(1895 — 1925) русский поэт

Днем накануне смерти Есенин написал прощальное стихотворение:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Есенин передал это стихотворение своему ленинградскому другу, поэту Вольфу Эрлиху, который вспоминал: «Есенин нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Говорит, складывая листок вчетверо и кладя его в карман моего пиджака: «Тебе». Устинова (приятельница Эрлиха) хочет прочесть. «Нет, ты подожди, останется один — прочитает…» Простились. С Невского я вернулся вторично: забыл портфель. Есенин сидел у стола спокойный, без пиджака, накинув шубу, и просматривал старые стихи. На столе была развернута папка. Простились вторично».

Стихотворение осталось в кармане у Эрлиха, но прочитал он его только на следующий день, когда Есенина уже не было в живых.

Утром 28 декабря 1925 года поэта нашли повесившимся в номере ленинградской гостиницы «Англетер». Был вызван участковый, и на свет появился первый документ, связанный со смертью Есенина.

«АКТ

28 декабря 1925 года составлен настоящий акт мною уч. надзирателем 2-го от. Л. Г. М. Н. Горбовым в присутствии управляющего гостиницей Интернационал * тов. Назарова и понятых. Согласно телефонного сообщения управляющий гостиницей граж. Назарова В. Мих. о повесившемся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина в следующем виде: шея затянута была не мертвой петлей, а только правой стороны шеи, лицо обращено к трубе, и кистью правой руки захватила за трубу, труп висел под самым потолком и ноги были около 1 1/2 метров, около места, где обнаружен повесившийся лежала опрокинутая тумба, и канделябр стоящий на ней лежал на полу. При снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке повыше локтя с ладонной стороны порез на левой руке на кисти царапины, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По предъявленным документам повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель, приехавший из Москвы 24 декабря 1925 года».

За понятых под этим «Актом» расписались Всеволод Рождественский, П. Медведев, М. Фроман и В. Эрлих (все — литераторы).

Друг Есенина поэт Иван Грузинов пишет о том, что в той же гостинице жил видный партиец, литературный функционер Георгий Устинов, который «Есенина просто обожал и как поэта, и как друга. Сергей стучался к нему перед тем, как повеситься. Георгия Устинова не оказалось дома. Если бы завязалась беседа, не завязалась бы петля и не написалось бы несколько провинциальное предсмертное стихотворение».

Смерть поэта потрясла современников. «Сотни людей спрашивали меня; «Почему он сделал это?» — пишет друг Есенина Анатолий Мариенгоф и в своих мемуарах пытается найти ответ на этот вопрос.

«Где-то, когда-то мне довелось прочесть биографию шотландской принцессы XV века. Если память не наменяет, ее звали Маргаритой.

Умирая, принцесса сказала:

— Плевать на жизнь!

Ей было девятнадцать лет.

Никто не слышал последних слов Есенина. Да и вряд ли в унылом номере петербургской гостиницы «Англетер» в последнюю минуту он разговаривал с собой. Этой дурной театральной привычки я никогда не замечал за ним. Но с 1963 года, то есть после возвращения ив свадебного заграничного путешествия (с Айседорой Дункан), весь смысл его существования был тот же, что и у шотландской принцессы:

Есенин — Шаляпина (дочь певца).

Есенин и Шаляпина

Есенин — Дункан.

Есенин и Дункан

Есенин-Толстая (внучка Льва Николаевича).

Есенин и Толстая

А свою единственную любовь, по мнению Мариенгофа,- Зинаиду Райх,- Есенин упустил.

Есенин и Зинаида Райх

«В последние месяцы своего трагического существования,- продолжает Мариенгоф,- Есенин бывал человеком не больше одного часа в сутки.

От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание.

А за первой, как железное правило, шли — вторая, третья, четвертая, пятая…

Время от времени Есенина клали в больницу, где самые знаменитые врачи лечили его самыми новейшими способами. Они помогали так же мало, как и самые старейшие способы, которыми тоже пытались его лечить.

…К концу 1925 года решение «уйти» стало у него маниакальным. Он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом.

А накануне Есенин был у Николая Клюева. Среди теплющихся лампадок читал стихи своему «старшему брату» в поэзии.

Клюев сидел на некрашеной дубовой лавке под иконой Миколы Чудотворца.

— Ну, как? — тихо спросил Есенин.- Стихи-то?

Есенин и Клюев

Старший брат троекратно облобызал его:

— Чувствительные, Сереженька. Чувствительные стишки. Их бы на веленевой бумаге напечатать, с виньеточками: амурчики, голубки, лиры. И в сафьян переплесть. Или в парчу. И чтоб с золотым обрезом. Для замоскворецких барышень… Помнишь, как Надсона-то переплетали? А потом — Северянина Игоря, короля поэтов. Вот бы, Сереженька, и твои стишки переплесть так же. После этих слов Есенин заплакал.

Это была его последняя встреча…»

А выводы Мариенгофа таковы: «Есенинская трагедия чрезвычайно проста. Врачи это называли «клиникой». Он и сам в «Черном человеке» сказал откровенно: Осыпает мозги алкоголь. Вот проклятый алкоголь и осыпал мозги, осыпал жизнь».

В 1990 году вокруг смерти Есенина развернулась очередная дискуссия. На этот раз на основе посмертных фотографий поэта, снятых в гостинице, во время судебно-медицинской экспертизы, на похоронах была поставлена под сомнение добровольность ухода его из жизни. На этих фотографиях, утверждает сторонница версии о насильственной смерти, видна «черная круглая пробоина, помимо рапы на лбу. Иногда меня пытались уверить, что это просто гематома. Специалисты по судебно-медицинской экспертизе, к которым я обратилась, полагают, что это похоже на след от пули или удара».

Другой адепт этой версии также ссылается на найденные в архивах фотографии, в частности, на такую, где «Есенин лежит на диване… волосы взлохмачены, верхняя губа опухшая, правая рука в окоченении повисла в воздухе. На ней следы пореза. И сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения не видел. Не было высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение. Да и удивлял сам факт, что труп положили на диван, ведь у повешенных ослабевают мышцы мочевого пузыря и другие мышцы».

Вышеуказанные доводы опираются лишь на фотографии, которые, как известно, могли быть отретушированы. Пока не найдены негативы, доводы эти будут оставаться достаточно сомнительными. Кроме того, есть свидетельства людей, видевших Есенина после смерти. Так, Иван Грузинов писал о похоронах поэта: «В гробу лежало чужое лицо. Всегда пышные кудри были зачесаны гладко назад. Это
делало лицо чужим и парикмахерским. Исчезло все озарявшее выражение. А лицо мы помним не по его чертам, а по выражению глаз и губ. Я стоял в голове: были видны плохо замазанные ссадины на лице. Это Сережа бился о паровое отопление, уже вися».

Впрочем, сторонники версии о насильственной смерти выискивают и иные доказательства. Так, один из них удивляется, как мог «такой аккуратный в жизни Сергей Александрович даже в минуту отчаяния перевернуть все в номере буквально вверх дном, вывернуть наизнанку содержимое своего чемодана. Странно, но уже в ходе освидетельствования номера местными властями таинственно исчез со спинки стула пиджак поэта. В высшей степени нелогично заключение тех лет, что след на лбу Есенина — это след ожога от горячей трубы водяного отопления. В те дни в Ленинграде было тепло и отопление не работало. Очевидно, что человек с проломленным черепом и ранами на теле не мог сам взобраться на высокую тумбочку (высотой 1,5 метра) и повеситься…».

Комната где умер Есенин

Если внимательно читать мемуаристов — современников Есенина, то на многие доводы сторонников версии убийства можно найти контрдоводы. Например, миф об аккуратности поэта легко развеивается таким воспоминанием Мариенгофа, относящимся к 1923 году: «…[Есенин] поднимает крышку. В громадном чемодане лежат бестолковой кучей — залитые вином шелковые рубашки, перчатки, разорванные по швам, галстуки, носовые платки, кашне и шляпы в бурых пятнах. А ведь Есенин был когда-то чистюлей!»

Итак, спор продолжается.

«Убился» или убит?

У каждого гения есть жизнь — и есть судьба. Реальная биография с датами и фактами — и множество легенд и мифов с версиями, домыслами и вымыслами. Тем более если гений не умер в своей постели, «при нотариусе и враче», а убил себя или был убит. Вот это «или» и стало с конца 80-х годов XX века и доныне предметом дискуссий и исследований, поводом для утверждения, что в 1925-м в Ленинграде в гостинице «Англетер» 30-летнего поэта убили чекисты. Хотя эта версия родилась практически сразу после его смерти. Газета «Слово» тут же сообщила об убийстве Есенина , писатель Борис Лавренёв в некрологе призвал «назвать его палачей и убийц», вышла даже книга «Убийство Есенина».

Русский поэт Сергей Есенин (3 справа) среди односельчан-константиновцев. 1909 год. Фото: РИА Новости

К тому же поэта тогда тайно отпели на родине, в деревенской церкви, хотя отпевать самоубийц запрещено. А 3 октября 1991-го по нему уже «официально» отслужили панихиду в Москве, Ленинграде и Константинове. Ещё один факт «за» убийство.

Но зачем было «убирать» Есенина? Да ещё и оставлять следы и жуткие посмертные фотографии поэта с изуродованным лицом, раной на руке? Разве он мешал власти? Однако в 1929-м закрывают его музей, и ещё в 50-х годах Есенин был «запрещён», моего отца выгоняли из университета за чтение его «упаднических» стихов. На Есенина (кстати, находившегося под наружным наблюдением) было заведено «дело» от 6 сентября 1925 г., закрытое лишь посмертно, и чекистов он в последние годы жизни боялся, хоть и дружил с ними. После гибели поэта была репрессирована его сестра Екатерина , а в 1937-1938 годах расстреляны его ближайшие друзья, особенно последних лет, и сын от первого брака 22-летний Георгий (Юрий). А была ещё и расправа в 1939-м с Зинаидой Райх, его второй женой... Она собиралась написать мемуары, всю правду о Есенине, которой, как она кричала на его похоронах, никто не знает.

«Когда я пьяный, мне кажется бог знает что», — признавался сам поэт. Вот только что могло ему привидеться в одиночестве (в Москве близкие старались не оставлять его одного), в непротопленном холодном ленинградском номере? Да и был ли он пьян — в Ленинград приехал не пить, а работать, просил прислать туда вёрстку первого в жизни собрания сочинений. И вообще он очень много писал в 1925 году, и всё — лучшее.

Можно сказать, что правды о смерти Есенина никто не знает и поныне, спустя столько лет: слишком много вопросов вызывают и та и другая версии. Сам же поэт писал: «В зелёный вечер под окном на рукаве своём повешусь». Но есть и другие строки: «И первого меня повесить нужно, скрестив мне руки за спиной: за то, что песней хриплой и недужной мешал я спать стране родной».

Сергей Есенин с мамой Татьяной Федоровной. 1925 год. Фото: РИА Новости

От «херувима» до хулигана

Личности такого масштаба неизбежно ещё при жизни подвергаются «ретушированию», а то и «раскрашиванию». Так, деревенского мальчика с Рязанщины, прибывшего в столицу за славой, быстренько стали расписывать «под лубок»: сельский херувим, эдакий душка-пастушок, «желтоволосый, с голубыми глазами», пишущий стихи «звонкие и чистые», по словам Александра Блока , первым приветившего крестьянского самородка. Есенин, опекаемый «мужиковствующими» литераторами-деревенщиками, охотно подыгрывал поначалу — говорил, напирая на «о», крестился, носил лапти, сапоги и рубахи-поддёвки с пояском, обожал чай из самовара, играл на гармошке-тальянке и пел рязанские частушки. Тогда Есенин ещё не пил так много. Рано женился, в 19 лет стал отцом.

Есенина воспринимали как крестьянского Орфея, светлого, чистого певца России, деревни, плакучих ив, опавших клёнов и белых берёз, поэта «для хороших нежных девушек». И толпы девушек визжали на его выступлениях: «Душка Есенин!» Он же сам себя позже называл «божья дудка»: «Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет». Того, раннего Есенина Маяковский называл «декоративным мужиком», опереточным, бутафорским, а голос его — «ожившим лампадным маслом». Есенин скоро бросил «лапти да петушки-гребешки». Да и «божественное»... Он писал похабные стихи на стене Страстного монастыря и, расщепив икону, мог топить ею самовар, мог и прикурить от лампадки.

Он возглавил имажинистов (новое вольнодумное течение в поэзии), стал носить пиджак и галстук, цилиндр, трость, шляпы и модные штиблеты. Много выступал со стихами и поэтическими декларациями, редактировал, очень много читал, писал умные, блестящие по стилю статьи.

Вокруг него снова друзья, чаще — в кавычках, стремившиеся опять же сделать его «своим», — имажинисты, вапповцы, лефовцы... Где они сейчас с их «творчеством»? Его всю жизнь тянули во все стороны — прихлебатели, прилипалы, евшие и пившие за его счёт, провоцировавшие его на шумные кабацкие скандалы и с подленьким, мелким удовольствием созерцавшие пробуждавшегося в нём во хмелю «чёрного человека», а затем разносившие сплетни о нём по всей Москве. Ему завидовали — кумир публики, любимец дам, женился на Айседоре Дункан , уехал за границу, вернулся модный, элегантный.

«Ни жены, ни друга»

В сущности, всю жизнь он был одинок и при всей своей публичности и сверхобщительности настоящих преданных друзей не имел: «И нет за гробом ни жены, ни друга», — предрекал он. И в последнем стихотворении обратился к другу скорее неведомому и желаемому, чем реальному: «До свиданья, друг мой...» А раньше писал: «Средь людей я дружбы не имею».

С женщинами и жёнами было ещё сложнее. Любили его все и всегда, любого — буйного, хмельного и похмельного, любили и нежным, и хамом (а им он, увы, умел быть: «Сергей — хам», — писала даже обожавшая его Галина Бениславская, застрелившаяся на его могиле). «Несмотря на все раны, на всю боль, всё же это была сказка», — призналась в воспоминаниях эта девушка, ставшая близкой Есенину как раз в последние его годы. Она была ему никем — и всем: другом, помощницей, любовницей, нянькой, разыскивала по кабакам и пивным и буквально волоком притаскивала домой — её он слушался и ни разу не поднял на неё руку. Он и жил у неё, до самой смерти не имев квартиры, собственного угла, — до женитьбы на С. А. Толстой , внучке «великого Льва».

Эта женитьба удивила многих: не красавица и уж явно не по есенинскому вкусу. Но она была внучкой «бороды» — так называл не без раздражения Есенин Толстого: в квартире Софьи повсюду были портреты деда, а сама она, по замечанию друзей, была вылитый он, только без бороды.

Сергей Есенин выступает на открытии памятника русскому поэту А.В. Кольцову у Китайгородской стены. 1925 год. Фото: РИА Новости

Однако и она любила Есенина преданно и глубоко — как и первая гражданская жена, скромная работница типографии Анна Изряднова , как неистовая стареющая Айседора, как красавица Райх (несмотря на брак с боготворившим её «серьёзным умным мужем» — Мейерхольдом). Софья Андреевна всю жизнь бережно хранила всё связанное с Есениным (который фактически расстался с ней перед отъездом в Ленинград в декабре 1925 г.), стала хранительницей его архива и до смерти своей носила дешёвое медное колечко, что в шутку он ей подарил.

Есенин же в быту, в любви был, мягко говоря, непрост. Совершал настоящие погромы, крушил мебель, бил посуду, дрался и порой становился невменяем и неуправляем. Тремя своими детьми не интересовался (был и четвёртый, внебрачный, Александр, от Надежды Вольпин , диссидент впоследствии). «Чёрный человек», которого он с такой страшноватой, жуткой реалистичностью описал в поэме, жил и в нём всегда, а особенно мучил его в хмельные периоды.

Посмертное фото Сергея Есенина. 1925 год. Фото: Commons.wikimedia.org

По словам его друга (иные считают — злого гения и исказителя его образа) Анатолия Мариенгофа , автора сенсационного «Романа без вранья», в последние месяцы своего трагического существования Есенин «бывал человеком не более одного часа в сутки» и уже «ложился под дачный поезд, пытался выброситься из окна, обломком стекла перерезать вену, заколоться кухонным ножом». Вот только именно в эти последние месяцы Есенин с Мариенгофом почти не общался. А близкие Есенина, включая сестёр и Галину Бениславскую , которые жили с ним в одной комнате, принадлежавшей Бениславской, ни о чём подобном не упоминали. Нет свидетельств об этом и у последней жены поэта Софьи Андреевны Толстой.

Что судить — он был великий поэт, а поэзия, по словам Пушкина, выше нравственности, и к поэту «нельзя подходить с той же меркой, с какой подходят к людям благоразумным» — это уже утверждал Анатоль Франс. «Розу белую с чёрной жабой я хотел на земле повенчать», — писал и сам Есенин, как бы стремясь оправдаться тем, что «коль черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней».

Смерть Сергея Есенина до сих пор является одной из самых загадочных трагедий начала ХХ века. Тогда, холодной ночью 28 декабря 1925 года, поэта нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Когда поэт Василий Наседкин привез гроб в Москву, он пришел домой и сказал: «Сергея убили!» Что же на самом деле произошло в «Англетере» в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года?

Номер был разгромлен. Есенин висел на вертикальных трубах парового отопления. На его теле зафиксировано множество повреждений. Но следствие настаивало на самоубийстве.

По официальной версии так и считалось: Сергей Есенин покончил с собой, но выяснилось, что эта версия не выдерживает столкновения с фактами.

Теперь, через девяносто лет, множество исследователей (например, петербургский писатель Николай Астафьев в книге «Трагедия в «Англетере»: действующие лица и исполнители») утверждают: Есенина убили, а многие документы, приобщенные к делу, сфальсифицированы.

Например, записки якобы Есенина к Эрлиху, которые должны были доказать, что поэт приехал в «Англетер» добровольно (по утверждению сторонников версии убийства), были написаны не его рукой.

Сергей Есенин — в нижним левом углу, Эрлих — в верхнем правом

Одна записка, якобы написанная Есениным, звучит так: «Вова, захвати вещи ко мне в гостиницу. С. Есенин».

Вторая записка: «Вова, я поехал в ресторан Михайлова, что ли, или Федорова? Жду тебя там. Сергей».

Николай Астафьев считает, что это явная подделка, что это не рука Есенина.

Зачем же понадобилось фальсифицировать документы дела, если это банальное самоубийство?

Малоизвестная записка, приписываемая С.А. Есенину, упоминаемая в протоколе опроса В. Эрлиха (лицевая сторона) РО ИРЛИ, Фонд 697, оп. 1, ед.хр. 32

Возможно затем, что Есенина доставили в пустой номер гостиницы насильно, но это надо было скрыть.

Петербургский писатель Виктор Кузнецов, изучая документы гостиницы «Англетер», обнаружил, что Есенин в ней вообще не жил! Фамилии поэта нет в списке жильцов этой гостиницы в тот период, когда в ней будто бы обнаружили его труп, висящий на трубе парового отопления.

Мемуарная записка Есенина, упомянутая в воспоминаниях В. Эрлиха (лицевая сторона), РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 30

Никто из персонала гостиницы и проживавших там гостей Есенина в эти дни не видел. А все «свидетели», которые потом давали показания об общении с поэтом в его номере «Англетера», в том числе и Эрлих, были тайными агентами ГПУ.

В XXI веке родственники поэта, исследователи и просто граждане не раз обращались в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о возобновлении уголовного дела о предполагаемом убийстве Сергея Есенина.

Полученные ответы, как под копирку: «Подтверждена причина смерти поэта в результате сдавления органов шеи петлей при повешении».

Вот и думайте, как хотите: то ли кто-то это нарочно сделал, то ли действительно он это сделал сам.

Между тем, есть десятки косвенных доказательств, по которым можно работать.

Первый вопрос: когда, кем и при каких обстоятельствах все документы следствия были повреждены? Причем идентичным образом: у них вырван фрагмент в нижней части листа.

Второй вопрос: доверенность, которая приложена к делу – это доверенность, написанная рукой Эрлиха. И на ней значится совершенно чудовищная подпись Сергея Александровича Есенина . В то время, когда в вещах Есенина обнаружили написанную его рукой доверенность, но порванную.

Доверенность, написанная В.И. Эрлихом, с неадекватной подписью С.А. Есенина

Третий вопрос: почему к документам следствия не была приложена так называемая предсмертная записка – стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»? Если ей придается такой статус, значит, она должна быть в официальном деле.

Четвертый вопрос связан с участковым надзирателем, а именно, его подписями на документах: почему-то они разнятся. В акте от 28 декабря у Горбова одна подпись, в протоколах опроса свидетелей она совершенно иная.

Еще одна череда косвенных доказательств связана с самими посмертными фотографиями. Во-первых, мы не имеем фотографии трупа в петле. Во-вторых, мы не имеем ни одной посмертной фотографии, где Сергей Александрович был бы изображен в полный рост.

Художник Василий Сварог, который рисовал мертвого Есенина еще без грима, сказал в 1927 году:

«Сначала была «удавка» – правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась… Вешали второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…».

Однако этим свидетельствам доверяют не все. Филолог Олег Лекманов, профессор ВШЭ, автор биографии Сергея Есенина, считает, что поэт повесился сам.

«Есть стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…», которое он перед тем, как покончить с собой, а он, безусловно, стопроцентно покончил с собой, записал кровью на листочке и передал Вольфу Эрлиху. Пускай те, кто отстаивают эту так называемую «версию» убийства, сначала нам докажут каким образом убийцы смогли его заставить это стихотворении выдумать, сочинить, потом его написать на листочке кровью».

Стихотворение, которое сейчас трактуется многими как вещдок, не было привлечено в качестве такового. Вероятно потому, что там нет датировки.

Стихотворение «До свиданья…» (подлинник) (РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 14)

Это стихотворение трудно назвать предсмертным, так как оно было передано Эрлиху за день до гибели. И вполне возможно, что эти строки вообще написаны задолго до «Англетера» и посвящены близкому другу Алексею Ганину, который был расстрелян на Лубянке в марте 1925 года по обвинению в принадлежности «Ордену русских фашистов». Не проводилось никакой экспертизы касательно подлинности того самого листка, который был передан Вольфу Эрлиху.

Это первое.

Второе – неестественно согнутая рука. Живой поэт мог держаться за трубу, но после смерти мышцы ослабевают, и руки у самоубийцы должны опуститься вдоль туловища, чего не произошло.

Третье – шрамы от губы к подбородку. Они образуются, если преступник душит жертву сзади.

Сергей Есенин с сестрой

Сомневались в самоубийстве Сергея Есенина и его современники: Анна Ахматова, Павел Лукницкий, Осип Мандельштам . Сомневались, потому что знали и дерзкого Есенина, и еще лучше – то время, в которое жили.

Четвертое – пробитый лоб, то есть вмятину официальная версия объясняет ожогом, который получил Есенин уже после повешения от горячей трубы отопления, на которой он висел, а не от прижизненного удара.

Но воронежский режиссер Евгений Парщиков, автор фильма «Есенин. 1925 – 2010», уверен, что это не так. Он привлек родственников поэта и независимых экспертов, которые выяснили, что фотография номера, сделанная после трагедии, фальшивка. Ее развернули, чтобы как-то объяснить неудобные следствию факты.

Номер Есенина в гостинице «Англетер» после трагедии

Данный снимок показали эксперту по судебной фотографии, и он сказал, что снимок является зеркальным перевертышем реального положения в номере, то есть трубы находятся не в правом углу, а в левом. Но это не просто трубы и не просто углы – направление раны на лбу Сергея Александровича таково, что оно могло быть получено только в правом углу. То есть мы получаем полную несостоятельность официальной версии.

«Я знал поэтессу Иду Наппельбаум… Так вот. Ее брат Лев помогал отцу – фотографу во время съемок. Он рассказал сестре, как помогал милиционеру, стоявшему на стремянке, снимать тело поэта с трубы отопления. Он был свидетелем того факта, что Есенин висел не в петле, как это бывает у самоубийц, а веревка была несколько раз намотана вокруг шеи. Потому-то его тело и пришлось снять до прихода писателей – повешен он был уж очень неправдоподобно» (Николай Браун, поэт, переводчик, бывший политзаключенный, общественный деятель).

В качестве возможных идеологов устранения поэта фигурировали и Блюмкин, и Троцкий, и Агранов , которого называли палачом русской интеллигенции.

Сергей Есенин с матерью

В самоубийстве Есенина сомневалось и духовенство, настолько, что священники сочли возможным отпевать поэта на похоронах, что для самоубийц недопустимо.

Церковные панихиды на могиле поэта служат и сейчас. Священник Андрей Дударев приезжает каждый год.

«Кто может сказать, что он покончил жизнь самоубийством? Шрам от веревки, на которой якобы повесился Есенин. Если человек вешается, то полоса эта от подбородка тянется к затылку, непременно снизу вверх, а здесь она перпендикулярна относительно позвоночника. Это удавка, стянутая на шее поэта и задавившая не только человека великого, но и русскую культуру».

В воскресенье 27 декабря, по свидетельству Эрлиха, они с Есениным расстались. Эрлих ушел из гостиницы домой, но дойдя до Невского проспекта, он вспомнил, что забыл в номере портфель. Эрлих возвратился в гостиницу. Есенин был один. Он сидел за письменным столом и просматривал рукопись. Был спокоен. Утром его нашли повешенным.

Сергей Есенин за работой

Что именно произошло в те несколько ночных декабрьских часов, доподлинно неизвестно до сих пор.

Виктор КОЛМОГОРОВ

Гостиница «Англетер» в конце первого десятилетия ХХ века (светлое здание слева на переднем плане)

Замечательный русский поэт Сергей Есенин умер в 30 лет, 28 декабря 1925 г. в Санкт-Петербурге. Его нашли повешенным на трубе отопления в номере 5 гостиницы «Англетер». Вокруг смерти поэта уже на следующий день зародилось множество легенд и слухов.

До сих пор идут споры - сам он повесился, или он был убит. Одни и те же факты истолковываются прямо противоположным образом, подгоняются под заранее принятую версию. Некоторые факты вообще не упоминаются.

Как на самом деле погиб Сергей Есенин

Петербургский писатель Николай Астафьев опубликовал книгу, где на основе исследований, продолжавшихся более 20 лет, убедительно доказал, что многие документы, связанные с трагической гибелью в Ленинграде великого русского поэта Сергея Есенина, были сфальсифицированы, чтобы скрыть факт его злодейского убийства.

До сих пор в энциклопедиях излагается официальная версия гибели Есенина, согласно которой он повесился в гостинице «Англетер». Однако в вышедшей в этом году в Петербурге книге Николая Астафьева «Трагедия в "Англетере": действующие лица и исполнители» убедительно доказывается, что многие документы, касающиеся обстоятельств дела Есенина, являются фальшивками. Это позволяет сделать однозначный вывод: великий русский поэт был убит.

С чего я начал? С самого начала, – рассказал «Петербургскому дневнику» Николай Астафьев. – С изучения телеграммы, которую Есенин якобы послал в Ленинград 7 декабря 1925 г., извещая своего приятеля Вольфа Эрлиха о своем приезде. Много месяцев я просидел в Центральном музее связи Петербурга, изучая телеграммы того времени. И вывод получается такой: телеграмма, которой Есенин якобы извещал Эрлиха о своем приезде и просил подыскать для него жильё, – грубая фальшивка. Во-первых, бланк не соответствует бланкам того времени, на нём не указан ни её номер, ни номер почтового отделения, из которого она отправлена.

Изучив более сотни телеграмм того года, я установил, что среднее время их прохождения из Москвы в Ленинград составляло не менее 2 часов. А согласно цифрам на телеграмме, будто бы отосланной Эрлиху, она была отправлена из Москвы в 15 часов 2 минуты, а получена в Ленинграде в 15 часов 31 минуту. Рекордная скорость! Такого никак не могло быть. Те, кто изготовил фальшивку, словно не знали, какое время надо было проставить.

Мало того, удалось установить, что на самом деле эта телеграмма могла быть отправлена из почтового отделения не в Москве, а в Ленинграде в другое почтовое отделение в том же городе.

Подделкой является и «записка» Есенина Эрлиху: «Вова, захвати вещи ко мне в гостиницу… » Сравнивая её с почерком Есенина, даже неспециалисту видно, что она написана другим человеком. Сделано это для того, чтобы доказать, будто Есенин, приехав в Ленинград к «своему другу» Эрлиху, сам, по собственной инициативе, поселился в «Англетере».

В протоколе опроса Вольфа Эрлиха косвенно упомянута единственная записка о вещах в гостинице, якобы созданная рукой Есенина, а в мемуарах фигурирует совсем другая есенинская записка, в которой речь идёт о ресторане и нет ни слова о гостинице, куда якобы отправился Есенин. Сфальсифицированы также и обе доверенности на получение денег, якобы выписанные Есениным на имя Вольфа Эрлиха.

Это были фальшивки?

«Убедительным» доказательством самоубийства долго изображали тот факт, что комната Есенина была заперта изнутри. Однако найдены убедительные доказательства уничтожения ниши с дверью в соседнюю комнату с балконом, куда могли уйти преступники, инсценировав самоубийство поэта.

Порезы на руке долгое время объясняли тем, что Есенин якобы написал стихи кровью. Но в протоколах опроса нет ни слова о том, что Есенин резал руки и писал «предсмертное» стихотворение. Этот миф создали газетчики.

На самом деле надрез на правой руке был сделан на следующий день, 28 декабря, чтобы разогнуть руку, застывшую у шеи.

Пора расследовать объективно

Николай Астафьев упоминает, что в архиве Юрия Прокушева, который считается чуть ли не главным есениноведом страны, хранятся многие ценные документы, включая дневник поэта, однако никто его никогда не видел. Никакие другие специалисты не имели и не имеют к нему доступа. В том, что речь идёт об убийстве, не остается никаких сомнений, делает вывод в своей книге писатель.

«Пришло время, – призывает он, – пересмотреть дело №89 о смерти поэта, добиться отмены постановления народного следователя Д.И.Бродского от 23.01.1926 г. о прекращении дознания за отсутствием состава преступления, с которым Ленинградская губернская прокуратура согласилась, признав собранные доказательства о самоубийстве Сергея Есенина достаточными, и возбудить в связи с вновь открывшимися обстоятельствами уголовное дело, которое позволит расследовать обстоятельства трагической кончины поэта объективно, в рамках правового поля…»

Он был обречён

Есенина убили, и это не было «случайное» убийство. Великий русский поэт попросту не мог не быть «ликвидированным», как говорили в те времена. И вовсе не за свои «смелые» разговоры, многочисленные скандалы… а за стихи, которые он писал, с ненавистью и презрением отзываясь не только о коммунистическом режиме, но и о его главарях.

Множество фактов говорят о том, что Есенин вовсе не был, как утверждают, в состоянии маниакальной депрессии во время своего приезда в Ленинград.

По свидетельствам современников, поэт был настроен на работу, читал друзьям стихи, рассказывал о новом журнале. За 1925 г. у него вышло восемь книг, им было подготовлено полное собрание сочинений. Существовал договор с Госиздатом на выплату гонорара за полное собрание сочинений.

Сторонники версии о самоубийстве неизменно приводят как доказательство склонности Есенина к суициду факт его пребывания в психиатрической клинике Москвы. На самом деле Есенин оказался в клинике вовсе не по состоянию здоровья. Его поместили туда, спасая от судебного процесса, который хотели устроить над ним после скандала в поезде Баку – Москва, где он резко повздорил с дипломатическим курьером Альфредом Рога и Юрием Левитом, близким знакомым всесильного Льва Каменева. Рога и Левит через канцелярию наркомата по иностранным делам подали на поэта в суд, требуя возмездия. Выход из сложного положения подсказали сестры поэта Катя и Шура – «спрятаться» в клинике Московского университета.

Показания Сварога

Энциклопедии утверждают, будто после смерти Есенина никто об убийстве «несколько десятилетий» не говорил. Напротив, об этом стали говорить сразу.

Художник Василий Сварог, который сделал рисунок мёртвого Есенина ещё без грима, рассказывал в 1927 г.: "Мне кажется, этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну… может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он "забыл" свой портфель в номере Есенина. И домой он "спать" не ходил – с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря всё время неподалёку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах… Сначала была "удавка" – правой рукой Есенин пытался ослабить её, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковёр и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась… Вешали второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…"

В «Англетере» не жил

Однако самое сенсационное открытие сделал петербургский писатель В.Кузнецов. Изучая документы гостиницы «Англетер», он обнаружил, что Есенин в ней вообще не жил! Фамилии поэта нет в списке жильцов этой гостиницы в тот период, когда в ней будто бы обнаружили висящий на трубе парового отопления его труп. Те, кто помнит советские времена, хорошо знают, что значило тогда получить номер в гостинице. Каждый поселившийся регистрировался, администратор записывал данные его паспорта. Органы следили за этим очень строго.

Никто из персонала гостиницы и проживавших там гостей Есенина в эти дни не видел. А все «свидетели», которые потом давали показания об общении с поэтом в его номере «Англетера,» в том числе и Эрлих, были тайными агентами ГПУ.

Как считает Кузнецов, как только Есенин появился в Ленинграде, он сразу же был арестован и привезён в следственный дом ГПУ на ул. Майорова, 8/23. Там его с пристрастием допросили. Операцией руководил чекист Яков Блюмкин (тот самый Блюмкин, который в июле 1918 года убил немецкого посла Мирбаха, а в 1929 г. сам был расстрелян по постановлению коллегии ОГПУ. Прим.ред. ).

Вряд ли Троцкий лично давал приказ убить поэта, но так уж случилось. По-видимому, Есенин, привычный к дракам, сопротивлялся и с силой толкнул Блюмкина, тот упал. Тогда прогремел выстрел. На фотографии виден след от пулевого ранения, а после этого Блюмкин ударил Есенина рукояткой револьвера в лоб. После этого решили произвести инсценировку самоубийства – благо зловещий дом 8/23 находился прямо напротив «Англетера». Труп перенесли в номер, в котором никто не жил…