать по вдохновению, по наитию, эмпатийно-творческие). Н.Е.Щуркова выделяет четыре типа школьных педагогов ^ Первый тип - самый распространенный. Она называет его условно «прагматический» (утилитарно ориентированный). К данному типу относятся 56% школьных педагогов. В своем учебном предмете он хорошо осведомлен, его образовательная компетентность достаточно высокая. Основное профессиональное внимание педагог-прагматист направляет на ученика как на объект, насыщаемый знаниями и умениями, полезными для жизни школьной и бытовой. - он высоко ценится в школе за «процент успеваемости». Это позволяет ему преступать этические границы в отношении к детям: он может использовать императивные формы при организации групповой работы, кричит на детей, дает им клички, высмеивает при неудачах, его шутки, чаще всего, обидны и принижают достоинство ребенка. Если пренебречь личностным развитием ребенка, то сущностные качества данного типа обладают некоторой притягательностью: - он хорошо обеспечивает подготовленность школьника к экзаменам и поступлению в вуз; - он деловит, собран, требователен, методичен, свободно владеет учебным материалом в пределах школьной программы; - он хороший организатор, умеет руководить деятельностью группы, потому обладает высоким авторитетом - чаще всего, непререкаемым. ^ Второй тип - исторически устойчивый, но заметно убывающий в своей численности. Его обозначили как тип «функционалистский» (нормативно-ориентированный). 20% школьных педагогов относятся к данному типу. Для этого типа характерна прямолинейная исполнительность функций, которые возводятся в ранг цели собственной работы. Педагогическая тактика сводится к постоянному корректированию поведенческих отклонений. Эти отклонения строго контролируются, фиксируются, пресекаются. Он любит распоряжаться, раздавать указания, сердится, когда их не выполняют. С упоением раздает оценки, сообщая, кто успешен, кто мало успешен, а кто - «слабое звено в классе».Методика такого педагога складывается из нравоучений, критики, оценки, ярлыков, принуждения и устрашения. Очевидны сущностные черты данного типа: - сведение профессиональной работы к контролированию ребенка: выполнение заданий, заучивание текстов и послушное поведение; - набор таких отношений к ребенку, как формализм, бездушие, холодный контроль, позиция «сверху», запугивание и устрашение; - роль, которую играет педагог, - роль административного лица, а потому он воспроизводит авторитарное давление во взаимодействии с детьми (он - распоряжается, дети - подчиняются), а при смене руководства он немедленно меняет свои убеждения. ^ Третий тип - «гуманистический» (ориентированный на Человека). Несмотря на многолетнее декларирование принципа гуманизма и провозглашение гуманистического воспитания, в современной школе лишь 20% школьных педагогов занимают гуманистическую позицию. Этот тип не родился сегодня, он складывался в обществе ещё со времен Сократа, первым провозгласившего ценность Человека. И далее - сквозь средние века и в эпоху Возрождения этот тип сохранял и передавал эстафету гуманистического воспитания в новое и новейшее время. Можно сказать, что он был всегда в истории человечества. Отметим профессиональные черты педагога-гуманиста: - безусловно уважительное отношение к ребенку как к человеку; - забота о личностном развитии каждого ребенка с учетом его индивидуальных отличий; - этико-философская и социально-психологическая база в решении любых педагогических проблем и задач; - социальная роль, которую играет педагог, - роль человека, а профессиональная позиция по отношению к ученику как к другому человеку - «рядом», «вместе», «наравне». ^ Четвертый - слабо обозначаемый, но тем не менее реально существующий - «гедонистический» («комфортно-ориентированный») тип. К нему относятся 4% школьных педагогов. Представитель данного типа полагает, что цель его работы состоит в том, чтобы создавать всяческого рода приятствия и приятности для учеников во имя приятствия и приятностей собственных. Чаще всего работает он вяло, лениво, без интеллектуального напряжения мысли, пренебрегая профессиональным анализом содеянного. Очень любит, когда его занятия с детьми прерывают, с удовольствием оставляет детей одних, ссылаясь на обстоятельства. Здесь во всем преобладает направленность на личный комфорт и убежденность в «преступности» учеников, наделение учеников природным качеством «тупости», снимающие с учителя ответственность за детей. Основные характеристики данного типа: - пренебрежительное отношение к своей профессии, вульгаризация педагогического труда, спекулятивное извлечение выгоды от звания «педагога»; - «простецкое» отношение к ребенку как некоему забавному объекту, над которым пока позволительно властвовать; - сведение трудового усилия до имитации профессиональной деятельности; - сохранение внешних атрибутов социально-профессиональной роли «педагога» и исполнение этой роли с удовольствием и самодовольством; - безразличие к судьбам учеников, полное предоставление их стихийному влиянию обстоятельств. Спасибо за внимание!