1. Биография Пастернака
  2. Анализ стихотворения «Февраль»
  3. Анализ стихотворения «Весна»
  4. Особенности ранней лирики Пастернака
  5. Анализ стихотворения «Гамлет»
  6. Анализ стихотворения Пастернака «Зимняя ночь»
  7. Особенности поздней лирики Пастернака

М.Цветаева так говорила о Пастернаке: «Где человек, до конца понявший Пастернака? Пастернак — это тайность, иносказание, шифр».

Действительно, Пастернак – сложный поэт. И если искушённому читателю, литературоведу или литератору, подчас трудно проникнуть в мир поэтических образов художника, то что говорить о детях. Ученики, встречаясь с ранними стихотворениями Пастернака, часто говорят: «Красиво, но непонятно».

Изучая лирику поэта в школе, необходимо сделать пастернаковские образы доступными и понятными для учащихся, познакомить их с личностью поэта, показать им своеобразие поэтического мира художника.

Краткая биографическая справка о семье, в которой вырос Пастернак, и о тех жизненных дорогах, которыми он пытался идти, поможет нам понять, что сформировало его как художника слова.

Начать разговор о лирике поэта лучше, конечно, с ранних стихотворений: в них обилие метафор, смещение понятий, стремительность и напор. Здесь же необходимо объяснить ребятам, что поэтическая манера Пастернака резко меняется во второй половине 1940-х годов, поэтому литературоведы условно называют ранним периодом творчество поэта до 1940 года, несмотря на то что к этому времени Борису Леонидовичу уже исполнилось 50 лет.

Анализ стихотворения «Февраль».

Стихотворение датируется 1912 годом. Это одно из самых ранних стихотворений поэта.

Пастернак часто в стихах приурочивал пейзаж к определённому моменту — времени года или времени суток, будто обозначая реальность происходящего. Так и в стихотворении «Февраль» лирический герой остро чувствует пере мену сезона, надлом, происходящий в природе.

Давайте обратимся к тексту и выпишем и него слова, характеризующие состояние природы и состояние души лирического героя. В результате получится такая запись.

Состояние природы: грохочущая слякоть весною чёрною горит, ливень, лужи, проталины, ветер.

Состояние души: плакать, писать навзрыд слёзы, сухая грусть, навзрыд.

Какое состояние души передают эти слова? (Момент наивысшего напряжения, наполненности чувствами.)

Когда у поэта возникает такое состояние? (Когда приходит вдохновение, в процессе творчества.)

Как вы понимаете две последние строчки стихотворения? (Стихи рождаются, когда приходит вдохновение.)

Как соотносятся образы природы с состоянием лирического героя? (Они помогают
передать чувства лирического героя.)

«Глубокие человеческие переживания Пастернак передавал через проникновенные пейзажные зарисовки, восхищаясь чудом мирозданья и ощущая себя его частью. Поэтому каждое из стихотворений мастера мы воспринимаем как развитие одной общей темы — темы красоты мира, «сгущение некоей энергии», развёртываемой в любой точке времени и пространства».

Посмотрите, в какой форме стоят глаголы, передающие состояние лирического героя.

Глаголы стоят в инфинитиве; смысл этой глагольной формы — «побуждение к действию». Действительно, в стихотворении нет личных местоимений, лирический герой отступает на второй план перед властным напором окружающего мира, пробуждающаяся природа вдохновляет поэта, побуждает его к творчеству.

Природа у Пастернака одухотворена, как одухотворён человек. Она живёт сложной духовной жизнью». Весенняя природа соответствует настроению лирического героя. Она источник вдохновения и поэтического творчества. И чем глубже чувствует поэт природу, тем непосредственней, «случайнее», «вернее» будут «слагаться» стихи. Готовящаяся к пробуждению февральская природа изображена как графический рисунок: в свете прибавляющегося дня черны проталины, чернила, обугленные груши (грачи) — всё это передаёт состояние героя.

Как фонетически организовано стихотворение? Какие звуки наполняют его? Поэтические строчки наполнены звуками. Автор использует приём аллитерации. Многократное повторение звука р создаёт ощущение грохота, городского шума, грохочущей слякоти, клика колёс. И над всем этим благовест — колокольный звон! Найдите в стихотворении сравнение и метафоры. «Одна из самых ярких отличительных черт художественной системы Пастернака — метафорическая насыщенность стихотворения.

Сравнения и метафоры, которыми изобилуют ранние стихи поэта, часто кажутся произвольными, даже непонятными: грачи с деревьев сорвутся как обугленные груши, ветер не пронизан, а изрыт их криками. Сам поэт о февральской оттепели пишет не взахлёб, а навзрыд и т. д. Однако именно такие необычные сымпровизированные образы гораздо ярче и гораздо точнее образов обычных и легко понимаемых: в них проявляется в полной мере авторская индивидуальность».

Каков общий эмоциональный настрой стихотворения? Докажите свою точку зрения. Это стихотворение о весне и творчестве. Весна — символ пробуждающейся жизни, благовест — колокольный звон, весёлый клик колёс создают ощущение праздника, слёзы — символ очищения души. Общий настрой
стихотворения жизнеутверждающий, оптимистический.

Анализ стихотворения «Весна».

Продолжая тему творчества, обратимся к стихотворению «Весна» «Что почек, что
клейких заплывших огарков … », 1914 год).

В нём поэт отвечает на вопросы: «Что такое поэзия? Как и о чём должен писать поэт?»

Найдите сравнения и метафоры в первых двух четверостишиях. (Почки как огарки; «реплики леса окрепли» — птичий гомон; «лес стянут по горло петлёю пернатых гортаней, как буйвол арканом … » Всё та же метафорическая насыщенность и неожиданность образов.)

С чем сравнивается поэзия в третьем четверостишии? (С губкой в присосках.)

Губка — водное животное, которое присосками прикрепляется к морскому дну или камню. Мягкий, ноздреватый остов губки хорошо впитывает влагу. Здесь очевидно уподобление поэзии, вбирающей в себя жизнь, губке.

Одной из особенностей творчества Пастернака, как отмечают литературоведы, является то, что Пастернак поэтизирует мир с помощью прозаизмов, что придаёт его поэзии особую простоту и правдивость.

Пушкин называл прозаизмами слова, которые обычно не употребляются в поэтической, стихотворной речи и характерны для прозы, разговорного языка: « … Желания кипят — я снова счастлив, молод, / Я снова жизни полн — таков мой организм / (извольте мне простить ненужный прозаизм)» «Осень»).

Что же такое поэзия, по мнению Пастернака? Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения? Сравните его с началом.

«И выходит, по Пастернаку, что поэзия растворена во всём, что она «валяется в траве под ногами». Роль поэта — не нарушить, не спугнуть, превратиться в уши, в ноздри, в глаза и вбирать, впитывать в себя то, что источается, расточается природой.

Поэт — всасывающая губка. Он лишь записывает то, что продиктовала жизнь. Такова эстетика Пастернака» (А.Якобсон).

«Поэзия валяется в траве под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы увидеть её и подобрать с земли» (Пастернак).

Сначала поэт — наблюдатель, он боится нарушить красоту, потом — энергичный творец, он воссоздаёт мир природы словом. «Последние строки звучат в особой тональности, если не хищно, то, во всяком случае, алчно. В них слышится алчба. И нет никакой робости, никакой трепетной неприкосновенности, которые нужны были раньше, чтобы не расплескать, сохранить драгоценную влагу.

Пока уши, ноздри и глаза перекачивали её в губку, в душу. А когда влага собрана, то, чтобы выжать её, нужны сильные, жадные руки. И Пастернак восклицает: «Искусство – дерзость глазомера, влеченье, сила и захват». И только оба эти акта, вместе взятые, — почти христианское смирение («Природа, мир, тайник вселенной, я службу долгую твою, объятый дрожью сокровенной, в слезах от счастья отстою … «) и языческое, алчное проявление: «Искусство — дерзость глазомера … »

Только оба эти акта, вместе взятые, дают поэту особые права по отношению к жизни и ставят его с ней на короткую ногу» (А. Якобсон). Мы проанализировали два стихотворения, которые раскрывают тему творчества. И оба они о природе.

Мы уже говорили о том, что у Пастернака особая манера изображать природу. В его стихах она одухотворена, пропитана человеческими эмоциями и может
чувствовать, сопереживать. Внутренние переживания героя, сложнейшие философские вопросы, вся полнота жизни и многообразие мира раскрываются через при роду, а точнее, самой природой. Автор говорит о природе, а природа об авторе.

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе. Содержание этих стихотворений шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о вёснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, мирового бытия, исповедует веру в жизнь, которая, как нам кажется, главенствует в его поэзии и составляет её нравственную основу. Жизнь в его толковании — нечто безусловное, вечное, абсолютное, всепроникающая стихия и величайшее чудо. Удивление перед чудом существования — вот поза, в которой застыл
Пастернак. Навсегда поражённый, заворожённый своим открытием: «Опять весна».

Пейзаж в творчестве Пастернака зачастую уже не объект изображения, а субъект действия, главный герой и двигатель событий» (А. Синявский).

«Итак, природа у Пастернака говорит и действует от имени автора. Но так натурально и непосредственно, что кажется — от своего собственного имени. «Не я про весну, а весна про меня». Говорю: «действует» и подчёркиваю: «природа действует»» (А.Якобсон).

Как действует при рода вместо человека, можно отчётливо проследить в стихотворении Пастернака «Гроза, моментальная навек … » из сборника «Сестра моя — жизнь» 1917 года.

К этому стихотворению задаётся только один вопрос: в каких стихотворных строчках природа выступает как деятель?

После анализа трёх стихотворений подводим промежуточный итог.

Особенности ранней лирики Пастернака:

— Метафорическая насыщенность произведения.

— Яркость и необычность метафор и сравнений.

— Поэтизация мира с помощью прозаизмов.

— Одухотворённость природы. Природа действует от имени автора.

— Стремительность, напряжённость поэтической речи.

Разговор о поздней лирике Пастернака можно начать со слов самого автора.
Пастернак отмечает, что его манера после 1940 года резко меняется. Этот временной рубеж неслучаен. Пастернак живёт в советской стране, в которой иметь свою точку зрения опасно. В 1936 году начинаются гонения на поэта: его перестают печатать, резко критикуют в официальной прессе за то, что он не прославлял трудовые будни советских
пятилеток.

Борис Леонидович уединяется в Переделкине, четыре года почти не пишет стихов, занимается переводами. Мейерхольд просит его перевести трагедию Шекспира «Гамлет» для постановки в театре. Мейерхольда арестовывают, но Пастернак свою работу не бросает. После окончания перевода он пишет
стихотворение «Гамлет».

Анализ стихотворения «Гамлет».

Стихотворение «Гамлет» 1946 года открывает цикл, представляющий собой заключительную часть романа «Доктор Живаго». Это одно из ключевых произведений позднего периода творчества Пастернака. Особенностью этого стихотворения является многоплановость лирического героя.

Лирический герой произведения чувствует себя актёром, исполняющим роль Гамлета.

Как вы думаете, почему именно этот образ мировой литературы появляется в стихотворении?

Проблемы, стоящие перед Гамлетом, актуальны и в ХХ веке. Герой трагедии Шекспира увидел, что «прогнило что-то в датском королевстве», рухнули нравственные устои: брат поднял руку на брата, мать Гамлета предала его отца, со всех сторон Гамлета окружают ложь и лицемерие, «слова, слова, слова». Он понимает, что должен победить зло даже ценой собственной жизни, а для этого необходимы мужество и готовность к жертве.

Образ лирического героя в стихотворении неоднозначен. За ним скрывается и сам автор. Известный исследователь творчества Пастернака Анатолий Якобсон говорил о том, что Борис Леонидович понимал искусство как инструмент исследования жизни, конечной целью которого является возвышение человека, счастье человека, а счастье людей, как известно, добывается дорогой ценой: «Искусство — добрая вещь по отношению к тем, к кому оно адресовано, к нам. И очень жестокая вещь по отношению к тем, кто нам его даёт, к художникам. Потому что, совершая свои открытия, поэт расходует не только словесный материал, но и материал, именуемый нервами и мозгом, кровью».

В своих стихотворениях Пастернак не раз говорил об этом.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

И конечно, образ лирического героя перекликается с образом главного героя романа «Доктор Живаго». Вы пока не знакомы с романом, но, забегая вперёд, скажу, что Юрий Живаго тоже противостоит миру, в котором рухнули устои.

Герой понимает, что противостояние этому миру смертельно опасно, что сохранить человеческую сущность порой можно только ценой собственной жизни. Таким образом, мы видим, что лирический герой произведения — это и Гамлет, и актёр, и сам поэт, и Юрий Живаго.

Как создаётся образ театра? Однозначен ли этот образ?

Слова: гул, подмостки, бинокли, роль, драма — создают образ театра. Образ театра многозначен. Он включает в себя понятие самой жизни. Герой стихотворения прислонился к «дверному косяку» и ловит отголоски века, а это значит, что «сейчас идёт другая драма». Драма жизни разыгрывается на подмостках века. «Весь мир — театр, и люди в нём актеры», — сказал Шекспир. И наш герой — реальный человек, представитель своей эпохи, который противостоит жизненному хаосу и должен отстоять высшие духовные ценности.

Как вы думаете, какие чувства испытывает герой, выходя в этот мир? Каково отношение мира к герою?

Мир «наставил» на героя «сумрак ночи», мрака, хаоса, зла, а «тысячи биноклей на оси» словно дула орудий, которые нацелены на него и готовы выстрелить в любой момент.

Герой испытывает одиночество и тревогу за будущее. Он противостоит враждебному миру и понимает, что в такой борьбе нужно быть готовым к жертве.

Какой новый образ лирического героя возникает во втором четверостишии? (Здесь возникает образ Христа.) Давайте вспомним евангельские бытие в Гефсиманском саду и прочитаем библейский текст.

Найдите в стихотворении строчки, которые перекликаются с Евангелием. «И с этим связано ещё одно значение образа лирического героя: возникает мысль о величайшей жертве ради спасения людей — жертве Христа. Поэтому в монологе Гамлета появляются новые черты — его слова: «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси», — являются прямой цитатой из Евангелия: «Авва Отче! Всё возможно тебе; пронеси чашу сию мимо Меня …»

«Слово «чаша» — это традиционный символ, в переносном значении это судьба, что наполняет жизнь. Жизнь может быть «полной чашей», а может быть наполнена горем: «испить горькую чашу» – испытав страдания, «испить смертную чашу» — умереть. Вспомните ещё, что перед входом в Иерусалим Иисус спросил своих учеников Иоанна и Иакова: «Можете ли пить чашу, которую я пью?». И здесь, и в молитве Христа это слово имеет символическое значение. Он знает о предстоящих страданиях и гибели и понимает, что должен исполнить, «как написано в нём».

Вспомните также икону Андрея Рублёва «Троица»: чаша на столе – символ предстоящей жертвы Христа, а сидящие вокруг неё фигуры — три Лика Бога – они полны взаимной любви и высокого смирения, готовности к жертве».

Своё моление о чаше Иисус завершает словами: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя». Так же и герой стихотворения понимает, что судьба уготовила ему трудную роль, и хотел бы избежать её: «На этот раз меня уволь». Но трагедия неизбежна, и он готов жертвовать собой: «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути».

Предпоследняя строка снова возвращает нас к евангельскому контексту «всё тонет в фарисействе», то есть во лжи, лицемерии, в формализме. А заканчиваете стихотворение русской пословицей «жизнь прожить — не поле перейти», и перед нами снова предстаёт жизнь нашей страны в эпоху авторитарного государства.

Пастернак понимает, что дело здесь не совпадении фактов и событий разных эпох, в «общности духовного пути, пройденного однажды Христом и во все времена с тех пор выбираемого лучшими представителями человечества, — пути жертвенного.

Причём Пастернак не прямо переносит обстоятельства двухтысячелетней давности (а также Средневековья, Возрождения и начала хх века) в современность: эти обстоятельства как бы просвечивают сквозь покров времени, не подменяют друг друга, а сливаются в нерасторжимое целое. Тем самым преодолевается само время: случившееся века назад происходит здесь и сейчас и уже никогда не пройдёт, будет вечно».

Вспомним особенности ранней лирики Пастернака и посмотрим, как изменилась манера автора. В этом стихотворении нет метафорической насыщенности, отсутствует пейзаж. В первом четверостишии автор употребляет прозаизм «дверной косяк». Соединение бытовой детали с высоким духовным смыслом стихотворения — отличительная особенность поэтики Пастернака. Напряжение в стихотворении нарастает от строки к строке.

Ещё одно стихотворение из заключительной части романа «Доктор Живаго» — «Зимняя ночь».

Анализ стихотворения Пастернака «Зимняя ночь».

Объясните символическое значение образов метели и свечи. Подчеркните контрастными цветами строчки, относящиеся к двум разным мирам.

Свеча — символ покоя, дома, уюта. Метель — символ хаоса, революции, гражданской войны.

Посмотрите: строчки постоянно чередуются. Всё начинается с метели, она на первом плане, потом появляется образ свечи, и дальше они поочерёдно сменяют друг друга. Мы с вами знаем, что это не просто свеча и метель, это два мира: мир света, тепла, домашнего уюта, любви и мир холода, тревоги, опасности.

В каких отношениях находятся эти миры?

Хаос безграничен: «Мело, мело по всей земле, во все пределы», ему всё подчинено в этом мире, и лишь одинокая хрупкая свеча пытается противостоять ему. Давайте посмотрим, .какими словами описывает автор два мира. Мир метели: Мело по всей земле, во все пределы, слетались хлопья, всё терялось в снежной мгле, седой и белой, мело весь месяц в феврале. Мир свечи: озарённый потолок, тени, два башмачка, угол, слёзы, ночник, платье.

«В стихотворении Бориса Пастернака виден глубинный смысл земной любви как высшего проявления жизни. В ней скрещивается плотское и духовное, временное и вечное, человеческое и ангельское».

В стихотворении присутствуют христианские символы: «вздымал, как ангел», «два крыла крестообразно», «скрещенье рук», а значит, свеча — это ещё и символ Божественной любви. Только любовь, самое светлое и чистое чувство на земле, может противостоять миру метели, возвращать обезумевшему миру потерянный им смысл.

(Стихотворение построено на антитезе, используются анафора и рефрен: «Свеча горела на столе, свеча горела».)

Как проявляется поэтическая манера Пастернака в этом стихотворении?

(Простая манера изложения, глубокие образы-символы, природа действует и вступает в конфликт с лирическим героем произведения.)

Подведём итог и назовём особенности поздней лирики Пастернака.

— Простота и прозрачность изложения.
— Небольшое количество метафор.
— Глубина и символичность образов.
Христианские мотивы в лирике.
— Одухотворённость природы.
— Стремительность, напряжённость, поэтических текстов.
— Поэтизация мира с помощью прозаизмов.

Выделяя особенности ранней и поздней лирики Пастернака, важно отметить единство его поэтического метода.

При всех различиях между ранним и поздним Пастернаком, общность гораздо глубже и существеннее этих различий. Поэтому цельность поэтического мира Пастернака вообще ни у кого из серьёзных критиков и литературоведов не вызывает сомнений.

0 / 5. 0

Музыка

Дом высился, как каланча.

По тесной лестнице угольной

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

Они тащили вверх рояль

Над ширью городского моря,

Как с заповедями скрижаль

На каменное плоскогорье.

И вот в гостиной инструмент,

И город в свисте, шуме, гаме,

Как под водой на дне легенд,

Внизу остался под ногами.

Жилец шестого этажа

На землю посмотрел с балкона,

Как бы в руках её держа

И ею властвуя законно.

Вернувшись внутрь, он заиграл

Не чью-нибудь чужую пьесу,

Но собственную мысль, хорал,

Гуденье мессы, шелест леса.

Раскат импровизаций нес

Бульвар под ливнем, стук колёс,

Жизнь улиц, участь одиночек.

Так ночью, при свечах, взамен

Былой наивности нехитрой,

Свой сон записывал Шопен

На чёрной выпилке пюпитра.

Или, опередивши мир

На поколения четыре,

По крышам городских квартир

Грозой гремел полет валькирий.

Или консерваторий зал

При адском грохоте и тряске

До слёз Чайковский потрясал

Судьбой Паоло и Франченки.

Особенности поздней лирики Бориса Пастернака

Во многих исследованиях, касающихся так или иначе творчества Пастернака, я встречала суждение о том, что «раннее» творчество поэта сложно, «позднее»- более простое; «ранний» Пастернак искал себя, «поздний»- нашел; в раннем творчестве много непонятного, нарочито усложненного, позднее преисполнено «неслыханной простоты».

Творческий путь писателей, поэтов, художников проходит в несколько этапов. И не всегда это путь от простого к сложному, от поверхностного

к глубинному или наоборот.

«Поздний» Пастернак («На ранних поездах» - «Когда разгуляется») – это Пастернак, нашедший новые средства создания экспрессии. Если в раннем творчестве образность во многом создавалась за счет использования индивидуальных языковых средств, то в позднем периоде поэт в большей мере пользуется обще-языковыми единицами.

Строфика стихов очень разнообразна: строфа может включать от четырёх (что наиболее характерно до десяти стихов. Своеобразие строф заключается не только в количестве, но и в комбинациях длинных и укороченных стихов. Объединенная общей мыслью, строфа не обязательно является законченной и иногда имеет синтаксическую и смысловую продолжительность в следующей. Я, например, заметила это в стихотворениях «Вальс с чертовщиной», «Опять весна», «Рождественская звезда». Величина строф и их сочетания здесь различны: в «Вальсе с чертовщиной»--6-8-6-7-10 стихов. Самое интересное, что проследить связь между величиной строф и тематикой стихотворения крайне сложно. Также трудно вывести какую-либо закономерность в соотнесении величины строфы с синтаксической структурой наполняющих её предложений. Например, вторая часть стихотворения «Вальс с чертовщиной» представляет собой октаву, состоящую из двух предложений, каждое из которых «располагается» на четырех стихах:

Великолепие выше сил

Туши, и серпии, и белил,

Синих, пунцовых и золотых

Львов и танцоров, львиц и франтих.

Реянье блузок, пенье дверей,

Рёв карапузов, смех матерей,

Финики, книги, игры, нуга,

Иглы, ковриги, скачки, бега.

В этом отрывке представлен пример одного из особенностей синтаксиса позднего Пастернака: употребление длинной цепи односоставных предложений. Здесь автор употребляет интересный стилистический прием: соединение многосоюзия и бессоюзия в одной строфе. Вся строфа имитирует ритм вальса (музыкальный размер «три четверит»), и если в первой половине строфы (за счет многосоюзия) темп спокойный, то во второй – бессоюзной – половине строфы «вальсирование» ускоряется, достигая максимума в последних двух стихах. В третьей же строфе:

В этой зловещей сладкой тайге

Люди и вещи на равной ноге.

Этого бора вкусный цукат

К шапок разбору рвут нарасхват.

Душно от лакомств. Ёлка в поту

Клеем и лаком пьёт темноту,-

Первое и четвертое предложения – двусоставные, второе – неопределенно-личное, третье – безличное.

Синтаксису позднего Пастернака свойственны конструкции перечисления однородных членов предложения. Последние имеют внешнее сходство с упомянутыми назывными. Например:

Вот он со скрытностью сугубой

Ушел за улицы изгиб,

Вздымая каменные кубы

Лежащих друг на друге глыб,

Афиши, ниши, крыши, трубы,

Гостиницы, театры, клубы,

Бульвары, скверы, купы лип,

Дворы, ворота, номера,

Подъезды, лестницы, квартиры,

Где всех страстей идет игра

Во имя переделки мира.

(«Поездка»).

На мой взгляд, этот пример выдержанного бессоюзия аналогичен приему перечисления, используемого поэтом для создания экспрессии. Внешне многофункциональный прием внутренне подчиняется одной закономерности: совмещении в одном ряду вещей разного порядка.

Раскат импровизаций нес

Ночь, пламя, гром пожарных бочек,

Бульвар под ливнем стук колес,

Жизнь улиц, участь одиночек.

(« Музыка»).

Соединенные в одном ряду разнообразные понятия создают многогранную картину действительности, активизируют разные типы восприятия.

Сходный эффект наращивания экспрессии, семантической многоплановости наблюдается не только при использовании (нанизывании) в одном ряду разнородных понятий, но и при появлении анафоры, которая является одной из ведущих стилистических фигур поздней лирики Пастернака. Например:

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Всё будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все ёлки на свете, все сны детворы.

(«Рождественская звезда»).

В поэзии «позднего» Пастернака встречается и столь характерное для ранней лирики использование обособлений, вводных и вставных конструкций:

Когда твои стопы, Иисус,

Оперши о свои колени,

Я, может, обнимать учусь

Креста четырехгранный брус

И, чувств лишаясь, к телу рвусь,

Тебя готовя к погребенью.

(«Магдалина I”).

Синтаксическая конструкция может быть осложнена развёрнутым сравнением или метафорой:

Солнце садится, и пьяницей

Издали, с целью прозрачной

Через оконницу тянется

К хлебу и рюмке коньячной.

(« Зимние праздники»).

Это типичная для Пастернака строфа. Метафоричность в ней распределена неравномерно. В первом предложении-Солнце садится – обозначение реалии, во втором – развернутая метафора. Результатом такой организации тропа является громоздкая синтаксическая конструкция. Первое предложение – обозначение объекта метафоризации, в нем задается тема метафоры.

Но ни строфа, ни синтаксис не являются у Пастернака самовладеющими, что подтверждается отсутствием закономерностей в построении строф и предложений.

Центральной темой, прошедшей через всё творчество Б. Пастернака, является реальный мир предметов, явлений, чувств, окружающей действительности. Поэт не был сторонним наблюдателем этого мира. Он мыслил мир и себя как единое целое. Авторское «Я» - наиболее активная часть этого нерасторжимого целого. Поэтому в творчестве Пастернака часто внутренние переживания даны через внешнюю картину мира, пейзажно-предметный мир – через субъективное восприятие. Это взаимообусловленных вида выражения авторского «я». Отсюда и столь характерное для творчества Пастернака олицетворение, пронизывающее большинство метафор и сравнений.

«Раннего» Пастернака упрекали в сложности метафорики и синтаксиса; в позднем творчестве сложность прежде всего семантическая.

Поэзия Пастернака не стала проще, но стала филиграннее. В таких стихах, когда внимание не тормозится многоступенчатыми тропами, важно не пропустить метафоры, которые «скрываются» за внешне привычным языком.

В лирике позднего периода часто встречаются фразеологические обороты, разговорно – бытовая лексика и разговорный синтаксис. Особенно характерно это для цикла «На ранних поездах», с которого, по мнению исследователей, и начался «новый», «простой» Пастернак.

В раннем периоде творчества использование разговорно-бытовой лексики в поэтическом контексте на общем фоне межстиливой и книжной лексики усиливало выразительность, неожиданность восприятия; в поздних же циклах использование разговорно-бытовой лексики обусловлено тематически, чаще всего – для воссоздания реалий обстановки или речевой характеристики героя.

Фразеологические обороты, используемые Пастернаком в поздней лирике, можно разделить на две группы: измененные и неизменные. В обе группы входят фразеологизмы разных стилистических пластов.

Измененные фразеологизмы по Шанскому

Фразеологизмы с обновленной семантикой и неизменным лексико-грамматическим составом Она подозревает в тайне, Что чудесами в решете Полна зима на даче крайней…
Фразеологизмы с сохраненными основными чертами семантики и структуры и обновленной лексико-грамматической стороной Разлука их обоих съест, Тоска с костями сгложет. В нем и в этом году жить бы полною чашей.
Фразеологизмы, данные как свободное сочетание слов Ты тянешься к нему с земли, Как в дни, когда тебе итога Ещё на ней не подвели.
Индивидуально-художеств. Обороты, созданные по модели существующих Фразеологизмов. И пожар заката не остыл, Как его тогда к стене Манежа Вечер смерти наспех пригвоздил.
Слияние двух фразеологизмов Как-то в сумерки Тифлиса Я зимой занес стопу…
Соединение в одном контексте семантически близких фразеологизмов Вдруг задор и шум игры, Топот хоровода, провалясь в тартарары, канули как в воду…

Пастернак максимально индивидуализирует фразеологизмы, что выражается в значительном изменении их лексико-грамматической и синтаксической конструкции в соответствии с определенными художественными задачами.

И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Б. Пастернак


Борис Леонидович Пастернак - крупнейший поэт двадцатого века, лауреат Нобелевской премии. Пастернак и мой любимый поэт. Я ощущаю какую-то таинственную связь между его обликом и его поэзией. У него особая поэтическая, благородная осанка и взгляд. С первого знакомства с его творчеством я обнаружил особый почерк автора, оригинальный строй художественных средств и приемов. Говорят, к стихам Пастернака надо привыкать, надо в них медленно вживаться, чтобы в полной мере насладиться его поэзией. Но мне всегда нравились поэты, которые смотрели на мир под совершенно неожиданным, собственным углом зрения, и поэтому освоение его поэзии для меня прошло «безболезненно».

Афористическую фразу Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути» я понимаю как цель поэта уловить и передать в стихах подлинность настроения, состояния души. Чтобы этого достичь, разумеется, поверхностного взгляда недостаточно. Приведу пример, где удивительно точно передается ощущение прогретого воздуха в хвойном лесу:

Текли лучи. Текли жуки с отливом,
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Был полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика.

Вот что значит дойти до поэтической сути явления! Природа управляема Мастером. В ней идет постоянный процесс обновления. Поэтическое вещество передает восторг от разгадки еще одной тайны мироздания.
Настоящий талант всегда оценивается достойно даже работающими в другом ключе поэтами. Маяковский, например, по духу довольно далек от Пастернака, но в своей знаменитой статье «Как делать стихи» он назвал одно го четверостиший пастернаковского «Марбурга» гениальным.

Восторг Пастернака перед миром природы был грандиозным. Именно Пастернак и только Пастернак мог подарить нам ощущение Ценности всего сущего на земле:

И через дорогу за тын перейти
Нельзя не топча мирозданья.

Поэт говорил, что Поэзия «валяется в траве под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Он мог с великим мастерством нарисовать цветение сада и передать состояние обреченных на гибель цветов. А работа летчика, взлетевшего в облака, послужила ему поводом, чтобы в легких летучих строках воплотить свои собственные мысли о пожизненном труде человека, о его мечтах, о его связи с эпохой. И все это с четким ощущением Вселенной на фоне озираемых с огромной высоты городов, вокзалов, котельных.

Мне кажется, что после ухода из жизни Блока и Есенина таких значительных стихов не писал ни один поэт в России, Например, совершенно прекрасны стихотворения «Ожившая фреска», «Сосны». «Август», «Ночь» и другие. Чаще всего, как в стихотворении «Сосны». - это размышления о времени, о правде жизни и смерти. & природе искусства и о чуде человеческого существования;

Смеркается, и постепенно
Луна хоронит все следы
Под белой магиею пены
И черной магией воды,
А волны все шумней и выше.
И публика на поплавке
Толпится у столба с афишей,
Не различимой вдалеке.

Суть этого стихотворения, две последних строфы из которого я привел, - глубокая вера в жизнь, в будущее.

Уже в солидном возрасте поэт не постарел душой. Молодостью его души восхищалась Анна Ахматова: «Он, сам себя сравнивший с конским глазом, косится, смотрит, видит, узнает».

Мне, читателю, Пастернак подарил и шекспировского Гамлета. Именно его перевод драмы Шекспира более других, по-моему, передает суть Гамлета Пастернак и в трагедии далекой эпохи сумел «дойти до самой сути», вернее, уловить самую суть, В вечном стремлении, к центру духа человеческого он будет всегда немножко впереди своего и нашего времени, потому что день поэта огромнее века спящей души:

И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.

Пастернак - неповторимый лирик. Людям с умным сердцем его поэзия помогает дойти до самой сути бытия.

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака — это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна любовь Бориса Пастернака к музыке — ему даже прочили композиторское будущее, но смыслом его жизни стала поэзия. Первые публикации его стихов относятся к 1913 году. В следующем году выходит первый сборник поэта «Близнец в тучах». Пастернак входил в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов. К своей раннего творчества он относился критически и впоследствии ряд стихотворений было переработано. Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи, работай, не прерывает труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда … Не спи, не спи, художник, Не виддавайся сна Ты — времени заложник У вечности в плену.

Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись дальнейшем: поэтизация «прозы жизни», внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти. Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения — чем меньше слов было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихи Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятными. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые» поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей. Своеобразие стихотворного стиля Пастернака есть также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их размещение в строфе необычное, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения. Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении «Метель» речь идет о путника, заблудился, о метель, что увеличивает безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но именно чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, что придает ему своеобразный синтаксис. Оригинальные и ассоциации Пастернака. Они непривычны, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. Встихотворении «Старый парк» сказано, что «карающий стай девятки разлетаются с дерев. А дальше находим такие строки:

Зверского боли крепнут схватки, Крепнет ветер, озвирившы, И летят грачей девятки, Черные девятки треф.

Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленная сравнения: грачи — девятки треф — самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их порядок напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах — своеобразие поэзии Пастернака. М. Горький писал по этому поводу Пастернаку: «Многие впечатляющего, но часто утрудняешся понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом». И еще: «Иногда я печально чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отражается в нем именно как хаос, дисгармоничные. В ответ Пастернак писал: «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану» В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетается с глубиной мысли: «Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. К сущности прошедших дней, до их причины, до основания, к корням, к сердцевине. Эволюция, состоявшейся с поэтом, была естественным путем художника, желающего во всем дойти «до самой сути». Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Во многом, его стихи служат поводом для размышления над вопросами жизненного уклада. Вот, например, отрывок из стихотворения «Вокзал»:

Вокзал, неспаленний ящик Моих встреч и разлук, Испытанный друг и указчик, Начать — не исчислить заслуг …

Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы — таковы характерные черты поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его творческий путь был нелегким: его осуждали, травили (после написания романа «Доктор Живаго»). В те дни Пастернак напишет: Я пропал, как зверь в загоне: где люди, воля, свет, А за мной шум погони, Мне наружу хода нет. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красотой земли моей. Признанием большого литературного талант Бориса Пастернака оказалось награждение его в 1958 году Нобелевской премией «За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Тогда Пастернака заставили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в российской, но и в мировой культуре.

Уже в первых стихотворениях Пастернака проявились его художественные и музыкальные способности, поэтому словесные тексты обогащались звуками и мелодией, пластикой и рельефностью красок. Например, в самом известном раннем стихотворении Пастернак пишет:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Обратите внимание на цветовой контраст в первой строке: белое и чёрное, снег и чернила. Весна приходит в город, снежные улицы превращаются в слякоть под грохотом повозок и экипажей — город наполняет громкая радостная симфония весны. Водопад чувств и прилив творческого вдохновения («плакать» — «писать навзрыд») сливаются с дышащей жизнью чёрной землёй и звонким весенним воздухом. В ранней поэзии Пастернак часто использует приём метонимии, при котором перенос признаков изображаемых предметов осуществляется не по принципу сходства, как в метафоре, а по принципу смежности. Например, в выражении «грохочущая слякоть» грохочет не слякоть, это звук проезжающих по улице колёс, который как бы передаётся перемалываемой ими снежной жиже.

Характерной чертой поэзии Пастернака является соединение образов из разных сфер действительности. Например, стихотворение «Импровизация» (1916) начинается переплетением двух образных рядов: стаи чаек и чёрно-белых клавиш рояля, вдохновенное касание рукой клавиш и кормление птиц:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.

Это сопоставление получает в стихотворении развитие в ночном пейзаже, в котором соединяются материальные и мысленные образы.

Любовная лирика Пастернака всегда насыщена сильными чувствами и зримыми, осязаемыми образами. В ней много изначальной, почти первобытной страсти к жизни, как, например, в стихотворении из сборника «Сестра моя — жизнь»:

Любимая — жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

Зрелое отношение к любви появляется в сборнике «Второе рождение». В одном из своих самых известных стихотворений Пастернак рассуждает о том, что истинная любовь, возможно, должна быть простой, что чудо — это само чувство, которое нельзя объяснить, но в котором заключена тайна бытия. Стихотворение может показаться остроумно-шутливым, однако мысль поэта вполне серьёзна:

Любить иных тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Важное место в лирике Пастернака занимает тема творчества. Поэта прежде всего занимают отношения творческой личности и мира, ответственность художника за своё слово, долг поэта перед людьми и обществом. Эта тема носит философский и социальный характер. Таково, например, стихотворение «Гамлет», в котором звучит тема человека — поэта, актёра, Гамлета,— проходящего свой тернистый путь на земле. В сборнике «Второе рождение» выделяется стихотворение «О, знал бы я, что так бывает...» о разрушительной мощи поэтического вдохновения.

Одним из центральных стихотворений последнего сборника Пастернака «Когда разгуляется» стало стихотворение «Быть знаменитым некрасиво...», в котором выражена этическая суть отношений поэта и общества. Заканчивается сборник стихотворением «Единственные дни», и его последние две строки могут служить девизом всей поэзии Пастернака. Первая из строк говорит о вечности жизни, вторая — о вечности любви:

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.